Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Лексический повтор как семантико-стилистическая категория организации лирического текста в раннем творчестве Анны Ахматовой

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под лексическимповтором— в>— работе: понимается функционально обусловленное (намеренное). тождественное или противоположное' воспроизведение• уже известного: слова с одним корнем, связывающее текст вединое целое, служащее средством расширения. смыслового, эмоционального и интонационного пространстватекста: Установлены следующие параметры для определения лексических повторов- (при этом… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Текст. Художественный текст
    • 1. 1. Понятие текста
    • 1. 2. Структура текста
    • 1. 3. Художественный текст
  • Глава II. Повтор. Лексический повтор. Классификация повторной номинации
    • 2. 1. Повтор. Изучение повторной номинации. Функции повтора
    • 2. 2. Классификация повторной номинации
  • Глава III. Функции повторной номинации в ранних стихотворениях Анны Ахматовой
    • 3. 1. Раннее творчество Анны Ахматовой
    • 3. 2. Повторная номинация в ранних стихотворениях A.A. Ахматовой с темой любовь
    • 3. 3. Повторная номинация в ранних стихотворениях A.A. Ахматовой с темой творчество
    • 3. 4. Повторная номинация в ранних стихотворениях A.A. Ахматовой с темой Родина

Лексический повтор как семантико-стилистическая категория организации лирического текста в раннем творчестве Анны Ахматовой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особённсг активно? развивающаясяв последнее: время лингвистика текста' обусловила" появлениебольшого: количества^ работ по структуречленению, способам создания связности текста, его смысловому строению. Одним из важнейших средств-: появляющихся на всехуровнях текстовойорганизацииобеспечивающих: структурно-смысловое, эмоционально-экспрессивное и интонационно-ритмическое единство^, текстового, пространства является повтор:

Проблема повтора привлекает внимание очень, многих исследователейчислоработ-.посвященных данному языковому явлениюнепрерывно>растет. Предметом нашего исследования стали лексические повторы. ¦

Несмотря? на большое-.крличество= работ о повторе, до сихпор нет единогопонимания данного явления, что обусловливает многообразие терминов и их толкований. Исследователи разграничивают лексический, лексико-семантический, лексйко-синтаксический, позиционно-лексический, семантический повторы, относят к повторам слова одной лексико-темагической группы, выделяют отдельно от лексических синонимические и антонимические-повторы. •. «• Актуальность работы определяется^ с одной' стороны, недостаточной теоретической разработанностью: понятиялексический* повторс- другойнеисследованностью повтора как значимого параметра идиостиля Анны Ахматовой. А. С. Некрасов назвал исследование эстетической значимости повторной номинации в конкретном идиостиле писателя перспективным [Некрасов 1985: 180]. ': ': ' «.

Объектом исследования' являютсяпоэтические: тексты: раннего творчества Анны Ахматовой., ¦ .

Предмет исследования-. лексические'' повторы в ранних стихотворениях А. Ахматовой, реализующие.. смыслообразующую, эмоционально-экспрессивную и интонационно-ритмическую функции.

Гипотеза исследования: лексический повтор как полифункциональная семантико-стилистическаякатегорияявляется: одним из основных средствсоздания идиостиля ранних произведений А.Ахматовой.

Цель.' диссертационного1 «исследования .состоит «' изучений^ индивидуальных особенностей лексического повтора в ранних стихотворных текстах А. Ахматовошкак: стилеобразующего'средства5 ее поэтики. ;

Данная цель реализуется посредством решения следующих-задан:

• < описать, содержа тельныехарактеристики текста', художественного текста', обозначитьтипологическиепризнаки понятий «ое/ис"р, лексический. повторустановить их соотношение;

• определить роль повторной! номинации? (ПН) в организации целостной структуры текста, выявить ее функциональную предназначенность восудожественномшроизведении—. -, ¦•¦-. •¦'. • дать анализ каждой функции в раннем творчестве Анны Ахматовой.

Решение поставленных задач" потребовало обращения к различным методам: описанию, основанному на филологическом толковании текстаструктурно-семантическому-' компонентному с опоройна словарные дефиницииконтекстуальномуфоновому.

Материалом для" — анализа послужили! стихотворения раннего творчества Анны Ахматовой. Выбор объясняется тем, что для ранней лирики поэта, как известно, была характерна четырехстрочпая строфа, более короткие стихотворения, чем в ¦ позднем творчестве. Данный' факт значим для нашего исследованияпоскольку лексические повторы чаще всего находятся в пределах оперативной памяти (от одного до девяти слов) от своего первичного обозначения. «Такое расстояние не затруднит восприятие текста: читатель без особого труда может соотнести, в силу идентичности номинаций, повтор е его антецедентом» [Некрасов 1985: 65]. Реже повторы могут находиться: и на более далеком расстоянии от своего первичного обозначения, поэтому в пределах стихотворения нами выделяются! все повторы* независимо от расстояния между ними;

V Таким? образом^ исследованием ограничено? автором (Анна-Ахматова)^ жанром (лирическое стихотворение) и временем (раннее творчество). Термин «поэтический» используется в работе в узком. смысле как обозначение жанра литературных произведений, в отличие от прозы.

Раннее творчество*Анны-Ахматовойшредставлено^пятакисборниками: трш дореволюционных- («Вечер»,. ."Четки"^ ' «Белая? стая») их два, -послереволюционных- («Подорожник», «AnnoDomini») — В целому проанализировано 291 стихотворение, что? составляет. 3976″ стихотворныхстрок.. ¦¦¦'. ' • ¦''.¦¦.¦. .Научнаяшовизна исследования:.. •. •" ¦ li) iB: — работе. уточненьБ понятия повтор, лексическийi повтор-, установленогих соотношение, обозначены границы лексического повтора-:

2)' впервые в. творчестве АнныАхматовой лексический^ повтори рассматривается: комплексно: как средство создания смысловой емкости произведений, как прием выражения эмоций, как, способ построения интонационного? рисунка, текста-, что? позволяет сделать, выводыо? его стилеобразующих качествах- •.

3)"определено* лто ПН-в творчестве: А. Ахматовошотводится в. качестве приоритетной смыслообразующая функция.

Теоретическуюбазу работы составили исследования. по трад ицио1111 о и Лин гвости листике, по теории текста и поэтической речи (MiMi Бахтин, В-В. Виноградов, И. Р. Гальперин, Л. Я: Гинзбург, А. И. Ефимов, Б. А. Ларин, Л. А. Новиков, М. Я. Поляков, Е. А. Реферовская, Т. ИСильман, Б. В. Томашевский, Ю. Н. Тынянов, Л. В. Щерба и др.) — по словоупотреблению писателя (А.Д. Григорьева, Л. И. Донецких, H.A. Купина, Ю: М. Лотман, ЛаИС Тимофеев, Н. В1 Чёремисина и-*' др.) — исследования по поэтике повтора (В1Г. Гак, Е. А. Иванчикова, H.A. Кожевникова, О. И. Москальская, А. С. Некрасов, Ю. М. Никишов, Н. В. Черемисина и др.) — работы ведущих ахматоведов (В.В. Виноградов, Е. С. Добин, В. М. Жирмунский, В. В. Мусатов, Н. В. Недоброво, А. И. Павловский, М. В. Серова, Б. М1 Эйхенбаум и др.).

Теоретическая' значимость работы заключается в продолжении исследований-по!лексическому повтору в. рамках традиционной лингвистикив подробной типологизацию лексических повторовв расширении представлений о значимости^ лексического повтора в создании индивидуального стиля художника слова.

