Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование системы мониторинга реализации программы социально-экономического развития региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором и были опубликованы в материалах международных, межрегиональных, всероссийских и региональных научно-практических конференций: Всероссийская научно-практическая конференция «Современный финансовый рынок Российской Федерации» (Пермь, 2004;2005 гг.) — Международная научно-практическая… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММ
    • 1. 1. Теоретические основы мониторинга программ
    • 1. 2. Методологические аспекты системы регионального мониторинга
    • 1. 3. Содержание системы мониторинга результативности программы
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
    • 2. 1. Исследование объектов мониторинга социально-экономического развития
    • 2. 2. Выбор результативных методов исследования социально-экономических процессов
    • 2. 3. Показатели результативности социально-экономических процессов
  • ГЛАВА. З. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
    • 3. 1. Модель мониторинга результативности в рамках реализации Программы социально — экономического развития Пермского края до 2015 года
    • 3. 2. Методика анализа эффективного обеспечения программы бюджетными ресурсами
    • 3. 3. Методические рекомендации по системе общественного мониторинга социальных и экономических программ

Формирование системы мониторинга реализации программы социально-экономического развития региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Эффективная реализация стратегии социально-экономического развития региона во многом определяет темпы и динамичность решений, принимаемых региональными властными структурами. Поэтому современный этап развития территорий предполагает необходимость разработки инструментария и реализации мер по совершенствованию управления и повышению эффективности государственного воздействия на социально-экономические процессы с целью обеспечения устойчивого экономического роста и улучшения качества жизни населения.

Руководителям программ развития территорий и другим заинтересованным лицам необходима систематизированная и своевременная информация о важнейших результатах работы, что позволяет вносить корректировки в программы в процессе их реализации, наилучшим образом использовать ресурсы, предоставлять необходимую информацию о программах заинтересованным сторонам и широкой общественности.

Этому способствуют происходящие в настоящее время процессы интеграции традиционных методов учета, анализа, нормирования, планирования и контроля в единую систему получения, обработки и обобщения информации и принятия на ее основе управленческих решений. Такая система, будучи сориентированной на достижение текущих, стратегических целей и на результат, становится эффективным инструментом комплексного решения социально-экономических проблем.

Однако, как правило, большая часть собираемых данных имеет количественный характер (число участников, размер пособий, состав семей и пр.). Эти данные полезны, но ничего не говорят о том, удовлетворены ли сами участники ходом реализации программы, поэтому необходим комплексный подход к определению степени результативности реализации программы. Особое значение решение данной проблемы имеет для развития социально-экономических процессов региона как важной составляющей стратегического планирования. Стратегическое планирование региона предусматривает разработку долгосрочных программ, в которых определены цели, стратегия и конкретные механизмы, обеспечивающие достижение этих целей.

Однако при управлении программами социально-экономического развития региона возникают определенные противоречия. Так, с одной стороны, отсутствуют механизмы раннего выявления и устранения негативных явлений и процессов, с другой стороны, возникает необходимость в получении информации с целью повышения эффективности управления, в постановке реалистичных целей, в мотивации и распределении ответственности за полученные результаты. В этих условиях только данные системы мониторинга результативности позволяют оценить и устранить подобного рода противоречия до того, как они перерастут в серьезную проблему.

Область исследования соответствует требованиям паспорта номенклатуры специальностей ВАК 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика): 5.13 — Проблемы устойчивого развития регионов разного уровнямониторинг экономического и социального развития регионов разного уровня- 5.9 — Исследование тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических подсистем- 5.17 — Региональное стратегическое планированиерегиональные программы развитияэкономические проблемы федерализмаэкономическая симметрия и асимметрия в развитии Российской Федерациипроблемы разграничения полномочий и предметов ведения и эффективности государственного управления в территориальном аспектеэкономические проблемы местного самоуправления.

Степень научной разработанности темы исследования. Существенный вклад в разработку теоретических и методологических основ развития региональной экономики и механизмов управления региональным развитием внесли исследования ряда отечественных и зарубежных ученых: А. А. Адамеску, М. К. Бандмана, О. В. Богачевой, Л. Ф. Болтенковой, А. П. Градова, А. Г. Гранберга, Г. А. Ковалевой, Г. А. Князевой, Б. И. Кузина, A.M. Лаврова, В. А. Лексина,.

М.Д. Медникова, В. Г. Панскова, И. В. Подпориной, В. М. Родиновой, А. И. Татаркина, С. Н. Хурсевича, Т. Ф. Юткиной и др.

Региональным аспектам развития экономики современного периода посвящены работы Е. Г. Анимицы, О. И. Боткина, И. В. Блауберга, Ш. Зубаревич, В. Н. Лексина, В. К. Левашова, В. М. Матросова, Ю. К. Перского, А. Н. Пыткина, В. Г. Прудского, Ю. А. Малышева, Л. А. Романовой, Б. П. Титаренко, Г. Умарова, М. Д. Шарыгина и др.

Отдельные проблемы социально-экономического развития регионов рассматриваются в трудах российских ученых: И. Александрова, Е. Андреевой, В. Битунова, П. Бурака, В. Вашанова, Ю. Воронина, А. Габитовой, В. Городецкого, М. Гохберга, А. Дованкова, В. Исаева, Т. Морозовой, М. Мазановой, В. Немчинова, Н. Некрасова, М. Придатчука, Э. Прокофьева, Т. Ускова, Е. Чистякова, А. Швецова и др.

