Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности АПК России в условиях современного мирового хозяйства
В целом государственное регулирование внешнеэкономических отношений как в отдельных государствах мира, так и в России представляет собой особый предмет исследования, поскольку развитие мирохозяйственных связей сопряжено с действием целого ряда специфических факторов. Прежде всего, в международных экономических отношениях особую роль играет политический фактор, так как эти отношения складываются… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы мировой торговли и государственного регулирования внешнеэкономической деятельности агропромышленного производства
- 1. Теоретические основы мировой торговли
- 2. Основы учения о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности и особенности международных сельскохозяйственных торговоэкономических отношений
- 3. Мировой опыт государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Административные и экономические методы регулирования
- Глава 2. Государственная поддержка АПК РФ в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности
- 1. Исторические аспекты развития внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
- Ф 2. Анализ действующего законодательства РФ о государственном регулировании ВЭД предприятий и организаций АПК
- 3. Государственная поддержка сельского хозяйства и АПК в условиях рыночных отношений. Либерализация внешнеэкономической деятельности АПК России
- Глава 3. Экономическая политика России в области государственного регулирования внешнеэкономических связей АПК и тенденции ее развития в условиях современного мирового хозяйства
- 1. Оценка современного состояния и проблем государственного регулирования торгово-экономических отношений РФ с иностранными государствами (в сфере АПК)
- 2. Тенденции (динамика) развития государственного регулирования внешнеэкономических связей АПК России в условиях интеграции российской экономики в мировое хозяйство
- 3. Механизм действия административных и экономических методов государственного регулирования ВЭД. Экономическая эффективность государственного регулирования
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности АПК России в условиях современного мирового хозяйства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
определяется большой значимостью внешнеэкономической деятельности (ВЭД) для экономики любой страны. Изучение теории и практики международной экономики в целом, ВЭД агропромышленного комплекса (АПК) в частности приобретает особую значимость в современных условиях, поскольку углубляющаяся интернационализация сельскохозяйственных товарных и агро-финансовых рынков, усиливающаяся взаимосвязь и взаимозависимость национальных сельскохозяйственных отраслей оказывают все большее воздействие на развитие каждой отдельной страны. Учет этих обстоятельств является необходимым условием проведения эффективной экономической политики со стороны государства в отношении ВЭД АПК. Сегодня становится все более очевидным, что ни одна из стран не может успешно решать экономические проблемы, не координируя свою национальную экономическую политику с политикой, проводимой другими странами. Все это тем более справедливо для стран с пере.
• ходной экономикой, успешное проведение экономических реформ в которых невозможно без полномасштабного участия этих стран в системе мирохозяйственных связей.
Предшествующие двенадцать лет (с 1987 по 1999 годы) экономических преобразований в России со всей очевидностью выдвинули на первый план научных исследований довольно острую ныне проблему роли и значения государственного регулирования экономики страны в целом и, в особенности внешнеэкономической деятельности АПК, форм и методов такого регулирования. Это обстоятельство весьма важно и для России, поскольку включение ее в систему мирохозяйственных связей как рыночно ориентированной породило огромное число проблем, требующих нестандартных решений, которые в свою очередь требуют глубокого понимания, а значит и основательного изучения этих проблем.
Актуальность темы
определяется также особым научно-практическим интересом, поскольку: динамично изменяющаяся экономическая конъюнктура на мировых аграрных рынках должна учитываться при разработке основных направлений государственной внешнеэкономической политики в сфере АПКтеория государственного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК использует те же фундаментальные методы анализа, что и теория международной экономикицели и поведение субъектов внешнеэкономической деятельности аграрного производства те же, что и во внутриэкономических процессахналицо кризисное состояние российской экономики и роль государства как регулятора экономических отношений в современный переходный период явно недостаточнаусиление роли экономических методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК России имеет большое значение для повышения эффективности агропромышленного производства, развития и укрепления многоукладное&tradeроссийской сельскохозяйственной экономики, усиления конкуренции на внутреннем рынке, повышения конкурентоспособности российских сельскохозяйственных товаров на мировых рынках, защиты отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителясуществует необходимость достижения определенного качественного уровня и самого государства, его аппарата, мы имеем в виду его эффективность, отсутствие коррупции, казнокрадства, круговой поруки, повышение престижа государственной службы, но в тоже время — исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность (ВТД), нанесения ущерба ее участникам и экономике РФ в целомбольшое значение имеет повышение роли права в экономике, в т. ч. сфере ВЭД АПК РФединство внешнеэкономической политики как составной части внешней политики России предполагает: единство таможенной территории РФ, единство системы государственного регулирования ВЭД и контроля над ее осуществлением, единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических и экономических интересов, а также выполнения международных обязательств РФ.
