Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности лидерства в дошкольных детских объединениях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования заключается в том, что в центре его впервые оказались индивидуальные особенности личности лидеров старшего дошкольного возраста. Важнейшим представляется тот факт, что в работе проанализирована взаимосвязь между индивидуальными особенностями и качествами личности и статусом у детей старшего дошкольного возраста. Раскрыты роль и значение данных параметров в процессе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема лидерства в детской психологии
    • 1. 1. Понятие лидерства
    • 1. 2. Ранний этап исследований лидерства в детских группах
    • 1. 3. Современный этап исследований лидерства в детских группах
    • 1. 4. Концептуальная схема исследования
  • Глава 2. Эмпирическое исследование лидерства в дошкольных детских объединениях
    • 2. 1. Методический подход к исследованию
    • 2. 2. Результаты эмпирического исследования лидерства в дошкольных детских объединениях
    • 2. 3. Психолого-педагогический аспект развития лидерства у дошкольников

Психологические особенности лидерства в дошкольных детских объединениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертация посвящена сложной и, несомненно, значимой проблеме детской психологииизучению лидерства в дошкольных детских объединениях. Вместе с тем в настоящее время данная проблема относится к числу недостаточно исследованных, требует как теоретического, так и экспериментального изучения разнообразных ее аспектов.

Актуальность темы

исследования в значительной мере обусловлена социально-экономической ситуацией в стране, предъявляющей довольно серьезные требования к личной активности человека, его способности оказывать влияние на других людей.

Вследствие этого перед человековедческими дисциплинами встает задача максимального раскрытия в человеке его активного личностного потенциала. Решение данной задачи, безусловно, предполагает объединение усилий наук, изучающих человека. Здесь мы считаем уместным процитировать слова В. И. Вернадского о том, что «рост научного знания XX в. быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам» [39, с.54]. В отношении изучения указанной проблемы своего рода интегрирующим центром выступает психология, поскольку становится очевидной необходимость исследовать генезис субъектной личностной активности. Периодом первоначального фактического складывания личности [105], ее внутренней позиции [29] является старший дошкольный возраст, к концу которого выстраивается иерархия мотивов и ценностей, происходит становление социальной активности, формируются устойчивые особенности личностного реагирования. Поэтому существенный интерес с точки зрения указанной проблематики представляет именно данный возраст.

Общепризнан факт, что высоким уровнем влияния на окружающих и способности активизировать их обладают лидеры. Лидер же «немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре» [7, с.219], представляет собой динамический, возникающий в живом контакте с социальной средой групповой феномен. Следовательно, изучение личности лидера предполагает исследование ее в групповом контексте и, прежде всего, на уровне малой группы.

Генетически ранней ступенью социальной организации людей является дошкольная группа [80, 148 и др.]. В дошкольном возрасте отношения детей составляют целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития, достаточно сложны и неоднозначны [15, 64, 120, 181, 12, 100, 80, 148, 38,156 и др. ]. Дошкольная группа представляет собой малую специфическую группу, именно в ней следует искать корни многих социально-психологических явлений [80, 148 и др.]. Несомненно, что именно в дошкольной группе находятся истоки феномена лидерства.

Подобная логика-рассуждения подводит к пониманию теоретической и практической важности изучения феномена лидерства в дошкольных детских объединениях.

Среди многообразных аспектов указанной проблематики значительный научный и прикладной интерес представляет изучение личностных характеристик старшего дошкольника, обеспечивающих ему достижение лидерского статуса в группе сверстников.

Между тем данный аспект лидерства в дошкольном возрасте относится к категории малоизученных. Приходится констатировать, что объектом внимания отечественных психологов, главным образом, стали проблемы детей с неблагоприятным положением среди сверстников [147, 148, 156 и др.]. Личностные качества дошкольника-лидера как таковые не рассматриваются.

Названные выше обстоятельства и побудили нас предпринять настоящее исследование.

Мы выбрали для изучения те факторы лидерства, которые непосредственно связаны с личной активностью ребенка, относятся к числу важнейших характеристик его личности и устойчиво проявляются во многих групповых ситуациях: самооценку и уровень притязаний, фрустрационные реакции и стремление к доминированию-подчинению. Эти факторы являются динамизирующими, активизирующими поведение и, в конце концов, обусловливают достижения человека.

Цель исследования: изучение психологических особенностей лидерства в дошкольных детских объединениях.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста (6−7 лет). Предмет исследования: влияние самооценки, уровня притязаний, фрустрационных реакций и стремления к доминированию — подчинению на лидерский статус старшего дошкольника в группе сверстников.

Теоретическим основанием исследования является разработанная Р. Л. Кричевским концепция ценностного обмена как механизма выдвижения в позицию лидера группы.

Изучая феномен лидерства, мы исходили также из положения Л. С. Выготского о социальной ситуации развития. В социальной ситуации развития поведение ребенка приобретает произвольный характер, т. е. зависит от мотивации самого ребенка.

Гипотеза исследования: предполагается, что высокая адекватная самооценка и высокий уровень притязаний, преобладание разрешающего типа фрустрационных реакций являются необходимыми личностными характеристиками, обеспечивающими успешную реализацию стремления к лидерству в дошкольных детских объединениях.

Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в исследовании были определены следующие задачи:

1. Построить концептуальную схему исследования, подобрать методический инструментарий.

2. Изучить статусные места старших дошкольников в группе и представления о них у воспитателей.

3. Исследовать самооценку, уровень притязаний, фрустрационные реакции и стремления детей к доминированию-подчинению.

