Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Снижение вибрационной нагрузки на оператора мобильных машин сельскохозяйственного назначения за счет разработки подвески сиденья с дополнительным упругодемпфирующим звеном прерывистого действия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целом, в результате проведенных исследований решена важная научно-техническая задача, в области охраны труда. Доказано, что выполнение нормативных уровней вертикальных низкочастотных колебаний на рабочем месте оператора мобильных машин можно обеспечить посредством установки в подвеске сиденья дополнительного упругодемпфирующего звена прерывистого действия. Выявленные закономерности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. 1 СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА
    • 1. 1. Обзор работ по исследованию системы «оператор — сиденье — машина — среда» с позиции виброзапшты человека-оператор"
      • 1. 1. 1. Основные направления исследований в области динамики и управления виброзащитных систем
      • 1. 1. 2. Результаты экспериментальных исследований, характеризующих условия труда операторов мобильных машин по показателям вибрационной нагрузки на сиденье
    • 1. 2. Управление в системах виброзащиты параметрами упругодемпфирующего звена
    • 1. 3. Методы исследований нелинейных виброзашитных систем
    • 1. 5. Выводы. Цет> и задачи исследований. 3S
  • Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Модели виброзащитных систем с дополнительным упругодемпфирующим звеном прерывистого действия
      • 2. 1. 1. Систематизация по конструктивным признакам
      • 2. 1. 2. Систематизация по функциональным признакам
    • 2. 2. Вывод расчетных формул для определения параметров и коэффициентов динамичности исследуемых моделей
      • 2. 2. 1. Особенности колебательных процессов в случае прерывистого компенсационного воздействия
      • 2. 2. 2. «Фурье — линеаризация» нелинейных слагаемых
      • 2. 2. 3. Реализация основной процедуры метода гармонического баланса и вывод искомых формул
    • 2. 3. Анализ динамических свойств исследуемых моделей и выбор базовой модели
    • 2. 4. Выводы по второй главе
  • Глава 3. МОДЕЛИРОВАНИЕ КОЛЕБАНИЙ БАЗОВОЙ МОДЕЛИ.,
    • 3. 1. Особенности моделирования колебательных процессов в среде Mathcad и программное обеспечение
    • 3. 2. Исследование колебаний при гармоническом возмущении
    • 3. 3. Переходные процессы при единичном возмущении
    • 3. 4. Статистические испытания при случайных возмущениях
    • 3. 5. Выводы по третьей главе
  • Глава 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 4. 1. Конструктивные схемы упругодемпфирующих звеньев, работающих в режиме «включить-выключить»
    • 4. 2. Описание и результаты испытаний модернизированной подвести сиденья автогрейдера (базовой модели)
    • 4. 3. Выводы по четвертой главе
  • Глава 5. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
    • 5. 1. Общие положения методики расчета экономической эффективности от применения новых средств виброзапшгы
    • 5. 2. Расчет экономической эффективности от модернизации подвески сиденья мобильной машины на основе амортизатора прерывистого действия

Снижение вибрационной нагрузки на оператора мобильных машин сельскохозяйственного назначения за счет разработки подвески сиденья с дополнительным упругодемпфирующим звеном прерывистого действия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При непосредственном участии человека-оператора в технологических операциях современных производств на него неизбежно воздействуют неблагоприятные факторы окружающей среды, приводящие к ухудшению условий труда. Особое место в ряду неблагоприятных факторов занимает производственная вибрация. Для сельскохозяйственного и дорожно-строительного производства — это в основном транспортная вибрация.

Систематическое воздействие вибрации на человека рассматривается медициной как мощный стресс-фактор, оказывающий отрицательное влияние на работоспособность, эмоции и умственную деятельность, а также повышающий вероятность различных заболеваний и несчастных случаев. Особую опасность для человека представляет постепенное, скрытое развитие профессионального заболевания, именуемого вибрационной болезнью /1,2,/.

По данным ФГНУ ВНИИОТ Минсельхоза России только за 2002 год в организациях агропромышленного комплекса в результате несчастных случаев пострадало 3456 человек (в том числе погибло 1052 человека). Из общего числа травмированных более 20% составили операторы мобильных машин /3/. Можно утверждать, что вероятность несчастного случая повышается при воздействии вибрационных нагрузок, поскольку они неизбежно вызывают у операторов мобильных машин, например, расстройство зрительного восприятия и замедление реакций. Ситуация усугубляется тем, что при внедрении новой техники (тракторов, сельскохозяйственных и дорожных машин) не обеспечивается надлежащих показателей вибрационных характеристик на рабочих местах операторов, т. е. реального прогресса в области защиты человека-оператора мобильных машин от транспортной вибрации за последние годы не произошло /4,5/.