В региональной экономике в настоящее время формируются теоретические и методические основы организации и проведения мониторинга социально-экономических процессов. Вопросам формирования регионального мониторинга посвящены работы зарубежных ученых: Р. Харри, Н. Лоис Blair, М. Donald Fisk, М. John Greiner, R. John Hall, S. Philip Schaenman, A. Patrick.

В то же время вне поля научных исследований до сих пор остаются вопросы построения системы мониторинга результативности реализации целевых программ, хотя имеется несколько ряд работ в области мониторинга целевых программА.Е. Когут, К. Море, М. Katharine, М. Ю. Гараджи, Н. Е. Кондауровой, Г. Б. Поляка. Приоритетом во взаимодействии власти и общества является организация устойчивой системы обратной связи, что должно формировать систему общественного мониторинга, разрабатываемых оценок программ. Данная проблема затронута лишь частично в работах И. Мининой и М. Замятиной.

Таким образом, недостаточная теоретическая и методическая изученность проблемы управления реализацией программ социально-экономического развития в региональном аспекте определяют актуальность и необходимость систематизации и углубления знаний в данной области.

Все вышеизложенное определило выбор цели, задач и основных направлений диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работы заключается в разработке теоретико-методологического основ построения и развития системы мониторинга результативности реализации программы социально-экономического развития региона.

Реализация поставленной цели предопределила необходимость решения следующих задач:

1. Уточнить содержание понятия «мониторинг результативности» целевых программ развития региона.

2. Сформировать подход к определению цели и содержания системы регионального мониторинга программы социально-экономического развития региона, ориентированного на результат.

3. Выявить основные принципы формирования механизма мониторинга результативности региональных целевых программ.

4. Разработать модель формирования системы мониторинга результативности реализации программы социально-экономического развития региона.

Объект исследования — процессы социально-экономического развития Пермского края.

Предмет исследования — система мониторинга реализации программы социально-экономического развития региона, ориентированная на результат.

Теоретической и методологической базой диссертационного исследования являются труды российских и зарубежных ученых в области современных теорий развития социально-экономических систем на различных уровнях экономической иерархии, теории инновационного, стратегического и бюджетного менеджмента, а также в области управления и контроля социально-экономическими процессами в рамках различных экономических субъектов.

Методологическую основу исследования составила методология преобразования социально-экономических систем в рамках системного подхода, а также индикативный подход к построению системы показателей результативности деятельности в условиях реализации конкретных программ развития региона.

При решении ряда задач диссертационной работы использовались методы структурно-функционального, системно-аналитического, сравнительного и факторного анализа, методы социально-экономического планирования. и прогнозирования, экономико-математического моделирования, методы экспертных оценок и контурного анализа.

Информационно-статистическая база исследования. Информационно-статистическую базу диссертационного исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Пермского краяданные статистических отчетов и справочников Росстата (Госкомстата РФ) и субъектов Российской Федерациирабочие материалы по разработке проекта Программы социально-экономического развития Пермского края до 2015 годаданные оценок независимых экспертов, материалы периодической печати и оперативная информацияданные, полученные автором в процессе исследования.

Научная новизна исследования заключается в развитии инструментов управления экономикой региона на основе разработанного концептуального подхода к построению механизма мониторинга результативности социально-экономического развития региона.

Наиболее значимые результаты исследования, полученные лично автором, содержащие научную новизну и выносимые на защиту:

1. Предложено теоретическое уточнение понятия «мониторинг результативности» применительно к задачам реализации программы социально-экономического развития региона, предусматривающее необходимость включения в общепризнанное содержание данного понятия оценок результативности программы с учетом экономических и социальных интересов общества.

2. Сформулирован подход к определению цели и формированию содержания системы регионального мониторинга программы социальноэкономического развития региона, ориентированного на результат, который предусматривает интеграцию оценок результативности в стратегические цели и программы развития региона с учетом внешних и внутренних факторов, определяющих изменения деловой среды.

3. Выявлены основные принципы формирования механизма мониторинга результативности целевых программ социально-экономического развития региона, отражающие взаимосвязи факторов инновационности управления, своевременности реагирования на изменения окружающей среды, приоритетности стратегических целей.

4. Разработана модель формирования системы мониторинга результативности реализации программы социально-экономического развития региона, основанная на интегральной оценке величины его социально-экономического потенциала, которая отражает разработанный в диссертации подход к анализу эффективного обеспечения программы бюджетными ресурсами и формированию общественного мониторинга.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработанные автором подходы к определению содержания «системы регионального мониторинга результативности» реализации программы социально-экономического развития региона позволяют комплексно оценить результативность управления и эффективность использования бюджетных средств, используемых для реализации программы.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что основные теоретико-методологические положения и прикладные решения могут быть использованы при разработке стратегии и программ социально-экономического развития региона на среднюю и долгосрочную перспективу, при совершенствовании элементов комплексного механизма системы мониторинга программы, ориентированного на результат. Это будет способствовать повышению эффективности управления региональной экономикой.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором и были опубликованы в материалах международных, межрегиональных, всероссийских и региональных научно-практических конференций: Всероссийская научно-практическая конференция «Современный финансовый рынок Российской Федерации» (Пермь, 2004;2005 гг.) — Международная научно-практическая конференция «Современный финансовый рынок Российской Федерации» (Пермь, 2006 гг.) — Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы взаимодействия реального и финансового секторов экономики» (Пермь, 2006 г.) — региональная научно-практическая конференция «Реформирование государственного управления и местного самоуправления в Российской Федерации: региональный аспект» (Пермь, 2006 г.) — II региональная научно-практическая конференция молодых ученых и специалистов «Развитие и реформирование государственной и муниципальной службы в России на современном этапе», (Пермь, 2007 г.).

