Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Технология естественнонаучного профессионального ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы: На примере курса химии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большинство выпускников средней школы естественнонаучного профиля (более 70%), прошедших ранее подготовку на предпрофильном этапе общеобразовательной школы по разработанной нами технологии поступили в высшие технические учебные заведения (Тамбовский, Воронежский государственные технические университеты и др.), где на всех специальностях инженерного профиля изучается химия, а также по таким… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ проблемы и теоретические основы проектирования естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы
    • 1. 1. Анализ современного состояния общего естественнонаучного и химического образования
    • 1. 2. Теоретико-методологическое обоснование естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы
    • 1. 3. Цели, профильное и уровневое планирование результатов естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения (на примере курса химии)

    Глава 2. Дидактические основы и технологии разработки и функционирования педагогической технологии естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы (на примере курса химии).

    2.1. Идентификация проектируемой технологии естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения в иерархии педагогических систем.

    2.2. Разработка идеализированной модели проектируемой педагогической технологии.

    2.3. Психолого-педагогическое обоснование начала профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе.

    2.4. Проектирование и технологические процедуры реализации технологии естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы (на примере курса химии).

    2.4.1. Технологические модели управления учебным процессом как основа мониторинга.

    2.4.2. Разработка и реализация средств педагогической коммуникации.

    2.4.3. Технологическая карта урока как компактная модель управления познавательной деятельности учащихся.

    2.4.4. Разработка и реализация средств диагностики, контроля и мониторинга качества образования.

    2.5. Концентрическая структура содержания экологической составляющей учебной информации как основа актуализации химических знаний при подготовке к будущей профессиональной деятельности.

    Глава 3. Экспериментальное исследование, анализ и оценка эффективности разработанной технологии естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы (на примере курса химии).

    3.1. Критерии оценки эффективности разработанной технологии и статистическая оценка значимости результатов педагогического эксперимента.

    3.2. Функциональные модели профессионально ориентирующих аспектов изучения курса химии и сформированности профессионально значимых качеств учащегося как будущего специалиста.

    3.3. Методические рекомендации по разработке и подготовке к практическому внедрению в учебный процесс технологии естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы.

Технология естественнонаучного профессионального ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы: На примере курса химии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В развитие Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года была подготовлена Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. В соответствии с этой концепцией профильное обучение представляет собой средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профилизация обучения на старшей ступени ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. В связи с этим становится актуальной организация в 8−9 классах предпро-фильной подготовки — системы педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их профессиональному самоопределению по завершению основного общего образования — направления продолжения обучения в профильных классах старшей ступени, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Профильная ориентация на предпрофильном этапе общеобразовательной школы призвана способствовать принятию школьниками решения о выборе пути дальнейшего обучения и создавать условия для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Своеобразие образовательного искусства состоит в том, что его истинные результаты являются скрытыми. Более того, в полной мере они обнаруживаются лишь в условиях вхождения наших выпускников в новую среду, в неконтролируемую, как правило, нами ситуацию, в новые образовательные или профессиональные системы (Н.В. Кузьмина). Исследование качества обучения с позиции профессиональной ориентации учащихся предпрофильного этапа общеобразовательной школы по дисциплинам естественнонаучного цикла показывает нарастающий разрыв между общественно необходимым профессионально ориентированным и фактическим уровнем готовности выпускников основной школы к выбору профессионального образования с последующей адаптацией в современной информационной и индустриальной среде с высоким уровнем конкурентоспособности на рынке труда.

В качестве экспериментальной площадки для ослабления вышеуказанного разрыва мы использовали учебную дисциплину «Химия» как одну из наук естествознания для разработки технологии естественнонаучного профессионально ориентированной адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы.

В профильных классах с углубленным изучением химии изучение дисциплины становится не только средством развития учащихся, но и целью, так как в эти классы идут те, кто будет сдавать химию при поступлении в вузы и выберет ее в качестве основы своей будущей профессии. Чтобы подросток стремился в профильном классе изучать такой трудный учебный предмет, как химия, его нужно целенаправленно заинтересовать с ориентацией на будущую профессиональную деятельность инженера-специалиста. Значит крайне необходимо так организовать адаптивное обучение, чтобы на второй ступени обучения (предпрофильный этап общеобразовательной школы) оно было профессионально ориентированным, уроки химии вызывали положительные эмоции, желание творчески трудиться.

Попытки привнести элементы адаптивности в процессы обучения и контроля насчитывают многолетнюю историю. В определенной степени, можно считать, что основные установочные идеи адаптивности берут свое начало из учения Я. А. Коменского. Разрабатывая новые формы и методы обучения, Я. А. Коменский приходит к выводу о приоритете тех учебных заданий, которые отвечают природным возможностям детей. Впоследствии, идеи Я. А. Коменского поддерживались в разных формах многими педагогами, в числе которых: Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Дж. Дьюи, К. Д. Ушинский, JI.H. Толстой и другие, видевшие возможность оптимизации контроля и обучения каждого ученика во введении различных игровых форм обучения, организуемого на добровольной основе, в активизации самообучения и самоконтроля, в изучении психологических особенностей личности каждого обучаемого.

Обращение к классическому психолого-педагогическому наследию отечественных ученых позволяет выделить концепцию JT.C. Выготского об уровнях умственного развития ребенка, получившую последующее дополнительное обоснование в трудах А. Н. Леонтьева и П. Я. Гальперина. Л. С. Выготский определяет два уровня, один из которых — актуальный — трактуется как достигнутый к настоящему моменту, а другой — потенциальный — связывается с «зоной ближайшего развития ребенка».

При такой организации учебного процесса обучение идет впереди развития, учитывая индивидуальные возможности ребенка и создавая оптимальные условия для его дальнейшего развития.

В 70 — 80-е гг. XX века открываются новые пути разработки общей теории педагогики, связанные с переходом педагогической науки на послекибернети-ческий этап своего развития. В. П. Беспалько определен критерий развития любой современной дидактической теории — инструментальность теории, т. е. возможность ее использования для построения автоматизированной обучающей системы, обеспечивающей гарантированное достижение диагностично поставленных целей с любым заранее заданным качеством (надежностью). Особый вклад в создание технологий развивающего обучения вносят работы И. С. Якиманской, построившей систему личностно-ориентированного развивающего обучения на приоритете субъектного опыта жизнедеятельности ребенка. Следующий шаг в становлении идей и методов развивающего обучения связан с работами Г. К. Селевко, создавшего технологию саморазвивающего обучения, где доминантой развития становится потребность учащегося в самосовершенствовании, саморазвитии личности.

Большой вклад в решение проблемы профессионально ориентированного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы вносят работы: теория психологии развития подростка Д. И. Фельдштейна, акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования Н. В. Кузьминой, ценностный подход к содержанию учебной информации и информационным технологиям З. Д. Жуковской, теория проектирования педагогических технологий Т. И. Шамовой и В. В. Гузеева. Эти исследования имеют большое значение в развитии профессионализма педагогической деятельности на современном этапе модернизации российского образования и явились предпосылкой к началу настоящего диссертационного исследования.

