Элементы контроля и самоконтроля деятельности штурманской вахты при плавании в стесненных водах
Оснащение судна информационными, информационно-вычислительными и экспертными системами, которые вместе с системой обзора образуют на рабочем месте судоводителя мультимедийное навигационное пространство, предполагает всестороннюю и специализированную подготовку морских специалистов. Такая подготовка в первую очередь должна учитывать то, что средства автоматизации отдаляют судоводителя… Читать ещё >
Содержание
- Глава. 1. Организация несения штурманской вахты при плавании судов в стесненных водах
- 1. Г. Особенности плавания судна в стесненных водах
- 1. 2. Анализ аварийности морских судов при плавании в стесненных водах
- 1. 3. Описание процесса несения вахты штурманским коллективом в стесненных водах
- 1. Г. Особенности плавания судна в стесненных водах
- 2. 1. Принципы выбора элементов несистемной деятельности персонала-ходовой штурманской вахты
- 2. 2. Математическая модель непрерывного- контроля информированности штурманской-вахты при плавании судна в стесненных водах
- 2. 3- Математическая модель дискретного- контроля информированности. штурманской вахты при плавании судна в стесненных водах
- 3. 2. Оценка несистемной деятельности вахтенных помощников капитаном при плавании судна в стесненных водах
- 3. 3. Минимизация индивидуальных несистемностей замечет самоконтроля при плавании судна в стесненных водах при отсутствии стрессоров
Элементы контроля и самоконтроля деятельности штурманской вахты при плавании в стесненных водах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Количественный и качественный рост мирового флота, бесспорно, отражается на состоянии безопасной эксплуатации судов. Большая часть аварий в мировом судоходстве, так или иначе, связана с управлением состоянием безопасной эксплуатации судна, которое осуществляется судовой командой и береговым персоналом судоходной или рыболовной компании. Сегодня следует подходить к оценке деятельности судоводителя исходя из его персональной ответственности за происходящие события. Необходимо рассматривать роль человека в поддержании состояния безопасности судна с точки зрения? социо-технических систем и технологий управления в этих системах [61]. При таком подходе к проблеме безопасности судна можно рассматривать его как сложную инженерно-техническую систему, объединяющую в себе простейшие технические средства (приборы) и информационные-и экспертные системы. Вместе с социальной системой — судовым экипажеморганизованным в систему расписаниями по несению вахты, инженерно-техническая^ система образует более сложную социотехническую систему управлениям безопасностью мореплавания [17].
Прогресс в области безопасной эксплуатации сложных технических и со-циотехнических систем достаточно заметен. Он способствует появлению исследований, в которых оценивается влияние технических систем на органы человека, и формирует направления проектирования технических устройств для человека-оператора и разработке элементов управленческого поведениячеловека-оператора, повышающих надежность функционирования организационно-технической структуры и ее живучесть. Основные направления исследований связаны в первую очередь с повышением надежности функционирования организационно-технических структур и их живучести, особенно в аварийных ситуациях, сдерживаемым «человеческим фактором» или, в терминологии Международной морской организации (ИМО), — «человеческим элементом». Необходимость проведения таких исследований можно подтвердить, например, следующими статистическими данными, приводимыми World Casualty Statistics and Lloyd’s Casualty Week Publication за период с 1994 по 2004 гг. Так, в результате аварий, произошедших только в стесненных водах по вине «человеческого элемента», погибли 6 693 человека, при этом было потеряно 2 225 средних и крупных судов. Приведенные статистические данные еще раз подчеркивают необходимость проведения исследований, направленных на повышение надежности функционирования организационно-технических структур и живучести в аварийных ситуациях [55].
Анализ деятельности судоводителя в организационно-технической структуре при следовании судна в стесненных водах показывает, что «человеческий фактор» является определяющим в процессе создания рисков для экипажа, судна, его груза и окружающей среды. Снижение аварийности предполагает в первую очередь. учет особенностей «человеческого элемента» и, в частности, таких психофизических его показателей, как усталость и информационная загрузка. Именно автоматизация судовождения, с одной стороны, освобождает судово- ! дителя от рутинных операций, а с другой — повышает его информационную загруженность. Поэтому решать общую задачу снижения информационной загрузки судоводителя, при плавании в стесненных водах следует путем передачи части функций по обработке информации и управлению состоянием безопасности мореплавания техническому средству, обладающему достаточно сложным тезаурусом (программным обеспечением) [6].
