Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние пренатальных, натальных и постнатальных факторов на психофизиологическое развитие детей старшего дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Описание особенностей проявлений этих факторов в развитии ВПФ детей стало задачей первого этапа нашей работы. Полученные результаты позволили сделать вывод, что дошкольники 5−7 лет представляют неоднородную группу по уровню развития высших психических функций. Посредством применения методов математического моделирования, было выделено 4 варианта нейропсихологического профиля старших дошкольников… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Обзор литературы
    • 1. 1. Проблема детерминации развития в современных исследованиях
    • 1. 2. Развитие высших психических функций в детском возрасте
    • 1. 3. Характеристика влияния факторов на развитие детей
  • Глава 2. Материал и методы исследования
  • Глава 3. Результаты собственных исследований и их обсуждение
    • 3. 1. Возрастно-половые особенности высших психических функций детей старшего дошкольного возраста
    • 3. 2. Влияние пренатальных, натальных и постнантальных факторов на высшие психические функции детей старшего дошкольного возраста
    • 3. 3. Динамика влияния пренатальных, натальных и постнантальных факторов на высшие психические функции детей 5−7 лет
    • 3. 4. Особенности психофизиологических механизмов принятия решений у детей старшего дошкольного возраста
    • 3. 5. Влияние пренатальных, натальных и постнантальных факторов на психофизиологические механизмы принятия решения у детей старшего дошкольного возраста

Влияние пренатальных, натальных и постнатальных факторов на психофизиологическое развитие детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Проблема детерминации развития человека сложна и многоаспектна, она носит междисциплинарный характер и является одной из основных в науках о человеке как естественнонаучного, так и гуманитарного направления. Факторы, воздействующие на различных этапах онтогенеза, выступают как условия, обеспечивающие возможности развития психики. Однако эти условия в ходе онтогенеза существенно изменяются, создавая на каждом этапе специфические предпосылки для усвоения качественно нового опыта и формирования новых психических возможностей.

Интенсивность формирования основных компонентов психики, прогрессивные морфо-функциональные преобразования, происходящие я организме ребенка, в частности, его нервной системе в дошкольном возрасте делает этот период объектом особого внимания при исследовании вышеуказанной проблемы [14,37, 86,176].

Одним из основных достижений дошкольного возраста является становление и активная реализация высших мозговых (психических) функций (ВПФ), которые представляют собой сложные, многокомпонентные образования, опирающиеся на подвижную в локализационном отношении церебральную «систему [162, 163]. В дошкольном возрасте происходят интенсивные изменения психофизиологических показателей, характеризующих базовые составляющие психической деятельности: эффективность и оперативность принятия решения в стохастической и детерминированной средах, адаптивность поведенческих реакций (аналитико-синтетические процессы), стратегии поведенческого реагирования, особенности внимания. Все это обусловливает необходимость рассмотрения действия факторов на различные показатели психофизиологического развития.

Во многих исследованиях факторы рассматриваются в зависимости от времени их воздействия. В ряде работ представлены результаты изучения влияния факторов, воздействующих в период беременности (пренатальные), таких, как характер течения беременности, число беременностей, внутриутробная гипоксия, возраст родителей на момент рождения ребенка и др.- после родов (постнатальные): характер грудного вскармливания, характеристики развития ребенка на ранних возрастных этапах, показатели физического и психического развития на момент исследования и др. [13,48,58,59,121,144,147,167,168,199, 200, 211]. Ряд исследователей в отдельную группу выделяет факторы, воздействующие в период родов (натальные или интранатальные): ^иело.родов^, характер родов, родовая асфиксия, антропометрические показатели на момент рождения [105,149].

Тем не менее, влияние вышеперечисленных факторов hp. психофизиологическое развитие детей старшего дошкольного возраста изучено недостаточно. Большинство исследований, как отечественных, так и зарубежных, посвящено выявлению факторов риска, обусловливающих те или иные девиации процесса развития от условно нормативных возрастных показателей [48, 58, 59, 121, 144, 147, 167, 168, 199, 200, 211]. Малоизученным остается вопрос о взаимосвязи сезонов зачатия и рождения с различными характеристиками психофизиологического развития детей [118]. Нами не встречено исследований, и которых рассматривалась бы проблема изменения силы и характера влияния факторов на различных этапах онтогенеза, а также работ, где влияние факторов анализировалось с учетом пола ребенка.

На наш взгляд, практически значимым представляется не только выделение факторов риска, но и оценка силы их влияния на различных этапах развития, а также выявление специфики влияния факторов, имеющих положительный вектор воздействия и являющихся предикторами развития ребенка [81].

Необходимо подчеркнуть, что физиологические, психофизиологические, медицинские, психологические исследования, посвященные изучению детерминации развития, были выполнены на разных группах и различными методами, что значительно затрудняет обобщение и сравнительный анализ полученных данных. Это обусловливает необходимость проведения комплексных исследований, имеющих единое методологическое основание.

Таким образом, анализ факторов и их влияния на развитие детей дошкольного возраста позволит выявить наиболее значимые факторы, что сделает возможным построение научно обоснованного прогноза развития ребенка, а также позволит расширить представления о движущих силах и закономерностях развития в дошкольном возрасте.

Цель и задачи исследования

Цель настоящего исследования — выявление особенностей влияния пренатальных, натальных и постнатальных факторов на психофизиологическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Охарактеризовать половые и возрастные особенности высшие. психических функций и психофизиологических механизмов принятия решения детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявить количественные и качественные характеристики влияния пренатальных, натальных и постнатальных факторов на развитие высших психических функций и психофизиологические механизму принятия решения детей старшего дошкольного возраста.

3. Охарактеризовать возрастную динамику силы и характера влияния пренатальных, натальных и постнатальных факторов на развитие высших психических функций детей 5−7 лет.

Положения, выносимые на защиту:

1. У детей старшего дошкольного возраста отмечается слабая выраженность полового диморфизма в уровне развития высших психических функций. Наряду с этим половые различия ярко проявляются в структуре показателей развития высших психических функций у мальчиков и девочек, что отражает различия в церебральном обеспечении психической деятельности дошкольников разного пола.

2. Влияние биологических факторов на развитие высших психических функций и психофизиологические механизмы принятия решения детей старшего дошкольного возраста характеризуется наличием нетривиальных зависимостей и выраженной половой спецификой. Среди рассматриваемых детерминант можно выделить ряд факторов, оказывающих негативное влияние на показатели развития высших мозговых функций дошкольников. Наряду с общими «факторами риска» выделены факторы, негативное влияние которых наблюдается только в группе мальчиков или только в группе девочек.

3. Сила и характер влияния факторов на развитие высших мозговых функций изменяется на протяжении дошкольного возраста.

Новизна исследования. Впервые зафиксирован феномен снижения выраженности полового диморфизма в уровне развития ВПФ у детей старшего дошкольного возраста. Наряду с этим системное психофизиологическое исследование основных ВПФ и психофизиологических механизмов принятия решения детей старшего дошкольного возраста позволило выявить, что структура показателей психофизиологического развития, отражающая возрастные особенности ЦНС, различна у мальчиков и девочек.

Впервые изучена специфика влияния большого количества факторов, характеризующих условия пренатального, натального, раннего постнатального развития, а также развития на момент исследования, на психофизиологическое развитие детей старшего дошкольного возраста. Получены новые данные о половом диморфизме силы и характера влияния факторов как на систему ВПФ в целом, так и на отдельные функции. Впервые в ходе лонгитюдного исследования проведено изучение возрастной динамики воздействия пренатальных, натальных и постнатальных факторов на высшие психические функции дошкольников.

