Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование у учащихся способов самоконтроля при обучении химии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учебные приемы рассматриваются нами как элементы содержания трех уровней познавательной деятельности: репродуктивной, эвристической и исследовательской, которые используются учащимися при изучении разных компонентов содержания химии — теоретических вопросов, фактов, методов и языка науки. Каждый учебный прием характеризуется тем, что имеет не только содержательную сторону: что делать (написать… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ САМОКОНТРОЛЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ
    • 1. Состояние проблемы формирования у учащихся самоконтроля
    • 2. Анализ методической литературы и передового педагогического опыта по формированию у учащихся умения осуществлять самоконтроль
  • ГЛАВА II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ САМОКОНТРОЛЬ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ
    • 1. Содержание и структура методической системы формирования у учащихся способов самоконтроля
    • 2. Развитие монологической речи учащихся
    • 3. Разработка и использование тестовых заданий для осуществления учащимися самоконтроля и самооценки
  • ГЛАВА III. ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДЛАГАЕМОЙ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ САМОКОНТРОЛЬ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ
    • 1. Задачи, условия и методы педагогического эксперимента
    • 2. Итоги педагогического эксперимента

Формирование у учащихся способов самоконтроля при обучении химии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшим условием для решения задач, стоящих перед современной школой, является совершенствование процесса обучения за счет полноценной учебной деятельности самих учащихся.

Активное осуществление учебной деятельности приводит к существенным изменениям в личности ученика, его сознании, в его умственном и нравственном развитии. С. Л. Рубинштейн указывал, что психические свойства личности формируются и развиваются в процессе его деятельности. Из этого следует, что не деятельность включает в свою структуру индивидов в качестве ее исполнителей, а личность, становясь субъектом деятельности, занимает в ней активную, творческую позицию, обнаруживает новые потенциальные возможности [87].

Превращение учащегося в подлинного субъекта учебной деятельности связано с овладением им действиями контроля и оценки, с умением осуществлять их самостоятельно, без помощи и вмешательства учителя [37].

В полноценной учебной деятельности ее компоненты: потребность и мотивы, учебные задачи и их реализация в учебных действиях, контроль и оценка всегда взаимосвязаны, и учебную деятельность нельзя свести ни к одному из этих компонентов. Тем не менее, роль действия самоконтроля и самооценки велика и своеобразна. Д. Б. Эльконин отмечает особую роль действий самоконтроля и самооценки: «Если. дети полноценно усвоят действия контроля и оценки своих достижений, то дальнейшее формирование учебной деятельности будет происходить без особого труда» [107, с. 53 — 54].

В учебной деятельности самоконтроль выполняет ответственную функцию. Он регулирует процесс выполнения учебной работы, позволяет учащимся установить, что ими не сделано или сделано не так, как надо, произвести корректировку проделанной работы, осуществить оценку своей деятельности.

Действия самоконтроля и самооценки тесно взаимосвязаны друг с другом. Самооценка, формируясь на основе самоконтроля, мотивирует его, так как самоконтроль может быть только там, где есть самооценка.

Учащиеся, обладающие самоконтролем, полностью осознают не только свои действия в учебной работе, но и способы их выполнения.

В связи с этим важно исследовать, как с помощью специально организованной учебной деятельности можно сформировать у учащихся умение осуществлять самоконтроль. Уяснение проблемы содержания самоконтроля, условий, средств и закономерностей его формирования необходимо для решения задачи повышения эффективности обучения.

В своем исследовании мы опирались на работы П. К. Анохина [3,4,5], Ю. К. Бабанского [6], Л. В. Берцфана [10,11], П. Я. Гальперина [18,19], В. В. Давыдова [25,26], А. В. Запорожца [35], С. Л. Кабыльницкой [52], В. А. Крутецкого [55], А. С. Лынды [61,62], А. К. Марковой [64,65], Т. А. Матис [66], П. И. Пидкасистого [80,81], С. Л. Рубинштейна [87], И. В. Страхова [93,94], Г. И. Щукиной [105,106], И. С. Якиманской [108], Дж. Брунера [109−111].