Результаты исследования имеют выход в теорию идиостиля. Они значимы для определения особенностей1 поэтики раннего творчества Анны Ахматовой и открывают новые аспекты лингвистического" анализа художественного текста.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Художественный текст предполагает такую реализацию^ возможностей слова, в которой отражается авторская картина мира, его творческое своеобразие.

2. Повтор — одиниз основных приемов, реализующих в тексте* индивидуальность художника слова. Автор в соответствии со> своими поэтическими установками решает проблему выбора того или иного типа повтора.

3. Для ПН в художественном тексте характерно выполнение текстообразующей/композиционной функции, которая проявляет себя через смыслообразующую, эмоционально-экспрессивную и интонационно-ритмическую сферы. Их пересечение и переплетение образует неповторимость художественной индивидуальности А. Ахматовой.

4. Наиболее широко представлены в творчестве А. Ахматовой повторы, выполняющие смыслообразующую функцию.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов, в школе и в вузе: в курсах лингвопоэтического анализа текста, стилистики, в спецкурсах по языку художественной литературы, по языку писателей. Материалы и результаты исследования могут быть применены ^ таких отраслях гуманитарного знания, как психология, журналистика, то есть на широком междисциплинарном/ уровне;

Апробация работы. Основные положения? диссертационного исследования былиизложены в докладах и сообщениях на аспирантских семинарах по лингвопоэтике, заседаниях кафедры современного русского языка и его истории и кафедры стилистики* и риторики Удмуртского государственного университета, на* международной научной5 конференции «Владимир Дальни современная филология» (г. Нижний Новгород, 2001% на III международной научной конференции «Язык. Культура. Деятельность: Восток^ - Запад» (г. Набережные Челны, 2002), на Всероссийской (с международным участием) научной' конференции «Лингвистические и эстетические аспекты анализа текста и речи» (г. Соликамск, 2002)" на межвузовской научной конференции «Стилистика и риторика: прошлое, настоящее, будущее» (г. Ижевск, 2005), на X юбилейной, международной научной конференции «Пушкинские чтения» (г. Санкт-Петербург, 2005) — на I, II и III-международных научно-практических конференциях «Русский"язык и-русская речь в"XXI'веке: проблемы и перспективы»" (г. Ижевск, 2006, 2007, 2008), на Межвузовской научной конференции «Кормановские чтения-8″ (г. Ижевск, 2006), на Всероссийской научной конференции» «Кормановские чтения-9» (г. Ижевск, 2007), на Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием* «Текст. Дискурс. Жанр» (г. Балашов, 2007), на Международной научной конференции РОПРЯЛ «Русская словесность в контексте мировой культуры» (г. Нижний Новгород, 2007), на научно-практической конференции «Язык. Культура. Коммуникация» (г. Ижевск, 2009).

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

Статьи в* рецензируемых научных изданиях, включенных в> перечень ВАК:

1. Повторная номинация в раннем творчестве' Анны Ахматовой-/ Е. В. Метлякова // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология. Искусствоведение. — 2008. -№ 23 (124). — С. 96−102.

Публикации в иных изданиях:

2. Идентичные повторные наименованияв поэтике А. Ахматовой / Е. В. Метлякова // Владимир Даль и современная филология: материалы междунар: науч. конф., 22−23 нояб. 2001 г., Н. Новгород: в 2 т. / Нижегород. гос. ун-т им. Н. А. Добролюбова. — Н1 Новгород, 2001. — Т. 2. — С. 79−81.

3.Стилеобразующие1 свойства повторов* в поэзии, А Ахматовой" (на материале стихотворения «Сегодня* мне письма1 не. принесли»)' / Е. В: Метлякова // Язык. Культура. Деятельность: Восток — Запада: тез. докл. участников III междунар. науч. конф. (Л 8—19 сент. 2002 г.). — Набережные Челны, 2002. — С.160−162.

4.Повторная номинация в поэтике А. Ахматовой (наматериале стихотворения «Под навесом темной риги жарко») / Е. В. Метлякова // Лингвистические и эстетические аспекты анализа текста и речи: сб. ст. Всерос. (с междунар. участием) науч. конф.% 20−22 февр. 2002'г., к.85-летию, высш. проф. образования на Урале: в 3 т. / Соликам. гос. пед. ин-т. -Соликамск, 2002. — Т. 2. — С. 519 — 523.

5.Повторная номинация в поэзии Анны Ахматовой (на примере стихотворения «Хорони, хорони меня, ветер!») / Е. В. Метлякова, С. М. Обухова // Стилистика и риторика: прошлое, настоящее, будущее: материалы межвуз. науч. конф., посвящ. памяти проф. УдГУ И. Э. Еселевич, Ижевск, 14−15 апр. 2005 г. / редкол.: Н. Ф. Кривова, О. А. Фрум — УдГУ. -Ижевск, 2005. — С. 58−64.

6.Повторная номинация в поэзии А. Ахматовой / Е. В. Метлякова // Лингвистические и методические аспекты системных отношений единиц языками речи: сб. науч. ст.: материалы X юбил. междунар.- науч. конф. (6 июня, 2005 г.) / Пушкинские чтения — сост. и отв. ред. Н. Е. Синичкина. — СПб., 2005. — С. 202−203.

7.Антонимы как — средство воплощения контраста в — поэзии, А. Ахматовой / Е. В. Метлякова // Вестник Удмуртского университета. Сер. 5. Филологические науки. — 2005. — Вып. 2. — С. 31−35.

8.Употребление контактно расположенных наречий в поэзии А. Ахматовой / Е. В. Метлякова // Русский язык и-русская речь в ХХЬ веке: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф., 30—31 марта 2006 г. / Удмурт, гос. ун-т. — Ижевск, 2006. — С. 61−65.

9.Дистантные идентичные повторы в. поэзии Анны Ахматовой / Е. В. Метлякова // Вестник Удмуртского университета: Сер. 5. Филологические науки. — 2006. — Вып. 2. — С. 99−104.

10. Повторная номинация в поэзии А. Ахматовой (на материале сборника «Вечер») // Вестник Удмуртского университета. Серия* 5. Филологические науки. — 2007. — Вып. 2. — С. 131−137.

11. Контактные идентичные повторы в поэзии Анны Ахматовой / Е. В. Метлякова // Текст. Дискурс. Жанр: материалы^ Межрегион, науч.-практ. конф. с междунар. участием, Балашов, 20−21 сент. 2007 г. — Балашов — Николаев, 2007. — С. 115−118.

12. Повторная номинация в поэзии Анны Ахматовой (на материале стихотворения «Здесь все то же, то же, что и прежде») / Е. В. Метлякова // Русская словесность в контексте мировой культуры: материалы Междунар. науч. конф. РОПРЯЛ, Н. Новгород, 3−5 окт. 2007 г. / отв. ред. Л. И. Ручина. -Н. Новгород, 2007. — С. 304−307.

13. Лексические повторы в художественном тексте / Е. В. Метлякова // Русский язык и русская речь в XXI веке: проблемы и перспективы: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. 13−14 марта 2007 г. / ред. М. А. Ковальчукова. — Ижевск, 2007. — С. 49−55.

14. Функции контактных идентичных повторов в раннем творчестве Анны Ахматовой / Е. В. Метлякова // Русский язык и русская речь в XXI веке: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. 12−14 нояб. 2008 г. / ред. М. А. Ковальчукова. — Ижевск, 2008. — С. 74−80.

15. Типология и функции повторов в художественном тексте / Е. В. Метлякова // Язык. Культура. Коммуникация: материалы науч.-практ. конф. / под ред. Г. С. Трофимовой. — Ижевск, 2009. — Ч. 2. — С. 170−175.

