Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психолого-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности учащихся в процессе обучения иностранному языку

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Раскрыта сущность статусно-ролевого подхода к формированию коммуникативной компетентности старшеклассников (сущность данного подхода заключается в интеграции эго-состояния «Взрослого», связанного с гуманностью во взаимоотношениях с людьми, эмпатийностью, осознанностью и аутентичностьюс высоким уровнем саморегуляции, эмоциональной устойчивостью, гибкостью, спонтанностьюсо способностью к созданию… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования коммуникативной компетентности учащихся
    • 1. 1. Коммуникативная компетентность как социально-психологическая характеристика личности
    • 1. 2. Становление и развитие личности в процессе социализации
    • 1. 3. Сущность использования трансакционного анализа для формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранному языку
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности учащихся в процессе обучения иностранному языку
    • 2. 1. Основные направления в работе учителя по формированию коммуникативной компетентности учащихся в процессе обучения иностранному языку
    • 2. 2. Статусно-ролевой подход к формированию коммуникативной компетентности учащихся в процессе обучения иностранному языку
    • 2. 3. Характеристика опытно-экспериментальной работы по созданию психолого-педагогических условий формирования коммуникативной компетентности учащихся в процессе обучения иностранному языку
  • Выводы по II главе
  • Глава III. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по созданию психолого-педагогических условий формирования коммуникативной компетентности учащихся в процессе обучения иностранному языку
    • 3. 1. Описание выборки и методов исследования
    • 3. 2. Анализ и интерпретация результатов исследования
  • Выводы по III главе

Психолого-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности учащихся в процессе обучения иностранному языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социальный заказ стремительно развивающегося общества, расширение международных деловых контактов и сферы образовательных услуг, усложнение компьютерных технологий и появление других форм презентации и переработки информации повлиял и на пересмотр целей обучения школьников. Изменяющийся уровень запросов социума и возрастающая необходимость в специалистах, владеющих иностранным языком, сделали востребованным новую личность, обладающую уже не набором статичных лингвистических знаний, а способностью к достижению целей коммуникации.

Именно от этой способности, заключающейся в умении расширять (или сужать) круг общения, варьировать его глубину, понимать и быть понятым партнерами по общению, в значительной мере зависит жизнеспособность человека, а также продуктивность его трудовой, познавательной и мыслительной деятельности. Коммуникативная компетентность с её совокупностью индивидуально-психологических и личностных качеств необходима для установления контактов с людьми и удовлетворения потребности в общении. Эта потребность способствует возникновению и развитию других потребностей человека: когнитивных, эстетических, эмоциональных, морально-нравственных и др.

Проблема изучения коммуникативной компетентности является далеко не новой проблемой, исследуемой рядом отечественных и зарубежных психологов (Ю.М. Жуков, И. А. Зимняя, Ю. Н. Емельянов, Е. А. Кукуев, JI.A. Петровская, П. В. Растянников, Е. В. Сидоренко, Д. Хаймс). Ряд современных исследователей рассматривают коммуникативную компетентность как психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, которые появляются от осознания своей способности эффективно взаимодействовать с окружением (JI. Хьелл, Д. Зиглер). Другие исследователи связывают коммуникативную компетентность с умением давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, определять f i направление коммуникации и адаптироваться в ней (Е.В. Руденский). Проблема обеспечения эффективности коммуникативного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса, характеризующегося активностью, осознанностью и целенаправленностью обеих сторон, исследуется многими авторами (И.А. Зимняя, Х. И. Лимейтс, В. В. Рубцов, Н. Ю. Посталюк, Г. А. Цукерман, и др.).

При всей несомненной теоретической и практической значимости данных работ, недостаточно разработанным, на наш взгляд, остается вопрос о психолого-педагогических условиях формирования коммуникативной компетентности старших школьников на основе положений экзистенциально-гуманистической психологии с использованием статусно-ролевого подхода, который состоит в переориентации внутренних эго-состояний участников учебно-воспитательного процесса с позиций эго-состояний «Родитель» — «Ребёнок» на позиции эго-состояний «Взрослый» -«Ребёнок» и «Взрослый» — «Взрослый. Реализация статусно-ролевого подхода направлена на появление значимых изменений в свойствах, состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях субъектов педагогического процесса, в котором цели и ценности общения определяют его продуктивность и влияют на формирование коммуникативной компетентности школьников.

Крайне важно уделять внимание психолого-педагогическим условиям формирования коммуникативной компетентности молодого человека еще в процессе обучения в школе, поскольку сформированность коммуникативной компетентности личности представляет собой один из показателей успешности ее социальной адаптации. Кроме того, следует учитывать, что и г успешность процесса социализации личности в целом во многом определяется эффективностью ее коммуникаций в социуме. Формирование коммуникативной компетентности учащихся с помощью использования в учебном процессе индивидуального, дифференцированного подхода, при котором учитель находится в разнообразных субъект-субъектных отношениях с обучаемыми, а психологический контакт во взаимодействии обеспечивает интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение сторон коммуникации является одной из главных задач современного школьного образования.

Сформированность коммуникативной компетентности связана с развитием мышления, которое позволяет решать ряд конкретных практических задач: понимать психологическое содержание действий и поступков человекапрогнозировать возможные способы поведения других людейпроектировать целесообразные способы общениясамостоятельно мыслить, понимать причины собственного поведениядоверять своим чувствам и открыто выражать их, а также устанавливать баланс между интеллектуальной и эмоциональной сторонами личности.

Существуют противоречия между практической необходимостью формирования коммуникативной компетентности старших школьников с учётом их индивидуально-психологических особенностей личности и недостаточной изученностью этого вопроса в психологической наукемежду объективной потребностью в реализации новых подходов к обучению в аспекте развития коммуникативной компетентности учащихся и недостаточностью научно-методического обеспечения реализации данных подходов.

Стремление найти пути разрешения данных противоречий и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема научного обоснования статусно-ролевого подхода к формированию коммуникативной компетентности у старших школьников. В практическом плане — разработка модели создания и оптимизации психолого-педагогических условий с целью повышения эффективности образовательного процесса и формирования коммуникативной компетентности у обучаемых на более высоком уровне.