Оснащение судна информационными, информационно-вычислительными и экспертными системами, которые вместе с системой обзора образуют на рабочем месте судоводителя мультимедийное навигационное пространство, предполагает всестороннюю и специализированную подготовку морских специалистов. Такая подготовка в первую очередь должна учитывать то, что средства автоматизации отдаляют судоводителя от непосредственного контакта с объектом управления — судном. Более того, при подготовке судоводителей необходимо учитывать тенденции к снижению численности судовых экипажей, которые, в свою очередь, усиливают роль «человеческого элемента» в поддержании надежности функционирования организационно-технических структур и их живучести [33].
Актуальность. Согласно данным Международной морской организации (ИМО) аварийность судов мирового флота продолжает оставаться достаточно высокой и тенденций к ее снижению не наблюдается. Более половины аварийных случаев (АС) происходит при плавании судов в стесненных водах (реках, каналах, проливах и др.) или вблизи них. Основной причиной 80% АС является «человеческий фактор». Прохождение стесненных вод относится к наиболее сложным видам плавания, а судовой специалист в современных морских структурах управления является самым ненадежным и непредсказуемым звеном. Каким будет его поведение в опасной ситуации, зависит от множества психофизических факторов.
Все АС, так или иначе, взаимосвязаны. Это прежде всего можно объяснить структурой управления судна, основой которой является штурманская вахта во главе с капитаном. Если учитывать весь диапазон деятельности судоводителя и его текущие психофизические свойства, то возникает необходимость в поискепутей повышения эффективности управления состоянием безопасности мореплавания и разработке мер реагирования на технические отказы, организационные сбои и ошибки «человеческого элемента» .
Основой производственного поведения «человеческого элемента» в организационных и организационно-технических системах управления судном является контроль и самоконтроль деятельности. Именно контроль и самоконтроль способны снизить вероятность появления ошибок в процессе восприятия и обработки навигационной информации. Поэтому задачу минимизации вероятности появления ошибок, далее квалифицируемых как несистемная деятельность персонала вахты, за счет использования контроля и самоконтроля следует считать актуальной.
Целью исследования является разработка моделей механизмов контроля и самоконтроля несистемной деятельности состава штурманской вахты, обеспечивающего поддержание заданного уровня безопасности мореплавания судна при прохождении стесненных вод.
Для достижения поставленной цели в диссертационной работе было необходимо решить следующие задачи: — 6.
1. Выполнить анализ аварийных случаев в стесненных водах, выделив основные нарушения правил несения ходовой штурманской вахты, и составить документальную норму, обеспечивающую безопасное плавание судна в особых обстоятельствах;
2. Математически описать процесс несения ходовой вахты штурманским коллективом при плавании судна в стесненных водах, рассматривая" вахту как систему, включающую два иерархических уровня: верхний'(капитан) и нижний (вахтенные помощники)-:
3- Разработать методику классификации процессов несения ходовой штурманской вахты с использованием метода структурной минимизацииИ' привлечением критерия^' минимального уклонения: среднего риска или суммарного-риска от эмпирических значений риска;
4- Составить индикаторную функцию, позволяющую идентифицировать несистемные действия вахтенных помощников капитана и? оценить: возможность поступления от них заведомо недостоверных докладов (индивидуальных несистемностей);
5. Оценить распределение времени? вынужденных реструктуризациив системе штурманской вахты и определить возможное числонесистемных действий «человеческого элемента» за заданное время функционирования этой системы в рамках теорий восстановления и надежности;
6. Выполнить анализ: функционирования? и работоспособности: модели механизма самоконтроля, используемого в процессе восприятия и обработки судоводителем навигационной информации, поступающейему от мультимедийного пространства.
Объектом исследования является коллектив судовой штурманской вахты, рассматриваемый как: система, обеспечивающая безопасность мореплавания в стесненных водах и отвечающая требованиям международных конвенций СО-ЛАС-74, МППСС-72, ПДНВ-74/95 и кодексов к ним, а также национальным" требованиям;
Предметом исследования являются механизмы, реализующие процессы контроля и самоконтроля в коллективе штурманской вахты и обеспечивающие диагностическую наблюдаемость деятельности «человеческого элемента» из состава штурманской вахты при плавании судна в стесненных водах.
