Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие художественно-творческих способностей студентов в процессе обучения декоративному натюрморту

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры теории и методики профессионального образования Даггоспедуниверситета и нашли отражение в материалах Всероссийской научно-практической конференции «Художественно-педагогическое образование: состояние, проблемы, перспективы развития» (Махачкала, 2006), в «Искусство и образование» (Москва… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы развития художественно-творческих способностей студента
    • 1. 1. Психолого-педагогические предпосылки развития художественно-творческих способностей студентов
    • 1. 2. Декоративный натюрморт как средство развития художественно творческих способностей студента
    • 1. 3. Развитие художественного творчества у студентов в процессе приобщения к натюрморту (учебный натюрморт, декоративный натюрморт, декоративный натюрморт с национальным колоритом)
  • Глава II. Педагогические условия развития художественно-творческих способностей студента в процессе приобщения к декоративному натюрморту
    • 2. 1. Содержание развития художественно-творческих способностей студента с помощью декоративного натюрморта
    • 2. 2. Технология развития художественно-творческих способностей студента художественно-графического факультета
    • 2. 3. Реализация технологии использования декоративного натюрморта, как условие развития художественно-творческих способностей студента

Развитие художественно-творческих способностей студентов в процессе обучения декоративному натюрморту (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одной из важных задач образования на современном этапе выступает повышение качества подготовки дипломированных специалистов, в связи с чем становится очевидной актуальность исследования, проблем развития художественно-творческих способностей студентов. При этом эффективным средством, способствующим развитию художественно-творческих способностей студентов, формированию эстетического отношения к действительности, выступает богатое наследия народного творчества.

Декоративный натюрморт с самого момента формирования как жанра, с первых шагов своего функционирования способствовал обогащению представления людей об окружающей действительности, воплощению их творческого опыта освоения и художественного осмысления, а также отстаиванию передовых художественных взглядов и идеалов, что подтверждают исследования И. С. Болотиной, И. Е. Даниловой, Ю. П. Желтоухова, А.С. Меликсетя-на, А. С. Пучкова, И. М. Раджабова, В. А. Садкова, А. В. Триселева, Т. Я. Шпи-каловой и др.

Важное значение для нашего исследования имеют работы ученых-педагогов Б. Ш. Алиевой, М. Н. Алиева, Ю. К. Бабанского, З. Т. Гасанова, Г. М. Гаджиева, Д. М. Маллаева, А. Н. Нюдюрмагомедова, В. А. Сластенина, А. Х. Чупанова, рассматривающие проблемы подготовки будущего учителя, студентов педагогического вуза к профессионально-педагогической деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы и практики включения в художественно-творческую деятельность показывает, что в использовании натюрморта принципиально важным является необходимость его изучения не как предметно-пространственного явления, а как целого мировоззрения, с позиций которого педагогический потенциал недостаточно исследован, не выявлено его влияние на развитие художественно-творческих способностей, творческую активность студентов и т. д.

Проблемы художественно-творческого развития личности исследованы в работах ученых-педагогов Б. М. Неменского, П. М. Якобсона, А.В. Баку-шинского, JI.C. Выготского, Н. Н. Ростовцева, Н.У. Фохт-Бабушкина, В.А. Кан-Калика, B.C. Кузина, О. А. Авсияна и др.

Следует признать, что освоение студентами комплекса знаний, ориентированного на решение конкретных учебных задач, осмысление и обобщение изученного материала служат основой формирования художественно-творческой активности студентов, а обогащение эмоционально-эстетического опыта (в частности, декоративного) способствует развитию художественной культуры личности.

На современном этапе развитие художественно-творческих способностей студента художественно-графического факультета имеет социально-педагогическую ценность и приобрело теоретическую и практическую значимость, вследствие неизученности в полном объеме педагогического потенциала декоративного натюрморта в системе художественно-педагогического образования.

