Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение эффективности безводного контроля локальной герметичности судовых конструкций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако, испытания наливом воды, получившие широкое распространение благодаря своей простоте и надежности, весьма трудоемки и дороги, требуют значительных расходов воды и затрат времени на ее налив и слив, а также на выполнение экологических требований при сливе воды. Наряду с этим, после испытаний наливом воды перед окрашиванием корпусных конструкций, необходимо проведение дополнительных работ… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Анализ существующих разработок контроля локальной герметичности и постановка задачи исследования
    • 1. 1. Существующее состояние разработок технологии проведения контроля локальной герметичности
    • 1. 2. Современный уровень применения средств контроля локальной герметичности
    • 1. 3. Постановка задачи исследования
  • Глава II. Разработка аналитической модели повышения эффективности безводного контроля локальной герметичности
    • 2. 1. Анализ физического состояния судовых конструкций при испытаниях герметичности и эксплуатации судна
    • 2. 2. Оценка порога чувствительности контроля локальной герметичности, выполняемого существующими методами
    • 2. 3. Исследование дуализма физических явлений, связанных с определением мест расположения сквозных микронеплотностей при помощи пенообразующих составов
    • 2. 4. Разработка алгоритма расчета параметров процесса повышения эффективности безводного контроля локальной герметичности
  • Выводы по II главе
  • Глава III. Экспериментальное определение показателей повышения эффективности безводного контроля локальной герметичности
    • 3. 1. Исследование акустической характеристики процесса выявления сквозных микронеплотностей
    • 3. 2. Изучение устойчивости пенообразования в условиях изменения потока и давления воздуха
    • 3. 3. Определение уровня достигаемого порога чувствительности
  • Выводы по главе III
  • Глава IV. Практическая реализация и технико-экономическая оценка результатов повышения эффективности безводного контроля локальной герметичности
    • 4. 1. Разработка технологии и выбор средств контроля локальной герметичности
    • 4. 2. Расчет ожидаемых экономических показателей применения инструментального безводного контроля локальной герметичности
  • Выводы по IV главе

Повышение эффективности безводного контроля локальной герметичности судовых конструкций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В существующем отечественном судостроении контроль локальной герметичности осуществляют согласно Правилам Морского Регистра судоходства Российской Федерации, а также в соответствии с действующими отраслевыми стандартами, регламентирующими технологию постройки судов и кораблей.

Указанными документами предусмотрено выполнять контроль локальной герметичности в процессе проведения испытаний корпусов строящихся судов и кораблей методами, предусматривающими:

— налив воды с гидравлическим напором;

— налив воды без напора;

— полив струей воды под давлениемФ — надув сжатым воздухом;

— обдув сжатым воздухом;

— контроль керосином, люминесцентными и цветными проникающими жидкостями.

В основу результатов контроля локальной герметичности перечисленными методами положено условие эксплуатационной безопасности корпусов судов и кораблей в целом, а также его отдельных частей. При этом учитывается накопленный опыт мирового судостроения и судоходства свидетельствующий о том, что проникновение забортной воды даже в незначительных количествах внутрь судна в ряде случаев приводит к серьезным последствиям. Поэтому надежность и качество строящихся судов в равной мере зависит не только от правильности проектирования корпусных конструкций, но также от качества их изготовления, включающего, в большинстве случаев, обеспечение требований локальной герметичности.

За последние годы в отечественном судостроении внедрены новые сварочные материалы и сварочное оборудование, что позволило значительно улучшить качество корпусных конструкций, в том числе и герметичность. Значительный прогресс достигнут в области разработки и применения методов контроля качества сварных швов. Однако, несмотря на повышение качества сварки и использование более совершенных методов контроля сварных швов, проверка герметичности корпусных конструкций остается обязательным и очень важным технологическим этапом постройки любого судна или корабля.

Высокие требования к герметичности современных судов и кораблей, их большая насыщенность механизмами, устройствами, приборами, трубопроводами, электрическими кабелями и т. п. сделали испытания на герметичность весьма сложным производст-'fc венным процессом, требующим больших затрат времени и средств.

