Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование процесса обучения начертательной геометрии с использованием учебного пособия развивающего типа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ю. Опытно-экспериментальная проверка эффективности системы совершенствования процесса обучения начертательной геометрии с использованием учебного пособия развивающего типа состояла из нескольких этапов и содержала три вида экспериментов. Уровень компетентности устанавливался по оценочным критериям рубежного контроля, результатам эпюров и экзаменов. С помощью специально разработанных тестов и задач… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научные основы проектировании системы совершенствования процесса обучении начертательной геометрии с использованием учебного пособия развивающего типа
    • 1. Л .Исторический аспект развития инженерного образования в России
      • 1. 2. Роль начертательной геометрии в профессиональной инженерной подготовке
      • 1. 3. Анализ современных социально-экономических условий и требований общества к личности специалиста технического профиля
      • 1. 4. Дидактические предпосылки разработки системы совершенствования процесса обучения начертательной геометрии
        • 1. 4. 1. Формирование ключевых инженерных компетенций в процессе изучения начертательной геометрии
        • 1. 4. 2. Методологическое обоснование системы совершенствования процесса обучения начертательной геометрии с использованием учебного пособия развивающего типа
      • 1. 5. Моделирование системы совершенствования процесса обучения начертательной геометрии
  • Выводы по 1-ой главе
  • Глава 2. Проектирование и внедрение системы совершенствования процесса обучении начертательной геометрии с использованием учебного пособия развивающего тина
    • 2. 1. Диагностическая постановка целей
      • 2. 1. 1. Формирование профессионально важных качеств (ПВК) инженеров в процессе изучения начертательной геометрии с позиций профессиографического и компетентностного подходов
    • 2. 2. Содержание и структура учебного пособия «Задачник по начертательной геометрии (с элементами теории и примерами решения задач)»
      • 2. 2. 1. Современные требования к содержанию образования и созданию учебной литературы нового поколения
      • 2. 2. 2. Нормативные документы курса «Начертательная геометрия как регламент содержания
      • 2. 2. 3. Учебная программа курса как результат оптимизации проектируемого содержания
      • 2. 2. 4. Содержание и структура блока — занятия — главные составляющие в организации повышения качества усвоения изучаемого материала
    • 2. 3. Методы, средства и формы обучения внедряемой технологии, способствующие повышению качества графической подготовки и формированию профессионально важных качеств будущего специалиста
      • 2. 3. 1. Проектируемая педагогическая технология в классификационной структуре
      • 2. 3. 2. Методы и средства совершенствования процесса обучения начертательной геометрии
    • 2. 4. Опытно-экспериментальная проверка эффективности системы совершенствования процесса обучения начертательной геометрии с использованием учебного пособия развивающего типа
      • 2. 4. 1. Методика организации и проведения экспериментальной работы
      • 2. 4. 2. Результаты проверки эффективности внедряемой технологии
  • Выводы по 2-ой главе

Совершенствование процесса обучения начертательной геометрии с использованием учебного пособия развивающего типа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена изменениями, происходящими во всех сферах жизнедеятельности нашего государства. На смену планируемому, предсказуемому развитию культуры и производства пришли импульсивные обвалы и взлёты в промышленности, изменились отношения между людьми, изменился сам человек. Социально-политические и экономические преобразования последнего десятилетия не могли не затронуть такую важную сферу как система образования страны. Образовательные услуги, рынок образовательных услуг — эти понятия прочно обосновались в педагогической литературе. Вопрос о формировании и развитии образовательных услуг в соответствии с мировыми тенденциями в области образования является сегодня самым насущным. В последнее время кардинально меняется парадигма Европейского высшего образования: от обучения в формате «teaching» к формату «learning». Теперь уже не человека учат, а человек учится. В рамках этой парадигмы человек учится всю жизнь, а ему создают возможности удовлетворения потребностей, но лишь частично, в границах целесообразности и его личной заинтересованности [92,с.25]. Качество образования становится ведущим инструментом не только внутренней национальной политики, но значимым фактором международного влияния, международного престижа.

Принятая в 1997 г. в Лиссабоне Конвенция о признании квалификации, относящаяся к высшему образованию в Европейском регионе, и принятая в 1999 г. Болонская декларация министров образования 29 европейских стран в числе самых важных пяти проблем выделили качество современного образования и создание современных критериев и методологии его оценки. Перед системой профессионального образования России стоит более сложная задача, которая заключается не только в том, чтобы войти полноправными партнёрами в европейское и мировое образовательное пространство, не только сохранить престиж национальной системы образования, но и сделать его отвечающим сегодняшним и перспективным задачам развития Российской Федерации. Этого невозможно добиться, не поставив в основу задачу коренного изменения качества образования. Именно это политическое решение чётко сформулировано в концепции модернизации Российского образования.

Качество образования чаще всего понимается как некая мера соответствия получаемых в образовании результатов и предъявляемых к ним требований. Но в том, откуда берутся требования, с которыми следует соотносить результаты при их оценке, каковы они и каковы интегральные характеристики качества образования, обнаруживаются принципиально разные позиции. Различия в них обусловлены, прежде всего, разным пониманием назначения и сути образования.

Широко распространён взгляд на образование как на способ и процесс передачи знаний, умений и навыков. С позиций такого понимания образования его цели определяются исходя из так или иначе понятого «социального заказа», а качество профессионального образования признается высоким, если его результаты соответствуют требованиям, которые в данное время предъявляются практикой. Это подход к качеству образования «от потребителя».

Но, на наш взгляд, более правильна начавшая распространяться в последнее время идея личностно ориентированного подхода, суть которой состоит в том, что образование рассматривается не просто как способ передачи знаний, умений и навыков, а как способ развития личности.

