Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Комплексная оценка физического развития кандидатов для обучения и воспитанников коенных образовательных учреждений среднего общего образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования По теме диссертационного исследования опубликовано 10 научных работ, в том числе 2 в рецензируемых научных журналах, рекомендуемых ВАК Минобразования РФ. Материалы диссертации доложены и обсуждены: на трех Всероссийских научно-практических конференциях: на VI Всеармейской конференции «Актуальные проблемы защиты и безопасности» (Санкт-Петербург, 2003 г… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • Глава 1. АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПОЛОВОГО РАЗВИТИЯ КАНДИДАТОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАННИКОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
    • 1. 1. Развитие системы кадетских корпусов в России. Исторический раздел
    • 1. 2. Оценка физического развития кандидатов для обучения и воспитанников кадетских корпусов России в XIX — XX веках
    • 1. 3. Оценка физического развития кандидатов для обучения при медицинском освидетельствовании и воспитанников военных образовательных учреждений среднего общего образования на современном этапе
    • 1. 4. Медико-социальные условия и факторы, влияющие на рост и развитие. Механизмы регуляции процессов роста в онтогенезе
    • 1. 5. Методы оценки физического развития детей. Понятие о комплексной оценке физического развития
    • 1. 6. Конституция и типы конституции. Их роль в системе военного профессионального отбора
    • 1. 7. Задержка роста и полового развития у подростков. Этио-патогенез, клиника, методы коррекции
  • Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация и объем исследования
    • 2. 2. Характеристика обследованных групп
    • 2. 3. Методы исследования
      • 2. 3. 1. Антропометрические исследования
      • 2. 3. 2. Расчетные методы оценки антропометрических данных
      • 2. 3. 3. Исследование функциональных показателей
      • 2. 3. 4. Методики оценки уровня полового развития
      • 2. 3. 5. Определение типов конституции
    • 2. 4. Формирование базы данных и статистическая обработка полученных результатов
  • Глава 3. МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОСПИТАННИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 3. 1. Морфофункциональные характеристики, половое развитие и успешность обучения воспитанников военных образовательных учреждений среднего общего образова
      • 3. 1. 1. Функциональное состояние воспитанников различных возрастных групп
      • 3. 1. 2. Половое развитие воспитанников различных возрастных групп
      • 3. 1. 3. Успешность обучения воспитанников различных возрастных групп
    • 3. 2. Взаимосвязь морфофункциональных характеристик воспитанников с биологическим возрастом
      • 3. 2. 1. Антропометрические показатели воспитанников с разным уровнем полового развития
      • 3. 2. 2. Физиометрические показатели воспитанников с разным уровнем полового развития
      • 3. 2. 3. Успешность обучения воспитанников с разным уровнем полового развития
      • 3. 2. 4. Сравнительная оценка вклада биологического и календарного возраста в антропометрические, физиометрические показатели и успешность обучения воспитанников
    • 3. 3. Конституционально — типологические особенности воспитанников
      • 3. 3. 1. Антропометрические показатели воспитанников различных типов конституции
      • 3. 3. 2. Физиометрические показатели воспитанников различных типов конституции
      • 3. 3. 3. Половое развитие воспитанников с различными типами конституции
      • 3. 3. 4. Успешность обучения воспитанников различных типов конституции

      3.4. Сравнительная характеристика антропометрических показателей и распределения типов конституции у воспитанников военных образовательных учреждений среднего общего образования за последние десятилетия

      Глава 4. РАЗРАБОТКА ВЕЛИЧИН ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАНДИДАТОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАННИКОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

      4.1. Разработка величин антропометрических показателей

      4.1.1. Разработка величин длины тела воспитанников различных возрастов

      4.1.2. Разработка величин состояния питания воспитанников различных возрастов

      4.1.3. Жировой компонент массы тела воспитанников различных возрастов

      4.1.4. Мышечный и костный компоненты массы тела воспитанников различных возрастов

      4.2. Разработка референтных величин признаков полового развития воспитанников различных возрастов

      4.3. Разработка референтных величин физиометрических показателей воспитанников различных возрастов

      4.4. Задержка физического развития у воспитанников военных образовательных учреждений среднего общего образования

      4.5. Лечебно-коррекционные мероприятия и результаты ка-тамнеза у воспитанников с задержкой физического развития

      4.6. Алгоритмы комплексной оценки физического развития при медицинском освидетельствовании кандидатов для обучения и динамического наблюдения за физическим развитием воспитанников в процессе обучения

Комплексная оценка физического развития кандидатов для обучения и воспитанников коенных образовательных учреждений среднего общего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Состояние физического развития детей и подростков является одним из обобщающих параметров здоровья населения (Медик В.А., Юрьев В. К., 2001). Общепризнанным является тот факт, что в последние годы общее состояние здоровья детей подросткового возраста ухудшается. В настоящее время до 60% детей подросткового возраста страдают хроническими заболеваниями. Показатель заболеваемости за последние пять лет увеличился среди детей до 14 лет на 21,7%, а среди детей старшего подросткового возраста — на 24,1%. У 80% школьников выявляется низкая физическая активность. Увеличение количества низкорослых детей произошло на 15%, со сниженной массой тела — на 17%, с задержкой полового развития на 25−30% (Баранов А.А., 2005).

