Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Нравственное воспитание в традиционных педагогических культурах русского и карачаевского народов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современной практике нравственного воспитания пока еще недостаточно учитываются духовно-нравственные ценности традиционной педагогической культуры формирования личностиотсутствует целостная концепция использования данного феномена в содержании домашнего воспитания и в практике общеобразовательной школы. Использование образцов народной педагогики должно происходить в тесной связи с явлениями… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
    • 1. 1. Процесс нравственного воспитания в теории и практике отечественной педагогики
    • 1. 2. Особенности нравственного воспитания в русской народной педагогике
    • 1. 3. Особенности нравственного воспитания в карачаевской народной педагогике
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТРАДИЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КУЛЬТУРАХ РУССКОГО И КАРАЧАЕВСКОГО НАРОДОВ
    • 2. 1. Средства и методы нравственного воспитания русского народа
    • 2. 2. Средства и методы нравственного воспитания карачаевского народа
    • 2. 3. Общее и особенное в нравственном воспитании в педагогических культурах русского и карачаевского народов
  • Выводы по второй главе

Нравственное воспитание в традиционных педагогических культурах русского и карачаевского народов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной России наблюдается тенденция утраты собственных культурных корней, происходит массовая обезличенность культуры, что негативно отражается на культуре межнационального общения. Противостоять этим процессам можно совместными усилиями, возрождая и используя в воспитании подрастающих поколений лучшие традиции народов России, сопоставляя различные педагогические системы, опыт прошлого и настоящего. Сравнительное изучение традиционного педагогического опыта народов России, в частности опыта нравственного воспитания, может служить средством модернизации воспитательных систем в нашем отечестве. Сравнительная педагогика как наука, призвана объективно изучать в сопоставительном плане, народный опыт воспитания.

На современном этапе роль национальной школы возрастает, она должна обеспечить оптимальные условия передачи подрастающему поколению накопленных народом духовных ценностей, традиций, нравственных устоев с учетом особенностей данного этноса, уникальности его социокультуры. Одной из целей национальной школы является адекватная самореализация подрастающего поколения в семейно-бытовой, профессиональной и других видах деятельности.

Вопросы нравственного воспитания являются одной из ведущих проблем народной педагогики. Развитие нравственности и ума, физическое и эстетическое совершенствование личности происходит преимущественно в труде.

Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствует, что особенности нравственного воспитания этносов в сопоставительном плане, изучены недостаточно. В последнее время были изданы некоторые исследования, в которых делалась попытка проанализировать в этнографическом и педагогическом плане влияние пословиц, песен, игр, загадок, обрядов на развитие детей. Не учитывались в должной мере национальные черты, этнические особенности воспитания. Отдельные положения народной педагогики были предметом исследования ряда учёных, каждый из которых внес свой вклад в педагогическую науку. В их числе: Б. Апашев (Киргизия), В. А. Арутюнян (Армения), В. Д. Афанасьев (Якутия), Х. Х-М. Батчаева (Карачаево-Черкесия), К. И. Бузаров (Адыгея), Г. Н. Волков (Чувашия), А. Ш. Гашимов (Азербайджан), М. Б. Гуртуева, Ю. С. Кимов (Кабардино-Балкария), М. Г. Загазежев (Северная Осетия), А. Э. Измайлов (Киргизия), Ш. А. Мирзоев, 3. Якубов, P.M. Пашева (Дагестан), В. Д. Семенов (Екатеринбург), К. Б. Семенов (Карачаево-Черкесия), Е. Е. Хатаев, Х. Х. Хадиков (Северная Осетия), Я. И. Ханбиков (Татарстан), А. Ф. Хинтибидзе (Грузия), С. М. Шакарян (Пятигорск), И. А. Шоров (Адыгея).

Русский ученый Г. С. Виноградов раскрыл сущность народной педагогики как составную часть педагогической культуры народа, при этом он рассмотрел некоторые вопросы нравственного воспитания. Характеристика нравственного воспитания как основы морали народного воспитания нашла отражение в исследованиях Г. Н. Волкова. Содержание, средства и методы нравственного воспитания в русской народной педагогике рассмотрены С. М. Шакарян. Вопросы нравственного воспитания в карачаевской народной педагогике рассмотрены в трудах Х. Х-М. Батчаевой. Однако названные авторы специально не занимались исследованием особенностей нравственного воспитания в сравнительно-сопоставительном плане.

Проблемы народной педагогики, в том числе нравственного воспитания, были отражены в материалах XII сессии Научного Совета РАО по проблемам истории образования и педагогической науки (1992 г.). Аксиологические проблемы народной педагогики рассматривались на XV сессии того же Совета (1994 г.). Большое внимание дальнейшему развитию этнопедагогики уделила XVII сессия Научного Совета РАО, посвященная национальным ценностям образования (1996 г.). Исторический опыт реализации идей народной педагогики явился предметом обсуждения на XIX сессии названного Совета (1998 г.), где рассматривался генезис гуманистической парадигмы образования и воспитания в России, на XX сессии того же Совета (2000 г.), посвященной проблеме духовности в педагогической теории и практике. Вопросы нравственного воспитания также обсуждались на Всероссийской конференции «Нравственное воспитание на рубеже тысячелетий» (2004 г.).

В России сравнительная педагогика выделилась в самостоятельную область педагогической науки относительно недавно. Считается, что основоположником ее является К. Д. Ушинский. Большой вклад в создание фундамента сравнительной педагогики внесли Л. Н. Модзалевский, П. Ф. Каптерев. Существенный интерес вызывают работы известных отечественных педагогов Б. Л. Вульфсона, Н. К. Гончарова, Н. А. Константинова, В. П. Лапчинской, З. А. Мальковой, К. И. Салимовой и других.

