Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Состояние здоровья и качество жизни детей, посещающих детские дошкольные образовательные учреждения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По мнению A.A. Звягина, A.C. Блиновой, A.B. Почивалова (2005), в основе ухудшения здоровья детей лежит комплекс социально-экономических причин, среди которых не последнюю роль играют несовершенство существующей системы медицинского обследования детей и подростковухудшение качества питания- «техногенные перегрузки» в результате промышленного загрязнения окружающей средыуменьшение объема… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КАЧЕСТВЕ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ, СВЯЗАННОМ СО ЗДОРОВЬЕМ (обзор литературы)
    • 1. 1. Комплексная оценка состояния здоровья детей
    • 1. 2. Методологические подходы к изучению качества жизни в медицине
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ, МЕДИКО СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДЕТСКИЕ ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА ОРЕНБУРГА
    • 3. 1. Состояние здоровья детей дошкольного возраста
    • 3. 2. Медико-социальные условия жизни семей, воспитывающих детей дошкольного возраста
    • 3. 3. Качество жизни детей дошкольного возраста
  • ГЛАВА 4. ВЛИЯНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДЕТСКИЕ ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА ОРЕНБУРГА
  • ГЛАВА 5. ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
  • ВЫВОДЫ

Состояние здоровья и качество жизни детей, посещающих детские дошкольные образовательные учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Хорошее состояние здоровья, начиная с внутриутробного развития до подросткового и юношеского возраста, является одним из источников успешного социального и экономического развития каждой страны (Европейская стратегия «Здоровье и развитие детей и подростков», 2005).

В нашей стране отмечаются неблагоприятные демографические процессы, которые сопровождаются резким ухудшением здоровья детского населения. Так, общая заболеваемость детей всех возрастов (до 17 лет включительно) ежегодно увеличивается на 5 — 6%. Отмечается преимущественный рост хронической патологии, доля которой в структуре всех нарушений здоровья достигает 30 — 32% (Резолюция XII Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии», 2008). Установлено, что за последние годы у детей всех возрастных групп частота болезней костно-мышечной системы увеличилась на 80%, мочеполовой — на 90%, нервной системы и органов чувств — на 35%, системы кровообращения — на 56%, болезней крови и кроветворных органовна 123%), болезней эндокринной системы — на 90% (Баранов A.A., Щербаков П. Л., 2002).

Состояние здоровья детей формируется в результате сложного взаимодействия биологических и социальных факторов. Следует отметить, что чувствительность детей к внешнесредовым воздействиям наибольшая в периоды 2−3, 5−6 и 12−15 лет. На других возрастных отрезках онтогенеза преобладает генетическая детерминация (Кучма В.Р., Сухарева JIM., 2007).

По мнению A.A. Звягина, A.C. Блиновой, A.B. Почивалова (2005), в основе ухудшения здоровья детей лежит комплекс социально-экономических причин, среди которых не последнюю роль играют несовершенство существующей системы медицинского обследования детей и подростковухудшение качества питания- «техногенные перегрузки» в результате промышленного загрязнения окружающей средыуменьшение объема профилактических программ в амбулаторном звене здравоохранениярост стрессовых ситуаций в повседневной жизнинесовершенство системы психолого-педагогической поддержки школьников и детей дошкольного и раннего возраста из социально-неблагополучных семейотсутствие эффективных образовательных программ, направленных на формирование у детей культуры здоровья и способствующих их гармоничному развитию.

В подобной ситуации негативному влиянию подвергается не только физическая, но и психологическая, эмоциональная, социальная составляющие здоровья (Баранов A.A., Альбицкий В. Ю., Винярская И. В., 2007). Однако в настоящее время в основном уделяется внимание оценке состояния здоровья детей без учета их социального и духовного благополучия.

По мнению Т. М. Максимовой, В. Б. Белова, Н. П. Лушкиной и соавторов (2008), метод распределения по группам здоровья не является строго объективной характеристикой, так как подходы к отнесению ребенка к определенной группе здоровья неустойчивы, и до сих пор нет четких критериев, характеризующих ту или другую группу здоровья.

Исследование качества жизни позволяет получить информацию о влиянии здоровья или нездоровья на физическое, эмоциональное и социальное благополучие, а также дает представление об индивидуальной реакции ребенка на болезнь и лечение (Bullinger М., Ravens-Sieberer U., 1998; French D.J., Carroll A., Christie M.J., 1998; Landgraf J.M., Abetz L., Ware J.E., 1999; Varni J.W., Seid M., Kurtin P. S., 2001).

Работы отечественных авторов, посвященные изучению индивидуального здоровья и качества жизни детей дошкольного возраста, немногочисленны (Винярская И.В., 2008; Курмаева Е. А., 2008). Подобные исследования в городе Оренбурге не проводились. Отсутствуют работы, отражающие возрастно-половые, региональные особенности качества жизни, влияние состояния здоровья и медико-социальных условий на параметры качества жизни детей дошкольного возраста.

Цель исследования: научно обосновать возможность использования показателя качества жизни как дополнительного критерия оценки здоровья детей дошкольного возраста. Задачи исследования:

1. Дать характеристику состояния здоровья детей, посещающих детские дошкольные образовательные учреждения г. Оренбурга.

2. Изучить медико-социальные условия жизни семей, воспитывающих детей дошкольного возраста.

3. Оценить качество жизни детей, посещающих детские дошкольные образовательные учреждения.

4. Выявить взаимосвязи между показателями качества жизни, состоянием здоровья и медико-социальными условиями проживания детей дошкольного возраста и установить вклад медико-биологических и социальных факторов в оценку показателя качества жизни.

Научная новизна.

Установлены особенности состояния здоровья детей, посещающих детские дошкольные образовательные учреждения г. Оренбурга: у подавляющего большинства имеются сочетанные морфофункциональные отклонения различных систем органов, количество которых существенно увеличивается к пятилетнему возрасту.

Впервые с помощью русскоязычной версии международного педиатрического опросника Ре (ЬС>Ь дана оценка качества жизни детей 3−7 лет, посещающих детские дошкольные образовательные учреждения города Оренбурга. Получены новые данные об особенностях качества жизни детей 3 — 4 и 5 — 7 лет. Выявлены разногласия в оценке параметров качества жизни между самими детьми 5−7 лет и их родителями, а также завышение оценки качества жизни родителями детей.

Показано, что для детей, посещающих детские дошкольные образовательные учреждения, не характерна зависимость качества жизни от группы здоровья. Установлена значимость вклада различных медикобиологических и социальных факторов в ухудшение параметров качества жизни детей дошкольного возраста. Доказана целесообразность использования показателя качества жизни как дополнительного критерия оценки состояния здоровья детей дошкольного возраста.

Практическая значимость работы.

Полученные данные о качестве жизни детей дошкольного возраста могут быть использованы в работе детских лечебно-профилактических учреждений, в том числе при проведении скрининговых обследований и дальнейших научных исследований. Использование показателя качества жизни будет способствовать адекватной оценке состояния здоровья дошкольников и оптимизации оказания им медицинской помощи. Результаты изучения условий и образа жизни следует учитывать для осуществления адресного медико-социального патронажа семей, воспитывающих детей дошкольного возраста.

