Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Инструментарий разработки перспектив развития региональных социально-экономических систем

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рабочая гипотеза исследования состоит в научном предположении, что решение проблемы выявления перспективных направлений развития региональной экономики зависит от степени разработанности концептуальных положений, раскрывающих функциональное содержание управления пространственно-локализованными экономическими системами, а также от совершенства применяемых на практике инструментов разработки… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
    • 1. 1. Концептуальные положения разработки перспектив развития региональных социально-экоиомических систем
    • 1. 2. Ресурсное обеспечение реализации перспектив развития экономики региона
  • 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
    • 2. 1. Механизм управления региональным развитием
    • 2. 2. Индикативное планирование развития региональной социально-экономической системы
    • 2. 3. Процедура разработки перспектив развития региональной социально-экономической системы
  • З.ФОРСАЙТ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
    • 3. 1. Методика управления рисками реализации перспективных программ развития социально-экономической системы региона
    • 3. 2. Имитационное моделирование инвариантного ресурсного обеспечения перспектив развития региональной социально-экономической системы

Инструментарий разработки перспектив развития региональных социально-экономических систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена комплексом взаимосвязанных факторов, определяющих необходимость научно-методического обоснования инструментария разработки перспектив развития региональных социально-экономических систем.

Во-первых, несовершенство разрабатываемых на мезо-экопомическом уровне планов, стратегий и концепций, моделирующих параметры регионального развития, способно вызвать стагнацию в экономике территории и привести к усилению поляризация в масштабах национального хозяйства.

Во-вторых, разработка перспектив развития экономики региона в соответствии с доктриной индикативного планирования позволяет согласовать интересы различных групп стейкхолдеров регионального развития (бизнеса, государства, населения, институтов гражданского общества) на этапе проектирования целевых ориентиров и формализации их в виде программ развития территориальных социально-экономических систем.

В-третьих, международный опыт показывает, что устойчивый рост национальной экономики, а также отдельных пространственно-локализованных подсистем обеспечивается и поддерживается комплексной реализацией результатов научных разработок в области перспективного (стратегического) планирования регионального развития, позволяющих учесть потенциал территории.

В-четвертых, в целях сохранения целостности социально-экономического пространства страны и обеспечения единства архитектуры управленческих воздействий на российские регионы необходима разработка универсальных методических рекомендаций, способствующих продуцированию перспектив развития региональных социально-экономических систем, адекватных целям и задачам развития национальной экономики.

В-пятых, разработка перспектив развития пространственных социально-экономических систем является необходимым элементом региональной политики, направленной на рациональное использование ресурсов территории в соответствии с приоритетными направлениями обеспечения устойчивого роста и повышения конкурентоспособности экономики региона.

Вышеуказанное определило выбор темы исследования как актуальной и недостаточно проработанной в теории региональной экономики. Диссертационное исследование выполнено в рамках НИР АОЫО ВПО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов» на тему «Управление конкурентоспособностью социально-экономических систем в условиях инновационной экономики», номер государственной регистрации 1 200 952 179.

Степень разработанности проблемы. Диссертационное исследование базируется на методологических и теоретических положениях, разработанных российскими и зарубежными учеными, эффективной практике применения на мезо-экономическом уровне инструментария разработки перспектив развития региональных социально-экономических систем.

Общеметодологические основы исследования территориально-локализованных экономических систем заложены в трудах И. Ансоффа, К. Боумена, О. Виханского, И. Гуркова, Г. Гольдштейна, А. Гранберга, П. Друкера, П. Дженстера, В. Ефремова, Г. Клейнера, В. Марковского, Г. Минцберга, А. Наумова, М. Портера, В. Парахиной, Б. Преображенского, И. Рисина, А. Стрикленда, А. Томпсона, Ю. Трещевского, А. Чандлера, 4 К. Шоулза и многих других.

Различные аспекты проблемы разработки перспективных планов управления региональной экономикой рассматривались в работах Ю. Анисимова, Е. Колесничепко, В. Лексина, Е. Мишон, В. Петросянца, X. Ричардсона, Н. Сироткиной, А. Черииковой.

Особенностям инструментального обеспечения разработки перспектив развития региональной экономики посвящены работы И. Аакера, А. Букреева, Ю. Вертаковой, А. Гапонепко, А. Панкрухина, В. Плотникова, П. Сперроу, Е. Сибирской, Е. Смирновой, О. Уильямсопа, Д. Хасси, Дж. Ходкинсона.

Несмотря на значительное количество научных трудов в указанной проблемной области, остаются рецессивными и дискуссионными важные в теоретическом, методическом и практическом планах вопросы, связанные с определением эффективного инструментария, направленного на научное обоснование, содержательную интерпретацию и методическое обеспечение процесса разработки перспектив развития региональной социально-экономической системы.

Актуальность названной проблемы, усиливающаяся необходимость ее практического решения определили выбор темы, объекта и предмета исследования, обусловили постановку цели и задач диссертационной работы.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования состоит в развитии теоретических положений, механизмов и инструментария разработки перспектив развития региональных социально-экономических систем. Необходимость достижения цели потребовала решения следующих задач:

— обосновать концептуальный подход к разработке перспектив развития региональной экономики;

— разработать механизм управления региональным развитием и его инструментальное обеспечение;

— определить комплекс мер, необходимых для разработки перспектив развития региональной социально-экономической системы;

— обосновать методические приёмы управления рисками при разработке и реализации перспектив развития региональной социально-экономической системы;

— разработать имитационную модель финансирования приоритетных программ развития региональной социально-экономической системы.

