Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка и обеспечение прочности профильных неподвижных неразъемных соединений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработанный и внедренный комплекс мероприятий в условиях изготовления и ремонта авиационных двигателей, гусеничных и других машин, замена дорогостоящих подшипников качения на подшипники скольжения с профильными опорными поверхностями охватывающего элемента, внедрение неразрушающих методов контроля неподвижных соединений позволили получить достаточно большой технико-экономический эффект… Читать ещё >

Содержание

  • ОСНОВНЬЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
  • 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЧНОСТИ НЕПОДВИЖНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
    • 1. 1. Анализ дискретности контакта поверхностей неподвижных соединений
    • 1. 2. Основы расчета прочности неподвижных соединений НС')
    • 1. 3. Определение деформаций охватываюдего и охватываемого элементов неподвижного соединения
    • 1. 4. Расчетная модель цилиндрического неподвижного соединения
    • 1. 5. Безмоментная симметричная деформация оболочек вращения
    • 1. 6. Выводы по обзору существующего состояния проблемы прочности неподвижных соединений и постановка задачи
  • 2. КОНТАКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НЕПОДВИЖНОГО СОЕДИНЕНИЯ
    • 2. 1. Контактное взаимодействие трущихся поверхностей
    • 2. 2. Напряжения, деформации и кинематика раскрытия стыка в соединении
    • 2. 3. Взаимодействие атомов в металлических соединениях
    • 2. 4. Контактная разность потенциалов
    • 2. 5. Анализ разрушения приповерхностных слоев в неподвижном соединении
    • 2. 6. Сближение и опорная площадь поверхности сопрягаемых тел
    • 2. 7. Методика и аппаратура исследования влияния рельефа на площадь опорной поверхности
    • 2. 8. Моделирование процесса контактирования
    • 2. 9. Методика испытаний на разрушение
    • 2. 10. Влияние микрорельефа на натяг и площадь опорной поверхности
    • 2. 11. Экспериментальное исследование влияния шероховатости на площадь опорной поверхности
    • 2. 12. Результаты эксперимента и их обсуждение
    • 2. 13. Условие надежности ННС
    • 2. 14. Проверка влияния погрешностей формы сопряженных деталей на прочность соединения
  • Выводы
  • 3. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРУГОПЛАСТИЧЕСКОГО ДЕФОРМИРОВАНИЯ ННС
    • 3. 1. Описание процесса упругопластического деформирования охватываемого элемента
    • 3. 2. Уравнение энергии процесса деформирования
    • 3. 3. Уравнение энергии при относительном движении источника деформаций (инструмента) и деформируемого элемента
    • 3. 4. Постановка задачи деформирования
    • 3. 5. Поле перемещений наружной поверхности охватываемого элемента цилиндрического соединения малого диаметра
    • 3. 6. Поле перемещений наружной поверхности охватываемого элемента цилиндрического соединения большего диаметра. 187 Вывода
  • 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЧНОСТИ ПРОФИЛЬНЫХ НЕПОДВИЖНЫХ НЕРАЗЪЕМНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
    • 4. 1. Напряженно-деформированное состояние цилиндрического кольца при внутреннем последовательном нагружении
    • 4. 2. Упругопластические деформации цилиндрического кольца при внутреннем последовательном нагружении
    • 4. 3. Упругопластические деформации втулки профильного неподвижного соединения при сборке дорнованием
    • 4. 4. Остаточные деформации деталей профильного неподвижного соединения при сборке дорнованием
    • 4. 5. Формирование профиля на внешней поверхности втулки неподвижного соединения методом дорнования
    • 4. 6. Влияние физико-механических свойств и геометрических параметров элементов соединения на площадь опорной поверхности
  • Выводы
  • 5. МЕТОДОЛОГИЯ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ ПРОЧНОСТИ ПРОФИЛЬНЫХ И ДРУТЖ НЕПОДВИЖНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ПО КОСВЕННЫМ ПРИЗНАКАМ
    • 5. 1. Аналитический обзор существующих методов контроля неподвижных неразъемных соединений
    • 5. 2. Теоретические основы неразрушакщего способа контроля
  • Выводы
    • 5. 3. Анализ погрешностей формы отверстия

Разработка и обеспечение прочности профильных неподвижных неразъемных соединений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Интенсификация хозяйственной деятельности выдвигает новые требования к технике, режимы эксплуатации которой все более усложняются.

Современная техника требует решения ряда задач повышения прочности и работоспособности деталей машин и конструкций, в том числе неподвижных соединений, при одновременном снижении материалоемкости. Совместное решение этих задач требует более тщательного анализа влияния геометрических факторов, физико-механических свойств материалов сопрягаемых деталей при различных условиях сборки. Экономическое и социальное развитие нашей страны требует совершенствования конструкций проектируемой и эксплуатируемой техники, повышения производительности ее изготовления.

Несмотря на значительные результаты, достигнутые как в изучении природы перемещений и деформаций в контакте твердых тел, так и в расчетах соединений разнообразных форм, ряд задач, имекздих большую практическую ценность, остаются нерешенными.

Теоретические и прикладные исследования в области повышения эксплуатационной надежности неподвижных соединений — разъемных и неразъемных (прессовых, резьбовых, профильных, заклепочных и др.), выполненные в последние десятилетия, выявили перспективные пути решения этой проблемы. Одним из таких путей является разработка методов увеличения площади опорной поверхности сопрягаемых деталей соединения, методов расчета напряженно-деформированного состояния соединений с упругопластиче-ским деформированием одного из сопрягаемых элементов при заданных микрои макродискретностях рельефа поверхности другого элемента.

В диссертации представлены результаты исследований в области разработки способов определения и увеличения площади опорной поверхности, методов расчета соединений, испытывающих переменное воздействие внешних сил. В качестве объектов исследования выбраны цилиндрические соединения, пластичность охватываемых элементов которых значительно больше пластичности охватывающих элементов.

На практике большинство профильных соединений применяются подвижными, и незначительная часть (замковые соединения) — неподвижными. Большинство неподвижных соединений — соединений с натягом представляют собой напряженные посадки цилиндрической, конической, а иногда эллиптической формы. Одной из причин ограниченного применения неподвижных соединений в качестве подшипников скольжения является недостаточная прочность соединений деталей, изготовленных из материалов с различными физико-механическими свойствами.