С середины 80-х годов исследования по сравнительной педагогике характеризуются более объективным и всесторонним сопоставительным анализом состояния школы и педагогической мысли. Предприняты успешные попытки выявления наиболее общих проблем и ведущих направлений развития образовательных систем за рубежом в целях определения возможности использования зарубежного опыта в российской действительности.

Установленные сравнительной педагогикой закономерности развития образовательных систем, обобщения и выводы о совершенствовании образования и воспитания, рекомендации о модернизации школы могут оказать существенную помощь современной педагогической науке и школьной практике. Использование положений сравнительной педагогики для сравнения воспитательных процессов различных этносов поможет познать то, что сближает представителей разных национальностей и то, что мешает пониманию их друг другом.

Сравнительное изучение ценностей нравственного воспитания различных этносов, на сегодняшний день, представляет особую актуальность, так как Россия является многонациональной страной.

Вышесказанное означает, что ценности нравственного воспитания в традиционных культурах русского и карачаевского народов представляются весьма актуальными на современном этапе. Особенности нравственного воспитания, проявляющиеся в литературных памятниках народа, могут успешно использоваться в воспитательной деятельности родителей.

Большую роль для выработки методологических позиций нашего исследования в этом контексте сыграли труды по этнопедагогике Г. Н. Волкова, З. Г. Нигматова, О. Д, Мукаевой, Я. И. Ханбикова, Ш. А, Мирзоева, И. А. Шорова.

Национально-культурные ценности народов России исследуются в диссертационных работах Ж. Бешимова, П. И. Егорова, Л. В. Котенко, О. В. Леоновой, Ш. А. Мирзоева, Т. М. Мунзук, И. А. Снежковой, С. С. Танхасаевой, М. А. Терентия и др.

Особое значение для нас имели диссертационные исследования, посвященные этнокультурным ценностям народов Карачаево-Черкесии (Абаева Ф.В., Айбазова М. Ю., Борлакова Б. М., Байчорова Р. И., Батчаева Х.Х.-М., Кушетерова Ф. Т., Нагорная Г. Ю. и др.).

Касаясь общих вопросов формирования личности, мы использовали исследования психологов: К.А.Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Л. И. Божовича, С. В. Ковалева, И. С. Кона, А. И. Леонтьева, Р. В. Овчаровой, С. Л. Рубинштейна и других.

В современных условиях нравственный идеал утрачивает качества сформированные опытом жизни наших предков, т.к. цивилизация и вхождение в нее неизбежно таит в себе негативные стороны, и сравнительная педагогика должна искать и находить возможные пути воздействия на подрастающее поколение. В связи с этим возникла необходимость в изучении опыта и возрождении лучших традиций нравственного воспитания русского и карачаевского народов.

Педагогическая наука и практика на современном этапе нуждаются в конкретизации педагогических условий, обеспечивающих эффективность нравственного воспитания. Острота проблемы обусловливается накопившимися в последние десятилетия противоречиями между:

— новым качеством жизни и действующей системой нравственного воспитанияустаревшими методологическими подходами в характеристике литературных памятников, как источников народной педагогики вообще, нравственного воспитания в частности и требованиями времени;

— возможностью творческого использования методов нравственного воспитания в современной семье, школе и действительным состоянием педагогического общества.

Социально-педагогические противоречия и недостатки современной теории и практики нравственного воспитания свидетельствуют о необходимости исследования рассматриваемой проблемы в прогностическом плане. Таким образом, теоретическая и практическая значимость рассматриваемого вопроса для современной науки, отсутствие специальных работ, посвященных сравнительному изучению нравственного воспитания, а также необходимость использования национальных традиций и фольклора в целях повышения эффективности национальной ориентации современного воспитания и образования обусловили выбор темы настоящей диссертации: «Нравственное воспитание в традиционных педагогических культурах русского и карачаевского народов».

На основе выявленных противоречий нами сформулирована проблема исследования, которая состоит в выявлении наиболее существенных особенностей нравственного воспитания в этнокультурных обществах русского и карачаевского народов.

Цель исследования: сравнительно-сопоставительный анализ основных идей нравственного воспитания русского и карачаевского народов и определение его значения для модернизации современной воспитательной практики.

Объектом исследования явилась традиционная педагогическая культура русского и карачаевского’народов.

Предмет исследования — нравственное воспитание в традиционных педагогических культурах русского и карачаевского народов.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования необходимо было решить следующие основные задачи:

— определить сущность и особенности нравственного воспитания на основе психолого-педагогического, исторического анализа литературы;

— выявить особенности, обусловившие специфику нравственного воспитания детей русского народа;

— показать специфику нравственного воспитания в карачаевской народной педагогике;

— сравнить основные идеи нравственного воспитания в традиционных педагогических культурах русского и карачаевского народоввыявить наиболее существенные характеристики нравственного воспитания, присущие народным педагогическим традициям русского и карачаевского народов.

Методологической основой проведенного исследования явилась совокупность следующих положений:

— использование философских, гносеологических теорий в оценке культурных, духовно-нравственных и педагогических ценностей;

— признание человека высшей ценностью в обществе;

— диалектический подход к анализу исследуемых фактов, явлений;

— трансформация педагогических ценностей изменениями социальноэкономических условий жизни общества и потребностями людей;

— объективность в подборе фактов, явлений, анализе исследуемых процессов.

