Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Художественное проектирование французского сюжетного текстильного печатного рисунка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этот период художниками были выработаны новые методы проектирования сюжетного печатного текстильного рисунка. К ним относятся: метод свободного комбинирования разнообразных сюжетных изображений и орнаментальных форм, отобранных из заранее созданного тематического банка мотивовметод проектирования сюжетного мотива для печатного текстиля по свойственным станковому искусству законам и алгоритмам… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1.
  • СТАНОВЛЕНИЕ ФРАНЦУЗСКОЙ СЮЖЕТНОЙ НАБОЙКИ. ВЛИЯНИЕ СТАНКОВОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ГРАФИКИ НА ПРОЕКТНЫЙ ПРОЦЕСС
    • 1. 1. ИСТОКИ ЕВРОПЕЙСКОЙ НАБОЙКИ И СТАНОВЛЕНИЕ ЕЁ ПРОИЗВОДСТВА ВО ФРАНЦИИ
    • 1. 2. ИСТОКИ МОТИВОВ ФРАНЦУЗСКИХ СЮЖЕТНЫХ НАБИВНЫХ ТКАНЕЙ
    • 1. 3. РАЗВИТИЕ ФРАНЦУЗСКОЙ ГРАВЮРЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕЧАТНЫХ СЮЖЕТНЫХ РИСУ ШОВ
  • ГЛАВА 2.
  • ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЮЖЕТНЫХ НАБИВНЫХ ТКАНЕЙ ФРАНЦУЗСКИМИ МАНУФАКТУРАМИ И ФАБРИКАМИ В ХУШ-Х1Х ВЕКАХ
    • 2. 1. МАНУФАКТУРА ЖУИ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
    • 2. 2. КЛАССИФИКАЦИЯ СЮЖЕТНЫХ КОМПОЗИЦИЙ ЖУИ. ПРОЦЕСС ПРОЕКТИРОВАНИЯ
    • 2. 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЮЖЕТНЫХ НАБИВНЫХ ТКАНЕЙ НА МАНУФАКТУРАХ И ФАБРИКАХ НАНТА, РУАНА И ОБЛАСТИ ЭЛЬЗАС (XVIII — XIX ВВ.)
  • ГЛАВА 3.
  • ПРОЕКТНЫЕ ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО ВО ФРАНЦУЗСКОМ СЮЖЕТНОМ ПЕЧАТНОМ ТЕКСТИЛЕ XX ВЕКА
    • 3. 1. СЮЖЕТНЫЙ НАБИВНОЙ ТЕКСТИЛЬ РАУЛЯ ДЮФИ. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО
    • 3. 2. ПРОЕКТНЫЕ ТРАДИЦИИ ЖУИ ВО ФРАНЦУЗСКОМ СЮЖЕТНОМ ПЕЧАТНОМ ТЕКСТИЛЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX- НАЧАЛА XXI ВЕКА
    • 3. 3. СЮЖЕТНЫЙ ПЕЧАТНЫЙ ТЕКСТИЛЬ В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ ФРАНЦУЗСКИХ ХУДОЖНИКОВ-МОДЕЛЬЕРОВ

Художественное проектирование французского сюжетного текстильного печатного рисунка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема, тема, состояние вопроса. Печатный текстиль — одна из наиболее древних и значимых сегодня ветвей дизайна изделий текстильной и легкой промышленности. Его многовековое развитие в сфере европейской культуры позволило соединить в текстильном рисунке достижения проектных технологий, каноничные схемы орнаментальных построений и стилевые тенденции изобразительных искусств. От гармоничности связей трех данных компонентов, лежащих в основе проектных методов работы с текстильным рисунком, зависит успех дизайнерской практики.

