Современное состояние и развитие охраняемых природных территорий бассейна озера Байкал
Современное состояние и перспективы развития охраняемых природных территорий (ОПТ) бассейна озера Байкал требуют постоянной оценки складывающейся ситуации с учетом целей и задач территориальной формы охраны природы в регионе, где с одной стороны, велика доля мало нарушенных пространств, а с другой стороны, еще сохраняется тенденция промышленной экспансии в ресурсных отраслях. Деятельность сети… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ БАС СЕЙНА ОЗЕРА БАЙКАЛ
- 1. 1. История возникновения охраняемых природных территорий и создания природоохранного законодательства в России
- 1. 2. Управление охраняемыми природными территориями и их классификация
- 1. 3. Международная классификация и охраняемые природные территории Монголии в бассейне Байкала
- 1. 4. Общие принципы формирования и состав сети охраняемых природных территорий в бассейне Байкала
- Глава 2. ПРИРОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ БАССЕЙНА ОЗЕРА БАЙКАЛ. Н?
- 2. 1. География биотического разнообразия. .к?
- 2. 2. Широтно-зональная, провинциальная и высотнбпоясная дифференциация биотического разнообразия
- 2. 3. Размещение охраняемых природных территорий в бассейне озера Байкал.6 $
- Глава 3. ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СЕТИ ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ БАССЕЙНА ОЗЕРА БАЙКАЛ .?$
- 3. 1. Государственные заповедники и строго охраняемые территории
- 3. 2. Национальные парки
- 3. 3. Заказники и природные резерваты
- Глава 4. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ.. .МО
- 4. 1. Охрана природы и охраняемые природные территории в бассейне озера Байкал
- 4. 2. Эффективность деятельности охраняемых природных территории. .т
- 4. 3. Анализ природоохранного законодательства России, Монголии и субъектов Российской Федерации
- Глава 5. РАЗВИТИЕ СЕТИ ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
- 5. 1. Принципы развития сети охраняемых природных территории.. 46?
- 5. 2. Проектирование новых охраняемых территорий и методика «Пределов допустимых изменений». ^
- 5. 3. Основные предпосылки формирования экологического каркаса в бассейне озера Байкал. ^
Современное состояние и развитие охраняемых природных территорий бассейна озера Байкал (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современное состояние и перспективы развития охраняемых природных территорий (ОПТ) бассейна озера Байкал требуют постоянной оценки складывающейся ситуации с учетом целей и задач территориальной формы охраны природы в регионе, где с одной стороны, велика доля мало нарушенных пространств, а с другой стороны, еще сохраняется тенденция промышленной экспансии в ресурсных отраслях. Деятельность сети ОПТ, направленная на сохранение, поддержание и восстановление существующего биотического и ландшафтного разнообразия, в силу различных факторов не всегда оказывается эффективной. Поэтому актуальным является анализ соответствия функций и структуры ОПТ поставленным целям и задачам, а также анализ существа конфликтов между субъектами природопользования и управления ОПТ.
О важности принципа территориальной охраны природы свидетельствуют исторические факты: первый из подтвержденных в письменных источниках Монголии заповедник Богд Хан был создан в бассейне Байкала в 1778 г., Баргузинский заповедник на Байкале стал первым государственным заповедником России в 1916 г. В настоящее время природоохранная деятельность в бассейне Байкала приобрела международную значимость, что подтверждается включением озера Байкал в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 г., связанное с этим принятие первого федерального природоохранного закона для отдельного региона — закона «Об охране озера Байкал» в 1999 г., включением четырех ОПТ бассейна в сеть природных биосферных резерватов по программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (MAB).
В последние годы определяющими моментами в природоохранной политике является реализация концепции устойчивого развития, конвенции" о биологическом разнообразии, иных ратифицированных Россией международных природоохранных конвенций, а также выполнение требований к экосистеме ц.
Байкала как объект^ Всемирного наследия ЮНЕСКО. Результаты проведенных инвентаризационных исследований, материалы по подготовке региональных законодательных актов, анализа достаточности Закона об охране озера Байкал и Закона об особо охраняемых природных территориях, рассмотрения ситуации в бассейне озера Байкал (Россия и Монголия) также подтвердили актуальность выбранной для исследования темы.
Цель работы — оценка современного состояния охраняемых природных территорий на основе анализа основных принципов формирования сети ОПТ и их деятельности, путей развития сети ОПТ с учетом состояния природных экосистем, биотического и ландшафтного разнообразия бассейна озера Байкал.