С этих позиций актуальность исследования определяется необходимостью разрешения возникших в теории и практике профессионального образования противоречий между:

• потребностью в специалистах, ориентированных на самовыражение индивидуальности через проявление художественно-творческих способностей отсутствием теоретического и практического обеспечения практики подготовки системы образования;

• значимостью использования методов художественно-творческой деятельности и отсутствием научно-обоснованного механизма самоактуализации и самореализации личности студента;

• необходимостью развития художественно-творческих способностей студента и отсутствием методических основ, характеризующих ее системную организацию в структуре подготовки.

Приведенные обстоятельства позволяют обосновать тему исследования «Развитие художественно-творческих способностей студента в процессе обучения декоративному натюрморту».

Цель исследования — обоснование педагогических условий развития художественно-творческих способностей студента в процессе обучения декоративному натюрморту.

Объект исследования — развитие художественно-творческих способностей студента.

Предмет исследования — декоративный натюрморт как условие развития художественно-творческих способностей студента.

Гипотеза исследования. Процесс развития художественио-творческих способностей студента будет эффективным, если:

• обеспечить активизацию художественно-творческих способностей и личностного потенциала студента;

• использовать декоративный натюрморт в качестве условия развития художественно-творческих способностей;

• создать целенаправленную систему педагогического воздействия;

• учитывать исторически сложившиеся национально-художественные традиции, своеобразие искусства и т. д.

Задачи исследования:

• выявление предпосылок развития художественного образования и эстетического воспитания студента;

• анализ современного состояния сформированости художественно-творческих способностей студента;

• выявление педагогических условий, способствующих развитию художественно-творческих способностей студента;

• обосновать возможности декоративного натюрморта в развитии художественио-творческих способностей студента;

• обосновать технологию развития художественно-творческих способностей студента с помощью декоративного натюрморта;

• экспериментально проверить эффективность технологии развития художественно-творческих способностей студента.

Методологической основой исследования выступают подходы ученых-философов Г. А. Давыдовой, Ю. Б. Бореева, В. И. Разумного, В.А. Ска-терщикова, Г. А. Батищевой, М. С. Когана, К. А. Абдулхановой, B.C. Саготов-ского, а также ученых-педагогов Б. М. Неменского, П. М. Якобсона, А.В. Ба-кушинского, Л. С. Выготского, В. А. Кан-Калика и др., представляющих базисную основу формирования творческой сущности личности, выступающей субъектом материальной и духовной культуры в художественно-образном отражении действительности и т. д.

Теоретической основой исследования выступают теории развития- / личности (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, П. К. Анохин, Л. С. Выготский, В. И. Додонов, В. А. Иванников, М. С. Каган, В. В. Давыдов,.

A.Н.Леонтьев, К. К. Платонов и др.) — творческих способностей (В.И.Андреев, Д. Б. Богоявленская, Л. В. Бажелов, Г. С. Батищев, М. М. Бахтин, Дж. Гильфорд,.

B.А.Крутецкий, Я. А. Пономарев, Е. Торренс и др.) — художественно-творческих способностей (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, Л. Н. Закс, А. Я. Зись, М. С. Каган, М. С. Старчеус, Б. И. Юсов и др.).

Методы исследования. В качестве методов исследования выступают теоретический анализ искусствоведческой, психолого-педагогической, методической и другой литературы по проблеме исследованияанализ эскизов, рисунков по декоративному натюрморту, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, статистические методы оценки результатов исследования, и т. д.

Исследование проводилось в три этапа: • первый, подготовительный этап (2003 — 2005 гг.) предполагал анализ литературы по проблеме исследования (философской, психологопедагогической, методической), конкретизацию проблемы исследования и ее актуальности, выявление понятийного аппарата (цель, задачи, предмет объекта научной новизны и т. д.) исследования;

• второй, опытно-экспериментальный этап (2005 — 2007 гг.) — был ориентирован на обоснование научно-методической и экспериментальной баз исследования, выявление наиболее важных педагогических условий, возможностей декоративного натюрморта в развитии художественно-творческих способностей студента и т. д.;

• третий, формирующий этап (2007 — 2009 гг.) включал определения и научное обоснование педагогических условий и технологий, способствующих развитию художественно-творческих способностей студента, обобщение результатов экспериментального исследования, систематизацию полученных результатов, формулировку соответствующих выводов и разработку рекомендаций.