С позиций этого подхода качество образования — это многомерное понятие, охватывающее все стороны деятельности вуза, направленной на приращение человеческого капитала личности в соответствии с современным уровнем развития науки и техники и на формирование её способности к самореализации и трудовой деятельности [92, с.73].

Рассматривая проблему повышения качества при обучении начертательной геометрии, одной из общепрофессиональных инженерных дисциплин, нельзя исключить такие важные составляющие процесса как деятельность и творческое саморазвитие личности. «Деятельность — понятие сложное. В неё входят: познавательный, планирующий, преобразовательный, контрольно-оценочный, регуляторно-коррекционный компоненты. От способов её организации в обучении зависят характеристики всех приобретений учащихся» [151, с.7].

Глобальные изменения во всех отраслях жизни России подготовили социальный заказ на лидеров. Стране нужны люди с мощным внутренним стремлением к социальной активности, способностью к длительной, эмоциональной, волевой, интеллектуальной и физической напряженной работе ради достижения своих целей, способные вырабатывать идеи и вести окружающих за собой. Обеспечение конкурентоспособности человека на рынке труда является одной из важнейших социально-политических целей образования [92, с.62].

Подводя итог, можно сказать, что перед преподавателем вуза такой общепрофессиональной инженерной дисциплины, как начертательная геометрия, стоит задача формирования компетентного, конкурентоспособного специалиста-профессионала, подготовленного к адаптации в любом коллективе, к восприятию информации быстроменяющегося окружающего мира, личности, творчески одарённой, личности-лидера, будущего руководителя производства. Достижению поставленной цели может способствовать педагогическая технология на основе личностно деятельностного подхода.

Проблемы психологии развития Личности освещены в трудах А. Г. Асмолова [8], Л. И. Божовича [24], JI.C. Выготского [32], М. Т. Громковой [42], А. Н. Леонтьева [78, 79, 80], И. А. Зимней [50, 51], С. Л. Рубинштейна [120], Ю. К. Черновой, В. В. Тягуненко [162], Г. И. Щукиной [172, 173] и др.

Личностно ориентированное обучение представлено в работах Н. А. Алексеева [2], Д. А. Белухина [16], Э. Ф. Зеера Э.Ф. [48, 49], В. В. Серикова [125, 126], И. С. Якиманской [175] и др.

Деятельностный подход в обучении проанализирован в работах И. А. Зимней [51], X. Хекхаузена [154] и др.

Вопросам проектирования педагогических технологий отводится значительное место в учебных пособиях по педагогике под редакцией В. А. Сластенина [129], 10. К. Бабанского [114], П. И. Пидкасистого [112], М.В. Булановой-Топорковой [111], В. П. Беспалько [20, 21] и др.

Вопросы формирования творческого саморазвития освещают В. И. Андреев [5], С. И. Вульфсон [31], В. Г. Герасимов [37] и др.

Проблемам совершенствования практики преподавания графических дисциплин посвящены работы В. А. Гервера, Г. Ф. Горшкова, О. В. Георгиевского, А. Н. Губанова, Ю. А. Зайцева, Г. С. Иванова, Ю. И. Короева, А. А. Павловой, Н. Н. Рыжова, А. В. Соловова, P.M. Сидорука, С. А. Фролова, A.JI. Хейфеца, Н. Ф. Четверухина, А. А. Чекмарёва, В. И. Якунина и др.

В контексте разрабатываемой проблемы за последние годы выполнен ряд диссертационных исследований в следующих направлениях: личностная ориентация обучения как условие развития компетентности (Е.К.Юсеф) — педагогические технологии творческого саморазвития личности студента (Г.А. Медяник) — формирование графической культуры будущих учителей на основе использования информационных технологий (В.П. Молочков) — Формирование инициативности студентов младших курсов в учебно — познавательной деятельности (И.Ю. Головинова) — личностно-деятелыюстный подход при реализации модульной технологии обучения (JI.H. Горина) и др.

При всей несомненной теоретической и практической значимости данных исследований в решении проблем формирования творческого саморазвития студентов, повышения качества обучения посредством внедрения личностно ориентированных технологий следует отметить, что область проектирования инновационных технологий преподавания именно начертательной геометрии с целью развития личностно-деятельностного аспекта в подготовке студентов в профессиональной педагогике мало исследована. Конечным результатом этих исследований должна стать предлагаемая к практическому использованию технология обучения начертательной геометрии, обеспечивающая лучшую организацию домашних и аудиторных занятий, систематическую подготовку, формирование креативных качеств, саморазвитие личности, совершенствование профессиональных качеств.

Актуальность исследования проблемы обусловлена выявленными недостатками традиционных методик.

Начертательная геометрия (НГ) — один из предметов в техническом учебном заведении, обеспечивающий формирование пространственных представлений, пространственного воображения, обучающий геометрическому моделированию, построению и чтению изображений, решению различных геометрических задач. Анализ современных методик, анализ качества знаний, умений и навыков по данной дисциплине приводит к выводу о необходимости поиска и введения инновационных технологий обучения.

К недостаткам традиционной методики обучения следует отнести:

• недостаточность условий для формирования самостоятельных навыков;

• недостаточное использование индивидуального подхода в обучении;

• дискретность контроля, способствующую несистематической подготовке к занятиям;

• бессистемность в формировании творческих способностей учащихся;

• недостаточность условий для организации самостоятельной подготовки;

• недолговечность приобретённых знаний, неумение применять изученное в дальнейшей практической деятельности.

Со времён Монжа НГ значительно расширила свои границы. Современный уровень развития образования позволяет отойти от узкого назначения НГ как теоретической базы курса черчения. В настоящее время эту дисциплину с полным правом называют конструктивной геометрией или определяют как теорию методов моделирования пространств, а чертёж как графическую модель геометрического образа пространства. Интенсивное развитие науки обязывает к поиску дидактических приёмов, способствующих воспитанию у обучаемых самостоятельности, рефлексии и потребности в творчестве, свойств, обеспечивающих конкурентоспособность специалиста на рынке труда.