Согласно указанному выше в составе перечисленных методов испытаний на локальную герметичность значительную часть представляют методы основанные на использовании воды. Традиционная необходимость применения гидравлических методов контроля герметичности основана на идентичности испытательной и эксплуатационной среды, которой является вода. Последнее явилось основой распространенного мнения, что испытание гидростатическим давлением и аналогия проникающей способности испытательной и эксплуата-4 ционной среды позволяют решать в процессе гидравлических испытаний двойную задачу, обеспечивающую контроль прочности и плотности строящегося судна или корабля.

Однако, испытания наливом воды, получившие широкое распространение благодаря своей простоте и надежности, весьма трудоемки и дороги, требуют значительных расходов воды и затрат времени на ее налив и слив, а также на выполнение экологических требований при сливе воды. Наряду с этим, после испытаний наливом воды перед окрашиванием корпусных конструкций, необходимо проведение дополнительных работ по их зачистке от продуктов коррозии. Кроме того, весьма затруднительно выполнение испытаний водой в зимнее время, так как воду необходимо подогревать и при этом принимать необходимые меры по удалению конденсата при отпотевании корпусной конструкции. Налив воды в отсеки или цистерны большого объема на стапеле приводит к зна-^ чительным нагрузкам на корпус строящегося судна и часто требует установки временных подкреплений. В результате метод гидравлический испытаний является сдерживающим фактором в строительстве судна, т. к. использование воды, проведение последующей очистки от ржавчины и т. п. задерживает начало монтажных и достроечных работ.

Указанных недостатков лишены испытания надувом воздуха. К настоящему времени воздушные испытания являются одним из основных методов контроля герметичности корпусных конструкций. Однако, эти испытания имеют недостатки, к которым, в первую очередь, следует отнести необходимость обеспечения специальных мер безопасности и трудоемкость процесса обнаружения всевозможных неплотностей. Последнее объясняется тем, что на поверхность испытываемых соединений корпусных конструкций не-&diamsобходимо нанести пенообразующие индикаторы типа мыльных растворов и полимерных составов. Наряду с этим при обеспечении условий доступности к контролируемым соединениям метод воздушных испытаний позволяет осуществлять контроль герметичности отсеков корпусов судна с законченными в них монтажными и достроечными работами.

В составе всего комплекса традиционных испытаний корпусных конструкций методы испытаний на герметичность поливом водой и обдувом струей сжатого воздуха имеют ограниченное применение по причине низкой чувствительности. Также ограничены по применению и испытания смачиванием керосином и жидкостями на его основе из-за возможности использования этих методов только для проверки герметичности сварных соединений, а также из-за их пожароопасности и экологической вредности. ^ В целом существующие методы жидкостного и воздушного контроля локальной герметичности обладают общим недостатком, заключающимся в том, что их нормы и технология осуществления были разработаны в 60-х годах прошлого века, исходя из условий судоходства, когда основным видом перевозимых грузов являлись нефть и различные виды топлива с невысокой проникающей способностью, соответствующей проникающей способности технической и забортной воды.

К настоящему времени характер перевозимых грузов существенно изменился в результате появления легких сортов топлива и широкой номенклатуры химических грузов с высокой степенью проникновения. Кроме того, ужесточились экологические требования охраны окружающей среды, которые в еще большей степени возросли в связи с необходимостью транспортирования и хранения на судах и кораблях отходов, связанных с развитием и использованием плавучих сооружений, включающих атомные паропроизводящие установки.

Несмотря на это, до сих пор в действующих отраслевых стандартах сохраняются методика выбора и нормы проводимого контроля локальной герметичности, составлявшие основу первой редакции указанных стандартов, разработанных в 60-х годах прошлого столетия.

Все сказанное свидетельствует о необходимости совершенствования и повышения эффективности контроля локальной герметичности судовых конструкций. Этот вывод подтверждается также тем, что несмотря на относительно небольшое удельное значение трудоемкости выполняемых традиционных испытаний на герметичность (8−10% от общей трудоемкости корпусных работ), эти испытания оказывают существенное влияние на технологию, организацию и сроки постройки судов и кораблей.