В соответствии с целью предусматривалось решение следующих задач:
— инвентаризация существующей сети ОПТ в российской и монгольской частях бассейна Байкала по состоянию на январь 1999 года и систематизация ОПТ на единой картографической основе- - определение характерных особенностей и общих для ОПТ принципов функционирования, обусловленных такими факторами, как административная разобщенность, ресурсный подход, ведомственное подчинение, связь с конкретным видом природопользованияу — анализ достаточности сети ОПТ бассейна Байкала для выполнения ими основного предназначения по сохранению, поддержанию и восстановлению экосистем с учетом широтно-зональной, провинциальной и высотно-поясной дифференциации биотического и ландшафтного разнообразияу — оценка эффективности ОПТ бассейна Байкала по категориям, типам экосистем и местоположению, основных направлений оптимизации структуры ОПТ, обеспеченности природоохранным режимом различных природных географических зон и поясов, нарушенное&tradeэкосистем отдельных ОПТс — определение положения системы территориальной охраны природы в общей схеме природоохранной деятельности и предпосылок формирования экологического каркаса на основе природного каркаса в виде сети ОПТ;
— сравнительный анализ природоохранного законодательства России и Монголии, а также субъектов РФ на территории бассейна Байкала.
Исходные материалы и методика исследования. Базовыми материалами настоящего исследования послужили три группы источников:
Литературные источники. Теоретические и методические подходы в ^ и области природопользования, ландшафтоведения, географии биоты, положения заповедного дела, изложенные в работах В. Д. Вайнера, П. Д. Гунина, Н. М. Забелиной, А. Б. Иметхенова, А. А. Лущекиной, В. С. Михеева, Н. Ф. Реймерса,.
В.Е.Соколова, В. Б. Сочавы, А. К. Тулохонова, Р. Уиттекера, И. В. Чебаковой, Ф. Р. Штильмарка, являлись базовыми при выполнении работы, что позволило выделить характерные особенности и общие принципы функционирования ОПТ, определить положение территориальной охраны природы в природоохранной — деятельности и предпосылки формирования экологического каркаса на основе природного каркаса в виде сети ОПТ в бассейне Байкала.
Фондовые материалы (областных и республиканских организаций, в числе которых управления по охране и рациональному использованию охотресурсов Иркутской и Читинской областей и Республики Бурятия, контролирующих деятельность большинства заказников, архивы отдельных ОПТ, материалы государственных комитетов по экологиии Бурятии, Иркутской и Читинской области, а также опубликованные статистические данные природоохранных органов Монголии, Иркутской и Читинской областей и Республики Бурятия. В процессе инвентаризации ОПТ бассейна Байкала были собраны сведения о 44 охраняемых территориях и 154 памятниках природы.
Собственные исследования, проводившиеся в 1993;1999 гг. в период создания Ивано-Арахлейского заказника, Чикойского национального парка, природного парка Слюдянские озера, при разработке Закона «Об охраняемых и резервных территориях Читинской области», принятом в 1997 г., и проекта Закона «Об особо охраняемых природных территориях Иркутской области», при проектировании рекреационных местностей на территории Прибайкальского и Забайкальского национальных парков. Проведение полевых работ с поиском, обследованием и описанием ценных для заповедания и использования в условиях режима ОПТ территорий. Картографическое отображение ОПТ на картосхемах легло в основу анализа репрезентативности существующей сети охраняемых территорий и охвата природоохранным режимом природных комплексов и экосистем, особенностей их функциональной структуры. ^.
Для оценки суммарного воздействия на экосистемы ОПТ использовалась методика Совместной Российско-Монгольской комплексной экспедицией, ^ учитывающая как собственно биотическую составляющую, так и географию биоты и ландшафтов, разработанная под руководством В. Е. Соколова (Методология., 1 ЭЭЗ^^ля оценки рекреационных воздействийи проектов/ туристского развития (на ОПТ использовалась методика «Пределов допустимых изменений», которая рекомендована^ля внедрения на объектах Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, в частности, для озера Байкал (КШХ^АН И (999).
Научная новизна работы заключается в следующем:
— проведена оценка репрезентативности размещения ОПТ в бассейне Байкала по включению характерных, уникальных и пиковых по разнообразию биоты и ландшафтов участков на единой картографической основе для.