16. Повторная номинация в ранних стихотворениях А. А. Ахматовой с темой «творчество» / Е. В. Метлякова // Язык и литература в научном диалоге: сб. науч. ст.: к 15-летию сотрудничества Area de Filologia Eslava UGR и филол. фак. УдГУ / ред.-сост. Т. Р. Копылова — редкол.: Е. А. Подшивалова, Т. В. Зверева, И. А. Вотякова. — Ижевск, 2010. — С. 174−187.

Структура диссертации:

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 280 наименований, и приложения.

Выводы по главе 3.

• Повторы в раннем творчестве А. Ахматовой репрезентируют разные функции в трех тематических группах:

• Смыслообразующая функция основная, представлена во всех тематических группах и подгруппах. В рамках этой функции повторы:

1) актуализируют новые эстетические смыслы, порождаемые контекстом (3 тематические’группы и 8 подгрупп);

2) репрезентируют противопоставление, обнажая антитетически содержательное пространство текста (8' групп и 8 подгрупп). Наиболее употребительны — антитеза по героям (3 группы и 4 подгруппы), по чувствам-(3 группы и 4 подгруппы);

3) фокусируют внимание на идеосмысловых точках стихотворения (3: группы и 7 подгрупп);

4)-эксплицируют многозначную емкость повторяемых номинаций* (2 группы и 4 подгруппы);

5) аккумулируют смысловые центрыстихотворения, эмоционально усиленные приемом табуирования (2 группы и 2 подгруппы);

6) привлекают внимание к основным мыслям стихотворения, выраженным! не повторами (1 группа и 1 подгруппа).

• Эмоционально-экспрессивная функция представлена не так широко, хотя и присутствует во всех 3 тематических группах:

1) повторы раскрывают эмоционально-оценочное состояние героя/героини (3 группы и 4 подгруппы);

2) повторы усиливают эмоционально-патриотическое звучание стихотворения (1 группа и 1 подгруппа).

• Менее всего представлена в раннем поэтическом творчестве А. Ахматовой интонационно-ритмическая функция:

1) повторы интонационно поддерживают содержательную плоскость стихотворения (1 группа и 2 подгруппы);

2) повторы имитируют интонации устного общения (1 группа и 1 подгруппа).

Заключение

.

Художественное произведение, строящееся на основе законов, обусловленных самим произведением, представляет собой адресованное читателю сообщение, то есть автор создает свою художественную систему, которую’читатель должен1 декодировать.

Авторская* позиция, не выраженная открыто, побуждает читателя раскрывать идеи художника* через образы, действия, поступки, детали, через каждое слово: в художественном мире нет ничего лишнего. Все подчинено главной идее*произведения, обусловлено замыслом автора.

В художественном произведении, обладающем, рядом важных свойств: цельностью, связностью, дискретностьюубедительностью, многозначностью, недосказанностью,. — у слова возникают разного* рода-коннотации, что часто приводит к несовпадению > словарного значения слова и значения, возникающего в художественном тексте, формирующегося-под влиянием контекста. Поэтому все слова в художественном произведении, находясь в тесном взаимодействии, наделены, не только обычной^ смыслообразующей функцией, но и функцией' эстетической, они неповторимы по своему употреблению, индивидуально сбалансированы.

Поэтический текст сохраняет возможность для проявления авторского своеобразия. Повтор, являясь признаком связности и цельности? текста, считается одной из категорий, анализ которой позволяет понять, как проявляет себя в тексте индивидуальность писателя, так как повторяемость напрямую соотносится' с эстетическими задачами и художественной ценностью литературного произведения. Повторяющиеся значения слов можно считать наиболее важными в тексте с точки зрения смысла.

Повтором считаем текстообразующий прием, основанный на сознательном двукратном, а иногда и многократном формальном или семантическом воспроизведении одних и тех же, подобных или противоположных языковых единиц (звуков, морфем, слов, одной.

192 ¦ - • синтаксической конструкции) в той же или измененной последовательности Ы условиях достаточной тесноты, ряда, чтобы их можно было заметить (в составе одного предложенияабзаца— или целоготекста). Повтору присущиследующие признаковые., характеристики (при этом? .'. не является необходимым наличие! всех свойств):" сходная" илипротивоположная} выраженность. или смысловая: наполненность, функционально-грамматическое подобие, синтаксически ' идентичное расположение повторяющихся компонентов.

Под лексическимповтором— в>- работе: понимается функционально обусловленное (намеренное). тождественное или противоположное' воспроизведение• уже известного: слова с одним корнем, связывающее текст вединое целое, служащее средством расширения. смыслового, эмоционального и интонационного пространстватекста: Установлены следующие параметры для определения лексических повторов- (при этом необязательное выполнение всех. трех условий): сходное или-, противоположное лексическое — наполнение, функционально-грамматическое: подобие, — обозначениеодного? субъектаилиобъекта:. Такимобразом" к лексическим. ПН нами: отнесены, идентичные повторы, синонимы, однокоренные словаантонимы, перифразы, метонимия, гиперонимы и гипонимы, повторы местоиме1шем. .

Всякая повторная номинация, служит средством обеспечения связности, выполняя текстообразующую/композиционную функцию, скрепляя текст как целое. Данная функция представляется основной, реализующей себяв других функциях. ПН. играет в: произведениях смыслообразующую роль, осложняя и обогащаясодержание текста. Повтор используется: как эмоционально-экспрессивное средство, подчеркивая выразительность и напряженность текста. ПН выполняет интонационно-ритмическуюфункцию— создавая. необходимые автору мелодику и ритмы.

Выявленный набор ' функций (см. Приложение) представляет индивидуальную художественную особенность раннего творчества Анны Ахматовой.

Исследователи поэзии^ Анны Ахматовой выделяют в ее раннем творчестве ряд основных тем: любовь, творчество и Родина. Повторная номинация играет важную роль в организации содержания этих тематических групп.

Любовная лирика^ А. Ахматовой делится тематически на.

1) стихотворения" о любви, где один из героев (чаще всегоэто героиня) страдает от безответной любви (стихотворения о неразделенной любви);

2) стихотворения о любви, где оба испытывают взаимные чувства;

3) стихотворениям о дружеских чувствах и состоянии после прошедшей4 любви.

Анализ текстов показал, что в стихотворениях о неразделенной любви и в стихотворениях о взаимной любви повторы играют смыслообразующую, эмоционально-экспрессивную и интонационно-ритмическую функции, а в стихотворениях о любви-дружбе и состоянии после прошедшей любви — смыслообразующую и интонационно-ритмическую.

Тема творчества в ранних стихотворениях Анны Ахматовой не является главной, но она уже привлекает внимание поэта: 1) в посвящениях известным художникам слова- 2) в стихотворениях о творчестве и Музе- 3) в произведениях о соперничестве творчествами любви.

Удалось установить, что в стихотворениях-посвящениях и стихотворениях о творчестве и Музе повторы играют смыслообразующую роль, а в стихотворениях о борьбе между творчеством и любовью — смыслообразующую и эмоционально-экспрессивную.

Тема Родины в раннем творчестве А. Ахматовой представлена в двух ипостасях: 1) стихотворения о малой Родине, о дорогих сердцу А. Ахматовой местах, где она росла, любила, страдала- 2) стихотворения об. Отчизне, о России, судьба которой так тесно переплелась с судьбой поэта.

В стихотворениях о малой? Родине повторы играют смыслообразующую роль, а в стихотворениях— об Отчизне- — смыслообразующую и эмоционально-экспрессивную. Самоймногограннош. в — раннем? творчестве А. Ахматовой п оказалась — смыслообразующая функцияпредставленная" — во всехтематических группах.

Г. Повторы фокусируют внимание на идеосмысловых точках стихотворения: :

В стихотворениях с темой любовь повторы репрезентируют отсутствиенапряженность, безысходность, любви тразделение жизни на ДО и ПОСЛЕ расставания с любимым. • - .

