Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Рефлексия как детерминанта структурной организации я-концепции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Семантическая организация Я-концепции имеет двухуровневую структуру и выражена в шкалах первого и второго порядка. Я-концепция измеряется посредством ограниченного набора конструктов — личностных прилагательных, которые являются шкалами первого порядка и дают качественную оценку Я-концепции конкретного человека. Шкалы второго порядка, полученные в результате математических операций над данными… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Категория «Я» и рефлексия как предмет философского и психологического исследования
    • 1. 1. Общепсихологическая характеристика понятия Я-концепция
    • 1. 2. Проблема рефлексии в философии и психологии
    • 1. 3. Синтез рефлексивности, генетическое направление исследования рефлексии
    • 1. 4. Полипроцессуальный подход к изучению рефлексии
  • ГЛАВА 2. Методологические основы исследования
    • 2. 1. Методики измерения уровня развития рефлексивности и отдельных метапроцессов
    • 2. 2. Психосемантический аспект в исследовании Я-концепции
    • 2. 3. Процедура разработки психосемантической методики исследования
  • Я-концепции
  • ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование рефлексии как детерминанты параметрических и структурных характеристик Я-концепции
    • 3. 1. Постановка проблемы исследования
    • 3. 2. Процедура организации исследования и его методическое обеспечение
    • 3. 3. Результаты исследования и их интерпретация
      • 3. 3. 1. Закономерности структурной организации рефлексивных процессов
      • 3. 3. 2. Рефлексия как детерминанта структурной организации Я-концепции
      • 3. 3. 3. Рефлексия как детерминанта параметрических характеристик
  • Я-концепции

Рефлексия как детерминанта структурной организации я-концепции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Развитие общей психологии и отраслевых направлений психологической науки невозможно без разработки фундаментальных общепсихологических проблем. К одной из них относится проблема рефлексивной регуляции деятельности и саморепрезентации человеком собственных свойств.

Ограниченность эмпирических данных, описывающих отношения между общим свойством рефлексивности психики человека и результативными параметрами продуктов рефлексии, обусловливает необходимость подобного рода исследований. Во многих литературных источниках, относящихся к данной области, указывается на тесную связь между метакогнитивной (регулятивной) составляющей психики и результатом метакогнитивных процессов, в частности связь между Я-концепцией человека и рефлексией. Однако очевидность подобного рода отношений не подкреплена эмпирическими исследованиями. В частности, практически отсутствуют исследования, в которых был бы развит вопрос о детерминирующей роли рефлексивности на семантическую организацию Я-концепции.

Прежде всего, важны теоретические предпосылки понимания двух фундаментальных конструктов рефлексии и категории «Я». Эти категории имеют глубокие философские корни и характеризуются монолитностью понимания. В философии «Я» определяется как «фундаментальная категория концепций личности, выражающая рефлексивно осознанную самотождественность индивида». В психологии прослеживается такая же связь между дефинициями категории «Я» с рефлексивными процессами. Однако в сфере конкретных исследований одна из категорий аналитически исключалась из эмпирической части в зависимости от предмета исследования. В частности, широко распространены исследования, касающиеся взаимосвязи Я-концепции с различными бытийными сферами человека: профессиональной, учебной деятельностью, развитием взрослением) и становлением человека, социально-психологической тематикой и пр.

Необходимость подобного рода исследований заложена в той отрасли общей психологии, к которой относится данная работа. Область метакогнитивной психологии характеризуется насыщенностью по степени новизны знаний, любое исследование, попадающее в границы метакогнитивной психологии, имеет потенциал для обогащения знаний о природе рефлексивных процессов и вообще психики. Кроме того, необходимо обозначить своего рода междисциплинарный характер исследования. Понятия рефлексия и Я-концепция имеют разные корни и исторически развивались в разных направлениях психологической науки. Рефлексия как понятие относится к общей психологии, психологии познания и к метакогнитивной психологии, понятие Я-концепция выделяется как базовое понятие гуманистической психологии, психологии личности и используется в качестве оперативного понятия в психологии индивидуального консультирования. Соединение в эмпирическом плане этих понятий обогатит обе стороны.

