Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Малый бизнес в условиях институциональных преобразований

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особый интерес представляет изучение положительного опыта зарубежных стран по поддержке малого бизнеса. Распространение малого предпринимательства за рубежом отражало изменения в структуре экономики развитых стран и определило новое место, которое стало отводиться малым предприятиям. Они обеспечивали прирост занятости, способствовали возрождению депрессивных районов, внесли существенный вклад… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА1. Теоретические вопросы становления малого бизнеса
    • 1. Малый бизнес как самостоятельный сектор экономики в переходный период
    • 2. Противоречия малого бизнеса в становлении рыночных отношений
    • 3. Основные этапы и закономерности становления малого бизнеса в переходный период
    • 4. Формирование эффективной институциональной среды и проблемы реализации собственности субъектов в сфере малого бизнеса
  • ГЛАВА 2. Экономическая политика государства и перспективы развития малого бизнеса
    • 1. Взаимодействие предпринимательства и власти
    • 2. Роль малого бизнеса в формировании среднего класса и решении социально-экономических проблем
    • 3. Малый бизнес в современной модели рыночного хозяйствования
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Малый бизнес в условиях институциональных преобразований (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Процесс реформирования экономики России еще со времен перестройки вызвал значительные изменения в системе экономических отношений. Переход к рыночной экономике непосредственно связан с формированием и развитием института частной собственности.

Введение

в действие рыночных механизмов экономического ре1улирования, с помощью которых государство пыталось решить проблемы, связанные с изменением системы хозяйствования, не привело к созданию благоприятных убловий жизни людей. Значительно упал жизненный уровень, остается низким платежеспособный спрос предприятий и населения, медленно ликвидируется задолженность по заработной плате, не уменьшается безработица.

В этих условиях важную роль в экономике играет процесс становления малого бизнеса, как инструмента регулирования экономических отношений между отдельными секторами и сферами экономики, различными группами населения.

В период трансформационных преобразований развитие малого бизнеса способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, росту производства товаров и услуг и насыщению ими рынка, сокращению числа безработных, решению важных социальных проблем в регионах. Малый бизнес является одной из главных перспектив нашего развития, активным источником создания среднего класса — одного из основных гарантов демократического, экономически процветающего, социально благополучного общества.

Малому бизнесу в России приходится сталкиваться с серьезными трудностями, среди которых можно выделить общую экономическую нестабильность, несовершенство законодательства и налоговой системы, финансовые проблемы, отсутствие необходимых знаний и опыта.

Поддержка малого предпринимательства должна стать одним из приоритетов экономической политики государства. Разработка и внедрение действенного механизма поддержки малого бизнеса возможны на основе глубокого анализа его сущности и выявления основных закономерностей на всех этапах его развития.

Степень разработанности проблемы. Сложный и противоречивый процесс развития малого бизнеса в России требует углубления исследований по различным аспектам его функционирования.

Основополагающие моменты теории предпринимательства и малого бизнеса изложены в работах известных зарубежных экономистов А. Маршалла, Дж.К.Гэлбрейта, Х. Кена, Д. Норта, Й. Шумпетера, П. Самуэльсона, Я. Корнаи, и некоторых других исследователей.

Однако следует отметить, что многие проблемы малого бизнеса, освещенные в западных публикациях, существуют в условиях развитых рыночных отношений и не являются адекватными в российских условиях. Практика показывает, что в постсоциалистических странах, где по существу малый бизнес не функционировал, не всегда применимы модели развития малого предпринимательства, характерные для экономически развитых стран.

Современные тенденции развития малого предпринимательства в России отражаются в исследованиях отечественных ученых, среди которых можно отметить Ш. Агеева, А. Бусыгина, А. Блинова, Е. Бухвальда,.

A.Виленского, О. Емельянова, В. Королева, А. Колесникова, М. Лапуста,.

B.Мальгина, С. Мокичева, В. Радаева, Ю. Старостина, Ф. Шахмалова, О. Шестоперова, А. Шулуса, А.Чепуренко.

Вместе с тем, еще многие вопросы, связанные с деятельностью малого бизнеса, исследованы не в полной мере, являются дискуссионными, а ряд проблем не находится даже в стадии постановки.

Целью диссертационной работы является исследование теоретических вопросов становления и функционирования малого бизнеса в условиях перехода к рыночным отношениям, а также анализ ряда проблем, возникающих в процессе хозяйственной деятельности малых предприятий.

