Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оценка адаптационных возможностей детей с использованием современной автоматизированной технологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Известно, что резкая напряженность адаптационных механизмов — своеобразный фон для развития всевозможных заболеваний желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, вегетативной нервной системы, которые, как правило, начинаются под воздействием неблагоприятных факторов среды в период приспособления ребенка к школе и затем переходят в хронические формы патологии. Следовательно… Читать ещё >

Содержание

  • Перечень употребляемых сокращений
  • Глава 1. Адаптивные возможности современных школьников (обзор литературы)
    • 1. 1. Общее понятие адаптации
    • 1. 2. Здоровье школьников и факторы его определяющие
    • 1. 3. Адаптация к школе (состояние вопроса на современном этапе, методы диагностики)
  • Глава 2. Объём, материалы и методы исследования
  • Глава 3. Состояние здоровья дошкольников и прогноз течения адаптации к школе
  • Глава 4. Динамика состояния здоровья и оценка течения адаптации у первоклассников
  • Глава 5. Научное обоснование системы динамического наблюдения за здоровьем детей при адаптации к школе
    • 5. 1. Характеристика показателей здоровья детей, полученных при проведении компьютерной дермографии
    • 5. 2. Разработка прогностической шкалы неблагоприятного течения адаптации

Оценка адаптационных возможностей детей с использованием современной автоматизированной технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. В последние годы обоснованную тревогу врачей, психологов, педагогов вызывает состояние здоровья школьников. По мнению А. А. Баранова (2002), школа постепенно превращается из фактора, охраняющего здоровье детей, в фактор, разрушающий его. Причем наиболее чувствительными к организации, режиму и психоэмоциональному фону обучения являются дети младшего школьного возраста, особенно в период адаптации (Г.В. Карпушенко, 1999).

Известно, что резкая напряженность адаптационных механизмов — своеобразный фон для развития всевозможных заболеваний желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, вегетативной нервной системы, которые, как правило, начинаются под воздействием неблагоприятных факторов среды в период приспособления ребенка к школе и затем переходят в хронические формы патологии. Следовательно, прогнозируя еще до поступления в школу или с первых дней нахождения в ней как будет проходить адаптация у ребенка и, своевременно назначая детям из группы риска корригирующие мероприятия, можно предупредить ухудшение состояния здоровья ребенка (А.И. Баркан, 1982).

Известны разнообразные методы исследования адаптационного процесса, и проведено достаточно большое количество работ по изучению адаптации школьников к учебному процессу. При этом использовались электроэнцефалография, электрокардиография, кардиоинтервалография, исследования гемодинамики головного мозга, основного обмена, определение гормонального статуса (А.Г. Хрипкова, Б. В. Антропова, 1982, JI.A. Жданова, 1990, А.В. Аболен-ская, 1996, Л. Ю. Лисина, 2002). Однако, указанные методические подходы мало применимы для динамичного мониторирования здоровья в реальных условиях (Т.Д. Комаров, с соавт., 2001).

В последние годы для диагностики и мониторинга за состоянием здоровья предложен метод компьютерной дермографии (КД), позволяющий провести топическую диагностику заболеваний внутренних органов, а также выявить патологический процесс ещё на уровне дисфункции (Т.П. Либерман, 1991, О. Б. Калинин, 1994, Ф. Ф. Антоненко, 1995, J1.B. Акульшина, 1995, В.А. Пет-раковская, 2003, О. А. Соболевская, 2003). Метод КД позволяет оценивать состояние эндокринной, нервной систем, активность адренергических и холи-нергических влияний, уровень центральной регуляции, имеющих значение для адаптационных процессов (А.А. Рыбченко, Г. А. Шабанов, 2003).

Изложенные обстоятельства, а также отсутствие работ, посвященных применению автоматизированной технологии для контроля за течением адаптации к школе и диагностики нарушений состояния здоровья в этот период, определило актуальность и цель исследования.

Цель: Разработать систему динамического наблюдения за состоянием здоровья детей в период адаптации к школе с использованием современной автоматизированной технологии.

Задачи:

1. Дать оценку состояния здоровья детей до поступления в школу.

2. Изучить изменения в состоянии здоровья в процессе адаптации детей к школе.

3. Провести исследование состояния здоровья детей в период адаптации к школе с использованием компьютерной дермографии.

4. Составить шкалу прогностических признаков, отражающих степень тяжести течения адаптации.

5. Дать оценку информативности и репрезентативности полученных данных для научного обоснования и разработки системы динамического наблюдения за состоянием здоровья детей в период адаптации к школе.

Научная новизна. Впервые разработана система динамического наблюдения за состоянием здоровья детей в период адаптации к школе с использованием современной автоматизированной технологии. Определено, что на современном этапе снижение уровня здоровья при поступлении в школу обусловлены отставанием биологического, психомоторного развития, функциональными отклонениями и хронической патологией органов и систем. Доказана низкая информативность существующей системы определения прогноза тяжести течения адаптации к школе. Установлены факторы риска неблагоприятного течения адаптации: снижение вегетативного индекса при поступлении в школу (АР=58,24%), снижение индекса симпатической активности вегетативной нервной системы при поступлении в школу (АР=37,13%), показатель по тесту Керна-Ирасека >5 баллов (АР=21,10%), асфиксия при рождении (АР=20,68%), токсикоз 1-ой половины беременности (АР=17,62%), увеличение индивидуального индекса здоровья после функциональной пробы (АР=17,44%), учащение острых респираторных заболеваний при поступлении в дошкольное образовательное учреждение (АР=13,64%), усиление парасимпатической активности вегетативной нервной системы при поступлении в школу (АР=13,28%). Разработана шкала определения риска неблагоприятного течения адаптации к школе. Впервые охарактеризованы особенности течения адаптации у детей к школе с применением метода КД (усиление парасимпатических, уменьшение симпатических влияний вегетативной нервной системы, снижение центральных механизмов регуляции). Определены информативные критерии нарушения функций некоторых органов (признаки нарушения гемодинамики органа зрения, трофики позвоночника, трофики и гемодинамики головного мозга) при КД — исследовании, которые можно использовать для установления изменений в состоянии здоровья детей в период адаптации к школе. Описана динамика, используемых в КД индексов, характерная для неблагоприятного течения адаптационных процессов, выявляемая в начале обучения в школе.

