Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Насилие в политическом дискурсе фундаменталистских движений в современном арабском мире

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Появилось много специализированных исследований, посвященных проблематике насилия, таковы, например, работы Чарльза Риверы и Кеннета Свитцера, Эдварда Мюллера, Ван ден Хагга, Мидларски, Нилссон Р. Голдстон Б., Шварц М. Если этим трудам присущ идейно-теоретический характер, то в большинстве прикладных исследований на европейских языках данный феномен рассматривается так, как он воплощается… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Насилие и его политические формы в современном арабском мире
    • 1. Понятие насилия в современной философской и политической мысли
    • 2. Предпосылки и причины насилия в современном арабском мире
  • ГЛАВА II. Сущность и политический дискурс современных исламских фундаменталистских движений
    • 1. Сущность исламского фундаментализма и исторические предпосылки его возникновения
    • 2. Важнейшие политические принципы идеологии исламских фундаменталистских движений
    • 3. Политический дискурс современных исламских фундаменталистских движений
  • ГЛАВА III. Особенности и уровни насилия у фундаменталистских движений (на примере «Аль-Каиды»)
    • 1. Анализ дискурса исламских фундаменталистских движений (на примере «Аль-Каиды»)
    • 2. Факторы, способствующие воздействию «Аль-Каиды» на аудиторию
    • 3. Перспективы феномена насилия у современных исламских фундаменталистских движений

Насилие в политическом дискурсе фундаменталистских движений в современном арабском мире (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одна из серьезных проблем, касающихся насилия, заключается в том, что оно вмещает в себя целый ряд составных элементов, связанных как с самим существованием человека, так и с историей государства и культуры. Насилие возникло одновременно с появлением человечества, став частью становления индивидуума, сообщества, государства, культуры и цивилизации. Отсюда — его инстинктивные проявления в поведении подростка, различные формы насилия в семье, его запечатленность в традициях, в нормах воспитания, в «священных» текстах, в экстремистских идеологиях, радикальных движениях, тоталитарных режимах и т. п.

Насилие как демонстрация силы тесно связано с природно-инстинктивным существованием человека, как социальное явление — с возникновением человеческих сообществ, как политический феномен — со становлением и эволюцией государства, а как идея или даже философия — с развитием человеческой мысли и поиском возможных альтернатив. Вследствие этого составные элементы и различные аспекты насилия переплетаются и взаимодействуют между собой в жизни наций и государств, накладывая отпечаток на их реальную историю с ее внутренними и внешними проблемами.

Если внимательно и непредвзято взглянуть на насилие как социальный феномен, обнаружится, что обычно ему сопутствует закрытость общества, слабости закона, отсутствие свобод. Неслучайно возникли теории и философские концепции «рационального насилия», возводившие его в ранг образца политической практики, идеального воплощения свободы.

Такая искаженная трактовка рационалистической идеи есть не что иное, как оборотная сторона закрытости общества, отражение диспропорции между правящим режимом и обществом, отсутствия гражданских свобод. з.

Иными словами, идея «рационального насилия» возникает и оформляется в качестве одного из примеров концептуального и практического противодействия состоянию закрытости, недостатка свобод и слабости закона. В подобной ситуации насилие превращается в методическую идею и практический способ, приобретающий позитивную нравственную и юридическую оценку. Такова, например, идея «революционного насилия» и тому подобные варианты, доминирующие в разного рода экстремистских, радикалистских и революционных идеологиях.

Однако исторический опыт показывает, что противодействие государственному насилию, являющемуся элементом эволюции правящего режима, с помощью революционного насилия, диктуемое идеологическими постулатами, чаще всего приводит к возникновению системы насилия, противоречащей самой функции государственной власти, т. е. к результату, прямо противоположному тому, который провозглашался данной идеологией.

Это противоречие можно наблюдать не только в рамках национального государства, но и в мировом масштабе. Такова, например, глобализация с ее разнообразными порождениями. Насилие и контрнасилие органично присущи глобализации, которой свойственно преобладание идеи гегемонии как средства и как конечной цели. Глобализация устремлена к тому, чтобы выработать «рациональную» формулу разделения труда и интересов, выстроить «новый мировой порядок». Но это есть не что иное, как попытка возродить, пусть в несколько облагороженном виде, сущность и традиции отношений «центр — периферия». Это противоречивый исторический процесс, который заключает в себе разнообразные вероятия, но на данном этапе он все еще пребывает в контексте преобладания частичных (не всеобщих) интересов.

Все это указывает на сложный характер феномена насилия. Если глобализация — объективный процесс, являющийся естественным результатом эволюции мировой истории, развития государства, нации, политической системы, философских идей, идеологии и культуры, то организованное насилие, возведенное в ранг духовно-нравственного кредо и политической идеи, представляет собой очевидную угрозу. С одной стороны, оно отражает сохраняющиеся традиции рационализма, а с другой — воспроизводит их, увязывая их с религиозными верованиями. Вследствие этого оно наиболее пагубно воздействует на сознание, разрушает разум и подрывает нравственное чувство, становясь кульминацией одной из самых крайних и иррациональных форм сознания и политической практики.

Прямо или косвенно идея насилия порождает тоталитарные механизмы особого рода — что наглядно прослеживается на примере радикальных религиозно-политических фундаменталистских движений. Отсюда вытекает необходимость исследования данного феномена и его перспектив, уделяя внимание его историческому контексту, предпосылкам появления, методам действия и причинам влияния.

Вместе с тем, хотя за феноменом насилия стоят серьезные экономические, социальные, политические и культурные предпосылки, они не обязательно порождают насилие в любом государстве или сообществе государств. Тем не менее, они могут стать плодородной почвой для распространения насилия, едва к этому возникнут внутренние или внешние побудительные мотивы. Чаще всего решающими факторами ориентации общественного и политического сознания в направлении насилия являются культура и идеология.

Если взглянуть на ситуацию, имеющую место в современном арабском мире, мы увидим, что феномен насилия проявился здесь начиная со второй половины двадцатого века в силу комплекса экономических, социальных, политических и культурных (традиционно-религиозных) 5 предпосылок. Негативные социально-экономические факторы сыграли важную роль в том, что насилие стало распространенным явлением в современном арабском мире, превратившись в одно из наиболее заметных способов протеста против неблагоприятного положения массы населения.