В соответствии с этим были поставлены и решены следующие задачи: -рассмотрены теоретические и методологические основы определения сущности малого бизнеса;

— выявлена специфика малого бизнеса в условиях переходной экономики и определены закономерности его развития;

— исследованы современные проблемы и тенденции функционирования малых предприятий, обусловленные системным действием ряда факторов институционального и регионального характера;

— проанализирована имеющаяся практика государственной поддержки малого бизнеса в мировой и российской экономике;

— сформулированы критерии эффективности деятельности государственных структур, связанных с поддержкой малых предприятий;

— определены место и роль малого бизнеса в решении важнейших социально-экономических проблем;

— разработаны рекомендации по совершенствованию мер государственной экономической политики, стимулирующей развитие малого бизнеса.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе становления, функционирования и развития малого бизнеса.

Объектом исследования является малый бизнес, как особый сектор экономики в период становления рыночных отношений.

Методологические основы исследования. Методологической и теоретической основой проведения исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам развития малого предпринимательства, государственного регулирования экономики, институциональной теории. В работе использованы законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность малых предприятий, материалы научных конференций, семинаров, посвященных проблемам развития малого бизнеса в России.

Информационной базой исследования послужили статистические данные Государственного комитета по статистике Российской Федерации, Государственного комитета по статистике Республики Татарстан, научная литература и статьи, обзорная и справочная информация, результаты опроса предпринимателей, а также данные из глобальной компьютерной информационной сети ИНТЕРНЕТ.

При выполнении работы использовались такие общенаучные принципы и методы исследования, как единство исторического и логического подходов, научная абстракция, диалектический метод, системный подход, а также экономико-статистический анализ полученных результатов.

Научная новизна. К основным результатам, определяющим научную новизну диссертационной работы, относятся следующие:

— на основе теоретического анализа дана авторская трактовка экономической сущности малого бизнеса, выдвинут и обоснован тезис о функционировании малого бизнеса при переходе к рынку в качестве самостоятельного сектора экономики, обладающего тенденцией саморазвития, определены его важнейшие количественные и качественные характеристики;

— малый бизнес рассматривается как многофункциональная система, имеющая сложную внутреннюю структуру, включающую такие элементы, как частная собственность, капитал, совокупность функциональных хозяйственных связей различного уровня и трудовые ресурсы, обеспечивающие значительный внутренний потенциал;

— дана классификация противоречий малого бизнеса, осуществлен анализ их источников, движущих сил, определены формы разрешения противоречий в сфере малого бизнеса;

— предложена сравнительная характеристика преимуществ и недостатков организационно-правовых форм малых предприятий с позиций государства, предпринимателей и потребителей;

— анализ основных этапов развития малого бизнеса определил такие существенные закономерности его становления, как стихийность возникновения малых предприятий, частый перелив капиталов в данном секторе экономики, увод части капитала в «теневую» сферу, усиление барьеров входа на рынок новым участникам и др.;

— определена взаимосвязь форм и направлений реализации собственности и ее воспроизводства в сфере малого бизнеса и процессов институциональных преобразований;

— обосновывается вывод о том, что реальным резервом формирования среднего класса и решения социальных проблем в ближайшем будущем является развитие среднего и мелкого бизнеса.

Практическая значимость исследования состоит в следующем: -рассмотренные в диссертации вопросы позволили более детально раскрыть содержание категории «малый бизнес», предложить новые подходы к исследованию глубинной сущности отношений и процессов, происходящих в данном секторе экономики;

— представленные в диссертационном исследовании положения и выводы могут быть использованы при решении ряда социально-экономических проблем в регионах;

— предложенные рекомендации направлены на повышение эффективности деятельности государственных структур, связанных с функционированием малого бизнеса;

— рекомендуемые меры по содействию дальнейшему развитию малого бизнеса могут быть использованы при разработке программ его государственной поддержки и совершенствования системы налогообложения;

— некоторые выводы диссертационной работы могут быть использованы в учебном курсе экономической теории.

Апробация результатов исследования.

Положения и выводы диссертационной работы докладывались на Всероссийской научной конференции «Перспективы развития современного общества» (21−22 декабря 2001 года, г. Казань).

Предложения автора были использованы при разработке целевой комплексной программы на заседаниях круглого стола по поддержке малого предпринимательства, проводимого Департаментом по поддержке малого предпринимательства.

Основные положения диссертационного исследования использовались при подготовке проекта «Преодоление административных барьеров в бизнесе» Общественной приемной полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе С. В. Кириенко по Республике Татарстан.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 работ.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 7 параграфов, заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основании проведенных в диссертационной работе исследований получены следующие основные результаты, имеющие научную и практическую ценность.

В условиях перехода к рыночным отношениям малый бизнес выступает в качестве самостоятельного сектора экономики, имеющего тенденцию саморазвития.

В процессе анализа внутренней структуры малого бизнеса как сложной многофункциональной системы выявлено, что ее ядром является частная собственность, а необходимыми структурными элементами следует считать капитал, совокупность функциональных хозяйственных связей различного уровня и область человеческих ресурсов, обеспечивающих значительный внутренний потенциал. Причем взаимосвязь структурных элементов настолько сложна, что они не могут существовать изолированно, не взаимодействуя друг с другом.

