Система образования и формирование профессионально-квалификационной структуры рынка труда в переходной экономике России
Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования излагались на научно-теоретической конференции «Проблемы формирования российского предпринимательства» (Костромской технологический институт, 25−26 октября 1994 г.), учебно-методической конференции «Новые формы и методы обучения студентов» (Костромская сельскохозяйственная академия, 1995 г.), на совещании «Управление… Читать ещё >
Содержание
- 1. РЫНОК ТРУДА И ЕГО СТРУКТУРА
- 1. 1. Сегментация рынка труда
- 1. 2. Особенности достижения сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов на российском рынке труда
- 1. 3. Специфика профессионально-квалификационной структуры региональных рынков труда
- ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА СТРУКТУРУ РЫНКА ТРУДА
- 2. 1. Образование как отрасль производства
- 2. 2. Сфера образования в переходный период
- 2. 3. Взаимодействие рынка труда и системы образования
Система образования и формирование профессионально-квалификационной структуры рынка труда в переходной экономике России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. В условиях переходной экономики России проблемы становления, формирования и развития рынка труда носят не только практический, но и теоретический характер. Это связано с отставанием теоретических разработок от тех практических мер, которые осуществлялись на первоначальном этапе рыночных реформ в России. Сегодня ситуация изменилась. Накоплен значительный практический эмпирический опыт по функционированию рынка труда и его взаимодействию с системой образования, но по-прежнему разрыв между теорией и практикой не только не сокращается, но и даже усиливается. Многие теоретические разработки в этой области экономических исследований механически переносят опыт стран с развитой рыночной экономикой на российские реалии, либо пытаются в своих теоретических исследованиях приспособить одно состояние экономики общества к другому. Слабо учитывается и региональная специфика взаимодействия рынка труда с системой образования. Таким образом, экономические исследования в этой плоскости не в полной мере отвечают требованиям текущей и перспективной хозяйственной практики, что и актуализирует тему настоящего исследования.
Состояние научной разработанности проблемы. Проблема взаимодействия рынка труда с системой образования в теоретическом и практическом плане разрабатывалась многими экономистами с мировым именем: Г. Беккер, Э. Денисон, С. Струмилин, Т.Шульц. В последнее время целый ряд диссертационных исследований и научных публикаций был посвящен проблемам рынка труда, формированию политики занятости и предотвращению массовой безработицы в России на основе адаптации вариантов классических моделей рынка труда к российским реалиям рыночной экономики. Так, можно отметить работы Е. Балацкого,.
И.Безгребельной, Ю. Богомолова, В. Буланова, А. Дадашева, А. Кашепова, А. Котляра, И. Масловой, Л. Сосновской, Д. Чернейко и др. Экономическому анализу структуры рынка труда и влияния на эту структуру образовательного уровня населения посвящены работы следующих экономистов: Дж. Аткинсона, П. Доринджера, Ч. Лидберта, М. Пайора, М.Лейбзона. Проводились также исследования эффективности производства образовательных услуг с использованием методологии анализа спроса-предложения на образовательные услуги в рамках конкретной экономической модели (Н.А.Александрова, Л. Л. Мешкова, Б. И. Мишин, Е. М. Скаржинская, М. И. Скаржинский, И. Л. Смирнова, Л. А. Соколов, Е. Н. Соловьева, В. В. Чекмарев и т. д.). Обобщая все теоретико-методологические и практико-ориентированные разработки экономистов по избранной нами теме, автор делает к вывод о том, что проблема несоответствия результатов деятельности системы образования и спроса на профессионально-квалификационную структуру рабочей силы со стороны существующего рынка труда до сих пор нуждается в дальнейшей разработке применительно как к переходной экономике России, так и к ее трансформации в развитую рыночную экономику. Этим и определяются цель и задачи диссертационного исследования.
Цель работы:
Определить степень влияния системы образования на профессионально-квалификационную структуру рынка труда.
