Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методические подходы к обеспечению преемственности в информационной подготовке студентов педагогических вузов: На примере общеобразовательного курса информатики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследованиях многих ученых освещались разные проблемы ведения курса информатики: методология и обоснование научно-понятийного аппарата информатики и информатизации образования (А.А. Кузнецов, И. В. Роберт и др.) — содержание и методические основы обучения информатике в школе (С.А. Бешенков, JI.JI. Босова, Т. Б. Захарова, С. С. Кравцов, Н. В. Софронова и др.) и в вузе (С.В. Богданова, С. А… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические аспекты проблемы преемственности в системе непрерывного образования при преподавании информатики в педагогическом вузе
    • 1. 1. Анализ научно-методической литературы по проблеме преемственности в системе непрерывного образования
    • 1. 2. Современные подходы к изучению проблемы преемственности в системе непрерывного образования на этапе школа-вуз
    • 1. 3. Методические требования к обеспечению преемственности обучения студентов педагогических вузов информатике
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Педагогические условия обеспечения преемственности в информационной подготовке студентов педагогических вузов на этапе школа-вуз
    • 2. 1. Разработка когнитивной карты процесса информационной подготовки будущего учителя
    • 2. 2. Методические особенности обеспечения преемственности в информационной подготовке студентов педагогических вузов на этапе школа-вуз
    • 2. 3. Разработка комплекса задач по информатике для проведения лабораторных занятий в условиях уровневой дифференциации
  • Выводы по второй главе
  • Глава III. Опытно-экспериментальная проверка эффективности методических подходов к обеспечению преемственности в информационной подготовке студентов педагогических вузов
    • 3. 1. Описание опытно-экспериментальной работы по обеспечению преемственности в информационной подготовке студентов педагогических вузов
    • 3. 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по третьей главе

Методические подходы к обеспечению преемственности в информационной подготовке студентов педагогических вузов: На примере общеобразовательного курса информатики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные процессы внедрения средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы образования предполагают наличие у специалистов знаний и умений, необходимых для осуществления информационной деятельности. В условиях информатизации образования (И.В. Роберт) предъявляются особые требования к умениям и навыкам использования учителями информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, вследствие чего возрастает значимость информационной подготовки студентов педагогических вузов. При этом под информационной подготовкой понимается обязательная составляющая образовательного процесса, направленная на подготовку специалистов, способных эффективно использовать средства информатизации и информационные технологии для решения практических задач (О.А. Козлов, В. П. Поляков и др.). Традиционно информационная подготовка студентов педагогических вузов, для которых информатика не является специализированным предметом, осуществляется при обучении информатике.

В исследованиях многих ученых освещались разные проблемы ведения курса информатики: методология и обоснование научно-понятийного аппарата информатики и информатизации образования (А.А. Кузнецов, И. В. Роберт и др.) — содержание и методические основы обучения информатике в школе (С.А. Бешенков, JI.JI. Босова, Т. Б. Захарова, С. С. Кравцов, Н. В. Софронова и др.) и в вузе (С.В. Богданова, С. А. Жданов, О. А. Козлов, М. П. Лапчик, Н. И. Пак и др.) — разработка и использование электронных средств образовательного назначения (Е.И. Вострокнутов, И. В. Роберт, Ю. А. Романенко и др.), социальные аспекты информатики (К.К. Колин, З. Ф. Мазур, И. В. Соколова и др.), применение автоматизированных обучающих систем в учебно-воспитательном процессе вуза (С.Г. Данилюк, А. А. Павлов, Ю. А. Романенко, В. И. Сердюков и др.). Однако в этих исследованиях не уделялось специальное внимание проблемам преемственности в информационной подготовке студентов педагогических вузов при обучении информатике.

Под преемственностью будем понимать организационно-методический принцип обучения, предполагающий такую организацию педагогического процесса, при которой то или иное учебное мероприятие является логическим продолжением ранее проводимой работы, что закрепляет и развивает достигнутое и поднимает обучаемого на более высокий уровень развития (В.А. Сластенин).

В современных исследованиях проблемы преемственности в обучении и воспитании наметилось несколько направлений: изучение роли преемственности в целостном педагогическом процессе (А.Я. Блаус, Ш. И. Ганелин, С. М. Годник, Б. С. Гершунский, А. А. Кыверялг, А. А. Люблинская и др.) — изучение преемственности между дошкольными воспитательными учреждениями и начальной школой (О.А. Анищенко,.

A.И. Шабалина и др.) — изучение предметной преемственности между различными звеньями общего образования, в том числе общеобразовательной и профессиональной школой (А.В. Батаршев,.

B.Ф. Башарин, Ю. А. Кустов, А. А. Кыверялг и др.) — изучение преемственности между средней школой и вузом (С.М. Годник, Ю. А. Кустов, Д. Ш. Ситдикова, А. П. Сманцер и др.). Результатом этих исследований явились общие концептуальные положения организации преемственных связей на различных этапах непрерывного образования. Соблюдение преемственной связи между различными ступенями образования выступает необходимым условием достижения целей образования и позволяет добиться наилучших результатов обучения. Преемственность образования, являясь организационно-методическим принципом, охватывает все стороны учебно-воспитательного процесса: преемственность в целях обучения, преемственность в содержании образования, преемственность в формах и методах учебной работы и т. д. Одним из способов установления преемственных связей в обучении является продвижение студентов к целям обучения по линиям различной степени сложности содержания образования (не ниже требований ГОС ВПО). При этом необходимо использование дополнительного учебно-методического обеспечения, включающего комплекс разноуровневых задач по каждой изучаемой теме курса.

Вопросам установления преемственных связей при обучении информатике на этапе школа-вуз посвящены исследования И. А. Журавлевой (для курсов информатики, ориентированных на гуманитарные приложения), Г. А. Суминой (в открытой модели образования на основе синергетического подхода) и др. Однако в этих работах не рассматриваются особенности обучения информатике и обеспечения преемственности в педагогических вузах в структурно-содержательном и учебно-методическом аспектах.

