Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование культуры логического мышления будущего учителя начальных классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экспериментальное исследование подтвердило, что при соблюдении определенных в диссертационном исследовании педагогических условий, а именно: содержание процесса формирования культуры логического мышления будущих учителей начальных классов должно включать в себя совокупность взаимосвязанных, последовательных, поэтапно развиваемых компонентов: мотивационного, познавательного… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Формирование культуры логического мышления будущего учителя начальных классов как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 1. Социальный заказ на учителя начальных классов в современных условиях
    • 1. 2. Анализ отечественного и зарубежного опыта формирования культуры логического мышления будущего учителя начальных классов
    • 1. 3. Культура логического мышления будущего учителя начальных классов как компонент его профессиональной культуры
  • Выводы по главе
  • Глава II. Характеристика процесса формирования культуры логического мышления будущего учителя начальных классов
    • 2. 1. Основные компоненты процесса формирования культуры логического мышления будущего учителя начальных классов
    • 2. 2. Содержание курса «Педагогическая логика» и условия формирования культуры логического мышления будущего учителя начальных классов
    • 2. 3. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по главе

Формирование культуры логического мышления будущего учителя начальных классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена тем, что деятельность учителя начальных классов сегодня является многопрофильной, интегральной, многоплановой и универсальной. Учитель начальных классов выполняет функции сразу нескольких предметников: преподавателя математики, русского языка и литературы, истории, биологии. Он должен хорошо ориентироваться в тех науках, которые отражены в отдельных учебных предметах, уметь устанавливать межпредметные связи, свободно, самостоятельно и полно владеть средствами и материалами каждой учебной дисциплины, генерировать и воплощать новые идеи обучения.

Анализ Концепции непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), Государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования (1995,2000), а также обязательного минимума содержания образования (2000,2001,2002гг.) подтверждает актуальность изменения характера обучающего процесса в начальной школе, усиления его личностно-ориентированной направленности. Это связано с решением приоритетной задачи начального образования — развитием личности школьника на основе формирования ведущей для этого возрастного этапа деятельностиучебной, что сопровождается изменением роли учителя начальных классов и вызывает необходимость реформирования содержания и форм организации его профессиональной подготовки.

Более того, расширение социальной функции школы и полифункциональный характер деятельности учителя начальных классов наиболее отчетливо выявляют несоответствие уровня его профессиональной подготовки требованиям современной школ.

В практике начальной школы работа над формированием мышления идет «вообще» — без знания системы необходимых логических компонентов, без знания их содержания и способов их формирования. Учителя начальных классов в процессе обучения младших школьников не делают знания логического характера предметом специального обучения, не раскрывают перед учащимися тех логических понятий, которые необходимы для понимания и правильного выполнения логических операций и приемов мышления. Это щ приводит к тому, что большинство учащихся не овладевают начальными приемами мышления, а они необходимы уже младшим школьникам — без них не происходит полноценного усвоения учебного материала. Основы культуры мышления должны быть заложены уже в младшем школьном возрасте учителем начальных классов.

Специфичным для учителя начальных классов является то, что он, должен обладать наиболее развитыми профессионально-предметными и личностными характеристиками в их совокупности по сравнению с учителем-Ф предметником старших классов. Это обусловлено, во-первых, необходимостью учета возрастных особенностей младших школьников, так как именно мышление становится центром развития личности в данный период детстваво-вторых, необходимостью специально организованного процесса подготовки к осознанному и целенаправленному управлению формированием у младших школьников умения мыслить, рассуждать, получать новые знания из имеющихся.

Культура мышления необходима каждому современному учителю, Ф творческому, активному, инициативному, нестандартно мыслящему и способному не только анализировать и обобщать имеющийся на настоящее время и постоянно обновляющийся профессиональный методический материал, но и обучать детей ориентироваться во все возрастающем объеме получаемой информации и оказывать позитивное влияние на формирование культуры логического мышления у своих учеников.

Формирование культуры мышления, его логической стороны рассматривается как процесс развития определенных компонентов логического характера в мышлении, являющихся основой интеллектуального развития личности будущего учителя. Сложность проблемы формирования культуры логического мышления обусловлена тем, что для мышления характерны ^ многоаспектность, разносторонность, множественность связей и особенностей.

Соответственно формирование культуры логического мышления естественно осуществлять на основе закономерностей развития мышления в целом (Д.Н.Богоявленский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн и др.). 36−43−114−164−176].

Различным аспектам формирования мышления посвящены многие исследования отечественных психологов (Е.Н.Кабановой-Меллер, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева, Н. А. Подгорецкой, Н. Ф. Талызиной, ф Г. И.Щукиной) [71−162−196] и педагогов (Ю.К.Бабанского, Б. П. Есипова,.

И.Я.Лернера, Н. Л. Лошкаревой, М. Н. Скаткина, В. А. Сластенина, Т. Н. Шамовой, М. Н. Шардакова и др.). 94−186−187−221] Имеются интересные исследования зарубежных психологов и педагогов: Э. Де Боно, Б. Блума, М. Дональдсон, Ф. Зейферта, И. Ломпшера, Ж. Пиаже, Д. Халперн, Д. Хамблина [48−51−160−214].

Существенный вклад в исследование методологических проблем подготовки будущих учителей внесли логики и философы: М. Н. Алексеев, Е. К. Войшвилло, Д. П. Горский, Н. И. Кондаков, Ю. К. Петров и др [84−157]. * Совершенствованию специальной методической подготовки будущего учителя начальных классов посвящен ряд диссертационных работ: исследования изучения понятийного мышления студентов (Г.И.Железовская) [57], логической подготовки студентов (Н.Н.Лаврова) [92], профессионального мышления студентов, в том числе логического компонента в нем (Е.К.Осипова, Н. Г. Хакимова и др.)[147−213].

Были проанализированы специальные исследования, посвященные формированию логического мышления и логической культуры школьников (В.С.Аблова, Б. Я. Бурштейн, Н. В. Демидович, Е. И. Жилина, М. П. Лапчик, В. М. Монахов, Е. П. Маланюк, Л. Ф. Обухова, Л. Н. Удовенко, Л. П. Червочкина и др.) [3−27−142−203], развитию определенных компонентов мышления студентов ф (С.Е.Архипова, Л. В. Лещенко, Н. И. Прокопенко и др.) [17−96−166]. Некоторые ученые рассматривают проблему формирования культуры логического мышления учителя (А.Д.Гетманова, В. Н. Брюшинкин, Ю. А. Петров и др.) [26−40 158], необходимость логической подготовки учителя (С.Е.Архипова, Н. И. Прокопенко, Г. И. Подгайнев, А. А. Харитонова и др.) [17−166−161−215]. Логическая подготовка рассматривается в основном применительно к учителю математики средней школы, и практически отсутствуют исследования по данной проблеме применительно к профессиональной подготовке учителя.

• начальных классов.

Таким образом, анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, изучение практики организации отечественного педагогического образования свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме профессиональной и методологической подготовки будущих учителей начальных классов. Однако имеется противоречие между объективной необходимостью формирования культуры логического мышления у будущих учителей начальных классов и неразработанностью механизмов и направлений её формирования в профессиональной подготовке будущего учителя начальных классов.

Отсюда вытекает проблема: как обеспечить формирование культуры логического мышления будущих учителей начальных классов в условиях непрерывного профессионального образования?

Цель исследования заключается в определении содержания процесса формирования культуры логического мышления будущих учителей начальных классов и выявлении условий эффективности данного процесса.