Область исследования: Исследование выполнено в рамках п. 3 паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика ВАК Минобрнауки РФ (3.10 Исследование традиционных и новых тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических систем- 3.13. Инструменты сглаживания пространственной поляризации (федеральные трансферты, инвестфопд, фонд региональной поддержки, налоговая система и др.), эффективность их примененияполюса и центры роста в региональном развитии- 3.15 Инструменты разработки перспектив развития пространственных социально-экономических систем. Прогнозирование, форсайт, индикативное планирование, программы, бюджетное планирование, ориентированное на результат, целевые программы, стратегические планы).

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются региональные социально-экономические системы. Прикладные исследования и расчеты в диссертации выполнены на примере социально-экономической системы Воронежской области.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, опосредующие процессы воздействия органов власти и управления, институтов гражданского общества на условия функционирования и перспективы развития региональных социально-экономических систем.

Теоретико-методологической основой исследования послужили общенаучные методы познания, в первую очередь, диалектический и историко-логический, а также методы структурно-функционального анализа, эмпирического обобщения, сравнения и группировок, имитационного моделирования, табличные и графические приемы визуализации статистических данных, программно-прогнозный и абстрактно-логический методы.

При обосновании перспектив развития региональной социально-экономической системы применялись системный и ситуационный подход.

Информационную основу исследования составили официальные данные Министерства регионального развития РФ, Министерства экономического развития РФ, Федеральной службы государственной статистики, департамента экономического развития Воронежской области, публикации в научных изданиях по изучаемой проблеме, оперативная информация о деятельности органов государственной власти РФ, материалы сети Интернет.

Рабочая гипотеза исследования состоит в научном предположении, что решение проблемы выявления перспективных направлений развития региональной экономики зависит от степени разработанности концептуальных положений, раскрывающих функциональное содержание управления пространственно-локализованными экономическими системами, а также от совершенства применяемых на практике инструментов разработки перспектив развития региональных социально-экономических систем, являющихся средствами реализации функций управления территориями и позволяющих осуществить планирование параметров развития региональной экономики, организацию мезо-экономического взаимодействия и контроль достижения плановых параметров.

Научная новизна результатов исследования состоит в решении важной научной задачи, заключающейся в теоретико-методическом обеспечении процесса разработки перспектив развития региональной социально-экономической системы с учетом научно-практических мер, определяющих выбор и применение инструментария, необходимого для их реализации.

К наиболее значительным новым научным результатам относится следующее:

— обоснованы концептуальные положения разработки и реализации перспектив развития региональной социально-экономической системы, содержательно отличающиеся постановкой цели и задач, выделением совокупности факторов мезои макроэкономического уровня, влияющих на разработку и реализацию перспектив развития экономики региона, обоснованием инструментария, подлежащего применению в практике определения перспективных направлений регионального развития и дифференциацией программной документации, формализующей перспективы развития региональной социально-экономической системы;

— разработай механизм управления региональным развитием, отличающийся параллельно-последовательным согласованием видов управленческой деятельности, обособленных в такие функции управления, как планирование регионального развития, организация взаимодействия субъектов региональной экономики, контроль за реализацией плановых мероприятий, средством реализации которых является инструментарий разработки перспектив развития региональной социально-экономической системы, включающий в себя стратегическое соглашение межу субъектами региональной экономики, дорожные карты, программу регионального развития, модель ресурсного обеспечения реализации перспектив регионального развития, процедуру формирования центров регионального развития;

— предложена процедура разработки перспектив развития региональной социально-экономической системы, учитывающая функциональное содержание управления региональным развитием, структурно отличающаяся выделением подготовительного, аналитического, проектировочного, реализационного и оценочного этапов, содержащих мероприятия, подлежащие реализации в соответствии с программой регионального развития, и способствующие формированию в регионе центров культурных событий, аграрного производства, логистического и научно-образовательного центров, соответствующих перспективам развития социально-экономической системы Воронежской области;

— разработаны методические приемы управления рисками при реализации перспектив развития региональной социально-экономической системы, соответствующие авторской типологии рисков и включающие в себя классификацию рисков, составление реестра рисковых событий, оценку рисков в разрезе отдельных перспектив развития региональной социально-экономической системы, ранжирование рисковых событий в зависимости от вероятности их проявления, согласование мер по предупреждению рисковых событий в зависимости от их рейтинга, определение резервов (финансовых, временных, материальных) для каждого рискового события с последующим агрегированием оценки рисков, позволяющие реализовать сценарный подход к управлению рисками, направленный на минимизацию возможных потерь за счет переориентации на альтернативные варианты обеспечения ресурсами при неблагоприятной экономической ситуации;

— разработана мультивариантная программа реализации перспектив развития региональной социально-экономической системы, основывающаяся на результатах экономико-математического моделирования, отражающих зависимость между наполняемостью регионального бюджета за счет поступлений от градообразующих предприятий и возможностью финансирования проектов, включенных в программу комплексного развития территории, обеспечивающая достижимость планово-прогнозных результатов развития экономики региона при различных вариантах ресурсного обеспечения.

Теоретическая значимость исследования состоит в теоретико-методическом обеспечении разработки перспектив развития региональной социально-экономической системы.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что в работе получены выводы и разработаны рекомендации, адресованные государственным (исполнительным) органам власти и управления федерального, регионального и местного уровней, менеджерам предприятий и организаций, образующих региональную социально-экономическую систему, и подлежащие применению при совершенствовании инструментов и методов разработки перспектив развития региональной социально-экономической системы.