Преемственность в обучении студентов педагогических вузов общеобразовательному курсу информатики в системе непрерывного образования основана на том, что его преподавание базируется на знаниях, умениях и навыках студентов, приобретенных ими в процессе обучения в системе среднего образования, и продолжает их развитие. Уровень довузовской информационной подготовки выпускников системы среднего образования во многом зависит не только от личных качеств студента, но и от влияния таких объективных факторов, как, например, тип учебного заведения, в котором студент получал среднее образование (общеобразовательная школа, лицей, гимназия, учреждение начального или среднего профессионального образования), профиль и продолжительность изучения курса информатики, учебно-материальная база образовательного учреждения, квалификация учителя информатики и т. д. (О.А. Козлов). При этом разброс в уровне начальной подготовки студентов по информатике может быть весьма большой, что подтверждает практика преподавания общеобразовательного курса информатики в педагогическом вузе.

Вследствие этого, соблюдение преемственности является актуальной задачей при обучении информатике, поскольку сложно обеспечить ее реализацию в условиях группового обучения при наличии значительной разноуровневой начальной подготовки студентов. Как показывает практика, нарушение в обеспечении преемственных связей ведет к снижению мотивации учения студента, качества его итоговой обученности, негативно сказывается на развитии личности и влечет нерациональное использование учебного времени.

Таким образом, проблема исследования обусловлена противоречием между сложившейся практикой информационной подготовки студентов педагогических вузов, не учитывающей существенных различий в уровнях их довузовской обученности по информатике, и возможностями повышения качества обучения за счет реализации принципа преемственности в информационной подготовке при обучении информатике и использовании средств ИКТ.

Актуальность исследования определяется потребностью в теоретическом обосновании и научно-методической разработке подходов к информационной подготовке студентов педагогических вузов, для которых информатика не является специализированным предметом, учитывающих существенные различия в уровне довузовской обученности и обеспечивающих реализацию организационно-методического принципа преемственности.

Объект исследования — процесс информационной подготовки студентов педагогических вузов, для которых информатика не является специализированным предметом, в области обеспечения преемственности обучения.

Предмет исследования — методические аспекты обеспечения преемственности в информационной подготовке студентов педагогических вузов, для которых информатика не является специализированным предметом, в условиях их значительной разноуровневой довузовской обученности по информатике.

Цель исследования заключается в научно-педагогическом обосновании преемственности обучения информатике и разработке структуры и содержания практических занятий, организационных форм и методов их проведения, обеспечивающих преемственность в информационной подготовке студентов педагогических вузов в условиях их существенной разноуровневой довузовской обученности по информатике.

Гипотеза исследования: если методические подходы к обеспечению преемственности обучения общеобразовательному курсу информатики в педагогическом вузе будут основаны на диагностировании довузовского и текущего уровней информационной подготовки студентов и обеспечении продвижения к целям обучения по линиям различной степени сложности содержания образования за счет использования уровневой дифференциации обучения, то это позволит повысить степень обученности по информатике и уменьшить разброс в уровне знаний, умений и навыков студентов.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать научно-методическую литературу и существующие практико-ориентированные подходы к обеспечению преемственности вузовского и школьного курсов информатики.

2. Выявить существующие преемственные связи между содержанием образования по информатике в общеобразовательной школе и на различных факультетах педагогического вуза, где информатика не является специализированным предметом.

3. Сформулировать и научно обосновать методические требования к обеспечению преемственности обучения студентов педагогических вузов информатике в системе непрерывного образования.

4. Выявить взаимосвязь факторов, оказывающих существенное влияние на процесс информационной подготовки будущего педагога.

5. Разработать комплекс задач, обеспечивающий возможность дифференцированного обучения студентов педагогических вузов общеобразовательному курсу информатики.

6. Провести экспериментальную проверку реализации методических подходов к обеспечению преемственности в информационной подготовке студентов педагогических вузов, для которых информатика не является специализированным предметом.

Методологической основой исследования являются фундаментальные труды в области философии и методологии педагогической науки Ю. К. Бабанского, В. В. Краевского, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина и др., труды в области общей теории высшего педагогического образования И. И. Кобыляцкого, П. И. Пидкасистого, Л. И. Рувинского, В. А. Сластенина и др., основные положения преемственности, разработанные в трудах Э. А. Баллера, М. И. Махмутова, Э. А. Мукашева и др., работы по методологии, теории и практике обучения информатике С. А. Бешенкова, В. А. Бубнова, Я. А. Ваграменко, О. А. Козлова, А. А. Кузнецова, Э. И. Кузнецова, М. П. Лапчика, С. В. Панюковой, И. В. Роберт, Н. В. Софроновой и др., работы по автоматизации процессов обучения на основе использования средств ИТ С. Г. Данилюка, А. А. Павлова, Ю. А. Романенко, В. И. Сердюкова и др., работы по применению методов математической статистики в педагогике Дж. Гласса, Л. Б. Ительсонона, Дж. Стенли и др.

Методы исследования включают:

— анализ научной и методической литературы по педагогике, методике преподавания информатики;

— изучение и обобщение передового педагогического опыта преподавания информатики в педагогических вузах;

— наблюдение, беседа, анкетирование, контрольные занятия по информатике, диагностические работы по определению уровня сформированности учебной деятельности, педагогический эксперимент.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что были выявлены существующие преемственные связи между содержанием образования по информатике в общеобразовательной школе и на различных факультетах педагогического вузасформулированы и научно обоснованы методические требования обеспечения преемственности обучения информатике в педагогическом вузевыявлена взаимосвязь факторов, оказывающих существенное влияние на процесс информационной подготовки будущего учителяразработаны и научно обоснованы методические подходы к обеспечению преемственности в информационной подготовке студентов педагогических вузов, учитывающие значительные различия в степени довузовской обученности по информатике.

Практическая значимость исследования состоит в разработке структуры и содержания лабораторного практикума по курсу «Математика и информатика» для студентов педагогических вузов, отвечающего целям и задачам предметной области, включающего в себя тематическое планирование учебных занятий, комплекс разноуровневых задач по информатике, обеспечивающий возможность дифференцированного обучения, методические рекомендации по применению практикума в процессе преподавания курса «Математика и информатика». Положения диссертации могут быть использованы при подготовке будущих учителей и в системе повышения квалификации педагогических работников.