В: стихотворениях-, с темой творчество1 повторыобнаруживаютследующиесмыслы: смерть. А. Блока — общенародная бедавозможность, героини остаться без вдохновения, несоединение любви с творчеством.

Встихотворениях" .стемой:Рддинатбвторы:отображают уверенность-вг томчто лучше остатьсяна, Родине, и-, осуждение тех,'кто (уехал.

2. Повторы актуализируют новые эстетические смыслыпорождаемые: контекстом5.

В стихотворениях с темой любовь повторы. эксплицируют- 'важность, весны. только для героини', 'любовь как необычное время года', обозначают 'родного человека', 'совесть героини'*, — 'биение сердца', символизируют 'пустоту,.безучастность', обнаруживают 'выход из сложившейся ситуации', свидетельствуют об 'убежденности героини в близких отношениях с героем'.

Встихотворениях с темой творчество повторы выявляют 'дорогих людей и памятные места', демонстрируют 'гармонию любви и-.творчества', раскрывают 'творчество как спасение от любви'.

•В стихотворениях с темой, Родина повторы репрезентируют 'идею: возможности отдыха от города в деревне', 'творчества как части живого'.

3. Повторы эксплицируют многозначную емкость повторяемых номинаций.

В стихотворении «Хорони» повтор закрой — покровом обозначает одновременно могилу и душевную рану героини, а дыханье тихой земли — ветер и осень. В' стихотворении «Под навесом старой риги жарко» повтор старый друг — другу старому подчеркивает давнего и старого по возрасту друга, а номинационная цепочка на пути — дороги — дорожные — жизненный путь и дорогу (землю).

В стихотворениях с темой творчество эта. функция ПН, не обнаружена.

В стихотворениях с темой' РодинаI повторы демонстрируют двоякое толкование ПН. В стихотворении «Теперь прощай, столица» прощай — прощай обозначает одновременнопрости и до свидания: В стихотворении «Бежецк» там — город обнаруживает тоску и любовь к этому городу, в стихотворении «Тот август как желтое пламя» земли — землю — значения государство и почва.

4. Повторы аккумулируют смысловые центры стихотворения, эмоционально усиленные приемом табуирования:

В стихотворениях с темой любовь эта функция" ПН не проявлена, а в стихотворениях с темой творчество повторы табуируют имя Поэта. В стихотворениях с темой Родина повторы скрывают смерть А. Блока и арест Н. Гумилева.

5. Повторы привлекают внимание к, основным мыслям стихотворения, выраженным не повторами.

Данная функция выявлена лишь в стихотворениях о соперничестве творчества и любви в тематической группе творчество. Повторы высвечивают афористичное «Быть поэтом женщине — нелепость».

6. Повторы репрезентируют противопоставление, обнажая антитетически содержательное пространство текста.

В стихотворениях с темой любовь повторы строятся на антитезах по героям, чувствам, восприятию окружающего мира, по месту и т. д. В стихотворениях с темой творчество повторы обнаружили антитезы по :'' ¦ 196 героям, чувствам, по состоянию: В стихотворениях с темой Родина повторы позволяют осознать контрастное восприятие окружающего мира.

Менее отражена в раннем творчестве Анны Ахматовой эмоционально-экспрессивная функция:

1. Повторы раскрывают эмоционально-оценочное состояние героев.

В стихотворениях с темой любовь обнажаютсяболь, отчаяние, подавленность состояния героинидраматичность происходящего, в стихотворениях с, темой творчество — отношения: соперничества^ между, творчеством и любовью, в стихотворенияхс темой: Родина*— печаль, тревогагероини о судьбе своей страны и осуждение тех. людей, которые покинули Родину- :-.

2. Повторы усиливают эмоционально-патриотическое звучание, стихотворения.

Данная функция представлена? вг стихотворениях, посвященных: Отчизне.

Оченьскудное* воплощение получила интонационно-ритмическая функция. Она представлена:' тольков одной тематической:.группе — в стихотворениях*А Ахматовой? с темой ¡-любовь^,.

1. Повторы здесь интонационно поддерживают содержательную плоскость стихотворения, отображая частоту и перебои в биении сердцадемонстрируя на фонетическом уровне звонкость голоса.

2. Повторы имитируют интонации устного общения, создавая эффект разговорности и фольклорной напевности.

Нередко в художественномгтексте. првторы выполняют сразу несколько, функций.

Новизна и крайне, малая изученность. ПН в создании идиостиля писателя: предполагает широкие перспективы: дальнейшего: исследования, этой проблемы^ котороеможет' быть прежде* всего: связано с выявлением структурно-композиционных особенностей ПН в творчестве Анны Ахматовой;