Использовались также системный и комплексный подход к исследуемым педагогическим явлениям.

Теоретической основой исследования явились идеи, концепции, раскрывающие:

— сущность педагогического процесса (Ш.А.Амонашвили, Ю. К. Бабанский, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, В. К. Шаповалов, Е. Н. Шиянов и др.);

— историко-педагогический процесс как составную часть культурно-исторического процесса (Б.М.Бим-Бад, М. В. Богуславский, Н. К. Гончаров, В. И. Додонов, А. Н. Джуринский, П. Ф. Каптерев, Г. Б. Корнетов, В. В. Макаев, Л. Н. Модзалевский, А. И. Пискунов, З. И. Равкин, ЛЛ. Супрунова, Ф. А. Фрадкин, М. Ф. Шабаева и др.);

— проблемы сравнительных педагогических исследований (О.Анвайлер, Б. Л. Вульфсон, М. В. Кларин, В. Кумарин, З. А. Малькова, Г. В. Микаберидзе, Н. Д. Никандров, В. Г. Разумовский, М. Л. Родионов, К. И. Салимова, В. А. Сластенин, М. А. Соколова и др.);

— психологические основы воспитания и образования (Б.Г.Ананьев, В. В. Белоус, П. П. Блонский, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, К. К. Платонов, П. М. Якобсон и др.);

— проблемы народной педагогики (М.Ю. Айбазова, Л. С. Алексеева, Л. Г. Андреева, И. А. Арабов, Х. Х-М.Батчаева, Б. М. Борлакова, К. И. Бузаров, Ф. Т. Кущетерова, В. В. Макаев, А. И. Мусукаев, К. Б. Семенов, А. С. Семенова, А.И.-М. Сикалиев, С. Б. Узденова, И. А. Шоров и др.);

— нравственные ценности народов России (Ж. Бешимов, П. И. Егорова, Л. В. Котенко, О. В. Леонова, Ш. А. Мирзоев, Т. М. Мунзук, И. А. Снежкова, С.С.

Танхасаева, М. А. Терентия, С. М. Шакарян и др.).

Методы исследования: теоретический анализ состояния исследуемой проблемыизучение первоисточниковсравнительно-исторический и ретроспективный анализобобщение и систематизация полученных результатов.

Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, народному творчеству, краеведению, педагогическая и документально-художественная литература, психолого-педагогические труды по исследуемой проблеме, учебные программы и учебники, методическая литература.

Основные этапы исследования.

Первый этап (2001;2002гг.) — определение темы исследования и изучение научной литературы по проблеме.

Второй этап (2002;2003 гг.) — установление степени научной разработанности вопросов нравственного воспитания в традиционных культурах русского и карачаевского народовизучение архивных и библиографических источниковобработка и систематизация полевых записей.

Третий этап (2003;2004 гг.) — систематизация накопленного материала, осмысление и обобщение результатов исследования, проводилась их апробация и оформлялся текст диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

— выявлены и конкретизированы возможности нравственного воспитания в национальных педагогических культурах русского и карачаевского народов;

— осмыслен сложившийся в опыте русского и карачаевского народов идеал воспитания мужчины и женщины, цель воспитания (совершенный человек) и составные компоненты (задачи) воспитания;

— доказана комплексность воспитания в традиционных педагогических культурах русского и карачаевского народов и одновременного формирования трудового, физического, умственного, эстетического и нравственного задач воспитания;

— обоснована необходимость повышения эффективности нравственного воспитания подрастающего поколения, соответствующего общечеловеческим ценностям;

— сопоставлены и выявлены наиболее важные нравственные ценности, свойственные традиционным педагогическим культурам русского и карачаевского народов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— конкретезированы сущность и основные характеристики нравственного воспитания, которые могут послужить для повышения уровня профессиональной деятельности будущего учителя с целью формирования у него методических и технологических основ воспитательной работы со школьниками;

— выявлено, что нравственное воспитание в традиционных культурах русского и карачаевского народов является концептуальным методологическим регулятивом, интегрирующим в себе содержательные элементы национальной культуры;

— установлено, что результаты, полученные в ходе проведенного исследования, способны обогатить теоретические представления о содержании, средствах и методах нравственного воспитания в этнокультурных традициях русского и карачаевского народов.

Практическая значимость исследования. Положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть включены в курсы теории и истории педагогики средних и высших специальных педагогических заведениях, в учебные пособия по педагогике. Материалы могут быть использованы в курсах «Нравственное воспитание детей в семье и школе», «Педагогика межнационального общения», «Этнопедагогика народов Северного Кавказа», специальных курсах, освещающих вопросы теории и методики нравственного воспитания, а также в практике воспитательной деятельности учителей общеобразовательных школ. Теоретические положения и методические материалы представляют интерес для учителей и родителей в их воспитательной работе.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечена широкой базой источников, соответствием методов исследования целям и задачам диссертационной работы, апробацией полученных результатов. На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность и структура нравственного воспитания детей в традиционных педагогических культурах русского и карачаевского народов соответствующего требованиям к воспитанию детей в духе общечеловеческих ценностей.

2. Представление русского и карачаевского народов об идеале нравственного воспитания как совершенном человеке с высоким уровнем общественного сознания, обладающего богатством знаний и являющегося носителем культурно — этнических ценностей, обычаев и традиций.

3. Специфика содержания нравственного воспитания в русской народной педагогике и этнические особенности нравственного воспитания у карачаевцев, обусловившие проблему формирования нравственности детей.