Опытно-экспериментальной базой исследования послужил Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения, материалы и результаты исследования обсуждались на заседаниях Ученого совета Института информатизации образования Российской академии образования (2002, 2003 гг.), на заседаниях кафедры математики и информатики МГПИ им. Н. К. Крупской (2001, 2002, 2003 гг.), на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы качества подготовки учителя математики и информатики» (Нижний Новгород, 2002 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Региональные проблемы информатизации образования: опыт, тенденции, перспективы».

Чебоксары, 2003, 2004 гг.), на XI Всероссийской научно-практической конференции «Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества воспитания» (Казань — Йошкар-Ола, 2003 г.), на заседании секции «Проблемы развития системы непрерывного образования и пути его совершенствования» на Межведомственной научно-технической конференции (Серпухов, 2003, 2004 гг.).

Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс историко-филологического факультета, факультета педагогики и психологии, иностранных языков МГПИ им. Н. К. Крупской.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечивается опорой на современные результаты психолого-педагогических и методических исследований, согласованностью полученных выводов с основными положениями концепции информатизации образованияположительной экспертной оценкой преподавателями предлагаемых дидактических материаловрезультатами авторского педагогического эксперимента, проведенного в МГПИ им. Н. К. Крупской. Результаты экспериментальной работы отражены в 10 научных работах и отчетах НИР по Комплексной программе РАО «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании». Положения, выносимые на защиту:

1. Разработка методических подходов к обеспечению преемственности в информационной подготовке студентов педагогических вузов основана на реализации взаимосвязи содержания образования школьного и педвузовского курсов информатики адекватно выявленным уровням обученности учащихся на предыдущем этапе обучения с учетом факторов, ориентированных на индивидуализацию и уровневую дифференциацию обучения.

2. Реализация методических подходов к обеспечению преемственности в информационной подготовке, основанных на продвижении к целям обучения по линиям различной степени сложности содержания образования повышает степень обученности и уменьшает разброс в уровнях знаний, умений и навыков студентов педагогических вузов в области информатики.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой в работе литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ Проведенный анализ полученных результатов опытно-экспериментальной работы показал эффективность разработанных методических подходов к организации преемственности в информационной подготовке студентов педагогических вузов на этапе школа-вуз.

Констатирующий этап эксперимента проводился в 2001 г. В Марийском государственном педагогическом институте им. Н. К. Крупской на факультете иностранных языков, факультете физической культуры, факультете педагогики и психологии были проведены и проанализированы тестовые работы, диагностирующие уровень подготовленности студентов младших курсов к продолжению изучения общеобразовательного курса информатики в вузе. Тестовая работа была составлена на основе образцов итоговых заданий по оценке качества подготовки выпускников основной школы по информатике, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для использования в преподавании курса информатики. Проведенный статистический анализ данных, полученных в результате тестирования, показал, что разброс в уровне начальной обученности по информатике студентов весьма значителен. Это позволило сделать вывод о целесообразности разработки методических подходов, обеспечивающих преемственность в информационной подготовке студентов в условиях их существенной разноуровневой довузовской обученности по информатике.

Формирующий этап эксперимента проводился в период 2002;2004 учебных годов на различных факультетах МГПИ им. Н. К. Крупской при изучении курса «Математика и информатика».

В экспериментальную и контрольную группы вошли студенты I курса факультета педагогики и психологии в количестве 33 и 26 человек соответственно. До начала проведения эксперимента контрольная и экспериментальная группы были статистически неразличимы (на уровне значимости а=0,05). Это утверждение проверили, применяя методы математической статистики.

После проведения эксперимента было получено что, результаты проверочной работы, показанные студентами той группы, где обучение велось с использованием предлагаемых методических подходов, значительно выше, чем результаты, показанные студентами контрольной группы. Для оценки различия средних значений результатов теста экспериментальной и контрольной групп воспользовались t-критерием Стьюдента, который позволил выявить, что студенты экспериментальной группы в большей степени усвоили материал вузовского курса информатики, чем студенты контрольной группы.

Кроме этого, с целью доказательства того, что применение предложенных методических подходов при преподавании общеобразовательного курса информатики в вузе позволит уменьшить разброс в уровне знаний, умений и навыков студентов был применен F-критерий Фишера, позволяющий сравнить две выборочные дисперсии. Сравнение значений выборочных дисперсий для контрольной и экспериментальной групп до начала эксперимента и после его проведения показало, что в экспериментальной группе знания студентов не только выше по среднему показателю, но и более стабильные, то есть, в группе нет «слабых» студентов, все студенты показали знания не ниже базового уровня.

Для определения уровня сформированности основных компонентов учебной деятельности студентов (мотивы, цели, учебные действия, действия контроля и оценки) применяли адаптированную методику Г. В. Репкиной и Е. В. Заики. Уровень сформированности компонентов учебной деятельности каждого студента определяли на основании педагогических наблюдений преподавателей и результатов их ответов на вопросы анкеты. Сравнив эмпирические значения t-критерия Стьюдента для уровня сформированности каждого компонента учебной деятельности с его критическим значением, получили вывод, что различия средних значений сформированности всех компонентов учебной деятельности являются статистически значимыми, так как t3M>tKp. Таким образом, проведенный статистический анализ данных, позволил выявить существенное различие в уровне сформированное&tradeкомпонентов учебной деятельности, и, следовательно, можно сделать вывод о том, что при использовании предложенных в исследовании методических подходов при преподавании общеобразовательного курса информатики в педвузе повышается уровень сформированности учебной деятельности студентов.