Всем этим предопределяется актуальность исследования. В своей работе мы проследили, какие факторы стимулируют насилие, пропагандируемое и применяемое исламскими фундаменталистскими движениями, что помогает им придавать насилию легитимный характер, превращать его в важнейшее средство достижения своих целей и даже возводить его в ранг священных ценностей, отождествляя его с понятием джихада. Кроме того, актуальность исследования определяется необходимостью изучить инструменты воздействия фундаменталистских движений на общественное сознание. Это важно для того, чтобы понять природу и механизм фундаменталистского насилия, то есть исследовать насилие как социальных феномен, используемый исламскими фундаменталистскими движениями в политических целях, а также как политический феномен, который может быть использован в социальных целях в современном арабском мире.

Степень научной разработанности темы исследования. Методы и уровни исследования феномена насилия были весьма разнообразными. Это предопределялось сложностью, комплексностью данного явления, которое привлекало и продолжает привлекать внимание представителей самых разных научных дисциплин — таких, как философия, социология, психология, история, политология и др. Кроме того, этой темой интересовались представители разнообразных творческих профессий: писатели, поэты, драматурги, кинематографисты и т. д.

Поскольку проблематика насилия тесно связана с властью, государством и обществом, постольку к этому феномену проявляют наибольший интерес политология, социология вообще и социальная философия в частности.

Этой проблематике уделялось значительное внимание различными философскими школами. Они исследовали различные аспекты насилия: политические, социальные и личностные. Если философия в целом уделяла главное внимание методологическим параметрам анализа проблемы насилия, в особенности его политических и социальных аспектов, то эти же аспекты представили главный интерес для современной политологии и социологии.

Появилось много специализированных исследований, посвященных проблематике насилия, таковы, например, работы Чарльза Риверы и Кеннета Свитцера, Эдварда Мюллера, Ван ден Хагга, Мидларски, Нилссон Р. Голдстон Б., Шварц М. Если этим трудам присущ идейно-теоретический характер, то в большинстве прикладных исследований на европейских языках данный феномен рассматривается так, как он воплощается на европейском и американском Западе, особенно в Германии и Италии. R. Anders Nilsson. Political Violence in Post-Conflict Societies: Remarginalisation, remobilisers and relationships, New York, Hardback (Routledge), December, 2010; Brian Goldstone. Violence and the Profane: Islamism, Liberal Democracy, and the Limits of Secular Discipline, Anthropological Quarterly, 2007; Amartya Sen. Identity And Violence: The Illusion Of Destiny, Penguin Group (UK), 2006; Marcy E. Schwartz. Violence and Ethics, Austin: U of Texas, The Johns Hopkins University Press, 2003; Bruce B. Lawrence. Shattering the Myth: Islam beyond Violence, Princeton, Princeton University Press, 2000; Manus I. Midlarsky. Rulers and Ruled: Patterned Inequality and the Onset of Mass Political Violence, American Political Science Review, vol., 82, no 2, 1988. Edward N. Muller: Income Inequality, Regime Repressiveness and Political Violence, American Sociological Review, vol., 50, no. 1, February 1985; Charles Rivera and Kenneth Switzer: Violence, New Jersey, Hayden Book Company, 1976; Ernest Van Den Hagg: Political Violence and Civil Disobedience, New York, Harper Torch Book, 1972.

В то же время увеличивается количество работ, посвященных понятию и сущности фундаментализма (например, работы Почты Ю. М.)1, предпосылкам возникновения, религиознополитического экстремизма и фундаментализма (например, работы Мирского Г. Семеновой, О.А. л.

Антоун Р. Веинберг JL Педахзур А.), исламского фундаментализма (например, работы Милтон Эдварде Б. Кац С. Зейдан Д.)4, особенностям фундаменталистского насилия и террора и его перспективам (например, работы Аль-Джанаби М.М., Ланды Р.Г.)5.

1 Почта Ю. М. Фундаментализм — угроза илн спасение? В //кн. Социальное: истоки, структурные профили, современные вызовы. -М. РОССПЭН. 2009. (в соавт. с Мальковской И.А.).

2 Мирский, Г. Исламский фундаментализм, сунниты и шииты // Мировая экономика и междунар. отношения. — М., 2008. — № 9- Семенова, О. А. Исламский фундаментализм как течение политической мысли: генезис, идеи, этапы и тенденции развития // Вестн. моек. Ун-та. Сер. 12, Полит, науки. — М., 2007. — № 1- Алексеев, И. Собирание расколотой уммы: фундаментализм как реинтерпретация исламской истории // Ab imperio. — Казань, 2004. -№ 3.

3 Richard Т. Antoun: Understanding fundamentalism: Christian, Islamic, and Jewish movements, Middle East Quarterly, New York, 2008; Ralph W. Hood Jr., Peter C. Hill, W. Paul Williamson. The Psychology of Religious Fundamentalism, Guilford Press, 2005; Fundamentalism and the Limits of Modern Rationalism, Princeton University Press, 2004; Leonard Weinberg, Ami Pedahzur. Religious Fundamentalism and Political Extremism, London. Publisher: Frank Cass, 2004; Gerrie Ter James J. Busuttil Haar. The Freedom to Do God’s Will: Religious Fundamentalism and Social Change, Routledge, 2002.

4 Beverly Milton-Edwards. Islamic Fundamentalism since 1945, New York, Publication Year, Publisher Routledge, 2004; Samuel M. Katz. Jihad: Islamic Fundamentalist Terrorism, Lerner, 2004; Beverly Milton-Edwards, Roxanne L. Euben. Enemy in the Mirror: Islamic David Zeidan. The Resurgence of Religion: A Comparative Study of Selected Themes in Christian and Islamic Fundamentalist Discourses, Brill, 2003;Barry M. Rubin: Islamic fundamentalism in Egyptian politics, International Journal of Middle East, New York, 2002.

5. Аль-Джанаби М. М. Ирак и будущее. — Багдад, 2009 (на арабск. яз.) — Аль-Джанаби М. М. Безумие священного террора. Фундаментализм без фундамента. — Багдад, 2006 (на арабск. яз.) — Ланда, Р. Г. Политическая культура и насилие в мире ислама // Ближний Восток и современность. — М., 2004. — Вып. 23- Ланда, Р. Г. Истоки и тенденции развития исламского терроризма // Ближний Восток и современность. — М., 2003. — Вып. 17.