Особый интерес представляет сравнительный анализ функциональных особенностей ПН в раннем и позднем творчестве Анны Ахматовой, изучение ПН на материале поэтики серебряного века, в том числе в рамках тендерного подхода.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. А. Стихов моих белая стая: стихотворения и поэмы/ А. А. Ахматова — сост. А. Марченко — худож. Е. Ененко. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.-512 с.
  2. , А. А. Сочинения. В 2 т. Т. 1 / А. А. Ахматова. — М.: Правда, 1990.-448 с.
  3. Словари и справочные издания
  4. , А. П. Поэтический словарь / А. П. Квятковский. — М.: Совет, энцикл., 1966. 376 с.
  5. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2003. — 696 с.
  6. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты: энцикл. слов.-справ. / под ред. А. П. Сковородникова. — М.: Флинта: Наука, 2005.-480 с.
  7. Словарь русского языка. В 4 т. Т. 1. А Й/ под ред. А. П. Евгеньевой. — М.: Рус. яз.: Полиграфресурсы, 1999. — 702 с.
  8. Словарь русского языка. В 4 т. Т. 2. К О/ под ред. А. П. Евгеньевой. — М.: Рус. яз.: Полиграфресурсы, 1999. — 736 с.
  9. Словарь русского языка. В 4 т. Т. 3. П-Р/ под ред. А. П. Евгеньевой. М.: Рус. яз.: Полиграфресурсы, 1999. — 750 с.
  10. Словарь русского языка. В 4 т. Т. 4. С — Я/ под ред. А. П. Евгеньевой. М.: Рус. яз.: Полиграфресурсы, 1999. — 797 с".
  11. Словарь символов Электронный ресурс.— Режим доступа: http://www.lexicon.org.ua/symbol.html (Дата обращения: 05.08.10).199 .
  12. Абдалова, Н: Б- Лексический повтор в: поэме А. Т. Твардовского «Страна Муравия» /Н. Б. Абдалова//Русский язык в школе. — 1990. — № 3. —¦G., 67—7Г.,
  13. Александрова, О. В. Проблемы экспрессивного• синтаксиса (на материале английского языка) / 0- Bi Александрова-.— Mi.: Высшг.шк., 1984. — 212 с.
  14. , Е. А. Контраст как тскстообразующий компонент поэзии А. Блока / Е. А. Аленькина// Филологические, этюды: хб: туч-. ст:1молодых< ученых / редкол.: И. Ю. Иванюшина и др. Саратов, 1998. — Вып. 1. —. с.236−240. — ¦ ' .¦.•'¦•¦¦. '' ¦ -
  15. , Ё. В- Семантическая реализация идеи дуальности- в поэзии, А. Блока : — автореф. дис.:.'. канд. филол. наук / Е. BI Аленькина: — Саратов, 2002.-21 с.: --
  16. , А. И. Употребление однокоренных слов в предложении / А. И. Аникин. М.: Просвещение, 1965. — 100 с. •
  17. , И. В. Лексико-семантическое поле в языке и тематическая сетка текста / И. В. Арнольд // Текст как объект комплексного анализа в вузе: сб. ст. / Ленинград, гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена- редкол.: И. В. Арнольд,
  18. B. К. Тарасова. Л., 1984. — С. 3−11.
  19. , Н. И. О традиции русской психологической прозы в раннем творчестве Анны Ахматовой / Н. И. Артюховская// Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1981. — № 2. — С. 14−21.
  20. , А. А. Коротко о себе / А. А. Ахматова // Сочинения: в 2 т. / А. А. Ахматова. М., 1990. — Т. 1. — С. 17−20.
  21. , Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста : теория и практика/ Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. 2-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 496 с:
  22. , С. П. Судьбы поэтов серебряного века: библиогр. очерки /
  23. C. П. Бавин, И. В. Семибратова. М.: Кн. палата, 1993. — 475 с.
  24. , Т. М. Межтекстовые связи в диахронии / Т. М. Баталова // Стилистические стратегии текстообразования: сб. науч. тр. / Моск. гос. лингв, ун-т. М., 1992. — Вып. 399. — С. 25−29.
  25. , М. М. Эстетика словесного творчества / М. М- Бахтин. — М.: Искусство, 1979. 424 с.
  26. , Н. Стихотворение А. А. Ахматовой «Покорно мне воображенье.»: от анализа текста к культурологическому контексту/
  27. , М. К. О понятиях «текст» и «дискурс» / М. К. Бисималиева // Филологические науки. 1999. — № 2. — С. 78−85.
  28. , Д. Ахматова и* эмиграция'/ Д. Бобышев// Звезда.- 1991. — № 2.-С. 177−18К
  29. , С. А. Пространство Человек — Текст / С. А. Борисова. -Ульяновск.: УлГУ, 2003. — 327 с.
  30. , Д. О связности, в устных коммуникантах/ Д. Брчакова// Синтаксис текста: сб. ст. / АН’СССР, Ин-т рус. яз. М., 1979. — С. 248−261.
  31. , Е. А. Смысловое взаимодействие предложений/ Е. А. Брызгунова // Синтаксис текста: сб. ст. / АН СССР, Ин-т рус. яз. — М., 1979.-С. 78−91.
  32. , Г. Ф. Синонимические связи фразеологизмов со словами-контекста / Г. Ф. Булгакова // Слово в художественной речи: сб. науч. тр: / Казах, гос. ун-т им. С. М. Кирова: — Алма-Ата, 1986. — С. 10−17.
  33. , Н. С. Теория текста / Н. С. Валгина. М.: Логос, 2004. — 280 с.
  34. , А. А. Ахматова и Некрасов (унаследованное и новаторское в жанровой структуре «Реквиема») / А. А. Ванюков // Филологические этюды: сб. науч. ст. молодых ученых / редкол.: И. Ю. Иванюшина и др. Саратов, 1998.-Вып. 1.-С. 113−117.
  35. , А. А. Реферирование текста / А. А. Вейзе. Минск: Изд-во БГУ, 1978.-128 с.
  36. , М. В. Полисиндетон как стилистическая фигура (на материале русского языка): автореф. дис.. канд. филол. наук / М. В. Веккессер.-Красноярск, 2007. 24 с.
  37. , В. В. В сто первом? зеркале / Bi- В- Виленкин: М.: Совет, писатель, 1990: — 33lí-с. > :•
  38. , Е. Н. Выразительные средства? языка, (на материале русской" поэзии) /Е: Н: В^инарская. Ш: Высш. шк., 1989 Г — Г36 с.
  39. Виноградов- В!.В10.:поэзщ$АнньБАхматов0й?-(стилгастичесюие"наброски)?/ Bf В. Виноградов // Анна- Ахматова: рт^ейсоп^ас антологш^ сост.,.вступ. ст.,. примеч. С. Коваленко. СПб., 2001! — С.553−672. -
  40. Виноградов-. В.. В. Язык художественного произведения / В: В: Виноградов // Вопросы языкознания. 1954. — № 5. — С. 3 — 26. 48. Винокур, /Г. Г. Закономерности: стилистического- испрльзования^языковьш единиц:/ Т. Е^Винокург — М1: Наука^1980Ь- 240 с.
  41. Вомперский, В:. П. Повторы как. прием создания" речевых характеристик персонажей в рассказах А., П: Чехова / В Г П. Вомперский// Русс кий язык в, школе.-1960. -№ 1, -С. 47−51.: Г
  42. Гак, В. Г. Повторная- номинация и ее стилистическое использование / В: Г. Гак // Вопросы французской филологии: сб. тр. / МГПИ1 им. В. И. Ленина — отв. ред. В. Г. Гак. М., 1972. — С. 123−136.
  43. Гак, В". Г. Повторная номинация-на уровне предложения / В. Г. Гак// Синтаксис текста: ' сб. ст. / АН СССР, Ин-т рус. яз. — отв. ред. Г. А. Золотова. М., 1979. — С. 91−102.
  44. Гальперин, И>. Р. О понятии «текст» / И. Р. Гальперин // Вопросы языкознания. 1974. — № 6. — С. 68−78:
  45. Гальперин, И. Pi Текст как объект лингвистического исследования/ И. Р: Гальперин. M.: URSS": КомКнига, 2007. — 139 с.
