Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Театрализация мира как принцип художественного изображения реальности и человека в творчестве Гюнтера Грасса 1950-1960-х годов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В «Жестяном барабане» и «Собачьих годах» история и события военной и послевоенной Германии предстают в гротескном освещении, ибо повествование препоручено автором творческим натурам, высказывающим свое художественно-игровое представление о реальности. Читатель глазами необычного героя-рассказчика видит то, что нельзя заметить при обычном взгляде на действительность — «изнанку» жизни. Писатель… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Игровая действительность Г. Грасса в контексте немецкой литературной традиции
    • 61. Игра как модель культуры
    • 62. Становление игрового мира в творчестве Г. Грасса. Барочная трактовка действительности
    • 63. «Расширенная реальность» и тема механического существования в романах Г. Грасса
    • 64. Реалистическое и абсурдистское в раннем творчестве
  • Г. Грасса
  • Глава II. Концепция личности в ранних произведениях Г. Грасса
    • 61. Функционально-эстетическая роль героя-игрока в немецкой литературе
    • 62. Образ клоуна-плута в романе «Жестяной барабан»
    • 63. Фаустианский тип личности в романе «Собачьи годы»
    • 64. Типы героев-обывателей в романах «Жестяной барабан»,
  • Собачьи годы", «Под местным наркозом» и повести «Кошки-мышки»
  • Глава III. Эстетика «играющей видимости» в романах Гюнтера
  • Грасса 1. Грассовская концепция искусства и творческого процесса
    • 2. Театрализация мира как позиция грассовского героя-художника
    • 3. Игровые аспекты позднего творчества Г. Грасса (краткий обзор)

Театрализация мира как принцип художественного изображения реальности и человека в творчестве Гюнтера Грасса 1950-1960-х годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Характер послевоенной немецкой литературы определили исторические события: Мировая война, годы нацистской диктатуры, раздел страны, «экономическое чудо». Эти события привели к духовному кризису j общества. Послевоенная немецкая литература была объявлена «литературой нулевого года"1, называлась парадоксальной, не имеющей морального права на существование, утверждалось, что искусство «после Освенцима» не способно осмыслить происшедшее2.

Опровержением данной позиции стало экстравагантное существование литературы в форме самоотрицания, саморазоблачения, самодеструкции. Начало возрождения немецкой литературы можно отнести к 1947 году, когда X. Рихтер и А. Андерш создали «Группу 47», объединившую таких известных писателей как 3. Ленц, Х-М Энценсбергер, Г. Бёлль. Они стремились освободить творчество от всякого принуждения. В книгах авторы «моделировали» реальное состояние современного человека, представляли банальную реальность необычным игровым образом. Одним из писателей, которому удалось вписать исторические события в художественное игровое пространство, является Гюнтер Грасс.

О творчестве Гюнтера Грасса (1927 г. р.), немецкого писателя-романиста, поэта и драматурга, лауреата премии «Группы 47» (1958), Бюхнеровской премии (1965), премии Фонтане (1968), Нобелевской премии (1999), существует значительное число научных работ, освещающих самые разнообразные аспекты художественной деятельности автора, однако об игровой поэтике в его ранних произведениях написано немного.

Книги Г. Грасса отражают основные тенденции социального и духовного развития Германии XX века. Писательское кредо: говорить о.

1 Адорно Т. В. Проблемы философии морали. М., 2000.С. 239.

2 См. там же. С. 197. событиях в духе эпохи. В «игровых и мрачных притчах, освещающих забытый образ истории"4 Грасс передаёт сложность и иррациональность XX века, повествует о проблемах столетия, используя символы и аллегории.

Г. Грасса невозможно оценивать в рамках какого-либо одного литературного направления в силу уникальности его творческой манеры. В произведениях Г. Грасса переплетаются черты барокко, романтизма, экзистенциализма, философии абсурда, что обуславливает своеобразие художественного метода писателя. Использование Г. Грассом в художественных текстах пародийного модуса повествования, авторской маски, трактовка мира как хаоса, казалось бы, сближает творческую манеру писателя с тенденциями постмодернизма, но существует ряд фактов, указывающих на независимость метода Грасса с данным направлением. Этоориентация на вневременные нравственные ценности у читателя, который выполняет функцию единственного человеческого субъекта.

В грассоведении создан внушительный корпус критических и литературоведческих работ, статей и интервью с писателем. Наш анализ базируется на произведениях 1950;1960;х годов, так как ранний период творчества является вершиной грассовского игрового романа и заслуживает особого внимания. Позиции автора, изложенные в художественных, публицистических и философских текстах 1950;1960;х годов: предпочтение многогранного искусства, отношение к творческому процессу как к «играющей видимости», философское осмысление темы вины и истории, переданное в игровой форме, близкое к абсурдистам восприятие жизнипозволяют говорить о наличии игровой поэтики, о театрализации мира как принципе художественного изображения реальности и человека в раннем творчестве Г. Грасса. Дух экспериментаторства, гротеск, контрасты, резкие переходы в судьбах и поведении персонажей, являются отличительными чертами универсума романов писателя.

3 Нобелевская лекция Г. Грасса//Иностранная литература. 2000, № 5. С. 230.

4 номинация Нобелевской премии в области литературы 1999.

В абсурдистских пьесах «Beritten hin und zuriik» («Туда и обратно», 1954), «Noch zehn Minuten bis Buffalo» («Десять минут до Буффало», 1954), «Hochwasser» («Наводнение», 1955), «Die bosen Koche» («Злые кухарки, 1956;1957), философских эссе «Der Inhalt als Wiederstand» («Содержание как сопротивление», 1955), «Ballerina» («Балерина», 1956), «Phantasie als Existenznotwendigkeit» («Фантазия как жизненная необходимость»), романах «Die Blechtrommel» («Жестяной барабан», 1959), «Die Hundejahre» («Собачьи годы», 1963) Г. Грасс с помощью игровых принципов объединяет жизнеподобное с фантастическим, создаёт игровую действительность и вписывает в неё героя-игрока, изобретает своеобразный общеконтинентальный художественный код.

Книги «Aus dem Tagebuch einer Schnecke» («Из дневника улитки», 1972), «Das Treffen in Telgte» («Встреча в Тельгте», 1979), «Die Rattin» («Крысиха», 1986), «Die weites Feld» («Широкое поле», 1995), «Mein Jahrhundert» («Моё столетие», 1999), «Im Krebsgang» («Траектория краба», 2002), «Beim Huten der Zwiebel» («Счищая с луковицы шелуху», 2006) вызывают не меньший интерес, но мы намеренно исключаем их из поля исследования по той причине, что в них Г. Грасс выступает в роли моралиста, переходит от игровых способов освоения действительности к программе идеолога-ирониста. Романы писателя сохраняют верность гротескно-пародийной интонации, но в них уменьшаются образность, лексическая избыточность, бьющая ключом фантазия. Грасс стал более сдержан, лаконичен. Писатель обращается к активным политическим и общественным проблемам: конфликт поколений и угроза ядерной войны («Крысиха»), объединение Германии и её отношение с другими народами («Unkenrufe», «Крик жерлянки», 1992), вина и ответственность за прошлое («Моё столетие», «Траектория краба»).

Творчество «раннего» Г. Грасса отражает апокалиптичность бытия, пессимистические настроения прощания с будущим. Зло и преступления XX века обретают облик чудовищ, которые, как в карнавальном зрелище, склонны к метаморфозам и перерождению. Творчество Грассакарнавальное действо, объединяющее писателя, его героев и читателя. Герои у Грасса способны свободно менять маски, создавать свои миры, моделировать действительность, вследствие чего собственное поведение воспринимается ими как роль. Художественная действительность у Грасса «амбивалентна»: она и трагичная, зловещая, соответствует мрачной картине современности, и игровая, интеллектуальная.

Сфера эстетических и философских интересов писателя включает в себя знания мировой литературы и политики, истории, графики, живописи и скульптуры, помогает творить игровое пространство из осязаемых и видимых предметов, между которыми устанавливаются символические связи.

Ранний период творчества Г. Грасса открывается сборником стихотворений «Die Vorzuge der Windhiihner» («Преимущества воздушных кур», 1956) и пьесами, написанными в духе драмы абсурда. На собраниях «Группы 47» Грасс выступил с чтением собственным стихотворений. К поэзии он будет обращаться и в дальнейшем, но славы лирика ему не принесла. После провала пьесы «Hochwasser» («Наводнение», 1955) он навсегда расстался с драматургией, уехал в Париж, начал писать прозу. Но уже в поэзии и драматургии зарождаются темы и мотивы, которые станут ведущими в творчестве писателя.