Степень научной разработанности темы. Проблемы международной экономики в мировой экономической науке исследованы достаточно глубоко. Достижения мировой экономической мысли, безусловно, могут и должны применяться к условиям России. В российской сельскохозяйственной экономической науке достаточно подробно рассмотрены вопросы развития аграрного производства, инфраструктуры сельского хозяйства, производительности труда, научно-технического потенциала, капитальных вложений и инвестиций, продовольственной безопасности и др. Однако специфические проблемы государственного регулирования ВЭД предприятий и организаций АПК, особенности экономико-правовых форм и методов такого регулирования в условиях реформирования экономических отношений в нашей стране изучены не достаточно.
Методологической основой диссертации явились принципы: объективности, системности, детерминизма, историзма, аналитико-синтетический, учета диалектической противоречивости исследуемых общественных отношений. Использовались теоретические положения экономической и правовой наук. Проведен комплексный сравнительно-экономический и историко-правовой анализ организационных форм и методов государственного регулирования ВЭД в сфере АПК. Дана оценка экономической эффективности такого регулирования на современном и предшествующих этапах развития российской экономики в условиях мирового хозяйства по предмету исследования.
Теоретическая основа и информационная база. Положения и выводы, содержащиеся в работе, основываются на достижениях российской экономической теории в области аграрного производства, международных экономических отношений и международной торговли, государственного управления АПК и ВЭД хозяйствующих субъектов (в том числе предприятий и организаций АПК) в России, включая внутренние и международные экономико-правовые связи и особенности таможенного регулирования. По конкретным проблемам использованы труды ученых-экономистов: Адуков Р. Х., Андрианов В. Д., Батизи Э. Э., Беспахотный Г. В., Беркович Д. Б., Бобылев С. Н., Богомолов О. Т., Буздалов И. Н., Вельяминов Г. М., Видяпин В. И., Грядов С. И.,.
Грязнова А.Г., Добрынин В. А., Егерева O.A., Журавлева Г. П., Зинченко А. П., Комаев В. Д., Киселев C.B., Коровкин В. П., Кругман П. Р., В.П., Лапшин М. И., Лаур Е., Линии Ю. И., Макаров Н. П., Маркова А. Н., Миклашевская H.A., Назаренко В. И., Никифоров Л. В., Обстфельд М., Петриков A.B., Рыбалкин В. Е., Сергеев С. С., Серков А. Ф., Серова Е. В., Сидорович A.B., Строев Е. С., Тэер А., Тюнен фон И.Г., Удалов В. А., Узун В. Я., Фомичев В. И., Холод Л. И., Холопов A.B., Хромов Ю. С., Чаянов A.B., Челинцев А. Н., Чечелева Т. В., Югай A.M. и другие работы.
Исследованы относящиеся к данной теме экономическая и сельскохозяйственная литература, данные таможенной статистики, использованы материалы и нормативные акты, опубликованные в российской периодической печати, проанализирована экономическая и правовая практика и тенденции развития государственного регулирования ВЭД предприятий и организаций иностранных государств и России.
Цель и предмет исследования. Целью данной работы является проведение анализа мирового опыта государственного регулирования ВЭД, в том числе ВЭД предприятий и организаций АПК РФ, обоснование его конкретных форм, методов и степени вмешательства государства в экономические отношения сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также формулирование конкретных рекомендаций по повышению эффективности этого регулирования.
Предметом исследования являются отношения, которые существуют при экономическом взаимодействии отдельных стран. Эти отношения имеют специфический характер, возникают при государственном регулировании внешнеэкономических отношений в сфере агропромышленного производства разных государств мира, в том числе в Российской Федерации, определяют выгоду (эффективность) такого регулирования, его характер, формы и методы, степень государственной защиты национальных сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляют международную координацию сельскохозяйственной политики.