Произошедшие за последние годы негативные сдвиги в состоянии здоровья детей подросткового возраста привели к серьезным медико-социальным последствиям. Около 60% подростков имеют ограничения к получению профессии по состоянию здоровья. Сохраняется низкий уровень годности юношей к военной службе (Башкирцев С.В., 2004). Только 20% из общего числа юношей имеют уровень здоровья, который позволяет им служить в армии, 40% призывников не выполняют нормативы по физической подготовке, 11,5% имели дефицит массы тела, каждый 4-й имел хроническое заболевание, а у 28% обнаружилось отставание в физическом развитии. При этом у призывников в среднем на 20% была снижена мышечная сила, на 15% - жизненная емкость легких (Шевченко ЮЛ., 2000). Так, в 2003 году от военной службы по состоянию здоровья освобождены около 30% всех призывников, прошедших медицинское обследование, а в 2004 году освобождение получили уже 36% (Куликов В. А., 2005).

Особые требования должны быть предъявлены к повышению качества профессионального отбора кандидатов для обучения в военных образовательных учреждениях среднего общего образования МО РФ, составляющих базу образовательной и профориентационной подготовки будущих курсантов высших военно-учебных заведений, а затем — кадрового офицерского корпуса ВС РФ (Сишоков В.Н., 1996, Новиков B.C., 2000).

За последние десять лет в России была значительно расширена сеть военных образовательных учреждений среднего (полного) общего образования.

3 В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 16'учреждений такого профиля: Суворовские, Нахимовское военно-морское, военномузыкальные училища и кадетские корпуса различных видов и родов войск.

Минобороны. Общая численность обучающихся в них на сегодняшний день составляет более 12 тысяч воспитанников.

Вместе с увеличением количества военных образовательных учреждений среднего (полного) общего образования отмечается снижение возрастного ценза поступающих. Так, в Кронштадтский морской кадетский корпус принимаются подростки с 11 лет, в Суворовские и Нахимовское училища — с 1415 лет, в Военно-космический кадетский корпус — с 13−14 лет (Приказ МО РФ № 25,2001 г.).

Характер обучения в вышеназванных военно-учебных заведениях имеет ряд важных особенностей. Во-первых, период обучения в военных училищах и кадетских корпусах приходится на период значительной возрастной перестройки в физической, физиологической и психической сферах воспитанников. Во-вторых, подростки обучаются в достаточно жестком регламенте закрытого учебного заведения. Это — особые требования организационного и бытового уклада, которые определяются четким выполнением распорядка дня, соблюдением дисциплинарных норм, строгой субординацией в отношениях с командирами и воспитателями, отрывом от родительской опеки, стандартизированным питанием, значительной учебной и физической нагрузкой.

В-третьих, на условия обучения и содержания воспитанников оказывают влияние новые социально-экономические условия в нашей стране, и снижение престижа военной службы в обществе.

В руководящих документах ВС РФ утвержден порядок оценки физического развития несовершеннолетних граждан, поступающих в СВУ, НВМУ, ВККК, КМКК, ВМузУ и МКК (Приказ МО РФ № 200, 2003; Постановление правительства РФ № 123, 2003). Порядок включает в себя оценку длины тела, которая должна быть не менее 146 см. Оценка уровня питания для данной категории в этих документах не определена, в тоже время таблицы соотношений показателей массы тела и длины тела (ИМТ) приведены для возрастной категории начиная с 18 лет, т. е. для кандидатов в высшие военные учебные заведения. В «Методических рекомендациях по особенностям организации медицинского обеспечения воспитанников суворовских военных, нахимовского военно-морского училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов», ГВМУ МО РФ (1999) рекомендуется проводить оценку длины тела и массы тела кандидатов для обучения и воспитанников по нормативным общепопу-ляционным центильным таблицам для школьников, разработанных более 25 лет назад (Воронцов И.М., 1981).

В тоже время, критерии и величины показателей оценки физического развития подростков при поступлении в военные образовательные учреждения на этапе медицинского освидетельствования, как одного из составляющих профессионального отбора, до настоящего времени не отработаны. Следовательно, особенности подросткового возраста в современных руководящих медицинских документах в достаточной мере не учитываются, что может приводить к ошибочным экспертным заключениям. Вместе с тем известно, что в подростковом возрасте наиболее ярко проявляются конституциональные особенности, обусловленные индивидуальными различиями в темпах роста и развития в широких пределах от акселерации до ретардации (Юрьев В.В., 2003).