История дизайна показывает нам, что эти связи были далеко не всегда гармоничными, и при постоянном увеличении в мире производства тканей с рисунками просчеты в художественном оформлении становятся всё более и более заметными. Особенно явно они просматриваются в сюжетном текстильном рисунке, который считался и считается наиболее сложным в исполнении. Однако при многочисленных производственных и художественных трудностях исполнения сюжетный текстиль всегда притягивал к себе внимание, как производителей, так и потребителей тканей, так как позволял существенно обогатить ассортимент текстильных орнаментов и выразить актуальные мировоззренческие установки.

Особенно заметную роль сюжетный текстиль сыграл в искусстве Х1Х-ХХ веков, когда он широко использовался в качестве носителя культурной и политической информации. В наши дни, когда основным способом коммуникации являются визуальные образы, значимость и востребованность сюжетного печатного текстиля возрастает, и вместе с этим растет потребность в изучении и анализе его истории и методов проектирования.

Как зародились традиции сюжетного текстиля? Как он развивался? Каковы пути совершенствования его проектирования? Чтобы дать ответы на эти вопросы, необходимо изучить лучшие примеры его проектирования и изготовления в историческом развитии. По нашему мнению, одним из таких примеров является французский сюжетный печатный текстиль, имеющий заслуженную мировую известность.

Произведения французских мастеров текстильного рисунка хранятся в-лучших музеях мира, составляя основу коллекций текстильных отделов. Предметом особой гордости таких коллекций является сюжетный печатный текстиль. Вот уже более двух веков Франция — признанный лидер текстильной моды и экспортер образцов орнаментов для предприятий многих стран.

Однако с позиции современного дизайна французский сюжетный текстильный рисунок практически не исследован. Вплоть до настоящего времени он изучался историко-описательно или как часть общестилевых тенденций развития искусства (Р. Форер, А. Клузо, А. Р. Д’Альмань, А. де Моран, Ж. Жаке, Н. Парро, Д. Джекобсон, А. Груббер, Н. Ю. Бирюкова, H.H. Соболев, Р. Стюарт, С. Шассань, Ч. Мак-Коркодейл).

Поскольку в создании французского сюжетного текстиля участвовал ряд крупнейших деятелей изобразительного искусства Франции, то их «текстильные периоды» рассмотрены как одна из составляющих их культурного наследия такими исследователями, как Ж. Бредиф, М. Рифель, П. Хьюг, А.-Р. Арди, Ф. Франсес, А. Турлоне, Ж. Видал, Ж. Ласань, С. Куске.

Работы отечественного исследователя текстильного дизайна Н. П. Бесчастнова, в основном, посвящены русскому текстилю, и французский текстиль в них рассматривается опосредованно, в контексте его влияния на русский текстиль.

В диссертации «Художественное проектирование французского сюжетного текстильного печатного рисунка» рассматривается не изучавшаяся ранее актуальная проблема художественного проектирования текстиля. Ограничение исследования только печатным рисунком на ткани связано как с огромными объемами материала, так и с тем, что в печатном текстиле, изначально направленном на массовое потребление, и проблемы промышленного изготовления и уникальности изображения выявляются наиболее остро.

Цель и задачи диссертации. Цель диссертации — провести анализ процессов становления и развития французского сюжетного текстильного печатного рисунка с точки зрения современной истории и теории дизайна, выявить и обосновать наиболее эффективные проектные формы работы, которые имеют существенное значение для современной практики.

Для реализации данной цели в диссертации решаются следующие задачи: определяются условия возникновения и хронологические рамки развития проектирования французских печатных орнаментовпроводится структурный анализ исторических и современных процессов проектированияпроводится классификация сюжетных мотивов- - - выявляется взаимосвязь развития печатных технологий и форм и приемов исполнения сюжетных мотивовпрослеживается как отдельная подтема роль выдающихся деятелей изобразительного искусства в развитии сюжетного текстиля.

Объект, предмет, материал, границы исследования. Объектом исследования является художественная практика создателей французского печатного текстиля XVIII — XX вв. в процессе её развития, предметом исследования — проектирование французского сюжетного текстильного печатного рисунка.