Исследования, проводимые отечественными учеными: Шнейде-ром Ю.Г. [178,179], Ильяшенко A.A. [28,29], Максаком В. И. [75,76, 77], Корсаковьм B.C. [58,59] и их учениками, в области обеспечения необходимой прочности неподвижных соединений, позволили определить направления дальнейших исследований в этой области. Работы по повышению прочности, надежности и долговечности неподвижных соединений имеют большое народно-хозяйственное значение.

Цель данной работы заключается в разработке теоретических основ обеспечения прочности профильных неподвижных соединений и в создании на их основе методик расчета неподвижных соединений с деформируемыми охватываемыми элементами.

Выполненные в работе исследования основывались на научных положениях теории деформаций и напряжений, устанавливающих связь между геометрическими соотношениями микрои макрорельефа поверхности и площадью опорной поверхности с учетом физико-механических свойств материала, характера нагружения и совместности перемещений на участке контактирующей поверхности и за его пределами.

В связи с этим решались следующие задачи.

1. Изучение известных и создание эффективных методов определения площади опорной поверхности (фактической площади контакта) .

2. Разработка способов увеличения площади опорной поверхности сопрягаемых элементов неподвижного соединения и повышение прочности соединения за счет создания упорядоченного рельефа поверхности сопряжения одного из элементов соединения.

3. Разработка методов расчета напряженно-деформированного состояния профильного неподвижного соединения при условии переменного воздействия внешних сил с учетом податливости и совместности перемещений на участке контактирукхцей поверхности и за его пределами.

4. Разработка и внедрение конструкции профильного неподвижного соединения с упорядоченным рельефом поверхности одного из сопрягаемых элементов.

5. Разработка и внедрение методов неразрушаицего контроля прочности профильных и «гладких» неподвижных соединений.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Совершенствование теоретических основ контактного взаимодействия элементов неподвижного соединения с упорядоченным и стохастическим рельефом сопрягаемых поверхностей.

2. Описание влияния основных конструктивных и технологических факторов на прочность и несущую способность соединения, поверхность одного из элементов которого имеет заданный упорядоченный рельеф, отображающийся на поверхности сопряжения элемента, подвергаемого упругопластическому деформированию.

3. Предложена математическая модель преобразования поверхности сопряжения, при котором каждая точка поверхности деформируемого элемента смещается по нормали к поверхности на расстояние ограниченное профилем опорной поверхности с учетом ее податливости в процессе деформирования элементов соединения.

4. Предложена методика проектирования профильных неподвижных соединений с минимальной толщиной сечения одного из элементов, эквивалентных по сопротивлению внешней нагрузке соединениям с «гладкими» поверхностями сопряжения, толщина сечения одного из элементов которых многократно превышает толщину сечения элементов профильных соединений с упорядоченным рельефом поверхности.

5. Разработан способ определения величин перемещений участков поверхностей сопряжения и участков поверхностей, определяющих форму соединения, удаленных от индентора нагружения на расстояние, многократно превышающее толщину сечения элемента соединения.

6. Предложен метод неразрушающего контроля прочности профильных и цилиндрических неподвижных соединений по косвенным признакам, изменяющимся по величине под действием внешней нагрузки и других факторов.

Практическая ценность работы заключается в широком применении способов создания профильных неподвижных соединений высокопроизводительными экологически безопасными технологиями. Незначительные конструктивные особенности соединений позволяют уменьшить материалоемкость деталей и соответственно затраты на материалы.

При разработке технологических процессов изготовления элементов соединения появляется возможность исключить дорогостоящие финишные операции, а совмещение операций механической обработки поверхностей и сборки деталей позволяет осуществить замену материалоемких и трудоемких соединений с натягом профильными неподвижными соединениями. Разработанный неразрушаю-щий контроль позволяет определить состояние соединения как в процессе изготовления, так и в процессе эксплуатации, а также прогнозировать уровень работоспособности узла на ближайший период эксплуатации.

Разработанный и внедренный комплекс мероприятий в условиях изготовления и ремонта авиационных двигателей, гусеничных и других машин, замена дорогостоящих подшипников качения на подшипники скольжения с профильными опорными поверхностями охватывающего элемента, внедрение неразрушающих методов контроля неподвижных соединений позволили получить достаточно большой технико-экономический эффект, заключающийся в повышении прочности и надежности соединений, и уменьшении затрат на материалы и изготовление сборочных единиц. Результаты исследований внедрены на ОМПО им. П. И. Баранова, Смском заводе транспортного машиностроения, Свердловском авиаремонтном заводе, Челябинском тракторном заводе.

Научные разработки диссертации внедрены в учебном процессе и используются при чтении курса «Теория надежности машин», а также в курсовом и дипломном проектировании.

1. СОСТОЯНИИ ПРОБЛЕМЫ ПРОЧНОСТИ НЕПОДВИЖНЫХ СОЕДИНЕНИЙ.

Работоспособность неподвижного соединения зависит от прочности элементов соединения и жесткости упругого контакта. Оценка прочности соединения может быть дана на основании результатов изучения процессов, протекающих в зоне контакта сопрягаемых поверхностей. Анализ различных подходов к построению методики расчета неподвижных соединений, включая расчет деформаций элементов соединения, позволяет сделать выбор критериев прочности, являющийся одной из важных задач при проектировании и изготовлении неподвижных соединений.

Способность сопротивляться относительному смещению элементов соединения обеспечивается в первую очередь величиной натяга, т. е. разностью размеров охватываемой и охватывающей деталей. Наименьшая величина натяга должна обеспечить такое давление на поверхностях сопряжения, которое создавало бы силу трения, уравновешивающую внешнюю приложенную нагрузку. Другими словами, для обеспечения неподвижности соединений средние (номинальные) контактные давления должны быть такими, чтобы силы трения превышали внешние сдвигающие силы как при нагружении осевой силой, крутящим моментом, так и при совместном действии осевой силы и крутящего момента.

