Понятие и структура социального менеджмента
В социальном управлении осознан факт: высокое качество жизни населения — не только цель общественного развития, но и современный механизм получения высокого качества и надежности продукции, эффективного решения экономических проблем. В сегодняшней управленческой практике задаются социальные приоритеты, разрабатываются социальные технологии (информационная, организационная, административная… Читать ещё >
Понятие и структура социального менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В современных условиях процесс формирования управленческой культуры, управленческих знаний должен быть направлен на социальное обустройство граждан, удовлетворение их социальных потребностей и постоянное повышение качества жизни населения.
В социальном управлении осознан факт: высокое качество жизни населения — не только цель общественного развития, но и современный механизм получения высокого качества и надежности продукции, эффективного решения экономических проблем. В сегодняшней управленческой практике задаются социальные приоритеты, разрабатываются социальные технологии (информационная, организационная, административная, нормативно-правовая). Социальная сфера управления становится относительно самостоятельной, многоструктурной. Появляется особый тип управленца-менеджера — специалиста в этой области. В структуре отраслей научных знаний важное место принадлежит социальному менеджменту.
Управление обществом (или социальный менеджмент) представляет собой воздействие на общество с целью его упорядочения, совершенствования и развития.
Содержание, цели, возможности социального менеджмента зависят прежде всего от характера общественного строя. Научное управление обществом — это сознательное использование субъектом управления отношений власти, материальных и человеческих ресурсов, научных знаний для получения результатов, в которых наиболее полно реализуются цели, выражающие потребности общества па том или ином этапе его развития. Процесс научного управления имеет циклический характер. Основными являются такие стадии управленческого цикла:
- * выработка управленческого решения — прогнозирование общественных потребностей, формирование целей развития, выявление проблем и задач, которые следует решить для достижения этих целей, анализ альтернативных путей их решения, принятие управленческого решения;
- * организация осуществления принятого решения, регулирование и корректировка этого процесса;
- * учет и контроль получаемых результатов, анализ степени достижения поставленных целей.
Иными словами, к основным стадиям социального менеджмента относятся социальное прогнозирование, социальное проектирование, социальное планирование, социальное регулирование, а также непосредственное руководство социальными процессами.
Социальный менеджмент — это область управления, формирующая у будущих специалистов теоретические и практические навыки, позволяющие эффективно воздействовать на социальные процессы, влиять на создание благоприятной для человека социальной среды, проектировать социальные организации, что в своюочередь обеспечивает рациональное использование самого богатого и неограниченного из всех ресурсов — человеческого.
Сущность социального менеджмента определяет структуру его системы. Она состоит из таких компонентов: субъекты управления, объекты управления, процесс управления и механизмы системы управления.
К субъектам управления относятся население, органы власти (федеральные, региональные, местные), органы местного самоуправления, гражданские институты общества, финансово-промышленные группы. Субъект управления познает, сознательно использует законы развития сложных систем и планомерно организует деятельность общества для достижения поставленных целей. К объектам управления — социальные процессы, социальная сфера, социальные ресурсы на разных уровнях управления.
Для более эффективной реализации социальных целей и осуществления принципов социального менеджмента необходимо более полное использование следующих научных методов:
- * социального проектирования и программирования;
- * сбора и анализа социальной информации на основе современных вычислительных средств, прежде всего компьютерной техники, использования математических методов в обработке и хранении социальной информации;
- * сплочения социальных организаций и групп, управленческих команд руководителей и специалистов в области социального менеджмента;
- * создания положительной мотивации у людей к труду, к жизни в целом, к целесообразному поведению в организации и в обществе в целом;
- * психологического влияния (специальные тренинги и игровые методы), направленного на активизацию жизненных сил личности, в том числе и менеджеров;
- * методов самосовершенствования личности, в том числе личности менеджера;
- * использования знаний, полученных в фундаментальной науке, кибернетике, синергетике и других отраслях, прикладных исследованиях, пригодных для повседневных и перспективных задач, социологии управления.
Только системный подход ко всему комплексу проблем, решаемых в рамках системы социального менеджмента, позволит поднять его теорию и практику на уровень тех задач, которые сегодня стоят перед современным обществом. Именно поэтому будущие специалисты в области социального менеджмента должны в каждой изучаемой дисциплине вычленить социальный аспект решения проблемы и искать адекватные методы их решения.