Объект исследования — коммуникативная компетентность учащихся старших классов.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности у старших школьников в процессе обучения иностранному языку.

Цель исследования — теоретическое обоснование статусно-ролевого подхода к формированию коммуникативной компетентности старших школьников и его апробация.

Гипотеза исследования. Целенаправленная психолого-педагогическая работа по формированию коммуникативной компетентности старших школьников становится успешной при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

— использование статусно-ролевого подхода на основе реализации принципов экзистенциально-гуманистической психологии, осуществляемое в рамках переориентации трансакционного взаимодействия с позиций эго-состояний «Родитель» — «Ребёнок» на позиции эго-состояний «Взрослый» -«Ребёнок» и «Взрослый» — «Взрослый»;

— учёт индивидуально-психологических особенностей обучаемых, ориентация на личностный рост и сознательное овладение коммуникативными навыками, основанное на активизации внутренних ресурсов школьников при организации поисковой и познавательной деятельности;

— установление равноценных субъект-субъектных отношений нацеленное на развитие у школьников уверенности в собственных силах, готовности к коммуникативной деятельности и способности к саморазвитию;

Задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы конкретизировать научное представление о содержании понятия «коммуникативная компетентность учащегося».

2. Выявить индивидуально-психологические особенности личности учащихся, значимые для формирования коммуникативной компетентности.

3. Определить направления деятельности учителя иностранного языка по формированию коммуникативной компетентности учащихся.

4. Разработать модель создания и оптимизации психолого-педагогических условий формирования коммуникативной компетентности школьников.

5. Определить результативность экспериментальной работы по формированию коммуникативной компетентности школьников при создании определённых психолого-педагогических условий.

Новизна исследования: конкретизировано научное представление о содержании понятия «коммуникативная компетентность учащегося» (интегральное личностное качество, обеспечивающее социальную адаптивность, успешность использования вербальных и невербальных средств общения, возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека, прогнозирование особенностей поведения воспринимаемого лица и способствующее оптимальному разрешению различных проблем общения);

— выявлены индивидуально-психологические особенности личности ученика, которые необходимо учитывать при формировании коммуникативной компетентности (способы реагирования в конфликте, степень агрессивности личности, трудности в общении, самоконтроль, эмпатийность, умение слушать, уровень интернальности, организаторские и коммуникативные склонности, самооценка);

— раскрыта сущность статусно-ролевого подхода к формированию коммуникативной компетентности старшеклассников (сущность данного подхода заключается в интеграции эго-состояния «Взрослого», связанного с гуманностью во взаимоотношениях с людьми, эмпатийностью, осознанностью и аутентичностьюс высоким уровнем саморегуляции, эмоциональной устойчивостью, гибкостью, спонтанностьюсо способностью к созданию искренних отношений, принятию другого человекас равноправием и демократичностью в стиле общения) — разработана модель создания и оптимизации психолого-педагогических условий формирования коммуникативной компетентности школьников и определены направления деятельности учителя иностранного языка по формированию коммуникативной компетентности (организация самостоятельной коммуникативной деятельности учащихсяорганизация помощи в выборе направления творческой деятельностистимуляция инициативы и критического понимания ситуацииреализация поискового и диалогического способа изложения материала учебного материалареализация позиции консультанта и тьютора в учебно-воспитательном процессе);

— определено, что психолого-педагогические условия обеспечивают формирование коммуникативной компетентности старших школьников (использование статусно-ролевого подхода к формированию коммуникативной компетентности на основе принципов экзистенциально-гуманистической психологииактивизация внутренних ресурсов школьников и учёт их индивидуально-психологических особенностей при организации поисковой и познавательной деятельностиориентация на личностный рост и сознательное овладение коммуникативными навыкамиразвитие у старшеклассников уверенности в собственных силах, готовности к коммуникативной деятельности, способности к саморазвитиюустановление равноценных субъект-субъектных отношений).

Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты расширяют научные представления о значении психолого-педагогических условий, о роли статусно-ролевого подхода и индивидуально-психологических особенностей личности в процессе формирования коммуникативной компетентности учащихся старших классов. Результаты исследования позволят определить новые подходы к формированию коммуникативной компетентности учащихся и составят основу для получения нового знания о специфике целенаправленной психолого-педагогической работы в аспекте развития коммуникативной компетентности школьников.

Практическая значимость исследования состоит в его направленности на совершенствование деятельности учителей иностранного языка по фрмированию коммуникативной компетентности старшеклассников. Выводы, сделанные в рамках диссертационного исследования могут быть полезными для разработки программ, основанных на концептуальных положениях экзистенциально-гуманистической психологии и учитывающих личностные особенности и аутентичные устремления обучаемых. Материалы диссертации могут быть использованы для проведения эмпирических исследований и составления методических рекомендаций по формированию коммуникативной компетентности школьников в процессе обучения иностранному языку.

Методологическими и теоретическими основами исследования являются важнейшие психологические, педагогические и философские исследования, посвященные системным представлениям о человеке как личности, индивидуальности, а также субъекте деятельности, общения и творчества.

Теоретическую основу исследования составили:

— основные положения теории коммуникации и общения (А.А. Бодалев, А. А. Брудный, JI.A. Карпенко, Я. Л. Коломинский, Ю. С. Крижанская, В. Н. Куницына, В. А. Лабунская, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, В. Н. Панферов,.

A.А. Реан, Е. И. Рогов, Е. Ф. Тарасов, В. П. Третьяков, Т. Н. Ушакова, J. Bowlby, M. Argyle, Bruner J.S., A.W. Combs, MX. Hoffman);

— положения о сущности и структуре коммуникативной компетентности (Г.К. Борозенец, А. А. Залевская, И. А. Зимняя, А. А. Крылов, Е. В. Прозорова, Е. В. Руденский, Л. Хьел, Д. Зиглер) — теории и концепции, посвященные проблеме общения в педагогическом процессе (Ф.Н. Гоноболин, В.А. Кан-Калик, Е. А. Климов,.