4. Нравственное воспитание в этнокультурных традициях русского и карачаевского народов происходит при совместном решении всех составных частей воспитания (трудовое, физическое, умственное, эстетическое).

5. Целесообразность использования этнокультурных традиций нравственного воспитания в русской и карачаевской народной педагогике в современной системе воспитания, в повышении уровня нравственности детей.

Апробация и внедрение полученных результатов. Апробация результатов исследования проводилась в образовательно-воспитательном процессе Карачаево-Черкесского и Кабардино-Балкарского государственных университетов. Результаты исследования представлены на конференциях в гг. Ростове-на-Дону (2004), Кисловодске (2003,2004), Карачаевске (2004). Опубликованные материалы использовались членами кафедр педагогики Кабардино-Балкарского и Карачаево-Черкесского государственных университетов на занятиях по дисциплинам педагогического цикла, при выполнении студентами учебной и научно-исследовательской работы.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы.

Результаты исследования позволили выявить и охарактеризовать такие основные средства нравственного воспитания как общение, игра, труд, физическая подготовка, художественная деятельность детей. Спецификой общения родителей и детей являлась его высокая педагогическая культура: проявление педагогического такта, создание атмосферы доверия и любви, направленность общения на развитие природных сил и способностей, включение детей в систему отношений, желательных родителям, семье и обществу.

Формами общения являлись встречи у родного очага, костра в поле, прием гостей с соблюдением правил «Домостроя» у русских и «Tay адет» у карачаевцев. Большое воспитательное и образовательное значение имела ранняя посильная трудовая деятельность детей. Она обусловливала формирование трудолюбия, осознанный выбор профессии, выработку нравственности, формирование самосознания. В музыкальной культуре, которую осваивали дети, отражались требования народа к духовному становлению совершенной личности, овладению национальной культурой. Такие методы нравственного воспитания, пример, убеждение, упражнения, поощрения и наказания отличаются глубоким гуманизмом. Эти методы стимулировали развитие положительных черт личности. Глубокий педагогический смысл имели такие приемы воздействия на детей, как благословения, благопожелания, назидания, ирония, шутка, испытания, клятва. Эти средства, методы и приемы дополнялись организацией родителями, обществом активного самовоспитания молодежи, которое семейная педагогика рассматривала в то же время как итог воспитательной деятельности. Наряду с педагогическим воздействием родителей, старших членов семьи, общества формирование личности включало в себя процесс социализации. Важнейшими как для народной педагогики русских, так и для народной педагогики карачаевцев средствами и методами нравственного воспитания и социализации подрастающего поколения в условиях семьи выступали обряды, посвященные рождению ребенка, бытовые и семейные праздники, свадьбы, трудовые традиции семейных династий, участие детей в обрядах, связанных с похоронами.

Традиции, положения народной педагогики о средствах, способах и приемах нравственного воспитания и социализации подрастающего поколения в условиях русского и карачаевского обществ являются источниками обогащения современной теории и методики нравственного воспитания.

Семья рассматривается как педагогическая система, в процессе функционирования которой порождается целенаправленный процесс нравственного воспитания. Как целостная этнически целесообразная и самобытная система воспитания педагогическая культура семьи позволяет обеспечивать на протяжении многих веков мирное сосуществование многих народов в условиях полиэнической среды. Идеи и опыт традиционных систем воспитания в семье свидетельствуют о больших возможностях в области культуры общения народов в общечеловеческом аспекте.

Педагогическая культура нравственного воспитания, рассматриваемых народов позволяет успешно реализовать все ведущие направления формирования личности — забота о здоровье и физическом развитии ребенка, умственная, трудовая подготовка, нравственно-эстетическая ориентация сознания, регулирование поведения каждого человека, самовоспитание и перевоспитание.

В современной практике нравственного воспитания пока еще недостаточно учитываются духовно-нравственные ценности традиционной педагогической культуры формирования личностиотсутствует целостная концепция использования данного феномена в содержании домашнего воспитания и в практике общеобразовательной школы. Использование образцов народной педагогики должно происходить в тесной связи с явлениями жизни и с содержанием учебного материала. Всегда можно найти место для примеров из народной педагогики и в учебниках на уроке. Такая связь окажет большую помощь в лучшем усвоении учащимися тех идей, которые заложены в учебном материале. Прогрессивные педагогические идеи нравственного воспитания рассматриваемых народов могут и должны использоваться и в воспитательной работе учебно-воспитательных учреждений. Идею нравственного воспитания в национальной школе необходимо воспринимать вместе и в сравнении с достижениями общероссийской и мировой культуры.

Работа не претендует на исчерпывающее освещение вопросов нравственного воспитания, она может быть ориентиром для разработки новых направлений. Для современной сравнительной педагогики, практики воспитания представляется важным дальнейшее углубленное изучение проблемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Сравнительно-сопоставительное изучение воспитательного опыта народов России представляет интерес для педагогической науки. Россия является многонациональной. И в этом плане наша страна богата различными подходами к воспитанию в целом, к нравственному воспитанию, в частности. Задача исследователей заключается в том, чтобы изучить и использовать эти памятники педагогической культуры народов России.

Открытость общества и школы актуализировали проблему сравнения педагогических реалий, критического использования идей, концепций, педагогических технологий народов России. Сравнительные исследования в педагогических науках расширились благодаря включению в него национально-регионального компонента.