Тем не менее, появление «феномена исламизма» привело к громадному росту числа исследований, касающихся насилия — правда, сосредоточивших внимание лишь на «исламском терроризме"1.

В других работах главное внимание уделяется глобальным параметрам терроризмаздесь исследуются аспекты терроризма как явления, сопряженного с международными отношениями2.

Появилось также много кандидатских и докторских диссертаций, в которых затрагиваются различные аспекты насилия. Большинство из них посвящено насилию в семье, в гражданских отношениях, в преступном мире и т. д. Что касается диссертаций, касающихся проблем социального и политического насилия, то их темы весьма различны: это и исследование феномена насилия исходя из критериев исторического развития, и на социально-классовом уровне, и в общемировом масштабе (политика и глобализация), и в контексте военных конфликтов, и т. п. .

John Horgan, Kurt Braddock: Terrorism Studies, New York, Imprint: Routledge, 2010; Stephen Vertigans. The Sociology of Terrorism: Peoples, Places and Processes, New York, Imprint: Routledge, 2010; Javier Argomaniz. The EU and Counter-Terrorism: Politics, Polity and Policies after 9/11, New York, Hardback (Routledge), 2010;Barry Cooper: New Political Religions, Or, an Analysis of Modern Terrorism, University of Missouri Press, 2004; Don J. Feeney. Creating Cultural Motifs against Terrorism: Empowering Acceptance of Our Uniqueness, Praeger, 2003;.Другов А. Ю. Вопросы генезиса и динамики исламского экстремизма и терроризма на примере Индонезии.-М., 2003; Глущенко, Ю. Н. Исламский фактор во внешней политике США: трагедия 11 сентября как бумеранг «холодной войны» // Проблемы внешней и оборонной политики России. — М., 2002; Коровиков А. В. Исламский экстремизм в арабских странах.-М., Наука, 1999.

2. Степанова, Е. Исламский терроризм сегодняшнего дня: глобальный и локально-региональный уровни // Индекс безопасности = Security ind. М. и др., 2007. — Т. 13, № 1- Мелвин, Н.Дж. Ислам, конфликты и терроризм // Ежегодник СИПРИ = Sipri yearbook: Вооружение, разоружение и междунар. безопасность. — М., 2007; Медведко Л. И. Международный терроризм — составляющая антиглобалистского движения. М. Крафт +, 2003; Мирский, Г. И. Международный терроризм, исламизм и палестинская проблема: -М., 2003. Кривохижа, В. И. Современный мир и международный терроризм в условиях глобализации // Дипломатический ежегодник. — М., 2003.

3. Мочалин Николай Дмитриевич. Эскалация террористического насилия в мире в эпоху глобализации: истоки, факторы, тенденции: Дис.. канд. полит, наук: 23.00.04 Москва, 2006; Мельников Владимир Юрьевич. Военное насилие в региональныхи локальных конфликтах современности: Дис.. канд. полит, наук: 23.00.02: Москва, 2005; Ахтаев Абдула Мовлыдыевич. Культурная легитимация политического насилия в процессах 9.

Однако в большинстве этих работ насилие не рассматривается как комплексный феномен и не выработаны конкретные, четкие критерии анализа этого явления, его параметров и следствий. Кроме того, данный феномен не исследуется в его развитии и взаимодействии — как вообще, так и, в частности, в том, что касается его специфики у исламских фундаменталистских движений в современном арабском государстве. Между тем следует определить концептуальные и практические критерии подхода к феномену насилия, от которых зависит методика исследования.

Цель и задачи исследования

Цель настоящего диссертационного исследования заключается в том, чтобы исследовать механизм использования идеи насилия в дискурсе и общественно-политической практике исламских фундаменталистских движений в современном арабском государстве. Достижение данной цели связано с решением следующих научно-практических задач:

— показать, как определялось насилие различными философскими и общественно-политическими школами и направлениями;

— вскрыть взаимосвязь между фундаменталистской идеологией и идеей насилияисследовать и проанализировать предпосылки приятия фундаменталистского насилия общественным сознанием в современном арабском государствеглобализации: Дис.. канд. социол. наук: 22.00.06: Ростов н/Д, 2004; Шевченко Оксана Вадимовна. Феномен насилия в международно-политических конфликтах современности: Дис.. канд. полит, наук: 23.00.04: Москва, 2004; Ибрагимов Радий Назибович. Проблема социального насилия как фактор исторического процесса: Дис.. д-ра филос. наук: 09.00.11: Абакан, 2003; Сытых Елена Львовна. Роль и значение насилия в культуре: Дис. канд. культурологических наук: 24.00.01: Челябинск, 2003.

— провести сравнительное полевое исследование взаимозависимости между фундаменталистским насилием и социально-политической действительностью в современном арабском государстве;

— дать прогноз относительно перспектив фундаменталистского насилия.

Объектом диссертационного исследования выступает идея насилия и пути ее использования исламскими фундаменталистскими движениями в современном арабском государстве.

Предметом диссертационного исследования служит прежде всего идеология и социально-политическая практика фундаменталистских движений вообще и организации «Аль-Каида» в качестве примера — в частности.

Методология диссертационного исследования. Ввиду комплексного характера феномена насилия и взаимопереплетенности его параметров и проявлений, особенно в том, что касается его религиозно-политического использования исламскими фундаменталистскими движениями, в диссертации был использован ряд научных методов, важнейшие из которых можно свести к следующему:

— исторический метод использовался при рассмотрении исторической эволюции феномена насилия и при анализе наиболее крупных трудов, в которых обосновывалась и интерпретировалась идея насилия. В особенности это относится к первой и третьей главам диссертации;

— аналитический метод. Этот метод использовался в нескольких разделах диссертации, особенно в ходе анализа информации, касающейся феномена насилия и количества насильственных актов, а также данных о фундаменталистских движениях и о социально-экономическом и политическом положении современных арабских стран, в частности во второй и третьей главах диссертации;

— сравнительный метод был использован при сопоставлении примеров, исследованных в диссертации, виднейших идейных школ, обращавшихся к феномену насилия, а также при сравнении информации о насильственных актах со статистическими данными, полученными в ходе исследования;

— статистический метод был применен в ходе статистического обследования, проведенного в семи арабских государствах (Сирия, Иордания, Палестина, Ирак, Йемен, Египет и Алжир) и охватившего 1400 респондентов. Данный метод использован в третьей главе.