Таким образом, сочетание высокой теоретической и практической значимости с недостаточной разработанностью многих аспектов проблемы рефлексивной природы Я-концепции обусловило актуальность диссертационного исследования и постановку его целей.

Цель исследования: выявить особенности детерминации рефлексии структурной организации Я-концепции.

Основные задачи.

1. Проанализировать историю развития и особенности современного состояния проблематики рефлексивной природы Я-концепции в общей психологии на основе отечественных и зарубежных исследований.

2. Разработать методический инструментарий исследования, адекватный его цели и задачам, включающего как отбор наиболее эффективных из существующих методик измерения рефлексивности, так и разработку авторской психосемантической методики изучения Я-концепции.

3. Провести эмпирическое исследование на основе выбранного методического аппарата, позволяющего выявить структурные особенности организации рефлексивных процессов, на основе реализации принципа полипроцессуального подхода.

4. Раскрыть специфику содержания детерминации рефлексии структурной организации Я-концепции.

5. Обобщить всю совокупность полученных теоретических и эмпирических результатовсформулировать основные положения характеризующие взаимосвязь рефлексивности и Я-концепции.

Объект исследования: рефлексивные процессы и Я-концепция в структуре психики.

Предмет исследования: взаимосвязь между структурной организацией рефлексивных процессов и Я-концепцией.

Гипотезы исследования.

1. Существует закономерная взаимосвязь между индивидуальной мерой выраженности рефлексивности и особенностями структурной организации метапроцессов.

2. Существует взаимосвязь между особенностями структурной организации метапроцессов и структурной организацией компонентов Я-концепции, а также её параметрическими характеристиками.

Теоретическая и методологическая основа и концептуальные подходы. Работа основывается на ряде психологических и общенаучных концепций: положения системной методологии (Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, В. Д. Шадриков, Г. П. Щедровицкий) — исследования Я-концепции (Э. Берне, И. С. Кон, К. Роджерс, Н. Markus) — исследования в области метакогнитивной психологии (А.В. Карпов, В. А. Лефевр, J.H. Flavell) — фундаментальные исследования личности и её жизненного пути (А.К. Абульханова-Славская, Ф. Е. Василюк, А.Ф. Лазурский), концепция интегральных психических процессов и полипроцессуального подхода исследования рефлексии (А.В. Карпов) — психосемантический подход в психологии (Д. Баннистер, Дж. Келли, В. Ф. Петренко, Ф. Франсела), субъектно-деятельностый подход (К.А. Абульханова-Славская, C.JI. Рубинштейн) — В работе использованы основополагающие положения психологии субъекта (А.В. Брушлинский, В. В. Знаков, В.И. Слободчиков).

Методы. Для решения поставленных задач использовался комплексный методический подход. Программа исследования включала как известные психологические методы, так и авторскую методику, при разработке которой применялись принципы конструирования психосемантических методик, а также статистические методы обработки данных. К ним относятся: метод репертуарных решёток Дж. Келли как способ сбора конструктов и дальнейшего использования их в шкалировании необходимых для исследования элементовавторская психосемантическая методика исследования Я-концепции (К.Т. Янович) — методики измерения уровня выраженности рефлексии: «методика диагностики рефлексивности» (А.В. Карпов, В.В. Пономарёва), шкалы социорефлексии, ауторефлексии по «Методике уровня выраженности направленности рефлексии М. Гранта», методика диагностики метакогнитивной включённости в деятельность (Metacognitive Awareness InventoryMAI).

Для обработки результатов использовались математико-статистические методы: корреляционный анализ, факторный анализ, кластерный анализ, статистический метод экспресс метод «полярных групп», нахождение значимых различий по средним значениям, структурный анализ по обобщённым показателям — индекса когерентности структуры индивидуальных качеств, индекса дифференцированности и индекса организованности структуры (Карпов А.В.). Для обработки результатов применялся пакет программ статистического анализа «STATISTICА 6.0».

