Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Личностные особенности детей старшего возраста с трудностями в развитии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Не менее запутанным является вопрос о трактовке понятия «трудный ребенок». Анализ исследований в психологии, педагогике, дефектологии показывает, что попытки определить содержание и объем понятия «трудный ребенок», исходящие из эмпирических данных, не могут быть успешными, так как каждый исследователь видит трудности только в своей области, часто не соотнося их с другими, не менее важными. Это… Читать ещё >

Содержание

  • ВВВДЕНИЕ
  • Глава I. ПРОБЛЕМА «ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ» В ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 1. Содержание понятия «трудный ребенок»
    • 1. 2. Причины появления трудностей в психическом развитии детей дошкольного возраста
    • 1. 3. Психологические условия и механизмы появления трудностей в развитии детей дошкольного возраста
  • Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В РАЗВИТИИ
    • 2. 1. Психологические особенности детей с трудностями в развитии
    • 2. 2. Типология детей с трудностями в развитии
  • Глава 3. ПУТИ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В РАЗВИТИИ
    • 3. 1. Теоретические основы коррекции детей с трудностями в развитии .'.¦
    • 3. 2. Коррекция детей из группы «мамины пасынки»
    • 3. 3. Коррекция детей из группы «инфантильные»
    • 3. 4. Коррекционная работа с детьми из группы кумиры"
    • 3. 5. Коррекция детей из группы «беспризорные»
    • 3. 6. Анализ коррекциоиной работы с детьми, имеющими трудности в развитии

Личностные особенности детей старшего возраста с трудностями в развитии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Перемены, произошедшие в последнее время в обществе, поставили проблему развития личности как центральную для психологии. Вместо абстрактного «среднего» человека, представителя той или иной социальной группы, на первый план выдвигается проблема индивидуальных особенностей.' Особую остроту приобрела проблема «трудного» детства. Учитывая известный тезис Л. С. Выготского о том, что развитие нормального и аномального ребенка идет по одним и тем же законам, трудные дети являются хорошей моделью для изучения закономерностей нормального развития личности и выявления условий, необходимых для этого. Решение проблем трудного детства имеет большую социальную значимость, так как, согласно данным криминологии, преступность значительно помолодела, и в значительной части правонарушители поставляются из контингента трудных детей.

Многочисленные исследования, направленные на изучение психологических особенностей детей с различными трудностями в поведении, позволили накопить богатый эмпирический материал в данной области. Однако систематизация данных, связанных с диагностикой и коррекцией трудностей, остается крайне сложной задачей. Обилие негативных симптомов в поведении трудных детей затрудняет постановку психологического диагноза и выявление причин, ведущих к появлению трудностей. Это мешает подобрать адекватные методы психолого-педагогической коррекции. Для решения этой задачи следует связать конкретные поведенческие проявления и симптомы с общими для всех видов трудностей закономерностями психического развития личности ребенка.

Не менее запутанным является вопрос о трактовке понятия «трудный ребенок». Анализ исследований в психологии, педагогике, дефектологии показывает, что попытки определить содержание и объем понятия «трудный ребенок», исходящие из эмпирических данных, не могут быть успешными, так как каждый исследователь видит трудности только в своей области, часто не соотнося их с другими, не менее важными. Это привело к тому, что появилось множество трактовок и подходов к данной проблеме. Дело осложняется еще тем, что зачастую дети с трудностями имеют нарушения не в одной, а в нескольких сферах, и выявление характера нарушений требует специальных исследований.

Все сказанное обуславливает актуальность изучения трудностей личностного развития детей, так как только личностный подход позволяет увидеть в целом положение дел в этой проблемной области психологической науки.

Методологической основой исследования являлась культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, его положения о смысловом и структурном строении сознания, о единстве аффекта и интеллекта как условии развития личностипериодизация психического развития Д. Б. Эльконина.

Предмет исследования — дети старшего дошкольного возраста.

Объект исследования — особенности развития личности «трудных детей» .

Цель исследования — выявление личностных особенностей и психологических закономерностей развития «трудных детей» .