При разработке средств виброзащиты человека-оператора мобильных машин регламентирующими документами являются ГОСТ 12.1.012−90 «Вибрационная безопасность. Общие требования» и СН 2.2.4/2.1.8.556−96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий». /6, 7/. Данные регламентирующие документы учитывают, в определенной мере, возможности современной виброзащитной техники, а также основные особенности воздействия вибрации на организм человека.

Повышенный уровень вибраций на рабочих местах операторов мобильных машин обусловлен тем, что устройства виброзащитной техники, которые в настоящее время используются в подвесках сидений (демпферы, амортизаторы) по своим свойствам и реализуемым характеристикам зачастую не отвечают установленным научным требованиям. Друга* и главная причина — это отсутствие в подвесках сидений специальных устройств управления колебаниями, работающих по принципу активных систем. Данные устройства должны адекватно реагировать на внешние воздействия и поддерживав оптимальный, в соответствии с: Принятым критерием качества виброзащиты, процесс формирования компенсационных воздействий. Это полностью относится к таким необходимым устройствам виброзащитной техники как упругодемпфирующие звенья.

Изложенный концептуальный подход к решению задач виброзащиты по снижению вибрационной нагрузки на сиденье мобильных машин, положен в основе диссертационной работы, целью которой является улучшение условий труда операторов мобильных машин.

Снижение вибрационной нагрузки на сиденье оператора является сложной комплексной задачей, которая предполагает разработку соответствующих разделов теории виброзащитных систем прерывистого действия и использования новых конструктивных решений. С позиции охраны труда научный и практический интерес представляют не только общетеоретические задачи динамики виброзащитных систем, но и отработанные инженерные методики расчета перспективных моделей и средств виброзащиты прерывистого V действия, что и предопределяет актуальность выбранного направления исследования.

Показано, что формирование компенсационного воздействия по принципу активных систем обеспечивается дополнительным упругодемпфирую-щим звеном прерывистого действия. Причем использование информации о смене ряда априорных ситуаций колебательного процесса, которые выражаются через компоненты состояния системы в относительном движении, вполне достаточно для устранения резонансных явлений и существенного улучшения противоударных свойств.

В диссертации приведены результаты исследования базовой модели виброзащитной системы с дополнительным позиционируемым упругим звеном прерывистого действия. Соответствующее устройство базовой модели в виде амортизатора прерывистого действия, установленного в подвеске сиденья, позволяет устранить резонансные явления и обеспечить реальное снижение вибрационной нагрузки на рабочем месте оператора.

Исследования проводились в соответствии с программой Министерства образования Российской Федерации «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники» — подпрограмма «Производственные технологии», проект «Совершенствование методов расчета и конструирования колебательных систем с непрямым импульсным управлением: проектирование управляемого упругодемпфирующего звена сиденья автогрейдера» (2000 — 2002 г).

Объектом исследования является подвеска сиденья мобильных машин с дополнительным упругодемпфирующим звеном прерывистого действия, которая рассматривается в системе «человек — сиденье — машинасреда».

Предмет исследования — это процессы формирования прерывистого компенсационного воздействия, которые определяют динамические свойства подвески сиденья мобильной машины и позволяют уменьшить интенсивность вибрационной нагрузки передаваемой оператору.

Методы исследования.

Теоретические исследования выполнены на основе классических методов расчета динамических систем с линейными и нелинейными упругодемпфируюшими звеньями. Использовались методы гармонического баланса, математического моделирования и численного решения уравнений. При проведении экспериментальных исследовании применялись стандартные методики измерений вибраций на сиденье оператора мобильных машин.

Научная новизна исследовании заключается в том, что:

1. Обоснован выбор и проведена систематизация математических моделей виброзащитных систем с дополнительным упругодемпфирующим звеном прерывистого действия;

2. Разработаны методика и программы расчета рациональных параметров прерывистого компенсационного воздействия, при которых обеспечивается существенное снижение вибрационной нагрузки на сиденье оператора мобильных машин;

3. Предложены технические решения амортизаторов прерывистого действия для подвесок сидений оператора мобильных машин;

4. Приведены результаты и анализ экспериментальных исследований опытного образца амортизатора прерывистого действия в составе подвески сиденья автогрейдера.