Теоретической базой исследования является системный подход к обеспечению безопасности мореплавания судна в стесненных водах.
Научная новизна работы состоит в следующем:
1. Предложен оптимальный метод структурной идентификации процессов несения штурманской вахты с последующей их классификацией, который независимо от конкретного вида классифицирующей функции позволяет выделить классы «общих» и «частных» процессов, идущих на мостике судна;
2. Показано, что предложенная классификация процессов несения вахты позволяет установить факт появления несистемной деятельности «человеческого элемента» только тогда, когда из множества альтернатив, используемых капитаном при принятии решений, можно выделить наиболее предпочтительную альтернативу;
3. Показано, что реструктуризации в системе штурманской вахты можно рассматривать как последовательность рекуррентных стационарных событий и характеризовать их вероятностью, выраженной через коэффициент готовности этой системы, полученный для мгновенных несистемных действий «человеческого элемента» ;
4. Составлен показатель, позволяющий оценить персональное производственное поведение вахтенного помощника при несении им вахты в стесненных водах в зависимости от величины девиации параметров, характеризующих его психофизическое состояние;
5. Показано, что при составленной модели механизма самоконтроля как в процессе восприятия навигационной информации, так и при ее обработке судоводителем показатели информационной и функциональной надежности «человеческого элемента» могут быть сведены к единому показателю надежности.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке математического описания процессов контроля и самоконтроля деятельности «человеческого элемента» при несении штурманской вахты с учетом возможной его несистемной деятельности.
Практическая значимость работы. Результаты исследований в виде конкретных рекомендаций позволили снизить уровень навигационной аварийности на судах компании ФГУП ПИНРО за счет уменьшения числа ошибок «человеческого элемента», входящего в состав штурманской вахты.
Личное участие автора состоит в получении научных результатов, отраженных в опубликованных работах, и повышении безопасности плавания судна в стесненных водах.
Достоверность и обоснованность результатов, полученных в диссертационной работе, обеспечивается корректным использованием системного подхода, структурного анализа, дифференциального и интегрального исчисления, теории вероятностей и статистики, а также подтверждается результатами натурного эксперимента. Эксперимент основывался на проведении экспертного опроса судоводителей, работающих на научно-исследовательских судах.
Внедрение работы. Результаты исследований в виде конкретных рекомендаций использованы в Системе Управления Безопасной эксплуатацией судов компании ФГУП ПИНРО, а также при дополнительной подготовке, профессиональной переподготовке и повышении квалификации лиц судоводительского состава, осуществляемых в Мурманском филиале ГМА им. адм. С. О. Макарова.
Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы были представлены в виде докладов на международных научно-технических конференциях МГТУ (Мурманск 2007—2010 гг.).
Публикации. По теме диссертации опубликовано семь работ, одна из которых опубликована в ведущем рецензируемом научном журнале из перечня ВАК, две статьи в научных журналах и изданиях, три статьи в материалах международных научно-технических конференций и одна статья депонирована.
Положения выносимые на защиту:
1. Документальная норма, обеспечивающая безопасное плавание судна в особых обстоятельствах;
2. Методика классификации процессов несения ходовой штурманской вахты при прохождении судном стеснённых вод;
3. Оценка несистемной деятельности вахтенных помощников капитаном при плавании судна в стесненных водах;
4. Минимизация индивидуальных несистемностей за счет самоконтроля при плавании судна в стесненных водах.
Объем и структура диссертации. Работа изложена на 130 страницах машинописного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В приложении приведены данные натурного эксперимента и акты внедрения, подтверждающие фактическое использование результатов исследования в производственном и учебном процессах.
3.4 ВЫВОДЫ К ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.
3.4.1 Проведенный анализ аварийности в мировом судоходстве показывает, что наибольшая часть аварийных случаев происходит по вине человека («человеческий фактор») и связана с низким уровнем профессиональной подготовки судоводителей, а также с их психологической неустойчивостью к стрессовым ситуациям, возникающим, например, при плавании в стесненных водах.
3.4.2 Выработка у штурманского состава навыков контроля и самоконтроля в дополнение к теоретической и тренинговой подготовке способна оказать позитивное воздействие на функциональные возможности различных подсистем организма и психофизические особенности человека (вахтенного помощника капитана) в экстремальных ситуациях.
3.4.3 Дискретизация непрерывных поведенческих процессов, описывающих индивидуальную трудовую деятельность вахтенного помощника в стрессовых условиях, позволяет капитану судна прогнозировать поведенческие реакции своих подчиненных, оценивать достоверность навигационной информации и исключать решения приводящие к негативным последствиям.
3.4.4 Разработанная методика вычисления показателей, определяющих элементы рассеяния поведенческого, процесса в организационной системе, позволяет корректно с квалиметрической точки зрения выделить наличие стрессоров у вахтенных помощников капитана, зависящих от их индивидуальных психофизических параметров.
3.4.5 Предложенная методика комплексирования показателя поведенческого процесса позволяет объединить в единую величину такие характеристики поведения вахтенного помощника капитана, как рассеяние, смещение и доля событий, не соответствующих системным действиям, определенным нормой НБ, которая соответствует представлению о «хорошей морской практике» .
3.4.6 Составлено математическое условие в виде неравенства, выполнение которого может обеспечивать безошибочное восприятие сообщений, поступающих от мультимедийного пространства ходового мостика судна при выполнении приемов самоконтроля и определить величину затрат ресурсов, требующихся для использования этого приема.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. Проведенный навигационный анализ аварийных случаев, произошедших в стесненных водах показал, что большая их часть происходит по вине человека и связана с низким уровнем профессиональной подготовки судоводителей, а также с их психологической неустойчивостью к стрессовым ситуациям, возникающими при плавании в узкостях.
2. Предложенная к использованию документальная норма НБ гарантирует безопасное плавание в стесненных водах без риска для судна, экипажа (пассажиров), груза и окружающей среды при экономически оптимальной эксплуатации этого судна.
3. Предложенная методика классификации процессов несения ходовой штурманской вахты дает возможность выделить классы «общих» и «частных» процессов, идущих на мостике судна, и позволяет решать задачи контроля несистемной деятельности «человеческого элемента» из состава штурманской вахты.
4. Составленная индикаторная функция, позволяет оценивать текущее состояние каждого вахтенного помощника, входящего в состав ходовой штурманской навигационной вахты на мостике судна, а также определять величину его неадекватности.
5. Реструктуризации в системе штурманской вахты можно рассматривать как последовательность рекуррентных стационарных событий и характеризовать их вероятностью, выраженной через коэффициент готовности этой системы, полученный для мгновенных несистемных действий «человеческого элемента».
6. Составленные модели механизмов самоконтроля при восприятии и обработке навигационной информации, способны минимизировать индивидуальные несистемности за счёт уменьшения числа ошибок «человеческого элемента», входящего в состав штурманской вахты.
7. Результаты диссертационной работы использованы в Системе Управления Безопасной эксплуатацией судов компании ФГУП ПИНРО, а также при дополнительной подготовке, профессиональной переподготовке и повышении квалификации лиц судоводительского состава, осуществляемых в Мурманском филиале ГМА им. адм. С. О. Макарова.
Список литературы
- Айзерман, М. А. Некоторые аспекты общей теории выбора лучших вариантов / М. А. Айзерман, А. В. Малишевский // Автоматика и телемеханика: — 1981.-№ 2.-С. 65−83.
- Аркин, В. И. О нахождении оптимальных управлений / В. И. Аркин, В. А. Колеманов, А. Н. Ширяев // Тр: МИАН им. В: А. Стеклова. Т. 71.1964.-С. 21−25.
- Байхельт, Ф. Надежность и техническое обслуживание. Математический подход / Ф. Байхельт, П. Франкен. М.: Радио и связь, 1988. — 219 с.
- Барзилович, Е. Ю. Некоторые математические вопросы теории обслуживания сложных систем / Е. Ю. Барзилович, В. А. Каштанов. — М.: Gob. радио, 1971. 394 с.
- Вагнер, В. В. Теория отношений и алгебра частичных отображений / В. В. Вагнер // Теория полугрупп и ее приложения / Саратов, гос. ун-т. Саратов, 1965.-Вып. 1.-С. 3−178.
- Вагущенко, Л. Л. Обработка-навигационных данных на ЭВМ / Л. Л. Ва-гущенко. -М.: Транспорт, 1985. 144 с.