Разработка и внедрение инновационной технологии обучения начертательной геометрии на основе личностно-деятелыюстного подхода призвана обозначить пути разрешения следующих противоречий:

• между необходимостью в формировании наряду с когнитивной составляющей саморазвития креативных личностных качеств и отсутствием системных образовательных технологий, стабильно обеспечивающих данные профессиональные качества;

• между возрастающей потребностью рынка в качественных, грамотных специалистах технического профиля и недостаточным, всё уменьшающимся количеством часов, отводимым на изучение данной дисциплины.

Выявленные недостатки и сформулированные противоречия определили проблему, суть которой заключена в следующем вопросе: Какими должны быть технология обучения начертательной геометрии и её методический инструментарий, удовлетворяющие всем психолого-педагогическим нормам и обеспечивающие формирование креативных качеств, стремление к саморазвитию, повышение качества подготовки в данной области?".

Недостаточная разработанность указанной проблемы, большая практическая значимость её разрешения побудили нас избрать следующую тему исследования: «Совершенствование процесса обучении начертательной геометрии с использованием учебного пособия развивающего тина».

Цель исследования — повышение качества геометро-графической и интеллектуальной подготовки специалистов инженерного профиля посредством внедрения инновационной личностно-деятельностной технологии обучения НГ с использованием учебного пособия развивающего типа.

Объект исследования — учебная деятельность студентов технических вузов в процессе изучения начертательной геометрии.

Предмет исследования — технология преподавания начертательной геометрии с использованием специального учебного пособия развивающего типа.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что формирование прочных геометрических знаний, способностей к геометрическому моделированию, креативных качеств, личностных свойств коммуникативного и интеллектуального плана будет более эффективным, если:

• обеспечить действенную мотивацию посредством установления взаимосвязи изучаемых объектов с практическим их применением и реализовать индивидуальный темпоритм изучения курса;

• осуществить еженедельный контроль и коррекцию за процессом усвоения, стимулируя систематическую подготовку к занятиям;

• создать условия для развития самостоятельных навыков, для самоконтроля и самокоррекции усвоения;

• включить в каждый блок-занятие дополнительные задачи повышенной сложности с целью предоставления возможности систематического развития творческих способностей учащихся;

• разработать учебное пособие с инновационным структурированием информационного и практического материала, позволяющее эффективно реализовать проектируемую технологию.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены задачи:

1) выявить научные предпосылки и практические основания системы совершенствования графической подготовки (ГП) будущих технических специалистов и обосновать концептуальные положения по проектированию новой технологии обучения начертательной геометрии на основе личностно-деятельностного подхода;

2) выделить ключевые компетенции и личностные свойства учащихся, формирование которых будет способствовать повышению качества подготовки специалистов;

3) разработать методический инструментарий, определить ведущие компоненты дидактического комплекса, обеспечивающие успешную реализацию системы совершенствования процесса обучения НГ с использованием учебного пособия развивающего типа;

4) разработать комплект учебных материалов, позволяющих осуществить достоверный контроль качества обучения и провести опытно-экспериментальную проверку эффективности внедряемой технологии обучения, квалиметрический анализ полученных результатов и сформулировать рекомендации по улучшению содержания учебного пособия и совершенствованию технологии обучения.

Методологическую основу исследования составили положения и категории диалектики, философии и психологии развития и саморазвития личности, принцип преемственности в обучении, принцип непрерывности, принцип альтернативности, концепция личностно ориентированного, личностно-деятелыюстного подходов к обучению, учение о единстве теории и практической деятельности, учебные программы, международные и государственные стандарты в области преподавания общепрофессиональных дисциплин, методология квалиметрии, теория вероятности и математическая статистика.

Теоретической основой исследования являются:

— теоретические основы преемственности в обучении (А.В. Батаршев, А. Я. Блаус, JI.F. Дидковская, Ю. А. Кустов, А. А. Кыверялг и др.);

— теории общей педагогики и психологии (В.П. Беспалько, B.C. Безрукова, Ю. К. Бабанский, С. Я. Батышев, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, М. И. Дьяченко, В. К. Дьяченко, JI.B. Занков, С. И. Зиновьев, В. П. Зинченко, Т. И. Ильина, Я. А. Коменский, А. Н. Леонтьев, Б. Т. Лихачёв, И. Я. Лернер, А. Г. Молибог, И. Т. Огородников, В. И. Орлов, В. А. Сластенин, С. Л. Рубинштейн, М. Н. Скаткин, С. Д. Смирнов, Н. Ф. Талызина, К. Д. Ушинский, В. А. Якунин и др.);

— теории проектирования педагогических систем, теории проектирования педагогических технологий, концепции моделирования, конструирования педагогических процессов (В.П. Беспалько, И. П. Волков, К. Я. Вазина, В. Б. Закорюкин, В. М. Панченко, JI.M. Твердик, Т. А. Ильина, Н. В. Кузьмина, ДЛИ. Матрос, О. П. Околелов, В. Н. Соколов, В. Н. Селевко, А. И. Субетто, Ю. К. Чернова, М. А. Чощанов, В. И. Щеголь, П. А. Юцявичене и др.).