4. Изучить связь между самооценкой, уровнем притязаний дошкольников и их внутригрупповым статусом, связь между фрустрационными реакциями испытуемых и их статусом в группе, а также связь между стремлением детей к доминированию-подчинению и их внутригрупповым статусом.

5. Разработать педагогические рекомендации по развитию навыков социальной активности и социального влияния в дошкольном возрасте.

Методы исследования:

— анализ психологических и педагогических источников по проблеме исследования с использованием категориального аппарата и принципов психологической науки, прежде всего принципов системности и развития;

— констатирующий эксперимент, включающий в себя социометрическую методику, дополненную мотивировками выборов (модифицированный нами вариант методики «Игровая комната»), беседы с воспитателями, проективный тест «Рисунок человека», детский вариан теста Розенцвейга, модифицированный вариант метода «Масок»;

— методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.

Положения, выносимые на защиту:

1 .Высокая адекватная самооценка и высокий уровень притязаний являются важнейшими личностными качествами лидера в старшем дошкольном возрасте.

2.Преобладание разрешающего типа фрустрационных реакций в значительной мере определяет лидерский статус ребенка в группе сверстников. Оптимальным является сочетание разрешающего типа реакций с экстрапунитивностью. Однако наибольшее значение имеет тип, а не направление фрустрационных реакций.

3. Стремление к положительному доминированию является одним из детерминантов лидерского статуса в старшем дошкольном возрасте.

Научная новизна исследования заключается в том, что в центре его впервые оказались индивидуальные особенности личности лидеров старшего дошкольного возраста. Важнейшим представляется тот факт, что в работе проанализирована взаимосвязь между индивидуальными особенностями и качествами личности и статусом у детей старшего дошкольного возраста. Раскрыты роль и значение данных параметров в процессе дифференциации детских коллективов и в достижении ребенком статуса лидера или социометрической звезды. Определены относительно устойчивые факторы, которые непосредственно связаны с личной активностью членов дошкольной группы, относятся к числу важнейших характеристик личности детей. Экспериментально выявлено, что лидерский статус старших дошкольников определяется в первую очередь наиболее продуктивной стратегией фрустрационного поведения: преобладанием разрешающего типа реакций экстрапунитивной направленности. Установлено, что важнейшими личностными качествами, обеспечивающими успешную реализацию стремления к лидерству, являются высокая адекватная самооценка и высокий уровень притязаний.

Теоретическое значение работы состоит в том, что результаты проведенного исследования способствуют более адекватному пониманию закономерностей развития лидерства у детей дошкольного возраста.

На теоретическом и практическом уровне доказана правомерность использования модели ценностного обмена, предложенной Р. Л. Кричевским, для изучения феномена лидерства в дошкольных детских объединениях.

Полученные в исследовании данные позволяют расширить знания о факторах, детерминирующих лидерский статус в старшем дошкольном возрасте. Это способствует эффективному решению актуальных вопросов психологии воспитания: развитию навыков социальной активности и социального влияния в дошкольном возрасте.

Практическое значение исследования состоит в том, что его результаты позволили разработать комплекс педагогических. рекомендаций по развитию навыков социальной активности и социального влияния в дошкольном возрасте, по оптимизации индивидуального подхода к детям-лидерам. Предложенный комплекс рекомендаций может быть использован как практическими психологами, так и педагогами, работающими в дошкольных учреждениях. Возможно также использование полученных результатов в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Надежность и достоверность данных, полученных в работе, обеспечивается применением методик, адекватных цели и объекту исследования, методологического аппарата психологической науки, качественным и количественным анализом эмпирического материала.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились:

1. В ходе работы автора в детских садах N 49 и 127 в качестве психолога, а также в процессе экспериментальной работы в детских садах N 4, 20, 70, 100 и 207 г. Кирова.

2. В курсах «Детская психология» и специализации «Детский практический психолог» на факультете дошкольного воспитания Вятского государственного педагогического университета.

3. В курсе «Педагогическая психология» на факультете практической психологии Вятского социально-экономического института.

4. В докладе на научно-практической конференции «Российская провинция на перепутье: поиск путей развития», проходившей на базе Вятского социально-экономического института.

5. В лекциях на областных курсах повышения квалификации практических психологов дошкольных учреждений при Кировском институте усовершенствования учителей.

6. В курсе спецсеминара для педагогов, посвященного изучению межличностных отношений учащихся, а также в процессе занятий кружка «Основы психологии», организованного для учащихся педкласса средней школы N52 г. Кирова.

7. В публикациях по теме диссертации.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 226 наименований, из них 22- на иностранном языке, и приложений. В тексте диссертации представлено 13 таблиц и 5 рисунков.

Заключение

.

Обращение к изучению характеристик личности дошкольников позволило выделить относительно устойчивые детерминанты лидерства, непосредственно связанные с личной активностью детей. Материалы исследования подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что высокая адекватная самооценка и высокий уровень притязаний, преобладание разрешающего типа фрустрационных реакций являются необходимыми личностными характеристиками, обеспечивающими успешную реализацию стремления к лидерству в дошкольных детских объединениях.

Показана применимость концепции ценностного обмена, разработанной Р. Л. Кричевским, к изучению феномена лидерства у детей дошкольного возраста.

Проведенная работа дает возможность сделать следующие выводы:

1. Высокая адекватная самооценка и высокий уровень притязаний являются важнейшими личностными качествами лидера в старшем дошкольном возрасте. Именно такое соотношение названных личностных качеств, бесконфликтное по сути, свидетельствующее об уверенности в себе и активном стремлении к самоутверждению в разумных пределах, обеспечивает ребенку социальную успешность, позволяет ему эффективно взаимодействовать со сверстниками и влиять на них. Эти личностные характеристики, представляющие собой групповую ценность, обмениваются на другой значимый для группы предмет-лидерский статус.