B.А. Крутецкий, Н. В. Кузьмина, Х. И. Лимейтис, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Л. А. Поварницына, Н. Ю. Посталюк, В. В. Рубцов, В. В. Рыжов, Г. А. Цукерман А.Б. Добрович и др.);

— современные концепции гуманизации образования (В.П.Бездухов, В. С. Библер, С. Г. Вершловский, Э. Д. Днепров, А. В. Кирьякова, А.А.Мелик-Пашаев, Г. С. Сухобская, Е.И.Шиянов);

— вопросам самореализации и развития аутентичных устремлениий человека (К. Роджерс, Э. Бёрн, Ф. Перлз, А. Адлер, Э. Фромм, К. Г. Юнг, А. Маслоу, Э. Шостром и др.);

— работы, анализирующие процесс социализации личности (Г.М. Андреева, Л. И. Анциферова, А. Г. Асмолов, О. Г. Бримм, Ю. Б. Гиппенрейтер, Я. И. Глинский, А. В. Мудрик, В. В. Новиков Б.Д. Парыгин, JI.M. Попов, А. Л. Свенцицкий, Т. Парсонс, Т. Шибутани).

Исследование проводилось в несколько этапов:

1 этап (2001;2002 гг.). Теоретический анализ проблемы: изучались и сопоставлялись научные подходы и представления о сущности и содержании понятия «коммуникативная компетентность учащихся», её роли в регулировании системы отношений человека к социальному миру и к самому себе. Проведенный анализ научной литературы позволил обосновать исходные позиции, проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать гипотезу и задачи. Результатом этого этапа явилось также определение программы, методологии и методов исследования.

2 этап (2003;2005гг.). В ходе экспериментальной работы проверялась и уточнялась гипотеза исследования. Определялась, разрабатывалась и апробировалась модель создания психолого-педагогических условий формирования коммуникативной компетентности учащихся в процессе обучения иностранному языку на основе использования статусно-ролевого подхода и положений экзистенциально-гуманистической психологии. Проводились эмпирические исследования и констатирующий эксперимент, позволивший выявить уровень развития коммуникативной компетентности учащихся и индивидуально-психологических особенностей, которые необходимо учитывать при её формировании.

3 этап (2005;2006 гг.). Проведение формирующего эксперимента и сравнительного анализа количественных и качественных данных констатирующего этапа эксперимента с данными формирующего этапа методами математической статистики. Теоретическое осмысление результатов работы, их обработка, систематизация, обобщение, подведение итогов исследования, оформление. В исследовании приняли участие 120 человекучащихся 9−11 классов.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ научной психологической, педагогической, философской литературы по теме исследованиясопоставление и обобщение научно-исследовательских работ по проблеме, анализ ранее выполненных диссертационных исследований, изучение и обобщение педагогического опытаэмпирические методы — наблюдение, тестирование, анкетированиеэкспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперимент), методы математической статистики.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблемеего осуществлением на теоретическом в практическом уровняхвозможностью повторения экспериментальной работыприменением комплекса методов, адекватных его предметурепрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данных, применением методов математической статистики для обработки экспериментальных данных — t-критерий Стьюдента, ф-критерий Фишера, г — коэффициент корреляции Пирсона.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы, изложенные в диссертации, обсуждались и получили одобрение на заседании кафедры психологии СГУ, методических семинарах по психологии аспирантов СГУ, международных и российских научных и научно-практических конференциях. Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в школах г. Тольятти, в филиале Российского государственного гуманитарного университета (г.

Тольятти), филиале Института коммерции и права, филиале Московского Института электроники.

Положения, выносимые на защиту:

1.Одной из задач современного образования является задача формирования способности учащихся к осуществлению межкультурного диалога и достижению целей коммуникации в условиях развивающихся международных контактов. Одним из возможных способов формирования такой способности учащихся является развитие у них коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранному языку. Коммуникативная компетентность — это интегральное личностное качество, обеспечивающее социальную адаптивность, успешность использования вербальных и невербальных средств общения, возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека, прогнозирование особенностей поведения воспринимаемого лица и способствующее оптимальному разрешению различных проблем общения.

2. В современных условиях требуется принципиально новый подход к развитию коммуникативной компетентности старшеклассников. Его обоснование должно быть осуществлено на основе принципов экзистенциально-гуманистической психологии. Статусно — ролевой подход, сущность которого заключается в интеграции эго-состояния «Взрослого», связанного с гуманностью во взаимоотношениях с людьми, эмпатийностью, осознанностью и аутентичностью, обеспечивает развитие эмоциональной1 устойчивости, гибкости, спонтанности, способности к саморегуляции, к созданию отношений, характеризующихся искренностью, принятием другого человека, равноправием и демократичностью в стиле общения.

3. Положение о необходимости развития коммуникативной компетентности не может быть просто дополнено тезисом о важности реализации статусно-ролевого подхода. Его реализация должна базироваться на учёте индивидуально-психологических особенностей учащихся (способы реагирования в конфликте, уровень интернальности, организаторские и коммуникативные склонности, трудности в общении, степень агрессивности личности, самооценка, самоконтроль, эмпатийность, умение слушать), на развитии речевого опыта в процессе овладения стратегиями и техниками общения. Такие стратегии расширяют границы имеющегося коммуникативного опыта, способствуют усвоению языковой информации и нахождению способов достижения коммуникативных целей взаимодействия.

4. Разработанная модель создания и оптимизации психолого-педагогических условий формирования коммуникативной компетентности школьников (использование статусно-ролевого подходаактивизация внутренних ресурсов школьников и учёт их индивидуально-психологических особенностей при организации поисковой и познавательной деятельностиориентация на личностный рост и сознательное овладение коммуникативными навыкамиразвитие у старшеклассников уверенности в собственных силах, готовности к коммуникативной деятельности, способности к саморазвитиюустановление равноценных субъект-субъектных отношений) позволяет преодолевать стереотипы в общении с окружающими людьми в различных социальных ситуациях и осуществлять адекватный выбор коммуникативных средств, релевантных для решения проблем взаимодействия на основе конструктивного диалога.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, библиографию. Текст диссертации содержит 14 таблиц и 21 диаграмму.

