Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности смысловой саморегуляции юристов — сотрудников нотариальных контор

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Посредством исследования смысловой саморегуляции возможно выявить наиболее важные жизненные определяющие личности, те жизненных отношения, которые инициируют индивидуальную специфику активности субъекта профессиональной деятельности, направленность на установление оптимального состояния жизненных отношений в данном модусе профессиональной самореализации. Для юристов, сотрудников нотариальных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. САМОРЕГУЛЯЦИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ. МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
    • 1. 1. Исследования профессиональных особенностей и этапов профессиональной реализации в общей и юридической психологии. Основные направления и подходы, специфика психолого-юридического анализа
    • 1. 2. Смысложизненная концепция личности и проблема профессиональной реализации
      • 1. 2. 1. Основные составляющие смысловой сферы личности и факторы ее детерминации
      • 1. 2. 2. Смысложизненная концепция личности и проблема профессиональной реализации
    • 1. 3. Саморегуляция на различных этапах профессионального становления
  • Специфика проявлений в различных профессиональных контекстах
  • Выводы к Главе 1
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ И ДИАГНОСТИКИ САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК ИНТЕГРАЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ
    • 2. 1. Архитектоника смысловой саморегуляции и ее модификация в контексте жизненного мира личности с разным уровнем профессиональной реализации
    • 2. 2. Специфика исследования смысловой саморегуляции и диагностика личностно-регуляторных свойств в профессиональном контексте деятельности нотариусов
      • 2. 2. 1. Диагностика содержательно-смысловых особенностей саморегуляции
      • 2. 2. 2. Диагностика мотивационно-динамических особенностей саморегуляции
  • Выводы к Главе 2
  • ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛОВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ
    • 3. 1. Анализ диагностических результатов исследования содержательно-смысловых составляющих смысловой саморегуляции
    • 3. 2. Основные диагностические характеристики мотивационных характеристик регуляции профессиональной деятельности
  • Выводы к Главе 3

Психологические особенности смысловой саморегуляции юристов — сотрудников нотариальных контор (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Интерес психологов к проблеме ценностно-смыслового содержания мотивации профессионального выбора юристов и особенностей их деятельности на различных этапах профессиональной реализации обусловлена, прежде всего, тем, что представители различных юридических специальностей наделены значительными властными полномочиями и включены в сложные социально-правовые отношения в силу именно специфики профессии, где одна сторона решает жизненно важные вопросы другой (М.М. Романов, М. В. Кроз, Н.О. Леоненко).

В связи со спецификой юридической деятельности довольно часто возникают расхождения между истинным содержанием деятельности и тем, к чему действительно стремится субъект профессионально-юридической деятельности, значительно повышается риск возникновения самых серьезных и неблагоприятных последствий, связанных с ущемлением и интересов граждан, или, напротив, с необоснованным, а иногда и противозаконным преодолением законодательно-правовых барьеров предусмотренных обществом (С.С. Алексеева, Ю. М. Грошева, В. В. Лазарев, П.А. Лупинская). В исследованиях по психологии профессиональной деятельности, акмеологии, юридической психологии выявлено, что особенности профессионального поведения будут зависеть от того, что является наиболее ценным для субъекта деятельности в выбранной им профессии, что имеет для него личностный смысл, инициирует смысложизненные стратегии, составляет «ядро» его смысложизненной концепции как системы наиболее устойчивых смысловых образований в интегральной саморегуляции личности (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, А. Р. Лурия, С. Я. Рубинштейн, И. В. Абакумова, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, С. Л. Братченко, А. В. Брушлинский, Ф. Е. Василюк, В. К. Вилюнас, В. П. Зинченко, В. А. Иванников, Е. И. Ильин, Е. И. Климов, Е. В. Клочко, Д. А. Леонтьев, О.Ю.

Михайлова, А. Б. Орлов, В. И. Слободчиков, В. В. Столин, Е.В. Субботский). Исходя из основных положений современной теории личности, можно выявить, что реальное психологическое содержание профессиональной деятельности возможно изучать через исследование и анализ ценностно-смыслового содержания профессиональной деятельности и динамические составляющие мотивации, через выявление специфических особенностей именно смысловой сферы личности в профессиональном контексте. Ценностно-смысловое содержание профессиональной деятельности проявляется в самореализации, в качестве важнейшего показателя которой в данной работе мы рассматривали «меру удовлетворенности человека процессом своего труда» Р. А. Зобов, В. Н. Келасьев (2001).

Юрист — это очень широкое профессиональное поле. Выпускники юридических вузов работают и в правоохранительных органах, и в судопроизводстве, и в системе органов юстиции. Различные профессиональные контексты выдвигают качественно-отличные требования к профессиональной реализации. Анализ литературы по юридической психологии свидетельствует о том, что ценностно-смысловая сфера профессионалов-юристов и особенности их профессиональной реализации все больше привлекают внимание исследователей в контекстах различной правоохранительной деятельности [137].

Наибольшее количество работ в этой области посвящено сотрудникам правоохранительных и правоприменительных органов [21]. Это, прежде всего, исследования деформаций смысловой сферы сотрудников МВД и работников судебной системы. Проблеме выявления нежелательных трансформаций смысложизненных ориентаций личности посвящены работы В. И. Деева и А. Н. Смелова. А. Н. Шатохин выделил признаки ценностных деформаций: «обезличивание» сотрудников ОВД, социальное иждивенчество и пассивность, острое ощущение вражды к себе со стороны населения, оценка собственной профессии как малопрестижной, отношения конкуренции, антипатия к представителям другим служб милицииВ.Ф.

Робозеров в качестве одного из признаков профессиональной деформации сотрудников ОВД приводит феномен социально-психологической субъективной переоценки сотрудниками милиции своей социальной роли, а А. Н. Роша предлагает называть это явление «профессиональным эгоизмом». В работах Гулидовой Н. В., посвященных исследованию значимости профессиональной деятельности для судей было установлено, что при отборе на эту ответственную должность претенденты должны уметь делать психологический анализ судебного процесса, иметь представление о правильных взаимоотношениях государственного обвинителя с адвокатом подсудимого, об этапах формирования судейского убеждения, о психологических барьерах, возникающих при допросах, о параметрах личности и ее профессиограмме.