О Грассе-поэте проникновенно писал А. Вознесенский: «Стих его сжат, плотен, графичен. В нём нет ничего от лукавого, от фальшивой сентиментальности или мистики. Его стихи — саркастическая геральдика, графические эмблемы времени. Он рисует не только лебедя времени, но и его крысу. В нём сильна активная, решительная, антивоенная плакатность. Грасс переворачивает мифы, библейские символы, притчи, наполняя их злобой дня. Сатурн, чистящий зубы пеплом поэта («Сатурн»), пророки, питающиеся акридами («Доля пророков»), нынешняя цена первородства, — это всё театральные маски сегодняшних проблем, их рисует Грасс, художник сцены.

Это не классический театр Расина, а злободневные подмостки"5. За каждой лаконичной, детально прорисованной эмблемой у Грасса стоит свой мир исторических событий и судеб, поэт с ним полемизирует, часто это стихи о «второй природе», о человеческой культуре.

Абсурдистские пьесы Грасса «порождают конфронтацию публики с абсурдной ситуацией, а преднамеренное отсутствие композиции и смысла пьес является отражением бессмыслицы жизни"6. В драматургии Грасс комментирует не философию абсурда как таковую, а чувство абсурда, присущее его времени. По Грассу, абсурд в равной степени зависит от человека и от мираиррациональность, ностальгия и порожденный их встречей абсурд — вот три персонажа драмы, которую играет автор.

Популярность и мировая известность пришла к Грассу с публикацией романа «Die Blechtrommel» («Жестяной барабан», 1959). Успех подтвердила и экранизация романа, сделанная режиссёром Фолькером Шлендорфом (1979). Награждённый «Оскаром», фильм демонстрировался по всему миру.

Место действия романа «Жестяной барабан» и последовавших за ним повести «Katz und Maus» («Кошки-мышки», 1961) и романа «Die Hundejahre» («Собачьи годы», 1963) — Данциг и его предместья. Три произведения составили так называемую «данцигскую трилогию». Г. Грасс и в дальнейшем будет писать о городе своего детства и отрочества, об утраченной родине. Данциг в романах Грасса «то фантастичен, то конкретен. Причудливый и переменчивый город похож на волшебное снадобье, настоянное на словах и фантазиях. Это снадобье и открывает нам лицо реальной жизни». Грасс так сформулировал свою идею: «Писатель — это человек, пишущий против уходящего времени"8.

Слово «против» несёт у Грасса двойной смысл. «Против» — значит, наперекор времени сохранить минувшее. Но «против» означает и неприятие.

5 Вознесенский А. Поэт Гюнтер Грасс.//Иностранная литература. 1983. № 3. С. 56.

6 Hildesheimer W. Erlanger Rede uber das absurde Theater// Akzent. Heft 6. Milnchen., 1960. S. 543.

7 Cepl-Kaufmann G. Gunter Grass. Eine Analyse des Gesamtvverks unter dem Aspekt von Literatur und Politik. Munchen.1975. s Грасс Г. Продолжение следует//Иностранная литература № 5. 2005. С. 43. Пер. с нем. Н. Тишковой. того, что за давностью лет окрашивается порой в сентиментальные тона. Данциг — символ безвозвратно утраченного времени, родины, поэтому в этом образе воплотились реальные исторические события и фантазии автора. Грасс детально описывает местоположение города, название и расположение улиц, и в то же время разрушает реальность вкраплением гротескно-фантастических сюжетов. Город становится иллюзией, существует только в прошедшем времени, в воспоминаниях.

Данцигская трилогия" образует единый цикл не только потому, что местом действия является Данциг. Грасс так комментирует это единство: «Все три повествования от первого лица, во всех трёх книгах рассказывают, подчиняясь чувству вины, спрятанной в иронию.- это первое, что их связывает. Второе — место и время. И третье — расширение взгляда на действительность: включение фантазии, силы воображения, смена реального и придуманного. ,"9.

В «Жестяном барабане» и «Собачьих годах» история и события военной и послевоенной Германии предстают в гротескном освещении, ибо повествование препоручено автором творческим натурам, высказывающим свое художественно-игровое представление о реальности. Читатель глазами необычного героя-рассказчика видит то, что нельзя заметить при обычном взгляде на действительность — «изнанку» жизни. Писатель смело противопоставляет реальности мир, придуманный героем-художником. И реальность кажется ущербной и бледной. Временные координаты — прошлое — настоящее неразрывно слиты в потоке сознания героев-рассказчиков и сменяют друг друга. Смешение настоящего, будущего и прошлого приводят к созданию картины многогранной, сложной и хаотичной действительности. Творчески-игровая фантазия грассовских героев, слияние фантастики и реальности порождает игровое пространство.

9 Grass G. Manche Freundschaft zerbrauch am Ruhm//Werkausgabe in 10 Bd — Darmstadt, 1987, Bd.10. S.18.

Первая книга Грасса «Жестяной барабан», как мозаика, состоит из множества эпизодов, новелл, смешных и гротескных. «Жестяному барабану» свойственны разветвлённость сюжета, наличие системы разноплановых персонажей, охват сложного круга жизненных явлений, проблем, конфликтов. Метафоричность, фрагментарность, разностильность письмаотличительная черта грассовского произведения. Каждый эпизод «Жестяного барабана» подаётся в особой манере (народная сказка — глава «Просторная юбка" — пьеса — глава «Осматривать бетон, или Мистически-варварски-скучливо»), мир Грасса окрашен то иронией, то злым сарказмом, то натуралистически снижен, то романтически приподнят.

Жестянной барабан" поражает острой парадоксальностью и гротескностью созданного автором художественного мира, где грубая вещественность и сочная полнота жизни сочетаются с беспощадной сатирой и низвержением кумиров и авторитетов.

Оскар Мацерат — герой и рассказчик. Он говорит то от первого, то от третьего лица, словно речь идёт не о нем, а о другом человеке. Оскар является одновременно и рассказчиком, и плодом собственной фантазии: «Способность раздваиваться — быть и не быть таким, каким он предстаёт в собственном рассказе — блестящий символ грассовского романа: роман не жизнь, он лишь отражает реальный мир, превращая его в нечто иное, говорит правду, прибегая ко лжи"10. Стремление разбить привычные представления, на всё взглянуть под неожиданным углом зрения, с определённой провоцирующей дистанции характерно для ранних произведений Грасса.

Повесть «Кошки-мышки» отличается от «Жестяного барабана» по своему построению, художественным средствам. Грасс писал: «До 350-й страницы всё шло хорошо, но потом у меня не хватило дыхания, рассказ стал перенапряжённым и искусственным"11. «Кошка и мышь» — первоначально кусок нового романа — обособились и превратились в самостоятельную.

10 Марио Варгас Льоса. Под барабанную дробь//Иностранная литература. 2000. № 5. С. 78.

11 Grass G. Manche Freundschaft zerbrauch am Ruhm//Werkausgabe in 10 Bd — Darmstadt, 1987, Bd.10. S.18. повесть"12. В книге эпоха представлена в виде эпизодов из жизни главного героя Мальке (детство — учёба — кража — фронт — возвращениесамоубийство), сюжет и композиция развиваются последовательно.

Стилистически повесть отличается от других произведений «данцигской трилогии»: в ней сохранено внешнее правдоподобие, нет «гофманиады». Авторская ирония не явлена. Противоестественная суть жизни нацистской Германии воплощена не в гротескных фигурах и сверхъестественных эпизодах, а во внутренне трагичном образе главного героя Иоахима Мальке и в трагических ситуациях, в которые ставит его автор. Интонация повести более серьёзная и печальная. Но цель писателя остаётся прежней. Грасс осмеивает эпоху, через сатиру критикует общество: «История Мальке разоблачает церковь, школу, систему фабрикации героев.

1 «X всё общество». В «Кошках-мышках» писатель продемонстрировал умение говорить о чудовищности мира практически без гротеска, а всего лишь с помощью слегка смещённых акцентов.

В книге «Собачьи годы» Г. Грасс вновь возвращается к излюбленному приёму гротеска, который «применяется без чувства меры, превращается в гомерический хохот над всем миром, представленным как мир ужаса и бессмыслицы, как абсурдный и шутовской хоровод"14. Роман «Собачьи годы» не только по размерам, но и по манере изложения, по условности и «барочности» повествования близок «Жестяному барабану», хотя «Собычьи годы» по форме ещё более причудливо-гротескный. Романное время, последовательность событий здесь условны и смещены. Сюжетные связи запутаны, одно и то же действующее лицо выступает под разными именами.

Собачьи годы" состоят из трёх книг «Утренние смены», «Любовные письма», «Матерниады». В первой и второй книгах рассказывается о предвоенных и военных годах в одном из районов Данцига — Лангфуре. В.