В соответствии с поставленной целью ставятся и решаются следующие задачи, отражающие общую логику исследования:
1. Рассмотреть модели региональной системы образования с целью уточнения категориального аппарата;
2. Рассмотреть существующие теории рынка труда с позиций структурного подхода с целью выявления наиболее значимых для современных условий российской экономики;
3. Проанализировать структурные сдвиги на отечественном рынке труда и обусловливающие их причины;
4. Охарактеризовать взаимозависимость деятельности системы образования и изменения профессионально-квалификационной структуры рынка труда;
5. Разработать схему координации и взаимодействия региональной системы образования и регионального рынка труда.
На защиту выносятся положения: об определяющем влиянии системы образования на формирование профессионально-квалификационной структуры рынка трудао необходимости проведения мониторинга социально-экономической ситуации в регионе и на его основе определения направлений деятельности системы образования по снижению несоответствия структур предложения и спроса на рабочую силу.
Гипотеза исследования. Истоки экономического кризиса находятся в совершенно другой плоскости, чем обозначается во многих исследованиях. Чаще выявляются не причины, а следствия кризиса в условиях слабости реальной экономики и бюджета. Удерживать ситуацию от дальнейшего критического развития уже невозможно в традиционных координатах принятия различного рода программ. Социальные ресурсы для обеспечения реформ формирует образовательная система региона. Отсюда, решение кризисных проблем в области безработицы возможно за счет реакции системы образования на прогнозируемую конъюнктуру рынка труда.
Объектами исследования являются рынок труда и региональная система образования.
Предметом исследования являются экономические отношения в плане формирования профессионально-квалификационной структуры рынка труда.
Методологической основой данной работы послужили современные теории микрои макроэкономики, экономико-математические модели теории игр и модель Леонтьева «затраты-выпуск», а также методы системного и структурного подхода к анализу рынка труда и системы образования, методы обработки и экономического анализа статистических данных.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
1. Уточнено различие между понятиями рынка труда и рынка рабочей силы в части определения приоритетов их эндогенного и экзогенного развития;
2. Определены новые свойства рынка рабочих мест как структурного элемента рынка труда в переходной экономике России. К числу этих свойств относятся следующие: разрыв в ретроспективном и перспективном характере рынка рабочих мест по экономическим регионам России, преобладание иммобильности рабочих мест, их высокий моральный износ и т. д.
3. Доказано на основе проведенного анализа подходов различных научных школ к разработке моделей рынка труда в направлении выявления модели, наиболее адекватно раскрывающей механизм функционирования рынка труда в современных условиях, что неоклассическая модель наиболее полно соответствует хозяйственной практике переходного периода;
4. Обоснована необходимость проведения перспективного, периодического и систематического мониторинга социально-экономической ситуации с целью прогнозирования профессионально-квалификационной структуры спроса на рабочую силу на рынке труда, выявлена принципиальная возможность достижения соответствия между профессионально-квалификационной структурой рынка труда и деятельностью системы образования;
5. Разработана модель межотраслевого баланса для системы образования в рамках более общей социально-экономической системы региона, выделены реакции региональной системы образования на изменения ее целевой функции в математической модели теории игр.
Практическая значимость работы. Диссертационное исследование и его результаты могут быть использованы, во-первых, государственными органами различных уровней, занимающимися вопросами управления образованием, и руководителями учебных заведений при определении структуры учебных плановво-вторых, службами занятости при решении вопросов о выборе форм переподготовки безработныхв-третьих, руководителями предприятий для определения политики в сфере подготовки и повышения квалификации кадровв-четвертых, в преподавании курсов микроэкономики и макроэкономики, экономики труда и экономики образования.
Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования излагались на научно-теоретической конференции «Проблемы формирования российского предпринимательства» (Костромской технологический институт, 25−26 октября 1994 г.), учебно-методической конференции «Новые формы и методы обучения студентов» (Костромская сельскохозяйственная академия, 1995 г.), на совещании «Управление развитием экономического образования в России (региональный подход)», проведенного Министерством образования РФ в г. Костроме в 1995 году. По материалам исследований опубликовано 5 работ, объемом 0,5 печатных листа.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы. Основной текст изложен на 125 страницах машинописного.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В ходе диссертационного исследования проведен экономический анализ подходов различных научных школ к модели рынка труда. Каждый из рассмотренных подходов самоценен в том смысле, что он ставит и решает свои особые задачи. Подход неоклассиков позволяет увидеть внутренний механизм изменения спроса и предложения на каждом конкретном рынке труда. Кейнсианский подход к исследованию рынка труда позволяет увидеть причины неполной занятости и определить пути ее уменьшения. Институционалисты основное внимание уделяют анализу профессиональной и отраслевой динамики структуры рынка труда. Подход Маркса к исследованию рынка труда позволяет увидеть роль издержек производства (затрат труда) как объективной основы поведения рабочих и работодателей на рынке труда.
Ни один из перечисленных выше подходов не дает полной и адекватной картины движения рабочей силы, но наиболее адекватно механизм функционирования рынка труда в современных условиях раскрывается в подходе неоклассиков.
На основе проведенного структурного анализа рынка труда в условиях переходной экономики России определены новые свойства рынка рабочих мест, как структурного элемента рынка труда. А именно, разрыв в ретроспективном и перспективном характере рынка рабочих мест по экономическим регионам России, преобладание иммобильности рабочих мест, их высокий моральный износ.
Проведенный анализ современного рынка труда показал, что рынок труда — это сложная социально-экономическая система, внутри которой действуют законы спроса и предложения на рабочую силу определенной профессии и уровня квалификации. В свою очередь он вместе с другой социально-экономической системой — сферой образования — образует систему отношений более высокого порядка. Именно рынок труда определяет социальный заказ на специалистов определенного профессионально-квалификационного состава. Специалистов, за подготовку («производство») которых ответственна система образования.
Рассматривая сферу образования как отрасль народного хозяйства, включив ее в межотраслевую модель обмена с другими отраслями, в исследовании было показано, что сфера образования занимает отведенное ей место в потоке ресурсов, товаров и услуг, без нее невозможно замкнуть экономическую систему региона, страны. Она «производит» для обмена с другими отраслями специалиста определенной профессии и уровня квалификации, либо — пакет образовательных услуг, необходимых для подготовки такого специалиста.
Исследование показало, что особенностью обмена между сферой образования и другими отраслями является то, что он опосредуется не только рынками товаров и рынками ресурсов, но и рынком труда.
Выявлено, что на российском рынке труда изменение социально-экономических условий, структурная перестройка экономики влечет за собой смещение требований к профессионально-квалификационному составу рабочей силы в сторону сферы услуг и малого бизнеса. Исходя из динамики баланса рабочих мест и трудовых ресурсов и учитывая временной лаг реакции системы образования на изменение конъюнктуры рынка труда, показана возможность прогнозирования ПКС спроса и ПКС предложения рабочей силы на рынке труда, используя в качестве основного инструментария систематический мониторинг социально-экономической ситуации. Выявлена принципиальная возможность достижения отмеченного соответствия.
В современных условиях достижение соответствия профессионально-квалификационных структур спроса и предложения рабочей силы ведет к эффективной занятости, допускающей безработицу в социально-приемлемых пределах.
Список литературы
- Абалкин Л.И., Мильнер Б. З., Сорокин Д. Е. Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России. — М., 1998. — 126с.
- Алимарина Е.А. Параметры состояния и развития рынка труда. // Вестник Московского университета. Сер.6, Экономика. 1994. — № 6. -С.58−63.
- Алфтан Т. Воздействие технологических изменений на характер и организацию подготовки работников. // Человек и труд. 1993. — № 3. -С. 106−114.
- Амонский Н. Рынок труда со многими неизвестными. // Человек и труд. 1993. — № 1. — С.30−34.
- Ананьев А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике. // Вопросы экономики. 1995. — № 5. -С.39−47.