V... .- -. •• -.-.. природных комплексов и экосистем российской и монгольской частей бассейна;
— выполнен анализ эффективности деятельности ОПТ бассейна Байкала различных категорий и различной ведомственной подчиненности, соответствия декларируемых и решаемых задач, нарушенное&tradeэкосистем отдельных ОПТ, подходов к оценке рисков природного и антропогенного характера на ОПТ;
— впервые проведен сравнительный анализ природоохранного законодательства России и Монголии, а также субъектов РФ на территории бассейна Байкала, выявляющий общность и различия подходов к принципам заповедания;
— предложена система из 4 ОПТ категории природных парков на Северном Байкале для рекреационного использованияполучены оценки рекреационного воздействия и даны схемы туристского развития на участках Прибайкальского и Забайкальского национальных парков по методике «Пределов допустимых изменений» .
Результаты работы могут быть использованы для разработки и публикации карты или атласа «Охраняемые природные территории бассейна озера Байкал» .
Основные положения диссертации докладывались на заседании эколого-географической секции ученого совета ЧИПР СО РАН (Чита, 1999), на следующих конференциях и семинарах: «Экономика биоразнообразия» (Москва, 1995), XII научное совещание молодых географов Сибири и Дальнего Востока (Иркутск, 1997), «Оптимизация сети особо охраняемых природных территорий в Южной Сибири» (Абакан, 1997), «Водные ресурсы Байкальского региона: проблемы формирования и использования на рубеже тысячелетий», (Иркутск, 1998), «Экологический риск: анализ, оценка, прогноз» (Иркутск, 1998), «Устойчивое развитие: проблемы охраняемых территорий и традиционное природопользование в Байкальском регионе» (Чита, 1999), «Первый учебный семинар для руководителей участков Всемирного наследия» (Улан-Удэ, 1999).
По теме диссертации опубликовано 17 работ.
Основные выводы, полученные в результате проведенного исследования, следующие:
1. Впервые собран, систематизирован по категориям и обобщен на единообразной картографической основе материал по существующей сети ОПТ в российской и монгольской частях бассейна Байкала по состоянию на январь 1999 года (44 ОПТ: заповедники/строго охраняемые территории, национальные парки, заказники/природные резерваты) и составлены картвсхемы ОПТ, отражающие территориальное размещение экосистем, степень охвата охранным режимом характерных, уникальных и пиковых по разнообразию природных комплексов.
2. Проведен анализ достаточности сети ОПТ бассейна Байкала для сохранения, поддержания и восстановления экосистем, а также обеспеченности природоохранным режимом различных природных географических зон и поясов и выполнена оценка размещения ОПТ на территории бассейна, пространственной структуры природных комплексов и экосистем, определяющая репрезентативность существующих ОПТ по включению характерных и уникальных участков, а также пиковых по разнообразию биоты и ландшафтов. В результате выявлена недостаточность сохранения одной из наиболее используемых в хозяйственной деятельности и обладающей пиковыми показателями разнообразия биоты и ландшафтов лесостепной зоны, а также экспозиционной лесостепи. Предложены различные подходы к созданию сетей ОПТ для участков нетронутой природы и участков, представляющих собой сильно измененные или антропогенные ландшафты.
3. Впервые выполнен сравнительный анализ природоохранной законодательной базы России и Монголии, а также субъектов РФ на территории бассейна Байкала, выявляющий различия и единство подходов к принципам заповедания. Существенные различия в законах этих административных территорий сдерживают создание трансграничных ОПТ.
4. Проведено исследование эффективности деятельности ОПТ бассейна Байкала различных категорий и различной ведомственной подчиненности с анализом декларируемых и решаемых задач и оценкой рисков природного и.
190 антропогенного характера для управления ОПТ, которое показало, что самые сохранившиеся экосистемы существуют в труднодоступных местах. В наибольшей степени природоохранные задачи выполняют заповедники, благодаря строгому режиму охраны. В то же время система парков открывает более широкий доступ к природным объектам. Заказники характеризуются наименьшим соответствием декларируемых задач и результатов функционирования.
5. На Северном Байкале предложены для создания природные парки Ярки, Хакусы, Куркулинский и Слюдянские озера с функциональным зонированием для организации природоохранной, туристской и рекреационной деятельности, из них проектирование парка Слюдянские озера находится на стадии согласования. На территории Прибайкальского и Забайкальского национальных парков внедряется система рекреационных участков с учетом рекомендуемой для объктов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО методики «Пределов допустимых изменений». Развитие рекреации предусмотрено в обоих случаях, как наиболее оптимальный вид природопользования в условиях природоохранного режима, в связи с чем разработаны методические рекомендации по развитию туризма на ОПТ.