Гипотеза исследования состоит в том, что в основе всех типов трудностей у детей дошкольного возраста лежат нарушения в развитии волевой сферы. Основная причина такого неправильного развития воли связана с искажением отношений ребенка с близкими взрослыми.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1,Установить личностные особенности детей с трудностями в развитии,.

2, Выявить психологические механизмы появления трудностей в развитии.

3, Определить пути и методы норрекционной работы с разными категориями «трудных детей» .

Методы исследования:

1. Наблюдение за детьми в обычных и экспериментальных условиях.

2. Лабораторный психологический эксперимент.

3. Исследование детско-родитежШсих отношений.

4. Беседы с воспитателями и родителями.

5. Методы психолого-педагогической коррекции.

Новизна исследования состоит в том, что в работе впервые осуществлен подход к детям с трудностями в развитии в плане соотнесения личностных особенностей и строения волевой сферы. Впервые разработана и представлена типология детей с трудностями в развитии, приведены данные об особенностях развития волевой сферы у трудных детей.

Теоретическое значение исследования связано с тем, что в работе установлены психологические критерии вццеления трудных детей, выявлены причины и механизмы появления трудностей в развитии детей дошкольного возраста. В исследовании выделены наиболее важные условия, необходимые для нормального развития личности ребенка-дошкольника. Данные исследования помогают уточнить представления об осмысленности и инициативности как основных параметрах волевого развития детей в дошкольном возрасте.

Практическая значимость работы состоит в том, что представленные в ней методы диагностики и коррекции шгут непосредственно использоваться в практике работы с трудными детьми и служить основой для разработки других аналогичных методов и приемов. Выявленные особенности отношений ребенка со взрослыми на разных ступенях онтогенеза шгут быть использованы в целях психопрофилактики появления трудностей в психическом развитии детей.

Апробация результатов исследования. Материалы и результаты исследования обсуждались на заседании лаборатории развития личности НШ дошкольного воспитания АШ СССР, на заседании лаборатории философских проблем детства Центра семьи и детства РАО, на заседании лаборатории психодидактики Психологического института РАО. Результаты исследования представлялись на научно-практических конференциях (г.Ростов-на-Дону, 1992, Х993). Результаты исследования используются в детском саду Р 129 г. Кишинева^ Молдова), в экспериментальных детских комплексах № 1612 и f- 1613 Северного округа г. Москвы.

Положения, выносимые на защиту;

1. «Трудные дети» в старшем дошкольном возрасте — это дети, имеющие отклонения в личностном развитии, связанные с нарушениями в формировании волевой сферы.

2. Основной причиной появления трудностей в развитии детей является неблагополучие в отношениях ребенка с близкими взрослыми, вызванное неадекватным «отождествлением-отстранением» в этих отношениях.

— 189-ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ.

Данное исследование было посвящено проблеме выявления личностных особенностей детей, которые в психологии и педагогике получили название «трудных». Возросший интерес к ним обусловлен, прежде всего, тем, что значительная часть таких детей оказывается «за бортом» в плане обучения и воспитания практически на всех ступенях онтогенеза. Кроме того, многие трудные дети пополняют ряды асоциальных элементов. Наконец, исследования, посвященные коррекции трудных детей, показали, что чем позже происходит реабилитация, тем большее время она занимает, тем труднее исправить те трудности, которые имеет ребенок.

Понятие «трудный ребенок» весьма разноречиво. Разные авторы вкладывают в это понятие разный смысл. Анализ понятия «трудный ребенок» показывает, что на сегодняшний день в психологии много различных подходов, показателей и разнообразных проявлений трудностей в развитии и поведении ребенка. Эти трудности проявляются в разных сферах жизнедеятельности ребенка. Вместе с тем, есть данные, которые позволяют предположить, что разные симптомы и проявления трудностей имаот в своей основе нечто общее, что связано с особенностями личности ребенка. Установить личностные особенности трудных детей — задача весьма актуальная для теории и практики дошкольного воспитания. Решение данной проблемы связано с постановкой психологического диагноза, позволяющего выявлять детей, нуждающихся в коррекции, и подбирать методы, адекватные их трудностям. Разработка и выявление личностных особенностей «трудных детей» позволят не только реабилитировать их, но и предупредить появление трудностей в развитии детей. Рассмотрение понятия «трудный ребенок» дало нам основание считать, что трудные дети — это дети, имоощие искаженное психическое развитие.

