Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Комплексное лечение невротической депрессии у детей и подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты исследования внедрены в учебный процесс на кафедре: «Нелекарственные методы лечения и клиническая физиология» ФППО ММА им И. М. Сеченова. Также они используются в преподавании курсов «Психодиагностика», «Патопсихология», которые читаются для студентов факультета психологии Московского экономико-лингвистического института (МЭЛИ) — в учебных семинарах «Психологическая саморегуляция… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Обзор литературы о комплексном лечении невротической депрессии у детей и подростков
    • 1. 1. Особенности диагностики и комплексной терапии невротической депрессии в детско-подростковом возрасте
      • 1. 1. 1. Современные представления о диагностике невротической депрессии у детей и подростков
      • 1. 1. 2. Современные представления о комплексном лечении невротической депрессии у детей и подростков
    • 1. 2. Психотерапия и фитотерапия невротической депрессии у детей и подростков
      • 1. 2. 1. Особенности психотерапии невротической депрессии в детско-подростковом возрасте
      • 1. 2. 2. Особенности фитотерапии и применения препарата ново-пассит при пограничных психических расстройствах у детей и подростков
  • Глава 2. Методы исследования. Характеристика испытуемых
  • Глава 3. Результаты оценки эффективности методов лечения невротической депрессии у детей и подростков
  • Глава 4. Обсуждение результатов исследования

Комплексное лечение невротической депрессии у детей и подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Методы комплексного лечения невротической депрессии (НД), в том числе в детско-подростковом возрасте, в последние годы изучаются очень активно в нашей стране и во всем мире (Essau С.А., 1999, Stein D., 2000, Brent D.A., 2001, Goodyear, I.A. et al., 2002, Michael K.D., Crowley S.L., 2002, von Gontard A., Lehmkuhl G., 2003, Kazdin A.E., 2003, Иовчук H.M., 1998, Циркин С. Ю, 2000, Дмитриева Т. Б., 2001, Горюнов А. В., 2002, Антропов Ю. Ф., 2002, Козлова И. А., 2002, Северный А. А., 2003, Шевченко Ю. С., 2003). Сравнительная оценка эффективности не комплексного и комплексного применения психологических методов и фитотерапии при депрессивных расстройствах невротического уровня (ДРНУ), как у детей, так и у взрослых, в связи с трудностью определения их границ, классификации и диагностики до сих пор остается дискуссионной, особенно в том аспекте, который связан с лечением и реабилитацией больных методами только восстановительной медицины и психотерапии (Ernst Е., Rand J.I., Stevinson С., 1998, Личко А. Е., 1985, Ковалев В. В., 1995, Зилов В. Г., 1997, 2001, 2003, Циркин С. Ю., 2000, Антропов Ю. Ф., 2001, Кулаков С. А., 2002, Захаров А. И., 2002, Смулевич А. Б., 2003).

По данным разных авторов, повышенные уровни депрессии и тревоги отмечены, по данным разных авторов, у 0,4 — 25% в детской популяции (Исаев Д.Н., 1999, Антропов Ю.Ф.- 2000, Шевченко Ю. С., Антропов Ю.Ф.- 2002). Рост числа депрессивных состояний обусловлен увеличением удельного веса именно неглубоких депрессий, в частности психогенных невротических форм (Angst J., 1983, Вертоградова О. П., 1990, Лакосина Н. Д., 1993, Александровский Ю. А., 1996, Северный А. А., 2003).

Известно, что в возникновении и формировании различных типов депрессивных нарушений у детей и подростков наряду с основными факторами (гипотимическим и онтогенетическим) принимают определенное участие различные факторы риска: биологические (минимальная дисфункция мозга и др.), генетические (наследственная отягощенность психическими заболеваниями и т. п.) и психосоциальные (различные формы неправильного воспитания в семье, школе и др.) факторы (Кендалл Ф., 2002, Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С., 2002).

Вопросы терапии депрессивных расстройств различного генеза остаются в фокусе внимания психиатров уже в течение многих лет. По мере накопления психофармакологических и клинических данных растет число антидепрессантов различного профиля действия, что диктуется ежегодным ростом числа больных, нуждающихся в дифференцированной терапии препаратами данной группы (Мазо Г. Э.- 2000). Особое место в ней занимают так называемые легкие антидепрессанты и транквилизаторы, в том числе растительного происхождения, отличием которых является хорошая переносимость, обусловленная минимальным количеством нежелательных эффектов наряду с достаточной эффективностью при лечении тревожно-депрессивной симптоматики невротического уровня (Бовин Р.Я., Иванов М. В., Мазо Г. Э. и соавт., 1995, Олейчик И. В., 2000).

Депрессивные нарушения у детей и подростков имеют определенные качественные особенности, что позволяет на основе преобладания одного из видов депрессивного аффекта подразделить их на: астенические, тревожные, тоскливые и смешанные (астенотревожные и тревожно-тоскливые). Наиболее частыми (Антропов Ю.Ф.- 2000) являются типологические варианты депрессии с тревожным компонентом. Выделение типологических вариантов, лежащих в основе депрессивных нарушений, позволяет обосновать дифференцированную антидепрессивную терапию НД в детско-подростковом возрасте. Проводимое на максимально ранних возрастных этапах адекватное эмоциональному состоянию комплексное лечение (психофармакои психотерапия, методы восстановительной медицины) является не только терапевтическим, реабилитационным, но и профилактическим средством, позволяющим предотвратить формирование хронических психических заболеваний в последующие возрастные периоды и во взрослой жизни (Вейн A.M., 1999, Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С., 2002, Северный А. А., 2003).

