Технология и технические средства регулирования температуры воздуха в кабине мобильных сельскохозяйственных машин
В холодное время года температура должна быть 18−20 °С при относительной влажности 40 — 60% и скорости воздуха до 0,2 м/с, в теплое время года температура 21−23 °С при влажности 40 — 60% и скорости воздуха до 0,3 м/с. Перепад температуры воздуха по высоте кабины не должен превышать 5 °C. При более низких температурах воздуха наблюдается переохлаждение организмапри более высоких наступает… Читать ещё >
Содержание
- Аннотация
- Перечень условных обозначений
- Глава 1. Анализ способов регулирования температуры воздуха в кабине мобильных с/х машин
- 1. 1. Анализ условий труда механизаторов в кабинах мобильных с/х машин
- 1. 2. Анализ способов регулирования температуры воздуха
- 1. 3. Постановка проблемы, цели работы и задачи научного исследования
- Глава 2. Теоретические исследования процесса регулирования температуры воздуха
- 2. 1. Исследование теплового баланса рабочего пространства кабины
- 2. 2. Теоретическое обоснование конструкции установки для регулирования температуры воздуха в кабине
- 2. 3. Обоснование параметров и режимов работы установки
Технология и технические средства регулирования температуры воздуха в кабине мобильных сельскохозяйственных машин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Эффективность использования мобильных с/х машин, напрямую зависит от физического состояния управляющих ими людей. Работоспособность и производительность труда человека в значительной мере определяются состоянием окружающей среды, в которой они находятся в процессе своей деятельности.
Микроклимат производственных помещений, которым является кабина мобильной с/х машины, включает в себя следующие его параметры: температуру воздуха, его влажность и скорость движения. При этом каждый из указанных параметров в различной степени оказывает влияние на организм человека.
На значения этих параметров накладывают жесткие нормы санитарно-гигиенические правила.
В холодное время года температура должна быть 18−20 °С при относительной влажности 40 — 60% и скорости воздуха до 0,2 м/с, в теплое время года температура 21−23 °С при влажности 40 — 60% и скорости воздуха до 0,3 м/с. Перепад температуры воздуха по высоте кабины не должен превышать 5 °C. При более низких температурах воздуха наблюдается переохлаждение организмапри более высоких наступает физическое утомление, замедляется реакция механизатора, появляются ошибки в управлении машиной.
Температура воздуха является основополагающим параметром для контроля и управления микроклиматам. Именно температура воздуха определяет его влажность и допустимую скорость потока.
Цель работы: повышение работоспособности механизатора путем улучшения условий труда за счет применения установки, позволяющей регулировать температуру воздуха в кабине мобильной с/х машины, с обоснованием параметров и режимов ее работы.
Объектом исследования данной работы является система регулирования температуры воздуха в кабине мобильных с/х машин.
Предметом исследования являются закономерности процесса регулирования температуры воздуха в кабине мобильных с/х машин.
Известно несколько способов регулирования температуры воздуха. Простейшим решением является охлаждение набегающим потоком воздуха, через лючки перед ветровым стеклом. Недостатками данного способа являются невозможность автоматического контроля за процессом регулирования, привязанность его параметров к скорости движения, погодным условиям и, как следствие, высокий риск возникновения простудных заболеваний.
Известен способ регулирования температуры термоэлектрическими элементами охлаждения, который основан на том, что при пропускании электрического тока через место спайки двух проводников (полупроводников) возникает так называемый термоэлектрический эффект Пельтье. Он сопровождается либо поглощением, либо выделением тепла. Широкого применения данный способ не нашел из-за большой мощности, потребляемой термоэлектрическими элементами.
На настоящий момент большинство установок регулирования температуры воздуха построены на основе так называемого компрессорного охлаждения. Суть его заключается в испарении сжиженного хладагента в испарителе, установленном в кабине машины. Установки, использующие данный способ нашли распространение вследствие своей высокой эффективности, однако, им свойственен существенный недостаток — это отбор мощности от двигателя на привод компрессора и охлаждающих вентиляторов, который приводит к увеличению расхода топлива двигателем до 20% [1].
Испарение, как физический процесс, является неотъемлемой частью работы системы питания двигателя внутреннего сгорания (ДВС) сжиженным нефтяным газом (СНГ).
В штатной системе питания СНГ его, перед подачей в цилиндры двигателя полностью испаряют, при этом теплота, необходимая для испарения, поглощается из системы охлаждения двигателя [4]. Но эту же теплоту можно брать и из кабины машины, установив в ней специальный теплообменник. В этом случае будет проходить необходимый процесс испарения газа и, в то же время, снижаться температура воздуха в кабине.
Научная задача исследования заключается в следующем:
1. На основании известных технических решений и результатов исследований выявить перспективные направления в создании технологии регулирования температуры воздуха в кабине мобильных с/х машин.
2. Разработать конструкцию установки регулирования температуры воздуха в кабине, позволяющую повысить качество условий труда механизатора.
3. Теоретически обосновать возможность использования явления фазового перехода «жидкость-газ» СНГ для регулирования температуры воздуха в кабине мобильных с/х машин и установить оптимальные параметры работы установки, использующей этот процесс.
4. Разработать технологию улучшения условий труда механизаторов, путем использования установки регулирования температуры воздуха в кабине.
5. Привести экономическое обоснование целесообразности внедрения разрабатываемой технологии и технических средств.
Положения, выносимые на защиту:
• конструктивно-технологическая схема установки для регулирования температуры воздуха в кабине мобильных с/х машин;
• теоретическое обоснование и экспериментально установленные зависимости параметров и режимов работы установки регулирования температуры воздуха в кабине;
• технология регулирования температуры воздуха в кабинах мобильных с/х машин.
Общие выводы.
По результатам исследований можно сформулировать следующие выводы и рекомендации:
1. Современные технологии и технические средства повышения качества условий труда механизаторов не позволяют эффективно регулировать температурный режим в кабине мобильных с/х машин без дополнительных экономических и энергетических затрат. Решить проблему можно разработав технологию и установку регулирования температуры воздуха в кабине без использования дорогостоящего оборудовании и потребления мощности от ДВС.
2. Для улучшения условий труда механизаторов разработана установка регулирования температуры воздуха, состоящая из дополнительного испарителя, монтируемого параллельно основному испарителю штатной системы питания сжиженным газом, дозирующего устройства, определяющего пропускную способность дополнительного испарителя, комплекса датчиков и электронного блока управления. Установка использует для регулирования температуры воздуха энергию испаряющегося в дополнительном испарителе СНГ и позволяет эффективно регулировать температуру воздуха без использования сложного дополнительного оборудования и отбора мощности от ДВС. При этом в кабине поддерживается температурный режим в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
3. Установлена аналитическая зависимость влияния конструктивно-эксплуатационных параметров установки на эффективность регулирования температуры воздуха в кабине, из которой видно, что наибольшее влияние на температуру воздуха на выходе из установки влияют пропускная способность дополнительного испарителя и производительность вентилятора обдува. Оптимальные параметры работы установки определяются расходом газа и производительностью вентилятора, при которых температура воздуха в кабине достигает максимально быстро своего оптимального значения, и поддерживается на постоянном уровне. Оптимальные значения параметров зависят от ДВС, режима его работы, конструкции кабины и состояния ОС и определяются электронным блоком управления, в основу работы которого положена полученная в результате эксперимента аналитическая зависимость.
4. Разработана технология регулирования температуры воздуха в кабине мобильной с/х машины, предусматривающая двухступенчатое регулирование температуры, при котором для быстрого приведения температуры воздуха к оптимальному значению используется максимальная мощность установки, а для компенсации поступлений тепла в кабину в процессе движениярежим частичной мощности. Примененная схема исключает переохлаждение воздуха в кабине, из-за задержки выравнивания температуры воздуха в объеме кабины. Производственные испытания установки регулирования температуры воздуха в кабине позволили улучшить самочувствия механизаторов в процессе работы, увеличить производительность их труда в среднем на 15% и снизить число аварийных ситуаций на 20%.
5. Использование разработанной установки позволяет оснастить мобильные с/х машины, работающие на СНГ, установкой регулирования температуры воздуха без дополнительных энергетических затрат и с затратами на переоборудование в 3,5 раза ниже, в сравнении с существующими аналогами.
Список литературы
- Автоматика: автокондиционеры от, А до Я Электронный ресурс. // http:// www.nrf.ru
- Ананьев В.А., Балуева Л. Н., Гальперин А. Д. Системы вентиляции и кондиционирования. Теория и практика, — М.: Евроклимат, 2001. 416 с.
- Ананьев В.А., Седых И. В. Холодильное оборудование для современных центральных кондиционеров. М.: Евроклимат, 2001. 96 с.
- Афонин С. В. Газовое оборудование автомобилей. Легковые, грузовые. Устройство, установка, обслуживание. Практическое руководство. «ПОНЧиК», 2001.-44 с.
- Ахметов Л.Д., Корнев Е. В., Ситшаев Т. З. Автомобильный транспорт и охрана окружающей среды. Ташкент: Мехнат, 1990. — 216 с.
- Бабакин Б.С., Стефанчук В. П., Ковтунов Е. Е. Альтернативные хладагенты и сервис холодильных систем на их основе. М.: Колос, 2000. -160с.
- Барабаш В.И., Шкрабак B.C. Психология безопасности труда: учеб. пособие. СПб.: СПбГАУ, 1996. 346 с.
- Баркалов Б.В., Карпис Е.Е Кондиционирование воздуха в промышленных, общественных и жилых зданиях. М.: Стройиздат, 1982. -273с.
- Белов С. В Безопасность жизнедеятельности / C.B. Белов, A.B. Ильницкая, А. Ф. Козьяков и др. М.: Высшая школа, 2007. 616 с.
- Блох А. Г, Журавлев Ю. А., Рыжков Л. П. Теплообмен излучением: Справочник. М.: Энергоатомиздат, 1991. — 432 с.
- Блохин В.Г. Современный эксперимент: подготовка, проведение, анализ результатов / В. Г. Блохин, А. И. Гуров, О. П. Глудкин и др. / Под ред. О. П. Глудкина М.: Радио и связь, 1997. — 232 с.
- Бобров ЮЛ. Теплоизоляционные материалы и конструкции: Учебник для средних профессионально-технических учебных заведений / Ю. Л. Бобров, Е. Г. Овчаренко, М. Б. Шойхет и др. M.: ИНФРА-М, 2003. — 268 с.
- Богданов С.П., Иванов О. П., Куприянова A.B. Холодильная техника. Свойства веществ. Справочник. Д.: Машиностроение, 1976. — 168 с.
- Богословский В.II. Строительная теплофизика. М.: «Высшая школа», 1970.- 375 с
- Богословский В.Н., Кокорин О. Я., Петров JI.B. Кондиционирование воздуха и холодоснабжение. М.: Стройиздат, 1985. — 369 с.
- Боксерман Ю.И., Мкртчан Я. С., Чириков К. Ю. Перевод транспорта на газовое топливо. М.: Недра, 1988. — 220 с.
- Бондарь Е.С. Автоматизация систем вентиляции и кондиционирования воздуха. Учеб. Пособие / Е. С. Бондарь, A.C. Гордиенко, В. А. Михайлов, Г. В. Нимич. Под общ. ред. Е. С. Бондаря. К.: TOB «Видавничий будинок «Аванпост-Прим», 2005. — 560 с.
- Боровков B.C., Майрановский Ф. Г. Аэрогидродинамика систем вентиляции и кондиционирования воздуха. М.: Стройиздат, 1978. — 194 с.
- Бриганти А. Руководство по техобслуживанию холодильных установок и установок для кондиционирования воздуха. М.: Евроклимат, 2004. — 314 с.
- Бурцев С.И. Монтаж, эксплуатация и сервис систем вентиляции и кондиционирования воздуха: Учебн.-справ, пособие / С. И. Бурцев, A.B. Блинов, Б. С. Востров и др.: Под общ. ред. проф. В. Е. Минина. Спб.: Профессия, 2005. -376 с.
- Бурцев С.И., Цветков Ю. Н. Влажный воздух. Состав и свойства: Учеб. Пособие. СПб.: СПбГАХПТ, 1998. — 146 с.
- Быков A.B., Калнинь И. М., Крузе A.C. Холодильные машины и тепловые насосы. М.: Агропромиздаг, 1988. — 224 с.
- Варгафтик Н.Б. Справочник по теплофизическим свойствам газов и жидкостей. М.: Физматгиз, 1963. — 721 с.
- Васильев К).II., Гриценко А. И., Золотаревский Л. С. Транспорт на газе. -М.: Недра, 1992. 342 с.
- Вигдорчик Д. Я., Северинец Г. Н., Стаскевич H.JI. Справочник по газоснабжению и использованию газа. Л.: Недра, 1990. — 762 с.
- Виглеб Г. Датчики / Пер. с нем. М. А. Хацериова. М.: Мир, 1989. — 196с.
- Волгин С.П., Игнатов А. П. Автомобили ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112. Руководство по эксплуатации, ТО и ремонту. М.: Ливр, 1998
- Воронец Д.А., Козич Д. И. Влажный воздух: Термодинамические свойства и применение. М.: Энергоатомиздат, 1984. — 136 с.
- Гаврилов A.B., Дмитриев Н. В. Система кондиционирования воздуха в салоне автомобиля // Сельский механизатор. 2009. — № 6. — С. 38−39.
- Гаврилов А.К., Певнев П. Г., Бухаров J1.H. Газобаллоное оборудование автомобилей. М.: Недра, 1991.-141 с.
- Галимова Л.В. Абсорбционные холодильные машины. Астрахань: АГТУ, 1997. — 226 с.
- Геращенко С. А., Федоров В. Г. Тепловые и температурные измерения. Справочное руководство. Киев.: Наукова думка, 1965. — 170 с.
- Гнездилов П.Г., Голубев И. Ф. Вязкость газовых смесей. М.: Издательство стандартов, 1971. — 329 с.
- Голубков Б. IL, Пятачков А. И., Романова Т. М. Кондиционирование воздуха, отопление и вентиляция. М.: Энергоиздат, 1982. — 232 с.
- Гольдблат И.И., Колубаев Е. Д., Самоль Н. П. О токсичности автомобильных двигателей, работающих на газовом топливе // Автомобильная промышленность. 1972. № 4. — С. 5−7.
- Горлов Ю.П., Меркин А. П., Устенко A.A. Технология теплоизоляционных материалов: Учебник. М.: Стройиздат, 1990. — 399 с.
- ГОСТ 12.1.005−88. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны. Взамен ГОСТ 12.1.005−76- Введ. 01.01.1989. — М.: ИПК Изд-во стандартов, 2002. — 71 с.
- ГОСТ 20 448–90. Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления. Технические условия. Взамен ГОСТ 20 448–80- Введ. 01.01.1992. — М.: ИПК Изд-во стандартов, 2000. — 12 с.
- ГОСТ 27 578–87. Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта. Технические условия. Введ. 01.07.88. — М.: ИПК Изд-во стандартов, 2000. — 10 с.
- Готра 3. Ю., Чайковский О. И. Датчики. Справочник. Львов: Каменяр, 1995.- 312 с.
- Гусаров А.П., Вайсблюм М. Е., Соколов М. Г. Газ как средство обеспечения требований «Евро-2» // Автомобильная промышленность. 1997. -№ 11. С. 27−29.
- Гусев В.М. Теплотехника, отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха / В. М. Гусев, Н. И. Ковалев, В. П. Попов др. Л: Стройиздат, 1981. -343с.
- Дейч М.Е. Техническая газодинамика. 2-е изд., перераб. и доп. — Л. Госэнергоиздат, 1961. — 549 с.
- Джексон Р.Г. Новейшие датчики / Пер. с англ. В. В. Лучинина. М.: Техносфера, 2008. — 384 с.
- Дубовкин II.Ф. Справочник по теплофизическим свойствам углеводородных газов и продуктов их сгорания. Л.: Госэнергоиздат, 1962. -288 с.
- Ермаков СМ., Жиглявский A.A. Математическая теория оптимального эксперимента: Учебное пособие. М.: Наука, 1987. — 320 с.
- Ерохов В. И. Легковые газобаллонные автомобили: Устройство, переоборудование, эксплуатация, ремонт. М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. -240 с.
- Ждановский B.C. Бестормозные испытания тракторных двигателей. М.: Машиностроение, 1966. 176 с.
- Ждановский B.C., Николаенко A.B. Надежность и долговечность автотракторных двигателей. 2-е изд., нерераб. и доп. Л.: Колос (Ленинградское отд-ние), 1981.-295 с.
- Жукаускас A.A. Конвективный перенос в теплообменниках. М.: Наука, 1982. — 472 с.
- Зограф И. А., Новицкий П. В. Оценка погрешностей результатов измерений. 2-е изд., перераб. и доп. — Л.: Энергоатомиздат, 1991. — 248 с.
- Золотницкий В.А. Новые газотопливные системы автомобилей. М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005 г. — 64 с.
- Зотов Б. И., Курдюмов В. И. Безопасность жизнедеятельности на производстве. М.: Колос, 2000. — 432 с.
- Идельчик И. Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям / Под ред. М. О. Штейнберга. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1992.- 672 с.
- Ильярский О.И., Удалов П. П. Термоэлектрические элементы. М.: Энергия, 1970. — 72 с.
- Исаченко В.П., Осипова В. А., Сукомел A.C. Теплопередача. Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Энергия, 1975. — 488 с.
- Калиниченко A.B., Уваров FI.В., Двойников В. В. Справочник инженера по контрольно-измерительным приборам м автоматике: Учебн.-практ. Пособие / Под ред. A.B. Калиниченко. М.: «Инфра-Инженерия», 2008. — 576 с.
- Касаткин А. Г. Основные процессы и аппараты химической технологии. -М.: «Химия», 1971. 784 с.
- Касаткин A.C., Немцов М. В. Электротехника. М.: Высшая школа, 2002.- 532 с.
- Кленников Е.В., Мортиров O.A., Крылов А. Ф. Газобаллонные автомобили: техническая эксплуатация. М.: Транспорт, 1986. 175 с.
- Коляда В. В. Кондиционеры. М.: Солон-Р, 2002. — 240 с.
- Коляда В. В, Лепаев Д. А. Ремонт холодильников. М.: Солон-Р, 2000. -432 с.
- Котюк А. Ф. Датчики в современных измерениях. М: Радио и связь, 2006. — 274 с.
- Кошкин H.H., Сакун И. А., Бамбушек Е. М. Холодильные машины. Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1985, — 510 с.
- Крамарухин 10. Е. Приборы для измерения температуры, — М.: Машиностроение, 1990. 208 с.
- Кремлевский ГШ. Расходомеры и счетчики количества веществ: Справочник: Кн. 1,2.- 5-е изд. перераб. и доп. Спб.: Политехника, 2002. -409с.