Анализ причин появления трудностей в психическом развитии детей дошкольного возраста показал, что основные причины трудностей связаны с семейными отношениями, с положением ребенка в семье, со взаимоотношениями родителей между собой, со стратегией и тактикой семейного воспитания. Между тем, хорошо известен факт, что в одной и той же семье могут быть как вполне благополучные дети, так и дети с трудностями в поведении и развитии.

Выявление механизмов трудностей показало, что они прямо и непосредственно связаны с развитием волевой сферы ребенка. Изучение данной проблемы мы начали с выявления психологических особенностей детей с трудностями в развитии. Мы обнаружили, что причину трудностей следует искать в отношениях детей с близкими взрослыми. Механизмы же возникновения трудностей связаны с развитием волевой сферы и выражаются либо в нарушении смысловой сферы деятельности, либо в подавлении инициативы ребенка.

Изучение волевой сферы трудных детей позволило нам выделить четыре основных типа детей с трудностями в развитии. Во-первых, это дети — «беспризорные», которые испытывают глубинную депривацию общения, имеют узкий, малоподвижный «образ Я», значительные затруднения, связанные со смысловой стороной деятельности, Другая группа — это дети-" кумиры". Эти дети видят во взрослом лишь средство для достижения своих целей. Они неадекватно распространяют свое «Я» на окружающих и поэтому оно у них не имеет четких границ. Эти дети, несмотря на разницу в интеллектуальном развитии по сравнению с «беспризорными», также имеют слаборазвитую смысловую сферу. Дети третьей группы — «инфантильные». Эти дети, в противоположность «кумирам», не имоот своего «Я» по той причине, что они как бы растворены во взрослом, Они — жертвы гиперопеки. В силу этого они не проявляют инициативы, не имеют самостоятельной деятельности. Наконец, четвертая группа — это дети «мамины пасынки». Эти дети, как правило, имеют очень строгих, авторитарных родителей, цривык-ли беспрекословно им подчиняться и поэтому, как и дети цреды-дущей группы, также не имеют личной инициативы.

Изучение детей с трудностями в развитии позволило нам выявить следующие личностные особенности. Оказалось, что трудные дети отличаются специфическим развитием волевой сферы, полным игнорированием взрослого или, наоборот, слишком пристальным к нему вниманием и, наконец, особым самосознанием, когда, в одном случае," образ Я" ребенка не имеет четких границ, а в другом, — очень ущемлен, жесток и малоподвижен.

Анализ выделенных личностных особенностей детей дал нам основание считать, что они не рядоположены. Так, с нашей точки зрения, основной причиной трудностей является нарушение отношений ребенка со взрослым. Психологическая травма, которая делает ребенка трудным, тесно связана с неправильным развитием волевой сферы, что отражается в особенностях самосознания ребенка. Проверить это положение мы смогли в корректирующем эксперименте, основной целью которого было создание условий для нормального развития воли ребенка, т. е., согласно нашей теоретической позиции, осмысленности и инициативности.

Коррекция детей из разных групп показала, что необходимо проводить два этапа работы с трудными детьми. На первом этапе происходит исправление, собственно коррекция трудностей, а на втором этапе создаются условия для развития волевой сферы ребенка. Таким образом, трудные дети, как правило, имеют и отставание в развитии, и неправильное развитие волевой сферы личности.

Как показали наши данные, развитие волевой сферы в дошкольном возрасте связано с перекодом от деятельности «дра-мы» к совместной с равноправным субъектом содержательной деятельности, Таким образом, коррекционная работа предполагала вначале создание условий для осуществления (а иногда и прямое обучение) деятельности «пра-мы», которая, как фундамент, лежит в основе развития волевой сферы личности,.