Цель исследования.

Совершенствование системы медицинского освидетельствования кандидатов для поступления и медицинского сопровождения воспитанников в военных образовательных учреждениях среднего общего образования на основе разработки критериев и величин показателей комплексной оценки физического развития.

Объект исследования.

Воспитанники военных образовательных учреждений среднего общего образования.

Предмет исследования.

Процесс физического развития воспитанников в военных образовательных учреждениях среднего общего образования и его медицинское сопровождение.

Задачи исследования.

1. Выявить индивидуальные возрастные морфофункциональные, а также конституционально-типологические характеристики у воспитанников кадетских корпусов и определить их взаимосвязь с уровнем биологического развития, в частности с половым созреванием. Изучить основные причины отклонений физического развития у воспитанников.

2. Определить по результатам исследований основные критерии комплексной оценки физического развития кандидатов для поступления и воспитанников военных образовательных учреждений среднего общего образования. Разработать таблицы величин ашропометрических показателей и признаков полового созревания комплексной оценки физического развития изучаемого контингента.

3. Разработать алгоритмы комплексной оценки физического развития с использованием выработанных критериев при проведении медицинского освидетельствования кандидатов для поступления, а также динамического наблюдения за воспитанниками с различным уровнем физического развития в блюдения за воспитанниками с различным уровнем физического развития в процессе обучения.

4. Провести «поперечный» сравнительный анализ величин антропометрических показателей физического развития, распределения типов конституции и тенденций их изменения у воспитанников за последние десятилетия.

Научная новизна н теоретическая значимость работы определяется тем, что впервые:

— доказана необходимость комплексной оценки физического развития при проведении медицинского освидетельствования кандидатов для обучения в военных образовательных учреждениях среднего общего образования, основными критериями которой являются показатели длины тела, состояние питания — индекс массы тела (ИМТ), а также показатели биологической зрелости индивидуума;

— разработаны алгоритмы комплексной оценки физического развития при проведении медицинского освидетельствования кандидатов для обучения и сопровождения воспитанников в военных образовательных учреждениях среднего общего образования;

— выявлены основные причины отклонении физического развития воспитанников и показана необходимость проведения лечебно-коррекционных мероприятий в системе медицинского сопровождения;

— обоснована более значимая роль фактора биологического возраста в изменении морфофункциональных показателей воспитанников в сравнении с календарным возрастом;

— показана научная значимость учета топографии подкожного жира для индивидуальной оценки конституциональных особенностей;

— выявлены тенденции изменении величин антропометрических показателей и распределения типов конституции у воспитанников, произошедших за последние десятилетия.

Практическая значимость работы.

Разработанные критерии комплексной оценки физического развития, таблицы возрастных величин антропометрических показателей, признаков полового развития и алгоритм ее определения позволяют совершенствовать организацию и повысить эффективность системы медицинского освидетельствования кандидатов для обучения в военных образовательных учреждениях среднего общего образования. Разработанные рекомендации по медицинскому сопровождению воспитанников позволяют своевременно выявлять отклонения в физическом развитии и проводить лечебно-коррекционные мероприятия.

Положения, пыносимыс на защиту.

1. Предлагаемые критерии комплексной оценки физического развития (длина тела, индекс массы тела и уровень полового созревания) позволяют более полно учитывать индивидуальные различия в темпах роста и развития при проведении медицинского освидетельствования кандидатов и медицинского сопровождения воспитанников военных образовательных учрежденийминимизировать количество используемых с этой целью показателей.

2. Разработанные алгоритмы комплексной оценки физического развития кандидатов для обучения и динамического наблюдения за воспитанниками универсальны, отражают как количественные, так и качественные характеристики развития, позволяют своевременно выявлять отклонения в физическом развитии и эффективно проводить их медицинскую коррекцию, тем самым совершенствуют систему медицинского обеспечения военных образовательных учреждений.

3. Задержка физического развития конституционального генеза у кандидатов не является абсолютным противопоказанием для поступления, а требует медицинского сопровождения, основой которого является проведение индивидуальных лечебно-коррекционных мероприятий.

Внсдрспнс в практику.

Основные результаты диссертации включены в программу обучения курсантов факультетов подготовки врачей, в программу циклов усовершенствования офицеров медицинской службы и повышения квалификации лиц гражданского персонала МО РФ на кафедре детских болезней Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова. Разработанные центильные таблицы величин антропометрических показателей физического развития воспитанников в течение двух лет используются при медицинском освидетельствовании кандидатов для обучения в Нахимовском военном училище, в Кронштадтском морском кадетском корпусе и Военно-космическом кадетском корпусе им. Петра Великого. Результаты диссертационной работы включены в научные отчеты по плановым темам НИР ВМедА им. С. М. Кирова: № 2.02.082 п. 7, шифр «Кадет 2002" — № 2.05.289 п. 9, шифр «Учет-Ф" — № 161/7/3/2493, шифр «Новобранец" — № 2.02.105 п. 7, шифр «Организация».