Развитие этой области знаний применительно к решению задачи совместности перемещений охватываемого и охватывающего элементов соединения посвятили свои работы отечественные и зарубежные ученые: И. М. Карпухин [52], Е. С. Гречищев, А. А. Ильященко [28,29], П. Ф. Дунаев [39], Д. Н. Решетов [137,138], И. А. Иванов [45], И. А. Биргер [12,14,15], Г. Б. Иосилевич [13,48,49], Б. Ф. Шорр [16], А. В. Чичинадзе [177], В. И. Максак [74,75,76,77, 78], Б. Ф. Советченко [153], Е. В. Лифшиц [бб] и другие.

Контактное взаимодействие твердых тел начал исследовать еще в конце XIX века Г. Герц. Дальнейшее развитие это направление получило в работах Н. М. Беляева [111, И. Я. Штаермана [180], А. И. Лурье [71], Н. П. Мусхелишвили [110], А. А. Галина [23,133], JI. Гудмена [196], Д. О. Блекеттера, X. Д. Кристенсена [17]. Однако в этих работах не учитывалась дискретность контакта сопрягаемых поверхностей деталей машин и изменения их физико-механических свойств в процессе эксплуатации.

Основные результаты диссертационной работы сводятся к следующему:

1. Выполненные исследования позволили усовершенствовать теоретические основы обеспечения прочности профильных неподвижных неразъемных соединений и создать на их основе методику расчета и проектирования соединений с регулярным, частично регулярным упорядоченным и стохастическим макрои микрорельефом сопрягаемых поверхностей элементов соединений.

2. Предложена и экспериментально подтверждена гипотеза о повышении прочности неподвижных соединений, сборка которых осуществляется методами упругопластического деформирования и другими методами, способствующими максимальному увеличению фактической площади опорной поверхности.

3. Установлены закономерности аффинного преобразования поверхности сопряжения, при котором каждая точка поверхности деформируемого элемента отображается на поверхности, профиль которой ограничивает изменение формы за счет более высокой твердости материала и заданной жесткости одного из элементов соединения .

4. Установлены зависимости параметров прочности профильных соединений от фактической площади опорной поверхности для различных значений геометрических параметров макрои микрорельефа поверхности, а также для различных параметров макродискретности регулярного, частично регулярного упорядоченного и стохастического рельефа опорной поверхности.

5. Развиты представления о механизме процесса деформирования материала охватываемого элемента неподвижного соединения при переменном воздействии внешних сил с учетом податливости охватывающего элемента и совместности перемещения точек поверхности в контакте. Определены условия раскрытия стыка в соединении, как на отдельных участках, так и по всей поверхности сопряжения.

6. Анализ результатов численных экспериментов позволил установить зависимость перемещений участков внешней границы при деформации внутренней поверхности ННС, позволяющей определить оптимальный профиль поверхности, при котором происходит наибольшее заполнение впадин макрорельефа при наименьшей величине сил, действующих на внутреннюю поверхность при неизменных и переменных свойствах материала деталей ННС, заданных значениями Е и ¡-л. Определены условия, при которых появляются пластические деформации.

7. Разработаны конструкции профильных ННС, используемых в качестве подшипников скольжения, у которых сечение вкладыша (втулки) переменное по всей длине сопряжения и меньше, чем у гладких соединений в 1,5−2 раза. Таким образом уменьшается металлоемкость конструкции.

8. Разработаны рекомендации по проектированию и изготовлению профильных ННС с целью достижения требуемой прочности их, а также с целью замены подшипников качения подшипниками (опорами) скольжения отдельных сборочных единиц в зависимости от условий эксплуатации объектов. Разработаны и внедрены конструкции профильных ННС в различных отраслях машиностроения.

9. Разработаны и внедрены в производство методы и средства неразрушающего контроля профильных и других ННС, основанные на измерении величины фактической площади опорной поверхности и ее изменения в период эксплуатации, позволяющие без разборки соединения оценить его техническое состояние.

10. Введено понятие относительной площади опорной поверхности, исключающее необходимость подсчета всех пятен касания и определения их площади. Для этого достаточно в пределах поля объектива микроскопа найти площадь попавших в поле зрения пятен касания и отнести их ко всему полю, охватываемому объективом.

11. Полагая изменение вк пропорциональным Бф от нагрузки, полученная по данным опыта зависимость Ок=?(Р) градуируется в новых координатах 1д (вф/5н) -1д-Р, что позволяет по ней определить вф при изменении Р в выбранных пределах без повторных экспериментов.

12. Микрои макрорельеф поверхности металлических тел является основным фактором, определяющем работоспособность профильных неподвижных неразъемных соединений и соединений, сопряженных между собой по посадке с натягом.

13. Величина измеренного натяга не всегда может быть критерием прочности и надежности посадок с натягом. При наличии погрешности формы сопрягаемых деталей необходимо осуществлять контроль соединений после сборки, так как погрешность формы при прочих равных условиях является фактором, определяющим величину фактической площади соприкосновения, а также прочность и надежность ННС.

14. Предлагаемые методы контроля ННС измерением электропроводимости в контакте сопрягаемых поверхностей и ультразвуковой могут использоваться как неразрушающие способы контроля ННС после сборки. Промышленные образны устройств для неразру-шающего контроля внедрены на машиностроительных предприятиях и используется для контроля неподвижных неразъемных соединений после сборки, а также после некоторой наработки.