Анализ характера и содержания коррекционной работы с детьми из разных групп позволил нам вццелить время появления различных трудностей в онтогенезе. Так, оказалось, что наиболее «древней» и поэтому наиболее трудно корригируемой является группа «беспризорных», а группы «инфантильных» и «кумиров» возникают позже. Наиболее поздно возникающей и поэтозуу наиболее просто корригируемой оказалась группа «мамины пасынки». Кроме того, согласно нашим данным, есть определенные условия и внутренние обстоятельства в общении со взрослыми, к которым дети наиболее чувствительны и восприимчивы в том или ином возрасте, и наоборот, условия, пусть даже и не очень благоприятные, но которые в данном возрастном периоде детьми не воспринимаются так сильно, как может казаться.

Изучение личностных особенностей детей показало, что многие симптомы трудного поведения легко объясняются, если исходить из той типологии, которая предложена в данном исследовании, Так, например, агрессивность «беспризорных» и «маминых пасынков» становится понятной в связи с особым строением самосознания этих детей.

Основным результатом всей коррекционной работы стало появление у детей осмысленной инициативности, которая проявлялась во всем поведении этих детей. Изменения, происшедшие с трудными детьми в результате коррекционной работы, сдвиги в собственной деятельности детей, появление у них другого самосознания и способности к волевое усилию подтверждают нашу гипотезу о том, что основным механизмом возникновения трудностей у детей дошкольного возраста является неправильное развитие волевой сферы личности.

Исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. К категории «трудных» относятся дети, имеющие отклонения в личностном развитии.

2. Наиболее существенные личностные особенности трудных детей связаны с нарушением развития и строения волевой сферы.

3. Недоразвитие и дисгармония в соотношении главных аспек-тов воли — способности осмысления и инициативности — у детей дошкольного возраста обусловлены характером взаимоотношений с близкими взрослыми.

4. Существует четыре основных типа трудных детей:

— «беспризорные» — дети с ранней и наиболее глубокой де-привацией общения с близкими взрослыми;

— «кумиры» — дети с эгоистическим распространением своего «Я» на окружающих;

— «инфантильные» — дети, не выделяющие своего «Я», растворенные во взрослом;

— «мамины пасынки» — дети с более поздней депривацией общения, обусловленной неадекватной позицией взрослого.

5. Коррекция детей с трудностями в развитии предполагает два этапа:

— на первом этапе происходит целенаправленное исправление искажений в развитии ребенка;

— на втором этапе создаются условия для интенсивного развития волевой сферы личности.

6. Основой развития волевой сферы в дошкольном возрасте является:

— способность ребенка отождествляться со взрослым («ирамы») ;

— умение выделять себя, адекватный возрасту «образ Я» ;

— способность противостоять взрослозуу, относительно независимое поведение.