В работах этих авторов обсуждены вопросы, касающиеся содержания самоконтроля и его структуры [10,11,20,25,34,51,54,61,101], рассмотрены методы и средства формирования самоконтроля [17,20,35,37,69,71,82], выявлены условия, способствующие его формированию у учащихся [3436,60,100,105−106,108], раскрыты некоторые связи внимания и самоконтроля [14,18,19,52,79,93,94,97], предложены формы и средства его осуществления [13,21,24,40−43,49,91], выявлены функции итогового, пооперационного и по-слеитогового самоконтроля [38].

Однако не все вопросы разработаны в одинаковой степени, а результаты исследований по данной проблеме не всегда успешно реализуются в практике обучения.

Так, вопрос о роли самоконтроля в совершенствовании учебной деятельности и повышении качества знаний учащихся в методике обучения химии практически не разработан. В частности, неизвестно, каково содержание работы учителя по формированию у учащихся способов самоконтроля, при каких условиях на уроках химии наиболее эффективно осуществляется его формирование, какие учебные приемы и средства обучения в наибольшей степени способствуют этому, какие способы учащиеся могут использовать для контроля своих учебных достижений при изучении химии и т. д.

Между тем, самоконтроль, являясь компонентом учебной деятельности, оказывает значительное влияние на полноценность ее осуществления, так как позволяет ученику не только проследить за ходом своих действий и оценить их результаты, но и планировать действия, прогнозировать результаты, перестраивать план действий в зависимости от изменения условий, что в конечном счете может оказать значительное воздействие на совершенствование химических знаний школьников. Выше сказанное и определило актуальность исследования.

Цель нашего исследования состоит в разработке научно обоснованной методической системы, которая обеспечит формирование у учащихся способов самоконтроля и его осуществление при обучении химии.

Гипотеза исследования такова: успешное формирование у учащихся умения осуществлять самоконтроль при изучении химии возможно при наличии методической системы, включающей: поэтапное обучение учащихся способам самоконтроляиспользование совокупности заданий, целенаправленных на формирование умения контролировать и оценивать свои учебные достижения при усвоении теоретических вопросов химии, фактов, методов и языка науки. Овладение учащимися способами самоконтроля будет способствовать повышению качества их знаний по химии.

Для достижения цели и проверки гипотезы необходимо было решить две группы задач. Первую из них составляют те задачи, которые направлены на выявление состояния теории и практики формирования самоконтроля:

1) изучить состояние вопроса по формированию у учащихся самоконтроля в процессе учебной деятельности на основе анализа психолого-педагогических, научно-методических исследований, пособий для учителей и практики обучения;

2) определить метод фиксирования и способ представления результатов эксперимента.

Ко второй группе относятся задачи, которые необходимо было решить при конструировании методической системы формирования у учащихся способов самоконтроля и разработке методики их применения в учебном процессе:

1) выявить учебные приемы усвоения теоретических вопросов, фактов, методов и языка науки;

2) определить основные способы, которые могут быть использованы учащимися для осуществления самоконтроля при реализации учебных приемов, способствующих усвоению основных компонентов содержания химии;

3) разработать методику формирования у учащихся способов самоконтроля при обучении химии;

4) выявить этапы овладения учащимися способами контроля своих учебных достижений;

5) сконструировать совокупность заданий, соответствующую функциям учебного содержания и целенаправленную на поэтапное формирование у учащихся умения контролировать и оценивать свои учебные достижения;

6) экспериментально проверить эффективность предложенной методики формирования у учащихся способов самоконтроля и выявить ее влияние на качество знаний учащихся.

Решение задач, поставленных в данной работе, в качестве предварительного условия требует уточнения содержания основных понятий, которыми мы будем оперировать в ходе исследования.

Формирование у учащихся самоконтроля — это формирование основополагающего качества сознания, рефлексии, т. е. формирование самоконтроля — предмет исследования в психологии.

