Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Динамика экономического сознания студентов в процессе профессионализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процесс развития экономического сознания студентов является результатом функционирования различных социальных процессов, процессов деятельности, организационных систем. Представляется чрезвычайно актуальным раскрытие феномена экономического сознания в контексте индивидуально-типологических и личностных характеристик субъектов, развития мотивационных процессов субъектов в современных условиях… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Социально-психологический подход к исследованию экономического сознания личности
    • 1. 1. Сознание личности как предмет социально-психологического исследования
    • 1. 2. Психологические концепции экономического сознания личности
    • 1. 3. Концептуальные представления о динамике экономического сознания студентов в процессе профессионализации
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. Особенности динамики экономического сознания студентов в процессе профессионализации в вузе
    • 2. 1. Программа эмпирического исследования
    • 2. 2. Показатели экономического сознания личности
    • 2. 3. Обобщенный анализ динамики экономического сознания студентов в процессе профессионализации
    • 2. 4. Дифференцированный анализ динамики экономического сознания студентов в процессе профессионализации (на примере студентов различных факультетов)
      • 2. 4. 1. Динамика экономического сознания студентов экономического факультета
      • 2. 4. 2. Динамика экономического сознания студентов лечебного факультета
      • 2. 4. 3. Динамика экономического сознания студентов энергетического факультета
  • Выводы по главе 2
  • ГЛАВА 3. Особенности формирования экономического сознания студентов различной профессиональной направленности
    • 3. 1. Влияние профессионального фактора на формирование экономического сознания студентов (обобщенный анализ на примере студентов различной профессиональной направленности)
    • 3. 2. Дифференцированный анализ влияния профессионального фактора на формирование экономического сознания студентов (на примере студентов различной профессиональной аправленности)
      • 3. 2. 1. Сравнительный анализ экономического сознания студентов первых курсов различной профессиональной направленности
      • 3. 2. 2. Сравнительный анализ экономического сознания студентов третьих курсов различной профессиональной направленности
      • 3. 2. 3. Сравнительный анализ экономического сознания студентов пятых курсов различной профессиональной направленности
    • 3. 3. Социально-психологическая типология экономического сознания студенческой молодежи
  • Выводы по главе 3
  • Выводы

Динамика экономического сознания студентов в процессе профессионализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Современное развитие российского общества, характеризующееся экономической нестабильностью, несоответствием уровня интенсивности социальных, политических, духовных изменений возможностям людей адаптироваться к ним, определяет постановку и решение проблемы развития экономического сознания как одного из значимых направлений социально-психологической науки.

В русле решения проблем эффективной профессиональной социализации, выявления мотивационной составляющей личности будущего специалиста необходимо определить структуру экономического сознания студентов в процессе профессионализации в вузе. Интерес представляет также влияние социальных и психологических факторов, обуславливающих процесс развития экономического сознания студенческой молодежи.

Экономическое сознание, проявляющееся, в частности, в субъективной оценке экономического статуса личности, в представлении и отношении личности к собственности, деньгам, экономическому риску, бедности, богатству и другим экономическим объектам является результатом социализации и профессионализации субъекта и приобретает определенную значимость в деятельности человека.

Кроме того, изучение особенностей развития экономического сознания студентов позволит выявить совокупность устойчивых мотивов деятельности, что необходимо для определения условий эффективного функционирования студентов в процессе их обучения и в будущей профессии.

Это важно потому, что методы и способы создания условий для деятельности могут вступать в противоречие с закономерностями формирования экономического сознания личности, что приводит к деструктивным психологическим изменениям, проявляющимся, в частности, в неадекватном повышении уровня притязаний, психическом выгорании, неясности жизненных ориентаций.

Экономическое сознание — одно из наиболее часто употребляемых в современных исследованиях понятий. Существуют различные интерпретации и методологические подходы к определению понятия «экономическое сознание». В зарубежной психологии принято использовать термины «экономическое мышление» и «экономическое поведение» (А. Смит, Дж. Катона, М. Вебер, Э. Дюркгейм, П. Сорокин, В. Парето).

В отечественной социологии и психологии значительный вклад в научное осмысление экономического, сознания, его сущность внесли • JI.H. Абалкин, К. А. Улыбкин, А. К. Уледов, Ж. Т. Тощенко, В. Э. Бойко, которыми экономическое мышление, идеология и психология рассматриваются как одна из основных форм отражения существующих экономических отношений и как результат социализации человека.

Значительный интерес для исследования экономического сознания представляют работы Т. И. Заславской и Р. В. Рыбкиной, в которых обосновывается категория «экономическая культура», JT.C. Борисовой о формировании экономического сознания молодежи, А. В. Филиппова и С. В. Ковалева о взаимосвязи экономического сознания и самосознания.