При рассмотрении психологических аспектов формирования личностных свойств студентов использовались теории:

— личностно ориентированного подхода (А.Г. Асмолов, Д. А. Белухин, Н. П. Бахарев, Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков, И. С. Якиманская, Н.Н.Никитина);

— личностно-деятельностного подхода (И.А. Зимняя, З. А. Решетова и др.);

— творческого саморазвития личности (В.И. Андреев, С. И. Вульфсон, В. Г. Герасимов, В. А. Гервер, М. М. Зиновкина, Ю. Ф. Катханова, В. Н. Михелькевич, А. И. Половинкин, Я. А. Пономарёв, Ю. В. Шаронин, Е. Н. Яковлева и др.);

— компетентностного подхода (Н.В. Кузьмина, А. К. Макарова, JI.A. Петровская) — совершенствования качества образования, его проектирования на квалиметрической основе (Н.А. Селезнёва, А. И. Субетто, Ю. К. Чернова, В. В. Щипанов и др.).

Методы исследования основаны на диалектическом сочетании теоретических и практических подходов 'и включают в себя: теоретический анализ философской, научно-исторической, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследованияпедагогическое проектированиенаблюдение образовательного процесса в естественных условияхопросные методы (анкетирование, тестирование) — анализ результатов учебно-практической деятельности студентовпедагогический эксперимент (поисковый, констатирующий, итоговый) — статистические методы обработки данных педагогического экспериментаграфическое представление результатов исследования и их анализ.

Использование различных методов исследования, в том числе методов математической статистики, позволило рассмотреть педагогические факты и явления во всей их сложности, взаимосвязях и выразить результаты педагогического эксперимента в количественных показателях.

Опытно-экспериментальная база исследования.

Основной опытно-экспериментальной базой исследования явился Тольяттинский государственный университет. Педагогический эксперимент проводился здесь среди студентов автомеханического института (АМИ) автомобильного, механического и технологического факультетов (специальности 150 100, 120 100, 120 200, 120 400). В 2004;2005 учебном году наряду с ТГУ испытание проходило в группах специальности 220 200 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» аэрокосмического университета г. Самары и в Волгоградском техническом университете на факультете автомобильного транспорта. Общая выборка участников эксперимента составила 420 человек.

Этапы исследования.

Исследование осуществлялось в три этапа с 2000 по 2005 год.

На первом этапе — теоретико-поисковом (2000;2001 гг.) — изучалась философская, психолого-педагогическая, научно-методическая литература по проблеме исследования, нормативно-программная и учебно-методическая документация, анализировались традиционные различные методики проведения практических и лекционных занятий по начертательной геометрии, определялись теоретико-методологические предпосылки, цели, задачи научного поиска, была сформулирована гипотеза, определены объект, предмет, задачи и методика педагогического исследования.

Второй этап — проектировочно-экспериментальный (2001;2003 гг.) -был посвящен разработке теоретических и организационно-педагогических основ концепции совершенствования процесса обучения начертательной геометрии, проектированию педагогической инновационной технологии обучения, разработке и изготовлению учебного пособия, как главного инструмента для реализации новой технологии, разработке программы её реализации. На этом этапе была начата реализация программы экспериментального исследования, обобщались результаты констатирующего эксперимента, проводился анализ развития личностных качеств студентов. Одновременно осуществлялись публикация и апробация результатов исследования.

Третий этап — заключительный (2003;2005 гг.) — включал разработку пакета методических материалов по проверке остаточного уровня знаний, достоверному измерению качества обучения, проверку качества, статистическую и математическую обработку экспериментальных данных, анализ и оформление материалов диссертации.

Сформулированы рекомендации по усовершенствованию технологии обучения, по улучшению содержания учебного пособия.

Научная новизна исследования.

• Спроектирована модель системы совершенствования процесса обучения начертательной геометрии и определены дидактические условия её реализации на базе использования разработанного учебного пособия развивающего типа.

• По результатам входной диагностики реализован дифференцированный подход в обучении с использованием авторских обучающих программ для студентов выделенной группы.

• Разработан пакет методических материалов и предложена системная диагностика для достоверной проверки качества обучения на разных этапах освоения изучаемого материала;

• Определены преемственные связи целей и содержания, выявлены действенные методы формирования творческого саморазвития личности.

Теоретическая значимость исследования.

Определены концептуальные положения проектирования содержания учебного пособия по начертательной геометрии на основе личностно-деятельностного подхода, разработаны и обоснованы методические приёмы, реализация которых в процессе обучения позволяет повысить качество подготовки специалистов технического профиля.

Практическая значимость исследования.

Предложенный подход к проектированию содержания учебного пособия и реализуемая посредством его новая технология обучения начертательной геометрии на основе личностно-деятельностного подхода способствует повышению качества графической и интеллектуальной подготовки специалистов, повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Структура содержания (конспективное изложение теории, примеры решения типовых задач, вопросы для самопроверки, вопросы тестов, тест, разно уровневые задачи) может быть использована для других учебных дисциплин.

Практическую значимость имеют пакет методических материалов для проверки входного, текущего и остаточного уровней знанийобучающие программы для слабоподготовленных по черчению студентовучебное пособие «Задачник по начертательной геометрии (с элементами теории и примерами решения задач)».

Достоверность и научная обоснованность полученных результатов исследования определяются методологической аргументированностью исходных теоретических положенийопорой на системный, личностно-деятельностный, компетентностный и профессиографический подходы, обеспечивающие программно-целевую направленность в реализации поставленных задачтесной связью теоретических исследований с практическим внедрением предлагаемой технологиииспользованием разнообразных методов опытно-экспериментальной работы, адекватных предмету исследованиярепрезентативностью статистических результатов исследования.

Апробация исследования.