Однако применяемые для лечения депрессий невротического уровня у детей и подростков стандартные высокоэффективные синтетические антидепрессивные средства более часто, чем у взрослых, приходится отменять или заменять из-за побочных эффектов, которые, в свою очередь, также требуют лечения. Особенно остро эта проблема касается больных с аффективной патологией моложе 12−14 лет. Именно поэтому психотерапия и фитотерапия, вследствие их особенностей (Зилов В.Г., 1997, 2001, 2003, Вейн A.M., 2001, Кулаков С. А., 2002) и, в частности, семейная интегративная краткосрочная психотерапия и монотерапия препаратом ново-пассит, при лечении невротической депрессии легкой степени в детском и подростковом возрасте привлекает все большее число врачей, как общей, семейной практики, педиатров, так и неврологов, психиатров и психотерапевтов.

Цель исследования — сравнительная оценка эффективности не комплексного использования методов, интегративной семейной психотерапии и фитотерапии препаратом ново-пассит, а также их комплексного применения при НД у детей и подростков, в том числе в зависимости от возраста пациентов.

Задачи исследования:

1 Исследование степени эффективности применения препарата растительного происхождения ново-пассит при НД у детей и подростков.

2. Исследование степени эффективности семейной краткосрочной интегративной психотерапии (СКИПТ) в виде комплекса методов психотерапии: когнитивно-поведенческой, суггестивной терапии, аутогенной тренировки (КПТ, СТ и AT) при НД у детей и подростков.

3. Исследование степени эффективности комплексного одновременного применения препарата ново-пассит и семейной краткосрочной интегративной психотерапии при НД у пациентов детско-подросткового возраста.

4. Сравнительная оценка степени эффективности трех методов терапии между собой.

5. Сравнительная оценка эффективности трех данных методов лечения при НД у детей и подростков в зависимости от возрастной группы.

Научная новизна.

1. Впервые применен метод краткосрочной интегративной семейной психотерапии НД у пациентов детско-подросткового возраста.

2. Впервые применен препарат растительного происхождения ново-пассит в лечении данной патологии у детей и подростков.

3. Впервые даны дифференцированные показания к применению данных методов лечения в зависимости от возраста пациентов.

Практическая значимость.

1. Оптимизирован подход к нелекарственной терапии депрессивных расстройств невротического уровня у детей и подростков. Показана необходимость учета возраста при выборе метода лечения больных.

2. На основе установленных различий в динамике разных методов лечения депрессивных расстройств и неоднозначности их прогноза обоснована прогностическая значимость метода терапии данной патологии.

3. Полученный экспериментальный материал и его осмысление дает возможность разработать наиболее эффективные методы преодоления отклонений в развитии психической деятельности у этой группы детей и тем самым подготовить их к успешному обучению в школе или повысить успеваемость детей школьного возраста.

4. На основании полученных данных статистического анализа создается возможность разработать в дальнейшем комплекс профилактических мероприятий, направленных на снижение риска возникновения и повторения депрессивных расстройств в детском возрасте.

Положения, выносимые на защиту.

1. Препарат ново-пассит является эффективным средством лечения НД у детей и подростков.

2. Краткосрочная семейная интегративная психотерапия является достаточно эффективным методом лечения НД у детей и подростков.

3. Сочетанное применение препарата ново-пассит и семейной интегративной краткосрочной психотерапией является эффективным методом лечения НД у детей и подростков.

4. Наиболее эффективным методом лечения НД у детей и подростков является применение препарата ново-пассит в сочетании с семейной интегративной краткосрочной психотерапией, меньшая эффективность наблюдалась при монотерапии препаратом ново-пассит и еще меньшая — когда применялась только семейная интегративная краткосрочная психотерапия.

5. В возрастной группе 5−9 наиболее эффективен был препарат ново-пассит, в возрастной группе 10−15 — психотерапия, а комплексное лечение была одинаково эффективно в обеих возрастных группах детей и подростков.

Внедрение результатов исследования.

Результаты исследования внедрены в учебный процесс на кафедре: «Нелекарственные методы лечения и клиническая физиология» ФППО ММА им И. М. Сеченова. Также они используются в преподавании курсов «Психодиагностика», «Патопсихология», которые читаются для студентов факультета психологии Московского экономико-лингвистического института (МЭЛИ) — в учебных семинарах «Психологическая саморегуляция в работе с детьми и взрослыми», которые проводятся для психологов и педагогов в психолого-медико-социальном иентре (ПМСЦ) «Взаимодействие» ЮОУ МДО г. Москвы.

Апробация диссертации.

Апробация диссертации состоялась на кафедральной научно-методической конференции кафедры нелекарственных методов лечения и клинической физиологии ФППО ММА им. И М. Сеченова 22 мая 2003 года. Работа рекомендована к защите без повторной апробации.

Публикации: По материалам диссертации опубликовано 6 печатных работ.

Апробация работы. Работа обсуждалась на заседаниях кафедры нелекарственных методов лечения и клинической физиологии ФППО ММА им. И. М. Сеченова (2003), кафедры общей психологии факультета психологии Московского экономико-лингвистического института (2003). Основные результаты доложены на международной научной конференции «Проблемы идеальности в науке» (Москва- 2000), на Методическом совете ЦПМСС «Взаимодействие» ЮОУ МДО (Москва- 2001), на клинической конференции молодых ученых ФППО ММА «Актуальные вопросы клинической медицины» (Москва- 2002), на десятой международной научной конференции РУДН «Эколого-физиологические проблемы адаптации» (Москва, 2003).

Структура и объем диссертации

.

Диссертация изложена на 129 страницах печатного текста и состоит из введения, обзора литературы, описания материалов и методов исследования, результатов собственного исследования, обсуждения результатов исследования, заключения, выводов и списка литературы, содержащего 135 источников на русском и 75 на иностранном языках. Диссертация иллюстрирована 11 таблицами и 14 рисунками.

ВЫВОДЫ.

1. Препарат ново-пассит является эффективным средством лечения тревожной невротической депрессии у детей и подростков.