15. Проведенное исследование намечает путь наиболее правильного выбора критериев работоспособности и надежности профильных неподвижных соединений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Л. Контактная деформация цилиндров с параллельными осями // Вестник машиностроения, -1988. № 6. -С.6−10.
  2. Э.Л., Косарев О. И. Зубчатые муфты. М.: Наука, 1982. — 128 с.
  3. Э.Л. Распределение нагрузки в зацеплениях с упругим элементом // Колебания механизмов с зубчатыми передачами. М.: Наука, 1977. — С. 111−117.
  4. Э.Л., Генкин М. Г. Деформативность планетарных механизмов. М.: Наука, 1973. — 212 с.
  5. Акустическая эмиссия и ее применение для неразрушаюцего контроля в ядерной энергетике / Под ред. К. Б. Вакара.: Атомиз-дат, 1980. 213 с.
  6. В.М. Осесимметричная контактная задача для упругого бесконечного цилиндра / Изв. АН СССР // Механика и машиностроение, 1962. № 5. — С. 36−38.
  7. Г. Я., Шатько И. И. Распределение контактных давлений в напряженных посадках // Вестник машиностроения, 1967. -№ 5. С. 36−38.
  8. Н.С. Численные метода. Уч. пособие для студентов ВУЗов. М.: Наука, 1973. — 632 с.
  9. В.Д. Напряжения и деформации в стержнях и в стержневых системах: Уч. пособие. Омск. Омский политехнический институт, 1986. 487 с.
  10. Н.М. Сопротивление материалов. М.: Наука, 1976. — 608 с.
  11. И.А. Принципы построения норм прочности и надежности в машиностроении // Вестник машиностроения, 1988. -№ 7. — С. 3−5.
  12. И.А., Иосилевич Т. Е. Резьбовые соединения. -М.: Машиностроение, 1973. 254 с.
  13. И.А. Контактные задачи теории стержней, пластин и оболочек. В кн.: Теория оболочек и пластин. Тр. Всесоюзной конференции по теории пластин и оболочек. М.: Судостроение, 1975. — С. 23−25.
  14. И.А. Техническая диагностика. М.: Машиностроение, 1978. — 240 с.
  15. И.А., Шорр Б. Ф., Иосилевич Т. Б. Расчет на прочность деталей машин. Спр. 4-е изд. перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1993 — 640 с.
  16. Д.О., Кристенсен Х. Д. Контактное напряжение между двумерными упругими телами // Труды американского общества инженеров механиков Сер. Е, 1966. — № 3. — С. 75−82.
  17. М.В., Цукров С. Я. Об осесиметричном контакте тонких цилиндрических оболочек. Прикладная механика, 1973. т. IX. вып. 11. — С. 23−28.
  18. К.Н., Вагин В. А., Кобышев А. Н. и др. Гидропластическая обработка металлов. Л.: Машиностроение, 1988. — 256 с.
  19. Ф.П., Тейбор Д. Трение и смазка твердых тел. Пер. с англ. 1968. — 542 с.
  20. О. Б. Евсеев М.Е. Серебряные контакты при повышенном нагревании и длительной нагрузке / Электрические контакты // Труды совещания. М. — Л.: — Энергия, 1964 — С. 179−190.
  21. A.B. Явление предварительного смещения при трогании несмазанных поверхностей с места // Ж. прикладной физики, 1926. № 3. вып. 3−4.
  22. JI.A. Контактные задачи теории упругости. М.: ОГИЗ, 1953 — 187 с.
  23. А. Д. Проскуряков С.И. Технологическая обработка поверхностей и прочность соединений с натягом // Вестник машиностроения, 1972. № 4. — С. 31−33.
  24. Р.В. «Инж.ж.МГТ.» 1966. — № 5. -С. 93 102.
  25. Р.В., Салганик Р. Л. ПМГФ., 1963. — № 5. -С.62−68.
  26. Д.А., Садаков О. С. Пластичность и ползучесть элементов конструкций при повторных нагрузках М.: Машиностроение, 1984. — 256 с.
  27. Е.С., Ильяшенко A.A. Опыт внедрения конических посадок с гарантированным натягом // Вестник машиностроения, 1966. № 9. — С. 27−30.
  28. Е.С., Ильяшенко A.A. Соединения с натягом. -М.: Машиностроение, 1981. 240 с.
  29. А.П. Теория прокатки / Учебник для вузов. М.: Металлургия, 1988. — 240 с.
  30. Гун Г. Я. Математическое моделирование процессов обработки металлов давлением. М.: Металлургия, 1983. — 352 с.
  31. A.M. Кулешовва З. Г. Сборка высокоточных соединений в машиностроении. М.: Машиностроение, 1988. — 304 с.
  32. A.M. Технологическое обеспечение надежности высокоточных машин. М.: Машиностроение, 1975. — 223 с.
  33. Н.Б. Контактирование шероховатых поверхностей. М.: Наука, 1970. — 227 с.
  34. Н.Б. Фактическая площадь касания твердых поверхностей. М.: Изд. АН СССР. — М., 1962. — 112 с.
  35. Ф.М., Фастовский В. М. Посадка короткой втулки на цилиндрическую оболочку // Вестник машиностроения, 1967. -№ 7. С. 42−45.
  36. Ю.Б., Лазарев A.M. Применение акустической эмиссии для обнаружения и оценки усталостных трещин // Дефектоскопия, 1979. № 2. — С. 25−45.
  37. .А., Непершин Р. И. Теория технологической пластичности. М.: Машиностроение, 1990 — 272 с.
  38. В.В., Ширигов A.A. Расчет болтовых соединений с радиальным натягом с конической посадочной поверхностью // Вестник машиностроения, 1989. № 2. — С. 26−28.
  39. Дунин-Барковский И.В., Карташова А. Н. Измерение и анализ шероховатости, волнистости и некруглости поверхности. -М.: Машиностроение, 1978. 232 с.
  40. М. А. Сатель Э.А. Технологические способы повышения долговечности машин. -М.: Машиностроение, 1969. -400 с.
  41. Г. И. Физика твердого тела. Уч. пос. для вузов. М.: Высшая школа, 1965. — 276 с.
  42. A.B. Математический анализ (специальные разделы). 4.1. Общие функциональные ряда и их приложение: Учебное пособие для ВУЗов. Mi: Высшая школа, 1980. — 279 с.
  43. O.K. Метод конечных элементов в технике. -М.: Мир, 1975. 541 с.