Таким образом, получила подтверждение выдвинутая гипотеза: использование предложенных методических подходов к обеспечению преемственности, заключающихся в диагностировании довузовского уровня обученности студентов и продвижении к целям обучения по линиям различной степени сложности содержания образования за счет использования уровневой дифференциации при обучении студентов педагогических вузов общеобразовательному курсу информатики позволяет повысить уровень обученности студентов информатике, уменьшить разброс в уровнях знаний, умений и навыков в области информатики и совершенствовать учебную деятельность студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования подтвердилась гипотеза, решены поставленные задачи и получены следующие основные результаты:

1. Результаты анализа научно-методической литературы в области информатики и методики ее преподавания свидетельствуют о недостаточной теоретической и практической разработанности проблемы обеспечения преемственности в информационной подготовке студентов педагогических вузов.

2. Выявлены существующие преемственные связи между содержанием образования по информатике в общеобразовательной школе и на различных факультетах педагогических вузов, где информатика не является специализированным предметом. Показано, что существующие преемственные связи получают недостаточное развитие, особенно линия информационных технологий, которая включает в себя такие направления, как технологии обработки текста, графики, числовой информации, технология хранения, поиска и сортировки информации, компьютерные коммуникации.

3. Сформулированы и научно обоснованы методические требования к обеспечению преемственности обучения студентов педагогических вузов информатике в системе непрерывного образования: учет результатов психолого-педагогического диагностирования мотивов учения студентов для стимулирования познавательного интереса к информатикеобучение информатике на основе взаимосвязи тем, разделов курса, систем формируемых понятий, достигнутого уровня обученности учащихся на предыдущем этапе обученияобеспечение перспективного характера обучения, при котором студенты осознают место и роль ранее полученных знаний, умений и навыков в системе новых знаний, а также их профессиональную значимость.

4. Выявлена взаимосвязь между факторами, оказывающими существенное влияние на процесс информационной подготовки будущего педагога. Основными факторами, оказывающими влияние на этот процесс, являются уровень довузовской обученности, методическая система преподавания информатики в педагогическом вузе, мотивация учения, обучаемость студента. Указанные факторы — каждый в отдельности и все в совокупности — обеспечивают успешность продвижения студента к целям обучения по линиям различной степени сложности содержания образования.

5. На основе уровневого подхода разработан комплекс задач по информатике, обеспечивающий возможность индивидуально-дифференцированного обучения общеобразовательному курсу информатики в педагогическом вузе и способствующий обеспечению реализации преемственности в информационной подготовке студентов педагогических вузов, для которых информатика не является специализированным предметом. Комплекс включает задания различного уровня сложности и разноуровневый набор заданий к одной решаемой задаче.

6. Проведенная экспериментальная проверка эффективности методических подходов к обеспечению преемственности обучения в процессе информационной подготовки будущих учителей позволяет утверждать, что в ходе итогового контроля средние значения результатов (коэффициента усвоения) в контрольной и экспериментальной группах различаются значимо и разброс в уровне знаний, умений и навыков студентов экспериментальной группы меньше, чем в контрольной группе (на уровне значимости, а = 0,05).