Методологические разработки и практические рекомендации автора в качестве независимого эксперта реализованы при разработке проекта «Программы социально-экономического развития Пермского края до 2015 года», а также в администрации Пермского края и территориальном управлении федеральной службы финансово-бюджетного надзора, что подтверждено соответствующими документами. Отдельные методические положения использованы при разработке целевой программы развития муниципальных образований региона. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе университетов при изучении дисциплин «Региональная экономика», «Стратегический менеджмент», а также в системе повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.

Публикации. Основное результаты диссертации были опубликованы в 7 работах общим объемом 10,2 п.л. (личный вклад автора 4,9 п. л.).

Объем и структура. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка 131 наименования и 9 приложений. Общий объем работы составляет 158 страниц, включая 21 рисунок, 11 таблиц.

Содержание работы.

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, поставлена цель, определены основные задачи, объект и предмет исследования, дана общая характеристика научной новизны и практической значимости полученных результатов.

В первой главе — «Теоретико-методологические основы системы мониторинга результативности целевых программ» дается уточнение понятия «мониторинг результативности» применительно к задачам реализации программы социально-экономического развития регионаразработана классификация и даны базовые характеристики системы мониторинга результативностиизучены и выявлены особенности, предпосылки и принципы системы регионального мониторинга результативности целевых программпредложена модель создания системы мониторинга результативности программ.

Во второй главе — «Особенности системы мониторинга результативности социально-экономических процессов на региональном уровне» исследуются объекты наблюдения мониторинга социально-экономического развитияобоснован выбор методов исследования социально-экономических процессов, используемых в отечественной и зарубежной практикеразработан подход к анализу и оценке показателей результативности социально-экономических процессов.

В третьей главе — «Методическое обеспечение системы мониторинга результативности реализации программы социально-экономического развития региона» — предложена модель мониторинга результативности, основанная на интегральной оценке социально-экономического потенциала конкретного региона в рамках «Программы социально-экономического развития до 2015 года" — разработана методика анализа эффективного использования бюджетного потенциала программыпредложены методические рекомендации по формированию системы общественного мониторинга программы социально-экономического развития.

В заключении обобщены теоретические и практические результаты научного исследования, сформулированы основные выводы.

Заключение

.

Резюмируя результаты проведенного исследования, их можно представить обоснованием следующих ключевых положений.

1. Предложено теоретическое уточнение понятия «мониторинг результативности» применительно к задачам реализации программы социально-экономического развития региона, предусматривающее необходимость включения в общепризнанное содержание данного понятия оценок результативности программы с учетом экономических и социальных интересов общества (подраздел 5.13.).

Анализ существующих подходов к определению понятия «мониторинг программ» относительно объектов социально-экономического развития позволил определить его как специально организованную и постоянно действующую систему учета, сбора, анализа и распространения информации, дополнительных информационно-аналитических обследований, оценки состояния, тенденций развития и характера общетерриториальных ситуаций при решении конкретных региональных проблем.

В диссертации отмечается, что появление системы мониторинга программ обусловлено следующими предпосылками:

— неустойчивостью условий и характеристик внешней среды региона;

— ростом объема информации и значимости информационного обеспечения текущих и стратегических решений в регионе;

— усложнением системы управления социально-экономическим развитием региона в результате проводимых реформ;

— повышением уровня интернационализации рыночных отношений и предпринимательской деятельности;

— потребностью практики в комплексной методической и инструментальной базе для поддержания основных функций менеджмента при реализации программы социально-экономического развития региона;

— усилением функции координации в процессе подготовки, принятия и реализации программ социально-экономического развития региона.

В диссертации обосновывается, что при стратегическом управлении регионом современные методы анализа и прогнозирования не используются, а регион оказывается не в состоянии реализовать намеченные стратегии развития. Именно мониторинг результативности программ социально-экономического развития региона может интегрировать стратегическую и управленческую информацию, современные методы анализа и прогнозирования в единую систему в рамках отдельно взятой программы. Такой подход основан на том, что регион рассматривается как система с определенным набором взаимосвязанных целей. Другими словами, система мониторинга результативности выступает в качестве интегрирующей и координирующей подсистемы контура управления, который обеспечивает информационную, инструментальную и методическую базу поддержки принятия управленческих решений.

Понимание мониторинга результативности программы социально-экономического развития региона в данном аспекте, предусматривающего координацию систем планирования, упреждающего контроля, информационного обеспечения и ориентированного на будущее в соответствии с поставленными целями и задачами получения определенных результатов в развитии региона, является, на наш взгляд наиболее приемлемым с позиции научного обоснования управления программами региона.

Все вышеизложенное доказывает необходимость отражения в понятии «мониторинг программ» не только его целевой функции, но и оценок эффективности достижения поставленных целей, конкретных результатов. То есть «мониторинг результативности» программы целесообразно рассматривать как комплексную концепцию при определении степени результативности реализации программы.

2. Сформулирован подход к определению цели и формированию содержания системы регионального мониторинга программы социально-экономического развития региона, ориентированного на результат, который предусматривает интеграцию оценок результативности в стратегические цели и программы развития региона, с учетом внешних и внутренних) факторов, определяющих изменения деловой среды (подраздел 5.17).

Функционирование любого экономического субъекта всегда направлено на достижение конкретных стратегических целей, что вызывает необходимость постоянного мониторинга реализации разработанных программ развития.