Отдельные положения работы, содержащие в себе концептуальные положения разработки и реализации перспектив развития региональной социально-экономической системы, касающиеся разработки стратегического соглашения между участниками региональной экономики, стратегии формирования центров развития региональной экономики применимы в преподавании и изучении курсов «Менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Управление изменения», «Государственное регулирование экономики», «Система государственного и муниципального управления».

Апробация результатов исследования. Основные выводы диссертационного исследования докладывались на международных научно-практических конференциях: «Коммуникативные процессы в бизнесе и менеджменте. Организационная коммуникация — 2009» (Воронеж, 2009), «Актуальные проблемы экономики, социологии и права в современных условиях» (Пятигорск, 2010), «Механизмы развития социально-экономических систем региона» (Воронеж, 2011), «Современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом» (Ставрополь, 2011).

Результаты исследований в части разработки концептуальных и методических положений по совершенствованию инструментария разработки перспектив развития региональной социально-экономической системы:

— приняты к использованию Департаментом экономического развития Воронежской области;

— внедрены в Богучарском муниципальном районе Воронежской области.

— внедрены в учебный процесс АОНО ВПО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов» при совершенствовании научно-методического обеспечения курсов «Государственное регулирование экономики», «Система государственного и муниципального управления» (подтверждено документами).

Основные результаты диссертации отражены в 14 работах общим объемом 30,16 пл., авторский объем — 11,70 пл., в том числе в четырех статьях в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Анализ положения дел с разработкой стратегией развития в регионах России и механизмов реализации позволяет сделать вывод, что существенным фактором, тормозящим этот процесс, является недостаточное проработка методологического обеспечения этих процессов. Необходимо научно обосновать регламенты разработки и реализации региональных стратегий на основе имеющихся теоретических постулатов и компаративного анализа формирования и реализации перспективных планов развития регионов.

Совокупность факторов, определяющих ход реализации стратегии в регионах, можно сгруппировать следующим образом:

— качество проработки стратегического документа, проблема заключается в том, что возникает диссонанс между продекларированными целями исполнительных органов власти и имеющимися или возможными к мобилизации ресурсами;

— изменения во внешней среде, в разработанных стратегиях регионального развития недостаточно полно учитывается влияние трансформаций во внешней среде, а при управлении реализацией стратегий не учитывается возможность управления изменениями;

— установление стратегического консенсуса между органами власти, предпринимательскими структурами, населением;

— преемственность властных структур при реализации стратегии.

— неопределенность механизма «прорыва» от стагнации к позитивной экономической динамике;

— распределение ресурсов между приоритетными направлениями происходит непоследовательно, синхронно появлению кризисных зон развития в регионах часто изменяются стратегические позиции, что сказывается в конечном итоге на достижении стратегических целей;

— неразвитость системы управления рисками при реализации перспективных планов, способы преодоления рисковых событий не носят системного характера, не подтверждены лучшей практикой реализации территориальных стратегий;

— отсутствие действенной системы ответственности за результаты реализации перспективных планов, несовершенство мониторинга процессов реализации стратегии.

Сущность управления реализацией стратегии регионального развития состоит в формировании комплекса процедур по построению механизмов, обеспечивающих логическую последовательность воплощения в регионе приоритетных направлений перспективного развития:

— формирование консенсуса стратегических интересов власти, бизнес структур, общественно-политических организаций, населения с целыо получения синергетического эффекта при их взаимодействии;

— организация управления изменениями, в том числе повышение адаптивности региональных, социально-экономических систем к трансформации внешней и внуфснней среды;

— формирование системы управления рисками при выполнении проектов и программ;

— распределение ресурсов при осуществлении направлений развития, ориентация на мультипликативные эффекты развития;

— внедрение системы административной и иной ответственности за принятые управленческие решения в отношении реализации перспективных планов развития;

— создание информационных полей, базирующихся на достоверных источниках информации, адекватно отражающих степень достижения стратегических целей, обеспечивающих публичность, прозрачность реализации перспективных планов.

2. Бренд территориального образования может выступать инструментом управления развития региона и являться одним из системообразующих ресурсов стратегического развития региона. Проведение брендинга территории должно учитывать и проведено в формате следующих этапов: 1. Подготовительный этап: включающий исследование базовой стратегии региона, определение направлений развития территории, структуры социальной и экономической сфер. На этом этапе определяются стартовые позиции брендируемой территории. 2. Аналитический этап: заключающийся в исследо.

137 вании потребностей 11а конкретный бренд территории во внешней среде, сопоставление уже существующих брендов территории, уточнение ключевых преимуществ территории, оценка ресурсов, которыми располагает регион. 3. Проектирование: включает создание концепции использования преимуществ территории для достижения поставленных стратегических целей, формирование программы создания бренда. 4. Реализация: согласование и утверждение программы брендирования властными структурами, определение структурного подразделения ответственного за создание и реализацию бренда. 5. Оценочный этап: определение эффективности бренда территории, чаще всего определяется как влияние территориального бренда на привлечение внешних потребителей: инвесторов, трудовых кадров, туристов и т. п.