2. Краткосрочная семейная интегративная психотерапия является достаточно эффективным методом лечения невротической депрессии у детей и подростков.

3. Лечебное сочетание психотерапии и препарата ново-пассит является эффективным методом лечения депрессии невротического уровня у детей и подростков.

4. Наиболее эффективным методом лечения депрессии у детей и подростков являлось применение препарата ново-пассит в сочетании с семейной интегративной краткосрочной психотерапией, меньшая эффективность наблюдается при монотерапии препаратом ново-пассит и еще меньшая — когда применяется только семейная интегративная краткосрочная психотерапия (р<0,01).

5. В возрастной группе 5−9 лет более эффективно применение препарата ново-пассит, в возрастной группе 10−15 лет — семейной психотерапии (р<0,01), а сочетание данных методов лечения одинаково эффективно в обеих возрастных группах детей и подростков.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Препарат ново-пассит для лечения тревожной НД у детей и подростков рекомендуется применять в дозе 4 мл 3 раза в день в течение минимум 4-х недель.

2. Краткосрочную семейную интегративную психотерапию при ДРНУ в детско-подростковом возрасте следует проводить минимум 1 раз в неделю по 55 минут в течение 4-х недель.

3. Для лечения тревожной НД у детей и подростков рекомендуется комплексное лечениеприменение препарата ново-пассит в сочетании с семейной интегративной краткосрочной психотерапией, которое более эффективно, чем раздельная монотерапия данными методами.

4. При дифференцированном лечении тревожной НД у детей и подростков рекомендуется в возрастной группе от 5 до 9 лет использовать либо препарат ново-пассит, либо комплексную терапию.

5. В возрастной группе от 10 до 15 лет при дифференцированной терапии ДРНУ у детей и подростков рекомендуется применять либо семейную психотерапию, либо комплексное лечение.