2. Преобладание разрешающего типа фрустрационных реакций в значительной мере содействует выдвижению дошкольника на лидерские позиции в группе. Реализуя наиболее продуктивную в плане решения фрустрационных проблем стратегию поведения, направленную на предупреждение и преодоление конфликтов, устранение возникшего напряжения, ребенок способствует налаживанию внутригрупповых отношений, делает тем самым весомый ценностный вклад в жизнедеятельность группы и, как следствие, получает в награду статус лидера.

Наибольшее значение имеет тип, а не направление фрустрационных реакций. Вместе с тем оптимальным является сочетание разрешающего типа реакций с экстрапунитивностью. Для того, чтобы действенно влиять на жизнь группы, организовывать совместную деятельность, лидерам необходим определенный уровень экстрапунитивности. Обладая высокой социальной активностью, адекватно оценивая фрустрационную ситуацию, они умело привлекают сверстников и оптимально используют их возможности для конструктивного разрешения возникшей проблемы.

3. Стремление к положительному доминированию является одним из детерминантов лидерства в старшем дошкольном возрасте. Правда, влияние его гораздо менее значимо, чем влияние факторов, о которых шла речь выше. Права на лидерство часто добиваются дети, активно претендующие на признание, проявляющие заинтересованность в социальных контактах, занимающие по отношению к членам группы активно-доброжелательную позицию (руководство, помощь).

4. Преобладание разрешающего типа фрустрационных реакций — ключевой фактор лидерства в дошкольных детских объединениях.

Довольно слабая позитивная связь между стремлением к доминированию и лидерским статусом свидетельствует о том, что одного стремления к доминированию недостаточно. Завышенные притязания, фиксация на препятствии или самозащите противопоказаны ребенку — лидеру.

Результаты настоящего исследования позволяют предложить следующий комплекс педагогических рекомендаций по развитию навыков социальной активности и социального влияния в дошкольном возрасте:

1. Диагностический блок методик, использованных в экспериментальной части работы, может применяться детскими практическими психологами и отчасти воспитателями для получения конкретной информации о лидерах группы, об их личностных качествах и особенностях общения с окружающими.

2. Поскольку в старшем дошкольном возрасте в социальный эталон группы, которым обладает лидер, как правило, в первую очередь входят нравственные качества и навыки межличностного общения, педагогу необходимо, с одной стороны, последовательно формировать социально приемлемую ориентацию группы, с другой стороны, воспитывать у детей соответствующие личностные качества.

3. Воспитателю следует повышать фрустрационную толерантность дошкольников, научить их способам конструктивного решения фрустрационных проблем. Для этого целесообразно использовать ситуации повседневного общения непосредственно по мере их возникновения, а также сюжетно-ролевые игры, игрыдраматизации с кукламидублерами. Посредством моделирования фрустрационных ситуаций, встречающихся в жизни детей, педагог может помочь ребенку преодолеть эгоцентризм, встав на позицию другого, пережить ситуацию, выйти за ее пределы, найти компромиссный выход, испытав радость от преодоления препятствия на пути к достижению цели.

4. Расширять сферу интересов ребенка. Интересы будут способствовать возникновению целей и активному поиску путей их достижения.

5. Предоставлять воспитанникам возможность для проявления самостоятельности, познания себя и своих способностей в повседневной жизни, в различных видах деятельности. Поощрять похвалой, улыбкой дошкольников, стремящихся к положительному доминированию среди сверстников.

6. Маленькие лидеры, имеющие богатый набор ценностных потенциалов, обеспечивающих им ведущее влияние в группе, бесспорно, нуждаются в заинтересованном, бережном отношении воспитателя. Педагог должен стремиться к гармоничному сочетанию собственного авторитета в дошкольной группе с авторитетом ребенка-лидера.

7. Если индивидуальные особенности лидирующего дошкольника принимают негативные проявления (авторитарно-эгоистическая направленность, сверхдемонстративность и т. д.), то необходима их коррекция. Следует переориентировать такого ребенка, придать имеющейся у него способности влиять на сверстников и активизировать их социально приемлемые формы. Наряду с ситуациями, возникающими в повседневном общении, здесь опять-таки можно применять сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. Особенности представлений воспитателей детского сада о взаимоотношениях старших дошкольников// Реализация государственного образовательного стандарта: опыт и перспективы: Тезисы докладов межвузовской науч.-практ. конф. — Магнитогорск: МГПИ, 1997. — С.63−64.

2. Некоторые особенности детей-лидеров [старший дошкольный возраст]// Журнал прикладной психологии. — М. 1998. № 5. — С. 74−77.