Объект исследования — процесс формирования культуры логического мышления будущего учителя начальных классов в условиях непрерывного профессионального образования.

Предмет исследования — содержание процесса формирования культуры логического мышления будущих учителей начальных классов и условия его эффективности.

Гипотеза исследования: Формирование культуры логического мышления будущего учителя начальных классов будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:

— если содержание этого процесса включает в себя совокупность взаимосвязанных, последовательных, поэтапно развиваемых компонентов: мотивационного, познавательного, практического;

— если у студентов будет сформирована опосредованная их опытом участия в педагогической деятельности совокупность знаний, определяющих логику учебного процесса;

— если у студентов будет сформирована готовность к решению педагогических задач с позиции требований логики.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования в работе были поставлены следующие задачи:

1.Определить сущность понятия «культура логического мышления будущих учителей начальных классов», его структуру и статус в понятийно-терминологической системе педагогики.

2.Разработать и внедрить модель процесса формирования культуры логического мышления будущих учителей начальных классов в условиях традиционного обучения.

3. Определить и обосновать комплекс педагогических условий формирования культуры логического мышления будущих учителей начальных классов.

Методологической основой исследования явились научные положения о диалектическом характере человеческих отношений (Г.Гегель), философско-Ф психологические концепции о природной, социальной и культурной обусловленности развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Ю. А. Азаров, Л. А. Волович, Б. В. Зосимовский, Б. М. Кедров, И. С. Кон, С. К. Рубинштейн, Р. Х. Шакуров и др.) [5−35−220], идеи гуманистического отношения к профессиональному образованию (Г.В.Мухаметзянова, З. Г. Нигматов, Н. Д. Никандров, А. М. Новиков, П. Н. Осипов, В. А. Поляков и др.) [122−134−145]- концепция развивающего и проблемного обучения как средства развития мышления (О.С.Гребенюк, Г. И. Ибрагимов, М. И. Махмутов и др.) [65- 107], ф концепции профессиональной культуры педагога (Е.В. Бондаревская,.

И.В.Исаев, В. Ш. Масленникова, В. А. Сластенин и др.) [139- 106- 187], концептуальные подходы к сущности и особенностям современного профессионального образования в России и за рубежом (А.П.Беляева, В. П. Борисенков, А. Н. Джуринский, Г. В. Мухаметзянова, Е. Г. Осовский, М. Г. Рогов, Т. М. Трегубова, И. А. Халиуллин, Т.Ф.Яркина) [122−150−202]- теория деятельностисистемный подход в исследовании.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений * были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической, философской, методической литературыизучение и обобщение педагогического опытанаблюдение за познавательной деятельностью студентовсравнительный анализ, решение логических задачанкетирование, беседыконстатирующий и формирующий педагогический экспериментанализ экспериментальных материалов, методы математической обработки эмпирического материала.

База исследования: Набережночелнинский государственный педагогический институт (г.Набережные Челны), факультет среднего профессионального образования Татарского государственного гуманитарного института (г. Казань), Нижнекамское педагогическое училище.

Основные этапы исследования: Ф На первом этапе исследования (1995;1996 гг.) изучалась специальная литература по общим вопросам формирования логического мышления студентов. Был определен уровень разработанности проблемы в теории и состояние дел в практике педагогического образования, подготовлен и апробирован экспериментальный материал для проведения констатирующего эксперимента.

На втором этапе исследования (1997;2000 гг.) была осуществлена разработка критериального аппарата и теоретически обоснованы ^ педагогические условия формирования культуры логического мышления студентов. Проведен формирующий эксперимент. Обработка и проанализированы результаты эксперимента.

На третьем, прогностическом, заключительном этапе (2000;2002 гг.) систематизировался и обрабатывался диссертационный материал и результаты эксперимента, оформлялся текст диссертации, результаты исследования внедрялись в практику работы инновационных и традиционных педагогических учреждений среднего и высшего профессионального образования. Ф Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— обоснована необходимость формирования культуры логического мышления будущих учителей начальных классов как компонента его профессиональной подготовки;

— определено содержание процесса формирования культуры логического мышления будущих учителей начальных классов и выделены его особенности;

— разработана и экспериментально проверена модель научно-методического обеспечения процесса формирования культуры логического мышления будущих учителей начальных классов как способ осознанного понимания своих педагогических действий;

— разработаны критерии и показатели сформированности культуры щ логического мышления у будущих учителей начальных классов, методика экспертной оценки процесса формирования культуры логического мышления.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке модели технологического обеспечения развития процесса формирования культуры логического мышления студентов в условиях традиционного обучения. Представленная модель позволяет проводить лекционные и семинарские занятия, способствующие эффективному формированию культуры логического мышления будущих учителей начальных ^ классов, которые используются в ряде средних и высших педагогических учебных заведений. Разработан, апробирован и внедрен спецкурс «Педагогическая логика» .

На защиту выносятся:

— понятие культура логического мышления будущего учителя начальных классов как компонент культуры профессионального мышления педагога, предполагающий наличие реализуемой потребности в логическом анализе своих профессиональных действий;

— модель формирования культуры логического мышления будущих учителей начальных классов, направленная на осознание решения педагогических задач на основе знаний педагогической логики и функционирующая в условиях непрерывности и преемственности;

— комплекс теоретически обоснованных и опытным путем проверенных педагогических условий, способствующих эффективности процесса формирования культуры логического мышления: определение содержания формирования культуры логического мышления будущих учителей начальных классов как совокупность компонентов (мотивационного, познавательного, практического) — сформированная у студентов опосредованная их опытом участия в педагогической деятельности совокупность знаний, определяющих логику учебного процессасформированная у студентов готовность к решению ^ педагогических задач с позиции требований логики.

Достоверность и обоснованность теоретических положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, обеспечивается опорой на систему взаимодополняющих методов педагогического исследования, проверкой отдельных положений и выводов ходом эксперимента, использованием в диссертации большого фактического материала экспериментально-исследовательской работы, репрезентативностью исследовательской выборки, включившей участие в исследовании на разных его ^ этапах более 100 преподавателей и более 800 студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась через обсуждение результатов экспериментального исследования в широкой аудитории педагогических работников, через выступления на межреспубликанских научно-методических конференциях (1994, 1997, 1998 гг.), на Всероссийском семинаре преподавателей математики (1998г.), на Всероссийской научно-практической конференции (2001г.), а также через публикации автора. ф Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс факультета педагогики и методики начального образования Набережночелнинского государственного педагогического института, Нижнекамского педагогического училища.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающей 267 наименований на русском и иностранном языке, 5 приложений.

Выводы по второй главе.

Теоретический анализ проблемы формирования культуры логического мышления показал необходимость специального целенаправленного процесса подготовки будущих учителей начальных классов. С этой целью было определено содержание данного процесса и выявлены его особенности. щ В результате экспериментальной работы был разработан и внедрен в учебно-воспитательный процесс профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов спецкурс «Педагогическая логика». В процессе разработки спецкурса был выявлен и экспериментально обоснован комплекс педагогических условий.