- Антосенков Е. Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы. Система показателей. // Человек и труд. 1994. — № 3. — С.54−60.
- Аткинсон Э.Б., Стиглиц Д. Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. М.: Аспект Пресс, 1995. — 832с.
- Балацкий Е., Богомолов Ю. Динамика кадровых структур в переходный период. // Экономист. 1992. — № 7. — С.59−65.
- Басалаева Н.А. Моделирование демографических процессов и трудовых ресурсов. М.: Наука, 1978. — 88с.
- Батяева Т., Гарсиа-Исер М., Касаткина А., Кутепова Н. Безработица среди специалистов российский феномен. // Человек и труд. — 1993. — № 11. — С.6−13.
- Безгребельная И.Ю. Тенденции в сфере занятости населения и направления государственного регулирования. // Общество и экономика. -1995. № 7−8. — С.166−175.
- Безгребельная И., Кузьминова М. Социальные контуры рынка труда. // Человек и труд. 1993. — № 12. — С. 13−17.
- Безгребельная И., Кузьминова М., Морозова И. Занятость в России: региональный аспект. // Человек и труд. 1993. — № 2. — С.58−63.
- Бейсенов С., Мухамбетов Т. Инфраструктура рынка труда. // Человек и труд. 1993. — № 1. — С.25−28.
- Богомолов Ю., Балацкий Е. Профессиональный аспект высвобождения кадров. // Экономист. 1994. — № 7. — С.30−38.
- Богомолов Ю., Балацкий Е., Лаврентьева О. Региональные особенности воспроизводства квалифицированных кадров. // Экономист. -1992.-№ 5.-С.72−82.
- Богомолов Ю., Кулагина И. Управление профессиональным составом экономически активного населения в период до 2000г. // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 4. — С.75−80.
- Болотин И., Митин Б. Образование и национальная безопасность России. // Высшее образование в России. 1997. — № 1. -С. 14−20.
- Браччи Дж. Новые формы занятости и информационные технологии. // Вопросы экономики. 1998 — № 2. — С.153−158.
- Буланов B.C. Некоторые методологические вопросы исследования рынка труда. // Общество и экономика. 1997. — № 7−8. -С.66−72.
- Бушмарин И.В. Рынок труда в современной экономике. // Общество и экономика. 1994. — № 1. — С. 114−131.
- Бушмарин И.В. Современные требования к использованию трудовых ресурсов в свете мирового опыта. // Общество и экономика. -1995. № 1. — С.36−38.
- Вестник экономики. № 10, май, 1999 г.
- Волохова Т.В. Государственное регулирование рынка труда: классификация мер и опыт развитых стран. // Вестник Московского университета. Сер.6, Экономика. 1994. — № 3. -С.54−63.
- Гаузнер Н. Современная ситуация на российском рынке труда и политики занятости. // Мировая экономика и международные отношения. -1993. № 4. — С.30−40.
- Гимпельсон В., Горбачева Т., Липпольд Д. Движение рабочей силы (оценки, международные сопоставления и влияние на рынок труда) // Вопросы экономики. 1997. — № 2. — С. 125−133.
- Горелов Н.А. Экономика трудовых ресурсов. М.: Высшая школа, 1989. 208с.
- Дадашев А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования. // Вопросы экономики. 1996. — № 1. — С.76−84.
- Дадашев А. Проблемы занятости и регулирования рынка труда в Российской Федерации. // Вопросы экономики. 1993. — № 12. — С.80−85.
- Дадашев А. Региональный рынок труда в России: формирование и эффективность управления. // Вопросы экономики. 1995. — № 5. -С.63−70.
- Дадашев А. Формирование условий занятости. // Экономист. -1993. № 6. — С.58−64.
- Демидов К., Рождественская С. Территориальные методы регулирования рынка труда. // Социалистический труд. 1991. — № 3. -С.32−35.
- Денисон Э. Исследование различий в темпах экономического роста. М.: Прогресс, 1971. — 645с.