Научная новизна исследования определяется, прежде всего, комплексным экономико-правовым анализом исследования государственного регулирования ВЭД АПК отдельных стран, общественно-экономических отношений, возникающих при производстве экспортируемого сельскохозяйственного товара, его поставки на мировой аграрный рынок, обеспечения законности и экономической целесообразности проведения экспортно-импортных операций в сфере агропромышленного производства. Практически впервые с позиций современной экономической ситуации в России и нового отечественного законодательства исследовались экономические отношения с точки зрения их правового закрепления в ряде основополагающих нормативных актов гражданско-правового и административно-властного характера.
В диссертации исследованы вопросы теории и практики международной экономики, а также проблемы проводимых в России экономических преобразований, дан их анализ с точки зрения неразрывной связи экономических отношений в стране и в мире в целом, а также с учетом специализации сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенностей производства, оборота сельхозпродукции и капитала, земельных отношений. В диссертации подчеркнута актуальность решения внутренних экономико-организационных и социальных проблем села, успешное решение которых со стороны государства и при его прямой поддержке, по нашему мнению, позволит проложить дорогу российским сельскохозяйственным товарам на мировой рынок.
Обосновывается необходимость государственного регулирования ВЭД АПК, исходя как из мирового опыта экономических преобразований в разных странах, так и из экономической ситуации, существующей в России, которая, практически, не имеет исторических аналогов.
На защиту выносятся следующие теоретические положения, выводы и рекомендации, учитывающие мировой опыт и характеризующие научную новизну диссертации: а). Успех продвижения российских сельскохозяйственных товаров на мировые рынки, их конкурентоспособность зависят от экономически эффективного решения государством внутренних экономико-правовых и социальных проблем аграрного производства, усиления конкуренции на внутренних товарных рынках, значительного улучшения качества и экологической чистоты сельхозпродукции и товаров. б). Проведение российским государством экономических преобразований должно непременно обеспечивать экономический суверенитет российского государства, его национальную экономическую и продовольственную безопасность. в). Развитие национального хозяйства России, на наш взгляд, должно характеризоваться исключительно сбалансированным, поэтапным экономическим продвижением вперед, роль правового государства в этом вопросе огромна. Преобразования эволюционным методом следует считать экономическим и правовым законом. г). Государственное регулирование ВЭД АПК должно, как правило, применять экономические инструменты, выраженные на языке права. д). Важнейшей формой государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей должна служить правильная государственная налоговая политика. е). Аграрные преобразования в России — важнейшая составная часть экономических преобразований, которые должны предусматривать комплексное переустройство АПК. Осуществление этих преобразований будет означать создание предпосылок для организационно-экономической структуры сельскохозяйственного производства, ориентированной на условия рыночной экономики, которые в свою очередь являются основой успешного становления и развития российских мировых аграрных связей. ж). Эти преобразования должны заключаться в развитии и укреплении многоукладной регулируемой рыночной экономики сельскохозяйственного производства, многообразия форм собственности на землю и другие средства производства. Они предполагают государственный экономически обоснованный протекционизм и государственно-правовое регулирование развития АПК, в том числе ВЭД сельскохозяйственных предприятий и организаций, его технико-технологическое переоснащение, обеспечение экономической и продовольственной безопасности, развитие кооперации и интеграции аграрного производства. з). Преобразования в АПК, государственное регулирование ВЭД АПК — это вопрос о характере сельскохозяйственного труда и социально-экономической специфике аграрных отношений российского крестьянства.
Практическое значение исследования. В диссертации делается попытка прогнозирования возможных направлений аграрных преобразований в России, показаны пути повышения экономической эффективности агропромышленного производства, успешного продвижения его продукции и товаров на мировой аграрный рынок. Исследования, выводы и предложения могут быть использованы в экономической науке, в части относящейся к государственному регулированию ВЭД как промышленных, так и сельскохозяйственных предприятий и организаций. Данное исследование может быть использовано как материал для преподавания, научных разработок, а также в практике совершенствования организационной структуры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК.
Изучение теории и практики международной экономики, проблем государственного регулирования внешнеэкономических отношений, в т. ч. в сфере АПК приобретает особую актуальность в современных условиях, поскольку экономические спады, финансовые и валютные кризисы, первоначально возникая в отдельных странах или регионах, неизбежно приобретают глобальный характер. Учет этого обстоятельства является необходимым условием проведения эффективной аграрной экономической политики со стороны государства. Сегодня становится все более очевидным, что ни одна из стран не может успешно решать общеэкономические проблемы, включая экономические проблемы сельхозпроизводства не координируя свою национальную экономическую политику с политикой, проводимой другими странами. Все это тем более справедливо для стран с переходной экономикой, успешное проведение экономических реформ в которых невозможно без полномасштабного участия этих стран в системе мирохозяйственных связей. Это обстоятельство весьма важно и для России.
