Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности эмоциональной сферы леворуких детей старшего дошкольного возраста

Дипломная Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА2. 1. Программа и методики эмпирического исследования особенностей эмоциональной сферы леворуких детей старшего дошкольного возраста. Список использованной литературы. Приложения. Выводы по 1 главе 3. Возможности психологического консультирования родителей по вопросам формирования… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
    • 1. 1. Проблемы функциональной асимметрии мозга в современных исследованиях
    • 1. 2. Особенности эмоциональной сферы в старшем дошкольном возрасте
    • 1. 3. Межполушарная асимметрия и особенности эмоциональной сферы
  • Выводы по 1 главе 3
  • ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 2. 1. Программа и методики эмпирического исследования особенностей эмоциональной сферы леворуких детей старшего дошкольного возраста
    • 2. 2. Анализ эмпирического исследования особенностей эмоциональной сферы леворуких детей старшего дошкольного возраста
    • 2. 3. Возможности психологического консультирования родителей по вопросам формирования эмоциональной сферы леворукого ребенка старшего дошкольного возраста
  • Выводы по второй главе 5
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Особенности эмоциональной сферы леворуких детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Протекающие в период старшего дошкольного возраста изменения характера оказывают определенное влияние на особенности эмоций детей, которые могут изменяться по устойчивости и силе. Кроме грусти и радости, весьма часто возникающих по причине исполнения либо неисполнения желаний, у детей старшего дошкольного возраста появляются также еще и такие чувства, которые связаны с оценкой своих действий. Взаимосвязь между типом моторной латеральности и показателями психоэмоциональной сферы индивид в первую очередь обусловлена функциональной асимметрией больших полушарий головного мозга человека, которая имеет прямое отношение и к механизмам обеспечения и контроля двигательной активности, и к специфики эмоционального реагирования. Поэтому можно нередко отмечать определенные различия в особенностях эмоциональных проявлений у индивидов с различным типом полушарного доминирования. С целью выявление эмоциональной сферы леворуких детей старшего дошкольного возраста нами было организовано и проведено с помощью специально подобранного комплекса диагностических методик эмпирическое исследование. В ходе разработки эксперимента были поставлены следующие основные задачи:

1. Выявить леворуких детей;

2. Определить эмоциональное состояние детей выборки; 3. Продиагностировать особенности эмоций и чувств изучаемых дошкольников;

4.Провести внутриличностнуюдиагностику детей выборки;

5. Выявить уровень тревожности каждого ребенка выборки в отношении ряда типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми;

6.Изучить Я-образ детей выборки.

7. Проанализировать полученные результаты и сопоставить показатели праворуких и леворуких детей.

8. Разработать рекомендация консультативной помощи родителям и педагогам по вопросам формирования эмоциональной сферы леворукого ребенка старшего дошкольного возраста. Его результаты показали, что больше половины леворукихдетей негативно оценивают общение в детском саду, а также с родителями и сверстниками. Для леворуких детей больше характерно яркое вхождение в сюжет сказки, активное сопереживание и сочувствие сказочному персонажу, а также яркая эмоциональная оценка происходящих в литературном произведении событий. Эмоциональная оценка и сочувствие сказочным персонажам у леворуких детей проявляется в появлении слез, улыбок, вздохов, вздрагиваний, что в меньшей степени характерно для праворуких детей. Кроме этого, было установлено, что для леворуких дети старшего дошкольного возраста характерна большая чувствительность и уязвимость. Они весьма восприимчивы к негативным эмоциональным воздействиям непосредственно со стороны окружающих. Леворуким детям, в сравнении с праворукими, больше свойственна тревожность, напряженность, пугливость, агрессивность и уязвимость. Для охраны здоровья и обеспечения полноценного психическогоразвития леворуких детей старшего дошкольного возраста нами были разработаны основы психологического консультирования родителей и педагогов по вопросам особенностей формирования иэмоциональной сферы леворукого ребенка. Таким образом, Выдвинутая нами гипотеза о том, что, так как леворукие дети старшего дошкольного возраста имеют особенности функциональной организации головного мозга, то они от своих праворуких сверстников отличаются особенностями эмоциональногореагирования, которые выражается в большей чувственности, эмоциональности, тревожности и восприимчивости, чем у праворуких детей, — подтвердилась, задачи реализованы, а поставленная цель — достигнута. При общении с леворуким ребенком необходимо обязательно учитывать специфику его эмоционального восприятия. Спасибо за внимание!