Работа строится на материале истории и теории искусства, эстетики, истории и теории орнамента, современной методологии дизайна. В качестве материала для исследования вовлекаются уникальные образцы из фондов Музея печати на тканях г. Мюлуз (Эльзас, Франция) и Музея Жуй г. Жуи-ан-Жозас (Франция).

Выбор и организация материала подчинены задаче исследования, и в этой связи описанию и анализу был подвергнут опыт только ключевых, с нашей точки зрения, производств и художников.

Так как фактический материал по проектированию французского печатного рисунка в отечественной литературе почти не освещается, или освещается со значительными неточностями, существенную роль в диссертации играет фактография явлений (событий).

Метод исследования. Значительный исторический период, рассматриваемый в исследовании, требует применения системно-исторического метода. В качестве развивающихся систем мы рассматриваем процессы проектирования, рожденные в разные исторические периоды во Франции.

Понимая текстильный орнамент как композицию с собственной структурно-смысловой иерархией, мы анализировали возможности существования сложных сюжетных изображений в традиционной композиционной сетке, выявляли изменения образа орнамента в результате стилевой эволюции сюжетов.

Сюжетные текстильные композиции, изучавшиеся в диссертации, описываются с применением стилистического анализа, который позволяет выявлять изменения проектных форм во времени.

Сюжетный текстиль Франции, испытывавший на себе все изменения такой системы, как культурная среда, рассматривается в работе как органичная составная часть этой системы.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования обусловлена целью исследования: художественное проектирование французского сюжетного текстильного печатного рисунка с позиций современного дизайна анализируется впервые. Кроме того, в работе проведено системное исследование влияния изобразительного искусства на развитие французского печатного текстиля, выявлены и описаны масштабы и формы этого влияния.

Научная и практическая значимость исследования. Проведенное автором исследование обосновывает и научно оформляет практику создания сюжетного текстильного рисунка на примере французских печатных рисунковвосполняет дефицит исследований в области текстильного дизайна.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет понять художественное проектирование французского печатного рисунка в развитии и использовать полученный опыт в современном дизайне и в сфере художественного образования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Научные положения, содержащиеся в диссертации, докладывались автором на семинарах, конференциях отраслевого, всероссийского и международного характера, излагались на практических занятиях по курсам «Реализация проекта» и «Специальный рисунок» кафедры рисунка и живописи МГТУ имени А. Н. Косыгина. Материал, полученный автором в результате исследования, был использован при создании учебного методического пособия «Многофигурная композиция в черно-белой и цветной графике».

Автор имеет 9 печатных работ по теме диссертационного исследования, опубликованных в изданиях Московского государственного текстильного университета им. А. Н. Косыгина (5 работ), Московского государственного университета культуры и искусств (1 работа), Вестнике Димитровградского института технологии, управления и дизайна Ульяновского государственного технического университета (1 работа), и Вестнике высшей школы Минобразования РФ (2 работы).

Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры рисунка и живописи МГТУ имени А. Н. Косыгина.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, общих выводов, списка использованной литературы и приложения. Она содержит 184 страницы машинописного текста, включающего 7 схем. Приложение объемом 114 страниц содержит 155 рисунков.

Список литературы

включает 111 наименований, в том числе 87 на иностранных языках.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

Проведённое исследование позволяет сформулировать ряд положений, имеющих существенное значение для понимания истории становления и развития текстильного дизайна и совершенствования методов проектирования современного сюжетного текстильного рисунка.

1. Художественное проектирование сюжетного текстильного печатного рисунка — одно из наиболее динамично развивающихся направлений во французском текстильном дизайне, роль и востребованность которого неуклонно возрастает в современную эпоху господства визуальных образов в системе массовых коммуникаций.

2. Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что непременным условием успешного развития художественного проектирования сюжетного текстильного печатного рисунка является органичное сочетание следующих факторов: применение достижений передовых для данной эпохи технологий создания и тиражирования изображений на тканяхучастие в проектной работе высококвалифицированных художников, обладающих инновационным творческим потенциаломиспользование в проектной деятельности в качестве ориентиров лучших образцов и традиций предшествующих эпох.