Основные положения, теоретические и практические результаты исследования опубликованы в межвузовском научно-методическом сборнике «Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации» (Саратов, 2001 г.), докладывались на VI-ой Всероссийской конференции «Проектирование, обеспечение и контроль качества продукции и образовательных услуг» (Москва-Тольятти-Сызрань, 2003 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Управление качеством подготовки специалистов на основе профессиограмм» (Москва-Тольятти, 2004 г.) — международной научно-практической конференции «Проблемы качества образования в современном обществе» (Пенза, 2004 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» (Екатеринбург, 2004 г.) — Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы университетского образования: содержание и технологии» (Тольятти, 2004 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные средства и технологии развития творческого потенциала студентов» (Самара, 2004 г.) — Международной научно-практической конференции «Международный, федеральный и региональный рынок образовательных услуг: состояние и перспективы развития» (Пенза, 2004 г.). Две публикации «Вестник волжского университета им. В.Н.Татищева» в серии «Профессиональное образование» (Тольятти, 2004 г.) — публикация в сборнике трудов Всероссийского семинара-совещания заведующих кафедрами графических дисциплин «Проблемы научно-методического и организационного обеспечения учебного процесса по начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графике» (Саратов, 2005 г.).

Внедрение результатов исследования в педагогическую практику.

Результаты исследования внедрены в систему подготовки специалистов в Тольяттинском государственном университете на автомобильном, технологическом и механическом факультетах, в Самарском аэрокосмическом университете на факультете информатики, в Волгоградском государственном техническом университете на факультете автомобильного транспорта. Учебное пособие «Задачник по начертательной геометрии (с элементами теории и примерами решения задач)» может быть использован в процессе изучения начертательной геометрии студентами всех форм обучения.

Положения, выносимые на защиту.

1. Концепция совершенствования процесса обучения начертательной геометрии через применение личностно-деятельностного подхода при проектировании учебного пособия развивающего типа (УПРТ).

2. Модель формирования геометрических компетенций и профессионально важных качеств (ПВК) при обучении начертательной геометрии (НГ).

3. Технология обучения начертательной геометрии на основе личностно-деятельностного подхода с использованием учебного пособия развивающего типа.

4. Комплекс учебно-методических условий для реализации системной диагностики качества обучения начертательной геометрии.

Структура диссертации.

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 178 наименований и 12 приложений, изложена на 230 страницах, включает 30 рисунков (в том числе графики, гистограммы), 11 таблиц.

Выводы по 2-ой главе.

1 .На начальном этапе проектирования системы совершенствования процесса обучения начертательной геометрии сформулированы общие цели, показана структура целеполагания, в которой продиагностированы входные, промежуточные и итоговые цели образовательного процесса. Поставлена задача в процессе усвоения основных понятий, определений, геометрических свойств и законов изучаемых геометрических фигур подготовить учащихся к продуктивной мыследеятельности. Создав условия для формирования творческой активности, обеспечить стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, что будет являться гарантом достаточной конкурентоспособности выпускника на рынке труда.

2.Поставлена задача формирования профессионально важных качеств инженеров-технологов, инженеров-автомобилистов. В основу формирования профессионально важных качеств положены общие принципы профессиографического и компетентностного подходов. Основным системообразующим принципом при формировании профессионально важных качеств инженера является принцип метода деятельности. Формирование прогнозируемых качеств строится на принципах управления деятельностью таких, как: развитие инициативы и самостоятельности, сознательности и активности, надёжности, прочности, действенности результатов обучения, творческого саморазвития.

3.Проанализированы современные требования к содержанию образования и учебной литературе нового поколения. В соответствии с требованиями соблюдены:

• принцип оптимизации содержания, позволивший сократить объём информационного материала за счёт группирования типовых задач, абсолютной алгоритмизации, последовательного логического построения материала, максимального использования принципа наглядности, создавший возможность формирования чётких, логических приёмов мышления, овладения методологическими знаниями и приёмами в решении геометрических задач;

• принцип гуманитаризации, предполагающий воспитание креативных качеств;

• принцип фундаментализации, направленный на создание условий для самостоятельного добывания новых знаний, устанавливающий межпредметные связи.

4. Основным проводником целей и содержания технологического процесса является учебное пособие «Задачник по начертательной геометрии (с элементами теории и примерами решения задач)», которое можно отнести к литературе нового поколения, поскольку в нём выдержаны основные дидактические требования, предъявляемые к литературе такого ранга:

— введение обеспечивает принятие учебной цели, способствует чёткой организации процесса подготовки;

— выделен основной, дополнительный и пояснительный тексты;

— включены приёмы для активизации самостоятельной работы студентов;

— содержание и композиция находятся в строгом соответствии с формой подачи материала;

— обеспечивается научность, системность, доступность, целостность изложения;

— способствует использованию дополнительной литературы;

— побуждает к самообразованию и творчеству.

5. Учебная программа курса состоит из четырёх модулей и по содержанию, за исключением некоторых сокращений, соответствует ГОС ВПО по начертательной геометрии, но по структуре имеет существенные отличия. Объединение больших групп задач по единому подходу, алгоритму решения способствует оптимизации содержания и направлено на улучшение усвоения материала.

6.Главной составляющей в организации повышения качества усвоения изучаемого материала является инновационное структурирование блока-занятия. Он состоит из семи фрагментов, позволяющих по новому организовать домашнюю и аудиторную подготовку. Эффективная структура каждого занятия обеспечивает в комплексе усвоение информационной части, создаёт базу для самостоятельного решения части задач, содержит условия для самоконтроля и самокоррекции, открывает доступ к дополнительному инвариантному освещению учебных элементов, способствует обращению к дополнительной литературе, с помощью ненавязчивого тренинга создаёт базу для продуктивного усвоения основных положений, свойств, законов и правил, помогает обрести веру в свои творческие возможности.

7.Образцы эпюров, графические условия для индивидуальных контрольных домашних заданий, включённые в содержание пособия, способствуют лучшей организации домашней подготовки и своевременному их выполнению.

