Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система образования и формирование профессионально-квалификационной структуры рынка труда в переходной экономике России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования излагались на научно-теоретической конференции «Проблемы формирования российского предпринимательства» (Костромской технологический институт, 25−26 октября 1994 г.), учебно-методической конференции «Новые формы и методы обучения студентов» (Костромская сельскохозяйственная академия, 1995 г.), на совещании «Управление… Читать ещё >

Содержание

  • 1. РЫНОК ТРУДА И ЕГО СТРУКТУРА
    • 1. 1. Сегментация рынка труда
    • 1. 2. Особенности достижения сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов на российском рынке труда
    • 1. 3. Специфика профессионально-квалификационной структуры региональных рынков труда
  • ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА СТРУКТУРУ РЫНКА ТРУДА
    • 2. 1. Образование как отрасль производства
    • 2. 2. Сфера образования в переходный период
    • 2. 3. Взаимодействие рынка труда и системы образования

Система образования и формирование профессионально-квалификационной структуры рынка труда в переходной экономике России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях переходной экономики России проблемы становления, формирования и развития рынка труда носят не только практический, но и теоретический характер. Это связано с отставанием теоретических разработок от тех практических мер, которые осуществлялись на первоначальном этапе рыночных реформ в России. Сегодня ситуация изменилась. Накоплен значительный практический эмпирический опыт по функционированию рынка труда и его взаимодействию с системой образования, но по-прежнему разрыв между теорией и практикой не только не сокращается, но и даже усиливается. Многие теоретические разработки в этой области экономических исследований механически переносят опыт стран с развитой рыночной экономикой на российские реалии, либо пытаются в своих теоретических исследованиях приспособить одно состояние экономики общества к другому. Слабо учитывается и региональная специфика взаимодействия рынка труда с системой образования. Таким образом, экономические исследования в этой плоскости не в полной мере отвечают требованиям текущей и перспективной хозяйственной практики, что и актуализирует тему настоящего исследования.

Состояние научной разработанности проблемы. Проблема взаимодействия рынка труда с системой образования в теоретическом и практическом плане разрабатывалась многими экономистами с мировым именем: Г. Беккер, Э. Денисон, С. Струмилин, Т.Шульц. В последнее время целый ряд диссертационных исследований и научных публикаций был посвящен проблемам рынка труда, формированию политики занятости и предотвращению массовой безработицы в России на основе адаптации вариантов классических моделей рынка труда к российским реалиям рыночной экономики. Так, можно отметить работы Е. Балацкого,.

И.Безгребельной, Ю. Богомолова, В. Буланова, А. Дадашева, А. Кашепова, А. Котляра, И. Масловой, Л. Сосновской, Д. Чернейко и др. Экономическому анализу структуры рынка труда и влияния на эту структуру образовательного уровня населения посвящены работы следующих экономистов: Дж. Аткинсона, П. Доринджера, Ч. Лидберта, М. Пайора, М.Лейбзона. Проводились также исследования эффективности производства образовательных услуг с использованием методологии анализа спроса-предложения на образовательные услуги в рамках конкретной экономической модели (Н.А.Александрова, Л. Л. Мешкова, Б. И. Мишин, Е. М. Скаржинская, М. И. Скаржинский, И. Л. Смирнова, Л. А. Соколов, Е. Н. Соловьева, В. В. Чекмарев и т. д.). Обобщая все теоретико-методологические и практико-ориентированные разработки экономистов по избранной нами теме, автор делает к вывод о том, что проблема несоответствия результатов деятельности системы образования и спроса на профессионально-квалификационную структуру рабочей силы со стороны существующего рынка труда до сих пор нуждается в дальнейшей разработке применительно как к переходной экономике России, так и к ее трансформации в развитую рыночную экономику. Этим и определяются цель и задачи диссертационного исследования.

Цель работы:

Определить степень влияния системы образования на профессионально-квалификационную структуру рынка труда.

В соответствии с поставленной целью ставятся и решаются следующие задачи, отражающие общую логику исследования:

1. Рассмотреть модели региональной системы образования с целью уточнения категориального аппарата;

2. Рассмотреть существующие теории рынка труда с позиций структурного подхода с целью выявления наиболее значимых для современных условий российской экономики;

3. Проанализировать структурные сдвиги на отечественном рынке труда и обусловливающие их причины;

4. Охарактеризовать взаимозависимость деятельности системы образования и изменения профессионально-квалификационной структуры рынка труда;

5. Разработать схему координации и взаимодействия региональной системы образования и регионального рынка труда.

