Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия формирования экологических убеждений как компонента научного мировоззрения учащихся

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Успешное решение экологического кризиса не может ограничиться принятием мер экономического или научно-технического содержания. В общественном сознании всё больше утверждается мысль о том, что человечество может выбраться из катастрофы сужающегося кольца глобальных проблем, только радикально перестроив нравственные основы своей жизни и распространив этические нормы на природу. «Самая страшная… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УБЕЖДЕНИЙ КАК ФИЛОСОФСКАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. Педагогические особенности экологического образования в России
    • 2. Экологические убеждения в системе научного мировоззрения личности
    • 3. Категория «экологические убеждения» как целевой, структурный и содержательный компонент экологического образования
  • Глава II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УБЕЖДЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КУРСУ «ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ» VII КЛАУСА
    • 1. Специфика формирования экологических убеждений у детей подросткового возраста
    • 2. Экологические убеждения подростков в содержании, формах и методах изучения школьного курса «География материков и океанов»
    • 3. Экологические убеждения подростков как критерий и показатель эффективности экологического образования

Педагогические условия формирования экологических убеждений как компонента научного мировоззрения учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап взаимодействия человека и общества с природой характеризуется резким обострением локальных, региональных и глобальных экологических проблем, что приводит к ухудшению жизни и здоровья людей. Эти проблемы имеют социальный характер, так как они «подготавливались всей. системой хозяйствования и необходимостью адекватного для такого хозяйствования отношения человека к природе» [42, с. 3].

Успешное решение экологического кризиса не может ограничиться принятием мер экономического или научно-технического содержания. В общественном сознании всё больше утверждается мысль о том, что человечество может выбраться из катастрофы сужающегося кольца глобальных проблем, только радикально перестроив нравственные основы своей жизни и распространив этические нормы на природу [27]. «Самая страшная из грозящих нам катастроф, — отмечает Ю. А. Шрейдер, — это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а, может быть и всего живого) на Земле, сколько антропологическая» [45, с.7].

В современной научной литературе наиболее часто упоминаются следующие экологические проблемы:

— изменение климата (физики) Земли на основе усиления тепличного эффекта, выбросов метана и других низкоконцентрированных газов, аэрозолей, лёгких радиоактивных газов, изменения концентрации озона в тропосфере и стратосфере;

— замусоривание и иное загрязнение ближайшего космического пространства;

— общее ослабление стратосферного озонового экрана, образование большой «озоновой дыры» над Антарктидой, малых «дыр» над другими регионами планеты;

— загрязнение атмосферы с образованием кислотных осадков, сильно ядовитых и пагубно действующих веществ в результате вторичных химических реакций, в том числе фотохимических;

— загрязнение Океана, захоронение в нём ядовитых и радиоактивных веществ, насыщение его вод углекислым газом из атмосферы, поступление в него антропогенных нефтепродуктов, других загрязняющих веществ, особенно тяжёлых металлов и высоко-органических соединений, подкисление мелководий за счёт загрязнений SOx и NOx атмосферы, разрыв нормальных экологических связей между Океаном и водами суши в связи со строительством плотин на реках;

— истощение и загрязнение поверхностных вод суши, континентальных водоёмов и водотоков, подземных вод;

— нарушение баланса между поверхностными и подземными водами;

— радиоактивное загрязнение локальных участков и некоторых регионов, в % особенности в связи с текущей эксплуатацией атомных устройств, Чернобыльской аварией и испытаниями ядерного оружия;

— изменение геохимии отдельных регионов планеты в результате, например, перемещения тяжёлых металлов и концентрации их на поверхности Земли при нормальной дисперсности в литосфере;

— продолжающееся накопление на поверхности суши ядовитых и радиоактивных веществ, бытового мусора и промышленных отходов, в особенности практически неразложимых и очень стойких, типа полиэтиленовых изделий, других пластмасс и т. п.;

— возникновение вторичных химических реакций во всех средах с образованием токсичных веществ;

— нарушение глобального и регионального экологического равновесия, соотношения экологических компонентов, в том числе сдвиг экологического баланса между Океаном, его прибрежными водами и впадающими в него водотоками;

— опустынивание планеты, расширение уже существующих пустынь, углубление самого процесса опустынивания;

— сокращение площади тропических и северных лесов, ведущее к дисбалансу кислорода в атмосфере и усилению процесса исчезновения видов животных и растений;

— освобождение и образование в ходе вышеуказанного процесса новых экологических ниш и заполнение их нежелательными организмами — паразитами, вредителями, возбудителями новых заболеваний растений и животных, включая человека;

— абсолютное перенаселение Земли и относительное демографическое переуплотнение в отдельных её регионах;

— ухудшение среды жизни в населённых пунктах, увеличение шумового воздействия, стрессов присутствия, загрязнения воздуха промышленностью, транспортными средствами, зрительного подавления человека высокими зданиями, дискомфорта обезличенного строительства, напряжённого темпа городской жизни и потери социальных связей между людьми;

— возникновение психологической усталости [171].

Эти проблемы усугубляются научно-техническим прогрессом, который, с одной стороны, создает материальные предпосылки для всестороннего развития личности, а с другой, при определенных социальных и политических условиях, может подорвать природные основы существования цивилизации [44- 93].

В связи с перечисленными экологическими проблемами первоочередным вопросом сегодня является переход к новому, высшему типу связи человека и общества с природой, выражающемуся в целенаправленном — научно обоснованном и гуманистически ориентированном — развитии этой связи. О назревшей исторической необходимости радикального изменения характера взаимодействия человека с природой писал В. И. Вернадский: «Мы живём на переломе, в исключительно важную, по существу новую эпоху жизни человечества, его истории на нашей планете. Вопрос о плановой единообразной деятельности для овладения природой и правильного распределения богатств, связанный с осознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы, стал на очередь дня» [29, с.109]. При этом задача не сводится лишь к тому, чтобы восстановить, сохранить и обогатить природу как естественную среду обитания человека. Кардинальное значение имеет то обстоятельство, что решение глобальных проблем общественного развития зависит от того, какой тип человека общество сформирует для их преодоления. «Впервые в истории физическое выживание человеческого рода, — отмечает Э. Фромм, — зависит от радикального изменения человеческого сердца» [218].