- Вагущенко, Л. Л. Описание отклонения судна от траектории в результате действия ненаблюдаемых при счислении факторов / Л. Л. Вагущенко, Д. Н. Коваленко // Кибернетика и вычислительная техника: сб.* науч. тр. — Киев, 1979. Вып. 46. — С. 66−69.
- Вагущенко, Л. Л. Теоретический метод оценки траекторных характеристик / Л. Л. Вагущенко, Д. Н: Коваленко, Ю. Н. Козаченко- Одес. высш. инж. мор. уч-ще. Одесса, 1990: — 9 с. — Рус. — Деп. в В/О «Мортехинформреклама», № 1092-мф.
- Вагущенко, Л. Л. Точность и надежность квазиоднородных процессов движения по маршруту : автореф. дис.. д-ра техн. наук / Л. Л. Вагущенко.-Одесса, 1990.-39 с.
- Венцель, Е. С. Теория вероятностей / Е. С. Венцель. М.: Наука, 1969.-576 с.
- Веселова, Г. П. Стохастическое квантование и статистический анализ случайных процессов / Г. П. Веселова, Ю. И. Грибанов. М.: Энергоатомиздат, 1991.- 152 с.
- Виленкин, С. Я. Статистическая обработка результатов исследования случайных функций / С. Я. Виленкин. М.: Энергия, 1979. — 320 с.
- Воронов, А. А. Устойчивость, управляемость, наблюдаемость / А, А Воронов. — М.: Наука, 1979. 336 с.
- Гафт, М. Г. Принятие решений при многих критериях / М. Г. Гафт. -М.: Знание, 1979.-347 с.
- Герасимов, А. С. Применение информационного подхода к решению задач оценки и повышения надежности навигационной информации : автореф. дис.. канд. техн. наук: 05.22.19 / А. С. Герасимов- Одес. высш. инж. мор. -Одесса, 1987.-23 с.
- Гладышевский, М. А. Учет состояния способности к оптимизации связей в системах обеспечения безопасности мореплавания : автореф. дис.. канд. техн. наук: 05.22.19 / М. А. Гладышевский. — Мурманск, 2007. 21с.
- Гнеденко, Б. В. Математические методы в теории надежности / Б. В. Гнеденко, Ю. К. Беляев, А. Д. Соловьев. М.: Наука, 1965. — 496 с.
- Дынкин, Е. Б. Теоремы и задачи о процессах Маркова / Е. Б. Дынкин, А. А. Юшкевич. М.: Наука, 1967. — 36 с.
- Ершов, А. А. Теоретические основы и методы решения приоритетных проблем безопасности мореплавания : автореф. дис.. д-ра техн. наук: 05.22.19 / А. А. Ершов. СПб., 2000. — 44 с.
- Жданюк, Б. Ф. Основы статистической обработки траекторных измерений / Б. Ф. Жданюк. М.: Сов. радио. 1978. — 384 с.
- Железнов, И. Г. Сложные технические системы: оценка характеристик / И. Г. Железнов. М.: Высш. шк., 1984. — 119 с.
- Жовинский, А. Н. Инженерный экспресс-анализ случайных процессов / А. Н. Жовинский, В. Н. Жовинский. М.: Энергия, 1979. — 112 с.
- Инструкция по навигационному оборудованию (ИНО—76). — JI.: ГУНиО, 1977.-285 с.
- Кокс, Д. Теория восстановления / Д. Кокс, В. Смит. — М.: Сов. радио, 1967.-451 с.
- Кондрашихин, В. Т. Теория ошибок и ее применение к задачам судовождения / В. Т. Кондрашихин. М.: Транспорт, 1979. — 112 с.
- Королюк, В. С. Процессы марковского восстановления в задачах надежности систем / В. С. Королюк, А. Ф. Турбин. Киев: Наук, думка, 1982. -275 с.
- Куликов, Е. И. Методы измерения* случайных процессов / Е. И! Куликов. Mi: Радио и связь, 1986. — 272 с.
- Луконин, В. П. Методы математической статистики в кораблевождении (навигации) / В. П. Луконин. Л.: BMA, 1987. — 285 с.