На защиту выносятся положения: об определяющем влиянии системы образования на формирование профессионально-квалификационной структуры рынка трудао необходимости проведения мониторинга социально-экономической ситуации в регионе и на его основе определения направлений деятельности системы образования по снижению несоответствия структур предложения и спроса на рабочую силу.

Гипотеза исследования. Истоки экономического кризиса находятся в совершенно другой плоскости, чем обозначается во многих исследованиях. Чаще выявляются не причины, а следствия кризиса в условиях слабости реальной экономики и бюджета. Удерживать ситуацию от дальнейшего критического развития уже невозможно в традиционных координатах принятия различного рода программ. Социальные ресурсы для обеспечения реформ формирует образовательная система региона. Отсюда, решение кризисных проблем в области безработицы возможно за счет реакции системы образования на прогнозируемую конъюнктуру рынка труда.

Объектами исследования являются рынок труда и региональная система образования.

Предметом исследования являются экономические отношения в плане формирования профессионально-квалификационной структуры рынка труда.

Методологической основой данной работы послужили современные теории микрои макроэкономики, экономико-математические модели теории игр и модель Леонтьева «затраты-выпуск», а также методы системного и структурного подхода к анализу рынка труда и системы образования, методы обработки и экономического анализа статистических данных.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Уточнено различие между понятиями рынка труда и рынка рабочей силы в части определения приоритетов их эндогенного и экзогенного развития;

2. Определены новые свойства рынка рабочих мест как структурного элемента рынка труда в переходной экономике России. К числу этих свойств относятся следующие: разрыв в ретроспективном и перспективном характере рынка рабочих мест по экономическим регионам России, преобладание иммобильности рабочих мест, их высокий моральный износ и т. д.

3. Доказано на основе проведенного анализа подходов различных научных школ к разработке моделей рынка труда в направлении выявления модели, наиболее адекватно раскрывающей механизм функционирования рынка труда в современных условиях, что неоклассическая модель наиболее полно соответствует хозяйственной практике переходного периода;

4. Обоснована необходимость проведения перспективного, периодического и систематического мониторинга социально-экономической ситуации с целью прогнозирования профессионально-квалификационной структуры спроса на рабочую силу на рынке труда, выявлена принципиальная возможность достижения соответствия между профессионально-квалификационной структурой рынка труда и деятельностью системы образования;

5. Разработана модель межотраслевого баланса для системы образования в рамках более общей социально-экономической системы региона, выделены реакции региональной системы образования на изменения ее целевой функции в математической модели теории игр.

Практическая значимость работы. Диссертационное исследование и его результаты могут быть использованы, во-первых, государственными органами различных уровней, занимающимися вопросами управления образованием, и руководителями учебных заведений при определении структуры учебных плановво-вторых, службами занятости при решении вопросов о выборе форм переподготовки безработныхв-третьих, руководителями предприятий для определения политики в сфере подготовки и повышения квалификации кадровв-четвертых, в преподавании курсов микроэкономики и макроэкономики, экономики труда и экономики образования.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования излагались на научно-теоретической конференции «Проблемы формирования российского предпринимательства» (Костромской технологический институт, 25−26 октября 1994 г.), учебно-методической конференции «Новые формы и методы обучения студентов» (Костромская сельскохозяйственная академия, 1995 г.), на совещании «Управление развитием экономического образования в России (региональный подход)», проведенного Министерством образования РФ в г. Костроме в 1995 году. По материалам исследований опубликовано 5 работ, объемом 0,5 печатных листа.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы. Основной текст изложен на 125 страницах машинописного.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе диссертационного исследования проведен экономический анализ подходов различных научных школ к модели рынка труда. Каждый из рассмотренных подходов самоценен в том смысле, что он ставит и решает свои особые задачи. Подход неоклассиков позволяет увидеть внутренний механизм изменения спроса и предложения на каждом конкретном рынке труда. Кейнсианский подход к исследованию рынка труда позволяет увидеть причины неполной занятости и определить пути ее уменьшения. Институционалисты основное внимание уделяют анализу профессиональной и отраслевой динамики структуры рынка труда. Подход Маркса к исследованию рынка труда позволяет увидеть роль издержек производства (затрат труда) как объективной основы поведения рабочих и работодателей на рынке труда.