3. Истоки мотивов французского сюжетного текстильного печатного рисунка включают: европейскую книжную миниатюру средневековья, гравюру Ренессанса и возрождённый Ренессансом гротеск, а также адаптированные образы индийского и китайского декора. Основополагающую роль в развитии печатного сюжетного текстиля сыграла французская гравюра, привнесшая в рисунок набойки образы искусства больших мастеров и обеспечившая тематическую и стилистическую актуальность сюжета.

4. К началу последней четверти XVIII в. в набивной индустрии Франции доминировали крупные мануфактуры, на которых проектированием декора набойки, выделенным в самостоятельный производственный процесс, занимались специально подготовленные дессинаторы и граверы. Их деятельность заложила основы формирования методов художественного проектирования сюжетного текстильного печатного рисунка, в дальнейшем развитых привлеченными к процессу проектирования сюжетной набойки профессиональными художниками — станковистами, декораторами и архитекторами.

5. Определяющую роль в развитии художественного проектирования французского сюжетного текстильного печатного рисунка сыграли художники, работавшие для мануфактуры Жуй, и, прежде всего, выдающийся французский художник и гравер Ж.-Б.Гюэ, который первым в полной мере использовал в проектном процессе методы художественного проектирования, свойственные станковому искусству. Им был создан новый жанр сюжетного набивного декора, способный адекватно воплощать существующие в обществе эстетические и социальные устремления и нести актуальную визуальную информацию.

6. В период расцвета французской сюжетной набойки (1760−1820гг.) были разработаны новые принципы проектирования сюжетного печатного текстильного рисунка, которые впоследствии с успехом применялись европейскими художниками по текстилю и остаются актуальными в наши дни. К ним относятся: принцип единства сюжетно-информационного и декоративно-эстетического аспектов рисунка набойкипринцип художественно-образного решения сюжетного мотива, включающий передачу нюансов психологического состояния, временное развитие (драматургию) сюжета, а также многоплановую и разномасштабную визуализацию представленного событияпринцип актуальности сюжетного рисункапринцип соответствия графического решения сюжетного мотива фактуре текстильного материала, используемого для набойки.

7. В этот период художниками были выработаны новые методы проектирования сюжетного печатного текстильного рисунка. К ним относятся: метод свободного комбинирования разнообразных сюжетных изображений и орнаментальных форм, отобранных из заранее созданного тематического банка мотивовметод проектирования сюжетного мотива для печатного текстиля по свойственным станковому искусству законам и алгоритмам, включающим натурную зарисовку мотива и творческую переработку элементов, заимствованных из произведений других художниковметод построения сюжетных сцен по законам перспективы и светотени.

8. Значительный вклад в развитие методов проектирования французского текстильного печатного рисунка внесли набивные предприятия городов Нанта, Руана и, в особенности, региона Эльзас, в котором была создана система профессионального художественного образования в области текстиля и где в 1850—1870 гг. сформировались независимые ателье текстильных художников и дессинаторов, поставлявшие рисунки для печатного текстиля на набивные предприятия Франции и всей Европы.

9. Обновление образного строя и иконографии французского сюжетного текстильного печатного рисунка в первой четверти XX века связано с именем известного французского художника Рауля Дюфи. В своих новаторских поисках, созвучных новейшим течениям станкового искусства своего времени, он опирался на заложенные мануфактурой Жуй проектные традиции французского сюжетного печатного текстиля.