Практическая значимость. Предложенная система наблюдения за состоянием здоровья детей в период адаптации к школе с использованием современной автоматизированной технологии (компьютерной дермографии) позволяет повысить качество медицинского обслуживания детей в период адаптации. Установленные факторы риска неблагоприятного течения адаптации детей к обучению в школе дают возможность осуществлять целенаправленную работу по их профилактике. Выделенные критерии использования автоматизированной диагностической технологии для установления изменений в состоянии здоровья детей в период адаптации к школе могут быть рекомендованы для широкого использования при оценке адаптационных возможностей детей в комплексе с другими методами оценки адаптации, а также в скрининге, что позволит своевременно и дифференцированно назначать лечебно-профилактические мероприятия и значительно повысит эффективность медицинского сопровождения в период адаптации к школе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Неблагоприятное течение адаптационного периода при поступлении в школу обусловлено хронической патологией, функциональными и морфо-функциональными нарушениями, усилением парасимпатических влияний, снижением симпатических влияний, уменьшением влияния центральных механизмов регуляции и проявляется потерей массы тела, низким уровнем эмоционально-поведенческих реакций, возникновением невротических расстройств.

2. Выявленные особенности нервной регуляции адаптационного процесса отражают патогенетические механизмы нарушения здоровья у детей с неблагоприятным течением адаптации: снижение влияния центрального звена регуляции (вегетативного индекса), снижение симпатической активности, увеличение парасимпатической активности вегетативной нервной системы при поступлении в школу.

3. Установленные факторы риска по КД: увеличение индивидуального индекса здоровья после функциональной пробы, снижение вегетативного индекса и симпатической активности вегетативной нервной системы, увеличение парасимпатической активности вегетативной нервной системы при поступлении в школу, а также токсикоз 1-ой половины беременности у матери, асфиксия при рождении, учащение острых респираторных заболеваний при поступлении в дошкольное образовательное учреждение, показатель по тесту Керна-Ирасека >5 баллов составляют набор прогностических признаков для оценки тяжести течения адаптации у детей при поступлении в школу.

4. Компьютерная дермография — высокоинформативный метод для интегральной оценки здоровья детей при адаптации к школе.

Апробация работы. Основные положения диссертации доложены и обсуждены на VIII Конгрессе педиатров России «Современные проблемы профилактической педиатрии» (Москва, 2003), V-ой Тихоокеанской научно-профилактической конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины» (Владивосток, 2004), региональной конференции «Здоровье подростков: проблемы и пути их решения» (Владивосток, 2004), международном конгрессе «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке» (Москва, 2004), III Всероссийской университетской научно-практической конференции молодых ученых и студентов по медицине (Тула,.

2004), IX Конгрессе педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» (Москва, 2004), научно-практической конференции с международным участием «Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков в Дальневосточном регионе» (Хабаровск, 2004), X Съезде педиатров России «Пути повышения эффективности медицинской помощи детям» (Москва, 2005), VI-ой Тихоокеанской научно-профилактической конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины» (Владивосток, 2005), заседаниях проблемной комиссии «Материнство и детство» (Владивосток, 2002,.

2005).

Внедрение в практику. В работе лечебно-профилактических учреждений г. Владивостока используются материалы рационализаторских предложений: «Способ оценки адаптационных реакций первоклассников с использованием современной автоматизированной технологии» (удостоверение № 2589 от 29.06 04), «Способ оценки общей реактивности часто болеющих детей с использованием интегральных коэффициентов иммунобиологического потенциала» (удостоверение № 2466 от 09.09.02).

Получен патент на изобретение «Способ оценки состояния здоровья детей 1 группы здоровья» (№ 2 256 401 от 20.07.05).

Результаты научно-исследовательской работы использованы в Краевой целевой программе «Здоровый ребенок» (разработана на основании постановления Правительства РФ № 732 от 03.10.02 «О Федеральной целевой программе «Дети России» на 2003;2006 гг. и утверждена Постановлением Законодательного Собрания Приморского края № 482 от 22.10.03).

Полученные результаты внедрены в учебный процесс при чтении лекций и ведении практических занятий для студентов 4 курса педиатрического факультета, 4, 5 и 6 курсов медико-профилактического и лечебного факультетов, а таюке при обучении врачей — слушателей факультета повышения квалификации ГОУ ВПО «ВГМУ Росздрава».

Структура и объем диссертации

Текстовая часть работы изложена на 154 страницах машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, 3 глав собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций и списка литературы, состоящего из 223 источников, в том числе 191 отечественных и 32 зарубежных авторов. Работа иллюстрирована 20 таблицами, 8 рисунками и 4 приложениями.

ВЫВОДЫ.