Положения, выносимые на защиту.

1. Между интегральным показателем рефлексии и степенью организованности метапроцессов, входящих в её состав, существует зависимость типа оптимума. Это означает, что средний уровень рефлексии характеризуется более высокой степенью организованности структуры метапроцессов, чем высокий и низкий уровень рефлексивности. Таким образом, повышение общего уровня развития рефлексии не может быть сведено к изменениям меры развития отдельных метапроцессов, а также их аддитивной совокупностионо в большей мере определяется интегративными, синергетическими эффектами, возникающими в результате соорганизации метапроцессов в составе рефлексии. За фиксируемыми психометрическими различиями меры развития рефлексии стоят перестройки ее общей структуры. Данная закономерность имеет определяющее значение для понимания взаимосвязи рефлексии и Я-концепции.

2. Семантическая организация Я-концепции имеет двухуровневую структуру и выражена в шкалах первого и второго порядка. Я-концепция измеряется посредством ограниченного набора конструктовличностных прилагательных, которые являются шкалами первого порядка и дают качественную оценку Я-концепции конкретного человека. Шкалы второго порядка, полученные в результате математических операций над данными шкал первого порядка, содержат описательные и параметрические характеристики Я-концепции.

3. Различный уровень развития рефлексии и соответственно разная форма организации метапроцессов выражается в качественно различной семантической структуре компонентов Я-концепции. Детерминирующая роль рефлексии находит выражение в различном соотношении интегрирующих и дифференцирующих векторов в семантической структуре Я-концепции. Семантическая структура Я-концепции среднерефлексивных субъектов отличается от высокои низкорефлексивных тем, что в её структуре нет преобладания одной из тенденций, а имеет место оптимальное, равновесное соотношение дифференциации и интеграции структуры. Для полярных групп характерно преобладание интегрирующего вектора, что свидетельствует о «слитности», аморфности, функциональной неопределённости компонентов их структур.

4. Детерминирующая роль рефлексии особенностей Я-концепции проявляется нелинейно. Отношение интегрального показателя рефлексивности к шкалами второго порядка Я-концепции: уникальности, целостности, точности, сложности приобретает вид закономерности оптимума.

Научная новизна. Реализован новый теоретико-методологический подход к исследованию рефлексии — полипроцессуальный. С позиции этого подхода рефлексия раскрывается как закономерно организованная и внутренне гетерогенная система многих процессов, обозначаемых в метакогнитивизме понятием «вторичных процессов». Они, как и метарегулятивные процессы, являются операционными средствами реализации макропроцесса рефлексии. Рефлексия, таким образом, это единый по своей качественной определенности, но внутренне гетерогенный процесс, компонентами которого являются все эмпирически зафиксированные виды и типы, классы и проявления рефлексии, а также установленные сегодня метапроцессы и соответствующие им метакачества.

Выявлена закономерность типа оптимума, согласно которой максимум эффективного сочетания интеграционных и дифференцирующих тенденций, организующих метапроцессы, наблюдается на средних показателях рефлексивности. Основной принцип существования структуры рефлексии — это баланс интеграционных и дифференцирующих векторов организации метапроцессов. Эта внутренняя закономерность для рефлексии приобретает объяснительное значение при интерпретации взаимосвязи рефлексии и внешних по отношению к ней переменных, в частности параметров Я-концепции.

Предложена двухуровневая семантическая структура Я-концепции. Первый уровень организован структурой взаимосвязей между личностными прилагательными, характеризующих Я-концепцию. Второй уровень представлен четырьмя шкалами, получаемых в результате математической обработки данных первого уровня.

Реализована математическая модель контрастно-ассимилятивного закона (закон психологической установки) А. А. Кроника. Данная модель позволила выразить результаты измерения Я-концепции с точки зрения иллюзорности самовосприятия, что послужило основой для выделения шкалы второго порядка измерения Я-концепции — точность самовосприятия.

