Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Неотложные следственные действия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Классификация неотложных следственных действий по осуществляющим их субъектам (участникам). Субъектами (участниками), осуществляющими неотложные следственные действия по УПК КР являются: прокурор, следователь, начальник следственного отдела, начальник следственного отделения, орган дознания, руководитель следственной группы. Кроме того, неотложные следственные действия могут производиться группой… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 1. Исторический анализ развития норм о производстве неотложных следственных действий
    • 2. Понятие и сущность неотложных следственных действий
    • 3. Классификация неотложных следственных действий
  • ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
    • 1. Производство неотложных следственных действий органом дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно

    § 2. Производство неотложных следственных действий органом дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно и следователем по уголовным делам не своей подследственности.

    ГЛАВА III. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРОКУРОРСКИЙ { НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ПРОИЗВОДСТВА НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

    § 1. Процессуальный контроль руководителей органов расследования за производством неотложных следственных действий.

    § 2. Прокурорский надзор за законностью производства неотложных следственных действий.

    § 3. Судебный контроль за законностью производства неотложных следственных действий.

Неотложные следственные действия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Произошедшие социально-экономические и правовые изменения как в Кыргызской Республике, так и в Российской Федерации повлекли за собой переориентацию ценностей в обществе, где личность, её права и свободы, их соблюдение и защита стали приоритетными направлениями развития этих государств. В обеспечении указанных приоритетных направлений немаловажную роль играют и меры законодательного характера. В частности, в 1999 г. принят новый Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики (далее — УПК КР), в 2001 г. — Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — УПК РФ). В 2002 г. заключено и ратифицировано Соглашение между данными государствами по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по уголовным делам, связанным с пребыванием воинских формирований Российской Федерации на территории Кыргызской Республики.

Сравнительно-правовой анализ уголовно-процессуального законодательства Кыргызской Республики и Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что появление и развитие в них новых процессуальных норм и институтов имеет свои различия.

Законодатель Кыргызской Республики, упразднив ранее в действовавшем УПК производство неотложных следственных действий, производимых органами дознания (дознавателями), уполномочил проводить неотложные следственные действия по делам не своей подследственности только следователя (ч. 2 ст. 164). Взамен органам дознания предоставлено право производства неотложных действий лишь непроцессуального характера (ст. 157 УПК КР), что, на наш взгляд, недостаточно для своевременной и эффективной борьбы с преступностью.

В отличие от Кыргызской Республики, УПК РФ пошёл по пути совершенствования правового регулирования производства неотложных следственных действий в уголовном судопроизводстве, предусмотрев его как вид деятельности органов дознания, осуществляемый после возбуждения уголовного дела в течение десяти суток (на первоначальном этапе расследования преступлений), а также деятельности следователя, дознавателя по уголовным делам, им неподследственным.

Вместе с тем, в УПК РФ, на наш взгляд, не вполне детально и не всегда логически последовательно сконструированы нормы, регламентирующие производство «неотложных следственных действий.

Материалы диссертационного исследования свидетельствуют, что производство неотложных следственных действий в Кыргызской Республике и Российской Федерации осложняется не только несовершенством законодательной базы, допускающей неоднозначное толкование соответствующих правовых норм, но и явным дефицитом научных исследований, учебных пособий и методических рекомендаций, посвященных данной-сфере деятельности органов предварительного следствия и органов дознания.

В связи с этим, в настоящее время актуальным является, сравнительное исследование уголовно-процессуальных норм о неотложных следственных действиях по законодательству Кыргызской Республики и Российской Федерации. В том числе, интерес представляют: история развития" соответствующих процессуальных нормстановление понятия неотложных следственных действий, изучение сущности и субъектов, их осуществляющихразработка уголовно-процессуальной характеристики и" классификации неотложных следственных действийвыявление особенностей процессуального контроля и надзора за законностью их производства.

Степень разработанности темы исследования. Уголовно-процессуальным и криминалистическим аспектам неотложных следственных действий посвящено немало работ учёных, в основном российских. В рамках Устава уголовного судопроизводства 1864 г. проблемами следственных действий, не терпящих отлагательства, занимались С. И. Викторский, С. А. Гисси, A.A. Квачевский, В. К. Случевский, И .Я. Фойницкий и др.

В советский период проблемам неотложных следственных действий посвящены работы Э. Г. Алиева, А. И. Бастрыкина, C.B. Болотина, И. Ф. Демидова, A.M. Донцова, А. П. Кругликова, В. И. Куклина, Г. Д. Луковникова, В. А. Михайлова, JI.B. Павлухина, И. А. Попова, А. Б. Сергеева, М.С. Строго-вича, B.C. Чистяковой, В. И. Швецова, А. Я. Якупова и др.

В постсоветский период вопросы, касающиеся неотложных следственных действий, рассматривались в работах О. В. Айвазовой, О. П. Александровой, Т. В. Барсуковой, JI.B. Казариновой, В. А. Михайлова, С. Б. Российского, P.A. Шахнавазова, И. В. Шабетя, С. Н. Якушева, С. Н. Ярышева и др.

Однако специальному сравнительному исследованию проблемы неотложных следственных действий по законодательству Кыргызской Республики и Российской Федерации до сих пор не подвергались. Не исследовались также нормы, регламентирующие процессуальный контроль и прокурорский надзор за законностью производства неотложных следственных действий. Кроме того, следует отметить, что принятие федеральных законов от 05 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и «О прокуратуре Российской Федерации», от 06 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и от 27 июля 2007 № 214-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» повлекло за собой изменение правового регулирования производства неотложных следственных действий в УПК РФ. Указанные нормы не подвергались исследованию до настоящего времени.