Русский народ — древний, самобытный, который известен своими многовековыми традициями. Устойчивость традиций объясняется выверенной системой воспитания в семье. Трудовые навыки, привычки, система поведения, тесно связанные со сложнейшими социальными условиями России, формировали у русских такие черты как трудолюбие, дисциплинированность, стремление к согласованным действиям в группе.

Сложные природно-климатические условия, отсутствие развитой системы орудий труда накладывали свой отпечаток на жизнь и деятельность карачаевцев. Важнейшими занятиями у карачаевцев были животноводство и охота, которые требовали для своего обеспечения создания четкой системы воспитания в семье. Современные карачаевские семьи не представляют собой традиционные, т. е. сильно изменились на протяжении последнего столетия.

Изучение процессов, происходящих в сфере воспитания и образования этих регионов, их сравнение, позволяют составить научное представление об общем и особенном в мировом педагогическом процессе, выявить закономерности, характерные для конкретной социокультурной среды, трансформировать их в современную педагогическую практику и жизнь.

Нравственное воспитание в семье охватывает почти все стороны подготовки человека к жизни и труду, оно обогащалось и развивалось вместе с развитием общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .И., Семенов В. Д. Социальная педагогика: Теория методика, опыт исследования. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1989.- 148с.
  2. P.M. Роль устного народного творчества в воспитании детей. — Карачаевск, изд-во КЧГУ, 2003. 155с.
  3. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн.: Университетское кн. изд-во, 1990. — 560 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. Д.: ЛГУ, 1969. -339 с.
  5. В.П. Русская народная сказка. М.: Худ. литер., 1984. -176с.
  6. В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: Худ. литер., 1957. — 240 с.
  7. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства Х1У-ХУП вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. М.: Педагогика, 1985.-363 с.
  8. И.А. Воспитание семьянина. Традиции и современность. Душанбе: Дониш, 1991.-255 с.
  9. И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. -Карачаевск: изд-во КЧГПУД996.- 104с.
  10. Ю. Красота вокруг нас. М.: Госместпромиздат, 1962. -175с.
  11. Ю.Н. Родственные объединения адыгов, балкарцев, карачаевцев и осетин в прошлом.- Нальчик, 1990. С. 11−40.
  12. А.Н. Древо жизни. Избр. статьи. М., 1983. — 254 с.
  13. А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. 3-х томах.
  14. М.: Современный писатель, 1995.
  15. A.A. Преемственность традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста у горских народов.-Дисс. канд.пед.наук.- Карачаевск, 2000. 222с.
  16. П.И. и Сакиева М.Н. Народы Карачаево-Черкесии. Ставрополь, 1957.
  17. Батчаева Х. Х-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа (история, теория, практика). Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2002. -417с.
  18. В., Кузьмин М. Интересы этносов и государства: пути к развитию гармонии // Народное образование, 1994, № 4, с.4−8.
  19. Е.П. О национальном государственном образовании в России //Педагогика, 1998, № 3, с.30−35.
  20. В.В., Щебетенко А. И. Человек как интегральная индивидуальность. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996. — 203 с.
  21. В.И. Современные подходы в историко-педагогических исследованиях // Педагогика, 1999, № 6, с. 19−25.
  22. H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. М.: Искусство: ИЧП «Лига», 1994.
  23. Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX -начала XX века, М., 1988.
  24. А.Т. Этикет горских народов Северного Кавказа и его влияние на воспитание подрастающего поколения. Дисс.. канд.пед.наук. -Владикавказ, 2002.- 182с.
  25. И. Кавказская рукопись. Ставрополь: Ставропольское кн. изд-во, 1992.-256с.
  26. И.Ф. Историческое, топографическое и статистическое описание Кавказа //Адыги, балкарцы и карачаевцы в известияхевропейских авторов XIII XIX вв. — Нальчик: Эльбрус, 1974.- С. 348−434.
  27. JI. На празднике песни и танца. М.: Детгиз, 1952. — 16с.
  28. Е. Мудрость народной педагогики // Народное образование, 1998, № 9−10, с.74−76.
  29. З.С. Влияние семейных традиций и обычаев горской семьи народов Северного Кавказа на воспитание подрастающего поколения. -Дисс. канд. пед. наук. Владикавказ, 2002.- 189с.
  30. В. Прогулки по России. Спб., 1837. Ч. 4, С. 210.
  31. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести / Авт. вот. статей и ком. В. П. Аникин, Д. С. Лихачев, Т. Н. Михельсон. -М.: Дет. литер., 1989.-638 с.
  32. В.М. Народное искусство. Избр. труды о народном творчестве Х-ХХв.-М., 1974.-294 с.
  33. Ю.А., Широков A.C. Рассказы о русских народных инструментах. 2-е изд. М.: Сов. композитор, 1986. — 88 с.
  34. Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций. М.: Академия, 1999. — 440 с.
  35. З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1983. — 144 с.
  36. К. Русские народные музыкальные инструменты. Л.: «Музыка», 1975.-280 с.
  37. В. Народная педагогика // Сибирская живая старина. -Иркутск, 1926, Вып. I.
  38. Г. Н. Неотъемлемая часть народной культуры // Советская педагогика, 1989, № 7, с.98−103.
  39. Г. Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 1999. — 168 с.