В новом ракурсе был применён кластерный анализ. В качестве ключевых данных кластерного анализа была выбрана матрица расстояний, а не кластерное дерево, это позволило выделить показатель удалённости объектов измерения друг от друга. Этот показатель можно рассматривать в качестве выражения индивидуальной меры уникальности Я-концепции, взятой в системе отношений частного и общего.

Теоретическая значимость. Предложен новый полипроцессуальный подход изучения рефлексии. В рамках полипроцессуального подхода рефлексия понимается как закономерно организованная и внутренне гетерогенная система метапроцессов, которые являются операционными средствами реализации макропроцесса рефлексии. Рефлексия раскрывается как единство разнородного, т. е. как определённая, структурированная, организованная и потому целостная процессуальная система. Она не сводима к аддитивной совокупности, к агрегативной сумме составляющих её компонентов, так как здесь имеют место генеративные, синергетические, продуктивные эффекты.

Было установлено, что за психометрической величиной, отражающей уровень развития рефлексивности, стоит не количественное накопление некого свойства психики, а качественные перестройки структуры рефлексии. Существующая инвариантная система закономерностей структурной организации метапроцессов в составе рефлексии играет важную и определяющую роль в детерминации содержательных характеристик рефлексии и уровня её общего развития. Повышение этого уровня не может быть сведено к изменениям меры развития отдельных метапроцессов, а также их аддитивной совокупностионо в большей мере определяется интегративными, синергетическими эффектами, возникающими в результате соорганизации метапроцессов в составе рефлексии.

Расширен описательный подход понимания природы Я-концепции, согласно которому данный конструкт может быть выражен через ряд характеристик, как целостность, уникальность, точность, сложность. Данный характеристики в эмпирическом плане приобретают вид шкал.

Практическая значимость определяется той ролью, которую играет раскрытие общепсихологических закономерностей для развития прикладных дисциплин. Реализованная в исследовании стратегия полипроцессуального изучения рефлексии имеет широкий выход в общепсихологическую практику, а также являются основанием для проведения широкого спектра узкоспециализированных прикладных исследований.

Полипроцессуальный подход к исследованию рефлексии позволил выявить три качественно различные структуры Я-концепции, характерные для высоко, средне и низкорефлексивных индивидов. Знание базовых свойств, детерминирующих формирование каждого из типов самовосприятия, а также степень интегрированности и дифференцированности компонентов каждой из структур даёт возможность спрогнозировать особенности формирования личности и прогнозировать её адаптивные возможности, что немаловажно для грамотного психологического сопровождения и коррекции личности.

В ходе исследования было установлено, что за количественно измеряемым параметром выраженности свойства рефлексивности стоит, прежде всего, качественная трансформация структуры метапроцессов. В свою очередь особенности макропроцесса рефлексии проецируются на индивидуальные особенности структуры Я-концепции. Таким образом, в процессе индивидуального развития личности уровень рефлексивности создаёт определённые предпосылки структурной организации Я-концепции, что следует учитывать в процессе психологического сопровождения и коррекции личности, при психологических консультациях, консультаций в области профессионального совершенствования.

Также работа содержит ряд прикладных решений, которые можно переносить в практику исследований и работы психолога. В частности: a) предложенные шкалы второго порядка в оценке Я-концепции человека позволяют в практической работе психолога опираться не только на качественные данные самоописаний клиентов, но и включать их Я-концепции в относительно более простую систему координат. b) психосемантическая методика исследования Я-концепции, хотя и не прошла психометрическую проверку, может быть включена в качестве одного из способа сбора первичных данных в пилотажном исследовании. c) предложенная форма реализации кластерного анализа обогащает возможности его применения для психологических исследований. Использование матрицы расстояний кластерного анализа, а не её визуализации в виде кластерного дерева позволяет использовать данный вид статистической обработки данных для объёмных выборок исследований, когда информативность кластерного дерева утрачивается.