За последние годы в смежных отраслях промышленности, с целью повышения эффективности (снижения трудоемкости и увеличения чувствительности) контроля локальной герметичности конструкций, начали использовать безводные инструментальные методы, основанные на применении различных физических процессов, например, газоанализа применяемых пробных сред, либо анализа возбуждаемого акустического поля или вакуумирования контролируемых на локальную герметичность участков испытываемых конструкций. Однако, этого недостаточно для осуществления в судостроении процессов эффективной замены традиционных методов гидравлического и воздушного контроля инструментальными технологиями. Объясняется это, в первую очередь тем, что в судостроении пытаются использовать готовые средства инструментального контроля без учета специфики процесса постройки судов и наличия проведенных теоретических и экспериментальных исследований.

В результате поиску необходимых решений и определению физических закономерностей, позволяющих управлять процессом повышения эффективности контроля локальной герметичности судовых конструкций, посвящается настоящая разработка.

Выводы по IV главе.

1 Практическая применимость дуализма пузырькового эффекта позволяет выявлять сквозные микронеплотности двумя способами, учитывающими:

— избыточность испытательного давления сжатого воздуха по сравнению с атмосферным давлением;

— превышение атмосферного давления над разряжением, создаваемым в районе локального контроля.

2 Первый способ обеспечивает возможность осуществления контроля локальной герметичности путем выявления акустического поля, генерируемого в месте расположения сквозных микронеплотностей, струей истекающего сжатого воздуха, а также процессом образования и отрыва воздушных пузырьков используемого мыльного раствора.

3 Второй способ позволяет вести контроль локальной герметичности путем вакуу-мирования зоны расположения сквозных микронеплотностей и фиксации мест их наличия образованием воздушных пузырьков используемых полимерного или мыльного пенообразующего растворов.

4 Для осуществления контроля локальной герметичности первым способом следует использовать 30% раствор хозяйственного мыла в воде и акустический комплекс УЗОН, контроль локальной герметичности вторым способом может быть выполнен при помощи вакуумных камер с использованием 30% раствора хозяйственного мыла в воде или полимерного раствора «СВАЛАН».

5 Технология контроля локальной герметичности первым способом регламентирована руководящим документом РД5.ГКЛИ.0105−118 «Конструкции корпусные и системы трубопроводов. Акустический метод испытаний на непроницаемость», наряду с этим технология контроля локальной герметичности вторым способом регламентирована руководящим документом РД5Р.ГКЛИ.3220−007 «Соединения сварные корпусных конструкций. Испытания на герметичность с применением вакуумных камер», согласованными Морским регистром судоходства российской федерации.

6 Применение технологии контроля локальной герметичности, основанной на использовании дуализма пузырькового эффекта, создает возможность исключения жидкостных методов испытаний судовых конструкций на герметичность и применения безводного контроля герметичности, гарантирующего эксплуатационную надежность и экологическую безопасность при транспортировании различных грузов.

7 Отказ от традиционных методов контроля локальной герметичности позволяет при использовании дуализма пузырькового эффекта перейти к инструментальным методам контроля с применением акустических течеискателей и вакуумных камер, что исключает зависимость от сезонных условий, необходимость использования и очистки технической воды, проведения повторных испытаний надувом сжатого воздуха, требующих повторного уплотнения судовых конструкций и поддержания необходимых параметров (давления, температуры, влажности, чистоты) значительных объемов сжатого воздуха, а также обеспечивает проведение одностороннего контроля локальной герметичности, что существенно сокращает продолжительности стапельной постройки за счет возможности осуществления параллельного контроля герметичности и монтажных работ в смежных помещениях.

8 Реализация при постройке судов технологии контроля локальной герметичности, основанной на использовании дуализма пузырькового эффекта, позволяет:

— снизить трудоемкость всего комплекса испытаний на герметичность строящихся судов до 11%;

— сократить затраты на применение налива воды под напором и без напора в 2 раза;

— уменьшить расходы материалов при испытаниях поливом воды под напором, а также при испытании керосином на меловой экран в 15 + 30 раз;

— отказаться от повторного налива воды и надува сжатого воздуха, что в целом обеспечит получение экономического эффекта в расчете на одно судно около 1,5 млн руб.

Заключение

.

1. Изучена физическая основа и технические возможности традиционно используемых в настоящее время методов контроля локальной герметичности, определены в сравнении показатели порогов чувствительности жидкостных и безводных методов контроля локальной герметичности.