Впервые дана количественная оценка степени выраженности и описано качественное своеобразие влияния пренатальных, натальных и постнатальных факторов на психофизиологические механизмы принятия решения у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

Научно-практическая значимость. Полученные данные расширяют представления об особенностях организации и осуществления высших мозговых функций у мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте. Результаты исследования дополняют представления о вкладе факторов, воздействующих на различных этапах онтогенеза, в развитие детей старшего дошкольного возраста. Впервые описана специфика влияния одних и тех же факторов на высшие психические функции дошкольников на разных микровозрастных этапах дошкольного детства. В работе показана важность дифференцированной по признаку пола оценки сформированное&tradeвысших психических функций, влияния пренатальных, натальных и постнатальных факторов на психофизиологическое развитие дошкольников.

Материалы исследования используются в учебном процессе на кафедре психологии и психофизиологии Северодвинского филиала Поморского государственного университета (акт внедрения 14.09.07).

Диссертационные исследования проводились в соответствии с планом научно-исследовательской работы в рамках приоритетного направления научных исследований Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова «Системные психолого-психофизиологические исследования человека в восходящем онтогенезе». Исследования по теме диссертации выполнялись в рамках грантов РГНФ: проект 04−06−18 005е (2004 г.), проект 04−06−18 006е (2006 г.).

Апробация работы. Результаты работы докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии и психофизиологии Северодвинского филиала Поморского государственного университета (Северодвинск, 2003 — 2006), на заседании проблемной комиссии по медико-биологическим наукам Поморского государственного университета (Архангельск, 2003, 2005). Основные положения диссертационного исследования были представлены в форме докладов и сообщений на пяти международных конференциях: вторая и третья международные конференции «Экология образования: актуальные проблемы».

Северодвинск, 2001, 2005), вторая международная конференция «А. Р. Лурия и психология 21 века» (Москва, 2002), «Физиология развития человека» (Москва, 2004), «Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях малого города» (Северодвинск, 2005) — на региональной конференции «Образование 21 века: интеграция науки и практики» (Архангельск, 2002).

По теме диссертации опубликовано 19 печатных работ, из них 12 статей. Результаты исследования нашли отражение в содержании 2 учебно-методических разработок.

Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 163 страницах машинописного текста, состоит из введения, трех глав, заключения и выводов, содержит 24 таблицы.

Список литературы

включает 211 источников, из них 38 на иностранных языках.

ВЫВОДЫ.

1. По данным системного исследования в старшем дошкольном возрасте наблюдается выраженная гетерохронность и индивидуальная неравномерность развития высших мозговых (психических) функций. Наибольшая вариабельность показателей наблюдалась по субтестам, отражающим состояние динамического праксиса, связной речи и школьно значимых функций. Это свидетельствует о высокой сензитивности данных функций и соответствующих мозговых структур к воздействию различных факторов.

2. Исследование факторной структуры показателей психофизиологического развития показало, что в качестве основного звена в формировании ВПФ у детей с высоким и средним уровнем психофизиологического развития выступает функция произвольной регуляции деятельности, что свидетельствует о возрастании роли передних отделов больших полушарий головного мозга. В то же время фактор произвольной регуляции не выделился в качестве основного в структуре показателей развития ВПФ детей с низким уровнем психофизиологического развития. Для детей этой группы характерны низкие баллы в заданиях на динамический праксис, связную речь, школьно значимые функции, что позволяет использовать результаты выполнения этих субтестов в качестве диагностического критерия для определения степени психофизиологической зрелости дошкольников.

3. У детей старшего дошкольного возраста отмечается слабая выраженность полового диморфизма в уровне развития высших психических функций. Наряду с этим различия ярко проявляются в структуре показателей развития высших психических функций у мальчиков и девочек, что отражает возрастные особенности развития ЦНС и специфическое церебральное обеспечение психической деятельности у детей разного пола. Это обусловливает необходимость дифференцированного использования методов и приемов воспитания и обучения, учитывающих специфику церебрального обеспечения психической деятельности девочек и мальчиков.

4. Влияние отдельных факторов и их градаций на систему ВПФ характеризуется различной степенью выраженности. Максимальная изменчивость.

4. Влияние отдельных биологических факторов и их градаций на систему ВПФ характеризуется различной степенью выраженности. Максимальная изменчивость показателей развития системы психических функций старших дошкольников обусловлена факторами, характеризующими пренатальный и натальный периоды онтогенеза («длительность беременности», «количество баллов по шкале Апгар на 5 мин.», «длина тела при рождении»), а также факторами «месяц рождения» и «год рождения». Данные факторы могут рассматриваться в качестве предикторов в отношении развития высших мозговых функций в старшем дошкольном возрасте.

5. Влияние биологических факторов на уровень психофизиологического развития детей старшего дошкольного возраста характеризуется выраженной половой спецификой. У мальчиков максимальный вклад в изменчивость показателей развития ВПФ вносят факторы: «угроза выкидыша во время беременности», «сезон рождения», «сезон зачатия», «длительность грудного вскармливания», «нарушения речи». У девочек большую изменчивость показателей развития высших мозговых функций вызывают такие факторы, как «показатели по шкале Апгар на 1-й мин.», «окружность груди при рождении», «возраст матери на момент рождения ребенка», «возраст овладения моторными навыками (стояние и ходьба)», «вес на момент обследования».

6. Выделены «факторы риска», оказывающие на разных этапах онтогенеза негативное влияние на психофизиологическое развитие детей, а именно: среди пренатальных — сезоны зачатия — осень, первая половина зимы, рождение от 3 беременности, угроза выкидыша во время беременности, возраст отца на момент рождения ребенка 28,5 лет, а также возраст матери — 26 летсреди натальныхсезон рождения — осень, месяц рождения — сентябрь, показатели по шкале Апгар на 1 мин. — 7 баллов, масса при рождении 2100 гр. и 3225 гр.- среди постнатальных — позднее появление первых зубов (9 мес.), возраст формирования навыка сидения — 5 мес., способности стоять — 7 мес. Наряду с общими факторами риска" выделяются факторы, негативное влияние которых наблюдается только в группе мальчиков или только в группе девочек.

7. По данным лонгитюдного исследования, степень влияния большинства из рассматриваемых факторов является стабильным показателем. Незначительная возрастная динамика силы влияния отдельных факторов сочетается с выраженным качественным своеобразием их воздействия на высшие психические функции на различных этапах онтогенеза.

8. Процессы принятия решений у детей старшего доджольного возраста характеризуется рядом особенностей. Характерно наличие стойких стереотипов, значительное повышение количества ошибок при смене стереотипа с сопутствующим увеличением времени реакции, что свидетельствует о становлении механизмов контроля и регуляции деятельности. Факторный анализ показателей, отражающих психофизиологические механизмы принятия решения, показывает, что у детей старшего дошкольного возраста складываются дифференцированные функциональные системы для обеспечения реагирования в различных средах (стохастической и детерминированной) в условиях стимуляции разной модальности.

9. Рассмотренные факторы оказывают различное по степени выраженности влияние на механизмы принятия решения. Наиболее значимыми являются факторы, характеризующие условия развития ребенка на момент рождения. Высока значимость фактора «возраст на момент исследования», что отражает динамичность изменений, происходящих на различных уровнях организации высших мозговых функций дошкольников. Выявлен ярко выраженный половой диморфизм чувствительности психофизиологических механизмов принятия решения к воздействию различных факторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Рассмотрение проблемы детерминации развития в онтогенетическом аспекте позволяет выявить и охарактеризовать взаимосвязь между развитием мозга и психики. Эта связь является двусторонней и носит динамический характер. Согласно полученными нами данным влияние идентичных факторов в разные возрастные периоды может вызывать различный по силе и характеру эффект. При этом необходимо отметить и изменение соотношения вклада биологических и социальных детерминант в развитие человека на различных этапах онтогенеза: по мере взросления социальные факторы приобретают все большее значение и становятся определяющими в отношении многих аспектов развития [3,19,130].