Достоверность данных и обоснованность выводов обеспечена комплексным подходом к анализу проблемыобоснованным использованием широкого спектра научных методов и психодиагностических методик, адекватных целям и задачам исследованиямногосторонним анализом качественного и количественного планаприменением методов математического анализа и статистики.

Эмпирическая база. Общий объём выборки исследования составил 205 человек. Социальный статус: рабочие, служащие, пенсионеры, студенты. Возрастной диапазон 18−51 год.

Апробация работы. Результаты работы представлялись и обсуждались на научных конференциях, симпозиумах и семинарах: ежегодной научной конференции ЯрГУ им. П. Г. Демидова, (Ярославль, 2006 г.) — XIV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», (Москва 2007 г.) — VI Международном симпозиуме «Рефлексивные процессы и управление», (Москва, 2007 г.), «Ананьевские чтения — 2008», (Санкт-Петербург, 2008 г.).

По теме диссертации опубликовано 10 статей, в том числе в издании, рекомендуемом ВАК.

Диссертационное исследование обсуждалось на заседании кафедры психологии труда и организационной психологии факультета психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка включающего 154 наименования, из них 48 на английском языке и 14 приложений. Текст диссертации включает 8 таблиц и 15 рисунков.

Выводы:

1.С позиций полипроцессуального подхода рефлексия раскрывается как закономерно организованная и внутренне гетерогенная система многих процессов, обозначаемых в метакогнитивизме понятием «вторичных процессов». Они, равно как и метарегулятивные процессы, являются операционными средствами реализации макропроцесса рефлексии.

2.Между интегральным показателем рефлексивности и степенью организованности метапроцессов, входящих в её состав, существует зависимость типа оптимума. Это означает, что средний уровень рефлексивности характеризуется более высокой степенью организованности структуры метапроцессов, чем высокий и низкий уровень рефлексивности.

3.Закономерность типа оптимума имеет определяющее значение для объяснения всех связанных с рефлексией отношений как внутри структуры метапроцессов, так и между рефлексией и «внешними» переменными. Закономерность типа оптимума имеет определяющее значение для раскрытия взаимосвязи рефлексивности и Я-концепции.

4. Семантическая организация Я-концепции имеет двухуровневую структуру и выражена в шкалах первого и второго порядка. Я-концепция измеряется посредством ограниченного набора конструктов — личностных прилагательных, которые являются шкалами первого порядка и дают качественную оценку Я-концепции конкретного человека. Шкалы второго порядка, полученные в результате математических операций над данными шкал первого порядка, содержат описательные и параметрические характеристики Я-концепции. Результатом реализации психосемантического подхода в изучении Я-концепции выступила уровневая модель измерения Я-концепции, включающая шкалы первого и второго порядка. Измерение Я-концепции приобретает в такой модели многомерный характер, описанный через качественные характеристики, зафиксированные в личностных прилагательных, а также полученные аналитическим путём шкалы второго порядка, выражающие свойства Я-концепции через общие характеристики точности, уникальности, концептуальности, когнитивной простотысложности.

5.Выявлены значимые различия между структурами Я-концепций полярных групп испытуемых, выделенных по уровню выраженности интегрального показателя рефлексивности. Разный уровень развития рефлексии и соответственно разная форма организации метапроцессов выражается в качественно различной семантической структуре компонентов Я-концепции.

6.Детерминирующая роль рефлексии находит выражение в различном соотношении интегрирующих и дифференцирующих векторов в семантической структуре Я-концепции. Семантическая структура Я-концепции среднерефлексивных субъектов отличается от высокои низкорефлексивных тем, что в её структуре нет преобладания одной из тенденций, а имеет место оптимальное, равновесное соотношение дифференциации и интеграции структуры. Для полярных групп характерно преобладание интегрирующего вектора, что свидетельствует о «слитности», аморфности, функциональной неопределённости компонентов их структур.