3. Особенности детей-лидеров (старший дошкольный возраст) //Развитие теории дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты: материалы науч.-практ.конф.- М.- Ml И У, 1998. -С.61−64.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе //Вопросы психологии. 1987. N5.- С. 70−78.
  2. Ю.Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины //Вопросы психологии. 1991. N4.- С. 74−82.
  3. С.А. Основные направления анализа лидерства// Вопросы психологии. 1991. N3.-с.90−98.
  4. С.А. Особенности групповых границ и перспективы исследования лидерства// Новые исследования в психологиии возрастной физиологии. 1991. N1 5.-С.59−62.
  5. .Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.2.- М., 1980.-228с.
  6. А. Психологическое тестирование: в 2-х кн./ Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского.- М., 1982.- Кн. 1.-320с.
  7. Г. М. Социальная психология.- М., 1996.-375 с.
  8. Н.П. Воспитание игрой.- М., 1987.-144 с.
  9. Н.Е. Особенности осознания своих умений у детей 5−7 лет: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук.- М., 1959.-21 с.
  10. Т.В. Коммуникативные воздействия ребенка на сверстников при организации продуктивной деятельности// Общение детей в детском саду и семье/ Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. М. Д990.-С.93−110.
  11. В.Ф. Социально-психологическое исследование лидерства в дошкольном коллективе// Руководство и лидерство (Опыт социально-психологического исследования)/ Под ред. Б. Д. Парыгина. Л., 1973. -С. 64−77.
  12. А.И. Проблема детской общительности и коллективной игры в системе психологии// Психология и педагогика игры дошкольника (Материалы симпозиума)/ Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. -М., 1966.-С.205−212.
  13. Е.А. Беседы о воспитании.-М., 1945.-203 с.
  14. Е.А. Задачи и методы изучения детского коллектива// Деринг. Психология школьного класса /Под ред. Е. А. Аркина.-М.-Л., 1929.- С.3−30.
  15. Е.А. Об изучении детского коллектива. М., 1927.- 37 с.
  16. Е.А. Ребенок в дошкольные годы/ Под ред. А. В. Запорожца и
  17. B.В.Давыдова. М. Д968.- 445 с.
  18. Л.В. Организация взаимовлияния детей в игре// Дошкольное воспитание. 1972. N6.- С.46−50.
  19. Л.В. Формирование общественных черт характера в процессе взаимоотношений старших дошкольников// Дошкольное воспитание. 1970. N3.1. C.45−51.
  20. Т. Восприятие лидерами межличностных отношений в классе// Вопросы психологии. 1983. N5.- С.61−65.
  21. Л.Н. Влияние общения воспитателя с дошкольниками на взаимоотношения детей: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. -М.Д 986.-24 с.
  22. А.И. Динамика межличностных отношений во временном учебно-спортивном коллективе: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. психол. наук- М. Д983. 22 с.
  23. Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка// Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога/ Отв. ред. И. В. Дубровина. -М., 1987. -С. 67−80.
  24. Р. Развитие Я-концепции и воспитание/ Общ. ред. В. Я. Пилиповского.- М., 1986. 424 с.
  25. В.М. Объективная психология. -М., 1991.- 480 с.
  26. П.П. Избранные педагогические произведения. -М., 1961.- 695с.
  27. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.-464 с.
  28. Л.И. Проблемы формирования личности. -М., Воронеж, 1995. -352 с.
  29. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии. 1979. N2. С.47−56.
  30. Л.И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М., 1979. — 96 с.
  31. Д.М. Психология в ее применении к воспитанию. М., С.-П., 1904.-42 с.
  32. У. Два мира детства: Дети в США и СССР. -М., 1976.167 с.
  33. . Детские сообщества: — М., 1926.-88 с.
  34. Ф.Е. Психология переживания. М., 1984. — 200 с.
  35. В.П. Основы новой педагогики. М., 1913.- 583 с.
  36. В.П. Основы новой педагогики.- М., 1916. 592 с.
  37. В елецкая Н.П. Беспризорные// Коллективы беспризорных и их вожаки/ Под ред. Б. О. Боровича. Харьков, 1926.- С.41−81.
  38. Л.А., Мухина B.C. Психология. М.1988.- 336 с.
  39. В.И. Размышления натуралиста: в 2-х кн.-Кн.2. М., 1977.- 192с.
  40. И.П. О личном авторитете руководителя// Социальная психология личности/ Под ред. А. А. Бодалева.-Л., 1974, — С.77−87.
  41. И.П. Психологический статус как показатель лидерских возможностей студента// Человек и общество. Вып. VIII.-Л., 1971. -С. 131−136.
  42. И.П. Социометрия как метод социальной психологии: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук.- Л., 1968.- 17 с.
  43. Выготский J1.C. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4 М., 1984. — 432 с.
  44. Т.П., Фетисова Е. В. Экспериментальное исследование отношения младших подростков к взрослым и сверстникам как объектам общения// Психолого-педагогические проблемы общения /Под ред. А. А. Бодалева. М., 1979.- С. 96−108.
  45. В.А. К вопросу о формировании оценки и самооценки у детей //Известия Академии педагогических наук РСФСР М.- JL, 1948. Вып. 18.- С. З-26.
  46. Р. Основы психологического эксперимента.- М., 1982. 464с.
  47. Е.Е. Детский тест «рисуночной фрустрации» С.Розенцвейга. Практическое руководство. М., 1992. -58с.
  48. Е.Е. Особенности поведения школьников III и IV классов в ситуациях фрустрации// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989. N2(2). С.40−43.
  49. Л.И. Особенности личных взаимоотношений между учащимися младших классов вспомогательной школы": Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. М., 1971.- 14 с.
  50. Деринг. Психология школьного класса/ Под ред. Е. А. Аркина. -М.-Л., 1929.- 224 с.
  51. Детская психология/ Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. -Мн., 1988.-399 с.
  52. Т.Т., Румянцева В. И. Лидерство в спорте. М., 1983.- 81 с.
  53. У. Психология. М., 1991. -368с.
  54. Е.М., Савина О. О., Сайденова З. Г. Соотношение эмоционального и инструментального лидерства в юношеских группах// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989. N1(1). С. 71−76.
  55. А.А. Лидер и авторитет группы: К постановке проблемы// Экспериментальная и прикладная психология. Л., 1971. Вып.4.- С. 11−16.
  56. Н.С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологического исследования// Руководство и лидерство/ Под ред. Б. Д. Парыгина.-Л., 1973.- С. 54−63.
  57. П.Л. К вопросу об изучении детских коллективов и поведения детей в коллективе// Труды Воронежского государственного университета. Т. З: Педагогический факультет. Воронеж, 1926. — С. 278−289.
  58. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении./ Под ред. Венгера Л.А.-М.Д991.-32 с.
  59. А.Б. Основы пятилетнего плана по научно-исследовательской педологической работе// Педология. 1930. Выпуск 3(5).- С.273−305.
  60. А.Б. Педология в СССР// Основные проблемы педологии в СССР/ Отв. ред. А. Б. Залкинд. М., 1928. — С.5−11.
  61. А.С. Детский коллектив и методы его изучения. М.-Л., 1931.144 с.
  62. А.С. Задачи изучения детского коллектива// Детский коллектив и ребенок/ Под ред. А. Залужного и С.Лозинского. Екатеринослав, 1926.-С.11−53.
  63. А.С. Коллективы в преддошкольном возрасте// Детский коллектив и ребенок / Под ред. А. Залужного и С.Лозинского.- Екатеринослав, 1926.- С.54−66.
  64. А.С. Организованность школьных групп // Педология. 1929. Выпуск 4(6). -С.478−489.
  65. А.С. Учение о коллективе: Методология. Детский коллектив. -М.- Д., 1930.- 292 с.
  66. А.С. Формирование социальных навыков у детей преддошкольного возраста . М., 1928.- 40 с.
  67. А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. -Л., 1982.214 с.
  68. А.В. Структурно-динамическая модель самооценки// Вопросы психологии. 1989. N1. С. 5−14.
  69. .В. Личность и патология деятельности. М., 1952.- 99 с.
  70. Ф. Застенчивость.- М., 1991.- 208 с.
  71. Р.А. Зависимость структуры детских объединений от некоторых условий проведения совместных игр// Отношения между сверстниками в группе детского сада/ Под ред. Т. А. Репиной. М., 1978.- С. 152 166.
  72. Н.Д. Сравнительное изучение особенностей личности детей, страдающих эпилепсией и бронхиальной астмой: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. психол. наук.- Л., 1981.- 19 с.
  73. Л. Социометрия в детском саду// Дошкольное воспитание. 1973. N9, — С. 91−94.
  74. Ю.Н., Куренькова В. Г. Оценка межличностных отношений методом масок. Методические рекомендации -Мн., 1987.- 6с.
  75. А.В. Общение в классном коллективе как объект педагогического управления: Автор, дис. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук. -Киев, 1974.- 58 с.
  76. В.Р. К вопросу об эмоциональном отношении школьника к коллективу// Вопросы психологии. 1971. N1. С. 106−113.
  77. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Мн., 1976.- 350 с.
  78. Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений.- Мн., 1984. 239 с.
  79. Я.Л., Мелтсас М. Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников// Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 165−171.
  80. Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988.- 190 с.
  81. Т.И. Общение взрослого с ребенком регулирующий фактор взаимоотношений детей в группе сверстников// К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности./ Под ред. В. С. Мухиной. М., 1979. — С.60−70.
  82. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984. -335 с.
  83. Кон И. С. Психология половых различий// Вопросы психологии. 1981. N2. С.47−57.
  84. А.С., Шмелев А. Г. Координаты экспрессивной и импрессивной трансформации в коммуникации эмоций// Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения. Краснодар, 1978. — С. 103−111.
  85. B.C. Свободные коллективы детей крестьян// Педология. 1929. Выпуск 46. С.508−524.
  86. Р.Л. Динамика группового лидерства//Вопросы психологии. 1980. N2. -С.42−52.
  87. Р.Л. Если Вы руководитель.Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М. Д 996.- 384 с.
  88. Р.Л. О механизме детерминации статуса личности в социальной группе// Проблемы формирования ценностных ориентаций иактивности личности в ее онтогенезе /Под ред. В. С. Мухиной М., 1987. — С. 128−143.
  89. Кричевский P. J1. О некоторых механизмах лидерства в коллективах старшеклассников// Новые исследования в психологии. 1977. N1(16) — С.57−61.
  90. P.JI. О некоторых механизмах лидерства в коллективах старшеклассников// Новые исследования в психологии. 1977. N2(17) — С.74−78.
  91. P.JI. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии// Вопросы психологии. 1977. N6.- С.119−129.
  92. P.JI., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. -М., 1991.-207 с.
  93. P.JI., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. -М., 1985.-224 с.
  94. Р.Л., Смирнова М. М. Удовлетворенность групповым членством как функция соотношения феноменов лидерства и руководства// Вопросы психологии. 1981. N3, — С.109−113.
  95. Р.Л., Соколова Е. А. Диалогичность общения как фактор межличностного статуса в коллективе старшеклассников// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1990. N1(3). С.65−69.