- Дятлов С.А. Теория человеческого капитала. СПб, 1996. — 217с.
- Забродин Ю.М. Кадровый потенциал российской экономики и проблемы развития человеческих ресурсов. // Общество и экономика. -1997.-№ 7−8.-С.73−93.
- Загороднева A.M. Российский рынок труда: специфика и проблемы государственного регулирования. // Вестник Московского университета. Сер.6, Экономика. 1994. — № 4. — С.20−30.
- Загоруйко И., Федоров В. Рынок подготовки кадров: тенденции и проблемы. // Человек и труд. 1993. — № 4. — С.104−107.
- Заславский И. О пользе рынка труда. // Вопросы экономики. -1991. № 9. — С.33−38.
- Золотова И., Зуев А. Изучение ситуации на рынке труда основа разработки программы занятости. // Человек и труд. — 1994. — № 4. — С.6−11.
- Золотова И., Зуев А. Трудности становления рынка труда в России. // Человек и труд. 1993. — № 11. — С. 14−17.
- Иванова Н.И. К рационализации структуры занятости. // Российский экономический журнал. 1995. — № 2. — С.40−43.
- Капелюшников Р. Движение рабочей силы и рабочих мест в российской промышленности. // Вопросы экономики. 1998. — № 2. -С.96−114.
- Карташева JL, Кубишин Е. Ситуация на рынке труда: направления развития. // Экономист. 1992. — № 12. — С.50−57.
- Карташева Л., Херкус Т. Проблемы массового высвобождения рабочей силы и пути их решения. // Экономист. 1994 — № 10. — С.83−88.
- Кашепов А. Перспективы занятости. // Экономист. 1995. — № 12. — С.45−53.
- Кашепов А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России. // Вопросы экономики. 1995. — № 5. — С.53−62.
- Кашепов А.В. Российский рынок труда: проблемы формирования, перспективы. // Общество и экономика. 1997. — № 7−8. -С.94−108.
- Кашепов А. Рынок труда в России: регулирование, прогнозы. // Экономист. 1993. — № 3 .- С.59−68.
- Кашепов А.В. Рынок труда в России: некоторые проблемы исследования конъюнктуры. // Общество и экономика. 1995. — № 1. -С.21−35.
- Кейнс Дж. М. Общая теория процента, занятости и денег. -СПб., 1993. 306с.
- Кирсанова С.С. Современные подходы к классификации рабочей силы. // Российский экономический журнал. 1995 — № 11. -С.76−77.
- Киселев Ю.В. Экономико-математические методы и модели. -Иваново, 1998. 384с.
- Ковалева А.И. Кризис системы образования. // СОЦИС. 1994. -№ 3. — С.79−85.
- Колосова Р.П., Моисеенко В. Н. Учет и планирование трудовых ресурсов и рабочих мест в условиях рыночных отношений. // Вестник Московского университета. Сер.6, Экономика. 1992. — № 5. — С.54−63.
- Коммандер С., Емцов Р. Г. Безработица в России: масштабы, структура, детерминирующие факторы. // Общество и экономика. 1995. -№ 4. — С.86−110.
- Коровкин А.Г. Движение трудовых ресурсов: анализ и прогнозирование. М.: Наука, 1990. — 207с.
- Космарский В., Малева Т. Социальная политика России в контексте макроэкономической реформы. // Вопросы экономики. 1995. -№ 9. — С.4−16.
- Костаненков В.Г. Проблемы занятости и формирования рынка труда. // Экономика и математические методы. 1990, т.26. — № 5.- С.37−55.
- Котляр А. Как создавать эффективную занятость? // Вопросы экономики. 1993. — № 12. — С.64−68.
- Котляр А. О понятии рынка труда. // Вопросы экономики. -1998.-№ 1.-С.ЗЗ-41.
- Котляр З.А. Структура занятости населения: проблемы совершенствования. М.: Наука, 1989. — 120с.