На основании результатов проведенных исследований, в соответствии с указанием начальника Главного военно-медицинского управления, в Центральную военно-врачебную комиссию Минобороны РФ представлены предложения о внесении изменений и дополнений в Приказ МО РФ от 2003 года № 200 (пункт «г» «Таблицы дополнительных требований к состоянию здоровья граждан, поступающих в училища и военно-учебные заведения») по оценке длины тела подростков 11−16 лет и включению определения показателя индекса массы тела в процедуру медицинского освидетельствования кандидатов для обучения в военных училищах и кадетских корпусах. По материалам исследования имеются три акта реализации.

Апробация результатов исследования По теме диссертационного исследования опубликовано 10 научных работ, в том числе 2 в рецензируемых научных журналах, рекомендуемых ВАК Минобразования РФ. Материалы диссертации доложены и обсуждены: на трех Всероссийских научно-практических конференциях: на VI Всеармейской конференции «Актуальные проблемы защиты и безопасности» (Санкт-Петербург, 2003 г.), «Педиатрия: из XIX в XXI век» (Санкт-Петербург, 2005 г.), «Актуальные вопросы повышения работоспособности и восстановления здоровья военнослужащих и гражданского населения в условиях чрезвычайных ситуаций» (Санкт-Петербург, 2006 г.), на итоговой научной конференции ВНОКС ВМедА (Санкт-Петербург, 2003 г.), на III Национальном Конгрессе «Интегративная медицина: Основа национальной системы подготовки медицинских кадров» (Санкт-Петербург, 2006 г.).

Личный вклад автора Автор принимал личное участие в организации и проведении комплексного исследования антропометрических показателен, конституционально-типологических особенностей, функционального состояния организма воспитанников четырёх военных училищ и кадетских корпусов Санкт-Петербурга. Автор разработал план и принял личное участие в комплексном клиническом обследовании воспитанников с отклонениями физического развития в клинике детских болезней ВМедА им. С. М. Кирова, организации и проведении их динамического наблюдения, лечебно-профилактических и коррекционных мероприятий. Автором лично разработаны практические рекомендации по комплексной оценке физического развития кандидатов для обучения в военных образовательных учреждениях МО РФ.

Объем и структура диссертации.

Работа изложена на 220 страницах машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, описания материала и методик исследования, двух глав собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Работа иллюстрирована 36 таблицами, 11 рисунками.

Список литературы

включает 290 источников, из них 240 отечественных, 50 иностранных.

166 выводы.

1. Выявлено, что индивидуальные морфофункцнональные характеристики у воспитанников с возрастом изменяются: выраженность мышечного и костного компонентов сомы увеличивается, степень жироотложения не меняется, но изменяется распределение (топография) подкожного жира. Максимальные темпы роста и массы тела у воспитанников происходят с 13 до 14 лет (р < 0,05), что свидетельствует о пубертатном ростовом скачке в этом возрастном диапазоне. В распределении основных конституциональных типов воспитанников характерно преобладание представителей мышечного (48,3%) и торакального (33,7%) типов конституции по сравнению с представителями «крайних» типов конституции — астеноидного (8,2%) и дигестивного (6,1%). Отмечено, что подростки с мышечным типом конституции имели более высокий интегральный уровень полового развития и имели более высокую успешность обучения.

2. Показано, что в периоде полового созревания воспитанников вклад фактора биологического возраста в изменение длины тела, развитие компонентов сомы, динамику широтных размеров тела, мышечной силы кисти, увеличении резервных возможностей дыхательной и сердечнососудистой систем является более значимым (до 36,8%) по сравнению с вкладом календарного возраста в изменение этих показателей (до 1,7%).

3. Установлено, что основными критериями комплексной оценки физического развития кандидатов для обучения при проведении медицинского освидетельствования являются показатели длины тела, уровня питания по индексу массы тела, а также показатели уровня полового развития.

4. Применение разработанных таблиц центильных величин и сигмалыюго отклонения для длины тела, индекса массы тела, степени выраженности половых признаков будет способствовать выявлению отклонений в физическом развитии кандидатов при поступлении, а также своевременно выявлять нарушения в темпах развития у воспитанников в процессе обучения.

5. Показано, что во всех случаях углубленного клинического обследования у воспитанников с задержкой физического развития исключены органические заболевания и установлен её конституциональный генез.

6. Разработанные алгоритмы комплексной оценки физического развития при медицинском освидетельствовании кандидатов для обучения и динамическом наблюдении за воспитанниками включают в себя ряд последовательных действий: 1) определение возрастной группы подростка по паспортному возрасту- 2) оценка уровня физического развития по показателям длины тела- 3) оценка уровня питания по величине индекса массы тела- 4) оценка полового развития.