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Композиция тестовых заданий: Учеб. кн. для преподавателей вузов, техникумов и училищ, учителей шк., гимназий и лицеев, для студентов и аспирантов пед. вузов/ B.C. Аванесов. -3-е изд., доп. -М.: Центр тестирования, 2002.-238 с.
  2. Г. Н. Основы дидактики высшей школы: Курс лекций Уфа, 1973.-Ч.1.-105 с.
  3. П.В., Панин А. В. Философия: Учебник для ВУЗов.-М.: ТЕИС, 1996.-504 с.
  4. .Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика. — Т. 12. -1980.
  5. .Г. О преемственности в обучении // Сов. Педагогика. -1953. -№ 2.-С. 11−25.
  6. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе М.: Высшая школа, 1974. — 356 с.
  7. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы М.: Высш. школа, 1980 — 368 с.
  8. Н.Н. Диагностико-технологическое обеспечение преемственности обучения учащихся начальных и пятых классов. Дисс.канд. пед. наук: 13.00.01.-Йошкар-Ола, 2000.- 180 с.
  9. В.О. О преемственности в преподавании информатики // Вопросы преемственности в преподавании математики и информатики: Школа-вуз / Межвузовский сборник научно-методических трудов-Калинин, 1988-С. 84−89.
  10. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1982. — 256 с.
  11. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.-М.: Педагогика, 1982.-192 с.
  12. Э.А. Преемственность // Философская энциклопедия / под ред. Ф. В. Константинова М., 1967.-Т.4.-С. 360
  13. А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе / Рос. Академия образования СПб., 1996 — 90 с.
  14. А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе (Теоретико-методологический аспект) / Рос. Академия образования: Под ред. А. П. Беляевой СПб., 1996 — 80 с.
  15. А.В. Теория и практика преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. Дисс.. д-ра. пед. наук. 13.00.01.-СПб., 1992.-362 с.
  16. В.Т. Практикум по курсу «Информатика». Работа в Windows 2000, Word, Excel: Учеб. пособие-М.: Финансы и статистика, 2003−544с.
  17. В.К., Лесневский А. С. Требования к знаниям и умениям школьников по информатике // ИНФО. -1993. № 6. — С. 25−29.
  18. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.-М., 1995.-365 с.
  19. С.А. Развитие содержания обучения информатике в школе на основе понятий и методов формализации: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук М., 1994.-35 с.
  20. С.А. Школьная информатика: новый взгляд, новый курс // Педагогическая информатика.- 1993. -№ 2. С. 5−9.
  21. .П., Катаева JI.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика 1993- № 2.- С. 10−15.
  22. В.М. Эффективность обучения: (Методологический анализ определения этой категории в дидактике).-М.: Педагогика, 1976 191 с.
  23. Ю.С. Методическая система обучения предметам в областиинформатики студентов нефизико-математических специальностей в структуре многоуровневого педагогического образования: Дисс.. докт. пед. наук М., 1996 — 378 с.
  24. Ю.С., Шаповалов В. А. Информационные технологии в обучении студентов гуманитарных факультетов // ИНФО- 1993- № 1.- С.49−53.
  25. В. А. Карпушкин И.А. О преподавании курса «Математика и информатика» на гуманитарных факультетах педвузов // Педагогическая информатика.- 1998.-№ 2-С. 57−65.
  26. А.А. Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения // Советская педагогика. 1965. — № 7. — С. 36−47.
  27. М.М. Научно-методические основы проектирования разветвленно-диалоговых обучающих систем: Дисс. .д-ра пед. наук М., 1992 — 350с.
  28. Я.А., Каракозов С. Д. Материалы к Концепции информатизации образования: общее и педагогическое образование // Педагогическая информатика. 1997. — № 3. — С. 67−84.
  29. Я.А., Роберт И. В., Львовский B.J1. Концепция использования НИТ в организационно-методическом обеспечении учебного заведения. -М., 1992.
  30. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. Ю. К. Бабанского.-М.: Просвещение, 1988.-237 с.
  31. Н.Н. Тестовые методики диагностирования сформированности учебной деятельности // Начальная школа.- 1999- № 5 С. 25−27.
  32. Н.Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России.- М.: Учпедгиз, 1959.-318 с.
  33. Р., Маклин К. Компьютеры в школе: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. статья В. В. Рубцова. М.: Прогресс, 1988. — 336 с.
  34. Вопросы компьютеризации учебного процесса / Сост. Н.Д. Угринович- Под ред. А. П. Шило М.: Просвещение, 1987.-127с.
  35. Вопросы преемственности в преподавании математики и информатики: Школа-вуз/ Межвузовский сборник научно-методических трудов.1. Калинин, 1988.
  36. Вузовское обучение: проблемы активизации / Под ред. Б. В. Бокутя, И.Ф. Харламова-Минск: Университетское, 1989 108 с.
  37. Ш. И. О преемственности и межпредметных связях // Преемственность в обучении и взаимосвязь между учебными предметами в 5−8 классах / Под ред. Ананьева Б. Г. М.: Мир, 1961.- С. 18−24.
  38. Ш. И. Педагогические основания преемственности учебно-воспитательной работы школы // Советская педагогика 1955.- № 7 — С. 42−49.
  39. Ю.Б. Школа и вуз: проблема преемственности в преподавании общественных наук // Советская педагогика. 1976.-№ 6 — С. 36−41.
  40. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы-М.: Педагогика, 1987.-263 с.
  41. Ю.З. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике // Педагогика.- 1994.- № 5 С. 80−83.
  42. Дж. Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии-М.-. Просвещение, 1976 296 с.
  43. Г. Д., Роберт И. В. О целях и содержании курса «Математика и информатика «в высшем гуманитарном образовании : Ун-т Рос. акад. образования.//Информатика. Образование. Экология и здоровье человека.-Астрахань, 2001.- С. 213−219
  44. С.М. Проблемы изучения преемственности высшей и средней школы // Сов. педагогика. 1980. — № 9.
  45. С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. -Воронеж, 1981.-340 с.
  46. Р.И., Декина А. П. Математика и информатика. Методические рекомендации к проведению лабораторных занятий Йошкар-Ола: МШИ, 2004.- 122 с.
  47. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: утвержден постановлением Правительства РФ от 14.04.2000 N365. Госкомвуз России. — М.: Логос, 2000 — 383 с.
  48. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы- М.: Педагогика, 1977- 136 с.
  49. А.А., Крамаров С. О., Черкезов С. Е. Информационная культура учителя // Педагогическая информатика.- 1999.- № 1- С. 3−10.
  50. С.Г. Преемственность в обучении математике учащихся средней школы и студентов экономического вуза. Дисс. в виде научного доклада на соискание уч. степени канд. пед. наук.- М., 2000.- 31 с.
  51. Н.М. Дидактические основы преемственности школьных и вузовских учебных программ. Дисс.канд. пед.наук.-Улан-Удэ, 2000.-229 с.
  52. М.А., Есипов Б. П. Дидактика / Под общ. ред. Б. П. Есипова. М.: АПН РСФСР, 1957.-418 с.