Практическую значимость работы составляют:

1. Результаты систематизации виброзащитных систем с дополнительным упругодемпфирующим звеном прерывистого действия;

2. Методика и программы расчета рациональных параметров прерывистого компенсационного воздействия;

3. Результаты исследований базовой модели виброзащитной системы с дополнительным позиционируемым упругим звеном;

4. Конструктивные схемы амортизатора прерывистого действия для подвески сиденья оператора мобильных машин.

Результаты исследований могут быть использованы при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые связаны с разработкой перспективных и модернизацией существующих виброзащигтаых систем.

На защиту выносятся:

1. Теоретически обоснованные положения о необходимости установки в подвеске сиденья мобильных машин дополнительного упругодемпфирующего звена прерывистого действия;

2. Методика расчета параметров прерывистого компенсационного воздействия, формируемого дополнительным упругодемпфирующим звеном прерывистого действия;

3. Результаты исследований динамических свойств базовой модели виброзащитной системы с дополнительным позиционируемым упругим звеном прерывистого действия, полученные при моделировании системы «человек — сиденье — машина — среда»,.

4. Предложенные технические решения по конструкции амортизатора прерывистого действия и результаты его испытаний.

Апробация работы.

Основные результаты работы докладывались и обсуждались на следующих конференциях и симпозиумах:

1. Международный научный симпозиум «Машины и механизмы ударного, периодического и вибрационного действия», — ОрелГТУ, 2003 г.,.

2. Научно-техническая конференция «Вибрационные машины и технологии». — КГТУ, 2003 г.,.

3. Международный научный симпозиум «Шум и вибрация на транспорте». — Санкт-Петербург, 2004 г.,.

4. Научно-техническая конференция «Неделя науки — 2004″. — Орел:» ОрелГТУ, 2004 г.,.

5. Международная научно-техническая конференция «Информационные технологии в науке, образовании и производстве». — ОрелГТУ, 2004 г.

Экспонат «Амортизатор прерывистого действия» выставлялся в 2003 году на VII Международной специализированной выставке «Безопасность и охрана труда — 2003» и на Российской агропромышленной выставке «Золотая осень». ОрелГТУ, кафедра «Прикладная механика» и коллектив авторов награждены двумя дипломами ВВЦ за разработку «амортизатора прерывистого действия, снижающего вибрационную нагрузку на механизатора».

Публикации.

По теме диссертации опубликовано 6 печатных работ и поданы две заявки на изобретения.

Структура я объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, пяти глав, списка литературы из 125 наименований, семи приложений и содержит 120 страниц основного текста, 30 рисунков, 8 таблиц.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. Уровни случайных низкочастотных колебаний на рабочих местах операторов мобильных машин в ряде режимов движения и работы превышают нормативные показатели, установленные действующими санитарными нормами.

2. Анализ известных способов «пассивной» и «управляемой» виброзащиты позволил выделить перспективный класс виброзащитных систем прерывистого действия, которые в определенных диапазонах частот не уступают по эффективности активным системам. Наиболее просто это обеспечивается посредством дополнительного упругодемпфирующего звена, которое включается в работу, когда изменяется знак относительной скорости, и выключается го работы, когда изменяется знак относительного смещения.

3. В результате систематизации двух групп моделей виброзащитных систем с дополнительным упругодемпфирующим звеном прерывистого действия по функциональным и конструктивным признакам установлена идентичность ряда моделей. Несмотря на возможные конструктивные отличия, идентичные модели реализуют одни и те же компоненты прерывистого компенсационного воздействия.

4. Разработана методика расчета рациональных параметров прерывистого компенсационного воздействия на основе совокупности приближенных формул и комплекта программ по моделированию детерминированных и случайных процессов. В результате сопоставительных расчетов в качестве базовой модели принята виброзащитная система с дополнительным позиционируемым упругим элементом прерывистого действия.

5. Установлено, что базовая модель устраняет резонансные явления. Условия критерия виброзашиты выполняются при рекомендованных параметрах прерывистого компенсационного воздействия 0.2 < ?0 <0.3 и 2.0 <//<2.5, как при наличии «фонового» сопротивления среды, так и при возможном запаздывании процесса переключений.