Поиск, разработка и реализация эффективной естественнонаучной профессионально ориентированной технологии обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы, обеспечивающей творческий адаптивный переход выпускников из общеобразовательной системы в профессиональную обусловили актуальность темы нашего диссертационного исследования: «Технология естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы (на примере курса химии)».

Проблема настоящего исследования состоит в интеграции адаптивной педагогической технологией обучения внешней и внутренней дифференциации на основе целенаправленного и систематического отбора целей, содержания, форм, методов, средств обучения и контроля усвоения учебной информации, которые адаптируются к типологическим особенностям личности обучающихся подросткового возраста, уровню их мотивации, самоорганизации, творческих способностей с целью развития творческой готовности выпускника к принятию самостоятельного профессионально-ориентированного решения: продолжать образование в старших классах естественнонаучного профиля общеобразовательной школы, чтобы в дальнейшем поступить в высшую школу по определенной специальности.

Диссертационная работа выполнена в рамках научного направления Воронежского государственного технического университета «Проблемы качества подготовки специалистов».

Цель исследования — разработка педагогической технологии естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения (на примере курса химии), направленной на раскрытие потенциальных возможностей учащихся предпрофильного этапа общеобразовательной школы, активизацию познавательной деятельности, учебной мотивации, и позволяющей сформировать их творческую готовность к выбору профиля будущего профессионального образования.

Объект исследования — естественнонаучная подготовка учащихся на предпрофильном этапе общеобразовательной школы.

Предмет исследования — дидактические основы проектирования и реализации технологии естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы (на примере курса химии).

Гипотеза исследования: развитие, творческая готовность выпускников предпрофильного этапа общеобразовательной школы к дальнейшему профильному естественнонаучному образованию или начальному и среднему естественнонаучному профессиональному образованию и самообразованию будут достигнуты в наибольшей степени, если:

— разработана модель технологии естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы;

— педагогическая технология естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы (на примере курса химии) спроектирована на основе разработанной модели и деятельностного компонента метода системно-целевой дифференциации обучения, базирующегося на ценностном подходе к содержанию и контролю качества непрерывного профессионального образования (по З.Д. Жуковской);

— разработана авторская программа естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения, включающая систему единой урочно-внеклассной деятельности учащихся на предпрофильном этапе общеобразовательной школы;

— разработано методическое обеспечение и средства профессионально ориентирующей педагогической коммуникации спроектированной технологии естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы;

— разработана система оценочно-диагностических средств мониторинга учебного процесса и фонды контрольно-обучающих дидактических материалов с использованием информационных технологий;

— исследована эффективность разработанной педагогической технологии, проведена коррекция ее базовых параметров, технология внедрена в учебный процесс с учетом индивидуальных психологических особенностей обучающихся и профиля будущей профессиональной деятельности.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования сформулированы задачи исследования:

1. Провести по литературным источникам, диссертационным исследованиям и непосредственным наблюдениям теоретический анализ современного состояния общего естественнонаучного образования, тенденций методологии профессионально ориентированного адаптивного обучения и контроля в общеобразовательной школе.

2. Разработать модель технологии естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы.

3. Спроектировать на основе разработанной модели и деятельностного компонента метода системно-целевой дифференциации обучения, базирующегося на ценностном подходе к содержанию и контролю качества непрерывного профессионального образования (по З.Д. Жуковской) и апробировать педагогическую технологию естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы (на примере курса химии).

4. Разработать авторскую программу естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы, включающую систему единой урочно-внеклассной деятельности учащихся.

5. Разработать методическое обеспечение и средства профессионально ориентирующей педагогической коммуникации спроектированной технологии естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы.

6. Разработать систему оценочно-диагностических средств мониторинга учебного процесса и фонды контрольно-обучающих дидактических материалов с использованием информационных технологий.

7. Провести экспериментальную проверку эффективности разработанной педагогической технологии естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы (на примере курса химии).

8. Разработать методические рекомендации для учителей по проектированию содержания и реализации перехода к инновационной технологии естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы.

Методологическую основу и теоретическую базу исследования составили: принципы диалектического метода познанияидеи гуманизации образованиясовременные достижения педагогической и психологической науки в области формирования технологической культуры учителя (В.П. Беспал ько, И. А. Зимняя, В. А. Сластенин и др.) и экологической культуры учащихся (И.А. Зимняя) — теория личности и деятельности (А.Н. Леонтьев, C. JL Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, JI.C. Выготский, Н. Ф. Талызина, В. Д. Шадриков и др.) — теория проектирования педагогических технологий (Т.И. Шамова, В.В. Гузеев) — ассоциативно-рефлекторная концепция обучения (И.М. Сеченов, И. П. Павлов, C.JI. Рубинштейн, Ю. А. Самарин и др.) — социально-конструктивистская (зонная) теория развития интеллекта в обучении (JI.C. Выготский) — теория поэтапного формирования умственных действий (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) — теория контекстного обучения (А.А. Вербицкий, B.C. Лазарев, А.А. Тюков) — идеи педагогики сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин) — теория проблемного обучения (И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов) — теория укрупнения дидактических единиц (В.Ф. Шаталов, П.М. Эрдниев) — теория развивающего обучения (В.В. Давыдов) — теория интегральной образовательной технологии (В.В. Гузеев) — личностно-ориентированный (В.В. Гузеев, В. В. Сериков, И.С. Якиманская) и личностно-деятельностной подходы (И.А. Зимняя) — акмеологическая теория образовательной деятельности (Н.В. Кузьмина) — сис-темно-деятельностный подход к подготовке специалистов (З.Д. Жуковская) — теория и методология адаптивного тестирования в образовании (М.Б. Челыш-кова) — технология индивидуализации обучения (А.С. Границкая, И. Унт, В.Д. Шадриков) — технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко) — технология коллективного способа обучения (В.К. Дьяченко) — теория преемственности обучения (С.М. Годник) — психология развития подростка (Д.И. Фельд-штейн) — психологические исследования интеллекта (М.А. Холодная) — современные концепции и общие положения обучения химии в общеобразовательной школе (Н.П. Воскобойникова, О. С. Габриелян, В. В. Гузеев, Л. С. Гузей, Н. Е. Кузьменко, Г. М. Чернобельская и др.) и высших учебных заведениях (В.В. Еремин, Л. В. Паринова, В. А. Попков, В. И. Спицын, и др.), а также ряд педагогических принципов оптимизации, интеграции, дифференциации и непрерывности образования.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использован комплекс методов: теоретический анализ (сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, исследование литературных источников и учебно-нормативных документов) — моделирование педагогического процессасистемно-целевой дифференциации обученияобсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение) — праксиметрические методы (анализ продуктов учебной деятельности) — педагогический экспериментметоды педагогической и психологической диагностикиметоды математической статистики.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ Мичуринского района и средней общеобразовательной школы № 25 г. Мичуринска Тамбовской области в период с 1997 по 2004 гг. Исследованием были охвачены учащиеся 8−9 классов общеобразовательной школы, учителя дисциплин естественнонаучного профиля, входящие в состав Тамбовской областной творческой группы по современным системам и технологиям обучения, слушатели курсов профессиональной переподготовки работников образования Тамбовской области. Всего более 600 участников эксперимента. Научно-практические рекомендации по разработке и внедрению технологии естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы включены в базу данных педагогического опыта Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования.