Анализ литературных источников позволил нам сделать вывод, что большинство исследований, как отечественных, так и зарубежных, посвящено выявлению факторов риска, обусловливающих те или иные девиации развития.

В исследованиях, как правило, рассматриваются отдельные факторы или их группы, характеризующие состояние здоровья ребенка, биологические условия на различных этапах онтогенеза, анализируется их влияние на состоянии отдельных психических функций, развитие личности [48, 58, 59, 121, 144, 147, 167,168,199,200,211].

На современном этапе проблема факторов, влияющих на здоровье, приобретает особое значение не только в теоретическом, но и в практическом плане. Ее разрешение является необходимым условием построения научно обоснованной системы воспитания и обучения, а также системы профилактической работы.

В психогенетических исследованиях, проведенных И.В. Равич-Щербо и сотр., 1998, [121] рассматривается возможность прогнозирования развития ребенка в зависимости от воздействующих на различных этапах онтогенеза факторов.

Понимание психического и психофизиологического развития как сложного процесса обусловливает необходимость разностороннего анализа его детерминации с позиций системного подхода. Системный подход позволяет рассматривать проблему взаимодействия разноуровневых и разновременных характеристик человека и условий его существования с точки зрения иерархических отношений различных уровней организации индивидуальности. Применение математических методов многомерного анализа данных создает условия для более глубокого понимания психофизиологического развития во всей его сложности и многогранности, с точки зрения целостности и многообразия внутренних взаимосвязей различных его сторон.

Нами проведено системное изучение данной проблемы. Системность заключалась в выборе показателей — репрезентантов изменений, происходящих под воздействием определенных факторов. В качестве таковых выступили высшие мозговые функции, имеющие системное строение, общие механизмы реализации.

Говорить о соблюдении принципа системности в проведенном исследовании нам позволяет методологическая непротиворечивость методик сбора и анализа данных об особенностях психофизиологического развитие дошкольников: нейропсихологическая методика И. Ф. Марковской, 1995 [78] является адекватным инструментом исследования состояния ВПФ в дошкольном возрасте. Изучение системы психофизиологических показателей, характеризующих механизмы принятия решений посредством аппарата «Бинатест», позволяет получить объективные сведения об их особенностях у детей дошкольного возраста.

Кроме того, в качестве факториальных признаков нами были выбраны характеристики, отражающие различные аспекты биологической детерминации развития. Выбор факторов для дальнейшего анализа проводился с учетом нескольких условий: определение возможной значимости факторов для развития ВПФ на основании анализа литературы, доступность информации о факторах, возможность получения информации методами анализа документации и анкетирования.

По нашему мнению, в силу сложности и многокомпонентности системы, которую представляет собой ребенок, его психика, а также вследствие постоянно происходящих онтогенетических изменений говорить об однозначно положительном или отрицательном влиянии какого-либо фактора довольно трудно. Используя возможности современных методов многомерного статистического моделирования, мы предприняли попытку анализа факторов с позиций их возможного разнонаправленного влияния.

В литературе представлены различные мнения о том, какие именно факторы следует рассматривать в качестве детерминант развития. При широком рассмотрении данного понятия в спектр факторов включаются «внутренние», эндогенные факторы, такие, как особенности морфои функциогенеза мозга на различных возрастных этапах, основные закономерности психофизиологического развития (гетерохронность, сензитивность) [2, 30, 56, 62,130].

Описание особенностей проявлений этих факторов в развитии ВПФ детей стало задачей первого этапа нашей работы. Полученные результаты позволили сделать вывод, что дошкольники 5−7 лет представляют неоднородную группу по уровню развития высших психических функций. Посредством применения методов математического моделирования, было выделено 4 варианта нейропсихологического профиля старших дошкольников, различающихся уровнем сформированности отдельных функций. Дальнейшая статистическая обработка результатов исследования с применением методов факторного анализа позволила сделать вывод о наличии различий между подгруппами детей не только в степени зрелости отдельных ВПФ, но и в структуре межфункциональных связей. Полученные данные свидетельствуют о вариативности состояния ВПФ детей старшего дошкольного возраста, не имеющих выраженных нарушений развития.

Проведенный анализ факторных моделей, характеризующих межфункциональные связи у дошкольников с различным уровнем развития ВПФ, показал различную актуальность процессов внутрисистемной и межсистемной дифференциации и интеграции. Выявленные различия факторных моделей структуры ВПФ, обусловленные спецификой межфункциональных связей у дошкольников разных групп, определяют различные адаптационные возможности детей в отношении требований, предъявляемых социальным окружением.

Результаты факторного анализа позволяют говорить как о наличии общих тенденций, которые характерны для большинства старших дошкольников и, по-видимому, могут считаться проявлением возрастных закономерностей созревания ЦНС, так и о выраженной индивидуальной вариативности развития ВПФ. В связи с этим, внутренним фактором, детерминирующим значительную вариативность развития ВПФ, может быть названа гетерохронность развития мозга и ВПФ на разных возрастных этапах [2].

Одной из проблем, рассмотренных в нашем исследовании, стала проблема полового диморфизма в уровне психического и психофизиологического развития, на наличие которого указывает ряд авторов [31, 40,97, 129]. При этом в рассмотренных исследованиях отмечается более высокий уровень развития ВПФ у девочек по сравнению с мальчиками.

В нашем исследовании не обнаружено существенных половых различий в уровне развития высших мозговых функций по большинству субтестов. Однако по данным факторного анализа выявлены значительные тендерные различия структуры межфункциональных связей.

Для мальчиков в большей мере характерно проявление феномена внутрисистемной интеграции. Для девочек же характерны процессы дифференциации, которые являются отражением качественных изменений, происходящих в психической деятельности детей, необходимых для усвоения нового опыта и адаптации к возрастающим требованиям среды.

Таким образом, исходя из представлений об основных направления:', морфогенеза мозга, мы можем предположить, что структура межфункциональных связей, характерная для мальчиков, отражает более ранний онтогенетический этап морфо-функциональных изменений мозговых систем.

Мы можем констатировать, что пол является мощным опосредующим фактором, определяющим специфику церебрального онтогенеза, усвоения опыта и, как следствие, развития высших психических функций. Отсутствие выраженных различий в уровне развития ВПФ, зафиксированное нами в ходе мониторинговых исследований современной популяции дошкольников, может свидетельствовать об изменении половой специфики формирования ВПФ. Возможно, это является реакцией на интенсивные и не всегда благоприятные изменения природных и социальных характеристик среды, т. е. уменьшение полового диморфизма свидетельствует о формировании своеобразных адаптационных или компенсаторных механизмов. Данный феномен, по нашему мнению, требует дальнейшего изучения.

Межиндивидуальная изменчивость определяется не только внутренними факторами, такими, как гетерохронность развития церебральных систем, чередование периодов дифференциации и интеграции, специфика межфункциональных связей. Индивидуальные особенности познавательных процессов детей могут быть объяснены неравномерностью развития высших мозговых функций. За гетерохронией и неравномерностью развития стоят разные генетические и средовые (биологические и социальные) факторы. Гетерохрония определяется видовой генотипической программой развития, а неравномерность развития ВПФ — индивидуальной программой и средовыми факторами [18].

Целью второго этапа исследования стало изучение степени и характера влияния ряда пренатальных, натальных и постнатальных факторов (спектр факторов, относящихся к живой природе, к состоянию здоровья, к разным системам организма), которые могут быть отнесены к группе экзогенных [62].

Нами обнаружены различия в силе влияния отдельных факторов на ВПФ дошкольников, при этом дифференцированный по признаку пола анализ показал различия в степени изменчивости высших мозговых функций мальчиков и девочек под воздействием одних и тех же факторов.