Внедрение результатов исследования в практику.

Теоретические положения и практические рекомендации включены в лекционный курс и практические занятия на кафедре общественного здоровья и здравоохранения ФППС ГОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия Росздрава» (акт внедрения от 7 мая 2010 г.).

Материалы диссертации используются при оказании медико-профилактической помощи детям в детских дошкольных образовательных учреждениях, обслуживаемых детскими поликлиниками ММУЗ «Муниципальная детская городская клиническая больница» (акт внедрения от 17 мая 2010 г.), ММУЗ «Муниципальная городская клиническая больница № 6» г. Оренбурга (акт внедрения от 17 мая 2010 г.).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Определены особенности состояния здоровья и качества жизни детей 3 — 4 и 5−7 лет, посещающих детские дошкольные образовательные учреждения города Оренбурга.

2. Показана неодинаковая степень негативного влияния различных медико-биологических и социальных факторов на качество жизни детей.

3. Обоснована возможность использования показателя качества жизни как дополнительного критерия оценки состояния здоровья детей дошкольного возраста.

Апробация работы.

Основные положения диссертационной работы доложены и обсуждены на XII Конгрессе педиатров России (Москва, 2008) — Региональной конференции молодых учёных и специалистов Оренбургской области (Оренбург, 2009, 2010) — IX Всероссийской ежегодной научно-практической конференции врачей «Актуальные вопросы военной и практической медицины» (Оренбург, 2009) — совместном заседании проблемных комиссий по специальностям: «педиатрия» — 14.01.08, «общественное здоровье и здравоохранение» — 14.02.03 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (Оренбург, 2010).

Публикации.

По теме научного исследования опубликовано 15 печатных работ, в том числе 3 статьи в журналах, включённых в перечень периодических изданий, рекомендуемых ВАК РФ.

Объем и структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, обсуждения полученных данных, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Текст диссертации изложен на 120 страницах, содержит 17 таблиц, И рисунков. Библиографический указатель включает 248 источников, из которых 200 опубликовано в отечественных и 48 в зарубежных изданиях.

ВЫВОДЫ.

1. По результатам комплексной оценки состояния здоровья детей 3−7 лет, посещающих детские дошкольные образовательные учреждения, распределение по группам здоровья было следующим: I группа — 7,0%, II группа — 80,5%, III группа — 12,3%, IV группа — 0,2%. По данным профилактических медицинских осмотров детей дошкольного возраста преобладали классы болезней органов пищеварения (26,7 — 48,1%), кровообращения (22,8 — 36,7%) и дыхания (13,0 — 24,0%).

2. Установлены медико-социальные особенности семей, воспитывающих детей дошкольного возраста: наиболее частым неудовлетворительным показателем был низкий материальный достаток (53,6% семей), значительно реже — неблагоприятные жилищные условия (28,7% семей), неудовлетворительный психологический микроклимат (19,1% семей), злоупотребление алкоголем (в 2,2% случаев) — полностью благополучными оказались 30,7% семей.

3. Родители оценили все аспекты качества жизни, кроме эмоционального функционирования, несколько выше у детей младшей возрастной подгруппы, чем старшей. Дошкольники 5 — 7 лет оценили параметры всех шкал качества жизни, кроме ролевого функционирования, достоверно ниже, чем их родители. Завышение качества жизни родителями свидетельствует о том, что они недостаточно осведомлены об основных аспектах функционирования детей.

4. У детей 3−4 лет и 5 — 7 лет не было выявлено различий в параметрах качества жизни в зависимости от группы здоровья. Установлено значимое негативное влияние на качество жизни детей дошкольного возраста морфофункциональных отклонений органов пищеварения, дыхания и сниженной резистентности организма, причем наибольший вклад в отдельные параметры качества жизни вносят сниженная резистентность организма (5,0 — 11,0%), тубинфицирование (11,0%) и морфофункциональные отклонения пищеварительной системы (5,0 — 7,0%).

5. Социальные условия жизни семьи существенно не влияли на оценку качества жизни дошкольников, только злоупотребление в семье алкоголем оказывало достоверное влияние на качество жизни детей 3 — 4 лет. Кроме того, у детей этого возраста отмечено отрицательное влияние на все аспекты качества жизни (колебания вклада от 4,0% до 14,3%) сочетаний двух неудовлетворительных социальных показателей (общий вклад 7,5%). На фоне неблагополучных социальных условий среды неблагоприятные медико-биологические факторы способствуют существенному ухудшению качества жизни детей.

6. Негативное влияние морфофункциональных отклонений и хронических заболеваний на различные аспекты качества жизни свидетельствует о целесообразности использования показателя качества жизни как дополнительного критерия для адекватной оценки состояния здоровья детей дошкольного возраста.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Рекомендуется использовать для оценки качества жизни дошкольников международные педиатрические инструменты, отражающие возрастную специфику компонентов качества жизни и обладающие удовлетворительными психометрическими свойствами.

2. Необходимо учитывать показатель «качество жизни» для оценки состояния здоровья и проводить дальнейшее исследование качества жизни для включения его в комплексную оценку состояния здоровья детей.

3. Следует использовать оценку качества жизни при проведении мониторинга в качестве скрининговой методики.

4. Необходимо разрабатывать региональные возрастные популяционные нормы аспектов качества жизни детей.