1. Определено, что на момент поступления в школу здоровыми были 15,4% обследованных детей, 57,3%) имели вторую группу здоровья, 26,4% -третью группу здоровья. Снижение уровня здоровья было обусловлено отставанием биологического (56,4%) и психомоторного развития (75,2%), функциональными отклонениями со стороны органов и систем (70,0%), хронической патологией (26,4%).

2. Обнаружено выраженное ухудшение здоровья в период адаптации к школе: астеновегетативные нарушения — у 86,9%, замедление темпов прироста массы тела — у 53,6%, низкий уровень эмоционально — поведенческих реакций, функциональные и морфологические изменения — у 78,2%, формирование хронической патологии — у 10,9%, что указывало на неэффективность компенсаторно-приспособительных механизмов.

3. Доказано несоответствие прогнозируемого и фактического течения адаптации. У 59,1% дошкольников было спрогнозировано благоприятное течение адаптации к школе, у 25,4% - среднеблагоприятное и у 16,4% - неблагоприятное. Фактически же благоприятное течение адаптации определено у 3,6% первоклассников, условно — благоприятное у 51,8%), неблагоприятное — у 44,5%.

4. С использованием компьютерной дермографии у детей при адаптации к школе выявлены ранние информативные признаки нарушения гемодинамики органа зрения в 1-ой четверти, изменения со стороны опорно-двигательного аппарата во 2-ой, признаки нарушения гемодинамики коры головного мозга в 1-ой и 2-ой четвертях. Определены особенности нервной регуляции адаптационного процесса у детей с различным прогнозом течения адаптации к школе.

5. Установлены достоверные факторы риска неблагоприятного течения адаптации 1-ой (низкой) и 2-ой (высокой) степени.

6. Доказана высокая информативность метода компьютерной дермографии для интегральной оценки состояния здоровья детей в процессе адаптации к школе.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Высокая информативность метода компьютерной дермографии позволяет рекомендовать его при оценке адаптационных возможностей детей при поступлении в школу: до начала обучения (определение фонового состояния организма вне стрессового воздействия), в период обучения на 2−4 неделях (оценка динамики индексов компьютерной дермографии, выявление признаков нарушения гемодинамики органа зрения и нарушений со стороны других органов) и на 11−13 неделях от начала учебного года (установление признаков нарушения трофики позвоночника и патологии других органов).

2. При однократном выявлении изменений, установленных с использованием компьютерной дермографии и наличии жалоб, соответствующих выявленным изменениям, а также при наличии стойких признаков изменений, даже при отсутствии жалоб, необходимо проводить комплекс мер, предложенных в разработанной системе динамического наблюдения.

3. Рекомендуется при изучении здоровья и адаптации к школе оценивать уровни симпатической и парасимпатической активности, вегетативный индекс и индивидуальный индекс здоровья с использованием разработанных нормативных таблиц. Снижение вегетативного индекса, увеличение парасимпатической активности и снижение симпатической активности вегетативной нервной системы следует рассматривать как неэффективность регуляции приспособительных процессов в организме ребенка при адаптации к школе.

4. Для ранней диагностики неблагоприятного течения адаптации рекомендуется использовать шкалу, включающую следующие факторы риска: токсикоз 1-ой половины беременности, асфиксия при рождении, учащение острых респираторных заболеваний при поступлении в дошкольное образовательное учреждение, показатель по тесту Керна-Ирасека >5 баллов, повышение индивидуального индекса здоровья после функциональной пробы, снижение вегетативного индекса и индекса адренергического влияния, а также усиление холинергического влияния вегетативной нервной системы у детей при поступлении в школу.