Данные алгоритмы отражают как количественную, так и качественную характеристики физического развития подростка и позволяют повысить эффективность медицинского обеспечения учебного процесса в военных образовательных учреждениях общего образования МО РФ.

7. По данным сравнительного анализа величин антропометрических показателей физического развития установлено, что за последние десятилетня у воспитанников произошло увеличение абсолютной длины тела (р < 0,05), снижение массы тела (р < 0,001), уменьшение размеров головы, обхватного размера предплечья (р < 0,05), поперечного и продольного размеров грудной клетки (р < 0,001), уменьшение ширины таза (р < 0,001). Получены существенные различия в распределении конституциональных типов, выразившиеся в увеличении воспитанников с астеноидным (р < 0,02), и уменьшении с дигестивным (р < 0,05) типами конституции. Полуценные данные могут свидетельствовать о тенденции к «грацнлизации» телосложения воспитанников.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. С целью совершенствования медицинского освидетельствования кандидатов для обучения и воспитанников военных образовательных учреждений среднего общего образования оценку величин длины тела, индекса массы тела, выраженности вторичных половых признаков необходимо проводить по разработанным таблицам для данного контингента.

2. С целью своевременного выявления лиц с отклонениями физического развития может применяться предложенный алгоритм динамического наблюдения за их развитием в процессе обучения.

3. При медицинском освидетельствовании кандидатов для поступления целесообразно расширить рамки референтных значений показателей длины тела до уровня 98% доверительного интервала (-2,5а).

4. Медицинское сопровождение воспитанников с задержкой физического развития должно включать курсы витаминотерапии, растительных адаптагенов, дополнительное белковое питание и дополняться разработкой (совместно с преподавательским составом кафедр физической подготовки) программ развивающих упражнений.