Исследование процесса становления и развития малого бизнеса как сложной и многофункциональной системы предполагает рассмотрение таких его сущностных характеристик, как абсолютность, относительность и противоречивость. Абсолютность малого бизнеса означает его непреложность, устойчивость и универсальность. Малый бизнес сегодня является необходимым структурным звеном рыночной экономики, ее неотъемлемой частью. Относительность проявляется, прежде всего, в самих элементах малого предпринимательства как системы, через конкретные изменения различных элементов, носящие относительный характер, например, через ограниченную рациональность как производителей, так и потребителей товаров и услуг.

В сложившейся практике в качестве критериев малого бизнеса используются такие, как численность занятых на предприятии, объем реализованной продукции, среднегодовая стоимость основного капитала. По нашему мнению, важнейшими индикаторами, характеризующими уровень развития малого бизнеса, как самостоятельного сектора экономики, являются такие количественные показатели, как доля в ВВП, общее количество предприятий данного сектора, общая численность занятых в нем, средний уровень оплаты труда.

Кроме того, возникла необходимость разработки количественных и качественных критериев оценки результативности различных органов, связанных с деятельностью малых предприятий. Критерии должны определяться целями и приоритетами развития малого бизнеса за конкретный период.

Анализ противоречий малого бизнеса в диссертационной работе проводился в системной связи с экономическими отношениями, возникающими в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Исследование позволило выявить и систематизировать наиболее острые из них, выяснить их источники, движущие силы, направления, тенденции, определить основные формы и механизмы их разрешения в современных условиях.

Изучение процесса становления малого бизнеса с точки зрения макроэкономической политики, законодательства и институциональных изменений позволило выделить пять основных этапов.

Первый этап — конец 80-х до начала 1992 года.

Второй этап — 1992 — 1994 гг.

Третий этап — 1995 — 1998 гг.

Четвертый этап — 1999;2000гг.

Пятый этап — начало 2001 года.

Малый бизнес на каждом этапе своего развития использует различные формы приспособления к реальным условиям, демонстрируя огромные потенциальные возможности данного сектора экономики, способного в короткие сроки преодолеть кризисную ситуацию и стать одним их решающих факторов экономического подъема.

Проведенное исследование основных этапов развития малого бизнеса позволило определить существенные закономерности его становления:

• Стихийность возникновения предприятий данного сектора.

• Смена организационно-правовых форм малого бизнеса происходит не Ф только в результате проводимои государством политики, но и вследствие более благоприятных экономических и организационных условий перехода к новым формам.

• В течение всего периода развития малого бизнеса усиление государственной нагрузки на малый бизнес сопровождалось попытками осуществления.

Ф мероприятий по его государственной поддержке.

• Наиболее частый перелив капиталов в данном секторе экономики, вызванный необходимостью диверсификации и усилением конкуренции.

• Увод части капитала в «теневую» сферу.

• Постепенное ослабление всех форм рэкета в сфере малого бизнеса, происходящее вследствие снижения уровня доходности.

• Усиление барьеров входа на рынок для новых участников.

• Ограничение сфер деятельности малого бизнеса, невозможность его участия Ф в крупных государственных программах объясняется существованием объективных препятствий.

• Отсутствие четких перспектив роста, неопределенность целей развития, неуверенность в завтрашнем дне.

Анализ взаимодействия предпринимательских и властных структур ф высветил как положительные, так и негативные стороны этого процесса. Несмотря на имеющиеся в практике отдельные примеры взаимного сотрудничества органов власти и предпринимателей, формирование правовой основы функционирования малого предпринимательства является весьма актуальной проблемой.

В современных условиях необходима законодательно установленная мера ответственности органов власти и должностных лиц за действия, противоречащие или затрудняющие развитие малого предпринимательства на местах и четко определенный механизм реализации этой ответственности.

Одновременно должны быть определены мероприятия, направленные на стимулирование чиновников, непосредственно связанных по роду своей деятельности с малым предпринимательством. Только в этом случае можно ожидать совпадения интересов малого бизнеса и различных структур, отвечающих за его поддержку.

Особый интерес представляет изучение положительного опыта зарубежных стран по поддержке малого бизнеса. Распространение малого предпринимательства за рубежом отражало изменения в структуре экономики развитых стран и определило новое место, которое стало отводиться малым предприятиям. Они обеспечивали прирост занятости, способствовали возрождению депрессивных районов, внесли существенный вклад в рационализацию и модернизацию производства, укрепление научно-технического потенциала предприятий и усиление инновационной деятельности, в расширение и развитие сферы услуг.