5. С целью улучшения состояния здоровья дошкольников и минимизации отрицательного влияния образовательной среды рекомендуется использовать разработанную систему, включающую планирование и оптимизацию течения беременности и родов, развитие психомоторных функций ребенка, профилактику острых респираторных заболеваний и мероприятия, направленные на нормализацию нервной регуляции (в том числе занятия физической культурой, закаливание, медикаментозная и КД — коррекция).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.А. Экологический портрет человека на Севере / Н.А. Агад-жанян, Н. В. Ермакова // М.: 1997.- 206 с.
  2. , Н.А. Экология человека / Н. А. Агаджанян, В. И. Гичев, В.И. То-рошин / Новосибирск: 1997.-354 с.
  3. Адаптация человека к климато-географическим условиям и первичная профилактика: тезисы докл. IV Всесоюз. конф., г. Новосибирск, 2−3 июля 1986 года, Новосибирск, 1986 Т 1, — 212с.
  4. Адаптированность детского организма как эталон «величины» его здоровья / А. В. Аболенская, Р. А. Маткивский, Г. Н. Разживина, Е. П. Усанова // Педиатрия. 1996. -№ 3.- С. 102−103.
  5. , В.И. О временном перечне тестов мониторинга / В. И. Александров // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: материалы международ, конгресса, 12−14 мая 2004 г., Москва: в 3 ч. М: НЦЗД РАМН, 2004.-Ч.1.- С. 51−53.
  6. , Ф.Ф. Компьютерная и электрофизиологическая диагностика острых заболеваний органов брюшной полости у детей: автореф. дис.. д-ра мед. наук. Антоненко Ф.Ф.- М., 1995.- 45с.
  7. , М. В. Реакции основных физиологических систем организма детей 6−12 лет в процессе адаптации к учебной нагрузке / М. В. Антропова // Физиология человека. 1983.- № 1.- С. 18.
  8. , Ю.Ф. Клинико-патогенетические закономерности соматизации психических расстройств в детском возрасте / Ю. Ф. Антропов, С. В. Бельмер // Педиатрия. 2004.- № 5. — С. 56−61.
  9. , А.Ш. Клинико-психологическая оценка школьной дезадаптации /А.Ш. Арзикулов, М. О. Солиева, М.П. Пазилжанова//Педиатрия. 2004. -№ 4.-С. 110−111.
  10. , P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. P.M. Баевский- М.: Медицина, 1979.- 295 с.
  11. , О.П. Исследование возможности объективной индикации (обнаружения) точек акупунктуры методом изучения электрокожного сопротивления / О. П. Баранов, А. Т. Качан, В. П. Запольская // Иглорефлексотерапия.-Горький, 1974.-С.32−33.
  12. , А.И. Динамика функциональных параметров адаптации детей к школьному учреждению, школе и больнице: автореф. дис.. д-ра мед. наук. Баркан А. И. М., 1988. — 45с.
  13. , А.И. Типы адаптации первоклассников / А. И. Баркан // Педиатрия -1983. № 5. — С.40−43.
  14. , М.М. Психофизиологические критерии трудностей обучения письму и чтению у школьников младших классов / М. М. Безруких, О.Ю. Кре-щенко // Физиология человека.- 2004.- № 5.- С. 24−29.
  15. , А.П. Некоторые результаты применения аурикулоэлектропунктуры в диагностических целях / А. П. Беляев // Воен.-мед. журн.- 1980.- № 1.- С. 7071.
  16. , Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. /Ф.Б. Березин- Л.: Наука, 1988.- 268 с.
  17. , Н.Н. Принципы локализации точек акупунктуры ушной раковины: учебн. пособие для врачей-курсантов / Н. Н. Богданов, А. Т. Качан.- Д.: ГИДУВ, 1983.- 24с.
  18. , И.П. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова.- М.: Медпрактика-М, 2002.-128с.
  19. , Ю.Г. Исследование методом «Компьютерной дермографии» эффективности физиотерапевтического лечения пациентов с нейрогенным мочевым пузырем: автореф. дис.. канд. мед. наук. / Буйволова Ю.Г.- М., 2002.- с. 25.
  20. , Е.С. Проекционные точки ушной раковины и их значение в диагностике заболеваний / Е. С. Вельховер // Теоретическое обоснование и клиническое применение метода иглоукалывания. Д., 1972.- С.12−13.
  21. , В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека / В. Ю. Верещагин, Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1988 -164 с.
  22. Влияние климата крайнего севера и условий обучения на организм школьников младших классов/ Б. В. Устюшин, О. И. Голикова, Т. С. Шушкова, Т. К. Татянюк, Б. М. Раенгулов. // Гигиена и санитария 1997. — № 5. — С. 14−16.
  23. , Л.Ю. Физическое развитие школьников Москвы: современное состояние и методы оценки / Л. Ю. Волкова, М. В. Копытько, И. Я. Конь // Гигиена и санитория.- 2004.-№ 4, — С. 42−46.
  24. , А.И. Адаптация и компенсация универсальный биологический механизм приспособления / А. И. Воложин, Ю. К. Субботин.- М.: Медицина, 1987.- 177 с.
  25. Гаваа, Лувсан. Очерки методов восточной рефлексотерапии / Лувсан Гаваа. Новосибирск: Наука, 1991.-432с.
  26. , А.Б. Эволюция адаптаций (историко- методологическое исследование) / А. Б. Георгиевский. JL: Наука, 1989.-188 с.
  27. , Е.С. Особенности функциональной ассиметрии мозга у учащихся в зависимости от социально педагогических условий: автореф. дис.. канд. биол. наук / Гольдшмидт Е. С. — Томск, 2005. — 24 с.
  28. , К.И. Реакции адаптации у детей и их значение в клинической практике / К. И. Григорьев // Фельдшер и акушерка. 1989.- № 9.- С. 13−17.