12 Grass G. Die Deutschen und ihre Dichter. Munchen., 1995. S.120.

13 Ebenda. S.123.

14 Млечина И. В. Уроки немецкого. Век XX. М., 1994. С. 43. третьей книге — о послевоенной Западной Германии. Такое построение произведения соответствует композиции «Жестяного барабана». Также многие персонажи являются «сквозными»: например, «трёхлетний шкет в матросском костюмчике с детским жестяным барабаном"15. В романе «Собачьи годы» отсутствует приём «героецентризма». «Утренние смены» написаны в форме дневниковых записей скульптора Эдди Амзеля. Вторая книга представляет собой письма, вернее, любовные послания столяра Гарри Либенау, обращённые к прошлому, которое воплотилось в образе девочки Туллы. А в третьей книге «Матерниады» рассказчик вообще неизвестен. Читатель знакомится с жизненной позицией героя Вальтера Матерна, который странствует по свету в поисках друзей и врагов. Но, несмотря на разные сюжетные линии, части романа связаны «сквозным» образом, который и является главным героем книги — это собака Принц. В романе история Принца и его династии тесно переплетается с судьбой немецкого народа. Рождается символ: годы нацистской диктатуры предстают как «собачьи годы», жизнь немцев как «собачья жизнь».

История играет особую роль в романе: «Она присутствует тут постоянно, живьём и во плоти, сообщая людям и зверям — а они в романе участвуют на равных, — событиям и вещам, мыслям, словам и поступкам свой неповседневный контекст. И дело не только в том, что повествование изобилует историческими аллюзиями, непринуждённо перескакивая из наполеоновских войн в средневековые крестовые походы, а то и вовсе ныряя в тёмные пучины мифа. Сами эти аллюзии доказывают нечто очень важное: в извечном противоборстве добра и зла именно ход истории оказывается последним судьёй"16.

К «данцигской трилогии» примыкают эссе Г. Грасса «Der Inhalt als Wiederstand» («Содержание как сопротивление», 1955), «Ballerina» («Балерина», 1956), выступления писателя, в которых он обозначает свои.

15 Грасс Г. Жестяной барабан/ Пер. с нем. С. Фриндлянд. Спб., 2000. С. 147.

16 Рудницкий М. Жизнь, оказавшаяся книгой: вступ. ст.//Грасс Г. Собачьи годы. — Спб., 2001. С 8. художественные позиции, в эстетико-философской форме рассуждает об искусстве, приравнивая его к игревслед за И. Кантом, называет творчество играющей видимостью"17, даёт пояснение категории игрового пространства.

Грасс считает, что целостной действительности не существует, всегда приходится «сталкиваться с несколькими действительностями, исключающими друг друга, сокрытыми обыденной картиной мира"18. По мысли писателя, «настоящее — это очень сомнительное понятие.

Современность — фикция"19. Главная задача искусства, по Грассу, — «выявить.

— 20 множество деиствительностеи", так как их наслоение и пересечение и есть условие для возникновения игрового мира. Игровое пространство художественных произведений Грасса — это синтез времён, как принцип исторической взаимообусловленности разных эпох, а также как фантазийное преодоление эмпирически невозможного.

Г. Грасс остаётся популярным и востребованным писателем, как в среде читателей, так и в кругу литературных критиков. Творчество Грасса в.

Германии оценивалось по-разному. В 1960;е годы на востоке страны его тексты воспринимались исключительно в историческом контексте. Г. Дане усматривал за гротескной действительностью романов Грасса социально.

2 1 критическую и нравственную позицию автора. К. Ваденбах считал, что.

Грасс — писатель реальности и активных вопросов: национальная вина, 22 воина .

Критика ФРГ встретила первые опыты Г. Грасса враждебно. Многие западногерманские авторы называли писателя «осквернителем святынь», «сочинителем порнографических мерзостей, совращающих немецкую молодёжь» — считалось, что романам Грасса вообще «противопоказана.

17 Кант И. Критика способности суждений//Кант И. Собр. Соч. в 8 т. T 5. М., 1994. С. 235.

18 Grass G. Phantasie als Existenznotwendigkeit (1981)// Werkausgabe in 10 Bd — Darmstadt, 1987, Bd.10. S 123.

19 Grass G. Materialienbuch//Hg. Rolf Geissler, Darmstadt., 1976. S. 32.

20 Ebenda. S.78.

21 Dahne G. Westdeutsche Prosa. Berlin., 1967. S. 164.

22 Wadenbach K. Gunter Grass.- Sriftsteller der Gegenwart.- Freiburg I Br., 1963.

23 Цизель К. Цит. аз статьи И. Мечиной. Соло на барабане//Жестяной барабан. Спб., 2000. С.8−9. интерпретация"24. Такая оценка объяснялась тем, что Грасс жил в атмосфере литературной и идеологической полемики, конкретные образы и ситуации в его романах нагружены двояким, провоцирующим смыслом, без учёта которого невозможно понять парадоксальный, гротескный и шокирующий художественный мир писателя. Такое отношение критики не помешало популярности Грасса, стремительно ворвавшегося на литературный олимп ФРГ с романом «Жестяной барабан». Книга, сразу же ставшая объектом ожесточённых критических схваток, принесла автору мировую славу, сделала его диктатором литературной моды.

С 1970;х годов в Германии появляются монографии, диссертации, сборники научных статей, посвященные творчеству немецкого писателя. Критики обращают внимание на истоки творчества Грасса. Работа А. Хазлингера посвящена сопоставлению художественной манеры писателя с эстетикой барокко. Ведущими чертами барокко у Грасса критик называет повествовательную манеру в духе Гриммельсхаузена, героя-пикарро, барочные принципы изображения действительности. Д. Райнер отмечает схожесть композиционного построения и создание образов грассовских героев с традициями плутовского романа, выделяет свойства героя-плута в «Данцигской трилогии» Г. Грасса .

К. Штальбаум указывает на романтические традиции творчества Грасса, которые улавливаются, по мнению критика, в образе героя-художника27. В книге «Художник и искусство в ранних произведениях Г. Грасса» Штальбаум рассматривает влияние Гофмана на творчество немецкого писателя: «романы Грасса, как и Гофмана, «многослойны», «поликодированы», адресованы нескольким уровням читательского восприятия. Они состоят из пародийно переосмысленных тем, мотивов,.

24 Schwarz W.J. Der Erzahler Gunter Grass. Bern — MUnchen., 1969. S.60.

25 Haslinger A. GUnter Grass und Barock//G. Grass. Werk und Wirkung. MUnchen., 1985.

26 Rainer D. Strukturen des Schelmischen in Modernen Deutscher Roman. Zurich., 1971.

27 Stallbaum K. Kunst und Kunstlerexistenz im Friihwerk von G. Grass. Koln., 1989. образов и скрытых цитат из многочисленных произведений мировой 28 литературы" .

Заслуживает внимания работа В. Каззенса «О театре марионеток.

0Q.

Возвращаясь к ранним пьесам Грасса" (1984). Автор рассуждает о драматургии Грасса, рассматривает художественный мир пьес как абсурдное существование, указывает, что одним из главных критериев абсурда у Грасса является принципиальная непознаваемость героями реальности, отмечает наличие в романах писателя экзистенциальных мотивов, элементов «готики». Критик подчёркивает такие черты экзистенциализма в творчестве Грасса, как ощущение героем трагизма бытия, пустоты и неосознанного беспокойства, отвращение к окружающему миру.

В ином, историко-политическом ключе, анализирует творчество Грасса Н. Хонза. Он исследует «Жестяной барабан», «Кошки-мышки» «Собачьи годы». «Под местным наркозом», «Камбалу» и считает, что темы вины фашизма, войны, ответственности показаны в необычном иррациональном преломлении под углом зрения героя-рассказчика, уходящего от реальности и ответственности в мир художественных фантазий.

Упомянутые работы имеют большую ценность с точки зрения исторического исследования формирования мировоззренческой и литературной позиции писателя. А. Хазлингер научно объяснил связи культурных и философских интересов Г. Грасса с его творческим воображением, Д. Райнер, К. Штальбаум выявили истоки традиции и новаторства, объяснили значимость прозы Грасса в общей эволюции немецкой литературы.

Жанр ранних романов Грасса большинство исследователей.

3 1 определяет либо как философский роман, либо как «сплав черт.

2SStallbaum К. Kunst und Kunstlerexistenz im Friihwerk von G. Grass. Koln., 1989. S. 23.

29 Kassens W. Das Marionettentheater von GQnter Grass//Auskunft fur Leser. Darmstadt., 1984.

30 Honsza N. Ausbruche aus der Klaustrophobischen Welt. Wroclaw., 1989.

31 Stolz D. Vom privaten Motivkomplex zum poetischen Weltentwurf. Konstanten und Entwickbingen im literarischen Werk von G. Grass. Miinchen., 1994. философского и плутовского романов, комедии, интриги и лирической повести"32.

