Правовое регулирование деятельности политических партий на Тайване
Тайваньский опыт модернизации актуален для России и стран с аналогичным типом политической и правовой культуры, осуществляющих переход от авторитаризма к рыночной демократии, и доказывает свою успешность: через либерализацию экономики при авторитарном политическом режиме, развитие рыночных институтов и механизмов, формирование соответствующих социальных групп, последующий рост их благосостояния… Читать ещё >
Содержание
- Введение. С
- Глава 1. Государственно-Правовая модернизация Китайской Республики на Тайване. С
- 1. Через создание организационно-правовых условий функционирования системы местных * выборов к многопартийности. С
- 2. Особенности политической и правовой культуры Тайваня. С
Глава 2. Законодательное определение статуса и правовое регулирование деятельности политических партий на Тайване. С. 44 1. Правовая регламентация отношений по созданию и регистрации политических партий, их идеологий, программ и внутрипартийных организационных отношений. С.
2. Законодательное определение порядка выборов и отзыва в политических партиях и участия политических партий в выборах. С.
3. Правовое регулирование собраний и демонстраций. С.
Глава 3. Конституционно-правовое регулирование участия политических партий в формировании и деятельности органов представительной власти на Тайване. С. 99 1. Конституционно-правовое регулирование участия политических партий в формировании и деятельности Законодательной палаты Тайваня. С.
2. Эволюция конституционно-правового регулирования участия политических партий в формировании и деятельности Национального собрания Тайваня. С.
Правовое регулирование деятельности политических партий на Тайване (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В числе актуальных теоретических и практических проблем конституционного права важное значение имеет правовое регулирование деятельности политических партий. Партия — один из главных компонентов политической системы и субъектов политического процесса, механизм выражения различных спектров общественного мнения, инструмент участия различных политических сил в выборах. Юридически гарантированная нормами материального и процессуального права возможность граждан свободно создавать различные объединения и ассоциации и осуществлять целевую деятельность — одна из фундаментальных демократических свобод, показатель зрелости политической и правовой культуры общества. Это обуславливает особую важность обеспечивающих это правовых механизмов.
Китайская Республика на Тайване — государственное образование, большинством мирового сообщества не признаваемое суверенным государством де-юре, но де-факто обладающее атрибутами государственности, унаследованными от Китайской Республики 1912;1949 гг. Опыт тайваньской экономической модернизации давно пристально исследуется. Противостоя КНР, не имея природных ресурсов, за сорок лет после гражданской войны Тайвань проделал путь от экономически отсталой японской колонии до одного из самых развитых и динамичных новых индустриальных регионов мира.1 Мало изучен опыт политико-правовой модернизации Тайваня. Глубокое преобразование экономического уклада, становление и развитие класса предпринимателей, осознание ими потребности в больших правах и гарантиях их.
1 Подробно о тайваньском опыте экономической модернизации см.: Батчаев Э. О. Политика модернизации Тайваня // Тайвань. Краткие справочные сведения. — Вып. 7. -М.: ИДВ РАН, 1997. экономических интересов актуализировали к середине 1980;х гг. необходимость адекватных изменений всех институтов политической системы и их правовой базы. За полтора десятилетия Тайвань прошел путь от отмены чрезвычайного положения до проведения всеобщих прямых свободных альтернативных выборов главы государства, партийного плюрализма, установления гласности и развития системы юридических гарантий политических, экономических и социальных прав человека и гражданина.
Проблемы перехода от однопартийной диктатуры к плюрализму и демократии в условиях развития рыночных отношений актуальны для многих модернизирующихся стран, в том числе и для России. В данной работе внимание сосредоточено прежде всего на ряде главных юридических составляющих тайваньской политической модернизацииисследуется процесс становления и развития демократических политических институтов — системы политических партий и органов представительной власти и конкретный опыт правового регулирования их деятельности, обусловленный укореняющейся на Тайване новой, нетрадиционной для Китая демократической политической и правовой культурой.