Н.Н. Моисеев подчеркивает, что «человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей» [129, с. 172−173]. Однако от нравственных требований, предъявляемых обществу и личности, до их соответствия этим требованиямдистанция огромного размера. Поэтому необходима разработка как теоретических основ этой области, так и эффективных методов ее формирования [116].

Перестройки сознания личности можно достигнуть путём формирования экологических убеждений как компонента научного мировоззрения у различных социальных и возрастных групп населения, так как убеждение личностиэто твердые, основанные на определенных принципах жизненные позиции, а также наиболее стойкие мотивы деятельности, которыми личность руководствуется в настоящем и которые определяют ее жизненную программу на будущее. Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательной поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенных убеждений [91].

Разработка вопросов, связанных с формированием экологических убеждений, а также условия, его обусловливающие, — важнейшая задача педагогической науки. Однако современное среднее образование реализует названную задачу недостаточно. Анализ литературных источников (М.Н. Алексеев, В. В. Бабенко, А. В. Зосимовский, Н. А. Менчинская, Н. Г. Огурцов, Г. М. Штракс, М. Г. Штракс и др.) показывает, что в школьной практике в процессе изучения предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов формированию экологических убеждений не оказывается должного внимания. Об этом свидетельствуют и наши наблюдения в общеобразовательной школе и на курсах повышения квалификации учителей в ИПК и ПРНО Московской области.

На современном этапе экологизации всей системы общего среднего образования исследованы отдельные аспекты проблемы определения категории «экологические убеждения" — не определены педагогические условия и не выработаны методы успешного формирования экологических убеждений как компонента научного мировоззренияне сформулированы критерии их сфор-мированности у различных возрастных групп школьников.

Таким образом, возникает противоречие между, с одной стороны — значимостью экологических убеждений, а с другой — неразработанностью процесса их формирования и определения организационно-педагогических условий, при которых данный процесс будет успешным. Это противоречие составляет проблему нашей диссертационной работы.

Цель исследования — разрешение данной проблемы, а также поиск педагогических и методических путей ее достижения.

Объект диссертационного исследования — процесс обучения учащихся VII класса курсу «География материков и океанов», направленный на формирование у них экологических убеждений.

Предметом исследования является процесс формирования экологических убеждений как компонента научного мировоззрения у учащихся в курсе географии материков и океанов VII класса общеобразовательной школы.

Для разрешения проблемы и достижения цели исследования нами выдвинута следующая гипотеза. Процесс формирования экологических убеждений как компонента научного мировоззрения при изучении школьного курса «География материков и океанов» VII класса будет успешным, если:

1) выявлена структура и предметное содержание экологических убеждений в курсе «География материков и океанов» общеобразовательной школы;

2) учтены возрастные познавательные особенности учащихся VII класса общеобразовательной школы;

3) определены методические приемы, обеспечивающие овладение учащимися экологическими убеждениями;

4) выявлены организационно-педагогические условия формирования экологических убеждений как компонента научного мировоззрения учащихся VII класса общеобразовательной школы.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой в процессе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить философскую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования.

2. Проанализировать содержание программы и учебника «География материков и океанов» VII класса, авторами которого являются В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев.

3. Выявить структуру и предметное содержание экологических убеждений курса географии материков и океанов.

4. Разработать приемы педагогической деятельности, способствующие формированию экологических убеждений учащихся VII класса.

5. Выявить организационно-педагогические условия формирования экологических убеждений как компонента научного мировоззрения учащихся VII класса общеобразовательной школы.

6. Экспериментально апробировать полученные теоретические результаты диссертационного исследования.

Методологическую основу исследования составили философские, психолого-педагогические и научно-методические труды отечественных и зарубежных исследователей:

1. Концепция мировоззрения М. Г. Ашманиса, И. Я. Лернера, Н.А. Мен-чинской, Т. И. Ойзермана, К. П. Шуртакова и др.

2. Теория категории «убеждение» М. Н. Алексеева, В. В. Бабенко, А. Г. Спиркина, А. А. Старченко, К. К. Платонова и др.

3. Теория ведущей деятельности как движущей силы развития психики подростка А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др.

4. Методика убеждения в образовательном процессе В. М. Коротова, Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгина и др.

Теоретической базой исследования явились научные труды, касающиеся проблем непрерывного экологического образования в социологии (Э.В. Гиру-сов, Н. Ф. Реймерс и др.), в психологии (В.П. Голов, С. Д. Дерябо, А.Н. Захлеб-ный, И. Д. Зверев, А. П. Сидельковский, Г. Е. Залесский и др.) и в педагогике (Г.П. Аксакалова, А. Н. Воробьев, С. Н. Глазачев, В. П. Голов, В. А. Коринская, Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина и др.).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретические — изучение и анализ философской, педагогической, психологической и методической литературы по теме исследованиясинтез целостного представления по вопросу формирования экологических убеждений.

2. Эмпирические — беседы с учителями и учениками, анкетирование школьников, наблюдение за работой учащихся на уроках, проведение констатирующего и созидательно-преобразующего педагогических экспериментов, фиксация результатов учебной деятельности учащихся VI класса.

Организация исследования. Диссертационное исследование выполнялось в течение 1995 — 2001 гг. и предусматривало следующие этапы:

Первый этап (1995;1997 гг.) — теоретический анализ современного состояния проблемы на основе философской, психологической, педагогической и методической научной литературыформулировка целей и задачразработка гипотезы диссертационного исследования.