По определению М. Харшайда, философский роман Грасса рождается на стыке романа воспитания, авантюрного, сатирико-юмористического романов. Произведения пропитаны карнавальной, смеховой культурой: «самая смелая и необузданная фантастика и авантюра здесь внутренне мотивируются идейно-философской целью — создать исключительные ситуации для провоцирования и испытания философской идеи» .

Гретхель Харс-Фолькер утверждает, что произведения Грасса наполнены карнавальной эксцентрикой, гротеском, резкими переходами, неожиданными поворотами в судьбах персонажей, а свобода вымысла у Грасса связана с морально-психологическим экспериментированием, то есть с изображением необычных состояний человека, ведущих к разрушению целостности и завершённости34.

Грасс синтезирует в своих художественных произведениях философские увлечения и мир, созданный игрой воображения. На игровые традиции в раннем творчестве Грасса обращает внимание ряд немецких учёных. Ф-Р. Рихтер в книге «Разбитая реальность: Размышления о форме „Данцигской трилогии“ Г. Грасса» анализирует некоторые ключевые компоненты игровой поэтики романов писателя: монтажность, мозаичность действительности и образов35.

Р. Юнген представляет художественный мир романов Г. Грасса эмпирической реальностью, обращает внимание на гротескность и мифологичность образов главных героев «Данцигской трилогии» Оскара Мацерата и Эдди Амзеля. Особой манерой грассовского повествования критик считает эффект обманутого ожидания, когда читатель прогнозирует фантастический элемент в дальнейшем развитии действия, интрига теряется,.

32Harscheidt М. GQnter Grass. Wort — Zahl — Gott. Der phantasische Realismus in der Hundejahre. Bonn., 1976. S. 123.

33 Ebenda. S. 23.

34 Gretschel Hars-Volker. Dir Figur des Schelms im Deutschen Roman nach 1945. Frankfiirt/M., 1993.

35 Richter F-R. Die zerschlagene Wirklichkeit. Munchen., 1977. а магия разрушается. Р. Юнген говорит о том, что проза Грасса близка только людям, мысли которых оторваны от реальности, погружены в созерцательность: «Оттенок мечтательности, отвращение к жизни, представление о незримых вещах — вот основные свойства этой прозы. (.) когда Грасс пытается спуститься к реальной жизни и к позитивным интересам, он утрачивает естественность».

Понятие комического в романах Г. Грасса исследуется в монографии В. Прайзенданца. Критик утверждает, что Грасс намеренно нарушает хронологию илогику исторических событий Германии XX века в повествовании, для того, чтобы создать картину трагикомического хаоса эпохи нацизма37.

Достаточно полно повествовательная специфика рассматривается в книге Ф. Лоре «„Жестяной барабан“ Г. Грасса. Возможность интерпретации». Лоре анализирует различные аспекты художественной манеры Грасса: фантастическую модель действительности, визуальную особенность мировосприятия, пространственно-временное поле и о о литературные традиции эпохи барокко .

Немецкие критики М. Дюрзак, П. Райффер указывают на игровую структуру и сказовую форму повествования, на наличие фольклорных элементов, традиционных эстетике «низового барокко» в романах Грасса39. Основной целью писателя считается стремление творческой манерой указать на невероятность и абсурдность любой истины40.

А. Фишер выдвигает за основу грассовского повествования концепцию карнавализации исторического процесса и рассмотрение действительности в.

36 Jungen R. G. Grass. Das Chaos in verbesserten Ausfuhrung. Heidelberg., 1976. S.98.

37 Preisendanz W. Zum Vorgang des Komischen bei der Derstellung von Geschichterfahrung unseres Zeit. Munchen., 1976.

Fergitson Lore. Die Blechtrommel von G. Grass. Versucht einer Interpretazion. Frankfiirt/M., 1976.

39 Durzak M. Es war einmahl. Zur Marchenstruktur des Erzahles bei G. Grass. Stuttgart., 1985.

40 Reuffer P. Die unwahrscheinlichen Gewanden der anderen Wahrheit zur Wiederentdeckung des Winderbaren bei G. Grass und J. Morgner. Bonn., 1988. рамках гротескно-смеховой культуры. По Фишеру, манера Грасса — игра, которая является эстетически композиционным принципом41.

Многочисленны труды энциклопедического плана, которые включают комплексные справочные сведения о жизни и творчестве Г. Грасса: Д. Хорте. «Темы и мотивы в литературе"42, «Иллюстрированная история немецкой литературы"43, Н. Г. Рётцер «История немецкой литературы. Эпохи, авторы, произведения"44. Книги представляют интересный анализ исторических событий, важной роли политической и творческой деятельности писателя в Германии XX века. Исследователи касаются оригинальности политического и литературного таланта Грасса, но не говорят об интересующих нас игровых стратегиях его прозы.

Специфичным является сборник статей разных авторов под названием «Г. Грасс. Стихотворения и проза"45, в котором раскрывается еще одна грань личности немецкого писателя — Грасса-критика и политика. В книге приводятся сведения из документальных источников, обосновываются предпосылки критической деятельности Грасса, а также анализируются его отзывы о творчестве иностранных и немецких авторов, начиная с фольклора и заканчивая современной писателю литературой XX столетия.

Интересна биография Г. Грасса, составленная Даниэллой Хермс46. Она проливает свет на многие вопросы частной, литературной и общественной жизни писателя. Автор большее внимание уделяет биографическим подробностям жизни Грасса, чем литературоведческому анализу его произведений. Данное исследование, безусловно, ценно редкими документальными источниками.

В отечественном литературоведении сложилось многогранная трактовка литературной деятельности Грасса. В книгах Стеженского В. И,.

41 Fischer A. Inszenierte Naivitat Miinchen., 1992.

42 Horsts D. Themen und Motive in der Literatur. Bonn., 1987.

43 Illustrierte Geschichte der deutschen Literatur. Brl., 2001.

44 Rotzer H.G. Geschichte der deutschen Literatur. Epochen. Autoren. Werke. Bamberg, 1992.

45 Grass G. Gedichte und Kurzprosa. Hamburg., 1986.

46 Hermes D. Vita GUnter Crass//Text und Kritik 5, 1989.

Чёрной Л.Б. «Литературная борьба в ФРГ: поиски, противоречия» (1985), Мотылёвой Т. Л. «Литература против фашизма» (1987), статьях Млечиной И. В. «Блеск и нищета Г. Грасса» (1966), «В царстве кривых зеркал» (1967), «Наркоз и скальпель Гюнтера Грасса» (1969) раскрывается в большей степени философско-политическая тематика творчества Грасса, основной целью писателя критики считают обличение фашизма в необычной художественной форме. Т. Л. Мотылёва характерным свойством творческой манеры Грасса называет двуплановость и двусмысленность насмешки, иронии, сарказма: «писатель демонстрирует зыбкость границ, отделяющих добро от зла, честность от подлости, благообразие от уродства, историческую правду от неправоты"47.

А. В. Карельский в статье «Бунт, компромисс и меланхолия: о творчестве западно-германского писателя Г. Грасса» (1979) называет Грасса «незаурядным талантом сатирического изображения действительности»,.

48 скептиком" прогресса. А. Карельский размышляет над «позицией» и «позой» автора: «Грасс как сатирик избегает однозначно положительных образов в своём художественном мире и весьма редко расставляет в нём бесспорные нравственные ориентиры, по-кантовски полагаясь на присутствие в сознании читателя неких априорных и непреложных моральных представлений. На социальную сатиру у него накладывается идеологическая пародия, принцип „низвержения кумиров“. И если сатираэто позиция, то пародия в форме буффонного выворачивания наизнанку всех „высших ценностей“, — это, прежде всего, поза или маска49».

Отечественные исследователи, как правило, рассматривают художественные особенности определённого этапа творчества Г. Грасса. Е. М. Клепак в научном труде «Проза Г. Грасса 1970;х годов» анализирует истоки творческой манеры, идеи, повлиявшие на становление духовного.

47 Мотылёва Т. Л.

Литература

против фашизма. М., 1987. С. 145.

48 Карельский А. В. Бунт, компромисс и меланхолия: о творчестве западно-германского писателя Г. Грасса//Вопросы литературы, 1979,№ 7. С. 104.

49 Карельский А. В. Понтер Грасс//История литературы ФРГ. М., 1980. С. 362. мира писателя. Клепак усматривает влияние философии экзистенциализма на формирование исторических взглядов Г. Грасса.