Современный Тайвань лишь недавно стал доступен российским исследователям. Ранее были изданы лишь историческая монография Ф. А. Тодер, монография В. Н. Барышникова о Тайване в контексте международных отношений, журнальные статьи и монография А. В. Меликсетова, касающиеся внутреннего положения на острове. В 1993 г. Институт Дальнего Востока (ИДВ) РАН начал издание серии «Тайвань. Краткие справочные сведения» и издал справочник «Тайвань для деловых людей» с очерком политической системы Тайваня, Институт международных экономических и политических исследований РАН информационное издание «Тайвань. Справочник», а журнал «Проблемы Дальнего Востока» — статью Л. М. Гудошникова «Эволюция политического режима на Тайване». Возрос интерес к тайваньской проблематике. С научными статьями и монографиями за последние десять лет выступали Л. М. Гудошников, В. Г. Буров, П. М. Иванов, К. А. Кокарев, А. В. Островский, состоялся ряд круглых столов и научных конференций в Институте Стран Азии и Африки (ИСАА) при МГУ им. М. В. Ломоносова и в ИДВ РАН. Таким образом, политическая система Тайваня и подсистема политических партий уже изучались российскими китаеведами. Однако во всех работах основное внимание уделяется политическим и экономическим аспектам тайваньской проблематики, партии рассматриваются вне конкретной связи с современным тайваньским законодательством, правовой регламентацией их деятельности. Автор стремится восполнить этот пробел. В ходе исследования обнаружилась и недостаточная изученность взаимосвязи политической и правовой систем Тайваня с традиционной политической и правовой культурой китайского общества и происходящими в этой сфере изменениями. В отечественной конституционно-правовой литературе как правило анализируются взаимосвязи традиционных общественных ценностей и ценностных ориентаций, массовых представлений об образцах одобряемого поведения, устойчивых групповых установок, других элементов политической и правовой культур, с одной стороны, и содержания и формы конституционно-правового регулирования общественных отношений, с другойучитывается определяющее воздействие факторов политико-правовой культуры на эффективность такого регулирования. В сравнительных исследованиях функциональных характеристик власти, политических режимов сопоставляемых государств учитываются их различия, обусловленные восприятием определенного типа правовой системы, спецификой отношения к праву вообще, ценностями исповедуемой населением религии и другими факторами. Эти взаимосвязи Ф и влияние факторов политико-правовой культуры Тайваня учтены, в частности, при анализе природы низовой политической базы поддержки Гоминьдана, определявшей в течение многих лет успехи этой партии, особенно на местных выборах, и дававшей ему возможность контролировать ситуацию на острове.
Основной целью данной работы является изучение модернизации конституционного права Тайваня в части, отразившей и закрепившей эволюцию его партийной системы. Цель исследования достигается на # основе решения следующих задач: исследование хода и причин формирования на Тайване однопартийного военно-авторитарного режима и его трансформации в многопартийныйна основе анализа концепций и типологий политических культур определение типа и особенностей политической культуры Тайваняопределение особенностей правовой культуры Тайваняанализ тайваньского права в части определения правового статуса и регулирования деятельности политических партийанализ правового регулирования собраний и демонстраций на Тайванеисследование эволюции органов представительной власти островаанализ тайваньских нормативных правовых актов, регулирующих участие политических партий в формировании органов представительной власти.
Объектом диссертационного исследования являются регулируемые конституционным правом Тайваня специфические правоотношения, связанные с деятельностью политических партий. В работе проводится анализ этих правовых отношений и регулирующего данную сферу законодательства Китайской Республики на Тайване.
Предметом диссертационного исследования является процесс становления и развития нормативно-правовой базы многопартийности на Тайване.
Методологическая основа проведенного исследованиядиалектический и целый ряд специальных методов: конкретно-исторический, формально-логический, структурно-функциональный, системныйметоды сравнительного правоведения и государствоведения. В соответствии с методологической позицией диссертанта политико-правовая модернизация Тайваня, правовое регулирование образования и деятельности политических партий на Тайване исследуются как проблемы, находящиеся на стыке конституционного права, административного права, теории и истории государства и права, политологии, социологии и культурологии. Этим обусловлено разнообразие используемых методов.
Теоретическую базу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, касающиеся основ современной государственности, права, демократии, культуры, социологии, основ конституционализма.
Характер поставленных целей и задач исследования определяет необходимость обращения в первую очередь к источникам, а также критерии отбора используемых документов. К первой группе относятся Конституции и законодательные акты, регулирующие деятельность политических партий и органов представительной власти. Ко второй группе относятся научные монографии и статьи по теме диссертационного исследования, а также периодика и статистические материалы.
Научную новизну диссертационной работы характеризуют следующие положения, выносимые на защиту.
— На основе изучения политико-правовой модернизации Тайваня диссертант выделил особенности китайской политической и правовой.
Ф культуры: приоритет государственных интересов над частными, этатистские и подданические ориентации населения, приоритет обычаев, неформальных связей и традиционно негативное отношение к праву.
Создание организационно-правовых условий функционирования регулярной системы выборов местных представительных органов и глав местных администраций способствовало, по мнению диссертанта, политической активизации населения и формированию оппозиционных движений. Успешная экономическая модернизация, коренное изменение • всего экономического уклада, закрепление в массовом сознании рыночных ориентаций, формирование среднего класса и рост понимания им необходимости больших прав и свобод предопределили кардинальные изменения политической системы и их закрепление в законодательстве. Политический плюрализм сделал возможным парламентское представительство широкого спектра социальных интересов и определил направление конституционно-правовой реформы.