Выводы по Ш главе.

Психодиагностический комплекс исследования и апробированный диагностический инструмент, наиболее адекватный его целям, включал в себя методики, позволяющие определять уровень развития коммуникативной компетентности и индивидуально-психологических особенностей учащихся.

Результаты проводимого на констатирующем этапе исследования свидетельствуют о недостаточном уровне развития коммуникативной компетентности и индивидуально-психологических особенностей учащихся контрольной и экспериментальной групп.

Разработанные нами психолого-педагогические условия реализовывалась в течение трёх лет в экспериментальной группе на уроках английского языка. А именно: использование статусно-ролевого подхода на основе принципов экзистенциально-гуманистической психологииактивизация внутренних ресурсов школьников при организации поисковой и познавательной деятельностиориентация на личностный ростразвитие уверенности в собственных силах и готовности к деятельности не. только коммуникативного, но и любого другого типаформирование равноценных субъект-субъектных отношенийа также учёт индивидуально-психологических особенностей обучаемыхстановление у них активной социальной позиции в единстве с реализацией направленности деятельности учителя.

После осуществления формирующего эксперимента в экспериментальной группе, проводилось повторное тестирование учащихся обеих групп. Затем мы провели сравнительный анализ полученных данных для выявления степени изменения' уровней индивидуально-психологических особенностей учащихся и их коммуникативной компетентности.

Модель по созданию и реализации психолого-педагогических условий формирования коммуникативной компетентности на более высоком уровне реализовывалась на занятиях по иностранному языку только в ЭГ, в которой мы и зафиксировали положительную, статистически значимую динамику изменений уровней коммуникативной компетентности и индивидуально-психологических особенностей личности ученика. В контрольной группе произошедшие изменения оказались статистически незначимые.

Заключение

.

В современном обществе возрастает роль коммуникации, которая становится действенным средством и организующей силой, значимой для всех сфер жизнедеятельности человека. Именно поэтому необходимо уделять особое внимание созданию психолого-педагогических условий, способствующих формированию коммуникативной компетентности учащихся, которая позволяет достигать целей коммуникации и повышать её результативность.

Решение проблемы формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранному языку связано с конкретизацией научного понятия «коммуникативная компетентность учащихся». Коммуникативная компетентность учащихся — это интегральное личностное качество, обеспечивающее социальную адаптивность, успешность использования вербальных и невербальных средств общения, возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека, 5 прогнозирование особенностей поведения воспринимаемого лица и способствующее оптимальному разрешению различных проблем общения.

В современных условиях требуется принципиально новый подход к развитию коммуникативной компетентности старшеклассников. Его обоснование должно быть осуществлено на основе принципов экзистенциально-гуманистической психологии. Статусно-ролевой подход, сущность которого заключается в интеграции эго-состояния «Взрослого», связанного с гуманностью во взаимоотношениях с людьми, эмпатийностью, осознанностью и аутентичностью, обеспечивает развитие эмоциональной устойчивости, гибкости, спонтанности, способности к саморегуляции, к созданию отношений, характеризующихся искренностью, принятием другого человека, равноправием и демократичностью в стиле общения.

Положение о необходимости развития коммуникативной компетентности не может быть просто дополнено тезисом о важности реализации статусно-ролевого подхода. Его реализация должна базироваться на учёте индивидуально-психологических особенностей учащихся (уровень интернальностиорганизаторские и коммуникативные склонности, самооценкатрудности в общении, способы реагирования в конфликте, степень агрессивности личности, самоконтроль, эмпатийность, умение слушать), на развитии речевого опыта в процессе овладения стратегиями и техниками общения. Такие стратегии расширяют границы имеющегося" коммуникативного опыта, способствуют усвоению языковой информации и нахождению способов достижения коммуникативных целей взаимодействия.

Теоретическое обоснование, психолого-педагогических условий нашло своё практическое подтверждение при формировании коммуникативной компетентности учащихся в процессе обучения иностранному языку: 1) использование статусно-ролевого подхода к формированию коммуникативной компетентности на основе положений и принципов экзистенциально-гуманистическойпсихологии- 2) активизация внутренних ресурсов школьников и учёт их индивидуально-психологических особенностей при организации поисковой и познавательной деятельности- 3) ориентация на личностный рост и сознательное овладение коммуникативными навыками- 4) развитие у школьников уверенности в собственных силах, способности к саморазвитию, готовности к коммуникативной деятельности- 5) установление равноценных субъект-субъектных отношений в образовательном процессе).

Апробация разработанной модели блоков по созданию и оптимизации психолого-педагогических условий формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранному языку показала её высокую эффективность. Экспериментально подтверждено, что реализация данной модели способствует сознательному овладению коммуникативными навыками и умением осуществлять адекватный выбор коммуникативных средств, соответствующих решению проблемы взаимодействия, и сочетается с преодолением стереотипов в общении с окружающими людьми в различных социальных ситуациях. Результаты экспериментальной работы свидетельствуют о положительной динамике в уровнях развития коммуникативной компетентности и всех индивидуально-психологических особенностей школьников, их эго-состояний в экспериментальной группе.