Кроме того, автором были использованы классические труды философов, политологов и социологов, затрагивающие проблематику насилия. Использованы и произведения идеологов фундаменталистских движений — таких, как Хасан аль-Банна, Сейид Кутб, аль-Мавдуди и др.

Положения, выносимые на защиту:

1. Отсутствие рациональной и демократической системы политической интеграции общественно-политических слоев является одной из коренных причин нарастания политико-мировоззренческого радикализма вообще и политического экстремизма в частности.

2. Отсутствие мирной политической жизни в современном арабском мире и отдельных его государствах привело к возникновению насилия как феномена, параметры которого не сводятся лишь к политике, но затрагивают также социальные и иные аспекты.

3. Активизация использования насилия путем его легитимации современными фундаменталистскими движениями тесно связана с нарастанием и углублением кризиса политической системы и ее.

12 легитимности в современных арабских государствах. Следовательно, вероятно нарастание насилия на разных уровнях и с разной степенью интенсивности в каждом отдельном арабском государстве, причем его формы и масштабы зависят от того климата и тех причин, которые выводят его на передний план.

4. Существует корреляция между нарастанием социально-экономического и политического кризиса и готовностью различных общественных слоев к приятию идеи насилия в том виде, в котором его пропагандируют и применяют фундаменталистские движения.

5. Насилие стало неотъемлемой частью идеологии и методики современных исламских фундаменталистских движений.

6. Сохранение или снижение эффективности насилия у современных фундаменталистских движений в значительной степени будут зависеть от того, удастся ли создать рациональную и легитимную альтернативу существующему государству, его политической системе и общественным отношениям.

Научная новизна диссертационного исследования проявляется в следующем: насилие подвергнуто исследованию как комплексный феномен, затрагивающий не только политику, но и социальные, культурные и религиозные аспектынасилие исследовано как социальный феномен, который может использоваться в религиозно-политических целях. В диссертации не только изучены его различные проявления, но и определены стимулирующие его причины и пути использования насилия исламскими фундаменталистскими движениями в современном арабском государствепоказано, как идея насилия превращается у исламских фундаменталистских движений в цель и метод их теоретической и практической деятельности, используется для воздействия на общественное сознание в современном арабском государствевскрыт характер взаимозависимости между распространением исламских фундаменталистских движений и нарастанием насилия, с одной стороны, и неудовлетворительной общественно-политической и экономической ситуацией — с другой, показано, как именно насилие превращается в неотъемлемую органичную идею и средство в идеологии и практике современных исламских фундаменталистских движенийвыводы, сделанные автором, подкреплены исследованием корреляции между тремя основными показателями: распространенность исламских фундаменталистских движений, нарастание социального и политического насилия и бытовое, социальное и политическое положение в стране. Для этого использованы официальные доклады ООН, соответствующие статистические данные, касающиеся арабского мира, а также опрос 1400 респондентов в семи арабских государствах (Ирак, Сирия, v>

Палестина, Иордания, Йемен, Египет и Алжир) — показано, что рациональная и легитимная альтернатива государству, политической системе и общественным отношениям в современном арабском мире обеспечит снижение действенности насилия в его фундаменталистской трактовке.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что она вносит вклад в научное исследование и анализ феномена насилия, в частности у фундаменталистских движений, а также в том, что она затрагивает различные аспекты насилия, изучаемые политологией, сравнительной политологией и политической социологией.

Практическое значение исследования заключается в том, что содержащиеся в нем выводы могут быть использованы для изучения проблематики насилия, особенно его практического применения современными политическими движениями, в первую очередь религиозно-политическими группировками в арабском мире. Кроме того, диссертация может быть использована при преподавании курсов таких научных дисциплин, как политическая социология, сравнительная политология и вайоленсологи я. Материалы диссертации можно использовать при подготовке специализированных лекций о политической жизни и проблемах арабского мира, а также по конфликтологии. Кроме того, содержащиеся в ней выводы могут оказаться полезными при выработке практических рекомендаций по преодолению насилия как феномена.

Апробация диссертационной работы. Некоторые положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в научных публикациях автора. Диссертация обсуждена на заседании кафедры сравнительной политологии факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов 23 марта 2010 г.

Структура работы определяется постовленными задачами и целями и исследования и включает в себя введение, три главы, заключение и библиографию.

Заключение

.

Один из парадоксов современной политической истории состоит в том, что одновременно с возрастанием необходимости в рациональном подходе к построению правового государства, гражданского общества и открытой культуры нарастает насилие с его различными формами, уровнями и проявлениями. Иначе говоря, процесс глобализации сосуществует с процессом нагнетания насилия. Данная взаимосвязь не является неизбежнойтем не менее, она отражает повсеместное воздействие крупных глобальных трансформаций на традиционную структуру общества, на остатки того, что в философии называют «гневной душой» в политическом поведении государств, то есть все то, внешние признаки чего мы наблюдаем в дихотомии «центр — периферия».

Если раньше социальная и политическая борьба ограничивалась рамками национального государства, а следовательно определялась характером его внутренних кризисов, то двадцатый век расширил эти рамки, вовлекая всех в борьбу на разных уровнях и в различных формах. Вследствие этого насилие как одно из проявлений политической борьбы приобрело самые разнообразные формы на локальном, региональном и общемировом уровнях. Одним из радикальных и впечатляющих проявлений насилия стал терроризм, также получивший распространение как в локальном, так и в региональном и всемирном масштабах.

Все это позволяет говорить о существовании взаимосвязи между внутренними и внешними, локальными и региональными, региональными и глобальными проявлениями насилия. В процессе эволюции феномена насилия с его разнообразными формами и уровнями данная взаимосвязь приобрела характер политической аксиомы. Однако, как известно, аксиоматичность в политике не противоречит сложности явления, затрудненности определения природы его воздействия. Будучи очевидным повсеместным феноменом, насилие не существует изолированно от конкретных личностей, сообществ, традиций и культур.

Эта общая идея была положена в основу нашего исследования, логики анализа социологии насилия вообще и феномена насилия у фундаменталистских исламских движений в современных арабских государствах в частности.