6. В результате моделирования переезда через единичную неровность установлено, что базовая модель обладает повышенными противоударными свойствами — максимальные значения коэффициентов динамичности не превышают единицы., а переходные процессы затухают практически сразу же после прохождения неровности.

7. Разработаны рекомендашш по выбору рациональных параметров и совершенствованию конструкции подвески сиденья мобильных машин (на примере автогрейдера) по схеме «базовая модель». Результаты экспериментальных исследований подтверждают, что на резонансной частоте значения среднеквадрапгческих ускорений на сиденье снижаются. Так, при движении по грунтовой дороге величина коэффициента динамичности во второй октавной полосе частот меньше единицы и равна 0,62.

8. В целом, в результате проведенных исследований решена важная научно-техническая задача, в области охраны труда. Доказано, что выполнение нормативных уровней вертикальных низкочастотных колебаний на рабочем месте оператора мобильных машин можно обеспечить посредством установки в подвеске сиденья дополнительного упругодемпфирующего звена прерывистого действия. Выявленные закономерности функционирования системы «человек — подвеска — машина — среда» и динамические свойства модернизированной подвески позволили разработать рекомендации по использованию в ней позиционируемого амортизатора прерывистого действия.

9. Прогнозируемая экономическая эффективность от использования модернизированной подвески с амортизатором прерывистого действия в сиденьях мобильных машин составляет порядка 600 рублей на машину в год.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда / П. П. Кукин, В. Л. Лапин, Н. Л. Пономарев и др. -М.: Высшая школа, 2001. — 431 с.
  2. Охрана труда / Ф. М. Канарев, М. А. Пережогин, Г. Н. Гряник. -М.: Колос, 1982.-351 с.
  3. Состояние производственного травматизма в АПК России в 2002 году / Сост. А. В. Уваров, Н. С. Студенникова и др. Орел, ФГНУ ВНИИОТ Минсельхоза России, 2003. — 77 с.
  4. А.В. Разработки в области пневмоподвески сидений операторов мобильных машин // Безопасность жизнедеятельности, 2001. -№ 6.-С. 21−25
  5. В.П., Чернышев В. И. Разработка перспективных виброзашитных систем с импульсным- управлением // Безопасность труда в промышленности, 1994. № 2. — С. 29−31
  6. ГОСТ 12.1.012−90 Вибрационная безопасность. Общие требования. М.: Издательство стандартов, 1990. — 46 с.
  7. СН 2.2.4/2.1.8.556−96 Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий. М: ГКСЭН, 1996. —28 с.
  8. С.П., Янг Д.Х., Уивер У. Колебания в инженерном деле. -М: Машиностроение, 1985.-472 с.
  9. И.М. Теория колебаний. М.: Наука, 1968. — 560 с. 10. ' Бутенин Н. В., Неймарк Ю. И., Фуфаев Н. А. Введение в теорию нелинейных колебаний. М.: Наука, 1987. — 384 с.
  10. Я.Г. Основы прикладной теории колебаний и удара. Л.: Машиностроение, 1976. — 320 с.
  11. В.Л. Теория механических колебаний. М.: Высшая школа, 1980. — 406 с. ф
  12. И.Б., Анилович В. Я., Кутьков Г. М. Динамика трактора. М.: Машиностроение, 1973. — 280 с.
  13. В.Я., Водолажченко Ю. Т. Конструирование и расчет сельскохозяйственных тракторов. М.: Машиностроение, 1976. — 456 с.
  14. В.П. Общие вопросы статистической механики в динамике сельскохозяйственных агрегатов // Труды Курского СХИ. -1969, т.5, вып.З. С. 84−104
  15. И.М., Никонов В. В., Кальченко Б. И. Расчет, проектирование и испытания кабин тракторов. Агропромиздат, 1989. — 213 с.
  16. .И., Дроздов В. Н. Снижение вибрации и шумов в сельскохозяйственных машинах. М.: Машиностроение, 1976. — 224 с.