Сопоставление полученных в исследовании результатов с данными возрастной психологии показывает, что две стороны волевого развития личности ребенка-дошкольника прямо и непосредственно связаны с главными условиями развития личности в дошкольном возрасте и отражают выделенные Д. Б. Элькониным тенденции в развитии ребенка — тенденцию к самостоятельной деятельности и тенденцию к совместной жизни со взрослым. Создание условий для оптимального и гармоничного развития этих двух тенденций обеспечит ребенку полноценное развитие личности и предотвратит появление искажений и трудностей в психическом развитии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.Н. Детские жалобы и особенности их проявления в дошкольном возрасте: Дис. ••• канд.психол.наук. Витебск, 1987. — 168 с.
  2. М.М. Взаимосвязь самооценок детей и родителей в дошкольном возрасте: Автореф.дис.. канд.психол.наук. -Л., 1986, 16 с.
  3. А.В. Особенности поведения застенчивых детей и методы их воспитания: Автореф.дис.. канд.психол.наук. Л., 1976. — 12 с.
  4. Р.Б. Особенности волевой регуляции младших школьников в условиях психической напряженности: Автореф.дис.. канд. психол, наук. Киев, 1984. — 16 с.
  5. Е.Н. Стадии развития волевых процессов // Вестник МГУ, Сер. 14. «Психология». 1977. — Р 4. — C. I2−23.
  6. А. Начальные формы педагогической запущенности у дошкольников // Дошкольное воспитание. 1974. — Р 9.1. С.31−39.
  7. Е. Причины отклонений в поведении старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1978. — Р 2. — С.27−30.
  8. П.Г., Мясищев В.Н* К вопросу о типах трудных детей в массовой школе // Трудные дети в массовой школе / Ред.проф.В. Н. Мясицева. Л.: Изд-во ЛПИ, 1933. — С.40−65.
  9. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М: Просвещение, 1986. — 414 с.
  10. С.Д. Генетические основы пластичности поведения человека: Дис.. канд.психол.наук. М., 1988. -129 с.
  11. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 463 с.
  12. Л.Й. Развитие воли в онтогенезе // Формирование личности в онтогенезе: Сб.научн.тр. / Под ред. Дубровиной И. В. М.: Изд-во АПН СССР, 1991. — С.104−142.
  13. Л.И., Славина Л. С., Ендовицкая Т. В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопросы психологии. 1967. — Р 4. — С.55−68.
  14. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. -301 с.
  15. .С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник МГУ. Сер.14. «Психология». — 1981- - № 2- - С.46−56.
  16. Г. М. Эмоциональные особенности форм*фования личности в детстве. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  17. Е.А. К вопросу о развитии произвольности поведения в дошкольном возрасте // Новые исследования в психологии. М., 1978. — № I. — С.32−37.
  18. Бур менекая Г. В., Караганова О, А., Лидере А. Г. Возра-стно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 136 с.
  19. М.И. Беседы о детской психиатрии. М.: Просвещение, 1986. — 208 с.
  20. К. Духовное развитие ребенка. М.: Новая1. Москва, 1924. 556 с.
  21. К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991. — 144 с.
  22. К.Я. Целеустремленность у дошкольников в игровой деятельности // Вопросы психологии. 1978. — № 5. — С.79−86.
  23. К.Я. Особенности проявления целеустремленности у дошкольников в игровой деятельности // Вопросы психологии воли: Сб.научн.тр. / Под ред. В. И. Селиванова. Рязань, 1979. — С.18−30.
  24. А. Психическое развитие ребенка. М: Прогресс, 1967. — 194 с.
  25. А.Я., Смехов В. А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник МГУ. Сер. 14. «Психология». 1986. — Р 4. — С.22.
  26. Л.А., %хина В.О. Развитие воли дошкольника // Дошкольное воспитание. 1974. — № I. — С.40−45.
  27. Л.А., Слободчиков В. И., Эль конин Б.Д. Цроблемы детской психологии и научное творчество Д. Б. Элыюнина // Вопросы психологии. 1988. — Р 3, — С.20−29.
  28. Вовчик-Блакитная Е. А. Мотивы взаимодействия старших дошкольников с младшими детьми: Дис.. канд.психол.наук. -Киев, 1988. 141 с.31* Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти томах. М.: Педагогика, 1982−1984.