  29. , A.M. Вегетативные синдромы / A.M. Гринштейн, Н. А. Попова.- М.: Медицина, 1971.-308 с.
  30. , В.Л. Динамика развития детей дошкольного возраста Красноярска / B.JI. Грицинская // Гигиена и санитария. 2002. — № 3. — С. 48−49.
  31. , Е.В. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях / Е. В. Гублер, А. А. Генкин Д.: Медицина, 1973.-141 с.
  32. , В.М. Использование метода компьютерной дермографии в прогнозировании, диагностике заболеваний щитовидной железы: автореф. дис.. канд. мед. наук. / Дали В. М. Владивосток, 1998.- 23 с.
  33. , Н.Д. Оценка состояния здоровья детей дошкольного возраста и их адаптация к школе: дис.. канд. мед. наук / Дашевская Н. Д. Екатеринбург, 1998.-251с.
  34. , Т.В. Особенности морфофункционального развития и адаптации учащихся в процессе обучения : автореф. дис.. канд. биол. наук. / Душенина. Т. В. Томск, 2004. — 19 с.
  35. , Е.Д. Диагностические критерии внутриутробного состояния плода, основанные на применении метода компьютерной дермографии: автореф. дис.. канд. мед. наук. / Дыба Е. Д. Владивосток, 1997.- 23с.
  36. , Г. А. Диагностика глаукомы методом компьютерной дермографии: автореф. дис.. канд. мед. наук. / Едличко Г. А.- Владивосток, 2000.- 24 с.
  37. , А.А. К вопросу о кинезиологической доминанте у детей 7−9 лет / А. А. Ежов // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: материалы международ, конгресса, 12−14 мая 2004 г., Москва: в 3 ч. М: НЦЗД РАМН, 2004.-Ч.1.- С. 366−368.
  38. , JI.A. Системная деятельность организма ребенка при адаптации к школьному обучению: дис.. д-ра мед. наук / Жданова JI.A. Иваново, 1990.-488с.
  39. , Д. Психическое здоровье во многом определяет физическое / Д. Журавлев // Народное образование. 2004.- № 8.- С.147−154.
  40. , Д. Первый раз в первый класс. Готовность к школе / Д. Журавлев // Народное образование. 2004.- № 6.- С.201−208.
  41. , Д.В. Клинико-функциональная и морфологическая оценка показателей компьютерной дермографии в диагностике хирургической патологии надпочечников: автореф. дис.. канд. мед. наук. / Зиганшин Д. В. Владивосток, 2002.- 21 с.
  42. , Ю.И. Компьютерная дермография в диагностике состояния внутриутробного плода / Ю. И. Ишпахтин, А. Н. Грибань, Е. Д. Дыба // Новые технологии в диагностике и лечении: тез. докл. конф.- Суздаль, 1995.- С. 4042.
  43. , А.В. Критерии донозологической диагностики пограничных нервно-психических расстройств у детей младшего школьного возраста / А. В. Иванов, А. А. Королев, О. Р. Шакулова // Гигиена и санитария. 2001. — № 1. — С.68−70.
  44. , С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности российских детей дошкольного возраста / С. И. Изаак, Т. В. Панасюк II Педиатрия.-2005.-№ 3.- С. 60−62.
  45. , А.А. Адаптация детского организма к учебным нагрузкам I А.А. Исеунок I/ Валеология. 2001. -№ 4. — С. 25−27.
  46. , В.П. Современные аспекты адаптации I В.П. Казначеев.- Новосибирск: Наука, 1980.- 192с.
  47. , О.Б. Оценка метода компьютерной дермографии в неотложной хирургии органов брюшной полости: автореф. дис. .канд. мед. наук / О. Б. Калинин.- Владивосток, 1994.-23с.
  48. , В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии / В. Г. Каменская.- М.: форум: ИНФРА-М, 2005.-288с.
  49. , В.Ф. Генетический подход в оценке характеристики роста и развития ребенка / В. Ф. Капитонов // Педиатрия.- 2005.- № 3.- С.58−60.
  50. , А.С. Сравнительная характеристика адаптивных сдвигов в ССС школьников города и села в возрасте 7−9 лет / А. С. Карлова, И. В. Попов // Успехи физиологии. наук.-1994.- Т. 25, № 3.- С. 30.
  51. , А.В. Темп прогрессирования школьной миопии как санитарно-гигиенический критерий оценки напряженности образовательного процесса /
  52. A.В. Кашпаров // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: материалы международ, конгресса, 12−14 мая 2004 г., Москва: в 3 ч. -М: НЦЗД РАМН, 2004.-Ч.2.- С. 35−37.
  53. , В.И. О проекции разных участков тела на поверхности ушной раковины человека и животных / В. И. Квирчишвили // Теоретическое обоснование и практическое применение метода иглоукалывания. Л., 1972.-С.35−41.
  54. , В. К. Применение экспресс-диагностики уровня здоровья в учебном процессе / В. К. Климова // Проблемы валеологии в образовании. — Липецк, 1995. С. 53.
  55. Клинико-метаболические показатели детей в период адаптации к школе/
  56. B.Л.Грицинская, А. В. Гордиец, М. Ю. Галактионова, А. А. Савченко, В.Т. Ман-чук, С.Г. Кадричева// Педиатрия. 2001. — № 5. — С. 57−59.
  57. , Е.Е. Особенности адаптационных реакций у детей во время занятий в школе / Е. Е. Конюхов // Материалы 8 съезда педиатров России «Современные проблемы педиатрии" — М., 1998- С. 35.
  58. , JI.M. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности / JI.M. Костина // Вопросы психологии.-2004.-№ 1.-С.137−143.
  59. , М.В. Гигиеническое обоснование факторов риска внутришко-льной среды здоровью школьников на разных этапах обучения: автореф. дис.. канд. мед. наук. / Кувшинов М. В. Нижний Новгород, 2004. — 25с.
