Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие социальной культуры учащейся молодежи в современной информационной среде

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общепринятым является понимание рефлексии как процесса самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний (Семенов И. Н, Степанов Ю. Н., А. В. Карпов, И.М. Скитяева). Многие авторы рассматривают рефлексию, как инструментальное средство, необходимое для успешной самоорганизации учебной деятельности (А.З. Зак, М. Э. Боцманова, A.B. Захарова), или другими словамисаморазвития… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Особенности использования учащейся молодежью элементов Информационных компьютерных технологий
    • 1. 1. Области применения средств Информационных компьютерных технологий учащейся молодежью
    • 1. 2. Методический инструментарий диссертационного исследования
    • 1. 3. Особенности деятельности «игроков», «школяров» и «созидателей» в современной информационной среде
  • Глава 2. Влияние современной информационной среды на развитие компонентов социальной культуры учащейся молодежи"
    • 2. 1. Особенности развития культуры общения «игроков», школяров", «созидателей» в современной информационной среде
    • 2. 2. Результаты исследования рефлексивной компоненты социальной культуры учащейся молодежи

Развитие социальной культуры учащейся молодежи в современной информационной среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Настоящий период развития современного общества характеризуется интенсивной разработкой компьютерных технологий, которые реализуются во всех сферах деятельности человека, образуя глобальное информационное пространство нашего мира. Особое место информационная среда занимает в жизни учащейся молодежи, что изменяет прежние формы культурного бытия молодых людей, их виды общения, трансформирует способ культурной коммуникации, оказывает влияние на формирование социальной культуры современного человека.

Еще в недавнем прошлом становление и развитие социальной культуры молодых людей в значительной степени базировалось на традиционных ценностях российского общества. В настоящее время непрерывно меняющийся современный мир способствует постоянному обновлению, изменению, модернизации условий жизни молодого поколения: в быту, в сферах образования и развлечений, в области творчества и профессионального определения.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), широко используемые молодыми людьми для развлечения, обучения, дистанционных видов общения, для решения разнообразных конкретных научных, производственных, и других видов задач, могут оказывать разного рода воздействия на формирование социальной культуры молодых людей. Влияние современной информационной среды, с которой тесно контактируют современные молодые люди, на становление и развитие важнейших компонентов социальной культуры человека требуют пристального внимания и специального научного исследования.

Проблема настоящего исследования обусловлена противоречиями между традиционными условиями формирования компонентов социальной культуры современного человека и современной информационной средой, вносящей новые как позитивные, так и негативные составляющие в жизнь молодых людей. Особое опасение вызывает возможность негативного воздействия ИКТ на те компоненты социальной культуры учащейся молодежи, которые формируются в подростковом и юношеском возрасте. Необходимо проведение системного исследования влияния современной информационной среды на формирование компонентов социальной культуры учащейся молодежи.

Степень научной разработанности проблемы.

Важнейшими компонентами социальной культуры являются общение и рефлексия. В контексте социально-психологического подхода (В.И. Жуков, Л. Г. Лаптев, А. И. Подольский, A.A. Леонтьев, Г. М. Андреева, A.B. Петровский, М.Г. Ярошевский) понятие общения определено как многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью к совместной деятельности, коммуникации, включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействий, восприятие и понимание. Процесс общения является основой диалектического взаимодействия личности и общества (А.А.Леонтьев). Социологический аспект изучения общения фокусирует внимание на взаимосвязи внутренних структур общества и процессов общения, реализующихся в этих структурах (Ломов Б.Ф., Я. Щепаньский, И. С. Кон, Т. Шибутани, Б.Д. Парыгин). Любое общение, актуализирующее социально значимые отношения между людьми, проявляется на соответствующем социологическом уровне, вовлекает во взаимодействие субъектов, объединенных едиными мотивами, нацеленными на достижение общих целей деятельности. В сфере педагогической деятельности процесс общения выступает, как необходимое условие организации учебного процесса, обеспечивающее взаимодействие, коммуникацию, сотрудничество учителя и обучаемого (А.Н. Леонтьев, Л. С. Выгодский, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, В. Я. Ляудис, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Общепринятым является понимание рефлексии как процесса самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний (Семенов И. Н, Степанов Ю. Н., А. В. Карпов, И.М. Скитяева). Многие авторы рассматривают рефлексию, как инструментальное средство, необходимое для успешной самоорганизации учебной деятельности (А.З. Зак, М. Э. Боцманова, A.B. Захарова), или другими словамисаморазвития. Рефлексивные процессы лежат в основе таких качеств мышления как критичность и креативность (В.В.Давыдов, Г. А. Цукерман, Т. В. Белозерцева, В. Г. Богин, Е. П. Варламова, С.Ю.Степанов), являющихся в свою очередь необходимым средством противодействия попыткам манипуляционного воздействия на личность человека (A.B.Хуторской). Рефлексия играет важную роль в профессиональном самоопределении подростка, а также в выработке притязаний на достижение определенного общественного статуса (Н.С. Пряжников). Данное обстоятельство выдвигает рефлексию в число ведущих показателей развития социальной культуры человека.

Деятельность учащейся молодежи в современной информационной среде изучена достаточно подробно. Проблемы увлечения подростками компьютерными играми и их применения в учебном процессе, рассматривались в работах B.C. Собкина, И. И. Югай, Ю. М. Евстигнеевой, И. В. Бурлакова, М. С. Иванова, O.A. Бизиковой, Л. П. Тимофеевой. Вопросы, связанные с использованием учащейся молодежью Интернет — технологий, феномен самоидентификации в пространстве Интернет, а также явления погруженности в виртуальный мир, зависимости от компонентов среды Интренет, рассматривались в работах А. Е. Войскунсного, Т. А. Наумовой, А. Е. Жичкиной, К. С. Янг, Е. П. Белинской, И. С. Шевченко и других авторов.

Возможности применения средств информационных технологий в образовательном процессе проанализированы в работах B.C. Собкина, Д. В. Адамчука, Е. Д. Патаракина, И. Л. Морозова, В. А. Сухомлина, Л. Ф. Отверченко, Я. А. Ваграменко, А. П. Ершова, Б. Е. Стариченко, А. Ю. Уварова, И. И. Раскиной, Е. В. Степановой и др. Проблемы применения ИКТ в созидательной, проектной и исследовательской деятельности школьников рассматриваются в работах А. Е. Войскунского, Ю. Д. Бабаевой, Е. А. Востриковой, М. П. Концевого, Е. С. Полат, И. Н. Чижевской.

Анализ научных разработок, представленных в открытой печати, позволяет сделать заключение о том, что развитие важнейших компонентов социальной культуры учащейся молодежи изучено весьма подробно, также основательно исследованы возможности использования средств ИКТ в разных сферах деятельности современных молодых людей. Вместе с тем, влияние современной информационной среды на развитие социальной культуры учащейся молодежи изучено недостаточно полно и требует дальнейшего научного исследования.

Объектом исследования являются компоненты социальной культуры учащейся молодежи, предмет исследования — условия и факторы формирования компонентов социальной культуры учащейся молодежи в современной информационной среде.

Гипотеза исследования. Становление и развитие компонентов социальной культуры учащейся молодежи зависят от уровня освоенности ими современных элементов ИКТ, от степени погруженности молодых людей в виртуальный мир ИКТ, от направлений применения знаний и компетенций сферы ИКТ в области развлечений, учебы, самостоятельной созидательной деятельности.

Цель работы. Изучение условий и факторов развития компонентов социальной культуры учащейся молодежи, в зависимости от основных параметров, характеризующих деятельность представителей выбранного контингента молодых людей в современной информационной среде.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Выделить компоненты социальной культуры подростков и молодых людей, которые претерпевают негативные изменения в результате нерационального использования учащейся молодежью современных элементов ИКТ.

2. Разработать методическое обеспечение для выявления групп учащейся молодежи, различающихся по основным характеристикам, определяющим их деятельность в современной информационной среде.

3. Выявить группы учащейся молодежи, различающиеся по характеру использования знаний и компетенций сферы ИКТ в области развлечений, учебы, самостоятельной созидательной деятельности.

4. Установить зависимость развития выявленных компонентов социальной культуры современных молодых людей от уровня освоенности ими современных элементов ИКТ, от степени погруженности молодых людей в виртуальный мир ИКТ, от направлений применения знаний и компетенций сферы ИКТ в области развлечений, учебы, самостоятельной созидательной деятельности.

5. Проанализировать возможности снижения негативного воздействия элементов ИКТ на становление и развитие компонентов социальной культуры учащейся молодежи.

Положения, выносимые на защиту: 1. Выявлены особенности использования компонентов ИКТ учащейся молодежью в сферах развлечений, обучения, самостоятельной созидательной деятельности.

2. Разработано методическое обеспечение, включающее компьютерную программу, предназначенную для анкетирования учащейся молодежи, а также специальных математический аппарат обработки полученных данных, позволяющий проводить наиболее точное выделение групп из общего числа респондентов.

3. Показана возможность распределения выбранного контингента учащейся молодежи: старшеклассников и студентов — на группы, различающиеся по характеру использования молодыми людьми знаний и компетенций сферы ИКТ в области развлечений, учебы, самостоятельной созидательной деятельности.

4. Установлена зависимость развития наиболее актуальных для выбранной возрастной группы компонентов социальной культуры, а именно: способностей общения и рефлексии от уровня освоенности молодыми людьми современных элементов ИКТ, от степени их погруженности в виртуальный мир ИКТ, от направлений применения знаний и компетенций сферы ИКТ в области развлечений, учебы, самостоятельной созидательной деятельности.

5. Показана возможность создания оптимальных условий для снижения негативного влияния некоторых элементов современной информационной среды на становление и развитие умений и способностей к общению и рефлексии учащейся молодежи.

Научная новизна.

1. Установлено, что в соответствии с критерием «использование компонентов ИКТ» в выбранном контингенте учащейся молодежи можно выделить группы: «игроков», «школяров» или «созидателей», различающиеся по основным параметрам, которые характеризуют деятельность молодых людей в современной информационной среде.

2. Проведено сопоставление групп респондентов, детерминированных по двум основаниям: в качестве одного основания выступал характер использования молодыми людьми информационных технологийдругим основанием являлись показатели развития социальной культуры этого контингента молодежи.

3. Установлена корреляция характеристик, определяющих культуру общения молодых людей, уровень развития их рефлексивных способностей, с одной стороны, и их принадлежность к конкретной группе («игроков», «школяров» или «созидателей») — с другой.

Практическая значимость.

1. Разработано методическое обеспечение, которое может быть использовано в подобных социологических исследованиях для диагностики контингента учащейся молодежи. Методическое обеспечение включает компьютерную программу, предназначенную для анкетирования учащейся молодежи, а также специальных математический аппарат обработки полученных данных, позволяющий проводить наиболее точное выделение групп из общего числа респондентов.

2. Получены результаты, позволяющие определить вектор направленности увлечений и устремлений молодых людей в современной информационной среде и принять меры по предотвращению деструктивных явлений, препятствующих нормальному развитию компонентов социальной культуры учащейся молодежи.

Методологической основой диссертационного исследования выступают принципы социального детерминизма, системного анализа, классические и современные теоретические положения социологии. Эмпирическая база исследования включает комплекс социологических методов сбора эмпирической информации, частные методики: анкетирование и интервью респондентов, анализ продуктов деятельности, контент — анализ массивов текстов, записанных в ходе бесед и дискуссий на заданные темы, анализ отдельных случаев — метод «кейсов», а также специально разработанную математическую модель выделения исследуемых групп респондентов, используемую для обработки базы данных социологического исследования.

Результаты диссертационного исследования были обсуждены на заседаниях кафедры «Социология, психология и педагогика» МГТУ «СТАНКИН», на семинарах факультета дополнительного образования МГУ имени М. В. Ломоносова, а также на научно-практических конференциях: «Ломоносовские чтения» в МГУ имени М. В. Ломоносова, «Форум молодых исследователей» на III Фестивале Науки в МГУ имени М. В. Ломоносова. Основное содержание диссертационного исследования представлено в пяти научных работах автора. Практическая значимость диссертационной работы подтверждена актами о внедрении результатов исследования в учреждениях среднего общего образования и учреждениях дополнительного образования учащейся молодежи.

Объем и структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы и приложения. Содержание диссертации включает таблицы, графики, диаграммы и прочий иллюстрационный материал.

Выводы.

1. Нерациональное использование средств ИКТ приводит к негативным воздействиям современной информационной среды на развитие ведущих компонентов социальной культуры учащейся молодежи.

2. Разработано методическое обеспечение для выявления групп учащейся молодежи, различающихся по основным характеристикам, определяющим их деятельность в современной информационной среде.

3. Применение разработанного методического обеспечения позволило выделить группы учащейся молодежи, тяготеющих к использованию ИКТ в области развлечений, учебы или самостоятельной созидательной деятельности.

4. Установлена зависимость культуры общения и рефлексивных способностей учащейся молодежи, как компонентов социальной культуры, от уровня освоения молодыми людьми современных элементов ИКТ, от степени их погруженности в виртуальный мир ИКТ, от направлений применения знаний и компетенций в сфере ИКТ: развлечения, учеба, созидательная деятельность.

5. Детерминированы условия, благоприятные для снижения негативного воздействия элементов ИКТ на становление и развитие компонентов социальной культуры учащихся: организация самостоятельной творческой деятельности учащейся молодежи.

Заключение

.

Результаты диссертационного исследования свидетельствуют о корреляции характеристик, определяющих социальную культуру молодых людей, с одной стороны, и их принадлежность к конкретной группе («игроков», «школяров» или «созидателей») — с другой. При этом показано, что средства ИКТ оказывают как позитивное, так и негативное воздействие на развитие социальной культуры учащейся молодежи.

Так, в процессе исследования было установлено, что наиболее негативное воздействие современная информационная среда оказывает на представителей группы «игроков». Элементы информационной среды, на которых сосредоточено внимание «игроков», создают условия, позволяющие заменять сложный процесс человеческого общения, суррогатом коммуникации в рамках компьютерных игр, в развлекательных сайтах и т. п. Освоившие «железную логику» игровых ситуаций, «игроки», в большинстве своем, теряются в сложных неоднозначных законах общения людей, не могут уяснить личностные смыслы общения, демонстрируют некоторое торможении в развитии рефлексивных способностей.

Негативное влияние современной информационной среды на представителей группы «школяров» проявляется заметно в меньшей степени, чем это наблюдается в группе «игроков». «Школяры» сохраняют и развивают способности личного общения со сверстниками в процессе учебы и вне этой сферы. Они в значительной степени ориентированы на самооценку личностных смыслов планируемых действий или выстраивания стратегии межличностного общения. Особенности же негативного воздействия информационной среды на «школяров» проявляются в специфике восприятия молодыми людьми этой группы средств ИКТ, как универсального и максимально эффективного обучающего инструмента, находящего вне всякой конкуренции с другими известными средствами обучения. Крайнее проявление данного феномена заключается в том, что в ходе учебы многие «школяры» работу с компьютерными обучающими программами предпочитают живому общению с учителем. Дефицит общения с учителем, с наставником, с воспитателем создает особые неблагоприятные условия, как для развития рефлексивных способностей молодого человека, так и для формирования важнейших компонентов его культуры общения.

У представителей группы «созидателей» наблюдается разумное сочетание традиционных видов общения с общением в среде Интернет, при этом ИКТ большинством «созидателей» рассматриваются лишь как одно из средств самостоятельной творческой деятельности. «Созидатели» обнаруживают весьма высокий уровень развития проектного и научного сознания. Их рефлексивные способности активно используются при выявлении затруднений деятельности, носящих объективный характер, и можно утверждать, что для этой категории учащейся молодежи присуще эффективное и творческое решение самых разных жизненных задач. Современная информационная среда практические не оказывает негативного влияния на развитие культуры общения этих молодых людей, на формирование их рефлексивных способностей. Все компоненты социальной культуры у них развиваются в отчетливой зависимости от главного творческого дела жизни.

Однако, следует отметить, что самопроизвольное, спонтанное, случайное становление «созидателей» маловероятно: необходимо создание особых благоприятных условий для формирования личности такого рода. К таким условиям можно отнести организацию особого рода работ с представителями учащейся молодежи, например, в рамках дополнительного образования школьников. Так, вовлечение молодых людей в проектную или исследовательскую деятельность приносит безусловную пользу с точки зрения развития их самосознания, формирования культуры общения, освоения механизмов рефлексивной деятельности. Участие в работе творческого коллектива, усилия которого направлены на создание социально-значимого продукта в научной, культурной, учебной, бытовой сфере, позволяют молодому человеку реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами сверстников, преподавателей, взрослых специалистов.

К условиям, оказывающим благоприятное воздействие на развитие компонентов социальной культуры учащейся молодежи, следует отнести и мероприятия по презентации результатов собственных творческих разработок на конференциях, конкурсах, в открытой печати, в Интернете. Такого рода практики подводят молодых людей к осознанию собственных знаний, способностей и умений, а также в адекватной оценке партнеров, к выработке уважительного отношения к тем, чьи знания и умения могут отличаться, но не менее важны и даже необходимы при организации общего дела.

Строя партнерские отношения в ходе целенаправленной творческой исследовательской или проектной деятельности, молодые люди овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и работы в коллективе. Молодые люди в данных условиях творческой деятельности научаются отстаивать собственные убеждения и уметь прислушиваться к чужому мнению. И не удивительно, что в группу «созидателей» вошли, преимущественно, те школьники, которые были вовлечены в проектную и исследовательскую деятельность Малой академии МГУ имени М. В. Ломоносова.