  29. А.И. Психологические особенности проявления настойчивости у детей дошкольного возраста: Автореф.дис.. канд.пед.наук. М., 1955. — 15 с.
  30. В.В. Генезис и развитие личности в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 1992. — № 6. — С.22−32.
  31. И.Т. Содержание и функции образа самого себя у дошкольников: Дис.. кацц.психол.наук. М., 1983. — 225 с.
  32. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цишной. М.: Педагогика, 1984. — 256 с.
  33. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т. А. Репиной. М.: Педагогика, 1987. — 192 с.
  34. М.Р. Воспитание воли дошкольных детей в процессе занятий: Автореф.дис.. кацц.психол.наук. Тбилиси, 1965. — 35 с.
  35. Ш. А., Кравцов Г. Г. Особенности педагогической оценки в дошкольном возрасте // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста / Редкол.: Л. А. Парамонова (отв.ред.) и Г. Г. Кравцов. М.: Изд-во АПН СССР, 1987. -C.I0I-I05.
  36. Душевная жизнь детей / Под ред. А. Ф. Лазурского, А. П. Нечаева. М.: Изд-во «Шльза», 1910. — 282 с.
  37. О.М., Кириллова А. И. 0 некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1980. — Р 6. — C. I07-II5.
  38. О.М. Развитие воображения в дошкольном возрасте: Дис.. докт.психол.наук. М., 1990. — 312 с.
  39. А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста.- М.: Педагогика, 1986. С.7−32.
  40. Запорожец А. И, Основные проблемы онтогенеза психики // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1986. -T.I. — С.223−257.
  41. Л.В. Роль общения дошкольника со взрослыми членами семьи в его нравственном развитии // Материалы Всероссийской конференции, проведенной в г. Белгороде / Ред. Т. А. Маркова. М., 1976. — С.35−41.
  42. А.И. К изучению роли аномалий семейного воспитания в патогенезе неврозов детского возраста // Неврозы и пограничные состояния / Под ред. В. Н. Мясищева, Б.Д.Карвасар-ского, А. Е. Личко. 1972. — С.53−62.
  43. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986. — 128 с.
  44. А.й. Неврозы у детей и подростков. Л.: Медицина, 1988. — 248 с.
  45. Земска Мария. Семья и личность. М.: Прогресс, 1986. — 134 с.
  46. Ф. Застенчивость. М.: Педагогика, 199I. -208 с. 50. 3мановений Ю. Ф. Шесть лет. Детский сад. Школа, М.: Знание, 1983, — 96 с.
  47. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во МГУ, 199I. — 142 с.
  48. В.Е. Аутизм у детей. JI., 1981. — 190 с.
  49. З.Р. Формирование нравственных норм у старших дошкольников в разных условиях семейного воспитания: Дис.. канд.психол.наук. М., 1987. — 234 с.
  50. .Д. Психотерапия. Л., 1985, — 303 с,
  51. Как организовать коллектив дошкольников / Хондзе М., Сисидо Т., Исикава М. и др. М.: Педагогика, 1991, — 152 с.
  52. В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1992. — 223 с.
  53. Л.А. Становление произвольного поведения вдошкольном возрасте: Дис.. канд.психол.наук. М., 1992. -221 с.
  54. Х.Р. Характерологические особенности младших школьников с невротическими состояниями: Автореф.дис.. канд.психол.наук. Киев, 1976. — 24 с.
  55. В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев: Радяньска школа, 1971. — 199 с.
  56. В.К. К вопросу о генезисе произвольности психических процессов // Проблемы психологии воли- Материалы 4-й научной конференции. Рязань: РПГИ, 1974. — С.26−29.
  57. Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  58. Г. Г. Развитие личности ребенка как главная цель общественного и семейного воспитания // Взаимодействие семьи и детского сада в нравственном воспитании дошкольника: Сб.научн.статей. М., 1989. — С.15−23.
  59. Г. Г., Кожарина JI., Плашаева Е. Царевна Несмеяна и другие, или воспитание произвольности // Дошкольное воспитание. 1991. — IP II. — С.61−65.
  60. Е.Е., Нурахунова А. А., Степанова В. В. Как помочь детям преодолеть трудности в поведении. Шнек, 1990. — 43 с.
  61. Е.Е. Психологическая проблема готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
  62. JI.B. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Автореф.дис.. канд.психол.наук. М., 1986. -16 с.