  60. , В.К. Статистическая обработка первичной медицинской информации: научный обзор / В. К. Кузнецов М: ВНИИМИ, 1981. — 80 с.
  61. , В.Р. Подходы к прогнозированию состояния здоровья различных групп населения / В. Р. Кучма // Гигиена и санитария.- 1994.- № 5.-С. 55−56.
  62. , Е. Проблемы в обучении и поведении у детей: в чем их причина / Е. Лахтина // Учитель.-2003.-№ 6.-С.39−41.
  63. , Т.П. Использование метода компьютерной дермографии для определения информативных критериев диагностики ишемической болезни сердца: автореф. дис. .канд. мед. наук/ Либерман Т.П.- М., 1991.-25с.
  64. , Ю.Г. Исследование метода компьютерной дермографии в клинике заболеваний органов дыхания: автореф. дис.. канд. мед. наук / Липкин Ю.Г.-М., 1993.-22с.
  65. , Г. И. О диагностической информативности электропроводности точек акупунктуры при сердечно-сосудистых заболеваниях / Г. И. Лисина, Ф. Г. Портнов // Теория и практика рефлексотерапии.- Кишинёв, 1981.- С. 68−70.
  66. , Л.Ю. Профилактика нарушений вегетативной регуляции у детей младшего школьного возраста: дис. .канд. мед. наук / Лисина Л. Ю. Иваново, 2002.- 20с.
  67. , Н.Л. Электропунктурная диагностика, гомеопатия и феномен дальнодействия / Н. Л. Лупичев.- М.: Иркус, 1990.- 138с.
  68. , В.Н. Адаптация и здоровье детей в условиях Дальневосточного муссонного климата: автореф. дис.. д-ра мед. наук. / Лучанинова В. Н. -М., 1992.- 50с.
  69. , А.И. Роль социальных и биологических факторов в формировании состояния здоровья детей дошкольного возраста / А. И. Лысенко // Гигиена и санитария. 2002. — № 3. — С. 46−48.
  70. , Л.И. Диагностические возможности метода КД в диагностикебронхиальной астмы у детей: автореф. дис.канд. мед. наук / Л. И. Матвеева.1. Владивосток, 1999.- 23с.
  71. , Е.Л. Атлас акупунктурных зон / Е. Л. Мачерет, В. П. Лысенюк, И. З. Самосюк. Киев: Вища школа, 1986.-225с.
  72. , Р.И. Динамика электрической активности мозга у детей 5−8 лет в норме и при трудностях обучения / Р. И. Мачинская, И. П. Лукашевич, М. Н. Фишман // Физиология человека.-1997.- Т. 23, № 5.- С. 5−11.
  73. , Г. Г. Физическое развитие и здоровье детей в группах с запаздывающим развитием / Г. Г. Минакова // Проблемы валеологии в образовании -Липецк, 1995, — С. 69.
  74. , JI.H. Гигиеническая оценка использования парт-кафедр в начальной школе: автореф. дис.. канд. мед. наук / Нагирная JI. H- М., 1992.-18с.
  75. , Е.Н. Автоматизированный контроль и управление патогенетической терапией больных с синдромом бронхиальной обструкции с использованием метода компьютерной дермографии: дис.. канд. мед. наук / Николаиди Е. Н. М., 1996.-212с.
  76. , А.Д. Современное состояние изучения физиологии автономной (вегетативной) нервной системы у нас в стране / А. Д. Ноздрачев // Физиологический журнал им. И. М. Сеченова. 1995. — Т.81.-№ 1.- С. 3−18.
  77. , Т.Н. Психоневрологическое развитие дошкольников / Т. Н. Осипенко. М.: Медицина, 1996.-289с.
  78. , Т.В. Морфо-физиологическая гармония как прогностический показатель адаптации ребенка к началу школьного обучения / Т. В. Панасюк, Г. М. Маслова, Р. В. Тамбовцева // Рос. морфол. ведомости, — 1998.- № 1−2.-С.169−171.
  79. , В.А. Оценка диагностической значимости метода компьютерной дермографии и эффективности применения тинростима СТ у больныххронической обструктивной болезнью легких: автореф. дис.канд. мед. наук
  80. В.А. Петраковская. Владивосток, 2003.- 24с.
  81. , А.Я. Особенности функциональных нарушений сердечнососудистой системы у школьников крупного промышленного города / А. Я. Поляков, А. В. Сорокина, К. П. Петруничева // Педиатрия.- 2004.-№ 4.- С. 111 112.
  82. , Ю.В. Аурикулярная компьютерная дермография в диагностике и рефлексотерапии заболеваний внутренних органов: автореф. дис.. д-ра мед. наук / Пономарев Ю. В. СПб., 2001 — 49 с.
  83. , Ф.Г. Электропунктурная рефлексотерапия. / Ф. Г. Портнов. Рига: Зинатне, 1987.- 351с.
  84. , Е.И. Показатели физической работоспособности детей с различными темпами биологического созревания / Е. И. Прахин, E.JI. Грицинская // Педиатрия. 1997. — № 5.- С. 67−69.
  85. , Е.И. Характеристика методов оценки физического развития детей / Е. И. Прахин, В. Л. Грицинская // Педиатрия.- 2004.-№ 2.-С. 60−62.
  86. , Л.А. Умственная работоспособность детей школьного возраста, проживающих на йод дефицитной территории (на примере г. Новокузнецка): автореф. дис.. канд. мед. наук/ Л. А. Проскурякова. —Иркутск, 2003.23 с.
  87. , А.А. Адаптация детского организма к умственным нагрузкам / А. А. Псеунок // Педиатрия.- 2004.- № 6 С. 74−76.
  88. , Ж.Ж. Особенности функционирования системы транспорта и потребления кислорода у девочек в процессе адаптации к новым климатическим условиям / Ж. Ж. Раппопорт, JI.A. Михайлова, Б. Э. Овсянникова // Бюллетень СО АМН СССР.- 1989.- № 1.- С. 84−87.
  89. , О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA / О. Ю. Реброва. М.: МедиаСфе-ра, 2002.-312 с.