Второй этап (1997;1999 гг.) — отбор содержания учебного материала для будущего тестирования учащихся и для осуществления экспериментальной проверки способов формирования экологических убеждений у школьников.

Третий этап (1999;2000 гг.) — проведение констатирующего и созида-тельно-преобразующего экспериментов с учетом возрастных особенностей учащихся VII класса.

Четвертый этап (2000;2001 гг.) — оценка результатов работы и оформление диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования.

1. Дано определение категории «экологические убеждения».

2. Выявлена структура и предметное содержание экологических убеждений как компонента научного мировоззрения в курсе «География материков и океанов» VII класса общеобразовательной школы.

3. Разработаны педагогические приемы учебной деятельности учащихся, обеспечивающие формирование у них экологических убеждений как компонента научного мировоззрения.

4. Выявлены организационно-педагогические условия формирования экологических убеждений как компонента научного мировоззрения учащихся VII класса общеобразовательной школы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

1) его материалы могут способствовать совершенствованию формирования экологических убеждений у учащихся VII класса общеобразовательной школы;

2) использование материалов исследования обеспечит совершенствование методики всего учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы и реализацию экологической компоненты учебно-воспитательного процесса;

3) основные положения диссертационного исследования могут быть использованы на курсах повышения квалификации учителей географии общеобразовательной школы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Структура и предметное содержание экологических убеждений как компонента научного мировоззрения в курсе «География материков и океанов» VII класса.

2. Организационно-педагогические условия формирования экологических убеждений у учащихся VII класса при изучении курса «Географии материков и океанов».

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические положения и результаты исследования заслушивались и обсуждались на:

1) районных методических объединениях учителей г. Москвы;

2) научно-практических конференциях, проходивших в период с 1995 по 2001 гг. в ИПК и ПРНО Московской области;

3) кафедре естественно-экологического образования ИПК и ПРНО МО.

Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы 1750 ЮАО г. Москвы. L.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Процесс формирования экологических убеждений как компонента научного мировоззрения у учащихся требует определения педагогических условий, при которых этот процесс будет наиболее успешным. Это должно решаться в комплексе с анализом современного состояния экологического образования в России, определением общей цели экологического образования и уточнением задач каждой учебной дисциплины с учётом социального заказа обществарассмотрением сущности, содержания и основных черт мировоззрения и категории «экологические убеждения" — определением характера обучения — выделение основных понятий, являющихся основой знаний, которые, в свою очередь, являются основой экологических убеждений, а также методов обучения, обеспечивающих данный процесс.

Общей конечной целью школьного образования как процесса является формирование у учащихся научного мировоззрения, а мировоззрение — это развивающаяся система разноаспектных убеждений субъекта исторического развития, предметным содержанием которых выступают ставшие нормой взгляды и обусловленные ими знания-выводы.

Структурой экологических убеждений являются следующие компоненты:

— знание как основа принятия решения;

— позитивное личностное отношение к этому знанию;

— потребность поступать в соответствии с имеющимися знаниями.

Экологизация образования требует рассмотрения в рамках всех учебных дисциплин средней школы необходимости оптимизации отношений общества и природы как комплексной проблемы науки и практики.

Экологический аспект оптимизации указанного взаимодействия имеет приоритетный и мировоззренческий характер, так как решает проблему выживания человечества и решает вопрос о месте человека в новых экологических условиях. Данный аспект изучает социальная экология — новая научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения и взаимосвязи человеческого общества с природной средой и разрабатывающая научные основы природопользования, которые предполагают охрану природы. В связи с этим определение экологических убеждений выглядит следующим образом: «Экологические убеждения — это совокупность взглядов и обусловленных ими знаний-выводов, предметным содержанием которых является межсистемная взаимосвязь общества и природы и её последствия, а также комплекс мер по оптимизации жизненной среды человека». При этом под оптимизацией жизненной среды понимается стремление к состоянию, наиболее близкому к динамическому равновесию, то есть сохранение природной и природно-антропогенной системы в каче-" ственно определённом состоянии в течение системно-характерного для неё времени.

Предметным содержанием экологических убеждений является предмет изучения социальной экологии, где основой знания является взаимоотношения между обществом и природой, а также изменения, которые происходят в обществе под воздействием качественных изменений состояния окружающей среды.

Для успешного формирования экологических убеждений как компонента научного мировоззрения в учебном процессе должна применяться методика убеждения, включающая следующие основные методы:

— информация;

— поиск;

— дискуссия;

— взаимное просвещение.

Критериями сформированности экологических убеждений являются:

— объем усвоенных экологических знаний;

— соотнесённость знаний с адекватной им системой ценностей и позицией личностиустойчивость убеждений как компонента научного мировоззрения;

— проявление экологических убеждений учащихся VII класса в конкретной ситуации.

Уровни сформированности экологических убеждений:

— низший (ориентировочный уровень). На этом уровне учащийся только начинает приобретать знания, которые не являются убеждениями;

— средний (оценочно-регулятивный уровень). Учащийся на этом уровне в достаточной степени владеет экологическими знаниями из области социальной экологии, у него сформированы устойчивые взгляды, но из-за отсутствия социI ального опыта он не всегда верно оценивает свои поступки ;

— высший (действенно-практический уровень). На этом уровне учащийся обладает высокой степенью осознанного отношения к действительности и умеет правильно выбирать направление своей деятельности.

Изучение научной литературы показывает, что подростковый возраст является наиболее благоприятным для формирования мировоззрения в целом и экологических убеждений в частности. При этом ведущей деятельностью подростка является учебная деятельность. Следовательно, наиболее успешным процесс формирования экологических убеждений у подростков будет в момент их обучения в школе при максимальной экологизации учебных дисциплин.