Под комплексом педагогических условий мы понимаем их совокупность, обеспечивающую получение заранее прогнозируемых результатов, способствующих эффективности формирования культуры логического мышления будущих учителей начальных классов, а именно: содержание процесса формирования культуры логического мышления будущих учителей начальных классов включает в себя совокупность взаимосвязанных, последовательных, поэтапно развиваемых компонентов: мотивационного, познавательного, практическогоу студентов формируется опосредованная их опытом участия в педагогической деятельности совокупность знаний, определяющих логику учебного процессау студентов формируется готовность к решению педагогических задач с позиции требований логики, ф Таким образом, разработана и предложена модель научно-методического обеспечения процесса формирования культуры логического мышления будущих учителей начальных классов как способа осознанного понимания своих педагогических действий в профессиональной деятельности, включающая в себя задачи процесса, принципы деятельности педагога и студента, педагогические условия, содержание процесса формирования культуры логического мышления будущих учителей начальных классов, принципы отбора содержания, критерии сформированности культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Логическое мышление не дано человеку от рождения, им он овладевает в процессе жизни, в обучении. Культура логического мышления будущего учителя начальных классов предполагает использование различных мыслительных операций в соответствии с характером решаемой профессиональной задачи. Культура логического мышления составляет стержень профессионального мастерства, основу профессиональной деятельности учителя. Это объясняется тем, что для педагогического труда характерно непрерывное обновление и развитие: изменяются цели и задачи, совершенствуется содержание, появляются новые идеи и принципы, формы и методы обучения и воспитания, постоянно развивается и изменяется сам объект педагогического воздействия. Условия деятельности педагога крайне нестандартны, а сама деятельность приобретает характер непрерывного решения педагогических задач.

Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Культура логического мышления составляет стержень профессионального мастерства, основу творческого потенциала учителя. Это объясняется тем, что для педагогического труда характерно непрерывное обновление и развитие: изменяются цели и задачи, совершенствуется содержание, появляются новые идеи и принципы, формы и методы обучения и воспитания, постоянно развивается и изменяется сам объект педагогического воздействия. Условия деятельности педагога крайне нестандартны, а сама деятельность приобретает характер непрерывного решения педагогических задач.

2. Культура логического мышления учителя начальных классов представляет собой сложное образование, характеризующееся своеобразием структуры, содержательного и практически действенного аспектов ее формирования и качественных характеристик. Целенаправленное формирование должно быть следствием специально организованного учебного процесса, адекватного этим особенностям.

3. Разработанная модель процесса формирования культуры логического мышления будущих учителей начальных классов основывается на системном подходе, что требует отбора средств, обеспечивающих ее реализацию. Рекомендуемая нами деятельность по формированию и совершенствованию мыслительных операций, культуры логического мышления будущего учителя начальных классов должна органически включать различные виды педагогической практики.

4. Организация учебно-воспитательного процесса со студентами — будущими учителями начальных классов должна проводиться с учетом специфики и содержания культуры логического мышления учителей начальных классов, что способствует освоению логических умений и навыков, изучению законов логики, логики учебных предметов и педагогического процесса в целом.

Экспериментальное исследование подтвердило, что при соблюдении определенных в диссертационном исследовании педагогических условий, а именно: содержание процесса формирования культуры логического мышления будущих учителей начальных классов должно включать в себя совокупность взаимосвязанных, последовательных, поэтапно развиваемых компонентов: мотивационного, познавательного, практическогоформирование у студентов опосредованную их опытом участия в педагогической деятельности совокупности знаний, определяющих логику учебного процессаформирование готовности студентов к решению педагогических задач с позиции требований логики — процесс формирования культуры логического мышления будущих учителей начальных классов становится эффективным.

5. Соблюдение данных условий обеспечивает системность формирования культуры логического мышления будущих учителей начальных классов. Так, имеющийся у студентов запас логических знаний и умений позволяет организовать изучение логики учебных предметов начального цикла обучения. ш 160.

Знание логики предметов начальной школы, в свою очередь, способствует пониманию логики педагогического процесса и формированию готовности к эффективному решению педагогических задач в профессиональной деятельности.

Проведенное исследование не исчерпывает всего многообразия проблемы формирования культуры логического мышления будущих учителей начальных классов. Необходимы дополнительные исследования по выявлению возможностей формирования данного качества у будущих учителей-предметников. Наметились, но остались за рамками данного исследования тендерные факторы и особенности социализации будущих учителей (заметны различия в начальном уровне сформированное&tradeмышления и способности к дальнейшему освоению культуры логического мышления в зависимости от социальных факторов, влиявших на качество образования в процессе получения профессионального образования).