3. Моделирование динамики социально-экономических региональных процессов выполнено с учетом характерных особенностей:

— регион рассматривается как сложная слабоструктурированная система, системное моделирование которой предполагает выявление большого количества сложных взаимосвязанных причинно-следственных связей между факторами, рассматриваемыми в описании сложной системы, результат действия которых не всегда очевиден при принятии решений, в описании, структуризации объекта моделирования присутствует большая доля экспертных знаний;

— региональные системы — стохастические, исследование которых необходимо выполнять в условиях неопределенности и неоднозначности;

— регион — социальная система, поэтому в пей доминируют и учитываются природные и психологические (связанные с интересами людей и др.) факторы и риски.

Построение многовариаптиых перспектив трансформации деятельности градообразующих предприятий на основе имитационного моделирования позволило спрогнозировать уровень бюджетных доходов территории, чго коррелируечся с возможностями инвестирования бюджетных средств в проекты и программы, включенные в стратегию.

Нами предложена многовариантная система восполнения финансовых ресурсов, выступающих в будущем «полюсами роста», что создаст предпосылки увеличения бюджетных доходов:

— содействие развитию брендовых предприятий малого и среднего бизнеса, что требует формирования специальной программы с соответствующими мерами государственной поддержки па уровне региона — лоббирование поддержки на федеральном уровне развития градообразующих предприятий, имеющих межрегиональное значение. В Воронежской области это:

— проект строительства второй очереди Нововоронежской атомной станции, реструктуризация ОАО «ВАСО», реструктуризация, диверсификация деятельности ОАО «Павловскгранит», диверсификация расширение производства ОАО «Мипудобреппе». В случае переориентации градообразующих предприятий необходимо провести корректировку стратегии развития, уточнить среднесрочные программынедостаток собственных финансовых ресурсов для выполнения инвестиционных социальных проектов, включенных в программы, может быть восполнен за счет привлечения кредитных ресурсов под гарантии федерального и местного бюджетов. В первую очередь это должно касаться реализации инвестиционных проектов, имеющих ключевое значение для развития региональной социально-экономической системы, (например, реконструкция коммунальных сетей) — мобилизации средств частных инвесторов для проектов, обладающих высоким коммерческим результатом в будущем, таких как строительство мульти модальных логистических центров.

4. Система управления риками при реализации стратегии в регионе должна включать следующие элементы:

Первый элемент. Анализ внутренней среды региона включает в себя исследование рисковой среды и определение рисковых ситуаций.

Элемент второй. Выявление рисковых событий. Заключается в составлении общего перечня (реестра) явлений, которые могут возникнуть и оказать положительное или отрицательное влияние на реализацию стратегии, на.

139 достижение ее целей при выполнении среднесрочных комплексных программ развития региона.

Элемент третий. Количественная оценка рисков.

Элемент четвертый. Разработка мероприятий по преодолению негативных рисковых событий (перенос риска, воздействие на риск, прекращение риска, толерантность к риску).

Элемент пятый. Разработка мероприятий по использованию позитивных рисковых событий.

Элемент шестой. Мониторинг появления и преодоления рисковых ситуаций.

Элемент седьмой. Корректировка мероприятий по преодолению негативных рисковых событий.

5. В работе предложено совершенстовагь Закон Воронежской области от 01.11.2011 г. № 151−03 «О государственно-частном партнерстве в Воронежской области», включив в него статью «О заключении Соглашения между органами власти, бизнес-структурами и гражданским обществом о полномочиях и ответственности сторон при реализаии стратегии социально-экономического развития региона». Разработаны предложения по совершенствованию мониторинга реализации стратегии при помощи инструмента дорожных карт. Предложены проекты Стратегчиеского Соглашения и Административного Регламента выполнения государственной функции по разработке, заключению и мониторингу Стратегического Соглашения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон № 115-ФЗ от 20 июля 1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ»
  2. Закон Липецкой области № 10−03 от 25 октября 2006 г. «О Стратегии социально-экономического развития Липецкой области»
  3. Закон Воронежской области № 114−03 от 20 ноября 2007 г. «О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу»
  4. Закон Тамбовской области № 512−3 от 29 апреля 2009 г. «О Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года»
  5. Закон Воронежской области № 65−03 от 30 июня 2010 г. «О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу»
  6. Закон Ивановской области № 22−03 от 11 марта 2010 г. «О Стратегии социально-экономического развития Ивановской области»
  7. Закон Воронежской области № 151−03 от 01 ноября 2011 г. «О государственно-частном партнерстве в Воронежской области»
  8. Постановление Правительство Московской области № 116/49 от 15 декабря 2006 г. «О стратегии социально-экономического развития Московской области до 2020 г.»
  9. Постановление Губернатора Ярославской области № 572 от 22 июня 2007 г. «О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 г»
  10. Постановление администрации Брянской области № 604 от 20 июня 2008 г. «Стратегия социально-экономического развития Брянской области до 2025 года»
  11. Постановление Правительства Белгородской области № 27-п от 25 января 2010 г. «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года».
  12. Требования к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ: Приложение к Приказу Министерства регионального развития РФ от 27 февраля 2007 г. № 14
  13. Утвержденная приказом Минтранса России № 94 от 31 июля 2006 г «Стратегия развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года»
  14. Д. Стратегическое рыночное управление: учебник / Д. Аакер. СПб.: Питер, 2002.-496 с.
  15. Л.И. и др. Новая парадигма устойчивого развития России (комплексные исследования проблем устойчивого развития) / под ред. В. А. Коптюга и др. М.: Academia, 2000. — 345 с.
  16. Р. JI. Планирование будущего корпорации: пер. с анг./ М.: Сирин, 2002.-289 с.
  17. И. Стратегическое управление: пер. с англ. / под ред. Л. И. Евенко. М.: Экономика. 1989. — 519 с.
  18. А. Экономический словарь/ А. Архипов. -М.: Проспект -2005.-672 с.
  19. В. С., Емельянов А. А., Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении / под ред. А. А. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2006.-368 с.
  20. И. Маркетинг территории: учебное пособие / под науч. ред. д-ра экон. наук, профессора Г. Л. Багиева. СПб.: СПбГУЭФ, 2007. -344 с.
  21. И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? / И. Т. Балабанов М.: Финансы и статистика, 1994. — 384 с.
  22. K.B. Управление рисками: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / К. В. Балдин, С. Н. Воробьев. М.: Юнити-Дана, 2005 — 189 с.
  23. Т., Месена Д., Мико Д., Сеп Ё., Хусти Э. Хозяйственный риск и методы его измерения: пер. с венгер. /КЛ. Горфана, Н. М. Озимка. -М.: Экономика, 1979. 184 с.
  24. В.В. и др. Предпринимательские риски и хеджирование в отечественной и зарубежной экономике / Академия русских предпринимателей / В. В. Боков, П. В. Забелин, В. Г. Федцов М.: Приор, 1999. — 128 с.
  25. IO. Е. Альфред Д. Чапдлер и история бизнеса / Ю. Е. Благов// Вестник Санкт-Петербургского ун-та. 2002. -№ 4. С. 95
  26. К. Основы стратегического менеджмента: пер. с англ. / под ред. JI. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, 1997. — 175 с.
  27. П.Д. и др. Стохастическая оптимизация риска как ресурса в экономических системах / II. Д. Бублик, И. И. Голичев, С. А. Горбатов. -Уфа: Башкир. Гос. Университет, 2000. 178 с.
  28. A.C. Экономика: учебник / под ред. Булатова A.C. -М.: Юристъ, 2002.-896 с.
  29. II.П. Моделирование сложных систем / Н. П. Бусленко. -М.: Наука, 1968.-356 с.
  30. В.П. и др. Рискология. Управление рисками / В. П. Буянов, К. А. Кирсанов, JI. М. Михайлов. М.: Экзамен, 2002. — 383 с.
  31. И.А. Финансовый менеджмент: учебник / Бланк И. А. -М.: Финансы и статистика, 2004. 654 с.
  32. И.С. Теоретико-методологические основы определения сущности репутации территории/ И. С. Важенина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2006. — 195 с.
  33. О. Д. Teopia фшанЫв: Пщручпик. / О. Д. Василик -К.:НЮС, 2000.-416 с.
  34. , Г. Р. Словарь рыночной экономики / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова- под ред. Г. С. Вечканова (общ. ред.). СПб.: Петрополис, 1995. — 358 с.
  35. О. С. Стратегическое управление: учебник / О. С. Виха-нский. 2-е изд., перераб. и дон. — М.: Гардарика, 1998. — 296 с.
  36. О. С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник /О. С. Виханский, А. И. Наумов. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2006. -670 с.
  37. В. JI. Политическая экономия города: учеб. пособие/ В. Л. Глазычев-М.: Депо, 2009. 192 с.
  38. Глазычев B. J1. «Стратегии территориального развития России (к технологиям общественно государственного партнёрства)». Доклад Комиссии по региональному развитию Общественной палаты РФ. М., 2008.
  39. В.В. Управление рисками. Страхование Железнодорожный / В. В. Глущенко. — МО, ООО НПЦ «Крылья», 1999. — 336 с.
  40. Р. М. Современный стратегический анализ пер. с англ. / под ред. В. Н. Фунтова. СПб.: Питер, 2008. — 560 с.
  41. , А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. / А. Г. Грапберг. 4-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2004.-495с.
  42. В. М. Экономический риск. Сущность, методы измерения, пути снижения / В. М. Гранатуров. М.: Дело и сервис, 2010. — 208 с.
  43. A.M. и др. Брендипг: учебное пособие / Годин A.M., Дмитриев A.A., Бабленков И. Б. М.: Дашков и К0, 2004. — 363 с.
  44. В. В. Мировые информационные ресурсы: новые возможности минимизации рисков / В. В. Горчаков, О. В. Голодова. Владивосток: Владивосток, фил. Рос. тамож. акад. 1998. -209 с.
  45. А. Стратегический риск-менеджмент: принципы и методики/ пер. с апг. -М.: Вильяме, 2010. -496 с.
  46. Ю.С. Региональная политика и управление / Ю. С. Дулыциков. -М.: РАГС, 2001.-257 с.
  47. А. М. и др. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе / А. М. Дубров, Б. А. Лагоша, Е. Ю. Хрусталев- под ред. Б. А. Лагоши. -М.: Финансы и статистика, 1999. 176 с.
  48. П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей. С-Пб.: Вильяме, 2003. -368 с.
  49. Ю.Ю. и др. Риски бизнеса. Диагностика, профилактика, управление: монография / Ю. Ю. Екатеринославский,
  50. A.M. Медведева, С. А. Щепкова. М.: Анкил, 2010. — 345 с.
  51. Евстигнеева Л, Евстигнеев Р. Субфедеральные аспекты глобализации./ Л. Евстигнеева, Р. Евстигнеев //Вопросы экономики. 2003. № 5. -С. 12−19.
  52. А. А., Власова Е. А., Дума Р. В. Имитационное моделирование экономических процессов / под ред. А. А. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2009. — 416 с.
  53. В. С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. /
  54. B. С. Ефремов. -М.: Фиппресс, 2001. 238 с.
  55. Jl. А. Основы нового подхода к анализу сложных систем и процессов принятия решений / пер. с анг. М.: Знание, 1974. — 345 с.
  56. Зуб А. Т., Локтионов М. В. Системный стратегический менеджмент: методология и практики/ А. Т. Зуб, М. В. Локтионов. М.: Генезис, 2001.-848 с.
  57. , C.B. Методологические основы риск-менеджмента при формировании финансового потенциала региона / C.B. Зенченко. // Региональные проблемы преобразования экономики № 4(18). Махачкала: РАН ИСЭИ ДНЦ, 2008. — С. 144−151.
  58. . С. Стратегическое планирование как фактор стимулирования региональной конкуренции / Б. С. Жихаревич // Регион: экономика и социология. 2011. -№ 1.- С. З-14.
  59. Е. В. и др. Экономический рост региона в условиях неопределенности и риска: факторы, анализ, перспективы: монография / Е. В. Иода, Ю. В. Иода, Л. Л. Мешкова. Тамбов: М. А. Бирюкова, 2006 .-315 с.
  60. Е. В., Иода Ю. В. Вопросы рискологии социально-экономических систем и взаимодействия национальных экономических интересов: монография// Иода Е. В., Иода Ю. В. Воронеж: АОНО ВПО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов», 2011. — 184 с.
  61. Е. В. и др. Управление предпринимательскими рисками: монография/ Е. В. Иода, Ю. В. Иода, Л. Л. Мешкова, E.H. Болотина Тамб.гос. техн. ун-та, 2002.-212 с
  62. А. А. и др. Риск-менеджмент, учебно-методический комплекс/ A.A. Иванов, С. Я. Олейников, С. А. Бочаров. М.: ЕАОИ, 2008. -193 с.
  63. С.И. Стратегическое управление отраслевыми холдингами / С. И Карпачев // Дисс.. кандидата экономических наук по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: менеджмент». Воронеж, — 2011. — 201 с.
  64. Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию: пер с анг. / М.: Олимп-Бизнес, 2003 345 с.
  65. B.C. Теория стратегического управления: этапы развития и основные парадигмы / B.C. Катькало// Вестник С.-Петербургского ун-та, 2003. Вып. З (№ 24).-С. 3−17.
  66. P.M. Управление хозяйственным риском основа экономической безопасности региона / Р. М. Качалов// Проблемы теории и практики управления, 2006. № 4. — С.45−52.
  67. Е. и др. Региональная экономика и управление : учеб. пособие. / Е. Коваленко, Г. Зинчук, С. Кочеткова- С-Пб.: Питер, 2008. -288 с.
  68. Ф. Основы маркетинга:учебник / пер. с анг. В. Б. Боброва. -С-Пб.: Литера плюс, 1994. 449 с.
  69. II. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения/ Н. Д. Кондратьев.- М.: Экономика, 2002. 280 с.
  70. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика/ пер. с анг. М.: Прогресс, 1982. -400 с.
  71. Кит У. Стратегический управленческий учет/ пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2002. 448 с.
  72. Г. Б. и др. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность/ Г. Б. Клейнер, В. Л. Тамбовцев, Р. М. Качалов. М.: Экономика, 1997. — 288 с.
  73. И.И. и др. Безопасность и риск: эколого-экономические аспекты / И. И. Кузьмин, Н. А. Махутов, С. В. Хегагуров. С.-Пб.: СПбГУ-ЭиФ, 1999.- 163 с.
  74. Н. Г. Экономическая теория: учебник /под ред. Н. Г. Кузнецова. М.: Март, 2004 — 343 с.
  75. Э., Саммерс Л. К. Стратегический синергизм: сборник статей / Э. Кемпбэл, Л. К. Саммерс. С-Пб.: 11итер, 2004. — 414 с.
  76. A.M. Региональный маркетинг и тенденции его развития /