  17. Е.Ю., Гайцгори М. Н. Динамика самоходных машин с шарнирной рамой. М.: Машиностроение, 1974. — 176 с.
  18. Н.И. Борьба с шумом и вибрациями на путевых и строительных машинах. М.: Транспорт, 1987. — 223 с.
  19. В.П. Выбор зоны нечувствительности и быстродействия силового регулятора //Мех. и электриф. с/х., 1978. № 3. -С. 17−20.
  20. А.А. Спектральная теория подрессоривания транспортных машин. М.: Машиностроение, 1972. -192 с.
  21. А.Б. Статистическая динамика сельскохозяйственных агрегатов. М.: Колос, 1981. — 387 с.
  22. Ларин В В. Статистические задачи виброзащиты. Киев, На-укова думка, 1974. — 127 с.
  23. М.Ф. Нелинейные стохастические задачи механических колебаний. М.: Наука, 1980. — 368 с.
  24. В.А. Случайные колебания механических систем. М.: Машиностроение, 1976. — 216 с.
  25. Динамика системы дорога-шина-автомобиль-водитель./ Под ред. А. А. Хачатурова. -М.: Машиностроение, 1976. 536 с.
  26. С. Случайные колебания. /Пер. с англ. М.: Мир, 1978.-430 с.
  27. Р.И. Проектирование оптимальных виброзащитных систем. Минск, Вышэйшая школа, 1971. — 318 с.
  28. А.В., Степанов Ю. В. К определению оптимального демпфирования виброзащитных систем // Машиноведение, 1985. № 1. -С. 32−36,
  29. Н.Н. Оптимизация амортизационных систем. М.: Наука, 1983.-256 с.
  30. М.З. Автоматическое управление виброзащитными системами. -М.: Наука, 1976. 320 с.
  31. К.В., Фурман Ф. А. Прикладная теория виброзащитных систем. М.: Машиностроение, 1980. — 276 с.
  32. А.В., Рыбак Л. А. Синтез оптимального регулятора активной системы виброизоляции кинематического принципа действия // Проблемы машиностроения и надежности машин, 1994. № 6. — С. 23−30
  33. В.А. Оптимальные процессы колебаний механических систем. JL: Машиностроение (Ленинградское отделение), 1976.-248 с.
  34. АЛ., Сергеев Б. Б. Сравнение виброзапштной эффективности кресла машиниста при случайном и детерминированном возмущениях // Депан. науч. работы ВИНИТИ, 1986. № 1. — 119 с.
  35. А.Д. Амортизаторы транспортных машин. -М.: Машиностроение, 1985. 200 с.
  36. Ю.И. Гидравлические системы зашиты человека-оператора от общей вибрации. М.: Машиностроение, 1987. — 224 с.
  37. Ю.А. Синтез оптимальной модели водителя: выбор структуры модели и критерия оптимальности управления. // Строительные и дорожные машины, 1995. № 12. — С. 27−29
  38. ГЛ. Дискретная колебательная модель тела человека и определение ее параметров. Машиностроение, 1974. — № 4. -С. 16−20
  39. М.В., Татишвили Т. Г., Богдаева А. М., Цулая Г. Г. Колебания мышцы и динамика системы «человек машина». — Тбилиси. -Мецниереба, 1984. — 88 с.
  40. Д.Е., Шатилов Ю. В. Управляемая виброизоляция. -Самара: Самарский аэрокосмический университет, 1995. 143 с.
  41. М.Д., Елезов В. Г., Яблонский BJB. Методы управляемой виброзащиты машин. М.: Наука, 1985. — 240 с.
  42. С.В. Структурная теория виброзащитных систем. -Новосибирск: Наука, 1978. — 224 с.
  43. В.И. Разработка основ классификации виброзащитных систем с импульсным управлением // Известия Вузов. -Машиностроение, 1988. № 4. — С. 11−13
  44. Карнопп (D. Каторр). Принцип проектирования систем управления колебаниями с применением полуактивных демпферов И Современное машиностроение, 1991. № 2. — С.32−39
  45. А., Лионе Ж. Импульсное управление и квазивари-ционные неравенства. М.: Наука, 1987. — 596 с.
  46. Математическая теория оптимальных процессов / Л.С. Понт-рягин, В. Г. Болтянчкий, Р. В. Гамкреяидзе, Е. Ф. Мищенко. М.: Наука, 1983. -392 с.
  47. Р.П. Приближенное решение задач оптимального управления. М.: Наука, 1978. — 488 с.