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Анализ уровня подготовки учителей и студентов педвуза и задачи ее совершенствования //Советская педагогика. 1979. — № 9. С.96−103.
  2. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования М.: Просвещение, 1984.-208 с.
  3. B.C. Формирование элементов логико-алгоритмической культуры учащихся в процессе обучения математике в начальной школе: Афтореф. дис.к.п.н.-Орел, 1995. 16 с.
  4. JI.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека.- Казань: КГУ, 1987. 263с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности М.: Наука, 1980.-335с.
  6. В.И. Становление культуры мышления как проблема Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1992. 34с.
  7. В.В. Психологические условия формирования понятия числа у младших школьников на основе теоретического обобщения: Афтореф.к.психол.н. М., 1975. — 18 с.
  8. М.К. Теоретические подходы к диагностике практического мышления// Вопросы психологии. 1999. — № 1. — С. 21−31.
  9. Актуальные проблемы современного образования: Научное издание. / Под ред. акад. М. И. Махмутова Казань: Центр инновационных технологий, 2001. -2001 -390 с.
  10. Ю.Алексеев A.A., Громова JI.A. Поймите меня правильно, или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллект ресурсы и обрести взаимопонимание СПб., 1993, — 350 с.
  11. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. — 496 с.
  12. Н.П. Развитие абстрактного мышления в онтогенезе: Афтореф. дис.к.филос.н. -М.Д949. 20 с.
  13. А.Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные управления. М.:Ось-89, 1997.-224с.
  14. Н.Артемов А. К. О развитии математического мышления //Начальная школа. -1979.-№ 5.-С. 36−38.
  15. А.К. Обучение сравнению в математике //Начальная школа. 1982. -№ 11.- С43−47.
  16. С.М. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы М.: Высшая школа. 1980. — 368 с.
  17. С.Е. Подготовка будущего учителя к руководству развитием математического мышления младших школьников: Автореф.дис.к.п.н. -М., 1985.-21с.
  18. Р. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления.//Вопросы психологии. 1995.- № 5.- с.41−50.
  19. Бестужев-Лада И. Что делать с высшей школой? //Aima mater. 1999. — № 11. -С. 18−20.
  20. B.C. Мышление как творчество. М., 1975.- 231с.
  21. С.Ю. Формирование элементов формирования логического мышления у детей 6−7 лет. М.: 1978.- 26с.
  22. П.П. Избранные психологические произведения. М.'.Просвещение., 1964.-547.
  23. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. -464с.
  24. А.П. Логика: Учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. М., 1994. — 80с.
  25. В.Н. Уровни логического процесса и основные направления их исследования. Новосибирск, 1967, -212с.
  26. В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. М.: Интерпракс, — 1994, — 360с.
  27. .Я. Вопросы воспитания логического мышления в процессе обучения в начальной школе //Автореф.дисс. канд.пед. наук. Л., 1960. -26с.
  28. В.П. Логика. Учебное пособие для слушателей высших учебных заведений МВД. РФ. Часть 1. Принулы и основания логического мышления. Белгород. НИ и РИО БВШ МВД РФ, 1996. — 64с.
  29. Вилькеев Д. В. Педагогическая психология: Курс лекций/Казань: изд. во КГПУ, 2001. 262 с.
  30. Вилькеев Д. В Методы научного познания в школьном обучении: индукция, дедукция, гипотеза. — Казань: Таткнигоиздат, 1985. -160с.
  31. Н.Я. О некоторых аспектах преподавания математики в младших классах. //Математика в школе. 1965. — № 1. — С.19−29.
  32. Н.Я., Дробышев Ю. А. Воспитание алгоритмического мышления на уроках математики. //Начальная школа. 1988. — № 12. — С.35−37.
  33. Н.И. Подготовка студентов младших курсов педвуза к формированию познавательных интересов учащихся начальных классов -Волгоград, 1991.-98с.
  34. Возрастные возможности усвоения знаний. Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.- М.: Просвещение, 1966. -441с.
  35. Л.А. Средняя профессиональная школа в логике государственной научно-технической политики. //Профессиональное образование № 1, 2001.- С.3−9
  36. Л.С. Мышление и речь: Собр.соч. в 6-ти Т. Т.2. — М.: Педагогика, 1982. -250с.
  37. К.В. Разные способы решения геометрических задач как средстваразвития мышления школьников. //Вопросы психологии. -1995.-№ 5, С26−33.
  38. С.С. Профессионально- педагогическая направленность математической подготовки будущего учителя начальной школы в педвузе. Автореф.. .д.п.н. Баку 1992 .-49с.
  39. Гин С. И. Мир логики: Методическое пособие для учителя начальной школы //Библиотека учителя начальной школы.-М.: Вита-Пресс, 2001.- 143с.
  40. А.Д. Логика: Для педагогических учебных заведений. — М.: Новаяшкола, 1995.
  41. .С. Философия образования. М.: Флина, 1998. — 427с.
  42. Е.И. Предметная ориентация мышления и понимания //Вопросы психологии. 1994. — № 5. -С.78−85.
  43. В.В. Основные проблемы развития мышления в процессе обучения //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1973. -С.203−207.
  44. В.В. Соотношение понятий «формирование» и «развитие» психики //Обучение и развитие. М., 1966. — С.35−48.
  45. В.В., Пушкин В. Н., Пушкин А. Г. Зависимость развития мышления младших школьников от характера обучения. //Вопросы психологии. 1973.- № 2. С.15−19.
  46. В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней. //Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С.3−18.
  47. Де Боно Э. Шесть шляп мышления СПб: Питер Паблишинг, 1997−256 с.
  48. Де Боно Э. Латеральное мышление СПб.- Питер Паблишинг, 1997. — 320 с.
  49. А. Я. Проблема эмпирического и теоретического в отечественной педагогике //Педагогика. 1997. — № 5. — С. 42−46.
  50. А. Сбор. Пед. Соч. М.: Учпедиздат, 1957. — 374 с.
  51. М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В. И. Лубовского. -М.:Педагогика, 1985. 192 с.
  52. Г. В. О двух вариантах реализации теоретико-множественного подхода к понятию натурального числа //Начальная школа. 1997. — № 1.-е. 57−59.
  53. Ю. А., Зиновьева В. Н. Использование элементов истории математики в начальной школе Калуга, 1997. — 54 с.
  54. Дж. Психология и педагогика мышления. М., 1922.
  55. В.В. Педагогическое управление взаимодействием интуитивных и дискурсивных компонентов мышления в познавательной деятельности учащихся: Автореф.к.п.н. Казань, 1992. — 18 с.
  56. A.B., Редько Л. З. Развитие логического мышления школьников в процессе обучения истории. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 59 с.
  57. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб. М., Логос, 2001.384 с.
  58. С.П. Формирование обобщений у учащихся 4−6 кл. в обучении математике: Автореф. .к.п.н. Пенза, 1994. — 21.
  59. Г. И. Формы организации обучения в педагогике и школе: Уч. пособие. Самара, 1994. — 228 с.
  60. A.A. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 1990. — 240с.
  61. A.A. Практическая логика: Задачи и упражнения. М.: Просвещение, 1996. — 128 с.
  62. Ю.В. Логика. М.: Наука, 1994. — 284 с.
  63. В.Г., Белолипецкий В. К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность. Учебное пособие. Ростов н/Д.: изд. центр «МарТ», 2000. -256 с.
  64. Н.Б., Айзенберг М. И. Формирование профессиональных уменийЛв процессе решения методических задач //Начальная школа. 1986. — № 10. С.24−27
  65. Кабанова-Меллер E.H. О проблеме конкретного и абстрактного в умственной деятельности учащихся //Вопросы психологии. 1961. — № 6.
  66. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  67. A.A. Развитие абстрактного мышления у детей младшего школьного возраста. Л., 1961.
  68. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. — 200.
  69. И.П., Харичева Г. И. О формировании логических приемов мышления //Советская педагогика. 1975. — № 4.
  70. Ю.М. Размышления о некоторых проблемах начального обучения математике //Начальная школа. 1997. — № 4. — С. 83−88.
  71. Н.Ф. Педагогический процесс //Избр. пед. соч.- М., 1982. С. 163 232.