7.Детерминирующая роль рефлексии особенностей Я-концепции проявляется нелинейно. Отношение интегрального показателя рефлексивности к шкалами второго порядка Я-концепции: уникальности, целостности, точности, сложности приобретает вид оптимума, при котором среднему значению показателя рефлексивности соответствует максимум выраженности внешнего, по отношению к рефлексивности, показателя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование имело многоаспектный характер, рассматривались нюансы взаимосвязи конструктов Я-концепции и рефлексии. В силу многогранности обоих конструктов исследование приобрело характер многопланового измерения и анализа, включившего в себя анализ взаимосвязи внутри структур метакогнитивных процессов вместе с ними и Я-концепции, также были проанализированы на конструктном уровне структуры Я-концепции у полярных групп испытуемых на уровнях актуальной и идеальной саморепрезентации. Помимо этого вполне оригинально были синтезированы модель контрастно-ассимилятивного закона и полученных результатов по методике Я-концепция.

Совокупный результат исследования ценен, прежде всего, его комплексностью. Во-первых, была показана глубокая и многоаспектная взаимосвязь типа оптимума на всех уровнях анализа. Во-вторых, были рассмотрены три составляющие интегрального описания Я-концепции как общепсихологического феномена. Такими организующими факторами выступили: самооценка, представленная в анализе синтетической модели закона установки и количественных показателей Я-концепцииследующим фактором является дифференцированность Я-концепции, последняя анализировалась на уровне конструктного анализа методики Я-концепцияи наконец один из самых интересных факторов, который сыграл не менее важную роль, чем первые два — это инструментальность Я-концепции, которая представлена была в нескольких планах: анализ взаимосвязи уникальности Я-концепции, анализ коэффициентов организованности структур Я-концепции, рефлексии и межструктурных связей, а также анализ основных переменных, где Я-концепция была включена в структуру метапроцессов.

На уровне общих переменных анализа можно проследить фундаментальную закономерность соотношения базового интегрирующего свойства «рефлексивность» и его парциальных составляющих, наделённых качествами дифференцированности и когерентности. Эти количественные показатели, внутренние по отношению к рефлексии, образуют вместе с аргументом — «генерализованной» рефлексией функцию, близкую к закону оптимума. Таким образом, наилучшее сочетание интеграционных и дифференцирующих тенденций в соотношении парциальных составляющих рефлексии представлено на неком среднем уровне выраженности генерализованного фактора — рефлексия. Данный результат был получен впервые и позволяет обогатить взгляд на природу рефлексивных процессов. Так, к примеру, основываясь на этом результате можно, объяснить полученные данные соотношения рефлексивности и внешнего параметра деятельности. Данные о зависимости типа оптимума имеют место быть в подобных соотношениях в силу того, что сама суть рефлексии заключается в том, что она функционирует в рамках этой закономерности. Но данное предположение требует дополнительного обсуждения.

Эмпирической части предшествовал анализ теоретической базы. Был сделан достаточно значимый вывод, согласно которому рефлексия как процесс (точнее — как макропроцесс) построена по уровневому принципуона воспроизводит в своем строении основные уровни когнитивной иерархии в целом. Каждый подуровень рефлексии полно, точно и непосредственно соотносится с тем или иным ее базовым уровнем. Проведенный анализ обозначил необходимость существенного переосмысления самого понятия рефлексии как процесса. Рефлексия, на наш взгляд, не является унитарным процессомв то же время, она не может быть сведена к ее традиционной трактовке — когнитивной рефлексии, хотя последняя образует основу, ядро всех рефлексивных феноменов. Рефлексия принципиально гетерогенна по-своему процессуальному содержанию и образует целое «семейство», точнеесистему, а еще точнее — уровень метапроцессов (метакогнитивных, метарегулятивных и иных) в общей организации психики. Последние же, на наш взгляд, могут и должны быть поняты как операционные средства реализации рефлексии. Поэтому она не может быть проинтерпретирована ни как унитарный процесс, ни как монопараметрическое (и, следовательно, монометрическое) свойство. Включая в себя целую систему операционных средств, рефлексия предстает как определенная структура этих процессов. Логично допустить поэтому, что основные содержательные и динамические ее характеристики определяются не столько ее компонентами, то есть метапроцессами по отдельности, сколько особенностями их структурной организации. Современная ситуация требует перехода к новой парадигме исследования рефлексииструктурно-полипроцессуальной.