2. Проведено аналитическое исследование дуализма физических явлений, связанных с определением мест расположения сквозных микронеплотностей на основе пузырькового эффекта, проявляющегося в условиях избыточного испытательного давления сжатого воздуха при наличии атмосферного давления и разряжения (вакуумирования) пространства в районе проводимого контроля локальной герметичности.

3. На основе анализа физико-химических процессов формирования воздушных пузырьков пенообразующими составами, отличными по свойствам поверхностной вязкости и упругости, определены расчетные данные возможных размеров формируемых воздушных пузырьков, а также получены графические зависимости величины избыточного давления внутри этих пузырьков и частоты их образования в функции от этого давления и размеров каналов выявляемых сквозных микронеплотностей.

4. Разработан алгоритм расчета акустического давления, генерируемого физическим явлением дуализма пузырькового эффекта безводного контроля локальной герметичности и выполнен сравнительный расчет на основе этого алгоритма и аналитического выражения, показателей акустического давления при турбулентном истечении струи сжатого воздуха, результатами которого установлено, что использование пузырькового эффекта способно обеспечить интенсивность звукового давления, в три раза превышающего показатели звукового давления, генерируемого струей истекающего сжатого воздуха.

5. Выполнено экспериментальное исследование акустической выявляемости сквозных микронеплотностей, в результате которого установлено, что процесс истечения сжатого воздуха через каналы сквозных микронеплотностей характеризуется спектром акустических полей с неустойчивыми по величине и частоте узкополосными максимумами звукового давления, однако несмотря на это, экспериментально полученный график, практически подтверждает, что использование дуализма пузырькового эффекта обеспечивает возможность поиска сквозных микронеплотностей на порядок меньше выявляемых традиционным (визуальным) способом.

6. Проведено экспериментальное изучение устойчивости пенообразования мыльным пенообразующим раствором и полимерным составом в условиях атмосферного давления и разряжения (вакуумирования), в результате которого построены графики зависимости диаметра формируемых воздушных пузырьков и степени их выявляемости от величины показателей натекания сквозных микронеплотностей, а также разработана диаграмма выявляемое&tradeсквозных микронеплотностей наливом воды и надувом сжатого воздуха в условиях атмосферного давления и разряжения.

7. Экспериментально сопоставлены данные проникающей способности жидких грузов, включающих нефтяное топливо, дизельное топливо, моторное топливо, топливо для газотурбинных установок, бытовое топливо, мазут, масла для судовых дизелей, масла для карбюраторных двигателей, масла для автотракторных дизелей, химические грузы, растительные масла, жиры и порогов чувствительности методов контроля локальной герметичности гидравликой и сжатым воздухом, в результате чего установлено, что регламентируемые действующими руководящими документами гидравлические испытания не обеспечивают выявление сквозных микронеплотностей, через которые способны проникать до 75% транспортируемых в настоящее время химических грузов. Наряду с этим определено, что наивысшую степень экологической гарантии обеспечивает во всех случаях метод безводного локального контроля, основанного на дуализме пузырькового эффекта.

8. Разработана технология и осуществлен выбор средств, обеспечивающих практическое повышение эффективности безводного контроля локальной герметичности с применением акустических течеискателей и вакуумных камер, регламентированных руководящими документами, согласованными Морским Регистром судоходства Российской Федерации, при этом расчетным путем установлено, что это позволяет получить годовой экономический эффект в сумме более 1,5 млн руб. на одно судно.

В результате выполненной работы решена важная научно-практическая проблема повышения эффективности безводного контроля герметичности судовых корпусных конструкций, при этом получены новые научные результаты в составе которых:

1. На основе выполненных исследований показана не идентичность характера изгиба судового корпуса при наливе в него воды на стапеле и эксплуатации на плаву, чем подтверждена невозможность контроля эксплуатационной прочности и герметичности ряда несущих конструкций (перекрытий, платформ и т. п.) в процессе проведения гидравлических испытаний и целесообразность замены их по этой причине безводными методами контроля.