Отмечается незначительный вклад в изменчивость показателей развития ВПФ в старшем дошкольном возрасте таких факторов, как «хронические заболевания» матери", «хронические заболевания» отца", «токсикозы беременности», «гипоксия во время беременности», «номер родов», «перинатальная патология ЦНС», «хронические заболевания», «группа здоровья», «наблюдение у специалистов». Это противоречит результатам ряда исследований, в которых данные характеристики рассматриваются как «факторы риска» [42,164,144,170].

Максимальная изменчивость показателей развития ВПФ как у мальчиков, так и у девочек вызвана факторами, характеризующими период внутриутробного развития и родов («длительность беременности», «количество баллов по шкале Апгар на 5-й мин.», «длина тела при рождении»). Полученные нами результаты совпадают с указанными в ряде исследований фактами прогностической значимости данных факторов в отношении дальнейшего психического развития детей [45,144,147,153]. 4.

Кроме того, в группу факторов со значительным влиянием вошли такие факторы, как «месяц рождения» и «год рождения». Феномен связи состояния психических и психофизиологических функций детей дошкольного возраста и периода рождения впервые описан в работах А. В. Пяткова и сотр., 1999 [118]. Циклические изменения в различных системах организма описаны в рамках биоритмологических исследований. Мы можем предположить, что высокая изменчивость ВПФ под влиянием указанных факторов действительно отражает значимость циклических процессов, связанных с биоритмическими влияниями различной периодичности, оказывающими разнонаправленное выраженное пролонгированное воздействие на состояние ВПФ.

Половой диморфизм зафиксирован во влиянии 11 биологических факторов на ВПФ дошкольников, в подавляющем большинстве (10 случаев из 11) характеризующих натальное и раннее постнатальное развитие. Различия во влиянии факторов на систему нейропсихологических показателей мальчиков и девочек свидетельствует о специфичной для каждой группы дошкольников чувствительности высших мозговых функций к их воздействию.

Дифференцированный анализ факторов позволил выявить сложность зависимостей, существующих между отдельными детерминантами и показателями развития высших мозговых функций. Это можно объяснить сложностью и динамичностью той системы, которую образуют функции в процессе развития, многокомпонентностью их церебрального обеспечения, а также, возможно, взаимодействием, взаимовлиянием самих факторов, которое может носить, помимо нейтрального, как катализирующий, так и ингибирующий характер.

В ходе исследования нами выделены «факторы риска», оказывающие на разных этапах онтогенеза негативное влияние на психофизиологическое развитие детей, а именно: среди пренатальных — сезоны зачатия — осень, первая половина зимы, рождение от 3 беременности, угроза выкидыша во время беременности, возраст отца на момент рождения ребенка 28,5 лет, а также возраст матери — 26 летсреди натальных — сезон рождения — осень, месяц рождения — сентябрь, показатели по шкале Апгар на 1 мин. — 7 баллов, масса при рождении 2100 гр. и 3225 гр.- среди постнатальных — позднее появление первых зубов (9 мес.), возраст формирования навыка сидения — 5 мес., способности стоять — 7 мес. Наряду п общими «факторами риска» выделяются факторы, негативное влияние которых наблюдается только в группе мальчиков или только в группе девочек.

Нейропсихологические профили мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста под воздействием одних и тех же градаций факторов изменяются неоднотипно, что, по-видимому, свидетельствует о различных психофизиологических механизмах адаптации к условиям, реализуемых в субпопуляциях мальчиков и девочек.

Лонгитюдное исследование развития высших мозговых функций дошкольников, а также сравнительный анализ влияния факторов в двух микровозрастных периодах позволил сделать ряд выводов о динамике воздействия рассматриваемых факторов.

По мере увеличения возраста ребенка снижаются показатели гетерохронности развития высших мозговых функций, уменьшается межиндивидуальная вариабельность результатов, что свидетельствует о завершении определенного, генетически запрограммированного этапа морфои функциогенеза мозга, итогом и следствием которого является готовность церебральных структур и механизмов к обеспечению познавательной деятельности в условиях более сложно организованной учебой деятельности.

Указанные факты позволяют предположить, что чувствительность к воздействию различных факторов будет разной в зависимости от этапа цереброгенеза, на котором это воздействие выявляется и оценивается.

Как показали результаты нашего исследования, степень влияния большинства из рассматриваемых пренатальных, натальных и постнатальных факторов является стабильным показателем. По-видимому, основой является такая характеристика развития, как континуальность. Преемственность в развитии делает возможным построение онтогенетического прогноза на основании анализа исходных условий.