Поскольку стандарты и нормы управления основываются на использовании предыдущего опыта и связаны скорее с прошлым, нежели с будущим региона, управление на основе традиционного мониторинга является определенным тормозом в использовании будущих возможностей развития.

Динамичность развития рыночных отношений приводит к необходимости ' формировать систему мониторинга в расчете на будущее развитие. В упреждающем мониторинге программ развития региона акцент, который ранее фиксировался на отклонениях от предыдущих эталонов, смещается на сравнение результатов и целей настоящего периода с результатами и целями, которые должны быть достигнуты к концу рассматриваемого периода, соответственно с коррекцией решений предыдущего периода и мер по достижению будущих целей.

Это позволяет произвести корректировку тех или иных решений, либо, если оценка результатов показывает, что ранее поставленные цели нереальны, изменить их. Смысл системы мониторинга результативности заключается, таким образом, в ^ создании гарантий для реализации программ и, следовательно, в повышении эффективности управленческого процесса, поскольку в предлагаемой системе внимание концентрируется, прежде всего на тщательном анализе и обосновании возможных альтернативных вариантов развития регионана определении возможного финансирования проектовна анализе и оценке результатов реализации программы.

Задача мониторинга, ориентированного на результат, состоит прежде всего в объяснении причин, обусловивших появление отклонений в развитии, в * определении их влияния на достижение перспективных целей, а также в разработке корректирующих решений по устранению отклонений и сбалансированному использованию ресурсов, с последующим формулированием проблем развития.

Служба мониторинга стремится управлять процессами текущего анализа и регулирования таким образом, чтобы по возможности избежать ошибок как в настоящем, так и в будущем. Решение этой задачи, в первую очередь, связано со следующим определением фактического состояния процессов реализации программыпрогнозированием процесса реализации программыопределением места и причин отклонений значений показателей, характеризующих ход реализации и результаты программы как в целом, так и ее отдельных направленийс обеспечением устойчивости параметров реализации программы и ее направлений при достижении предельных значений показателей.

Решение проблемы во многом определяется тем, насколько эффективно скоординированы цели различных уровней управления, средства и методы их реализации. Своевременная адаптация субъекта к быстроменяющейся внешней среде обуславливает необходимость его развития в таком направлении, когда основой принятия стратегических решений становится определение поведения региона в текущий момент, который при этом одновременно рассматривается и как начало будущего. Без координации обеспечить возможность успешной реакции региона на изменения, которые произойдут в деловой среде, не представляется реальным.

Таким образом, назначение системы мониторинга результативности состоит в повышении прозрачности и предупреждении возникновения кризисных ситуаций как предпосылки построения эффективной системы управления. Для этого необходимо предусмотреть, чтобы каждое принимаемое решение не основывалось на ошибочных предпосылках и это особенно важно, если оно сопряжено с большим риском.

3. Выявлены основные принципы формирования механизма мониторинга результативности целевых программ социально-экономического развития региона, отражающие взаимосвязи факторов инновационности управления, своевременности реагирования на изменения окружающей среды, приоритетности стратегических целей (подраздел 5.9.).

Стратегия социально-экономического развития региона определяется приоритетами региональной политики. Целью такой стратегии является ^ формирование условий и выявление факторов поступательного, устойчивого развития региона, понимаемого как единство и баланс социальных, экономических, экологических и институциональных составляющих развития, обеспечивающих повышение его инвестиционной привлекательности на основе роста социально-экономического потенциала и конкурентоспособности.

В диссертации предлагается механизм мониторинга результативности программы социально-экономического развития региона, представленный основными блоками: целеполагание, определение основных приоритетов развития, выработка решений с помощью инструментов и механизмов реализации w программы, определение взаимодействия с другими программами и выявление Ц результатов реализации программы.

Цели мониторинга представлены блоками, определяющими основные направления реализации стратегии социально-экономического развития региона.

Формирование отраслевых приоритетов предопределяется возможностью получения максимального эффекта от использования производственных ресурсов. Определение функциональных приоритетов позволяет получить оценку результатов достижения совокупности целей стратегии на основе формирования системы целевых показателей. щ, Механизм реализации программы воплощается в матрицу, в которой столбцы отражают направления (приоритеты) социально-экономической политики, а строки — сферы (отрасли). Каждая ячейка отражает соответствующие решения, которые необходимо принимать в рамках данного направления матрицы.

Реализуется Программа на основе текущего мониторинга и его оперативной коррекции. Для этих целей предлагается создание ситуационноаналитического * центра, отвечающего за мониторинг программы. Его деятельность заключается в создании региональной хозяйствующей системы в рамках которой хозяйствующие субъекты отображаются в соответствии с их реальной «географической» структурой. Речь идет о своеобразном варианте дистанционного управления и контроля. Дело в том, что в региональной системе, как в иерархичной системе присутствуют не только агрегированные сектора, но и крупнейшие фирмы, находящиеся во взаимодействии с множеством более мелких хозяйствующих субъектов, а также банковский сектор, торговые сектора, сектора малого бизнеса, крупных промышленных предприятий и различных категорий домовладения. Таким образом, воссоздается реальная картина функционирования хозяйственной экономической системы региона в целом, что делает возможным мониторинг контроля реализации программ полномасштабным и прозрачным.

Мониторинг программы производится по трем основным направлениям: мониторинг ситуации в отраслях и’управленческих округахмониторинг общих результатов реализации программы, базирующийся на анализе статистики и ограниченного числа частных и интегральных показателеймониторинг процесса реализации мер, базирующийся на информации ситуационно-аналитического центра. Объединение итогов мониторинга по названным направлениям позволяет оценить актуальность и адекватность программы, сделать выводы о необходимости ее корректировки, что гарантирует постоянное обновление программы и стимулирует ее реализация.