Ю.Впервые примененные французскими художниками-модельерами в начале 1980;х гг. компьютерные методы проектирования позволили существенно расширить рамки художественной образности сюжетного текстильного печатного рисунка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т. Орнаментация ткани.- М.-Л.: Academia, 1931, 206с.
  2. Н.П. Графика текстильного орнамента (печатный рисунок). Учебное пособие. М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2004, 432с.
  3. Н.П., Журавлёва Т. А. Методы художественного проектирования текстильного рисунка.- М.: МГТУ, группа «Совьяж-Бево», 2003, 294с.
  4. Н.П. Художественное проектирование текстильного печатного рисунка в России. История, теория, практика: автореферат дисс. доктора искусствоведения -М.: 1998, 22с.
  5. Н.Ю. Западноевропейские набивные ткани 16−18 века. Собрание Государственного Эрмитажа.-М., «Искусство», 1973, 175с.
  6. Н.Ю. Западноевропейское прикладное искусство XVII—XVIII вв.еков —Л.: «Искусство», 1972, 240с.
  7. Ю. Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. -М.: «Галарт», 1998, 326с.
  8. Н.Р. Современное декоративно-прикладное искусство Индии.- М., «Искусство», 1958, 182с.
  9. Д. Китайский стиль,— М.: «Искусство-XXI век», 2004, 239с.
  10. Ф. Ватто. М.: «Белый город», 2005, 48с.
  11. Западноевропейская гравюра XV—XVIII вв. из собрания Государственного Эрмитажа (каталог выставки).- М., 1980, 51с.
  12. Кес Д. Стили мебели.- Будапешт- Издательство Академии наук Венгрии, 1981,269с.
  13. Китайские расписные эмали в коллекции Государственного музея искусств народов Востока —М.: «Галарт», 1995, 84с.
  14. В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий: учебник для вузов. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981,264с.
  15. Костюм. Теория художественного проектирования. Под общей редакцией Козловой Т. В. М.: МГТУ им А. Н. Косыгина, 2005, 382с.
  16. А.М., Величко М. А. Павловск. Дворец и парк. Л.: «Аврора», 1976, 448с.
  17. Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней.- М.: Издательство «Сварог и К», 2006, 245с.
  18. С.А., Журавлева Т. А., Козлов В. Н. и др. Художественное оформление текстильных изделий. М.: Легпромбытиздат, 1988, 304с.
  19. М.Н. История костюма. — М.: «Искусство», 1972, 195с.
  20. Де Моран Анри. История декоративно-прикладного искусства.- М.: «Искусство», 1982, 577с.
  21. Очерки по истории и технике гравюры.- М.: «Изобразительное искусство», 1987, 688с.
  22. Н.Н. Очерки по истории украшения тканей.- М.-Л.: Academia, 1934, 434с.
  23. В.М. Орнамент на ткани (теория и методика построения). — М.: Легкая индустрия, 1969, 88с.
  24. L’Alsace, decouvertes et passions. № 6. Janvier fevrier — mars 1998. — P.: Editions Freeway, 1988, p. 33−45.
  25. Andrinopole, le rouge magnifique. De la teinture a l’impression, une cotonnade a la conquete du monde. Ouvrage collectif sous la direction de Jacqueline Jacque. — P.: Editions de la Martiniere, 1995, 158p.
  26. L’Art decoratif en Europe. Tome II Classique et Baroque. Sous la direction de Alain Gruber. Edition Citadelles et Mazenod, 1992, 495p.