Научная новизна исследования заключается в:

• выявлении места и роли декоративного натюрморта в развитии художественно-творческих способностей студентов;

• обосновании педагогических условий развития художественно-творческих способностей студентов;

• разработке технологий развития художественно-творческих способностей студентов в процессе обучения декоративному натюрморту;

• обосновании системы занятий по использованию педагогического потенциала декоративного натюрморта в развитии художественно-творческих способностей.

Теоретическая значимость исследования состоит в:

• определении педагогических условий развития художественно-творческих способностей у студента художественно-графического факультета в процессе приобщения к декоративному натюрморту;

• теоретическом обосновании содержания и способов идентификации в процессе обучения натюрморту на занятиях живописи;

• разработке форм и методов изучения декоративного натюрморта на занятиях живописи для студентов художественно-графических факультетов.

Практическая значимость исследования заключается в реализации комплекса педагогических условий, способствующих развитию художественно-творческих способностей студентов в процессе изучения декоративного натюрморта, разработке соответствующей системы занятий, обеспечивающих эффективность механизма повышения готовности к художественно-творческой деятельности студентов. Материалы исследования используются преподавателями вузов, руководителями студий художественно-творческого направления для повышения уровня развития художественно-творческих способностей, самоорганизации творческой личности и т. д.

Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных положений, их соответствием уровню развития современной педагогической науки и практикииспользованием в образовательно-развивающей деятельности студентов художественно-графических факультетов комплекса методов и методик, адекватных целям и задачам исследованияпроведением опытно-экспериментальной работыростом уровня развития художественно-творческих способностей студентов экспериментальной группы.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры теории и методики профессионального образования Даггоспедуниверситета и нашли отражение в материалах Всероссийской научно-практической конференции «Художественно-педагогическое образование: состояние, проблемы, перспективы развития» (Махачкала, 2006), в «Искусство и образование» (Москва, 2007), в учебном пособии для студентов «Натюрморт». Основные положения исследования использовались в учебном процессе художественно-графического факультета ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет».

На защиту выносятся следующие положения:

• декоративный натюрморт как условия развития художественно-творческих способностей студента, представляющий собой декоративное преображение любой натуры, выявление нарядности, красочности, узорчатости с соблюдением определенной меры условности в изображении;

• педагогические условия эффективного развития художественно-творческих способностей студента, включающие диагностический подход к определению творческих способностей студентареализацию индивидуальных склонностей и интересов в конкретных видах художественно-творческой деятельностиформирование опыта художественно-творческой деятельности через воплощение умений в произведениях художественного творчества;

• содержание развития художественно-творческих способностей студента, включающее реалистическое, декоративное и абстрактное изображение натюрморта;

• технология развития художественно-творческих способностей студента, включающая систему занятий по декоративному натюрморту, способствующая формированию творческой активности, самостоятельности, образного мышления личности и т. д.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Выводы по второй главе.

Эмпирическое исследование влияния декоративного натюрморта на развитие художественно-творческих способностей студентов в процессе обучения подтвердило выдвинутую в начале работы гипотезу.

1. Процесс приобщения студентов художественно-графических факультетов к декоративному натюрморту как к средству развития художественно-творческих способностей будет наиболее эффективным, если:

• рассматривать декоративный натюрморт как важный фактор формирования таких способностей;

• воспринимать декоративный натюрморт как самостоятельный вид искусства, несущий в себе эстетические функции;

• включить в содержание учебного процесса специально разработанные дидактические условия ведения занятий.

2. Декоративный натюрморт в силу своих специфических особенностей способствует развитию художественно-творческих способностей, так как воздействует на подсознание студентов, стимулирует эмоционально-волевую сферу деятельности, способствует воспитанию у студентов творческого отношение к действительности и является неоспоримо важным компонентом в общей системе художественно-творческого образования.