2. В отличие от существующего необоснованного предположения, что сквозные микронеплотности могут быть выявлены по сигналам лопающихся воздушных пузырьков, предложена схема выявления сквозных микронеплотностей по сигналам продолжительного звукоизлу-чения, генерируемого изменением объема и формы образующихся и оторвавшихся от кромок каналов микронеплотностей воздушных пузырьков, соответственно чему разработана математическая модель формообразования и взаимосвязи параметров воздушных пузырьков и сквозных микронеплотностей, выявляемых методом безводного контроля, а также получены аналитические и графические зависимости для расчета акустического давления, создаваемого пузырьковым эффектом.

3. Разработаны и проверены сравнительными расчетами, а также экспериментальным путем спектральные схемы звуковых сигналов истекающего сжатого воздуха, построены диаграммы соотношений чувствительности безводного контроля локальной герметичности, выбраны пенообразующие растворы, обеспечивающие устойчивость пенообразования и возможность генерации акустического поля, создаваемого пузырьковым эффектом.

4. Предложен физически обоснованный и экспериментально проверенный метод повышения эффективности безводного контроля локальной герметичности судовых конструкций, позволяющий выявлять сквозные микронеплотности на порядок меньше тех, которые определяют традиционными методами безводного контроля.

5. Выполнены аналитические и экспериментальные оценки показателей порогов чувствительности контроля локальной герметичности безводными методами, а также их сопоставлении с проникающей способностью жидких грузов транспортируемых в современном судоходстве.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. «Неразрушающий контроль и диагностика» (справочник), изд. «Машиностроение», М., 2003 г., 656 стр.
  2. OCT 5Р.1180−93 «Суда. Методы и нормы испытаний на непроницаемость и герметичность», 130 стр.
  3. OCT В5.0298−80 «Корпуса металлические подводных кораблей и судов. Методы и нормы испытаний на непроницаемость и герметичность», 38 стр.
  4. М. К., Уткин В. Е. «Совершенствование методов испытаний на непроницаемость корпусов судов», «Вестник технологии судостроения», № 3, 1997 г., стр. 70−72.
  5. В. М., Розинов А. Я., Уткин В. Е. «Ресурсосберегающие технологии испытаний судокорпусных конструкций на непроницаемость и герметичность», «Вестник технологии судостроения», № 5,1999 г., стр. 49−52.
  6. М. К. «Практика применения стандарта «Испытание непроницаемости корпусов морских стальных судов гражданского флота. Методы и нормы», труды ЛКИ, вып. XVIII, 1958 г., стр. 19−24.
  7. В. Ф. «Исследование параметров испытаний сжатым воздухом отсеков судов на непроницаемость», «Труды ЦНИИТС», вып. XXVII, изд. «Судпромгиз», 1960 г., стр. 1−64.
  8. А. Я., Соколов В. Ф. «Совершенствование методов испытаний конструкций на непроницаемость», «Технология судостроения», № 2, 1964 г., стр. 29−37.
  9. В. Е. «Сравнительный анализ эффективности применения различных схем испытаний непроницаемости и герметичности корпусных конструкций», «Вестник технологии судостроения», № 4, 1998 г., стр. 8−12.
  10. Н. М., Кузнецов В. В., Куличева С. И., Охрименко Г. И. «Использование полимерных пенообразующих составов при испытаниях непроницаемости и герметичности корпусных конструкций», «Судостроение», № 2, 1978 г., стр. 50−51.
  11. А. С., Каплун Н. В., Розинов А. Я., Соколов В. Ф. «Технологические особенности постройки судов на зарубежных верфях», изд. «Судостроение», Л., 1978 г., стр. 212−220.