Незначительные изменение силы влияния отдельных факторов в микровозрастной ретроспективе, выявленные в нашем исследовании, оставляют открытым вопрос о постоянстве качественных изменений высших мозговых функций в разные возрастные периоды под воздействием определенных градаций факторов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. Психогенетика / А. А. Александров. — СПб.: Питер, 2004.-192 с.
  2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котягина и др.- Под ред. Л. С. Цветковой. М.: МПСИ, 2001. — 272 с.
  3. .Г. Избр. психол. труды: в 2 т./Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой. -М., 1980.
  4. А.П. Генетические влияния на функционирование мозга человека / А. П. Анохин, Б. В. Веденяпин // Психогенетика: хрестоматия / Авторы сост. М. В. Алфимова, И.В. Равич-Щербо. — М.: Издательские центр «Академия», 2006. — С. 113 — 142.
  5. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1968. — 547с.
  6. П.К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса/П.К. Анохин//Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Медицина, 1978. — С.125 -152.
  7. Т.В. Л.С. Выготский: культурно-исторический и естественнонаучный подходы к интериоризации / Т. В. Ахутина // Вестн. Моск. ун- та. Сер. 14. Психология. 2004. -№ 3. — С. 41 — 56.
  8. Т.В. Нейролингвистика нормы /Т.В. Ахутина //1 Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сборник докладов. М.: РПО, 1998.-С. 289−298.
  9. Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе.//I Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сборник докладов. -М.: РПО, 1998.-С. 201−208.
  10. Т.В. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция / Т. В. Ахутина. М.: МПСИ, 2001. — С. 7 — 20.
  11. АхутинаТ.В. Л. С. Выготский и А. Р. Лурия: становление нейропсихологии / Т.В. Ахутина//Вопросы психологии. 1996. — № 5. — С. 83 -98.
  12. Л.О. Невропатология / Л. О. Бадалян. М.: Академия, 2000. -384 с.
  13. А.С. Новые взгляды на психофизиологию раннего детства / А. С. Батуев // Альманах «Новые исследования». М.: Вердана, 2004, № 1. — С. 72 -73.
  14. М.М. Возрастная физиология / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. М.: ИЦ «Академия», 2002. — 416 с.
  15. И.Н. Тактильное восприятие и нервно- психическое развитие ребенка / И. Н. Белозерцева, Е. Н. Дзятковская It Альманах «Новые исследования». М.: Вердана, 2004, № 1. -С. 11- 78.
  16. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. М.: Медицина, 1966. — 350 с.
  17. Биологические основы индивидуальных различий детей второго полугодия жизни. Природа индивидуальных различий в чертах темперамента / Т. А. Строганова, М. М. Цетлин, С. Б. Малых, Е. В. Малаховскш: // Физиология человека. 2000. -№ 3. — С. 38 — 47.
  18. A.M. Исследования серийной организации движений у взрослых и детей- первоклассников коррекционной и массовой Школы с помощью графических проб/А.М. Бодон, Т. В. Ахутина, А. В. Курганский // Школа здоровья. 1997. — № 4. — С.49 — 58.
  19. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная пед. академия, 1995.-212 с.
  20. Н.Н. Функциональные асимметрии человека/ Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. М.: Медицина, 1981.-288 с.
  21. А.В. Два основных подхода к проблеме «биологическое и социальное» // Биологическое и социальное в развитии человека. Под ред. Б. Ф. Ломова. Москва: Наука, 1977. — С. 131 -139.
  22. А.В. О взаимосвязи природного и социального в психическом развитии человека / А. В. Брушлинский // Проблемы генетической психофизиологии / Отв. ред. Б. Ф. Ломов, И.В. Равич-Щербо. М.: Наука, 1978. -С.11−21.
  23. А.В. О соотношении биологического и социального в развитии личности//Теоретические проблемы развития личности/ Отв. ред. Е. В. Шорохова. М: Наука, 1974. — С.83 — 96.
  24. Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н. П. Вайзман. М.: АГРАФ, 1997. -128 с.
  25. Л.И., Дорофеева С. А., Меерсон Л. А. Методы нейропсихологической диагностики. Практическое руководство. — СПб.: Стройлеспечать, 1997. — 304 с.
  26. Ч. Психопатология развития детского и подросткового возраста / Ч. Венар, П. Кериг. СПб.: Еврознак, 2004. — 384 с.
  27. Т.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов/Т.В.Виноградова, В.В.Семёнов// Вопросы психологии. 1993. -№ 2.-С. 63−72.
  28. JI.B. Спектральные характеристики годичных ритмов психофизиологических свойств индивидуальности / JI.B. Волкова. Автореф. дис.. канд. психол. наук. Уфа, 1998. — 21 с.
  29. JI.C. Собрание сочинений: в 6 т. Т. З: Проблемы развития психики / JT.C. Выготский. М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  30. В.А. Системный подход и закономерности в биологии /
  31. B.А. Геодакян//Системные исследования: методологические проблемы: Ежегодник, 1986. М.: Наука, 1984. — С.329 — 338.
  32. В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека/В. А. Геодакян //Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. — С.171 -190.
  33. В.А. Эволюционная теория пола//Природа. 1991. — № 8.1. C. 60−69.
  34. .М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования / Ж. М. Глозман. М.: Центр лечебной педагогики, 1999. -160 с.
  35. А.В. Общая характеристика климатогеографических условий Русского Севера и адаптивных реакций человека в холодной климатической зоне (обзор)/А.В.Грибанов, Р. И. Данилова //Север. Дети. Школа. Сб. науч. трудов. Архангельск, 1994. — С.4 — 27.
  36. Н.В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М.М. Безруких-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 144 с.
  37. М.С. Исследование развития в психогенетике / М. С. Егорова // Психогенетика: хрестоматия. М.: Издательский центр «Академия», 2006. -181−198.
  38. М.С. Развитие как предмет психогенетики / М. С. Егорова, Т. М. Марютина // Вопросы психологии. 1992. -N.5 — 6. — С. 3 — 14.
  39. В.Д. Мальчики и девочки два разных мира. Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. — СПб: «Тускарора», 2000. -184 с.
  40. ЖуравинВ.А. Влияние условий пренатального развития на формирование организма в период взросления / В.А. Журавин//Альманах «Новые исследования». -М.: Вердана, 2004, № 1. С. 170 -1−71.
  41. В.М. Основы спортивной метрологии / В. М. Зациорский. -М.:ФиС, 1979.-152 с.
  42. Н.В. Некоторые особенности психофизиологического потенциала детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Н. В. Звягина, JI.B. Морозова // Альманах «Новые исследования». М.: Вердана, 2004, № 1. — С. 176−177.
  43. Иглина Н. Г. Факторы риска, вызывающие перинатальное поражение ЦНС у новорожденных детей Н. Г. Иглина, С. В. Трубицына // Альманах «Новые исследования». М.: Вердана, 2004, № 1. — С. 181 -182.
  44. Ю. А. Особенности поведенческого реагирования детей 7−10 лет с дефицитом внимания / Ю.А. Иорданова//Вестник Поморского государственного университета. Серия «Естественные и точные науки». -№ 3. -2006. С. 68 — 77.
  45. Н.Н. Психологические особенности детей при переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту. Феномен 5 лет / Н. Н. Каданкова. автореф. дисканд.псих.наук. М., 2000. — 21 с.
  46. А.А. Медицинская экология / А. А. Келлер, В. И. Кувакин. -СПб.: Петроградский и К0,1998.-256 с.
  47. Класс-Мастер. Исследовательский анализ многомерных данных: классификация, типологизация, распознавание, исследование связей. -М.: Стат-диалог, 1996.-90 с.
  48. В.Ф. Особенности межполушарных взаимодействий при запечатлении информации / В. Ф. Коновалов, Н. А. Отмахова // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 96 — 102.
  49. В.Ф. Изучение межполушарных взаимоотношений у детей в процессе мнестической деятельности / В. Ф. Коновалов, И. С. Сериков // Вопросы психологии. -1986. № 5. — С. 137 -145.
  50. Т.С. Об особенностях развития когнитивных процессов у первоклассников / Т. С. Колосова, Н. В. Прилучная //Вестник Поморского университета. Физиологические и психолого-педагогические науки. 2004 -№ 2(6).-С. 45−49.