  48. О.С. Пневматическая система виброзащиты с переменной структурой демпфирования.// Вестник машиностроения, 1985. -№ 2. -С. 29−30
  49. В. И. Основы теории виброзащитных систем с непрямым импульсным управлением // Труды международного симпозиума «Машины и механизмы ударного, периодического и вибрационного действия». Орел: ОрелГТУ, 2000. — С. 163−167
  50. В.И. Проявление локального эффекта в методе динамического программирования и оптимальное управление виброзащитных систем // Известия Вузов. Приборостроение, 1993. № 5. — С. 55−59
  51. В.П., Нахтигаль Н. Г. Выбор параметров виброзащитной системы с нелинейной характеристикой // Механизация и электрификация сельского хозяйства, 1975. № 10. — С. 36−37.
  52. В.Н. Снижение низкочастотных колебаний, действующих на тракториста // Тракторы и сельхозмашины, 1965. № 4. — С. 1722
  53. И.А. Исследование низкочастотных колебаний трактора Т-25 при выполнении с/х работ и разработка мероприятий по снижению воздействия колебаний на водителя: Автореф. дис. канд. техн. наук. Каунас, 1975. — 20 с.
  54. В.Е. Исследование низкочастотных колебаний на сиденье водителя трактора Т-4А при выполнении сельскохозяйственных работ: Автореф. дисс. к.т.н. Челябинск, 1977. — 17 с.
  55. B.C. Обоснование параметров и разработка конструкций типового трека для испытаний колесных сельскохозяйственных тракторов по оценке вибрации: Автореф. дисс. к.т.н. М., 1983. — 24 с.
  56. А.Т., Лихачев B.C., Шолохов В. Ф. Испытания сельскохозяйственных тракторов. М.: Машиностроение, 1985. — 239 с.
  57. Комплексная опенка динамической устойчивости и плавности хода колесных тракторов /Б.И. Кальченко, Н. М. Кирченко, Н. А. Дорошенко, Е. Н. Резников // Тракторы и сельхозмашины, 1987. -№ 7. -С. 6−10
  58. В.И. Улучшение условий труда операторов транспортных средств путем разработки и реализации виброзащитных систем с импульсным управлением: Дис.докт. техн. наук: 05.26.01. С. Петербург, 1994. — 458 с.
  59. В.В., Черноморец Н. А., Артемьев ПЛ. Экспериментальные исследования плавности хода трактора «Белорусь» в агрегате с одноосным прицепом 1-ПТС-4. Автотракторостроение. Минск: Высшэйная школа, 1975, вып.7. — С. 125−128
  60. .Н., Ким П.С., Самсггыя З. Г., Ланин А. Г. Использование радиотелемагнитографической аппаратуры при исследованиях динамики системы дорога-шина-трактор-водитель // Тракторы и сельхозмашины 1980. -№ 5. — С. 9−11
  61. Ким П. С. Исследование низкочастотных колебаний виброзащитных средств сиденья оператора трактора Т-150К: Автореф. дисс. к.т.н. Харьков, 1981. — 25 с.
  62. Оценка вертикальных колебаний колесных тракторов / Б. И. Кальченко, Н. М. Кириенко, Е. Н. Резников, Н. А. Дорошенко // Тракторы и сельхозмашины, 1985. № 10. — С. 17−19
  63. Matthews John. The measure ment of tractor ride comfort. SAE Prepr. s.a. № 730 795. 17 p.
  64. Craef Michael. Technische Moglichkeiten zum Senken der Schwingungs-belastung auf fahrenden Arbeitsmaschinen. «Gnmdlagen Landtechn», 1976. 26, № 2. — P. 56−63
  65. Stayner M. Vibrazioni della trattrice in marcia e reazioni del corpo mnano. Macc. e mot. agr., 1976. 34, № 2. — P. 37−43
  66. Hilten D.J. Sespensieno della cabino per trattrici. Macc. e mot.egr., 1975,33, № 12. P. 47−54
  67. Ю.В., Семешин С. И. Создание сиденья с пневматической подвеской и механизмом преобразования движения //Науч. труды ВНИИ-Стройдормаш, 1982, вып.95. С. 80−85
  68. А.А., Онискив Е. Д. и др. Плавность хода трактора ВТ-101Д-Р1 // Тракторы и сельскохозяйственные машины, 2003. № 6. -С. 10−11