  44. И. А., Садаков О. С. Перспективы применения структурной модели в инженерных расчетах. В кн.: Вопросы прочности в машиностроении. Сб. Научных трудов № 151. — Челябинск. — ЧПИ., 1974. — С. 80−84.
  45. A.A. Пластичность. ч.1. Упругопластические деформации. М. — Л.: ОГИЗ., 1948. — 376 с.
  46. В. Н. Огибалов П.Н. Прочность пространственных элементов конструкций. Уч. пос. для ВТУЗов. М.: Высшая школа, 1972. — 752 с.
  47. Г. В., Лукашук Ю. В. Распределение напряжений в соединении с гарантированным натягом // Вестник машиностроения, 1979. № 6. — С. 25−26.
  48. Г. В., Осипова Г. В. Применение численных методов решения задач теории упругости к расчету зубчатых передач // Вестник машиностроения, 1976. № 4. — С. 19−23.
  49. А.Ф. Физика кристаллов. М. -Л.: ГИЗ., 1929. -470 с.
  50. А.Ю. Общая теория пластичности с линейным упрочнением // УМЖ., 1954. № 3. — С. 319−325.
  51. И.М. Посадки приборных и шпиндельных шарикоподшипников: Справочник. М.: Машиностроение, 1978. — 246 с.
  52. Л.М. Основы теории пластичности. М.: Наука, 1969. — 420 с.
  53. И.В. Диагностика авиационных газотурбинных двигателей. М.: Транспорт, 1980. 247 с.
  54. С.С. Проблемы расчета гибких колес волновых передач при упругом и упругопластическом деформировании // Вестник машиностроения, 1988. № 4. — С. 9−12.
  55. В.П. Расчеты на прочность при напряжениях переменных во времени. М.: Машиностроение, 1977. — 232 с.
  56. И.Р. Теория предварительных смещений применительно к вопросам контактирования деталей. Томск. Томский ун-т., 1965. — 116 с.
  57. B.C. Основы технологии машиностроения: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1974. — 436 с.
  58. И.В., Добычин М. Н., Комбалов B.C. Основы расчетов на трение и износ. М.: Машиностроение, 1977. — 528 с.
  59. И.В. О влиянии давления и размера поверхности соприкасающихся тел на величину сил трения скольжения. В сб.: Исследования в области машиноведения. М. — JI.: Изд-во АН СССР., 1944. — С. 130−145.
  60. И.В. О расчете коэффициента сухого трения по профилограмме поверхности. В сб.: Трение и износ в машинах. Вып. 3. М.: Изд-во АН СССР., 1948. — С. 24−36.
  61. И.В., Демкин Н. Б., Михин H.H. Расчет площадей касания неподвижного и скользящего контактов / Электрические контакты. Труды совещания. -M.-JI.: Энергия, 1964. -С. 87−103.
  62. Е. А. Гороховский Г. А. Фрикционное взаимодействие шероховатых тел с позиций механики твердого тела // Трение и износ. Т. 1., 1980. № 4. — С. 638−649.
  63. М.П., Лагун И. М. Нестационарный тепловой режим элементов конструкции двигателей летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1988. — 240 с.
  64. Л., Лифшиц Е. Механика сплошных сред. М.: Гостехиздат, 1954. — 795 с.
  65. А.Н., Колмогоров В. Л. Буртин С.П. и др. Контактное трение в процессах обработки металлов давлением. М.: Металлургия, 1976. — 336 с.
  66. З.М., Решетов Д. М. Контактная жесткость машин. -М.: Машиностроение, 1971. 468 с.
  67. Ю.В. Метод наименьших квадратов и основная теория обработки наблюдений. М.: Физматгиз, 1962. — 350 с.
  68. Г. И. Прочность прессовых соединений с гальваническими покрытиями. Киев.: Гостехиздат, 1961. — 61 с.
  69. Я.П. Статистические оценки результатов контроля качества. М.: Издательство стандартов, 1979. — 200 с.
  70. А.И. Теория упругости. -М.: Наука, 1970. — 939с.
  71. В.П., Кравчук A.C., Холин H.H. Скоростное деформирование конструкционных материалов. М.: Машиностроение, 1986. — 262 с.
  72. Ф., Аргон А. Деформация и разрушение металлов. Пер. с англ. М.: Мир, 1970. — 444 с.
  73. В.И. Предварительное смещение и жесткость механического контакта. М.: Наука, 1975. — 60 с.
  74. В.И., Советченко Б. Ф. Определение прочности соединений с натягом по их диссипативньм свойствам / / Вестник машиностроения, 1975. № 12. — С. 29−30.
  75. В.И., Советченко Б. Ф. Расчет смещений в соединениях с натягом при нагружении их крутящим моментом // Машиноведение, 1975. № 5. — С. 63−68.
  76. В.И., Темник И. Н. Пути повышения надежности сочленений на стадии проектирования // Повышение долговечности и надежности машин и приборов / Тез. докладов Всесоюзной конференции. Куйбышев, 1981. — С. 250−251.
  77. В.И., Шварц А. Е., Куприянов М. А. К оценке долговечности неподвижных соединений деталей машин // Повышение долговечности и надежности машин и приборов / Тез. докладов Всесоюзной конференции. ~ Куйбышев, 1981. С. 262−263.
  78. Г. Ф., Шнейдерман А. Л., Шулемович A.M. Расчеты упругих тензометрических элементов. М.: Машиностроение, 1964. -192 с.
  79. H.H. Прикладная теория пластичности и ползучести. М.: Машиностроение, 1975. — 399 с.
  80. H.H. Технологические задачи пластичности и ползучести. М.: Высшая школа, 1979. — 119 с.
  81. Л.И. Физические основы прочности и пластичности. М.: изд. Московского университета, 1968. — 540 с.
  82. .П. Осесимметричная контактная задача для упругого тела с поверхностным слоем. Тез. докл. Всесоюзного научно-техн. семинара по контактной жесткости в машиностроении. Тбилиси.: НТО Машпром. ГССР., 1974. — С. 101−103.
  83. . П. Природа упругого предварительного смещения. В сб.: Теория трения и износа. -М.: Наука, 1965.-С.8−11.
  84. .П. Соотношение между сближением и максимальным предварительным смещением для упругого дискретного контакта. В кн.: О природе трения твердых тел. — Минск.: Наука и техника, 1971. — С. 322−324.