Результаты представленного диссертационного исследования позволили расширить понимание влияния современной информационной среды на развитие социальной культуры учащейся молодежи, детерминировать условия, благоприятные для развития культуры общения и рефлексивных способностей молодых людей, как важнейших компонентов социальной культуры современного человека. Полученные результаты востребованы образовательными учреждениями разного уровня. Используя разработанный методический инструментарий и рекомендации к его применению, преподаватели, психологи и социальные педагоги получают возможность во время заметить начало отчуждения молодого человека от естественного процесса общения, выявить негативное воздействие современной информационной среды на развитие рефлексивных способностей молодых людей, принять меры по предотвращению деструктивных явлений, препятствующих нормальному развитию личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. «Content Analysis in Communication Research. Glencoe, 111.: The Free Press, 1952
  2. Cho K.S., Kang S., Ham K.H. Cognitive conflict and interest in a computer game // psylab.yonsei.ac.kr/~skang/main/skang01/down/paper.pdf, 2003.
  3. Csikszentmihalyi, 1990 Flow: The Psychology of Optimal Experience.-NY, NY: Harper Perennial. 1990
  4. Greenfield D. N. Virtual Addiction: Help for Netheads, Cyberfreaks and Thouse Who Love Them. Okaland: New Harbinger Publ. 1999
  5. H. «The Uses of Content Analysis Data in Studying Social Change // Sience and Culture. 1967. Vol.33.No4
  6. Surratt C. Netaholics? The creation of a pathology. Commack-N.Y.: Novs Science Publ. 1999.
  7. Yang K. S. Caught in the Net: How to recognize the signs of Internet addiction and a winning strategy for recovery. John Wiley & Sons. 1998.8. Абумова, Галина Азизовна.
  8. Информационные технологии как основа развития современной общеобразовательной школы: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Ин-т общ. образования М-ва образования РФ. Москва, 2001. — 18 с.
  9. А.А. «Опыт потока» и общение в групповых ролевых Интернет-играх. Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 2005, № 1, с. 68−69.
  10. Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления. М., 2002.
  11. Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2000, — 287 с.
  12. Ю. Д. Одаренность в сфере информационных технологий: проблемы и перспективы исследования. // Социальные и психологические последствия применения информационных технологий. Материалы международной Интернет-конференции 2001.
  13. Ю. Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. / Под ред. В. И. Панова. М., 1998
  14. Бабаева 10. Д., Войскунский А. Е. Одаренный ребенок за компьютером. М.: 2003, 335.
  15. А.В. Опыт текстового анализа //Материалы совещания «Количественные методы в социальных исследованиях». Сухуми, М., 1968.
  16. Т.С. Психосемантические методы в социологии. // Социология: методология, методы, математические модели. 1994. № 3.
  17. A.B. / Диагностика способности к общению. Питер, 2006 (СПб.: Правда 1906). 175 с.
  18. Батаршев, Анатолий Васильевич. Психодиагностика способности к общению или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности / A.B. Батаршев. М.: ВЛАДОС, 2001. 174 с.
  19. Баширова, Суна-ханум Алимирзаевна. Компьютерное обеспечение педагогической инновации в технологическом образовании школьников: диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.01. Махачкала, 2006. — 178 с.
  20. Березина, Александра Викторовна. Особенности формирования межличностного восприятия как условие совершенствования общения у подростков: автореферат диссертации кандидата психологических наук: Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Москва, 2003. 23 с.
  21. В.М. Коллективная рефлексология //Бехтерев В. М. Избранные работы по социальной психологии. М. Наука 1994, 398 с/
  22. И. В. HOMO GAMER Психология компьютерных игр // М.: Независимая фирма «Класс», 2000, -141 с.
  23. Е. П. Степанов С.Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования //Вопросы психологии. 1997.№ 5.
  24. Вербицкая, Татьяна Алексеевна. Влияние системы Интернета на психо-семантическое пространство пользователя: автореферат диссертации кандидата психологических наук: Моск. пед. гос. ун-т. Москва. 2002.16 с.
  25. Ф. М., Войцеховская М. Ф. Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях использования информационных технологий. // Благовещенск: Издательство БГПУ, 2005.
  26. А. Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема. // Социальные и психологические последствия применения информационных технологий. Материалы международной Интернет-конференции 2001., с. 58−68.
  27. А.Е., Митина О. В., Аветисова A.A. Опыт потока в ходе опосредствованных Интернетом групповых ролевых игр // Первая российская конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов. -Казань: КГУ, 2004, с. 54−56.
  28. Волкова М. В. Взаимосвязь рефлексии и уровня притязаний в решении мыслительных задач. Диссертация канд.психол.наук.М. 1998. 184 с.
  29. Е. А. Организация коммуникации школьников в проектной деятельности визуальными средствами информационных31.
Заполнить форму текущей работой