Организационно-педагогическими условиями формирования экологических убеждений как компонента научного мировоззрения являются следующие позиции:

— учёт возрастных познавательных особенностей подросткового возраста- -последовательное развитие и полнота раскрытия в три этапа основных географических понятий курса «География материков и океанов» VII класса общеобразовательной школы;

— применение методики убеждения на третьем этапе;

— взаимосвязь теоретических и практических видов педагогического воздействия на учащихся VII класса при формировании у них экологических убеждений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Т., Исляев Р. А. Закономерности и принципы размещения и территориальной организации общественного производства. — Л.: ЛФЭИ, 1987.-50 с.
  2. Г. П., Андреев Н. В. Факультативные курсы// Проверка знаний и умений учащихся по географии. Пособие для учителей/ Под ред. Л. М. Панчешниковой. М.: Просвещение, 1978. — С. 115−128.
  3. Г. П., Андреев Н. В., Голов В. П. Факультативные занятия по географии. М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
  4. М.Н. Комплексный подход к мировоззрению и его формирование// Проблема комплексного подхода к процессу воспитания. М.: НИИ ОП, 1980.-С. 94−109.
  5. М.Н. Основные черты коммунистического мировоззрения и пути его формирования// Проблемы формирования коммунистического мировоззрения. Минск: Нар. асвета, 1975. — С. 41−60.
  6. А.А. Социальная экология: наука, образование, культура// Экологические императивы устойчивого развития России. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. — С. 91−100.
  7. Е.К. От экологического воспитания к пониманию ноосферы// Сов. педагогика. 1988. — № 9. — С. 23−28.
  8. Антология мировой философии. В 4-х томах, т.1. М.: Мысль, 1969. 576 с.
  9. Антология мировой философии. В 4-х томах, т.2. М.: Мысль, 1970. -776 с.
  10. Аристотель. Риторика// Античные риторики. М.: Мысль, 1978. — С. 15−164.
  11. Аристотель. Сочинения. В 4-х томах, т.1. М.: Мысль, 1975. — 549 с.
  12. Аристотель. Сочинения. В 4-х томах, т.2. М.: Мысль, 1978. — 686 с.
  13. М.Г. Мировоззрение и условия его формирования. -Рига, Зинатие, 1977. 118 с.
  14. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  15. В.В. Место и роль убеждений в структуре мировоззрения студентов// Проблемы формирования научного мировоззрения студентов в процессе изучения общественных наук. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. — С. 131−134.
  16. Н.Н. Физическая география СССР: Учебник для неполной средней и средней школы. 5-е изд. Вып. 1. М.: Учпедгиз, 1939. — 104 с.
  17. А.С., Половинкин А. А. Физическая география: Учебник для 5 класса семилетней и средней школы. 18-е изд. M.-JI.: Учпедгиз, 1954. — 160 с.
  18. Г. А. Социоэкология наука о гармонизации взаимодействия между обществом и природой// Вопросы социоэкологии. — Львов, 1987. -С. 35−45.
  19. М.М. Из класса в природу: Хрестоматия по природоведению для старших групп школы 1-й ступени. 9-е изд. — М.- Л.: 1-я Образцовая тип. вМ, 1926.-281 с.
  20. Т.М., Бенькович Д. Л. Опорные конспекты в обучении географии: VII кл.: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1995. — 172 с.
  21. В.А. О методах формирования материалистических убеждений у школьников в процессе преподавания физики// Формирование коммунистических убеждений учащихся. Науч. труды, т. 178. Куйбышев, 1976. — С. 95−103.
  22. А.С., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса. М.: Наука, 1983. — 286 с.
  23. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  24. Большая советская энциклопедия. 3-е изд., т. 16. М.: Сов. энциклопедия, 1974.-615 с.
  25. Большой энциклопедический словарь. В 2-х томах, т.1. М.: Сов. энциклопедия, 1991 .- 862 с.
  26. Ю.Ф. Убеждённость и вера. М.: Знание, 1969.-31 с.
  27. Дж. С. Психология познания: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
  28. Ф. Сочинения. В 2-х томах, т.1. М.: Мысль, 1971. — 590 с.
  29. В. Общественное развитие и экология: взаимосвязь, противоречия, кризисы// Вопр. экономики. 1996. — № 2. — С. 12−25.
  30. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. — 360 с.
  31. З.Г. Формирование основ научных убеждений у старших подростков. Свердловск: Свердл. пед. ин-т., 1976. — 77 с.
  32. И.А., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной педагогике: Учебно-методическое пособие для студентов фак. пси-хол. гос. ун-тов. М.: Изд. МГУ, 1989. — 72 с.
  33. Л.С. Проблемы возрастной периодизации// Вопр. психологии. 1972. — № 2. — С. 114−123.
  34. Л.С. Собр. соч. В 6-ти томах, т.4. М.: Педагогика, 1984.- 433 с.
  35. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М.: Изд. МГУ, 1985.-45 с.
  36. П.Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Изд. МГУ, 1978. — 118 с.
  37. Р.Ф. Общая теория отношений общества с природой и глобальная экология// Философские проблемы глобальной экологии. М.: Наука, 1983.-С. 59−79.
  38. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4-х томах, т.З. М.: Искусство, 1969. — 621 с.
  39. И.П. Человек, общество и окружающая среда. М.: Мысль, 1973. — 439 с.
  40. Т.П., Ковалевская М. К., Панчешникова JI.M. Формирование мировоззрения учащихся средней школы в процессе обучения географии. М.: Педагогика, 1982. — 96 с.
  41. Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. М.: Наука, 1987.180 с.
  42. Э.В. Социальная экология: специфика ее проблемы и основные задачи развития// Вопросы социоэкологии: Материалы первой всесоюз. конф. «Пробл. социал. экологии» (Львов, 1−3 окт. 1986 г.). Львов, 1987. — С. 13−22.