В диссертации Абалонина Т. Б50. на материале романов «Крысиха», «Широкое поле» даётся общий обзор творчества писателя 1980;1990;х годов, затрагивается проблема субъекта (автора, читателя как элемента эстетической реальности).

На игровые тенденции в прозе Г. Грасса отечественные исследователи обращают внимание лишь в начале 2000;х годов. Приём «комического параллелизма» как структурообразующего принципа в романах Грасса обозначен в статье Т. П. Воронцовой «Многообразие романных форм в прозе Запада II половины XX века»: «комический параллелизм» — сопоставление событий и персонажей, одновременно различных и схожих"51.

Гротеск как жанровая тенденция рассматривается в работе А. В. Добряшкиной. Исследователь выявляет историко-культурные корни гротеска в прозе писателя, важной чертой поэтики называет интертекстуальность, литературную игру с текстом: «пёстрое мелькание скрывающихся друг за другом текстов, жанров, мотивов, авторов в романах Грасса о массовом психозе и помрачении ума выполняет не только структурообразующую функцию, но и становится важным сюжетным фактором, мотивирующим действия и поступки персонажей: свою фиктивную жизнь им приходится планировать с учётом их добровольного или навязанного им двойничества"53.

На интертекстуальность романов Г. Грасса обращает внимание и О.С. Кузнецова34. В её диссертации изучается взаимодействие, характер, роль различных языковых образов в структуре художественных произведений писателя как особого элемента его индивидуального стиля.

50 Абалонин Т. Б. Проза Г. Грасса 1980;1990 годов: Проблема субъекта//Дис.канд.ф.н. Казань., 2003.

51 Воронцова Т. И. Многообразие романных форм в прозе Запада II половины XX века". Волгоград., 2005. С. 56.

52 Добряшкина А. В. Гротеск в творчестве Гюнтера Грасса"//Дис. канд. ф.н. М., 2005.

53 Там же. С 85.

54 Кузнецова О. С. Система языковых образов в романах Г. Грасса //Дис.канд.ф.н. Спб., 2001.

Интересно рассмотрение творческой манеры Г. Грасса В. А. Прониным55. Жанром Г. Грасса исследователь называет роман «подробный, ироничный, заполненный невероятными событиями, которые происходят с людьми малоприятными"56. В. А. Пронин отмечает любовь Грасса к детализации, подробностям, к многозначности оценок и деклараций. Критик замечает, что Грасс как истинно эпический писатель последовательно придерживается дистанции по отношению к историческому прошлому, но как пристальный наблюдатель замечает в человеке многое из скрытого от посторонних глаз, что прячется в душе и плоти, выпячивает сокровенное наружу. Позиция писателя: «нацизм для немцев, присягнувших фюреру, -способ избавиться от собственной внутренней неполноценности, уродства, психологической хвори"57.

Классифицировать существующие на сегодняшний день исследования творчества Г. Грасса довольно сложно, поскольку они охватывают широкий круг литературоведческих проблем и полны противоречивых оценок. Большинство критиков улавливают особую манеру Г. Грасса, осмысливают суть эстетического, художественного, философского, политического миропонимания.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью глубокого анализа произведений Г. Грасса 1950 — 1960 годов, без которого невозможно составить целостное представление о литературе Германии II половины XX века. Разработка данной темы позволяет расширить представление о поэтическом потенциале раннего творчества Грасса и понять закономерности процесса развития «игровой» позиции писателя.

Цель настоящей работы — определить ведущий принцип игровой поэтики в творчестве Г. Грасса 1950;1960;х годов и выявить причины обращения писателя к философии и эстетике игры.

55 Пронин В. А. История немецкой литературы. М., 2007.

56 Там же. С. 360.

57 Там же. С.360−361.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

1. Проследить особенности влияния литературно-игровой традиции на творчество писателя.

2. Проанализировать своеобразие игровой поэтики Г. Грасса.

3. Рассмотреть эстетико-философские воззрения Г. Грасса по проблеме «искусство — игра».

4. Определить концепцию личности и роль художника-игрока в творчестве Г. Грасса.

Предметом исследования являются романы, философские эссе, пьесы, созданные Г. Грассом в 1950;1960;е годы, в которых наиболее ярко проявилась поэтика игры в контексте немецкой традиции.

Методы исследования: историко-литературный, культурно-исторический, структурный, сравнительно-сопоставительный, типологический.

Теоретической основой исследования стали работы по эстетике и философии игры И. Канта, Ф. Шеллинга, Ф. Шиллера, Х-Г. Гадамера, Й. Хейзинги, К. Грооса, А.А. Тахо-Годи, М. Бахтина, В. Бычкова, а также работы по теории и истории литературы Х.-Й.Ортхайля, П. К. Курца, А. В. Карельского, Ю. М. Лотмана, В. Е. Хализева, К. К. Султанова, М. Ю. Реутина, Б. И. Пуришева, Н. Я. Берковского, Д. В Затонского, В. М Жирмунского, А. Н. Веселовского, А. Ф. Лосева, Е. М. Метелинского, М. Л. Гаспарова, по театроведению — Н. Н. Евреинова, В. Ф. Колязина, И. Бергмана и исследования зарубежных литературоведов творчества Г. Грасса — А. Фишера, В. Казенса, К. Штальбаума, В. Хильдесхаймера.

Научная достоверность настоящей работы обусловлена объективно-критическим подходом к анализу поставленных проблем, использованием современной методологии, обязательным изучением оригинальных текстов произведений и интервью писателя Г. Грасса, оригинальных, освещающих определённые моменты его творчества, широкой базой привлеченных отечественных и зарубежных литературоведческих источников, материалов по истории, философии, культуре и эстетике литературы Германии.

Научная новизна работы заключается в обращении к малоизученной проблеме. В литературоведении затрагивались лишь отдельные аспекты игровой поэтики Грасса: приём гротеска, феномен личности героя-аутсайдера. В настоящем исследовании предпринята попытка выявить типологические особенности персонажей Г. Грасса, рассмотреть тип героя-игрока. Впервые в отечественном литературоведении анализируются абсурдистские пьесы Грасса, а также ранние философские эссе писателя.

Научно-практическая значимость диссертации обусловлена возможностью использования материалов и результатов исследования при разработке и чтении общих курсов по истории зарубежной литературы XX века, а также спецкурсов по немецкой литературе. Исследование также может быть полезным учащимся театральных специальностей в случае возникновения надобности в более глубоком понимании идейно-философской категории «искусство — игра».

Апробация работы: диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры истории зарубежных литератур Московского государственного областного университета. Основные положения исследования излагались в выступлениях диссертанта на научных конференциях: «Русская литература XIX—XX вв.еков в контексте мировой культуры» (МГОПУ г. Орехово-Зуево, 2005) — II Международная конференция «Феномен творческой личности в культуре» (МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006) — «Конференция аспирантов и преподавателей» (МГОУ, 2007, 2008). Основные теоретические положения диссертации изложены в печатных работах.

Положения, выносимые на защиту: 1. Истоки формирования мировоззренческих позиций Г. Грасса связаны с кризисом истории и культуры послевоенной Германии, характеризовавшемся утратой веры в воспитательные возможности искусства, сосредоточенностью на внутренних переживаниях личности. Творчество Г. Грасса в необычном игровом ракурсе рассматривает данные проблемы современности.

2. Художественным образцом игровой поэтики грассовского творчества послужила эстетика барокко, романтическое понятие «расширенной реальности», философия драмы абсурда, теория «играющей видимости» И. Канта, экзистенциализм. Изучив литературный опыт предшественников, Г. Грасс создал свою оригинальную игровую модель действительности, оказавшуюся актуальной для искусства второй половины XX века.

3. Игра выступает у Грасса как философская категория, приобретающая в его раннем творчестве структурное, организующее значение и отражающая особенности мировоззрения автора.

4. Игровая поэтика Г. Грасса включает в себя несколько ведущих понятий: пространство и время, искусство и творческая личность. Пространственно-временная категория в творчестве Грасса 1950;1960 годов — элемент игровой поэтики, способствующий организации художественного мира, отличающийся сложностью, смешением прошлого и настоящего. Хронотоп «четвёртого времени» обозначает позицию вневременного, онтологически значимого художественного пространства. Отсутствие чётких границ между реальностью и фантастикой, прошлым и настоящим, положительным и отрицательным — главные черты игрового пространства у Г. Грасса.

5. Искусство, художественная деятельность, по Грассу, аналогичны игре. Искусство, по утверждению писателя, — форма свободного самовыявления художника, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертывается в виде представления, репрезентации ситуаций, смыслов, состояний.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Во Введении обосновывается выбор темы и постановка проблемы. В Первой главе рассматривается литературное.

Заключение

.