  40. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чув. кн. изд., 1974. — 380с.
  41. Восхождение к гармонии / Сост. P.M. Карпанова. М.: Молодая гвардия, 1986.-381 с.
  42. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1999. — 616 с.
  43. В.К. Гостеприимство, куначество и патронат у адыгов (черкесов) в XVII первой половине XIX в. //Советская этнография. 1964. № 1. С. 23−61.
  44. В. К. Общественный строй адыгских народов. М.: Наука, 1967. -331с.
  45. А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. Баку, 1970.- 84с.
  46. А.Ю. Нравственное воспитание школьников в труде -М., 1976.-173с.
  47. М.М. Мир русской деревни. М.: Мол. гвардия, 1991.-446 с.
  48. Ю.В., Алексеев Г. Н., Бабух JI.B. и др. Национальная доктрина развития российского образования // Учительская газета, 1996. 18 октября.
  49. Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М.: Экопрос, 1994.-336 с.
  50. A.A., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987. — С.216.
  51. В.И. Пословицы русского народа. М.: ОЛМА-Пресс 1997.-614 с.
  52. Н. Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении. -М., 1846.- 192с.
  53. A.A. Воспитательный потенциал народного искусства // Советская педагогика, 1989, № 3, с.33−37.
  54. Домострой. М.: Сов. Россия, 1990. — 304 с.
  55. Древнерусские предания (Х1-ХУ1 вв.) / Сост. В. В. Кусков. М.: Сов. Россия, 1982.-368 с.
  56. Н. Черкесы (Адыге). Краснодар. Вып. 1,1927.-105с.
  57. Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. Т Кн. 1. Санкт-Петербург, 1871.-422с.
  58. Духовность личности: Проблемы образования и воспитания (история и современность). Тезисы докладов и выступлений на XXI сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической мысли (2−4 декабря 2001 г.) М., 2001.
  59. В.И. Ритуал и фольклор. -Л.: Наука, 1991. -208 с.
  60. Л. Русский народный костюм // Наука и жизнь 1986, № 7,с.52−55.
  61. Жили-были: произведения русского устного народного творчества для детей / Сост. В. Калугин. М.: Молодая гвардия, 1988. — 367 с.
  62. М. Русский народ, его обряды, предания, суеверия и поэзия. -М., 1990.-607 с.
  63. А.Э. Народная педагогика. Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. — 256 с.
  64. А.Б. Феномен «запуки» в традиционной русской педагогике // Педагогика, 1997, № 6, с.98−102.
  65. И. Духовный смысл сказки //Встреча, 1996, № 3, с.28−32.
  66. А.С., Глинка Г. А., Рыбаков Б. А. Мифы древних славян. Велесова книга / Сост. А. И. Баженова, В. И. Вардугин. Саратов: Надежда, 1993. — 320 с.
  67. Н.М. История костюма: Учебное пособие для техникумов.- 2-е изд., перераб. М.: Легпромбытиздат, 1986. — 168 с.
  68. Н.М. Об истории государства российского. Отрывки. -М., 1994. 160с.
  69. Н.М. Предания веков / Сост. Г. П. Макогоненко. М: Правда, 1989.-768 с.
  70. П.К. Формирование у младших подростков положительного отношения к освоению этикетных норм национальной педагогики. Дис.. канд.пед.наук.- Карачаевск, 2002 — 224с.
  71. В.О. Курс русской истории. 4.1. Москва-Петроград, 1923. -464 с.
  72. В.О. Очерки и речи. Второй сборник статей.- М., 1913.-156 с.
  73. Князева O. JL, Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб.: Детство-пресс, 1998. — 304 с.
  74. В.П. Поселение и жилище народов Северного Кавказа в XIX—XX вв.. М.: Наука, 1968.- 248с.
  75. М.М. Современный обычай и древний закон. Т. 1,2. М., 1886.-342с.
  76. М.М. Родовой быт в настоящем недавнем и отдаленном прошлом. СПб, 1905.- 167с.
  77. Н.П. Книга о русском фольклоре. Д.: Наука, 1948. — 124 с.
  78. Н.П. Песни и люди. JL: Наука, 1977. — 135 с.
  79. Ю.С. Общество и личность в православной философии. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1991. 186 с.
  80. В. Наряд русской крестьянки // Юный художник, 1991, № 6,с.24−26.
  81. A.A. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М.: Московский рабочий, 1994. -560 с.
  82. Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М., 1994. — 265 с.
  83. И.Б., Шиянов E.H. Становление и развитие гуманистическойпедагогики. Ростов-на-Дону: Ростовский педуниверситет, 1997.-144 с.
  84. И.Б., Шиянов E.H. Философские основания современной педагогики. Ростов-на-Дону, 1994.
  85. Н.И., Лазутин С. С. Русское устное народное творчество: Изд. 2-е, исп. и доп. Учебник для студ. филол. специальностей университетов. -М.: Высшая школа, 1983. 448 с.
  86. В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.-165 с.
  87. Краткая философская энциклопедия. М., 1994. — 750 с.
  88. A.B. Основы педагогической психологии. —М., 1988.
  89. И. Письмо в редакцию журнала «Мусульманин» // Карачаево-балкарские деятели культуры конца 19 — начала 20 века. В 2 т. Нальчик, 1993. Т1. С. 134.
  90. Т.Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. М.: Школа-Пресс, 1998. — 144 с.
  91. B.C., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 448 с.
  92. Л.И. Доисламские верования адыгов и кабардинцев //Исследования по вопросам первобытных верований. М.: Изд-во СССР1959.-С. 298−320.
  93. Дж. А. Год среди черкесов // Адыги, балкарцы и карачаевцы и известиях европейских авторов XIII XIX вв. — Нальчик: Эльбрус, 1974.-С.531.
  94. Легенды. Предания. Бывальщины/ Сост. H.A. Криничная. М.: Современник, 1989. 287 с.
  95. Ф.И. Адаты кавказских горцев. Вып. 2. Отд. 4. Одесса, 1883.-396с.
  96. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977. 304с.
  97. .Т. Основные критерии педагогики // Педагогика, 1999. № 1,с.10−19.