3. Важным критерием необходимости обучения декоративному натюрморту является: заинтересованность самих студентов процессом такой работыформирование у студентов художественно-графических факультетов профессионально-важных качествформирование профессиональной компетентности личности будущего учителя.

4. Педагогическими условиями развития художественно-творческих способностей студентов выступают:

• формы организации занятий, заключающиеся в создании необходимых условий;

• субъектно-объектная деятельность;

• альтернативная педагогическая поддержка;

• систематическая самостоятельная работа студентов, направленная на саморазвитие творческого потенциала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении даны основные результаты, полученные в процессе теоретического и экспериментального исследования, сформулированы следующие выводы:

1. Обеспечение эффективности системы образования, как средства формирования творческой личности, способной к художественно-творческой деятельности переопределяются объективными условия ми, среди которых: актуализация потребности, учет склонностей, способностей и интересов личности студента и т. д.

2. Сравнительный анализ философского, эстетического, психологического и педагогического аспектов понятий «творчество», «творческая деятельность», «творческие способности» и т. д. обеспечил выявление сущности происхождения, специфики и структуры художественно-творческой деятельности и соответствующих способностей личности студента.

3. Художественно-творческая деятельность как процесс развития соответствующих способностей состоит из взаимосвязанных компонентов, ведущим из которых, по нашему мнению, является художественно-творческая активность, рассматриваемая как способность личности максимально использовать свои знания и умения в ходе решения художественно-творческих или любых других задач, способствующих совершенствованию профессиональной деятельности.

4. Особенностями художественно-творческой деятельности студента, направленной на развитие соответствующих способностей, выступают: превалирование учебно-творческой деятельности студентовизменение мотивации учения и развитие эмоционально-образной сферы, раскрытие творческого потенциала личности студентаформирование личностных новообразованийличных интересов, склонностей и способностей студентаобеспечение возможности для раскрытия творческого потенциала, самоактуализации и самореализации личности студента.

5. Анализ практики включения в художественно-творческую деятельность по развитию способностей личности студента показывает, что она осуществляется в различных структурах непрерывного образования, а также в специализированных учреждениях, обладающих специфическими возможностями для успешной реализации социального заказа на формирование творческой личности.

6. Педагогическими условиями развития художественно-творческих способностей студентов выступают: актуализация потребности в художественно-творческой деятельности студентадиагностика способностей студентовориентация на конкретные виды художественно-творческой деятельности (декоративный натюрморт), способствующих на развитие профессиональных и личпостно значимых качествреализация индивидуальных склонностей и интересов студентовформирование опыта художественно-творческой деятельности, воплощенного в конкретных продуктах творчества.

7. Теоретический анализ, изучение и осмысление рассматриваемой проблемы в системе художественно-педагогического образования показывает, что натюрморт (учебный, декоративный и декоративный натюрморт с национальным колоритом) является важным компонентом развития художественно-творческих способностей студента.

8. Декоративный натюрморт в силу своих специфических особенностей и возможностей способствует формированию у студентов творческого отношения к действительности, а использование национального колорита создает особые условия для приобщения к культурно-историческому наследию своего народа, развития художественно-творческих способностей.

9. В ходе исследования подтвердилась гипотеза, согласно которой процесс приобщения студентов художественно-графических факультетов к декоративному натюрморту является важным условием развития художественно-творческих способностей личности студента.

10. Разработанные технология и системы занятий по обучению декоративному натюрморту студентов художественно-графических факультетов, несомненно, развивают художественно-творческие способности, формируют творческое отношение к действительности и дают стимул для дальнейшей самостоятельной творческой деятельности.