Ни один из перечисленных выше подходов не дает полной и адекватной картины движения рабочей силы, но наиболее адекватно механизм функционирования рынка труда в современных условиях раскрывается в подходе неоклассиков.

На основе проведенного структурного анализа рынка труда в условиях переходной экономики России определены новые свойства рынка рабочих мест, как структурного элемента рынка труда. А именно, разрыв в ретроспективном и перспективном характере рынка рабочих мест по экономическим регионам России, преобладание иммобильности рабочих мест, их высокий моральный износ.

Проведенный анализ современного рынка труда показал, что рынок труда — это сложная социально-экономическая система, внутри которой действуют законы спроса и предложения на рабочую силу определенной профессии и уровня квалификации. В свою очередь он вместе с другой социально-экономической системой — сферой образования — образует систему отношений более высокого порядка. Именно рынок труда определяет социальный заказ на специалистов определенного профессионально-квалификационного состава. Специалистов, за подготовку («производство») которых ответственна система образования.

Рассматривая сферу образования как отрасль народного хозяйства, включив ее в межотраслевую модель обмена с другими отраслями, в исследовании было показано, что сфера образования занимает отведенное ей место в потоке ресурсов, товаров и услуг, без нее невозможно замкнуть экономическую систему региона, страны. Она «производит» для обмена с другими отраслями специалиста определенной профессии и уровня квалификации, либо — пакет образовательных услуг, необходимых для подготовки такого специалиста.

Исследование показало, что особенностью обмена между сферой образования и другими отраслями является то, что он опосредуется не только рынками товаров и рынками ресурсов, но и рынком труда.

Выявлено, что на российском рынке труда изменение социально-экономических условий, структурная перестройка экономики влечет за собой смещение требований к профессионально-квалификационному составу рабочей силы в сторону сферы услуг и малого бизнеса. Исходя из динамики баланса рабочих мест и трудовых ресурсов и учитывая временной лаг реакции системы образования на изменение конъюнктуры рынка труда, показана возможность прогнозирования ПКС спроса и ПКС предложения рабочей силы на рынке труда, используя в качестве основного инструментария систематический мониторинг социально-экономической ситуации. Выявлена принципиальная возможность достижения отмеченного соответствия.

