Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Головная боль напряжения у детей (клинико-психофизиологические варианты течения и применения в лечении электроэнцефалографической биологической обратной связи)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психотропные средства. из. группы транквилизаторов? >-и aHTHflenpeccaHTOBj эффективно применяемые у взрослых пациентов^не могут быть широко использованы в педиатрической практике ввиду возможности возникновения побочных, эффектов, не оправдывающих терапевтического-воздействия. Вариантом выбора в этой ситуации служат немедикаментозные методытерапии: Перспективным: направлением… Читать ещё >

Содержание

  • ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 13 1.1. Э1ТИДЕМИОЛОГИЯ ГОЛОВ1ЮЙ БОЛИ НАПРЯЖЕНИЯ (ГБН)
    • 1. 2. ЭШОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ГБН 16 1.3.КРИТЕРИИ ДИАГНОСТИКИ, КЛАССИФИКАЦИЯ №
  • КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГБН У ДЕТЕЙ 25 1.4 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ГБ
    • 1. 5. МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ГБН 32 1.6 ПРИНЦИП ЛЕЧЕБНОГО ЭФФЕКТА И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДА БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ (БОС)
    • 1. 7. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИК БОС В ЛЕЧЕНИИ ГБН
    • 1. 8. ОПЫТ КЛИНИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЧЕСКОЙ БОС ПО МОЩНОСТИ АЛЬФА-РИТМА
  • ГЛАВА II.
  • МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 2. 1. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 3. МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ
    • 2. 4. МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ
  • ГЛАВА III.
  • РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. КЛИНИКО-ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 5 7 ГРУППЫ
    • 3. 2. КЛРШИКО-ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ ТЕЧЕНИЯ ГБН
    • 3. 3. ДАННЫЕ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЭГ-БОС
    • 3. 5. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ
  • ГЛАВА IV.
  • ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
    • 4. 1. АНАЛИЗ ДАННЫХ КЛИНИКО-ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ 94 4.2. АНАЛИЗ ДАННЫХ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОСЛЕ ПРОВЕДЕННОГО ЛЕЧЕНИЯ

Головная боль напряжения у детей (клинико-психофизиологические варианты течения и применения в лечении электроэнцефалографической биологической обратной связи) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

Исследования, посвященные изучениюраспространенности и клиническим, характеристикам головных болей в детском возрасте* немногочисленны и разноречивы, что может бытьсвязано? с различиями, в выборе групп исследования и неоднозначнымподходом в интерпретации.

1 клиники головных болей [Pendino М., 1995]- Значительно затрудняют f: диагностику цефалгий у детей' и: сложности, которые испытывают дети, описывая? характер г головной боли. Однако, результаты многихэпидемиологических исследованийсвидетельствуют о преобладании в?

I структуреголовной боли вдетскомвозрасте ее психогенных: вариантов-. в.

I том числе головной боли напряжения^ (ГБН) [Mortimer Мet al., 1993;

S Gladstein J., 1996; Krasnik A., 1999; Lipton R. et al., 1999; Laurell K. et al., 2004].

I • • .

По данным литературы, частота ГБН у детей составляет от 36−8% [Юдельсон'.

I Я.Б., Рачин А. П., 2000] до 52,0% LLuka-Krausgrill U., 1997] и 72,8% [Вагеа.

L.M., 1996]. I.

Согласно определению МКБ-10 головная боль напряжения — это боль,. связанная с аффективными (тревожнымиш депрессивными) расстройствами-, разно выраженным напряжениеммышц скальпового апоневрозахарактеризующаяся тупыми,.давящими диффузными головными болямине являющаясяпроявлением инфекционных, травматических, онкологических и интоксикационных патологических процессов;

Большинством исследователей признается ведущая^ роль хронического стресса и психоэмоциональных нарушений в развитии головных болей напряжения [Боконжич Р., 1984;:Вёйн А. М^ и соавт., 1994; Martin P.R. et al., 1993; Abu-Arafeh II, 2001; Matta A.P. et al., 2003]: Результаты, исследования, психологического' статуса у детей и подростков^ страдающих ГБН, демонстрируют повышение у них уровня тревоги и депрессии [Черняк З.В., 1999; Роговина Е. Г., 2000; Рачин А. П., 2002;

Вшивкина Г. А., 2004; Маневич Т. М. и соавт., 2004; Guidetti V. et al., 1995; Jensen R. et al., 2000]. В патофизиологии ГБН по современным представлениям основное значение придаетсяизмененной реактивности структур лимбико-ретикулярного комплекса идисфункции эндогенных механизмов антиноцицептивного контроля [Исмагилов М. Ф: и соавт.,. 1995; Вейн А. М-,-1994; Ehde DlM (, Holm №. 1992; OlesenJ-, 1993; Jensen К., SandriniG., 1994; Jensen Rl, 2000].