Заключение
.
Список литературы
- Водный кодекс Российской Федерации. По состоянию на 1 января 1998 года. Новосибирск: «ЮКЭА» 1998. -96 с.
- Действующее федеральное законодательство: Земельный кодекс. М.: Юринформцентр, 1999. 61 с.
- Закон № 560−1 от 16 сентября 1997 г. «О лечебно-оздоровительных местностях, курортах и иных категориях особо охраняемых природных территорий в республике Бурятия» // Постановление Народного Хурала Республики Бурятия
- Закон 30 января 1997 года «Об особо охраняемых и резервных природных территориях Читинской области» // Решение Читинской областной Думы
- Закон N 49 от 17.03.98 «Об особо охраняемых природных территориях» Нижегородской области // Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области
- Закон Республики Саха (Якутия) «Об особо охраняемых и резервных природных территориях» (проект), 1996
- Закон Иркутской области «Об особо охраняемых природных территориях Иркутской области» (проект), 1998
- Постановление № 191 от 04.10.89 Совмина Бурятии о продлении срока действия госзаказников «Верхнеангарский» и «Катерский» сроком на 10 лет. (Архив, Управление по охр. и рац. исп. охотресурсов РБ)
- Постановление № 288 от 17.12.90 Совмина Республики Бурятия «О продлении срока действия государственных заказников «Мохейский» и «Амалатский». (Архив, Управление по охр. и рац. исп. охотресурсов РБ)
- Постановление № 231 от 24.08.92 Совмина Республики Бурятия «О продлении срока действия государственого заказника «Худакский». (Архив, Управление по охр. и рац. исп. охотресурсов РБ)
- Постановление N 18 от 04.01.94 Совмина Республики Бурятия «О продлении срока действия государственных заказников «Таглейский» Джидинского и «Ацульский» Селенгинского районов». (Архив, Управление по охр. и рац. исп. охотресурсов РБ)
- Постановление № 84 от 13.03.95 правительства Республики Бурятия «О государственном природном зоологическом заказнике федерального значения «Фролихинский». (Архив, Управление по охр. и рац. исп. охотресурсов РБ)
- Постановление № 172 от 11.05.95 правительства РБ «О заказнике «Оротский» Кижингинского района». (Архив, Управление по охр. и рац. исп. охотресурсов РБ)
- Постановление № 38 от 17.05.95 думы Красночикойского района «О согласовании положения об Ацинском заказнике в Красночикойском районе». (Архив, Управление по охр. и рац. исп. охотресурсов Чит. обл.)
- Постановление № 58 от 04.03.96 правительства Республики Бурятия «О продлении срока действия государственного заказника «Степнодворецкий». (Архив, Управление по охр. и рац. исп. охотресурсов РБ)
- Постановление № 361 от 28.10.96 правительства Республики Бурятия «О продлении срока действия государственого заказника «Снежинский». (Архив, Управление по охр. и рац. исп. охотресурсов РБ)
- Постановление № 110 от 31.03.97 правительства Республики Бурятия «О продлении срока действия государственного заказника «Тугнуйский». (Архив, Управление по охр. и рац. исп. охотресурсов РБ)
- Постановление N 421 от 26.12.97 Республики Бурятия «О продлении срока действия государственного биологического заказника регионального значения «Ангирский». (Архив, Управление по охр. и рац. исп. охотресурсов РБ)
- Постановление № 157 от 27.04.99 Совмина Республики Бурятия «О продлении срока действия государственного заказника «Прибайкальский». (Архив, Управление по охр. и рац. исп. охотресурсов РБ)
- Приказ № 30 от 17.02.1997 начальника управления по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Республики Бурятия «О несоответствии должности». (Архив, Управление по охр. и рац. исп. охотресурсов РБ)
- Приказ № 70 от 09.04.97 начальника управления по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Республики Бурятия по результатам проверки заказника «Снежинский». (Архив, Управление по охр. и рац. исп. охотресурсов РБ)
- Приказ № 181 от 09.06.1998 начальника управления по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Республики Бурятия «Об упорядочении посещений». (Архив, Управление по охр. и рац. исп. охотресурсов РБ)