  85. Н.М., Добычин М. Н. Зависимость площади касания от сближения в приработанном состоянии // Известия высш. учеб. заведений. Машиностроение, 1969. — № 4. — С. 38−43.
  86. Н.М., Крагельский И. В. Изменение площади касания твердых тел при значительном сближении. ДАН СССР., 1967. -т.176. С. 1285−1287.
  87. Н.М., Ляпин К. С., Добычин М. Н. Исследование тангенциальной прочности адгезионной связи. В сб.: Контактное взаимодействие твердых тел и расчет сил трения и износа. — М.: Наука, 1971. — С. 53−60.
  88. Н.М. О связи площади касания и сближения при неподвижном и скользящем контактах. В сб.: Трение твердых тел.- М.: Наука, 1964. С. 62−65.
  89. В.П. Эффективная технология производства полых цилиндров. М. -Свердловск: Машгиз, 1961. — 192 с.
  90. А.П. Некоторые вопросы технологического обеспечения и неразрушающего контроля надежности неподвижных неразъемных соединений. Диссерт. на соиск. ученой степени канд. техн. наук. Тюмень. ТИИ., 1974. — 130 с.
  91. А. П. Масягин В. Б. Применение дорнования при образовании соединений деталей типа втулка-корпус. Тез. докладов Международной конференции: Нефть и газ Западной Сибири. -Тюмень, 1996. С. 17.
  92. А. П. Масягин В.Б. Исследование упругопласти-ческих деформаций цилиндрического кольца при внутреннем последовательном нагружении. ВИНИТИ. Омск СмГТУ., 1995. — 7 с.
  93. А. П. Масягин В.Б. Исследование остаточных деформаций деталей профильного неподвижного соединения при сборке дорнованием. ВИНИТИ. Омск. ОмГТУ., 1995. — 4 с.
  94. А. П. Масягин В.Б. Исследование упругопласти-ческих деформаций втулки профильного неподвижного соединения при сборке дорнованием. ВИНИТИ. Омск. СмГТУ., 1995. — 9 с.
  95. А. П. Масягин В.Б. Исследование процесса формирования профиля на внешней поверхности втулки неподвижногосоединения методом дорнования. В. сборнике научных работ «Механика процессов и машин». Смск. ОмГТУ., 1995. — 3 с.
  96. А. П. Масягин В.Б. Исследование напряженно-деформированного состояния цилиндрического кольца при внутреннем последовательном нагружении. ВИНИТИ. Омск. ОмГТУ., 1994. -7 с.
  97. А.П. Влияние погрешности формы на надежность неподвижных соединений (посадок с натягом). Сборник научных работ факультета автоматич. установок. Омск. ОмПИ., 1977. -С.29−31.
  98. А.П. Технологическое обеспечение неразъемных соединений. ВИНИТИ. М., 1987. 9 с.
  99. А.П., Шиповалов Г. Г. Расчет несущей способности неразъемных соединений. Тез. межрегиональной конференции «Повышение конструкционной прочности деталей машин и режущего инструмента ЭФО- и ЭХО- методами» Омск, 1990. — С. 7−8.
  100. А.П. Вероятностная оценка надежности неподвижных неразъемных соединений. Сборник научных работ факультета автоматических установок. Омск. ОмЛИ., 1977. С. 45−47.
  101. А.П. Разработка профильных неподвижных соединений с упорядоченным микро- и макрорельефом. Тез. докл. на 12 международной конференции «Проблемы развития Севера». Н. Уренгой. 1996. С. 11.
  102. А.П. Повышение прочности и несущей способности деталей машин высокопроизводительными экологически безопасными технологическими методами. Российско Американская конференция «Наука — Высокие технологии — Бизнес» Владивосток, 1995. -С. 14.
  103. А.П., Гетерман И. Х. Исследования характеристик надежности подшипников турбинных датчиков. Отчет по теме № 27. -Омск, 1989. 68 с.
  104. А.П., Телевной A.B., Безбородов Н. В., Козич В. И. Исследования, разработка и внедрение метода неразрушакзце-го контроля соединений с гарантированным натягом. Отчет по теме № 369.- Омск, 1981. 58 с.
  105. Н.И. Некоторые основные задачи математической теории упругости. 5 изд. М.: Наука 1966. — 370 с.
  106. И.В., Томенко Ю. С., Долженков Ф. Е. // Изв. АН СССР. «Металлы», 1970. № 3. — С. 119−125.
  107. И.В., Томенко Ю. С., Долженко Ф. Е. // Изв. АН СССР. «Металлы», 1970. № 5 — С. 132−136.
  108. Г. Концентрация напряжений. М. — Л.: ОГИЗ., 1947. — 204 с.
  109. A.A. Определение напряжений в елочном замке // Изв. Вузов. Машиностроение, 1972. — № 11. — С. 44−47.
  110. M.П. Основы технологии сборки машин и механизмов: Учебник для вузов. М.: Машиностроение, 1969. — 412 с.
  111. Об акустическом методе исследования площади фактического контакта полимерных тел. / Известия АН СССР. / Серия физико-технических наук, 1972. № 2. — С. 126−129. Авт.: Свири-денок А.И., Петраковец M.И., Снепеков Е.JI., Калмыкова Т. Ф., Бельм В.А.
  112. Основы технической диагностики / Под ред. П. П. Пархоменко. М.: Энергия, 1974. — 464 с.
  113. А. Начало механики . Харьков, 1885. 187 с.
  114. Н.В., Приварников А. К. " Инж.ж.МТТ.", 1968.- № 3. С. 181−184.
  115. Р. Коэффициенты концентрации напряжений. Графики и формулы для расчета конструктивных элементов на прочность. Пер. с англ. М.: Мир, 1977. — 302 с.
  116. А. И. Контактная прочность деталей машин.- М.: Машиностроение, 1969. 242 с.
  117. C.B. и др. Влияние внешних факторов на контактную прочность при качении. М.: Наука, 1972. — 100 с.
  118. C.B. Контактная прочность и сопротивление качению. М.: Машиностроение, 1969. — 235 с.
  119. C.B. Контактная прочность в машинах. М.: Машиностроение, 1965. — 192 с.
  120. Пластичность и разрушение / Колмогоров B.JI., Богатов A.A., Мигачев и др. М.: Металлургия, 1977. — 336 с.