  46. , А. Н. Очерки по стилистике русского языка / А. Н. Гвоздев. М.: Учпедгиз, 1955. — 464 с.
  47. , Л. Я. О лирике / Л. Я. Гинзбург. М.: Интрада, 1997. — 408 с.
  48. , В. Я. Структурные разновидности и функции симметрии в поэтической речи / В. Я: Голуб // Структура и семантика текста: межвуз: сб. науч. тр. / Воронеж, гос. ун-т им. Ленин, комсомола- редкол.: И: Я: Чернухина и др. Воронеж, 1988. — С. 77−84: •
  49. Гореликова- М." И. Лингвистический анализ художественного текста/ М: И: Гореликова, Д: М. Магомедова. М.: Рус. яз., 1983- - 128 с.
  50. Григорьев, В! П. Поэтика слова (на материале рус. сов: поэзии) / В. П. Григорьев. М.: Наука," 1979: — 343 с.
  51. , А. Д. К вопросу об" анализе языка- поэтического^ текста*/ А. Д. Григорьева // Вопросыязыкознания: 1978. -№-3: — С. 62−74.
  52. Григорьева- А. Д. Язык поэзии Х1Х XX вв.: Фет. Современнаяширика / А. Д. Григорьева, Н. Н. Иванова: — Mi: Наука, 1985. — 232 с.
  53. Гришанина- Е. Б. К вопросу о синонимии словосочетания и слова/ Е. Б. Гришанина // Вопросы синтаксиса русского языка: сб. ст. / отв. ред. Г. В1 Валимова. Ростов н/Д., 1978. — С. 10−17.
  54. , А. Л1 Антонимы в поэзии А., А. Ахматовой // Русский язык в: школе. — 198- №'-3-. (2.73−78: ¦
  55. , В. И. Повтор как основа построения лирической песни / В: И. Еремина // Исследования по поэтике и- стилистике / редкол.: ВШ Виноградов- В1Е. Баранов- Mi Фридлендер! Л., 1972- - С. 37−65-
  56. Еремина- Л1: И10 «языке и: стиле, элегии ¡-В- А. .Жуковского? «Море» (к 120-летию со дня< смерти)/ Л. И. Еремина// Русский язык в школе. 1972.-№ 2. — С. 3−9:
  57. Ефимов- А. И. Стилистика художественной речи / А. И. Ефимов М:: Изд-во Моск. ун-та, 1961. — 520 с.
  58. , В. М. Два направления современной- лирики/ В.М.Жирмунский// Поэтика русской поэзии/ В- М. Жирмунский- авт. вступ. ст. В. В. Жирмунская-Аствацатурова. — СПб., 2001. — С. 405−411.
  59. , В. М: Преодолевшие' символизм/ В. М. Жирмунский// Поэтика русской поэзии/ В. М. Жирмунский- авт. вступ. ст. В. В. Жирмунская-Аствацатурова. СПб., 2001. — С. 364−404.
  60. Жирмунский, В- М. Творчество Анны Ахматовой / В! М. Жирмунский -: вступ. ст. Е. Эткина. J1.: Наука, 1973. — 184 с.
  61. , В. 6. К вопросу о явлении повтора в: орнаментальной прозе / В!.С.:Измайлов>// Семантика лексических, шграмматическихс единиц?, межв сб: науч: тр. / отв. ред- П. А. Лекант. Ш, 1995>— С. 33−401
  62. Индивидуально-художественный стиль и его исследование / под общ- ред. В^- А- Кухаренко--Киев:-Одесса!:-Вищшшкола-^19 803- 170 с.
  63. , В. ТО! Семантический повтор в структуре художественного текста / В1 Ю: Казакова // Филологические этюды-: — сб:. научг: ст. молодых ученых / редкол.: И!- Ю. Иванюшина и- др.- Саратов, 1998. — Вып. Т.— С. 205−207.. .¦.!> •
  64. , В. Ю. Фунациональные особенности семантических повторов в русском--и= английском языках / В. Ю. Казакова // Филологические эподы: сб. науч-. ст. молодых- ученых / редкол.:-- И?. Юг Иванюшина ш др. Саратов- 1998.-Выш Т.-С: 168−171С :
  65. Кайда- Л. Г. Композиционный анализ художественного текста. Теория. Методология: Алгоритмы обратной? связи / Л1, Е. Кайда: .— М-: Флинта, 20 001.-150 с. V
  66. Ким, Г. В. О повторах как способе интонационно-смыслового выделения в контексте пьес А. П. Чехова/ Г. В: Ким // Слово* в художественной речи: сб. науч. тр. / науч. ред. X. М. Сайкиев. Алма-Ата, 1986.-С. 38−45.
  67. , К. Об аспектах связности в тексте как целом/ К. Кожевникова // Синтаксис текста: сб. ст. / отв.* ред. Е. А: Золотова: М., 1979.-С. 49−68.. .
  68. , К. Формирование содержания и синтаксис художественного текста / К. Кожевникова// Синтаксис и стилистика: сб. ст. / отв- ред. Г. А. Золотова. М1, 1976. — С. 301−315:
  69. , H. А. Звуковая организация в произведениях
  70. A. С. Пушкина / Н. А. Кожевникова // Проблемы, структурной лингвистики. 1985 1987: сборник / отв. ред. В. П. Григорьев: — М., 1989: — С. 287−324.
  71. Кожевникова- Н. А. О звуковой организации прозы А. Белого / Н.А.Кожевникова// Проблемы структурной лингвистики. 1981/ отв. ред.
  72. B. П. Григорьева. -М., 1983. С. 197−212.
  73. , Л. А. Ахматова и Мандельштам/ Л. А. Колобаева// Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. — 1993. — № 2. — С. 311.
  74. , В. В. Повторяющиеся образные сочетания в художественной речи (эпитет И. А. Бунина) / В. В. Краснянский // Проблемы структурной лингвистики. 1981/ отв. ред. В. П. Григорьева. М., 1983. —1. C. 244−256.
  75. , Е. Ю. Синтаксический повтор в лирике А. Блока / Е. Ю. Кукушкина// Проблемы структурной лингвистики. 1981 / отв. ред. В. II. 1 ригорьева. М., 1983. — С. 233−243.
  76. , Е. 3. Стилистичёская значимость повторной номинации на уровне предложения / Е. 3. Куляхова// Стилистические исследования' художественного текста: межвуз. сб./ Якут. гос. ун-т- отв. ред. А. Ф. Никонова.- Якутск, 1986. С. 23-27.
  77. , Н. А. Структурно-смысловой анализ художественного-произведения / Н. А. Купина. Свердловск: УрГУ, 1981. — 92 с.
  78. , В. А. Интерпретация текста/ В. А. Кухаренко. JI.: Просвещение, 1979. — 327 с.
  79. , Б. А. Эстетика слова и язык писателя / Б. А. Ларин. — Л.: Худож. лит., 1974. 288 с.
  80. , Ю. М. О поэтах и поэзии / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство-СПБ., 1996. — 848 с.
  81. Лотман, Ю: М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство-СПБ., 2000. — 704 с.
  82. , Л. Ф. «Серебряный век» русской поэзии / Л. Ф. Луцевич. -Кишинев: Лумина, 1994. 235 с.
  83. , С. И. Своеобразие повтора в поэзии М. Цветаевой/ С. И. Львова // Русская речь. 1987. — № 4. — С. 74−79.
  84. , М. В. Смысловая структура сложного предложениями текст: к типологии внутритекстовых отношений / М. В. Ляпон. М.: Наука, 1986.200 с.
  85. , Д. Е. Об Анне Ахматовой, какой помню/ Д. Е. Максимов"// Русские поэты начала века: очерки / Д. Е. Максимов. Л., 1986.-С. 377−403.
  86. , Д. Е. Поэзия и проза Ал. Блока/ Д. Е. Максимов. Л.: Совет, писатель, 1975. — 528 с.
  87. , Е. Н. Выразительные возможности антонимов/ Е. Н. Миллер // Русская речь. 1987. — № 1. — С. 49−52.
  88. , А. И. Повторная информация в «Борисе Годунове»/
  89. A. И. Моисеев // Русская речь. 1995. — № 3. — С. 10−13.
  90. , О. И. Грамматика текста/ О. И. Москальская.- М.: Высш. шк., 1981.- 183 с.
  91. , В. П. Типология повторов как стилистической фигуры/
  92. B. П. Москвин // Русский язык в школе. 2000. — № 5. — С. 81−85.