Результативность программы рассматривается как выгода, полученная в ходе ее реализации, где показатели результативности отражают изменения за определенный период времени, а также как соответствие результата поставленным целям.

Концептуальный подход к формированию механизма мониторинга результативности предусматривает взаимодействие трех блоков: целевого, блока принципов и функционального блока. Как уже говорилось, мониторинг результативности мы рассматриваем как одну из приоритетных предпосылок построения эффективной системы управления экономикой региона. В диссертации рассмотрены основные принципы построения системы мониторинга результативности программы с учетом целей и функций, которые свойственны определенному объекту мониторинга результативности и конкретному субъекту в данный момент времени.

В соответствии с принятой философией мониторинга механизм результативности целевой программы должен основываться на четырех принципах — инновационности, своевременности, приоритетности, отражения фактов.

Принцип инновационности. Для обеспечения длительного и устойчивого функционирования региона необходима ориентация на его рост и развитие, следствием чего является стабильное наполнение бюджета. При этом цель «рост» означает расширение номенклатуры реализуемых программ. Цель «развитие» означает ориентацию на новые организационные структуры и процедуры управления, т. е. на инновационное развитие и использование в системе мониторинга результативности объективных условий для постоянного внедрения нового в практику управления и развития региона.

Принцип своевременности. Система мониторинга результативности требует постоянного наблюдения за изменяющейся окружающей средой, что вызывает необходимость оперативно учитывать вновь возникающие шансы и риски, а также их возможное влияние на результат. Способность региона к своевременному реагированию на соответствующие изменения зависит от временного интервала между возникновением новых шансов и конкретным действиям органов управления, от фактора времени.

Принцип приоритетности. Принцип приоритетности реализуется только тогда, когда любое решение и действие оценивается, в первую очередь, с позиций его соответствия стратегическим программам. Руководители региона, его подразделений и сотрудники на практике нередко принимают тактические решения, приносящие быстрый экономический эффект и реальные выгоды в текущем плане, но не соответствующие стратегическим задачам субъектов.

Принцип отражения фактов. Суть этого принципа состоит в создании условий для контроля достижения цели и решения задач системы мониторинга результативности. Четкое структурирование получения информации о реализации программы вынуждает информатора к обеспечению продуманной, полной и точной отчетности по представлению положения дел.

Аналитическая функция включает причинно-следственный анализ динамики экономического развития региона. Сервисная функция направлена на обеспечение полноценного информационного обслуживания всей системы мониторинга результативности.

Реализация управляющей функции предполагает переосмысление стратегии социально-экономического развития и корректировку целей различных уровней региональной иерархии.

Контроль и анализ эффективности работы направлен на создание потенциала успеха в будущем на основе принципов стратегического планирования, при этом важно иметь систему «раннего обнаружения» будущих тенденций в деловой среде.

4. Разработана модель формирования системы мониторинга результативности реализации программы социально-экономического развития региона, основанная на интегральной оценке величины его социально-экономического потенциала и отражающая разработанный в диссертации подход к анализу эффективного обеспечения программы бюджетными ресурсами и формированию общественного мониторинга (подразделы 5.13).

Целевые программы являются одним из эффективных средств реализации структурной политики региона. Они должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для региона инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции региональных органов власти. Поэтому одним из основных этапов в разработке программы является реализация программы и оценка ее результативности.

В диссертации предлагается модель мониторинга результативности реализации программы социально-экономического развития, основанная на разработанной системе интегральных показателей, отражающих уровень обеспеченности программы бюджетными ресурсами в соответствии с ключевыми целями социально-экономического развития региона. В свою очередь ранжировка показателей результативности социально-экономического развития региона отражает их приоритетность в соответствии с ранее выстроенной системой целеполагания.

В соответствии с применяемой системой показателей результативности программы социально-экономического развития в диссертации обоснован и предложен методический подход к оценке эффективности вариантов бюджетного финансирования при кластерной организации бюджетных расходов.

Предложен методический подход и к решению проблемы оценки устойчивости бюджетного потенциала, предусматривающий получение оценок устойчивости бюджетного потенциала наряду с агрегированной оценкой расходования бюджетных средств программы.

Данная методика была апробирована на примере Пермского края. Было установлено, что финансовая устойчивость бюджетного потенциала является сбалансированной с BU<1,5, что свидетельствует о приемлемом ресурсном обеспечении программы социально-экономического развития региона.

В диссертации обоснована «общественная» составляющая системы мониторинга программы, что вытекает из необходимости взаимодействия ^ институтов гражданского общества и органов власти.

На основе изучения отечественного и зарубежного опыта сформулирована экономическая сущность системы общественного мониторинга программы, понимаемая как инициируемое общественностью организованное системное наблюдение за разработкой и реализацией программ развития региона. Результаты общественного мониторинга используются для информирования процесса реализации программы населения, совершенствования управления процессами социально-экономического развития территории. Основная цель ^ системы общественного мониторинга программ заключается в выработке рекомендаций по совершенствованию разработки и улучшению практики реализации программ на основе общественного обсуждения результатов мониторинга.

В диссертации также рассмотрены основы организационного проекта развития общественного мониторинга. Ключевыми задачами такого проекта являются: выстраивание эффективных коммуникационных связей команды исполнителей (участников) с представителями третьего сектора и органами власти, руководителями бюджетных учреждений, ответственных за реализацию принимаемых решений, а также с получателями бюджетных услуг.