5. Возрастные таблицы величин показателей физического развития могут быть использованы для динамической оценки компонентов сомы, функционального состояния и физиологических резервных возможностей организма подростков в различных отраслях медицинской науки и клинической практике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа / Н. И. Алтапов. — М.: УчПедГнз, 1958. — 244 с.
  2. Н.В. История русской армии. Эпоха Петра Великого / Н. В. Анисимов, А. К. Зиневич. — Чугуев: Б. и., 1911. — 86 с.
  3. .А. Возрастная динамика мышечной силы у школьников и студентов Тюмени / Б. А. Анчугнн // Теория и практика физической культуры. — 1987. — № 3. —- С. 7−8.
  4. Г. Л. Физическое развитие детей и подростков / Г. Л. Апанасенко. — М.: Медицина, 1985. — 64 с.
  5. ГЛ. Оценка физического развития детей и подростков: информативность и возможности методики стандартов / Г. Л. Апанасенко, В. Г. Мигулева // Гигиена и санитария. — 1981. — № 12. — С. 44−47.
  6. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И. А. Аршавский. — М.: Наука, 1982. — 269 с.
  7. П.С. Материалы к вопросу о конституциональной полнтипии у детей и подростков / П. С. Бабкин // Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты: материалы науч.-практ. конф. — Пермь, 1975. —С. 192−193.
  8. А.К. История русской армии: курс военных училищ / А. К. Баиов. — Вып. 1. —Пб.: Б. и., 1912. —242 с.
  9. Т.Д. Особенности роста, полового развития, состояния костной ткани у подростков с конституциональной задержкой роста и пубертата: автореф. дисс. канд. мед. наук: 14.00.03. / Т.Д. Баканова- Рос. мед. акад. последип. обр. — М., 2002. — 21с.
  10. Т.Д. Лечение андрогенами конституциональной задержки роста и пубертата у мальчиков / Т. Д. Баканова, Т. В. Семичева // Проблемы эндокринологии. — 2004. — Т. 50, № 4. — С. 26−29.
  11. А.А. Научные и практические проблемы Российской педиатрии на современном этапе. / А. А. Баранов // Педиатрия. — 2005. — № 3. — С. 4−5.
  12. А.А. Проблемы роста и развития здорового ребенка: теоретические и научно-практические проблемы / А. А. Баранов // Российский педиатрический журнал. — 1999. — № 2. — С. 4−6.
  13. А.А. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах: руководство для врачей / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. — М.: Медицина, 2004. — 42 с.
  14. А.А. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге: руководство для врачей / А. А. Баранов, В. Р. Кучма. — М.: Медицина, 1999. — 77 с.
  15. Дж. Общая конституциональная патология: пер. с англ. / Дж. Бауэр. — Л.: Гос. мед. изд-во, 1928. — 132 с.
  16. П.Н. Учение о физическом развитии / П. Н. Башкиров. — М.: Изд-во МГУ, 1962. — 340 с.
  17. С.В. Медицинское обеспечение подготовки граждан к военной службе / С. В. Башкирцев // Пояснительная записка к годовому отчету о работе ГВВК г. Санкт-Петербурга за 2004 год. — СПб.: Б. и., 2004. —С. 15−19.
  18. . В.А. Физическое развитие детей школьного возраста, проживающих в Кирове, за 10-летний период / В. А. Беляков, И. В. Попова, В. Н. Жуков // Здравоохранение РФ. — 2005. — № 6. — С. 53−55.
  19. Л.Ф. Актуальные вопросы состояния здоровья детей / Л.Ф.о
  20. , Ю.А. Ямпольская. — М.: Медицина, 1980. — 64 с.
  21. В.А. Пятидесятилетие Главного управления военно-учебных заведений 1863 1913 / В. А. Бернацкий. — Пб.: Б. и., — 1913.—164 с.
  22. Биология человека: пер. с англ. / под ред. Дж. Харрисона. М.: Наука, 1979. —413 с.
  23. JI.JI. Медицинский контроль за физической подготовкой и спортом: учеб. пособие / JI.JT. Бобров. — СПб.: Воен.-мед. акад., 1999.35 с.
  24. А.А. Введение в учение о конституциях и диатезах / А. А. Богомолец. — М.: Наркомздрав, 1928. — 230 с.
  25. Боровиков В.П. STATISTICA — Статистический анализ и обработка данных в среде Window^ / В. П. Боровиков, И. П. Боровиков. — М.: Информационно-издательский дом «Филннъ», 1997. — 608 с.
  26. В.В. Антропометрия: практический курс, пособие для университетов / В. В. Бунак. — М.: УчПедГиз, 1941. — 369 с.
  27. В.В. Теоретические вопросы учения о физическом развитии и его типах у человека / В. В. Бунак. // Ученые записки. (Раздел «Антропология»). — 1940. — Вып. 34. — С. 5−57.
  28. В.В. Физическое развитие детей / В. В. Бунак. — М.: Мир, 1970.367с.
  29. В.В. Физическое развитие и соматические типы в период роста / В. В. Бунак // Материалы науч. конф. по возрастной морфологии, физиологии, биохимии АПН РСФСР. — М., I960. — С. 27−32.
  30. А.Д. Телесные упражнения и внеклассные занятия в кадетских корпусах / А. Д. Бутовский. — М.: ГУВУЗ, 1898. — 146 с.
  31. Варианты физического развития школьников в регионе с неблагоприятной радиационной обстановкой / Ильина С. И. и др. // Педиатрия: из
  32. XIX в XXI век: материалы Российской науч. конф. — СПб., 2003. — С. 79−80.
  33. Ю.Е. Экологически детерминированные нарушения состояния здоровья детей / Ю. Е. Вельтишев // Экологические и гигиенические проблемы педиатрии: материалы 3-го конгресса педиатров Рос. сии. — М., 1998. — С. 13−14.