6. Полученные данные могут быть рекомендованы для оптимизации индивидуализированной терапии и профилактики тревожно-депрессивных расстройств легкой степени (невротического уровня) в амбулаторно-поликлинических условиях у детей старшего дошкольного и школьного возраста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Л. Совершенствование лечения различных форм плоского лишая слизистой оболочки полости рта с учетом психологического статуса больных. Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 2001.
  2. А.В. Анализ синдромальной коморбидности депрессивных и обсессивно-фобических расстройств. // Журн соц. и клин, психиатр. 1994. — № 3. — с, 21−26.
  3. А.В. Проблемы синдромальной коморбидности депрессивных и обсессивно-фобических расстройств. Автореф. дис.. канд. мед. наук. -М, 1995.
  4. Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков. М., 2001.
  5. Ю.Ф. Особенности патогенеза и лечения аффективных нарушений пищеварительной системы у детей и подростков // Medical Market. 1996. — № 62. — с. 52 — 54.
  6. Ю.Ф., Морозов Г. В., Асанова Л. М., Шканов СМ. Лечение невротической депрессии с помощью крайне высоких частот электромагнитного излучения // Журн. невропатол. и психиатр. 1996. — № 4. — с.28−31.
  7. Ю.Ф., Смирнова НС. Депрессивные расстройства и кожная патология детей и подростков // Medical Market. 1997. — № 67. — с. 18−20.
  8. Ю.Ф., Шевченко Ю. С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. СПб., 2002.
  9. Н. К. Патологические формы девиантного поведения у детей с задержками психического развития: (Типология, динамика, клинич. предпосылки терапии и соц. адаптации). Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1988.
  10. Н. А. Особенности и лечение детей с вегето-сосудистой дистонией по гипотоническому и гипертоническому типу: (В условиях санатория). Автореф. дис.. канд. мед. наук. СПб., 1994.
  11. Г. 3. Депрессивные расстройства как причина школьной дезадаптации в подростковом возрасте. Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1996.
  12. П.В. Роль психопатологических расстройств в комплексе причин школьной неуспеваемости у учеников младших классов. Автореф. дис.. канд. мед. наук. -М., 2001.
  13. М., Ефимова Е., Круглов Б. «Почему учиться трудно?». М., 1998.
  14. М.А. Психическое здоровье женщин, страдающих пороками сердца и их детей. (Клинические, психосоциальные и психокоррекционные аспекты). Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1998.
  15. Н. О. Прогнозирование и профилактика нарушений здоровья младших школьников, обучающихся по экспериментальным программам. Автореф. дис.. канд. мед. наук. Иваново, 1998.
  16. Боброва Н А. Психосоматические расстройства у детей и подростков. Диагностика и лечение в условиях детской поликлиники (на модели гастроэнтерологической патологии). Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 2001.
  17. К. Полное руководство по детской психотерапии. М., 2002.
  18. А. М. Дифференцированная когнитивно-поведенческая терапия обсессивно-компульсивных расстройств. Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 2001.
  19. М.М. Вегетативные нарушения у больных неврозами (вопросы психотерапевтической коррекции). Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1994.
  20. Д.Ю. Клинико-патогенетические закономерности ситуационных расстройств депрессивного спектра. Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 2000.
  21. О.П. Тревожно-фобические расстройства и депрессия. М., 1998, с. 113−28.
  22. ВВ. Детские психоневрологические санатории и эффективность лечения в них детей школьного возраста с пограничными психическими расстройствами резидуально-органического генеза. Автореф. дис.. канд. мед. наук. М&bdquo- 1997.
  23. М. Ш. (общ. ред.). Клинические особенности детских эндогенных депрессий. Проблемы шизофрении детского и подросткового возраста. М., 1999.
  24. Е.Б. Психотерапия в комплексном лечении ювенильных маточных кровотечений. Автореф. дис.. канд. мед. наук. СПб., 2001.
  25. В.И. Практическая психотерапия. СПб., 1994.
  26. А.А. Эндогенные соматизированные депрессии у детей младшего школьного возраста. Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1995.
  27. ГланцС Медико-биологическая статистика. М., 1999
  28. Гончарова Г А. Метод комплексной оценки уровня психического здоровья учащихся: (Клинико-стагистический анализ, меры психогигиенической поддержки контингентов риска). М., 1997
  29. В.И., Александрович Ю. С. Качество жизни. СПб., 2001.
  30. В.А., Раюшкин В. А., Олейчик ИВ. и др. Фитотерапия умеренных депрессий препаратами зверобоя (аналитический обзор). // Психиатрия и психофармакотерапия. 2000. — № 2. — с. 184−187.
  31. А. В. Клинико-психопатологические особенности первых депрессивных эпизодов у подростков. Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 2002.
  32. В. А. Клиническая и судебная подростковая психиатрия. М., 2001.
  33. В. А. Психогенные расстройства у детей и подростков. М., 1996.
  34. Детская и подростковая психотерапия / Под редакцмей Д. Лэйна, Э. Мил пера. -СПб., 2081.
  35. Т.Б. К вопросу о дифференциальной диагностике депрессивных состояний в пубертатном возрасте // Журн. невропатоп. и психиатр. 1980. — № 2, — с. 237−42.
  36. Т.Б. Психогенные депрессии в подфостоовом и юношеском возрасте (клиника, патогенез и лечение). Автореф. дис. канд. мед. наук М., 1981.
  37. О. О. Клиника и психотерапия психогенных расстройств у детей при оперативном лечении хронического тонзиллита и аденоидных вегетаций. Автореф. дис.. канд. мед. наук М., 1992.
  38. Э.Б. Эффективность ново-пассита при астенических состояниях // Материалы 8-го Российского Национального Конгресса «Человек и лекарство».- М., 2001, с. 24−27.
  39. А.В. Гипнотерапия в коррекции состояния детей, больных детским церебральным параличом, гипердинамическим синдромом и логоневрозом. Автореф. дис.канд. мед. наук. М., 2002.
  40. А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 2000.
  41. А. И. Психологические факторы формирования неврозов у детей: (В связи с задачами патогенетической психотерапии). Автореф. дис.. д.-ра психол. наук. Л., 1991.