Анализ и сравнение крупных философских школ, обращавшихся к феномену насилия — таких, как анархизм, марксизм и фрейдизм, свидетельствуют о том, что каждая из них стремилась по-своему понять и истолковать данный феномен. Однако все они представляли свое частичное видение проблемы в качестве всеобъемлющего или, по крайней мереб, отвергали прочие аспекты данного явления. В этом заключается недостаток и противоречие концептуальных подходов к исследованию феномена насилия как в методологическом, так и в практическом отношении.

Ввиду сложности феномена насилия и множественности его форм и проявлений к нему нельзя подходить, классифицировать его исходя из какого-то одного критерия. Критериев классификации может быть много — в зависимости от того, под каким углом зрения исследователь подходит к тому или иному феномену, а также от количества и качества участников, от их целей и мотивов. Это в полной мере относится к исследованию феномена насилия у современных исламских фундаменталистских движений. В связи с этим необходимо подвергнуть анализу сам исламский фундаментализм, выявить, каким образом он сформулировал и усвоил идею насилия и как это повлияло на его политическую и социальную активность. Иначе говоря, нужно проанализировать и исследовать радикалистское «религиозное видение» и то, каким образом оно воздействовало на ситуацию.

В ходе работы на диссертацией мы пришли к выводу о том, что крупнейшей «колыбелью» насилия стало религиозно-фундаменталистское видение, в основе которого лежит социальное неприятие, культурное отторжение, тотальный разрыв с несогласными. Таким образом, возникновение феномена насилия в арабском мире связано в первую очередь с религиозно-культурными факторами. Соединение религиозно-мировоззренческого фанатизма с идейным и культурным застоем, задействование его через выдвижение лозунгов «священной борьбы» (религиозной и политической) оказали решающее влияние на усиление насильственных тенденций. Такая ситуация постоянно подпитывается той культурой, тем менталитетом, который не приемлет разнообразия и плюрализма, не признает за «другим» права на собственное мнение и даже на существование, а оптимальным средством достижения целей считает силу и насилие.

Хотя насилие как ментальный феномен может проявляться во всех сферах общественной деятельности людей, его особенность у радикальных исламистских движений заключается в появлении специфического идейно-политического, социального и культурного сплава. Исламский фундаментализм может проявляться в интеллектуально-умозрительных формах и носить индивидуальный характер, оставаясь далеким от политики. Однако в арабском обществе в настоящее время преобладающим является именно общественно-политический, организационный фундаментализм. Это объясняется сочетанием старых культурных традиций и структурного кризиса современного арабского государства. Отражается это и в том обстоятельстве, что фундаментализм представляет собой течение, черты которого еще окончательно не сформировались. Иначе говоря, он пока не стал идейно-практическим направлением, обладающим четко выраженными признаками. Тем не менее, в нем присутствуют зачатки внутренней интеграции. Отсюда — «экспериментальный» характер поведения фундаменталистских движений, включая то, что касается «интеграции» насильственных методов на теоретическом и практическом уровнях. Это сложный феномен, многие черты которого можно увидеть на примере организации «Аль-Каида», который подробно рассмотрен в нашей диссертации. «Аль-Каида» соединяет психологию масс с менталитетом экстремизма. Неслучайно религиозно-политический дискурс фундаменталистских движений, и в частности «Аль-Каиды», является наиболее действенным. Этот парадокс связан с тем, как успешно она осуществляет названное сочетание в мятущемся и противоречивом мире, где еще не сформировалось (по крайне мере, в арабских странах) видение того, как соотносятся религиозное и светское, национальное и исламское.

Данный вывод, в свою очередь, предопределил необходимость анализа информационного дискурса «Аль-Каиды», позволяющего вскрыть механизм побуждения к насилию как к «законному праву»" и оптимальному средству достижения намеченных целей. В нашем исследовании показано, как «Аль-Каида» использует исламские религиозные и языковые традиции, ставя их на службу своим целям. Это позволяет ей влиять на индивидуумов, привлекать их на свою сторону. Для этого «Аль-Каида» акцентирует внимание на негативных социальных, политических и культурных явлениях, подкрепляя это цитатами из Корана и хадисов, благодаря чему ей удается воздействовать на чувства множества мусульман, недовольных, в первую очередь, своими политическими режимами, а во вторую — теми международными силами, которые поддерживали или поддерживают эти режимы. В то же время этот дискурс сосредоточивается на идее «единства чаяний и действий" — он сочетает простоту, непосредственность, неоднократные указания на очевидные факты с твердой уверенностью в том, что цели, якобы сформулированные в Коране, будут рано или поздно достигнуты.

Вместе с тем надо отметить, что прямое и косвенное влияние фундаменталистских движений, их способность доходить до умов и сердец представителей различных общественных слоев, в том числе побуждая их к восприятию идеи насилия, суть не что иное, как оборотная сторона всеобъемлющего упадка, переживаемого современным арабским государством, а также упадка исламского фундаментализма как такового. В тупике оказались как светский национальный радикализм, так и традиционалистские режимы, обнаружившие полную неспособность изыскать разумную и приемлемую для большинства модель модернизации и всестороннего развития.

Состояние тотального упадка и структурного кризиса государства стало крупнейшей предпосылкой социально-политического кризиса и ухудшения экономического положения населения. Именно с этим в первую очередь связано сохранение феномена насилия. Этот феномен представляет собой объективное и четкое отражение того структурного кризиса, который поразил общество, государство и культуру.

Что касается причин, побуждающих фундаменталистские движения к «легализации» насилия и помогающих им привлекать на свою сторону аудиторию, то они были выявлены и подтверждены путем исследования взаимозависимости между распространенностью насилия и усилением радикальных течений исламского фундаментализма, с одной стороны, и такими показателями, как уровни социально-экономического развития, национальная интеграция и материальное положение населения современных арабских государств — с другой.