  96. А. А. Методика экспериментального исследования взаимопонимания в диаде// Психологический журнал. 1985. Том 6. N5. С. 124 131.
  97. Е.С. Основы социальной психологии. Л., 1967. -173с.
  98. Е.И. Формирование взаимоотношений детей// Дошкольное воспитание. 1964. N3. С.50−54.
  99. Г., О’Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т.2. М., 1981.- 512с.
  100. А.Ф. Школьные характеристики. Спб., 1908. — 228, II с.
  101. А.Ф. Школьные характеристики. Спб., 1913. — VI, 214 с.
  102. Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний// Вопросы психологии. 1967. N6. -С. 118−129.
  103. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 304с.
  104. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. -584с.
  105. А.И. Самооценка школьника. М., 1976. — 64с.
  106. С.О. О детях-вожаках// Коллективы беспризорных и их вожаки/ Под ред. Б. О. Боровича. Харьков, 1926. — С.7−37.
  107. С.О. Очерк педагогической работы// Первый детский городок имени Коминтерна. Одесса. Одесса, 1922.- С.44−206.
  108. Д.В. О применении теста фрустрации Розенцвейга в школьной психодиагностике//Вопросы психологии. 1990. N3. -С. 151−154.
  109. Р.А. О познании дошкольниками самих себя и своих сверстников// Учен. зап. ЛГУ. N352. (Серия: Психологические науки). 1970. Вып. 2.-С.69−80
  110. Т.Д. Психологические причины трудностей общения ребенка со сверстниками// Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности/ Под ред. В. С. Мухиной. М., 1987.- С.54−60.
  111. А.И. Воспитание организаторских умений у детей 6−7 лет: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1966.- 19 с.
  112. Е.С. Методика измерения ценностей личности// Методы социально-психологических исследований/ Под ред. М. А. Меньшиковой. М., 1975. — С.44−57.
  113. Маховер К Проективный рисунок человека. М., 1996.- 158с.
  114. Р. Структура личности// Экспериментальная психология/ Ред. -сост. П. Фресс и Ж.Пиаже. Выпуск 5. М., 1975. — С. 196−283.
  115. В.Г. Диагностика акцентуированных черт характера и типов акцентуаций у школьников. Екатеринбург, 1993. — 112 с.
  116. B.C. Психология индивидуальности. М., Воронеж, 1996. — 448с.
  117. P.M. Стиль отношения воспитателя к детям в дошкольной группе// Гуманитарные науки: Сб. статей аспирантов. -Мн., 1974. С. 277−284.
  118. С.С. План исследовательской работы по педологии дошкольного возраста// Педология. 1930. Выпуск 3(5). С. 315−321.
  119. Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 1958. — 289 с.
  120. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981. — 239 с.
  121. B.C. Предисловие// К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личност / Под ред. В. С. Мухиной. М., 1979. -С.3−4.
  122. B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985. -103 с.
  123. B.C. Шестилетний ребенок в школе. М., 1990. — 175 с.
  124. На I Всесоюзном съезде по изучению поведения человека// Педология. 1930. Выпуск 3(5). С. 407−419.
  125. М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе// Вопросы психологии личности школьника/ Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М., 1961. С. 277−332.
  126. А.Б. Психологические особенности влияния личности воспитателя детского сада на дошкольников: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. психол. наук. М., 1985. — 18 с.
  127. . Мотивация// Экспериментальная психология/ Ред.- сост. П. Фресс и Ж.Пиаже. Выпуск 5. М., 1975.- С.15−110.
  128. Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979. — 151 с.
  129. Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада. -Мн., 1986. 157 с.
  130. О.О. Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров со сверстниками в сюжетно-ролевых играх (старший дошкольный возраст): Дис. на соиск. учен. степ, канд.психол. наук М., 1993. — 174 с.
  131. .Д. Основы социально-психологической теории. -М., 1971. -348 с.
  132. .Д. Руководство и лидерство// Руководство и лидерство/ Под ред. Б. Д. Парыгина.-JI., 1973.- С.5−12.
  133. А.В. История советской психологии.-М., 1967.-368с.
  134. А.В. Методика изучения мотивации межличностных выборов в коллективе школьников// Измерения в исследовании проблем воспитания. Тарту, 1973. — С. 120−126.
  135. А.В., Гуренкова И. П. Новая модификация фрустрационной методики// Личность в общении и деятельности. Ульяновск, 1985. С. 37−43.
  136. А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии: в 2-х т. Ростов-на-Дону, 1996. Т.2.- 416 с.
  137. А. М. Диагностика эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5−9 лет// Детский практический психолог. Обнинск. 1995. Июль. -С. 32−35.
  138. A.M. Психологический анализ межличностной тревожности у подростков// Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. М., 1975.
  139. A.M., Толстых Н. Н. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытом детском учреждении// Возрастные особенности психического развития детей/ Отв. ред. И. В. Дубровина, М. И. Лисина. М., 1982. — С.94−111.
  140. Проблемы детского коллектива в русской и советской педагогической мысли/ Под ред. А. Ю. Гордина, Л. И. Новиковой. М., 1973. 319 с.
  141. Психология развивающейся личности/ Под ред. А. В. Петровского. М., 1987. — 240 с.
  142. Развитие личности ребенка/ Общ. ред. А. М. Фонарева. М., 1987.-272 с.
  143. Развитие общения дошкольников со сверстниками/ Под ред. А. Г. Рузской. М., 1989. -216 с.
  144. М. Помощь трудным детям. -М., 1987.-424 с.