— Характер правового регулирования образования и деятельности ^ политических партий на Тайване автор определяет как, во многом, разрешительный. Важный аспект этого регулирования — регламентация участия партий в выборах. Интенсивно развивающееся избирательное законодательство Тайваня, в целом, ориентировано на придание системе и процессу выборов партийного характера. Для России может быть весьма полезен тайваньский правовой опыт в части утверждения юридических гарантий представительства в представительном органе женщин путем специального резервирования для них одной четверти депутатских мест. Ф Также актуально для России действующее на Тайване ограничение права выдвижения кандидатов на посты президента и вице-президента — им наделяются только партии, преодолевшие пятипроцентный барьер на последних общенациональных выборах. Весьма интересно юридическое закрепление обязанности государства выплачивать определенную денежную компенсацию за каждый набранный голос партиям, преодолевшим на выборах в парламент пятипроцентный барьер.
— Отсутствие детальной регламентации финансовой деятельности партий создает возможности для коррупции, финансовых махинаций, манипуляций волеизъявлением избирателей, снижая легитимность политических институтов и нанося ущерб идее демократии и правового государства. Особое значение имеет закрепление в нормативных актах острова юридических гарантий демократических принципов организационного строения и деятельности политических партий.
— Важный аспект правовой реформы на Тайване — появление института судебного контроля за действиями исполнительных органов, что не характерно для традиционной китайской правовой культуры.
— Диссертант приходит к выводу о том, что реформа системы представительных органов, партийный принцип их формирования, рост их реального веса приближает Тайвань к модели демократического правового государства, основанного на принципе разделения властей. Вместе с тем, законодательная власть должна обладать достаточным объемом полномочий по контролю за исполнительной властью. Законодательная палата Тайваня таких полномочий еще не имеет.
— Тайваньский опыт модернизации актуален для России и стран с аналогичным типом политической и правовой культуры, осуществляющих переход от авторитаризма к рыночной демократии, и доказывает свою успешность: через либерализацию экономики при авторитарном политическом режиме, развитие рыночных институтов и механизмов, формирование соответствующих социальных групп, последующий рост их благосостояния и осознания своих потребностей в широких политических свободах и правовых гарантиях этих свобод к реальной реформе политической системы, переходу к многопартийности, всеобщим свободным выборам высших органов государственной власти (законодательной и исполнительной), реформе правовой системы и закреплению в массовом сознании новых ориентаций, характерных для демократической политической культуры, и нового, нетрадиционного для Китая отношения к праву как механизму гарантий основных демократических свобод и защиты интересов личности от произвола государства.
Апробация исследования осуществлялась в процессе участия диссертанта в научных конференциях в Институте Дальнего Востока РАН и Институте Стран Азии и Африки (ИСАА) при МГУ им. М. В. Ломоносова. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в научных публикациях автора, обсуждены и одобрены на заседании кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Выносимые на защиту положения и выводы могут представлять практический интерес не только для научных сотрудников и преподавателей, специализирующихся на Тайване и Китае, но и для политических деятелей и государственных служащих, заинтересованных в изучении успешного позитивного опыта решения проблем, сходных с теми, которые стоят перед Россией.
Диссертация состоит из введения, трех глав (7 параграфов), заключения и списка использованных нормативных правовых актов и научной литературы.
Заключение
.
Анализ тайваньского опыта политико-правовой модернизации и эволюции законодательного определения статуса и правового регулирования деятельности политических партий и их участия в формировании органов представительной власти позволяет сделать ряд выводов.
Складывание однопартийной политической системы на острове было обусловлено целым рядом объективных исторических обстоятельств, а также особенностями традиционной для Китая, и в частности для Тайваня, политической и правовой культуры. С одной стороны, положение осажденного военного лагеря, стремление правящей элиты взять реванш за поражение и вернуться на материк и ее фактическая неприспособленность к руководству в мирных условиях, культ силы и сильной (до зубов вооруженной) власти, тяжелое экономическое положение острова, требовавшее незамедлительных чрезвычайных мер, а с другой — преобладание у населения подданических политических ориентаций, приоритетная роль неформальных социальных (прежде всего родственных) связей, обусловившая высокую роль местных фракций, и традиционное для Китая негативное отношение к праву и правовым процедурам, глубоко укоренившийся правовой нигилизм — все эти факторы определили становление военно-авторитарного режима.