- Куличенко В.Р. Справочник по теплообменным расчетам. К.: Тэхника, 1990. — 165 с.
- Курылев B.C., Оносовский В. В., Румянцев К).Д. Холодильные установки.- Спб.: Политехника, 1999. 576 с.
- Кэйс В.М., Лондон А. Л. Компактные теплообменники / Пер. с англ. В. Г. Баклановой. М.: Госэнергоиздат, 1962. — 224 с.
- Литвиенко В.В., Майструк А.Г1. Автомобильные датчики, реле и переключатели. Краткий справочник. М.: За рулем, 2007. — 176 с.
- Лэнгли Б. К. Холодильная техника и кондиционирование воздуха. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. — 480 с.
- Магарил Е.Р. Экологические свойства моторных топлив. Тюмень, ТюмГНГУ, 2000, — 171 с.
- Михайлов М.В., Гусева C.B. Микроклимат в кабинах мобильных машин.- М.: Машиностроение, 1977. 230 с.
- Михеев М. А., Михеева И. М. Основы теплопередачи. Изд. 2-е, стереотип. М&bdquo- «Энергия», 1977. 344 с.
- Морев А.И. Газобаллонные автомобили: Справочник / А. И. Морев, В. И. Ерохов, Б. А. Бекетов и др. М.: Транспорт, 1992. — 175 с.
- Морозюк Т.В. Теория холодильных машин и тепловых насосов. Одесса: Студия «Негоциант», 2006. — 712 с.
- Мухин В. С., Саков И. А. Приборы контроля и средства автоматики тепловых процессов. М.:Высшая школа, 1988. — 231 с.
- Налимов В.В. Теория эксперимента. М.: Наука, 1971. — 207 с.
- Налимов В.В., Чернова H.A. Статистические методы планирования экстремальных экспериментов. М.: Наука, 1965. — 340 с.
- Нефедов С.В. Техника автоматического регулирования в системах вентиляции и кондиционирования воздух. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Стройиздат, 1984. — 328 с.
- Николаенко A.B. Теория, конструкция и расчет автотракторных двигателей. 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: Колос, 1992. 414с.
- Нимич Г. В., Михайлов В. А., Бондарь Е. С. Современные системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Минск: TOB «Видавничий будинок «Аванпост-Прим», 2003. — 640 с.
- Новицкий Л.А., Кожевников И. Г. Теплофизические свойства материалов при низких температурах. Справочник. М.: Машиностроение, 1975. — 216 с.
- Орлина A.C., Круглова М. Г. Двигатели внутреннего сгорания. Теория поршневых и комбинированных двигателей. М.: Машиностроение, 1983. -372с.
- Павлова H.H. Экология транспорта: Учебник для вузов. М.: Транспорт, 2000. — 248 с.
- Пат. RU 2 290 575 С1 РФ, МПК F25B21/02. Установка для охлаждения и нагрева воздуха.
- Пат. RU 2 290 575 С1 РФ, МПК F25B21/02. Установка для нагрева и охлаждения воздуха.
- Пат. Яи 2 384 715 С1 РФ, МПК Р02В43/00. Система питания автомобиля на сжиженном газе.
- Пат. Ли 40 396 Ш РФ, МПК Р02 В 43/02.Система питания автомобиля на сжиженном газе.
- Пат. яи 70 481 Ш РФ, МПК В60Н 1/00. Система газобаллонного оборудования автомобиля с возможностью кондиционирования внутрисалонного воздуха.
- Пат. Яи 83 293 Ш РФ, МПК Р02В43/02. Система питания автомобиля на сжиженном газе.
- Певнев Н.Г. Техническая эксплуатация газобаллонных автомобилей: Учебное пособие. Омск, ОМПИ, 1993, — 182 с.
- Перри Д. Справочник инженера-химика, т.2. М.: «Химия», 1969. — 640 с.