Разработанные в диссертации теоретические положения, результаты их апробации подтверждают сформулированную гипотезу о необходимости мониторинга реализации программы развития на основе оценок ее результативности.

Таким образом, предложенные нами теоретические и методические рекомендации по формированию системы мониторинга результативности реализации программы социально-экономического развития региона могут быть использованы при построении стратегии социально-экономического развития региона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. (Российская газета. № 237 от 25.12.93).
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. ФЗ № 145 от 31.07.1998 (Российская газета. № 153−154 от 12.08. 98.).
  3. Приказ Минфина Российской Федерации «О порядке оценки кредитоспособности и качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» от 18.02.2003 № 41.
  4. Приказ Минфина России от 19.12. 2003 № 399 «Порядок проведения мониторинга бюджетного сектора».
  5. Распоряжение Правительство РФ от 20.12.1997 № 1773-р «О проведении ежемесячного мониторинга социально-экономического развития регионов».
  6. Проект концепции программы социально-экономического развития Пермского края в 2006—2010 годах и на период до 2015 года. //http:www.perm.ru/finanses.
  7. Проект концепции программы социально-экономического развития Пермского края в 2006—2010 годах и на период до 2015 года. Рабочий материал. Пермский государственный университет. 2006.
  8. Проект программы социально-экономического развития Пермского края в 2006—2010 гг. и на период до 2015 года. Промежуточный отчет о научно-исследовательской работе. Пермский государственный университет.
  9. Федеральная целевая программа «Развитие образования на 2006−2010 годы» от 08.12.2005. № 860.
  10. Т. Современная экономическая теория: методологическая база и модели //Российский Экономический Журнал. 2005. — № 10.
  11. П.Аитов Н. А. Социальное развитие городов: сущность и перспективы. М.:1. Знание, 1979.
  12. С.А. Интегральные показатели качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопостовлениях. М.: ЦЭМИ РАН, 2000.
  13. Р. Планирование в больших экономических системах. М.: Советское радио, 1972.
  14. Р. Математическая экономика. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1963.
  15. Аналитический обзор международного опыта применение принципов Кодекса лучшей практики. Возможности использования в Российской Федерации М.: МБРР, 2002.
  16. Е.Г., Елохов A.M., Сухих В. А. Качество жизни населения крупнейшего города. Екатеринбург, 2000.
  17. А.А. Региональные проблемы социального развития. Лен-д: Изд-во ЛГУ, 1986.
  18. В.А. Российское общество и радикальные реформы: Мониторинг социальных и политических индикаторв. М.: ЮНИТИ, 2001.
  19. Г. Человеческий капитал (главы из книги)// США: экономика, политика, идеология. 1993, № 1.
  20. И., Колли Ш. Толковый экономический и финансовый словарь. -М.: Международные отношения. 1994.
  21. И.В. Проблемы целостности и системный подход. М.: Эдиториал УРСС, 1997.
  22. В.И. Основы эволюциологии (информационный подход). М., СИНТЕГ, 1998.
  23. В.И. Институт проблем управления РАН, www.extech.ru.
  24. Е. Человеческий капитал как основной источник экономического роста/ Е. Бородина.// Экономика Украины. 2003. № 7. С. 51−52.
  25. К. Основы стратегического менеджмента. М.: ЮНИТИ, 1997.
  26. Ю., Гапенскм JI. Финансовый менеджмент/ перев. с англ. М.: экономическая школа. 1999.
  27. Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. М.: Дом «Дашков и К», 2000.-С.134.
  28. М.Ю. Мониторинг результативности бюджетных расходов: основные этапы внедрения на местном уровне. М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. — с.23.
  29. Государственный бюджет: Учеб. пособие / Заяц Н. Е., Ханкевич Л.А.- под общ. ред. М. И. Ткачук М.: Высш. шк., 1995.- 240с.
  30. А.Г. Основы региональной экономики М.: ЮНИТИ, 2000. с 347 -349.
  31. А.Г. Современная ситуация в региональном экономическом развитии и региональной политике России//Российские регионы и Центр: взаимодействие в экономическом пространстве/ Под ред. Ю. Г. Липеца. -М.: ИГ РАН, 2000.
  32. Л.А. Организация управления финансовыми ресурсами в регионе //Финансы. 1999. — № 8.
  33. В.А. Научно-техническая политика КПСС/ В. А. Жамин. М.: Сов.1. Россия. 1985.
  34. Иваницуий.В.П., Пешииа Э. В. Становление российских государственных минимальных стандартов/ Отв. Ред.акад. В. П. Иваницкий. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.экон.ун-та, 2000 В. П. Иваницкий. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.экон.ун-та, 2000.
  35. .П. и др. Управление в экономических и социальных системах. Системный анализ. Принятие решений в условиях неопределенности. СПб.: Нормед Идат, 2000.
  36. Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований./ Г. Ветров, Д. Визгалов, А. Шанин. М.: Институт экономики города, 2002. — С. 136. Инновационный менеджмент. М.: ЦИСН Миннауки РФ и РАН, 1998.
  37. В.В., Немчин A.M. Общая теория социально-экономических систем: Учебное пособие. СПб.: .: Изд. Торговый дом «Бизнес-пресса», 2002. С. -102.
  38. Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей: Пер. с англ. 2-е изд., испр. и доп. М.: Олимп-Бизнес, 2005. Сами авторы называют систему «от стратегии к действиям».