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А. Этический аспект адаптационной физиологии и заболеваемости населения / Н. А. Агаджанян, И. И. Макарова // Экология человека. — 2014. — № 3. — С. 3−13.
  2. О.В. Особенности психоэмоциональной сферы леворуких детей / О. В. Андреева, В. И. Лупандин // Объединен. науч. журн. — 2005. № 21. — С. 52−56.
  3. О.В. Особенности эмоциональной сферы леворуких детей старшего дошкольного возраста : дис. … канд. психол. наук / О. В. Андреева. — Екатеринбург, 2006. — 164 с.
  4. Л.К. Функциональная асимметрия мозга и индивидуальные психофизиологические особенности человека Л.К. Антропова / О. О. Андроникова, В. Ю. Куликова // Медицина и образование в Сибири. — 2011. — № 3. — С. 54 — 57.
  5. М.М. Вопросы асимметрии долей головного мозга / М. М. Безруких // Физиология человека. — 1998. — № 6. — С. 32−49
  6. Е.М. Специфика латерального фенотипа в стрельбе и гандболе / Е. М. Бердичевская, А. С. Гронская, И. Э. Хачатурова // Физическая культура, спорт — наука и практика. — 2009. — № 3. — С. 27−29.
  7. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — 5-е изд. — СПб., 2016. — 244 с.
  8. Г. Н. Исследование генеза патологических паттернов ЭЭГ при опухолевом и травматическом поражении мозга человека / Г. Н. Болдырева, Е. В. Шарова, Ю. М. Коптелов и др. // Физиология человека. — 2005. — Т. 31. — № 1. — С. 24−32.
  9. Н.Н. Функциональные асимметрии человека / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. — М.: Наука, 2011. — 306 с.
  10. С.Б. Мозолистое тело, межполушарное взаимодействие и функции правого полушария мозга / С. Б. Буклина // Журн. неврологии и психиатрии. — 2004. — Т. 104. — № 5. — С. 8−14.
  11. А.Л. Психологическое обследование детей / А. Л. Венгер Г. А. Цукерман. — М.: ВЛАДОС, 2005 — 159 с.
  12. Н.В. Половые различия полушарных пространственно-временных паттернов ЭЭГ при воспроизведении вербальной информации / Н. В. Вольф, О. М. Разумникова // Физиология человека. — 2004. — Т. 30. — № 3. — С. 27−34.
  13. Л.С. Психология / Л. С. Выготский. — М.: Владос, 2013. — 434 с.
  14. Ю.Н. Программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста / Ю. Н. Гераскина. — М.: Педагогика, 2015. — 106 с.
  15. Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь. 2005. — 244 с.
  16. Н.А. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Гром [Электронный ресурс] // Науч.-метод. электрон. журн. «Концепт». — 2016. — Т. 10. — С. 86−90. — URL: http://e-koncept.ru/2016/56 825.htm. — (дата обращения 20.10.2017).
  17. Диагностика психического развития детей: пособие по практич. психологии / сост. Т. Д. Марцинковская. — 5-е изд. — М.: Линка-Пресс, 2016. — 225 с.
  18. Т.А. О языке описания функциональной асимметрии / Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. — М.: НИИ мозга РАМ, 2003. — С. 76 — 82.
  19. Л.А. Нарушения высших психических функций и когнитивных слуховых вызванных потенциалов у ликвидаторов Чернобыльской аварии / Л. А. Жаворонкова, А. П. Белостоцкий, Н. Б. Холодова и др. // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2012. — № 5. — С. 62−69.
  20. Л.А. Особенности межполушарной асимметрии ЭЭГ правшей и левшей как отражение взаимодействия коры и регуляторных систем мозга / Л. А. Жаворонкова // Функциональная межполушарная асимметрия: хрестоматия. — М.: Науч. мир, 2004. — С. 287−292.
  21. Ю.Н. Успешность спортивной деятельности и функциональная асимметрия головного мозга / Ю. Н. Кабанов // Мир науки, культуры, образования. — 2009. — № 3. — С. 194−201.
  22. А.Ю. Взаимосвязь креативности и полушарных процессов селекции информации: значение моторной асимметрии / А. Ю. Каразаева, О. М. Разумникова // Журн. высшей нервной деятельности. — 2012. — Т. 62. — № 3. — С. 279−285.
  23. М.С. Межполушарное взаимодействие при нормальном и отклоняющемся развитии: мозговые механизмы и психологические особенности / М. С. Ковязина, Е. Ю. Балашова // Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. — М.: Науч. мир, 2009. — С. 185−206.
  24. С.П. Изменение параметров межполушарной асимметрии при моделировании агрессивного поведения / С. П. Кожевников, И. В. Проничев // Журн. высшей нервной деятельности. — 2012. — Т. 62. — № 1. — С. 5−11.
  25. И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет / И. Ю. Кулагина. — 4-е изд. — М., 2015. — 344 с.
  26. В.Ю. Влияние функциональной асимметрии мозга на стратегию поведения индивида в стрессовой ситуации / В. Ю. Куликов, Антропова Л. К., Козлова Л. А. // Медицина и образование в Сибири. -2010. — № 5. — С. 76 — 79.