Однако, в ряду исследований личностных особенностей в контекстах различных юридических специальностей, практически отсутствуют работы, посвященные ценностно-смысловым особенностям личности в такой важнейшей юридической отрасли, как нотариат. Юристы, работающие в этой системе — системе органов, в функции которых входят подготовка и удостоверение сделок, оформление наследственных прав, засвидетельствование документов для придания им юридической достоверности, берут на себя не только юридическую, но и личностную ответственность перед своими клиентами и государством. Та область человеческих взаимоотношений, с которой постоянно сталкиваются нотариусы, является чрезвычайно проблемной, ведь более 70% всех преступлений в нашей стране совершается на бытовой почве по причинам, связанным с имущественными конфликтами. Зачастую умение правильно построить отношения с клиентами, возможность убедить их в необходимости действовать исключительно с точки зрения существующего законодательства, а не руководствоваться житейскими стереотипами, умение преодолеть конфликт и найти компромисс предотвращают правонарушения и преступления, выполняют важнейшую общественно-социальную функцию, показывая, что государство в виде установленного законодательства действительно защищает интересы своих граждан. Наиболее перспективными в этой области являются исследования смысловых образований и, прежде всего, смысловой саморегуляции личности как системы психологических механизмов, обеспечивающих сообразность протекания профессиональной деятельности нотариуса в его интенциональной сфере. Посредством исследования смысловой саморегуляции возможно выявить наиболее важные жизненные определяющие, те жизненных отношения, которые определяют особенности активности субъекта профессиональной деятельности, направленность на установление оптимального состояния жизненных отношений в данном модусе профессиональной самореализации, т. е. такого состояния, которое максимально способствует профессиональной успешности и развитию субъектности.

Противоречие между востребованностью общества в социально и психологически компетентных юристах, работающих в нотариальных конторах и осуществляющих важнейшую функцию взаимодействия человека и государства как сопряженной системы общих интересов в границах единого правового пространства, и отсутствием при этом психологических исследований в этой области юридической психологии определило цель данного исследования: выявить, как особенности смысловой саморегуляции нотариусов и их помощников-юристов влияют на специфику профессиональной самореализации, на индивидуальное своеобразие их профессиональных стратегий.

В качестве объекта диагностического исследования выступили юристы — сотрудники нотариальных контор (123 человека в возрасте от 28 до 54 лет, 92 женщины и 31 мужчина).

Предмет исследования — смысловая саморегуляция личности нотариуса на различных этапах профессиональной реализации.

Цель исследования была конкретизированы в задачах.

Теоретические:

1. Выявить наиболее перспективные теории анализа смысловой саморегуляции как компонента профессиональной самореализации.

2. Рассмотреть и проанализировать основные подходы и критерии в отечественной и зарубежной психологии к проблеме самореализации юристов в различных профессиональных контекстах.

3. Проанализировать существенные компоненты и основные составляющие смысловой сферы личности и факторы детерминации смысла в контексте ее жизненных миров.

4. Рассмотреть смысловую саморегуляцию в единстве динамических и содержательно-смысловых составляющих и выявить генезис профессиональных затруднений в процессе самореализации.

Методические:

1. Определить последовательность этапов эмпирической части исследования.

2. Обосновать критерии отбора респондентов-участников исследования. Разработать технологию формирования эмпирических групп и сформировать их реестр для проведения тестирования.

3. Сформировать методические и диагностические пакеты для исследования особенностей смысловой саморегуляции сотрудников нотариальных контор (содержательно-смысловых и мотивационно-динамических составляющих саморегуляции).

4. Проанализировать полученные результаты и дать характеристику каждой из эмпирических групп в соответствии с двухфазной моделью саморегуляции.

Эмпирические:

1. Изучить особенности профессиональной самореализации юристов-нотариусов в зависимости от меры их удовлетворенности процессом профессиональной деятельности.

2. Продиагностировать особенности смысловой саморегуляции юристов-нотариусов с разным уровнем профессиональной самореализации.

3. Провести сравнительный анализ содержательно-смысловых и мотивационно-динамических составляющих саморегуляции нотариусов в эмпирических группах с разным уровнем профессиональной деятельности.

4. Выявить наиболее сообразные стратегии смысловой саморегуляции для успешной профессиональной реализации юристов-нотариусов.

Методологическими и теоретическими предпосылками исследования являются:

1. Исследования в области профессиональной самореализации личности в отдельных сферах деятельности и обусловленные этим особенности профессиональных затруднений (Э.В. Галажинский, К. М. Гуревич, С. Т. Джанерьян, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, В. Е. Клочко, JT.A. Коростылева, Т. В. Кудрявцев, JT.M. Митина, Е. А. Молоткова, Е. В. Прокопьева, Н. С. Пряжников, З. И. Рябикина, Н. Б. Стамбулова, В.Ю. Шегурова).

2. Современные отечественные психологические подходы к смысловой сфере как основе личностной и духовной самореализации человека (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, В. К. Вилюнас, В. П. Зинченко, Р. А. Зобов, В. А. Иванников, В. Н. Келасьев, В. Е. Клочко, ДА. Леонтьев, В. И. Слободчиков, Л.И. Фельдштейн).

3. Методология и методика психологического анализа деятельности юристов в различных профессиональных контекстах (В.Л. Васильев, А. П. Гладилин, Н. Л. Гранат, М. Г. Дебольский, Н. П. Ерастов, А. Т. Иваницкий, В. Я. Кикоть, А. И. Китов, Е. А. Климов, М. И. Марьин, О. Ю. Михайлова, В. А. Носков, B.C. Олейников, Г. В. Суходольский, В. Д. Шадриков, А. Г. Шестаков, Я.Я. Юрченко).

4. Теории мотивационной и ценностно-смысловой регуляции личности (Г.А. Андреева, А. Г. Асмолов, В. Г. Асеев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Е. П. Ильин, Б. В. Зейгарник, Д. А. Леонтьев, Н.С. Ясницкий).

Гипотезы исследования:

1. Работа в нотариальной конторе является специфическим профессиональным контекстом и обуславливает особенности саморегуляции во всем многомерном жизненном пространстве личности.

2. Среди смысловых образований личности юристов-нотариусов целесообразно выявить особенности смысловой саморегуляции как системы психологических механизмов, обеспечивающих сообразность протекания особенностей профессиональной деятельности нотариуса в его индивидуально-интенциональной сфере.

3. Посредством исследования смысловой саморегуляции возможно выявит наиболее важные жизненные определяющие личности юристов-нотариусов, те жизненных отношения, которые инициируют индивидуальную специфику активности субъекта профессиональной деятельности, направленность на установление оптимального состояния жизненных отношений в данном модусе профессиональной самореализации, т. е. такого состояния, которое максимально способствует профессиональной успешности и развитию субъектности, обеспечивает оптимальную меру удовлетворенности человека своей профессиональной деятельностью.