5. Целесообразно обучать врачей и студентов средних специальных и высших учебных заведений методологии оценки и практического использования показателя «качество жизни» в педиатрии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.A., Баевский P.M., Берсенева А. П. Проблемы адаптации и учение о здоровье: учебное пособие. — М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2006. 284 с.
  2. Т.А., Зайцев В. П. Исследование качества жизни больных гипертонической болезнью // Кардиология. 1989. — № 9 — С. 43 — 46.
  3. В.Ю. Образ жизни и состояние здоровья детей дошкольного возраста // Здравоохранение Российской Федерации.-1985.—№ 12.-С. 12−15.
  4. В.Ю., Баранов A.A. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1986. — 184 с.
  5. В.Ю., Винярская И. В. Возможности использования критериев качества жизни для оценки состояния здоровья детей // Российский педиатрический журнал. 2007. — № 5. — С. 54 — 56.
  6. В.Ю., Гурылева М. Э., Добровольская М. Л., Хузиева Л. В. Качество жизни медицинских работников // Здравоохранение Российской Федерации. 2003. — № 3. — С. 35 — 38.
  7. Е.И., Мусина Б. К. Патогенетические основы врачебной тактики оздоровления часто болеющих детей, посещающих дошкольные учреждения // Педиатрия. — 1990. № 9. — С. 63 — 67.
  8. JI.O., Заваденко H.H., Успенская Т. Ю. Синдром дефицита внимания у детей // Обзор психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. Санкт — Петербург, 1993. — № 3. — С. 74 — 90.
  9. А.Т. Состояние здоровья и качество жизни детей подросткового возраста в Республике Башкортостан: автореф. дис.. канд. мед. наук. Электронный ресурс. М., 2008. — Доступ: http: // www. nczd. га/ baiturina 1 — 2. htm.
  10. A.T., Баширова Г. И., Гатиятуллина Л. Р., Малиевский В. А. Качество жизни детей как критерий оценки школьного функционирования // Справочник педиатра. 2008. — № 11. — С. 60 — 61.
  11. А.Т., Гатиятуллина Л. Р., Малиевский В. А., Валиуллина С. А., Винярская И. В., Черников В. В. Влияние медико-биологических и социально-гигиенических факторов на качество жизни детей // Справочник педиатра.- 2008. -№ 11.-С. 61 -62.
  12. Л.П. Роль ДОУ в формировании здоровья населения: дис.. докт. мед. наук. Челябинск, 2007. — 385 с.
  13. Л.П. Состояние здоровья детей дошкольных учреждений в связи с условиями их жизни и воспитания // Актуальные проблемы медицинской науки и профессионального образования: труды научной сессии. Челябинск, 2000. — С. 109 — 111.
  14. A.A. Состояние здоровья детей и задачи Союза педиатров в России // Педиатрия. 1995. — № 4. — С. 7 — 11.
  15. A.A. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения // Российский педиатрический журнал. 1998. -№ 1. — С. 5 — 8.
  16. A.A. Проблемы роста и развития здорового ребенка, теоретические и научно-практические проблемы // Российский педиатрический журнал. 1999. — № 2. — С. 4 — 6.
  17. A.A. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты // Педиатрия. 1999. — № 3. — С. 4 — 6.
  18. A.A., Щербаков П. Л. Актуальные вопросы детской гастроэнтерологии // Вопросы современной педиатрии. 2002. — Том 1, № 1.-С. 12−16.
  19. A.A., Альбицкий В. Ю. Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки. М.: Издательский Дом «Династия», 2003.-512 с.
  20. A.A., Кучма Л. М., Сухарева Л. М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах. — М.: Издательский Дом «Династия», 2004. 168 с.
  21. A.A., Альбицкий В. Ю., Валиуллина С. А., Винярская И. В. Изучение качества жизни детей важнейшая задача современной педиатрии // Российский педиатрический журнал. — 2005. — № 5. — С. 30−34.
  22. A.A., Альбицкий В. Ю., Винярская И. В. Изучение качества жизни в медицине и педиатрии // Вопросы современной педиатрии. 2005. — Том 4, № 2.-С. 7- 12.
  23. A.A., Щеплягина Л. А. Фундаментальные и прикладные проблемы педиатрии на современном этапе // Российский педиатрический журнал. —2005.-№ 3.-С. 4−7.
  24. A.A., Потапов A.C., Дублина Е. С., Комарова Е. В. Оценка качества жизни новый инструмент комплексного обследования гастроэнтерологического больного // Вопросы современной педиатрии.2006. Том 5, № 2. — С. 38 — 43.
  25. A.A., Альбицкий В. Ю., Винярская И. В., Валиуллина С. А. Итоги, задачи и перспективы изучения качества жизни в отечественной педиатрии // Вопросы современной педиатрии. 2007. — Том 6, № 3. — С. 6 — 8.
  26. Л.Ф., Зутлер A.C., Усольцев А. Н., Рязанова Л. Л., Омельченко Н. Ф. Влияние некоторых биологических и социальных факторов на заболеваемость детей дошкольного возраста // Гигиена и санитария. — 1986.-№ 3,-С. 35 -37.
  27. Н.О. Психомоторное развитие современных дошкольников // Российский педиатрический журнал. — 2009. — № 2. — С. 53 54.
  28. В.Н., Масловский-Мстиславский П.С. Качество жизни: концепция и измерение. Всероссийский центр уровня жизни. — М., 1998. — 20 с.
  29. И.Е., Салова М. Н., Жданова Л. А. Особенности реабилитации часто болеющих детей с учетом типа психосоматической конституции // Справочник педиатра. 2008. — № 11. — С. 5 — 17.
  30. .В., Крянев Ю. В., Кузнецов М. Л. Системная целостность качества жизни // Стандарты и качество. 1999. — № 5. — С. 24 — 26.
  31. Боровиков В.П. STATISTICA: искусство анализа данных на компьютере. Для профессионалов. СПб.: Питер, 2001. — 656 с.
  32. В.В. Актуальные аспекты частой респираторной заболеваемости и обзор информации // Обзор информации НПО «Союзмединфо». 1986. — Вып. 3. — 36 с.
  33. В.П., Перевощикова Н. К., Гаращенко Т. И., Ризо A.A., НечаеваИА Современные возможности программы оздоровления детей в условиях дошкольных образовательных учреждений // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2002. — № 6. — С. 52 — 54.
  34. С.А., Винярская И. В., Митраков A.B., Черников В. В. Оценка качества жизни московских школьников // Тихоокеанский медицинский журнал. 2005. — № 3. — С. 32−33.
  35. Ю.Е. Проблемы охраны здоровья детей России (доклад на Конгрессе педиатров России, февраль, 1999) // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2000. — № 1. — С. 5 — 9.
  36. Т.И., Кузьменкова И. К., Кот Т.И. Заболеваемость детей, посещающих ДДУ // Здравоохранение Белоруссии. -1988.-№ 11.-С. 41 -44.
  37. Н.Г. Влияние социально-биологических факторов на заболеваемость детей первых 7 лет жизни // Советское здравоохранение. — 1980.-№ 5.-С. 34−37.
  38. И.В. Изучение качества жизни у детей // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2006. — № 3. — С. 28 — 31.