В 90-е годы особую важность приобрели такие направления содействия малым предприятиям, как создание институциональных условий, отвечающих требованиям современного предпринимательства и рынка. Прежде всего, это развитие рынка капитала и облегчение доступа малых предприятий к финансовым ресурсам, упрощение налоговой системы, расширение экспортных возможностей, ликвидация многочисленных бюрократических формальностей. Малый бизнес выступает одновременно как пользователь и как творец институциональной среды.

Выход развитых стран на новый виток в региональном развитии и важная роль, отводимая малому предпринимательству в этом процессе, может послужить ориентиром при выработке программ регионального развития в.

России. Создание благоприятной среды для развития малого предпринимательства требует изменения менталитета руководителей и чиновничества всех рангов, позитивного отношения властей к предпринимательской деятельности.

В России укоренение рыночных отношений носило спонтанный характер и господствующим умонастроением было убеждение, что рынок автоматически решит все проблемы системной трансформации. Бессистемное формирование институциональной базы и инфраструктуры рыночных реформ приводили к созданию таких прав собственности, которые не индуцировали экономический рост. Слабо обеспеченные права собственности мелких предпринимателей вели к применению технологий с низкой долей основного капитала и препятствовали заключению долгосрочных соглашений.

Используя терминологию институциональной теории, можно утверждать, что малые предприятия, в основном, создаются для того, чтобы воспользоваться выгодными возможностями, которые зависят от существующего набора ограничений. При наличии слабо защищенных прав собственности, недостаточного претворения законов в жизнь, барьеров для вхождения в рынок, монополистических ограничений малые предприятия, стремящиеся к максимизации прибыли, склонны избирать краткосрочную стратегию и эксплуатировать ограниченное количество ресурсов — т. е. сохранять малые размеры.

Реализация собственности в сфере малого бизнеса имеет свои особенности. Анализ использования объектов собственности показывает возможности субъектов хозяйствования в эффективной реализации отношений владения и распоряжения.

Исследование направлений форм реализации собственности в сфере малого бизнеса в диссертационной работе осуществлено в рамках процесса ее воспроизводства. Воспроизводство собственности в фазах производства, распределения, обмена, потребления рассматривается нами как реализация отношений собственности по различным направлениям.

Эффективность реализации собственности в сфере малого бизнеса связана с действием экономических законов и ряда факторов неэкономического характера.

Формирование благоприятной институциональной среды, возникновение новых, эффективных институтов должно, по нашему мнению, способствовать реализации собственности на качественно новом уровне, обеспечивающем развитие прогрессивных технологий производства, генерирование и освоение новаторских идей.

Анализ взаимосвязи благоприятной институциональной среды с процессами воспроизводства и реализации собственности позволяет сделать вывод о том, что появление одного или нескольких новых институтов, с одной стороны, может способствовать появлению новых форм направлений реализации собственности, с другой стороны, являться следствием развития и совершенствования отношений собственности.

В диссертационной работе обосновывается вывод о том, что курс на успешное проведение реформ в России невозможен без наличия достаточно многочисленного и сильного слоя населения, заинтересованного в политической и экономической стабильности общества, укреплении демократических принципов его организации. Реальным резервом формирования среднего класса в ближайшем будущем являются представители среднего и мелкого бизнеса. Тот факт, что в условиях российской действительности научные работники, деятели сферы культуры, образования, медицины не могут быть отнесены к среднему классу, является следствием порочной государственной политики. Необходимы масштабные вложения в образование, культуру, в развитие перспективных научных направлений.

Анализ процесса становления среднего класса, как основы стабильности новой России, приводит к выводу, что в узких рамках он существует и в настоящее время, оказывая определенное влияние на отечественное производство. Формирование среднего класса рассматривается сегодня как свидетельство проводимых в России преобразований, которые приобретают необратимый характер. ^ В сложившихся условиях проводимая государством экономическая политика, направленная на решение важнейших социальных проблем при непосредственном участии малого бизнеса должна быть ориентирована на:

• поддержание и подъем уровня жизни людей;

• уменьшение дифференциации доходов населенияф • борьбу с нищетой, бедностью и малообеспеченностью;

• обеспечение занятости населения;

• стимулирование потребительского рынка средних слоев населения;

• повышение эффективности бюджетной социальной сферы;

• содействие инновациям в производстве потребительских продуктов и услуг.

Одним из эффективных путей решения указанных проблем может стать вовлечение большего количества людей в сферу малого предпринимательства, Ф создание необходимых условий для самостоятельного формирования собственных доходов через организацию предпринимательской деятельности. В диссертации подчеркивается мысль о том, что предприниматель прежде всего сам формирует свой прожиточный уровень путем активной работы на рынке, а оказываемая при этом государственная помощь носит опосредованный ^ характер через механизм регулирования его деятельности.