  93. , К. «Хороший поэт или плохой? Не знаю.»: творческие портреты рус. поэтов / К. Мочульский // Дружба народов. 1995. — № 5/6.1. C. 219−233.
  94. Недоброво- Н: В. Анна Ахматова / Hi В- Нёдоброво// Рассказы об Анне Ахматовой/ А- Г. Наймаш -MV, 1989.: — С.237−2581 «
  95. Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина — отв. ред. Л. Ю. Максимов. М., 1984. -С. 42−50.
  96. , А. С. Повторная номинация как фактор композиции художественного текста : дис.. канд. филол. наук / А. С. Некрасов. М., 1985.-209 с.
  97. , Ю. М. Лирика: поэтика и типология композиции/ Ю. М. Никишов. Калинин: Калинин, гос. ун-т, 1990. — 87 с.
  98. , Н. А. Образ Родины в поэзии А. Ахматовой/ Н. А. Николина // Русский языков школе. 1989. — № 2. — С. 72−79.159: Николина, Н. А. Филологический анализ текста / Н. А. Николина.-М.: Академия, 2003. 256 с.
  99. , Л. А. Лингвистическое толкование художественного текста / Л. А. Новиков. М.: Рус. яз., 1979. — 256 с.
  100. , Л. А. О некоторых вопросах лингвистического изучения художественного текста/ Л. А Новиков// Русский язык в школе. — 1980. — № 4. С. 57−62.
  101. , Н. С. Повтор, вариативность, контраст и семантическая организация текста (к обоснованию интегративного подхода как принципа лингвистического описания) / Н. С. Новикова // Филологические науки. — 1997.-№ 4.-С. 76−84.-,"/• 215 , — «
  102. Одинцов, В-- В: Стилистика текста / ВУ В. Одинцов. М.: Наука, 19 801 — 264 с. '
  103. , М. И. Роль местоимений в сокращении структуры связного текста/ М. И. Откупщикова // Информационные вопросы семиотики, лингвистики и автоматического перевода / Всерос. ин-т науч. и технич. информации. — М., 1971. — Вып. 2- — С. 68—77.
  104. Очерки истории языка русской поэзии XX века: поэтический язык и идиостиль: общие вопросы. Звуковая организация текста / В. И. Григорьев, И. И. Ковтунова, О. Г. Ревзина и др.- отв. ред. В. П.* Григорьев. М.: Наука, 1990. — 304 с.
  105. Очерки истории языка русской поэзии XX века: граммат. категории. Синтаксис текста / М. JL Гаспаров, Ж. А. Дозорец, И. И. Ковтунова и др.- отв. ред. Е. В. Красильникова. М.: Наука, 1993. -240 с.
  106. , А. И. Анна Ахматова. Жизнь и творчество/ А. И. Павловский. — М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
  107. , Н. Ф. Стилистический анализ художественного текста/ Н. Ф. Пелевина. Л.: Просвещение, 1980. — 272 с.
  108. , Н. Г. К вопросу о статусе лексического повтора впоэтическом дискурсе с позиций теории регулятивности / Н. Г. Петрова. t
  109. Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2010. -№ 6. — С. 39−45. Сведения доступны также по Интернет: http://vestnik.tspu.ru/files/PDF/articles/petrovan.g.39 456 962 010.pdf4 (Дата обращения: 30.11.10).
  110. , Т. С. Повтор как принцип построения стихотворения Б. Пастернака «Зимняя ночь"/ Т. С. Петрова// Актуальные проблемы лексикологии и стилистики: сб. ст. / Саратов, гос. ун-т- отв. ред. Л. И. Баранникова. — Саратов, 1993. — С. 130−135.
  111. , Г. Г. О принципах использования многозначных слов в произведениях А. П. Чехова/ Г. Г. Полищук// Вопросы русского языкознания: к 80-летию проф. А. М. Лукьяненко: сб. ст. / Саратов, гос. унт. Саратов, 1961. — С. 255−267.
  112. , В. П. Соотношение значения и контекста/ В. П. Полковский // Единицы языка в функциональном аспекте: межвуз. сб. науч. тр. / Тул. гос. пед. ин-т им. Л. Н. Толстого. Тула, 1991. — С. 70−76.
  113. , М. Я. Вопросы поэтики и< художественной семантики/ М. Я. Поляков. М:: Совет, писатель, 1986. — 480 с.
  114. , О. П. «Тайная- сила»: природа в стихах Ахматовой/ О. П. Попов // Русь. 1996. — № 1. — С. 90−94.
  115. , А. А. Из записок по русской грамматике. В 2 т. Т. 2/ А. А. Потебня. Харьков: Изд-во М. В! Потебни, 1899. — 663 с.
  116. Почхуа, Р: Г. Лингвоспектр русской поэзии XVIII—XX вв.: состав и частотность: автореф. дис.. канд. филол. наук / Р. Г. Почхуа. Тбилиси, 1978.-22 с.
  117. , Т. С. Роль обращения в композиции стихотворений А. Ахматовой / Т. С. Приходько // Русская речь. 1997. — № 4. — С. 18−23.
  118. Проблемы лингвистической поэтики: сб. обзоров/ АН СССР, ИНИОН — отв. ред. С. Ю. Медведева. М.: ИНИОН, 1982. — 168 с.
  119. , Д. В. К проблеме перевода и интерпретации художественного текста: об одном критерии адекватности / Д. В. Псурцев // Вестник МГЛУ. 2002. — Вып. 463. Перевод и дискурс. — С. 16−26.
  120. , Н. В. Повтор и его реализация в художественных текстах неблизкородственных языков /Н. В. Разноглядова// Филологические этюды: сб. науч. ст. молодых ученых / редкол.: И: Ю. Иванюшина и-др. — Саратов, 1998. -Вып: 2. С. 202−205.
  121. , Е. А. Лингвистические исследования .структуры текста/ Е. А. Реферовская. Л.: Наука, 1983. — 216.с.
  122. Родионова, Э: М. Виды и функции-лексического повтора’в романе К. А. Федина «Города и годы»: автореф. дис.. канд. филол. наук/ Э. М. Родионова. Л., 1990. — 16 с.
  123. Роль человеческого фактора в» языке: язык и* картина мира / АН СССР, Ин-т языкознания- отв. ред. Б. А. Серебренников. *М.: Наука, 1988.-216 с.
  124. , М. Г. Связи между абзацами в языковой практике Н. А. Добролюбова (на материале статей об Островском) / М. Г. Свотина //
  125. Вопросы русского языкознания-: к 80-летию проф. А. М: Лукьяненко: сб. ст. / Саратов, гос. ун-т. — Саратов, 1961. — С. 369−384.
  126. , Ф. И. К вопросу о структуре градационного ряда/ Ф. И. Серебряная"// Русский язык в школе. 1972. — № 2. — С. 89−93.
  127. , Я. «Вечер» в Комарове / Я. Сидорин // Нева. № 6. — С. 205−208.
  128. , Т. И. Заметки о лирике / Т. И. Сильман. Л.: Совет, писатель, 1977.-224 с.
  129. , Т. И. Синтактико-стилистические особенности местоимений (на материале немецкого языка) / Т. И. Сильман // Вопросы языкознания. 1970. — № 4. — С. 81−91.
  130. , А. П. Об одном виде повторной' номинации со стилистической значимостью / А. П. Сковородников // Синтаксис текста: сб. ст. / АН СССР, Ин- т рус. яз.- отв. ред. Р. А. Золотова. М., 1979. — С. 182 196.
  131. , А. П. Позиционно-лексический повтор как стилистическое явление / А. П. Сковородников // Филологические науки. — 1984.-№ 5.с. 71−76.
  132. , Г. С. Архетип цвета в поэтике А. Ахматовой Электронный ресурс. / Г. С. Скороспелкина. Режим доступа: http://www.kid.com.ua/newsl0160.html (Дата обращения: 29.07.10).
  133. , Я. К теории поэтического языка/ Я. Славиньский// Структурализм: «за» и «против»: сб. ст.: пер. с англ., фр., нем., чеш., польск. и болг. яз. / сост. Я. Поляков- под ред. Е. «Я. Басина, М. Я. Полякова М., 1975. — С. 256−276.