Стремительное экономическое развитие острова в результате грамотной стратегии модернизации обусловило как рост самого среднего класса, так и рост осознания им необходимости гораздо больших политических свобод и прав. Началось становление и развитие институтов гражданского общества. Начались и заметные изменения в политической и правовой культуре китайского общества, право стало восприниматься как инструмент гарантий личных свобод и защиты их от административного произвола. Эти процессы способствовали формированию на Тайване оппозиционных движений. Кроме того, важную роль сыграли шаги, уже в начале 1950;х годов предпринятые правящим режимом, по созданию организационно-правовых условий функционирования системы регулярных выборов в местные органы представительной власти и глав местных администраций. Именно в ходе местных выборов появилась и окрепла тенденция создания негомиьдановскими кандидатами объединений «данвай» — «вне партии», то есть прежде всего вне Гоминьдана. «Данвай» фактически стал протопатией, и в 1986 году на его основе была создана первая оппозиционная Демократическая прогрессивная партия. Правящий режим, особенно после того, как президентом стал Цзян Цзинго, стремился избегать применения репрессивных мер, а наоборот, предпринял шаги к отмене режима чрезвычайного положения и интеграции оппозиции в систему представительных органов. Политический плюрализм стал реалией Тайваня. Возникло много новых общественно-политических движений и партий.
Столь существенные изменения политической системы острова потребовали пересмотра законодательных механизмов, обеспечивавших ее функционирование. Необходимо стало наполнить реальным правовым содержанием декларированные Конституцией Китайской Республики 1947 года права граждан на свободу собраний и ассоциаций, реанимировать (изменить и дополнить) «спящий» Закон о народных организациях. У общества возникли потребности в сильной представительной власти как одном из наиболее действенных механизмов, при помощи которого гражданское общество может контролировать исполнительную власть.
Несмотря на кардинальные сдвиги за последние полтора десятилетия, действующий на Тайване правовой режим определения статуса и регулирования деятельности политических партий (и других народных организаций) все еще носит разрешительный характер. Важный аспект этого регулирования — это правовая регламентация участия партий в выборах. Этот аспект актуален и для России. Интенсивно развивающееся избирательное законодательство Тайваня в целом ориентировано на придание системе и процессу выборов партийного характера. При этом важно отметить, что отсутствие детальной регламентации финансовой деятельности партий создает широкие возможности для манипулирования волеизъявлением избирателей, предпосылки для финансовых махинаций, «покупки голосов», коррупции, что снижает легитимность политических институтов и наносит ущерб идее демократии и правового государства. Большое значение имеет закрепление в тайваньском законодательстве юридических гарантий демократических принципов организационного строения и деятельности политических партий.
Значимым направлением правовой реформы на Тайване стало появление института судебного контроля за действиями исполнительных органов, что не характерно для традиционной китайской правовой культуры. Заметное достижение правовой реформы — определяемый тайваньским законодательством судебный порядок обретения партиями юридического статуса (регистрации партий в качестве юридического лица), судебный порядок принятия решения о роспуске политических партий и ряд других.
Реформа системы представительных органов, рост их реального веса приближает Тайвань к общепринятой модели демократического правового государства, основанного на принципе разделения властей. Вместе с тем, представительная власть в лице Законодательной палаты еще не обладает достаточным объемом полномочий по контролю за исполнительной властью. Наделение органов представительной власти широкими полномочиями по контролю за исполнительной властью — перспективное направление тайваньской политико-правовой модернизации, актуальное и для России. Одно из достижений тайваньской политико-правовой реформы — формирование органов представительной власти по партийному принципу пропорционально проценту голосов, полученных каждой политической партией на выборах.
Для России актуален тайваньский правовой опыт в части утверждения юридических гарантий представительства в парламентских органах женщин путем специального резервирования для них одной четверти депутатских мест. Также актуально для России действующее на Тайване ограничение права выдвижения кандидатов на посты президента и вице-президента — им наделяются только партии, преодолевшие пятипроцентный барьер на последних общенациональных выборах. Полезным может оказаться опыт юридического закрепления обязанности государства выплачивать определенную денежную компенсацию за каждый набранный голос партиям, преодолевшим на выборах в парламент пятипроцентный барьер.
В целом тайваньский опыт модернизации, в частности политико-правовой, несомненно, может быть полезен для России и других стран и регионов со сходным типом политической и правовой культуры, осуществляющих переход от авторитарных политических и экономических режимов к рыночной демократии. Этот опыт наглядно демонстрирует успешность модели реформ: через либерализацию экономики при авторитаризме в политической сфере, развитие рыночных институтов и механизмов, формирование соответствующих социальных групп, последующий рост их благосостояния и осознания своих потребностей в широких политических свободах и правовых гарантиях этих свобод к реальной реформе политической системы, переходу к многопартийности, всеобщим свободным выборам высших органов государственной власти (законодательной и исполнительной), реформе правовой системы и закреплению в массовом сознании новых ориентаций, характерных для демократической политической культуры, и нового, противоположного традиционному для Китая правовому нигилизму, отношения к праву, которое начинает восприниматься как механизм гарантий основных демократических свобод и защиты интересов личности от произвола государства.