  39. Возраст и пол населения города Оренбурга на 1 января 2008 года: Экспресс-информация / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области.-0ренбург, 2008.-4с.
  40. И.М. Здоровье и нездоровье ребенка как основа профессионального мировоззрения и повседневной практики детского врача // Российский педиатрический журнал. — 1999. — № 2. — С. 6 13.
  41. И.М., Шаповалов В. В., Иориш А. Е., Иванова Т. И., Миронова JLR, Рожнов М.Д. Значение компьютерных технологий в профилактической педиатрии // Российский вестник перинатологии и педиатрии. -1999.—№ 4.— С. 7- 13.
  42. Врач детского дошкольного образовательного учреждения: практическое руководство / Н. Л. Черная, В. М. Ганузин, Г. В. Мелехова, Л. Н. Старунова,
  43. Г. С. Ганузина, E.B. Шубина, Г. С. Маскова, О.Б. Дадаева- под ред. H.JI. Черной. Ростов на Дону: Феникс, 2007. — 416 с.
  44. С.Р., Орлов В. А. Оценка качества жизни больных ревматическими митральными пороками сердца: методические подходы // Кардиология. 1992. — № 6. — С. 49−53.
  45. О.П., Закоркина H.A., Лопушанский В. Г., Блинова Е. Г. Формирование хронических заболеваний у подростков // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2005. -№ 6.— С. 16−18.
  46. В.И. Качество жизни детей, перенесших неотложные хирургические операции и реанимацию в периоде новорожденности: дис.. докт. мед. наук. СПб., 1996. — 339 с.
  47. .Ю., Копытько М. В. Особенности организации питания детей дошкольного возраста // Российский педиатрический журнал. -2009.-№ 2.— С. 54 57.
  48. Л.Г., Романцов М. Г., Грудинин М. П. Безопасная патогенетическая терапия и качество жизни детей, больных вирусным гепатитом // Врач. 2002. — № 10. — С. 42 — 43.
  49. В. Л. Динамика развития детей дошкольного возраста Красноярска // Гигиена и санитария. 2002. — № 3. — С. 48 — 49.
  50. С.М. Социально-гигиенический аспект оценки состояния здоровья детей и подростков // Вестник Академии медицинских наук СССР. 1984. — № 4. — С. 75 — 80.
  51. С.М. О критериях оценки состояния здоровья детей и подростков // Вестник Академии Медицинских Наук СССР. 1981. — № 1. — С. 29 — 34.
  52. М.Э., Журавлева М. В., Алеева Г. Н. Критерии качества жизни в медицине и кардиологии // Русский медицинский журнал. 2006. — Том 14, № 10.-С. 761 -763.
  53. Ф.Ф., Лысенко А. И., Яруллин А. Х. Влияние факторов окружающей среды на физическое развитие детей дошкольного возраста // Гигиена и санитария. 2001. — № 6. — С. 49 — 52.
  54. К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. -М.: Медицина, 1983. 155 с.
  55. В.А., Макарова З. С. Многофакторная оценка состояния здоровья детей раннего возраста // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2006. — № 6. — С. 30 — 37.
  56. Дошкольные образовательные учреждения Оренбургской области за 2007 год: статистический бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. -Оренбург, 2008.-31 с.
  57. С.Н. Обоснование системы мероприятий по оздоровлению и реабилитации детей в дошкольных образовательных учреждениях на территориях экологического риска: автореф. дис.. канд. мед. наук-Нижний Новгород, 2001. 24 с.
  58. Ю.В. Многофакторное прогнозирование состояния здоровья детей дошкольного возраста: дис.. канд. мед. наук. Ставрополь, 2004. -166 с.
  59. Н.Б., Морозова М. А., Андрусенко М. П. Психометрический метод — не только для экспериментов // Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова.-2001.-Том 101, № 1. С. 37 — 40.
  60. E.JI. Психофизиология и качество жизни у детей 8—14 лет, страдающих бронхиальной астмой: автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 2000. — 22 с.
  61. Е.Г. Заболеваемость детей в дошкольных учреждениях и пути ее снижения // Здравоохранение Российской Федерации. — 1990. — № 11. — С. 14−18.
  62. H.H. Школьная дизадаптация в педиатрической практике // Лечащий врач. 2005. — № 1. — С. 22 — 27.
  63. Л. Статистическое оценивание. М.: Статистика, 1976. — 598 с.
  64. Здоровье, развитие, личность. / Под ред. Т. Н. Сердюковской, Д. Н. Крылова, У. Клайнпетер. -М.: Медицина, 1990. — 332 с.
  65. К. Факторный анализ. М.: Статистика, 1980. — 398 с.
  66. Р.К. Состояние здоровья матерей и детей в Российской Федерации // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1994.-№ 2.-С. 6−15.
  67. И.Н., Прокопенко Ю. И., Ильин В. П., Заикин Е. В. Результаты изучения эколого-зависимых отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста // Педиатрия. 1999. — № 3. — С. 88 — 93.
  68. Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ. Система ГАРАНТ ПЛАТФОРМА Fl ЭКСПЕРТ 7.3. Электронный ресурс. Электронные данные — ООО «H111I «Гарант — Сервис», 2009. — 1 электронный оптический диск (DVD — версия).
  69. Информатизация процессов охраны здоровья населения. М.: ВНИИ проблем вычислительной техники и информатизации, 1995. — 148 с.
  70. Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. — СПб: Издательство «Питер», 2000. 512 с.
  71. Как провести социологическое исследование: В помощь идеологическому активу. / под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шеренги. — М.: Политиздат, 1990.— 288 с.
  72. Е.А. Состояние здоровья, качество жизни и пути совершенствования первичной медико-санитарной помощи девочкам-подросткам в условиях крупного города: автореф. дис.. канд. мед. наук. — М., 2009.-25 с.
  73. Е.А. Комплексная оценка адаптационных возможностей часто болеющих детей дошкольного возраста: дис.. канд. мед. наук. -М., 2005.- 134 с.
  74. Е.Г. Некоторые характеристики состояния здоровья организованных детей дошкольного возраста, проживающих в условиях различной антропогенной нагрузки: автореф. дис.. канд. мед. наук. — Оренбург, 1995. 22 с.
  75. В.Н., Михайлова Н. В., Румянцев А. Г. Результаты трехлетнего катамнеза у часто болеющих детей // Педиатрия. 1998. — № 2. — С. 43 — 46.
  76. И.П., Хуснутдинова З. А. Особенности формирования заболеваемости детей первых 3-х лет жизни в семье // Педиатрия. 1991. -№ 5. с. 43−46.
  77. Г. Б. Морфотипическая, соматометрическая и функциональная характеристика детей и подростков 6−15 лет в популяции: дис.. канд. мед. наук. Оренбург, 1991. — 156 с.
  78. Т.И. Роль нейро-эндокринных взаимоотношений в формировании иммунологической реактивности у часто и длительно болеющих детей // Педиатрия. 1995. — № 6. — С. 38 — 41.
  79. С.П., Куприна Н. П. Влияние экологических факторов на состояние здоровья детей // Справочник педиатра.-2008.-№ 9.-С. 5−15.