  27. L’Atelier Buquet illustrateur de mouchoirs au Rouen au 19eme siecle. Catalogue de F exposition, musee des Traditions et Arts Normands, musee industriel de la Cordierie Vallois. Edition Conseil General Seine -Maritime, 1998, 112p.
  28. Autour du fil. L’encyclopedie des arts textiles 1. P.: Editions Fogtdal, 1988,
  29. BerensonKathryn. Boutis de Provence. —P.: Flammarion, 1996, 192p.
  30. Berthoud Eugene. Traite de la gravure sur rouleaux. P.: Ch. Beranger, editeur, 1906, 186p.
  31. Bieri Helen, Jacque Bernard. Papiers peints Art nouveau. — Milan: editore Skira, 1997, 144p.
  32. Blum Dilys E. The Fine Art of Textiles. Philadelphia: Edition Philadelphia Museum of Art, 1997, 163p.
  33. Le bon motif. Papiers peints et tissus. Les tresors de la bibliotheque Forney.-P.: Paris bibliotheques edition, 2004, 286p.
  34. Borin Lileane. Beauville createur par tradition. L’histoire industrielle d’une marque de luxe. Strasbourg: Edition La nuee Bleue, 2000, 80p.
  35. Bosker Gideon, Mancini Michele, Gramstad John. Fabulous Fabrics of the 50 s. San Francisco: Edition Chronicle Books, 1992, 120p.
  36. Boulanger Jacques. L’ameublement Francais au grand siecle. P.: Edition Les Arts graphiques, 1913, 132p.
  37. Bredif Josette. Toiles de Jouy. P.: Editions AdamBiro, 1989, 184p.
  38. Buxbaum Gerda. Icons of Fashion. The 20 th century. Munich: Prestel, 2005, 192 p.
  39. Carte blanche aux createurs. Exposition au musee de la Toile de Jouy. 25.11.2005−25.06.2006. Edition du Musee, 2005, 24 p.
  40. Chassagne Serge. Le coton et ses patrons, France, 1760−1840. P.: Editions de l’Ecole des Hautes etudes en sciences sociales, 1991, 735p.
  41. Chassagne Serge. Oberkampf, un entrepreneur capitaliste au siecle des Lumieres. P.: Edition Aubier, 1980, 352p.
  42. Chefs-d'?uvre du Musee de l’impression sur etoffes, Mulhouse. Sous la direction de Jacqueline Jaque. -Tokyo: Gakken, 1978, 233 p.
  43. Clouzot Henri. Histoire de la manufacture de Jouy et de la Toile imprimee au XVIII siecle. P.: Les editions G. Van Dest MCMXXVIII (1928), 208p.
  44. Clouzot Henri. L’Ameublement francais sous Louis XV. P.: Edition Les Arts graphiques, 1912, 123p.
  45. Cogniat Raymond. Raoul Dufy. P.: Flammarion, 1967, 96p.
  46. The costumes and textiles of India.- Bombay, TARAPOREVALA’S treasure house ofbooks, 1958, 121p.
  47. Le coton et la mode, 1000 ans d’aventures. Musee Galliera. P.: Somogy Editions. 1995, 208p.
  48. Cousquer Celine. Nantes une capitale francaise des indiennes au XVIII siecle. Coiffard librairie editeur, 2002, 200p.
  49. D' Allemagne Henry-Rene. La toile imprimee et les indiennes de traite, notices par Henry Clouzot. — P.: Librairie Griind, 60, rue Mazarine, Paris Vl-e MCMXLII, 184p.
  50. De Castelbajac Jean Charles. Anti — Korper, mode 1970−1988: Edition Mak Wien, Osterreichisches Museum fur angewandte kunst Wien, 1988, 164p.
  51. De Castelbajac Jean — Charles. Catalogue de l’exposition au Musee de l’art moderne de Troyes Edition du Musee, 1985, 40 p.
  52. Deguillaume Marie-Pierre. Secrets d’impression. P.: Syros, 1994, 70 p.
  53. Le dessin francais. Pierre Lavallee. Larousse ParisVI, 1948, 86p.
  54. Dictionnaire de la Mode au XX-e siecle sous la direction de Bruno Remaury. P.: Edition du Regard, 594p.