  42. М.Л. Исследование дисфункциональных отношений у больных неврозами и их динамики в процессе психотерапии. СПб., 2001.
  43. В.Г. Современные представления о методах комплементарной медицины // Сборник научных работ «Теория и практика комплементарной медицины» М., 1997, с 3−9.
  44. В.Г. Методы традиционной медицины с позиции фундаментальной медицинской науки // Труды межведомственного научного совета по экспериментальной и прикладной физиологии, том 10: «Физиологические основы здоровья студентов». М., 2001, с. 321−322.
  45. В.Г. Физиологические механизмы нелекарственной терапии в адаптации организма // Материалы XI Международного симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации». М., 2003, с. 203−204.
  46. И. Н. Лечение больных атопическим дерматитом методами психо- и рефлексотерапии. Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1994.
  47. С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков. Мн., 1999, 2001.
  48. Н. М., Северный А. А. Депрессия у детей и подростков, — М., 1999.
  49. Н.М. Эндогенные аффективные расстройства в детском возрасте. Автореф. дис. .д-ра мед наук. -М., 1989.
  50. Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб., 1996.
  51. P.P. Тренинг развития личности дошкольника. СПБ., 2002.
  52. В. А. Внутренняя картина болезни при расстройствах речи и ее роль в диагностике и психотерапии. Автореф. дис.. д-ра. мед. наук. СПб., 1996.
  53. Карвасарский Б Д. (общая редакция). Психотерапевтическая энциклопедия. -СПб., 1998.
  54. Ф. (общая редакция). Психотерапия детей и подростков. СПб., 2002,
  55. К. Аутогенная тренировка. М., 2002.
  56. М. М. Реабилитация детей с бронхо-легочной патологией в условиях поликлиники. Автореф. дис.. канд. мед. наук. Ижевск, 1996.
  57. Т.Л. Вековые традиции народной медицины в современных седативных и анксиолитических лекарственных средствах. // Материалы 8-го Российского Национального Конгресса «Человек и лекарство».- М., 2001, с. 8−22.
  58. В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995.
  59. И.А., Буреломова И. В., Симашкова Н. В., Жукова ОН. Опыт применения ново-пассита у подростков с психической патологией. // Материалы 8-го Российского Национального Конгресса «Человек и лекарство».- М., 2001, с. 45−47.
  60. Ю. В. Эмоционально-стрессовая гипнотерапия в комплексном лечении неврозов. Автореф дис.. канд. мед. наук. М., 1997, С. 29.
  61. Е. В. Дистимические депрессии (психопатология, типологическая дифференциация, терапия). Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1999.
  62. Кондратенко В Т., Донской Д. И. Общая психотерапия: учебное пособие. -Мн&bdquo- 1997.
  63. Е. А., Голубев В. Л. Сновидения при неврозах у детей и подростков. //Журн. неврол. и психиатр. 1996. — Том 96. — № 3. — с. 29−31.
  64. Е. А. Сновидения при невротических расстройствах у детей и подростков. Автореф. дис.. канд. мед. наук. -М., 1997.
  65. Е. А. Ново-пассит в терапии психовегетативного синдрома больных с невротическими расстройствами. // Материалы 10-го Российского Национального Конгресса «Человек и лекарство». М., 2003, с. 45−47.
  66. А. Г. Психосоматические (функциональные) нарушения пищевого поведения у детей первого года. Автореф. дис.. канд. мед. наук. СПб., 1996, с. 136.
  67. А. В. Художественно-пластические формы арттерапии в комплексном лечении нервно-психических расстройств у детей и подростков. // Шк. здоровья. -1997. Том 4. — № 2. — с. 30−38.
  68. В. А. Реабилитация здоровья детей с хронической патологий органов пищеварения в условиях дневного стационара поликлиники. Автореф. дис.. канд. мед. наук. Новосибирск, 1999.
  69. С.В. Нарушения полоролевой идентичности в семьях детей и подростков, страдающих пограничными нервно-психическими расстройствами: (В связи с задачами групповой и семейной психотерапии). Автореф. дис.. канд. мед. наук. СПб., 2000.
  70. С. А. Когнитивно-поведенческая психотерапия как метод лечения и психопрофилактики личностных расстройств у детей и подростков // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В. М. Бехтерева. 1995. — № 2. — с. 27−29.
  71. С.А. Личностно-ориентированная психопрофилактика пограничных психических расстройств у детей и подростков. Автореф. дис.. д-ра. мед. наук. -СПб., 1997.
  72. И.Ю. Патопсихология: теория и практика. М., 2000.
  73. B.C., Решетников М М. Аутогенная тренировка. Л., 1986.
  74. А.Ф., Миронычев Г. Н. Возможности препарата ново-пассит при лечении соматоформной вегетативной дисфункции. // Материалы 8-го Российского Национального Конгресса «Человек и лекарство».- М., 2001, с. 53−56.
  75. Е.К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. -СПб., 2002.
  76. Г. Х. Социально-гигиеническое исследование неврозов у детей в условиях крупного города: (на примере Ленинграда). Автореф. дис.. канд. мед. наук. Л., 1990.
  77. Макаров В В. Избранные лекции по психотерапии. М., 1999.
  78. В. А. Музыкотерапия в комплексной терапии детей с нарушениями психического развития. Автореф. дис.. канд. мед. наук Новосибирск, 2001.
  79. МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии. СПб., 2001.
  80. Н.Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. Ростов н/Д, 2000.
  81. И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб., 2002.
  82. В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическая руководство. М., 2002.
  83. В. А. Сочетанное применение психотерапии и рефлексотерапии в комплексном лечении хронических заболеваний органов гастродуоденальной зоны у детей. Автореф. дис.. канд. мед. наук. Харьков, 1990.
  84. Ю.Б. Аффективные расстройства в структуре подростковых психопатоподобных синдромов. Автореф. дис. .канд. мед. наук. -М., 1993.
  85. Д.П. Натуральное седативное средство в психиатрии и соматической медицине. // Психиатрия и психофармакотерапия. 1999. — № 1. — с. 30−34.
  86. Н.Б. Острые аффективные реакции у несовершеннолетних с психогенным развитием личности. Автореф. дис. .канд. мед. наук. М., 1986.