Осуществляя методическое исследование, мы ведем речь о формировании у учащихся умения осуществлять самоконтроль, т. е. об обеспечении ученика средствами контроля своих учебных достижений, благодаря этому он способен осуществлять самоконтроль.

Формирование у учащихся способов самоконтроля — это формирование у них умения осуществлять самоконтроль, т.к. способ и есть средство, которое ученик использует при этом. Можно сказать: «Ученик умеет осуществлять самоконтроль, или владеет способами самоконтроля».

Для осуществления самоконтроля учащимися необходимы умения (заметить отклонение от цели, осуществить корректирующие действия и др.) — их формирование в данной работе не рассматривается. Выражения «формирование у учащихся умения осуществлять самоконтроль» и «формирование у учащихся умений осуществлять самоконтроль» имеют существенное отличие.

Учебные приемы рассматриваются нами как элементы содержания трех уровней познавательной деятельности: репродуктивной, эвристической и исследовательской, которые используются учащимися при изучении разных компонентов содержания химии — теоретических вопросов, фактов, методов и языка науки. Каждый учебный прием характеризуется тем, что имеет не только содержательную сторону: что делать (написать уравнение реакции, составить формулу вещества, сформулировать определение, сконструировать прибор и т. д.), но и техническую: как, каким способом учащиеся могут выполнить содержательную часть приема.

Учебные приемы специфичны не только для каждого предмета, но и для усвоения различных компонентов содержания внутри одного предмета.

Тем не менее, учебные приемы усвоения теоретических вопросов, фактов, методов и языка химии взаимосвязаны. И эта взаимосвязь осуществляется способами их реализации в учебной деятельности.

Техническая сторона учебного приема (способы) обеспечивает процессуальную сторону его выполнения, т. е. предполагает обращение внимания школьника к содержанию своих собственных действий, к оценке полученного результата. Такое рассмотрение собственных действий школьника, называемой рефлексией, служит существенным условием построения и изменения собственных действий. Таким образом, техническая сторона приема (способы) тесно связана с формированием самоконтроля, является средством его осуществления с учетом специфики данного предмета.

Объектом исследования является учебная деятельность учащихся при обучении химии.

Предмет исследования — осуществление учащимися самоконтроля при обучении химии.

Для решения намеченных задач были использованы следующие методы: изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение учебного процесса, анкетирование учащихся, педагогический эксперимент с последующим качественным и количественным анализом полученных результатов.

При анализе литературы мы обращали особое внимание на сущность самоконтроля, его классификацию, виды и формы его организации, психофизиологические механизмы осуществления.

Объектом наблюдения в педагогическом эксперименте были действия учащихся по осуществлению самоконтроля, ученической работы, действия учителя по формированию у учащихся умения осуществлять самоконтроль. Цель наблюдения и анкетирования — выявить, какими способами учащиеся осуществляют самоконтроль при устном или письменном ответе, что побуждает их осуществлять самоконтроль, какие методические средства и учебные приемы использует учитель для формирования у школьников умения осуществлять самоконтроль своих учебных достижений.

При анализе школьных тетрадей по химии устанавливалось: как учащиеся составляют план проведения демонстрационных и лабораторных опытов, ведут записи в тетради по ходу объяснения учителя, как проводят анализ допущенных ошибок и их исправление, как учитель указывает ученику на допущенную ошибку при устном и письменном ответе.

Основным методом экспериментальной части исследования явилась опытная работа с использованием специальных обучающих заданий [28−33], построенных на учебном материале курса химии УШ класса.

Формирование самоконтроля важно начинать с первых шагов изучения химии, так как осознание собственных мыслительных процессов начинает проявляться с 11 — 12 лет. Учащиеся УШ классов способны осознать формальные операции своего мышления для осмысления теоретического и фактологического материала, потому, что рефлексия в подростковом возрасте представляет многомерное явление, при котором происходит сопоставление условий и целей, выявление средств и способов выполнения задания, определение их достаточности для достижения цели, выработка пошаговой стратегии, учет и обработка информации, свидетельствующей о правильности выполнения каждого этапа в соответствии с целями решаемой задачи [70].