  39. В. Усиление госрегулирования: углубление или приостановка реформационных преобразований? // Российский экономический журнал. -1999.-№ 1.
  40. В.В. Конкурсные процедуры поддержки реформирования региональных и муниципальных финансов./ Материалы докладов международной научно-практической конференции, 21.07. 2006. 33 с.
  41. А. Е., Рохчин В. Е. Информационные основы регионального социально-экономического м мониторинга. СПб М. 1995. С. 87.
  42. Д.И. Инновационная деятельность/ д.И. Кокурин. М.: Экзамен, 2001.
  43. В.А., Матросова В. М., Левашова В. К. Новая парадигма развития России (Комплексные исследования проблем устойчивого развития) М.: Издательство «Академия» Издательство ЛГУК — 1999.
  44. Р. А. Общая теория организации. М.: Юнити, 2003.
  45. Краткие итоги социально-экономического развития Пермского края за 2006 год/ Территориальный сборник Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю, 2006.
  46. В. И., Фоломьева А. Н. Научно-технический потенциал России и его использование. М.: ЮНИТИ, 2001.
  47. И. К. и др. Мезоэкономика. М.: Маркетинг, 2001.
  48. А.Ю. Социально-пространственная структура российского общества: центр и регионы// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. М.:ВЦИОМ. — 1996, № 2.
  49. В.Н., Селиверстов В. Е., А.Н.Швецов О формировании государственной системы мониторинга социально-экономической, национально- этнической и политической ситуации в регионах российской федерации.//http://www.ieie.nsc.ru.
  50. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Институт экономики города, 2003. С. -123.
  51. Лин А. А. Экономика зарубежных стран/ А. А. Лин, Б. И. Соколов.//Вестник Санкт-Петербургского университета. 1998. № 19.
  52. Н.Н. Моделирование социально-экономического развития регионов: Материалы научно-практического семинара кафедры информационных систем / Под. Ред. Ю.М. Черкасова- ГУУ. М., 2001.
  53. А. Определение и измерение бедности//Бедность: взгляд ученых на проблему (Демография и социология. Вып. 10) М.: ИСЭПН РАН, 1994.
  54. Ю. А., Пыткин А. Н. проблемы механизма управления социально-экономическим развитием муниципального образования крупнейшего города перм. фил. Ин-та экономики УрО РАН — Пермь: Изд-во НИИУМС, 2002.
  55. Ю.А. Практические аспекты развития институциональных отношений в территориальных сообществах: обследование, матричный анализ и модернизация. Препринт Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2006.
  56. Ю.А., Паздникова Н. П. Теоретико-методологические основы мониторинга результативности программ. Препринт.- Пермь: Изд-во Перм. ун-т, 2007.
  57. Е.Р. Влияние административных барьеров на функционирование потребительского рынка//Вестник РГТЭУ. 2006. № 1 (13).
  58. .А., Паздникова Н. П. Развитие методов управления бюджетным потенциалом региона//Экономика региона Екатеринбург, 2007. № 2.
  59. С.В. Инновации в развитии мировой экономики и внешнеэкономических связей: автореф. дис. канд. эконом, наук/ С. В. Минько. М., 2004. 32 с.
  60. Н.Н. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие. — Хабаровск: Изд-во РИОТИП, 2000.- 400с.
  61. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. ВЦИОМ. 1999, № 1.
  62. В.В., Титаренко Б. П., Волочиенко В. А. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. — М.: Академический проект- Трикста — 2004.
  63. В.В., Титаренко Б. П., Волочиенко В. А. Исследование систем управления:Учеб. пособие для вузов. -3-е изд.-М.: Академический Проект- Трикста-2004.
  64. Научный потенциал современного общества. Методология исследования/ A.M. Селезнев. М., 1990.
  65. И. Государственный финансовый контроль: подходы и стандартизации // Финансы 2007, № 2
  66. П.Г. Принципы программного подхода (Материалы науч. симпоз. по проблемам долгосрочного экономического прогнозирования развития нар. Хоз-ва Сибири и Дал. Востока) / П. Г. Олдак Новосибирск, 1970.
  67. Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации// Вестник Экономики, 2006. № 3−4.
  68. Н.П. Методическое обеспечение системы мониторинга результативности программы социально-экономического развития региона. Препринт.- Пермь: Изд-во Перм. ун-т, 2006. 61 с.
  69. Н.П. Мониторинг результативности программы социально-экономического развития регионаII Вестник Пермского университета. Серия политологии Пермь, 2007. № 1. — С. 158−162. — 0,4 п.л.
  70. Н.П. Мониторинг результативности программы социально-экономического развития региона// Вестник Пермского университета. Серия политологии Пермь, 2007. № 1. — С. 158−162.
  71. Пермская деловая газета «Business Class» № 11(76) от 20.03.2006.
  72. Пермский край конкурентное развитие. Сборник открытых лекций. -Пермь.: Агентство «Стиль-МГ», 2006. 248 с.
  73. Ю.К., Шульц Д. Н. Взаимодействие микро- и макроэкономики: иерархический подход. Екатеринбург: Институт эконо микки УрО РАН, 2005.- 192 с.
  74. А.А. и др. Опыт математического моделирования экономики. М.: Энергоатомиздат, 1996.
  75. Д. Система мониторинга финансового сектора экономики // Банковское дело 2004, № 9
  76. Г. Б. Бюджетная система России: Учебник для студенов вузов. М.: ЮНИТМ-ДАНА, 2007. — 703 с. — (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