Проведенное нами исследование вносит определённый вклад в разработку проблемы формирования коммуникативной компетентности учащихся, но не исчерпывает всех её аспектов. Перспективными направлениями дальнейших научных исследований могут стать: дальнейшая разработка новых методов, технологий, условий формирования коммуникативной компетентности с ориентацией на различные возрастные группы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т. П. Социально-психологические факторы формирования коммуникативных свойств личности: Автореф. дис. канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. — 25 с.
  2. Г. С. Введение в практическую психологию. — Екатеринбург: Деловая книга, 1995. — 224 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.— М.: Наука, 1980.— 335 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991.299 с.
  5. Л. К. Управление общением: Теория и практикумы для социального работника. — М.: Смысл, 1999. — 216 с.
  6. Л. Ф. Теоретический анализ ведущих концепций учения об активности личности в психологии: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. Новосибирск. 1996.40 с.
  7. Л.Ф. Коммуникация — форма активности человека — Томск, 2003.— 187 с.
  8. Л.Ф., Качалов Н. А. Обучение будущих учителей иностранного языка педагогическому общению на основе коммуникативной деятельности // Известия ТПУ. — Том.305. — Вып.1. — Томск, 2002.— С. 2128.
  9. .Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество. Л., 1971. Вып. 9. С. 144−150.
  10. .Г. Человек как предмет познания — М.: Наука, 2000. —350 с.
  11. Г. М. Психология социального познания. — М.: Аспект Пресс, 1997. —288 с.
  12. Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психол. журн. 1992. Т. 13, № 5. С. 12−25.
  13. Т.Е. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности/УПсихол. журн. 1984. Т. 5, № 6. С. 130−133.
  14. Т.А. Психологические трудности общения начинающих учителей: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1995. — 23 с.
  15. А.Г. Психология личности. М., 1990. — 250 с.
  16. А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М., 1999.48 с.
  17. JI.B. Психодиагностика способностей к общению. — М.:ВЛАДОС, 1999.—174 с.
  18. М.М. Эстетика словесного творчества / Примечания .С. Аверинцева, С. Г. Бочарова. — М.: Искусство, 1986. —444 с.
  19. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют’в игры. Психология человеческой судьбы.— СПб: Лениздат. — 1988. 400 с.
  20. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М: Прогресс, 1986.422 с.
  21. В.М. Объективная психология. М., 1991. — 248 с.
  22. Бим-Бад Б.М. В поисках ретроспективы //Открытый университет. -1990. -№ 3, — С. 6.
  23. И.Л. Повышение эффективности общения у студентов // Ежегодник Российского психологического общества «Психология и практика».
  24. Ярославль, 1998. — Т.4. — Вып.2.
  25. В.В. Коммуникативная компетенция и коммуникативное лидерство // Язык, дискурс, личность. — Тверь, 1990. — С.55−64.
  26. А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 1994.—№ 1. — С.56−74.
  27. А.А., Ковалев ГЛ. Психологические трудности общения и их преодоление // Педагогика — М., 1992. — № 5,6.
  28. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.325 с.
  29. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. № 4. 1978. С. 23−35.
  30. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. -—М.: Филинъ, 1996. —472 с.
  31. В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. -СПб: Социально-психологический центр, 1996. — 381 с.
  32. А.Ю. Роскошь человеческого общения / Институт социальных связей. — М.: RISK, 1998. — 184 с.
  33. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. — Новосибирск, Изд-во НГУ, 1989. — 190 с.
  34. Р., Кергинер Р. Гений общения: Пособие по психологической защите. — СПб: Питер Пресс, 1997. — 247 с.
  35. Дж. Психология познания. — М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
  36. А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психол. журн. 1993. Т. 4, № 6. С. 3−15.
  37. Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. — СПб.: Речь, 2002.—174 с.
  38. П., Бовин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия. — М.:Речь, 2000. —311 с.
  39. А. Влияние возраста на отношение к жизни // www.Vedro.htm
  40. А.Е. Я говорю, мы говорим. Очерки о человеческом общении. —М.: Знание, 1990. — 240 с.
  41. А.В. Оценка психологического благополучия школьников /7 Ежегодник российского психологического общества. СПб. 2003, Т.2. С. 198 203.
  42. И.С., Бочкарев А. А., Собольников В. В. Невербальное поведение. — Новосибирск- Изд-во НПТУ, 2002. —-177 с.
  43. ВыготскийЛ.С. Проблемы развития психики // Собр. соч.: В 6 т. М. 1983. Т.5.
  44. ВыготскийЛ.С. Проблемы развития психики // Собр. соч.: В 6 т. М. 1983. Т.З.
  45. В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984. 244 с.
  46. Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М., 1965. С.433−456.
  47. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. — М.: Изд-во, МГУ, 1987. — 174 с.
  48. О.Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации. М., 1997.-329с.
  49. Л. А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: Автореф. дис.. д-ра, психол. наук. СПб., 1996. -48 с.
  50. Е.И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. — Киев: Политиздат Украины, 1964. — 189 с.
  51. Ф.Н. О педагогических способностях учителя. — М.: Просвещение, 1964. — 260 с.
  52. И.Н., Житников В. Ф., Зюдько М. В., Шкатова Л. А. Умеете ли вы общаться? — М.: Просвещение, 1991. —- 144 с.
  53. И.Н., Седов К. Ф. Основы психолигвистики. Учебное пособие. Изд-во «Лабиринт», М., 2001. — 304 с.
  54. В.А. Психологические предпосылки непродуктивного стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал. — 1997. — Т. 18. —№ 6.
  55. ГорянинаВ.А. Психология общения. — М.: Академия, 2002. — 416с
  56. Т.Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 1997. — 171с.
  57. Л.П. Общение с собой- Начала психологии активности. — М.: Политиздат, 1991. — 320 с.
  58. Г. В. Понимание как составляющая коммуникативного акта // Мир психологии — 2002. — № 1. — С.262−272.
  59. В.В. Генезис развития личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992. № 1−2. С. 22−33.
  60. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.346с.
  61. X. Дж. Родители и дети. М., 1986. 278 с.
  62. М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать: Трансакционный анализ с гештальтупражнениями. — М.: Прогресс-Универс, 1993. —336 с.