4. Для выявления особенностей смысловой саморегуляции личности юристов-нотариусов необходимо проанализировать ее содержательно-смысловые и динамически-мотивационные составляющие, так как психологическая структура смысловой саморегуляции раскрывается через анализ компонентов ее структуры, а также внутренних связей и отношений между разноуровневыми компонентами и параметрами ее составляющими.

5. Данное исследование особенностей смысловой саморегуляции позволит скорректировать профессиональную подготовку и переподготовку юристов-нотариусов и даст возможность, на основе разработанных рекомендаций, им более качественно осуществлять важнейшую функцию взаимодействия человека и государства как сопряженной системы общих интересов в границах единого правового пространства.

Методы исследования:

В работе использовалось несколько групп методов.

Методы, относившиеся непосредственно к исследованию процесса и состояния проблемы смысловой саморегуляции личности: сравнительный анализ подходов и теорий, анкетирование для выявления особенностей профессиональной самореализации и формирования эмпирических групп.

В рамках психометрического подхода в процессе исследования смысловой саморегуляции юристов-сотрудников нотариальных контор были выбраны методики для исследования содержательно-смысловых компонентов смысловой саморегуляции: СЖО (Д.А. Леонтьев), «Методика предельных смыслов» (Д.А. Леонтьев), САМОАЛ (Н.Ф. Калина), «Ценностные ориентации» (М. Рокич), «Направленность личности (Б. Басс), «Изучение самооценки с помощью процедуры ранжирования» (А.А. Реан). Для выявления мотивационно-динамических составляющих был использован тест «Изучение мотивационных механизмов регуляции трудовой активности личности» (И.Г. Кокуриной). Для компьютерной обработки данных использовались стандартные статистические методы и программы: «Microsoft Excel 7.0» и «Statistika-б.О».

Научная новизна работы:

1. Выявлена специфика смысловой саморегуляции как компонента профессиональной самореализации.

2. Показаны особенности смысловой саморегуляции в единстве мотивационно-динамических и содержательно-смысловых составляющих и выявлен генезис профессиональных затруднений юристов, сотрудников нотариальных контор в процессе профессиональной самореализации.

3. Впервые изучены особенности и характеристики смысловых стратегий юристов, сторудников нотариальных контор как компоненты смысложизненной концепции личности юриста и выявляющих специфику смысловой регуляции в данном специфическом профессиональном контексте.

4. Впервые предпринята попытка качественного и количественного описания содержательно-смысловой составляющей саморегуляции через смысложизненные ориентации, предельные смыслы (как центрации мировоззрения), ценностные ориентации, общую напраленность личности и самооценку.

5. Впервые произведен сравнительный анализ процессуальной и результирующей ориентации мотивационно-динамических составляющих саморегуляции у юристов, сотрудников нотариальных контор по следующим видам мотивации: преобразовательная, коммуникативная, утилитарно-прагматическая, кооперативная, достижения.

Теоретическая значимость исследования:

Результаты настоящего диссертационного исследования позволили:

1. Выявить зависимость специфики смысловой саморегуляции от профессионального контекста;

2. По-новому подойти к проблеме изучения влияния смысловой саморегуляции нотариусов на особенности их профессиональной самреализации;

3. Показать как содержательно-смысловые и мотивационно-динамические составляющие трансформируются в зависимости от типа смысловой саморегуляции;

Практическая значимость результатов исследовании:

1. Смысловая саморегуляция юристов, существенно влияет на особенности их профессиональной реализации;

2. Смысловую саморегуляцию возможно изучать через диагностику личностно-регуляторных свойств в профессиональном контексте деятельности нотариусов;

3. В зависимости от доминирующего типа смысловой саморегуляции нотариусы и их юрист-помощники имеют разные профессиональные стратегии континуумного характера: от аддиктивных до вариативнодуховных моделей саморегуляцииот мономодальных до полимодальных инициацийот автономных до зависимых стратегий саморегуляции;

4. Выявленные и описанные особенности смысловой саморегуляции юристов, сотрудников нотариальных контор, необходимы при разработке программ профессионального обучения юристов и для их последующего учета при разработке программ повышения профессиональной квалификации.

Достоверность результатов исследования обеспечена использованием надежных и валидных методов, адекватных целям и задачам исследования, значимой по объему выборкой, участвовавших в исследовании юристов-нотариусов, а также применением математико-статистических методов анализа полученных данных.

Экспериментальная база исследования: нотариальные конторы г. Ростова-на-Дону и городов Ростовской области.

Апробация работы. Диссертационное исследование выполнено в рамках основной проблематики РГУ «Социально-психологическая, медико-психологическая диагностика, коррекция и реабилитация личности и группы» (2001;2006), а также в рамках Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе» (2003;2006), подпрограмм: «Разработка и апробация программ переподготовки государственных служащих и сотрудников правоохранительных органов», «Разработка предложений о внесении изменений в квалификационные требования, предъявляемые к государственным служащим». Данные, полученные в исследовании, успешно используются в работе преподавателей психолого-педагогических дисциплин «Юридическая психология», «Педагогика для юристов», которые преподаются будущим юристам и психологам в Южном федеральном университете, в Ростовской экономической академии (РИНХ), в Каменском филиале Московского государственного социального университета, в Таганрогском институте бизнеса и управления.

Результаты докладывались на конференции молодых ученых «Ростовская университетская инициатива — 2003» (Ростов-на-Дону, 4−5 апреля 2003 г.), Межвузовской научно-практической конференции «Молодежь XXI века — будущее Российской науки» (Ростов-на-Дону, 15−19 мая 2003 г.), Научно-практической конференции «Диагностика уровня достижений студентов в современной высшей школе» (Ростов-на-Дону, 27 апреля 2004 г.), III Межрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь XXI века — будущее Российской науки». (Ростов-на-Дону, 12−13 мая 2005 г.), Международной научно-практической конференции «Модернизация отечественного педагогического образования: проблемы, подходы, решения» (Таганрог, 21 -23 сентября 2005 г.), IV Всероссийской научно-практической конференции «Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека» (Волгоград, 3−5 октября 2005 г.), Шестой областной научно-практической конференции по воспитательной работе вузов и ссузов области: «Актуальные направления воспитательной работы в системе непрерывного профессионального образования» (Ростов-на-Дону, РГЭУ (РИНХ) 11 ноября 2005 г.), III научно-практической конференции «Личность и бытие: субъективный подход» (Краснодар, КГУ 11−12 ноября 2005 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы воспитания толерантности и профилактики экстремизма в молодежной среде» (Ростов-на-Дону, РГУПС 16−17 ноября 2005 г.), Второй национальной научно-практической конференции «Психология образования: региональный опыт» (Москва, 13−15 декабря 2005 г.), X Санкт-Петербургской Ассамблее молодых ученых и специалистов (Санкт-Петербург, СПбГПУ 16 декабря 20.05 г.), XIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (Москва, 19−20 апреля 2007 г.), Научно-практической конференции «Перспективы создания Южного федерального университета — вуза инновационного типа мирового уровня» (Ростов-на-Дону, 26 апреля 2006 г.).