  121. И.Н., Скурлатов А. Д. Некоторые вопросы статики и динамики перфорированных оболочек и пластинок / Современные проблемы механики и авиации. М.: Машиностроение, 1982. -С. 250−262.
  122. Ю.Г., Евстигнеев Е. А. Дорнование отверстий втулок с гидравлическим противодействием: Справочник машиностроителя. Кн.З. М.: Машиностроение, 1973. — 60 с.
  123. Ю.Г., Валяев Ф. Ф. Влияние режима обработки на качество поверхности при дорновании отверстий с большими натягами // Станки и инструменты, 1970. № 12. — С. 2325.
  124. Ю.Г., Позднякова И. В. Фактическая площадь контакта обработанных дорнованием поверхностей. В кн.: Технология чистовой и отделочной обработки поверхностей деталей. № 47. Изд. ЧПИ. Челябинск, i960. С. 50−54.
  125. Ю.Г., Романов В. И., Исаев А. Н. Объемное дорнование отверстий. М.: Машиностроение, 1984. — 224 с.
  126. Ю.Н. Механика деформируемого твердого тела. -М.: Наука, 1979. 744 с.
  127. Развитие теории контактных задач в СССР Под ред. Галина J1.A. М.: Наука, 1976. — 493 с.
  128. Райе (Rice J.R.), CU (SIH.C). «Прикладная механика». — Труда Американского общества инженеров — механиков. 1975. — т. 32. — сер. Е. — № 2. — С. 186−192.
  129. Расчеты машиностроительных конструкций методом конечных элементов: Справочник / В. И. Мяченков, В. П. Мальцев, В. П. Майборода и др.- Под общ. ред. В. И. Мяченкова. М.: Машиностроение, 1989. — 520 с. с ил.
  130. П. Неразрушагацие метода контроля металлов / Сокр. пер. с венгерского. Будапешт. 1967. — М: Машиностроение, 1972. — 208 с.
  131. Д.Н., Кирсанова В. Н. Касательная контактная податливость деталей // Машиноведение, 1970. № 2. — С. 1723.
  132. Д.H. Детали машин. М.: Машиностроение, 1974. — 654 с.
  133. Д. Н. Куклин В.Б. Раскрытие стыков в резьбовом соединении малой жесткости. В сб.: Научные доклады высшей школы / Машиностроение и приборостроение, 1959. — № 2. — С. 46.
  134. Д.Н. Работоспособность и надежность деталей машин: Учебное пособие для студентов машиностроительных специальностей ВУЗов. М.: Высшая школа, 1974. — 208 с.
  135. В.Ф. Трение и износ тяжелонагруженных передач. М.: Машиностроение, 1975. — 232 с.
  136. A.M., Розенбнрг O.A., Гриценко O.A., Посвя-тенко Э.И. Качество поверхности, обработанной деформирующим протягиванием. Киев.: Наукова думка, 1977. — 188 с.
  137. A.M., Розенберг O.A., Левчук И. М. Протяжка и прошивка с твердосплавными деформирующими элементами. Киев.: Наукова думка, 1971. — 60 с.
  138. A.M. Расчет взаимодействия цилиндрических оболочек, сопряженных путем посадки // Машиноведение, 1978. № 3. — С. 88−89.
  139. Я.А. Микрогеометрия и контактное взаимодействие поверхностей. Рига, 1975. — 216 с.
  140. Я. А. Микрогеометрия и контактное взаимодействие поверхностей. Рига.: Зинатне, 1975. — 210 с.
  141. Э.В. Контактная жесткость деталей машин. М.: Машиностроение, 1966. — 193 с.
  142. Э.В., Суслов А. Г., Федоров В. П. Технологическое обеспечение эксплуатационных свойств деталей машин. М.: Машиностроение, 1979. — 176 с.
  143. M.M. Контактная прочность материала в условиях одновременного действия нормальной и касательной нагрузок.- М.: Машгиз, 1946. 148 с.
  144. B.C. К вопросу определения норм по основным электрическим параметрам разъемных контактов // Труды совещания. -М.-Л.: Энергия, 1964. С. 464−484.
  145. C.B., Когаев В. П., Шнейдерович P.M. Несущая способность и расчеты деталей машин на прочность. М.: Машиностроение, 1975. — 488 с.
  146. В.Н. Исследование напряженно-деформированного состояния радиально пересекающихся цилиндрических оболочек // Строительная механика и расчет сооружений, 1980. № 2. — С. 15−19.
  147. A.A. Исследование коэффициента сцепления при трении качения с проскальзыванием с применением методов физического моделирования (на примере путевой дрезины АГМУ). -Ростов- на Дону.: Ростовск. ин-т инж. ж.-д. транспорта, 1974.- 28 с.
  148. В.В. Теория пластичности. М.: Высшая школа, 1969. — 608 с.
  149. Ю.М., Тимченко А. И. Профильные бесконечные соединения, их конструктивные виды, технология изготовления и перспективы внедрения в машиностроительные отрасли СССР // Мосстанкин, 1986. -37 с.
  150. А.Г. Технологическое обеспечение параметров состояния поверхностного слоя деталей. М.: Машиностроение, 1987. — 208 с.
  151. О.В. О деформации анизотропного тела вращения при осесимметричном нагружении // Прикл. механика, 1985.- т. 21. № 10. — С. 14 — 21.
  152. Технологические остаточные напряжения. Под ред. А. В. Подзея. М.: Машиностроение, 1973. — 216 с.
  153. С.П., Гудьер Дж. Теория упругости. М.: Наука, 1975. — 678 с.
  154. А.И. Исследование точности процессов формирования профильных валов с равноосным контуром // Вестник машиностроения, 1986. № 5 — С. 33−37.
  155. А.И., Лапин С. Н., Губачек Э. Ю. Коробка скоростей горизонтально-фрезерного станка 6Р81Г с профильными соединениями типа РК-3 // Вестник машиностроения, 1990. № 11.- С.51−54.
  156. А.Г., Бунькова Н. С. Определение напряженного состояния в замковых соединениях типа елочки дисков турбин и компрессоров // Машиноведение, 1972. № 2. — С. 34−36.
  157. .Ч., Пахотин B.C. Производство фасонных профилей методом гидропрессования. М.: Металлургия, 1978 -168 с.
  158. В.И. Сопротивление материалов. М.: Наука, 1986. — 512 с.
  159. В.И. Избранные задачи и вопросы по сопротивлению материалов. М.: Наука, 1973. — 400 с.