К настоящему времени проведены многочисленные социально-психологические исследования в лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН под руководством A. JL Журавлева. Данные исследования посвящены анализу динамики социально-психологических феноменов в условиях социально-экономических изменений. Это исследования отношения работников к руководителям на предприятиях с разной формой собственности (Е.Н. Сиващенко), отношения личности к соблюдению нравственных норм в зависимости от психологической дистанции (у предпринимателей и менеджеров) (А.Б. Купрейченко), социально-психологических качеств российских предпринимателей (Н.В. Кочеткова), субъективной семантики экономических понятий (Т.В. Дробышева), распределения внутригрупповой ответственности в трудовых коллективах с разными формами собственности

Е.Д. Дорофеев), влияние отношения к собственности на психологию крестьян в условиях социально-экономических изменений (на примере вьетнамской деревни) (Данг Тьи Тхань).

В рамках социальной и экономической психологии экономическое сознание предлагается рассматривать как частную форму индивидуального или группового сознания, заключающуюся в разных формах знания индивидуального или группового субъекта о различных экономических объектах и его отношении к этому знанию. ;

Процесс развития экономического сознания студентов является результатом функционирования различных социальных процессов, процессов деятельности, организационных систем. Представляется чрезвычайно актуальным раскрытие феномена экономического сознания в контексте индивидуально-типологических и личностных характеристик субъектов, развития мотивационных процессов субъектов в современных условиях, обеспечения надлежащего уровня профессионализации. Необходимым и значимым является дифференцированный анализ влияния профессионального фактора на формирование экономического сознания студентов. В целом экономическое сознание является производным компонентом категории «социализация», так как оно развивается и формируется в рамках определенных социальных условий, детерминированных информационными, экономическими, психологическими воздействиями внешней (профессиональной, воспитательной, образовательной) среды.

Перспективным для решения данной проблемы является объединение представлений системного, субъектного и деятельностного подходов, что позволит подойти к анализу динамики экономического сознания с позиций комплексного рассмотрения взаимовлияния учебно-профессиональной деятельности, образовательной среды, характеристик субъекта и экономического сознания на основе принципов межсистемного и междисциплинарного анализов. Таким образом, проблема развития экономического сознания студентов является одной из актуальных проблем социальной психологии.

Исследования К.А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Л. И. Анцыферовой, А. Г. Асмолова, А. А. Бодалева, Л. И. Божович, JI.C. Выготского, О. С. Дейнека, A. J1. Журавлева, А. В. Запорожца, И. Е. Задорожнюка, А. Б. Купрейченко, А. Д. Карнышева, Е. А. Климова, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, А. В. Петровского, В. П. Познякова, С. Л. Рубинштейна, В. Д. Шадрикова, Д. Б. Эльконина, — а также А. Адлера, ' К. Бюлера, К. Роджерса и других имеют большое значение для теории и практики изучения экономического сознания субъектов образовательного процесса. Разработанные вышеназванными авторами подходы к исследованию психологии субъекта деятельности, выявленные закономерности его формирования и развития позволяют определить взаимозависимости, возникающие между психологическими явлениями, что необходимо при анализе экономического сознания студентов.

Изучение экономического сознания студенческой молодежи в процессе профессионализации в вузе должно стать предметом пристального внимания психологов, педагогов, экономистов, так как системные представления о динамике экономического сознания студентов позволят решать вопросы оптимизации профессиональной социализации студентов.

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить особенности динамики экономического сознания студентов в процессе профессионализации в вузе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Системный анализ методологических подходов и теоретических концепций в исследованиях экономического сознания личности, групп, концептуальных представлений о динамике экономического сознания студентов.

2. Обоснование и разработка программы исследования динамики экономического сознания студентов в процессе профессионализации.

3. Выявление особенностей экономического сознания студентов различной профессиональной направленности в процессе профессионализации, выделение и описание структур экономического сознания студентов в процессе профессионализации. >

4. Исследование специфики процесса развития экономического сознания студентов, обусловленного разной профессиональной направленностью и этапом обучения. Выявление, описание и сравнение структур экономического сознания студентов различной профессиональной направленности и разных этапов обучения.

5. Определение социально-психологических типов экономического сознания студентов.

6. Определение взаимосвязи показателей экономического сознания студентов с личностными характеристиками: субъективным уровнем контроля, мотивацией достижения успеха и избегания неудач.

Объектом исследования послужили студенты экономического (242 чел.), энергетического (239 чел.) факультетов Смоленского энергетического института и студенты лечебного факультета (245 чел.) Смоленской медицинской академии. Общий объем выборки — 726 человек.

Предмет исследования: динамика экономического сознания студентов в процессе профессионализации.

Гипотезы исследования:

1. Динамика экономического сознания студентов в процессе профессионализации определяется рядом факторов: этапом обучения, профессиональной направленностью, личностными особенностями (субъективным уровнем контроля, мотивацией достижения успеха и избегания неудач).

2. Профессиональная направленность является одним из значимых детерминантов процесса формирования экономического сознания студентов.

3. Социально-психологическая типология экономического сознания студентов определяется субъективным экономическим статусом, экономическими потребностями, отношением к собственности, экономической мотивацией.

Теоретико-методологической основой исследования послужили субъектно-деятельностный и системный подходы в психологии, разработанные в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. В. Брушлинского,

A.JI. Журавлева, Б. Ф. Ломова, C.JI. Рубинштейна и др.- теория отношений

B.Н. Мясищеватеория социальных представлений С. Московичи. В своей работе мы опирались на теоретико-эмпирический опыт, накопленный в психологии труда, социальной и экономической психологии при исследовании места и роли экономического сознания в жизнедеятельности общества (Т. И. Заславская, А. И. Китов, В. Д. Попов, Р.В. Рывкина), на исследования отдельных компонентов экономического сознания, в частности когнитивного компонента (О.С. Дейнека, Т. В. Дробышева, A.JI. Журавлев, Н. А. Журавлева и др.), эмоционального (О.С.Дейнека, А. Л. Журавлев, В. П. Позняков, Кейнс Дж, Данг Тьи Тхань), исследования психологических и социальных регуляторов экономического поведения (О.С. Дейнека, А. И. Китов,

C.В. Малахов, М. А. Маринова, Е.М. Пеньков). Данная работа выполнена в рамках предложенной К. А. Абульхановой концепции социального мышления и других исследований по проблематике социальных представлений (Т.В. Бобрышева, Т. П. Емельянова, Я. А. Маташова, А. Б. Купрейченко, Т. А. Каракулько, С. Е. Поддубный, Н. П. Смирнова, В.А. Хащенко).

Методы и методики исследования.

1. Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью программы стандартизированного опроса, разработанного лабораторией социальной и экономической психологии ИП РАН. В результате дополнений рассматривались следующие экономико-психологические показатели:

1) субъективный экономический статус личности- 2) экономические потребности и притязания личности- 3) отношение личности к собственности- 4) отношение личности к богатству и-бедности- 5) отношение личности к деньгам- 6) деловая и экономическая активность- 7) отношение личности к экономическому риску- 8) мотивация к выбору профессии.

Для решения поставленных задач в ходе исследования использовались метод поперечных срезов и сравнительный метод.

2. Для выявления некоторых личностных особенностей респондентов (интернальности-экстернальности) использовался опросник «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера. Для измерения мотивации достижения успеха и избегания неудач применялся тест-опросник, разработанный Н. Мехрабианом и адаптированный М. Ш. Магомед —Эминовым (форма, А и форма Б).

Достоверность проведенного исследования обеспечивалась репрезентативностью выборки, используемыми в практике эмпирическими методиками исследования, комплексностью оцениваемых показателей, анализом и проверкой полученных данных с помощью различных статистических процедур, и качественным, содержательным анализом выявленных в процессе работы факторов и закономерностей. В ходе обработки данных был использован пакет статистических программ STATISTICA 5.О., SPSS, STATGRAF, который включал сравнительный, корреляционный, факторный и кластерный анализы.

Положения, выносимые на защиту.

1. Динамика экономического сознания студентов детерминирована следующими факторами: процессом (этапом) профессионализации в вузе, профессиональной направленностью, личностными характеристиками (экстернальностью-интернальностью, мотивацией достижения успеха и избегания неудач), а также системой психологических отношений к экономическим, социально-психологическим, политическим сторонам жизнедеятельности человека. ;

2. Профессиональная направленность влияет на структуру и развитие экономического сознания студентов, в частности на субъективную оценку экономического статуса студентов, экономические потребности, отношение к экономическому риску, уровень деловой и экономической активности, а также на социальные представления о собственнике и богатстве.

3. Базовыми компонентами экономического сознания студентов в процессе профессионализации в вузе являются субъективный экономический статус, экономические потребности, отношение к собственности, экономическая мотивация.

4. На основе выраженности ведущих структурных компонентов экономического сознания студентов, выделяются следующие социально-психологические типы экономического сознания: малоактивный-довольствующийсяактивный-уверенныйинертный-притязательныйравнодушный-низкоинформированныйстабильный-ориентированный.

Научная новизна исследования состоит в описании динамики экономического сознания студентов в процессе профессионализации, определении роли профессионального фактора на формирование экономического сознания студентов. В работе представлена структура экономического сознания студентов в процессе профессионализации.

Особо следует подчеркнуть, что впервые выделены и описаны социально-психологические типы экономического сознания студентов, а также определена взаимосвязь показателей экономического сознания студентов с их личностными характеристиками: субъективным уровнем контроля, мотивацией достижения и избегания неудач.

Теоретическая значимость работы состоит в уточнении содержания понятия «экономическое сознание», определении многоуровневой структуры экономического сознания. Сформулированы концептуальные представления о динамике экономического сознания студентов в процессе профессионализации. ;

Практическая значимость диссертации

Разработанная программа исследования динамики экономического сознания студентов в процессе профессионализации может быть использована при разработке новых психолого-дидактических форм обучения на факультетах психологии и экономики. Практическое значение работы состоит в использовании полученных результатов в мониторинге динамики экономического сознания студентов, а также в практике преподавания, в разработке и корректировке учебных программ по экономической психологии и смежным дисциплинам. Конкретный эмпирический материал, полученный в исследовании, может служить основой для разработки тренинговых программ по преодолению социально-психологических факторов, мешающих эффективному экономическому поведению студентов. Выделенные социально-психологические типы экономического сознания студентов способствуют построению более обоснованного прогноза социального развития личности в целом.

Апробация работы

Основные теоретические положения и экспериментальные результаты диссертационного исследования обсуждались на 2-й Всероссийской научно-практической конференции РПО «Психология и экономика» (Калуга, 2002), на международных научно-практических конференциях «Экономическая психология: актуальные теоретические и практические проблемы» (Иркутск,

2002, 2003, 2004), на восьмых Кирилло-Мефодиевских чтениях (Смоленск, 2002), в журнале «Вестник СГУ» (Смоленск, 2003), на 1-й Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Р. Б. Гительмахера (Иваново, 2003), IV Международной научно-практической конференции «Индивидуальность в современном мире» (Смоленск, 2005).

Структура работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и девяти приложений. Общий объемработы составляет 193 страницы текста.

Список литературы

содержит 154 наименования, из них 15 на иностранных языках. Текст иллюстрирован таблицами и гистограммами.

1. Результаты исследования проблем экономического сознания на уровне различных теорий и концепций зарубежных и отечественных ученых свидетельствуют о наличии позитивных сдвигов в изучении данного феномена.

В диссертационном исследовании под экономическим сознанием мы понимаем социальные представления, установки, отношения, оценки, мнения личности и т. п. о различных явлениях экономического содержания (экономических объектах). ;

2. Наиболее динамичными показателями экономического сознания — студента на этапе профессионализации в вузе стали субъективный экономический статус, степень значимости экономических характеристик при выборе друзей, экономические потребности и притязания личности. У респондентов исследуемых курсов наблюдаются различия в социальных представлениях о собственнике, богатстве и бедности.

У представителей студенческой молодежи различной профессиональной направленности динамика экономического сознания различна и специфична. Наиболее устойчивыми показателями экономического сознания студентов различной профессиональной направленности стали мотивация экономического поведения, социальные представления о бедности, значимость денег, отношение к конкуренции. В остальных случаях наблюдается большое различие в ряде показателей, которое во многом объясняется влиянием процесса профессионализации в вузе и профессиональной направленностью студентов.

3. Эмпирически выделены структуры экономического сознания студенте" на этапе профессионализации в вузе, а также студента различной профессиональной направленности. По нашим данным, полученные структуры включают по пять базовых компонентов.

4. Выявлены эмпирическим путем типы экономического сознания студентаа.' «малоактивный, довольствующийся», «активный, уверенный», «инертный, притязательный», «равнодушный, низкоинформированный», «стабильный, ориентированный». Им свойственна различная выраженность экономико-психологических характеристик экономического сознания личности.

5. Выявлены связи между личностными характеристиками (мотивация к достижению успеха и избегания неудач, уровень субъективный контроля) и некоторыми экономико-психологическими характеристиками субъективным экономическим статусом, отношением к социально-экономическим условиям жизнедеятельности, отношением к деньгам, уровнем деловой и экономической активности, отношениемк экономическому риску.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное научное исследование было направлено на изучение динамики экономического сознания студентов в процессе профессионализации в вузе.

Мы попытались под определенным углом рассмотреть один из ключевых этапов профессиональной социализации индивида — этап профессионализации в вузе. Экономические преобразования в стране, отсутствие стабильности в экономической, социальной, политическом сферах, а также возрастные и профессиональные особенности определенным образом влияют на экономическое сознания личности.

Теоретический анализ работ, посвященных изучению экономического сознания личности, а также результаты проведенного исследования позволили сформулировать концептуальные представления о динамике экономического сознания личности в процессе профессионализации в вузе, разработать специальную исследовательскую программу для ее изучения. В работе были описаны основные эмпирические компоненты экономического сознания личности.

Результаты многолетнего исследования позволили выделить ряд феноменов экономического сознания, которые, с нашей точки зрения, уже на этапе профессиональной подготовки студентов динамически отражаются в качественном и количественном усложнении. Эти изменения происходят в разное время обучения с разной степенью интенсивности. Нами было выявлено, что экономическое сознание личности студента в процессе профессионализации в вузе специфично. Динамическое изменение (снижение) наблюдается по следующим параметрам экономического сознания личности: субъективной оценке своего экономического статуса, оценке степени значимости экономическим характеристикам при выборе друзей. В процессе профессионализации будущего специалиста происходит увеличение желаемого им дохода при ярко выраженной ориентации на повышение материального благосостояния. Однако к концу процесса профессионализации в вузе субъективные оценки экономических притязаний снижаются. Наблюдается динамика в сторону снижения студентами субъективных оценок степени удовлетворения потребительских интересов при средних оценках своих возможностей для повышения собственных доходов.

Социальные представления студентов в процессе профессионализации в вузе о собственнике, богатстве, бедности имеют как сходство, так и явные различия. Наиболее динамичны у студенческой молодежи отношение к деньгам и выбор мотивов будущей профессии. ;

Желание быть собственником, проявление экономической инициативы и личной заинтересованности в развитии производства при владении акциями, отношение к социально-экономической ситуации в стране, степень выраженности интереса к социально-экономическим процессам на макроуровне, уровень деловой и экономической активности, желание идти на экономический риск являются наиболее устойчивыми экономико-психологическими характеристиками экономического сознания студенческой молодежи.

Выявлено, что динамика экономического сознания различна и специфична для каждой исследуемого факультета. В ходе исследования наблюдалось, что многие компоненты экономического сознания личности интенсивнее трансформировались у представителей экономических специальностей, в сравнении с другими факультетами. В данном исследовании специально изучена динамика экономического сознания у будущих представителей разных профессий на этапе профессионализации в вузе.

В диссертационном исследовании отражены результаты сравнительного анализа структур экономического сознания студентов в процессе профессионализации в вузе, а также структур экономического сознания представителей студенческой молодежи разной профессиональной направленности. Исследованы взаимосвязи компонентов экономического сознания с такими личностными характеристиками, как субъективный уровень контроля, мотивация к достижению успеха и избегание неудач.

Также в данной работе были выявлены эмпирическим путем социально-психологические типы экономического сознания личности студента.

Ради глубины исследования мы ограничивались анализом динамики экономического сознания студентов в процессе профессионализации. Но вместе с тем в нашей работе обозначен и структурный анализ, содержащий в себе большие исследовательские возможности, которые могут быть реализованы в дальнейшем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абалкин J1.H. Новый тип экономического мышления. М.: Экономика, 1997.
  2. К.А., Воловикова М. И., Елисеева В. А. Проблемы исследования индивидуального сознания // Психологический журнал, 1991 Т. 12, № 4. С. 27−40.
  3. Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности //Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. С. 92−8.
  4. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. М.: Наука, 1973. 288 с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.
  6. К.А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы/ Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского,
  7. М. И. Воловиковой.- М., Издательсьво «Институт психологии РАН», 1997, С.7−38.
  8. Абульханова Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журн. 1994. Т. 14. № 4. С.39−55
  9. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М. 1991.
  10. Г. В., Иванова Т. В. Феномен ментальности как проблема сознания // Психологический журнал.-2003. Т.24, № 1.- С. 47 55.
  11. .Г. Избранные психологические труды. В.2-х т. Т.1. -М.: Педагогика, 1980.
  12. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
  13. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996.
  14. А.П. Риск в предпринимательстве. СПБ, 1992.
  15. А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности / Вопросы психологии, № 2, 1992. С. 14 23.
  16. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980.383 с.
  17. В. М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994
  18. В.М. Избранные труды по психологии личности: В 2-х т.-Т.1.Психика и жизнь / Под ред. Г. С. Никифорова, JI. А. Коростылевой.-СПб.: Алетейа, 1999.-С. 204−209, 218−222.
  19. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.
  20. В. А. Перспективы диагностики профессиональнойSпригодности с позиции психологии профессионализации и психологического развития // Теория и практика профориентации и профконсультирования. Вып.З. Калуга: ГКПИ, 1996. С. 277 294.
  21. В.Э., Иванов В. Н., Тощенко Ж. Т. Общественное сознание и перестройка. М.: Политиздат, 1990.
  22. Л.Г., Солодова Г. С., Харченко Экономическое поведение выпускников средних школ в условиях становления рыночных отношений. Новосибирск, 1999.
  23. B.C. Диалектика сфер общественной жизни. М.: МГУ, 1982.
  24. .Г., Мансуров В. А. Опыт исследования мировоззренческих представлений молодежи // социологические исследования.-1978. № 3. С. 103 -105.
  25. А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психологический журнал. 1996.Т.17- № 6.- С. 30 — 37.
  26. А.В. Психология субъекта: индивида и группы (часть 2) // Психол. журнал. 2002.Т.23.№ 1.С.71−79.
  27. М.К., Семенов A.M. Экономический человек: В помощь изучающим экономику, психологию, менеджмент: Учеб. пособие. М.: Дело, 2000.
  28. П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс,
  29. С.Г., Лесохина Л. Н. Профессиональная деятельность молодого учителя. М.: Педагогика, 1982.
  30. М.А., Карнышев А. Д. Экономическая психология в структуре жизненных реалий / Под ред. М. А. Винокарова, А. Д. Карнышева. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001.
  31. Ю.Р., Шапко В. Т. Студент, 90-х. Социокультурная динамика// СОЦИС.2000. № 12.С.56−63-
  32. Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. Т.З. М., 1983.
  33. Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. Т.4. М., 1984.
  34. .А. Логические принципы исследования массового сознания // Вопросы философии.-1970. № 8.- С.74−78
  35. В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984.
  36. Н.А. Социальное поведение учащейся молодежи// СОЦИС. 1998.№ 9.С. 122−127.
  37. Гордон Л. А. Социология для экономистов
  38. Данг Тьи Тхань Влияние отношения к собственности на психологию крестьян в условиях социально-экономических изменений (на примере вьетнамской деревни). Дисс. .канд. психол. наук. М., 1993.
  39. У. Психология / Под ред. Л. А. Петровского.М.: Педагогика, 1991.
  40. У. Существует ли сознание? //Новые идеи в философии: Сб. № 4. М., 1910.
  41. О.С. Динамика макроэкономических компонентов образа денег в обыденном сознании // Психологический журнал. 2002. Т.23. № 2.1. С. 36−46.
  42. О.С. Экономическая психология. СПб.: изд-во СпбГУ,
  43. О.С. Экономическая психология в российской политикепереходного периода. Дисс. .докт. психол. наук. СПб., 1999.
  44. О.С. Символизация денег: опыт эмпирического исследования // Проблемы экономической психологии. Т. 1 / Отв. ред.
  45. A.JL Журавлев, А. Б. Купрейченко.- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С.207 241.
  46. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993.
  47. Г. Г. В поисках смысла и цели.М.: Политиздат., 1986:
  48. Е.Д. Внутригрупповая ответственность в условиях совместной деятельности. Дисс. .канд. психол. наук. М., 1994.
  49. Т.В. Динамика ценностных ориентаций личности в условиях раннего экономического образования. Дисс.. канд. психол. наук. М., 2002.
  50. А.Л. Взаимодействие социально-психологических и социально-экономических феноменов в изменяющемся обществе // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. С. 11 36.
  51. Н.А. Динамика ориентаций личности на экономические ценности в условиях социально-экономических изменений / Проблемы экономической психологии. Т. 1. Отв. ред. А. Л. Журавлев,
  52. А.Б. Купрейченко.-М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С.379−411.
  53. Т.И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. Очерки теории. Новосибирск, Наука, 1991.
  54. Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога: Дисс.. докт. психол. наук. Свердловск, 1988.
  55. Н.В. Потребности социалистической личности. М.: Мысль, 1986.
  56. К., Савкин И. Русская философия собственности (ХП-ХХ вв). -СПб.: СП «Ганза», 1993.
  57. С.Б. Мотивация труда. М.: «Институт психологии Ран», 1998.
  58. А.Д. Собственность как базовая категория экономической психологии // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: Материалы третьей международной научной конференции. Иркутск: Изд-во БГУ ЭП, 2002.
  59. А.В. Принцип системности как стратегия концептуализации в психологических исследованиях // Труды Ярославского методологического семинара (методология психологии). Т.1. Ярославль: МАПН, 2003. С. 159 168.
  60. И.О. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения//С01ЩС.2000.№ 3 .С.127−128.
  61. М.В. Отношение к собственности как регулятор экономического поведения // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / Отв. Ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. С.286 295.
  62. А.И. Психология хозяйственного управления. М., 1984.
  63. Е.А. Психология профессионала. Избранные психологические труды. Москва Воронеж, 1996.
  64. А.Г. Психология личности. JL: Изд-во ЛГУ, 1963.
  65. Т.В. Российское студенчество в условиях переходного периода//Социс. № 1, 1995. С. 142−151.
  66. Ю. Психологическая теория решений. М. Прогресс.1979.
  67. Е.Н. Отношение к деньгам как компонент экономического сознания различных социальных групп // Проблемы экономической психологии. Т.1 / Отв. Ред. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С.242−260.
  68. Г. С. Принцип развития в психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. С. 118−152
  69. Г. Психология развития. М.: 2000.
  70. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ профессионального самоопределения // Вопросы психологии, 1983, № 2.
  71. В.П. Место системного подхода в современном научном познании и марксистской методологии // Вопр. философии. 1980. № 1.1. С.55−73.
  72. А.Б. Отношение личности к соблюдению нравственных норм в зависимости от психологической дистанции (у менеджеров и предпринимателей). Дисс. .канд. психол. наук. М., 2001.
  73. А.Ф. Избранные труды по психологии. М.: Наука, 1997.
  74. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  75. Д.А. Совместная деятельность, общение, взаимодействие //Вестник высшей школы. 1989. № 11. С.39−45.
  76. .Ф. Системный подход и проблемы детерминизма в психологии // Психол. журнал. 1989. Т.10 № 4. С. 19−33.
  77. Ш. Революция собственности. 1889.
  78. А.К. Психология профессионализма. М.: 1996.
  79. А.И., Ребрик С. Б. Восприятие риска // Психологический журнал. 1990. № 3.
  80. А.А. О роли индивидуального и коллективного сознания в социальной динамике // Психологический журнал.-1999.-Т.20, № 5.1. С.105−111.
  81. С. Машина, творящая богов. М., 1998.
  82. С. Социальное представление: исторический взгляд. // Психол. журн. 1995. Т. 16. № 1. С.3−18., № 2 С. 3−14.
  83. JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии, 1997, № 4.
  84. А.В. Социализация и смутное время. М., 1991.
  85. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР/ Под ред. Б. Г. Ананьева и др. В 2 т.: М., 1960.
  86. В.Н. Психические функции и их отношения // Ученые записки. Сер. филос. наук. Психология. Л.: ЛГУ, 1979. Вып. 3. 130 с.
  87. Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1988.
  88. В.В., Стахов В. И., Шамионов P.M. Социализация личности: внешние и внутренние детерминанты личности // Социальный психолог. Вып. 1 (5), Ярославль: МАПН, ИП РАН, 2003. С.22−26.
  89. В.Д. «Вуз и рынок», Материалы научно-практической конференции. Красногорск, 1992.
  90. В.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.
  91. .Д. Социально-психологические тенденции научно-технического прогресса / Под ред. Б. Д. Парыгина. Л., 1982.
  92. Е.М. Социальные нормы-регуляторы поведения личности.: Наука, 1972.
  93. В.Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания: На материале политического менталитета.-2-е изд.-М.: Изд-во МГУ, 1997.
  94. Ю.ГТ. Психологический анализ процесса профессионализации. Понятие «профессионализации» // Способности и деятельность. Межвузовский сборник научных трудов. Ярославль: ЯГПИ им. Ушинского, 1989. С. 56 67.
  95. В.П. Психологические отношения в условиях изменения форм собственности. Дисс.. докт. психол. наук. М.: Институт психологии РАН, 2002.
  96. В.Д. Психология и экономика: Социально-психологические очерки. М.: Сов. Россия, 1989.
  97. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  98. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.-Москва Воронеж.: 1996.