Игровая поэтика Г. Грасса явилась синтезом многочисленных опытов предшественников. Немецкий писатель, взяв за основу эстетику и философию игры, разработанную немецкой философской мыслью, обогатил её структурными и содержательными принципами барокко, романтизма, экзистенциализма.

Эстетика барокко сыграла заметную роль в формировании принципов игровой поэтики Г. Грасса. Барочная трактовка действительности как ощущения вечного хаоса лежит в основе раннего творчества писателя и порождает смешение временных пластов, фантастического и реального пространств, приводит к абсурдности и бессмысленности исторического процесса, к концу истории.

Произведения Г. Грасса построены на основе принципов романтической иронии, наполнены «простодушно-откровенной шуткой, ллг глубоко притворны и вместе с тем абсолютно серьёзны». По Грассу,.

Vf ирония выражает понимание художником бесконечной изменчивости мира. Восприятие действительности как объективной данности сближает Грасса с позицией Э.Т.А Гофмана. Г. Грасс не игнорирует реальность, а заменяет её художественным изображением. Создавая фантастические картины, писатель создаёт их иллюзорность. Фантастика служит Грассу средством постижения условностей жизни. Мотивы двойничества, автоматизации в романах Грасса указывают на отсутствие целостности личности, разорванность человеческого сознания в авторском представлении.

Философия абсурда отразилась в пьесах Г. Грасса. Сценическое пространство у Грасса — метафора хаотичного мира, бессвязной реальности.

235 Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Спб. 2001. С. 123. место действия пьес арена цирка, кухня, разрушенный водной стихией дом). Экзистенциальная позиция автора относительно роли человека очевидна. Эффект тотального одиночества и остранения выражается Грассом в структуре диалога персонажей: отсутствие причинно-следственной связи, мотив «глухоты», введение в художественные тексты цитат из разнообразных литературных источников, использование «сквозного» персонажа.

В результате проведённого исследования мы выявили структуру игровой поэтики Г. Грасса, состоящую из трёх важнейших элементов: игрового пространства, восприятия искусства как «играющей видимости"236, создание героя-игрока.

Игровое пространство, по Грассу, — метафора реального мира, осмысленного в игровой форме, путём совмещения в одной точке прошлого, настоящего и будущего. Неизменными мотивами игровой действительности в романах Грасса — театральность, розыгрыш, двойничество — связаны с идеей универсальной повторяемости ролей и ситуаций. Игровое восприятие действительности, по мысли автора, помогает пройти сложный путь освобождения от ложных установок и научиться адекватно воспринимать мир.

Концепция личности в творчестве Г. Грасса 1950;1960 годов подтверждает представления автора о человеке как игроке или игрушке в руках неведомых сил. Нами выявлены две группы грассовских героев: художники и обыватели. Художник, по Грассу, индивидуалистичен, свободен, ироничен. Игра для него — форма свободы, один из важных способов освоения мира, средство экспериментов с формами жизни. Обыватель — ведомый, формальный человек, поглощённый практическими жизненными стремлениями, расплачивающийся за них духовной немощью (тип героя-экстремиста) или же занятый отвлечёнными вопросами,.

236 Кант И. Критика способности суждений//Кант И. Собр. Соч. в 4 т. T 2. М, 1962. С. 235. притупляющими вкус к жизни («головорождённые"237, сторонние наблюдатели, «вечновчерашние»).

Трактуя игру как основной феномен человеческого бытия, Г. Грасс выделяет ее значительные черты. Игра в его понимании — это импульсивное, спонтанно протекающее вершение, окрыленное действование, подобное движению человеческого бытия в себе самом. Игра — это поведение, определяемое ролями, правилами, целями, стратегиями, ценностями, языком, типичной пространственно-временной локализацией.

Своеобразие раннего творчества немецкого писателя заключается, прежде всего, в обращении к идее игры как категории искусства. Это обнаруживает углублённость художественного мира Г. Грасса и свидетельствует о смелости автора-экспериментатора.

237 Грасс Г. Головорождённые, или немцы вымирают. //Пер. с нем. И. Розановой. Собран. Соч. в 4 т, т. 4. -Харьков: Фолио, 1997. С. 218.