11. Статистически значимые экспериментальные данные подтвердили наше предположение о том, что комплекс педагогических условий развития художественно-творческих способностей студента детерминирует эффективность подготовки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф.З. Дагестанский фольклор о трудовом воспитании детей. Текст. Ф. З. Абакарова Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. — 108 с.
  2. М.А. Из истории научно-педагогической мысли. Текст. М. А. Абдуллаев Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. — 60 с.
  3. С.Г. Социально-педагогические аспекты системы управления современным образованием. Текст. С. Г. Абдулкадыров Махачкала, 2003.- 100 с.
  4. О.А. Натура и рисование по представлению. Текст. О. А. Авсиян М.: «Изобразительное искусство», 1985. — 110 с.
  5. Ю.П. Искусство воспитывать. Текст. Ю. П. Азаров М.: Просвещение, 1985.-448 с.
  6. Ален. Суждения Текст. Ален. / Сост. В. А. Никитин М.: «Республика», 2000. — 339 с.
  7. А.Д. Изобразительное искусство. Текст. А. Д. Алехин М.: Просвещение, 1984. — 145 с.
  8. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1/Б. Текст. Б. Г. Ананьев М.: Педагогика, 1980. — 230 с.
  9. .Г. Человек как предмет познания. Текст. Б. Г. Ананьев -М.: Наука, 200.-351 с.
  10. Ю.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Сокращ. пер. с англ. В. Н. Самохина. Текст. Р. Арнхейм М.: Просвещение, 1980. — 50 с.
  11. П.Архангельский С. И. Некоторые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству. Текст. С. И Архангельский М.: Знание, 1976. — 368 с.
  12. Ю.К. Избранные педагогические труды. Текст. Ю. К. Бабанский М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  13. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности.
  14. . Ю.К. Бабанский М.: Знание, 1981.- 96 с.
  15. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса, методики освоения. Текст. Ю. К. Бабанский М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  16. А.П. Художественное творчество и воспитание. Текст. А. П. Бакушинский М.: Просвещение, 1960. — 220 с.
  17. А.В. Исследования и статьи: Избранные искусствоведческие труды. Текст. А. В. Бакушинский М.: Советский художник, 1981.-280 с.
  18. А. Философия искусства. Текст. А. Банфи М.: Искусство, 1989. — 150 с.
  19. В.А., Климова Н. Т. Основы художественного ремесла. Текст. В. А. Барадулин, Н. Т. Климова М.: Просвещение, 1986.-230 с.
  20. А.С. Искусство Дагестана. Текст. А. С. Башкиров Махачкала: Дагучпедгиз, 1931. — 140 с.
  21. С.О. О природе идейности искусства. Текст. С. О. Батраков М.: Просвещение, 1960. — 180 с.
  22. Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у студентов. Текст. Т. Ф. Беляев М.: Просвещение, 1983. — 237 с.
  23. Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. Текст. Н. Б. Берхин М.: Просвещение 1987. — 125 с.
  24. И.С. Проблемы русского и советского натюрморта, исследования и статьи. Текст. И. С. Болотина М.: 1978. — 170 с.
  25. .Р. Проблема и развитие натюрморта. Текст. Б. Р. Виппер Санкт-Петербург: «Азбука — классика», 2005. — 384 с.
  26. Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. Текст. Н. Н. Волков -М.: АПН РСФСР, 1950. 220 с.
  27. Ю.Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление. 2-е изд. Текст. Ю. Г. Волков — М.: Гардарики, 2003. — 185 с.
  28. И.П. Восприятие картины. Текст. И. П. Волков 2-е изд. [Текст] М.: Просвещение, 1976. — 186 с.
  29. Вопросы теории и методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Текст.: сборник научных статей. Махачкала, 1999. 320 с.
  30. Вопросы художественно-педагогического образования. Текст. Смоленск, 1973. 126 с.