  69. Справочник по теории автоматического управления // Под ред. А. А. Красовского. -М.: Наука, 1987. 712 с.
  70. А.А. Основы теории автоматического управления: Особые линейные и нелинейные системы М.: Энергоиздат, 1981. — 304 с.
  71. Ю.А., Юнгер И. Б. Автоматические системы с разрывным управлением. JI.: Энергоатомиздат, 1986. — 168 с.
  72. М.Д., Яблонский В. В. Активные виброзащитные системы. // Виброизолирующие системы в машинах и механизмах, М.: Наука. -1977.-С. 3−11
  73. Вибрации в технике: Справочник. Т.6. Защита от вибрации и ударов / Под ред. акад. К. В. Фролова.- М.: Машиностроение, 1981- 456 с.
  74. С.В., Волков JI.H., Кухаренко В. П. Динамика механических систем с дополнительными связями. Новосибирск: Наука, 1990.-214 с.
  75. В. А., Онищенко В Л. Защита от вибрации в машиностроении. М.: Машиностроение, 1990. — 272 с.
  76. В.В., Конторов Д. С. Системотехника. М.: Радио и связь, 1985.-200 с.
  77. Н.Н. Математические задачи системного анализа. -М.: Наука, 1981.-488 с.
  78. А.Х., Леонов ГА., Якубович В. А. Устойчивость нелинейных систем с неединственным состоянием равновесия. М.: Наука, 1978. -400 с.
  79. И.М., Новиков В. В., Черньгаюв KJB., Васильев А. В., Осинпев О. В. Распределение энергии в цикле колебаний подвески АТС // Справочник. Инженерный журнал, 1998. № 4. — С. 31−33
  80. В.И. Ударное демпфирование колебаний при непрямом импульсном управлении // Изв. вузов. Машиностроение, 1997. -№ 7−9--С. 5-Ю
  81. Ю.А., Туманов Ю. А. Ударовиброзащипга машин, оборудования и аппаратуры. Л.: Машиностроение, 1986. — 222 с.
  82. Fominova O.V., Chemisbev V.I. The research of oscillatory of vibro-protection system with controlling friction damper. // Proceedings of the XXIX Summer School «Advanced Problems in Mechanics» St. Petersburg, 2002.-Vol. 1-P. 68−80 ' ¦
  83. O.B., Чернышев В. И. Опыт разработки управляемых виброзащитных систем для операторов мобильных машин. // Интел-. лектуальные системы: Труды Четвертого международного симпозиума -М.: РУСАКИ, 2000. С. 242−244.
  84. О.В., Чернышев В. И. Динамика виброзашитной системы с фрикционным демпфером прерывистого действия. // Нелинейные колебания механических систем: V международная конференция. Н. Новгород, 1999. — С. 226−227
  85. О.В., Чернышев В. И. К определению параметров прерывистого демпфирования виброзащитной системы с сухим трением. // Известия ОрелГТУ, 2000. № 1. — С. 73 -77
  86. А. В., Чернышев В. И. Анализ динамических свойств виброзащитной системы с параллельно-последовательным соединением упругого и демпфирующего звеньев. //Сборник научных трудов. Том 8. -Орел: ОрелГТУ, 1996. С. 146−153
  87. Патент РФ 2 002 983 Гидравлический демпфер / В. И. Чернышев // Бюл. изобр., 1993. -№ 41−42
  88. Патент РФ 2 065 541 Демпфер сухого трения / В. И. Чернышев //Бюл. изобр., 1993. -№ 23.
  89. Патент РФ 2 150 622 Амортизатор прерывистого действия / Е. Е. Прокопов, В. И. Чернышев // Бюл. изобр., 2000. № 16
  90. А.М. Оптимальные циклы и циклические режимы. -М: Энергонздат, 1985. 264 с.
  91. О.В., Чернышев В. И. Влияние сухого трения на динамические свойства виброзащитных систем. // Известия ОрелГТУ, 2000-№ 1.-С. 70−73
  92. Вибрации в технике: Справочник. Т.2. Колебания нелинейных механических систем / Под ред. И. И. Блехмана. — ML: Машиностроение, 1979. 456 с.
  93. А.С., Светлицкий В. А. Расчет конструкций при случайных воздействиях. М.: Машиностроение, 1984. — 240 с.
  94. Я.Г., Губанова И. И. Устойчивость и колебания упругих систем: Современные концепции, парадоксы и ошибки. М.: Наука, 1987.-352 с.