Содержание школьного курса химии УШ класса насыщено как теоретическим материалом (первоначальные химические понятияатомно-молекулярное учениепериодический закон и строение атомахимическая связь, строение вещества), так и фактологическим (кислород, водород, вода, важнейшие классы неорганических соединений, химические реакции и др.), что создает благоприятные условия для использования разнообразных по содержанию и функциям учебных приемов и способов их осуществления, которые учащиеся могут использовать для контроля своих учебных достижений.

Эффективность разработанной методической системы оценивалась по сформированности у учащихся способов самоконтроля, изменению результатов осуществления итогового, пооперационного и послеитогового самоконтроля и на основе сравнения качества знаний учащихся контрольных и экспериментальных классов.

Учет качества знаний учащихся в педагогическом эксперименте проводился по элементам знаний и умений.

Научная новизна исследования определяется тем, что установлена совокупность способов осуществления учащимися самоконтроля, используемых при изучении основных компонентов содержания химииразработана методическая система, целенаправленная на поэтапное формирование у учащихся способов самоконтроля и их реализацию.

Практическое значение диссертации. Предлагаемая методика формирования у учащихся способов самоконтроля может быть применена на уроках химии для организации самостоятельной работы и совершенствования у учащихся умения осуществлять самоконтроль. Подход к составлению совокупности заданий можно использовать в практике создания дидактических материалов для осуществления учащимися самоконтроля при обучении предметам естественнонаучного цикла.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование посвящено одной из актуальных проблем методики обучения химии и школьной практики — формированию у учащихся способов самоконтроля.

Анализ состояния теории вопроса и опыта передовых учителей позволил выяснить основные тенденции в решении данной проблемы.

Для успешного формирования способов самоконтроля важно было создать у учащихся внутренний мотив его осуществления, отделить способ действия от исполнителя, обеспечить психологический механизм «запуска» самоконтроля. Поэтому первостепенным для нас явилось выявление совокупности способов самоконтроля, которые учащиеся могут использовать при изучении химии, и разработка поэтапного формирования у учащихся способов осуществления контроля своих учебных достижений с помощью специально сконструированных заданий с учетом всех компонентов содержания химии: теоретических вопросов, фактов, методов и языка науки.

Теоретическое решение поставленных в исследовании задач и экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы привели к следующим результатам.

1. Установлена совокупность учебных приемов, используемых при усвоении основных компонентов содержания химии: теоретических вопросов, фактов, методов и языка науки.

2. Определена совокупность способов, необходимых учащимся для осуществления самоконтроля. Ее составляют: а) смысловая группировка материалаб) выделение опорных пунктовв) составление планаг) выделение логической схемыд) создание образа.

3. Предложена методика формирования у учащихся способов самоконтроля при обучении химии, которая включает: а) раскрытие содержания каждого способа и мотивация необходимости овладеть имб) ознакомление со способами осуществления самоконтроля по схеме «показ образца —» воспроизведение —" использование для осуществления самоконтроля" - в) ознакомление учащихся с требованиями к выполняемой работе в целом и отдельным ее частямг) включение самопроверки в учебную деятельность как необходимого составного элемента этой деятельности: 1) на начальном этапе формирования для осуществления самоконтроля выделяется самостоятельное звено в уроке- 2) по мере овладения способами самоконтроля — на протяжении всего урокад) организация работы учащихся по устранению ошибок в выполненном задании.

4. Выделены этапы формирования у учащихся способов самоконтроля. На первом этапе происходит подготовка учащихся к осуществлению самоконтроля путем формирования у них монологической речивторой этап нацелен на ознакомление со способами самоконтроля и осознание учащимися необходимости использовать ихна третьем этапе учащиеся усваивают способы самоконтроляна четвертом этапе они используют усвоенные способы для осуществления самоконтроля и самооценки путем подсчета рейтингового балла.