  72. А.Х., Кельбуганов А. Ж. О культуре мышления. М., 1981. -128 с.
  73. Ф. Развитие мышления детей. Спб., 1903 — 495с.
  74. Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992. — 172 с.
  75. В.А. Логические упражнения в первом классе в системе занятий по русскому языку //Ученые записки Красноярского пединститута -Красноярск, 1961. Т. 19.
  76. Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта.- М.: Прогресс, 1983. 301 с.
  77. З.А. Развитие мышления младших школьников в процессе изучения математики. Махачкала, 1982.
  78. Н.И. Логика. М.: Учпедиздат, 1954. — 512 с.
  79. Н.П., Кирюшкин В. А. Методическое руководство к альбому рисунков для логических упражнений на уроках русского языка во II классе. -М., 1982.
  80. В. О новом курсе и состоянии педагогической науки //Aima mater.- 1998. -№ 11.-С. 24−25.
  81. .И. Учение процесс творческий: Книга для учителей. — М.: Просвещение, 1989.
  82. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста М.: Высшая школа. — 1990. — 142 с.
  83. Н.Е. Развитие методического мышления в процессе профессиональной подготовки будущего учителя: Автореф.к.п.н., Липецк, 1995.- 16 с.
  84. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя //Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С. 21−30.
  85. Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций. -М., 1981.- 120 с.
  86. H.H. Логическая подготовка студентов факультета начальных классов в вузовском курсе математики: Автореф.к.п.н. -М. 1989.
  87. H.H. Логические ошибки младших школьников и причины их возникновения //Дидактика начального обучения. -М., 1977. С. 66−71.
  88. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982. — 191.
  89. В.А. Дедуктивные рассуждения в курсе математики начальной школы//Начальная школа. 1988.-№ 5.
  90. Л.В. Логическая подготовка учителя начальных классов к обучению математике: Автореф.к.п.н. Минск, 1988. — 19 с.
  91. А.И. О процессе синтезирования в мышлении младших школьников //Вопросы дидактики и психологии начального обучения. Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. С.41−45.
  92. А.Ф. Основной принцип мышления и вытекающие из него логические законы мышления// Вопросы философии. 1998. — № 8. — С. 144−152.
  93. О.М. Профессиональная подготовка будущего учителя к дифференциальному обучению младших школьников: Автореф.к.п.н. -М., 1995.-19 с.
  94. М.Р. Формирование грамматических понятий у младших школьников //Начальная школа. 1981. — № 11. — С. 23—27.
  95. А.К. Развитие основных компонентов теоретического мышления школьников: Автореф.к.п.н. -М., 1979.
  96. Л.К. Формирование математического мышления у младших школьников: Учебное пособие по спецкурсу. М., 1987.
  97. С.Д. Индивидуально-психологические особенности понимания математических задач учениками начальных классов: Автореф. .к.психол.н. Киев, 1973.
  98. Л.Г. Психологические особенности ориентации детей в отношении объектов: Автореф.к.психол.н. -М., 1977.
  99. В.Ш. Формирование профессиональной готовности студентов средних профессиональных учебных заведений к деятельности социального педагога //Дисс.докт.пед.наук.- Казань. 1996.
  100. М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  101. М.И., Ибрагимов Г. И., Чошанов М. А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань: ТГЖИ, 1993. — 88 с.
  102. Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев, 1987. — 233 с.
  103. О.С. Развитие комбинаторного стиля мышления/УМатематика в школе. 1990. — № 1.-С. 49−51.
  104. Н.В. Развитие логического мышления при изучении математики // Начальная школа. —1997. № 5. — С. 63−66.
  105. В.Н. Различные способы обоснования истинности предложений в начальном обучении математике //Начальная школа. — 1983. -№ 2. С.31−32
  106. ПЗ.Меерович М., Шрагина JI. Основы культуры мышления //Школьные технологии. 1997. — № 5.- С.3−56.
  107. A.A., Пчелко A.C. Развитие логического мышления в процессе обучения в начальной школе. М., 1956.- С.121−156.
  108. H.A. Вопросы умственного развития ребенка. М., 1970.-122с.
  109. H.A. Мышление в процессе обучения //Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966.- С.45−49с.
  110. H.A. Психология обучения арифметике. М., 1955.- 129с.
  111. Г. И. Переход от наглядно-действенного к рассуждающему мышлению у детей дошкольного возраста: Автореф.к.п.н., 1954.- 18с.
  112. Г. И. Формирование понятия числа на основе изучения отношения величин //Возрастные возможности усвоения знаний. М.: Просвещение, 1965.-С. 78−81с.
  113. Т.Н. Школьная математика и логическое развитие учащихся: проблемы и решения. Сб.: «Школа 2000.» Концепции. Программы. Технологии. Вып.2. Под научной редакцией А. А. Леонтьева. М. «Бал асс». 1998.- 112с.
  114. О.Б. Развитие логических способностей школьников: Учебно-методическое пособие для учителей и уч-ся. Казань, 1997. — 36 с.
  115. Г. В. Современные проблемы образования. Казань: ИСПО РАО, 2000. 84 с.
  116. С.Ф. О необходимости связи понятия величины с категориями философии в математической подготовке будущих учителей начальных классов //Материалы межвузовской научно-практической конференции.
  117. Набережные Челны.- 1993. С.165−169.
  118. С.Ф. Некоторые вопросы изучения понятия величины в курсе математики на факультетах подготовки учителей начальных классов // Материалы первой итоговой научной конференции.- Набережные Челны.-1995.- С.20−28
  119. С.Ф. Особенности развития культуры логического мышления40будущего учителя. //Актуальные вопросы педагогики и психологии и частных методик. Вып.9.- Набережные Челны: Изд-во ИНПО, 2002, С.27−35.
  120. С.Ф. Культура логического мышления учителя как компонент общепрофессиональной культуры //Актуальные вопросы педагогики ипсихологии и частных методик. -Вып. 12. Набережные Челны: Изд-во ИНПО, 2002. С.47−55.
  121. С.Ф. Педагогическая логика для учителя. Учебный план и программа спецкурса. Набережные Челны: Изд-во ИНПО, 2002. 26 с.
  122. Мышление учителя //Личностные механизмы и понятийный аппарат /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. -М.: Педагогика, 1990. 104с.
  123. Мышление: процесс, деятельность, общение /Под ред. А. В. Брушлинского. -М.: Наука, 1982.
  124. Ю.К. Совершенствование методико-математической подготовки будущих учителей начальных классов. Киев, 1984. — 168 с.
  125. Н.И. Психологический анализ начальных этапов обучения: Автореф.д.п.н.-М., 1972.-40 с.
  126. З.Г. Гуманизация образования как условие формирования интеллектуальной личности. //Материалы международной конференции «Интеллектуальный потенциал общества и развитие мышления учащихся и студентов». Казань: «Print Express», 2001 — С.41−45
  127. А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематическое изложение этой науки профессором философии. М.: Гнозис, 1995. — 223.
  128. А.Л. От формальной логики к истории науки: Критический анализ буржуазной методологии науки. М.: Наука, 1983. — 177с.
  129. И.Л. Привитие школьникам логической грамотности при обучении математике: Автореф.к.п.н. М., 1973. — 26 с.
  130. Новое в содержании и организации высшего педагогического образования: Материалы Всерос. научно-практ. Конференции //Отв. ред. Г. Г. Габдуллин. КГПУ. — Казань, 1994. — 154с.
  131. Новое педагогическое мышление: Сб. ст./ Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1989. 278 с.
  132. B.C. Введение основ формальной логики в обучение младших подростков в условиях оптимизации образовательного процесса: Автореф.к.п.н. Челябинск, 1996. — 18с.
  133. Образование и культура: История и современность (методологическийаспект) /Под ред. Ю. В. Петрова, Е. С. Ляхович. Томск, 1989. — 236 с.
  134. Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972. — 152 с.
  135. Л.Ф. Формирование элементов научного мышления у ребенка: Автореф.к.психол.н. -М., 1972.
  136. Г. С. Формирование приемов мышления в обучении младших школьников. Челябинск, 1987.