- Лушников, Е. М. Теоретическое обоснование методов и средств обеспечения навигационной безопасности мореплавания : автореф. дис.. д-ра техн. наук: 05.22.16 / Е. М. Лушников. СПб., 2000. — 46 с.
- Львовский, Е. Н. Статистические методы построения эмпирических формул / Е. Н. Львовский. М.: Высш. шк., 1987. — 285 с.
- Маркин, Н. С. Основы теории обработки результатов измерений / Н. С. Маркин. -М.: Изд-во стандартов, 1991. 176 с.
- Меньшиков, В- И. Измерение неопределенности в текущем обсервационном месте судна / В. И. Меньшиков, Ф: Р. Брандт // Вестн. МЕТУ: труды Мурман: гос. техн. ун-та. 2003. — Т. 6, № 1. — С! 25−28:
- Меньшиков, В. И. Классификация факторов, сопутствующих ошибкам в деятельности морских специалистов / В И. Меньшиков, 13. А. Чкония // Вестн:. МГТУ: труды Мурман.гос. техн. ун-та. 2003: — Т. 6, № 1. — С. 75−80.
- Меньшиков- В. И. Метрологическая надежность навигации с учетом неполноты информации: автореф. дис.. д-ра техн. наук: 05.22.19 / В. И: Меньшиков. СПб., 1995. -40 с.
- Меньшиков, В. И: Минимизация навигационных рисков в эргатической системе «Интегральная система мостик, — судоводитель» / В. И. Меньшиков, В. А. Чкония // Вестн. МГТУ: труды Мурман. гос. техн. ун-та. 2002. -Т. 5, № 2. С. 183−186.
- Меньшиков, В. И. Модель и механизм функционирования системы управления безопасной эксплуатацией судов / В. И. Меньшиков, Ф. Д. Кукуй
- Вестн. МГТУ: труды Мурман. гос. техн. ун-та. 2002. — Т. 5, № 2. -С. 171−176.
- Меньшиков, В. И. Модель расчета опасности навала при швартовной операции / В. И. Меньшиков, Ю. И. Юдин, А. Ю. Юдин // Вестн. МГТУ: труды Мурман. гос. техн. ун-та. 2003. — Т. 6, № 1. — С. 65−66.
- Меньшиков, В'. И. Неопределенность в текущем месте судна / В. И. Меньшиков. Мурманск, 1994. — 130 с. — (Ком. Рос. Федерации по рыболовству. МГАРФ).'
- Меньшиков, В. И. Оптимизация ресурса в системах управления безопасной эксплуатацией судов / В. И. Меньшиков, К. В. Меньшикова, М. А. Пасечников // Вестн: МГТУ: труды Мурман. гос. техн. ун-та. 2002. — Т. 5, № 2. — С. 177−182.
- Меньшиков, В. И. Особенности планирования и реализации безопасного и оптимального навигационного процесса / В. И. Меньшиков, Ф. Д. Кукуй // Вестн. МГТУ: труды Мурман. гос. техн. ун-та. 2003. — Т. 6, №~1. — С. 61−64.
- Меньшиков, В. И. Особенности социального управления1 в системах менеджмента безопасностью / В. И. Меньшиков, А. Н. Анисимов // Вестн. МГТУ: труды Мурман. гос. техн. ун-та. 2003. — Т. 6, № 1. — С. 9−16.
- Меньшиков, В. И. Оценка достоверности представления базы данных судовому специалисту в интегрированной системе ходового мостика / В. И. Меньшиков, В. А. Чкония // Вестн. МГТУ: труды Мурман. гос. техн. ун-та. 2003. — Т. 6, № 1. — С. 81−86.
- Меньшиков, В. И. Практическое использование метода ситуационного управления в системах менеджмента безопасной эксплуатацией / В. И. Меньшиков, К. В. Меньшикова // Вестн. МГТУ: труды Мурман. гос. техн. ун-та. — 2004. Т. 7, № 3. — С. 370- 74.
- Меньшиков В. И. Самоконтроль при восприятии навигационной информации в структурах безопасного мореплавания /В. И. Меньшиков, И1 А. Рам-ков, Р. Б. Рябченко // Эксплуатация морского транспорта. 2010. — № 2 (60). -С. 45−47.