B> соответствии с диагностическими критериямиМеждународного общества по изучению головной боли [The international classification of headache disorders, 2003] и МКБ — 10 ГБН характеризуется как диффузная, чаще двусторонняясимметричная? боль давящего, сжимающегонепульсирующего характера, слабош или умереннойинтенсивностине1 усиливающаясяпри физической? нагрузке. На высоте головной боли (в основном при хронической форме заболевания) возможно появление таких симптомовкак фотофобияфонофобия, анорексия или: тошнота— но" в отличие от мигренозных головных болейсопровождающие симптомы при: головной боли напряжения^ выражены неярко^ и редко бывают-представлены все вместе:

Особенностью клинической' картины ГБН в детском возрасте является более частое и интенсивное проявление сопровождающих симптомов. [Рачин А.П., 2002]. Характерные для этого заболевания-коморбидные расстройства, (синдромвегетативной дистопии идиссомния), по данным литературы, более ярко представлены у детейчем у взрослыхпациентов [Вейн А.М., 1997; Юдельсон ЯсБ-, Рачин А. П., 2002]. Необходимо также отметить, что многие пациенты, страдающие этим заболеванием, отмечают снижение памяти, нарушение вниманияснижение работоспособности и повышенную утомляемость, однако^ изучению" состояния когнитивных функций и выраженности астенического синдрома приГБН уделялось недостаточно внимания. Однойиз задач данного исследования являлось исследование клинического полиморфизма ГБН с учетом представленности психоэмоциональных нарушении, астенических проявлений и оценки уровня внимания и степени импульсивности. | Разработка эффективных методик леченияГБН остается в настоящее: время актуальной проблемой: Хотя ГБН не столь интенсивны, как.

I мигренозные, их устойчивость, часто приводящая" к выраженному снижению.

I работоспособности, значимому ухудшениюкачества жизни, трудности социальной адаптации личности и склонность этой патологии к хроническому течению, требует проведения адекватной терапии. Необходимость своевременного лечения обусловлена также высоким риском возникновения абузусной формы головной боли вследствие неконтролируемого приема анальгетических средств? у детей, страдающих этим: заболеванием [Рябус М.В., 1998; Юдельсон Я. Б-, 2002; Andrasik F., 2001].

Психотропные средства. из. группы транквилизаторов? >-и aHTHflenpeccaHTOBj эффективно применяемые у взрослых пациентов^не могут быть широко использованы в педиатрической практике ввиду возможности возникновения побочных, эффектов, не оправдывающих терапевтического-воздействия. Вариантом выбора в этой ситуации служат немедикаментозные методытерапии: Перспективным: направлением представляетсяметодика биологической обратной связи (БОС): Многочисленными исследованиями показан хороший клинический: эффект при применении электромиографической биологической обратной связи (ЭМГ-БОС) в терапии ГБН у различных групп пациентов [Рябус М.В. и соавт., 1999; Филатова Е. Г., 2000; Budzynsky Т., 1973; Arena K.J. et al., 1991; Arena J.G. et al., 1995; Barolin G: S., 1995; Cristianson A., 1995; Bussone G., 1998]. Однако, хотя результатымногих исследований продемонстрировали достаточно высокую клиническую эффективность ЭМГ-БОС в лечении ГБН, при анализе нейрофизиологических данных было показано, — что уровень взаимосвязи ЭМГ-активности и интенсивности головной боли весьма незначителен^ а редукцию головной боли после окончания лечения" невозможно объяснить.

I лишь уменьшением ЭМГ-активности [Abramowitz N. W., Bell S.I., 1985; Arena' j J. GBruno G. Mi, 1994; Rokicki L.A. et al., 2003].

Исходя из того^ что основополагающую роль в развитии ГБН играют 1 хроническийстресс и психоэмоциональные нарушения ^ детском возрасте,.

I преимущественно повышение уровня1 тревожности)* более патофизиологически обоснованной представляется другая методика БОС электроэнцефалографическая БОС по мощности альфа — ритма. | Многие исследователи сходятся во мнении, что состояние релаксации v связано прежде всего с альфа-ритмом [Шипош К., 1980; Wenck L.S. et al.,.

1996; Moore: N.C., 2000;: Rosenfeld J.P., 2000], a¦ повышенный уровень тревожности, как правило, коррелирует со снижением мощности альфа-ритма и повышением мощности бета-ритма [Березин Ф-Б., 1988; Василевский-{ Н.Н. и соавт., 1988]. Метод электроэнцефалографическойБОС, направленный на увеличение хмощности альфа-ритма, достаточно широко и | успешно используется в клинической: практикедля. лечениям неврозов Черниговская Н. В., 1978; Артемчук I1JI., 1979; Штарк М. Б., 1998; Пилина Г. С., 2000; Святогор И. А., 2000], гревожно-фобических расстройствI [Аверьянов Г. Г., 2001]. Анализу эффективности с. ЭЭГ-БОС по? мощности альфа-ритма в лечениш различных форм ГБНу детей посвящена* данная f работа.

Цель исследования.

J Изучение клинико-психофизиологических вариантов теченияг головной боли напряжения^ детей иоценкатерапевтической эффективности.

I методики электроэнцефалографической биологической обратной^ связи по.

9 ¦ мощности альфа-ритма в лечении головной боли напряжения у детей.

I Задачи исследования.

I 1. Изучить клинические и психологические особенности теченияголовной боли напряжения у детей и обосновать выделение различных.