Материалы диссертации неоднократно докладывались на «Неделе науки» (РГУ).

Положения выносимые на защиту:

1. Юристы работающие в нотариальных конторах — системе органов в функции которых входит подготовка и удостоверение сделок, оформление наследственных прав, засвидетельствование документов для придания им юридической достоверности, берут на себя не только юридическую, но и личностную ответственность перед своими клиентами и государством и, безусловно имеют специфические смысловые трансформации, существенно влияющие на особенности их профессиональной самореализации, что проявляется в различных ценностно-смысловых ситуациях.

2. Общие закономерности самореализации актуализируются в индивидуальной форме, зависящей от ряда параметров: конкретные условия и особенности ситуации, социально-психологические характеристики, личностные особенности. Однако высший уровень самореализации личности в профессиональной деятельности, в том числе юридической сфере, — это смысловая саморегуляция как «стержневая характеристика» высших смыслов, уровня интегральной смысловой саморегуляции.

3. Для понимания базовых механизмов смысловой саморегуляции в контексте реальной жизнедеятельности (в том числе и той ее части, которую составляет профессиональное пространство) необходимо рассматривать ее как сложный многоуровневый процесс, включающий поиск, выбор и смену целей, а также их отсутствие, учитывая фактор значимости во всех звеньях регуляторных процессов. Единая направленность всех элементов и процессов системы саморегуляции является функциональной необходимостью и предполагает иерархическую организацию соответствующих элементов и процессов — дифференциацию высших и низших уровней организации, при которой высшие задают критерии для низших. В качестве высшего регуляторного критерия в смысловой иерархии необходимо рассматривать интегральную смысловую регуляцию как основание устойчивости и целостности личности во всех ее жизненных проявлениях, включая деятельность нотариуса.

4. Анализ смысловой саморегуляции на содержательно-смысловом и мотивационно-динамическом уровнях позволяет выявить ее континуумную специфику, в пространстве двух полюсов: от жесткой аддиктивной модели до возможности варьировать регуляторными образованиями как стратегии независимого профессионального поведения, ориентированного на систему духовных эталонов современного общества. Эта последняя модель и обеспечивает полноценное личностное развитие, характеризуемое динамикой, разворачивающейся в направлении усложнения жизненного мира, увеличения его мерности и проявления в нем все более разнообразных ценностей и смыслов.

5. Смысловая саморегуляция является важнейшей характеристикой личности и существенно влияет на особенности профессиональной самореализации юристов, работающих в нотариальных конторах. Преобладание агармонических и аддиктивных компонентов в содержательно-смысловой и мотивационно-динамической составляющих смысловой саморегуляции деформирует профессиональную траекторию самореализации, снижает уровень активности личности и субъективного контроля, что необходимо учитывать при подготовке и переподготовке специалистов этого вида профессиональной деятельности.

По теме диссертационного исследования опубликовано 9 работ общим объемом 2,6 п.л.

Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и рекомендаций, заключения, списка литературы из 191 источника, из которых 11 на английском языке, глоссария и 8 приложений.

Выводы к Главе 3.

1.В процессе профессиональной реализации представителей различных специальностей обязательно происходят определенные изменения мотивационной структуры и смысловых центраций, тем не менее, трансформация «смыслового поля» будет происходить в соответствии с имеющимися личностными устойчивыми ценностями, общей жизненной направленностью, которые, «ассимилируясь в структуру личности, в дальнейшем своем функционировании практически не зависят от ситуативных факторов, являются стабильными, задающими векторы жизнедеятельности субъекта» (Д.А. Леонтьев, 1999). На примере нотариусов-юристов в качестве важнейшего показателя профессиональной самореализации в данной работе мы рассматривали «меру уловлетворенности человека процессом своего труда» Р. А. Зобов, В. Н. Келасьев, 2001). Исходя из понимания приоритетной значимости личностных ценностей в смыслообразовании, понимании «ценности как личностного основания» (Н.И. Непомнящая), следует ожидать, что профессиональную деятельность индивид будет строить согласно данной системе ценностей, как бы подтверждая своей деятельностью устойчивость и целостность смысложизненной концепции на протяжении всего пути реализации профессионала (Г.М. Андреева, Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев, В. А. Бодров, Л.Д. Сыркин).

2. Смысловая саморегуляция представляет собой замкнутый контур регулирования и интегрирует динамические и содержательно-смысловые компоненты, которые проявляются в различных психических формах и конструктах (чувственные образы, представления, смысложизненные ориентации, ценности и т. д.). Принятая субъектом цель не определяет однозначно условий, необходимых при построении программы исполнительских действийпри сходных моделях значимых условий деятельности возможны различные способы достижения одного и того же результата. Общие закономерности самореализации актуализируются в индивидуальной форме, зависящей от ряда параметров: конкретные условия и особенности ситуации, характеристики нервной деятельности, личностные особенности. Однако высший уровень саморегуляции — смысловой, уровень высших смыслов, который, по терминологии Д. А. Леонтьева (1999), можно называть интегральной смысловой саморегуляцией. «Смысловая регуляция может рассматриваться как система психологических механизмов, обеспечивающих сообразность протекания деятельности в интенциональной сфере ее субъекта» [102, с. 148]. «Высшее предназначение смысловых структур человека — выступить в роли смысловой регуляции его жизнедеятельности, обеспечить его жизненные ориентации, возможность самой жизни. Это означает, что смыслы в ситуативной и устойчивой фазах бытия личности выступают прежде всего как механизмы указанной регуляции, как способ связи человека с миром» (Абакумова И.В., 2003). Чтобы выполнять данную функцию, смыслы должны быть «в наличии», чем и вызываются как реальные процессы смыслообразования, так и задачи их жизненного присвоения. Необходимо, следовательно, различать две линии проблем, идущих из одной точки «смысла»: проблемы регуляции жизнедеятельности человека со стороны его смысловой сферы и проблемы становления и развития самой этой сферы, т. е. смыслообразования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе профессиональной реализации представителей различных специальностей обязательно происходят определенные изменения мотивационной структуры и смысловых центраций, тем не менее, трансформация «смыслового поля» будет происходить в соответствии с имеющимися личностными устойчивыми ценностями, общей жизненной направленностью, которые «ассимилируясь в структуру личности, в дальнейшем своем функционировании практически не зависят от ситуативных факторов, являются стабильными, задающими векторы жизнедеятельности субъекта» (Д.А. Леонтьев, 1999). В качестве важнейшего показателя профессиональной самореализации в данной работе мы рассматривали «меру удовлетворенности человека процессом своего труда» Р. А. Зобов, В. Н. Келасьев, 2001). Исходя из понимания приоритетной значимости личностных ценностей в смыслообразовании, понимании «ценности как личностного основания», следует ожидать, что профессиональную деятельность индивид будет строить согласно данной системе ценностей, как бы подтверждая своей деятельностью устойчивость и целостность смысложизненной концепции на протяжении всего пути реализации профессионала (Г.М. Андреева, Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев, В. А. Бодров, Л.Д. Сыркин).

В результате анализа результатов диагностического исследования особенностей смысловой саморегуляции юристов, сотрудников нотариальных контор можно сделать следующие выводы:

1. Работа в нотариальной конторе является специфическим профессиональным контекстом и обуславливает специфику смысложизненных стратегий личности и особенности ее интегральной смысловой саморегуляции.

2. Посредством исследования смысловой саморегуляции возможно выявить наиболее важные жизненные определяющие личности, те жизненных отношения, которые инициируют индивидуальную специфику активности субъекта профессиональной деятельности, направленность на установление оптимального состояния жизненных отношений в данном модусе профессиональной самореализации. Для юристов, сотрудников нотариальных контор с высоким уровнем профессиональной самореализации как «стержневой характеристики» высших смыслов и достигших высокого уровня в интегральной смысловой саморегуляции характерно наличие целей в будущем, придающих жизни осмысленность, направленность, временную перспективу, стремление к самоактуализации, ярко выраженное стремление к профессиональной удовлетворенности и гуманитарным ценностям самоактуализирующейся личности, гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми. В то же время характерно неверие в возможность искренних и гармоничных межличностных отношений, недоверие людям и низкий уровень спонтанности (свободы, естественности, легкости без усилия) — наиболее значимые ценности для них — «интересная работа», «активная деятельная жизнь» и «уверенность в себе». При этом «общественное признание» и стремление к «развитию» также важны, восприятие окружающего мира и себя происходит посредством осознания смыслового содержания и эмоционально-рефлексивного отношения к себеу большинства из них высокий уровень потребности в достижениигармоничное отношение к своей профессиональной деятельности и ее высокая значимость, проявляющиеся в значительном преобладании внутренней мотивациипотребность и далее совершенствовать свою жизнь, стремиться к новым «горизонтам возможностей».

3. Для понимания базовых механизмов смысловой саморегуляции в контексте реальной жизнедеятельности (в том числе и той ее части, которую составляет профессиональное пространство) необходимо рассматривать ее как сложный многоуровневый процесс, включающий поиск, выбор и смену целей, а также их отсутствие, учитывая фактор значимости во всех звеньях регуляторных процессов. Из приведенного сравнения видно, что выборка успешных нотариусов значимо отличается от контрольной выборки (со средним и низким уровнем самореализации) их менее реализованных коллег по трем из пяти субшкал (цели, локус контроля-Я, локус контроля-жизнь) и по общей осмысленности жизни. Это может говорить о том, что успешные нотариусы больше задумываются о цели в жизни, планируют будущее, имеют представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, обладают убеждением в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь (притом, что для их поведения характерен низкий уровень спонтанности). В целом саморегуляция испытуемых, ориентирующихся в своих смысложизненных устремления на саморазвитие и самореализацию, отличается наибольшей структурированностью и связанностью, такие испытуемых более продуктивны в нахождении промежуточных смыслов своих действий, им свойственна активная и просоциальная мировоззренческая позиция. Ориентация на семейные ценности части испытуемых (в основном это респонденты с низким уровнем профессиональной самореализации), имеющих социальную направленность, сочетается с гомеостатической моделью поведения, боязнью перемен и преобладанием рефлексивных процессов над практической деятельностью. У таких испытуемых ограничен перечень предельных смыслов, которым подчиняется жизнедеятельность и которые являются центрациями именно саморегуляции, а также у них преобладают узловые смыслы (смыслы сочетающие эгои просоциальные центрации). Наглядно это проявляется в том, что структура саморегуляции представляет ряд отдельных, не связанных друг с другом, смысловых цепочек, количество которых весьма ограничено.

Результаты проективного анализа по критерию «ощущение принадлежности к чему-либо» позволяют сделать следующие заключения: представители первой группы (76%) и второй (43%), имеют чувство принадлежности к тому месту, где проживают (а именно «мы южане», «у нас на юге России специфическая ментальность», «мне нравится жить в этом городе», «мы на юге радушные» и т. д.). Большинство испытуемых из первой эмпирической группы (более 70%) признают себя частью Мира, Природы. Некоторые из них являются верующими (православие, иудаизм, ислам), что, однако, не ограничивает их мировосприятие (в силу отсутствия приверженности ортодоксальным нормам), а наоборот расширяет их образ мира (потребность в духовном насыщении) и, как следствие этого, инициирует ответственность за совершенные и планируемые действия как возможности влияния на изменение общей сложной, многоуровневой системы мира. Именно через принятие Мира, его субъективирование возникает стремление к внутренней красоте и гармонии Мира, духовной и наполненной жизни. Эстетическое отношение к природе (которая тоже было присуще более 65% реципиентам первой группы) — это возможность отношения к ней не только как к сырью для производства. Она существует не только как объект практической деятельности человека, но и как объект человеческого созерцания, как нечто, что значимо для человека и само по себе, «в себе» (по терминологии C.JI. Рубинштейна, 1957). Подобное духовное обогащение не может не окрасить личность позитивным отношениям к событиям, принимаемым решениями. Представители 3-й группы (68%) и незначительная часть второй (12%), напротив, проявили чувство оторванности от Мира, от всех (82% и 53% соответственно), что отразилось на негативном настрое на события своей собственной жизни, ближайшего окружения и информацию, поступающую извне.

Результаты проективного анализа по критерию «стремление к альтруизму и толерантности» позволяют сделать следующее заключение: представители первой группы (более 90%), 2-й группы (20%) и 3-й группы (менее 10%) имеют потребность сделать что-либо для людей, внести свой вклад в развитие общества, поделиться с людьми своими знаниями и материальными благами.

4. Анализ смысловой саморегуляции на содержательно-смысловом и мотивационно-динамическом уровнях позволяет выявить ее континуумную специфику, в пространстве двух полюсов: от жесткой аддиктивной модели до возможности варьировать регуляторными образованиями как стратегии независимого профессионального поведения, ориентированного на систему духоных эталонов современного общества. В соответствии с полученными данными можно сделать вывод, что люди с низким уровнем профессиональной реализации более центрированы на себя, на решение своих проблем, по сравнению с высокой и средней группами профессиональной самореализации. При общей пассивности человека отсутствует связность компонентов саморегуляции, ее структурированность и интегрированность в смысловые образования. Если в первой группе представления о предельных основаниях человеческих действий образуют достаточно сложную связную структурную целостность, то для 3-й группы характерна предельная упрощенность этих представлений и их мозаичностьраздробленность на слабо связанные между собой составляющие. Высокий показатель индекса децентрации характеризует испытуемых 1-ой и 2-ой групп как решительных, уверенных в своих силах, готовых осуществлять поставленные цели, реализовывать планы, отвечать не только за профессиональную успешность и за успехи в собственной жизни, но и за жизнь и успехи других людей.

5. Смысловая саморегуляция является важнейшей характеристикой личности и существенно влияет на особенности профессиональной самореализации юристов, работающих в нотариальных конторах. Чем характеризуется человек, у которого наличествует развитая смысловая саморегуляция? Это человек с позитивным взглядом на мир нравственный и социально активный, человек, осознающий собственную уникальность и необходимость единения с другими людьми, осознающий многообразие и взаимообусловленность окружающего мира, обеспокоенный его судьбой понимающий что-то, каким будет этот мир зависит от каждого. Эти характеристики, однако, необходимо осмыслить с точки зрения психологического механизма, который лежит в основе формирования этих личностных качеств для инициирования их развития в процессе подготовки и повышения квалификации юристов-сотрудников нотариальных контор. В различных психологических исследованиях, достаточно подробно показано, что отработка способов успешной коммуникации, формирование активной толерантности и компетентности, социально-психологическая устойчивость личности, социальная чувствительность, способность к эмпатии, сопереживанию, корректировка самооценки, анализ и познание своего «Я» и своего «Я среди Других», возможна лишь при соответствующем развитии смысловой сферы личности, поскольку именно ценностно-смысловые образования, в данном случае, является тем психологическим субстратом, который порождает важнейшие личностные качества, определяющие особенности ее саморегуляции и именно этим необходимо руководствоваться при подготовке специалистов, работающих в нотариальных конторах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.Н., Целиковский С. Б. Саморегуляция в системе профессионально важных качеств сотрудников охраны. // СевероКавказский психологический вестник. 2003. № 1. С. 181 — 184.
  2. И.В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1989.
  3. И.В., Азарко Е. М., Ефименко В. Н. Становление и развитие понятия «личностный смысл» как категории отечественной психологии. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2002.
  4. Г. С., Юдчиц Ю. А. Психология в медицине. Учебное пособие. М.: ЛПА «Кафедра-М», 1998.
  5. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения. // Проблема общения в психологии. М., 1981. — С. 218 — 241.
  6. А.Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Изд-во «Речь», 2003.
  7. А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000.
  8. .Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1972.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. — 380 с.
  10. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект пресс, 1997.
  11. Л.И. Методологические принципы и проблемы психологии // Психологический журнал. 1962. Т. 3. № 2. С. 3 18.
  12. Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. / Под ред. И. Б. Ханиной. М.: Наука- Смысл, 1999.
  13. В.И. Синергетическое познание в контексте проблемы двух культур. // Высшее образование в России. 1996. № 2. С. 13−16.
  14. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.
  15. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984.
  16. А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.
  17. А.Г. Психология индивидуальности. Методические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: Изд-во МГУ, 1986.
  18. А.Г. Психология личности. М., 1990.
  19. А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа. // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.
  20. Р. Психосинтез: теория и практика. М., 1994.
  21. С.П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004.-272 с.
  22. Е. П. Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. — 301 с.
  23. В.В. К вопросу об интегральной индивидуальности субъекта. -Пятигорск: ППИ, 1992.
  24. Э. Игры, в которые играют люди (психология человеческих взаимоотношений). Люди, которые играют в игры (психология человеческой судьбы). СПб.: Лениздат, 1992.
  25. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  26. Э.Р. Толерантность дорога к миру. — М.: Бонфи, 2001.
  27. А.А. Акмеология как учебная дисциплина. М.: Изд-во МГУ, 1993.
  28. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. — 200 с.
  29. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  30. .С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 6 13.
  31. С.JI. Проблема выбора критерия нравственного развития личности и пути ее решения. // Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее перестройки. JI.- М., 1988.-С. 482−491.
  32. А.В. Проблема субъекта в психологической науке. // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 6. С. 3 11.
  33. А.В., Темнова JI.B. Интеллектуальный потенциал личности и решение нравственных задач. // Психология личности в условиях социальных изменений. М., 1993.
  34. М. Два образа веры. М.: Республика, 1995.
  35. М. Проблема человека. Перспективы. // Лабиринты одиночества. -М., 1989.-С. 88−98.
  36. Ю.Ю. Смысложизненные ориентации личности как фактор профессиональной успешности сотрудников частных охранных предприятий и служб безопасности. Автореф. канд. дисс. Ростов-на-Дону., 2005.- 18 с.
  37. В поисках смысла. Мудрость тысячелетий. // Сост. А. Е. Мачехин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
  38. В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2000.
  39. Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций.-М., 1984.
  40. .М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
  41. В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. -М., 1986.
  42. В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
  43. Е.Г. Особенности смысловой сферы зрелой личности с разным уровнем самореализации. Автореферат дисс. на соиск. канд. психол. наук. Хабаровск, 2005. — 23 С.
  44. В.В. Некоторые результаты изучения профессиональной деформации личности следователя. // Проблемы судебной психологии. -М., 1971. С. 11−12.
  45. JI.C. История развития высших психических функций. // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. С. 6 — 328.
  46. JI.C. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. С. 5−362.
  47. Л .Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
  48. Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы. // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997. — С. 143 — 156.
  49. . Логика смысла. М.: Издательский центр «Академия», 1995.
  50. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993.
  51. С.Т. Профессиональное развитие личности. Методические указания. Ростов-на-Дону, 1998.
  52. С.Т. Самоописание как выражение и способ изучения Я-концепции. // Психологический вестник РГУ. № 5. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2000. С. 209−214.
  53. Л.Г., Шахнач Л. В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования. // Психолог. Журнал, 1996, № 3.- С. 137- 148.
  54. А.В., Сафронов В. П. Основы пенитенциарной психологии. Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003, — 176 с.
  55. В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. М.: ПЕР СЭ- СПб.: ИМАТОН-М, 2000.
  56. В.Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996.
  57. В.В. Жизнь без границ. СПб.: ООО «Издательство „Золотой век“», ООО «Диамант», 2000.
  58. В.К., Холмогорова А. Б. Смысловая регуляция решения творческих задач. // Исследование проблемы психологии творчества. -М.: Наука, 1983. С. 62−101.
  59. В.П. Миры сознания и структуры сознания. // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 15−36.
  60. В.П. Мысль и слово Густава Шпета (возвращение из изгнания). М.: Изд-во УРАО, 2000.
  61. В. П. Читая О. Мандельштама. // Вопросы психологии. 1992. № 5−6.-С. 44−54
  62. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. -М.: Тривола, 1994.
  63. В.В. Понимание в познании и общении. 2-е изд., испр. и доп. -Самара: Самарск. гос. пед. ун-т, 1998.
  64. Р.А., Келасьев В. Н. Самореализация человека. Введение в человекознание. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2001. — 280 с.
  65. Золотухина-Аболина Е.В. О чувстве смысла. // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. Ростов-на-Дону: Ассоциация экзистенциального консультирования, 2002. № 1. С. 65 — 81.
  66. А.Т. Совершенствование психологической подготовки курсантов МВД СССР к службе во внутренних войсках: Дис.канд. пед. наук. М., 1987.- 184 с.
  67. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
  68. В.А. Формирование побуждений к действию. // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 113 123.
  69. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.
  70. А.В. Общая психология субъективного выбора: структура, процесс, генезис. / Институт психологии РАН- Яросл. гос. ун-т. -Ярославль, 2000.
  71. В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. -М.: Политиздат, 1977.
  72. Г. Уроки для лидеров. // Новое время. 1990 № 41, с. 40 42
  73. В.Е. Системная детерминация мыслительной деятельности на стадии ее инициации. // Сибирский психологический журнал. Томск, 1997. Вып. 5. С. 19−26.
  74. В.Е. Человек как психологическая система. // Сибирский психологический журнал. Томск, 1996, Вып. 2. С. 10−13.
  75. Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия. //Вопросы психологии. 1987. № 3. С. 11 — 49.
  76. И.Г. Методика изучения трудовой мотивации: Учеб.-метод. пособие для студентов фак. психол. гос. ун-тов. М.: Изд-во Моск. унта, 1990.-96 с.
  77. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самопознание. М., 1984.
  78. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978.
  79. О.А., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности. // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 18−25.
  80. Краткий психологический словарь-хрестоматия. / Под ред. К. К. Платонова. М.: Высшая школа, 1974.
  81. А.А., Кроник Е. А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений. М., 1989.
  82. Л.Ю. Психологические особенности смысложизненных стратегий студентов разной познавательной направленности, изучающих иностранный язык: Дис.. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону: 2005.-222 с.
  83. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. // Вопросы психологии. -1983.-№ 2.-С. 51−59.
  84. В.Г. Герменевтическая феноменология в контексте философских воззрений Густава Густавовича Шпета. // Логос. 1991. Вып. 2.-С. 199−214.
  85. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971.
  86. Кун М., Макпартлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. -М., 1984. С. 180−187.
  87. В.И. Современная западная социология: Аналитический обзор концепций: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  88. Г. М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задач. // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. С. 92 — 121.
  89. В.А. Социально-психологические причины интолерантного общения. // Век толерантности. 2001. № 3 4. — С. 100 — 112.
  90. Н.О. Ценностно-смысловое содержание мотивации профессионального выбора студентов юридического вуза. Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. Казань, 2004. — 20 с.
  91. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.
  92. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.
  93. А.Н., Кринчик Е. П. Некоторые особенности переработки информации человеком. // Кибернетика, мышление, жизнь. М., 1964. -С. 227−241.
  94. Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке. // Вопросы психологии. 1989. № 3.
  95. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992.
  96. Д.А. Методика предельных смыслов (МПС): Методическое руководство. М.: Смысл, 1999. — 36 с.
  97. Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции. //Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 2. / Под общей ред. Б. С. Братуся, Е. Е, Соколовой. М.: Смысл, 2006. с. 85 — 103.
  98. Д.А. Очерк психологии личности. М., 1993.
  99. Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 2000.
  100. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 1992.
  101. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции. // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15−26.
  102. Д.А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования. // Вопросы психологии. 1995. № 1.-С. 97−111.
  103. С.В. Влияние смысловой сферы личности на проявление творческой активности личности. Автореф. диссер. на соиск. уч. ст. канд психол. наук. Хабаровск, 2005. — 22 с.
  104. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. // Составители: Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. СПб.: Изд-во института образования взрослых совместно с изд-вом «Тускарора», 1996.
  105. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука, 1974.
  106. А.Р., Виноградова О. С. Объективное исследование динамики семантических систем. // Семантическая структура слова. -М.: Наука, 1971.
  107. М.К. Как я понимаю философию. -М.: Прогресс, 1990.
  108. М.К. Форма превращенная. // Философская энциклопедия. -М.: Сов. энциклопедия, 1970. Т. 5. С. 386−389.
  109. .Г. Соотношение знания, незнания и творческого безмыслия. // Педагогика. 1994. № 2. С. 19 22.
  110. B.C. Профессиональная деформация личности как проблема органов внутренних дел. // Психопедагогика в правоохранительных органах. Научно-практический журнал. 1996. — № 1 (3).- Омск: Омский юридический институт МВД России — С. 15−17.
  111. А. Психология жизни. СПб., 1992.
  112. B.C. Структура личности: характер, способности, самопознание: Учеб. пособие. Пермь: Изд-во Перм. пед. ин-та, 1990.
  113. Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. / Под. ред. Л. М. Митиной. М., 1998. — С. 6 — 8.
  114. О.Ю., Рожков В. К. Агрессивность военнослужащих как фактор нарушения дисциплины и законности / Ежегодник РПО. Мат. III Всерос. съезда РПО. Т. 6. — СПб., 2003. — С. 545 — 547.
  115. B.C. Проблема генезиса личности. М., 1985.
  116. Мышление: процесс, деятельность, общение. / Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Наука, 1982.