  80. Л.Г., Вараксин А. Н., Шершнев В. Н., Коновалов Ю. В., Маркелов Ю. И., Живодеров A.A., Макаров E.H., Кочева Н. О., Попова Л. Л. Факторы, влияющие на заболеваемость дошкольников города Орска // Гигиена и санитария. 2002. — № 2. — С. 52 — 54.
  81. Е.Е. Индивидуальная оценка и прогнозирование состояния здоровья, коррекция его нарушений у детей дошкольного возраста: автореф. дис.. канд. мед. наук. — Иваново, 1990. —23 с.
  82. И.Н. Физиолого-гигиеническое обоснование применения методов эстетотерапии для сохранения и укрепления здоровья дошкольников в системе дополнительного образования: автореф. дис.. канд. мед. наук. — Оренбург, 2004. 23 с.
  83. H.A., Заплатников А. Л. Патогенетические основы применения рибомунила у детей // Вопросы современной педиатрии.-2002.-Том 1,№ 2.-С. 19−24.
  84. М.С., Подолужный В. И. Оценка качества жизни пациентов, связанного со здоровьем // Медицина в Кузбассе. -2007.-№ 3.-С. 15−18.
  85. H.A. Состояние здоровья детей и пути совершенствования амбулаторно-поликлинической помощи на региональном уровне: дис.. докт. мед. наук. Пермь, 2006. — 340 с.
  86. Е.А. Состояние здоровья и качество жизни детей дошкольного возраста из бедных семей: автореф. дис.. канд. мед. наук. Электронный ресурс. М., 2008. — Доступ: http: //www. nczd. ru/ kurmaeva 1−2. htm.
  87. В.P. Фундаментальные проблемы роста и развития ребенка, достижения, перспективы // Справочник педиатра. -2007.-№ 7.-С.З -10.
  88. В.Р., Рапопорт И. К. Медицинское обеспечение детей и подростков в образовательных учреждениях // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2008. № 1. — С. 32 — 35.
  89. В.Р., Рапопорт И. К. Международный опыт профилактики болезней и укрепления здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях // Российский педиатрический журнал. -2009.-№ 2.-С.44−48.
  90. В.Р., Сухарева JI.M. Состояние и прогноз здоровья школьников (итоги 40-летнего наблюдения) // Российский педиатрический журнал. —2007. С. 53 — 57.
  91. Ю.Е. Первичная профилактика заболеваний в детском возрасте как междисциплинарная проблема // Российский педиатрический журнал. —2008. № 4. — С. 44 — 47.
  92. Л., Андерсон Л. Народонаселение, окружающая среда и качество жизни (К Всемирной Конференции Организации Объединенных Наций по народонаселению) // Пер. с англ. М. А. Смирнова. — М.: Экономика, 1979. — 144 с.
  93. Я.А., Голубев В. А., Разумцева Г. А., Гимова H.A., Пилуй Т. В., Верещагина Н. В. Комплексная оценка состояния здоровья детей дошкольного возраста, проживающих в промышленных городах Байкальского региона // Педиатрия. 1999. — № 3. — С. 83 — 88.
  94. Ю.П. Концепция факторов риска и образа жизни // «Здравоохранение Российской Федерации. 1998. -№ 3. — С. 49 — 53.
  95. Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: ГЭОТАР -Медиа, 2009.-512 с.
  96. Ю.П., Полунина Н. В. Образ жизни и здоровья детей // Педиатрия. 1990. — № 7. — С. 61 — 69.
  97. Е.М. Оценка качества жизни в педиатрии // Качественная клиническая практика. 2002. — № 4. — С. 34 — 42.
  98. А.И. Роль социальных и биологических факторов в формировании состояния здоровья детей дошкольного возраста // Гигиена и санитария. 2002. — № 3. — С. 46 — 48.
  99. A.B., Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней. — СПб.: ИКФ «Фолиант», 1999. 928 с.
  100. Т.М., Белов В. Б., Пушкина Н. П., Королькова Т. А., Гаенко О. Н., Барабанова H.A., Токуров Т. В., Роговина А. Г. Состояние здоровья, условия жизни и медицинское обеспечение детей в России. — М.: ПЕР СЭ, 2008. — 367 с.
  101. В.А. Качество жизни детей с ювенильным идиопатическим артритом // Вопросы современной педиатрии. — 2006. Том 5, № 2 (приложение). — С. 5 — 11.
  102. В.А., Байтурина А. Т., Валиуллина С. А., Винярская И. В., Малиевский O.A. Качество жизни детей подросткового возраста в Республике Башкортостан // Российский педиатрический журнал. 2007. -№ 6.-С. 51−54.
  103. Т.В., Шипулина Т. Я., Буганов A.A. Факторы риска формирования группы часто болеющих дошкольников на Крайнем Севере// Педиатрия. 2009. — Том 88, № 6 (приложение 1). — С.171 — 174.
  104. Медико-биологическая и социальная адаптация в популяции детей в современных условиях (нормативы и отклонения) — М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2006−52 с.
  105. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем 10-й пересмотр, Женева: ВОЗ, 1993. Электронный ресурс. М.: Издательская группа ГЭОТАР — Медиа, 2006 -1 электронный оптический диск (CD-ROM).
  106. A.M., Поляков JI.E. Санитарная статистика. М.: Медицина, 1974.384 с.
  107. Методология изучения качества жизни в педиатрии: учебное пособие / Составители: A.A. Баранов, В. Ю. Альбицкий, И. В. Винярская, JI.C. Намазова, С. А. Валиуллина, Е. В. Антонова. М., 2008. — 16 с.
  108. Методология оценки состояния здоровья детей различных возрастных периодов по критериям качества жизни: методическое пособие / под ред. Ю. В. Михайловой. М., 2005.
  109. Методы определения и показатели качества жизни детей подросткового возраста: пособие для врачей / Составители: A.A. Баранов, В. Ю. Альбицкий, С. А. Валиуллина, И. В. Винярская, Е. К. Мочалова. М., 2005.-30 с.
  110. А.Н. Состояние здоровья детей из неполных семей // Здравоохранение Российской Федерации. 1985. — № 6. — С. 17 — 18.
  111. Г. Л., Черкасова Е. М., Лихтшангоф А. З. Медико-социальное исследование безнадзорных и беспризорных детей Санкт-Петербурга II Вопросы современной педиатрии. 2010. — Том 9, № 1. — С. 5−11.
  112. Н.С. Динамика социальных и биологических факторов, воздействующих на детей // Здравоохранение Российской Федерации. -2004.-№ 6.-С. 44−45.
  113. Е.И. Некоторые показатели излеченности и качества жизни детей с онкологическими заболеваниями в Москве // Педиатрия. 1999. — № 3. — С. 48−52.
  114. Л.Ф. Влияние условий и образа жизни семьи на здоровье детей// Педиатрия. 1990. — № 3. — С. 72 — 77.
  115. М.В., Соколовская Т. А. Социальная характеристика семей в современной России и здоровье детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2008. — № 1. — С. 77 — 82.
  116. И.А. Влияние учебно-воспитательных программ, применяемых в дошкольных учреждениях республики на состояние здоровья детей // Предпатология: проблемы и решения: сборник научных трудов Минск, 2000.-С. 353 -360.
  117. E.K. Медико-социальная характеристика и качество жизни подростков-инвалидов: автореф. дис.. канд. мед. наук. Электронный ресурс. М., 2006. — Доступ: http: //www. nczd. ru/ mochalova 1−2. htm.