  34. Ю.Е. Объективные показатели нормального развития и состояния здоровья ребенка (нормативы детского возраста) / Ю. Е. Вельтищев, В. П. Ветров // Приложение к Российскому педиатр, журналу. — М., 2002. С. 42.
  35. Ю.Е. Рост ребенка, закономерности развития, конституциональные особенности / Ю. Е. Вельтищев // Приложение к Российскому педиатр, журналу. — М., 2000. — С. 68.
  36. Ю.Е. Рост ребенка: закономерности, нормальные вариации, соматотипы, нарушения и их коррекция / Ю. Е. Вельтищев. — М.: Медицина, 2002. — 92 с.
  37. Ф.Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса с приложением списка воспитанников за 100 лет / Веселаго Ф. Ф. — СПб. Б. п., 1852. —208 с.
  38. В.Г. Акселерация роста и развития детей / В.Г. Властов-, ский. — М.: Изд-во МГУ, 1976. — 279 с.
  39. В.Г. О комплексной оценке физического развития детских коллективов / В. Г. Властовский // Гигиена и санитария.1— 1966. — № 11. —С. 92−93.
  40. Возрастные и шщивидуапьные особенности младшего подростка / под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. — М.: Медицина, 1967. — 360 с.
  41. В.А. Краткое практическое руководство по биометрии дляврачей / В. А. Волчков. — 2-е изд. — СПб.: Б. и., 2004. — 60 с. i
  42. И.М. Анатомо-физиологическне особенности и закономерности физического развития подростков / И. М. Воронцов, Э.С. Рутен-бург // В мире подростка / под ред. А. А. Бодал ева. — М.: Медицина, 1982. —С. 28−39.
  43. И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки / Воронцов И. М. — JL: Изд-во ЛПМИ, 1986. — 55 с.
  44. И.М. Здоровье и нездоровье ребенка как основа профессионального мировоззрения и повседневной практики детского врача / И. М. Воронцов // Росийский педиатрический журнал. — 1999. — № 2. — С. 6−13.
  45. Е.В. Нарушение роста / Е. В. Всюкова, Э. П. Касаткина. — М.: Изд-во МЗ СССР, 1981. — 64 с.
  46. И.Н. Роль наследственности, конституции и возраста в патологии / И. Н. Гаранина // Патологическая физиология. — М. Медицина, 1973.-—С. 85−99.
  47. Гигиена детей и подростков / В. Н. Кардашенко и др. — 2-е изд., пе-рер. и доп. — М.: Медицина, 1988. — 511 с.
  48. Гигиена детей и подростков: руководство для санитарных врачей / под. ред. Г. Н. Сердюковскои, А. Г. Сухаревой. — М.: Медицина, 1986. — 494 с.
  49. И.С. Физическое развитие детей и подростков Ленинграда / И. С. Гильбо, М. П. Мартыненко, С. В. Прокуднна // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: материалы науч.-практ. конф. — М, 1977. — Т. 2. — С. 207.
  50. Н.Р. Некоторые итога изучения уровня физического развития детей в Республике Коми / Н. Р. Гордеева, Л. И. Глушкова // Здравоохранение РФ. — 2004. — № 6. — С. 16−17.
  51. П.Д. Значение конституции для развития болезней / П. Д. Горизонтов, МЛ. Майзелис // Руководство по патологической физиологии. — М.: Медицина, 1966. — Т. 1. — С. 286−319.
  52. В.Ф. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений 1700- 1910 / Ф. В. Греков. — М.: Б. и., 1910. — 192 с.
  53. Т. Основы доказательной медицины: пер. с англ. / Т. Грин-хальх. — М.: Гэотар-мед, 2004. — 240 с.
  54. С.М. К дискуссии об оценке физического развития детей и подростков. / С. М. Громбах // Гигиена и санитария. — 1967. — № 4. — С. 87−90.
  55. С.М. Социально-гигиенические аспекты оценки состояния здоровья детей и подростков / С. М. Громбах // Вести. АМН СССР. — 1984.— № 4. — С. 75−80.
  56. Дарская (Фингерт) С. С. Влияние внешнесредовых и наследственных факторов на формирование конституции ребенка. С. С. Дарская (Фингерт) // Новые исследования по возрастной физиологии. —М., 1974. — № 3. —С. 70−72.
  57. Дарская (Фингерт) С. С. Конституциональная обусловленность размеров тела детей / С. С. Дарская (Фингерт) // Возрастные физиологических систем детей и подростков: материалы науч.-практ. конф. — М., 1977. —Т. 2. — С. 211.
  58. Дарская (Фингерт) С. С. Распределение типов конституции у детей разного возраста / С. С. Дарская (Фингерт) // Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты: тез. докл. — Пермь, 1975. — С. 200−202.
  59. Дарская (Фингерт) С. С. Техника определения типов конституции у де- 1 тей и подростков / С. С. Дарская (Фингерт) // Оценка типов конституции у детей и подростков: сб. науч. трудов / под ред. Б. А. Никитюк. —
  60. М.: НИИ ОП, 1975 — С. 80−86.
  61. И.И. Болезни органов эндокринной системы / И. И. Дедов. — М.: Медицина, 2000. — 256 с.
  62. И.И. Соматотропная недостаточность и другие формы нарушения роста у детей: атлас / И. И. Дедов, В. А. Петеркова, О. В. Фофанова. — М.: Медицина, 1997. — 218 с.
  63. И.И. Биоритмы гормонов / И. И. Дедов, В. И. Дедов. — М.: Медицина, 1992. —162 с.
  64. А.Н. Значение пролактина в механизме мужского пубертата / А. Н. Демченко // Проблемы эндокринологии, 1988. — Т. 34, № 3. — С. 91−94.
  65. А.Н. Новые подходы к диагностике и терапии патологии мужского пубертата / А. Н. Демченко, И .Я. Шаркевич, Л. Ю. Сергиенко // Эндокринология. — Киев: Здоров’я, 1985. — 267 с.