  77. A.M. Лавров, B.C. Сурнин. Реформирование экономики: региональные аспекты. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. — 146 с.
  78. Х.Р. Урбанизация и экономическое развитие: временное взаимодействия между географическими и отраслевыми кластерами / пер. с анг. В. Н. Украинского// Пространственная экономика. 2009. — № 4 — С.6−32
  79. П.А. Обеспечение стоимостного прироста финансовых ресурсов экономических субъектов в условиях инновационной экономики: теория и методология исследования: монофафия / П. А. Левчаев М.: Финансы и кредит, 2008. — 216 с.
  80. З.М. Брендинг: учеб. пособие/ Макашева 3. М., Макашев М. О. Сп-б: Питер. 2005. — 288 с.
  81. Г., Рожков Ю., Терский М. О сущности категории «риск»/ Г. Мальцева, Ю. Рожков, М. Терский// Вестник ХГАЭП. 2006. -№ 1.-С.11−17
  82. В. Видение: немного мистики в мире бизнеса /
  83. B. Марковский // Top-Manager. 2000. — №. 9. — С. 86−88
  84. А. Принципы экономической науки: пер. с англ./ А.Маршалл. -М.:Прогресс, 1993.-415 с.
  85. М., Альберт М., Хедоури Ф Основы менеджмента: учебник / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 1997. — 704 с.
  86. A.B. Риск-менеджмент: Стохаст. анализ рисков в экономике финансов и страхования/ А. В. Мельников. М.: Инфра-М, 2001. -112 с.
  87. Мещеряков Т.В., U.C. Тихонова Территориальный брендинг: монография / Т. В. Мещеряков, С. I I. Тихонова. СП-б: СЗТУ, 2008. — 245с.
  88. Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегчиеские процесс. Концепции, проблемы, решения / Г. Минцберг, Дж.Б. Куинн, С. Гошал. -Сп-б.: Вильяме, 928 с.
  89. Д.С. Инструменты управления проектными рисками. Страхование от проектных рисков / Д.С. Морозов// Управление риском. -1999. -Ж2.-С.22−34
  90. Ф.Х. Риск, неопределённость и прибыль: пер. с анг. / Ф. Х. Найт. М.: Дело, 2003. — 296 с.
  91. Общий и специальный менеджмент /под ред. А. Л. Гапоненко, Л. П. Панкрухина. М.: РАГС, 2001. — 568 с.
  92. М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов: пер с анг./ М.: Вильяме, 2000. 345 с.
  93. Д., Саттон Р. Доказательный менеджмент. Новейшая концепция управления от Гарвардской школы бизнеса / Д. Пфеффер, Р. Саттон.- М.:Эксмо, 2008. 384 с.
  94. .А., Лозовский JI.III., Стародубцева В. Б. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский.- М.: ИНФРА-М, 2006.-495 с.
  95. М. А. Риск-менеджмент/ М. А. Рогов М.: Финансы и статистика, 2001.-120 с.
  96. O.P. Фшапси: Пщручпик. / O.P. Романеско. К: Центр навчальноУ лггератури, 2004- 312 с.
  97. В.Е. и др. Система стратегического планирования социально-экономического развития регионов России: георетико-методо-логический аспект/ В. Е. Рохчин, И. И. Егоров, К. Н. Знаменская-С-Пб.: ИРЭ РАН, 2005. 345 с.
  98. И. Е., Трещевский Ю. И. Содержание стратегического планирования регионального развития / И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевский// Экономика и предпринимательство. 2004. -№ 3. С.122−125.
  99. С.И. Региональная промышленная политика: содержание и механизм реализации/ С.И. Рисин// дисс.. кандидата экономических наук по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика». Курск, — 2010. -206 с.
  100. ЮЗ.Рейльян Я. Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений /Я. Р. Рейльяп. М.: Финансы и статистика, 1989. — 108 с.
  101. К., Хыос С. Управление финансовыми рисками / пер. с англ. М.: Ипфра-М, 1996.-288 с.
  102. В.Т. Анализ уровня рисков / В. Т. Севрук // Бухгалтерский учет. -1993, — № 4, — С. 26−30
  103. C.B. Региональное антикризисное управление: содержание, принципы организации, инструментарий: автореферат. дис. к-та экон. наук. Воронеж, 2012. -24 с.
  104. С. В. Риск и неопределённость в социально-экономических системах /10. И. Трещевский, С. В. Седыкин// Регион: системы, экономика, управление. 2011. -№ 3(14). С.47−50
  105. С. В. Принципы организации антикризисного управления коммерческой организацией / Ю. И. Трещевский, С. В. Седыкин// Регион: системы, экономика, управление. 2011. -№ 4(15). С. 112−117
  106. С. В. Активизация роли государства в антикризисном управлении коммерческой организацией / Ю. И. Трещевский, С. В. Седыкин// Регион: системы, экономика, управление. 2011. -№ 1(16). -С.114−120
  107. С. В. Механизм антикризисного управления коммерческой организацией / Е. Ф. Сысоева, С. В. Седыкин// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика, Социология. Менеджмент. 2011. — № 2. С. 108−113
  108. С. В. Влияние кризиса на государственные и частные инвестиции в регионах России / Ю. И. Трещевский, В. М. Круглякова, С. В. Седыкин// Регион: системы, экономика, управление. 2012. № 2(17). — С.53−61
  109. С. В. Анализ кризисных процессов в регионах России с позиций экономической динамики / Ю. И. Трещевский, С. В. Седыкин// Регион: системы, экономика, управление. 2012. № 3(18). — С.100−108
  110. С. Денежная масса и экономический рост / С. Семе-нищев // Экономист. -1997. -№ 10. С.43−45
  111. В. В. Процесс управления риском / В. В. Смирнов// Управление риском. -1997. № 4. — С.4−12
  112. В. С., Токаренко Г. С. Риск-мепеджмент / В. С. Ступа-ков, Г. С. Токарева М.: Финансы и статистика, 2005. -205 с.
  113. Стратегическое управление: регион, город, предприятие: монография / под ред. Д. С. Львова, А. Г. Гранберга, А. П. Егоршина. М.: Экономика, 2005.-345 с.
  114. Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, проблемы: монография / под ред.
  115. B. А. Гневко, В. Е. Рохчипа. СП-б.: ИРЭ РАН, ИУЭ, 2004, — 205 с.
  116. A.C. Управление экономическими рисками в условиях неопределённости: дис.. канд. экон. наук. -II. Новгород, 1999. 145 с.