  118. Г. М. Гигиенические основы профилактики нарушений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста, проживающих на экологически неблагополучных территориях: дис.. докт. мед. наук. — СПб., 1999.-367 с.
  119. H.H. Состояние здоровья детей дошкольного возраста, воспитывающихся по инновационным педагогическим программам: автореф. дис.. канд. мед. наук. — Иваново, 2003. 22 с.
  120. Н.В. Состояние здоровья и качество жизни детей раннего возраста из семей мигрантов: автореф. дис.. канд. мед. наук. Электронный ресурс. — М., 2006. Доступ: http: //www. nczd. ru/ nechaeva 1—2. htm.
  121. H.B., Одинаева Н.Д, Социально-гигиенические показатели состояния здоровья детей раннего возраста семей мигрантов // Справочник педиатра. 2006. — № 10. — С. 9 — 14.
  122. Т.П. Разработка и оценка свойств русской версии опросника PedsQL для исследования качества жизни детей 8−18 лет: дис.. канд. мед. наук. М., 2004. — 139 с.
  123. A.A., Ионова Т. И., Кайнд П. Концепция исследования качества жизни в медицине. СПб.: «Элби», 1999. — 140 с.
  124. A.A., Ионова Т. И., Никитина Т. П. Концепция исследования качества жизни в педиатрии // Педиатрия. 2002. — № 6. — С. 83 — 88.
  125. Нормативно-правовое обеспечение амбулаторно-поликлинической педиатрической помощи Электронный ресурс. — М.: Издательская группа ГЭОТАР Медиа, 2006 — 1 электронный оптический диск (CD-ROM).
  126. Образование и культура в Оренбургской области: статистический сборник/ Территориальный орган Федеральной государственной статистики по Оренбургской области. Оренбург, 2008. — 234 с.
  127. В.К., Чичерин Л. П., Жиляева Е. П., Михальская Е. В. Актуальные проблемы паспортизации здоровья детского населения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2005.-№ 6.— С. 28−33.
  128. Г. Г. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков: состояние и пути решения проблем // Гигиена и санитария. — 2007.-№ 4.-С. 53 -59.
  129. В.И., Стуколова Т. И. Частные проблемы социальной педиатрии: учебное пособие. Изд. СПб ГПМА, 2003. — 216 с.
  130. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов дошкольных факультетов высших педагогических учебных заведений / В.В. Голубев- под ред. В. В. Голубева. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 416 с.
  131. Т.Н., Калинина Е. А., Винярская И. В. Состояние здоровья и качество жизни девочек подросткового возраста г. Оренбурга // Вопросы современной педиатрии. 2009 — Том 8, № 5 — С. 9 — 12.
  132. В.В. Некоторые аспекты концепции оценки качества жизни в современных условиях // II Международный форум «Качество жизни: содружество науки, власти, бизнеса и общества»: сборник научных статей. -М., 2005.-С. 123 129.
  133. Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. М., 1996. — 71 с.
  134. Н.Ю., Кузьмин С. А., Павловская О. Г. Состояние здоровья детей и подростков в Оренбургской области. — Оренбург: Печатный дом «Димур», 2009. 132 с.
  135. В.И., Смоленов И. В., Медведева С. С., Смирнов H.A. Качество жизни при бронхиальной астме: методы оценки в педиатрической практике // Российский педиатрический журнал. 1998. — № 4. — С. 16−21.
  136. H.H. Качество жизни детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы в динамике санаторного лечения // Педиатрия. 1999. — № 6. -С. 12−15.
  137. K.JI. Некоторые проблемы воспитания в семье детей раннего и дошкольного возраста // Российский педиатрический журнал. 1999. -№ 1.-С. 38−40.
  138. JI.JI. Комплексная гигиеническая характеристика донозологических состояний у детей дошкольного возраста: автореф. дис.. канд. мед. наук. Екатеринбург, 2002. — 23 с.
  139. JI.H., Савельева E.H. Об опыте оздоровления детей дошкольного возраста // Здравоохранение Российской Федерации. 1984. — № 6. — С. 34−36.
  140. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 621 от 30 декабря 2003 года «О комплексной оценке состояния здоровья детей».
  141. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 60 от 14 марта 1995 года «Об утверждении инструкций по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возраста на основе медико-экономических нормативов».
  142. Проблемы изучения качества жизни в современной медицине. Научный обзор. / под редакцией В. А. Орлова, С. Р. Гиляревского. М.: Медицина и здравоохранение, 1992. — 54 с.
  143. Е.В., Гельцер Б. И., Шестаковская Т. Н. Влияние базисной терапии на качество жизни детей с бронхиальной астмой // Пульмонология. 2002. — № 1. — С. 82 — 84.
  144. И.И. Состояние здоровья и пути совершенствования диспансеризации детей, посещающих дошкольные учреждения // Здравоохранение Российской Федерации. — 1990. — № 6. — С. 8 11.
  145. И.И. К проблеме часто болеющих детей в раннем и дошкольном возрасте // Российский педиатрический журнал. 2001. — № 6. — С. 50 — 52.
  146. И.К., Храмцов П. И., Звездина И. В., Сотникова E.H. Состояние здоровья воспитанников детских дошкольных учреждений Москвы // Российский педиатрический журнал. 2009. — № 2. — С. 49 — 52.
  147. Резолюция XII Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» // Справочник педиатра. — 2008. № 5.- С. 3 — 15.
  148. М.Г., Ершов Ф. И. Частоболеющие дети: современная фармакотерапия. М.: ГЭОТАР — Медиа, 2007. — 192 с.
  149. М.В. Факторы риска, индивидуальное прогнозирование и профилактика хронических заболеваний у детей дошкольного возраста: автореф. дис.. канд. мед. наук. -М., 2003. -25 с.
  150. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии. / под ред. A.A. Баранова. М.: ГЭОТАР — Медиа, 2007. — 608 с.
  151. Руководство по исследованию качества жизни в медицине // A.A. Новик, Т.И. Ионова- под ред. Ю. Л. Шевченко. М.: ЗАО «OJIMA Медиа Групп», 2007. — 320 с.
  152. Н.Л., Винярская И. В., Черников В. В. Показатели качества жизни детей младенческого возраста, проживающих в Республике Татарстан // Вопросы современной педиатрии. 2007. — Том 6, № 6. — С. 10 — 12.
  153. C.B., Кузенкова Л. М., Пинелис В. Г., Баранов A.A. Синдром дефицита внимания / гиперактивности у детей // Справочник педиатра. — 2007. № 4. — С. 65 — 77.
  154. P.T. Повышение качества жизни как основная цель терапии аллергического ринита у детей // Справочник педиатра. 2008. — № 8. — С. 58 — 69.
  155. B.C., Грузина Е. С. Качество жизни: к вопросу о сущности и содержании понятия // II Международный форум «Качество жизни: содружество науки, власти, бизнеса и общества»: сборн. науч. статей. -М., 2005.-С. 130- 142.
  156. Г. Н., Серенко А. Ф. Биологические и социальные факторы в развитии ребенка // Вестник Академии Медицинских Наук СССР. — 1981. — № 1.-С. 26−29.