  63. G.E. Развитие волевых действий у детейдошкольного возраста: Автореф.дис.. канд.психол.наук. -М., 1973. 25 с.
  64. Е.В. Проблемы развития самосознания в дошкольном возрасте // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста / Редко л.: Л. А. Парамонова (отв.ред.) и Г. Г. Кравцов. М.: Изд-во АПН СССР, 1987. — C. II2-II7.
  65. Е.В. Коррекционные игры-письма для детей дошкольного возраста с «синдромом заниженной самооценки» // Игра и развитие личности дошкольника / Под ред. Г. Г. Кравцова. -М.: Изд-во АПН СССР, 1990. С.107−122.
  66. А.Е. Особенности осознания своего опыта дошкольниками: Дис.. канд. психо л. наук. М., 1991. — ИЗ с.
  67. А.ф. Классификация личностей. Л.: Госиздат, 1924. — 290 с.
  68. Й., Штейчик 3. Психологическая депривация в детском возрасте. Прага: Мед. изд-во Авиценум. — 1984. -334 с.
  69. А.П. О сущности и причинах детского упрямства: Автореф.дис.. канд.пед. (по психологии) наук. М., 1953. -14 с.
  70. К.С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. М.: Просвещение, 1991. — 96 с.
  71. К. Акцентуированная личность. Киев: Вшца школа, 1981. — 374 с.
  72. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. -Т.П. — 320 с.
  73. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  74. М.А., Эйдман Е. В., Иванников В. А. Проблемы воли в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1988. — № 3. — С.145−152.
  75. Манова-Томова B.C., Пирьов Г. Д., Ненушилиева Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, I98i. — 190 с.
  76. Е.В. Мотивационно-волевые особенности личности как фактор успешности деятельности: Автореф.дис.. канд.психол. наук. Л., 1984. — 16 с.
  77. Т.Д. Психологические причины трудностей общения ребенка со сверстниками У/ Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе / Под ред. В.С.В/^хиной. М., 1987. — С.54−60.
  78. Т.М. К исследованию психологического конфликта при неврозах // Неврозы и пограничные состояния / Под ред. В. Н. Мясищева, Б. Д. Карвасарского, А. Е. Личко. Л., 1972. — С.35−38.
  79. Н.И. Усвоение нравственных норм детьми6.7 лет в игровой и учебной деятельности: Дис.. канд.психол. наук. М., 1988. — 207 с.
  80. Н.И. Становление личности ребенка. М.: Просвещение, 1992. — 160 с.
  81. О.С. Особенности психического развития и психологической коррекции детей, страдающих ранним детским аутизмом: Автореф.дис.. канд.психол.наук. М*, 1985. -24 с.
  82. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Ред. Поддшов Н. Н., Михайленко Н. Я. М.: Педагогика, 1978. — 192 с.
  83. Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники / Под ред. А. М. Штюшкина, М.: Школа-Пресс, 1992. -112 с.
  84. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990.- 264 с.
  85. Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред* А. В. Запорожца, Д. Б. Эль конина. М.: Просвещение, 1985. -293 с.
  86. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред. А|В.Запорожца, Я.ЗШеверович. М.: Просвещение, 1985. — 419 с.
  87. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Ред. А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  88. А.Р. Судебная психология для следователей. -М., 1967. 290 с.
  89. М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987.- 420 с.
  90. Т.А. Психологическая характеристика группы детского сада на разных этапах дошкольного возраста: Дис. .до кт. психо л. наук. М., 1989. — 314 с.
  91. А.А. Психологическая характеристика трудностей в отношениях со сверстниками у детей дошкольного возраста: Дис. «. канд.психол.наук. М., 1975. — 200 с.
  92. А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.: Педагогика, 1988.- 120 с.
  93. JI.C. Дети с аффективным поведением, М,: Просвещение, 1966, — 140 с.
  94. Е.О. Влияние формы общения со взрослыми на эффективность обучения дошкольников // Вопросы психологии. -1980. № 5. — C. I05-III.
  95. Смирнова Е.0, Условия и предпосылки развития произвольного поведения в раннем и дошкольном возрасте: Дис. .Тдокт, психол.наук. М, 1992. — 377 с.