  87. С.Н. Применение современных антидепрессантов в терапии депрессий. // Психиатрия и психофармакотерапия. 2000. — № 1. — с. 23−28.
  88. Т.Ф. Терапия творчеством в социально-психологической реабилитации детей-инвалидов с ампутационными дефектами конечностей. Автореф. дис.. канд. мед. наук. СПб., 1999.
  89. Мухаметзянова Д А. Клинические особенности формирования невротических расстройств у детей в зависимости от антиципационных параметров их психической деятельности. Автореф. дис.. канд. мед. наук. Казань, 1998.
  90. Н. В. Феноменология, диагностика, терапия нарушений сна у детей. Автореф. дис.. канд. мед. наук М. 1997, с. 20.
  91. Л.Л. Невротические нарушения у соматически ослабленных детей дошкольного возраста. Автореф. дис.. канд. мед. наук. Пермь, 1994.
  92. И.М. Психологическая диагностика, коррекция и профилактика патогенных эмоциональных состояний у младших школьников. Автореф. дис.. д-ра. психол. наук. СПб., 2001.
  93. А.А. Депрессии при хронических синуситах. Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 2001.
  94. М.В. Клинико-физиологические особенности синдрома вегетативной дисфункции у детей с неврозоподобными нарушениями и метод их лечения. Автореф. дис.. канд. мед. наук. СПб., 1998.
  95. В.Л. Клинико-патогенетические закономерности формирования невротических расстройств у детей. Автореф. дисс. д-ра. мед. наук. СПб, 1992.
  96. С.В. Сравнительная эффективность различных видов лечения психогенных депрессий. Автореф. дис.. канд. мед. наук. СПб., 1999.
  97. Ю.В. Лечение обсессивно-компульсивного расстройства у детей и подростков. // Тсихиатрия и психофармакотерапия. 1999. — № 2. — с. 24 -25.
  98. В. И. Клинические формы психогенных депрессий в подростковом и юношеском возрасте и их судебно-психиатрическая оценка. Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1982.
  99. А.А. Психопатологическая и социально-психологическая оценка факторов риска школьной дезадаптации на основе клинико-психологической игровой диагностической методики. Автореф. дис.. канд. мед. наук. Челябинск, 2000.
  100. Т.М., Трушина И. А., Куркина С. А. Резидуальные энцефаломиелопатии перинатального генеза: перспективы лечения ново-пасситом. // Материалы 8-го Российского Национального Конгресса «Человек и лекарство». М., 2001.
  101. Т.М., Федорович Л. А., Трушина И. А., Куркина С. А. Резидуальные энцефаломиелопатии перинатального генеза: перспективы лечения ново-пасситом. // Сборник материалов X Конференции «Нейроиммунология». М., 2002, с. 4.
  102. М. Помощь трудным детям. М., 1987.
  103. X. (общая редакция) Психотерапия детей и подростков. М., 2000.
  104. Ромен, А С. (общая редакция) Психическая саморегуляция. Алма-Ата, 1974.
  105. В. Психотерапия семьи. СПб., 2001.
  106. А.А. и соавт. Эндогенная депрессия. Иркутск, 1992.
  107. П.И., Парняков А. В. Введение в клиническую психологию: Т. 1-П.: Учебник для студентов медицинских вузов. М., 2000.
  108. В.А. Пограничные психические расстройства у детей и подростков с хроническими болезнями пищеварительной системы: (Клиника, систематика, лечение, психопрофилактика). Автореф. дис.. канд. мед. наук. -М., 1988.
  109. С. А. Клиническая динамика и терапия психических расстройств у подростков-девочек в постсуицидальном периоде. Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 2000.
  110. А.Б. Пограничная психическая патология в общемедицинской практике. М., 2000.
  111. А.Б. Депрессии в общемедицинской практике. М., 2000.
  112. С.Я., Замотаев И. П. Справочник по лекарственным растениям (фитотерапия). М., 1993.
  113. А.Д. Нелекарственные методы лечения депрессии. // Психиатрия и психофармакотерапия. 2000. — № 1.-е. 34−39.
  114. А.Ф. Нейро-вегетативные и психоэмоциональные нарушения при гастродуоденитах и язвенной болезни у детей и обоснование тактики лечения, Автореф. дис. .канд. мед. наук. Красноярск, 1992.
  115. Сосюкало О Д. Аффективная патология у детей и проблема девиантного поведения. // Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста. -Ташкент. 1984.-е. 187−189.
  116. Л.Ф. Клиническая динамика и реабилитация пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков, проживающих в неблагоприятных экологических условиях. Автореф. дис.. канд. мед. наук. Томск, 1998.
  117. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М., 1959, Т. 1−2.
  118. И.Н. Психопатоподобные эквиваленты депрессии при шизофрении у детей и подростков. Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1985.
  119. С.Н. Основы фитотерапии. М., 1999.
  120. С.Н. Рациональная фитотерапия. М., 2000.
  121. Т.В., Киселева Т. Л. Сравнительная эффективность раствора и таблетированной формы ново-пассита. // Материалы 8-го Российского Национального Конгресса «Человек и лекарство». М., 2001, с. 72−76
  122. Г. К. Детская психиатрия. М., 1973.
  123. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 2001.
  124. С.Ю. (общая редакция). Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб., 2000.
  125. С.И. Интегративная психотерапия и психопрофилактика при невротических и психопатических расстройствах у детей и подростков. Автореф. дис.. канд. мед. наук. СПб., 1994.
  126. В.В. Пограничные психические расстройства у учащихся-подростков и их прогностическое значение. Автореф. дис... канд. мед. наук. М., 1988.
  127. А.А., Мартюшов А. Н. Краткое руководство по использованию МКБ-10 в психиатрии и наркологии. М., 2000.
  128. Ю.С., Добридень В. П. Онтогенетически- ориентированная психотерапия (методика ИНТЭКС). М., 1998.
  129. Ю.С., Антропов Ю. Ф. Психосоматические расстройства у детей и подростков. М., 2000.
  130. Э.Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2001.
  131. О.В. Клиника, медико-психологическая коррекция и профилактика пограничных нервно-психических расстройств у школьников-подростков. Автореф. дис.. канд. мед. наук. Новосибирск, 2001.
  132. Ablon J.S. Validity of controlled cinical trials of psychotherapy: findings from the NIMH Treatment of Depression Collaborative Research Program. Am J Psychiatry- 2002 May- Vol. 159 (5), pp. 775−83.