Модель механизма государственного регулирования малого бизнеса должна предусматривать комплексное использование зарубежного опыта с учетом специфики отечественной экономики на современном этапе развития. Система поддержки малого предпринимательства должна опираться на Ф экономическую науку, соединять научные знания и опыт практиков, перейти к комплексной, теоретически обоснованной политике, учитывающей важнейшие характеристики особенностей функционирования малого бизнеса в современной модели рыночного хозяйствования.

В этих условиях малый бизнес уже не может рассматриваться в качестве самостоятельного сектора экономики, а становится одним из важнейших факторов ее подъема и дальнейшего роста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI. Роль государства и борьба с экономическими догмами // Экономист. 1998. № 9- С.3−11.
  2. Л. Новый шанс // ЭКО, 2000.- № 2.- С.44−56.
  3. Л. Стратегическая цель возрождение страны // ЭКО, 1999.- № 1.-С.2−17.
  4. Л. Назревшие перемены // Вопросы экономики, 1998.-№ 6.- С.4−9.
  5. Е., Певзнер А., Радионов А., Хачатуров Ю. Малый бизнес в Японии // Экономика и жизнь, 1990. № 31.
  6. И. Государственная политика и развитие малого предпринимательства в России. Национальный экономический совет. Информационный бюллетень (6). 2000. С.205−210.
  7. Е. К проблеме формирования среднего класса в России//Вопросы экономики, 1998.-№ 7. С.78−87.
  8. Т., Буев В., Голикова В., Евсеева И. Формирование информационной среды малого бизнеса// Вопросы экономики, 1994. № 11.
  9. Т., Буев В., Голикова В., Евсеева И. Проблемы малого бизнеса глазами предпринимателей// Вопросы экономики, 1994. № 11.
  10. А., Баткилина Г., Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение // Вопросы экономики, 1997.-№ 4. С.128−144.
  11. В. Малый бизнес: проблемы становления // Российский экономический журнал, 1993.-№ 2.
  12. В. «Анатомия» отечественного малого бизнеса // Российский экономический журнал, 1994.- № 2. С.55−64.
  13. М. Социальная ответственность коммерческих предприятий в Польше // Экономические реформы сегодня, 2000.- Выпуск 1.- С.26−28.
  14. С. Предприниматели разных «призывов» // ЭКО, 1999.- № 12.-С.79−88.
  15. С. Кризис 1998 года и российский бизнес // ЭКО, 2000.- № 4.-С.95−103.
  16. Н. Семейный бизнес и семьи в бизнесе // ЭКО, 1999, — № 2,-С.127−151.
  17. П. Большие проблемы малого бизнеса // Партнер Регион, 2000.- Октябрь-ноябрь.- С.92−93.
  18. С. Замещение импортных товаров отечественными на внутреннем рынке // Проблемы прогнозирования, 1998.- № 4.- С.128−134.
  19. А. Роль малого бизнеса в развитии экономики // ЭКО, 2000,-№ 8.- С.25−32.
  20. А., Никитов А. Немалые трудности малого бизнеса // Российский экономический журнал, 1995.- № 2. С.44−49.
  21. А. Малое предпринимательство в современной модели рыночного хозяйствования // Проблемы прогнозирования, 1996.- № 1. С.66−75.
  22. А. Малое предпринимательство и большая политика // Вопросы экономики, 1996.- № 7. С.39−45.
  23. Т., Тапилина В. Мобильность населения России по доходам в середине 90-х годов // ЭКО, 1999.- № 10.- С.81−94.
  24. В. Развитие малого бизнеса инновации в экономике, в социальной сфере, в умах людей, в государственном строительстве. Национальный экономический совет. Информационный бюллетень (6). 2000. С.230−234.
  25. А. Мутантный капитализм как продукт полураспада мутантного социализма // Вопросы экономики, 2000.-№ 6.- С.102−113.
  26. П. Есть ли в России средний класс? // Труд.- 24 сентября.- 1998. С. 2.
  27. А. Философия собственности. Курс лекций, 1996.- Самара.- 149с.
  28. А. Предпринимательство: Основной курс: Учебник в 2 кн./ Кн.1.-М.: Интерпракс, 1994.- 256с.
  29. Е., Виленский А. Кредитование малого предпринимательства // Вопросы экономики, 2001.- № 4. С.92−99.
  30. Д. Предпосылки классификации бизнеса и место малого бизнеса в его системе // Дайджест-директор, 2000.- № 4. С.24−30.
  31. А. Неплатежи и бартер как проявление системных трансформаций // Вопросы экономики, 2000.-№ 6.- С.89−101.
  32. Вершки и корешки // Предприниматель, 1998.- 22 мая. СЛ.
  33. А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики, 1996.- № 7. С.30−38.