5. Разработана совокупность заданий, позволяющих реализовать поэтапное формирование у учащихся способов самоконтроля. Задания, построенные на теоретическом материале, использовались для развития монологической речи учащихсясведения о химическом языке и фактологический материал были основой для составления заданий с целью ознакомления учащихся со способами самоконтролярасчетные и экспериментальные задачи служили материалом для составления заданий, при выполнении которых учащиеся осваивали отдельные операции их решения и выявленные нами способы самоконтролязадания на осуществление учащимися самоконтроля и самооценки были построены с учетом всей совокупности компонентов содержания курса неорганической химии.

6. Экспериментально подтверждена эффективность разработанной методической системы, которая выразилась в овладении учащимися способами самоконтроля, в достижении ими более высоких результатов при осуществлении пооперационного, итогового и послеитогового контроля и приобретении более качественных знаний по химии по сравнению с учащимися контрольных классов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Композиция тестовых заданий // Химия в школе. — 1993. -№ 1. — с. 24−28
  2. И.В. Сочетание репродуктивных, эвристических и исследовательских самостоятельных работ учащихся при обучении химии. Дис. канд. пед. наук. М.: ИОШ РАО, 1995. — 135 с.
  3. П.К. Роль ориентировочно-исследовательской реакции в образовании условного рефлекса и проблема ориентировочно-исследовательской деятельности. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965. 268 с.
  4. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968. — 547 с.
  5. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980.-197 с.
  6. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  7. И.И. Об организации самостоятельной работы по изучению нового материала // Химия в школе. 1987. — № 3. — с. 29 — 31
  8. И.И. Самостоятельная работа учащихся при изучении предельных углеводородов // Химия в школе. 1988. — № 5. — с. 39 — 42
  9. Е.П. и др. Технические средства самоконтроля при обучении школьников. -М.: Просвещение, 1968. 111 с.
  10. Л.В., Романко В. Г. Исследование особенностей рефлексивного контроля // Новые исследования в психологии. 1981. — № 2. — с. 68 — 72
  11. Л.В. Специфика учебного действия контроля // Вопросы психологии. 1987. -№ 4. — с. 55 — 61
  12. В.К. Самостоятельная работа учащихся: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 64 с.
  13. В.Я. Учись приобретать и применять знания по химии: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1987. — 96 с.
  14. Вопросы психологии внимания и мышления: Сб. ст. / отв. ред. И. В. Страхов. Саратов: СГПИ, 1979. — 96 с.
  15. Г., Штюбс Р., Ковнатцки О. О формировании умений использовать химический язык на уроках химии. В кн.: Проблемы обучения химии в школах социалистических стран. Кн. I (том I) — Изд-во Педагогический факультет Градец Кралове, 1983. — с. 312 — 326
  16. М.А. Задания для самостоятельной работы учащихся по химии: Пособие для веч. (сменной) и заоч. сред, общеобразовательной школы. 9 кл. М.: Просвещение, 1979. — 47 с.
  17. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: МГУ, 1988. — 256 с.
  18. П.Я. Управляемое формирование психических процессов. -М.: МГУ, 1977.-198 с.
  19. П.Я. К проблеме внимания. Хрестоматия по психологии: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Сост. В.В.Мироненко- под ред. А. В. Петровского /- М.: Просвещение, 1987. с. 169−175
  20. Т.И. Формирование самоконтроля у учащихся V УШ классов в учебной деятельности. Автореферат канд. дисс. — Киев, 1965. — 16 с.
  21. Н.П. Использование опорных знаний в заключительной теме VII класса // Химия в школе. 1980. — № 2. — с. 41 — 45