  133. Allen-Eckert H. Development of the family therapy enactment rating scale. Fam Process- 2001 Winter- Vol. 40 (4), pp. 469−78.
  134. Anbar R.D. Hypnosis as a diagnostic modality for vocal cord dysfunction. Pediatrics- 2000 Dec- Vol. 106 (6), pp. E81.
  135. Anbar R.D. Self-hypnosis for management of chronic dyspnoe in pediatric patients. Pediatrics- 2001 Feb- Vol. 107 (2), pp. E21.
  136. Asarnow J R. Depression in youth: psychosocial interventions. J Clin Child Psychol- 2001 Mar- Vol. 30 (1), pp. 33−47.
  137. Ashton R.C. The effects of self-hypnosis on quality of life following coronary artery bypass surgery: preliminary results of a prospective, randomized trial. J Altern Complement Med- 1995 Fall- Vol. 1 (3), pp. 285−90.
  138. Barrett P. Do parent and child behaviors differentiate families whose children have obsessive-compulsive disorder from other clinic and non-clinic families? J Child Psychol Psychiatry- 2002 Jul- Vol. 43 (5), pp. 597−607.
  139. Blay S.L. Effectiveness of time-limited psychotherapy for minor psychiatric disorders: randomized controlled trial evaluating immediate v. long-term effects // Br J Psychiatry- 2002 May- Vol. 180, pp. 416−22.
  140. Brent D. A. Compliance with recommendations to remove firearms in families participating in a clinical trial for adolescent depression. J. Am Acad Child Adoiesc Psychiatry- 2000 Oct- Vol. 39 (10), pp. 1220−6.
  141. Brent D.A. Subsyndromal depression in adolescents after a brief psychotherapy trial: course and outcome. J Affect Disord- 2001 Mar- Vol. 63 (1−3), pp. 51−8.
  142. Cala S., Crismon M L., Baumgartner J. A survey of herbal use in children with attention-deficit-hyperactivity disorder or depression. Pharmacotherapy 2003 Feb- 23 (2), pp. 222−30.
  143. Calam R. Maternal expressed emotion, attributions and depression and entry into therapy for children with behavior problems. Br J Clin Psychol- 2002 Jun- Vol. 41 (Pt 2), pp. 213−6.
  144. Carlson G.A. The challenge of diagnosing depression in childhood and adolescence. J Affect Disord- 2000 Dec- Vol. 61 Suppl 1, pp. 3−8.
  145. Chalder T. Family cognitive behaviour therapy for chronic fatigue syndrome: an uncontrolled study. Arch Dis Child- 2002 Feb- Vol. 86 (2), pp. 95−7.
  146. Clarke G.N. A randomized trial of a group cognitive intervention for preventing depression in adolescent offspring of depressed parents. Arch Gen Psychiatry- 2001 Dec- Vol. 58 (12), pp. 1127−34.
  147. Coffey E.P. The heart of the matter: an essay about the effects of managed care on family therapy with children. Fam Process- 2001 Winter- Vol. 40 (4), pp.385−99.
  148. Cottrell D. Practitioner review: The effectiveness of systemic family therapy for children and adolescents. J Child Psychol Psychiatry- 2002 Jul- Vol. 43 (5), pp. 573−86.
  149. Darnley B. All you need is cognitive behaviour therapy? Integrated biopsychosocial approach will be treatment of choice. BMJ- 2002 Jun 22- Vol. 324 (7352), pp. 1522.
  150. Dattilio F.M. Homework assignments in couple and family therapy. J Clin Psychol- 2002 May- Vol. 58 (5), pp. 535−47.
  151. Davidson J R., Morrison R.M., Shore J., Davidson R.T. Homeopathic treatment of depression and anxiety. Alternative therapies in health and medicine- 1997 Jan- 3(1), pp. 469.
  152. Dhavale H.S. Depression in children and adolescents. J Indian Med Assoc- 2001 Jan- Vol. 99 (1), pp. 34−5, 38.
  153. Diamond G. Current status of family intervention science. Child Adolesc Psychiatr Clin N Am- 2001 Jul- Vol. 10 (3), pp. 641−61.
  154. Elliott A.J. Acceptability of treatments for trichotillomania. Effects of age and severity. Behav Modif- 2002 Jul- Vol. 26 (3), pp. 378−99.
  155. Ernst E., Rand J.I., Stevinson C. Complementary therapies for depression: an overview. Archives of general psychiatry- 1998 Nov- 55 (11), pp. 1026−32.
  156. Freres D.R. Preventing depressive symptoms in middle school students, the Penn Resiliency Program. Int J Emerg Ment Health- 2002 Winter- Vol. 4(1), pp. 31−40.
  157. Goodyear I.A. et al. Depression in children part II. Harvard Mental Health Letter- 2002 March, Vol. 18, Issue 9.
  158. Harrington R., Whittaker J., Shoebridge P. Psychological treatment of depression in children and adolescents. Br J Psychiatry- 1998- № 173, pp. 291−8.
  159. Hazell P. Depression in children and adolescents. J Am Fam Physician- 2003 Feb 1- 67 (3), pp. 577−9.
  160. Ikezuki M., Shinrigaku K. Development of Autogenic Training Clinical Effectiveness Scale. J Consult Clin Psychol- 2002 Feb- Vol. 72 (6), pp. 475−81.
  161. James A C. The treatment of bipolar disorder in children and adolescents. J Child Psychol Psychiatry- 2001 May- Vol. 42 (4), pp. 439−49.
  162. John T. Depressive disorders in the child and adolescent population. Indian Pediatr- 2001 Nov- Vol. 38 (11), pp. 1211−6.
  163. Johnson L.N. The therapeutic alliance in home-based family therapy: is it predictive of outcome? J Marital Fam Ther- 2002 Jan- Vol. 28 (1), pp. 93−102.
  164. Kazdin A.E. Psychotherapy for children and adolescents. Annual Review Psychol- 2003- 54 (1), pp. 253−76.
  165. Ketterhagen D. Self-hypnosis: alternative anesthesia for childbirth. Am J Matern Child Nurs- 2002 Nov-Dec- Vol. 27 (6), pp. 335−40.
  166. King M. Effectiveness of teaching general practitioners skills in brief cognitive behavior therapy to treat patients with depression, randomized controlled trial. BMJ- 2002 Apr 20- Vol. 324 (7343), pp. 947−50.
  167. Kohen D P. Hypnotherapeutic management of pediatric and adolescent trichotillomania. J Dev Behav Pediatr- 1996 Oct- Vol. 17 (5), pp.328−34.
  168. Kolko D.J. Cognitive and family therapies for adolescent depression: treatment specificity, mediation, and moderation. J Consult Clin Psychol- 2000 Aug- Vol. 68 (4), pp. 603−14.
  169. Krampen G. Optimizing the learning process in short-term autogenic training by practice protocols Z Klin Psychol Psychopathol Psychother- 1991- Vol. 39 (1), pp. 33−45.