  34. Л. Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса // Вопросы экономики, 1996.- № 7. С.83−87.
  35. Л. Основные элементы московской поддержки . малого предпринимательства // Российский экономический журнал, 1996.- № 9. С.51−54.
  36. М., Виленский А. Государственный и муниципальный заказ для малого бизнеса// Вопросы экономики, 2001.- № 4. С.100−109.
  37. М., Бухвальд Е., Виленский А. Малый бизнес в системе государственных и муниципальных закупок // ЭКО, 2000.- № 5.- С.98−112.
  38. А. Об основах институциональной трансформации (теоретический аспект) // Вопросы экономики, 2000.- № 10.- С.118−133.
  39. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II. М.: Новая волна, 1997.-512 с.
  40. И. Как реформы разбились о.наш народный дух // ЭКО, 2000.-№ 3.- С. 141−153.
  41. Дж. К. Экономические теории и цели общества.- М.: Прогресс, 1979.
  42. Г. Мелкий бизнес в Великобритании // Мировая экономика и международные отношения, 1992.- № 3.
  43. Деятельность малых предприятий в январе-декабре 2000 года. Экспресс-информация Госкомстата Республики Татарстан.
  44. С., Крупное В. Как организовать свое дело? (Малый бизнес в США).- М.: Новости, 1990.
  45. А. Как Россия потеряла XX столетие // Вопросы экономики, 2000.-№ 1.- С.4−26.
  46. А. Секрет китайского экономического «чуда»// Вопросы экономики, 1998.- № 4.- С.14−26.
  47. А. Экономическая свобода и благосостояние народов// Вопросы экономики, 2000.- № 4.- С.83−101.
  48. Институциональные преобразования в экономике // РИА. Вестник экономики, Ноябрь 2000 г.- С. 1−3.
  49. А. Как мы формируем средний класс в России // Бизнес для всех, 1996.-№ 4.
  50. А. Государственная поддержка малого бизнеса в Узбекистане // ЭКО, 2000.- № 12.- С. 145−153.
  51. Р. Задержки зарплаты и экономическое поведение: микроэкономический подход // Вопросы экономики, 2000.- № 9.- С.65−82.
  52. Кен X. Малое предпринимательство. Пер. с англ. М.: Инфра-М. 1998 г.
  53. М. Переход к экономике инновационного типа // ЭКО, 1999.-№ 5.- С. 16−19.
  54. М. Особенности предпринимательства в переходной экономике// Экономист.- № 1. С.76−82.
  55. Л., Перекрестов В. Организационные структуры и культура предпринимательства // Вопросы экономики, 2000.- № 8.- С.15−30.
  56. Ю. О некоторых аспектах концепции инновационной политики для активизации малого предпринимательства в научно-технической сфере в свердловской области. Национальный экономический совет. Информационный бюллетень (6). 2000. С.234−238.
  57. Я. Путь к свободной экономике: Пер. с англ. / Предисл. Н. Я. Петракова.- М.: Экономика, 1990.- 149 с.
  58. JI. Теневая экономика как особенность российского капитализма // Вопросы экономики, 1998.- № 10. С.50−80.
  59. Т. Средний класс и социальная политика // Вопросы экономики, 1998.- № 7.- С.88−97.
  60. Лапу ста М. Предприниматель и предпринимательство: общая характеристика // Проблемы теории и практики управления, 1994.- № 1. С.77−80.
  61. Лапу ста М., Старостин Ю. Малое предпринимательство.- М.: Инфра-М, 1997.- 320 с.
  62. К. Влияние размера, возраста и отраслевой принадлежности предприятия на его эффективность // Вопросы экономики, 2000, — № 1.-С.120−136.
  63. В. Проблемы поддержки развития малого предпринимательства в условиях экономического и промышленного оживления. Национальный экономический совет. Информационный бюллетень (6). 2000. С.216−221.
  64. Ю. Прорыв к новым технологиям // ЭКО, 1999.- № 1.- С. 178−184.
  65. Ю. Технологические парки в Китае // ЭЕО, 1999.- № 4.- С. 170−179.
  66. Д. Рисковый капитал для малых и средних предприятий // Бизнес и банки, 1998.- № 24, — С. 7.
  67. А. Особенности бартерных обменов в переходной экономике // Вопросы экономики, 2000.-№ 6.- С.70−88.
  68. С. Малые предприятия в России // Вопросы статистики, 1999.-№ 8.
  69. Малое предпринимательство в Казани // Предприниматель, 1998.12 февраля.- С. 2.
  70. В. Рыночная экономика и малый бизнес.- Казань, изд-во Института экономики, управления и права, 1997.- 49 с.
  71. В. Предпринимательство и властные структуры: проблемы взаимодействия // Экономико-правовой вестник, 1998. № 1−2.- С.24−26.
  72. Малое предпринимательство в Нижегородской области. Нижний Новгород, 2000.- 7с.