  12. А. А., Митрофанов П. С., Ратников Н. Я., Селин В. Ф. «Внедрение рациональной методики контроля герметичности в резервуаростроении», Информационное письмо Института электросварки им. Е. О. Патона АН УССР, № 31, 1972 г., стр. 1−3.
  13. А. А., сб. «Неразрушающие методы контроля материалов и изделий», М., ОНТИПРИБОР, 1964 г., стр. 503, 505, 507.
  14. Л. Ц., Васюнин С. В., Розинов А. Я., Соколов В. Ф. «В помощь технологу судостроителю. Постройка корпуса судна на стапеле», ч. Ill, изд. «Судостроение», 1967 г., стр. 39−40.
  15. В. Ф., Грач П. К. «О влиянии некоторых факторов на продолжительность контроля герметичности керосином», «Дефектоскопия», № 5,1978 г., стр. 85−87.
  16. Проспекты фирм «Sherwin, Bycotest, ELY Chemical Company», 2003 г., 20 стр.
  17. . Г. «Дефектоскопия проникающими веществами», М., «Высшая школа», 1991 г., 186 стр.
  18. В. М., Розинов А. Я., Уткин В. Е., Нарусинг В. А. «Испытание непроницаемости корпусных конструкций органо-аналитическим методом», сборник трудов ЛОП НТОС им. А. Н. Крылова, СПб, вып. № 27, 1997 г., стр. 127−138.
  19. Е. А. «Исследование и расчет звука воздушного винта», труды ЦИАМ, вып. 39, М., изд. «Оборонгиз», 1941 г., стр. стр. 22−31.
  20. Л. Я. «О звуке вращения гребного винта», ЖТБ, т. 6,1936 г., стр. 18−27.
  21. Е. Я. «Исследование шума вентиляторных установок и методов борьбы с ним», труды ЦАГИ, вып. 713, М., изд. «Оборонгиз», 1958 г., стр. 30−42.
  22. G. М. Corcos «Pressure Fluctuation in shear flowa», Univerts of Calif. Rep. Ser. 183, N 2, July, 1962 г., p. 15−22.
  23. H. C. «Generalized theory for computing noise from turhilens in aerodynamic systems», Trans. Amer. Soc. Heat. Refringand Aircondit Engrs., vol. 69, New-Jork, 1964 г., стр. 31−36.
  24. Л. М. «К расчету акустического излучения турбулентного аэродинамического потока», «Акустический журнал», т. VI, № 4, 1960 г., стр. 472−477.
  25. А. М., Борисов В. В., Одаренко М. Л. «Приборы и методы неразрушающе-го контроля», «Прочность и долговечность горных машин», М., изд. «Недра», 1975 г., 212 стр.
  26. И. Я., Перник А. Д., Петровский В. С. «Гидродинамические источники звука», Л., изд. «Судостроение», 1972 г., 158 стр.
  27. Л. И. и др. «Химические методы испытаний изделий на герметичность», Киев, изд. «Наукова думка», 1991 г., 70 стр.
  28. А. А., Яворский Б. М. «Курс физики», М., Высшая школа, 1989 г., 280 стр.
  29. Г. А., Недзовецкая О. В., Булатова Е. Г. «Технические возможности бесконтактного акустического метода течеискания», «Дефектоскопия», № 12,1996 г., стр. 48−53.
  30. Ю. М., Белов С. В. «Утечка газа через стык шероховатых поверхностей», Известия ВУЗ, «Машиностроение», № 11. 1981 г., стр. 70−73.
  31. Г. В. «Пневматические функциональные элементы», М., изд. «Энергия», 1970 г., 120 стр.
  32. В.Ф. «Акустическая эмиссия свободной и стесненной струи воздуха», «Дефектоскопия», № 1, 1979 г., стр. 109−111.
  33. В. Ф. «О критерии оценки пороговой чувствительности ультразвукового течеискателя», «Дефектоскопия», № 5,1980 г., стр. 108−110.
  34. В. С. «О чувствительности метода акустического течеискания при пневматических испытаниях на герметичность», «Дефектоскопия», № 10,1982 г., стр. 88−90.
  35. R., Ciaramitaro W. «Explrieces with diagnostic instrumentation in nuclear power plants», «Progress in nuclear energy», vol. 1, N 2−4, New series, 1977 г., p. 16−32.