В современных условиях достижение соответствия профессионально-квалификационных структур спроса и предложения рабочей силы ведет к эффективной занятости, допускающей безработицу в социально-приемлемых пределах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И., Мильнер Б. З., Сорокин Д. Е. Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России. — М., 1998. — 126с.
  2. Е.А. Параметры состояния и развития рынка труда. // Вестник Московского университета. Сер.6, Экономика. 1994. — № 6. -С.58−63.
  3. Т. Воздействие технологических изменений на характер и организацию подготовки работников. // Человек и труд. 1993. — № 3. -С. 106−114.
  4. Н. Рынок труда со многими неизвестными. // Человек и труд. 1993. — № 1. — С.30−34.
  5. А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике. // Вопросы экономики. 1995. — № 5. -С.39−47.
  6. Е. Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы. Система показателей. // Человек и труд. 1994. — № 3. — С.54−60.
  7. Э.Б., Стиглиц Д. Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. М.: Аспект Пресс, 1995. — 832с.
  8. Е., Богомолов Ю. Динамика кадровых структур в переходный период. // Экономист. 1992. — № 7. — С.59−65.
  9. Н.А. Моделирование демографических процессов и трудовых ресурсов. М.: Наука, 1978. — 88с.
  10. Т., Гарсиа-Исер М., Касаткина А., Кутепова Н. Безработица среди специалистов российский феномен. // Человек и труд. — 1993. — № 11. — С.6−13.
  11. И.Ю. Тенденции в сфере занятости населения и направления государственного регулирования. // Общество и экономика. -1995. № 7−8. — С.166−175.
  12. И., Кузьминова М. Социальные контуры рынка труда. // Человек и труд. 1993. — № 12. — С. 13−17.
  13. И., Кузьминова М., Морозова И. Занятость в России: региональный аспект. // Человек и труд. 1993. — № 2. — С.58−63.
  14. С., Мухамбетов Т. Инфраструктура рынка труда. // Человек и труд. 1993. — № 1. — С.25−28.
  15. Ю., Балацкий Е. Профессиональный аспект высвобождения кадров. // Экономист. 1994. — № 7. — С.30−38.
  16. Ю., Балацкий Е., Лаврентьева О. Региональные особенности воспроизводства квалифицированных кадров. // Экономист. -1992.-№ 5.-С.72−82.
  17. Ю., Кулагина И. Управление профессиональным составом экономически активного населения в период до 2000г. // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 4. — С.75−80.
  18. И., Митин Б. Образование и национальная безопасность России. // Высшее образование в России. 1997. — № 1. -С. 14−20.
  19. Дж. Новые формы занятости и информационные технологии. // Вопросы экономики. 1998 — № 2. — С.153−158.
  20. B.C. Некоторые методологические вопросы исследования рынка труда. // Общество и экономика. 1997. — № 7−8. -С.66−72.
  21. И.В. Рынок труда в современной экономике. // Общество и экономика. 1994. — № 1. — С. 114−131.
  22. И.В. Современные требования к использованию трудовых ресурсов в свете мирового опыта. // Общество и экономика. -1995. № 1. — С.36−38.
  23. Вестник экономики. № 10, май, 1999 г.
  24. Т.В. Государственное регулирование рынка труда: классификация мер и опыт развитых стран. // Вестник Московского университета. Сер.6, Экономика. 1994. — № 3. -С.54−63.
  25. Н. Современная ситуация на российском рынке труда и политики занятости. // Мировая экономика и международные отношения. -1993. № 4. — С.30−40.
  26. В., Горбачева Т., Липпольд Д. Движение рабочей силы (оценки, международные сопоставления и влияние на рынок труда) // Вопросы экономики. 1997. — № 2. — С. 125−133.
  27. Н.А. Экономика трудовых ресурсов. М.: Высшая школа, 1989. 208с.
  28. А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования. // Вопросы экономики. 1996. — № 1. — С.76−84.
  29. А. Проблемы занятости и регулирования рынка труда в Российской Федерации. // Вопросы экономики. 1993. — № 12. — С.80−85.
  30. А. Региональный рынок труда в России: формирование и эффективность управления. // Вопросы экономики. 1995. — № 5. -С.63−70.
  31. А. Формирование условий занятости. // Экономист. -1993. № 6. — С.58−64.
  32. К., Рождественская С. Территориальные методы регулирования рынка труда. // Социалистический труд. 1991. — № 3. -С.32−35.
  33. Э. Исследование различий в темпах экономического роста. М.: Прогресс, 1971. — 645с.
  34. С.А. Теория человеческого капитала. СПб, 1996. — 217с.
  35. Ю.М. Кадровый потенциал российской экономики и проблемы развития человеческих ресурсов. // Общество и экономика. -1997.-№ 7−8.-С.73−93.