  55. Du burin au laser. La gravure pour tissu du XVIII siecle a nos jours. — Mulhouse: Editions de F Albaron, 1990, 234p.
  56. De Senneville Elisabeth. Une mode hors mode. P.: Editions plume, 1994, 160p.
  57. The Fabrics of Mulhouse and Alsace 1750−1800 by E. Albrecht Mathey. Leicester, England, F. Levis Publishers limited. 1968, 148p.
  58. Fahr-Becker Gabrielle. L’Art nouveau. Cologne: Edition Konemann, 1998, 424p.
  59. Forrer R. Die Kunst des Zeugdrucks Verlag von Schleisier und Schweikhardt. Strassbourg, 1898, 104p.
  60. Gere Charlotte. Nineteenth-Century Decoration. The art of the interior. N.Y.: Harry N. Abrams, 1989, 408 p.
  61. Hardy Alain-Rene. Tissus Art Deco en France. P.: Editions Langlande, 2001, p. 256.
  62. Histoire de France. Larousse, tome second.- P. 1954, 53 lp.
  63. Histoire des tissus en France. Texte Alexandra Fau.-Rennes: Editions Ouest-France, 2006, 127 p.
  64. Histoire documentaire de F industrie de Mulhouse et de ces environs au XlX-e siecle. Mulhouse: Veuve Badir and Cie, imprimeurs-editeurs, MPCCCCII, 544p.
  65. Histoire singuliere de V impression textile. (Musee de lTmpression sur etoffes de Mulhouse). Aix-en-Provence: Edisud, 2000, 166p.
  66. Hugues Patrice. Langage du tissus. Autoedition. 1975, 80p.
  67. Hugues Patrice. Tissus et travail de civilisation. P.: Editions medianes, 1996, 342p.
  68. Hugues Patrice. Tussus et ses motifs, un itineraire concret du langage.: Autoedition, 1976, 46p.
  69. The Illustrated History of Textiles edited by Madeleine Ginsburg. L.: Studio Editions, 1995, 224p.
  70. Indiennes et Palampores a Tile Bourbon au 18-eme siecle, catalogue de T exposition: Edition Maison Francaise du Meuble Creole, 1994, 144p.
  71. Jacque Bernard, Wisse Geert. Le murmure des murs. Quatres siecles d’histoire du papier peint. — Bruxeless: Edition Daniel Lejeune, 2001, 96p.
  72. Jean de la Fontaine. Toiles imprimees. Musee National du chateau de Pau. Les petits cahiers du chateau de Pau.- 2005, 76p.
  73. Lassaigne Jacques. Dufy.-Lausanne. Skira. 1954, 134p.
  74. Lebeau Caroline, Corbett Patricia. La grande Histoire des Tissus. P.: Flammarion, 1994, 218p.
  75. Lussier Suzanne. Art Deco Fashion. L.: V&A Publications, 2003, 95 p.
  76. Une Manufacture Alsacienne. Bulletin de la Societe Industrielle de Mulhouse, Numero 3. 1988, 34p.
  77. Meller Susan, Elffers Joost. Les tissus. Encyclopedie des motifs de tissus imprimes. P.: Flammarion, 1991, 464 p.
  78. Les Mouchoirs illustres de Rouen au XIX siecle. L’atelier Buquet: Edition Musee Oberkampf, 1986, 96p.
  79. Mouchoirs /Histoires. Catalogue de l’exposition. Edition Ecomusee de la region Fourmies-Trelon, 1999, 52p.
  80. Napoleon et Toile de Jouy. Catalogue de l’exposition Musee de la Toile de Jouy. 2003, 72p.
  81. Neoclassicisme et romantisme. Dirige par Rolf Toman. Cologne: Edition Konemann, 2000, 346p.
  82. Oberkampf et ses Manufactures. Jouy-en-Josas et Corbeil Essonnes. 17 601 894. Cahiers historiques edites par le Groupe de Recherches Historiques de Jouy-en-Josas. № 1, 2006, 86p.
  83. Les Papiers peints en arabesques, de la fin du XVIII-e siecle. P.: Edition de la Martiniere. 1995, 191p.
  84. Parrot Nicole. Dessins d’imprimes, une aventure dans le tissus. P.: Editions SYROS, 1997, 144p.