- Покровский Г. II. Электроника в системах подачи топлива автомобильных двигателей. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1990. — 176 с.
- Пребраженский В. П. Теплотехнические измерения и приборы. М:. Энергия, 1978. — 704 с.
- Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учебное и справочное пособие. 2-е изд. М.: Финансы и статистика, 2000. -672с.
- Пушняков И.К., Свистунов В. М. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха объектов агропромышленного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства: Учебник для вузов. 2-е изд. — Спб.: Политехника, 2007. — 423 с.
- Райков И. Я. Испытания двигателей внутреннего сгорания. М.: Высшая школа, 1975. 320 с.
- Резник Л. Г. Ромалис Г. М., Чарков С. Т. Эффективность использования автомобилей в различных условиях эксплуатации. М.: Транспорт, 1989. -128 с.
- Рид Р. Свойства газов и жидкостей: Справочное пособие / Пер. с англ. под ред. Б. И. Соколова, — 3-е изд., перераб. и доп.- Л.: Химия, 1982, — 592с.
- Рубинович Jl.Д. Изготовление и монтаж трубопроводов и охлаждающих приборов холодильных установок. М.: Пищевая промышленность, 1966. — 232 с.
- Сакун И.А. Холодильные машины. Л.: Машиностроение, 1985. — 510 с.
- СанПиН 2.24.548−96. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений: Санитарные правила и нормы. М.: Информационно-издательский центр Минздрава России, 1997. — 13 с.
- СанПиН 4616−88. Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей. М.: Информационно-издательский центр Минздрава России, 2006. — 10 с.
- Сафонов A.C. Автомобильные топлива./ A.C. Сафонов, А. И. Ушаков, И. В. Чечкенев. СПб.: Н11ИКЦ, 2002. — 264 с.
- Сергеев А.Г. Метрологическое обеспечение автомобильного транспорта. -М.: Транспорт, 1988. 247с.
- Стильбанс Л.С. Физика полупроводников,— М.: Наука, 1967, — 496 с.
- Стомахина Г. И. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха: Справочнрое пособие / И. И. Бобровицкий, Е. Г. Малявина, И. Г. Стомахина и др.: Под. ред. Г. И. Стомахиной. М.: Пантори, 2003. — 308 с.
- Тюнин H.A. Современные холодильники. М.: Солон-Пресс, 2008. — 96 с.
- Хансуваров К. И., Цейтлин В. Г. Техника измерения давления, расхода, количества и уровня жидкости, газа и пара: Учебное пособие для техникумов. -М.: Издательство стандартов, 1990. 305 с.
- Хладагенты и их свойства Электронный ресурс. // http:// www. split-servis.ru
- Цветков Ф.Ф., Григорьев Б. А. Тепломассообмен. Учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: МЭИ, 2005. — 550 с.
- Шкрабак В. С., Луковников А. В., Тургиев А. К. Безопасность жизнедеятельности в сельскохозяйственном производстве. М.: КолосС, 2003. — 512 с.
- Штернлихт Д.В. Гидравлика. М.: Энергоатомиздат, 1984. — 640 с.
- Эдельман А.И. Редукторы давления газа. М.: Машиностроение, 1980. -167 с.
- Юренев В.Н., Лебедев П. Д. Теплотехнический справочник. М.: «Энергия», т. 1, 1976. — 896 с.
- Якобсон В. Б. Малые холодильные машины. М.: Пищевая промышленность, 1977. — 368 с.
- Honeywell Электронный ресурс. // http:// www.honeywell.com
- Martorana S. Gli apporti dicalore attraverso be pareti transparenti. -«Termotechnica». 1961. — T. 15, N 2, c. 21 27.
- Maxim. Innovation delivered Электронный ресурс. // http:// www. maxim-ic.com
- Stephenson D. I. Equations for solar heat gain through windows. «Solar Energy». — 1965. — T. 9, N 2, c. 65 — 72.