  36. A.M. Российский рынок труда: специфика и проблемы государственного регулирования. // Вестник Московского университета. Сер.6, Экономика. 1994. — № 4. — С.20−30.
  37. И., Федоров В. Рынок подготовки кадров: тенденции и проблемы. // Человек и труд. 1993. — № 4. — С.104−107.
  38. И. О пользе рынка труда. // Вопросы экономики. -1991. № 9. — С.33−38.
  39. И., Зуев А. Изучение ситуации на рынке труда основа разработки программы занятости. // Человек и труд. — 1994. — № 4. — С.6−11.
  40. И., Зуев А. Трудности становления рынка труда в России. // Человек и труд. 1993. — № 11. — С. 14−17.
  41. Н.И. К рационализации структуры занятости. // Российский экономический журнал. 1995. — № 2. — С.40−43.
  42. Р. Движение рабочей силы и рабочих мест в российской промышленности. // Вопросы экономики. 1998. — № 2. -С.96−114.
  43. Карташева JL, Кубишин Е. Ситуация на рынке труда: направления развития. // Экономист. 1992. — № 12. — С.50−57.
  44. Л., Херкус Т. Проблемы массового высвобождения рабочей силы и пути их решения. // Экономист. 1994 — № 10. — С.83−88.
  45. А. Перспективы занятости. // Экономист. 1995. — № 12. — С.45−53.
  46. А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России. // Вопросы экономики. 1995. — № 5. — С.53−62.
  47. А.В. Российский рынок труда: проблемы формирования, перспективы. // Общество и экономика. 1997. — № 7−8. -С.94−108.
  48. А. Рынок труда в России: регулирование, прогнозы. // Экономист. 1993. — № 3 .- С.59−68.
  49. А.В. Рынок труда в России: некоторые проблемы исследования конъюнктуры. // Общество и экономика. 1995. — № 1. -С.21−35.
  50. Дж. М. Общая теория процента, занятости и денег. -СПб., 1993. 306с.
  51. С.С. Современные подходы к классификации рабочей силы. // Российский экономический журнал. 1995 — № 11. -С.76−77.
  52. Ю.В. Экономико-математические методы и модели. -Иваново, 1998. 384с.
  53. А.И. Кризис системы образования. // СОЦИС. 1994. -№ 3. — С.79−85.
  54. Р.П., Моисеенко В. Н. Учет и планирование трудовых ресурсов и рабочих мест в условиях рыночных отношений. // Вестник Московского университета. Сер.6, Экономика. 1992. — № 5. — С.54−63.
  55. С., Емцов Р. Г. Безработица в России: масштабы, структура, детерминирующие факторы. // Общество и экономика. 1995. -№ 4. — С.86−110.
  56. А.Г. Движение трудовых ресурсов: анализ и прогнозирование. М.: Наука, 1990. — 207с.
  57. В., Малева Т. Социальная политика России в контексте макроэкономической реформы. // Вопросы экономики. 1995. -№ 9. — С.4−16.
  58. В.Г. Проблемы занятости и формирования рынка труда. // Экономика и математические методы. 1990, т.26. — № 5.- С.37−55.
  59. А. Как создавать эффективную занятость? // Вопросы экономики. 1993. — № 12. — С.64−68.
  60. А. О понятии рынка труда. // Вопросы экономики. -1998.-№ 1.-С.ЗЗ-41.
  61. З.А. Структура занятости населения: проблемы совершенствования. М.: Наука, 1989. — 120с.
  62. С.А. Рыночная экономика и труд. М.: Наука, 1993.141с.
  63. М., Карев В. Проблемы занятости: региональные особенности. // Социалистический труд. 1991. — № 1. — С. 17−21.
  64. В. Рынок рабочей силы: основы теории, функционирования и прогнозирования. // Экономист. 1992. — № 6. -С.50−55.
  65. К. Профессиональное обучение незанятых: концептуальные подходы. // Человек и труд. 1993. — № 10. — С.18−22.
  66. К., Кобец В. Профессиональное обучение -эффективная поддержка безработных. // Человек и труд. 1993. — № 5−6. -С.19−21.
  67. А.Е., Гнездилова Л. И. Экономические проблемы сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов. Новосибирск, 1994. — 54с.
  68. Ю.П., Шнур В. Н. Уравнение для функции распределения труда в экономической системе. // Математические методы в экономических исследованиях. М.: Наука, 1974. — С. 149−154.
  69. В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика. М.: Политиздат, 1990. — 414с.
  70. Л.И. Место рынка труда в системе рынков и их взаимосвязь с рынком образовательных услуг. // Вестник Костромского государственного педагогического университета им. Н. А. Некрасова. -1996. № 3. — С.38−44.
  71. Л.И. Предпринимательство и занятость трудовых ресурсов. // Предпринимательство и трудовые ресурсы. / Под ред. Сироткина С. П., Кострома, 1993. С.33−35.
  72. Д., Торрес Р. Особенности российского рынка труда. // Человек и труд. 1995. — № 2. — С.37−42.