  98. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн, заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992.-528 с.
  99. .Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985.-175 с.
  100. Д.С. Нельзя уйти от самих себя // Новый мир, 1994, № 6, с.113−121.
  101. Д.С. Очерки по философии художественного творчества,-М.: «Блиц», 1999.
  102. Г. Народные традиции жизнерадостности // Народное образование, 1998, № 9−10, с.77−78.
  103. Л.П. Энциклопедия православной обрядовой кухни: Праздники, традиции, обычаи, обряды. М: Издат. Дом «МО», 1998.672 с.
  104. H.H. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика, 1998, № 1, с.81−86.
  105. A.C. Соч., Т.4, 1957, -С.373.
  106. Л.В. Проблема обоснования морали. М., 1991. С. 45−67.
  107. М. Не реликт, а средство воспитания (фольклор как часть педагогики народного воспитания) // Народное образование, 1995, № 5,с.115−118.
  108. М.Н. Русский детский фольклор. М., 1987. — 110 с.
  109. Мифологический словарь / Под ред. Е. М. Мелетинского. -М.: Советская энциклопедия, 1991. 736 с.
  110. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. М., 1992.
  111. В.Н. Прозаические жанры русского фольклора.
  112. . М., 1983. — 303 с.
  113. Мудрое слово древней Руси (XI XII вв.). — М., 1989.
  114. Мудрое слово. Русские пословицы и поговорки / Сост. A.A. Разумов. М&bdquo- 1958. — 350 с.
  115. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. I. Младенчество- Детство / Сост., подгот. текстов, вступит, статья и коммент. В. Аникина. М.: Худож. литер., 1991. — 589 с.
  116. Мур Дж. Е. Принципы этики. М., 1984. — С. 154.
  117. А.И. О Балкарии и балкарцах. Нальчик: Эльбрус, 1982.-184с.
  118. А.И. Об обычаях и законах горцев. Нальчик: Эльбрус, 1998- 152с
  119. Народные русские легенды А. Н. Афанасьева. Новосибирск: Наука, 1990.-270 с.
  120. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. Д.: Лениздат, 1983.446 с.
  121. Народные художественные промыслы России. М.: Советская Россия, 1984.-232 с.
  122. Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / Сост. и авт. ввод, текстов Г. Д. Рыженков- Вступ. ст. и слов А. Н. Розова. -М.: Современник, 1991.-126 с.
  123. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М.: Наука, 1994. -656 с.
  124. Национальные ценности образования: история и современность. Материалы XVII сессии научного Совета по проблемам историй образования и педагогической науки. М., 1996. — 296 с.
  125. А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. 2-е изд., доп. Л.: Искусство, 1988. — 125 с.
  126. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика, 1998, № 4, с.3−8.
  127. Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов. педагогика, 1990, № 9, с. 41 -47.
  128. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика, 1998, № 3, С. 3−10.
  129. Ш. Б. История адыгского народа. Издание 3-е. Пятигорск. 1893.-144с.
  130. Об образовании. Закон Российской Федерации (1992 г.) с изменениями и дополнениями, принятыми Государственной Думой 12 июля 1995 г. и одобренными Советом Федерации 5 января 1996 г. // Российская газета, 1996, 23 янв.
  131. Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года. В 3-х т. М.-Л., 1949−1951.
  132. А.П. Народные традиции и современные проблемы воспитания // Советская педагогика, 1989, № 7, С. 106−111.
  133. Очерки истории культуры славян. М.: Просвещение, 1996. — 463 с.
  134. Очерки русской культуры XVI в. 4.1. Материальная культура / Под ред. A.B. Арциховского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 384 с.
  135. Очерки русской культуры XVI века. 4.2. Духовная культура / Под ред. A.B. Арциховского, М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 445 с.
  136. Очерки русской культуры XVII века. Ч. 1. Материальна культура / Под ред. А. В. Арциховского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. — 445 с.
  137. Очерки русской культуры XVII века. 4.2. Духовная культура / Под ред. А. В. Арциховского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 344 с.
  138. Очерки истории Адыгеи. Майкоп. Адыгейское кн. изд-во, 1957.-484с.
  139. И.А. Тайны русских суеверий. М.: Яуза, 1998. — 199 с.
  140. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Роспедагенство, 1996,-603 с.
  141. Педагогика. Лекции для студентов. Экспер. учебн. пособие. Часть I / Под ред. проф. В. В. Макаева. Пятигорск: Изд-во ПГПИИЯ, 1992.-214 с.
  142. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. уч. зав. / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, E.H. Шиянов и др. Под ред. С. А. Смирнова. М., 1998. — 512 с.
  143. Д.И. Соч., Т.1, СПБ, 1897, -С.14.
  144. Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре / АН СССР. Ин-т этнографии им. H.H. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1975.-192 с.
  145. Э.Ф. Русская устная проза. М., 1985. 271 с.
  146. Пословицы. Поговорки. Загадки / Сост., авт. предисловия и комментарии А. Н. Мартынова, В. В. Митрофанова. М.: Современник, 1986.512с.
  147. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Майкоп, 1990.-240с.
  148. П.С. Краткое описание о кабардинских народах. М., 1957.
  149. .Н. Русская историческая песня // Народные исторические песни / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Б. Н. Путилова. М.-Л., 1962, С.3−12.
  150. З.И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований. М.: РАО, 1993. — 93 с.