  145. Т.А. Результаты массового обследования подготовительных к школе групп детского сада// Отношения между сверстниками в группе детского сада/ Под ред. Т. А. Репиной. М., 1978. С.41−49.
  146. Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М., 1988. — 232 с.
  147. Т.А., Арутюнова Л. А. Общение и взаимодействие ребенка в семье// Общение детей в детском саду и семье/ Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной: М., 1990.- С.7−34.
  148. Т.А., Бухтиарова Л. П. Успешность в деятельности и ее влияние на позицию и положение ребенка-дошкольника в группе сверстников// Отношения между сверстниками в группе детского сада/ Под ред. Т. А. Репиной. -М., 1978.- С.169−181.
  149. Т.А., Гостюхина О. М. Самостоятельные игровые объединения// Дошкольное воспитание. 1984. N2. -С.43−46.
  150. К. Клиентоцентрированная терапия. М., 1996. — 320 с.
  151. Е.С., Потемкина С. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992. — 256 с.
  152. А. А. Особенности психологического климата в игровых микрообъединениях дошкольников// Общение детей в детском саду и семье/ Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. М., 1990. -С. 120−137.
  153. А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988. 120 с.
  154. Рубинштейн C. JL Основы общей психологии. М., 1989. Т.2. — 322 (1) с.
  155. C.JI. Проблемы общей психологии -М., 1973. 423с.
  156. С .Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М., 1970. — 215 с.
  157. Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста// Вопросы психологии. 1969. N 4. С. 107−116.
  158. Т.В. Взаимосвязь положения старших дошкольников в группе сверстников и успешности их познавательной деятельности// Генетические проблемы социальной психологии/ Под ред. Я. Л. Коломинского, М. И. Лисиной. -Мн, 1985.-С. 123−138.
  159. Т.В. Зависимость положения дошкольников в группе сверстников от форм их личного поведения// Вопросы психологии. 1991. N5. -С.23−28.
  160. Т.В. Особенности взаимоотношений на занятиях по труду// Дошкольное воспитание. 1990. N5.-С.50−53.
  161. А.И. Роль индивидуального опыта и опыта общения в формировании у дошкольников представления о своих возможностях// Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. Тула, 1976. — С.85−87.
  162. Е.О. Связь самооценки с деятельностью и формами общения у дошкольников// Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. -Тула, 1976. С.87−90.
  163. Е.О. Соотношение представлений о себе и о другом у дошкольников// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989. N2(2).-С. 66−70.
  164. Т.В. Смысл и символ в проективном рисунке// Вопросы психологии. 1995. N6. С. 20−32.
  165. А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988. -С. 200.
  166. С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. -М., 1994.-61(1) с.
  167. Р.Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. -М., 1977. 15 с.
  168. Р.Б. Самооценка как показатель психического развития ребенка// Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. Тула, 1976. — С. 90−92.
  169. Р.Б. Уровень притязаний и оценочные отношения в группе детского сада// Отношения между сверстниками в группе детского сада/ Под ред. Т. А. Репиной. М., 1978. С. 127−136.
  170. Р.Б., Лопатина О. Г. Роль взаимооценок детей дошкольного возраста в регуляции их совместной продуктивной деятельности// Общение детей в детском саду и семье/ Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. -М., 1990. -С.75−93.
  171. A.M. Сравнительный анализ межличностного взаимодействия детей шестилетнего возраста в условиях подготовительных групп и классов// Генетические проблемы социальной психологии/ Под ред. Я. Л. Коломинского, М. И. Лисиной. Мн., 1985. — С.110−122.
  172. Р.И. Дети-вожаки в детских домах г. Одессы// Детский коллектив и ребенок/ Под ред. А. Залужного и С.Лозинского. Екатеринослав, 1926.- С.109−137.
  173. Н.В. Экспериментально-психологическое и биохимическое исследование состояния фрустрации и эмоционального стресса при неврозах: Автор, дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. Л., 1973. 19 с.
  174. М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях// Вопросы психологии. 1987. N1. С.27−34.
  175. . Первые три года жизни. М., 1982.-176 с.
  176. А.В. Уличные коллективы// Коллективы беспризорных и их вожаки/ Под ред. Б. О. Боровича Харьков, 1926.- С.85−126.
  177. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. -М., 1980.-160 с.
  178. А.П. Роль игры в воспитании детей. М., 1976.-96 с.
  179. Т.А. Исследования одного типа личности в различных психологических концепциях// Новые исследования в психологии. 1974. N2(10). С. 21−23.
  180. Г. А. Изучение детских коллективов// Вестник просвещения. -М., 1925. N9.- С.45−54.
  181. П. Эмоции// Экспериментальная психология/ Ред.-сост. П. Фресс и Ж.Пиаже. Выпуск 5. М., 1975.- С.111−195.
  182. Фрустрация, конфликт, защита// Вопросы психологии. 1991. N6. С. 6982
  183. X. Мотивация и деятельность: в 2-х т.Т.1. М., 1986. — 408с.
  184. X. Мотивация и деятельность: в 2-х т. Т.2. М., 1986. — 392 с.
  185. Г. Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений// Вопросы психологии. 1986. N1. С.165−171.
  186. К. Культура и невроз// Психология личности. Тесты./ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. — С. 97−105.
  187. И.И. Проблема самосознания в психологии. -М., 1976. 144с.
  188. Л., Вальсинер Я., Ласн М. Экспериментальное изучение взаимоотношений категорий эмоций// Учен. зап. Тартусского государственного университета. Выпуск 424. Труды по психологии. Тарту, 1977. — С. 19−25.