  157. В.Д. Образ жизни и здоровье детей и подростков // Здравоохранение Российской Федерации. 1985. — № 4. — С. 21 — 23.
  158. A.A. Диагностика, прогнозирование и профилактика отклонений в состоянии здоровья детей при адаптации к дошкольному учреждению и школе: дис.. докт. мед. наук. Иваново, 1985. — 453 с.
  159. М.И., Куинджи H.H., Сазанюк З. И., Березина Н. О., Лашнева И. П., Поленова М. А. Обоснование оптимальной учебно-воспитательной нагрузки для дошкольников 3−4 лет // Гигиена и санитария. 2001. — № 1.-С. 63 -65.
  160. В.М., Балканская С. В., Курбайтаева Э. М., Щелковский В. И., Боровик Т. Э., Звонкова Н. Г., Рязанова С. В., Кирдяшкина М. А., Пак Л.А. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и диета // Справочник педиатра. 2007. — № 8. — С. 18 — 27.
  161. Э.С. Гигиеническая характеристика факторов, формирующих здоровье дошкольников, проживающих в малых промышленных городах: дис.. канд. мед. наук. Оренбург, 2006. — 146 с.
  162. А.Ю., Чечельницкая С. М., Румянцев А. Г. К вопросу о методике оценки качества жизни, обусловленного здоровьем // Проблемысоциальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2009. -№ 4. — С. 46−51.
  163. А.Г., Винярская И. В. Исследование качества жизни у детей с хроническими заболеваниями // Вопросы современной педиатрии. — 2008. — Том 7, № 6 С. 28 — 29.
  164. Л.П., Кирильчик Е. Ю. Особенности иммунного статуса у часто и длительно болеющих детей с сопутствующей аллергической патологией // Иммунология. 2000. — № 3. — С. 29 — 33.
  165. A.C. Качество жизни. Критический анализ буржуазных концепций. / под ред. С. И. Попова. М.: Прогресс, 1980. — 224 с.
  166. А.Ю., Намазова Л. С., Кузенкова Л. М., Маслова О. И. Влияние терапии на качество жизни детей с аллергическим ринитом // Справочник педиатра. 2007. — № 5. — С. 31 — 42.
  167. Тонкова-Ямпольская Р. В. Состояние здоровья детей с учетом факторов анте- и постнатального риска // Российский педиатрический журнал. -2002.-№ 1.-С. 61 -62.
  168. Т.К. Клинико-гормональная характеристика состояния здоровья детей при адаптации к детскому дошкольному учреждению: дис.. канд. мед. наук. Томск, 2000. — 128 с.
  169. И.Б., Соколова Н. В. Современные проблемы качества жизни студентов // Гигиена и санитария. 2007. — № 2. — С. 56 — 58.
  170. Т.К. Влияние экологии современного мегаполиса на ростовые процессы дошкольников // Педиатрия. 2006. — № 6. — С. 41 — 45.
  171. Е.Г., Николаева В. В., Касаткин В. Н. Образ Я детей с хроническими соматическими заболеваниями (бронхиальная астма и гастродуоденальная патология) // Педиатрия. 2000. — № 4. — С. 97 — 103.
  172. Дж. Статистические методы для изучения таблиц долей и пропорций. / под ред. Ю. Н. Длаговещенского. М: Финансы и статистика, 1989.-319 с.
  173. О.Г., Прохорова Л. М., Пугачева Т. Н., Гудимова В. В. Здоровье матери определяющий фактор здоровья детей раннего возраста // Педиатрия. — 1989. — № 6. — С. 5 — 7.
  174. Г. Современный факторный анализ. // Пер. с англ.
  175. B.Я. Лумельского.-М.: Статистика, 1972. 486 с.
  176. Н.Ю. Социально-гигиенические факторы и здоровье детей // Гигиена и санитария. 2001. — № 2. — С. 58 — 60.
  177. Л.П., Сафонова Т. Я. Жестокое обращение с детьми и подростками: проблемы, меры профилактики // Педиатрия. 2000. — № 5.1. C. 51 -57.
  178. Л.П. Организация медико-психологической помощи детям и подросткам (методическое пособие). М., 2006. — 110 с.
  179. .Г. Адаптация школьниц республики Алтай к воздействию природных и социально-гигиенических факторов // Гигиена и санитария. 2003. — № 1. — С. 50 — 52.
  180. О.П., Купеева И. А., Щепин В. О., Какорина Е. П. Современные региональные особенности здоровья населения и здравоохранения России. М.: ОАО «Издательство «Медицина», издательство «Шико», 2007. — 360 с.
  181. О.П., Петручук O.E., Давлетшин Ф. А. Профилактика здоровья населения в регионе. Казань. Изд-во ИПФ «Бриг», 2010. — 324 с.
  182. Экономический словарь // Е. Г Багудина, А. К. Большаков, И. Н. Будзалов и др.- под ред. А. И. Архипова. M.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. — 624 с.
  183. Л.А. Проблема информированного согласия в педиатрической практике // Педиатрия. 2008. — Том 87, № 2. — С. 124 — 126.
  184. Г. П., Веремкович Л. В., Терентьева Г. В., Лаврухина Г. Н., Кочешкова Т. А. Дифференцированная оценка состояния здоровья дошкольников группы риска // Гигиена и санитария. 1991. — № 9. -С. 50- 53.
  185. В.К., Куценко Г. И. Общественное здоровье и здравоохранение. — СПб.: Петрополис, 2000. 914 с.
  186. В.К., Ахмедов М. Р., Зеленова Е. В., Моисеева К. Е., Рубин А. Д., Юрьева В. В. Анкетирование как метод оценки состояния здоровья детей // Российский педиатрический журнал. — 2008. — № 1. — С. 57 60.
  187. В.Г. Интегральная оценка социально-гигиенического статуса детей дошкольного возраста // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2004. — № 4. — С. 3 — 5.
  188. Ю.А. Научные основы стандартизации исследований и оценки физического развития детей и подростков в России // Российский педиатрический журнал. 1999. — № 5. — С. 10 — 13.
  189. Barkley R.A. International consensus statement on ADHD // Clin. Child. Fam. Psychol. Rev. 2002. — Vol. 5. — P. 89 — 111.
  190. Bruil J., Maes S., Le Coq L., Boeke J. The development of the How Are You? (HAY), a quality of life questionnaire for children with a chronic illness // Quality of Life News Letter. 1997. — Vol. 3, № 18. — P. 9.
  191. Bullinger M., Ravens-Sieberer U. Health related quality of life assessment in children // Eur. Rev. Appl. Psy. — 1995. — № 189. — P. 245 — 254.
  192. Bullinger M., Ravens-Sieberer U. Assessing health related quality of life in chronically ill children with the German KINDL: first psychometric and content analytical results // Qual. Life Res. — 1998. — Vol. 7, № 5. — P. 399 — 407.
  193. Collier J., MacKinlay D., Phillips D. Norm values for the Generic Children’s Quality of Life Measure (GCQ) from a large school-based samples // Qual. Life Res. 2000. — Vol. 9, № 6. — P. 617 — 623.
  194. Eiser C., Morse R. Can parents rate their child’s health related quality of life? Results of a systematic review // Qual. Life Res. — 2001. — Vol. 10, № 4. — P. 347 — 357.
  195. Eiser C., Morse R. The measurement of quality of life in children: past and future perspectives // J. Dev. Behav. Pediatr. 2001. — Vol. 22, № 4. -P. 248 — 256.