Были выведены коэффициенты корреляции путем статистического обследования 1400 произвольных выборок в семи арабских странах — Сирии, Ираке, Иордании, Палестине, Йемене, Египте и Алжире, по 200 в каждой стране. Важнейшие результаты этого обследования сводятся к следующему: одна из коренных причин усиления фундаменталистского экстремизма в различных его формах (политического, религиозного, социального и идеологического) в современных арабских государствах заключается в отсутствии рациональной и демократической системы политической интеграции общества, т. е. того, что можно назвать естественной и мирной политической жизнью. Результатом этого является люмпенизация многих социальных слоев, а вследствие этого — возникновение опасных общественно-политических явлений, наиболее заметным из которых является феномен насилия с его различными формами и уровнями, в особенности насилия социального и политического;

— осознавая значение отсутствия внутренней национальной интеграции, кризиса политической системы, нелегитимности правящих в современных арабских государствах режимов, неудовлетворительного материального положения населения, исламские фундаменталистские движения сумели использовать все эти обстоятельства для усиления своего влияния, упрочения своих позиций в обществе, особенно среди бедных и средних слоев;

— главным стимулом возникновения феномена насилия в современном арабском государстве являются экономические причины и социальные факторы. Это подтверждается тем, что показатели насилия коррелируют с показателями социально-экономического развития и распределения национального богатства. Так, экономический регресс ведет к опасному размежеванию в обществе, а это размежевание, в свою очередь, приводит к возникновению феномена насилия в социальном поле;

— существует тесная зависимость между усугублением социально-экономического и политического кризиса и приятием различными общественными слоями идеи насилия в ее фундаменталистской трактовке. Как показало статистическое обследование, число насильственных актов в государствах, где существует плохая политическая и социальная ситуация (например, в Ираке, Алжире и Йемене), значительно превышает их количество в тех странах, где положение лучше и стабильнее (в частности, в Иордании и Сирии);

— насилие используется для достижения быстрых результатов и осуществления конкретных целей, выдвигаемых исламскими фундаменталистскими движениями, способствует расширению их влияния на массы, особенно когда его легитимность подкрепляется религиозными текстами и ведется речь о праве граждан на защиту от «прогнивших» режимов и поддерживающих их внешних врагов. Благодаря этому насилие органично вошло в идеологию и практику современных исламских фундаменталистских движений;