  53. А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и. неопределенность // Вопросы Интернет образования. 2003. — № 6.
  54. С.В. Методика обучения информатике учащихся вузов // ИНФО. -2000—№ 4.-С. 94−96.
  55. А.П. К вопросу о преемственности содержания школьного и вузовского курсов информатики // Педагогическая информатика — 2002— № 4.- С.3−9.
  56. А.П. Обеспечение преемственности обучения информатике студентов педвузов в системе непрерывного образования // Проблемы обеспечения эффективности и устойчивости функционирования сложных технических систем: Сб. тр.-Ч.4.-Серпухов, 2004.-С.65−69
  57. А.П. Применение технологии когнитивного моделирования для описания процесса формирования информационной культуры будущего учителя // Ученые записки. Вып.12 М.: ИИО РАО, 2004.- С. 118−127
  58. А.П. Пути реализации преемственности при обученииинформатике на ступени «школа-вуз» // Педагогическая информатика.-2003.-№ 4.-С. 50−56.
  59. А.П. Роль преемственности обучения в процессе информационной подготовки студентов педвузов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы информатизации образования: региональный аспект». -Чебоксары, 2004-С. 126−130
  60. А.П., Обридко С. Н. Математика и информатика. Методические рекомендации к проведению практических занятий Йошкар-Ола: МГПИ, 2004.- 64 с.
  61. К.Г. Преемственность в системе «школа-вуз». -Киев: Знание, 1986.—48 с.
  62. Дидактические и психологические основания образовательной технологии-М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.-256 с.
  63. А. Руководство для образования немецких учителей // Изб. пед. соч.- М.: Учпедгиз, 1956- С. 55−212
  64. Л.И. Структура методической системы подготовки студентов педагогических вузов к использованию НИТ // Информатизация образования -2000. Тез. докл. Всеросс. научно-практич. конф. 16−18 мая 2000 г.- Хабаровск, 2000.- С. 62−64.
  65. .П., Гончаров Н. И. Педагогика-М.: Учпедгиз, 1954.-319 с.
  66. О.В., Моисеева М. В., Шафрин Ю. А. Практикум по компьютерной технологии. Упражнения, примеры и задачи. Методическое пособие.- М.: ABF, 1997.- 560с.
  67. С.А., Матросов B.JI. Информационные технологии в процессе подготовки будущего учителя // Инновации в системе педагогического образования: Материалы Всероссийской научной конференции.- Барнаул: БГПУ, 1999
  68. И.А. Научно-методическое обеспечение преемственности школьного и университетского курсов информатики, ориентированных на гуманитарные приложения. Автореферат дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01- Ставрополь, 2001 28 с.
  69. В.И. Методология и методика дидактического исследования-М.: Педагогика, 1982.- 160 с.
  70. Т.Б. Профильная дифференциация обучения информатике на старшей ступени школы. Дисс. .докт. пед. наук.-М., 1997 299 с.
  71. Г. П. Предпосылки становления теории непрерывного образования// Советская педагогика 1991- № 1- С. 81−87.
  72. К.И., ЯрмаковТ. Преемственность и перспективность // Народное образование 1967 — № 2. Приложение. — С. 1−8.
  73. Г. В. Дидактические основы инвариантности, преемственности и перспективности информационных технологий мониторинга качества образовательных систем : Автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01- Казан, гос. ун-т. -Казань, 2000.-42 с.
  74. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Аналитические доклады. М.: Магистр, 1998 — 15 с.
  75. Информатика и информационные технологии: Учебное пособие для гуманитарных факультетов педвузов / С. Г. Григорьев и др.- Екатеринбург: УГПУ, 1995.- 144 с.
  76. Информатика. Базовый курс для 7−9 классов. / И. Семакин, JI. Залогова, С. Русакова, JI. Шестакова. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. — 384 с.
  77. Информатика. Задачник практикум: В 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.- Т. 1. — 280 с.
  78. Информатика. Задачник практикум: В 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е.К.
  79. Хеннера. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999 — Т. 2. — 304 с.
  80. Информатика. Тестовые задания М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.- 496 с.
  81. Информатика: Базовый курс / С. В. Симонович и др.- СПб.: Питер, 2001.- 640с.
  82. Информатика: Учебник / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 1999. — 360 с.
  83. Информационные технологии для гуманитариев. Учебное пособие для вузов / Под ред. Акимова М.: Финансы и статистика, 1999.- 296 с.
  84. Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике-М.: Педагогика, 1964.-248 с.
  85. П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M. Арсенева.-М.: Педагогика, 1982 704 с.
  86. КинелевВ.Г. Фундаментальность, преемственность, единство- Учит, газета 1996.- № 11.- С. 24
  87. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема, — Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1982 224 с.
  88. Т.Ю. Построение дифференцированного содержания обучения информатике в вузе с использованием компьютерно-ориентированной технологии. Автореферат дисс. .канд. пед. наук М., 2000 — 20 с.
  89. Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Изд. центр «Академия», 2001.-256 с.
  90. О.А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений: Монография.- М.: МО РФ, 2002.-328 с.
  91. К.К. О структуре и содержании образовательной области «Информатика» // ИНФО.- 2000 № 10.- С. 5−10.
  92. В., Стоименов Л. О соотношении между фундаментальной и специальной подготовкой в высшей школе // Современная высшая школа.— 1971-№ 1.-С. 11−15.
  93. КомелинаВ.А. Методологические основы преемственности // Диагностико-технологическое обеспечение преемственности в образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции-Йошкар-Ола: МГПИ, 1996.-Ч.1.-С. 17−20.
  94. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т.- М.: Педагогика, 1982.-Т. 1.-656 с.
  95. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т.- М.: Педагогика, 1982.-Т.2.-375 с.
  96. П.Ф. Методические аспекты, содержание и организационные формы преподавания курса информатики на гуманитарных факультетах педагогических вузов. Дисс. канд. пед. наук. Москва, 2000
  97. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации.-М.: Минобразования РФ, 1998.
  98. А.В., Попков В. А. Вузовское и послевузовское профессиональное образование: Критическое осмысление проблем, поиск решений М.: Янус-К, 2002 — 232 с.
  99. Е.К., Максимов В. И. Управление ситуацией с использованием структурных свойств ее когнитивной карты // Труды Института. Том XI. М.: Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН, 2000.-С. 85−90.
  100. В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя Самара: СГПИ, 1994.- 165 с.
  101. Э.А., Коган Т. А. Качество знаний, умений и навыков как критерий оценки учебных достижений школьников // Советская педагогика-1980-№ 8.-С. 47−52.