Список литературы
- Конституции государств Европейского Союза. М.: Инфра М Норма, 1997. — 802 с.
- Конституция Китайской Республики. Правительственное информационное бюро Китайской Республики. Тайбэй, 1998. 72 с.
- Другие законодательные акты:
- Международный пакт о гражданских и политических правах 16 декабря 1966 года. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: НОРМА, 2000. С. 52−67.
- Гоминь дахуэй цзучжи фа, Миньго саныиилю нянь саньюй саныииижи. // Цзуйсинь цзунхэ люйфа цюаньшу. Тайбэй: Саньминьшу, 1997. С. 61.
- Гоминь дахуэй туницюань синши фа, Миньго башии нянь шииюй сыжи. // Цзуйсинь цзунхэ люйфа цюаньшу. Тайбэй: Саньминыну, 1997. С. 6162.
- Гунчжи жэньюань сюаньцзюй бамянь фа, Миньго люшицзю нянь уюй шисы жи. // Цзуйсинь цзунхэ люфа цюаньшу. Тайбэй: Саньминьшу, 1997. -С. 158−169.
- Гунчжи жэньюань сюаньцзюй бамянь фа шисин целе, Миньго люшицзю нянь лююй ужи. // Цзуйсинь цзунхэ люйфа цюаньшу. Тайбэй: Саньминьшу, 1997. С. 171−180.
- Жэньминь туаньти фа, Миньго саньшии нянь эрю шижи. // Цзуйсинь цзунхэ люфа цюаньшу. Тайбэй: Саньминьшу, 1997. С.1190−1194.
- Жэньминь туаньти сюаньцзю бамянь баньфа, Миньго ушици нянь баюй шилю жи. // Цзуйсинь цзунхэ люфа цюаныпу. Тайбэй: Саньминыиу, 1997. -С. 1194−1198.
- Каошиюань цзучжи фа, Миньго санынилю нянь саньюй саньшиижи. // Цзуйсинь цзунхэ люйфа цюаныпу. Тайбэй: Саньминыиу, 1997. С. 94−96.
- Лифаюань цзучжи фа, Миньго саньшилю нянь саньюй саньшиижи. // Цзуйсинь цзунхэ люйфа цюаныпу. Тайбэй: Саньминыиу, 1997. С. 67−69.
- Сыфаюань цзучжифа, Миньго саньшилю нянь саньюй саньшиижи. // Цзуйсинь цзунхэ люйфа цюаныпу. Тайбэй: Саньминыиу, 1997. С. 72−74.
- Цзунтун фуцзунтун сюаньцзю бамянь фа, Миньго башисы нянь баюй цзюжи. // Цзуйсинь цзунхэ люйфа цюаныпу. Тайбэй: Саньминыиу, 1997. -С. 19−27.
- Цзяньчаюань цзучжи фа, Миньго саньшилю нянь саньюй саньшиижи // Цзуйсинь цзунхэ люйфа цюаньшу. Тайбэй: Саньминыиу, 1997. С. 108 109.
- Научные монографии и статьи
- Авакьян С.А. и др. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: Конституционно-правовые основы. М.: Рос. юрид. издат. дом, 1996. 360 с.
- Автономов А.С., Сивицкий В. А. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юриспруденция, 2001. 396 с.
- Актуальные проблемы правоведения за рубежом. Сб. Отв. ред. Страшун Б. А. М.: ИНИОН РАН, 1993. Вып. 4: Конституционное право и демократия. — 1993. — 147 с.
- Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Издательство НОРМА, 2001. 784 с.
- Барышников В.Н. Тайваньский вопрос в китайско-американских отношениях (1949 1958). М.: Наука, 1969. — 270 с.
- Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. М., Наука, 1990. 256 с.
- Бойцова В.В. Грамматика свободы: конституционное право России и зарубежных стран. М.: Юристъ, 2001. 736 с.
- Буров В.Г. Модернизация тайваньского общества. М.: РАН, Инсти' философии, 1998. -238 с.
- Галенович Ю.М. Самоутверждение сыновей Тайваня. М.: Муравей, 2001.- 198 с.
- Ганшин В.Г. Права человека на Тайване: сделано немало, но впереди еще долгий путь // Современный Тайвань. Справочно-аналитические материалы. Вып. 4 (13). — М.: ИДВ РАН, 2002. — С. 60−87.
- И. Го Ширли В. Ю. Экономическая политика Тайваня. М.: ИСАА при МГУ им. М. В. Ломоносова, 1999. 160 с.