  63. Л.Г. Принцип полисистемности: реализация в исследованиях психической саморегуляции в триаде «деятельность личность — состояние» // www.auditorium.ru
  64. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М: Просвещение, 1987. — 207 с.
  65. .И. О системе «личность» // Вопросы психологии. 1985. № 5. С. 36−45.
  66. А.И. О ценностных факторах формирования личности // Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательный процесс. М., 1975. С. 130−140.
  67. Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М.- Изд-во МГУ, 1996. — 334 с.
  68. Е.М., Тихомандрицкая О. А. О стратегиях работы психолога в школе // Введение в практическую социальную психологию. — М.: Смысл, 1996. —С.200−213.
  69. И.В. Психологическая готовность к личностному самоопределению основное новообразование ранней юности // Формирование личности старшеклассника. М., 1989. С. 9−12.
  70. Г. В. Психология педагогического общения. — Кировоград, 1992.—176 с.
  71. СМ. Практикум по конфликтологии. — СПб.: Питер, 2000. —360 с.
  72. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.-278 с.
  73. Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Автореф. дис. докт. пси-хол. наук.—Л., 1991. —45 с.
  74. Т.П. Социальное представление понятие и концепция: итоги последнего десятилетия //Психол. журн. 2001. Т. 22, № 6. С. 39−47.
  75. С.И. Ролевой конфликт и его диагностика в деятельности руководителя. Ярославль, 2000. — 54 с.
  76. Ю.М., Петровская JI.A., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 104 с.
  77. Ю.М. Проблема разработки практической психологии // Психол. журн. 1980. Т. 1,№ 2. С. 3−20.
  78. Е.Н. Деловое общение. Т.1, Т. II. — М.: Дело, 2002. — 696 с.
  79. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. -М., 1986.-98 с.
  80. Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. — СПб.: Питер, 2000.-448 с.
  81. И.А. Педагогическая психология. -— М.: Логос, 2002. —387с.
  82. О. И., Бобнева ММ, Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения //Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 241−254.
  83. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. -М., 1991.-236 с.
  84. Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов // Русский язык за рубежом. 1990. — № 4
  85. Э.В. Что такое личность? // С чего начинается личность. М.: Политиздат, 1979. —237 с.
  86. Г. Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений // Групповая психотерапия. М., 1990. С. 89−120.
  87. Т.С. Методы психологического воздействия. — М.: Б. И., 2000, — 544 с.
  88. М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений.
  89. М. Политиздат, 1988. — 315с.
  90. Кан-Калик В. А. Тренинг профессионального педагогического общения. —М.: Педагогика, 1990. — 189 с.
  91. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  92. Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично- Как перестать беспокоиться и начать жить. — М.: Прогресс, 1989.—442 с.
  93. А .Я., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Этика деловых отношений. — М: ИНФРА-М, 2002. — 366 с.
  94. Е.А. Развивающийся человек в мире профессии. — Обнинск, 1993. 156 с.
  95. Е.В. Речевая коммуникация. М., 1998. — 276 с.
  96. Н.В. Программа социально-психологического тренинга для педагогов. —Ярославль, 1994 — 114 с.
  97. Г. А., Радзиховский JI.A. Проблема общения и детерминация психического в работах советских психологов // Общение и развитие психики. — М., 1989. 157с.
  98. B.C. Теория информационного взаимодействия: Философско-социологические очерки. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 1991. — 317 с.
  99. В. В. Теоретические и экспериментальные основы, интенсивных интегративных психотехнологий в социальной психологии: Автореф. дис. д-ра психол. наук. Ярославль, 1999. 52 с.
  100. О.А. Психологическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии, — 1995. — № 1. — С.5−12.
  101. Конфликтология / О. В. Аллахвердова, В. И. Викторов, М. В. Иванов СПб.: Лань, 2000.442 с.
  102. . Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 58−68.
  103. И.С. Отношения как многоуровневый конструкт:социально-психологический анализ //Интегративный подход в психологии. СПб., 2003. С. 48−70.
  104. Г. Психология развития. СПб., 2000. 289 с.
  105. СВ., Мухаматулина Е. А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. —М.: Генезис, 1997. — 192 с.
  106. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. — М.: Смысл, 1999. — 279 с.
  107. P.JI. Если вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. —М.: Дело, 1993. — 359 с.
  108. P.JI., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. — М.: Иэд-во МГУ, 1991. — 207 с.
  109. Е.П., Сизова Т. Б. Теоретические аспекты психологической культуры межличностных взаимодействий // Мир психологии. — 2002. — № 3. —С.40−50.
  110. А. И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. 1984. № 3.
  111. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. — М.- Просвещение, 1976. — 304 с.
  112. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. —М.: Профтехиздат, 1990. — 176 с.
  113. Е.А. Мотивация развития коммуникативных способностей личности: Автореф. дис. канд. психол. наук. — Новосибирск, 2002.— 22 с.
  114. JI.B. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика. СПб., 2000, С. 476−510.
  115. В.Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения // Актуальные проблемы психологической теории и практики / Под ред. А. А. Крылова. СПб. Питер, 1995. — С. 24 -36.
  116. В.Н., Казаринова Н. В., Поголыпа В. М. Межличностное общение. — СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
  117. В.И. Искусство управлять общением. — Ростов н/Д: Феникс, 1997.—352 с.
  118. В.А. Типы структур психологических трудностей общения II Психологические трудности общения: Диагностика и коррекция. Ростов н/Д. 1990. С. 10−15.
  119. В.А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения. — М.: Академия, 2001. — 288 с.
  120. А.Ф. Психология общая и экспериментальная. СПб. 2001.-345 с.
  121. В.В. Стили речевого коммуникативного поведения: структура и детерминанты // Психол. журн. 1995. № 6. С.90−100.
  122. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 320с.
  123. А.А. Психология общения. —М.: Смысл, 2002. — 365 с.
  124. Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы само детерминации личности // Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 1. С. 15−25.123 .Лидере А. Т. Психологический тренинг с подростками. — М.: Академия, 2001.— 256 с.
  125. . Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. -348с.