238 Грасс Г. Траектория краба //Пер. с нем. Б. Хлебникова. — M.: ООО «издательство ACT" — Харьков: «Фолио», 2004. С. 7.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Grass G. Die grosse Trummerfrau spricht/VWerkausgabe in 10 Bd. Darmstadt: Luchterhand, 1987. Bd.l. S. 131−138.
  2. G.Grass. Warum ich nach sechzig Jahren mein Schweigenbreche//Frankfurter Allgemeine Zeitung 11.08 2006.
  3. Grass G. Auskunft fur Leser. -Darmstadt: Luchterhand, 1984. — 56 S.
  4. Grass G. Ballerina/AVerkausgabe in 10 Bd. Bd.9. Darmstadt: Luchterhand, 1987. S 716−721.
  5. Grass G. Die Deutschen und ihre Dichter. — Munchen: Heyne, 1995. — 342 S.
  6. Grass G. Gedichte und Kurzprosa. — Munchen: Heyne 1987. — 362 S.
  7. Grass G. Manche Freundschaft zerbrauch am Ruhm//Werkausgabe in 10 Bd.- Darmstadt: Luchterhand, 1987, Bd.10. S. 186−191.
  8. Grass G. Mit Selbstzeugnissen und Bilddok. — Hamburg., 1986. — 546 S.lO.Grass G. Ortlich betaubt. Neuwied — Berlin: Volk u. Welt, 1969. — 226 S.
  9. Grass G. Phantasie als Existenznotwendigkeit// Werkausgabe in 10 Bd. Darmstadt: Luchterhand, 1987, Bd.10. S. 321−346.
  10. Grass G. Uber meine Leher Doblin und andere. — Berlin: Volk u. Welt, 1968.-237 S.
  11. Grass G. Die bosen Koche//Werkausgabe in 10 Bd. — Darmstadt:1.chterhand, 1987. Bd. 8. S. 154−180.
  12. Grass G. Hochwasser/AVerkausgabe in 10 Bd. -Darmstadt: Luchterhand, 1987. Bd. 8. S. 181−192.
  13. Grass G. Materialienbuch, Hg. Rolf Geissler. — Darmstadt: Luchterhand, 1976.- 132 S.
  14. Grass G. Noch zehn Minuten bis Buffalo//Werkausgabe in 10 Bd. Darmstadt: Luchterhand, 1987. Bd. 8. S. 112−132.
  15. Grass G. Inhalt als Wiederstand. // Werkausgabe in 10 Bd. — Darmstadt:1.chterhand,-1987. Bd.9. S. 157−162.
  16. Grass G. Der Burger und seine Stimme. — Darmstadt: Luchterhand, 1977.431 S.
  17. Г. Собачьи годы// Собрание сочинений в 4 т. Т.2. — Харьков: Фолио, 1997.-717
  18. Г. Жестяной барабан: Роман. — Спб.: Азбука, 2000. — 456
  19. Г. Собачьи годы. — Спб.: Азбука, 2001. — 453
  20. Г. Траектория краба. — М.: «Издательство ACT», 2004. — 285
  21. . Г. Головорождённые, или немцы вымирают// Грасс Г. Собраниесоч. в 4 т. Т. 4. — Харьков: Фолио, 1997. С 117−239.
  22. Г. Грасс. Речь об утратах (Об упадке политической культуры вобъединённой Германии. Перевод И. Млечиной//Грасс Г. Собрание сочинений. В 4 т. Т.4. — Харьков: Фолио, 1997. 553−576. Исследования творчества Гюнтера Грасса на немецком языке
  23. Bechtold. A. G.Grass. — KolmLingen, 1978.-231 S.
  24. Brode H. Die Zeitgeschichte im erzahllenden Werk von G/ Grass. Frankfurt/M., 1977.-432 S. 3l. Brunssen F. Epistemata. Das Absurde in G. Grass literature der achtziger Jahre.-Zurich., 1971.-321 S.
  25. Fischer A. Inszenierte Naivitat. — Munchen: Fink, 1992. — 332 S.
  26. Fust G. Darstellung und Appell in der Blechtrommel von G.Grass.Frankfurt/M, 1977.- 178 S.
  27. Cepl-Kaufmann G. Gunter Grass. Eine Analyse des Gesamtwerks unter demAspekt von Literatur und Politik. Frankfurt/M., 1975.-123 S.
  28. Gesche J. Zur Rezepzion der Danziger Trilogie von G. Grass//Stockholmergermanische Forschungen 61. — Stockholm., 2003. — 342 S.
  29. Haslinger. A. Gunter Grass und Barock//G. Grass. Werk und Wirkung. Bonn: Bouvier, 1985. — 231 S.
  30. Harscheidt Michael. Gunter Grass. Wort — Zahl — Gott. Der phantasischeRealismus in der Hundejahre. — Bonn: Bouvier, 1976. — 345 S.
  31. Heidegger M. Der Satz vom Griind. Pfullingen, — Bonn: Bouvier, 1958.186 S.
  32. Hermes D. Vita G. Grass//Text und Kritik. 5. 1989.
  33. Honsza N. Ausbruche aus der Klaustrophobischen Welt. Wroclaw: Wydaw, 1989.- 165 S. 41Jurgensen. M. Giinter Grass// Akzent, Heft 8. Miinchen: Heyne, 1963. 231 S. 42Jungen. R. G. Grass. Das Chaos in verbesserten Austuhrung. — Heidelberg., 1976.- 543 S.
  34. Kassens. W. Das Marionettentheater von Giinter Grass//Auskunft fur Leser.- Darmstadt: Luchterhand, 1984. — 214 S.
  35. Leslie. W. A. Die doppeispitzige Feder von G.Grass. -Mainz., 1983 — 432 S.45 .Lore F. Die Blechtrommel von G. Grass. Versucht einer Interpretazion. Frankfurt/M., 1976. — 106 S.
  36. Loschutz G. Von Buch zu Buch. G. Grass in Kritik. Eine Dokumentazion. Darmstadt: Luchterhand, 1968. — 432 S.
  37. Plard H. Uber die Blechtrommel. — Giinter Grass. — Bonn: Bouvier, 1971.132 S.
  38. Richter F-R. Die zerschlagene Wirklichkeit. — Koln: Lingen, 1977. -165 S.
  39. Reuffer P. Die unwahrscheinlichen Gewanden der anderen Wahrheit zurWiederentdeckung des Winderbaren bei G. Grass und J. Morgner. — Bonn: Bouvier, 1988.-453 S.
  40. Schwarz W.J. Der Erzahler Gunter Grass. — Bern — Miinchen., 1969. — 60 S.
  41. Stallbaum K. Kunst und Kunstlerexistenz im Frtihewerk von G. Grass. Koln: Lingen, 1989.-214 S.
  42. Stolz. D. Vom privaten Motivkomplex zum poetischen Weltentwurf. Konstanten und Entwickbingen im literarischen Werk von G. Grass. — Koln: 1. ngen, 1994.-437 S.
  43. Wadenbach K. Gunter Grass. — Sriftsteller der Gegenwart. — Freiburg I Br., 1963,-119 S. Исследования творчества Гюнтера Грасса на русском языке
  44. Т. Б. Проза Г. Грасса 1980 — 1990 годов: Проблема субъекта: диссер. канд.ф.н. Казань., 2003. -216
  45. А.В. Гротеск в творчестве Г.Грасса: диссер. канд.ф.н.М., 2005.-160
  46. Е. М. Проза Г. Грасса 70-х гг: автореф. канд. ф. н. — Л., 1988.23
  47. О.С. Система языковых образов в романах Г. Грасса: автореф. канд. ф.н. — Спб., 2001. — 28
  48. . И. В. Художественный мир Гюнтера Грасса: вступ.ст.//Грасс Г. Собрание сочинений в 4-х томах. Т.1. — Харьков: Фолио, 1997.-С 5−26.
  49. Гофман. Э.Т. А. Необычные страдания одного директора театров//Новеллы и повести. — Л, 1936. — 543
  50. Гофман. Э.Т. А. Житейские воззрения кота Мурра//Новеллы. — М., 1983.- 432
  51. . Г. Я. К. Симплициссимус. — М: Эксмо, 2007−342
  52. Alker Е. Die deutsche Literatur. — Stuttgart., 1969. — 231 S.
  53. Barthes R. Lecon. — Frankfurt/M: Suhrkamp, 1980. — 91 S.
  54. Diederich R. Strukturen des Schelmischen in Modernen Deutscher Roman. —Zurich., 1971.-123S.
  55. Dahne G. Westdeutsche Prosa. — Berlin: De Gruyter, 1967. — 164 S.
  56. Dalmmrich H. Themen und Motive in der Literatur. — Darmstadt, 1987.120 S.
  57. Durzak M. Der deutscher Roman der Gegenwart. — Stuttgart., 1979. — 176 S.
  58. Hars-Volker G. Dir Figur des Schelms im Deutschen Roman nach 1945. Frankfurt/M., 1993.-326 S. 7#.Hildesheimer W. / Erlanger Rede tiber das absurde Theater// Akzent, Heft 6, Mtinchenl960, — 543 S.
  59. Historia von Dr. Iohann Fausten, dem weitbeschreiten Zauberer undSchwartzkunstler etc. — Munchen: Sagner, 1969. — 32 S.
  60. H. E. / Suddeutshezeitung. 3. 1960.
  61. Illustrierte Geschichte der deutschen Literatur. — Brl., 2001. — 347 S.
  62. Kurz P.K. Uber moderne Literatur. — Frankfurt a. M: Suhrkamp, 1967.168 S. 83.0rtheil H.-J. Postmodern in der deutschen Literatur / H.-J.Ortheil // Roman oderLeben. — Leipzig., 1994.- 126 S.
  63. Preisendanz. W. Zum Vorgang des Komischen bei der Derstellung vonGeschichterfahrung unseres Zeit. — Koln., 1976. -675 S.
  64. Rotzer H.G. Geschichte der deutschen Literatur. Epochen. Autoren. Werke.-Bamberg., 1992.-372 S.
  65. Spycher. P. Lektion. -Frankfurt: Suhrkamp, 1980. -197 S.
  66. H. Я. Романтизм в Германии. — Спб: Азбука классика, 2001.-510
  67. Н.Я. О романтизме и его первоосновах. // Проблемыромантизма. Сб. статей. Вып. 2. М., Искусство, 1971. 2 — 28.
  68. P.M. Философия немецкого романтизма. М.: Наука, 1989.159
  69. В.И. В мире немецкого романтизма: Ф. Шлегель, Э.Т. А. Гофман, Г. Гейне — Калининград: КГУ., 1995.-88
  70. В.М. Немецкий романтизм и современная мистика.Спб.: АХЮМА., 1996. -232
  71. В.М. История легенды о Фаусте / Легенда о доктореФаусте. М.: Наука, 1978 257−362.
  72. Г. Г. Проблема фаустианства в Германии. — Уфа: БГУ, 1997.-238
  73. А.В. Проблемы исторической поэтики в истории немецкойкультуры. — М: Наука, 1989. — 230
  74. И.В. Уроки немецкого. Век XX. — М: Прогресс. Культура, 1994.-239
  75. А.А. «Симплициссимус» и его автор. — Л: Наука, 1984.-206
  76. Немецкие легенды и саги. — М., 2001. — 764
  77. А.И. Германия в XX веке. — М.: Дрофа, 2004. — 432
  78. М.Ю. Народная культура Германии: позднее средневековье иВозрождение. — М., 1996. — 215
  79. Drux R. Marionette Mensch. — Mtinchen., 1986. — 164 S.
  80. Gartman N. Asthetik. — Berlin., 1953. — 158 S.