8.Приведено описание внедряемой технологии в соответствии с современной классификацией по В. А. Трайневу. Выделим главные характеристики. По уровню применения — предметная, по научной концепцииразвивающая, по ориентации на личностные структуры — информационная и саморазвития, по характеру содержания и структуры — обучающая и воспитывающая, по типу организации познавательной деятельности и управлению ею — цикличная, направленная (индивидуальная), автоматизированная (с помощью учебных средств), по отношению к ученикуличностно-ориентированная, базирующаяся на технологии сотрудничества, позволяющей реализовать субъект-субъектные отношения, воспитание таланта в процессе сотворчества.

9.Внедряемая технология полипарадигмальна, поэтому предполагает использование многих современных и классических (ретро) теорий, продуктивных и репродуктивных методов обучения. При стартовом диагностировании выделенной группе студентов, слабо подготовленных к восприятию вузовской программы, предлагаются обучающие программы с элементами программированного обучения. В лекционных и практических занятиях преобладает информационно-рецептивный метод с проблемными вопросами, учебными ситуациями, элементами эвристического диалога, диалогического изложения, мозговой атаки и т. д. Включённые в каждый блок-занятие задачи повышенной сложности выполняют роль методов воспитания, формирования творческой деятельности. Еженедельная проверка тетрадей, тестовый входной и выходной контроль по каждому занятию, рубежный контроль по прохождении каждого модуля, индивидуальные контрольные домашние задания образуют пакет методов контроля знаний, умений и навыков.

Ю.Опытно-экспериментальная проверка эффективности системы совершенствования процесса обучения начертательной геометрии с использованием учебного пособия развивающего типа состояла из нескольких этапов и содержала три вида экспериментов. Уровень компетентности устанавливался по оценочным критериям рубежного контроля, результатам эпюров и экзаменов. С помощью специально разработанных тестов и задач остаточного уровня знаний проверялась прочность, долговечность знаний, сформированность методологического знания и деятельностных навыков по истечении года со дня последнего занятия по начертательной геометрии. Для определения уровня сформированности методологических знаний и творчества применялся тест «Достижение по НГ». Были отслежены результаты работы с выделенной группой студентов, уровень сформированности творчества по качеству текущего учебного процесса. По всем показателям и используемым критериям уровень в экспериментальных группах был выше, чем в контрольных.

Заключение

.

В заключении диссертации сформулируем основные результаты решения поставленных задач исследования и определим направления по дальнейшему совершенствованию учебного пособия.

1. Анализ развития социально-экономических условий, требований к личности специалиста технического профиля, задач и перспектив инженерного образования подтверждает актуальность выбранной темы исследования.

2. Результаты экспериментальных исследований показали, что система совершенствования процесса обучения начертательной геометрии с использованием разработанного учебного пособия «Задачник по начертательной геометрии (с элементами теории и примерами решения задач)» оказалась эффективной, т.к. разработка ее концептуальных положений, моделирование и реализация велись на основе теоретико-методологических предпосылок и научных положений современной психологии и педагогики.

Психологическими основами системы совершенствования процесса обучения начертательной геометрии явились фундаментальные положения отечественной психологии, понимание проявления психики через деятельность. Теоретическим обоснованием явилась теория П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, понятий и образов.

Дидактическими предпосылками педагогической технологии послужили личностно-деятельностный подход, концепции обучения творческому саморазвитию личности и личностно-ориентированное профессиональное образование. На основании теоретических предпосылок была разработана концепция и спроектирована модель системы совершенствования обучения начертательной геометрии.

3.Поставленные задачи формирования продуктивной мыследеятелыюсти учащихся, творческой активности, ¦ обеспечивающей стремление к саморазвитию, к самосовершенствованию, повышения графической культуры будущего специалиста реализованы посредством разработанной технологии обучения с использованием учебного пособия развивающего тина. Инновационное построение теоретического и практического материала, эффективное структурирование блока-занятия позволили активизировать деятельность учащихся и улучшить организацию всех видов занятий.

4. Учебное пособие «Задачник по начертательной геометрии (с элементами теории и примерами решения задач)», обучающие программы для студентов, неподготовленных к восприятию вузовской программы по начертательной геометрии, комплект методических материалов по диагностированию качества обученности на разных этапах образовательного процесса представляют практическое значение и могут быть предложены к широкому применению.

5. Опытно-экспериментальная проверка технологии обучения начертательной геометрии с использованием учебного пособия доказала её эффективность, правильность выдвинутой гипотезы и её концептуальных положений. При проверке качества обучения по всем принятым критериям и показателям уровень в экспериментальных группах был выше, чем в контрольных.

Апробация в других вузах подтвердила возможность тиражирования.

6.Анализ результатов позволил сформулировать предстоящие задачи. При усовершенствовании учебного пособия и подготовке к использованию при дистанционном обучении необходимо:

• ввести тестовые карты, обучающие и контролирующие, по всем темам;

• детальное дробление информации по сложным темам ;

• диалоговое изложение отдельных фрагментов;

• эвристические задачи, игры, игровые ситуации, способствующие повышению мотивации и лучшему формированию когнитивных и интеллектуальных свойств учащихся.

Основные положения диссертации отражены в следующих работах:

1.Грачёва С. В., Виткалов В. Г. Инновационный подход к проведению практических занятий по начертательной геометрии // Сб: Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации. — Саратов. 2001. — С. 102 — 104.

2.Грачёва С. В. Индивидуальный подход при обучении черчению как средство повышения качества подготовки специалистов //Сб: Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации. — Саратов. 2001.-С.104- 105.

3.Грачёва С. В., Живоглядова И. А. Профессиональная направленность в обучении как одна из составляющих повышения качества подготовки специалистов //Сб: Проектирование, обеспечение и контроль качества продукции и образовательных услуг. -Москва-Тольятти-Сызрань. 2003. — С.27−29.

4.Грачёва С. В., Живоглядова И. А. Формирование творческих навыков в процессе обучения начертательной геометрии // Сб: «Проектирование, обеспечение и контроль качества продукции и образовательных услуг». -Москва-Тольятти-Сызрань. 2003. — С.29−31.