  90. , А.И. Клинико — функциональная оценка метода компьютерной дермографии в диагностике, хирургическом лечении ранних и бессимптомных форм рака желудка: автореф. дис.канд. мед. наук /
  91. А.И.Рольщиков.-Владивосток, 2002.- 21с.
  92. , В.П. Индивидуальные особенности функционального состояния и умственной работоспособности школьников / В. П. Рыбаков, Т. С. Пронина, Н. И. Орлова // Проблемы валеологии в образовании Липецк, 1995, — С. 83−84.
  93. , А.А. Создание и исследование медицинских диагностических систем при оказании неотложной помощи: автореф. дис. .д-ра тех. наук / А. А. Рыбченко.- Владивосток, 1993.-56с.
  94. , А.А. Автоматизированный мониторинг здоровья на базе биоинформационных лечебно-диагностических технологий / А. А. Рыбченко, Г. А. Шабанов // Здоровье населения Дальнего Востока: тез. докл. Регион, ассамблеи.- Владивосток, 1996.- С. 199−200.
  95. , А.А. Метод компьютерной дермографии / А. А. Рыбченко, Г. А. Шабанов // Неинвазивные методы диагностики: тез. докл. 2 Симпозиума.- М., 1995.-С. 62−63.
  96. , Л.Л. Прогностическая ценность определения уровня адаптации у детей дошкольного и младшего школьного возраста: дис.. канд. мед. наук / Рысева Л.Л.- Киров, 1998.-157с.
  97. , Е.Д. Использование адаптационных реакций в качестве критерия оценки состояния здоровья / Е. Д. Савилов, С. Н. Жданова, Е. Е. Савилова // Гигиена и санитария. 2002. — № 4. — С.72−73.
  98. , В.В. Оценка вегетативного статуса больных с артериальной гипертонией на основе метода компьютерной дермографии: автореф. дис.. .канд. мед. наук / Сёмина В.В.- М., 1997.- 24с.
  99. , В.Т. Метрологические основы получения диагностической информации с аурикулярных кожных зон: Препринт / В. Т. Соломонов, Ю. В. Пономарев.- Владивосток: ИАПУ ДВО РАН, 1994.-56с.
  100. , В.Д. Характеристика питания российских школьников / В. Д. Сонькин // Вопросы детской диетологии. 2004.- Т. 2, № 3.- С. 45−47.
  101. Способ определения поражения внутренних органов человека / В. Г. Соломонов, Г. А. Шабанов, А. А. Рыбченко, Ю. В. Пономарёв: авт. свидетельство № 1 531 993 (СССР) // Бюллетень изобретений и открытий.- 1989.- № 48, — С. 37.
  102. , О.Ю. Состояние здоровья, функциональная готовность к обучению с 6 лет и пути коррекции их нарушения у дошкольников: автореф. дис.. канд. мед. наук/О.Ю. Субботин-М., 1990.-21с.
  103. , Д.Н. Диагностическое значение электропунктометрического исследования в рефлексотерапии / Д. Н. Табеева // Сов. медицина.-1987.-№ 3.- С. 44−46.
  104. Тржесоглава, 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте / 3. Тржесо-глава. -М.:Медицина, 1986.- 256с.
  105. , М.С. Состояние плодов, новорожденных, родившихся от матерей с фетоплацентарной недостаточностью и в зависимости от способа родо-разрешения: дис. .канд. мед. наук / Тулупова М.С.- Красноярск, 2002.- 22 с.
  106. , О.В. Минимальные дисфункции мозга в детском возрасте / О. В. Халецкая, В. М. Трошин.- Нижний Новгород: Б.И. 1995.-36с.
  107. , Т.А. Влияние учебного процесса на физическое развитие учащихся начальных классов инновационных школ / Т. А. Хорошева, А.И. Бурха-нов // Гигиена и санитория.-2004.-№ 4.- С. 57−59.
  108. , Е.И. Новые подходы к изучению механизмов центральной нервной регуляции / Е. И. Чазов // Вестн. Рос. Академии мед. наук.-1993, — № 7.- С.31−34.
  109. , Г. А. К вопросу о пространственно-временной организации физиологических функций организма в норме / Г. А. Шабанов, В. Т. Соломонов,
  110. А.А. Рыбченко // Моделирование в клинической практике: респ. сб. науч. трудов.- М., 1988.- С. 20−26.
  111. , Г. А. Спектральный анализ ритмической активности головного мозга в топической диагностике заболеваний внутренних органов / Г. А. Шабанов, А. А. Рыбченко //Сб. XVIII Съезд физиол. Общества им. П. П. Павлова.-Казань, 2001.- С. 268−269.
  112. , Г. А. Технологии интегративной медицины для реализации мониторинга индивидуального здоровья / Г. А. Шабанов, А. А. Рыбченко // Информатизация процессов управления в региональном здравоохранении.-Ижевск, 2001.- С.181−184.
  113. , Г. А. Реализация технологии «Интегратор» для мониторинга индивидуального здоровья / Г. А. Шабанов, А. А. Рыбченко // Материалы V региональной конф. «Новые медицинские технологии на Дальнем Востоке». -Хабаровск: Дальнаука, 2002.- С.81−83.
  114. , P.M. Аурикулярная диагностика: Методич. рекомендации для врачей- курсантов / P.M. Шакуров, Н. А. Семенов.- Казань, 1987.- 35с.
  115. , И.А. Возрастная динамика психического здоровья дошкольников и факторы её определяющие: автореф. дис.. канд. мед. наук / И. А. Шашкова.-М., 1983.- 23с.
  116. , Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников / Ю. А. Ямпольская // Рос. педиатр, журн.- 1998.- № 1.- С. 9−12.
  117. A social epidemiologic study of obesity among preschool children in Thailand. / N. Sakamoto, S. Wansorn, K. Tontisirin, E. Marui // Int. J. Obesity. 2001. — № 3.-P.389−394.
  118. Academic achievement of low birth weight children at age 11. The role of cognitive abilities at school entry / N. Breslau, E.O. Johnson, V.C. Lucia // J. Ab-norm. Child Psichol.- 2001.-Vol. 29, № 4.- P.273−279.