  51. А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А. Н. Корнев. СПб.: Речь, 2003.-330 с.
  52. Н.К. Нейропсихологические исследования памяти: итоги и перспективы / Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе // А. Р. Лурия и современная нейропсихология. М., 1982.-С. 101 — 110.
  53. Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников / Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Е. Д. Балашова. Учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. -160 с.
  54. А.П. Методы и средства анализа данных в среде WINDOWS. STADIA / А. П. Кулаичев. М.: Информатика и компьютеры, 1999. — 341 с.
  55. Т.П. Биологические и социальные факторы нарушений психического здоровья у школьников / Т.П. Кулакова//Здоровье, развитие, личность /Под ред. Г. Н. Сердюковской, Д. Н. Крылова, У. Кляйнпетер. М.: Медицина, 1990. — С. 43 — 54.
  56. Т.П. Динамика состояния нервно- психического здоровья детей и подростков в школьный период жизни / Т. П. Кулакова // доровье, развитие, личность / Под ред. Г. Н. Сердюковской, Д. Н. Крылова, У. Кляйнпетер. М.: Медицина, 1990. — С. 27 — 42.
  57. К. Индивидуальные различия/ К. Купер- пер. с англ. Т. М. Марютиной, под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Аспект Пресс, 2000. — С. 127 -151,203−227.
  58. А.В. Трудности в обучении и серийная организация движений у детей 6−7 лет / А. В. Курганский, Т. В. Ахутина // Вестн. Моск. унта. Сер. 14. Психология. 1996. — № 2. — С. 59 — 67.
  59. В.В. Психический дизонтогенез / В. В. Лебединский. М.: МПСИ, 2001.-120 с.
  60. В.В. Проблемы развития в норме и патологии / В. В. Лебединский //1 Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сборник докладов. М.: РПО, 1998. — С. 238 — 244.
  61. А.Ю. Патопсихология: теория и практика / А. Ю. Левченко. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. 232 с.
  62. .Ф. Изучение человека с точки зрения системного подхода / Б. Ф. Ломов // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. — С. 5 — 12.
  63. .Ф. Проблема социального и биологического в психологии/ Б. Ф. Ломова.// Биологическое и социальное в развитии человека. Под ред. Б. Ф. Ломова. Москва: Наука, 1977. — С. 34 — 65.
  64. А.Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ребенка / А. Р. Лурия // Вопросы психологии -1962. № 3. — С. 15−22.
  65. А.Р. Основы нейропсихологии/ А. Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1973.-374 с.
  66. А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. М.: Академический Проект, 2000. -512 с.
  67. А.Р. Основы нейропсихологии Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / А. Р. Лурия. М.: Академия, 2002. — 384 с.
  68. В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) / В. И. Лубовский. М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
  69. В.И. Развитие и формирование здоровья детей дошкольной" возраста в условиях Европейского Севера: автореф. дис.. д-ра мед. наук / В. И. Макарова. Архангельск, 1995. — 48 с.
  70. В.И. Социальная составляющая комплексной оценки здоровья ребенка/ В. И. Макарова, М. Г. Дьячкова //Экология образования: Актуальные проблемы. Сборник научных статей. Вып. 2. В 2 тт. Т.2. — Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2001 .-С. 388 — 395.
  71. Н.Д. Динамика формирования познавательной сферы ребенка при переходе к школьному обучению / Н. Д. Макулова, С.В. Дзюба-Балканская, О. И. Маслова // Медицинская техника. 2000. — № 6. — С.44 — 47.
  72. Д.А. Особенности произвольной кратковременной памяти и ее психофизиологические корреляты у 6−8 летних детей г. Архангельска: автореф. дисканд.биол.наук / Д. А. Малышев. Архангельск, 2003. — 21 с.
  73. Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития / Н. Г. Манелис // Школа развития. 1999 — Т. 6, № 1. — С. 8 — 24.
  74. И.Ф. ЗПР (клинико нейропсихологическая диагностика) / И. Ф. Марковская. -М.: Компенс-центр, 1995. -198 с.
  75. Т.М. Об использовании понятий «критический» и «сензитивный» период индивидуального развития / Т. М. Марютина // Психологический журнал. 1981 -Т.2.- 1.-С. 145−154.
  76. Марютина Т. М. Введение в психофизиологию. / Т. М. Марютина, О. Ю. Ермолаев М.: МПСИ: Флинта, 2001. — 400 с.
  77. Т.М. О природе психологических предикторов / Т. М. Марютина, О. Ю. Ермолаев, В. И. Трубников //Психологическая наука и образование. -1998. № 1. — С. 39 — 45.
  78. Е.В. Компьютерные и микропроцессорные средства психофизиологических исследований целенаправленной деятельности человека / Е. В. Матвеев, Д. С. Надеждин // Медицинская техника. 1992. — № 6. — С. 35 -38.
  79. Е.В. Системные вопросы проектирования приборов и комплексов для психофизиологических исследований / Е. В. Матвеев, Д. С. Надеждин // Медицинская техника. -1994. № 4. — С. 31 — 34.
  80. Е.В., Надеждин Д. С., Васильев А. А., Зуев Л. Н. Компьютерные инструментальные средства психофизиологических исследований высшей нервной деятельности в норме и патологии // Медицинская техника. 1996. -№ 2.-С. 48.
  81. Р.И. Формирование нейрофизиологических механизмов произвольного избирательного внимания у детей младшего школьного возраста: автореф. дис. докт.биол.наук / Р. И. Мачинская. М., 2001. — 46 с.
  82. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности /
  83. B.C. Мерлин. М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
  84. Методы нейропсихологического обследования детей 6-С лет / Ахутина Т. В. с соавт. // Вестник МГУ. Сер. 14. психология. 1996. — № 2.1. C. 52−59.
  85. .Г. Стадии развития ВПФ и их эмпирические референты: реконструкция имплицитной концепции JT.C. Выготского / Б. Г. Мещеряков // Вестник МГУ. Сер. 14. психология. -2004. № 3. — С.57 — 72.
  86. Ю.В. Дифференциальная нейропсихология детского возраста / Ю. В. Микадзе // Вопросы психологии. -2002. № 4. — С. 112 — 119.
  87. Ю.В. Нейропсихологическая диагностика способности к обучению / Ю.В. Микадзе//Вестник МГУ. Сер. 14. психология. 1996. -№ 2. -С. 46−50.
  88. Ю.В. Нейропсихологический анализ формирования психических функций у детей /Ю.В. Микадзе //1 Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сборник докладов. М.: РПО, 1998. — С. 225 — 231.
  89. Ю.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе / Ю. В. Микадзе, Н. К. Корсакова. М., ИнтелТех, 1994. — 64 с.
  90. О.Г. Особенности высших мозговых функций у детей 5−10 лет с различной успешностью обучения (традиционное и экспертное оценивание): автореф. дисканд.биол.наук / О. Г. Минина. Архангельск, 2003.-21 с.
  91. О.Г., Станякина М. В. О половом диморфизме высших психических функций старших дошкольников г. Северодвинска //Вестник Поморского государственного университета. Серия «Естественные и точные науки». № 3. — 2006. — С.82 — 86.
  92. Н.И., Разумов В. И. Назначение пола с эволюционной точки зрения // Вестник гипнологии и психотерапии 1995 — N2. — С. 33 — 37.
  93. Т.В., Грязных А. В., Исмайлова С. С. Влияние факторов риска на рост и развитие новорожденных г. Кургана // Альманах «Новые исследования». М.: Вердана, 2004, № 1. — С. 275.
  94. П.А. Проблема ненормативного психического развития / П. А. Мясоед // Вопросы психологии. -1994. № 6. — С. 49 — 57.
  95. Нейропсихологическая диагностика. Альбом. Часть 2/Под ред. Е. Д. Хомской. М.: МГУ, 1994.-46 с.
  96. Нейропсихология индивидуальных различий: Учебное пособие / Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова, Е. В. Будыка, Е. В. Ениколопова. -М.: РПА, 1997. -281с.
  97. Нейрофизиологические основы динамической локализации функций в онтогенезе / Д. А. Фарбер, Т. Г. Бетелева, Н. В. Дубровинская, Р. И. Мачинская //1 Международная конференция памяти А. Р. Лурии. Сборник докладов. М.: РПА, 1998.-С. 96.
  98. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы <
  99. Л.Ф. Обухова. М.: Тривола, 1997. — 360 с.
  100. Т.Н. Психоневрологическое развитие дошкольников / Т. Н. Осипенко М.: Медицина, 1996. — 288 с.
  101. Перре-Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей / А.Н. Перре-Клермон- пер. с фр. М.: Педагогика, 1991. -248 с.
  102. . Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. М,. Международная педагогическая академия, 1994. — 680 с.
  103. Н.В. Особенности наглядно-образного мышления первоклассников с различным уровнем психофизиологического развития: автореф. дис— канд.биол.наук / Н. В. Прилучная. Архангельск, 2002. — 20 с.
  104. А.Н. Мышление дошкольника в процессе экспериментирования/ А. Н. Поддьяков //Вопросы психологии. 1996. -№ 4. -С. 14−21.
  105. Н.Н. Функции программирования и контроля и успешность обучения у первоклассников / Н. Н. Полонская, Л. В. Яблокова //1 Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сборник докладов. М.: РПО, 1998.-С. 231−238.
  106. Н.Н. Динамика функций программирования и контроля и ее связь с трудностями обучения младших школьников / Н. Н. Полонская, Л. В. Яблокова, Т. В. Ахутина //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1997. -№ 2.-С. 42−51.
  107. Психологические предикторы индивидуального развития / И.В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина, В. И. Трубников, Е. С. Белова, Э. Ф. Кириакиди // Вопросы психологии. -1996. № 2. — С. 42 — 55.
  108. Н.М. Школа внимания: методика коррекции и развития внимания у детей 5−7 лет/Н.М. Пылаева, Т. В. Ахутина. М.: ИНТОР, 1997. -64 с.
  109. И 5. Пятков А. В. Системный анализ изменчивости нервно-психического гомеостаза здоровых молодых людей на Европейском Севере: автореф. дис.. докт. биол. наук / А. В. Пятков. Архангельск, 1996. — 52 с.
  110. А.В. Системно-гомеостатический анализ и эколого-психофизиологические исследования / А. В. Пятков.- Архангельск: Поморский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. 2002. — 482 с.
  111. А.В. Системный анализ значимости некоторых психофизиологических характеристик, получаемых с использованием семейства микропроцессорных приборов «Ритмо Мнемо — Бинатест» / А. В. Пятков. // Медицинская техника. -1996. -№ 3. — С. 28−31.
  112. Равич-Щербо И. В. Психогенетика / И.В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина Е.Л. Григоренко / Под ред. И.В. Равич-Щербо. М: Аспект-Пресс, 1999. -447 с.
  113. Развивающийся мозг и среда / Отв. ред. З. А. Асратян. М.: Наука., 1980. -273 с.
  114. .Ж. Адаптация ребенка на Севере / Ж. Ж Рапопорт. Л.: Медицина, 1979.-192 с.
  115. РаттерМ. Помощь трудным детям / М. Раттер- пер. с англ., общ. ред. А. С. Спиваковской. М.: Прогресс, 1987. — 424 с.
  116. С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. -1960. -№ 3. С. З- 15.
  117. С.Л. Проблемы обшей психологии / С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1973.-416 с.
  118. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология/ Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Питер, 2001. — 224 с.
  119. А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. завед./ А. В. Семенович. М.: Академия, 2002. — 232 с.
  120. А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей / А. В. Семенович. М.: Изд-во МГУ, 1991 — 96 с.
  121. А. В. Нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости среди учащихся массовых школ /А.В. Семенович. С. О. Умрихин, А. А. Цыганок // Журн. ВНД. 1992. — Т. 42., Вып. 4. — С. 655 -663.
  122. А.В. Нейропсихологический подход к типологии онтогенеза / А. В. Семенович, А. А. Цыганок // Нейропсихология сегодня/Под ред. Е. Д. Хомской.-М.: Изд-во МГУ, 1995.-С. 170−180.
  123. Г. Н. Охрана здоровья детей и подростков важнейшая социальная проблема / Г. Н. Сердюковской, У. Кляйнпетер. // Здоровье, развитие, личность/Под ред. Г. Н. Сердюковской, Д. Н. Крылова, У. Кляйнпетер. — М.: Медицина, 1990. — С. 14 — 26.
  124. Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе / Э. Г. Симерницкая. — М., 1985. -190 с.
  125. Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия-90″ /Э.Г. Симерницкая. -М.: Знание, 1991.-38 с.
  126. С.Н. Цирканнуальные биологические ритмы скоростных качеств детей/ С. Н. Симонов, О. В. Тегенева, П. М. Грицков //Альманах „Новые исследования“. М.: Вердана, 2004, № 1. — С. 346 — 347.
  127. Л.В. Нейропсихологический анализ высших психических функций у детей с задержкой речевого развития / Л. В. Соколова // Вестник
  128. Поморского университета. Физиологические и психолого-педагогические науки. 2004. — № 2(6). — С. 55 — 62.
  129. Т.Н. Сравнительная оценка состояния здоровья детей в раннем возрасте в зависимости от характера вскармливания на первом году жизни / Т. Н. Сорвачева, В. В. Пашкевич, И .Я. Конь // Педиатрия. № 3. — 2001. -С. 72−76.
  130. Справочник по акушерству и гинекологии/Вихляева Е.М., Кулаков В. И., Серов В. Н. и др.- Под ред. Г. И. Савельевой. М.: Медицина, 1992. — 352 с.
  131. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга/Под ред. Д. А. Фарбер. JL: Наука, 1990. -198 с.
  132. Д.И. Наследственная и врожденная тугоухость / Д. И. Тарасов, Г. Д. Тарасова // Российский вестник перинатологии и педиатрии. № 2. — 1998. — С.21−24.
  133. Е.И. Валеология: Словарь справочник / Е. И. Трохотова. -М.: Флинта, 2002. -344 с.
  134. О.В. Развитие детей и успешность их образовательной деятельности в зависимости от пола, типа темперамента, функциональной асимметрии мозга и других факторов: автореф. дис.. канд. психол. наук / О. В. Тулякова. Киров, 2004. — 21 с.
  135. Е.А. Механизмы мозга. Информационная модель и оптимизация обучения / Е. А. Умрюхин. М.: Горизонт, 1999. — 96 с.
  136. О.Н. Дети с проблемами психического развития / О. Н. Усанова. -М., 1995.-С. 146.
  137. Физиологические показатели когнитивных (познавательных) функций детей школьного возраста тестовыми компьютерными системами „Ритмотест“,
  138. Бинатест», «Мнемотест» (разработка № 2) / Сост. Головкина И. Д., Дзюба С. В., Днепрова Л. И., Маслова О. И., Немковский И. Б. М., 1997. -18 с.
  139. ФишманМ.Н. Особенности функционального состояния мозга детей с ЗПР / М. Н. Фишман, В. П. Лукашевич, Р. И. Мачинская // Дефектология. 1998. -№ 1.-С. 24−29.
  140. Т.В. О влиянии некоторых факторов на успеваемость учащихся первых классов / Т. В. Фомичева, А. И. Ходор // Вопросы психологии. -1978.-№ 6.-С. 44−51.
  141. Т.Г. Влияние наследственных и средовых факторов на состояние психического здоровья подростков / Т. Г. Хамаганова //Здоровье, развитие, личность / Под ред. Г. Н. Сердюковской, Д. Н. Крылова, У. Кляйнпетер. М.: Медицина, 1990. — С. 66 — 80.
  142. О.В. Влияние техногеннх факторов на показатели здоровы: жителей промышленного города / О. В. Хлякина,^ Ю. Е. Карсакова, Н.Н. Тятенкова//Вестник Поморского государственного университета. Серия «Естественные и точные науки». -№ 3. -2006. С. 46 — 49.
  143. Е.Д. Изучение биологических основ психики с позиций нейропсихологии / Е. Д. Хомская // Вопросы психологии. 1999. — № 3. — С. 27 -38.
  144. Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. 3-е изд. / Е. Д. Хомская. СПб.: Питер, 2003. — 496 с.
  145. Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий/ Е. Д. Хомская // Вестн. Моск. ун~ та. Сер. 14. Психология. 1996. — № 2. — С. 24 — 32.
  146. Е.Д. Об асимметрии блоков мозга//Нейропсихология сегодня / Под ред. Е. Д. Хомской. М.: Изд-во МГУ, 1995. — С. 14 — 28
  147. Е.Д. Проблема факторов в нейропсихологии/ Е. Д. Хомская //Клиническая психология./Составление и общая ред. И. В. Тарабариной. -СПб.: Питер, 2000.-С. 150−166.
  148. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Сост. В. М. Астапов. М: международная педагогическая академия, 1994.-216 с.
  149. Т.П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка/Т.П. Хризман, В. Д. Еремеева, Т. Д. Лоскутова. М.: Педагогика, 1991. — 232 с.