  31. Вопросы художественно-педагогического образования. Текст. -Смоленск, 1976. 130 с.
  32. Вопросы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин Текст. Смоленск, 1975. — 178 с.
  33. Воспитание прекрасного. Текст.: материалы республиканских педагогических чтений. Махачкала, Дагучпедгиз, 1979. 53 с.
  34. JI.C. Психология искусства.- 2-е изд. Текст. JI.C. Выготский М.: Педагогика, 1968. — 420 с.
  35. JI.C. Психология искусства. Текст. JI.C. Выготский -М.: Педагогика, 1987. 344 с.
  36. JI.C. Психология искусства. Текст. JI.C. Выготский -М.: «Искусство», 1986. 573 с.
  37. JI.C. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. Текст. JI.C. Выготский М.: «Лабиринт», 1998. — 480 с.
  38. Г. Г. Современное декоративно-прикладное искусство Дагестана: Художественно-эстетические проблемы. Текст. Г. Г. Газима-гомедов Махачкала: Дагкниздат, 1992.-224 с.
  39. П.Я. Введение в психологию. Текст. П. Я. Гальперин -М.: Издательство МГУ, 1976. 147 с.
  40. Т.А. Натюрморт: Советы начинающим. Текст. Т.А. Ган-жало М.: Юный художник, 2003. — 33 е.: ил.
  41. И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. Текст. И. Ф. Гончаров М.: Просвещение, 1978 — 160 с.
  42. Е.С. Природа художественного творчества. Текст. Е. С. Громов М.: Просвещение, 1985. — 53 с.
  43. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. Текст. В. В. Давыдов М.: Академия, 2004. — 288 с.
  44. И.Е., Садков В. А. Натюрморт в европейской живописи. Текст. Данилова И. Е., Садков В. А. М.: Советский художник, 1984. — 280 с.
  45. И.Е. Слово и зримый образ в европейской живописи от Средних веков до XX века. Текст. И. Е. Данилова М.: Российск. гос. гума-нит. ун-т, 2002. — 64 с.
  46. Дьюи Джон. Школа и общество. Текст. Джон Дьюи М., 1924.160 с.
  47. Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып. 76: Известия АПИ РСФСР. Текст. Е. И. Игнатьев М.: Издательство АПИ РСФСР, 1956. — 42 с.
  48. А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. Текст. А. Э. Измайлов М.: Педагогика, 1991.-256 с.
  49. Исследование проблемы психологии творчества. Текст. Отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1983.- 180 с.
  50. М.С. Культура как предмет философского исследования. // Роль духовной культуры в развитии личности. Текст. М. С. Каган JI.: Знание, 1979. — 170 с.
  51. М.С. Художественная культура как система // Вопросы социологии искусства. Текст. М. С. Каган JL, 1980. — 134 с.
  52. В.И. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. Единая методическая система института: теория и практика. Текст. В. И. Каган М.: Высшая школа, 1987. — 143 с.
  53. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность, как творческий процесс: Автореф. дисс. Текст. В.А. Кан-Калик -JL, 1985.- 144 с.
  54. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество. Текст. В.А. Кан-Калик М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  55. Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т. 1. Текст. Я. А. Каменский М.: Педагогика, 1982. — 246 с.
  56. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. Текст. В. И. Кириенко М.: 1956. — 168 с.
  57. Д.Б. Прекрасное побуждает доброе. Эстетическое воспитание: Статьи, доклады, выступления. Текст. Д. Б. Кобалевский М.: Педагогика, 1973. — 334 с.
  58. А. Г. Воспитание чувств. Текст. А. Г. Ковалев М.: Педагогика, 1971. — 93 с.
  59. В.В. Основы обучения. Дидактика и методика. Текст. В. В. Краевский М.: Педагогика, 2007. — 352 с.
  60. Н.К. Психология. Текст. Крутецкий Н. К. М.: Просвещение, 1986. — 335 с.
  61. В.А. Основы педагогической психологии. Текст. Крутецкий В. А. М.: Просвещение, 1972.-255 с.