  81. Kleist H. Von. Werke in 2 Bilder. Bd.l. AuflaufVerlag//Uber dasMarionettentheater. — Berlin. Weimar., 1976.- 321 S.
  82. Rehm H.S. Das Buch der Marionetten. Berlin, 1905. -176 S.
  83. С. Культурология Й. Хейзинги.//Вопросы философии.1969. № 3. — С 57−64.
  84. Т.В. Проблемы философии морали. — М., 2000. — 239
  85. Т.А. Игра в пространстве серьёзного- Спб., 2003.-432
  86. БенчичЖ. Поэтическая функция языка и игра//Поэтика. Текстология.Миф.-М., 1996.-321
  87. И.Е. Игра как феномен сознания-Кемерово.: Алеф., 199 293
  88. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческихвзаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Л.: Лен. издат., 1992. — 400
  89. Я. Сорок вопросов о душе. — София., 2004. — 123
  90. П.Г. О взаимосвязи двух близких семиотических систем(Кукольный театр и театр живых актеров) // Труды по знаковым системам. Bbin.VI. Ученые записки Тартуского гос. университета. Тарту, 1973.-329
  91. Э. Мистики XX века. Энциклопедия. — М., 1997. — 235
  92. А. А. Тривас М.А. От магов древности до иллюзионистовнаших дней. М.: Искусство, 1979.
  93. А. Старинный театр в Европе: Исторические очерки. М., 1870.
  94. А.В. На грани игры и жизни. Игра и театральность./УВопросыфилософии. 1997. № 12. 14−23.
  95. Н. Художественное моделирование. Конфликты и теорияигр.//Содружество наук и тайны творчества. Сб. ст. под ред. Б. С. Мейлаха. М.: Искусство., 1968. — С 26−32.
  96. В. Фантазия как основа искусства. — Спб., М: М. О. Вольф, 1914.-146
  97. Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика., 1987. — 344
  98. Г. В. Эстетика. — М., Искусство, 1968−1973. Т. 1. — 4.
  99. Д.А. Лицедей в евроазиатском фольклоре. — М, 2006.-240
  100. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1998. — 152
  101. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство., 1991.
  102. . Н. Эстетика. М.: Ин. Лит-ра., 1958. — 692
  103. Т. А. Ассоциативный потенциал слова и его реализация вречи (явление языковой игры). Автореф. к. ф. н. М.6 МПУ., 1996- 45С.
  104. . К. Введение в эстетику. — М, 1969. — 474
  105. . Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук.//Письмо и различие. — М.: Академ, проект. 2000. — С 445−466.
  106. Джамбаттисто Марино Перегрини. Трактат об остроумии. — М, 1989.-231
  107. Н.Н. Театр как таковой. Обоснование театральности всмысле положительного начала сценического искусства в жизни. Спб., 1979.-122
  108. Н.Н. Театр для себя. — М: Искусство, 1998. — 321
  109. Жан Поль. Приготовительная школа эстетики. — М: Искусство, 1981.-456
  110. К.А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. — М. , 2001.-176
  111. К.Г. В поисках сущности игры//Философские науки. 1977.324
  112. А. Бунтующий человек. — М: Политиздат, 1990. — 324
  113. И. Критика способности суждений/ЯСант И. Собр. Соч. в 8 т.Т.5.- М: ЧОРО, 1994.-413
  114. И. Тартуская рукопись // Эстетика Иммануила Канта исовременность. — М., 1991. — 564
  115. Г. фон. О театре марионеток // Клейст Г. фон. Избранное. —М., 1977.- 328
  116. Е.С. Что рассказывают куклы//Театр. 1975.№ 3 — С120−124.
  117. А. Мои друзья куклы. М., Искусство, 1970. — 234
  118. Е. Кукла в диалоге культур. Ижевск, 2002. -156
  119. М. Куклы для всех // Театр. 1981. № 11. С 132.
  120. Е.И. Театральная кукла — функция, форма, образ. — М., 1999.-347
  121. В. Ф. От мистерии к карнавалу. Театральность немецкойрелигиозной и площадной сцены раннего и позднего средневековья. М., 1989.-432
  122. Е.Б. Истоки театра кукол и его основных жанров // Что жетакое театр кукол? В поисках жанра. М. 1980. — 165
  123. М. Искусство театра кукол: Основы теории. Л., Искусство, 1973. -112
  124. Г. Актер и сверхмарионетка // Крэг. Г. Искусство театра. СПб., 1912.-346
  125. Г. Воспоминания, статьи, письма. М., Искусство, 1988. — 457
  126. Г. Школа, или не принимай на себя обязательств // Театр куколзарубежных стран, 1959. 238
  127. Н.П. Искусство как поведение. — Л., 1989. — 345
  128. Г. Психодрама: теория и практика. М.: Прогресс, 1994- 352
  129. Ю.М. Куклы в системе культуры // Декоративное искусствоСССР, 1978, № 2 .
  130. Г. Л. Игровая терапия. Искусство отношений. М.:Международная пед. Академия., 1994. — 368
  131. Т. Детские игры. Опыт о театре. Речь о театре (К открытиюГейдельбергского фестиваля) // Собр. соч. В 10 тт. М., ГИХЛ, 1960. Т.9. 633
  132. Ш. История марионеток у древних // Пантеон и репертуаррусской сцены, 1850. Т.4. Кн.8.
  133. А.А. Сценография: теория и опыт. М: Сов. художник, 1990. -354
  134. Миллер Психология игры. — Спб: Наука, 1999. — 476
  135. Л. Движущийся мир театра кукол //Театр. 1978. № 6.-342
  136. Неретина Смех и слезы средневековой марионетки // Декоративноеискусство СССР, 1978. № 2. — 142
  137. Ф. Собр. Соч. в 2-х т. Т. 1.-М. 1990.-432
  138. Платон. Соч. в 3 т. Т.З. — М., 1972. — 178
  139. А.Г. Философия заводной игрушки или апологиямеханицизма. СПб., 1998. — 138
  140. П. Трикстер. — Спб., 1999. — 490
  141. Ю.Л. Марионетка // Аполлон, 1916. № 3. То же в кн.: Чтоже такое театр кукол? М., СТД РСФСР, 1990. — 453
  142. Л. Пространства внутренний избыток // Декоративноеискусство СССР. 1983. № 12. 22
  143. Л. Третий жанр «живым планом» // Театр. 1981. № 11. 117 123 /Гастроли софийского театра кукол: «Проданный смех» в пост. Й. Крофта в Болгарии.
  144. Л. Эволюция маски в чучело. Театр. 1987 № 7. С 140.
  145. Н.И. Искусство играющих кукол. — М.: Искусство, 1 983 138
  146. Л.Н. Искусство и игра. — М.: Знание, 1987. — 64
  147. Тахо-Годи А. А. Жизнь как сценическая игра. — М.: Наука, 1973.- 178
  148. А.Я. Анатомия театральной куклы. М.-Л., Искусство, 1944.-567
  149. А.Я. Из истории кукольного театра. Лекции. М: Искусство, 1940.-127
  150. М. Время и бытие. Статьи и выступления. М: Республика., 1993.-447
  151. Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт определения игрового элементакультуры. М: Прогресс. Традиция., 1997. -416
  152. Шарль де Костер. Легенда об Уленшпигеле и Ламе Гудзаке, об ихдоблестных, забавных и достославных деяниях во Фландрии и других краях.- М., 1983.-576
  153. . Ф. Система трансцендентального идеализма.//Собр. соч. в 7 Т.Т.6.-М., 1987.-347
  154. Ф. Статьи по эстетике. — М: Книга, 1987. — 279
  155. Ф. Письма об эстетическом воспитании/ЯПиллер Ф. Собр.соч. В 7 т.Т.6. — М: Стройиздат, 1957. — 280
  156. А. Игры учащихся — феномен культуры. М.: Новая школа., 1994.-239
  157. Л.Г. Актер- человек среди актеров- кукол: сегодня и завтра втеатре кукол // Что же такое театр кукол? В поисках жанра. М. 1980. — 236
  158. Л.Г. Человек с куклой // Театр, 1967. № 6.
  159. . М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарныхнаук. — Спб.: Азбука., 2000. — 336
  160. М. М. Эстетика словесного творчества.: Сб.избр.тр./Сост. Г. Бочаров.- М: Искусство., 1979.-423
  161. Н. Роман о художнике как «Роман творения», генезис ипоэтика. — Пермь., 2000. -382
  162. В.В. Эстетика. — М: Гардарики, 2002. — 556
  163. Т.И. Многообразие романных форм в прозе Запада IIполовины XX века. — Волгоград., 2005. — 176
  164. М.Л. Теоретическая поэтика: понятия и определения. — М: РГГУ, 2002.-215
  165. . Н.А. От барокко к романтизму. — СПб, Филологическийфакультет СПбГУ, 2001. — 463
  166. Д.В. Искусство романа и XX век. — М: Наука, 1973.-327
  167. . Г. Искусство и истина// Утрата Центра: Изобразительноеискусство 19 и 20 столетий как символ эпохи. — М, 2000. — 823
  168. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. -М.:Искусство, 1976. — 367
  169. М.Ю. Человек — текст — семиосфера — история. М.: Яз. Р. лры. 1996.-464
  170. А.В. Обратный перевод. Русская и западноевропейскаякультура. Проблема взаимосвязей. — М: Языки русской культуры, 2000. -852.
  171. О.А. Образ художника: метаморфозы культуры. —Саратов, 2005.-368
  172. К.К. Динамика жанра. Особенное и общее в опытесовременного романа. — М, 1989. — 497
  173. В. Гете и его современники. — М: ИМЛИ РАН, 2002.- 238
  174. Ф.П. Романтический художественный мир: пространство ивремя. — Рига: Зинатне, 1988. — 454
  175. Философия культуры. Становление и развитие. — СПб, Издательство"Лань", 1998.-448
  176. Философская энциклопедия. — гл. ред. Ф. В. Константинов. — М., Советская энциклопедия, 1970.-615С.
  177. А. А. Предшественники викингов. Северная Европа в I—VIII вв. -Спб., 2002. -432
  178. В.В. От романтизма к экзистенциализму- М:Наука, 1989.-289
Заполнить форму текущей работой