  117. В.Н. Психология отношений. М., Воронеж: Институт практической психологии, 1995.
  118. У. Познание и реальность. М.: Наука, 1980.
  119. В.В. В поисках иных смыслов. М., 1993.
  120. В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1989.
  121. Н.И. Ценность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.
  122. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд. М.: Мысль, 2000.
  123. .Д. Психологические особенности возникновения профессиональной деформации сотрудников исправительно-трудовых учреждений: Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. -Тверь, 1993. -25 с.
  124. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
  125. А.В. Акмеологические факторы продуктивной профессиональной деятельности сотрудников таможенной службы: Автореф. канд. дисс. -М., 2001.
  126. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 1983.
  127. В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
  128. В.Ф. Психосемантические исследования мотивации. // Вопросы психологии. 1983. № 3. С. 29 — 39.
  129. А.В. Личность в психологии с позиции системного подхода. // Вопросы психологии. 1981. № 1. С. 57 — 66.
  130. Понятие «цель» и «целеобразование» в психологии. // Психологические механизмы целеобразования / Отв. ред. O.K. Тихомиров. М.: Наука, 1977.-С. 5−20.
  131. О.В. Социально-историографический анализ концепций правосознания и влияние социализации на формирование индивидуального правового сознания личности. М: ИССО, 2001.
  132. Психологическая наука в России двадцатого столетия: проблемы теории и истории. / Под ред. А. В. Брушлинского. М., 1997.
  133. Психологические исследования интеллектуальной деятельности. / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
  134. Психологические проблемы самореализации личности. П 86 Вып. 5. /Под ред. Г. С. Никифорова, JI. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. — 232 с.
  135. Психология личности: Сборник статей. / Сост. А. Б. Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2001.
  136. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.
  137. Психология: Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990.
  138. Разговор с психологом о двух культурах (интервью с Б.С. Братусем). // Журнал практического психолога. М.: Фолиум, 1998. № 1. — С. 3 — 19.
  139. Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского философского конгресса: В 3 т. Ростов-на-Дону, 2002.
  140. А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией. // Вопросы психологии. -1988. — № 1. — С. 83 88.
  141. А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 1999.
  142. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / Общ. ред. Е. И. Исениной. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.
  143. С.А. Основы общей психологии. -М., 1998.
  144. С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997.
  145. З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. -Краснодар, 1995.-236 с.
  146. Т.П. Доверие и толерантность: существуют ли границы? // Век толерантности. 2001. № 3 4. — С. 42 — 52.
  147. Т.П. Психология доверия. Ростов-на-Дону: Изд-во педагогического университета, 1997. — 250 с.
  148. В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. // Вопросы психологии. 1986. № 6. С. 14 — 22.
  149. В.И. Реальность субъективного духа. // Человек. 1994. № 5. -С. 21−39.
  150. В.И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995.
  151. В.И., Исаев Е. И. Феномен человека. М., 1996.
  152. .А. Мотив и смысл. М., 1993.
  153. В.В. Самосознание личности. М., 1982.
  154. В.В., Кальвиньо М. Личностный смысл: строение и форма существования в сознании. // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1982. № 3.-С. 38−46.
  155. Е.В. Изучение у ребенка смысловых образований. // Вестн. Моск. ун-та, Сер. 14, Психология, 1977 № 1. С. 62 — 72.
  156. Е.В. Онтогенез сознания и основы рациональности. // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1989. № 1. С. 63 — 74.
  157. Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат». М.: Высш. шк., 1968.- 148 с.
  158. С.Л. Реальность и человек. / Сост. А. А. Ермичева. СПб.: РХГИ, 1997.
  159. В. Воля к смыслу: Пер. с англ. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
  160. В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева- вступ. ст. Д. А. Леонтьева. -М.: Прогресс, 1990.
  161. Дж. Неизведанное Я: Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс», 1998.
  162. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
  163. Э. Человек для себя. Минск, 1995.
  164. Э. Человеческая ситуация. М., 1995.
  165. Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Методика персонального и социального роста. М.: ВИНИТИ, 1996.
  166. М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993.
  167. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -Томск: Изд-во Томск, ун-та- Москва: Изд-во «Барс», 1997.
  168. С.Б. Диагностика и коррекция синдрома посттравматических стрессовых нарушений (PTSD) в тренинге саморегуляции психических состояний. Мат. научно-практической конференции УВД г. Ростова-н/Д. -Ростов-на-Дону, 1997. С. 28 — 34.
  169. Человек как самоорганизующаяся психологическая система: Материалы региональной конференции, 20 октября 2000 г. Барнаул: Изд-во БГТТУ, 2000.
  170. В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни. // Мир психологии. 1999. № 2 (18). С. 74 80.
  171. Ю.М. Гносеологические основы мыслительной деятельности. -СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1992.
  172. А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.
  173. Г. Явление и смысл: феноменология как основная наука и ее проблемы. Томск: Водолей, 1996.
  174. Экзистенциальная психология. Экзистенция: Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинникова. -М.: Апрель-Пресс, 2001.
  175. Ю.Ю. Смысловые образования личности как фактор профессиональной успешности сотрудников ЧОП и СБ. Методические указания для студентов факультета психологии РГУ. Ростов-н/Д.: УПЛ РГУ, 2005.- 18 с.
  176. М.Г. История психологии. -М.: Мысль, 1966.
  177. К. Смысл и назначение истории. -М.: Политиздат, 1991.
  178. Fiedler F. A theory of leadership of effectiveness. New-York: McGraw-Hill, 1967. 310 p. Enc B. Units of behavior. // Philisophy of science / East lansing, 1995, v. 62, № 4 / -Р. 523 — 542.
  179. Gardner H. Frames of mind: The theory of multiple intelligences. L.: Heinemann, 1983.
  180. Herzberg F., Mauser В., Snyderman B.B. The motivation to work. New-York: Wiley, 1959.
  181. Hovland C.I., Janis I.L., Kelley H.H. Communication and Persuasion. New Hawen, Conn.: Yale University Press, 1963.
  182. Lowental M., Haven R.C. Interaction and adaptation: Intimacy as a critical variable. // American sociological review, 55. P. 20 — 30.
  183. McMichael A.J. Personality, behavioral and situational modifiers of work stressors // Stress at work. L., 1978. — P. 52 — 61.
  184. Patterson J.M., Jarwich A.W. Levels of meaning in family stress theory. // Family process, 1994, № 3, 33. P. 287 — 304.
  185. Schwartz S.H. Are there universal aspects in the structure and contents of human values? // Journal of Social Issues. 1994. — 50. — P. 19 — 45.
  186. Schwartz S.H. Universal in the structure and content of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries / M.P. Zanna (Ed.) Advances in Experimental Social Psychology. Orlando, FL: Academic. Vol. 25, 1992. -P. 1−65.
  187. Simon V.E., Wide V. Psychological needs of professional police personnel. //Psychol. Reps., 1973. V. 33. P. 313−314.
  188. Vernon P.E. The structure of human abilities. New-York: Wiley, 1965.
Заполнить форму текущей работой