— сохранение или уменьшение действенности насилия у современных фундаменталистских движений в значительной степени будет зависеть от того, удастся ли выстроить рациональную и легитимную альтернативу существующему государству, политической системе и общественным отношениям. Если такая альтернатива не будет воплощена в жизнь, то негативные социальные, политические и экономические факторы будут действовать в направлении разрушения общественного и индивидуального сознания, а следовательно будут использоваться приверженцами религиозного радикализма как наиболее близкого к настроениям массрелигиозно-политический (исламистский) фундаментализм представляет собой часть общих радикалистских традиций. Чтобы отделить его от его религиозных корней, необходимо рационально разрешить проблему соотношения модернизации и традиций. Это единственный путь к тому, чтобы заложить основы устойчивого развития и стабильности, а следовательно устранить предпосылки к воспроизводству традиционализма. В этом случае политические фундаменталистские движения смогут легально действовать в рамках политической системы. Они придут к признанию социальных параметров политической идеи, а значит и к признанию принципа мирной передачи власти. В этом заключается непременное условие преодоления традиций политического насилия, а следовательно снижения его прямого или косвенного влияния на активизацию насилия социального.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.И. Типология терроризма // Современный терроризм: состояние и перспективы. Российская Академия наук, институт социологии, центр конфлитологии. -М., 2000. С. 59−65.
  2. , И. Собирание расколотой уммы: фундаментализм как реинтерпретация исламской истории // Ab imperio. Казань, 2004. — № 3. -С. 491−516.
  3. В.М. Арабский национализм и исламский радикализм на Арабском Востоке. Перспективы и пределы сотрудничества в свете новых геополитических реалий в регионе // Ислам и общественное развитие в начале XXI века. М., 2005. — С. 245−259.
  4. , Е. Арабский Восток: подходы к проблеме «исламского терроризма» // Азия и Африка сегодня. М., 2003. — № 8. — С. 11−13.
  5. , А.И. Международный терроризм в прошлом и настоящем // Актуальные проблемы современной политической науки. СПб., 2002. -Вып. 2. — С. 62−68
  6. О.А. Терроризм вызов национальной и международной безопасности. //Безопасность Евразии. 2001. № 4, С. 217−239.
  7. В.Я. Истоки терроризма. -М., Ин-т востоковедения РАН Крафт+. 2003.
  8. М.Т. Экстремизм в исламе: история и современность // Бюл. Владикавказ, ин-та упр. Владикавказ, 2006. — № 18. — С. 120−129.
  9. , Ю.Н. Исламский фактор во внешней политике США: трагедия 11 сентября как бумеранг «холодной войны» // Проблемы внешней и оборонной политики России. М., 2002. — N 10. — С. 5−50
  10. Ю.Гричук С. В. Терроризм: история и современность. Киев. 2000. С.49−65.
  11. .В. Демократия и исламизм в Египте // Ближний Восток и современность. М., 2007. — Вып. 31. — С. 15−29.
  12. А.Ю. Вопросы генезиса и динамики исламского экстремизма и терроризма на примере Индонезии. М., 2003. 131 с.
  13. В.П. Терроризм как деяние и состав преступления. Харьков: Право, 1999 192 с.
  14. В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования. Уголовно-правовое исследование. М.: NOTA BENE, 2000 — 236 с.
  15. И. Политический экстремизм и религия. //Власть. 2001. № 12. -60 с.
  16. С.М. Понятийные аспекты терроризма. М., Юнити. 2003- 128 с.
  17. М.Н. История и терроризм. Спб., Инфра-М., 1999. -С. 44−58.
  18. , И. О терроре и терроризме : (Природа, сущность, причины, проявления) // Безопасность. М., 2001. — N 7−12. — С. 312−342
  19. . Терроризм и война: общее и различия //Власть. 2002. № 5.
  20. М. Крупное Ю. «Международный терроризм» или манипуляция по-американски. М., Сварог и К. 2005. 67 с.
  21. , С. Исламский фундаментализм: теория и практика // Власть. -М., 2007. № 4. с .82−86.
  22. А.В., Федоров В. А. Анатомия терроризма. //Общественные науки и современность. 2003. № 1. С. 131−136.
  23. Е.П. Современный терроризм: Анализ основных направлений. -Минск. Харвест. 2000. С. 124−135
  24. А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. -М., Наука, 1999.-253 с.
  25. Краснов П. И. Терроризм: прошлое и настоящее. -М., Книга. 2000. С. 8996.
  26. , В.И. Современный мир и международный терроризм в условиях глобализации // Дипломатический ежегодник. М., 2003. — 2002. — С. 29−60.
  27. , Г. С. Характерные особенности международного терроризма на современном этапе // Социокультурные конфликты и процессы в современном информационном обществе. М., 2002. — Ч. 2. — С. 120−129.
  28. А.И. Общие факторы образования и развития исламизма в странах Магриба в 70−90-х годах XX века // Ближний Восток и современность. -М., 2004. Вып. 22. — С. 49−68.
  29. , JI.A. К вопросу о понятии и формах проявления международного терроризма // Рос. юрид. журн. Екатеринбург, 2000. — № 2. — С. 54−66.
  30. Р.Г. Политическая культура и насилие в мире ислама // Ближний Восток и современность. М., 2004. — Вып. 23. — С 3−12.
  31. Р.Г. Истоки и тенденции развития исламского терроризма // Ближний Восток и современность. М., 2003. — Вып. 17. — С. 23−34.
  32. Л.И. Международный терроризм — составляющая антиглобалистского движения. -М., Крафт +. 2003. 53 с.
  33. , Н.Дж. Ислам, конфликты и терроризм // Ежегодник СИПРИ: Вооружение, разоружение и междунар. безопасность. М., 2007. — С. 138 156.
  34. , Г. Исламский фундаментализм, сунниты и шииты // Мировая экономика и междунар. отношения. М., 2008. — № 9. — С. 3−15.
  35. Г. И. Международный терроризм, исламизм и палестинская проблема: Сб. Ст. / РАН. Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. М., 2003. — с. 103.
  36. Г. Политика и терроризм. М., Принт. 2000.- С.134−160.
  37. , В.В. Тело террора : К проблеме теории терроризма // Полигнозис. М., 2003. — N 3. — С. 63−76.
  38. Новая философская энциклопедия, изд. Мысль, Москва 2001.
  39. В. Борьба с международным терроризмом и мусульманский мир //Мировая экономика и междунар. отношения. М., 2007. -№ 3. С. 29−36.
  40. Политологя, Энциклопедический словарь, изд. Publishers, Москва, 1993.
  41. Ю. М. Фундаментализм угроза или спасение? В //кн. Социальное: истоки, структурные профили, современные вызовы. -М. РОССПЭН. 2009. (в соавт. с Мальковской И.А.) С.360−377.
  42. , К.Н. Современные проблемы терроризма. М.: Щит-М, 2000. -215 с.
  43. , Ф.Г.- Лаврин, М.А. Терроризм: история, эволюция и новые реалии // Армагеддон. М., 2001. — Кн. 9. — С. 161−186.
  44. , О.А. Исламский фундаментализм как течение политической мысли: генезис, идеи, этапы и тенденции развития // Вести, моек, ун-та. Сер. 12, Полит, науки. М., 2007. — № 1. — С. 61−68.
  45. Социологический энциклопедический словарь, изд. норма-инфра Москва 2000.
  46. , Л. Ислам против ислама: Об исламской альтернативе экстремизму и терроризму // Центр. Азия и Кавказ. Lulea, 2002. — № 3. — С 86−97.
  47. Терроризм и религия / РАН. Обществ. -Консультатив. совет по пробл борьбы с междунар. терроризмом.- М., Наука, 2005. 199 с.
  48. Философский энциклопедический словарь, изд. Советская энциклопедия. Москва, 1989.
  49. , И. «Глобальный джихад Салафи» и «аль- Каида» //' Мировая экономика и междунар. отношения. М., 2007. — № 3. — С. 37−46.
  50. , С.И. Терроризм как социокультурный феномен: социально-философский анализ / Новосиб. гос. архит.-строит. ун-т. Новосибирск, 2007.-С. 191−204.