- Гудошников Л.М. Гоминьдан и либерализация политического режима на Тайване // Гоминьдан и Тайвань: история и современность. Материалы научной конференции 23 апреля 1999 г. Москва. ИСАА при МГУ им. М. В. Ломоносова, 1999.-С. 108−119.
- Гудошников Л.М. 95-я политическая партия Тайваня // Современный Тайвань. Справочно-аналитические материалы. Вып. 4 (13). — М.: ИДВ РАН, 2002. — С. 50−52.
- Гудошников Л.М. Исполнительная власть и легислатура при президенте Чэнь Шуйбяне// Тайвань на рубеже веков: Новые условия и новые вызовы. М.: ИСАА при МГУ им. М. В. Ломоносова, 2001. С.72−83.
- Гудошников Л.М. Конституционная реформа и становление многопартийной системы. Современный Тайвань. Иркутск: Улисс, 1994. -С. 94−111.
- Гудошников J1.M. Модификация конституционного статуса Национального собрания на Тайване // Проблемы модернизации Тайваня: материалы научной конференции, г. Москва, 8 декабря 2000 г. М.: Памятники исторической мысли, 2001. С. 98−105.
- Гудошников JI.M. Новая ревизия конституции на Тайване// Проблемы Дальнего Востока, 2000, № 6. С.49−55.
- Гудошников J1.M. Организация правосудия и конституциолнного контроля на Тайване// Проблемы Дальнего Востока, 1997, № 5. С. 67−76.
- Гудошников Л.М. Реформы конституций на двух сторонах пролива. // Опыт разделенных государств и отношения между двумя берегами Тайваньского пролива (материалы конференции). М.: Центр по изучению Тайваня Института востоковедения РАН, 1997. С. 36−44.
- Гудошников Л.М. Третий этап конституционной реформы и становление современного парламентаризма на Тайване // Проблемы Дальнего Востока, 1995, № 1. С.92−101.
- Гудошников Л.М. Четвертая ревизия конституции на Тайване// Проблемы Дальнего Востока, 1998, № 3. С.34−40.
- Гудошников Л.М. Эволюция политических режимов и систем управления в Китае во второй половине XX века// Альтернативность исторического развития Китая во второй половине XX века: Материалы науч. конф. 13 мая 1998 г. М., 1999. С.123−136.
- Гудошников Л.М., Ганшин В. Г. Относительно парламентских и местных выборов на Тайване в первые годы нового столетия // Современный Тайвань. Справочно-аналитические материалы. Вып. 5(14). — М.: ИДВ РАН, 2002.-С. 4−14.
- Гудошников Л.М., Кокарев К. А. Политическая система Тайваня (второе дополненное издание). М.: «КОМАРМ», 1999. 200 с.
- Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современное М.: Международные отношения, 1997. 399 с.
- Егоров К.А. Представительная система Китая: история и современность / Под ред. и с пред. Л. М. Гудошникова. М.:Спарк, 1998. -240 с.
- Златопольский Д.Л. Государственное право зарубежных стран: Восточная Европа и Азия. М.: Зерцало, 1999. 306 с.
- Иванов П.М. Формирование многопартийности на Тайване и Демократическая прогрессивная партия. Современный Тайвань. Иркутск: Улисс, 1994.-С. 111−127.
- Ильинский И.П., Страшун Б. А. Государственное право зарубежных социалистических стран. М.: Международные отношения, 1985. 462 с.
- Исаева М.В. Представления о мире и государстве в Китае в III VI веках н.э. (по данным «нормативных историоописаний»). М.: Институт Востоковедения РАН, 2000. — 263 с.
- Как управляется Китай. Эволюция властных структур Китая в 80−90-е гг. XX века. Под ред. Титаренко М. Л. М.: ИДВ РАН, 2001. 420 с.
- Кашкин С.Ю., Маклаков В. В., Мишин А. А. и др. Конституционное государственное право зарубежных стран: В 4 т. М.: Бек, 1993. Т.2: Часть общая: конституционное право и публичная власть. — 1995. — 438 с.
- Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу). Пер. с кит., вступ. сл., коммент. и послесл. Переломова J1.С. М.: Ладомир, 1993. 391 с.
- Козырев В.А. Гоминьдан и разработка послевоенной экономической политики на Тайване(1945−1949 гг.) // Гоминьдан и Тайвань: история и современность. Материалы научной конференции 23 апреля 1999 г. Москва. ИСАА при МГУ им. М. В. Ломоносова, 1999. С. 47−64.
- Кокарев К.А. Об избирательной системе и практике выборов на Тайване // Тайвань. Краткие справочные сведения. Вып. 8. — М.: ИДВ РАН, 1998.-С. 45−60.
- Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения./ Под общ. ред. Туманова В. А., Энтина Л. М. М.: Норма, 2002. 336 с.