  43. Глобальная экологическая проблема. -М.: Мысль, 1988. -204 с.
  44. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. и франц./ Сост. Л. И. Василенко, В.Е. Ермолова- вводн. ст. Ю. А. Шрейдера. М.: Прогресс, 1990. — 495 с.
  45. Т. Избранные произведения. В 2-х томах, т.1. М.: Мысль, 1964.-583 с.
  46. В.П. Изучение рельефа в курсе географии. М.: Просвещение, 1973.- 144 с.
  47. В.П. Как повысить эффективность обучения экологии// География в школе. 1996. — № 4. С.
  48. В.П. Самооборудование в школьной географии. М.: Просвещение, 1979.- 64 с.
  49. В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования. М.: Просвещение, 1987. — 222 с.
  50. В.П. Транспаранты в преподавании географии// География в школе. 1978. — № 2. — С. 48−52.
  51. В.П., Воробьёв А. Н. Экология Подмосковья: Концепция регионального экологического образования и программ учебного предмета для учащихся VIII-IX классов общеобразовательных школ Московской области. -М., 1977.-20 с.
  52. В.П., Прозоров Л. Д. Картины и таблицы в преподавании географии. М.: Просвещение, 1977. — 136 с.
  53. П.А. Д. Избранные антирелигиозные произведения. В 2-х томах, т.1. М.: Гаиз, 1934.-658 с.
  54. Гомер. Илиада. М.: Худ. лит., 1978. — 534 с.
  55. Горбунова-Посадова Е. Е. Наша Земля: Первоначальная наглядная география для детей, основанная на наблюдениях, опытах и работах. 4-е изд. -М.: Мосполиграф, 1923. 288 с.
  56. В.И. Некоторые аспекты формирования экологических убеждений// Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире. Коломна, 1997. — С.371.
  57. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-239 с.
  58. Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. М.: Гос. соц.-экон. изд., 1935. — 382 с.
  59. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология.-Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 480 с.
  60. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979. — 620 с.
  61. .И. О системе «личность»// Вопр. психологии. 1985. — № 7. — С. 36−45.
  62. И.В., Понурова Г. А. Методика преподавания географии. -М.: Моск. лицей, 1996. 191 с.
  63. А.А. Важнейшие идейно-методологические линии, осуществляемые в преподавании алгебры 8-летней школы// Вопросы оптимизации учебно-воспитательного процесса в сельской школе. Минск, 1980. — С. 7−14.
  64. C.C. Формирование научно-материалистических взглядов и убеждений у учащихся в процессе изучения основных законов химии. Минск, 1989. — 17 с.
  65. Задачи природоохранительного просвещения. М.: Знание, 1977.93 с.
  66. Р.А. Графическая наглядность в преподавании географии: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 109 с.
  67. Закон Российской Федерации об образовании// Вестник образования. 1996. № 7. -С. 3−57.
  68. Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. -М.: Изд-во МГУ, 1994. 144 с.
  69. В.И. Экологизация производства: сущность, содержание, факторы. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1989. — 144 с.
  70. А.Н. На экологической тропе. М.: Знание, 1986. — 77 с.
  71. А.Н. Школа и проблемы охраны природы. М.: Педагогика, 1981.- 184 с.
  72. А.Т., Зверева Е. Г. Экология: учебник для 7−9 кл. общеобразовательных школ. М.: Дом педагогики, 1999. — 336 с.
  73. И.Д. Разработка проблем экологического образования и воспитания школьников// Проблемы природоохранного образования и воспитания. -М.: Наука, 1982.-С. 111−118.
  74. И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  75. И.Д., Суравегина И. Т., Кучер Т. В. и др. Экологическое образование в школе. М., 1994. — 30 с.
  76. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. — 126 с.
  77. А.В., Рахманов Э. И. Формирование нравственной убеждённости у старшеклассников// Проблемы управления учебно-воспитательным процессом. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. — С. 174−187.
  78. Г. И., Добров А. С. География частей света и важнейших зарубежных стран: Учебник для 6 класса семилетней и средней школы. 17-е изд. -М.: Учпедгиз, 1955. 192 с.
  79. Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
  80. Д.Н. Природа: от охраны к заботе?// Знание — сила. -1990.- № 3. — С. 8−12.
  81. И. Сочинения. В 6-ти томах, т.З. М.: Мысль, 1964. — 799 с.
  82. Г. Н. Системный подход к экологическому образованию и воспитанию. Минск: Уншверсггэцкае, 1994. — 211 с.
  83. В.Ж. Индивидуальное и общественное сознание// Проблемы сознания. М., 1966. — С. 5−16.
  84. А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция: Доклад Рим. клуба М.: Прогресс — Панагея, 1991. — 339 с.
  85. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. — 201 с.
  86. А.К. Вера и знание// Социальная психология и философия. Вып.1. Л., 1973.-С. 132−145.
  87. В.Д. Социальная экология: Филос. аспекты. Л.: Наука, 1990.-212 с.
  88. .А., Метревели П. М. Уроки географии в 6 кл. М.: Просвещение, 1972.-271 с.
  89. П.В. В.И. Ленин и материалистическая диалектика. М.: Политиздат, 1969. — 194 с.
  90. В.А. Формирование понятий при изучении курса географии материков. М.: Просвещение, 1979. — 152 с.
  91. В.А., Душина И. В., Щенёв В. А. Методическое пособие по географии материков и океанов. М.: Просвещение, 1990. — 175 с.
  92. В.А., Душина И. В., Щенёв В. А. География материков и океанов: Учеб. Для 7 класса сред. шк. 3-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1993. -287 с.
  93. В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса: Учеб. Пособие для слушателей ФПК директоров школ и студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983. — 223 с.