Организация и этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось с 1997 по 2004 год в три этапа.

На первом этапе (1997;2000 гг.) проводилось изучение и анализ отечественных и зарубежных литературных источников по теме исследованияизучалась организация обучения по дисциплинам естественнонаучного профиля в общеобразовательных школах и определялись возможности ее совершенствованиявыявлялись причины и противоречия, мешающие раскрытию потенциальных возможностей учащихся, активизации познавательной деятельности, учебной мотивации на этапе их личностного становления и профессиональной ориентацииопределялась структура работыформулировались проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи диссертационного исследованияпроводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2000;2003 гг.) была спроектирована и апробирована технология естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы (на примере курса химии) — разработаны фонды контрольно-обучающих дидактических материалов, средства педагогической коммуникации и оценочно-диагностические инструменты контроля качества учебного процесса. Проведен формирующий эксперимент, квалиметрический мониторинг и анализ промежуточных результатов исследования.

На третьем этапе (2003;2004 гг.) обобщались результаты опытно-экспериментальной работы по исследованию эффективности реализуемой технологии естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы (на примере курса химии), проведен итоговый эксперимент. Выполнена систематизация и содержательная интерпретация экспериментальных данных. Разработаны методические рекомендации для учителей по проектированию содержания и реализации спроектированной технологии обучения. Сформулированы основные выводы по проблеме исследования, завершено оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В диссертации получены следующие результаты, характеризующиеся новизной:

— модель технологии естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы (на примере курса химии), отражающая процесс формирования творческой готовности учащихся к выбору естественнонаучного направления профильного и профессионального образования;

— разработана технология естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы (на примере курса химии) на основе ценностно-деятельно-стного подхода к проектированию информационных технологий, способствующая оптимизации процесса профильной и профессиональной ориентации учащихся, повышению учебной мотивации, воспитанию и развитию профессионально значимых качеств личности будущего специалиста;

— разработана авторская программа естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы (на примере курса химии), диагностично конкретизирующая уровни знаний и видов учебной деятельностиосновной и дополнительный учебный материал курса (на примере химии) концентрически структурирован интегративной индустриальной экологической составляющей учебной информации;

— разработана система единой урочно-внеклассной деятельности учащихся (расширение самостоятельной научнои поисково-исследовательской деятельности, экспериментальные групповые занятия на уроках и в научных обществах по интересам, групповое участие в районных и областных слетах-конкурсах юных экологов-лесоводов и городских конференциях по промышленной и радиоэкологической безопасности жизнедеятельности, создание собственных проектов по улучшению экологического состояния биосферы в городе, групповые исследовательские экскурсии на очистные сооружения промышленных предприятий города), позволяющая повысить уровень химической и экологической культуры;

— методическое обеспечение и средства профессионально ориентирующей педагогической коммуникации спроектированной технологии на основе субъект-субъектного взаимодействия, включающие: разноуровневые матричный план и сетевой план-график управления познавательной деятельностью учащихся в учебной четверти, двухмодульную технологическую карту урока, коммуникативную технологию «малые группы», коммуникативную технологию «репетитор» с системой учета поминутной безоценочной индивидуальной работы учителя;

— эффективная система оценочно-диагностических средств мониторинга учебного процесса и фонды контрольно-обучающих дидактических материалов с использованием информационных технологий: 125-балльная шкала накопительного жетонного оценивания текущего контроля, линейный план-график оперативного самоучета всех видов самостоятельной работы учащихся, банк разноуровневых калиброванных тестовых заданий адаптивного индивидуального рубежного, итогового контроля и текущего парного взаимоконтроля;

— критерии сформированности профессиональных умений обучающихся, включающие уровень владения начальными профессиональными знаниями, умениями и эколого-химической культуры, творческую готовность к продолжению образования в новых условиях и сформированность личностно-значимых качеств будущего специалиста естественнонаучного профиля.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

— разработанная авторская технология естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы (на примере курса химии) внедрена в учебный процесс ряда общеобразовательных школ Мичуринского района и среднюю общеобразовательную школу № 25 г. Мичуринска Тамбовской области с целью повышения качества естественнонаучной профессионально ориентированной подготовки учащихся и может быть использована при разработке технологий адаптивного обучения по широкому спектру учебных курсов и дисциплин;

— разработанные автором дидактические материалы и комплекс средств профессионально ориентирующей педагогической коммуникации для организации успешного субъект-субъектного взаимодействия, технологические инструменты мониторинга образовательного процесса, индустриальная экологическая составляющая концентрической структуры содержания естественнонаучного образования активно используются в практической деятельности учителей естественнонаучного предпрофильного и профильного обучения общеобразовательных школ Тамбовской области;

— разработанные: функциональные модели сформированности профессионально-ориентированных аспектов личности учащегося (на примере курса химии) могут быть использованы в практике работы учителей и методистов на предпрофильном этапе, профильных средних общеобразовательных учреждениях, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, в системе повышения квалификации работников образования естественнонаучного профиля;

— разработаны методические рекомендации для учителей естественнонаучного цикла обучения по проектированию содержания и практической реализации технологии естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы;

— теоретические положения и результаты исследования с целью подготовки студентов факультетов естественнонаучного направления к педагогической деятельности могут быть использованы в высших педагогических учебных заведениях в качестве спецкурсов и спецсеминаров по методике преподавания дисциплин естественнонаучного цикла обучения, организации предпрофильного и профильного адаптивного обучения;

— продуктивность и эффективность внедрения информационных технологий в естественнонаучную предпрофильную подготовку учащихся позволили проводить межпредметные уроки, способствующие повышению качества современного естественнонаучного образования и формированию информационной культуры будущего специалиста.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены исходными методологическими положениями, получившими научное признание и прошедшими всестороннюю практическую проверку, совокупностью используемых методов, адекватных естественнонаучному профилю образования, цели, задачам исследованиярепрезентативностью опытно-экспериментальных данныхподтверждены их верификацией и апробацией в общеобразовательных школах Мичуринского района, средней общеобразовательной школе № 25 г. Мичуринска, и других школах Тамбовской области, на Международных, Всероссийских и региональных научно-практических конференциях, совещаниях, семинарах, методических объединениях учителей естественнонаучного профиля г. Мичуринска, Мичуринского района, Тамбовской области.

На защиту выносятся:

1. Модель педагогической технологии естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы (на примере курса химии), отражающая процесс формирования творческой готовности учащихся к выбору естественнонаучного профиля дальнейшего образовательного маршрута.

2. Технология естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы (на примере курса химии), направленная на развитие экологической и химической культуры, профессионально и личностно значимых качеств учащихся, способствующая улучшению качества общей естественнонаучной подготовки.

3. Система управления самостоятельной познавательной деятельностью учащихся, формирующая начальные профессионально значимые умения и навыки, включающая: средства профессионально ориентирующей педагогической коммуникации (разноуровневые матричный план и сетевой план-график управления познавательной деятельностью учащихся в учебной четверти, двухмо-дульная технологическая карта урока, коммуникативные технологии «малые группы» и «репетитор» с системой учета поминутной безоценочной индивидуальной работы учителя) и средства контроля и диагностики качества обучения.

125-балльная шкала накопительного жетонного оценивания текущего контроля, линейный план-график оперативного самоучета всех видов самостоятельной работы учащихся).

4. Авторская программа естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы, включающую систему единой урочно-внеклассной деятельности учащихся с концентрической структурой содержания индустриальной экологической составляющей учебной информации по дисциплине (на примере курса химии), как основы актуализации естественнонаучных знаний при подготовке к будущей профессиональной деятельности специалиста.

5. Авторское комплексное учебно-методическое обеспечение спроектированной технологии: фонды учебно-контролирующих заданий и оценочно-диагностических средств, функциональные модели формирования профессионально-значимых качеств учащегося как будущего специалиста (шкала духовно-нравственных ценностей, шкала развития общеинтеллектуальных умений, шкала развития практического мышления и общетрудовых умений).

Апробация работы. Основные положения диссертации, результаты экспериментального исследования докладывались и обсуждались на:

Третьей областной научно-практической конференции «Современные системы и технологии обучения» (Тамбов, 2002) — X Международной конференции «Современные технологии обучения «СТО-2004» (Санкт Петербург, 2004) — Всероссийской конференции «Интеллектуальные информационные системы» (Воронеж, 2004) — Межрегиональной научно-практической конференции «От управления качеством предметной подготовки к профессионально-личностному становлению специалиста в системе непрерывного образования» (Москва — Воронеж, 2004) — педагогических семинарах Тамбовского ОИГЖРОметодических объединениях учителей химии Мичуринского района (20 012 003) и учителей естественнонаучного цикла обучения г. Мичуринска, г. Тамбова, Тамбовской области (2003;2004) — а также изложены в сборнике научных статей Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов «Обеспечение качества образования» (Москва — Воронеж, 2003), в Вестнике Воронежского государственного технического университета «Проблемы качества подготовки специалистов» Выпуск 6.3 (Воронеж, 2003).

Внедрение результатов исследования. Результаты исследования внедрены в учебный процесс предпрофильного этапа ряда общеобразовательных школ Тамбовской области, в т. ч. в средней школе № 25 г. Мичуринска, систему повышения квалификации работников образования Тамбовской области.

Публикации. По материалам диссертационного исследования опубликовано 10 работ.

Структура диссертации и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 250 наименований, 6 приложений. Основная часть работы изложена на 168 страницах и содержит 28 таблиц, 4 схемы и 15 рисунков.

Основные результаты проведенного исследования:

1. На основе проведенного по литературным источникам, диссертационным исследованиям и непосредственным наблюдениям теоретического анализа современного состояния общего естественнонаучного и химического образования, тенденций методологии профессионально ориентированного адаптивного обучения и контроля в общеобразовательной школе выявлено, что качество естественнонаучного образования, педагогические технологии его профессионально ориентированного обеспечения отстают в своем развитии и совершенствовании от требований времени и реальных запросов обществанедостаточно разработана проблема естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы, что мешает развитию мотивации, успешности обучения, обеспечению необходимого качества информационной культуры учащихся и их профессионального ориентирования.

2. Разработана модель технологии естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы.

3. Теоретически обоснована, спроектирована и внедрена в учебный процесс технология естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы (на примере курса химии), обеспечивающая поэтапное формирование и развития профессионально значимых качеств учащихся, креативных способностей, развитие творческой готовности выбора следующего образовательного маршрута в системе непрерывного профессионального образования.

4. Разработана и внедрена в учебный процесс авторская программа естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы (на примере курса химии), включающая систему единой урочно-внеклассной деятельности, диагно-стично конкретизирующая уровни знаний и видов учебной деятельности и позволяющая на соответствующих этапах иерархической образовательной структуры формировать знания, умения и навыки, необходимые для успешного освоения последующих этапов в системе профессионального образованияосновной и дополнительный учебный материал курса (на примере химии) концентрически структурирован интегративной индустриальной экологической составляющей учебной информации, актуально отражающей современные глобальные процессы цивилизации и способствующей развитию экологической культуры учащихся.

5. Разработано и внедрено в учебный процесс методическое обеспечение и средства профессионально ориентирующей педагогической коммуникации спроектированной технологии на основе субъект-субъектного взаимодействия, включающие: разноуровневые матричный план и сетевой план-график управления познавательной деятельностью учащихся в учебной четверти, двухмо-дульную технологическую карту урока, коммуникативную технологию «малые группы», коммуникативную технологию «репетитор» с системой учета поминутной безоценочной индивидуальной работы учителя.

6. Разработана и внедрена в учебный процесс эффективная система оценочно-диагностических средств мониторинга учебного процесса и фонды контрольно-обучающих дидактических материалов с использованием информационных технологий: 125-балльная шкала накопительного жетонного оценивания текущего контроля, линейный план-график оперативного самоучета всех видов самостоятельной работы учащихся, банк разноуровневых калиброванных тестовых заданий адаптивного индивидуального рубежного, итогового контроля и текущего парного взаимоконтроля.

7. Экспериментальная проверка эффективности разработанной ТЕНПОАО на предпрофильном этапе общеобразовательной школы показала, что развитие творческой готовности учащихся к предстоящей профессиональной деятельности происходит как на уроке в процессе изучения теоретических основ химии, практических умственных действий при решении разноуровневых расчетных химических задач, в ходе экспериментально-практических заданий, разрешении возникающих проблемных экологических ситуаций, так и в процессе целенаправленной внеурочной эколого-практической исследовательской деятельностизначительно сократилось время адаптации при переходе выпускников предпрофильного этапа общеобразовательной школы в новую для них профессиональную образовательную среду, что подтверждено статистическими данными.

8. Разработаны методические рекомендации для учителей по проектированию содержания и практической реализации технологии естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы.

Автор выражает искреннюю благодарность и признательность научному руководителю профессору З. Д. Жуковской за высокий профессионализм педагогической деятельности, проявленный в процессе руководства диссертационным исследованием, за чуткое и внимательное отношение к диссертантуПрезиденту Академии Акмеологических наукпрофессору Н. В. Кузьминой за теоретическую научно-методическую поддержкузаведующему Мичуринского РОО Климкину В. Н., директору средней общеобразовательной школы № 25 г. Мичуринска Климкину А. В., директорам общеобразовательных школ Мичуринского района Тамбовской областиметодисту Тамбовского ОИПКРО по химии Воскобойниковой Н. П. за методическую помощь в системном планировании курса химии.

Заключение

.

Проблема адаптации учащихся предпрофильного этапа общеобразовательной школы к будущей профессиональной деятельности, сегодня стоит особенно остро по отношению к определению критерия качества обучения и воспитания подростков в общеобразовательной школе. Критерий качества обучен-ности выпускника предпрофильного этапа общеобразовательной школы определяется не только и не столько общей суммой накопленных фактических знаний по дисциплине, сколько развитием у него творческой готовности к принятию самостоятельного решения: или продолжить обучение в старших профильных классах общеобразовательной школы, чтобы потом поступить в высшую по определенной специальности, или выбирать среднее (или начальное) профессиональное учебное заведение, дающее профессию, образование, заработок.

Содержательная интерпретация полученных результатов квалиметриче-ского мониторинга функционирования разработанной в диссертационном исследовании технологии естественнонаучного профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы (по курсу химии) показала, что технология эффективна по критериям общей успешности обучения и качественному показателю. У учащихся усилилась познавательная мотивация, повысилась учебная активность и творческая самостоятельность. Значительно сократилось время адаптации при переходе выпускников предпрофильной школы с теоретическим типом мышления в старшие естественнонаучные профильные классы и выпускников с практическим типом мышления в начальные и средние политехнические профессиональные учебные заведения.

Большинство выпускников средней школы естественнонаучного профиля (более 70%), прошедших ранее подготовку на предпрофильном этапе общеобразовательной школы по разработанной нами технологии поступили в высшие технические учебные заведения (Тамбовский, Воронежский государственные технические университеты и др.), где на всех специальностях инженерного профиля изучается химия, а также по таким специальностям как — физика металлов, литейное производство, где химия является общепрофессиональным курсом. Анализ качества обучения выпускников общеобразовательных школ, где обучение химии проводилось по ТЕНПОАО показал, что они имеют очень высокую успешность в обучении по вузовским курсам и рано (начиная со 2 курса) начинают заниматься исследовательской работой, связанной с применением химических знаний. Высокая успешность профессиональной подготовки студентов технических университетов по химии и др. предметам обусловлена заложенным в них в процессе обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы по ТЕНПОАО фундаментальным потенциалом потребности в творческой деятельности, усвоении определенного способа мышления, обеспечивающего получение и производство новых знаний. Усваиваемое содержание обучения в ТЕНПОАО (по курсу химии) становится средством движения человека в будущее, реализации своего собственного проекта жизненного пути, профессионально-личностного становления.

Анализ экспериментальных данных комплексного педагогического эксперимента за три года, позволил сделать вывод о целесообразности введения профессионально ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы по дисциплинам естественнонаучного профиля, т. е. гипотеза диссертационного исследования полностью подтвердилась. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке технологий адаптивного обучения по другим учебным курсам как в общеобразовательной школе, так и в системе непрерывного образования (с ориентацией обучающихся на конкретные направления профессиональной деятельности).