  36. А. Я., Уткин В. E. «Методика определения параметров акустического поля, возникающего при контроле герметичности с применением течеискателей», сборник трудов ЛОП НТОС им. А. Н. Крылова, СПб, вып. № 29,1999 г., стр. 210−218.
  37. ГОСТ 26 790–85 «Техника течеискания. Термины и определения», 48 стр.
  38. Рекламный проспект АО «Партнер», М., Рязанский проспект, стр. 36.
  39. В. Д. «Чувствительность ультразвукового течеискателя ТУЗ-5М к выявлению калиброванных течей», «Технология судостроения», № 7, 1974 г., стр. 94−95.
  40. Е. Д., Волчков Ю. В., Забоев В. К. «Ультразвуковой контроль герметичности корпусных конструкций», «Технология судостроения», № 2, 1990 г., стр. 48−49.
  41. Рекламный проспект НПО «Ритм» «Быстрее и дешевле. Акустический метод контроля герметичности», Л., ул. Промышленная, 7, 2 стр.
  42. В. Н., Пустовой О. Н. «Повышение чувствительности акустического течеискания», «Дефектоскопия», № 5, 1983 г., стр. 92−96.
  43. В. Н. «Погрешность ультразвукового течеискателя, обусловленная частотным рассогласованием каналов», «Дефектоскопия», № 12, 1980 г., стр. 52−58.
  44. ОСТ 5.9092−91 «Корпуса стальных судов. Основные положения по технологии изготовления», стр. 1−111.
  45. Я. И., Ростовцев Д. М., Сивере Н. Л. «Прочность корабля», Л., изд. «Судостроение», 1974 г., стр. 1−432.
  46. Ю. И., Короткин Я. И. «Строительная механика и прочность корабля», Л., изд. «Судостроение», 1991 г., стр. 1−288.
  47. Я. И. «Вопросы прочности морских транспортных судов», Л., изд. «Судостроение», 1965 г., стр. 1−388.
  48. Ю. А. «Расчет прочности корабля на действие моментов», Л., Труды ЦНИИ им. А. И. Крылова, вып. 36, 1948 г., стр. 1−36.
  49. В. Ю. «Напряженно-деформированное состояние системы, стапель, опорно-транспортное устройство, судно. Расчет». № 74−0905−20−85, ЦНИИ ТС, 1985 г., стр. 1−30.
  50. Ю. А. «Справочник по строительной механике корабля», Л., изд. «Судпромгиз», 1960 г., стр. 1−627.
  51. М. В., Яблонник Л. М., Васильев В. Д. «Неразрушающий контроль в судостроении. Справочник дефеюгоскописта», М., изд. «Судостроение», 1983 г., 148 стр.
  52. А. А. «Сквозные дефекты сварных соединений», «Дефектоскопия», № 6, 1978 г., стр. 52−56.
  53. А. А. «Исследование строения сквозных пор сварных швов», Информационное письмо института электросварки им. Е. О. Патона, № 58, 1976 г., 4 стр.
  54. Н. Н. «О движении жидкостей в микрокапиллярах», журнал физической химии, № 7,1962 г., стр. 5−11.
  55. В. А., Левина Л. Е. «Техника вакуумных испытаний», М.-Л., изд. «Гос-энергоиздат», 1963 г., стр. 132−153.
  56. В. Б., Орлов В. А., Меркушев Ю. Ф. «О замене гидравлических испытаний на герметичность воздушными», сборник трудов «Испытания и контроль качества машин и приборов», вып. 13, 1972 г., стр. 13−17.
  57. А. М., Соколов В. Ф. «Испытания корпусов стальных судов на непроницаемость», изд. «Судпромгиз», 1958 г., стр. 47−56- 75−123.
  58. Goldstein S «Modern Development in Fluid Dynamics», vol. 1, Oxford, 1938., p. 5−35.
  59. Shapico A. H., Siegel R., Klint S. J. Proceedings of the Zug U. S. National Congress of Applied Mechanics. American Society of Mechanical Engineers, New Jork., p. 27−44.
  60. А. А. «Рациональная методика проверки непроницаемости сварных соединений и вакуумный контроль», Киев, изд. «Реклама», 1970 г., 2 стр.
  61. А. И., Фельдман Л. С., Рогаль В. Ф. «Контроль герметичности конструкций», изд. «Техника», Киев, 1976 г., 152 стр.
  62. Д. В. «Теория звука», изд. «Гостехиздат», 1955 г., 273 стр.