  94. В.М. Введение в педагогику. М.: Издательство УРАО, 1999.-256 с.
  95. В.М. Проблемы методики убеждения// Сов. педагогика. -1973.- № 9.- С. 56−82.
  96. .И. Экология: будет ли хуже?// Фантастика и наука: Меж-дунар. ежегодник. Вып. 25. М., 1992. — С. 25−35.
  97. Краткий психологический словарь/ Ред. А. В. Петровский, М.Г. Яро-шевский. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  98. Критерии, методы и методики изучения и формирования отношений школьников к природе. Ставрополь, Пятигорск: ПГПИИЯ, 1988. — 201 с.
  99. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1976. 300 с.
  100. О.В., Герасимова Т. П. Материки и океаны: Учеб. для VII кл. общеобразоват. Учреждений. М., 2000. — 303 с.
  101. Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. М.: Просвещение, 1990. — 128 с.
  102. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  103. А.Н. Избр. псих. соч. В 2-х томах, т.1. М.: Педагогика, 1983. — 391 с.
  104. А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 575 с.
  105. И.Я. Понятийный состав проблемы формирования коммунистического мировоззрения учащихся// Проблемы формирования коммунистического мировоззрения учащихся 7−10 классов: Сб. научных трудов. Вып. 1.-М., 1973.-С. 5−30.
  106. И.Я. Процесс формирования коммунистического мировоззрения как педагогическая проблема// Процесс формирования коммунистического мировоззрения школьников. М., 1974. — С. 131−149.
  107. И.Я. Содержание и методы обучения в V VI классах вечерней (сменной) школы. — М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1963.- 392 с.
  108. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992.- 528 с.
  109. Логика научного исследования/ Отв ред. П. В. Копнин и М. В. Попович. М.: Наука, 1965. — 360 с.
  110. Н.М., Глазачев С. Н. Концепция устойчивого развития и экологическое образование: Вопросы методологии и теории// Экологическое образование: опыт России и Германии. М.: Горизонт, 1997. — С.38−51.
  111. Н.М., Суравегина И. Т. Экология: что должен знать и уметь школьник. М.: Шк. — Пресс, 1996. — 61 с.
  112. Н.М., Суравегина И. Т., Глазачев С. Н. Основы общей экологии. Федеральный учебник для старших классов общеобразовательной школы. М.: МДС, 1998. — 272 с.
  113. В.Н. Жизненная позиция личности. М.: Мысль, 1989.171 с.
  114. А.К. Психология обучения подростка. М.: Знание, 1975.- 64 с.
  115. Материалисты древней Греции. М.: Госполитиздат, 1955. — 239 с.
  116. Н.А. Проблемы учения и развития// Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1978. — С. 253−267.
  117. Н.А. Психологические закономерности формирования научного мировоззрения// Психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1981.-С. 306−319.
  118. Н.А. Психологические условия формирования научного мировоззрения// Формирование научного мировоззрения учащихся. М.: Педагогика, 1985. — С. 41−52.
  119. Методическое обеспечение мировоззренческой подготовки учащихся.-М., 1986.- 87 с.
  120. Методологические и теоретические проблемы формирования коммунистического мировоззрения школьников/ Под ред. Э. И. Моносзона, P.M. Роговой. М.: Педагогика, 1984. — 239 с.
  121. В.М. Экологическое воспитание в начальных классах. -Минск: Нар. асвета, 1987. 109 с.
  122. А.В. Содержание экологического образования будущего учителя. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1989. — 219 с.
  123. Н.Н. Мировое сообщество и судьба России. М.: ООО Юнисам, 1997.-272 с.
  124. Н.Н. Экология и образование. М.: .: ООО Юнисам, 1996. -192 с.
  125. JI.B. Экологическое образование: Исторический аспект. -Екатеринбург: Уникум, 1996. 109 с.
  126. В.М. Человек, мораль, воспитание. М.: Прогресс, 1975.163 с.
  127. Э.И. Проблемы формирования марксистско-ленинского мировоззрения школьников// Сов. педагогика. 1986. — № 4. — С. 57−62.
  128. Э.И. Проблемы теории и методики коммунистического воспитания школьников. М.: Педагогика, 1978. — 198 с.
  129. Э.И. Теоретические основы коммунистического воспитания школьников. М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
  130. Москвоведение: Экология Московского региона: Пособие для учащихся 8−9 кл. г. Москвы и Московской области. М.: Экопрос, 1995. — 207 с.
  131. В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношений к ней человека// Проблемы сознания. М., 1966. — С. 126−132.
  132. Общая психология. Учебн. для пед. институтов/Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1986. — 463 с.
  133. B.C. Мировоззрение как явление духовной жизни общества: Опыт анализа понятий. Ленинград: Изд — во ЛГУ, 1978. — 100 с.
  134. Н.Г. Дидактические основы формирования коммунистического мировоззрения старшеклассников. -Минск: Нар. асвета, 1979.- 208 с.
  135. С.И. Словарь русского языка/Под ред. док. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. 13-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1981. — 816 с.
  136. Л.Я. Развитие системы экологического образования// Экологическое просвещение: Образование, культура, международная жизнь (материалы семинара). М.: РОО ЦДРЭН «Оберег», 1999. — С. 7−9.
  137. Основы дидактики/ Под. ред. д-ра пед. наук проф. Б. П. Есипова. -М.: Просвещение, 1967. 472 с.
  138. Отношение школьников к природе/ Под. ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М.: Педагогика, 1988. — 127 с.
  139. Охрана природы в школе// Педагогическая энциклопедия/ Под ред. А. Г. Калашникова. В 3-х томах, т.1. М.: Работник просвещения, 1929. — С. 986−987.
  140. Л.М. Основы методики обучения экономической географии зарубежных стран. М.: Просвещение, 1975. — 200 с.