  137. П.Н. Педагогические основы стимулирования самовоспитанияучащихся средней профессиональной школы. //Дисс. д.п.н. Казань: 1993с.146. Осипов П.Н.
  138. Е.К. Психологические основы формирования профессионального мышления учителя: Автореф.к.психол.н. М., 1988. — 21 с.
  139. Е.Г. Структура педагогического мышления учителя// Вопросы психологии. 1987. — № 5. — с. 144−146.
  140. Основы педагогики и психологии высшей школы //Под ред.
  141. А.В.Петровского. М.: Изд-во МГУ, 1986.
  142. В.Л. Профессиональное образование: термин и понятие. //Профессиональное образование, 2000 № 2. С.3−11
  143. A.B. Павел Петрович Блонский о мышлении и его развитии у школьников: Автореф.д.п.н. -М., 1991.
  144. Педагогика в понятиях и определениях: Уч. пособие для студ. пед. спец./ Сост. Г. И. Железовская. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1991. — 56 с.
  145. Педагогика и логика /Под ред. Р.Щедровицкого. М.: Касталь, 1993. — 412 с.
  146. Л.Г. Программа по математике для трехлетней и четырехлетней школы // Начальная школа. 1996. — № 11. — С.7−11.
  147. Ю.А. Азбука логического мышления. М.: МГУ, 1991. — 103 с.
  148. Ю.А. Культура мышления: Методологические проблемы научно-педагогической работы. М.: МГУ, 1990. — 115 с.
  149. Ю.А., Никифоров А. Л. Логика и методология научного познания. -М., 1982.-249 с.
  150. . Структуры математические и операторные структуры мышления /Преподавание математики. Пер. с фр. А. М. Фетисова. М., 1960. — С. 1030.
  151. . Суждение и рассуждение ребенка /Новая ред. перевода А. Лукова, В. А. Лукова. С-Пб. — 1997. — 286с.
  152. Г. И. Система математической подготовки учителя начальных классов в педагогическом институте. М., 1981. — 132 с.
  153. H.A. Изучение приемов логического мышления у взрослых. -М.: Изд-во МГУ, 1980. 150 с.
  154. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей //Предис. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1983. -129 с.
  155. Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967. — 264с.
  156. H.H., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций старшеклассников. М.: Педагогика, 1989.- 255с.
  157. Н.И. Подготовка будущих учителей к формированию интеллектуальных умений: Автореф.к.п.н., Калуга, 1986.- 21с.
  158. Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990. — 160 с.
  159. А.И. Психологические основы управления умственной деятельностью младших школьников в процессе обучения: Автореф.д.п.н. Л., 1972.-31с.
  160. А.И. Развивающее обучение и проблема управления умственной деятельности учащихся //Управление умственной деятельностью и умственным развитием учащихся. Л., 1973. — 130 с.
  161. А.З. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности: Уч. пособие по спецкурсу. Уфа, 1988.-22с.
  162. П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: Кн. Для преподават. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.:ВЛАДОС, 2000. — 304 с.
  163. М.И. Теоретические основы педагогики. Ярославль., 1994. -186 с.
  164. Роль логики в профессиональной подготовке учителя: Предварительная публикация //Сост. В. Б. Бирюков. — М., 1981.
  165. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т/ Гл. ред. В. В. Давыдов. Т. 1. М.: Большая росс, энц., 1993. — 607с.
  166. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
  167. С.JI. Основы общей психологии. В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1989. — 488 с.
  168. Ю.А. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР. — 1962. — 504с.
  169. В.А. Практическая логика. СПб: Изд-во РХГИ, 1995. — 472с.
  170. Л.Н. Формирование педагогического мышления современного учителя в процессе освоения инновацией: Автореф.к.п.н. — Саратов, 1997.
  171. Семантика, логика и интуиция в мыслительной деятельности человека: Психологические исследования /Под ред. А. Н. Соколова и др. М.: Педагогика, 1979. — 184 с.
  172. А.Д. Активизация мыслительной деятельности учащихся при изучении математики: обучение обобщению и конкретизации. М., 1978. — 64 с.
  173. А.Д. Вопросы повышения качества знаний учащихся по математике Сб. ст./ Под ред. А. Д. Семушина. М.: АПН РСФСР, 1955. -184 с.
  174. В.А. Совершенствование профессиональной подготовки учителя начальнах классов в процессе преподавания математики в педагогическом институте: Автореф.к.п.н. М., 1981. — 12 с.
  175. Л.Ю., Хузиахметов А. Н. Младший школьник, его развитие и воспитание: учебно-методическоен пособие. Казань: Изд-во «Матбугат йорты». -1999.-212 с.
  176. Я. Методология и методы педагогического исследования: Пер. с чеш. М.: Педагогика, 1989. — 219 с.
  177. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. -95 с.
  178. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. -480 с.
  179. С.А. Образование в контексте культуры //Образование и культура. Новосибирск, 1994. — С. 6−22.
  180. A.A. Развитие логической памяти у детей. М., 1976.
  181. A.M. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактики анализа. М: Педагогика, 1974.
  182. A.A. Логические проблемы преподавания математики //Новые исследования в педагогических науках. М., 1965.
  183. Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д: «Феникс», 2000. — 544 с.
  184. B.C., Осипов П. Н. Как формировать конкурентоспособного специалиста: Пособие для руководителей и педагогов учебных заведений профессионального образования. Казань: ИСПО РАО, 2000. — 100с.
  185. Н.Ф. Формирование начальных понятий и развитие логического мышления учащихся //Начальная школа. 1970. — № 1, С.11−14
  186. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. -М.: Просвещение, 1988. 175с.
  187. Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. — М., Издательский центр «Академия», 1999. — 288с.
  188. О.В. Математическая подготовка будущего учителя начальной школы в вузе: Автореф. .к.п.н. Орел, 1997. — 21с.
  189. Т.А. Формирование методического умения логического и дидактического анализа содержания учебного материала по математике: Автореф. .к.п.н. Саранск, 1995. — 22с.
  190. O.K. Психология мышления: уч. пособие для вузов. М.: МГУ, 1984.-270с.
  191. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: МГУ, 1969.-304 с.
  192. А.Г. Профессионально-педагогическая подготовка студентов факультета начальных классов в процессе преподавания математики: Автореф.к.п.н.-М., 1994.-21 с.
  193. Т.М. Теория и практика социальной работы с учащейсямолодежью в профессиональных учебных заведениях США. //Дисс.докт.пед.наук. Казань, 2001.
  194. JI.H. Развитие логической культуры учащихся 5−6 кл. средствами логического конструирования: Автореф.к.п.н. -М., 1996. 16 с.
  195. А.И. Логические ошибки. Как они мешают правильно мыслить. -М., 1958.- 120с.
  196. A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. -М.: Педагогика, 1986. 173с.
  197. К.Д. Соб. соч. в 9 т. Т. 5. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949.207. Фатхуллин Н.С.
  198. Философско-психологические проблемы развития образования/Под ред. В. В. Давыдова. М.: ТОО Центр инноваций в науке, 1994. — 128с.
  199. Э.А. Возрастные особенности абстрагирования в процессе применения знаний //Вопросы психологии. 1964. — № 2.
  200. Формирование педагогической культуры будущего учителя: Межвуз. Сб. трудов /Отв. ред. А.Бондаревская. Ростов-на-Дону, 1089. — 139с.
  201. Формирование личности учителя в педагогическом вузе: Межвуз. Сб. трудов. Казань, 1989. — 144с.
  202. Фридман J1.M. Развитие мышления и воображения учащихся/ Теоретические основы методики обучения математики: Пособие для учителей, методистов и педагогических вузов. М.: Флинта, 1998.
  203. Н.Г. Управление деятельностью студентов по развитию профессионального мышления //Формирование личности учителя в пед. вузе/ Под ред. Д. В. Вилькеева. Казань, 1989. — С. 90−102.
  204. Д. Психолгия критического мышления СПб. .'Питер", 2000. — 512с.
  205. A.A. Дидактические основы формирования логических операций при изучении научных понятий: Автореф. к.п.н. М., 1997. -22с.