  126. .Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. 1981. Т .2, № 1. С. 3−13.
  127. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.— М.: Наука, 1984. — 444 с.
  128. .Ф. Системность в психологии: Избр. психол. труды. — М.:МПСИ, 1996.—384 с.
  129. А.Ю. Мастерство коммуникации. — М.: КСП +, 2002. —325 с.
  130. В.А. Необходимость разработки коммуникативной методологии // Социальный психолог. 2001. № 1. С. 6−13.
  131. Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1998. — 688 с. t
  132. Мак-Даугол У. Основные проблемы социальной психологии / Пер. с англ. М., 1916.-69 с.
  133. А.К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 1993.—192 с.
  134. А.Г. Мотивация и личность. СПб. 1999. 435с.
  135. Межличностное общение. Хрестоматия / Под ред. Н. В. Казариновой, В. М. Поголыни. — СПб.: Питер, 2001. — 512с.
  136. Е. Я — Ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения. — М.: Прогресс, 1986. — 34 с.
  137. А. Психология жизни. СПб., 1992. 152с.
  138. А.В. Социология стереотипов--Екатеринбург: Изд-во
  139. Уральского ун-та, 2001. — 290 с.
  140. Мид М. Культура и мир детства. М., 1980. 240 с.
  141. М.Р. Одаренность и стратегии самопрезентации // cognitiv.chat.ru/ tezis3konf7Mmigalieva. htm
  142. JI.M. Учитель как личность и профессионал. — М.: Моск. соц.-психол институт, 1994. — 190 с.
  143. JI.M., Асмаковег Е. С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М., 2001. 183с.• 142. Молодиченко Т. А. Самоактуализация личности в педагогической деятельности. Саратов, 2000. 37 с.
  144. С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. Киев, 1975. 137 с.
  145. В.Н. Психология отношений. — Воронеж.: МОДЭК, 1995.357 с.
  146. Н.И. Опыт системного исследования психики ребенка. -М., 1983.-196 с.
  147. В.В. Психологические механизмы влияния социокультурной среды на формирование личности // Человек в современной социокультурной ситуации. СПб, 1994. С. 69−71.
  148. В.В. Социальная психология: феномен и наука. М. 1998.259 с.
  149. Н.Н. Психология межличностных отношений. — Киев: Рад. шк, 1990. 302 с.
  150. Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М. Просвещение, 1993.— 256 с.15О.Ольшанский Д. В. Новая педагогическая психология. — М.: Академ Проект, 2002. — 528 с.
  151. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. — М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
  152. ИМ., Магун B.C. Психологические характеристики личности и предпосылки ее социальных потенциалов // Социальная психология. Л., 1979. С. 90−106.
  153. В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. — М.: Изд-во инст-та психотерапии, 2001. — 208 с.
  154. В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопонимания людей // Вопросы психологии. 1982. № 5, С. 75−82.
  155. В.Н. Основания интегративных моделей психической организации человека // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. СПб., 1999. С. 3−6
  156. А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. — СПб.: Петербург, ин-т внешнеэкон. связей, 2001. —496 с.
  157. .Д. Анатомия общения.— СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999,—301 с.
  158. .Д. Социальная психология. СПб., 2003. 249с.
  159. С. Переворот в сознании: Дети, компьютер и плодотворные идеи. М., 1989. — 120с.
  160. Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. — М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216с.
  161. Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи // Введение в практическую социальную психологию.— М.: Смысл, 1996. — С.150−167.
  162. А.В. Личность в психологии с позиций системного подхода // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 57−66.
  163. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.314с.
  164. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности.
  165. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
  166. В.А. Принцип отраженной субъективности в психологическом исследовании //Вопросы психологии. 1985. — № 1.
  167. В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992. -345 с.
  168. В.А., Виноградова A.M., Кларина Л. М., Стрелкова Л. П. Воспитателю о личностном общении. М., 1992. — 159с.
  169. С.В. Секреты открытого общения. Казань, 2001. 125с.
  170. . Избранные психологические труды. М., 1969. — 456с.
  171. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам.
  172. Нижний Новгород.: Изд-во Аи кью, 1992. — 262 с.
  173. Питирим Сорокин Социологический прогресс и принцип счастья // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 507−513.
  174. К.К. О системе психологии. М., 1972. 459 с.
  175. А.Б. Искусство общения, или Введение в коммуникатику. — М.: Аквамарин, 2002. — 400 с.
  176. Я.А. Психика и интуиция. М., 1967. — 130с.
  177. Л.М. Психология самодеятельности: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1992. 48 с.
  178. .Ф. Социальная психология и история. — М.: Наука, 1979.—240 с.
  179. Г. Имиджелогия. — Рефл-бук Ваклер, 2002. — 698 с.
  180. Правила светской жизни и этикета. Хороший тон /Сост. Юрьев и Владимирский. СПб., 1889. — 121 с.
  181. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб.: Питер, 2000. —560 с.
  182. Практическая психология для преподавателей М.: «Филинъ», 1997.-328 с. I
  183. Проблемы социализации индивида: Уч. зап. ЛГУ. Л., 1971. Вып. 6.
  184. Е.В. Психологические условия развития коммуникативной компетентности // Мир психологии. — 2000. — № 2. — С. 191−202.
  185. Т.В. Удовлетворенность подростков в связи с их индивидными и личностными характеристиками // Проблема индивидуальности в онтопсихологии. СПб. 1995. 129 с. t
  186. А.Л. Социально-психологический тренинг в школе. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 640 с.
  187. Г. С. Критерий эффективности саморегуляции как основа для построения регуляторной теории личности // Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика. Ярославль, 2000. Т. 3. С. 64−66.
  188. Психологические исследования общения / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1985. —240 с.
  189. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: в 2 т. — М.: ВЛАДОС. 1999. — Т.2. — 240 с.
  190. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1987. — 240 с.
  191. Психология: Учебник / Под ред. А. А. Крылова. — М.: Академия, 1999. 584 с.
  192. Рай Л. Развитие навыков делового общения. — СПб.: Питер, 2002.284 с.
  193. А.А. Личностная зрелость и социальная практика // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб., 1995. С. 34−39.