  51. Amartya Sen: Identity And Violence: The Illusion Of Destiny, Penguin Group (UK), 2006.
  52. Anarchism: The Dictionary of The History of Ideas, The Electronic Text Center, University of Virginia Library, 2003.
  53. Barry Cooper: New Political Religions, Or, an Analysis of Modern Terrorism, University of Missouri Press, 2004.
  54. Barry M. Rubin: Islamic fundamentalism in Egyptian politics, International Journal of Middle East, New York, 2002.
  55. Bertrand Badie: Les deux Etats, Maison etudes universitaires, Paris, 1998.
  56. Brian Goldstone: Violence and the Profane: Islamism, Liberal Democracy, and the Limits of Secular Discipline, Anthropological Quarterly, 2007.
  57. Bruce B. Lawrence: Shattering the Myth: Islam beyond Violence, Princeton, Princeton University Press, 2000.
  58. Burrell. R. M. Islamic Fundamentalism, Nol, 1989
  59. Charles Rivera and Kenneth Switzer: Violence, New Jersey, Hayden Book Company, 1976.
  60. Crenshaw M. Terrorism, Legitimacy, and Power. Middletown. 1983.6 l.C. T. Ontons, The Oxford Dictionary of English Etymology, Oxford Clarendon Press, 1966.
  61. David Zeidan. The Resurgence of Religion: A Comparative Study of Selected Themes in Christian and Islamic Fundamentalist Discourses, Brill, 2003.
  62. Don J. Feeney Jr: Creating Cultural Motifs against Terrorism: Empowering Acceptance of Our Uniqueness, Praeger, 2003.
  63. Edwad N. Muller: Income Inequality, Regime Repressiveness and Political Violence, American Sociological Review, vol, 50, no. 1, February 1985.
  64. Edwin Robert Anderson Seligman and Alvin Johonson, eds Encyclopaedia of the Social Sciences, New York, Macmillan, 1935.
  65. Emest Gellner: Postmodernism, Reason and Religion, London, Routledge, 1992.
  66. Ernest Van Den Hagg: Political Violence and Civil Disobedience, New York, Harper Torch Book, 1972.
  67. Farouk Youssef Ahmed: Economic Deprivation and Political Instability with Comparative Study of Egypt and Iran, Cairo University, 1972.
  68. Fiske S. Stereotyping, prejudice, and discrimination at the seam between the centuries: evolution, culture, mind and brain//Eropean Journal of Psychology, 2000.
  69. Fundamentalism and the Limits of Modern Rationalism, Princeton University Press, 2004.
  70. Gertie Ter James J. Busuttil Haar. The Freedom to Do God’s Will: Religious Fundamentalism and Social Change, Routledge, 2002.
  71. Gerson, Mark. The Neoconservative Vision: From the Cold War to the Culture Wars. Lanham, Md. and London: Madison Books, 1997.
  72. Herbert Spencer: The Man versus the State, 1884, electronic copy for the original, Web Site: socserv.mcmaster.ca.
  73. James Barr: Fundamentalism, London, SCM Press, 1977.
  74. Jason Smith: The ideas of Herbert Spencer, 2001, Web Site: www. sociologists.20m.com.
  75. Javier Argomaniz: The EU and Counter-Terrorism: Politics, Polity and Policies after 9/11, New York, Hardback (Routledge), 2010.
  76. John Horgan, Kurt Braddock: Terrorism Studies, New York, Imprint: Routledge, 2010.
  77. Kaplan H, Sadock B: Synopsis of psychiatry, seventh ed., Williams and Wilkins, Middle East edition, Egypt, 1994.
  78. Leonard Weinberg, Ami Pedahzur. Religious Fundamentalism and Political Extremism, London. Publisher: Frank Cass, 2004.
  79. Levine R.A., Campbell D.T. Ethnocentrism: Theories of Conflict, Ethnic Attitudes and Group Behavior. N.Y.: Wiley, 1972.
  80. Lionel Kaplan: Studies in Fundamentalism, London, Mac Millan Press, 1987.
  81. Manus I. Midlarsky: Rulers and Ruled: Patterned Inequality and the Onset of Mass Political Violence, American Political Science Review, vol, 82, no 2, 1988.
  82. Marsden. G: Fundamentalism and American Culture, the shaping of twentieth century evangelicalism, 1890−1925, New York, Oxford University Press, 1980.
  83. Marcy E. Schwartz: Violence and Ethics, Austin: U of Texas, The Johns Hopkins University Press, 2003.
  84. Peter St. Jean: Islamic Culture, Renaissance Publishing House, London, 1996.
  85. Philip Babcok Gove, Webster’s Third New International Dictionary of the English Languge, 1967.
  86. Pierre-Joseph Proudhon: General Idea of the Revolution in the Nineteenth Century, translated by John Beverly Robinson (London: Freedom Press, 1923.
  87. R. Anders Nilsson: Political Violence in Post-Conflict Societies: Remarginalisation, remobilisers and relationships, New York, Hardback (Routledge), December, 2010.
  88. Ralph W. Hood Jr., Peter C. Hill, W. Paul Williamson. The Psychology of Religious Fundamentalism, Guilford Press, 2005.
  89. Richard T. Antoun: Understanding fundamentalism: Christian, Islamic, and Jewish movements, Middle East Quarterly, New York, 2008.
  90. Russel Kirk: The Conservative Mind, Henry Regney Comp, 3ed, 1968.
  91. Schmid A.P. Political Terrorism: A Research Guide to Concepts, Theories.
  92. New Brunswick. 1995. 93. Samuel M. Katz. Jihad: Islamic Fundamentalist Terrorism, Lerner, 2004. 94. Stephen Vertigans: The Sociology of Terrorism: Peoples, Places and Processes,
  93. New York, Imprint: Routledge, 2010. 95. Sigmund Freud: Complete psychological works, part 21, London, 1961.
  94. Terrorism and International Order. By Lawrence Freedman. Middletown. 1991.
  95. W. Montogmery Watt: Islamic Fundamentalism and Modernity, London, Routledge. 1989.
  96. S. Wilson: Violence and Western Political Tradition, R. and E. Artzt, New York, 1970.
  97. А,<�а-ч jj t^JjAJ jjljlij liLal Ajibi -jSjj JJjaa! ij^UljS .}. tlJJj. S lilbi. t jLpjJ jUv .1 072 003 'угО1 ^ j-Й i
  98. AjAJ 3 fi’sД (4 Ja ibjAlaii liA Ли* .126
  99. AOWUJJIjkllJ ^U^uSVI AJK JililllJ JbbJai I^jxil J jjAp .1 522 003 so^i * 173 '"u^J* DjaM yr* ^ ja." :.153
  100. UN Plaza, s^i^llAiл '2004 ^ jjL^JI A^UiVI V^ll jjj2j .162
  101. New York, NY, USA. .UN Plaza, «'c^^l e^lJIVl ^Ujj2005 fbJl ^ j^L^Jl jjjSj .163
  102. New York, NY, USA. .UN Plaza, New 'UNDPV1 s31 ^^ '2009 fbJ jjjS .1641. York, NY, USA.2004 /10/ 11 ^ jVl t"ysj5 (jl сЫ1 u^i j» JJ^ .165 -(JjVl
  103. Ибрагимов Радий Назибович. Проблема социального насилия как фактор исторического процесса: Дис.. д-ра филос. наук: 09.00.11: Абакан, 2003 342 с. РГБ ОД, 71:04−9/74
  104. Мельников Владимир Юрьевич. Военное насилие в региональных и локальных конфликтах современности: Дис.. канд. полит, наук: 23.00.02: Москва, 2005 171 с. РГБ ОД, 61:05−23/127-
  105. Шевченко Оксана Вадимовна. Феномен насилия в международно-политических конфликтах современности: Дис.. канд. полит, наук: 23.00.04: Москва, 2004 157 с. РГБ ОД, 61:04−23/190-
  106. Сытых Елена Львовна. Роль и значение насилия в культуре: Дис.. канд. культурологических наук: 24.00.01: Челябинск, 2003 172 с. РГБ ОД, 61:04−24/60
  107. Ахтаев Абдула Мовлыдыевич. Культурная легитимация политического насилия в процессах глобализации: Дис.. канд. социол. наук: 22.00.06: Ростов н/Д, 2004 126 с. РГБ ОД, 61:05−22/184-
  108. Королев Сергей Владимирович. Согласие и насилие в политике современного миротворчества: Дис.. канд. полит, наук: 23.00.04 Москва, 2006 164 с. РГБ ОД, 61:06−23/206-
  109. Китаев Николай Иванович. Социальное насилие в современном классовом противоборстве: ил РГБ ОД 71:85−9/66 —
  110. Мочалин Николай Дмитриевич. Эскалация террористического насилия в мире в эпоху глобализации: истоки, факторы, тенденции: истоки, факторы, тенденции: Дис. канд. полит, наук: 23.00.04 Москва, 2006 166 с. РГБ ОД, 61:06−23/359-
Заполнить форму текущей работой