  62. B.C. Психология живописи: Учебное пособие для вузов. Текст. B.C. Кузин М.: ОНИКС, 2005. — 304 с.
  63. B.C. Рисунок. Наброски и зарисовки. Текст. B.C. Кузин -М.: Академия, 2004. 232 е.: ил.
  64. B.C. Вопросы изобразительного творчества. Текст. B.C. Кузин М.: Просвещение, 1971.-144 с.
  65. B.C. Натюрморт. Текст. В. С. Кузин М.: Советский художник. 1987.-210 с.
  66. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Учебное пособие для вузов. Текст. А. Н. Леонтьев М.: Академия, 2005. — 352 с.
  67. К.Э., Лепискар Т. И. Творческое начало и художественное воспитание. Текст. К. Э. Лехт, Т. И. Лепискар Таллин, 1984. — 225 с.
  68. .Т. Воспитательные аспекты обучения. Текст. Б. Т. Лихачев М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  69. И.Л., Скатерщикова В. К. Текст. И. Л. Любинский, В.К.
  70. Скатерщикова М.: Просвещение, 1977. — 264 с.
  71. И.Л., Скатерщикова В. К. Текст. И. Л. Любинский, В. К. Скатерщикова М.: Политиздат, 1979. — 334 с.
  72. З.М. Культура и народные традиции Дагестана. Текст. З. М. Магомедова Махачкала: ДГПУ, 1997.-95 с.
  73. Э.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. Текст. Э. М. Магомедова Махачкала. Дагучпедгиз, 1980. — 130 с.
  74. А.Д. Художественные промыслы Дагестана в XX веке: Реалии практики и позиция власти. Текст. А. Д. Магомедов Махачкала, 2003.-205 с.
  75. A.M. Художественные традиции народов Дагестана и их использование в эстетическом воспитании школьников. Текст. A.M. Магомедов Махачкала, 1988. — 87 с.
  76. P.M. Обычаи и традиции народов Дагестана. Текст. P.M. Магомедов Махачкала: Дагучпедгиз, 2992. — 144 с.
  77. М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана. Текст. М. М. Мамаев Махачкала, Даг. кн. издательство, 1989. — 346 с.
  78. М.М. О взаимосвязи фольклора и декоративно-прикладного искусства Дагестана /Проблемы межжанровых взаимосвязей в фольклоре народов Дагестана. Текст. М. М. Мамаев Махачкала: Изд. ФАН, 1990. — 132 с.
  79. М.С. О некоторых закономерностях эстетической деятельности. М.: Искусство, 1958. 191 с.
  80. Мастера натюрморта Текст.: энциклопедия. М.: Вече, 2002. -272 с. ил.
  81. М.И. Современный урок. 2-е издание. Текст. М.И. Мах-мутов М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
  82. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Текст.: учебное пособие / Под ред. Т. С. Комаровой. 3-е изд. дораб. М.: Просвещение, 1991. — 256 с.
  83. Ш. А. Народная педагогика Дагестана. Текст. Ш. А. Мир-зоев Махачкала: Дагучпедгиз, 1992.-183 с.
  84. Натюрморт в европейской живописи XVI нач. XX века. Текст.: энциклопедия — М.: Советский художник, 1984. — 344 с.
  85. М.А. Народное искусство как часть культуры. Текст. М. А. Некрасова М.: Изобразительное искусство, 1983. — 343 с.
  86. М.А. Современное народное искусство. Текст. М. А. Некрасова Л.: Художник РСФСР, 1980. — 266 с.
  87. .М. Мудрость красоты. Текст. Б. М. Неменский М.: Просвещение, 1986. — 255 с.
  88. О.И. Исследование по психологии художественного творчества. Текст. О. И. Никифорова М.: Искусство, 1972. — 154 с.
  89. Пейзажи и натюрморты. Текст.: энциклопедия М.: Русское энцик-лопед. товарищество, 2002. — 34 е.: ил.
  90. Я.А. Психология творчества и педагогика. Текст. Я. А. Пономарев М.: Наука, 1976. — 200 с.
  91. И.К., Капальдо А. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания. Текст. И. К. Прете, А. Капальдо М.: Сов. художник, 1985.-180 с.
  92. А.С., Триселев А. В. Методика работы над натюрмортом. Текст. А. С. Пучков, А. В. Триселев М.: «Просвещение», 1982. — 77 с.