  117. Л. Н. Риски в экономике: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. В. А. Швандара. M.: IOI1ИТИ-ДА1IA, 2002.-380 с.
  118. Ю.И. Влияние кризиса на государственные и частные инвестиции в регионах России / Ю. И. Трещевский, В. М. Круглякова,
  119. C.B. Седыкин // Регион: системы, экономика, управление. -2012. -№ 2-С. 53−61.
  120. И.В. Организационно-экономический механизм управления ресурсами развития региона: дис.. канд. экон. наук. Тамбов, 2003 -152 с.
  121. Г. В. Управление рисками / А. А. Кудрявцев, Г. В. Чернова. M.: ТК Велби, 2005. — 160 с.
  122. Факторы стратегического развития / под ред. Ю. Н. Лапыгина. — Владимир: ВГПУ, 2005.- 245 с.
  123. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов / под ред. проф. Г. Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 512 с.
  124. Финансы / иод ред. В. М. Родиоиовой. — М.: Финансы и статистика, 1995. — 432 с.
  125. Финансовые ресурсы региона: Тенденции и перспективы развития / под ред. Е. Ф. Сысоевой, Ю. И. Трещевского. Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 2004.- 168 с.
  126. II.Б. Разработка и принятие управленческих решений: учеб. пособие/ Н. Б. Филипов. -М.: ИНФРА-М, 2010. 308 с.
  127. A.C. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций: учебник / А. С. Шапкин, В. А. Шапкин. М.: Дашков и R°, 2006. — 345 с.
  128. Ю.И. Семантическая парадигма самоорганизующихся систем / Ю. И. Шемакин// Синергетика: Человек, общество. М., 2000. С. 25−29.
  129. И. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процентов и цикла конъюнктуры) / Й. Шумпетер. М.: Прогресс, 1982. -789 с.
  130. ИЗ.Щедров А. И. Управление регионами России в условиях асин-хронности их развития /А.И. Щедров// Дисс.. кандидата экономических наук по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: менеджмент». Воронеж, — 2011. — 174 с.
  131. Экономическая библиотека http://economy-lib.com/upravlenie-regionami-rossii-v-usloviyah-asinhronnosti-ih-razvitiya#ixzz2TvzDrcp8
  132. Т. И. Экономика: учебник/ Т. И. Юркова, С. В. Юрков. М.: Юнити-Дана, 2006. — 119 с.
  133. Г., Прахалад К. К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня / пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2002. 95 с.
  134. В. В., Щербина В. П. Экономический риск и методы его измерения/ В. В. Христаповский, В. П. Щербина. Донецк: ДонНУ, 2000.-197 с.
  135. И. Ф. MATLAB Simulink. Компьютерное моделирование экономики / И. Ф. Цисарь. — М.: Солон-Пресс, 2008. 256 с.
  136. О.Н. Модернизация России в свете концепции «общества риска» // Куда идет Россия? Общее и особенное в современном развитии / О. Н. Яницкий /под общ. ред. Т. И. Заславской. М.: Интерцентр, 1997 -С.27−35
  137. О. А. Инвестиции в настоящее: власть и бизнес в режиме диалога /О. А. Ясиновская, В. II. Нефёдов. Н. Новгород: Волго-Вят. акад. гос. службы, 2006. — 219 с.
  138. К. R. 1971. The Concept of Coiporate Strategy. Dow JonesIrwin: Homewood, IL.
  139. Ashworth Gr. Towards Effective Place Brand Management: Branding European Cities and Regions / Gr. Ashworth, M. Kavaratzis. Edward Elgar Pub, 2010.-279 p.
  140. Arrow, Kenneth. The Economic Implications of Learning by Doing,. Review of Economic Studies 29(3), p.155−173. (1962).
  141. Boudeville J.-R. Problems of Regional Economic Planning. Edinburgh, 1966
  142. Bowman E. I I. Strategy changes: Possible worlds and actual minds. In Perspectives on Strategic Management. Frederickson J. W. (ed.). Harper & Row: N.Y.- p. 9−37. 1990.
  143. Boyd В. K. Strategic planning and financial performance: A meta-analytical re-view. Journal of Management Studies 28 p: 353−374. 1991.
  144. Dempster, Arthur P.- A generalization of Bayesian inference, Journal of the Royal Statistical Society, Series B, Vol. 30, pp. 205−247, 1968
  145. Govers R. Place Branding: Glocal, Virtual and Physical Identities, Constructed, Imagined and Experienced / R. Govers, Fr. Go. Palgrave Macmil-lan, 2009.-256 p.
  146. Chandler A. D., Jr. Strategy and Structure: Chapters in the History of American Enterprise. MIT Press: Cambridge, MA. 1962.
  147. Granovetter M. Coase revisited: Business groups in the modern economy. Industrial and Corporate Change 4 p: 93−130.
  148. Greiner L. E. Evolution and revolution as organizations grow. Harvard Business Review 76 p: 55−68.
  149. Gluck F., Kaufman S., Walleck A. Strategic management for competitive advantage. Harvard Business Review 58 p: 154−161. 1980.
  150. Thune S. S., House R. J. Where longrange planning pavs off. Business Horizons 13 p: 81−87. 1970.
  151. Haspeslagh P. Portfolio planning: Uses and limits. Harvard Business Review 60 p: 58−73.
  152. Hofer C. W., Schendel D. Strategy Formulation: Analytical Concepts. St. Paul, MN. Jeremy D. J. 2002.
  153. Leontiades M., Tezel A. Planning perceptions and planning results. Strategic Management Journal 1 p: 65−75. 1980.
  154. Lowendahl B., Revang O. Challenges to existing strategy theory in a postindustrial society. Strategic Management Journal 19 p: 755−773. 1998.
  155. Perroux F. Multinational Investments and the Analysis of Development and Integration Poles // Economies et societies. 1973. -№ 5−6. — P. 838.
  156. Osborne D., Gaebler T. Reinventing Government. Collected Essays in Economic Theory, 1992.
  157. Quinn J. B. Strategies for Change: Logical Incrementalism. Dow Jones-Irwin: Homewood, IL.
Заполнить форму текущей работой