  73. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. Т.1. М.: Республика, 1992. — 399с.
  74. К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-ое изд. Т.23 346с.
  75. И. Особенности российского рынка труда. // Человек и труд. 1993. — № 3. — С.24−29.
  76. И., Бараненкова Т. Методология изучений и анализ межрегиональных различий в тенденциях российского рынка труда. // Вестник статистики. 1993. — № 3 — С.10−21, № 5. — С.31−40.
  77. И., Бараненкова Т. Новые явления на рынке труда как отражение процесса реформирования российской экономики. // Вестник статистики. 1993. — № 11. — С.21−27.
  78. И., Бараненкова Т., Кубишин Е. Рынок труда, занятость и заработная плата. // Экономист. 1993. — № 11. — С.69−74.
  79. Н. Локальные рынки труда. // Человек и труд. 1993. — № 10. — С.13−17.
  80. В. Первый ежегодный отчет России. Отчет для граждан России. Наше положение, экономическое, социальное и международное. М., 1995. — 56с.
  81. В.И., Соболева И. В. Экономика человека: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М.: Аспект Пресс, 1995. — 286с.
  82. В.JI. Кадры и рынок. // Рынок и новые формы управления. СПб, 1992. — С.84−87.
  83. Народное хозяйство Костромской области. Статистический ежегодник. Кострома, Облкомстат, 1994. — 331с.
  84. Л.А. Рынок труда. // ЭКО. 1995. — № 9. — С.41−50.
  85. А.А. Типология рынков труда. // Общество и экономика. 1994. — № 1. — С.102−113.
  86. П., Василькова Т. Профессиональное обучение незанятого населения. // Человек и труд. 1996. — № 1. — С.42−44.
  87. П.А. Ключевые параметры региональных рынков труда. // Российский экономический журнал. 1995. -№ 11.- С.27−34.
  88. В.А. Отечественный рынок труда: соображения по регулированию. // Российский экономический журнал. 1992 — № 4. -С.34−39.
  89. С.В. Проблемы занятости в современной России. // СОЦИС. 1995. — № 5. — С.68−74.
  90. Н. Рынок труда и единое экономическое пространство. // Человек и труд. 1993. — № 1. — С.22−24.
  91. .Т. Профессиональная школа в становлении менеджмента и цивилизованного рынка. // Российский экономический журнал. 1995. — № 1. — С.54−59.
  92. А. Рынок труда. Оценка ситуации и перспектив. // Человек и труд. 1997. — № 9. — С.35−39.
  93. Е.Н. Услуги образования и рынок. // Российский экономический журнал. 1992. — № 6. — С.43−49.
  94. Программа содействия занятости населения Костромской области на 1995 год. Кострома, 1995. — 62с.
  95. А., Быстрицкий С., Телушкина Е. Мониторинг -инструмент наблюдения и анализа экономики. // Экономист. 1994. — № 2. -С.55−63.
  96. Регионы с напряженной ситуацией на рынке труда. Аналитические материалы Федеральной Службы занятости. // Человек и труд. 1995.-№ 9. -С.8−14.
  97. Г. Проблемы прогнозирования рынка труда. // Вопросы экономики. 1993. — № 12. — С.69−72.
  98. А.Ю. Рынок труда в России и его перспективы. // Российский экономический журнал. 1993. — № 9. — С.72−80.
  99. Российская Федерация в цифрах в 1992 году. Краткий статистический сборник. / Госкомстат России. М.: Республиканский информационно-издательский центр, 1993. — 224с.
  100. Россия сегодня: реальный шанс. РАУ-корпорация. М., 1994.538с.
  101. Г. Самоорганизация как основа эволюции экономических систем. // Вопросы экономики. 1996. — № 3. — С.103−114.
  102. К. Микроэкономический анализ динамических изменений на российском рынке труда. // Вопросы экономики. 1998. -№ 1. — С.42−58.
  103. П., Нордхауз В. Экономикс (дайджест самого популярного учебника по рыночной экономике). М., 1993. 155с.
  104. Северная правда, 17 марта 1999 г.
  105. .М. Особенности формирования российской модели рынки труда в переходный период. // Общество и экономика. -1997. -№ 7−8. -С.73−93.
  106. А. Макроэкономический прогноз занятости. // Человек и труд. 1996 — № 1. — С.30−32.
  107. А. Прогноз спроса на рабочую силу. // Экономист. -1993. № 12. — С.67−73.
  108. А. Производительность труда и перспективы экономического роста. // Экономист. 1995. — № 2. — С.24−34.
  109. А., Кузнецов С. Рабочие места как основа занятости (методика оценки стоимости и анализ динамики системы рабочих мест). // Экономист. 1996. — № 7. — С.51−63.
  110. А.С. Моя звезда Россия. — М.: Экономика, 1995.319с.
  111. В.А. Образование и подготовка кадров в условиях новой технической реконструкции. М.: Высшая школа, 1990. — 269с.
  112. Е. Занятость в негосударственном секторе экономики. // Экономист. 1996. — № 1. — С.76−84.