  63. Е. Л. «Излучение и рассеяние звука», Л., изд. «Судостроение», 1980 г., 190 стр.
  64. Strasberg М., Gas Bubbles as Sources of Sound in Liquids. I. Acoust. Sec. Amer. 1956, vol. 28, N 1, p. 20−26.
  65. Н. Е., Кибель И. А., Розе И. В. «Теоретическая гидромеханика» ч. I и II, изд. «Гостехиздат», М., 1955−1956 г., 350 и 420 стр.
  66. Langhaar Н. L., Journ. Appl. Mechan. 9, А-55, 1942.
  67. Ц. Е. «Справочник по гидравлическим сопротивлениям», М., изд. «Госэнергоиздат», 1960 г., 210 стр.
  68. Е. Голстейн «Аэроакустика», М., изд. «Машиностроение», 1981 г., 370 стр.
  69. А. Я., Соколов В. Ф. «Совершенствование постройки судов на зарубежных верфях», «Технология судостроения», № 5,1964 г., стр. 14−22.
  70. Инструкция № 74−0105−03−79 «Испытания конструкций на непроницаемость и герметичность сжатым воздухом с применением полимерных пенообразующих составов «СВАЛАН», вып. ЦНИИТС, 1980 г., 52 стр.
  71. С. С. «Курс коллоидной химии», изд. «Химия», М., 1964 г., 435 стр.
  72. А. Г. «Коллоидная химия», изд. «Высшая школа, М., 1963 г., 382 стр.
  73. Н. Шенфельд «Неионогенные моющие средства. Продукты присоединения окиси этилена», изд. «Химия», М., 1965 г., 287 стр.
  74. К. Минода «Коллоидные поверхностноакгивные вещества», изд. «Мир», М., 1966 г., 268 стр.
  75. Патенты США № 2 369 278, № 2 394 320, № 2 394 321.
  76. Powney, Addison «Transaction Far. Society, 33, 1243, 1937.
  77. Cassie, Palmer, ibid, 37, 156, 1941.
  78. Aickin, Palmer, ibid, 40, 116, 1944.
  79. M. К. Адам «Физика и химия поверхностей», изд. «Гостехиздат», 1947 г.
  80. G. Dahm, Chem.-lng.-Techn. 45, N 18, 117, 1973.
  81. D. Killen, Патент Великобритании № 1 322 050, 1973.
  82. Е. М. Махеу, G. Т. Harrington. Патент США № 3 718 611, 1973.
  83. R. Newmann, Plast. and Kautsch, 18, N 5, 340, 1971, p. 25−27.
  84. А. Г. «Авиационная акустика», М., изд. «Машиностроение», 1973 г., 448 стр.
  85. Л. Г. «Механика жидкости и газа»., М., изд. «Наука», 1987 г., 840 стр.
  86. Lighthill «On sound generated aerodynamicaly», I Genral theory. Proc. Roy. Soc. 1952, A211 p. 584−587, II Turbulence as source of sound, 1954, A222, p. 1−32.
  87. Мунин, А Г., Кузнецов В. M., Леонтьев Е. А. «Аэродинамические источники шума», М., изд. «Машиностроение», 1981 г., 480 стр.
  88. И. И. «Борьба с шумом и звуковой вибрацией на судах», Л., изд. «Судостроение», 1971 г., стр. 1−416.
  89. Г. Н. «Прикладная газовая динамика», М., ИФМЛ, 1969 г., стр. 1−824.
  90. Minnaert М. On misical air bubbles and the sound of running water, Phil. Mag., 1933, vol. 16, N7, p. 235.
  91. OCT 5.0170−81 «Контроль не разрушающий металлических конструкций. Газовые и жидкостные методы контроля герметичности», 81 стр.
  92. А. А., Колябина Н. А., Ханыгина Л. Д. «Самопроизвольное закупоривание течей», сб. «Электронная техника», М., ЦНИИ «Электроника», сер. 1, вып. 1, 1964 г., стр. 92−97.
  93. М. К., Закатова Т. Я. «Влияние формы сквозных дефектов на их вы-являемость гидравлическим способом», «Дефектоскопия», № 11, 1982 г., стр. 83−85.
  94. С. «Научные основы вакуумной техники», М., изд., Мир», 1972 г., 715 стр.
  95. А. Г., Левина Л. Е. «Расчетная модель течей типа щелей и трещин и некоторые результаты ее практического применения», «Дефектоскопия», № 4, 1979 г., стр. 98−101.
  96. В. Б. «К вопросу об определении эквивалентного потока через сквозные дефекты», «Дефектоскопия», № 6, 1977 г., стр. 57−61.
Заполнить форму текущей работой