  73. Малые предприятия в Республике Татарстан. Статистический сборник. 2000. Казань.-81с.
  74. Малый бизнес: проблемы и перспективы. Аналитический бюллетень, 2001. № 20.- 26с.
  75. Малый бизнес и региональное развитие в индустриальных странах. Сборник обзоров. 1998.- М.: ИНИОН РАН.
  76. Е. О социальной ответственности предпринимателей // ЭКО, 2000.- № 11.- С.160−174.
  77. Малый бизнес в Новосибирской области // ЭКО, 2001.- № 5.- С. 144−148.
  78. Е. Как привлечь людей к решению собственных проблем // ЭКО, 2000.- № 9.- С. 171−180.
  79. О., Балацкий Е. Особенности малого предпринимательства в России // Проблемы прогнозирования, 1999.- № 2.
  80. В. Мораль современных предпринимателей// Предпринимательство 2000, — № 2.- С.52−94.
  81. С., Насретдинов И., Хуснутдинов Р. Структурные преобразования собственности в трансформационной экономике, 1999.-Казань.- 199с.
  82. Р. «Малое предпринимательство должно стать становым хребтом экономики»/Республика Татарстан.- 2001.- 15 июня.- С. 1−2.
  83. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики: Пер. с англ. М. 1997.- 190с.
  84. О положении в республике и основных направлениях социально-экономической политики в 2001 году. Доклад М. Шаймиева при представлении Послания Государственному Совету РТ 28 февраля ^001г.// Республика Татарстан, 2001.- 2 марта.- С.2−3.
  85. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации. Закон Российской Федерации № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. // Российская газета.- 1995.- 20 июня.- С.4−5.
  86. О государственном Комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. Постановление Правительства Российской Федерации № 1045 от 28 мая 1995 г. // Экономика и жизнь.-1995.-№ 45.- С.20−22.
  87. О содействии развитию частного бизнеса и поддержке предпринимательства в Республике Татарстан. Указ Президента Республики Татарстан от 20 марта 2001 года.
  88. Об общих началах предпринимательства граждан в СССР: Закон СССР от 17 апреля 1991 г.// Экономика и жизнь.- 1991.- № 20.- С. 13−16.
  89. Об обеспечении мер по государственному регулированию, поддержке и защите предпринимательства в Республике Татарстан.// Советская Татария.-1992.-6 октября.- СЛ.
  90. Об основах налоговой системы в Российской Федерации: Закон Российской Федерации № 2118 -1 от 27 декабря 1991 г. // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.- 1992.- № 11.
  91. Об утверждении Государственной комплексной программы Республики Татарстан по развитию малого предпринимательства на 2001−2004 годы. Закон Республики Татарстан от 28 февраля 2001 года.
  92. А. «Бизнес по понятиям»: об институциональной модели российского капитализма // Вопросы экономики, 2001, — № 5.- С.4−25.
  93. Организация поддержки малого бизнеса / Под редакцией В. Ш. Каганова.-М.: Академия менеджмента и рынка, 1995.
  94. А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросы экономики. 1997.- № 4.- С. 130−140.
  95. Ю. Налоговый кодекс РФ и реформа финансово-кредитной системы: упорядочение фискальных отношений или ослабление налогового бремени?// Российский экономический журнал.-1998.- № 4.- С.35−51.
  96. Петербургский экономический форум 16−18 июня 1999 года. Москва, 1999.-№ 3.- 151с.
  97. В. Сильные институты важнее скорости реформ // Вопросы экономики, 1998.- № 8.- С.56−70.
  98. А. Экономически эффективное государство: американский опыт // Вопросы экономики, 1998.- № 3. -С.81−89.
  99. В. Концепция анализа переходного периода // Экономист, 1995.-№ 8.- С.27−37.
  100. В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность // Вопросы экономики, 1996.- № 7.- С.72−82.
  101. А. Малые предприятия: количественные характеристики, отраслевая и региональная структура, эффективность деятельности // Риск.2000.-№ 1,2.- С.101−103.
  102. Н., Дискин И. Сбережения населения как источник инвестиций //Экономическая наука современной России, 1998.- № 2.- С.80−99
  103. Я. Формирование предпринимательского слоя и дифференциация стилей жизни // Вопросы экономики, 1998.- № 3.- С.114−127.
  104. Дж., Ларрен Ф. Б. Микроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ.- М.: Дело, 1996.- 848с.
  105. В. Феномен предпринимательства // Российский экономический журнал, 1996.-№ 1.
  106. С. Поддержка российского предпринимательства // Вопросы экономики, 1999.- № 2.- С.29−39.
  107. Собственность и стратификация современного общества: региональные и национальные особенности. Под ред. А. З. Гильманова. Казань, 2001, — 136с.
  108. Дж. Куда ведут реформы?// Вопросы экономики, 1999.- № 7.-С.10.
  109. В. Институциональная динамика в переходной экономике // Вопросы экономики, 1998.- № 5.- С.29−40.
  110. Ю. Малый бизнес: между Сциллой налогов и Харибдой бюрократии // Экономика и жизнь, 1998.- № 7.- СЛ.
  111. Л. Общественный договор «ноль прав собственности» и теневой порядок // Вопросы экономики, 1999.- № 4.- С.75
  112. . Уровень жизни населения России // ЭКО, 1999.- № 3,-С.142−152.
  113. А. Курс предпринимательства: Практическое пособие: Пер с англ. -М.: Международные отношения, 1993.- 352с.
  114. Ф. Государственная поддержка малого предпринимательства // Экономист, 1995.-№ 10.
  115. О. Год из жизни сельских предпринимательниц // ЭКО, 1999.-№ 7.- С.152−164.
  116. Е. Повышение инвестиционной привлекательности предприятий путем внедрения информационно управляющих систем и оптимизации бизнес процессов. Национальный экономический совет. Информационный бюллетень (6). 2000. С.227−230.
  117. О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики, 2001.- № 4.-С.65−83.
  118. А. Законодательство и развитие малого бизнеса в регионах // Вопросы экономики, 2001.- № 4.-С.84−91.
  119. Н. Новый этап российских реформ: пределы и возможности // Вопросы экономики, 1998.- № 1, — С4−15.
  120. А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки // Российский экономический журнал, 1996.-№ 6.- С.65−76.
  121. Й. Капитализм, Социализм и Демократия: Пер с англ./ Предисловие и общ. ред. В. С. Автономова.- М.: Экономика, 1995, — 540с.
  122. А. Проблема финансирования в Российском малом бизнесе // Вопросы экономики. 1996.- № 7.- С.59−71.
  123. Чепуренко А, Обыденнова Т. Трудовые отношения на российских малых предприятиях //Вопросы экономики, 2001.- № 4.-С.110−122.
  124. Э. Де Сото Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. 1995. М.: Catallaxy. С. 178.
  125. Государство и экономика Канады. М.: Наука, 1986.- 320с.
  126. Динамика количества малых предприятий в Российской Федерации (по основным этапам развития)
  127. Годы Показатели4^. 1988 1992 1994 1995 1998 2000 2001 1 кв.
  128. Количество предприятий тыс. 91,9 560 896,9 877,3 863 876,5 875,5
  129. Отклонение 468,1 336,9 -19,6 -14,3 13,5 -1,0
  130. Отклонение в % ¦509,3 +60,2 -2,2 -1,6 ¦1,6 -0,12
  131. Динамика количества малых предприятий в Республике Татарстан (по основным этапам развития)
  132. Годы Показатели4^ 1988 1992 1994 1995 1998 2000 2001 1 кв.
  133. Количество предприятий тыс. 1,7 3,1 13,7 17,3 15,6 18,2 18,7
  134. Отклонение 1,4 10,6 3,6 -1,7 2,6 0,5
  135. Отклонение в % +82,3 +342 +26,3 -9,8 ¦ 16,7 «f-2,7
  136. Объем производства товаров и услуг и численность работающих на малыхпредприятиях РТ по отраслям экономики в 2000 году.
  137. Объем продукции (работ, услуг) Всего В томпо всем видам деятельности замещенных числе ра
  138. Всего, в % к в том числе по основном) рабочих ботниковмлн. итогу виду деятельности мест списочногорублей млн. в % к (работни- составарублей итогу ков)
  139. Всего 13 841,3 100 12 699,8 100 97 687 83 881
  140. Промышленность 3579,6 25,9 3314,8 26,1 19 518 17 451
  141. Сельское хозяйство 33,7 0,2 32,7 0,3 696 590
  142. Транспорт 592,3 4,3 519,8 4,1 2904 2419
  143. Строительство 3208,7 23,2 3007,6 23,7 25 863 22 930
  144. Торговля и общест. 3083,6 22,3 2692,9 21,2 27 641 23 662питание
  145. Оптовая торговля 149,2 1Д 144,3 Ы 966 862продукцией произ- водственно-техни- ческого назначения
  146. Общая коммерчес- 598,2 4,3 587,2 4,6 4772 4141кая деятельность по обеспечению функ- ционирования рынка
  147. Здравоохранение, 171,3 1,2 142,1 1,1 1640 1302физическая культура
  148. Наука и научное 744,2 5,4 665,8 5,3 3441 2166обслуживание
  149. Другие отрасли 1680,5 12,5 1592,6 12,1 10 246 8358экономики
Заполнить форму текущей работой