  102. Г. А. Дидактические основы формирования готовности будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения: Автореф. дисс.. .д-ра пед. наук.- М., 1996- 40 с.
  103. А.А. Развитие методической системы обучения информатике всредней школе: Дисс.. докт. пед. наук, в форме научного доклада. М., 1988.- 47 с.
  104. А., Долматов В. Методическая система обучения ОИВТ: структура и функции, состояние и перспективы // ИНФО. 1989. — № 1. -С. 3−9.
  105. А., СмекалкинД. Проверка и оценка знаний и умений школьников по основам информатики и вычислительной техники // ИНФО — 1987.-№ 1-С. 16−24.
  106. А.А. О разработке стандарта школьного образования по информатике // ИНФО. 1994. -№ 1. — С. 5−12.
  107. А.А., Семенов А. А., Уваров А. Ю. О проекте концепции образовательной области «Информатика и информационные технологии» // Информатика.- 2001.-№ 17. С. 21−25
  108. Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и ВТ в педагогическом институте. Дисс. д-ра. пед. наук М., 1990.
  109. Ю.А. Единство и преемственность педагогических действий в высшей школе Самара, 1993.- 112 с.
  110. Ю.А. Преемственность профессиональной и высшей школы-Свердловск: Урал, ун-т, 1990 120 с.
  111. Ю.А. Теоретические основы преемственности профессиональной подготовки в профтехучилищах и технических вузах: Автореф. дисс.. .д-рапед. наук-Казань, 1990.-35 с.
  112. А.А., Михайлов З. Е. Преемственность как принцип обучения в среднем ПТУ // Принцип обучения в среднем профессионально-техническом училище: Сб. науч. тр. / Ред. кол.: А. А. Кирсанов и др.- М.: Изд-во АПН СССР, 1986.- С. 70−78.
  113. А.А. Школа профтехучилище: преемственность в обучении // Советская педагогика — 1985-№ 12- С. 38−41.
  114. Лабораторный практикум по информатике: Учебное пособие для вузов/ B.C. Микшина, Г. А. Еремеева, Н. Б. Назина и др., Под ред.
  115. B.А. Острейковского.- М.: Высш. шк., 2003 376с.
  116. М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Лапчик М. П., Семакин И. Г., Хеннер Е.К.- Под общ. ред. М. П. Лапчика.-М.: Издательский центр «Академия», 2001 624 с.
  117. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы-М.: Высшая школа, 1991- 223 с.
  118. B.C., Бешенков С. А. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе // ИНФО.- № 2.-2000 С. 13−16.
  119. М.Р. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку в начальных классах // Начальная школа. 1979. — № 7. — С. 14−20.
  120. Лях В. О программе курса ОИВТ: глядя из вуза // ИНФО 1988.- № 21. C. 92−94.
  121. М.И. Современный урок: Вопросы теории М.: Педагогика, 1981.- 193 с.
  122. МашбицЕ.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы-М.: Знание, 1986 80 с.
  123. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  124. А.М. Диалектический материализм Ростов-на Дону: РИСИ, 1972
  125. В.И. Методика получения и обработки экспериментальных данных в психолого-педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1986. -142 с.
  126. А.В. и др. Информатика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /
  127. A.В. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер.- Под ред. Е. К. Хеннера.- М.: Изд. центр «Академия», 2000.-816 с.
  128. МожаровМ.С. Педагогическое моделирование в рамках когнитивного подхода как метод структурного исследования педагогической деятельности // Педагог: Наука, технология, практика 1999 — № 2.- С. 54 — 57.
  129. В.М. и др. Дифференциация обучения в средней школе //
  130. B.М. Монахов, В. А. Орлов, В. В. Фирсов. / Советская педагогика 1990. -№ 8. -С. 42−47.
  131. А.Г. Пути обеспечения преемственности в самостоятельной работе учащихся средней общеобразовательной школы и студентов вуза: Автореф. дисс. .канд. пед. наук-Киев, 1972.-24 с.
  132. З.А. Преемственность как момент развития Алма-Ата, 1980. -203 с.
  133. Л.Ю. Преемственность в обучении математике в средней школе и педвузе. Дисс. канд. пед. наук. Арзамас, 1997.
  134. Общая информатика: Учеб. пособие для 5−9 классов школы // Под ред.
  135. C. Симоновича, Г. Евсеева и А. Алексеева. М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 1998.- 592 с.
  136. И.Г. Дидактические условия формирования информационной культуры школьников: Автореф.. канд. пед. наук — Магнитогорск, 1996.-24 с.
  137. В.Г., КулюткинЮ.Н. Непрерывное образование -приоритетное направление науки // Педагогика-1 989 -№ 2 — С. 89−90.
  138. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред.
  139. A.В. Петровского М.: Изд-во Московского университета, 1986.-304 с.
  140. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике / А. А Кузнецов, JI.E. Самовольнова, Н. Д. Угринович.- М.: Дрофа, 2000.- 48 с.
  141. С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении.-М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998 225 с.
  142. Педагогика: Учебник для пед. институтов / Под ред. И. А. Каирова М.: Учпедгиз, 1956.-436 с.
  143. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого- М.: Педагогическое общество России, 1998 — 640 с.
  144. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов 4-е изд. — М.: Школьная пресса, 2004.-512 с.
  145. Педагогика: Учебное пособие для студентов пединститутов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.- Под ред. Ю. К. Бабанского.-М.: Просвещение, 1988.-479 с.
  146. Педагогическая энциклопедия / И. А. Каиров, Ф. Н. Петров и др.- Т.З.— М.: Советская Энциклопедия, 1966.
  147. Педагогический мониторинг качества образования / под ред.
  148. B.И. Андреева.- Казань: КГУ, 1999.- 265 с.
  149. Педагогический словарь / Сост. И. А. Каиров.- М.: Педагогика. Т. 2 -1960.
  150. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского.-М.: Педагогика, 1990- 224 с.
  151. И.Г. Как Гертруда учит своих детей // Изб. пед. соч.: В 2 т. -М.: Педагогика, 1981 Т. 1.-С. 61−212
  152. К.И. Некоторые вопросы преемственности в обучении математике: Сб. статей / Сост. A.M. Пышкало. М., 1978. — С. 13−18.
  153. П.И. Сначала диагностика, а потом развитие //
  154. Учительская газета. -1993.-№ 11
  155. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996 — 630 с.
  156. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований-М.: Педагогика, 1987 144 с.
  157. В.А., КоржуевА.В. Дидактика высшей школы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений- М.: Издательский центр «Академия», 2001 136 с.
  158. Преемственность в обучении и взаимосвязь между учебными предметами в V-VII классах / Под ред. Ш. И. Ганелина и А. К. Бушли.- М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1961 280 с.
  159. Преемственность педвуза и школы в подготовке будущего учителя: Межвузовский сборник научных трудов- Йошкар-Ола: МГПИ им. Н. К. Крупской, 1991.- 269 с.