В целом государственное регулирование внешнеэкономических отношений как в отдельных государствах мира, так и в России представляет собой особый предмет исследования, поскольку развитие мирохозяйственных связей сопряжено с действием целого ряда специфических факторов. Прежде всего, в международных экономических отношениях особую роль играет политический фактор, так как эти отношения складываются между суверенными государствами, причем в разных странах исторически сложились свои системы экономического регулирования и они достаточно различны. Кроме того, важной особенностью экономических отношений в рамках мирового хозяйства является отсутствие единой денежной системы, и каждая страна использует свою валюту. Наконец, на мировом рынке иначе действуют механизмы конкуренции и ценообразования, а степень международной мобильности факторов производства — труда, капитала и т. д. — значительно меньше, чем в масштабах отдельных национальных хозяйств.
Международная торговля, как основная часть внешнеэкономических отношений играет все возрастающую роль в экономическом развитии. На протяжении всего послевоенного периода объемы мировой торговли значительно увеличились. В результате, с одной стороны, внешняя торговля стала важным фактором экономического роста, а с другой стороны, значительно возросла и зависимость стран от международного товарообмена.
Очевидно, что международная торговля, в том числе продукцией и товарами АПК развивается потому, что она приносит выгоду участвующим в ней странам. В этой связи один из основных вопросов, на который должна ответить теория международной торговли, теория государственного регулирования ВЭД вообще и в сфере АПК в частности состоит в том, что лежит в основе этого выигрыша от внешней торговли, или, говоря иначе, чем определяются направления внешнеторговых потоков.
Экономическая теория государственного регулирования ВЭД показывает, что регулирование экономических процессов со стороны государства — это средство, с помощью которого страны, развивая специализацию, могут повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых товаров и услуг и повышать уровень благосостояния.
В настоящей работе сделаны попытки наиболее полно и всесторонне ответить на вопросы, касающиеся необходимости государственного регулирования внешнеэкономической деятельности агропромышленного комплекса Российской Федерации с учетом мирового опыта, а также оценить современное состояние такого регулирования. В соответствии с этой целью проведен анализ экономико-правовых основ государственного регулирования, его форм и методов как внутри страны, так и применительно к мировой торговле. Анализ дан с учетом субъектного состава таких отношений и необходимости защиты отечественного аграрного производства. Рассматривается также положение России, как составной части единой мировой экономической системы, и ее ближайшие экономические перспективы на мировых аграрных рынках.
9. Результаты исследования показали, что важнейшей формой государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей служит правильная государственная налоговая политика. Уменьшение налогового бремени на товаропроизводителей более предпочтительно по сравнению с их дотированием, субсидированием и иными формами прямой государственной поддержки, поскольку государственный протекционизм ВЭД в таком виде может вызвать и вызывает ответную дискриминационную политику во внешней торговле со стороны государств-партнеров. Чем меньше налоговый пресс, тем более конкурентоспособны российские сельскохозяйственные товары на внешних рынках.
10. В части налогообложения предлагается освободить российских сельскохозяйственных товаропроизводителей от всех видов налогов за исключением платы за землю.
11. Необходим взвешенный переход к экономически обоснованному протекционизму в России, который практикуется и в странах с гораздо лучшими условиями. Естественно, что это должно включать в себя широкий спектр мер таможенных тарифов, компенсационных сборов и акцизов, т. е. весь тот арсенал, которым пользуются во всем мире. Необходимо применять и меры по прямому субсидированию сельского хозяйства.
12. Российская реформа сельского хозяйства и АПК, эффективность его участия в мировых рынках может быть решена только при комплексном преобразовании всего народного хозяйства, всей экономики России. Преобразования заключаются в переходе к многоукладности сельского хозяйства, многообразию форм собственности на землю и другие средства производства, государственный экономически обоснованный протекционизм и государственное регулирование развития АПК, в том числе ВЭД сельскохозяйственных предприятий и организаций, его технико-технологическое переоснащение, обеспечение экономической и продовольственной безопасности, развитие кооперации, интеграции АПК.