  170. Luby J.L., HefFelfinger A.K., Mrakotsky C., Brown K M., Hessler M.J., Wallis J.M., Spitznagel E.L. The clinical picture of depression in preschool children. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry- 2003 Mar- 42 (3), pp. 340−8.
  171. Madrid A. Subjective assessment of allergy relief following group hypnosis and self-hypnosis: a preliminary study. Am J Clin Hypn- 1995 Oct- Vol. 38 (2), pp 80−6.
  172. Marks I.M. The maturing of therapy. Some brief psychotherapies help anxiety/depressive disorders but mechanisms of action are unclear. Br J Psychiatry- 2002- Mar- Vol. 180, pp. 200−4
  173. MartHnez-Taboas A. The role of hypnosis in the detection of psychogenic seizures. Am J Clin Hypn- 2002 Jul- Vol. 45 (1), pp. 11−20.
  174. McCleary L. Parental expressed emotion in depressed adolescents: prediction of clinical course and relationship to comorbid disorders and social functioning. J Child Psychol Psychiatry- 2002 Jul- Vol. 43 (5), pp. 587−95.
  175. McKendree-Smith N.L., Floyd M., Scogin F.R. Self-administered treatments for depression: A review. J Clin Psychol 2003- Mar- 59 (3), pp. 275−88.
  176. McWey L.M. The practice of clinical research in accredited marriage and family therapy programs. J Marital Fam Ther- 2002 Jan- Vol. 28 (1), pp. 85−92.
  177. Michael K.D., Crowley S.L. How effective is treatments for child and adolescent depression? A meta-analytic review. Clin Psychol Review- 2002 March- 22 (2), pp. 247 -69.
  178. Nissen G. Depressive Syndrome im Kindes und Adolescence. Stockholm, 1972.
  179. Peveler R. Depression in medical patients. BMJ- 2002 Jul 20- Vol. 325 (7356), pp. 149−52.
  180. Plomin R. Associations between behaviour problems and verbal and nonverbal cognitive abilities and disabilities in early childhood. J Child Psychol Psychiatry- 2002 Jul- Vol. 43 (5), pp. 619−33.
  181. Rapee R.M. The influence of comorbidity on treatment outcome for children and adolescents with anxiety disorders. Behav Res Ther- 2003 Jan- Vol. 41 (1), pp. 105−12.
  182. RetzlaffR. Behandlungstechniken in der systemischen Familientherapie mit Kindern. Prax Kinderpsychol Kinderpsychiatr- 2002 Dec- 51 (10), pp. 792−810.
  183. Sensky T. All you need is cognitive behavior therapy? Critical appraisal of evidence base must be understood and respected. BMJ- 2002 Jun 22- Vol. 324 (7352), p. 1522.
  184. Sexson S B. Attachment and depression. Implications for family therapy. Child Adolesc Psychiatr Clin N Am- 2001 Jul- Vol. 10 (3), pp. 465−86.
  185. Shoaf T.L. Childhood depression: diagnosis and treatment strategies in general pediatrics. Pediatr Ann- 2001 Mar- Vol. 30 (3), pp. 130−7.
  186. Sholevar G.P. Family therapy for conduct disorders. Child Adolesc Psychiatr Clin N Am- 2001 Jul- Vol. 10 (3), pp. 501−17.
  187. Son S.E., Kirchner J.T. Depression in children and adolescents // J Am Fam Physician- 2000 Nov 15- 62 (10), pp. 2297−308, 2311−2.
  188. Stein D. Parent-child bonding and family functioning in depressed children and children at high risk and low risk for future depression. J. Am Acad Child Adolesc Psychiatry- 2000 Nov- Vol. 39 (11), pp. 1387−95.
  189. Stein D. Predictors of parent-rated credibility in a clinical psychotherapy trial for adolescent depression. J Psychother Pract Res- 2001 Winter- Vol. 10 (1), pp. 1−7.
  190. Thomson L. Hypnosis for habit disorders. Helping children help themselves. Adv Nurse Pract- 2002 Jul- Vol. 10 (7), pp. 59−62.
  191. Van der Geest J.N. Gaze behavior of children with pervasive developmental disorder toward human faces: a fixation time study. J Child Psychol Psychiatry- 2002 Jul- Vol. 43 (5), pp. 669−78.
  192. Vandenberg B. Hypnotic responsivity from a developmental perspective: insights from young children. Int J Clin Exp Hypn- 2002 Jul- Vol. 50 (3), pp. 229−47.
  193. Von Gontard A., Lehmkuhl G. In Process Citation J. Prax Kinderpsychol Kinderpsychiatr- 2003 Jan- 52 (1), pp. 35−48.
  194. Von Gontard A., Lehmkuhl G. Spieltherapien-Psychotherapien mit dem Medium des Spiels: II. Neue Entwicklungen. Prax Kinderpsychol Kinderpsychiatr 2003 Feb- 52 (2), pp. 88−97.
  195. Wachtel E.F. The language of becoming, helping children change how they think about themselves. Fam Process- 2001 Winter- Vol. 40 (4), pp. 369−84.
  196. Wagner K.D. Cognitive factors related to suicidal ideation and resolution in psychiatrically hospitalized children and adolescents. Am J Psychiatry- 2000 Dec- Vol. 157 (12), pp. 2017−21.
  197. Wark D.M. Teaching college students better learning skills using self-hypnosis. Am J Clin Hypn- 1996 Apr- Vol. 38 (4), p. 277−87.
  198. Webster D.C. Self-care strategies used for acute attack of interstitial cystitis. Urol Nurs- 1995 Sep- Vol. 15 (3), pp. 86−93.
  199. Wehmeier P.M. Depressive disorders in children and adolescents. Versicherungsmedizin- 2001 Mar 1- Vol. 53 (1), pp. 18−21.
  200. Weller E.B. Treatment options in the management of adolescent depression. J Affect Disord- 2000 Dec- Vol. 61 Suppl 1, pp. 23−8.
  201. Whitehouse W.G. Psychosocial and immune effects of self-hypnosis training for stress management throughout the first semester of medical school. Psychosom Med- 1996 May-Jun- Vol. 58 (3), pp. 249−3.
  202. Williamson D.E. Birmaher B. Childhood and adolescent depression. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry- 1996- 35 (12): 1575−83.
  203. Williamson D.E. Atypical symptoms of depression in a sample of depressed child and adolescent outpatients. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry- 2000 Oct- Vol. 39 (10), pp. 1253−9.
  204. Young A.R. Young adult academic outcomes in a longitudinal sample of early identified language impaired and control children. J Child Psychol Psychiatry- 2002 Jul- Vol. 43 (5), pp. 635−45.
  205. Zalsman G. Hypnosis provoked pseudoseizures. a case report and literature review. Am J Clin Hypn- 2002 Jul- Vol. 45 (1), pp. 47−53.
  206. Zeltzer L.K. A phase I study on the feasibility and acceptability of an acupuncture/hypnosis intervention for chronic pediatric pain. J Pain Symptom Manage- 2002 Oct- Vol. 24 (4), pp. 437−46.
Заполнить форму текущей работой