1 вариантов течения головной боли напряжения у детей. л h I л.

I. f ¦ 1 f 2: Изучить электрофизиологические характеристики различных.

1 вариантов головной* боли напряжения у детей.

3. Обосновать возможность примененияэлектроэнцефалографической' биологической обратной связи по мощности альфа ритма в лечении головной | боли напряжения у детей;

4. Исследовать эффективность методики электроэнцефалографической биологической обратной связи при различных формах! головной! боли напряжения:

Положения, выносимые на защиту 1. При оценке клинических: данных у детей, страдающих головными? болями напряжения, необходимоучитывать особенности— психологического статуса (выраженность астенического синдрома, и уровень тревожности).

21 Возможно выделение двух вариантов течения головных болеш напряжения у детей: астенического и неврозоподобного, отличающихся как по клиническим, так. и по нейрофизиологическим и психологическим признакам;

3. Электроэнцефалографическая биологическая обратная связь по мощностиальфа-ритмам является эффективным методом леченияголовной боли напряжения у детей.

4. Большая эффективность методики электроэнцефалографической биологической обратной связи по мощности альфа-ритма отмечается при частой головной боли напряжения и при неврозоподобномварианте течения, заболевания.

Научная новизна работы Результаты комплексного^ обследования детей, страдающих головной болью? напряжения-, включающего, неврологическое, нейрофизиологическое, психологическоеи психофизиологическое исследованияпозволили выделить два варианта течения заболевания: астенический и неврозоподобный. f Впервые в клинической практике длялеченияголовной? боли I.

I напряжения у детей применялась методика?, электроэнцефалографической.

I биологической обратной связипо мощности альфа-ритмаС помощью системы* объективных критериев-. включающей ряд клинических,.

I нейрофизиологических и психологических показателейобосновано;

I клиническое применение этой методики и проведена сравнительная, оценка эффективности электроэнцефалографической биологической обратной связи для различных вариантов головной-боли-напряжения:

Практическая значимость работы: у Полученные в ходе данного исследования, результаты, показали Л ' клиническую* неоднородность головной? болинапряжения у детей и, соответственно^ необходимость, дифференцированной терапииразличных: вариантов! течения? заболевания: Комплексное клинико.

I психофизиологическое: обследование, применяемое в данной? работе;

I позволяет более точно охарактеризовать, состояние: детейдля: оптимизации дальнейшей лечебной тактики и осуществлять контроль эффективности f проводимого лечения.

I Анализ результатов исследования, динамики: состояния, детей, страдающих головной болыо напряжения, после курса электроэнцефалографической биологической обратной связи по мощности альфа-ритмашозволяет обоснованно рекомендовать этот метод: лечения" для использованиям в" работе неврологических клиник, консультативно-диагностических центров и детских поликлиник. Внедрение в практику Представленные в работе материалывнедрены в: клиническую практику в Институте мозга человека РАН, а также используются в учебном | процессе на кафедре психоневрологии ФПП и ПК СПбГПМА.

По материалам диссертации опубликовано 9 печатных работ.

I Материалы диссертации доложены на' конференции: «Нейроиммунология» i.

Санкт-Петербург, 2004), заседаниях секции детской неврологии ассоциации неврологов Санкт-Петербурга в 2004 и 2005 году.

Объем и структура диссертации Диссертация изложена на 138 страницах машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, материалов и методов исследования, полученных результатов, обсуждения полученных результатов, выводов, заключения и списка литературы. Работа содержит 4 диаграммы и 34 таблицы.

Список литературы

включает 214 источников (99 отечественных и 115 иностранных).

Выводы.

1. В результате данного исследования удалось выделить два варианта течения головной боли напряжения у детей. Первый вариант характеризуется преобладанием в клинической картине астенической симптоматики (астенический вариант), второй — доминированием симптомов характерных для невротических расстройств (неврозоподобный вариант).

2. Каждому варианту течения головной боли напряжения соответствует определенный тип изменений на электроэнцефалограмме. Первый тип характеризуется угнетением альфа-ритма и определяется в группе с астеническим вариантом головной боли напряжения, второй тип характеризуется относительно сниженными значениями альфа-ритма с увеличением мощности низкочастотного бета-ритма и определяется в группе с неврозоподобным вариантом головной боли напряжения.

3. Применение метода электроэнцефалографической биологической обратной связи по мощности альфа-ритма характеризуется высокой7 эффективностью при лечении головной боли напряжения у детей, причем клинический результат сопровождается перестройкой ритмической структуры электроэнцефалограммы.

4. Более высокая эффективность методики электроэнцефалографической биологической обратной связи отмечается при неврозоподобном варианте течения заболевания.

Практические рекомендации.

1. При клинической оценке больных, страдающих головной болью напряжения, рекомендуется учитывать выраженность астенического синдрома и уровень тревожности и определять вариант течения заболевания (астенический или неврозоподобный) и учитывать его при выборе лечебной тактики.

2. Рекомендуется использование электроэнцефалографической биологической обратной связи по мощности альфа-ритма в лечении головной боли напряжения у детей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой