Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Философско-социологические проблемы образования в условиях развитого социализма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На современном этапе развития нашего общества особую актуальность приобретают проблемы содержания, методов, средств и форм обучения и воспитания личности. В ряде работ изучаются эти проблемы главным образом в педагогическом и психологическом аспектах (Аббасова А.Е., Бабанский Ю. К., Владиславлев А. П., Давыдов В. В., ЗанковЛ.В., Краевский В. В., Кондаков М. Н., Лер-нер И.Я., Леднев B.C., Лихачев… Читать ещё >

Содержание

  • Вв е д е ни е
  • ГЛАВА I. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
    • 1. 1. Социальная сущность образования, его взаимодействие с различными компонентами общественной системы
    • 1. 2. Структура, общественно-политические принципы, социальные функции образования
    • 1. 3. Марксистско-ленинская концепция личности и образование
  • ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ НА ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА
    • 2. 1. Научно-техническая революция и развитие образования
    • 2. 2. Теоретико-методологические вопросы изменения содержания образования в условиях НТР
  • ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ — ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА
    • 3. 1. Формирование социальной активности учащихся -решающее средство их всестороннего развития
    • 3. 2. Методологические принципы исследования процесса формирования социально активной личности учащихся
    • 3. 3. Критерии оценки уровня социальной активности учащихся
  • ГЛАВА 1. У. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА
    • 4. 1. Методологические принципы прогнозирования развития образования
    • 4. 2. Основные закономерности и тенденции изменения содержания образования
    • 4. 3. Закономерности и тенденции совершенствования управления образованием
    • 3. а к л ю ч е н и е

Философско-социологические проблемы образования в условиях развитого социализма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одним из значительных достижений социализма является создание системы народного образования, адекватной обществу, не знавдему антагонистических противоречий.

Впервые в истории человечества сложилась подлинно народная система образования, которая служит интересам всего общества и является важнейшим фактором утверждения социалистической цивилизации.

Ныне уже свыше 60% всех тружеников нашей страны имеет высшее и полное среднее образование. Этот колоссальный интеллектуальный потенциал продолжает умножаться. Достаточно сказать, что в 1982/83 учебном году всеми формами обучения было охвачено около 106 млн. человек*.

Но всемирно-исторические завоевания социалистической системы образования не должны заслонять необходимость ее непрерывного совершенствования.

В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, а также постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР о дальнейшем совершенствовании общего среднего образования, развитии системы профессионально-технического образования, улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда, совершенствовании подготовки и повышении квалификации педагогических кадров, повышении зара.

1 Народное хозяйство СССР в 1982 г. Стат. ежегодник ЦСУ СССР.

М., 1983, с. 454. ботной платы учителям и другим работникам народного образования, которые являются конкретизацией и воплощением в жизнь решений ХХУ1 съезда КПСС, июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, ставится задача поднять работу общеобразовательной и профессиональной школы на новую качественную ступень, отвечающую условиям развитого социализма. Это требование обусловлено необходимостью:

— приведения уровня среднего общего и профессионального образования в соответствие с динамичным развитием материального производства, научно-технической революции, социально-политических отношений, культуры;

— осуществления выдвинувшейся ныне на первый план задачи воспитания гражданина социалистического общества, овладевшего не только знаниями, но и твердого в своих идейно-нравственных убеждениях, активного строителя коммунизма;

— устранения диспропорции между теоретической и практической подготовкой в самом процессе формирования всесторонне развитой личности учащихся, которая привела к ослаблению их трудовой закалки и ориентации на массовые профессии;

— разрешения противоречия между необходимостью усвоения постоянно увеличивающейся научной информацией и индивидуально-возрастными возможностями учащихся.

В вышеназванных партийно-государственных документах разработана совокупность социально-экономических и педагогических мер, направленных на постепенное (вплоть до 1995 года) решение указанных проблем путем радикального изменения структуры, содержания, методов, средств и организационных форм среднего общего и профессионального образования.

Особое внимание обращено на существенную перестройку трудового воспитания молодого поколения, подготовку условий для того, чтобы дополнить всеобщее среднее образование всеобщим профессиональным образованием.

Генеральный секретарь ЦК КПСС тов. К. У. Черненко в своем выступлении перед избирателями Куйбышевского района г. Москвы подчеркнул, что «привить школьникам любовь к работе, в полной мере включить в воспитательный процесс силу производительного труда — это и есть одна из важнейших задач воспитания» «1» .

Учитывая особую социальную значимость, которая придается развитию общеобразовательной школы, диссертант преимущественное внимание уделяет ряду актуальных проблем совершенствования этой самой массовой форме получения среднего общего образования.

В работе проведен философско-социологический анализ образования, особенность которого состоит в том, что этот социальный феномен рассматривается в теоретико-методологическом и общесоциологическом аспектах на основе интеграции знаний частных наук.

В последнее десятилетие система образования стала интенсивно рассматриваться в разных планах. Ей уделяют большое внимание философы, социологи, экономисты, педагоги, психологи, юристы.

Диалектика взаимосвязи образования с социальной и научно-технической революцией, материальным и духовным производством, базисом и надстройкой, общественной структурой и социалистической демократией анализируются в работах философов и социологов (Афанасьев В.Г. «Бляхман Л. С., Волков Г. Н., Коган Л. Н. «Мелещенко Ю. С.,.

1 Черненко К. У. Народ и партия едины. Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г. Москвы 2 марта 1984 года. М., 1984, с. 16.

Нриходько Д.Н., Попов В. Д., Руткевич М. Н., Серебряков Л. Е., Турченко В. Н., Филиппов Ф. Р., Хроменков H.A. и др.).

Совокупность факторов, влияющих на переход от экстенсивного к интенсивному развитию образования, исследуется специалистами различных областей знания: Берг А. И., Готт B.C., Ильенков Э. В., Кедров Б. М., Ляпунов A.A., Соколовский Ю. И. и другие.

Немалый вклад в исследование проблем экономики образования внесли Жамин В. А., Жильцов E.H., Егизарян Г. А., Костанян С. Л. и другие, которые показали, что в современных условиях повышение общеобразовательного и профессионального уровня оказывает значительное влияние на воспроизводство квалифицированной рабочей силы, рост производительности труда и национального дохода.

Вопросам качества подготовки рабочих в системе профессионально-технического образования посвящены работы: Батышева С. Я., Белкина В. Б., Булгакова A.A., Думченко Н. И., Хайкина Н. И., Ды-кусова Г. Е. и др.

На современном этапе развития нашего общества особую актуальность приобретают проблемы содержания, методов, средств и форм обучения и воспитания личности. В ряде работ изучаются эти проблемы главным образом в педагогическом и психологическом аспектах (Аббасова А.Е., Бабанский Ю. К., Владиславлев А. П., Давыдов В. В., ЗанковЛ.В., Краевский В. В., Кондаков М. Н., Лер-нер И.Я., Леднев B.C., Лихачев В. Т., Ильина Т. А., Раченко И. П., Сластенин В. А., Скаткин М. Н., Эльконин Д. Б. и др.).

Вместе с тем в названных публикациях недостаточно исследовались проблемы образования как целостного социального комплекса в философско-социологическом аспекте. Не проведен всесторонний анализ факторов, вызывающих революцию в образовании, а также далеко не полностью раскрыты существенные признаки последней.

Содержание и методы общего образования рассматриваются, как правило, в психолого-педагогическом аспекте. Философский анализ этих элементов образования проводится недостаточно.

В литературе уделяется мало внимания вопросам сущности, структуры и формирования научно-теоретического мышления в массовой школе.

Наконец, исследователи почти не разрабатывают теоретико-методологические проблемы формирования социально активной личности школьников, хотя они являются центральными в теории и практике воспитывающего обучения.

Большая теоретическая и практическая значимость дальнейшего исследования указанных проблем определила выбор теш, цели, объекта, предмета и задач исследования.

Цель исследования. На основе философского анализа закономерностей и тенденций развития образования при социализме, характера и содержания воздействия на него социального и научно-технического прогресса, выявить пути интенсификации данного процесса.

Объектом исследования является процесс развития системы образования в условиях социализма.

Предмет исследования — пути оптимизации взаимодействия объективных условий и субъективных факторов, влияющих на процесс совершенствования организации и функционирования системы образования в условиях развитого социализма.

Из цели, объекта и предмета вытекают общие задачи исследования, не получившие еще должного раскрытия или требующие уточнения и развития:

— проанализировать систему образования на сущностном, структурно-функциональном и управленческом уровнях;

— выявить особенности коренных качественных изменений в образовании в условиях социализма;

— показать основные направления воздействия ИГР на образование;

— раскрыть социальную значимость реформы общеобразовательной и профессиональной школы, а также исследовать наиболее важные проблемы ее реализации.

Новизна результатов исследования.

1. На основе философского анализа материалов частных наук по изучению данной проблемы, опыта работы школ и органов управления народным образованием выявлен «механизм» взаимосвязи и взаимодействия элементов системы образования, сформулированы теоретические аспекты изучения закономерностей и тенденций ее развития.

2. Диссертант, исследовав диалектическую связь изменений в образовании, которые вызваны социалистической и научно-технической революциями, уточнил понимание сущности и содержания категории «революция в образовании», показал, что она отражает коренные качественные изменения социальной направленности образования, его цели, характер связи с основными элементами социальной структуры общества и развитием самого человека. Это дало возможность сделать вывод, что в условиях совершенствования социализма образование развивается не в форме следувдих друг за другом революционных переворотов, а путем качественных изменений, в процессе которых преодолевается его известная инерционность, отставание от социальной действительности.

3. Исследована система детерминаций, обусловившая необходимость проведения реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

4. Конкретизированы в соответствии с Основными направлениями реформы школы критерии оценки социальной результативности образования, соответствующие фактической подготовленности выпускников средней школы требованиям современного общественного производства и задачам формирования всесторонне развитой личности.

5. Сформулированы методологические подходы к конструированию модели содержания среднего общего образования. В процессе этой работы определены практические рекомендации по совершенствованию данного компонента образования с учетом требований реформы школы.

6. Выявлены методологические ориентиры для комплексного исследования процесса формирования социальной активности учащихся.

7. Разработаны показатели для определения степени сформи-рованности социально активной личности школьников.

8. Вводится в научный оборот материал, являющийся результатом обобщения педагогического опыта и конкретно-социологических и педагогических исследований, проведенных лабораторией по формированию социально активной личности в условиях развитого социализма, работающей при МШИ им. Ленина. Этот материал послужил одним из оснований научной доказательности ряда сформулированных в диссертации положений и рекомендаций.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили труды классиков марксизма-ленинизма, документы партийных съездов и пленумов, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, выступления руководителей Коммунистической партии и Советского правительства по вопросам развитого социализма, научно-технической революции и образования.

Эмпирическую основу работы составляют данные советских социологических, педагогических и психологических исследований, посвященных проблемам образования, материалы ЦСУ СССР, Министерства просвещения СССР и РСФСР.

Практическая значимость исследования. Философско-социоло-гическая разработка проблем развития образования в условиях социализма явилась базой для обоснования методологии исследования процесса формирования социально активной личности учащихся, которое ведется по целевой программе МГПИ им. В. И. Ленина в содружестве о 17 соисполнителями, представляющими другие пединституты страны.

Практическая значимость данного исследования проявилась и в том, что на ее основе разработан спецкурс для студентов педагогического института им. В. И. Ленина: «Философско-соци (c)логические проблемы образования в условиях развитого социализма» .

Практическая ценность диссертации заключается также в разработке системы мер, направленных на дальнейшее объединение усилий кафедр общественных наук и кафедр психолого-педагогического цикла, в работе по активизации обучения и воспитания молодого поколения.

Материалы диссертации могут быть широко использованы в процессе реализации задач, поставленных в партийных и государственных документах о реформе общеобразовательной и профессиональной школы.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре марксистско-ленинской философии Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина, где результаты исследования получили положительную оценку. Основные идеи диссертации излагались автором на I Всесоюзной научной конференции по проблемам непрерывного образования в современных условиях социального прогресса и научно-технической революции (г. Москва, 1980 г.), на Всесоюзном координационном совещании по научно-исследовательской целевой программе «Формирование социально активной личности в условиях развитого социализма» (г. Москва, 1983 г.), на ленинских чтениях в МГПИ им. В. И. Ленина (1982 и 1983 гг.).

По проблеме диссертационного исследования опубликована 2Р работу,.

Философско-социологическое исследование народного образо вания в условиях развитого социализма позволяет сделать следунь щие выводы:

1. Система образования зрелого социализма — это совокуп ность социальных институтов, осуществляющих целенаправленное управление процессом формирования всесторонне развитой личнос ти, детерминированного производственными отношениями сотрудни чества и взаимопомощи и заключающегося в усвоении социально исторического опыта (общих и специальных знаний, умений и навы ков) и воспитании на этой основе активных строителей коммунизма.2. Система образования относительно самостоятельное, но не автономное социальное явление. Оно тысячами нитей связано со структурными элементами общества развитого социализма, мате риальным и духовным производством, надстройкой, общественным сознанием. Основным фактором, детерминирующим развитие образования, является социалистичевкий базис. Коммунистическая идеология и политические учреадения, прежде всего КПСС и Советское государство, определяют цели и содержание образования, придавая ещ классовую направленность. С учетом взаимодействия фор^ й социалистического обществен ного сознания вырабатываются основные направления учебно-воспи тательного процесса: интеллектуально-мировоззренческое, полити ческое, правовое, нравственное, эстетическое и атеистическое. В свою очередь образование обеспечивает воспроизводство форм общественного сознания путем передачи от поколения к поколению социального опыта, научных знаний, норм и принципов, регламентирующих поведение людей. Вот почему образование правомерно рассматривать как один из видов духовного производства, обеспе чивающего создание духовных благ и их распределение. Система образования находится в сложном взаимодействии с материальным производством, которое проявляется прелвде всего при анализе формирования главной производительной силы — работ ника производства. Развитие образования становится необходимым условием совершенствования духовного мира человека, воспроиз водства квалифицированных кадров и повышения производительности труда. Потребности материального производства в квалифицированной рабочей силе являются двигателем системы образования. Однако было бы неверно выводить все изменения в образовании лишь из требований материального производства, поскольку характер удов летворения этих требований обусловлен экономическим базисом и политической надстройкой.3. Образовательная деятельность развертывается на основе коренных социально-политических принципов, разработанных в соответствии с учением марксизма-ленинизма: партийности, социа листического демократизма, единства теории и общественной прак тики. Эти принципы являются методологической базой для формули рования принципов обучения и воспитания.4. Система образования через осуществление своей основной внутренней деятельности способствует решению ряда социальных задач, различающихся по сферам общественной жизни, в которых они возникают и осуществляются. Речь идет о народнохозяйствен ных, социально-политических и культурно-просветительных зада чах, необходимость реализации которых порождает соответствую щие социальные функции образования. Чем выше эффективность работы института образования, тем выше степень осуществления функций и тем значительней его вклад в развитие общественной системы. Социальная результативность школьного образования опреде ляется по следующим критериям: а) соответствие фактической под готовки выпускников школ требованиям зрелого социализма;

б) уровень квалификации учительских кадров, их способность до биваться минимальными средствами оптимальных педагогических ре зультатовв) уровень управляемости системы образования, кото рый проявляется преаде всего в эффективности реализации управ ленческих решений и согласованности в работе всех ее звеньев. Одним словом, образовательную деятельность следует оцени вать, как этого требует реформа школы, по конечному результату.5. Социально-философская концепция человека и его всесто роннего развития является основой для раскрытия существенных сторон образования. Из данной концепции вытекает ряд важных выводов: • направленное образование каждого учащегося включает в себя: общее — формирование общечеловеческих, родовых черт: по требностей и способностей к труду, речи, общению, мышлению, физическому развитиюособенное — формирование социальных ка честв, которые характеризуют личность социалистического типаединичное — формирование индивидуально-неповторимых черт- • в процессе образовательной деятельности способности не нивелируются, а создаются равные возможности для их формиро вания- • неповторимость генетической и социальной программ требу ет индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания, от работки приемов выявления и развития способностей- • всесторонне и гармонически развитый человек представляет собой целостную совокупность качеств, связь меаду которыми, но сит органический характер. Расчленение личности на отдельные свойства и черты несовместимо с идеей всестороннего развития, а, следовательно, комплексным подходом к развитию всего дела на родного образования, который вытекает из этой идеи- • возвышенные и разумные потребности являются основной движущей силой поведения человека. Осуществлять всестороннее развитие вне сферы потребностей — это значит оставлять в тени первооснову формирования всех качеств личности, источник ее развития.6. Значительным стимулом развития института образования является научно-техническая революция. Она усилила народнохозяй ственную функцию образования, потребовала дополнить всеобщее среднее образование всеобщим профессиональным образованием, ко ренным образом изменить трудовое обучение, воспитание и профес сиональную ориентацию в общеобразовательной школе, обеспечить сближение, а затем и слияние последней со средними профессио нально-техническими училищами, интенсифицировать обучение, уси лить его политехнизацию и практическую направленность. Характерной особенностью указанных изменений является то, что они вызываются не только НТР, но и общественным прогрессом в целом, связанным с совершенствованием развитого социализма. Все это нашло свое отражение в документе о реформе школы, предусматривающем глубокую перестройку среднего звена образо вания, оставляя его социально-классовую, мировоззренческую ос нову неизменной. Таким образом, всякого рода изменения в образовании целе сообразно рассматривать с точки зрения диалектики устойчивости и изменчивости. Система образования не может развиваться нор мально без относительной стабильности, которая проявляется в преемственности всех наиболее ценных завоеваний на предыдущих этапах: гибком и быстром реагировании на изменение социальной среды, активном воздействии на развитие производства в целом, определенном опережении общественных потребностей. Она развивается не в форме следующих друг за другом рево люционных переворотов, а путем качественных изменений, в про цессе которых преодолевается ее известная инерционность, от ставание от социальной действительности.7. Изучение содержания образования в общеметодологическом аспекте показывает, что первостепенное значение в его совершен ствовании имеют концептуальные вопросы, связанные превде всего о разработкой общей теоретической модели содержания образования и четкого определения на ее основе количества и качества инфор мации, которую необходимо передать учащимся с учетом конкретных особенностей формирования всесторонне развитой личности в усло виях зрелого социализма, закономерностей развития социального опыта, особенно его ядра — научных знаний. Общеметодологической базой построения этой целостной моде- «ли, обеспечивающей научное обоснование принципов отбора учебно го материала, состав учебных предметов и их содержание, являет ся философское учение о единстве мира, формах движения материи, законах познания и типах мышления, социальном опыте и человече ской деятельности. Логика развития школьного образования в условиях развитого социализма требует разрешения противоречия между быстро изме няющейся информационной программой общественной культуры и воз можностями индивида ее субъективировать, усвоить путем модерни2 ^ зации способов обучения, усиления организаторско-воспитательнЕК фикций учителя, подготовки условий для перехода к непрерывному образованию. Основная перспективная задача развития содержания образо вания на длительный период состоит в том, чтобы сделать учебный материал максимально информациокноемким, а обучение — проблем ным, обеспечить приоритет методологического обучения по отноше нию к информационному.8. В системе школьного образования формирование социальной активности учащихся занимает одно из важных мест, т.к. оно яв ляется решающим средством их всестороннего развития. Формирование социальной активности это процесс направлен ного, комплексного воздействия на все стороны личности учащегося (интеллектуально-мировоззренческую, нравственную, эмоционально волевую, поведенческую) и условия ее жизнедеятельности с целью развития таких качеств как коммунистическая идейность и нравст венность, образованность и культура, дисциплина и организован ность, дающие возможность развивать напряженную, результативную деятельность в основных сферах бытия с учетом потребностей зре лого социализма, а также интересов индивида. Оценка уровня социальной активности осуществляется в пер вую очередь на основе качественных показателей, в которых от ражается отношение человека к обществу в целом (идейность, гума низм, коллективизм и др.), другим лкщям и себе (принципиаль ность, порядочность, совестливость и др.), труду и его резуль татам (трудолюбие, долг, личная ответственность и др.).9. Прогнозирование образования необходимо рассматривать как научно-поисковую деятельность по изучению основных тенден ций и закономерностей, оказыващих решающее влияние на его развитие. Одним из коренных методологических принципов построения прогностической модели является принцип детерминированности развития образования всей совокупностью общественных отношений развитого социализма: производственных, социально-политических, идеологических, семейно-бытовых и др. Определяющие тенденции развития образования лежат в конеч ном счете в материальных производственных отношениях.10. Специфика управления образованием определяется его природой, тем, что оно является одним из видов духовного произ водства, осуществляющего преобразование человека в соответствии с идеалами коммунизма. На данном этапе основными задачами управления являются: создание условий для перехода на интенсивный путь развития сис темы образования в целом, обеспечение единой государственной политики в области обучения и воспитания молодого поколения, всемерная демократизация этого социального института, повышение значимости научной организации труда, деловитости, практичности, учета и контроля в его функционировании.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 594, 631.
  2. К. Дебаты по поводу закона о краже леса. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I, с. 129, 342.
  3. К. К критике Гегелевской философии права. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I, с. 322, 342.
  4. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 4, с. 439.
  5. К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 3.
  6. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т. З, с. 75, 245, 392.
  7. К. К критике политической экономии. Предисловие. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 13, с. 7.
  8. К. Инструкция делегатам временного центрального совета по отдельным вопросам. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 16, с. 197.
  9. Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 14, 88, 308.
  10. Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т. 20, с. 537.
  11. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 301.
  12. К. Капитал. Т. I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 53, 182−183, 188, 189, 376, 499.
  13. К. Теории прибавочной стоимости (1У том «Капитала»).Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 26, ч. Ш, с. 306.
  14. К. Капитал. Т. Ш. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 25, ч. П, с. 356.
  15. К. Экономичеоко-философские рукописи 1844 года. Маркс К., Энгельс Соч. 2-е изд., т. 42, с. 120.
  16. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 46, ч. П, с. П О 213.
  17. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. 4.
  18. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 46, ч. I, с. 476.
  19. Ленин В. И. Экономическое содержание
  20. В.И. Перлы народнического прожектерства. Поли.собр. соч., т. 2, с. 485.
  21. В.И. Крах П интернационала. Поли.собр.соч., т. 26, с. 220.
  22. В.И. философские тетради. Поли.собр.соч., т. 29, с. 128, 152−153, 194−195.
  23. В.И. О пролетарской милиции. Поли.собр.соч., т. 31, с. 288.
  24. В.И. Государство и революция. Поли.собр.соч., т.33, с. 97, 85.
  25. В.И. Как организовать соревнование? Поли.собр.соч., т. 35, с. 203.
  26. В.И. Очередные задачи Советской власти. Поли.собр. соч., т. 36, с. 188, 205.
  27. В.И. Проект программы РШ1(б). Поли.собр.соч., т.38, с. 96.
  28. В.И. О государстве. Поли.собр.соч., т.39, с. 67.
  29. В.И. Речь на Ш Всероссийском съезде рабочих водного транспорта. Поли.собр.соч., г. 40, с. 215.
  30. В.И. Речь на Ш Всероссийском совещании по внешкольному образованию. Поли.собр.соч., т. 40, с. 162.
  31. В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме. Поли. собр.соч., т. 41, с. 33.
  32. В.И. Задачи Союзов молодежи. Полн.собр.соч., т.41, с. 302−303, 305, 309.
  33. В.И. О политехническом образовании. Полн.собр.соч., т. 42, с. 230.
  34. В.И. Оце раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина. Полн.собр.соч., т. 42, с. 290.
  35. В.И. О работе наркомпроса. Полн.собр.соч., т. 42, с. 325.
  36. В.И. Лучше меньше, да лучше. Полн.собр.соч., т.45, с. 389.
  37. Официально-документальные материалы
  38. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, I98I, с. 67, 75, I8I-I82.
  39. Материалы Пленума ЦК КПСС 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983, с. 6, 17−18, 33. 40,47, 54, 68.
  40. Материалы Внеочередного Пленума ЦК КПСС 13 февраля 1984 г. М.: Политиздат, 1984, с. 10, 16−17.
  41. Материалы Пленума ЦК КПСС. 10 апреля 1984 г. М., Политиздат, 1984, с. 6, 17−18, 33, 47.
  42. Продовольственная программа СССР на период до 1990 г. и меры по ее реализации. Материалы майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС. М., Политиздат, 1982, с. 58.
  43. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Одобрено Пленумом ЦК КПСС 10 апреля и Верховным Советом СССР 12 апреля с.г.-Материалы первой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва. М., 1984, с. 47−76.
  44. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1984 г.) «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы». Правда, 1984, 29 апреля.
  45. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1984 г.) «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда». Правда, 1984,4 мая.
  46. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1984 г.) «О дальнейшем развитии системы профессионально-технического образования и повышения ее роли в подготовке квалифицированных рабочих кадров». Правда, 1984, 12 мая.
  47. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1984 г.) «О мерах по совершенствованию подготовки, повышению квалификации педагогических кадров системы просвещения и профессионально-технического образования и улучшению условий их труда и быта». Правда, 1984, 15 мая.
  48. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1984 г.) «О повышении заработной платы учителей и других работников народного образования». Правда, 1984, 23 мая.
  49. К.У. Народ и партия едины. Речь на встрече с избирателями 1йбышевского избирательного округа г. Москвы 2 марта 1984 года. М., 1984, с. 16.
  50. К.У. Выступление на заседании комиссии ЦК КПСС по подготовке новой редакции Программы КПСС 25 апреля 1984 г.Коммунист, 1984, 1 с. 4.
  51. Г. А. Доклад на первой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Материалы первой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва.М., 1984, с. 22−43.
  52. Материалы съездов, конференций, симпозиумов
  53. Актуальные социально-экономические проблемы народного образования. Всесоюзная научно-практическая конференция (1416 нояб. 1979): Тез.докл. М., 1979, с. 39.
  54. Теория и практика управления школой. Научно-практическая конференция. Тез.докл. Барнаул, 1983, с. 18−19.
  55. Проблемы непрерывного образования в современных условиях социального прогресса и научно-технической революции. Материалы первой Всесоюзной научной конференции. 4.1. Тез.докл.М., I98I, с. 36−40- 62−68.
  56. Н.А., Александров Г. Н., Мавлютов P.P. НТР и образование. М., 1980, с. 12.
  57. В.Г. О проблемах современного человековедения. М., IS77, с. 309.
  58. Г. М. Социальная психология. М., 1980, с. 97−98,
  59. Ю.В. Учение К.Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства. М., 1983, с. 14,18.
  60. В.Г. Научное управление обществом. М., 1973, с. 34.
  61. Я. Формирование квалифицированных рабочих кадров в СССР. М., 1974, с. 18.
  62. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982, с. 29−33.
  63. Е.М. Социальные аспекты НТР. Минск, IS76, с. 331.
  64. В., Рудзите А., Саметис
  65. Определение уровня управления и внедрения НОТ в школе. Рига, 1983, с. 4.
  66. В.И. Социально-экономическая эффективность образования в условиях НТР. Томск, 1973, с. 5.
  67. А.В. Психология мышления и кибернетика. М., 1970, с. 57.
  68. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968, с. 112.
  69. Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978, с. 64−66, 72−74, III.
  70. А.А. Профессионально-техническое образование в СССР на современном этапе. М., 1977, с. 262−263.
  71. А. Непрерывное образование проблемы и перспективы. М., IS78, с, 50−55.
  72. Г. Н. Социология науки. М., 1968, с.178−179.
  73. Г. Н. Истоки и горизонты прогресса. Социологические проблемы развития науки и техники. М., 1976, с. 299.
  74. Г. Н. Человек и НТР. М., 1272, с. 30−32.
  75. .А., Шлькова З. А. Современная школа и педагогика в капиталистических странах. М., 1975, с. 45.
  76. Гегель. Энциклопедия философских наук. М., 1974, т. I, с.НО.
  77. Гегель. Энциклопедия философских наук. М., 1977, т.3,с.343.
  78. В.А. Социализм и образование. М., 1976, с. 83. 76. ХУрова Р. Г. Социологические проблемы воспитания. М., I98I, с. 160.
  79. В.В. Виды обобщениД.в обучении. М., 1972, с. 395.
  80. Детский сад и школа. Кемерово, 1975, с. 3.
  81. В.Т. Проблемы нравственности. М., 1977.
  82. Духовный мир советского рабочего. Опыт конкретно-социологического исследования. М., 1972, с. 135.
  83. В.Т. Социальный детерминизм и мораль, М., 1974.
  84. В.Я. Основы экономики науки. Л., 1977, с. 90−91.
  85. В.П. Высшая школа общества развитого социализма. М., 1980, с. 474. 84. 1амин В. А. Экономика образования. М., 1969, с. 59.
  86. Занков Л, В. Дидактика и жизнь. М., 1968, с. 36, 71.
  87. Идеологический процесс и воспитание личности. М., 1980, с. 291,
  88. Исторический материализм как теория социального познания и деятельности. М., 1972, с. 194.
  89. И. Собр.соч., т. 2, с. 280. 89. Кон И. С. Социология личности. М., 1967, с. 174−175.
  90. Л.Н. На пути к всеобщему полному среднему образованию. М., 1973, с. 3−9.
  91. М.И. Теоретические основы школоведения. М., 1982, с. 189−190.
  92. П.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974, с. 213.
  93. Р.И. Социализм. К вопросам теории. М., 1979, с. 350.
  94. П.Т. Общество и личность. М., I96I, с. 65.
  95. Н.К. Пед.соч. М., 1959, т. 4, с. 195.
  96. Н.Е., Райский Б. Ф., Сорокин Н.А. Введение
  97. Культурный прогресс: философские проблемы. М., 1984, с. 164.
  98. В.И. Социальные задачи. Их генезис и разрешение. Киев, IS72, с. 137.
  99. Т.О. Этика социально активной личности. М., 1874, с. 17, 19.
  100. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977, с. 204.
  101. Леднев B.C. Содержание
  102. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981, с. 46, 52, 173.
  103. В.Т. Теория коммунистического воспитания. М., 1974, с. 403.
  104. А.С. Методика трудового обучения. М., 1977, с. 22. 106. Лук А. Н. Психология творчества. М., 1978, с. 59, 81, 87.
  105. А.В. О народном образовании. М, 1958, с. 70.
  106. З.А. Школа и педагогика за рубежом. М., 1983, с. 8, 99.
  107. И.А. Наука. Автоматизация. Общество. М., 1972, с. 188. П О Макаренко А. С. Соч. М., I95I, т. 1У, с. 39,
  108. В.Г. НТР и ее социальные последствия. М., 1975, с. 100.
  109. Материалистическая диалектика и методы естественных наук. М., 1968, с. 226.
  110. Момов Басил. Человек. Мораль. Воспитание. М., 1975, с. 91.
  111. А.Г. Человек как предмет философского познания. М., 1972, с. 36.
  112. В.А., Хроменков Н. А. От съезда к съезду. М., I98I, с. 43.
  113. Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. М., 1978, с. 19.
  114. Наука сегодня. М., 1983, с. 39−40.
  115. Народное образование в ГДР. М., 1983, с. 55. 119. НТР: социализм, культура, человек. М., I98I, с. 128.
  116. Основы марксистско-ленинской теории культуры. М., 1976, с. 19, 22.
  117. A.M. Социальное управление. Некоторые вопросы теории и практики. М., 1980, с. 20−22, с. 223.
  118. . Избранные психологические труды. М., 1969, с. 580−588.
  119. К.К. О системе психологии. М., 1972, с.125−128.
  120. В.Д. Образование, личность, общество: опыт социологического комплексного исследования. Саратов, 1979, с. 32−33.
  121. Прогнозирование развития общеобразовательной школы. М., 1975, с. 5.
  122. П.А. Науковедение. М., 1974, с. 44.
  123. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958, с. 8.
  124. Д. Бытие и сознание. М., 1959, с. 312.
  125. Г. И. Методы научного исследования. М., 1974, с. 37.
  126. Д.Д. Социалистическое государство и воспитание нового человека. М., 1972, с. 45.
  127. М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980, с. 61.
  128. Г. Л. Советский человек. М., 1980, с. 232.
  129. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972, с. 273.
  130. Л.Ф., Конаныхин П. В. Общественно-политическое воспитание учащихся. М., 1974, с. 28.
  131. Н.П. Новый этап в развитии системы профессионально-технического образования. М., 1980, с. 39, 40.
  132. Социально-экономические проблемы образования взрослых. Ленинград, 1980, с. П
  133. Социализм и личность. М., 1983, с. 153.
  134. Социально-педагогические проблемы общего образования взрослых. Ленинград, 1975, с. 41−42.
  135. Г. Избранные произведения. М., 1963, т.2,с.437.
  136. Г. Очерки социалистической экономики СССР. М., 1959, с. 124.
  137. Теоретические основы содержания общего среднего образования. М., 1983, с. 118.
  138. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., I96I, с. II, 406.
  139. В.Н. ИГР и револющя в образовании. М., 1973, с. 18−22, 68.
  140. А.К. Духовная ж з н ь общества. М., 1980, с. 264.
  141. Управление познавательной деятельностью учащихся. М., 1972, с. 85.
  142. К.Д. Избранные педагогич.соч. М., IS74, с. 237.
  143. Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. М., 1976, с. 20−21.
  144. Ф.Р. Социология образования. М., 1980, с.16−17.
  145. П.Н. Философия и научное познание. М., 1983, с. 136−137.
  146. Формирование социально активной личности учителя. Сборник научных трудов. М., 1982, с. 104.
  147. И.Т. Перспективы человека. М., 1979, с. 73.
  148. Н.А. Социально-экономические проблемы общего среднего образования в условиях развитого социализма. М., 1983, с. 65.
  149. A.M. Образование в условиях НТР. М., 1978, с. 58 и др,
  150. Человек в мире художественной культуры. М., 1982, с. 170.
  151. Ф.Е. Работа отделов народного образования по управлению школами. М., I98I, с. 119, 121.
  152. Экономика народного образования. М., 1979, с. 200,
  153. Ю. Путь к единству общеобразовательной и профессиональной школы. Коммунист, 1984, с. 73.
  154. Дубинин И, Наследование биологические и социальное. Комщшот, 1980, II, с. 65.
  155. .Л. Проблема образования в социальной политике современного капитализма. Советская педагогика, 1979, В 6, с. 120. 160. ЗГралзданственность и человечность (обзор писем). Коммунист, 1977, J 13.
  156. Ильин В. В. Понятие науки- содержание
  157. .М. О науках фундаментальных и прикладных. Вопросы философии, 1972, J 10, с. 41−46.
  158. И.Т. Теоретико-методологические основы комплексного исследования образа жизни. Вопросы философии, I98I, й I, с. 58,
  159. А.А. Система образования и систематизация наук. Вопросы философии, 1968, 3, с. 45−48.
  160. И.С. Практика как категория диалектического и исторического материализма. Философские науки, 1980, I, с. 33. 166. ИГР и ее социальные последствия.-Коммунист, 1982, В 12, с. 17.
  161. И.Ф. ХХУ съезд КПСС и новые проблемы образования. Вопросы философии, 1976, 4, с. 19.
  162. В.М. Социально-психологические особенности молодежного сознания. Философские науки, 1973, В I, с.36−38,
  163. Ф.Р., Малова В. А. О некоторых направлениях повышения эффективности образования. Социологические исследования, 1984, 2, с. 64.
  164. Д. Размышление над проектом. Коммунист, 1984, 3, с. 59.
  165. Нормативные документы
  166. Документы и материалы по перестройке школы. М., 1960, с. 92.
  167. Инструктивные материалы для проведения профориентащонной работы на профессию учителя среди учащихся IX-X классов московских школ. М., 1984, с. 29−37.
  168. Комплексная программа дальнейшего совершенствования подготовки и воспитания достойного пополнения рабочего класса и колхозного крестьянства в свете решений ХХУ! съезда КПСС (I982-I985 гг.). М., 1982, с. 22. 174. О совершенствовании методики применения критериев оценки деятельности общеобразовательной школы. Методические рекомендации для работников органов народного образования и руководителей школ, с. 8−10, 14−15.
  169. Программы восьмилетней и средней школы на 1981/82 учебный год. М., I98I, о. 17−46.
  170. Проект единого уровня содержания общего среднего образования. М., 1982, с. 8−9.
  171. Народное хозяйство СССР в 1982 году. Стат. ежегодник ЦСУ СССР. М., 1983, с. 454−456.
Заполнить форму текущей работой