  141. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
  142. Перспективы// Вопр. образования. М., 1984. — № 1. — С. 5−12.
  143. Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. М.: Просвещение, 1991. — 100 с.
  144. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.- 659 с.
  145. . Речь и мышление ребёнка. М.-Л.: Гос. учеб.-педагогич. изд., 1932.- 412 с.
  146. Платон. Сочинения. В 2-х томах, т.2. М.: Мысль, 1970.- 611 с.
  147. Платон. Сочинения. В 3-х томах, т. З, 4.1. М.: Мысль, 1971. — 687 с.
  148. К.К. Психология религии. М.: Мысль, 1967. — 239 с.
  149. К.К. Система психологии и теории отражения. М.: Наука, 1982. — 309 с.
  150. Т.В., Ганова М. И. Мировоззрение и методология, их взаимосвязь, состав и структура// Вест. Моск. ун-та. Сер. Философия. 1979. -№ 1.-С. 3−13.
  151. С.Н. Формирование знаний о природном комплексе при изучении географии материков и океанов. Дисс. на соискание учёной степени канд. пед. наук. М., 1990. — 311 с.
  152. Принцип развития в психологии/ Под ред. Л. И. Анцыферовой. -М.: Наука, 1978.-368 с.
  153. Проблемы формирования экологической ответственности школьников. М.: АПН СССР, 1984. — 78 с.
  154. Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе. В 2-х частях, ч. 1. Таллин, 1980. — 224 с.
  155. Программно методические материалы: Экология. 5−11 кл. / Сост. В. Н. Кузнецов. — М.: Дрофа, 2000. — 224 с.
  156. Программы средней общеобразовательной школы. География. М.: Просвещение, 1990.- 45 с.
  157. Психологический словарь/ Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1983. — 447 с.
  158. И.Г. Преемственность системы формирования у учащихся фундаментальных физических понятий// Обучение физики как системный процесс. Куйбышев: КГПИ, 1985. — С. 35−43.
  159. В.А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия: Опыт философии педагогики. -М., 1996. 55 с.
  160. А.И. Анатомия научного знания. М.: Политиздат, 1969.204 с.
  161. А.В. Формирование научно-материалистических убеждений о закономерностях общественного развития у старших школьников (автореферат дисс. канд. пед. наук). М., 1972. — 18 с.
  162. В.Г. Философско-методологические аспекты исследования и разрешения проблемы антропогенной деятельности. Томск, 1987. — 207 с.
  163. Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. — 140 с.
  164. Н.Ф. Экология: Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М.: Журнал «Россия Молодая», 1994. — 367 с.
  165. P.M. Формирование коммунистического мировоззрения школьников. М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
  166. С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957.328 с.
  167. С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  168. .Ж. Педагогические сочинения. В 2-х томах, т.1. М.: Педагогика, 1981. — 653 с.
  169. М.В. Географическое образование в школе будущего// Сов. педагогика. 1988. — № 4. — С. 23−27.
  170. И.И. Учебно-наглядные пособия по географии. М.: Просвещение, 1975. — 223 с.
  171. Секст Эмпирик. Сочинения. В 2-х томах, т.2.- М.: Мысль, 1976.419 с.
  172. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. М.: Наука, 1977.-383 с.
  173. А.П. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс: Системный подход. Дисс. д-ра пед. наук. М., 1987.-37 с.
  174. А.П. Человек и природа: Формирование отношений. Ставрополь: Ставроп. Госпединститут, 1975. — 224 с.
  175. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.-205 с.
  176. М.Н. О школе будущего. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  177. Л.А. Убеждения как философская категория. Калинин, 1973.- 140 с.
  178. В.В. Античная философия. М.: Знание, 1958. — 48 с.
  179. С.С. Тенденция развития экологического воспитания школьников в процессе внеурочной деятельности: Автореферат дисс. канд. пед. наук. -М., 1987.- 18 с.
  180. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.303 с.
  181. Средства обучения: Информационно-методический сборник. М., 1993.-90 с.
  182. П.И. К вопросу о построении научной теории предмета политехнического обучения. М., 1967. — 17 с.
  183. А.А. Анализ категории «убеждение»// Философские науки. 1979.-№ 5.-С.11−22.
  184. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 286 с.
  185. Л.Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 576 с.
  186. К.Ф. География СССР: Учебник для 7−8 классов. М.: Учпедгиз, 1961. — 295 с.
  187. И.Т. Система экологического образования в школе: Концепция и модель// Экология, культура, образование. М., 1989. — С. 204−209.
  188. И.Т. Междисциплинарный характер экологических знаний// Сов. педагогика. 1984. — № 12. — С. 21−26.
  189. И.Т. Методическая система экологического образования// Сов. педагогика. 1988. — № 9. — С. 31−35.
  190. И.В. Теоретические и методологические проблемы формирования коммунистического мировоззрения учащихся в процессе обучения истории в старших классах. М.: Педагогика, 1979. — 135 с.
  191. И.В. О процессе формирования коммунистического мировоззрения учащихся в обучении// Процесс формирования коммунистического мировоззрения школьников. М., 1974. — С. 35−47.
  192. И.В. Формирование коммунистического мировоззрения у учащихся старших классов / Под ред. Э. И. Моносзона. М.: Педагогика, 1973. -92 с.
  193. В.П. Философия сознания. М.: Мысль, 1971. — 198 с.
  194. Я.С. Средства и методы педагогического воздействия. -М.: Знание, 1980.-94 с.
  195. Я.С., Провоторов В. П. Диагностические основы целе-полагания в образовании. М.: ИТО и П РАО, 1995. — 116 с.