  77. Е.В. Новый этап бюджетной реформы и рост требования к качеству менеджмента общественными финансами// Финансы и кредит, 2006, № 25, с.27−31.
  78. М. Конкуренция. Пер. с англ.: учебн. Пос. / М. Портер. М.: Вильяме, 2000.
  79. М.П. Бюджетный процесс в Российской Федерации: эволюционное развитие и качество управления. Автореферат диссертации, Волгоград, 2006.
  80. М.П. Бюджетный федерализм и региональные инвестиционные процессы / М. П. Придачук, М. К. Беляев // Волгоград: Изд-во ГОУ ВПО ВолГАСУ, Волгоград, 2003. 5,5/2,3 п.л.
  81. М.П. Построение бюджетирования, ориентированного на результат / М. П. Придачук // Финансы и кредит. М.:"Финансы и кредит", 2006. № 15 (219), 2006. — 0,3 п.л.
  82. Природопользование. Словарь-справочник М., Мысль, 1990, 637(2) с.
  83. Р., Международная общественная конференция по проблемам финансов (Вашингтон, 3−5.12.97).
  84. Регион как субъект политики и общественных отношений /Под ред. Ш. Зубаревича. М.: МОНФ, 2000. -224 с.
  85. Региональная экономика/ Градов А. П., Кузин Б. И., Медников М. Д., Соколицын А. С. СПб.: Питер, 2004, — 222 е.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
  86. М.Г. Построение системы управления по результатам//Пермский край-конкурентное развитие. Сборник открытых лекций, — Пермь.: Агенство «Стиль МГ», 2006. -248 с.
  87. Г. П. Трудовой потенциал страны/ Г. П. Сергеева, JI.C. Чижова. М., 1992.
  88. А. «Принцип БОРа» //www.business-class.su/economics.
  89. Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 19 951 996, 1996.
  90. Соотношение этих двух показателей принято называть в финансовом менеджменте эффектом финансового рычага.
  91. Стюарт Маклеод. Справочное пособие по теме «Государственное бюджетирование» /программа Европейского Союза EUROPEAID 113 768/ D /SV/RU-C.6.
  92. В.О. О региональных программах социально-экономического развития/ЯТроблемы прогнозирования. -2005. -№ 5.
  93. С.В. Экономическая теория благосостояния. М.: ЮНИТИ, 2003.
  94. А. И. Теоретические подходы к анализу источников экономического роста// Межрегиональная научно-практ. конф. Курган. 1999.30 с.
  95. X. Поистер Способы эффективного управления. М.: Советское радио, 1991.
  96. Управление реализацией стратегий развитие муниципальных образований. Серия «Библиотека местного самоуправления», Вып. 52. М.: Московскийобщественный научный фонд- Ассоциация «Муниципальное экономическое развитие», 2004. С-352.
  97. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / Рук. Авт. Кол: Д. С. Львов, А.Г. Поршнев- Гос. ун-т упр., Отд-ние экономики РАН. М.: ХАО «Изд-во „Экономика“». 2002. — 702 с.
  98. У скова Т.В., Прокофьева Э. О. Мониторинг программ развития. М.: ЮНИТИ, 2003.
  99. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/Под ред. Г. Б. Поляка- М.: ЮНИТИ, 2002
  100. Финансы /Под ред. В. М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 2004.
  101. Н.Ф. Оценка эффективности государственного управления/ Наука Удмуртии. 2005. № 2. С. 48−54.
  102. В. Основы прогнозирования систем. М.: Финансы и статистика, 2004.
  103. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса/Под ред. В. П. Колесова, Т. Маккинли. М.: Права человека, 2000.
  104. Д. Макроэкономическая теория// Российский экономический журнал. 1995. № 9.
  105. А., Андреева Е. Управление социально-экономическими системами: развертывание методолго теоретических и прикладных исследований// РЭЖ, 2006. № 3.
  106. JI.C. Конкурентоспособность региона: факторы и методы создания// Маркетинг в России и за рубежом. 2001.№ 4.
  107. Е.В. Закон о трехлетнем бюджете или перспективный финансовый план?//Финиансы. 2006. № 8. С. 74−75.
  108. A.M. Диагностика и факторы социально-экономического развития регионов// экономический анализ: теория и практика.- 2005. -№ 35.
  109. Экономическая энциклопедия/Под ред. Л. И. Абалкина. М., Экономика, 1999.
  110. А. Моделирование социально-экономического развитияобщества//Вестник МГУ: экономика, 2003. № 2.
  111. Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и практика: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — С.35.
  112. А.А. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных факторов социально-экономического развития регионов//Российский Экономический Журнал.-2006.-№ 6.
  113. С.Н., Яшина Н. И. Управление бюджетами территорий в современных условиях реформирования бюджетной системы Российской Федерации//Финансы и кредит. 2004. № 15ю С. 48−51.124. http://www.strategy-spb.ru125. www. ima-consulting.ru
  114. Bertaianfy L. von. Ceneral System Theory. Foundations, Development Applicationc. N.Y. :Braziller, 1969.
  115. Corvington, Patrick A. Monitoring Social Assistance and Social Services. Washington, D.C.: The Urban Institute. November 2002.
  116. Cove, Elizabeth, MartyAbravanel. Monitoring Financial Condition and Resident Satisfaction in Public Housing Developments in the United States. Washington, D.C.: The Urban Institute, October 2002.
  117. Gosling W. The Design of Engineering Systems. London: Heywood, 1962.
  118. Mark, Katharine. 2000. Module on Performance Measurement. (Budapest: Central European University, Intergovernmental Fiscal Relations and Local Financial Management course, July).
Заполнить форму текущей работой