Совокупность изложенных выше данных и сопряжённых с ними обстоятельств свидетельствует о важности и практической значимости теоретических разработок проблем неотложных следственных действий в Кыргызской Республике и Российской Федерации в сравнительно-правовом аспекте, что и обусловило выбор автором темы настоящего диссертационного исследования.

Объектом исследования являются уголовно-процессуальные отношения, возникающие в связи с производством неотложных следственных действий в ходе предварительного расследования в Кыргызской Республике и Российской Федерации.

Предметом исследования являются особенности регламентации неотложных следственных действий по уголовно-процессуальному законодательству Кыргызской Республики и Российской Федерации, иные взаимосвязанные с ними нормы и правовая теория, изучающая проблемы таких действий, а также материалы следственной практики и разработки по теме диссертации.

Целью данного диссертационного исследования* является сравнительное исследованиенорм, регламентирующих производство неотложных следственных действий, и разработка на этой основе научно обоснованных предложений и рекомендаций по" совершенствованию уголовно-процессуального законодательства Кыргызской Республики и Российской* Федерации, а также оптимизация практики производства неотложных следственных, действий.

Достижение поставленных целей обусловливает необходимость выделить и решить следующие задачи:

— провести историко-правовой анализ развития нормативного регулирования производства неотложных следственных действий в уголовном процессе Кыргызской Республики и Российской Федерации;

— сформировать авторское понятие неотложных следственных действий, определить их сущность, а также выявить отличия^ от смежных понятий (первоначальных следственных действийследственных действий, проводимых в случаях, не терпящих отлагательства);

— классифицировать неотложные следственные действия;

— дать характеристику отдельным видам неотложных следственных действий’и выявить особенности правового регулирования их производстваизучить особенности процессуального контроля руководителями органов расследования, прокурорского надзора и судебного контроля за законностью производства неотложных следственных действийразработать предложения по оптимизации норм, регламентирующих производство неотложных следственных действий, а также иных, связанных с ними норм уголовно-процессуального закона Кыргызской Республики и Российской Федерации.

Методологическая база и методы, использованные в исследовании. Методологической основой данной работы послужилдиалектико-материалистический метод познания изучаемых явлений. При исследовании использовались методы конкретно-исторического, формально-логического, системно-структурного и сравнительно-правового анализа.

Кроме того, в исследовании применялись методы научного познанияизучение научной и специальной литературы, анкетирование, опрос, наблюдение, обобщение данных, полученных в Кыргызской Республике и Российской Федерации.

Основополагающее значение для разработки исследуемых проблем имеют положения Конституций Кыргызской Республики и Российской Федерации, международных правовых актов, законодательных и подзаконных актов обоих государств, следственная и судебная практика, а также труды известных российских ученых в области уголовного процесса и криминалистики: O.A. Баева, Б. Т. Безлепкина, P.C. Белкина, В. П. Божьева, А. Ф. Волынского, В. Н. Григорьева, Л. Я. Драпкина, И. Ф. Демидова, Н. В. Жогина, A.A. Закатова, А. Н. Колесниченко, Н. И. Кулагина, В. П. Лаврова, A.M. Ларина, И. М. Лузгина, В. А. Михайлова, И. Л. Петрухина, М. С. Строговича, A.A. Чу-вилева, B.C. Чистяковой, С. А. Шейфера, A.B. Шмонина, Н. П. Яблокова и др.

Научная новизна состоит в том, что автором проведено комплексное сравнительное исследование неотложных следственных действий в контексте уголовно-процессуального законодательства Кыргызской Республики и Российской Федерации.

Наиболее значимыми результатами исследования являются:

— ретроспективный анализ уголовно-процессуального регулирования неотложных следственных действий по УПК Кыргызской Республики и Российской Федерации;

— авторское определение понятия неотложных следственных действий;

— теоретическое обоснование разновидностей неотложных следственных действий;

— предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования производства неотложных следственных действий;

— практические рекомендации по совершенствованию процессуального контроля и надзора за законностью производства неотложных следственных действий.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Теоретический вывод о том, что развитие уголовно-процессуальных норм, регламентирующих производство неотложных следственных действий по УПК КР и УПК РФ, прошло совместный путь от осознания необходимости такого регулирования до расхождения в его путях и средствах, что обусловлено существующими отличительными особенностями систем предварительного расследования в Кыргызской Республике и Российской Федерации.

2. Авторское определение понятия неотложных следственных действий как следственных действий, осуществляемых в досудебном производстве уполномоченными на их производство участниками уголовного судопроизводства по уголовным делам не своей подследственности, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования, а также установления лиц, совершивших преступление.

3. Выявлены и сформулированы отличительные признаки понятий: «неотложные следственные действия», «первоначальные следственные действия» и «следственные действия, проводимые в случаях, не терпящих отлагательства».

4. Обоснование положения о том, что понятие «первоначальные следственные действия» в правоотношениях Кыргызской Республики и Российской.

Федерации относится к уголовно-процессуальной категории, что обеспечивает единство процессуальных форм и методов уголовного преследования.

5. Обоснование необходимости введения в основные понятия УПК КР процессуальных категорий «следственные действия», «иные процессуальные действия», «первоначальные следственные действия», а также сформулированные авторские определения данных понятий.

6. Классификация неотложных следственных действий по осуществляющим их субъектам (участникам). Субъектами (участниками), осуществляющими неотложные следственные действия по УПК КР являются: прокурор, следователь, начальник следственного отдела, начальник следственного отделения, орган дознания, руководитель следственной группы. Кроме того, неотложные следственные действия могут производиться группой из числа должностных лиц органов дознанияпо УПК РФ — руководитель следственного органа, следователь, следователь-криминалист, орган дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель, руководитель следственной группы. Кроме того, неотложные следственные действия могут производиться руководителем группы дознавателей.

7. Обоснована дифференциация на текущие и последующие формы процессуального контроля руководителей органов расследования, прокурорского надзора и судебного контроля за законностью производства неотложных следственных действий. Выявлены различия процессуального контроля, прокурорского надзора и судебного контроля за законностью производства неотложных следственных действий по законодательству Кыргызской Республики и Российской Федерации.

8. В целях совершенствования правового регулирования неотложных следственных действий сформулированы предложения по внесению изменений и дополнений в уголовно-процессуальное законодательство Кыргызской Республики:

8.1. Новая редакция ст. 157 УПК КР, предусматривающая возможность производства неотложных следственных действий органами дознания, которые в настоящее время уголовно-процессуальным законом Кыргызской Республики таким правом не наделены, а также возможность органа дознания' при исполнении отдельного поручения следователя выйти за его пределы в случае необходимости совершить неотложные следственные действия;

8.2. Дополнить ч. 2 ст. 164 УПК КР положением об установлении единообразного срока (5 суток) для производства неотложных следственных действий и передачи уголовного дела по подследственности с момента, когда следователь или дознаватель установил, что данное уголовное дело ему неподследственно.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется актуальностью и новизной исследованных проблем применительно к особенностям производства неотложных следственных действий органами расследования Кыргызской Республики и Российской Федерации.

Теоретическое значение выражается и в углубленном комплексном сравнительном исследовании данной проблемы, позволившим системно рассмотреть её во взаимосвязи с положениями, ранее выработанными в уголовно-процессуальной науке Кыргызской Республики и Российской Федерации, и, в определенной мере, восполнить имеющиеся пробелы.

Результаты исследования, научно-теоретические и практические положения, изложенные в диссертации, могут быть использованы при проведении дальнейших научных исследований, совершенствовании УПК КР и УПК РФ, в практической деятельности органов расследования, а также при преподавании в юридических вузах Кыргызской Республики и Российской Федерации дисциплин «Уголовно-процессуальное право» и «Криминалистика».

Обоснованность и достоверность результатов диссертационного исследования обеспечены тем, что нормы, регламентирующие неотложные следственные действия, изучены системно, комплексно, с использованием различных областей знаний, прежде всего уголовного процесса и криминалистики.

Кроме того, достоверность полученных результатов достигается применением сравнительно-исследовательского подхода и конкретным комплексом рекомендаций по совершенствованию правового регулирования неотложных следственных действий в Кыргызской Республике и Российской Федерации.

Теоретические положения и выводы основаны на результатах проведенного исследования и"репрезентативного изучения: данных опроса по специально разработаннойавтором анкете. В г. Бишкек (Кыргызской Республике) проанкетировано 75 следователей, что составляет 62% от общего числа, 122 работника органов дознания — 82% от общего числа, из них: 67 оперативных работников уголовного розыска — 54,1%, 55 участковых уполномоченных милиции — 55,9%, а также-35 судей — 63% от общего числа, 27 прокуроров — 69% от общего-числа и<33 адвоката — 60% от общего числа.

В Российской Федерации проанкетированы 152 руководителя органов внутренних дел субъектов РФ, из них: 52 — служб уголовного розыска, 30 -подразделений по борьбе с экономическими преступлениями, 40 — подразделений милиции общественной безопасности и 30 — экспертных подразделенийматериалов 107 уголовных дел, расследованных следователями ОВД г. Бишкек (Кыргызской Республики), в том числе по грабежам (ст. 167) -40%, разбоям (ст. 167) — 21%, убийствам (ст. 94) — 5%, нанесения тяжких телесных повреждений (ст. 104) — 17%, изнасилований (ст. 129) — 9%, мошенничеств (ст.166) — 15%- статистических материалов, справок и других данных Главного Следственного-управления МВД Кыргызской Республики и Следственного комитета при* МВД России, содержащих информацию о состоянии и тенденциях производства неотложных следственных действий в ходе предварительного расследования.

Кроме того, при написании диссертации автором учитывался и собственный семилетний опыт работы в органах внутренних дел в должностях оперуполномоченного уголовного розыска и следователя.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в пяти опубликованных статьях. Материалы диссертационного исследования обсуждались на кафедре управления органами расследования преступлений Академии управления МВД России (октябрь 2009 г.) и на кафедре уголовного процесса Академии МВД Кыргызской Республики (май 2009 г.).

Отдельные положения, выводы и предложения апробированы путем внедрения в практическую деятельность Главного следственного управления МВД Кыргызской Республики, в учебный процесс Академии МВД Кыргызской Республики, Юридического института Кыргызского национального университета имени Жусупа Баласагына при преподавании дисциплины «Уголовный процесс».

Структура диссертации обусловлена кругом исследуемых проблем и отвечает поставленным целям и задачам. Она состоит из введения, трёх глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационное исследование на избранную тему является первой монографической работой, в которой комплексно, с учетом позиций международного, конституционного, уголовно-процессуального права Российской Федерации и Кыргызской Республики, а также криминалистических исследований, проведено сравнительное исследование нормативного регулирования неотложных следственных действий по законодательству Кыргызской Республики и Российской Федерации. Проведенный нами анализ поставленной проблематики позволил сформулировать основные выводы и обосновать эмпирическим материалом предложения по совершенствованию норм уголовно-процессуального законодательства обоих государств, регламентирующих производство неотложных следственных действий.

1. В результате изучения норм, регулирующих неотложные следственные действия в Кыргызской Республике и Российской Федерации в исторической ретроспективе автор заключает, что развитие таких норм связано с положениями Устава уголовного судопроизводства Российской Империи (1864 г.), где использовался термин «следственные действия, не терпящие отлагательства» (ст. 258), с положениями УПК РСФСР 1923 г. о «действиях, необходимых для обеспечения дальнейшего расследования» (ст. 103), а также положениями УПК РСФСР и УПК Киргизской ССР 1960 г., в которых впервые появилось понятие «неотложные следственные действия» (ст. 119 и ст. 106 соответственно). Но, несмотря на общие истоки исторического развития неотложных следственных действий, современные законодатели Кыргызской Республики и Российской Федерации выбрали полярные позиции процессуального регулирования неотложных следственных действий.

2. Выявлены недостатки в действующей редакции понятия неотложных следственных действий в УПК РФ, определено соотношение со смежными категориями (первоначальные следственные действия и следственные действия, проводимые в случаях, не терпящих отлагательства). В современный период необходимо предусмотреть в УПК РФ и УПК КР комплекс понятий: «следственные действия», «иные процессуальные действии», «первоначальные следственные действия».

Под неотложными следственными действиями предлагается понимать следственные действия, осуществляемые уполномоченными УПК РФ (или УПК КР) участниками уголовного судопроизводства в досудебном производстве по уголовным делам не своей подследственности, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования, а также установления лиц, совершивших преступление. Неотложные следственные действия могут производиться следователем, органом дознания, дознавателем (органом ограниченной компетенции), следственной группой (группой дознавателей).

3. Исследуя формы неотложных следственных действий, предлагаем их классифицировать на основе субъекта (участника) производства таких действий (по законодательству Российской Федерации). Первая группа включает производство неотложных следственных действия органом дознания (органом дознания ограниченной компетенции), вторая — дознавателем, третья — следователем, четвертая — следователем-криминалистом, пятаяруководителем следственной группы (руководителем группы дознавателей). Каждая из указанных групп должна быть дифференцирована на подгруппы, в основе которых находится определенная категория уголовных дел (уголовные дела, по которым предварительное следствие обязательно, уголовные дела, по которым предварительное следствие не обязательно).

По аналогичному основанию неотложные следственные действия по УПК КР можно классифицировать на осуществляющие: 1) следователем, 2) руководителем следственной группы, (группой должностных лиц из числа органов дознания), 3) начальником следственного отдела, начальником следственного отделения, 4) органом дознания, 5) прокурором.

4. Отличие терминов «неотложные следственные действия» и «следственные действия, не терпящие отлагательства» в уголовно-процессуальном смысле сводится к следующему. Если неотложные следственные действия могут проводиться только субъектами (участниками) по уголовным делам, им не подследственным, то следственные действия, не терпящие отлагательств, как правило, проводятся теми субъектами (участниками), у которых находится уголовное дело в производстве. Основным признаком первоначальных следственных действий является производство таких действий на первоначальном этапе расследования, т. е. с момента возбуждения уголовного дела до предъявления обвинения.

5. В УПК КР и УПК РФ отсутствует процессуальное понятие первоначального следственно действия. В этой связи, в ст. 5 УПК РФ и в ст. 5 УПК КР предлагается дополнить нормой следующего содержания: первоначальные следственные действияэто следственные действия, проводимые с целью формирования доказательств, необходимых и достаточных для первоначального предъявления обвинения".

6. Целями неотложных следственных действий является: а) предотвращение возможности утраты следов преступления, б) установления лиц, совершивших преступление. Данные цели напрямую связаны с предотвращением возможности утраты доказательств по уголовному делу, возвращения похищенного имущества, стремления лица, скрыться от следствия, дознания и суда и т. п.

7. Критерием неотложности следственных действий могут выступать следующие обстоятельства:

— невозможность отложить производство следственных действий без ущерба для расследования на более позднее время;

— невозможность по объективным причинам осуществить производство таких действий органом расследования по уголовным делам, им неподследственным;

— необходимость незамедлительного обнаружения и фиксации следов преступления, а также установления лиц, совершивших преступление.

8. Авторское определение понятия «неотложных следственных действий» как следственных действий, осуществляемых уполномоченными УПК РФ (УПК КР) участниками уголовного судопроизводства в досудебном производстве. В этой связи п. 19 ст. 5 УПК РФ предлагается изложить в следующей редакции:

19 неотложные следственные действия — следственные действия, осугцествляемые уполномоченными настоящим Кодексом участниками уголовного судопроизводства в досудебном производстве по уголовным делам не своей подследственности, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования, а также установления лиц, совершивших преступление".

Также следует дополнить ст. 5 УПК КР отдельным пунктом с аналогичным содержанием.

9. Процессуальными признаками неотложных следственных действий являются: 1) безотлагательность- 2) производство таких действий субъектом (участником) только по неподследственной ему категории уголовных дел- 3) осуществления их с целью: предотвращения возможности утраты следов преступленийустановления лиц, совершивших преступление.

В этой связи считаем целесообразным наделить органы дознания правом производства неотложных следственных действий и дополнить в УПК КР соответствующей статьей. С учетом проведенного в настоящем исследовании анализа субъектов (участников), осуществляющих неотложные следственные действия, предложено внести следующие изменения в ст. 157 УПК КР:

Ст. 157. Производство неотложных следственных действий.

1. При наличии признаков преступления орган дознания в порядке, установленном статьей 158 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

2. Неотложные следственные действия производят:

1) органы внутренних дел Кыргызской Республики по всем уголовным делам, независимо от подследственности;

2) командиры воинских частейпо уголовным делам о преступлениях, указанных в части б статьи 163 настоящего Кодекса и совершенных военнослужащими, гражданалш, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Кыргызской Республики, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреэ/сде-ния, гарнизона;

3) органы национальной безопасности только по уголовным делам, подследственным следователям органов СНБ в частях 4, 7 и 8- 11 статьи 163 настоящего Кодекса;

4) начальники учреждений и органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции;

5) органы Государственной противопожарной службы;

6) таможенные органы по уголовным делам о таможенных преступлениях, указанных в частях 8−11 статьи 163 настоящего Кодекса;

7) органы финансовой полиции по уголовным делам, указанных в частях 3, 8, 10 статьи 163 настоящего Кодекса;

8) командиры пограничных частей по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным пересечением Государственной границы, указанным в части 4 статьи 163 настоящего Кодекса;

9) начальники геологоразведочных партий, экспедиций и начальники зимовок в отдаленных местностях по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок".

10. Учитывая отсутствие законодательного закрепления полномочий органов дознания Кыргызской Республики на производство неотложных следственных действий и В целях повышения эффективности предварительного следствия предложена новая редакция ст. 157 УПК КР, в которой предусмотрена возможность органу дознания возбуждать уголовные дела и производить по ним неотложные следственные действий, определен срок (5 суток) производства таких действий по истечению которого дело передается руководителю следственного подразделения. Соответственно ч. 3 ст. 157 УПК РФ необходимо изложить в следующей редакции:

3. После производства неотложных следственных действий и не позднее 5 суток со дня возбуэюдения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного подразделения".

11. Необходимо дополнить ст. 157 УПК РФ и ст. 157 УПК КР положениями, предоставляющим право органу дознания по уголовному делу, находящегося в производстве у следователя, в случаях, не терпящих отлагательства и невозможности в течении трех часов связаться и получить от следователя поручения, проводить неотложные следственные действия. Кроме того, эти дополнения связаны с предоставлением права органу дознания выйти за пределы поручения следователя и совершить неотложные следственные действия в случаях, не терпящих отлагательства.

В целях повышения результативности неотложных следственных действий производимых по поручению органа расследования, предложено дополнить ч. 4 ст. 157 УПК РФ, а также авторскую редакцию ст. 157 УПК КР, следующим положением о возможности органа дознания при исполнении отдельного поручения следователя выйти за его пределы:

1) В случаях, не терпящих отлагательства, орган дознания вправе проводить неотложные следственные действия по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя, если в течение трех часов невозможно связаться со следователем и получить его поручение на производство указанных действий".

12. По законодательству Российской Федерации, неотложные следственные действия, проводимые органом дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, можно классифицировать следующим образом:

1. Производство неотложных следственных действий органом дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно (п. 19 ст. 5, ч. 2, 3 ст. 40, ст. 157, УПК РФ).

2. Производство неотложных следственных действий органом дознания по поручениям начальника органа дознания (п. 17 ст. 5 УПК РФ), руководителя следственного органа (ч. 2 ст. 39), руководителя следственной группы (ст. 163 УПК РФ), следователя (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 4 ст. 157, ч. 1 ст. 152, ч. 1 ст. 453 УПК РФ), а также по международным поручениям следователя иностранного государства (ч. 1 ст. 453 УПК РФ).

По законодательству Кыргызской Республики неотложные следственные действия могут проводиться органом дознания по поручению следователя (п.п. 7, 8 ч. 1 ст. 36, п. 5 ч. 2 ст. 38 УПК КР), начальника следственного отдела, отделения и их заместителей, руководителя следственной группы (ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 167, ч. 1 ст. 168 УПК КР).

13. Неотложные следственные действия должны проводиться органами дознания не только на первоначальном этапе расследования, но и на последующих этапах досудебного производства по поручению следователя. В связи с изложенным предлагаем дополнить ч. 1 ст. 157 УПК РФ абзацем вторым в следующей редакции:

В случае, если при выполнении неотложных следственных действий будут установлены признаки преступления по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно, производство которых относится к компетенции иных органов дознания, об этом незамедлительно уведомляется начальник данного органа, который до направления уголовного дела прокурору в случае необходимости должен обеспечить участие в их выполнении подчиненных ему долэ/сностных лиг}, из числа органов дознания".

14. Орган дознания и дознавателя необходимо наделить правом давать поручения о производстве следственных и иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Таким образом, целесообразно изменить редакцию ч. 1 ст. 157 и после слова «следователь» дополнить словом «дознаватель».

15. В целях исключения неоправданной траты процессуального времени, медлительности и волокиты при производстве расследования считаем целесообразным установить срок производства неотложных следственных действий, проводимых следователем и дознавателем, до 5-ти суток. Как следствие предлагается в ч. 5 ст. 152 УПК РФ после слов «ему не подследственно» дополнить словами «в теченне 5 суток», далее по тексту. В ч. 2 ст. 164 УПК КР после слов «производит неотложные следственные действия» дополнить слова «в течение 5 суток» далее по тексту.

16. Поручения, направленные органу дознания соответствующего ведомства другой территориальной подследственности, иногда длительное время не выполняются, что приводит к утрате не только дефицитного времени. но и доказательств по уголовному делу. В целях восполнения процессуальной экономии, повышения всесторонности, объективности и полноты расследования предлагаем:

— в п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ после слов «органу дознания» дополнить словосочетанием «своей территориальной подследственности, а такэюе другой территориальной подследственности»;

— в п. 8 ч. 1 ст. 36 УПК КР после слов «органу дознания» дополнить словосочетанием «своей территориальной подследственности, а также другой территориальной подследственности», здесь же после слов «следственных действий» добавить слова «и другие процессуальные действия».

17. Процессуальный контроль и прокурорский надзор за законностью производства неотложных следственных действия обладает спецификой, связанной с ограниченными сроками производства таких действий и проявляется в следующих формах:

1) процессуальный контроль руководителя следственного органа, начальника органа дознания (текущий процессуальный контроль, рассмотрение жалоб на незаконное производства неотложных следственных действия);

2) прокурорский контроль (текущий прокурорский надзор за производством неотложных следственных действий дознавателями, текущий прокурорский надзор за производством неотложных следственных действий следователями, рассмотрение жалоб на незаконное производства неотложных следственных действии);

3) судебный контроль (контроль за производством неотложных следственных действий, рассмотрение жалоб на незаконное производства неотложных следственных действия).

18. В целях эффективного контроля за деятельностью органов дознания и дознавателя по производству неотложных следственных действий целесообразно наделить начальника органа дознания и начальника подразделения дознания полномочиями вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений органа дознания и дознавателя при производстве неотложных следственных действий. Для реализации обозначенного обстоятельства предлагаем дополпить ст. 40. 1 УПК РФ пунктом следующего содержания: вносить прокурору ходатайство об исключении доказательства, полученные с нарушением требований настоящего Кодекса дознавателем".

19. Анализ норм, регламентирующих производство неотложных следственных действий в Кыргызской Республики и Российской Федерации, позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования действующего уголовно-процессуального законодательства обоих стран. В целях приведения положений Уголовно-процессуального закона в соответствие с потребностями практики м предлагаем в ч. 1 ст. 152 УПК РФ после слова «следователь» указать слово «дознаватель». Дополнительно следует дополнить ч. 1 ст. 152 третьим предложением в следующей редакции:

В случае необходимости производства неотложных следственных действий следователь, дознаватель вправе самостоятельно определять предельный срок выполнения поручения".

20. Для повышения эффективности предварительного расследования и исключения волокиты дополнить ч. 2 ст. 164 УПК КР и ч. 5 ст. 152 УПК РФ положением об установлении срока (5 суток) для производства неотложных следственных действий и передачи уголовного дела по подследственности с момента, когда следователь или дознаватель установил, что данное дело ему неподследственно.

21. Ст. 5 УПК КР дополнить отдельными пунктами следующего содержания:

Начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве неотложных следственных и других процессуальных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом".

Руководитель следственного подразделения — должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель".

22. Кроме этого, УПК КР необходимо дополнить статьей 38.1 регламентирующей полномочия начальника органа дознания.

23. Дополнить ч. 1 ст. 37 УПК КР абзацем вторым в следующей редакции:

Руководитель следственного подразделения осуществляет контроль за законностью и обоснованностью неотложных следственных действий следователя".

24. УПК РФ не содержит нормы относительно полномочий начальника органа дознания, в этой связи считаем целесообразным дополнить УПК РФ статьей 40.2 регламентирующей полномочию начальника органа дознания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Кыргызской Республики от 21 октября 2007 г. // Слово Кыргызстана. — 2007 г. № 157.
  2. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993 г. № 237.
  3. Федеральный закон от 29 мая 2002 г. № 59-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. РФ. 2002. № 22. — Ст. 2028.
  4. Федеральный закон от 29 мая 2002 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовно- процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. 2002. № 98.
  5. Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. -2007. № 122.
  6. Федеральный закон от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. 2007. № 123.
  7. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026−1 «О милиции» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16.-Ст. 503.
  8. Уголовно-процессуальный кодекс Киргизской ССР 1961 г. -Фрунзе: Типография ХОЗУ Совмина Кирг. ССР, 1977. 413 с.
  9. Уголовно-процессуальный кодекс Киргизской ССР 1961 г. (с изм. и доп. по состоянию на 01 декабря 1994 г.). Бишкек: Нормативные акты Кырг. Респ., 1994. — 244 с.
  10. Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики 1999 г. // Ведомости Жогорку Кенеша, 1999. № 10. — Ст. 442.
  11. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (1922 г.) // СУ РСФСР.1922. № 20−21.
  12. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (1923 г.) // СУ РСФСР.1923. № 7.
  13. Федеральный закон РФ от 17 января 2002 г. № 2202−1 «О Прокуратуре» // Ведомости Съезда народных депутатов. 1992. № 8.Ст. 366.
  14. Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 26 декабря 2008) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Консультант плюс.
  15. Закон Кыргызской Республики от 18 декабря 1993 г. № 1341-XXII «О прокуратуре» // Слово Кыргызстана. 1993. № 185.
  16. Пункты Генерал-полицмейстеру 1718 г. // ПСЗ. 1830. Т. V. № 3203. -С. 569−571.
  17. Устав уголовного судопроизводства 1864 г. Петроград: Госуд. типография, 1914.-447 с.
  18. Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября- 1991 г. «О Концепции судебной реформы в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44. — Ст. 1435.
  19. Приказ Генерального прокурора Кыргызской Республики, от 3 марта 2000 г. № 3 «Об организации прокурорского надзора за раскрытием и расследованием преступлений» // Информационный бюллетень ГСУ МВД Кыргызской Республики. Бишкек. — 2000. № 1.
  20. Приказ МВД Кыргызской Республики от 18 мая 2004 г. № 404 «О введении в действие Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции» // Информационный бюллетень ГСУ МВД Кыргызской Республики. Бишкек. — 2004. № 2.
  21. Приказ МВД Кыргызской Республики от 16 апреля 2001 г. № 156 «Об утверждении критериев оценки деятельности органов внутренних дел Кыргызской Республики» // Информационный бюллетень ГСУ МВД Кыргызской Республики. Бишкек. — 2001. № 1.
  22. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 06 сентября 2007 г. № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельности органов дознания» // Законность. 2007. № 11.
  23. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 06 сентября 2007 г. № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // Законность. -2007. № 11.
  24. Приказ Следственного комитета при прокуратуре РФ от 07 сентября 2007 № 6 «О мерах по организации предварительного следствия» // Консультант плюс.
  25. Приказ МВД РФ от 2 марта 2009 г. № 10 «О процессуальных полномочиях руководителей следственных органов» // Консультант Плюс.
  26. Учебники, учебные пособия, монографии
  27. Т. Становление, развитие и некоторые проблемы дальнейшего совершенствования уголовного- процессуального законодательства Узб. ССР. Ташкент: Ташкентский Государственный университет им. В. И. Ленина, 1983. — 248.
  28. Г. Расследование преступлений. Ташкент: Высшая школа МВД СССР, 1986. — 191 с.
  29. Н. С., Бастрыкин А. И., Даев В. Г. и др. Советский уголовный процесс / Под ред. Н. С. Алексеева, В. З. Лукашевича. — Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1989. 472 с.
  30. О.Я. Криминалистическая тактика и уголовно-процессуальный закон. Воронеж: Воронежский государственный университет, 1977.- 115 с.
  31. P.C. Курс криминалистики. -М.: «Юрист», 1997. Т. 3 480с.
  32. P.C. Курс криминалистики: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001. — 837 с.
  33. P.C. Курс советской криминалистики. М.: Академия МВД СССР, 1979. Т. 1. — 407 с.
  34. Ю. Н. Рябоконь В.В. Производство следственных действий: Учебное пособие. М.: МССШМ МВД СССР, 1990 — 65 с.
  35. И.Е. Процессуальные и тактические вопросы проведения следственных действий. Волгоград: Изд-во Высшей следственной школы, 1977.-95 с.
  36. В.В. Уголовный процесс. Конспект лекций. Спб.: Питер, 2002.-491 с.
  37. С.И. Русский уголовный процесс/Вступит, ст. Куцо-вой Э. Ф. Юр. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова. М.: Юрид. бюро «Городец», 1997.-448 с.
  38. .В. Российское законодательство Х-ХХ веков. Судебная реформа. В 9-ти томах. М.: «Юрид. лит.», 1991. Т. 8. — 496 с.
  39. Владимирский- Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. -Ростов-н/Д.: «Феникс», 1995.-640 с.
  40. А.К. Раскрытие преступлений на предварительном следствии (правовые и организационные вопросы). — Волгоград: НИиРИО ВСШ МВД СССР, 1976.-207 с.
  41. А.К., Ефимичев С. П., Михайлов В. А., Туленко П. М. Следственные действия по советскому уголовно- процессуальному праву. Учебное пособие. Волгоград: Издательство НИиРИО, 1975. — 112 с.