  196. Э.А. Экологическое образование и воспитание учащихся в процессе обучения физики. М.: Просвещение, 1988. — 124 с.
  197. А.Д. Перспективы экоразвития . М.: Наука, 1990. — 269 с.
  198. А.Д. Стратегия устойчивого развития и переход к опережающему образованию: Вопросы методологии и теории// Экологическое образование: опыт России и Германии. М., 1997. — С.52−64.
  199. К.Д. Педагогические сочинения. В 6-ти томах, т.2. М.: Педагогика, 1988. — 492 с.
  200. Д.И. Психология становления личности. М.: Между-нар. пед. акад., 1994. — 192 с.
  201. Д.И. Трудный подросток. Душанбе: Ирфон, 1972.184 с.
  202. Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. М.: Педагогика, 1982. — 224 с.
  203. Д.И. Формирование личности ребёнка в подростковом возрасте. Душанбе: Дониш, 1973. — 138 с.
  204. В.Г., Гильманов Т. Г. Экология. М: Изд. МГУ., 1980.463 с.
  205. Философия Канта и современность. М.: Мысль, 1974.- 469 с.
  206. Философская энциклопедия. Т.З. М.: Наука, 1964, — 584 с.
  207. И.Г. Назначение человека. СПб., — 1913. — 200 с.
  208. Формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся в обучении географии/ Под ред. JI.M. Панчешниковой. М.: Просвещение, 1985.- 175 с.
  209. Формирование научного мировоззрения учащихся/ Под ред. Э. И. Моносзона. М.: Педагогика, 1985. — 231 с.
  210. Э. Иметь или быть?: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.- 330 с.
  211. С.С. На повестке дня природоохранительное образование// Вестник высшей школы. — 1978. — № 5. — С. 35−42.
  212. Г. И., Полис А. Ф. Социальные проблемы медицины. -М.: Медицина, 1968. 175 с.
  213. Цицерон. Сборник статей. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958.- 151 с.
  214. Н.М., Галушин В. М., Константинов В. М. Основы экологии: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. 2-е изд. М.: Просвещение, 1998.-239 с.
  215. С.В. География СССР: Учебник для 7 класса семилетней и средней школы. 15-е изд. М.: Учпедгиз, 1956. — 199 с.
  216. В.Э. Нравственная устойчивость личности. М.: Педагогика, 1981. — 208 с.
  217. А.Г. Социальная экология и экологическое воспитание: методические основы: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1992. — 101 с.
  218. Шеллинг Ф.В. И. Философия искусства. СПб: Алетейя, 1996.495 с.
  219. В.И. Философия, наука, мировоззрение// Диалектический материализм философская основа коммунистического мировоззрения. -Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1977. — С. 11−24.
  220. Н.В. Экологизация географии//Сов. педагогика. 1989. -№ 1.-С. 33−37.
  221. Н.В. О путях развития экологического образования// Сов. педагогика. 1983. — № 1. — С. 24−28.
  222. О. Человек, животные и растения: Начальное природоведение, изложенное с биологической точки зрения/ В переработке и с дополнениями А. Яхонтова. Кн. 1. М.: Гос. изд., 1923. — 219 с.
  223. О. Человек, животные и растения: Начальное природоведение, изложенное с биологической точки зрения/ В переработке и с дополнениями А. Яхонтова. Кн. 2. М.: Гос. изд., 1924. — 188 с.
  224. Г. М., Штракс М. Г. Диалектика формирования научных убеждений. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 168 с.
  225. Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М.: Педагогика, 1979. — 152 с.
  226. К.П. Мировоззрение и методы его формирования. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1989. — 212 с.
  227. В.А. Изложение нового материала на уроках географии. -Тула, 1957.- 11 с.
  228. В.А. Познавательные задачи природоохранительного содержания/ География в школе. 1978. — № 4. — С. 38−42.
  229. В.А. Приемы учебной работы учащихся в курсах физической географии: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. — 141 с.
  230. В.М. Об условиях оптимальной роли обучения в формировании коммунистического мировоззрения старшеклассников// Формирование коммунистического мировоззрения учащихся. М., 1975. — С. 137−145.
  231. Экологическое образование в школе: Концепция. М.: Моск. центр мажнац. и сравнит, образования, 1994. — 30 с.
  232. Экологическое и эстетическое воспитание школьников/ Под ред. Л. П. Печко. М.: Педагогика, 1984. — 135 с.
  233. Экологическое образование учащихся в процессе изучения географии: Методические рекомендации в помощь лекторам и методистам институтов усовершенствования учителей. М.: МП СССР, 1986. — 35 с.
  234. Экологическое образование школьников/ Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
  235. Г. Н. География материков и океанов VII кл.: Методическое пособие. СПб.: Паритет, 2001. — 252 с.
  236. Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте// Вопр. психологии. 1974. — № 4. — С. 6−20.
  237. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 301 с.
  238. Юм Д. Сочинения. В 2-х томах, т.1. М.: Мысль, 1966. — 847 с.
  239. И.С. Знание и мышление школьников. М., 1985.80 с.
  240. В.Г. Формирование научного мировоззрения и христианское сектантство. Алма-Ата: Казахстан, 1965. — 286 с.
  241. Glaeser В. Ecodevelopment as an Implementation of Human Ecology, Ecodevelopment (Concepts, Projects, Starategies). Pergamon Press, Oxford, 1986.
  242. Hall G.S. Adolescence: Its Psychology and Its Relations to Physiology, Antropology, Sociology, Sex, Crime, Religion and Education.- N. Y., 1922. V.1,2.
  243. Kohlberg L., Kramer R. Continuities and Discontinuities in Childhood and Adult Moral Development// Human Development. 1969. № 12.
  244. Lewin K. The field theory approach to adolescence// J.M. Siedman (ed.). The Book of Reading. N.Y., 1960.
Заполнить форму текущей работой