  22. Н.П. Сборник самостоятельных и контрольных работ по химии. -Минск: Народная освета, 1983. 128 с.
  23. А.А., Жарова JI.B. Взаимопроверка и самопроверка знаний // Биология в школе. 1963. — № 5. — с. 6 — 13
  24. В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1982. — 216 с.
  25. В.В., Запорожец А. В., Ломов Б. Ф. и др. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. — 447 с.
  26. Е.О., Иодко А. Г. Задания для организации познавательной деятельности учащихся (Тема: Первоначальные химические понятия). — Липецк: ЛГПИ, 1995. 35 с.
  27. Е.О., Иодко А. Г. Развитие монологической речи учащихся при изучении теоретических тем неорганической химии. Липецк: ЛГПИ, 1995.-38 с.
  28. Е.О., Иодко А. Г. Задания для организации познавательной деятельности учащихся (Тема: Периодический закон, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома). Липецк: ЛГПИ, 1995.-34 с.
  29. Е.О., Иодко А. Г. Задания для организации познавательной деятельности учащихся (Тема: Электролитическая диссоциация). Липецк: ЛГПИ, 1995. — 41 с.
  30. Е.О., Иодко А. Г. Изучение важнейших классов неорганических соединений. Липецк: ЛГПИ, 1995. — 38 с.
  31. Е.О., Иодко А. Г. Задания для организации самостоятельной работы учащихся (Химическая связь. Строение вещества) Липецк: ЛГПИ, 1997.-32 с.
  32. .Н. Самостоятельная работа на уроках. М.: Учпедгиз, 1961. -239 с. :
  33. Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1982. — 75 с.
  34. А.В. Психические методики. Сб.: Психологические особенности формирования личности школьника. М.: АПН СССР, 1983. 173 с.
  35. Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (IV VIE классы). Пособие для учителей. — JL: Просвещение, 1978. -144 с.
  36. А.В. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности. В кн.: Формирование учебной деятельности школьников. / Под ред. В. В. Давыдова и др. — М.: Педагогика, 1982. -216 с.
  37. А.В. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности. В кн.: Формирование учебной деятельности школьников. / Под ред. В. В. Давыдова и др. — М.: Педагогика, 1982. -216 с.
  38. Ю.В. Организация современного урока: Кн. для учителя. / Под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Просвещение, 1984. 114 с.
  39. М.В. Об организации работы учащихся старших классов на уроках химии // Химия в школе. 1980. — № 2. — с. 37 — 41
  40. М.В. Обучение учащихся применению знаний по химии: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1987. 144 с.
  41. М.В., Иванова Б. В. Совершенствование организации учебной деятельности школьников на уроках химии. М.: Просвещение, 1989. -160 е.: ил.
  42. Р.Г., Иодко А. Г. Система самостоятельных работ учащихся при изучении неорганической химии: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988.-160 е.: ил.
  43. Р.Г., Мартиновская Т. В. Развитие активности и самостоятельности учащихся // Химия в школе. 1979. — № 6. — с. 15−19
  44. Р.Г. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках химии // В ж. Всесоюзного хим. общества им. Д. И. Менделеева. 1978. -№ 6.-Т.ХХШ, с. 617−621
  45. Р.Г., Савич Т. З., Чертков И. Н. Самостоятельные работы по химии. М.: Просвещение, 1982. — 207 с.
  46. А.Г. Об использовании методических приемов, повышающих осознанность знаний учащихся // Химия в школе. № 1. — 1980. — с.31 — 34
  47. Индивидуальная работа с учащимися по химии: Пособие для учителя. Из опыта работы учителей веч. (смен.) сред, общеобразовательной шк. / Сост. ТЛЗ.Черемухина. -М.: Просвещение, 1984. 127 е.: ил.
  48. Р.Е. Из опыта проверки знаний учащихся при изучении темы «Галогены» // Химия в школе. 1978. — № 1. — с. 30 — 32
  49. Л.В. Об особенностях формирования самоконтроля при производственном обучении // Вопросы психологии. 1961. — № 2. — с. 3 — 5
  50. С.Л. Экспериментальное формирование внимания. Дис. канд. псих. наук. М.: МГУ, 1970. 142 с.
  51. В.Я., Курочкина Н. Г. Организация самостоятельной работы при изучении нового материала // Химия в школе. 1984. — № 4. — с. 41 — 42
  52. Л.А., Ковальский И. Г. Из опыта организации самоконтроля школьников // Физика в школе. 1990. — № 4. — с. 22 — 23
  53. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
  54. Н.И. К вопросу о самоконтроле учащихся на начальном этапе производственного обучения // Вопросы психологии. 1958. — № 1. -с. 107−117
  55. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.-183 с.
  56. Н.Е. Познавательная деятельность учащихся в процессе формирования химических понятий. Кн.: Совершенствование содержания и методов обучения химии в ср. школе. — Л., 1983. — с. 3 — 14
  57. Н.Е., Титова И. М. О формировании умений строить графики, таблицы, схемы // Химия в школе, 1985. № 3. — с. 28 — 32
  58. Г. П. Взаимоконтроль и самоконтроль на уроке как средство повышения качества знаний учащихся. Омск.: ОГПИ им. М. Горького, 1982. -96 с.
  59. А.С. Методика формирования самоконтроля у учащихся в процессе учебных занятий (Уч. пособие). -М.: Высш. шк., 1973. 137 с.
  60. А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. М.: Высш. шк., 1979 — 159 с.
  61. В.В., ЗеленковаВ.В. Безмашинный самоконтроль на практикуме по органической химии. / Под ред. Б. Н. Степаненко. Уч. пос. для вузов. -М.: Высш. шк.- 1973. 144 е.: ил.
  62. А.К. Психология обучения подростка. М.: Знание (серия «Педагогика и психология»), 1975. — № 8. — с. 32
  63. А.К. Формирующий эксперимент в психологическом исследовании учебной деятельности. В кн.: Формирование учебной деятельности школьников. / Под ред. В. В. Давыдова и др. — М.: Педагогика, 1982. -с. 54−59
  64. Т.А. Изучение психических новообразований совместной деятельности школьников. В кн.: Формирование учебной деятельности школьников. / Под ред. В. В. Давыдова и др. — М.: Педагогика, 1982. — с. 187−189
  65. Й. И др. Химический тренажер: Программированное пособие для средней школы: в 2-х ч. Ч. I. Пер с англ. / Нентвиг Й., Кройдер М., Моргенштерн К. М.: Мир, 1986. — 470 е.: ил.
  66. Й. И др. Химический тренажер: Программированное пособиедля средней школы: в 2-х ч. Ч. П. Пер. С англ. / Нентвиг И., Кройдер М., Моргенштерн К. М.: Мир, 1986 — 535 с.
  67. Г. С. Самоконтроль как механизм надежности человека-оператора. -М.: Знание, 1977. 112 с.
  68. Н.Д. Психологические особенности организации контроля знаний на уроках химии // Химия в школе. 1993. — № 1. с. 21 — 24
  69. Ю.О. Формирование приемов самоконтроля в процессе обучения. Автореферат канд. дис. — М., 1969. — 16 с.
  70. Ориентировочный рефлекс и проблемы рецепции в норме и патологии: Сб. ст. / Под ред. Е. Н. Соколова М.: Просвещение, 1964. — 264 с.
  71. И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. М. — Л.: Гос. изд-во, 1927. — с. 371
  72. И.П. Рефлекс цели. Полн. собр. соч. — М. — Л., 1951, т. I. Кн. 1. -596 с.
  73. Пак М. С. Из опыта использования тестовых заданий // Химия в школе. -1993.-№ 2.-с. 41−44
  74. Проблемы содержания и методов обучения химии в средней школе. / Под ред. Л. А. Цветкова. -М.: Педагогика, 1971. 176 с.
  75. Л.М. Изучение качества усвоения учащимися различных видов знания с помощью структурно-логических схем. В кн.: Новые исследования в педагогических науках. / Под ред. М. Н. Скаткина. — М.: Педагогика, 1979.-с. 23−27
  76. Педагогическая энциклопедия / Под ред. И. А. Капрова и др., том 3. М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1966. — с. 775
  77. В.А., Черепанова Е. М. Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания // Вопросы психологии. 1987. — № 5.-с. 48−49
  78. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. / Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. М.: Педагогика, 1972. — 184 с.