  96. Т.О. Педагогические условия преодоления неуверенности у старших дошкольников: Автореф.дис. .канд. психо л. наук. М., 1989. — 15 с.
  97. А.С. Психологическое исследование игровой деятельности детей, страдающих шизофренией: Дис,. канд. психол.наук. М., 1974. — 131 с.
  98. А.С. Профилактика детских неврозов. -М: Изд-во МГУ, 1988, 200 с.
  99. А.С. Комплексная психологическая коррекция в профилактике детских неврозов: Дис.. докт.психол. наук. М., 1989, — 439 с.
  100. Л.П. Психологические особенности развития эмтатии у дошкольников: Дис.. канд. психо л. наук. М., 1987.- 218 с.
  101. Субботский Е. В, Психология отношений партнерства удошкольников. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 144 с.
  102. Е.В. Изучение у ребенка смысловых образований // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1977. — № I. -С-62−73.
  103. Е.В. Нравственное развитие дошкольников II Вопросы психологии. 1983. — № 4. — С.29−37.
  104. .К. Особенности социального поведения трудных детей 6−8 лет в ситуации депривации основных потребностей: Дис.. канд.психол.наук. М, 1988. — 160 с.
  105. Н.А. Психологические особенности готовности к школе детей шестилетнего возраста с отклонениями в эмоционально -во левой сфере: Дис.. канд.психол.наук. Киев, 1988.- 168 с.
  106. Р.К. Особенности общения со сверстниками как основа популярности дошкольников: Дис.. канд.психол.наук. -М., 1986. 242 с.
  107. Н.М. Причины отклоняющегося поведения младших школьников II Психологические проблемы предупреждения педагогической запущенности несовершеннолетних / Мягков И. Ф.: отв.ред. Сб.научн.тр. — Воронеж, 1982. — С.71−77.
  108. Трудные дети в массовой школе / Ред. проф.В.Н.Мяси-щева. Л.: Изд-во ЛПИ, 1933. — 120 с.
  109. У.В. О педагогической запущенности как варианте задержки психического развития ребенка // Вопросы психологии обучения и воспитания / Отв.ред. Н. А. Алексеева. Горький, 1978. — С.39−50.
  110. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост.- Вып.2. М., 1992. — С.16−17.
  111. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста / Под ред. В. Г. Нечаевой и др. -М.: Просвещение, 1967. 384 с.
  112. А. Введение в технику детского психоанализа. -М., 199I. 90 с.
  113. Г., Слободчиков В. Мы, взрослые и остальные люди // Семья и школа. 1989. — № II. — С.18−19.
  114. Н.И. Развитие настойчивости у детей: Автореф. дис.. кацц.психол.наук. Минск, 1982. — 20 с.
  115. Чистякова М. И, Психогимнастика / Под ред. М. И-Буя-нова. М.: Просвоцение, 1990. — 126 с.
  116. В.Э. О соотношении возрастных особенностей и свойств типа нервной деятельности у детей дошкольного возраста: Автореф.дис.. кацц.психол.наук. М., 1963.16 с.
  117. Ш. Н. Проблемы воли в психологии // Вопросы психологии. 1967. — Р 4. — С.72−81.
  118. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  119. Д.Б. Из научных дневников // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — C.480−5I9.
  120. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А, Д.Кошелевой. М.: Цросвещение, 1985. — 176 с.
  121. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. В. В. Лебединского, О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 197 с.
  122. Adler A. The science of living. L., 1930. -264 p.
  123. Erikson E.H. The life Cycle Completed: A review. -IT Л.-London: Horton со cop., 1982. 108 p.
  124. Freud Anna. Normality and pathology in childhood. -N.Y., 1965. 273 p.
  125. Keltilcargas L. Attributional style of the mother as a predictor of aggressive behaviour of the child // Aggress. Behav. 1990. ~№ 16, 1. — P.1−7.
  126. Mi-juskovic Б. Child abuse and neglect dependent personalities and lineliness // Psychology. 1990. — 27, № 1. -P.1−10.
  127. Vitaro P., Pelletlon D., Contis S. Effecty of a negative social experience on the emotional and social-cognitive responses of aggressive-rejected children // Percept and Mot. Skills. 1989. — 69, № 2. — P.371−382.
  128. Youngbale Lise M., Belsky J. Parent-child antecedent of 5-year-olds1 close friendship: A longitudinal analysis / Per.Psychol. 1992. — 28, — P.700−713
Заполнить форму текущей работой