  66. Детская спортивная медицина: рук. для врачей / под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. — М.: Медицина. — 1991. — 257 с.
  67. Детская эндокринология: пер. с нем. / под ред. В. Блунка. — М.: Медицина, 1981. — 191 с.
  68. Детское здравоохранение России: стратегия развития / JI.B. Ващенко и др. // Материалы IX съезда педиатров России. — М., 2001. — С. 113 114.
  69. Диагностика и лечение эндокринных заболеваний у детей и подростков: учебное пособие / B.JI. Лисс и др.- под ред. Н. П. Шабалова. — М.: Медпресс-информ, 2003. — 536 с.
  70. К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка / К. П. Дорожнова. — М.: Медицина, 1983. — 160 с.
  71. В.А. Рентгеноостеолопш / В. А. Дьяченко. — М.: МедГиз., 1954.—297 с.
  72. С.А. Анатомо-физнологические особенности детей различных конституциональных типов: методические рекомендации / С. А. Жаферова. — Новосибирск: Изд-во НГМА, 1990. — 64 с.
  73. И.В. Особенности личности и социальной адаптации мальчиков с задержкой полового развития / И. В. Жданова // Актуальные проблемы детской и подростковой эндокринологии: материалы науч.-практ. конф. — Харьков, 1995. — С. 15−17.
  74. В.П. Методы исследования в физиологии труда: методич. пособие / В. П. Загрядский, З.К. Сулимо-Самуйлло. — Л.- Воен.-мед. акад., 1991. — 110 с.
  75. А.Ш. Основы общей патологии: учебное пособие для мед. вузов / А. Ш. Зайчик, Л. П. Чурнлов. — СПб.: Элбн, 1999. — 108 с.
  76. А. Причины и формы проявления ускоренного роста детей: пер. с нем. / А. Зельцер // Народ и здоровье ГДР. — М.: Медицина, 1968. —235 с.
  77. В.А. К воинскому искусству: «Обучать потребным наукам». Первые кадетские корпуса России / В. А. Змеев // Военно-исторический журнал. — 2001. — № 11. — С. 49−53.
  78. Ибн-Сина А.А. (Авиценна) Канон врачебной накуки / А.А. Ибн-Сина (Авиценна). — Книга IV. — Изд. 2-е. — Ташкент: Б. и., 1980. — 376 с.
  79. В.Н. Военно-профессиональная адаптация в подростковом и раннем юношеском возрасте: автореф. дне.. канд. мед. наук: 14.00.17 / В.Н. Игнаткин- Гос. науч. исслед. испыт. ин-т авиац. и космич. мед. МО РФ. — СПб., 1995. — 22 с.
  80. С.И. Комплексная оценка физического здоровья детей, подростков, молодежи Восточной Сибири / С. И. Изаак, ВЛО. Лебединский, Н. П. Гаськова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2004. — №.4. — С. 18−20.
  81. Инструкция по хозяйственно-административной части военно-учебных заведений, подведомственных Главному Управлению: офиц. текст. — Пб.: Изд-во ГУВУЗ, 1895. — 288 с.
  82. В.П. Адаптация и конституция человека / В. П. Казначеев, С. В. Казначеев. — Новосибирск: Наука, 1986. — 118 с.
  83. А.В. Задержка полового развития у мальчиков / А. В. Кирьянов, СЛО. Калннченко // Андрология и геннтальная хирургия. — 2003. — № 2. —С. 20−29.
  84. А.И. Конституция человека / А. И. Клиорин // Terra medica. — 1996. —№ 4. —С. 4−9.
  85. А.И. Наследственность и среда в формировании типов соматической конституции / А. И. Клиорин, Л. Д. Серова, Ю. С. Сергеев // Современная морфология в физической культуре и спорте: материалы Всесоюзной науч. конф. — М., 1987. — С. 131−132.
  86. А.И. Ожирение в детском возрасте / А. И. Клиорин. — 2-е изд., испр. и доп. — Л.: Медицина, 1989. — 254 с.
  87. А.И. Структура (соматотип) и функциональные особенности организма / А. И. Клиорин // Современная морфология в физической культуре и спорте: материалы Всесоюзной науч. конф. — М., 1987. — С. 134
  88. А.И. Темп развития как характеристика конституции организма / А. И. Клиорин // Проявление особенностей конституции в деятельности висцеральных систем: материалы докладов симпозиума. — Калинин, 1972. — С. 8−9.
  89. Клиорин А. И. Типы конституции и некоторые иммунологические и
  90. А.И. Учение о конституции человека и медицинская генетика. / А. И. Клиорин // Вестник АМН СССР. — 1986. — № 9. — С. 66−70.
  91. А.И., Биологические проблемы учения о конституциях человека / А. И. Клиорин, В. П. Чтецов — JL: Медицина, 1979. — С. 78.
  92. В.Б. Непараметрические критерии. Комплексные оценки здоровья населения / В. Б. Колядо, С. В. Плугин, И. М. Дмитриенко. — Барнаул: Триера, 1998. — 36 с.
  93. Компьютерная биометрия: пакет CSS 3.1 / Киреев О. В. и др. // Информационно-аналитическая библиотека. — СПб., 1997 — Вып. 1. — 156 с.
  94. Кон И. С. Некоторые особенности психосексуального развития / И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн // В мире подростка / под ред. А. А. Бодапева. — М.: Медицина, 1982. — С. 228−236.
  95. Кон И. С. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста / И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн // В мире подростка / под ред. А. А. Бодалева. — М.: Медицина, 1982. —С. 16−28.
  96. Кон И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1982.—207 с.
  97. И.А. Изменение компонентов массы тела и телосложение у мальчиков 7г17 лет / И. А. Корниенко, Р. В. Тамбовцева // Морфология. I
Заполнить форму текущей работой