  194. А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией II Вопросы психологии. 1988. № 1. С. 83−88.
  195. Е.И. Психология общения. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 336 с.
  196. Е.И. Учитель как объект психологического исследования. — М.: ВЛАДОС, 1988. — 496 с.
  197. К.М., Гаранина Ж. Г. Практикум по общей психологии. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 320 с.
  198. В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. — СПб: Речь, 2003. — 175 с.
  199. С.Л. Бытие и сознание. М. 1957. 238с.
  200. С.Л. Основы общей психологии, в 2 т. Т.1. — М.: Педагогика, 1989. — 488 с.
  201. С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т.2. — М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
  202. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. — 245с.
  203. Е.В. Социальная психология: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. — 224 с.
  204. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. — М.: Прогресс, 1993. — 368 с.
  205. В.Ф. Совершенствование речевой культуры: особенности современной речевой ситуации // Народная асвета. 1998. — № 12.
  206. Е.Ф. Становление личности // Социальная психология личности. Л., 1974. С. 20−31.
  207. Е.В., Абдразякова A.M., Ениколопов СМ. Личностные факторы в оценке качества жизни и психологического благополучия // Ежегодник российского психологического общества. 2003. Т.7. С. 15−19.
  208. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Дцова. Л., 1979. 156с.
  209. Н.В. Практическая психология в школе: лекции, консультация, тренинги. — М.: Изд-во Инст-та психотерапии, 2003. -244 с.
  210. Г. Стресс без дисстресса. М. 1979. 230 с.
  211. В.Е. Типология российских менталитетов и имманентная идеология России // Веста. СПбГУ. Сер. 6. Вып. 4. № 27. С. 59−67.
  212. В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л., 1990.172с.
  213. Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. —
  214. СПб.: Речь, 2002. — 256 с.
  215. Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. — СПб: Речь, 2003. — 207 с.
  216. Сизых P. JL Ценностные ориентации молодежи П Молодежь в условиях социально-экономических реформ. СПб., 1995. С. 138−139.
  217. Системные аспекты психической деятельности / Ю. И. Александров, А. В. Брушлинский, К. В. Судаков, Е. А. Умрюхин. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 272 с.
  218. В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития ,// Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 3−17.
  219. А.Г. Практикум по общей психологии. — М.: Смысл, 2002. — 224 с.
  220. В.В., Костенко Н. А. Этика психология делового общения. —Новосибирск: Иэд-во НГУ, 1999. — 219 с.
  221. Л.П. Основы искусства речи. — Ростов н/Д: Феникс, 1995.448 с.
  222. Социальная психология в трудах отечественных психологов /Сост.
  223. A.Л. Свенцицкий. СПб., 2000. 436с.
  224. Социальная психология и этика делового общения /Под общ. ред.
  225. B.Н. Лавриненко. М., 1995. 238с.
  226. Социальная психология личности / Под ред. В. А. Лабунской. М., 1999.-239с.
  227. М.И. Психология общения. — М.: Моск. психол. соц. ин-т, 1996.—296 с.
  228. Л.Д. Основы психологии. Ростов н/д, 1997. 236 с.
  229. Л.П. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения //Развитие социаль ных эмоций у детей дошкольного возраста. М., 1986. — 156с.
  230. И.Р. Психология взаимоотношений. — М.: Академ. Проект, 1999. —448 с.
  231. П.Г. Приемы влияния на людей. — М.: ФАИР, 1997. —608с.
  232. Тер-Минасова СТ. Язык и межкультурная коммуникация. — М.: Слово, 2000. — 261 с.
  233. Т.Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении. — М.: Наука, 1989. — 192 с.
  234. П.А. Столп и утверждение истины. М., 1990. — 231 с.
  235. В. Человек в поисках смысла. М., 1990. — 198 с.
  236. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // «Я» и «Оно»: В 2 кн. Тбилиси, 1991. Кн. 1. С. 71−138.
  237. X. Мотивация и деятельность. Т.1. — М.: Педагогика, 1986. —408 с.
  238. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во ТГУ. М.: Барс, 1997. — 392 с.
  239. ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 1999. — 265с.
  240. Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться. — М.: Просвещение, 2992. — 182 с.
  241. Р. Психология влияния. — СПб.: Питер, 1999. — 272 с.
  242. Э.Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи малых городов центральноевропейского региона России: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ярославль, 2003. 20с.
  243. В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии//Психол. журн. 1993. Т. 14,№ 5. С. 3−12.
  244. P.M. Личность и ее становление в процессе социализации. Саратов. 2000. 28 с.
  245. P.M. Личность субъекта учебной и педагогической деятельности. Саратов, 1999. 59 с.
  246. P.M. Социализация личности: к парадигме многоуровневой детерминации // Проблемы социальной психологии XXI столетия. Ярославль. 2001. Т. 3. С. 255−258.
  247. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.— М.: ВЛАДОС, 1998. —512 с.
  248. Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1998. 280с.
  249. И.П. Мотивационная основа трудностей общения // Психологические трудности общения: Диагностика и коррекция. Ростов н/Д, 1990. С.7−10.
  250. Е.В. Основные итоги социально-психологических исследований в институте психологии АН СССР // Психол. журн. 1982. Т. 3, № 2. С. 34−54.
  251. Е.В. Социально-психологическое понимание личности. М., 1975.-198 с.
  252. Э. Антикарнеги или человек-манипулятор. М.- Минск, 1991.-345 с.
  253. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. 563 с.
  254. В.А. Личность как предмет изучения // Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л., 1979. С. 75−80.
  255. М.Г., Анциферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974. 247 с.
  256. Ashton T.D., Knapp L. Relationship of children’s career aspirations to parent’s occupations //J. GenetPsychol. 1992. № 3. P. 355−357.
  257. Harris S. Human Communications. Manchester, Oxford, 1993. p 321
  258. Hatch E. Discourse and Language Education. Cambridge Univ. Press, 1992.-333 p.
  259. Hunt S., Hilton C. Individual Development and Social Experience. London, 1986.- 129 p.
  260. LamiellJ.T. The Psychology of Personality: An Epistemological Inquiry. N.Y., 1987.- 136 p.
  261. Leech G.N. Principles of Pragmatics. London: Longman, 1983. — 250p.
  262. Orpen Ch., Bonnici J. The causes and consequences of pay satisfaction: A test ofLawler’s model/ZPsychology. 1990. № 1. P. 27−29.
Заполнить форму текущей работой