Конкурентоспособность российской сельскохозяйственной продукции (товаров) на мировом рынке напрямую зависит от успеха всего современного процесса коренного реформирования сельского хозяйства и непосредственно связанных с ним отраслей, связанного с необходимостью перехода всего народного хозяйства к регулируемой рыночной экономике, и преодоления негативных последствий нерешенных проблем предшествующего развития. Цели и задачи аграрной реформы должны определяться, во-первых, целями процесса преобразований во всем народном хозяйстве, огромной ролью государства в этом вопросе, во-вторых, ролью сельского хозяйства в экономике России, особенностями его экономического положения и развития на предшествующих этапах.
При этом особо следует подчеркнуть, что сущность процесса преобразований состоит в переходе к рыночной экономике, со всеми вытекающими отсюда последствиями: преобразованием форм собственности на землю и средства производства, форм предприятий и организаций и их внутренней структуры, развитием рыночной инфраструктуры и т. д. Важным является также указание на регулируемый характер рыночной экономики и ее социальную ориентированность, так как сам по себе рыночный характер экономики еще не обеспечивает высокой эффективности экономики и высокого уровня жизни, о чем свидетельствует опыт подавляющего большинства развитых стран.
Немаловажно соблюдение принципа эволюционного подхода, который требует отказаться от идеологической и политической предвзятости и бездоказательных выводов о перспективности или о бесперспективности той или другой хозяйственной формы. Такой принцип требует предоставить возможность каждой форме существовать и на равных конкурировать в условиях рынка, не позволяет насильственно разрушать уже работающие предприятия или организации ради якобы гарантированной эффективности будущих, которые необходимо создать за счет реформирования существующих. Наконец, принцип эволюционного подхода требует исходить из существующих форм предприятий или организаций, форм собственности, отношений и т. д. как объективной, в определенном смысле живой данности, которую нельзя сначала убить, разобрать на части, превратить в бесформенный материал, а потом строить новое. Необходимо постепенно преобразовывать их, создавая благоприятные условия для саморазвития наиболее жизнеспособных форм.
13. В условиях конкретной российской действительности роль государства в регулировании ВЭД должна быть более значительной, чем в регулировании внутренних экономических отношений, поскольку индивидуальные субъекты ВЭД (не государство) слабее его и экономически, и информационно, и юридически перед лицом их иностранных партнеров, имеющих огромные ресурсы, опыт, вековые традиции частного предпринимательства.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1). ВЭД организаций (предприятий) АПК России II Международный сельскохозяйственный журнал № 2, с. 36−42.
2). ВЭД организаций (предприятий) АПК России II Международный сельскохозяйственный журнал № 3, с. 39−41.
3). ВЭД организаций (предприятий) АПК России II Конспект лекции. Москва, РосНИИкадры, 1999, 30 страниц.
Список литературы
- Аграрная реформа в Российской Федерации. Правовые проблемы и решения. М., 1998.
- История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920−1990 гг. Под ред. А. Н. Марковой, М., 1995.
- Комаев В.Д. Учебник по основам экономической теории (экономика). М.: «Владос», 1995.
- Международная защита прав и свобод человека (Сборник документов, М., 1990). Международные экономические отношения. Под общей ред. В. Е. Рыбалкина. М., 1998.
- Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело. Учебник. Под. Ред. проф. С. И. Долгова, проф. И. И. Кретова, М., БЕК, 1997.
- Реформы глазами американских и российских ученых. Под ред. О. Т. Богомолова. М&bdquo- 1996.
- Сельское хозяйство России и зарубежных стран (том 1), Москва, 1997, (под общей ред. В.И. Назаренко).
- Соглашения и протоколы Министерства сельского хозяйства России с министерствами сельского хозяйства зарубежных стран о сотрудничестве в области агропромышленного комплекса. М., 1994.
- Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России: Учебное пособие/Под ред. д.э.н., Э. Э. Батизи. М.: ИНФРА-М, 1998.
- Фомичев В.И. «Международная торговля». М.: ИНФРА-М, 1998.
- Хромов Ю.С. «Проблемы продовольственной безопасности России: международные и внутренние аспекты». М. РИСИ. 1995.
- Шлихтер С.Б., Лебедева С. Л. «Мировая экономика». Краткий полный курс. Catallaxy. 1998.
- Экономика зарубежных стран. МГУ. М., 1997.
- Экономическая теория национальной экономики мирового хозяйства. Политическая Экономия. Под ред. А. Г. Грязновой, Т. В. Чечелевой. М., 1998.