  113. М.И. К формированию рынка образовательных услуг в России. // Вестник КГТТУ им. Н. А. Некрасова. Кострома, 1995. -Вып. 1-й. — С.30−33.
  114. М.И. Система образования. Методологические основы системного подхода. // Вестник КГПУ им. Н. А. Некрасова. -Кострома, 1995. Вып.2. — С.43−45., Вып.З. — С.48−50.
  115. М.И. Трудовой потенциал как экономическая категория. // Трудовой потенциал социалистического общества: Межвузовский сборник научных трудов. Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1986 .- С.3−13.
  116. С. Отраслевая структура занятости: анализ изменений. // Человек и труд. 1998. — № 1. — С.50−53.
  117. Г. Н. Регулятивные возможности социальных механизмов рынка рабочей силы. // СОЦИС. 1993. — № 5. — С.74−78.
  118. JI. Современная ситуация в области занятости и перспективы становления рынка труда в России. // Вопросы экономики.1993.-№ 12.-С.57−63.
  119. Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и решения. Сб. статей. // Под ред. А. Оклунда и М.Дмитриева. Моск. Центр Карнеги. М., 1996. — 168с.
  120. Социально-экономическое положение Костромской области в 1998 году. // Северная правда, 18 февраля 1999 года. С.4−6.
  121. Г., Лылова О. Сдвиги в системе профессиональной подготовки молодежи. // Вопросы экономики. 1998. -№ 1. — С.92−98.
  122. А.Н. Занятость и рынок труда в России. // Общество и экономика. 1994. — № 7−8. — С.52−60.
  123. Стратегия развития образования в России. М., изд. МО РФ, 1994. 76с.
  124. А.И. Системологические основы образовательных систем. Часть I. М., 1994. — 284с.
  125. А. О чем «кричит» российский рынок труда. // Человек и труд. 1995. — № 8. — С.4−6.
  126. Труд и занятость населения области. Статистический сборник. Кострома, 1996. — 26с.
  127. С.С. Занятость и рынок труда в регионах России. // Общество и экономика. 1997. — № 7−8. — С.120−130.
  128. Федеральная программа содействия занятости населения на 1996−1997 гг.: подходы и приоритеты. // Человек и труд. 1996. — № 1. -С.12−25.
  129. Ф.Р. Социология образования. // СОЦИС. 1994. -, № 8−9. — С.62−70.
  130. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело ЛТД., 1993. — 864с.
  131. В.В. Новая парадигма экономики образования. // Вестник Костромского государственного педуниверситета им. Н. А. Некрасова. 1995. — № 3. — С.40−47.
  132. В.В. Региональная система профессионального образования. // Вестник Костромского государственного педагогического университета им. Н. А. Некрасова. 1996. — № 3. — С. 18−36.
  133. В.В. Социодинамика образования в условиях системного кризиса. Кострома, 1996. — 47с.
  134. В.В. Экономика образования и его региональная тектоника. // Вестник Костромского государственного педагогического университета им. Н. А. Некрасова. 1996. — № 1. — С.18−26.
  135. В.В. Экономические проблемы сферы образования. Монография. / Под общ. ред. заслуженного деятеля науки РФ, д.э.н., профессора М. И. Скаржинского. Кострома. Изд-во КГПУ им. Н. А. Некрасова, 1996. — Часть I. — 200с.
  136. Д.С. Формирование рынка труда: опыт, проблемы. -СПб., 1999. 160с.
  137. А.Ю., Клейнер Г. Б. Социально-экономический мониторинг. // Экономика и математические методы. 1993. — т.29. — № 1. -С.5−14.
  138. Г. Кадровое планирование на предприятиях. // Человек и труд. 1993. — № 4. — С.98−102.
  139. В. Создание рынка труда. // Экономические науки. -1990. № 12. — С.10.
  140. В. Рынок труда и занятость: состояние, проблемы, перспективы. // Социалистический труд. 1991. — № 1. — С.6−16.
  141. В.П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. С. Экономика образования. М.: МПУ, 1994. 306с.
  142. Т. Межотраслевая динамическая модель подготовки квалифицированных кадров. // Динамические модели территориального планирования. М.: Наука, 1972. С. 114−131.
  143. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. / Под ред. А. С. Булатова. М.: Изд-во БЕК, 1996. 632с.
  144. Экономика и жизнь. № 23, июнь, 1995 г.
  145. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991−1997. М., 1998. — 1113с.
  146. Экономика труда. / Под ред. Г. Р. Погосяна и Л. И. Жукова. М.: Экономика, 1991. 303с.
  147. Экономические обзоры ОЭСР. Российская Федерация 1995. -М., 1996.-218с.
  148. Экономическое и социальное развитие районов области. -Кострома, 1996. 29с.
  149. Ю. Рынок рабочей силы диктует свои условия. // Социалистический труд. 1991. — № 2. — С.25−31.
Заполнить форму текущей работой