  160. Преемственность средней и высшей школ. Методические рекомендации в помощь слушателям постоянно действующего методологического семинара для научно-педагогических работников средних и высших учебных заведений Куйбышев, 1982 — 56 с.
  161. Проект концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) // ИНФО- 2000. -№ 1- С. 19−26.
  162. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников.- М.: Педагогика 1975- 182 с.
  163. Е.А. Теоретические основы построения концепции непрерывного курса информатики— М.: Информатика и образование, 2002.- 88 с.
  164. РепкинаГ.В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов.- Томск: «Пеленг», 1993−61 с.
  165. И.В. Подготовка преподавателей и студентов к использованию информационных и коммуникативных технологий в профессиональнойдятельности // Сред. проф. образование. -1998. -N 9. С. 35−41
  166. И.В. Современные ИТ в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. -М.: Школа-пресс.- 1994.- 205 с.
  167. Л.И., Кобыляцкий И. И. Основы педагогики: Учеб. пособие для слушателей ИПК преподавателей пед. дисциплин ун-тов и педвузов-М.: просвещение, 1985.-224 с.
  168. РудикВ.Л. Построение модульной системы обучения компьютерным технологиям: Автореф. дисс. .канд. пед. наук.-М., 1997 16 с.
  169. РычковаГ.Б. Готовы ли выпускники школы к продолжению образования? // Советская педагогика 1990 — № 9 — С. 32−37.
  170. А.Я., Семушина Л. Г., Кагерманьян B.C., Розина Н. М. и др. Преемственность образовательных профессиональных программ. М., 2000, — 60 с.
  171. СафроновИ.К. Задачник-практикум по информатике- СПб.: БХВ-Петербург, 2002 432 с.
  172. СелевкоГ.П. Современные образовательные технологии: Учебное пособие М.: Народное образование, 1998.- 256 с.
  173. СемакинИ.Г. От целей образования к содержанию школьной информатики // ИНФО.- 2002 № 2 — С. 23−31
  174. В. Преемственность общего среднего и высшего профессионального образования // Высшее образование в России.- 1997.-№ 1.-С. 53−56.
  175. Т. НИТ и содержание обучения // ИНФО.-1991.-№ 1.- С. 3−10.
  176. Д.Т. Дидактические условия преемственности в формах и методах обучения в средней и высшей школе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук-Казань, 1985. -16 с.
  177. Н.А. Диагностика исходного уровня подготовки слушателей как средство дифференциации содержания обучения-М., 1990.- 162 с.
  178. СкаткинМ.Н., СкаткинаК.Г. Преемственность преподавания естествознания в начальных и средних классах школы. // Естествознание вшколе.- 1951.- № 5.- С. 40−48.
  179. А.П. Педагогические основы преемственности в обучении школьников и студентов: теория и практика. Минск: Нар. асвета, 1995. — 288 с.
  180. И.Ю. Мониторинг качества образования как средство развития личности // Образование в Сибири 2002 — № 1- С. 83−88.
  181. Н.В. Методика использования инструментальных программных средств в курсе информатики (на примере темы «Организация данных в ЭВМ»). Дисс. .канд. пед наук: 13.00.02-М., 1994- 151 с.
  182. Н.В. Программно-педагогические средства в учебном процессе общеобразовательной школы-М.: ИИО РАО, 1998 178 с.
  183. Н.В. Теоретическая и технологические основы обеспечения учебного процесса программно-методическими средствами (на примере общеобразовательной области «Информатика»). Дисс. .д-ра пед. наук: 13.00.01.- Чебоксары, ЧГПУ, 1999.- 332 с.
  184. Н.В. Теория и методика обучения информатике: Учеб. пособие / Н. В. Софронова М.: Высш. шк., 2004- 223 с.
  185. .Е. Система подготовки студентов педвуза к использованию НИТ в обучении // Педагогическая информатика 1998-№ 2.-С. 29−39.
  186. Г. А. Преемственность компьютерного обучения в открытой модели образования (на основе синергетического подхода): Автореф. дисс. .канд. пед. наук-Саратов, 2001
  187. ТамаринБ.Э. Преемственность как закономерность и принцип обучения // Вопросы преемственности школьного и вузовского обучения. Отв. ред. Э.М. Кузьмина-Барнаул, 1975-С. 39.
  188. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера М.: Педагогика — 352 с.
  189. Теория статистики: Учебник / Под ред. Г. Л. Громыко М.: ИНФРА-М, 2000.-414с.
  190. Требования к знаниям и умениям школьников: Дидакт.-метод. анализ /
  191. Под ред. А. А. Кузнецова.-М.: Педагогика, 1987 172 с.
  192. Н.Д. Программа непрерывного курса информатики для средней школы // ИНФО 1993 — № 1.- С. 3−8.
  193. Н.Д., Босова JI.JI., Михайлова Н. И. Практикум по информатике и информационным технологиям М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001 -256 с.
  194. УмборгЯ.Э. Преемственность лабораторных работ в общеобразовательной и профессиональной школе: Автореф. дисс. .канд. пед. наук-Тарту, 1984 16 с.
  195. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения М.: Педагогика, 1990.- 192 с.
  196. А.В. О статусе принципов дидактики // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике. Челябинск, 1985. — С. 14−27.
  197. УшинскийК.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии // Соч.: В 11 т.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.- Т.З.- С.87−212
  198. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии и избр. педагогические соч.: В 2 т.- М.: Педагогика, 1974-Т.1.-С. 228−556
  199. В. Образование для новой России // Высшее образование в России. 2000.- № 1- С. 7−13.
  200. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов -М.: Сов. Энциклопедия, 1983.-840 с.
  201. В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения-М., 1994
  202. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 437 с.
  203. Л.З. Информатика: Учеб. пособие для 10−11 кл. общеобразоват. учреждений М.: Просвещение, 2000.- 416 с.
  204. Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. 4.1: Основы информатики и информационных технологий М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.- 320 с.
  205. Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. 4.2: Офиснаятехнология и информационные системы- М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000 320 с.
  206. В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях: Дисс.. д-ра. пед. наук-Екатеринбург: УГППУ, 1995.-270 с.
  207. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе-М., 1979
  208. Д.С. Теоретические основы преемственности подготовки сельского учителя в школе и педагогическом вузе. Автореферат дисс.. .д-ра пед. наук: 13.00.01.-Казань, 1991.- 37 с.
  209. Ф. Технология обучения в системе высшего образования: Пер. с польского. -М.: Высш. шк., 1986 135 с.
  210. L’enseignement superieur au XXIe siecle: vision et actions, Conference mondiale sur l’enseignement superieur (1998- Paris) Enseignement superieur., Unesco, Paris 59 oct. 1998: Defis et taches a la lumiere des conf. reg.- Paris: Unesco, 1998.- 84 p.
Заполнить форму текущей работой