  93. И.М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан.// Автореферат дисс. докт. пед. наук. Текст. И. М. Раджабов М.- 1998. — 36 с.
  94. Н.Н., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. Текст. Н. Н. Ростовцев Н.Н., А. Е. Терентьев А.Е. -М.: «Просвещение», 1987. 236 с.
  95. C.JI. Проблемы общей психологии. Изд. 2-е. Текст. C.JI. Рубинштейн М.: Педагогика, 1976. 340 с.
  96. C.JI. Проблемы общей психологии. Текст. C.JI.Py-бинштейп М.: Педагогика, 1976. — 240 с.
  97. В.А. Натюрморт в европейской живописи. Текст. В. А. Садков М.: Советский художник, 1984. — 310 с.
  98. Т.Г., Исаева А. Т. Мудрые адаты народа. Текст. Т.Г. Саи-дов, А. Т. Исаева Махачкала: Изд-во НИИ педагогика, 1999. — 95 с.
  99. Т.Г. Традиции народов творят человека. Текст. Т. Г. Саидов Махачкала: Дагучпедгиз, 1994. — 133 с.
  100. ЮО.Самохин В. Н. Искусство и психология. Текст. В. Н. Самохин М.: Знание, 1977.
  101. М.Н. Система творческих задач важнейшее средство развития познавательной самостоятельности. Текст. М. Н. Скаткин М.: «Просвещение», 1971. — 152 с.
  102. С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. Текст. С. Д. Смирнов С.Д. М.: Академия, 2003.304 с.
  103. ЮЗ.Скаткин М. Н. Требования к современному уроку. Текст. М.Н. Скаткии-М.: Народное образование, 1969. 206 с.
  104. И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. Текст. И. Ф. Смолянинов М.: Просвещение, 1984 — 207 с.
  105. Н.М. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальной школе. // Учебное пособие для студентов пед. вузов. Текст. Н.М. Сокольникова- М.: Академия, 2002. 368 с.
  106. Юб.Степанов Г. П. Композиционные проблемы синтеза искусств. Текст. Г. П. Степанов Л.: Художник РСФСР, 1984. — 320 с.
  107. Е.Г., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и композициях воспитания. Текст. Е. Г. Степанов, Л. М. Лузина М.: ТЦ «Сфера», 2003. — 160 с.
  108. Г. П. Взаимодействие искусств. Текст. Г. П. Степанов -Л.: Художник РСФСР, 1973.- 182 с.
  109. В.А. О воспитании /Сост. и автор вступит, очерков С. Соловейчик // Изд. 2-е. Текст. В. А. Сухомлинский М.: Политиздат, 1975. — 272 с.
  110. .М. Психологические вопросы художественного воспитания. Текст. Б. М. Теплов М.: Известия АПН РСФСР, 1947. № Ц, 7−13 с.
  111. ПЗ.Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. Текст. Б. М. Теплов М., 1947. — 220 с.
  112. Труды академии художеств СССР Текст. — М.: Изобразительное искусство, 1983. 324 с.
  113. Ученые записки. Вопросы теории, истории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. / Под ред. Н. Н. Ростовцева Текст. -М.: 1964. 140 с.
  114. Пб.Ушинский К. Д. О наглядности обучения. Изб. пед. соч. Т. 2. Текст. К. Д. Ушинский М.: Просвещение, 1954. — 645 с.
  115. Художественно-графический факультет и школа. Текст.: сборник научных трудов Ленинград: 1978.
  116. Человек в мире художественной культуры / Под ред. Н. У. Фохт — Бабушкин. Текст. М.: Просвещение, 1987.- 156 с.
  117. Школа изобразительного искусства. Текст.: сборник статей М.:
  118. Изобразительное искусство, 1988. 160 е.: ил.
  119. Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Пособие для учителя. Текст. Т. Я. Шпикалова М.: Просвещение, 1979. — 180 с.
  120. Е.В. Композиция Текст. Е. В. Шорохов М.: Просвещение, 1986. — 207 с.
  121. Энциклопедия натюрморта Текст.: энциклопедия М.: Олма-пресс. Образование 2002 — 352 с.
  122. П.М. Психология художественного творчества. Текст. П. М. Якобсон М.: Знание, 1972. — 134 с.
  123. П.М. Психология чувств. Текст. П. М. Якобсон М.: АПН РСФСР, 1958. — 185 с.
  124. Cattell R.B., Kline P. The Scientific Analisis of Personaliti and Motivation. 1977.
Заполнить форму текущей работой