- Конституционное государственное право зарубежных стран. В 4 т. Рук. авт. колл. Страшун Б. А. М.: Норма, 2001. Т. 4: Часть особенная: страны Америки и Азии. — 2001. — 639 с.
- Конституционное государственное право зарубежных стран. Общая часть: конституционное государственное право и его основные институты. Рук. авт. колл. Страшун Б. А. М.: Бек, 1999. 819 с.
- Конституционное право зарубежных стран. Под общ. ред. Баглая М. В., Лейбо Ю. И., Энтина Л. М. М.: Норма, 1999. 819 с.
- Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права (VII XIII вв.). М.: Наука, 1986.-263 с.
- Ларин А.Г. Два президента или Путь Тайваня к демократии. М.: «Academia», 2000. 200 с.
- Ларин А.Г. Почему Гоминьдан проиграл президентские выборы?// Проблемы Дальнего Востока, 2000, № 4. С.52−57.
- Ларин А.Г. Тайваньская модель. О стимулах развития и факторах успеха // Гоминьдан и Тайвань: история и современность. Материалынаучной конференции 23 апреля 1999 г. Москва. ИСАА при МГУ им. М. В. Ломоносова, 1999. С.64−79.
- Ларин А.Г. Тайваньская проблема при президенте Чэнь Шуйбяне// Тайвань на рубеже веков: Новые условия и новые вызовы. М.: ИСАА при МГУ им. М. В. Ломоносова, 2001. С. 9−31.
- Ли Дэнхуэй. Позиция Тайваня.М., 2000. 272 с.
- Ломанов А.В. Тайвань на рубеже веков: философские традиции и культур. идентичность // Гоминьдан и Тайвань: история и современность. Материа научной конференции 23 апреля 1999 г. Москва. ИСАА при МГУ) М. В. Ломоносова, 1999.-С. 147−163.
- Лукашук И.Н. Конституции государств и международное право. М.: Спарк, 1998.- 124 с.
- Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М.: Прогресс, 1993.-383 с.
- Мальцев Г. В. Проблемы разделения полномочий в системе исполнительной власти // Правовые вопросы российской государственности: Сб. науч. тр. М., 2002. С. 22−28.
- Меликсетов А.В. Социально-экономическая политика Гоминьдана в Китае (1927−1949). М.: Наука, 1977. 317 с.
- Михайлова В.В. Гоминьдан и оппозиционный фронт // Тайвань на рубеже веков: Новые условия и новые вызовы. М.: ИСАА при МГУ им. М. В. Ломоносова, 2001. С. 148−168.
- Михеев В.В. Хождение на Тайвань: Островная цивилизация шлазами русского журналиста. М.: Международные отношения, 2000. 109 с.
- Нерсесянц B.C., Мальцев Г. В., Лукашева Е. А. и др. Правовое государство, личность, законность. М.: НИИ правовой политики ипроблем правоприменения Российской правовой академии министерства юстиции Российской Федерации, 1997. 138 с.
- Никеров Г. И. Административно-процессуальное право США // «Государство и право», 1997, № 12. С. 96−103.
- Носов С.И. О соотношении частного и публичного права // Правовые вопросы российской государственности: Сб. науч. тр. М., 2002. С.41−46.
- Панцов А.В. Большевики и Гоминьдан во время китайской революции 1925−1927 гг. // Гоминьдан и Тайвань: история и современность. Материалы научной конференции 23 апреля 1999 г. Москва. ИСАА при МГУ им. М. В. Ломоносова, 1999. С. 8−26.
- Президентские выборы 2000 г. на Тайване и проблемы безопасности в Дальневосточном регионе. М.: Издательство ИСАА при МГУ, 2000.- 303 с.
- Рогожин А.И., Страхов Н. Н. История государства и права рабовладельческого Китая. М.: Госюриздат, 1960. 92 с.
- Рукавишников В., Халман Л. и Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. М.: Совпадение, 1998. 366 с.
- Степанова Г. А. Модернизация партийной системы на Тайване // Пробле модернизации Тайваня: материалы научной конференции, г. Москва, 8 дека (2000 г. М.: Памятники исторической мысли, 2001. С. 120−134.
- Степанова Г. А. О политических партиях Тайваня на Современном этапе // Современный Тайвань. Справочно-аналитические материалы. -Вып. 5(14). М.: ИДВ РАН, 2002. — С. 29−46.
- Страшун Б.А. Международные стандарты выборов и избирательное право России// Выборы. Законодательство и технологии. 2000, № 11. -С.52−55.
- Сунь Ятсен. Избранные произведения. М.: Наука, 1985. 781 с.
- То дер Ф. А. Тайвань и его история (XIX в.). М.: Наука, 1978. 388 с.