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе // Пособие для слушателей Учебного центра Гособразования. М.: 1989, 167 с.
  2. В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1995, 96 с.
  3. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990, 559 с.
  4. А. Психологическое тестирование: В 2 т. / Пер. с англ./ Предисл. К. М. Гуревича, В. И. Дубровского. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. С. 35−36, 97 126- Т. 2. С. 36−70.
  5. О.С. Основы методологического мышления. М., 1998, 412 с.
  6. В.Г. Единство содержательной и динамической сторон личности как развивающейся системы в воспитательном процессе // Психология формирования личности. М., 1981. С. 198−223.
  7. Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников // Советская педагогика, 1972, № 1. С. 12−17.
  8. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. М., 1982, 192 с.
  9. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982, 192 с.
  10. Ю.К. Совершенствовать методы педагогических исследований // Сов. педагогика, 1986, № 3. С. 40−46.
  11. Ю.К. Школа в условиях информационного взрыва // Перспективы, 1981, № 2. С. 5−21.
  12. Д. Высшее образование в США / Под ред. А. Я. Савельева. М.: НИИВО, 2001, 158 с.
  13. Д., Сазонов В. А. Организационные основы субъект-субъектной технологии обучения // Современные технологии обучения: Материалы X Междунар. конф. СПб., 2004. Т.1. С. 80.
  14. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы./ Монография М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999, 296 с.
  15. В.И., Глазунов А. Г., Зуев Б. М., Козырев В. И. Образование в России: современное состояние и пути обновления // Доклад Всемирному банку. М.: Минобразование России, Госкомвуз Росси, 1995, 105 с.
  16. Г. А. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990, 184 с.
  17. В.В. и др. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград: Учитель, 2002, 154 с.
  18. А.В. О преподавании химии в средних общеобразовательных учреждениях в 2001—2002 гг.. // Химия в школе, 2001, № 6. С. 2−12.
  19. Г. И. К вопросу о сущности критериев эффективности обучения. Категория цели как основа критериев эффективности обучения// Новые исследования в педагогических науках. М., 1983, № 8. С. 28−29.
  20. Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993, 383 с.
  21. М.Е., Гузеев В. В. Мониторинг учебного процесса. Измерительные инструменты // Химия в школе, 2002, № 8. С. 11−17, № 9. С. 2331, № 10. С. 15−21.
  22. М.Е., Гузеев В. В. Социометрический и психологический мониторинг в образовательном процессе // Химия в школе, 2003, № 1. С. 1323.
  23. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж.: Изд-во ВГУ, 1977,304 с.
  24. В.П. Проблема образовательных стандартов в США и России // Педагогика, 1995, № 1. С. 89−94.
  25. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989, 191 с.
  26. В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1988, 160 с.
  27. В.П., Татюр Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989, 144 с.
  28. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Сов. педагогика, 1991, № 9. С. 5−10.
  29. В.А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И., Шайденко Н. А. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. 1997, № 4. С. 66−72.
  30. Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. Учеб. пособие. М.: Исследовательский центр проблем подготовки специалистов, 2000, 146 с.
  31. М.П. Аргументы адаптивной системы обучения в борьбе с низкой эффективностью урока // Современные системы и технологии обучения. Сб. тез. док. Третьей областной научно-практической конференции. Тамбов, 2002. С. 84−88.
  32. М.П., Жуковская З. Д. Взаимодействие учителя и учащихся в адаптивной системе обучения // Интеллектуальные информационные системы: Ч. 2. Труды Всерос. конф. Воронеж: Воронеж, гос. техн. ун-т, 2004. С. 104−105.
  33. М.П., Жуковская З. Д. О технологии адаптивного тестирования в средней общеобразовательной школе // Интеллектуальные информационные системы: Ч. 2. Труды Всерос. конф. Воронеж: Воронеж, гос. техн. унт, 2004. С. 140−142.
  34. М.П., Жуковская З. Д. Технологические аспекты поэтапного перехода к АСО (адаптивная система обучения) в системе общего среднего образования // Современные технологии обучения: Материалы X Между-нар. конф. СПб., 2004. Т.1. С. 206−207.
  35. В.П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология. СПб.: Политехника, 2002, 476 с.
  36. Н.М. Формирование эколого-правовой культуры курсантов образовательных учреждений МВД. Автореф. дис. канд. пед. наук. Тольятти, 2001, 17 с.
  37. О.В. Моделирование содержания интегрированных курсов естественнонаучных дисциплин (Интегрированный курс «Электромагнитная экология» в средней школе). Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000, 20 с.
  38. А.П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика, 1997, № 3. С. 15−19.
  39. Е.П. Новая информационная технология в школе // Информатика и образование, 1986, № 1. С. 18−22.
  40. С.И. Рассказы о металлах. М.: Металлургия, 1970. С. 7−16.
  41. А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991, 207 с.
  42. А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Совр. высш. школа, 1982, № 3(38). С. 130−131.
  43. А.А. Контекстное обучение: теория и технологии // Новые методы и средства обучения, № 2(16). Педагогические технологии контекстного обучения./Под ред. А. А. Вербицкого. М.: Знание, 1994. С. 3−7.
  44. А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М.: ИЦПКПС, 1999, 76 с.
  45. В.Я. Учись приобретать и применять знания по химии: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1987, 96 с.
  46. Т.П. Философские проблемы образования в информационном обществе. Автореф. дисс. д-ра филос. наук. М., 1995, 51 с.
  47. JI.A. Дифференцированный автоматизированный контроль знаний на уроках химии // Современные системы и технологии обучения. Сб. тез. док. Третьей областной научно-практической конференции. Тамбов, 2002. С. 20−22.
  48. Н.П. Использование дидактических многомерных инструментов для анализа педагогических систем // Современные системы и технологии обучения. Сб. тез. док. Третьей областной научно-практической конференции. Тамбов, 2002. С. 3−6.
  49. Н.П., Галыгина И. В., Галыгина JI.B. К вопросу о педагогических технологиях и системах обучения // Химия в школе, 2002, № 2. С. 16−21.
  50. Всемирный доклад по образованию 1998 г. Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии. ЮНЕСКО. 1998, 98 с.
  51. JI.C. К вопросу о динамике детского характера // Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1983.
  52. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: МГУ, 1985,45 с.
  53. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.
  54. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М., 1987, 264 с.
  55. .С. Педагогическая прогностика: Методология, теория, практика. Киев, 1986, 200 с.
  56. .С. Прогностические методы в педагогике. Киев, 1974, 208 с.
  57. С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. Воронеж: ВГУ, 1981, 286 с.
  58. .С. Стратегические приоритеты образования в России // Педагогика, 1996, № 5. С. 46−54.
  59. JT.H. Многоуровневая педагогическая система формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека на основе изо- и гомоморфизма. Автореф. дис. док. пед. наук. Тольятти, 2002, 40 с.
  60. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996, 112 с.
  61. В.В. О планировании личностно ориентированного обучения // Химия в школе, 2001, № 6. С. 27−35.
  62. В.В. Организационные формы обучения и уроков // Химия в школе, 2002, № 4. С. 22−28.
  63. В.В. Оценочные шкалы, применяемые в образовательной деятельности // Химия в школе, 2002, № 7. С. 8−15.
  64. В.В. О системе задач и задачном подходе к обучению // Химия в школе, 2001, № 8. С. 12−18.
  65. В.В. Поколения образовательных технологий: «Традиционные методики», модульно-блочные и цельноблочные технологии // Химия в школе, 2003, № 9. С. 14−24.
  66. В.В. Просто и технологично о методах обучения // Химия в школе, 2001, № 10. С. 16−22.
  67. В.В. Структура образовательного процесса. Типы и структуры уроков // Химия в школе, 2002, № 1. С. 17−25.
  68. В.В. Технологические парадигмы в мировом образовании // Химия в школе, 2003, № 6. С. 12−20.
  69. В.В. Технологические целевые установки // Химия в школе, 2003, № 7. С. 30−33.
  70. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994. С. 98.