  27. В.П. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность / В. П. Леутин, Е. И. Николаева. — СПб.: Речь, 2005. — 368 с.
  28. А.Р. Высшие корковые функции человека / А. Р. Лурия. — М.: Наука, 1969. — 468 с.
  29. В. Детская психология: учеб. пособие / В. Мухина. — М.: Линка-Пресс, 2015. — 386 с.
  30. А.В. Психология развития леворуких детей / А. В. Парфенюк // Школа Л. С. Выготского: материалы Междунар. науч.- практич. конференции студ. и аспирантов, посвящен. юбилею Д. Б. Эльконина. (4−5 дек. 2014 г.) / под ред. Л. Ф. Баяновой. — Казань Изд-во Казан. ун-та: 2014. — С. 26 — 28.
  31. В.А. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / В. А. Петровский. — М., 1996. — 198 с.
  32. Психология и педагогика: учеб. пособие / сост. Романова И. А. — 6-е изд. — М.: Экзамен, 2016. — 228 с.
  33. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей / С. Б. Забрамная, О. В. Боровик. — М.: ВЛАДОС, 2013. — 288 с.
  34. Д.Я. Практическая психодиагностика / Д. Я. Райгородский. — Самара: Издат. дом «БАХРАХ», 2015. — 672 с.
  35. В. Межполушарная асимметрия, ее функция и онтогенез / В. Ротенберг // Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. — М.: Науч. мир, 2009. — С. 164−184.
  36. М.Н. Асимметрия биоэлектрической активности мозга человека на разных уровнях сознания / М. Н. Русалова // Российский физиологический журн. им. И. М. Сеченова. — 2006. — Т. 92. — № 12. — С. 1393−1403.
  37. М.Н. Электрофизиологические показатели распознавания эмоций в речи / М. Н. Русалова, О. О. Кислова, Л. В. Образцова // Успехи физиологических наук. — 2010. — Т. 42. — № 2. — С. 57−82.
  38. Е.В. Особенности функциональной межполушарной асимметрии у жителей севера с артериальной гипертонией различного возраста / Е. В. Севостьянова // Материалы Всерос. конференции «Современные направления исследований функциональной межполушарной асимметрии и пластичности мозга», Москва, 2−3 дек., 2010. — М. 2011. — С. 89 — 92.
  39. А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста / А. В. Семенович. — М.: Юрайт, 2015. — 320 с.
  40. В.Ф. Сосудистая реактивность, вызванная когнитивной нагрузкой, у больных дисциркуляторной энцефалопатией / В. Ф. Фокин, Н. В. Пономарева, В. И. Клопов, М. М. Танашян // Асимметрия. — 2014. — Т. 8. — № 3. — С. 4−22.
  41. В.Ф. Стационарная и динамическая организация функциональной межполушарной асимметрии / В. Ф. Фокин, А. И. Боравова, Н. С. Галкина и др. // Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. — М.: Науч. мир, 2009. — С. 389−428.
  42. В.Ф. Эволюционный аспект центрально-периферической организации функциональной межполушарной асимметрии / В. Ф. Фокин // Функциональная межполушарная асимметрия: хрестоматия / под ред. Н. Н. Боголепова, В. Ф. Фокина. — М.: Науч. мир, 2004. — С. 47−79.
  43. М.Е. Возрастная психология / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2014. — 200 с.
  44. Е.Д. Нейропсихология / Е. Д. Хомская, Н. Я. Батова. — М., 2014 — 896 с.
  45. Д.М. Реорганизация межполушарного взаимодействия при речемыслительной деятельности, направленной на синтез слов и предложении / Д. М. Цапарина, М. Н. Цицерошин, А. Н. Шеповальников // Физиология человека. — 2007. — Т. 33. — № 1. — С. 15−26.
  46. И.И. Изучение влияния функциональной межполушарной асимметрии у студентов на склонность к агрессии, с последующей оценкой неспецифических адаптационных реакций организма / И. И. Черемушникова // Асимметрия. — 2011. — Т. 5. — № 3. — С. 35−48.
  47. Т.В. Специфика полушарной асимметрии восприятия интонаций в норме и при шизофрении / Т. В. Черниговская, С. Э. Давтян, Н. Н. Петрова, К. Н. Стрельников // Физиология человека. — 2004. — Т. 30. — № 4. — С. 32−39.
  48. О. Левша и правша / О. Шелопухо. — М., 2011. — С. 121−129.
  49. А.Н. Особенности системного взаимодействия разных областей коры левого и правого полушарий мозга в различных стадиях сна у человека / А. Н. Шеповальников, М. Н. Цицерошин, Л. Г. Зайцева, Е. И. Гальперина // Российский физиологический журн. им. И. М. Сеченова. — 2012. — Т. 98. — № 10. — С. 1228−1241.
  50. Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. — М., 2009. — 388 с.
  51. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избр. психол. тр. / Д. Б. Эльконин; под ред. Д. И. Фельдштейна. — 3-е изд. М., 2009. — 346 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