  85. Paul Poiret et Nicole Croult maitres de la mode art deco. P.: Edition Paris musees, 1986, 248p.
  86. Quand Braquenie rencontre Oberkampf, L’Objet d’art, Hors-Serie № 332 H, Editions Faton S.A., Dijon, 1999, 164p.
  87. Raoul Dufy, Catalogue de Y exposition. Lyon: Edition Musee des Beaux Arts de Lyon, 1999, 256p.
  88. Raoul Dufy createur d’etoffes: Edition Musee de l’impression sur etoffes de Mulhouse, 1972, 54p.
  89. Raoul Dufy, la passion des tissus. Cle-Librairie Klincksieck. 1992,143p.
  90. Renau Nicole. L’Etoffe au fil des civilisations: Edition Edisud. 2000, 186p.
  91. Riffel Melanie, Rouart Sophie. La Toile de Jouy. -P.: Editions Citadelles et Masenod, 2003, 218p.
  92. Robinson Stuart. A History of Printed textiles. L.: Studio Vista, 1969, 152p.
  93. Rolland D. Musee de l’Impression sur etoffes. Mulhouse, Edition du Musee, 1996,36 p.
  94. Roux Annie. Le Textile en Provence. — Aix-en-Provence.: Edition Edisud, 1994, 238p.
  95. Roy Bernard. Une Capitale de Tindiennage. Nantes. Au musee des Salorges. -Nantes: Edition Beuchet et Vanden Brugge, 1948, 243p.
  96. Schmitt T.M. Aux origines de la Revolution industrielle en Alsace. -Strasbourg: Librairie Istra, 1980, 398p.
  97. Schooser Mary, Dejardin Kathleen. French Textiles. L.: Edition Laurence King, 1991,224p.
  98. Seeling Charlotte. La Mode au siecle des createurs. 1900−1999. -Cologne. — Edition Konemann, 1999, 655p.
  99. Seta imperiale il mito di Napoleone nei foulard. Collezioni di Mme Jean Lesaffre e del Musee National des Chateaux de Malmaison et Bois — Preau: Edition Novamusa Toscana, 2001, 60p.
  100. Sirat Jacques. Braquenie createur de textiles depuis 1823. Poitiers: Editeur Alain de Gourcuff, Aubin imprimeur, 1998, 178p.
  101. Storey Joyce. Impression Textile. Montreal, Quebec: Les editions Sain — Martin, 1993, 193p.
  102. Toiles de Nantes, des XVIIIe et XIXe siecles. Catalogue de l’exposition. 9.12.1977−29.01.1978. Musee de l’impression sur etoffes de Mulhouse, 1977, 158 p.
  103. Tourlonias Anne, Vidal Jack. Raoul Dufy T oeuvre en soie: Edition Barthelemy-Avignon, 1995, 160p.
  104. Tuchscherer Jean-Michel. The fabrics of Mulhouse and Alsace 1801−1850. -L.: Lewis Publischers Ltd., 1972, 112p.
  105. Vernet Horace 1789−1863, catalogue de F exposition, Roma: De Luca Editore, 1980, 124p.
  106. Viseux Micheline. Le Coton, F impression. Mulhouse: Editions de TAlbaron- Societe Presence du livre, 1991, 170p.
  107. Wheeler William. Tissus imprimes. P.: Les editions du Carrousel, 1999, 173p.
  108. White Palmer. Poiret. L.: Studio Vista, 1973, 192p.
  109. The World of Interiors. London: Conde Nast Publications Ltd., may 2003, 162p.
  110. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университетимени А.Н. Косыгина"1. На правах рукописи42 008 502 131. ТКАЧ Дмитрий Геннадиевич
  111. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФРАНЦУЗСКОГО СЮЖЕТНОГО ТЕКСТИЛЬНОГО ПЕЧАТНОГО РИСУНКА
  112. Специальность 17.00.06 Техническая эстетика и дизайн1. Диссертацияна соискание ученой степени кандидата искусствоведения1. М*
  113. Научный руководитель доктор искусствоведения, профессор1. Бесчастнов Н.П.
Заполнить форму текущей работой