  71. Данилова B. J1. Как стать собой. Психотехника индивидуальности: Пособие для самообразования. М.: Интерпракс, 1994. С. 42.
  72. И.А. Реализация принципа преемственности в формировании ментального опыта подростка. Автореф. дис. канд. пед. наук. Воронеж, 2002, 20 с.
  73. Дж. К. Индивидуализация обучения // Новые ценности образования: Десять концепций и эссе./ Ред. Н. Б. Крылова. М.: Инноватор, 1996. С. 97−103.
  74. А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. М., 1993, 192 с.
  75. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. / Под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1982. С. 78.
  76. Г. Г. Дидактическая организация знаний на основе концепции симметрии (на примере преподавания общей химии в вузе). Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996, 17 с.
  77. Доклад международной комиссии по образованию XXI века, представленного для ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище». М.: Изд. ЮНЕСКО. 1997,295 с.
  78. А.П. Реальность эпохи // Учит, газ., 1985, 23 февр.
  79. Е.В., Чупанова JI.B., Наумова Л. Г., Миркин Б. М. Об экологической составляющей химического образования // Химия в школе, 2003, № 9. С. 27−28.
  80. Н.В. Единство антиципации и рефлексии как психологический механизм регуляции мышления студента в контекстном обучении. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000, 23 с.
  81. З.Д. Комплексное исследование контроля усвоения учебной информации (на материале преподавания курса высшей математики в техническом вузе): Дис. канд. пед. наук. Л., 1977, 273 с.
  82. З.Д. Методика ценностного подхода к конструированию учебной информации на всех этапах обучения будущего специалиста // Вопросы совершенствования подготовки специалистов в вузе. Волгоград: Изд-во ВПИ, 1984. С. 148−156.
  83. З.Д. Методологические основы и технологии разработки и функционирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе: Дис. д-ра пед. наук. СПб., 1994, 458 с.
  84. З.Д. Оптимизация процесса конструирования учебной информации на основе графовой модели ее содержания // Моделирование и оптимизация опорных систем. Межвузовский сб. науч. трудов. Воронеж, ВПИ, 1982. С. 137−146.
  85. З.Д., Бочков М. П. О противоречиях и преимуществах адаптивного тестирования в средней общеобразовательной школе (из опыта работы учителя) // Проблемы качества подготовки специалистов: Воронеж, Вестник ВГТУ, 2003, выпуск 6.3. С. 63−66.
  86. З.Д., Листрова Л. В. Активные технологии обучения программированию, основанные на концепции дуальности // Высокие технологии в региональной информатике: Тез. докл. Всероссийского совещ.- сем., Воронеж: ВГТУ, 1998. С. 79−80.
  87. З.Д., Новикова Н. Г. Формирование профессионально-информационной культуры учащихся./ Материалы VIII Междунар. конф. «Современные технологии обучения», 4.1. СПб., 2002. С. 195−197.
  88. З.Д., Полякова О. Ю. Коммуникативная культура специалиста как качественная составляющая профессиональной подготовки // Современные технологии обучения: Материалы X Междунар. конф. СПб., 2004. Т. 1.С. 255−256.
  89. З.Д., Фролов B.IL, Макаров Г. В., Железный B.C. Понятие и методология комплексного педагогического исследования // Проблемы качества подготовки специалистов: Воронеж, Вестник ВГТУ, 2003, выпуск 6.3. С. 31−34.
  90. З.Д., Фролов В. Н., Макаров Г. В., Железный B.C., Батаронов И. Л. Уровневая концепция контроля качества образования // Проблемы качества подготовки специалистов: Воронеж, Вестник ВГТУ, 2003, выпуск 6.3. С. 69−71.
  91. В.И. Основы педагогической конфликтологии: Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. С. 79−80.
  92. И.К., Краевский В. В. Современный урок: Методические рекомендации в помощь лекторам и методистам институтов усовершенствования учителей. М.: УМС при МП СССР, 1984. С. 20.
  93. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997, 480 с.
  94. В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика, 1997, № 5. С. 3−16.
  95. А.А. Теория конечных графов. Ч. 1. Новосибирск: Наука, 1969, 297 с.
  96. Г. Л. Личностно-ориентированная педагогическая технология (анализ понятия и практики применения). Науч. доклад. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999, 24 с.
  97. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987, 48 с.
  98. Ф.Н., Тикавый В. Ф. Пособие по химии для поступающих в вузы. Минск: Вышейшая школа, 1979, 384 с.
  99. В.В. Зарубежные образовательные технологии. СПб., 1997, 64 с.
  100. Квалиметрия человека и образования: Методология и практика./ Под науч. ред. А. И. Субетто. М., 1993. Часть 3, 123 с.
  101. М. Дж. Ранговые корреляции. М.: Статистика, 1975, 216 с.
  102. М.В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения // Сов. педагогика. 1984, № 4. С. 117−122.
  103. Книга для чтения по неорганической химии. Пособие для учащихся. Ч. 1. М.: Просвещение, 1985. С. 158−163.
  104. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. М.: Ун-т психологии РАН, 1997, 294 с.
  105. .К. Образовательные стандарты и программы: инвариантные основы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999, 144 с.
  106. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989, 225 с.
  107. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393.
  108. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. М., 2002.
  109. А.В., Самусенко В. Н., Уколова С. А. Окислительно-восстановительные реакции. Основы теории и экологический аспект. Мичуринск: «Книжная лавка писателя», ТТ «Слово», 1995, 32 с.
  110. В.В. Рекомендации к проведению современного урока. М., 1983, 18 с.
  111. А.Н. Социально-философские проблемы становления личности. М., 1981, 176 с.
  112. Э.А., Курдюмова И. Н. О соотношении целей обучения и требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся./ Новые исследования в педагогических науках, № 1(41). М.: Педагогика, 1993. С. 29−33.
  113. В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. М.: BJIA-ДОС-ПРЕСС, 2001, 368 с.
  114. Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000, 224 с.
  115. Н.В. (Головко-Гаршина) Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001, 144 с.
  116. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. JL, 1970, 135 с.
  117. Н.В. Очерки психологии труда учителя. JL: Изд-во ЛГУ, 1976, 137 с.
  118. Н.В. (Головко-Гаршина) Предмет акмеологии. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Политехника, 2002, 189 с.
  119. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высш. шк., 1989, 167 с.
  120. Н.В. Способности. Одаренность, талант учителя. Л., 1985, 32с.
  121. В.П., Орлова В. А., Панов В. И. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию//Педагогика, 1996, № 5. С.24−26.
  122. Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Институт практической психологии, Воронеж, 1998, 288 с.
  123. B.C. Содержание общего среднего образования: проблемы структуры. М., 1980, 264 с.
  124. А.Н. Автоматизация и человек // Психологические исследования. / Под ред. А. Н. Леонтьева М., 1970. Вып. 2. С. 3−13.
  125. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1997, 304 с.
  126. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980, 96 с.
  127. В.И. Целеполагание в образовании: отечественный и западный подходы./ Вестник ВОИПКРО, 2001. Вып. 7. С. 39−45.
  128. Л.В. Концептуальные и дидактические основы проектирования школьного курса «ОИВТ» в системе непрерывного профессионального образования. Дис. канд. пед. наук. Воронеж. 1998, 247 с.
  129. .Г. Экспертная информация. Методы получения и анализа. М., 1982, 144 с.
  130. Д. Мысли о воспитании. М., 1989, 112 с.
  131. Д., Максвелл А. Факторный анализ как статистический метод: Пер. с англ. М., Мир, 1967, 144 с.
  132. А.Н. Мониторинг в образовании. СПб.: Изд-во «Образование и культура», 1998. С. 141.
  133. А.С. Из опыта работы./ Собр. соч.: В 8 т. М., 1984. Т. 4. С. 358 369.
  134. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983, 96 с.
  135. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977, 240 с.
  136. М.И. Современный урок. М., 1985, 184 с.
  137. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 2002, 208 с.
  138. В.М. О программе нового курса // Учит. газ. 1985. 25 апр.
  139. Г. А. Образование как рабочее поле интеграции // Педагогика, 1997, № 5. С. 52−55.
  140. Мониторинг и регулирование воздействия техногенеза на экологию города: Учеб. пособие. Тольятти: Форум В, 2001, 209 с.
  141. Ю.В. Природа и человек. М.: Просвещение, 1991, 223 с.