  99. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Политиздат, 1990.- 494с.
  100. А. Системный подход в психологии//Психологический журнал. 1994.Т. 15.№З.С.З-17.
  101. А.П. Формирование профессиональной пригодности. -Минск, 1984.
  102. Н.М. Социальные исследования экономических трансформаций в России // Социол. исслед. 1997, № 6. С.55−56.
  103. C.JI. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во АНСССР, 1957.
  104. СЛ. Принципы и пути развития психологии. М.,
  105. С.Л. Проблемы общей психологии. Ч.2-я. Человек и мир. М., 1973.
  106. С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1973.
  107. В.А., Головин Н. А. Штрихи к портрету поколения 90-х // СОЦИС 1998.№З.С.107−117.
  108. Е.Н. Отношения работников к руководителям на предприятиях с разной формой собственности. Дисс. .канд. психол. наук. М., 2003.
  109. А. Теория нравственных чувств. М.: Республика, 1997.
  110. Н. Дж. Социология // СОЦИС, 1993, № 5.
  111. В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопр. психологии, 1998. № 6. С.3−17.
  112. В. Сочинения в 2-х томах. М.: Мысль, 1988.
  113. Г. В. Понятийная система психологической теории деятельности // Психологический журнал, 1981. Т.2, № 3. С. 12 24.
  114. Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. — М.: «Российская политическая энциклопедия», 1999.
  115. Иб.УлыбинаЕ.В. Психология обыденного сознания. М.: Смысл, 2001
  116. К.А. Современное экономическое мышление. М.: Политиздат, 1986.
  117. Э.Н. Жизненные ценности студентов в новых социокультурных условиях. М., 1995.
  118. А.В., Ковалёв С. В. Психология и экономика // Психол. журнал, 1989. Т.10.№ 1.С.22−31.
  119. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  120. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.
  121. Э. Душа человека. М.: Республика. 1992.
  122. Э. Иметь или быть. М.: 1986. -
  123. Э. Человек для самого себя. Минск, 1992.
  124. В.А. Ценностные ориентации различных социальных групп в условиях разных форм собственности // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. С. 107−121.
  125. В.А. Психология экономического сознания: состояние и перспективы исследования // Личность и общество: Актуальные проблемы современной психологии. Материалы всероссийского симпозиума. Кострома: Изд-во КГУ, 2000, С. 39 40.
  126. .А. Структура и закономерности общественного сознания. Л.: Наука, 1982. — С. 42 — 46.
  127. В.Д. О применении системного подхода в исследованиях по психологии // Проблемы индустриальной психологии. Ярославль: ЯрГУ, 1976. С. 3−20.
  128. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.
  129. В.Д. Психологический анализ деятельности: Системогенетический подход. Ярославль: ЯрГУ, 1979.- 91 с.
  130. Т. Социальная психология. М.: 1969.
  131. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.:1974.
  132. Экономическая психология / Под ред. И. В. Андреевой СПб.: Питер, 2000.
  133. Экономическое сознание трудящихся / Под ред. Тощенко Ж. Г., Бойкова В. Э., Чернышова Л. Д. М.: Академия общественных наук при ЦК КПСС, 1989.
  134. Юнг К. Г. Сознание и бессознательное: Сборник / Пер. с англ. и науч. редакция А. А. Алексеева.- СПб.: Университетская книга, 1997.
  135. К. Общая психопатология.- М.'.Практика, 1997.
  136. В. А. Социологические исследования: методология, программы, методы. М.: Наука, 1987.-248 с.
  137. Bereilli — Befragung und Fachtonen der Risicobereitschaft // Psychologische Beitrage. 1994.Bd. 29.S.575−586.
  138. Diener E., Sandwik E., Seidlitz L. and Diner M. The relationship between income and subjective well- being: relative or absolute? Socisl Indicators Researsh. 28, 1993 P. 195−223.
  139. Goldberg H., Lewis R., Money Madness: The Psychologi of. Saving, Spending, loving snd hating. Money. London, 1978.
  140. V. (1984) Integroup differences in group perceptions. In Tajfel, H (ed) The Social Dimension, Vol 2, pp:561−578. Cambidqe: Cambidqe university Press.
  141. Furnhan A. Lay Theories. Eveiyday universtanding of problems in he Social Sciences. Oxford: Pergamon Press, 1988.
  142. Furmhan A., Lewis A. The Economic Mind. Brighton: «Wheatsheaf Books», 1986.
  143. Headey An economic model of subjective well-being:integrating economic and psychological fheoies. Social Indicators Research, 1993.28 p.97−116.
  144. H.J. / Zum Zusammenhang zwishen Entscheidungverhalten bbeieiner.
  145. Linton R. The study of man. Appleton Century Company, 1936.
  146. LumannN. Soziologie des Risikos. Berlin- N. Y., 1991.
  147. Schmidt L. Eragebogen zur Erfassung verschiedener Risikobereitschaftsfaktoren (FRF) verfahren im Rahmen der Fahreignungsdiagnostik, 23. Literas, 1985. Wien.
  148. Tajfel, H (ed) (1984) The Dimension, Vols 1 and 2, pp:561−578. Cambidqe: Cambidqe university Press.
  149. Tajfel, H (ed) (1982). Social Identity and integroup Reltions. Cambidqe: Cambidqe university Press.
  150. Wernimont P., Fitzpatrick S. The Meaning of money // Journal of Applied Psychologi.1972. Vol. 56. P.218 261.
  151. Yamauchi K., Templer D. The development ofa money attitude scale // Lourmal of Personality Assesment. 1982.Vol.46.
Заполнить форму текущей работой