- Кузьмин С.А. Рыночная экономика и труд. М.: Наука, 1993.141с.
- Кузьминова М., Карев В. Проблемы занятости: региональные особенности. // Социалистический труд. 1991. — № 1. — С. 17−21.
- Кулаков В. Рынок рабочей силы: основы теории, функционирования и прогнозирования. // Экономист. 1992. — № 6. -С.50−55.
- Кязимов К. Профессиональное обучение незанятых: концептуальные подходы. // Человек и труд. 1993. — № 10. — С.18−22.
- Кязимов К., Кобец В. Профессиональное обучение -эффективная поддержка безработных. // Человек и труд. 1993. — № 5−6. -С.19−21.
- Леонов А.Е., Гнездилова Л. И. Экономические проблемы сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов. Новосибирск, 1994. — 54с.
- Леонов Ю.П., Шнур В. Н. Уравнение для функции распределения труда в экономической системе. // Математические методы в экономических исследованиях. М.: Наука, 1974. — С. 149−154.
- Леонтьев В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика. М.: Политиздат, 1990. — 414с.
- Леонтьева Л.И. Место рынка труда в системе рынков и их взаимосвязь с рынком образовательных услуг. // Вестник Костромского государственного педагогического университета им. Н. А. Некрасова. -1996. № 3. — С.38−44.
- Леонтьева Л.И. Предпринимательство и занятость трудовых ресурсов. // Предпринимательство и трудовые ресурсы. / Под ред. Сироткина С. П., Кострома, 1993. С.33−35.
- Липпольд Д., Торрес Р. Особенности российского рынка труда. // Человек и труд. 1995. — № 2. — С.37−42.
- Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. Т.1. М.: Республика, 1992. — 399с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-ое изд. Т.23 346с.
- Маслова И. Особенности российского рынка труда. // Человек и труд. 1993. — № 3. — С.24−29.
- Маслова И., Бараненкова Т. Методология изучений и анализ межрегиональных различий в тенденциях российского рынка труда. // Вестник статистики. 1993. — № 3 — С.10−21, № 5. — С.31−40.
- Маслова И., Бараненкова Т. Новые явления на рынке труда как отражение процесса реформирования российской экономики. // Вестник статистики. 1993. — № 11. — С.21−27.
- Маслова И., Бараненкова Т., Кубишин Е. Рынок труда, занятость и заработная плата. // Экономист. 1993. — № 11. — С.69−74.
- Матыцина Н. Локальные рынки труда. // Человек и труд. 1993. — № 10. — С.13−17.
- Морозов В. Первый ежегодный отчет России. Отчет для граждан России. Наше положение, экономическое, социальное и международное. М., 1995. — 56с.
- Марцинкевич В.И., Соболева И. В. Экономика человека: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М.: Аспект Пресс, 1995. — 286с.
- Михайлов В.JI. Кадры и рынок. // Рынок и новые формы управления. СПб, 1992. — С.84−87.
- Народное хозяйство Костромской области. Статистический ежегодник. Кострома, Облкомстат, 1994. — 331с.
- Немова Л.А. Рынок труда. // ЭКО. 1995. — № 9. — С.41−50.
- Никифорова А.А. Типология рынков труда. // Общество и экономика. 1994. — № 1. — С.102−113.
- Новиков П., Василькова Т. Профессиональное обучение незанятого населения. // Человек и труд. 1996. — № 1. — С.42−44.
- Ореховский П.А. Ключевые параметры региональных рынков труда. // Российский экономический журнал. 1995. -№ 11.- С.27−34.
- Павлов В.А. Отечественный рынок труда: соображения по регулированию. // Российский экономический журнал. 1992 — № 4. -С.34−39.
- Петров С.В. Проблемы занятости в современной России. // СОЦИС. 1995. — № 5. — С.68−74.
- Подшибякин Н. Рынок труда и единое экономическое пространство. // Человек и труд. 1993. — № 1. — С.22−24.