  206. Г. И. Проверяется сформированность логического мышления //Вестник высшей школы. 1974. — № 10. — С. 76−78.
  207. Г. И. Формирование логических приемов мышления у студентов: Автореф.к.п.н.-М., 1975.-22с.
  208. А .Я. Педагогические статьи/ Под ред. Б. В. Гнеденко. М., 1963.
  209. С.Н., Нечаева A.M. Практические занятия по теме «Алгоритмы. Формирование алгоритмической культуры младших школьников. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1997. 36с.
  210. С.Н., Нечаева A.M. Практические занятия по теме «Алгоритмы. Формирование алгоритмической культуры младших школьников. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1997. 36с.
  211. Р.Х. Исследование социально-психологических механизмовруководства педагогическим коллективом. Дисс.докт.псих. наук.1. Ленинград- 1977.
  212. М.Н. Мышление школьника. М.: Учпедиздат, 1963. — 255с.
  213. Р.Х. Технология интенсивного развития личности учителя высшей квалификации Казань: КГПУД997. — 176с.
  214. Шохор-Троцкий С. И. Методы первоначального обучения. М., 1910.
  215. Е.М. Дидактические условия формирования профессионального мышления студентов педагогического вуза с учетом специфики факультета: Автореф. .к.п.н. Казань, 1995. — 23с.
  216. B.C. Программно-целевой подход к развитию учебного и научного творчества студентов. Автореф. дисс. к .п .н ., Казань, 2001.227. Щербаков B.C.
  217. Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем возрасте. Киев, 1961.
  218. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии. 1971. — № 4. — С. 3−12.
  219. Д.Б. О теории начального обучения// Народное образование. — 1963. -№ 4. -С. 49−57.
  220. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974.-64с.
  221. И.С. Знание и мышление школьника. М.: Знание, 1985. — 78с.
  222. Abbot, A. The System of Professions. Chicago, 1988-
  223. Y.A. (1993). Multicultural Education: Characteristics and Goals. In Y.A. Banks and C.A. Banks (Eds) Multicultural Education- Issues and Perspectives (2 nd ed, pp.3−28) Boston: Allyn and Balon
  224. Bartolon, H (19 940. Beyond the methols fetish: Toward a humanizing pedagogy. Harvard Educatoinal Pevilw, 64, 173−194.
  225. Bernler G., Johnsson L. Supervision in Social Work.— Stockholm: Natur och kultur, 1988.
  226. Berry J.W., Poortinga Y.H., Segall M.H., Dasen P.R. Cross-cultural psychology:
  227. British journal of special education. London. — N 1. — 1989.
  228. C.Dayle, «Casework» in C. Hanvey and T. Philpot, Practising Social Work. London, 1994.
  229. Callagham G. Locality and Localism // Youth and Policy, December 1992. -№ 39.-P. 23−33.
  230. Charmion C. Les sciences humaines et la pedagogie. Paris, 1974.
  231. Children Today. 1993−1994. Vol. 22 № 4.
  232. Children’s ethnic socialization: Pluralism and development. Newbury
  233. Cohen J. Educating Minds and Hearts. N.Y., 1999
  234. Coleman Y. Young people in the 1990s. L., 1992.
  235. Combs A. Humanism Education and the Future. Educational Leadership. -1978. — V. 35. — № 4. — P. 298−305.
  236. Comparative Education Review. Chicago, 1988. — № 1, 2, 4. — 1988. — V. 33. -№ 1,2.
  237. , W.A. 1988. Rontines in the peer culture of American and Italian nursery school children, Sociology of Education, 61,1−14.
  238. Das Argument 80. Zeitschrift fu Philosophie und Sozialwissenschaft. — Berlin, 1973.
  239. Drugs in the Chicago school system. Washington, 1985.
  240. Dutscke R. Studenten am Ende Arbeiter an Anfang. Wien, 1973.
  241. Gurevitch M., Bennett T., Blumer I. The Study of Culture. The Open University. Walton Hall, 1992.
  242. E.Greenwood, Attributes of a Profession b M N Zaid, Social Welfare Institutions. New York, 1965-
  243. Education and Youth. Ed. by D. Marsland. The Fallmer Press, L., 1997.
  244. Education Today (journal of the college of preceptors). London, 1988. — V. 38- 1989.-V. 39.-N 1,2.
  245. Eriksson B. Samhallsvetenskapens uppkomst — en tolkning ur den sociologiska traditionens perspektiv.— Uppsala: Hallgren & Fallgren, 1988.
  246. Ethnic identity: Formation and transmission among Hispanics and other
  247. Finch C., Mc. Gough R. Administering and Supervising occupational Education. -New York, 1992.
  248. Fowler G., Morris V. Decision Making in British Education. L., 1973.
  249. Frangsmir T. Progress or decline — visions and Utopia in the Western thouhgt.— Stockholm: Liber, 1980.
  250. Havighurst R. Society and education. Boston, 1979.
  251. Health, Edication and Welfare).The MTT PressCambridge, Massachusetts and London
  252. Herskovits M.J. Les bases de l’anthropologie culturelle. P., 1997.
  253. , D.M. (1988) Cross cultural adaption and learning- Iranians and Americans at school. In H.T. Trueba and C. Delgado — Yaitan (Eds), School and society: Harning content Througlu Culture (pp. 163−180) New York- Praeger.
  254. Kilpatrik W. Philosophy of Education. N.Y., 1951.
  255. Mc Clellan B. Moral Education in America. N.Y. 1999.
  256. Willis P. Common Culture. Open Univ. Press. 1990.1. Принципы
  257. Принципы деятельности педагога1. Принципы деятельности1. ГПЛЙНТПИ
  258. Мотивационное обеспечение учебного процесса
  259. Гуманистическая направленность педагогического процесса
  260. Связь с жизнью и практикой
  261. Связь профессиональной деятельности и личностной культуры
  262. Учет возрастных возможностей мышления младших
  263. Личностное отношение субъекта деятельности к основному виду деятельности
  264. Профессиональная направленность
  265. Сознательность и активность1. Условия1 г
  266. Содержание процесса формирования культуры логического мышления включает в себясовокупность взаимосвязанных, последовательных, поэтапно развиваемых компонентов: мотивационного,
  267. У студентов формируется опосредованная их опытом участия в педагогической деятельности совокупность знаний, определяющих логику учебного процесса.
  268. У студентов формируется готовность к решению педагогических задач с позиции требований логики.
  269. Принципы отбора содержания спецкурса «Педагогическая логика»
  270. Соответствие содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры ип"иил (*ги
  271. Структурное единство содержания образования: теоретического представления (ГОС ВПО), учебного план, предмета, материала, педагогической деятельности, личности
  272. Спецкурс «Педагогическая логика»
  273. Формирование профессионально направленных знаний и умений традиционной логики1 г1. КРИТЕ. РИИ
  274. Фу ндам ентал и зация: интеграция гуманитарного и естественно-научного знания, установление межлиспиплинаоных
  275. Гуманитаризация: создание условий для активного и практического овладения культуры мышления
  276. Единство содержательной, процессуальной и мотивационной стороны
  277. Наблюдение за деятельностью студентов 2 курса.
  278. Задачи наблюдения: при изучении спецкурса «Педагогическая логика» выявить:
  279. Заинтересованность в изучении логики.
  280. Есть ли мотивация у студентов, при изучении логики.
  281. Уровень активности на занятиях при изучении логики
  282. Уровень организации труда при изучении логики.
  283. Наблюдение за деятельностью студентов 4 курса.
  284. Задачи наблюдения: выявить, имеет ли место у студентов при прохождении педагогической практики в начальной школе:
  285. Адаптация своей речи перед младшими школьниками.
  286. Распределение внимания между компонентами учебного процесса.
  287. Использование на уроке естественного и символического языков.
  288. Восприятие ситуации на уроке в контексте деятельности учащихся.
  289. Импровизация в неожиданной ситуации.
  290. Анализ учебной ситуации на уроке.1. Анкета 1.
  291. Дайте определение понятию «логика».
  292. Определите существенные и несущественные признаки вертолета. существенные / несущественные
  293. Что называется определением понятия?
  294. Опишите успевающего и неуспевающего ученикауспевающий неуспевающий
  295. Что такое индукция и дедукция?
  296. Дайте характеристику герою мультфильма.
  297. Что означает понятие «законы мышления»?
  298. Дайте разъяснение, почему нельзя пить сырую воду?
  299. Что называется умозаключением?
  300. Дайте пояснение ученику к домашнему заданию.
  301. Что называется аналогией, ее структура, виды?
  302. Сравните зимний и осенний лес.
  303. Что называется доказательством?
  304. Сделайте вывод о последней прочитанной книге.
  305. Что называется опровержением?1. Опрос студентов 4 курса.
  306. Цель: Выявить высокий, средний, низкий уровни сформированности культуры логического мышления будущих учителей начальных классов.
  307. Анализируете ли вы свою деятельность при прохождении педагогической практики?
  308. Анализируете ли вы деятельность учащихся?
  309. Анализируете ли вы деятельность коллег?
  310. Прогнозируете ли вы логические переходы при подготовке урока?
  311. Адаптируете ли вы учебный материал к специфике класса, возрасту учащихся?
  312. Какие приемы обучения вы используете в зависимости от индивидуальности ученика?
  313. Умеете ли вы выделять положительное (отрицательное) в деятельности ученика.1. Практические задания
  314. Задание 2. Понимание смысла слов «доказать», «опровергнуть».
  315. Докажите или опровергните следующие утверждения:1. существуют целые числа, кратные 5,2. все однозначные числа делятся на 3,3. сумма любых трех последовательных натуральных чисел кратна 3.
  316. Задание 3. «Логически-понятийное мышление. Образование сложных аналогий».
  317. В «Образце» расположены 6 пар слов, каждой из которых присущи определенные отношения, например: «Овца стадо» — часть и целое, «Малина — ягода» — определение,
  318. Море океан» различаются в количественном отношении и т. д.
  319. Свет темнота. Отравление — смерть. Враг — неприятель1. Материал:1. Испуг бегство.2. Физика наука.3. Правильно верно.4. Грядка огород.5. Похвала брань.6. Пара —два.7. Слово-фраза.8. Бодрость вялость.9. Свобода -независимость.10.Месть поджог.
  320. Задание 4. «Логичность умозаключений».
  321. Задание 5. Роль представления в решении мыслительной задачи. Студентам предъявляется задача, которую необходимо решить в течение нескольких минут.
  322. Студентам необходимо прочитав слова каждого ряда, определить «лишнее» слово и написать, что объединяет оставшиеся слова. Задачи:
  323. Собака, корова, овца, лось, кошка.
  324. Собака, корова, овца, лось, лошадь.
  325. Футбол, хоккей, ручной мяч, баскетбол, водное поло.
  326. Футбол, хоккей, ручной мяч, баскетбол, бадминтон.
  327. Енисей, Обь, Печора, Лена, Индигирка.
  328. Енисей, Обь, Печора, Лена, Дон.
  329. Задание 7. Сопоставимость понятий по объему.
  330. Ход задания. Необходимо изобразить графически соотношение понятий.1. Понятия:
  331. Мать женщина — дочь. Мужчина — женщина — человек.
  332. Оценка результатов практических заданий
  333. Правильные ответы на 1 задание:1. 8,9 6. 8, 12. 24,27 7. 0,25- 0,1253. 64, 128 8. 49, 644. 16,17 9. 9,65.4,1 10.38,76
  334. Каждому правильному ответу присваивается 1 балл. По дочитывается общая сумма баллов.
  335. Правильные ответы на 2 задание:
  336. Да, существуют. Это 15, 20, 25, 30 и др.
  337. Нет, не верно. 4 не делится на 3- 7 не делится на 3 и др.
  338. Да, сумма любых трех последовательных натуральных чисел кратна 3. Можно решить методом подстановок, проверок.
  339. Либо: п + п+1+п + 2 = Зп+3 = 3(п+1) делится на 3 Каждому правильному ответу присваивается по 2 балла.1. Ответы на 3 задание:1.5 8)4 15)32.2 9)6 16)33.6 10)5 17)54.1 11)2 18)25.4 12)6 19) 16.6 13) 1 20)47.1 14)4
  340. Каждому правильному ответу присваивается 0,5 баллов1. Ответы на 4 задание:1. +6. +2. 7. +3)8.4)9.5. 10.
  341. За каждый правильный ответ присваивается 1 балл.
  342. Правильный ответ на 5 задание:
  343. Две страницы (переплет). При обычной расстановке книг первуюстраницу первого тома с последней страницей последующего томаразделяет только переплет. (Работает наглядно-образное мышление)
  344. За правильный ответ присваивается 6 баллов.1. Ответы на 6 задание:
  345. В первом случае «лишнее» слово лось, остальные слова обозначают домашних животных- во втором случае — собака, остальные слова обозначают копытных животных.
  346. В первом случае «лишнее» слово баскетбол, т.к. во всех других случаях имеется вратарь- во втором случае — бадминтон, т.к. в остальных играх играют команды, а в бадминтоне идет игра один против одного.
  347. В первом случае «лишнее» слово Печора, т.к. остальные географические объекты находятся в Азии- во втором случае — Дон, т.к. остальные реки текут на север.
  348. За каждый правильный ответ присваивается по 2 балла.7 задание.
  349. Правильное соотношение понятий: женщина, дочь понятия сопоставимые, тождественные по объему (любая женщина есть дочь), понятие мать более узкое, соподчиненное (не каждая женщина является матерью).1. Женщина дочьматьмужчинаженщиначеловек
  350. За каждый правильный ответ присваивается по 5 баллов. программа учебного курса для будущих учителей начальной школы).1. Объяснительная записка.
  351. Задачей педагогических вузов является воспитание такой личности учителя начальных классов, который смог бы действовать самостоятельно в процессе формирования культуры логического мышления младшего школьного возраста.
  352. Культура мышления не представляет врожденное качество личности. Она формируется в процессе познания, самостоятельного, творческого, проблемного, логического мышления.
  353. Задачей курса «Педагогическая логика» является формирование культуры логического мышления у будущих учителей начальных классов.
  354. Образовательная задача состоит в овладении и закреплении основных элементов современного научно теоретического метода мышления, методов научного познания, диалектической и формальной логики.
  355. Программа курса «Педагогическая логика».
  356. Форма мышления суждение. Суждение и связь (отношение) предметов. Суждение истинное и ложное. Суждение утвердительное и отрицательное. Простое суждение и повествовательное предложение.
  357. Сущность и назначение аналогии, её структура. Виды аналогии (аналогия свойств, аналогия отношений, строгая аналогия, нестрогая аналогия). Условия состоятельности выводов по аналогии.
  358. Логическая операция установление причинно-следственных связей.
  359. Основные требования к логическим умениям будущего учителяначальных классов.
  360. Примерный тематический план курса «Педагогическая логика»
  361. Лекции Семинары Самост. раб1. Логика как наука.
  362. Формальная и неформальная логика, диалектическая логика.
  363. Логическая форма рассуждений.4. Форма мышления понятие. 5. Форма мышления вопрос. 6. Форма мышления суждение.
  364. Форма мышления умозаключение.
  365. Индукция, дедукция и аналогия, как способы рассуждения, методы познания и методы обучения.
  366. Логическая операция доказательство.
  367. Логическая операция выделение существенных признаков предметов.
  368. Логическая операция выделение главного.
  369. Логическая операция определение понятия.
  370. Логическая операция сравнение.
  371. Логическая операция анализ.
  372. Логическая операция установление причинно-следственных связей.1. Всего:
  373. В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебник. -М.: Интерпракс, 1994.360с.
  374. Е.К., Дегтярев М. Г. Логика: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 528с.
  375. А. Д. Учебник по логике. 2-е изд. М.: «ВЛАДОС», 1994. — 303с. (или любое издание)
  376. А.Д. Занимательная логика для школьников: 4.1. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. — 240с.: ил.
  377. Гин С. И. Мир логики: Методическое пособие для учителя начальной школы/ Библиотека учителя начальной школы. М.: Вита-Пресс, 2001. — 144с.
  378. H.A. Задачи на развитие логики: Книга для детей, учителей и родителей. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. — 240с.
Заполнить форму текущей работой