5.Грачёва С. В. Элементы профессиографического подхода в процессе обучения начертательной геометрии //Сб: Управление качеством подготовки специалистов на основе профессиограмм. — Москва — Тольятти. 2004. — С. 128 129.

6.Грачёва С. В. Личностно ориентированная технология обучения начертательной геометрии — путь к совершенствованию учебного процесса //Сб: Инновации в профессионально-педагогическом образовании. — Екатеринбург. 2004. — С.96−97.

7.Грачёва С. В. Формирование креативных качеств в процессе изучения начертательной геометрии //Сб: Инновационные средства и технология развития творческого потенциала студентов. — Самара. 2004. — С. 102 — 103.

8.Грачёва С. В. Роль олимпиад в воспитании творческих личностей // Сб: Инновационные средства и технология развития творческого потенциала студентов. — Самара. 2004. — С.51 — 52.

9.Грачёва С. В. Личностно ориентированная технология обучения начертательной геометрии — путь к повышению качества обучения // Сб: Проблемы качества образования в современном обществе. — Пенза. 2004. — С. 164- 166.

Ю.Грачёва С. В. Внедрение модульной системы обучения начертательной геометрии на основе компетентностного подхода — путь к повышению качества подготовки специалистов //Сб: Проблемы университетского образования: содержание и технологии. — Тольятти. 2004. — С.287 — 290.

М.Грачёва С. В. Комплексный подход к формированию качеств, повышающих конкурентоспособность выпускаемых специалистов // Сб: Международный, федеральный и региональный рынок образовательных услуг: состояние и перспективы развития. — Пенза. 2004. — С. 64 — 66.

12.Грачёва С. В., Виткалов В. Г. Олимпиады — необходимая составляющая в формировании личности — лидера будущего специалиста // Вестник волжского университета им. В. Н. Татищева, серия «Профессиональное образование». -Тольятти. 2004. — С. 29 — 31.

И.Грачёва С. В. Кураторство — залог успеха в формировании всесторонне, гармонично развитой личности // Вестник волжского университета им. В. Н. Татищева, серия «Профессиональное образование». — Тольятти. 2004. — С. 31 -36.

14.Грачёва С. В., Виткалов В. Г., Егоров А. Г., Яковлева Т. М., Клочкова Г. М., Живоглядова И. А. Компетентностно-ориентированная технология обучения начертательной геометрии как средство повышения качества подготовки специалистов //Сб. трудов Всероссийского семинара-совещания заведующих кафедрами графических дисциплин «Проблемы научно-методического и организационного обеспечения учебного процесса по начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графике».- Саратов. 2005. — С. 109 — 113.

Учебно-методические работы.

15. Грачёва С. В. Рабочая тетрадь по начертательной геометрии для аудиторных занятий /Тольятти, ТПИ, 1981;86. — 36с.

16. Грачёва С. В. Рабочая тетрадь по начертательной геометрии для домашних занятий /Тольятти, ТПИ, 1981 — 86. — 41с.

17. Грачёва С. В. Чертежи деталей: метод, указ. /Тольятти, ТПИ, 1986,1996. -38с.

18. Грачёва С. В., Резников JI.A. Чертежи деталей с натуры: метод, указ./Тольятти, ТПИ, 1987. — 26с.

19. Грачёва С. В., Клочкова Г. М., Литвинова Л. В. Резьбы и резьбовые соединения: метод, указ. /Тольятти, ТПИ, 1989. — 35с.