  42. .Я. Досудебное производство по уголовно — процессуальному кодексу Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Следственный комитет при МВД России, 2003. — 368 с.
  43. .Я. Обеспечение конституционных прав и свобод человека гражданина в досудебном производстве. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. — 368 с.
  44. А.Ю. Криминалистическая систематика. Монография / Под общ. Ред: Яблокова Н. П. М.: ЛексЭст, 2002. — 335 с.
  45. А.Ю. Теоретические основы и актуальные проблемы криминалистической системы. М., 2003. 350 с.
  46. В.Н. Обнаружение признаков преступления органами внутренних дел. МВД ССР. Ташкент: Ташкентская высшая школа, 1986. -90 с.
  47. В.Н. Уголовный процесс: Сборник учебных пособий. Особенная часть. Вып.2. М.: Академия МВД, 1998. — 285 с.
  48. В.Н., Прушинский Ю. В. Первоначальные действия при получении сведений о преступлении (процессуальные и организационно- правовые формы). Учебное пособие. М.: Изд-во ЮИ МВД РФ, 2002. -104 с.
  49. В.Г., Маршунов М. Н. Основы теории прокурорского надзора.-Л.: ЛГУ, 1990.- 136 с.
  50. И.Ф. Проблема прав человека в российском уголовном процессе (концептуальные положения). М.: Ген. прокурора РФ, НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 1996. — 93 с.
  51. Т. Верные отчизне. Из истории рабочее-крестьянской милиции в Туркестане (1917 1924 гг.). — Ташкент: «Узбекистан», 1968. -325 с.
  52. Дознание в органах внутренних дел: Учебное пособие / Под ред. A.A. Чувилева М.: Изд-во МВШМ МВД СССР, 1986. — 148 с.
  53. А.Н., Малыгин, А .Я. Полиция и милиция России (очерки истории). М.: Мое. гос. историко-архивный ин-т, 1993. — 316 с.
  54. A.C., Арестова E.H. Дознание в органах внутренних дел: Учебное пособие. М.: Издательство «Щит-М», 2004. — 128 с.
  55. П.С. Следственные действия по уголовно-процессуальному кодексу РФ. Теория и практика. Научно-практическое пособие. М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2008. — 126 с.
  56. Н.В., Фаткулин Ф. Н. Предварительное следствие в советском уголовном процессе. М.: «Юрид. лит.», 1965. — 367 с.
  57. История отечественного государства и права. Ч. 2. Учебник / Под редакцией О. И. Чистякова. М.: Из-во «Бек», 1997. — 496 с.
  58. Г. С., Соловьев А. Б. Проблемы эффективности следственных действий. -Ереван.: Изд-во Ереван, ун-та, 1987. -216 с.
  59. В.В. Следственные действия: Учебно-методическое пособие. Омск: Омская Академия, 2001. — 104 с.
  60. М.А. Прокурорский надзор за обеспечением прав личности при расследовании преступлений. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1981. — 167 с.
  61. З.Ф. Дознание в органах милиции. Воронеж.: Воронежский университет, 1964. — 37 с.
  62. H.H. Судебный контроль в уголовном судопроизводстве России. Монография. Нижний Новгород.: Нижегор. правовая акад, 2002. — 331 с.
  63. В.Я. Общие положения криминалистической тактики // Криминалистика / Под ред. Н. П. Яблокова. М.: Юрист, 1999. — 716 с.
  64. И. И. Модогоев A.A. Организация контроля, методический и практической помощи при раскрытии и расследовании преступлений. М.: Академия МВД России, 1991. — 24 с.
  65. А.Н. Общие положения методики расследования отдельных видов преступлений: Текст лекции. Харьков: Юрид. ин-т, 1976. -28 с.
  66. H.A. Оперативный судебный контроль в уголовном процессе. М.: ИГ «Юрист», 2008. — 416 с.
  67. H.A. Судебный контроль в стадии предварительного расследования: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 303 с.
  68. А.П. Правовое положение органов и лиц, производящих дознание, в советском уголовном процессе: Учебное пособие. — Волгоград.: Высшая следств. шк., 1986. 44с.
  69. И. Ф. Бастрыкин А.И. Розыск, дознание, следствие. Л.: Изд-во. Ленингр. ун-та., 1984. — 216 с.
  70. Н.И., Лемента П. В., Карлеба В. А., Кравченко В. Г. Ведомственный процессуальный контроль в системе предварительного следствия органов внутренних дел: Учебное пособие. Краснодар, 2001. — 142 с.
  71. Курс уголовного судопроизводства: Учеб. В 3 т. / Под ред. В. А. Михайлова. Досудебное производство М.: Изд. МПСИ- Воронеж: Изд. НПО «Модэк». Т. 2. 2006. — 854 с.
  72. Курс уголовного судопроизводства: Учеб.: В 3 т. / Под ред. В. А. Михайлова. Общие положения уголовного судопроизводства. — М.: Изд. МПСИ- Воронеж: Изд. НПО «Модэк», 2006. Т. 1. 824 с.
  73. А. М. Расследование по уголовному делу. Планирование, организация. М.: Юрид. лит, 1970. 224 с.
  74. И. М. Расследование как процесс познания. М.: ВШ МВД СССР, 1969.- 177 с.
  75. Ю.А. Новая уголовно- процессуальная политика. Монография. Ростов на-Дону.: Ростовский Гос. Ун-тет, 1992. — 96 с.
  76. В.В. История милиции Российской Федерации (19 171 934 гг.): Хрестоматия. Ростов н / Д: РЮИ МВД России, 2001. — 263 с.
  77. А.Я. Дознание по уголовным делам о преступлениях, подследственных следователям: Учебное пособие. М.: МВД РФ ГУК, 1995. -96 с.
  78. Л.Н. Судебный контроль за законностью процессуальной деятельности органов дознания и предварительного следствия. Лекция. М.: Академия МВД РФ, 1994. — 31 с.
  79. В.А. Процессуальный порядок прекращения уголовных дел в стадии предварительного следствия: Учебное пособие. Волгоград: НИиРИО ВСШ МВД СССР, 1970. — 139 с.
  80. В.А. Уголовно-процессуальные меры пресечения в судопроизводстве Российской Федерации. М.: Институт защиты предпринимателя, 1997. — 643 с.
  81. Настольная книга прокурора. Коллектив авторов. / Под ред. С. И. Герасимова. М.: Издательство «Щит», 2002. — 849 с.
  82. Научно- практический комментарий к уголовно- процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В. М. Лебедева. М.: Юрайт, 2008.- 1181 с.
  83. И.А. и др. Руководство для следователей. — М.: Экзамен, 2005.-320 с.
  84. И.А., Попова О. И. Справочник следователя и дознавателя. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. — 256 с.
Заполнить форму текущей работой