  119. Are parents of school- age children with specific language impairments accurate estimators of their child’s language skills / Laura Boynton Hauerwas, C. Addison Stone // Child. Lang. Teach. Ther.- 2000.- Vol. 16, № 1.- P. 73−86.
  120. Attention- deficit / hyperactivity disorder. Not just insufficient attention. / Myrna M Weissman // TEN: Econ. Neurosci 2001.-Vol. 3, № 4, P.22−23.
  121. Y., Ringel R., Berman M. // Pediat. Clin. N. Amer. 1984.- Vol. 31, № 6.-P. 1241−1258.
  122. Crone D.A. Age and schooling effects on emergent literacy and early reading skills / D.A. Crone, G.J. Whitehurst // Journal of educational psychology. Washing-ton.-1999.-Vol.91, № 4.- P. 604−614.
  123. Damari David A. Visual disorders misdiagnosed as ADHD. Case studies and literature review / David A. Damari, Jeannette Liu, Karen Bell, J. Smith // Behav. Optom.- 2000.- Vol.11, № 4.- P.87−91.
  124. Diagnosis and longitudinal course of attention- deficit hyperactivity disorder/ Salvatore Mannuzza, Rachel G. Klein // TEN: Econ. Neurosci 2001.- Vol. 3, № 4.-P. 47−53.
  125. Gadin Katja Gillander School-related health-across-sectional study among young boys and girls / Katja Gillander Gadin, Anne Hammarstrom // Int. J. Helth Serv.-2000.- Vol. 30, № 4.- P.797−820.
  126. Genetic and environmental factors associated with migraine in schoolchildren / A. Bener, S.A. Uduman, E.M.A. Qassimi, G. Khalaily, L. Sztriha, H. Kilpelainen, E. Obineche // Headache. 2000.-Vol. 40, № 2 -P. 152−157.
  127. Goleman W // Pediat. Clin. N. Amer.- 1984.- Vol. 31, № 5.- P. 1007−1026.
  128. J. // Nordic Council Arct. Med. Res. 1982.- Vol.30.- p.20−22.
  129. Jihua, P. Abstracts of academic papers presented at the international symposium on diagnosis and treatment with auricular points / P. Jihua // J. Trad. Clin. Med. 1990.- Vol, 10, № 10.-P.74−79.
  130. Kelleher Kelly J. /Healthcare costs for children with attention deficit / hyperactivity disorder / Kelly J. Kelleher, George E. Childs, Jeffreys Harman // TEN: Econ. Neurosci.- 2001.-Vol. 3, № 4, -P.60−63.
  131. Mannuzza Salvatore. Diagnosis and longitudinal course of attention- deficit hyperactivity disorder / Salvatore Mannuzza, Rachel G. Klein // TEN: Econ. Neurosci 2001, 3, № 4, p. 47−53.
  132. Mishina Jun. Long- term outcome of extremely low birth weight infant / Jun Mishina // Asian Med. J.- 2000. -Vol. 43, № 47. P.312−319.
  133. National infant mortality rates in relation to gross national product and distribution of income / Simon Hales, Chapman Philippa Howden, Clare Salmond, Alistain Woodward, Johan Mackenbach // Lancet.- 1999, -Vol.354, № 9195.- P. 2047.
  134. Nesse Randolph M. On darwinian medicine / R. M. Nesse, George C. Williams //LifeSci. Res.-1999. Vol 3,№ 1.-P. 1−17.
  135. Parceling component effects of a multifaceted prevention program for disruptive elementary school children 1/ G.J. August, E.A. Egan, G.M. Realmuto, J.M. Hektner // J. of Abnormal child psychology.-2005.- Vol.10.- P. 250−262.
  136. Pree-assisted learning interventions with elementary school students: Meta-analytic review / C.A. Rohrbeck, J.W. Fantuzzo, M.D. Ginsburg-Block, T.R. Miller // J. of educational psychology.-2004.-Vol.95, № 2. P. 240−258.
  137. Reeds P. J. The amino acid requirements of disease «Nutricia Symposium «Recent Developments in Clinical Nutrition», Selsdon Park near London, 4−6 May, 2000. Home enteral tube feeding / P. J. Reeds, F. Jahoor // Clin. Nutr. 2001.-Vol. 20, 1 .-P. 15−22.
  138. Schredl Michael. Nightmares in children: Influencing factors / Michael Schredl, Dorothea Blomeyer, Michaela Gorlinger // Somnologie.- 2000.- Vol.4 № 3.- P. 145−149.
  139. Shabanov, G. Conception of health monitoring based on computer dermatogra-phy / G. Shabanov, A. Ribchenko, V. Panurin // The Third International Symposium Japan-Russia Medical Exchange.-Osaka, 1995.- P.14−17.
  140. Sterman M. Barry EEG markers for attenshion deficit disorder: Pharmacological and neurofeed back application / M. Barry Sterman // Child Study J. (USA).2000.-Vol. 30, № 1-P. 1−22.
  141. Suggestions for classroom management of children with learning problems // Behav. Aspects Vision Care. 2000.-Vol. 41, № 1.- P. 72.
  142. Turner L.A. Model of mastery motivation for at-risk preschoolers / L.A. Turner, В .A. Johnson // J. of educational psychology.-2002.-Vol.95, № 3. -P. 495 505.
  143. Walls Т. A. Little T.D. relations among personal agency, motivation, and school adjustment in early adolescence / T.A. Walls. // Journal of educational psychology.-2005.-Vol.97, № 1 .-P.23−31.
  144. Weissman Myrna M. Attention- deficit / hyperactivity disorder. Not just insufficient attention / Myrna M. Weissman TEN: Econ. Neurosci 2002.-Vol. 3, № 4, P.22−23.
  145. Wexu, M.d.Ac. The ear gateway to balancing the body. A meder guido to ear acupuncture / M.d.Ac. Wexu .- 1980.- 191p.
Заполнить форму текущей работой