  160. В.М. Физические основы торможения разрушения. -М.: Металлургия, 1977. 380 с.
  161. В.М., Брусенцов Ю. А., Середа В.Е. В кн.: Вопросы металловедения и физики металлов. — Тула.: Изд. Тульского политехнического института, 1972. — С. 136−140.
  162. В.Т., Ширяев A.B. Прогнозирование контактно-усталостной прочности сталей различной твердости // Вестник машиностроения, 1989. № 5. — С. 14−17.
  163. В.Т., Зима Ю. В., Ширяев A.B. Исследование повреждаемости стали при контактно-усталостном напряжении // Вестник машиностроения, 1989. № 2. — С. 16−21.
  164. В.В., Ситников А. Е., Ананьевский В. А. Надежность трубопроводной пневмо-гидроарматуры. М.: Машиностроение, 1989. — 208 с.
  165. Д.В., Тимченко А. И. Профильные соединения валов и втулок в машиностроении // Вестник машиностроения, 1981. № 1. — С. 33−37.
  166. Г. П. Н. Изв. АН СССР. ОТН. Механика и машиностроение, 1962. № 1. — С. 131−137.
  167. X. Системный анализ в триботехнике. М.: Мир, 1982. — 352 с.
  168. A.B., Ливен А. Л., Бородулин М. М., Зиновьев Е. В. Полимеры в узлах трения машин и приборов / Справочник под общ. ред. Чичинадзе A.B. М.: Машиностроение, 1988. — 328 с.
  169. Ю.Г. Образование регулярных микрорельефов на деталях и их эксплуатационные свойства. Л.: Машиностроение, 1972. — 240 с.
  170. Ю.Г. Эксплуатационные свойства деталей с регулярным микрорельефом. Л.: Машиностроение, 1982. — 248 с.
  171. И.Я. Контактная задача теории упругости. -М.-Л.: ОШЗ., 1949. 118 с.
  172. Л.Ш., Исунов A.A. Исследование прочности адгезионной связи на срез при различных температурах контакта. -Уфа.: Уфимский авиац. ин-т, 1973. Вып. 54. — 31 с.
  173. Г. Н., Кайбыиев O.A. Высокоскоростная деформация и структура металлов. М.: Металлургия, 1971. — 197с.
  174. А.И., Мустаев Р. Х., Мавлютов P.P. Повышение прочности и надежности резьбовых соединений. М.: Машиностроение, 1979. — 214 с.
  175. H.H. Метод дробных шагов решения многомерных задач математической физики. Новосибирск.: Наука, 1967. -195 с.
  176. Advanced Technology of Plasticity 1984 // Proceedings of the First International Conference on Tehnology of Plas-tisity. V. 1. 2. Tokio, 1984. 1389 p.
  177. Anderson D.L., Lindberg H.E. Dinamic pulse buckling of cylindrical shells under transient lateral pressure // AIAA Journal, 1968. vol. 6. — № 4. — P. 589−598.
  178. K., Erdogan G. «Int.J.Enq.Sci, 1971. — v. 9. -2. — P. 213−232.
  179. Archard G., Kirk V.T. The lubrication of the point contact. Proceedings of the Royal Society: Ser. a, vol. 261, № 1307, 1961. — P. 1018−1024.
  180. Atkins A.G., Tabor D. Plastic indentation in metals with cones // J.Mtch. Phys. Solids, 1965. v.13. — 3. P. 149 164.
  181. Budiansky B. Dynamic buckling of elastic struktures: criteria and estimates // In: Dinamic Stability of Structures. Herrmann Pergamon Press, 1967. P. 83−106.
  182. Bogoyavlensky K.N., Kobyshev A.N., Tanara H. New technology for bulder forming of dillicult parts. Part 1. Part 2. The proseeding of the 1981 Japanese Spring Conferece for Technology of Plasticity // J.JSTP. Tokio, 1981. P. 423−430.
  183. Chan S.K., Tuba I.S. Afinite element method for con-takt problems of solid bodies.Int.I.Mech. Sei. Pergamon Press, 1971. -vol. 13. P. 615−625.
  184. F. «Trans ASME. J. Appl. Mech, 1963. — V. 30., ser. E. June. — P. 232−236.
  185. Fincke W. Die Anwendung des DruckolVerfahrens im Schiffmaschinenbau Schiff und Haffen Nr.2. 196. — S. 139 145.
  186. D.L. «Int.J.Engng.Sci.1971. — V.9. — № 2. — P. 257−265. 187. Arin K., Erdogan G.-» Int.J.Sei, 1971. -V.9. — № 2. — P. 213−232.
  187. Goodmon L. Jour. Appl. Mechanics Tansactions. ASME. ser. E. 1962. 5. — P. 74.
  188. Karlson K.G. Kontaktproblem. Tecynir Zeitschrift, Mechanik I. 1926. vol. 26, 16, 1. — 16 s.
  189. Lee C.M., Kobayashi S. Elastoplastic analisis of planestrain and axisymmetric flat punch indentation by finiteelement method // Int. J. of Mech. Sei, 1970. v. 12. — 4.- P. 349−370.
  190. Maas E. Die Olpressverbindungen Werkstattstechnik, 1961. — № 8. — S. 391−395.
  191. Muller H.W. Drehmoment Ubertragung in Pressverbindungen — Konstruktion, 1962. — № 2. — S. 47−57.
  192. Neuman P. Coarse Slip Model of Fatiqueactamet, 1969.- 17. P. 1219−1225.
  193. Simitsis G. J. Axisyrnmetric dinamic snap through buckling of shallow spherical caps // AIAA Journal, 1967. -Vol. 5. № 5. — P. 1019−1021.
  194. Swartikopff K. Mechanismus der Rollreibung zwischeri zwei Stalkuqeln fur den Fall der niedrideBelastung. Wear, 1966. — vol. 9 — № 5. — P. 349−362.
  195. Tanara R., Ogawa K., Nojima T. In: IUTAM Sump., Tokio, 1971. «High Velcity Deformation of Solids. «SpringerVerlag, Berlin, 1978. P. 98−107.
  196. Thomson A.S., Scott A.W., Ferguson W. Strength of shrink fits in Bending and Combineol Benoling and Torsion. -The Engineer, 1962. № 5531. — P. 178−190.
  197. Timchenko A.I. Accurate forming of Polygon shafts with an equlaxial contour // Soviet Engineering ResearchS, 1986. Volume 6, Number 5, May. — S. 33−35(QUA).
  198. M.L. «Bull of the Seismoloqical Soliety of America». 1968. — 176 p.
  199. Zienkiewicz O.C., Godbole P.N. Flow of plastic and viscoplastic solids with special reference to extrusion and forming processes // Int. J. for Num. Meth. in Eng., 1974. -v.8. № 1. — P. 3−16.
Заполнить форму текущей работой