  95. В.И. Теория виброудариых систем. М.: Наука, 1978.- 352 с.
  96. В.Д. Элементы теории колебаний: Учебное пособие. Красноярск: Красноярский университет, 1995. 429 с.
  97. Научные основы прогрессивной техники и технологии./ Г. И. Марчук, И. Ф. Образцов, Л. И. Седов и др. М.: Машиностроение, 1986.-376 с.
  98. Р.В. Численные методы. М.: Наука, 1968. — 400 с.
  99. Шуп. Т. Решение инженерных задач на ЭВМ. М.: Мир, 1982.- 240 с.
  100. В.П. Справочник по алгоритмам и программам на языке бейсик для персональных ЭВМ М.: Наука, 1987. — 240 с.
  101. Дьяконов В.П. MATHCAD 8/2000: специальный справочник. СПб: Питер, 2001. — 592 с.
  102. Вибрации в технике: Справочник. Т.1. Колебания линейныхсистем. / Под ред. В. В. Болотина. -М.: Машиностроение, 1978. 325 с.
  103. Методы автоматизированного исследования вибрации машин: Справочник / С. А. Добрынин, М. С. Фельдман, Г. И. Фирсов. М.: Машиностроение, 1987. — 224 с.
  104. Т. А., Киселев Л. Т. Приборы для измерения и регистрации колебаний. М.: Машиностроение, 1981. — 467 с.
  105. Приборы и системы для измерения вибрации, шума и удара: Справочник. В 2-х кн. / Под ред. Клюева В. В. М.: Машиностроение, 1987. — 378 с.
  106. Ю. П. Методы анализа и интерпретации эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 286 с.
  107. В. Г. Системы цифровой обработки, применяемые при анализе вибраций машиностроительных конструкций. М.: Машиностроение, 1991. — 42 с.
  108. А. Ф., Юмаев Р. М. Преобразование и обработка информации с датчиков физических величин. М.: Машиностроение, 1992.-288 с.
  109. В.В. Теория эксперимента.- М.: Наука, 1 971 207 с.
  110. А. В., Чернышев В. И. Система регистрации механических колебаний. // Сборник научных трудов.- Том 13. Орел: ОрелГТУ, 1998.-С. 106−108
  111. Вибрации в технике: Справочник. Т.5. Измерения и испытания. / Под ред. М. Д. Генкина. М.: Машиностроение, 1981. — 496 с.
  112. А. В. Контроль колебательных процессов по пиковым шумам. // Компьютерра, 2001. № 14. — С. 40−41.
  113. Виброзащитная система рабочего места оператора / B.C. Ванин, А. Н. Пономарев, В. П. Росляков, В. И. Чернышев // Электрификация и механизация сельского хозяйства, 1983. Jfel 1. — С. 15−17
  114. Гнеушева ЕЖ, Фоминова О. В., Чернышев В. И. Систематизация виброзащитных систем с дополнительным упругодемпфирующим звеном прерывистого действия //Справочник. Инженерный журнал, 2004. 12 с. (в печати)
  115. Gneusheva Е.М., Fominova O.V., Chemishev V.I. The research of the dynamic of vibro-protection systems with the switches of the rigidity //
  116. Материалы международного научного симпозиума «Шум и вибрация на транспорте». Санкт-Петербург, 2004. — С. 100−109
  117. Е.М., Чернышев В. И. Особенности моделирования колебаний виброзащитных систем в среде Mathcad // Сборник научных трудов. Орел: ВНИИОТ, 2004. — 6 с. (в печати)
  118. Е.М., Некрасов Ю. Н., Чернышев В. И. Анализ и моделирование работы пневматической подвески // IV научно-техническая конференция «Вибрационные машины и технологии». Сборник научных трудов. Курск: КГТУ, 2003. — С. 305−309
  119. Е.М. Исследование динамических свойств виброзащитной системы с переменной структурой // Материалы II международного научного симпозиума «Механизмы и машины ударного, периодического и вибрационного действия». Орел: ОрелГТУ, 2003. — С. 208−209
  120. Амортизатор / Гнеушева EJM., Фоминова О. В., Чернышев В. И. // Заявка 2 003 123 145 от 22,07.03
  121. Амортизатор / Гнеушева Е. М., Чернышев В. И. // Заявка 2 003 129 788 от 06.10.03
Заполнить форму текущей работой