- Меньшиков, В. И. Система управления с позиции целенаправленного действия / В. И. Меньшиков, А. Н. Анисимов, Д. М. Фургаса // Вестн. МГТУ: труды Мурман. гос. техн. ун-та. — 2000. Т. 3, № 1. — С. 7 — 12.
- Меньшиков, В. И. Судовая ключевая операция связанная пара «признак — состояние» / В. И. Меньшиков, А. Н. Анисимов // Вестн. МГТУ: труды Мурман. гос. техн. ун-та. — 2003. — Т. 6, № 4. — С. 3−8.
- Меньшиков, В. И. Управление системой безопасности морского судоходства / В. И. Меньшиков, В. М. Глущенко // Вестн. МГТУ: труды Мурман. гос. техн. ун-та. 1998. — Т. 1, № 1. — С. 13 — 16.
- Меньшиков, В. И. Элементы теории управления безопасностью * судоходства / В. И. Меньшиков, В. М. Глущенко, А. Н. Анисимов. Мурманск: Изд-во МГТУ, 2000. — 242 с.
- Олыпамский, С. Б. Организация безопасности плавания судов / С. Б. Олыдамский, Д. К. Землянов, И. А Щепетов. —М.: Транспорт, 1979. —213 с.
- Пеньковская К. В. Живучесть структур безопасности мореплавания с учетом человеческого фактора: автореф. дис.. канд. техн. наую: 05.22.19 / К. В. Пеньковская- Федер. агентство по рыболовству, Мурман. гос. тех. ун-т. -Мурманск, 2007. 22 с.
- Рамков, И. А. Надежность механизма самоконтроля при восприятии и обработке навигационной информации в структуре безопасного мореплавания / И. А. Рамков, В. И. Меньшиков, К. В. Пеньковская // Науч. жизнь. — 2010. -№ 3. — С. 26−32.
- Рекомендации по организации штурманской службы на судах Мин-морфлота СССР (РШС-89). М.: Мортехинформреклама, 1990. — 64 с.
- Розанов, Ю. А. Введение в теорию случайных процессов / Ю. А. Розанов. М.: Наука, 1982. — 128 с.
- Сборник резолюций Международной морской организации по вопросам судовождения. М.: Мортехинформреклама, 1989. — 68 с.
- Скворцов, М. И. Систематические погрешности в судовождении / М. И. Скворцов. М.: Транспорт, 1980. — 168 с.
- Смирнов, В. П. Теория вероятностей' и математическая статистика в приложении к геодезии / В. П. Смирнов, Д. А. Белугин. М.: Недра, 1969. — 324 с.
- Суппес, П. Основы теории измерений. Психологические измерения / П. Суппес, Дж. Зинес. М., 1967. — С. 9−110.
- Титенко, И. М. Надежность периодически контролируемой системы с профилактическим обслуживанием- / И. М. Титенко // Изв. АН СССР. Сер. Техн. кибернетика. 1981. — № 2. — С. 140−146.
- Титенко, И. М. Надежность системы статической, готовности к действию / И. М. Титенко // Основные вопросы теории и практики, надежности. — М., 1980.-С. 258−270.
- Титенко, И. М. Синтез методов повышения надежности контролируемых резервированных систем с быстрым восстановлением / И. М. Титенко // Кибернетика. 1985. — № 3. — С. 77−81.
- Тихонов, В. И. Марковские процессы / В. И. Тихонов, М. А. Миронов. М.: Сов радио, 1977. — 488 с.
- Феллер, В. Введение в теорию вероятностей и ее приложения. В 2 т. Т 1 / В. Феллер. М.: Мир, 1964. — 571 с.
- Финкелыитейн, М. С. Надежность и эффективность технических систем с неполным восстановлением / М. С. Финкельштейн // Надежность и контроль качества. 1988. — № 9. — С. 22−27.
- Шутов, В. В. Влияние индивидуальных качеств судоводителя на безопасность мореплавания в промыслово-навигационных структурах / В. В. Шутов, В. И. Меньшиков // Рыб. хоз-во. 2010. — № 2. — С. 72−73.
- Юдович, А. Б. Предотвращение навигационных аварий морских судов / А. Б. Юдович. М.: Транспорт, 1988. — 223 с.
- Ющенко, А. П. Метод наименьших квадратов / А. П. Ющенко. Л.: Мор. транспорт, 1956. — 287 с.