- Топорнин Б.Н., Чиркин В. Е., Юдин Ю. А. и др. Сравнительное конституционное право. М.: Манускрипт, 1996. 729 с.
- Хуан Чанлин. Политическая экономия перехода Тайваня к демократа Проблемы модернизации Тайваня: материалы научной конференции, г. Москв- декабря 2000 г. М.: Памятники исторической мысли, 2001. С. 89−98.
- Хуан Яоюань. Политическая история Китайской Республики (19 861 995). Рукопись диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1997. 256 с.
- Чанг П.К. Краткое изложение опыта экономического развития Китайской Республики на о. Тайвань. М.: Издательство «Academia» при участии редакции журнала «Вестник Российской академии наук», 1999. -56 с.
- Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристъ, 2001.-599 с.
- Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М.: Зерцало, 1998.-441 с.
- Чэнь Шуйбянь. Сын Тайваня. М.: Муравей, 2001. 272 с.
- Шин И. А. Тайвань: эволюция массового сознания в контексте модернизации общества. Современный Тайвань. Иркутск: Улисс, 1994. -С.177−195.
- Энтин M.JI. Международные гарантии прав человека: опыт Совета Европы. М.: Издательство МНИМП, 1997. 296 с.
- Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. М.: Форум, 1998.-285 с.
- Яценко И.С. Разделение властей как основа современного парламентаризма// Осуществление политической и правовой реформ в Российской Федерации: Сб. ст. М., 1997. С. 3−23.
- Яценко И.С. Современный российский и западный парламентаризм: опыт, проблемы, перспективы // Правовые вопросы российской государственности: Сб. науч. тр. М., 2002. С. 65−70.
- Bau Tsong-Ho, Bush R.C., Chang Р.Н. Taiwan: Beyond the Economic Miracle. London: Sharpe, 1992. 400 p.
- Bodde D., Morris C. Law in Imperial China. Exemplified by 190 Ch’ing Dinasty cases. Cambridge (Mass.): Harvard Univ. press, 1967. 615 p.
- Bosco J. Taiwan Factions: Guanxi, Patronage, and the State in Local Politics. // The Other Taiwan. New York, London: M.E.Sharpe, 1994. P. l 14 129.
- Chang Kwang-chin. Art, Myth, and Ritual: The Path to Political Authority in Ancient China. Cambridge- London: Harvard Univ. press, 1983. 142 p.
- Chen Jianfu. From Administrative Authorisation to Private Law: A Comparative Perspective of the Developing Civil Law in the People’s Republic of China. Dordecht etc.: Nijhoff, 1995. 324 p.
- China’s Legal Development./ Ed. by Oldham John R. London: Sharpe, 1986. 315 p.
- Creel, Herrlee G. The Origins of Statecraft in China. Chicago London: Univ. of Chicago press, 1970. — 599 p.
- Essays on China’s Legal Tradition./ Ed. by Cohen J.A. Princeton (N.Y.): Princeton Univ. press, 1980. 438 p.
- Huang Ph.C.C. Civil Justice in China: Representation a Practice in the Qing. Stanford (Cal.): Stanford Univ. press, 1996.-271 p.
- Mao Yu-kang, Chi Shive. Agricultural and Industrial Development in the Economic Transformation of the Republic of China on Taiwan. Taipei, 1991. -84 p.
- Sprenkel S. van der. Legal Institutions in Manchu China. A Sociological Analysis. London: Athlon press, 1962. 178 p.
- Yen Hawkling L. A Survey of Constitutional Development in China. N.Y., Columbia University, 1911. 136 p.
- И Ган, Сюй Сяонянь. Тайвань цзинянь юй Далу цзинцзи гайгэ. Пекин: Чжунго цзинцзи чубаныие, 1994. 502 с.
- Ли Суньлинь. Миньго лицзе цзунтун. Пекин: Туанцзе чубаньшэ, 1989. -323 с.
- Ли Суньлинь. Цзянши фуцзы цзай Тайвань. Пекин: Чжунго юй чубань гунсы, 1993. Т. — 373 с, Т.2 — 297 с.
- Лю Цзинхуэй. Маньчжу фалюй цзи ци чжиду чжи яньбянь. Тайбэй: Цзясинь шуйни гунсы вэньхуа цзицзиньхуэй, 1968. 76 с.
- Тай дай сыфа чжиду: Тан людянь сюаньчжую Пекин: Фалюй чубаньшэ, 1985.-262 с.
- Цзэн Цзицюнь. Чжунхуа миньго сяньчжен фачжи юй данчжэн гуаньси. Тайбэй, 1995.-299 с.
- Ян Юцзюн. Цзиньдай Чжунго лифа ши. Тайбэй: Тайвань шану иныпугуань, 1966. 643 с.