  151. О. Народные колыбельные // Дошкольное воспитание, 1995, № 6, С. 104−114.
  152. Т.М. О профессионализме народного искусства. М.: Просвещение, 1985. — 190 с.
  153. Религия в истории и культуре: учебник для вузов / М. Г. Писманик, A.B. Вертинский, С. П. Демьяненко и др.- под редакцией М. Г. Писманик. -М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 430 с.
  154. А.П. Черная роза. 2-е изд., доп. — М. Современник, 1986.-318с.
  155. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. T. 1.-М., 1993- Т.2.-М., 1999.
  156. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост.- 164 авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю. Г. Круглов. М.: Просвещение, 1990.-335 с.
  157. Русские народные песни / Сост. JI.H. Асанов. М., 1984. -159 с.
  158. Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989. — 336с.
  159. Русский народ: Одежда. Женский костюм. Образ домашней жизни // Мол. гвардия, 1994, № 4, с.207−211.
  160. Русский семейный и общественный быт / АН СССР. Ин-т этнографии. М.: Наука, 1989. — 336 с.
  161. Русский фольклор /Сост. В.Аникин. М.: Худож, литер., 1985.-367 с.
  162. Русское народное искусство. JL: Учпедгиз, 1959. — 96 с.
  163. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. А. М, Новиковой. 3-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 1986. — 398 2. с.
  164. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. Н. И. Кравцова. М.: Просвещение, 1971. — 447 с.
  165. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия / Сост. Вавилова М. А., Василенко В. А., Игнатов В. И. М.: Высшая школа, 1987.-511с.
  166. М.А. Русская поговорка // Избранные труды.1. М"1958,с.515−526.
  167. Сборник материалов и документов Министерства образования РФ за 1995 г. -М., 1995.
  168. В.Д. Социальная педагогика. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1995. — 265 с.
  169. К.Б. Этнопедагогика горской семьи: история, теория, практика (на примере адыгского, балкарского, карачаевского народов). -Майкоп: АГУ, 2000. 307 с.
  170. К.Б. Народная педагогика Карачая и Черкессии о педагогической культуре родителей //Поликультурное образование в современной России. -Пятигорск, 1997.-С. 177−180.
  171. В.А., Маратов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Просвещение, 2000. 216 с.
  172. Сказки народов Карачаево-Черкессии. Ставропольское кн. изд-во, Карачаево-Черкесское отделение, 1992. 336с.
  173. А.Ю. Проблемы семейного воспитания в прогрессивно-демократической педагогике народов Северного Кавказа (XVIII начало XX вв.). Автореф. дис. канд. пед. наук. -Владикавказ, 2002.- 24с.
  174. В. А., Исаев И. О., Мищенко А. И., Шиянов E.H. Педагогика: Учебн. пособие для студентов пед. уч. завед. М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с.
  175. Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа (вторая половина XIX XX вв). — М.: Наука, 1983.- 264с.
  176. А.И. Великорусские народные песни. СПб., 1897.165с. Соколов Ю. М. Русский фольклор. М., 1941. — 560 с.
  177. С.М. Чтение и рассказы по истории России / Сост. и авт. вступ. ст. С. С. Дмитриева. М.: Правда, 1989. — 768 с.
  178. К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа // Кавказский сб. Тифлис, 1910. Т.21-С.135.
  179. JI.A. Философия и история образования. М., 1999. -272с.
  180. Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебн. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов.-М, 1998.-368с.
  181. E.H. О большой семье кабардинцев в XIX веке.- СЭ. 1950. № 2.-С.177.
  182. JI.JI. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика, 1999. № 4. — С. 64−73.
  183. В.А. Воспитание и самовоспитание // Сов. педагогика, 1965, № 12, с.30−39.
  184. В.А. Как воспитать настоящего человека (Этика коммунистического воспитания). М.: Педагогика, 1990. — 268 с.
  185. К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик: Эльфа, 1997. — 229с.
  186. К.Д. О народности в общественном воспитании II Ушинский К.Д. Пед. соч.: В 6-ти т. /Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988. Т.1 .-С. 194−256.
  187. Ф.А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М.: Сфера, 1995. — 160 с.
  188. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик: Эльбрус, 1992.- 346с.
  189. Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М.: Ассоциация «Народная педагогика», 1993. — 131 с.
  190. Е.Е. Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа (вторая половина XVIII 1917 г.). Дисс. докт. пед. наук. — М., 1996.-432с.
  191. А.О. Влияние России на просвещение в Адыгее. Майкоп, 1957,-ЮЗс.
  192. E.JI. Об уточнении понятийного аппарата этнопедагогики // Советская педагогика, 1989, № 7, с.103−106.
  193. К. Соч. в 2-х т. М., 1990.
  194. М.Ф. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды В.Г. Белинского // Изд. АПН, 1948, С. 23.
  195. С.М. Русская народная педагогика о нравственном воспитании. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1999. — 152 с.
  196. А.И. Адыгская (черкесская) народная педагогика. Учебное пособие. Майкоп: Адыгское республиканское книжное издательство, 1999.-468 с.
  197. Энциклопедия русских праздников / Сост. В. Воскобойников, (Н. Голь. СПб.: Респекс, 1997. — 444 с.
  198. Этика: Учебник. М.: Гардарики, 2004. -472с.
  199. Ю.И. Героические былины. М.: Наука, 1975. — 120 с.
  200. Язычество древних славян. М., 1981. — 758 с.
Заполнить форму текущей работой