  196. Elkington J.R. Medicine and quality of life //Ann. Intern. Med. 1966. -Vol. 64.-P. 711 -714.
  197. Escobar R., Soutullo C.A., Hervas A. et al. Worse quality of life for children with newly diagnosed attention- deficit/hyperactivity disorder, compared with asthmatic and healthy children // Pediatrics. 2005. — Vol. 116, № 3. -P. 364 — 369.
  198. Fadrowski J., Cole S.R., Hwang W. et al. Changes in physical and psychological functioning among adolescents with chronic kidney diseases // Pediatr. Nephrol. 2006. — Vol. 21, № 3. — P. 394 — 399.
  199. French D.L., Carroll A., Cristie M.J. Health related quality of life in Australian children with astma: lessons for the cross-cultural use of quality of life instruments // Qual. Life Res. — 1998. — Vol. 7, № 5. — P. 409 — 419.
  200. Gandek B., Ware J. Methods for validating and norming translations of health status questionnaires: The IQOLA Project approach // J. Clin. Epidemiol. -1998. Vol. 51, № 11. — P. 953 — 959.
  201. Gill T.M., Feinstein A.R. A critical appraisal of the quality of quality of — life measurements // JAMA. — 1994. — Vol. 272, № 8. — P. 619 — 626.
  202. Guyatt G.H., Veldhuyzen Van Zanten S.J., Feeny D. H., Patrick D.L. Measuring quality of life in clinical trials: a taxonomy and review // CMAJ. — 1989. — Vol. 140, № 12.-P. 1441 1448.
  203. Hedov G., Anneren G., Wikblad K. Self-perceived health in Swedish parents of children with Down’s syndrome // Qual. Life Res. 2000. — Vol. 9, № 4. -P. 415−422.
  204. Indredavik M.S., Vik T., Heyerdahl S. et al. Low- birthweight adolescents: quality of life and parents-child relations // Acta Paediatr. 2005. — Vol. 94, № 9.-P. 1295 — 1302.
  205. Kaiser H. F. The varimax criterio for analytic rotation in factor analysis // Psychometrica. 1958. — Vol. 23. — P.187 — 200.
  206. Kind P., French D., Christie M., West A. Measuring quality of life in children. -In: Assessment of Quality of Life in Childhood Asthma / Eds. M. Christie, D. French. Switzerland: Harwood Academic Publishers. 1994. — P. 107 — 117.
  207. Lawley D.M. The estimation of factor loadings by the method of maximum likelihood // Proc. roy. Soc. Edinb. Abo. 1940. — P. 64 — 82.
  208. Lindstrum B.A., Eriksson B. T Quality of life among children in the Nordic countries // Qual. Life Res. 1993. — Vol. 2, № 1. — P. 23 — 32.
  209. Maccoby E.E. The development of moral values and behavior in childhood. -In: Socialization and society / Ed. J. A. Clausen. Boston: Little, Braun, 1968.
  210. Manificat S., Dazord A., Langue J. et al. Evaluation of the quality of life of infants and very young children: validation of questionnaire. Multicenter European study // Arch. Pediatr. 2000. — Vol. 7, № 6. — P. 605 — 614.
  211. Marklund B., Ahlstedt S., Nordstrom G. Health-related quality of life in food hypersensitive schoolchildren and their families: parents' perceptions // Health Qual. Life Outcomes. 2006. — Vol. 10, № 4. — P. 48.
  212. Maunsell E., Pogany L., Barrera M. et al. Quality of life among long-term adolescent and adult survivors of childhood cancer // J. Clin. Oncol. 2006. -Vol. 24, № 16. — P. 2527 — 2535.
  213. McGee H. Quality of life: assessment issues for children with chronic illness and their families. — In: Assessment of Quality of Life in Childhood Asthma /
  214. Eds. M. Christie, D. French. Switzerland: Harwood Academic Publishers, 1994.-P. 83−97.
  215. McKenna A.M., Keating L.E., Vigneux A. et al. Quality of life in children with chronic kidney disease patient and caregiver assessments // Nephrol. Dialysis Transplant. — 2006. — Vol. 21, № 7. — P. 1899−1905.
  216. McSweeny A.J., Heaton R.K., Grant I., Cugell D., Solliday N., Timms R. Chronic Obstructive Pulmonary Disease- Socioemotional Adjustment and Life Quality // Chest. 1980. — Vol. 77, № 2. — P. 309 — 311.
  217. Norrby U., Nordholm L., Anderson Gare B. Health — related quality of life in children diagnosed with asthma, diabetes, juvenile chronic arthritis or short stature // Acta Paediatr. — 2006. — Vol. 95, № 4. — P. 450 — 456.
  218. Pediatric nutrition in chronic diseases and developmental disorders. Prevention, assessment, and treatment / Eds. S. W. Ekvall, V. K. Ekvall. -2-nd printing. -Oxford / New York: Oxford University Press, 2005. 532 p.
  219. Press J., Neumann L., Uziel Y., Bolotin A., Buskila. D. Assessment of quality of life of parents of children with juvenile chronic arthritis // Clin. Rheumatol. — 2002. Vol. 21, № 4. — P. 280 — 283.
  220. Stam H., Hartman E.E., Deurioo J.A. et al. Young adult patients with a history of pediatric disease: impact on course of life and transition into adulthood // J. Adolesc. Health. 2006. — Vol. 39, № 1. — P. 4 — 13.
  221. The Child Health Questionnaire (CHQ). A User’s Manual / Eds. J. Landgraf, L. Abetz, J. Ware. -2-nd printing. Boston, MA: Health Act, 1999. — 552 p.
  222. Torrance G.W. Utility approach to measuring health related quality of life // Journal of Chronic Disease. 1987. — Vol. 40. — P. 593 — 600.
  223. Varni J.W., Seid M., Kurtin P. S. The PedsQL™ 4.0: reliability and validity of the Pediatric Quality of life Inventory™ version 4.0 Generic Core Scales in healthy and patient populations // Medical Care. 2001. — Vol. 39, № 8. -P. 800- 812.
  224. Varni J. W., Burwinkle T.M., Sherman S.A. et al. Health related quality of life of children and adolescents with cerebral palsy: hearing and voices of the children // Dev. Med. Child. Neurol. — 2005. — Vol. 47, № 9. — P. 592 — 597.
  225. Vasilieva I.A. Quality of life in chronic hemodialysis patients in Russia // Hemodial. Int. 2006. — Vol. 10, № 3. — P. 274 — 278.
  226. Ventegodt S., Merrick J. Lifestyle, quality of life, and health // Scientific world journal. 2003. — Vol. 22, № 3. — p. 811 — 825.
  227. Wade D.T. Measurement in neurological rehabilitation // Ed. D.T. Wade. -Oxford: Oxford University Press, 1992. 175 p.
  228. Wenger N.K., Mattson M.E., Furberg C.D., Elinson J. Assessment of quality of life in clinical trials of cardiovascular therapies // Amer. J. Cardiol. 1984. -Vol. 54, № 7. -P. 908−913.
  229. The World Health Organization Quality of Life Assessment (WHOQOL Croup). What Quality of life? // World Health Forum. 1996. — Vol. 17, № 4. -P. 354 — 356.
  230. World Health Organization. Электронный ресурс. World Health Organization Constitution, Basic Documents. — Geneva, 1948. — Доступ: http: // www.who.int. ru, свободный.
Заполнить форму текущей работой