  134. Словом о полку Игореве/ вступ. ст. и подгот. древнерус: текста Д. Лихачева- сост., ст. и коммент. Л. Дмитриева. М.- Л.: Детгиз, 1961. — 365 с.
  135. , И. П. Причинно-следственные структуры поэтических произведений / И. П. Смирнов// Исследования по поэтике и стилистике/ редкол.: В. В. Виноградов, В. Г. Базанов, Г. М. Фридлендер. Л., 1972. -С.212−247.
  136. , В. С. Хиазмы в творчестве А. Блока: лингвосгилист. анализ: автореф. дис.. канд. 'филол. наук / В. С. Соловьева. М., 1982. —
  137. , С. А. Категория контраста в поэтическом тексте / С. А. Станиславская // Филологические этюды: сб. науч. ст. молодых ученых / редкол:: И. Ю. Иванюшина и др. Саратов, 2001. — Вып. 4. -С.206−208. —.. ¦:'/¦
  138. , О. М. Синонимия в произведении Робера де Клари «Завоевание Константинополя» / О. М.- Степанова // Вопросы французской филологии: сб. тр. / МГПИ им. В. И. Ленина- отв. ред. В: Г. Гак. М., 1972. -С. 80 -94.
  139. Тимофеев^ Л. И: Слово’в стихе/ Л: И. Тимофеев. М.: Совет, писатель, 1982. — 344 с.
  140. , Б. В- Стих и язык / Б. В. Томашевский. М.- Л.: Гослитиздат, 1959. — 472 с.
  141. , В. Н. К проблеме «повторов» и их «уровнях» в поэзии Баратынского (ранний период) / В. Н. Топоров// Язык. Личность. Текст: сб.ст., к 70-летию Т. М. Николаевой / Ин-т славяноведения РАН- отв. ред. В. Н. Топоров. М., 2005. — С. 767^-786.
  142. , Ю. Н. Проблема стихотворного языка / Ю. Н. Тынянов. -М.: Совет, писатель, 1965. 304 с.
  143. , А. Образ Анны Ахматовой / А. Урбан // Звезда. 1989. -№ 6.-С. 8−18.
  144. , Б. А. Поэтика композиции / Б. А. Успенский. СПб.: Азбука, 2000. — 352 с.
  145. , Г. А. Текст: закономерности его построения / Г. А. Ушаков. — Ижевск: Изд-во УдГУ, 1996. — 40 с.
  146. , Э. Анна Ахматова / Э. Файнштейн. — М.: Эксмо, 2007. -416 с.
  147. , А. И. Образная речь/ А. И. Федоров.- Новосибирск: Наука, 1985.- 120 с.
  148. , М. Ю. О законах построения текста/ М. Ю. Федосюк// Русская речь. 1982. — № 6. — С. 63−69.
  149. , К. А. Лингвистика текста / К. А. Филиппов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — 336 с.
  150. , О. И. Стилистическая роль повтора в автобиографических повестях М. Горького / О. И. Фонякова // Вопросы стилистики: межвуз. науч. сб. / отв. ред. О. Б. Сиротинина. Саратов, 1973. — Вып. 6. — С. 56−69.
  151. , Г. М. О некоторых проблемах поэтики сегодня / Г. М. Фридлендер // Исследования по поэтике и стилистике / редкол.: В. В. Виноградов, Г. М. Базанов, Г. М. Фридлендер. Л., 1972. — С. 5−36.
  152. , А. Анна Ахматова. Поэтическое странствие / А. Хейт. М.: Просвещение, 1991 -384 с.
  153. , Г. Г. Художественный текст: аспекты характеристики, приемы и методы исследования / Г. Г. Хисамова, Е. А. Яковлева. Уфа: Башкир, ун-т, 1998 — 104 с.
  154. , В. Анна Ахматова. Четки/ В. Ходасевич// Анна Ахматова: pro et contra: антология / сост., вступ. ст., примеч. С. Коваленко. — СПб., 2001.-С.113.
  155. , В. Бесславная слава / В. Ходасевич // Анна Ахматова: pro et contra: антология / сост., вступ. ст., примеч. С. Коваленко. — СПб., 2001. -С. 188−189.
  156. , В. Е. Анализ композиции лирического стихотворения / В. Е. Холшевников // Анализ одного стихотворения: межвуз. сб. / ЛГУ им. А. А. Жданова- под ред. В. Е. Холшевникова. — Л., 1985. — С. 5—49.
  157. , Н. Е. Лексический повтор в стихотворной речи / Н. Е. Цветкова // Русский язык в школе. 1986. — № 1. — С. 63−67.
  158. Н. В. Вопросы эстетики русской художественной речи / Н. В. Черемисина. — Киев: Вища шк. 1981. — 240 с.
  159. , Н. В. Звукопись и интонация в стихе и прозе/ Н. В. Черемисина // Вопросы стилистики: межвуз. науч. сб. / отв. ред. О. Б. Сиротинина. Саратов, 1974. — Вып. 8. — С. 2310.
  160. Чернышева- С. В. Функции повторов в. прозе А. П. Чехова: автореф. дис:. канд. филол: наук / С. В- Чернышева- — Иваново- 2007. 18х.
  161. Черняк, В: Д1 Реализация семантического потенциала1 синонимического г ряда в. тексте / В. Д. Черняк // Функциональная: семантика слова: сб. науч. тр. / Свердлов, гос. пед. ин-т — отв. ред. А'. П. Чудинов. — Свердловск, 1992. — С. 38−47. '. ., , •
  162. Черняховская- Л: А. Смысловая структура текста и ее единицы / Л. А. Черняховская // Вопросы языкознания: 1983- - №-6., — С. 117−126.
  163. Чуковская, Л: К. Записки об Анне Ахматовой. В 3 т. Т. Л. 1938—1941 / Л: К. Чуковская. М.:'Согласие, 1997. — 544 с. ' .259: Чуковская, Л: К. Записки об Анне Ахматовой. В 3 т. Т. 2. 1952−1962 /
  164. Л- К. Чуковская. М/:Согласие, 1997. — 832"с: .
  165. Чуковская, Л1К., Записки. об:Анне Ахматовой- В^З^т^Тл 3. 1963−1966 /
  166. Л. К. Чуковская. М.: Согласие, 1997. — 544 с. .
  167. Чуковский- К1 И- Анна: Ахматова?/ К. И. -Чуковский-// Собраниесочинений: в 2 т. / КГ И- Чуковский- -М!, 1990г- Тс 2. С. 498−533:
  168. Чуковский, К. И1 Ахматова ш Маяковский^/ К. И:. Чуковский // Собрание сочинений: в 2 т. / К. И. Чуковский. М., 1990. — Г. 2. — С. 306 334. ' ¦ - '¦'-¦¦».-. '•.».'."•'•¦'.
  169. , Н. Ю. Местоимение и смысл. Класс русских местоимений и открываемые ими смысловые пространства/ Н. Ю. Шведова: — М.: Азбуковник, 1998. 176 с.
  170. , JI. А. Анна Ахматова^ (100 лет со дня рождения)/ JT. А. Шилов. М:: Знание, 1989. — 64 с.
  171. , Д. Н. Проблемы семантического анализа лексики/ Д. Н. Шмелев. М.: Наука, 1973. — 280 с. 269. .Шмеман, А. Анна Ахматова / А. Шмеман // Найман, А. Г. Рассказы об Анне Ахматовой / А. Г. Найман. М, 1989. — С. 293−301.
  172. , Р. С. Способы создания семантической связности^текста / Р. С. Шутникова, М. П. Петров // Вопросы семантики и стиля: межвуз. науч. сб. / Башкир, гос. ун-т им. 40-летия Октября — отв. ред. В.- В. Кузиков. Уфа, 1985.-С. 118−125.
  173. , Б. М. Анна Ахматова. Опыт анализа / Б. Ml Эйхенбаум // Анна Ахматова: pro et contra: антология / сост., вступ. ст., примеч. С. Коваленко. СПб., 2001. — С. 481−545.
  174. , Е. Г. Разговор о стихах / Е. Г. Эткинд. М.: Дет. лит., 1970. -240 с.
  175. B. В. Виноградова / редкол.: М. П. Алексеев, П. Н. Берков, А. С. Бушмин и др.-Д., 1971.-С. 399−407.
  176. , Р. Лингвистика и поэтика / Р. Якобсон // Структурализм: «за» и «против»: сб. ст.: пер. с англ., фр., нем., чеш., польск. и болг. яз. / сост. М. Я. Полякова- под ред. Е. Я. Басина, М. Я. Поляковой. М., 1975.1. C. 193−230.
  177. , Р. Работы по поэтике : переводы / Якобсон. — М.: Прогресс, 1987.-464 с.
  178. , Л. Г. Структура поэтического текста / Л. Г. Яцкевич. -Вологда: Русь, 1999. 240 с.
Заполнить форму текущей работой