20.Грачёва С. В. Задачник по начертательной геометрии (с элементами теории и примерами решения задач): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -ТГУ, Тольятти. 2003. — 108 с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Психология личности.: Учеб. пособие /В.А. Аверин. 2-ое изд. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. — 190 с.
  2. Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, 1997. — 216с.
  3. .Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977.-307с.
  4. В.И. Конкурентология: Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. — Казань.: Центр инновационных технологий, 2004. — 468с.
  5. В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. -2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608с.
  6. Г. М., Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1998.-376с.
  7. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во Московского университета, 1990 — 367с.
  8. Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1977. — 256с.
  9. А.В. Преемственность в применении методов и дидактических приемов обучения на уроке. Таллин: Валгус, 1989. — 96с.
  10. А.В. Тестирование: основной инструментарий практического психолога: Учебное пособие. 2 изд. — М.: Дело, 2001. — 240с.
  11. Н.П., Цирулик А. Я. Интегративная многоуровневая система подготовки специалистов в Тольяттинском политехническом институте//
  12. Сб.: Роль вуза в становлении личности инженера. Тольятти: ТолПИ, 1997. С. 206−214.
  13. B.C. Педагогика. Екатеринбург: СИПИ, 1994. — 338с.
  14. B.C. Педагогика: Учебник для инж.-пед. спец. Екатеринбург: Изд-во Свердловского инж.-пед. института, 1993. — 320с.
  15. Д.А. Основы личностно-ориентированной подготовки. М.: Изд-во института практической психологии. — Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. -304с.
  16. В.П. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы (опыт мониторинга). С-Пб.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 498с.
  17. В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.- Воронеж, 2002. — 357с.
  18. В.П. Программированное обучение.- М.: Высшая школа, 1970. -297 с.
  19. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977.-304с.
  20. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192с.
  21. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1998.- 144с.
  22. А.Я. Преемственность в системе методов обучения. Рига, 1974. -62с.
  23. Л.И. Формирование личности в онтогенезе. М., 1991. — 122с.
  24. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. /Гл. ред. A.M. Прохоров. -Сов. Энциклопедия, 1991. Т. 1. 1991 — 863 с.
  25. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. /Гл. ред. A.M. Прохоров. — Сов. Энциклопедия, 1991. Т. 2 1991 — 768 с.
  26. А.В. Начертательная геометрия: Учебник для втузов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. Шк., 1985. — 288 с.
  27. К.Я. Саморазвитие человека и профессиональная деятельность. — Н. Новгород, 1993.-58с.
  28. К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства (концепции, опыт). Челябинск, 1997. -240с.
  29. И.П. Цель одна дорог много: Проектирование процессов обучения. — М.: Просвещение, 1990. — 159с.
  30. С.И. Уроки профессионального творчества: Учебное пособие. -М.: Издательский центр «Академия», 1999. 160с.
  31. JI.C. Методика рефлексологического и психологического исследования /Проблемы современной психологии. JI., 1986.-268с.
  32. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 150с.
  33. П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов М.: Книжный дом «Университет" — Высшая школа, 2002. — 400с.
  34. П.Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образа. Вопросы психологии. -М.: Просвещение, 1957. 164с.
  35. Гаспар Монж. Приложения анализа к геометрии //Перевод с французского В. А. Гуковской, под редакцией с предисловием и примечаниями М.Я.
  36. . М. — Л.: Объединённое научно-техническое изд., главнаяредакция общетехнических дисциплин, 1936. -699с.
  37. В.Г., Орлов И. Н., Филиппов Л. И. От знаний к творчеству (становление личности). — М.: Изд-во МЭИ, 1995. — 228с.
  38. В.А. Творческие задачи по черчению: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1991.- 126с.
  39. .С. Компьютеризация в сфере образования. Проблемы и перспективы. -М.: Педагогика, 1987. -264с.
  40. Гличев А. В. Управление качеством продукции и задачи квалиметрии
  41. Стандарты и качество. 1971. — № 6 — С. 56−57.
  42. Н.Н. Психология инженерного труда: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1998. — 333с.
  43. М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 415с. — (Серия «Педагогическая школа XXI век»).
  44. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального педагогического образования // Под общей редакцией академика РАО B.JI. Матросова. М.: Прометей, 1999. — 116с.
  45. В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-239с.
  46. Л.Г. Методика организации самостоятельной работы студентов с учетом преемственности У/Вопросы общественных наук, 1998. -Выпуск 76. -С.85 -89.
  47. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. — 160с.
  48. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. 2-е изд., перераб. и дополненное. — Минск- Изд-во БГУ, 1981. — 383с.
  49. Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. -Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного профессионально-педагогического университета, 1998. 126с.
  50. Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. — Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1988. 120с.
  51. И.А. Педагогическая психология. — Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1977.-480с.
  52. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-е изд. доп., испр. и перераб. Гриф МО. — М.: Логос, 2004. — 383с.
  53. М.М. Формирование творческого технического мышления и инженерных умений студентов технических вузов. Диссертация на соискание ученой степени д.п.н. — М. 1988.
  54. М.М. Креативная технология образования //Высшее образование в России, № 3, 1999. -С. Ю1 104.
  55. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М., 1974. -289с.
  56. В.П. (при участии Горбова С.Д., Гордеевой Н.Д.) Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина В.В. Давыдова): Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2002. — 431с.
  57. В. Первый технический вуз России //Высшее образование в России, № 3, 1998.-С. 114- 120.
  58. Г. А. Личпостно-ориентированная педагогическая технология. — М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 1999. 24с. W
  59. Т.И. Педагогика. М.: Просвещение, 1969. — 286с.
  60. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения //Вып. 1. М., 1971. — 72с.- Вып. 2. — М., 1971. — 88с.- Вып. 3. — М., 1972. -78с.
  61. Инженерное образование: Сравнительный анализ подготовки в России, Европе и Северной Америке. М.: Изд-во Университета Дружбы народов, 1993.- 126с.
  62. Итоговый документ международной конференции «Ключевые ^ компетенции и проблемы оценки качества подготовки учащихся»,
  63. Ростов-на-Дону, 2−4 ноября 2000 г. //Стандарты и мониторинг, № 6, 2000. -С. 44 64.
  64. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход). М.: Изд-во Московского университета, 1983. -168с.
  65. Я.А. Великая дидактика. /Избранные педагогические сочинения. М., 1955. — 446с.
  66. Н.В., Кудрявцев Н. Н. Московский Физико-Технический Институт. К истории элитного инженерного образования //Электронный журнал «Исследовано в России», 2003/ 124. pdfl473
  67. А.Б. Рождение специалиста (профессиональное становление студента). Минск: БГУ, 1983. — 109с.
  68. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 222с.
  69. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. — 80с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология" — № 6).
  70. И. Инженерное дело в России //Высшее образование в России, № 4, 1998.-С.130- 139.
  71. Коучинг: руководство для тренера и менеджера /С. Торп. Дж. Клиффорд. -СПб.: Пиер, 2004. 224 е.: ил. — (Серия «Практическая психология»).
  72. Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки / Методы системного педагогического исследования. JL: ЛГУ, 1980. -105с.
  73. Ю.А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов. Саратов: Изд-во Саратовского унив-та, 1982. -273с.
  74. Ю.А. Преемственность профессиональной подготовки молодежи в профтехучилищах и вузах. Саратов: Изд-во Саратовского унив-та, 1990. -160с.
  75. Ю.А., Бахарев Н. П., Воронин В. Н. Преемственность в системе непрерывного образования: Учебное пособие. Тольятти: ТолПИ- Волжский университет им. Татищева, 1999. -222с.
  76. Ю.А., Гусев В. А. Управление качеством образования на основе принципа преемственности: Учебное пособие. — Тольятти: Изд-во ТГУ, 2002.-203с.
  77. Ю.А., Стацук С. В. Профессиональное самоопределение личности: Учебное пособие. Тольятти: ОАОПП «Современник», 2002, — 184с.76
Заполнить форму текущей работой