- Пономаренко Б.Т. Профессиональная школа в становлении менеджмента и цивилизованного рынка. // Российский экономический журнал. 1995. — № 1. — С.54−59.
- Попов А. Рынок труда. Оценка ситуации и перспектив. // Человек и труд. 1997. — № 9. — С.35−39.
- Попов Е.Н. Услуги образования и рынок. // Российский экономический журнал. 1992. — № 6. — С.43−49.
- Программа содействия занятости населения Костромской области на 1995 год. Кострома, 1995. — 62с.
- Ревайкин А., Быстрицкий С., Телушкина Е. Мониторинг -инструмент наблюдения и анализа экономики. // Экономист. 1994. — № 2. -С.55−63.
- Регионы с напряженной ситуацией на рынке труда. Аналитические материалы Федеральной Службы занятости. // Человек и труд. 1995.-№ 9. -С.8−14.
- Романенкова Г. Проблемы прогнозирования рынка труда. // Вопросы экономики. 1993. — № 12. — С.69−72.
- Романовский А.Ю. Рынок труда в России и его перспективы. // Российский экономический журнал. 1993. — № 9. — С.72−80.
- Российская Федерация в цифрах в 1992 году. Краткий статистический сборник. / Госкомстат России. М.: Республиканский информационно-издательский центр, 1993. — 224с.
- Россия сегодня: реальный шанс. РАУ-корпорация. М., 1994.538с.
- Рузавин Г. Самоорганизация как основа эволюции экономических систем. // Вопросы экономики. 1996. — № 3. — С.103−114.
- Сабирьянова К. Микроэкономический анализ динамических изменений на российском рынке труда. // Вопросы экономики. 1998. -№ 1. — С.42−58.
- Самуэльсон П., Нордхауз В. Экономикс (дайджест самого популярного учебника по рыночной экономике). М., 1993. 155с.
- Северная правда, 17 марта 1999 г.
- Сейфуллаев Б.М. Особенности формирования российской модели рынки труда в переходный период. // Общество и экономика. -1997. -№ 7−8. -С.73−93.
- Семенов А. Макроэкономический прогноз занятости. // Человек и труд. 1996 — № 1. — С.30−32.
- Семенов А. Прогноз спроса на рабочую силу. // Экономист. -1993. № 12. — С.67−73.
- Семенов А. Производительность труда и перспективы экономического роста. // Экономист. 1995. — № 2. — С.24−34.
- Семенов А., Кузнецов С. Рабочие места как основа занятости (методика оценки стоимости и анализ динамики системы рабочих мест). // Экономист. 1996. — № 7. — С.51−63.
- Сидоров А.С. Моя звезда Россия. — М.: Экономика, 1995.319с.
- Сидоров В.А. Образование и подготовка кадров в условиях новой технической реконструкции. М.: Высшая школа, 1990. — 269с.
- Синдяшкина Е. Занятость в негосударственном секторе экономики. // Экономист. 1996. — № 1. — С.76−84.
- Скаржинский М.И. К формированию рынка образовательных услуг в России. // Вестник КГТТУ им. Н. А. Некрасова. Кострома, 1995. -Вып. 1-й. — С.30−33.
- Скаржинский М.И. Система образования. Методологические основы системного подхода. // Вестник КГПУ им. Н. А. Некрасова. -Кострома, 1995. Вып.2. — С.43−45., Вып.З. — С.48−50.
- Скаржинский М.И. Трудовой потенциал как экономическая категория. // Трудовой потенциал социалистического общества: Межвузовский сборник научных трудов. Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1986 .- С.3−13.
- Смирнов С. Отраслевая структура занятости: анализ изменений. // Человек и труд. 1998. — № 1. — С.50−53.
- Соколова Г. Н. Регулятивные возможности социальных механизмов рынка рабочей силы. // СОЦИС. 1993. — № 5. — С.74−78.
- Сосновская JI. Современная ситуация в области занятости и перспективы становления рынка труда в России. // Вопросы экономики.1993.-№ 12.-С.57−63.
- Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и решения. Сб. статей. // Под ред. А. Оклунда и М.Дмитриева. Моск. Центр Карнеги. М., 1996. — 168с.
- Социально-экономическое положение Костромской области в 1998 году. // Северная правда, 18 февраля 1999 года. С.4−6.
- Спиридонова Г., Лылова О. Сдвиги в системе профессиональной подготовки молодежи. // Вопросы экономики. 1998. -№ 1. — С.92−98.
- Старков А.Н. Занятость и рынок труда в России. // Общество и экономика. 1994. — № 7−8. — С.52−60.
- Стратегия развития образования в России. М., изд. МО РФ, 1994. 76с.
- Субетто А.И. Системологические основы образовательных систем. Часть I. М., 1994. — 284с.
- Ткаченко А. О чем «кричит» российский рынок труда. // Человек и труд. 1995. — № 8. — С.4−6.
- Труд и занятость населения области. Статистический сборник. Кострома, 1996. — 26с.
- Утинова С.С. Занятость и рынок труда в регионах России. // Общество и экономика. 1997. — № 7−8. — С.120−130.
- Федеральная программа содействия занятости населения на 1996−1997 гг.: подходы и приоритеты. // Человек и труд. 1996. — № 1. -С.12−25.
- Филиппов Ф.Р. Социология образования. // СОЦИС. 1994. -, № 8−9. — С.62−70.
- Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело ЛТД., 1993. — 864с.
- Чекмарев В.В. Новая парадигма экономики образования. // Вестник Костромского государственного педуниверситета им. Н. А. Некрасова. 1995. — № 3. — С.40−47.
- Чекмарев В.В. Региональная система профессионального образования. // Вестник Костромского государственного педагогического университета им. Н. А. Некрасова. 1996. — № 3. — С. 18−36.
- Чекмарев В.В. Социодинамика образования в условиях системного кризиса. Кострома, 1996. — 47с.
- Чекмарев В.В. Экономика образования и его региональная тектоника. // Вестник Костромского государственного педагогического университета им. Н. А. Некрасова. 1996. — № 1. — С.18−26.
- Чекмарев В.В. Экономические проблемы сферы образования. Монография. / Под общ. ред. заслуженного деятеля науки РФ, д.э.н., профессора М. И. Скаржинского. Кострома. Изд-во КГПУ им. Н. А. Некрасова, 1996. — Часть I. — 200с.
- Чернейко Д.С. Формирование рынка труда: опыт, проблемы. -СПб., 1999. 160с.
- Шевяков А.Ю., Клейнер Г. Б. Социально-экономический мониторинг. // Экономика и математические методы. 1993. — т.29. — № 1. -С.5−14.
- Шмидт Г. Кадровое планирование на предприятиях. // Человек и труд. 1993. — № 4. — С.98−102.
- Шустов В. Создание рынка труда. // Экономические науки. -1990. № 12. — С.10.
- Щербаков В. Рынок труда и занятость: состояние, проблемы, перспективы. // Социалистический труд. 1991. — № 1. — С.6−16.
- Щетинин В.П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. С. Экономика образования. М.: МПУ, 1994. 306с.
- Щулепникова Т. Межотраслевая динамическая модель подготовки квалифицированных кадров. // Динамические модели территориального планирования. М.: Наука, 1972. С. 114−131.
- Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. / Под ред. А. С. Булатова. М.: Изд-во БЕК, 1996. 632с.
- Экономика и жизнь. № 23, июнь, 1995 г.
- Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991−1997. М., 1998. — 1113с.
- Экономика труда. / Под ред. Г. Р. Погосяна и Л. И. Жукова. М.: Экономика, 1991. 303с.
- Экономические обзоры ОЭСР. Российская Федерация 1995. -М., 1996.-218с.
- Экономическое и социальное развитие районов области. -Кострома, 1996. 29с.
- Яковец Ю. Рынок рабочей силы диктует свои условия. // Социалистический труд. 1991. — № 2. — С.25−31.