  150. Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. Учебное пособие / Л. С. Цветкова. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. -148 с.
  151. Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 3-е, исправленное и дополненное / Л. С. Цветкова. М.: Педагогическое общество России, 2000.- 128 с.
  152. Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л. С. Цветкова. М.: Московский психолого — социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.
  153. А.Г. Соотношение натурального и культурного в теории Л.С. Выготского: дуализм или диалектика? / А. Г. Чеснокова // Веста. Моск. унта. Сер. 14. Психология. 2003. — № 1. — С. 49 — 60.
  154. Е.В. Влияние факторов перинатального, физического и психического развития на мышление первоклассников / Е. В. Четверикова, О. В. Тулякова, В. И. Циркин // Альманах «Новые исследования». М.: Вердана, 2004, № 1. — С.385- 386.
  155. Е.В. О естественной природе и социальной сущности человека/Е.В. Шорохова //Биологическое и социальное в развитии человека / под ред. Б. Ф. Ломова. Москва: Наука, 1977. — С. 65- 81.
  156. Г. Влияние физической и умственной акселерации и ретардации на психическое развитие / Г. Штейнборн, Б. Мейер-Пробст //Здоровье, развитие, личность /под ред. Г. Н. Сердюковской, Д. Н. Крылова, У. Кляйнпетер. М/. Медицина, 1990. — С. 142 -161.
  157. Экология северных территорий России. Проблемы, прогноз ситуации, пути развития, решения: Материалы междунар. конф. Архангельск: Ин-т экол. проблем Севера УрО РАН, 2002. — 429 с.
  158. Bates E. Early language development and its neural correlates. In I. Rapin 8. S. Segalowitz (Eds.), Handbook of Neuropsychology / E. Bates, D. Thai, J.S. Yanowsky. Vol. 7. — Amsterdam, Elser, 1992. — Pp. 69 -110.
  159. Bateson P. Developmental changes in sensitivity to experience / P. Bateson, R.A. Hende //Bomstein M.H. (Ed.). Sensitive periods in development. Hills- dole. New Jersey, 1987.
  160. Benbow C.P. Sex differences in mathematical ability: Fact or artefact? / C.P. Benbow, J.C. Stanley//Science. Wash. -V.210.- 1980.-P. 1262- 1264.
  161. Child neuropsychology: An introduction to theory, research, and clinical practice / B.P. Rourke, D J. Bakker, J.L. Fisk, J.D. Strang. New York: Guilford, 1983.-P. 342.
  162. Coull J.T. Neural correlates of attention and arousal: insights from electrophysiology, functional neuroimaging and psychopharmacology / J.T. Coull // Progress in Neurobiology. -1998. V. 55. — P. 343.
  163. D’Amato R.C. A neuropsychological approach to school psychology / R.C. D’Amato. School Psychology Quarterly, 1990. — P. 141- 160.
  164. D’Amato R.C. A decade of employment trends ih neuropsychology / R.C. D’Amato, R.S. Dean, A.F. Holloway//Professional Psychology: Research & Practice. 1987, № 18. — P. 655 — 656.
  165. D’Amato R.C. A comparison between intelligence and neuropsychological functioning / R.C. D’Amato, J.W. Gray, R.S. Dean. // Journal of School Psychology, 1988−26.-P.282−292.
  166. Dan A. J. The menstrual cycle and sex-related differences in cognitive variability / A.J. Dan // Sex related differences in cognitive functioning: Developmental issues. N.Y., 1979. — P. 241 — 260.
  167. Dean R.S. Neuropsychological Assessment. In T.R. Kratochwill (Ed.), Advances in school psychology / R.S. Dean. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1982 — Vol. 2. — Pp. 171−201
  168. Dean R.S. Foundation and rationale for neuropsychological bases of individual differences /R.S. Dean // The neuropsychology of differences: A developmental perspective / L.C. Hartlage & C.F. Telzrow (Eds.). New York: Plenum, 1985-Pp. 7−39
  169. Eckert H.M. Physical activity and human growth / H.M. Eckert. New York -London, 1973.-P. 154.
  170. Factor analysis of the Luria-Nebraska neuropsychological battery / C.J. Golden, J. Sweet, T.A. Hammeke et al. // Int. J. Neurosciens. -1980. V. 11, № 2. -P. 91−99.
  171. Fletcher P.C. Sculpting theft sponse space an account of left prefrontal activation encoding / P.C. Fletcher, T. Shallice, R.J. Dolan // Neuroimage. — 2000. -V.12.,№ 4.-P. 404.
  172. Filskov T.J. Handbook of Clinical Neuropsychology / Filskov T.J. New York, Wiley, 1981.-P. 452.
  173. Harman D.W., Ray W.J. Hemispheric activity during affective verbal stimuli inEEG study //Neuropsychol.- 1977, Vol. 15.- P. 23−35.
  174. Hartlage L.C. The neuropsychological bases of educational intervention L.C. Hartlage, C.F. Telzrow III Journal of Learning Disabilities. 1983 — 16 — P.521−528.
  175. Heuer H. Implicit learning of sequences of tasks / H. Heuer, V. Schmidtke, T. Kleinsorge //J Exp. Psychol. Learn. Mem. Cogn. 2001. — V.27, № 4. — Pp. 967 -983.
  176. Hynd G.W. Clinical child neuropsychology: Issues and perspectives / G.W. Hynd, J.E. Obrzut // Child neuropsychology: Theory & research / J.E. Obrzut & G.W. Hynd (Eds.). New York: Academic., 1986- Vol. 2. — P. 3−14.
  177. Hynd G.W. Training school psychologists in neuropsychological assessment: Current practices and trends / G.W. Hynd, R. Quackenbush, J.E. Obrzut // Journal of School Psychology 1980. — 18. — P. 148−153.,
  178. Johnson M.H. Developmental cognitive neuroscience / M.H.Johnson. -Blackwell Publishers, London. -1997. P. 234.
  179. Kaufman A.S. Cerebral specialization and intelligence testing / A.S. Kaufman // Journal of Research and Development in Education. -1979. № 12 — P.96 -107.
  180. Lazar J. Frontal system dysfunction in children with ADHD and LD / J. Lazar, M. Frank // J. Neuropsychiatry. 1998. — V. 10., № 2. — P. 160.
  181. LitcherL. School and neuropsychological performance of Evacuated Children in Kyiv 11 years after the Chernobyl Disaster/L.Litcher, EJ. Bromet, N. Squires // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2000. — № 41(3). — P. 291 — 299.
  182. Malina P. Physical activity and human / P. Malina, J.L. Rarich. New York -London, 1973.-P. 125.
  183. Mash E.J. Treatment of childhood disorders / E.J. Mash, R.A. Barkley. New York: Guilford, 1998.-P. 198.
  184. Meyer-Probst B. Von der Geburt bis 25: Rostocker Langsschnittstudie (ROLS) / B. Meyer-Probst, O. Reis // Kindheit und Entwicklung. -1999 № 1. — S. 47 -58.
  185. Muth D. Neuropsychologische Gruppentherapie fur Kinder mit raumanalytischen und raumlich- konstruktiven Storungen Aufbau und Elfekte / D. Muth, D. Heubrock, F. Petermann // Kindheit und Entwicklung. — 1999. — № 4. — S. 22−30.
  186. Reschly D.J. Current neuropsychological diagnosis of learning problems: A leap of faith/D.J. Reschly, F.M. Gresham // Handbook of clinical child neuropsychology / C.R. Reynolds & E. Fletcher- Janzen (Eds.). New York: Plenum, 1989-P. 503−519.
  187. Rourke B.P. Neuropsychological assessment of children: treatment- oriented approach/B.P.Rourke, L. Fisk, J.D.Strang. New York: Guilford Press, 1986. -P.234.
  188. Santiago H.C. Visual recognition memory in specific learning- disabled children / H.C. Santiago, I. Mates // J. Am. Optom. Assoc. -1994. V. 65. — P. 690.
  189. Scheithauer H. Zur Wirkungsweise von Risiko- und Schutzfaktoren in der Entwicklung von Kindern und Jugendlichen / H. Scheithauer, F. Petermann // Kindheit und Entwicklung. -1999. -№ 1. S. 10- 19.
  190. Spectral analysis of EEG differences between children with and withoutlearning disabilities / J.F. Lubar, K.J. Bianchini, W.H. Calhoun et al. // J. Learning Disabilities.-1985.-V.18.- P.403.
  191. The effects of head injury in children on neuropsychological and behavioral functioning / R.M. Kniphts, L.P. Ivan, E.C.G. Ventureyre et al. // Brain injuiy. 1991. — Vol.5. — № 4. -P.339−351.
  192. Wolke D. Ergebnisse der Bayerischen Entwicklungsstudie: Implikationen fur Theorie und Praxis / D. Wolke, R. Meyer // Kindheit und Entwicklung. 1999. — № 1. -S. 29−40.
Заполнить форму текущей работой