  79. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  80. Н.А. Изучение приемов логического мышления у взрослых. -М.: МГУ, 1980.-150 с.
  81. В.М. Оценка знаний школьников М.: Знание, 1981. — 95 с.
  82. В.М., Чертков И. Н. Проверь свои знания по органической химии: Кн. для учащихся. 2-е изд., перераб. — М: Просвещение, 1986. -144 с.
  83. З.М. Задания с выбором ответа // Физика в школе. 1985. — № 5.
  84. A.M. Общественный семинар знаний по теме «Первоначальные химические понятия» // Химия в школе. 1993. — № 4. — с. 53 — 56
  85. С.Л. Психологическая наука и дело воспитания. В кн.: Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М., 1976. — с.416
  86. В.Л. Контроль: от реальных требований к объективным результатам. // Химия в школе. — 1993. — № 1. — с. 17 — 21
  87. Т.З. Развитие у учащихся умений самостоятельно пополнять знания // Химия в школе. 1980. — № 1. — с. 22 — 24
  88. Ю.В. Формирование приемов усвоения на уроках // Вопросы психологии. 1985. — с. 104 — 109
  89. В.В., Злотников Э. Г. Как ты знаешь химию? Л.: Химия, 1987. -256 е.: ил.
  90. С.Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. № 3. — с. 31 — 40
  91. И.В. Психологический анализ внимания школьников на уроках труда // Вопросы психологии. 1962. — № 2. — с. 29 — 41
  92. И.В. Самоконтроль в трудовой деятельности учащихся // Советская педагогика. 1962. — № 2. — с. 45 — 55
  93. Р.П., Савицкая С. Н., Иванова Р. Г. Задания по химии для самостоятельной работы учащихся. -М.: Просвещение, 2-е изд. 1981. 188 с.
  94. Р.П., Жиделева С. А. Методика подготовки к зачету по теме «Периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева. Строение атома. Химическая связь» // Химия в школе. -1991.-№ 4.-с. 35−38
  95. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975. -343 с.
  96. А.Ю. Организация самостоятельной работы учащихся при изучении химии: Метод, пособие. -М.: Высш. шк., 1990. 64 с.
  97. И.В. Формирование навыка самоконтроля в учении // Народное образование. 1962. — № 6. — с. 64 — 66
  98. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. / Под ред. П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. — 125 с.
  99. JI.M. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1987. с. 224
  100. И.Н., Лаврентьева А. В., Понтак JI.C. Самостоятельная работа учащихся с учебником // Химия в школе, 1979. — № 4. — с. 49 — 53
  101. А.В., Стрюков Г. А. Использование приемов развития мышления при обучении химии // Химия в школе. 1993. — № 6. — с. 33 — 36
  102. М.Е. О контроле и самоконтроле знаний учащихся // Физика в школе. 1975. — № 3. — с. 68 — 69
  103. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. — М.: Просвещение, 1979. 160 с.
  104. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 144 с.
  105. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Педагогика, 1974. — 206 с.
  106. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. -144 с.
  107. Bruner J.S. On knowing: Essays for left hand / Jerom S. Bruner. Expanded ed. — Cambridge (Mass) — London: Belknap press of Harward univ. press, 1979. -XVI, 189 p.
  108. Bruner J.S. Learning about learning: of conference report / Jerome Bruner -Washington: Gov. print, off., 1966. 276 p.
  109. Bruner J.S. A study of thinking: A publication of the Harward cognition project / Jerome S. Bruner, Jacqueline J. Goodnow, George A. Austin- With an appendix on language by Roger W.Brown. New York- Wiley- London: Chapman and Hall, 1956. — 330 p.
  110. Bobbit G.M., Huang S.J. J. Chem. Educ., 1974, vol. 51, № 1, p. 58 — 60
  111. Jareth Howell. The use of Models in the Teaching of Chemistry. Co.: New Trends in Chemistry Teaching. Vol П. Unesco, Paris, 1972. — p. 31−38
  112. Wartell M.A. J. Chem. Educ., 1973, vol. 50., № 5, p. 361.
Заполнить форму текущей работой