  142. Орэ О. Теория графов. М.: Наука, 1968, 218 с.
  143. Очерки организационной психологии./ Под общ. ред. А. С. Огнева. Воронеж, 1998, 220 с.
  144. Пак Н.И. О нелинейных технологиях обучения // Информатика и образование. 1997, № 1.С. 47−53.
  145. С.В. Информационные и коммуникативные технологии в лич-ностно-ориентированном обучении. М.: «Про-пресс». 1998, 120 с.
  146. Педагогическое образование для XXI века. Материалы Междунар. конф. М., 1994, 187с.185. «Перспективы: вопросы образования». Ежеквартальное издание ЮНЕСКО, № 3, 1992 (78/79). С. 27.
  147. Ю.М. Модель непрерывного профессионального образования. Н. Новгород, 1994, 132 с.
  148. В.Я. ФРГ: педагогические взгляды Хартмута фон Хентига. / Педагогика, 1998, № 2. С. 97−101.
  149. А.С. Педагогические условия дифференциации обучения школьников в зависимости от особенностей восприятия учебной информации. Автореф. дис. канд. пед. наук. Новосибирск, 1999, 25 с.
  150. Прогностическая концепция целей и содержания образования./ Под ред. И. Я. Лернера. М., 1994, 130 с.
  151. Программно-методические материалы. Химия: Средняя школа. 8−11 кл. / Сост. Н. И. Габрусева. 3-е изд., испр. М.: Дрофа, 2000, 160 с.
  152. Проектирование и диагностика качества подготовки преподавателя./ Соколов В. М., Захаров Л. Н., Соколова В. В. и др. М., 1993, 160 с.
  153. А.Ф. Надежда на выживание человека: Концептуальная экология. М.: «Россия молодая» Экология, 1992, 367 с.
  154. С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд., М., Учпедгиз, 1946. С. 580−600.
  155. Г. Л. Системообразующий курс генетики как средство формирования биологической культуры у студентов университета и учащихся специализированных классов. Автореф. дис. канд. пед. наук. Тольятти, 2003, 25 с.
  156. Сборник задач и упражнений по химии: Учеб. пособие для учащихся 8−10 кл. / Я. Л. Гольдфарб, Ю. В. Ходаков, Ю. Б. Додонов. 2-е изд. М.: Просвещение, 1983, 191 с.
  157. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998, 256 с.
  158. Н.А., Жуковская З. Д., Кузьмина Н. В. Системы обеспечения качества и управления качеством образования по учебной дисциплине (Анализ, проектирование, реализация). Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. М., 2001, 25 с.
  159. И.Б. Модульная система организации учебно-воспитательного процесса // Завуч. 1998, № 1. С. 37.
  160. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2001, 349 с.
  161. М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984, 96 с.
  162. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., «Педагогика», 1971. С. 112−118.
  163. Г. Б. Как проанализировать свою педагогическую деятельность. М., 2000, С. 78.
  164. В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: Учеб. пособие. М.: Прометей, 1993, 177 с.
  165. Стандарты в экологической и учебной деятельности: Сб. трудов Всероссийской научно-методической конференции. Т.2. Тольятти, 2002, С. 187 190.
  166. А.И. Методология стандартизации непрерывного образования: проблемы и пути их решения. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 1998, 70 с.
  167. С.В. О модернизации общего естественнонаучного образования // Химия в школе, 2003, № 8. С. 2−9.
  168. С.В. О преподавании химии в 2002/03 учебном году // Химия в школе, 2002, № 6. С. 2−3.
  169. С.В. О преподавании химии в условиях модернизации образования в 2003/04 учебном году // Химия в школе, 2003, № 5. С. 2−3.
  170. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Педагогика, 1975,311 с.
  171. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1980, 175 с.
  172. Н.Ф., Габай Т. В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. М., 1977, 64 с.
  173. В., Колесников JI. Стратегия образования в России: кризис и перспективы./ Обозреватель, 1997, № 9. С. 59−63.
  174. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты./ Тихонов А. Н. и др. М.: Вита-Пресс, 1998, 256 с.
  175. И.В. Проектирование содержания системы экологического образования в профессиональной подготовке врачей. Автореф. дис. канд. пед. наук. Тольятти, 2002, 18 с.
  176. В.Ю. Диагностика электротехнических знаний и умений учащихся с использованием адаптивной компьютерной программы. Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002, 19 с.
  177. Д.И. Психология личностного развития подростка // Советская педагогика, 1991, № 1. С. 31−38.
  178. Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Изд. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО"МОДЭК", 1996, 512с.
  179. Д.И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994. С. 96.
  180. Химия: 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. / JI.C. Гузей, В. В. Сорокин, Р. П. Суровцева. 2-е изд. М.: Дрофа, 1996, 304 с.
  181. Химия: 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. / JI.C. Гузей, В. В. Сорокин, Р. П. Суровцева. М.: Дрофа, 1997, 288 с.
  182. Химия. Для школьников ст. кл. и поступающих в вузы: Учеб. пособие./ Н. Е. Кузьменко, В. В. Еремин, В. А. Попков. М.: Дрофа, 1997, 528 с.
  183. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002, 272 с.
  184. Г. П. Химия для поступающих в вузы: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1985, 367 с.
  185. Г. П., Хомченко И. Г. Задачи по химии для поступающих в вузы: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1987, 238 с.
  186. М.С. Методологические и теоретические основы информатизации системы непрерывной подготовки специалистов. Автореф. дисс. докт. пед. наук, М. 1999,38 с.
  187. М.Б. Адаптивное тестирование в образовании (теория, методология, технология). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001, 165 с.
  188. Челышкова М. Б Теория и практика конструирования педагогических тестов. Учеб. пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001, 410 с.
  189. Н.В. Креативная система раннего профессионально ориентированного обучения математике в школе для одаренных детей. Автореф. дис. канд. пед. наук. Воронеж, 2003, 24 с.
  190. Н.В. Креативная система раннего профессионально ориентированного обучения математике в школе для одаренных детей: Дис. канд. пед. наук. Воронеж, 2003, 242 с.
  191. В.Д. Деятельность и способности. М., 1994, 315 с.
  192. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982, 185 с.
  193. О.В. Проектирование содержания и технологии подготовки техников-экологов в химико-технологическом колледже. Автореф. дис. канд. пед. наук. Тольятти, 2002, 24 с.
  194. Н.П. Формирование профессионально-экологической готовности курсантов военных вузов (на примере военных вузов радиационной, химической и биологической защиты). Автореф. дис. канд. пед. наук. Тольятти, 2002, 24 с.
  195. Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Педагогическое общество России, 1998, 250 с.
  196. Экологизация подготовки специалистов в вузах. Утилизация и переработка отходов// Сборник науч. статей. Саратов: СГТУ, 2001. С. 83−86.
  197. Д.Б. Избранные педагогические труды./ Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко М.: Педагогика, 1989, 554 с.
  198. Энциклопедический словарь юного химика./ Сост. В. А. Крицман, В. В. Станцо. 2-е изд., испр. М.: Педагогика, 1990, 320 с.
  199. П.М. О структуре дидактической единицы усвоения знаний // Вестн. высш. шк. 1968. № 10. С. 34−41.
  200. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
  201. И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь. 2000, 176 с.
  202. В.А. Психология учебной деятельности студентов: Учеб. пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Изд. Корпорации «Логос», 1У94, 156 с.
  203. Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся./ Под ред. Панова В. И. М.: Молодая гвардия. 1997, 78 с.
  204. Dermison S. Choice in Education: An analysis of the Political Economy of State and Private Education. London, 1984.
  205. Feldman D. Beyond universals in cognitive development. Norwood NJ: Ablex Publishers, 1980.
  206. Lord F.M. Applications of item response theory to practical testing problems. Hillsdale N. J.: Lawrence Erlbaum, 1980.
  207. McBride J.R. Some properties of a Bayesian adaptive testing strategy //Applied Psychological Measurement, 1977, № 1.
  208. McKenzie J.A. Beyond IT: The Failure of IT (thus far) to Transform Schools // The Educational Technology Journal. Vol. 9. № 1. September 1999.
  209. Whaba E.H. In Search of Better Testing Techniques // English Teaching Forum, 1994. V. 32, № 2. P. 53.
Заполнить форму текущей работой