  189. Е.Н. Опыт коллективной рефлексологии дошкольного возраста// Детский коллектив и ребенок / Под ред. А. Залужного и С.Лозинского. Екатеринослав, 1926.- С.67−108.
  190. Е.Н. и Силла Д.Д. Опыт экспериментального изучения детского вожачества// Современная психоневрология. -Киев, 1928. Т. VI N2(34). -С. 135−145.
  191. Т.М. Формирование профессиональной направленности студентов посредством оптимизации в группе структуры лидерства// Вопросы психологии. 1987. N1.-С.144−148.
  192. Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. — 240 с.
  193. Щур. В. Г. Методика изучения представления ребенка об отношении к нему других людей// Психология личности: Теория и эксперимент/ Отв. ред. В. В. Давыдов. М., 1982. — С. 108−114.
  194. И.В. Наблюдения над проявлениями социальности в раннем детстве// Методы объективного изучения ребенка/ Под ред. И. В. Эвергетова. -Л., 1924. -С.99−111.
  195. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций: Методические рекомендации/ Под ред. Б. Д. Карвасарского. Л., 1984. — 23 с.
  196. Д.Б. Детская психология. М., I960, — 328с.
  197. Д.Б. Детские коллективы// Учебник педологии для педтехникумов/ Под ред. М. Н. Шардакова. 4.II. Педология школьного возраста. М., Л., 1931.- С.70−86.
  198. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987. -245(3) с.
  199. С.Г., Морева Г. И. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников//Вопросы психологии. 1985. N3. С. 55−61.
  200. М.Г. Л.С.Выготский: в поисках новой психологии. -Спб., 1993.-301 с.
  201. М.Г. Программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива// Вопросы психологии. 1978. N3.-C.40−53.
  202. Bonney М.Е. The Constacy of Sociometric Scores and their Relationship to teacher judgements of social succes and to Personality self Ratings// Sociometry. 1943, 6. P. 409−424.
  203. Bonney M.E., Powell J. Differences in Social behaviour between Sociometrically High and Sociometrically Low Children// J. of Educational Research. 1953, 46. P.481−495.
  204. Buck J.N. The H-T-P technique. A qualitative and piantitative scoring manual// J. Clin. Psychol., Monograph Supplement. N5. 1948. — 120 p.
  205. Coopersmith S. The antecendents of self-esteem. San Francisko: Freeman, 1967.-IX, 283 p.
  206. Coopersmith S. The antecedents of therapy. L., 1965. -268 p.
  207. Duhm E., Hansen J. Der Rosenzweig P-F Test. Form fur Kinder. Handanweisung. Gottingen. 1957. -22 s.
  208. Fagot B. The socialization of sex differences in early childhood. -N.Y., 1978, — 247 p.
  209. Ferris G.R. Role of leadership in the employee withdrawal process: a constructive replication //J. of Applied Psychology. 1985. Vol. 70.- P.97−129.
  210. Hamphill J. Why people attempt to lead //Leadership and interpersonal behaviour. -N.Y., 1981. P.123−157.
  211. Hartup W. Nurturance and nurturance-withdrawal in relation to the dependency behaviour of preschool children // Child Devel. 1958. 29. P. 191−201.
  212. Koch L. Attitudes of young children toward their peer as related to certain characteristics of their siblings// Conrad H.S. ed. -Washington, 1956. 41 p.
  213. Maccoby E.E. and Jacklin C.N. The Psychology of Sex Differences. -Standford, 1974. 634p.
  214. Marsh H.W., Antill J.K. Cunnigham J.D. Masculinity, femininity, and androgeny: relations to self-esteem and social desirability// J.Pers., 1987. N 55. -P.661−683.
  215. Mc Guinness D. Sex differences in the organization of perception and cognition// Lloyd В., Archer J.L. eds. Exploring sex differences. L., etc., 1976. -P.123−156.
  216. Miller N., Maruyama G. Original position and peer popylarity// J. of Personality and Social Psychology. 1976. 33. P.123−131.
  217. Rosenzweig S. The picture-association method and its application in a study of reaction to frustration// J.Pers. 1945.14. P. 3−21.
  218. Rosenzweig S., Fleming E.E., Rosenzweig L. The Children’s Form of the Rosenzweig Picture-Frustration Study// J. Psuchol. 1948.26.-P. 141−191.
  219. Shefer C., Higgins J. A note of the relationships between the comfortable interpersonal distance scale and the sociometric status of the emotionally disturbed children// J. of Genet. Psychol. 1976.128. -P. 91−93.
  220. Stogdill R.M. Handbook of leadership. N.Y., 1974. 605 p.
  221. Crenshaw D.A., Bohn S., et all. The use of projective methods in research 1945−1965// J. of project. psychol.Vol. 32. 1968. N1. P.3−9.
  222. Отдай обратно мой самокат! т
  223. У тебя я списывать не собираюсь: ты делаешь слишком много ошибок.
  224. Мне очень жаль, что я не могу починить твою машину.
  225. Если бы у меня было больше денег, я бы купил тебе эту куклу.
  226. Ты еще малыш. Мы с тобой не играем. VtUilW/i/YjJMUiiii, и If I
  227. Ты невоспитанный ребёнок. Ты. оборвала мои цветы! •фУ ¦Г ч. '"ЯШ.ffi К * ^ м ч
  228. Ты разбила мою самую красивую куклу!1 1 ^ 8
  229. Я выиграл, теперь они мои!
  230. Мне очень жаль, но в наказание ты должна пойти спафь.
  231. Что же ты барабанишь? Ведь мама спит!
  232. На этот раз я тебя поймал!1. Что ты там делаешь?1. Мы сейчас уходим -Спи.
  233. Я не приглашу тебя на мой день рождения
  234. Твоя постель опять мокрая. Ты ведешь. себя хуже маленького брата!1.-13
  235. Действительно жаль, что суп холодный.
  236. У тебя грязные руки. Ты должен их вымыть, прежде чем брать книгу. iiui1. Ш. 1. Ейк-л >151 ?исуно:<
Заполнить форму текущей работой