Теоретический анализ предлагает обширное проблемное поле, связанное с пониманием природы рефлексивных процессов и связанных с ними результатов. Вместе с тем исследовательская цель лежит в плоскости поиска взаимосвязи между конструктами рефлексии и Я-концепции. Здесь если обратиться к главам теоретического обзора, можно увидеть за характеристикой природы Я-концепции ту же множественность категорий и понятий, что и в области понимания рефлексии. Основная проблема заключалась в том, как навести операциональные «мосты» между блоками, сходными по описанию и структуре. Это было осуществлено благодаря структурному анализу переменных и выделению параметрических переменных, дающих характеристику Я-концепции, с последующим построением функциональных зависимостей между этими параметрами и интегрального уровня выраженности рефлексии.

Итак, представленные результаты вскрывают достаточно сложную картину структурной организации рефлексии, наличие вполне определенной системы закономерностей этой организации, а в целом — раскрывают ее не как монопроцесс, а как интегральное, полипроцессуальное образование, как единство разнообразного.

В настоящее время сложились предпосылки, требующие преобразования общей парадигмы разработки проблемы рефлексии в психологии. Монопроцессуальная трактовка рефлексии — её интерпретация как унитарного процесса должна быть преобразована в полипроцессуальный подход к её изучению. С этих позиций рефлексия раскрывается как закономерно организованная внутренне гетерогенная система многих процессов, обозначаемых в метакогнитивизме понятием «вторичных процессов». Они, равно как и метарегулятивные процессы, являются операциональными средствами реализации макропроцесса рефлексии.

Все эмпирически зафиксированные виды и типы, классы и проявления рефлексии, а также установленные сегодня метапроцессы и соответствующие им метакачества раскрываются в рамках полипроцессуалъной парадигмы уже не только как феноменологические проявления этого свойства, а как процессуальные компоненты единого по своей качественной определённости, но внутренне гетерогенного процесса.

Существует инвариантная система закономерностей структурной организации метапроцессов в составе рефлексии. Они играют важную и определяющую роль в детерминации содержательных характеристик рефлексии и уровня её общего развития. Повышение этого уровня не может быть сведено к изменениям меры развития отдельных метапроцессов в составе рефлексии, а также к их аддитивной совокупностионо по большей мере определяется интегративными, синергетическими эффектами, возникающими в результате соорганизации метапроцессов в составе рефлексии. За фиксируемыми психометрическими различиями меры развития рефлексии стоят перестройки её общей структуры.

Ведущими факторами структурной организации рефлексии являются механизмы интегративного и дифференцирующего типов. При этом их сравнительная выраженность и функциональная роль на общем континууме рефлексии существенно различна, а оптимальное сочетание позволяет дать непротиворечивое объяснение полученным ранее многочисленным данным. Согласно этим данным, практически все результативные параметры и процессуальные характеристики деятельности являются максимальными при средних (точнее несколько выше средних) значениях уровня развития рефлексии.

Важной закономерностью структурной организации рефлексивных процессов является наличие в её составе общего и специфических факторов. Степень оптимальности их сочетания максимальна также не на предельных (минимальном и максимальном) значениях рефлексии, а на определённом её уровне (выше среднего).

Рефлексия обладает свойством парциальности. Оно заключается в том, что отдельные метапроцессы (и их комплексы), входящие в состав рефлексии, могут иметь разную меру индивидуальной выраженности и не обнаруживать значимых корреляций, как между собой, так и с интегральным показателем рефлексивности.

Ведущим принципом организации рефлексии является структурно-уровневый принцип, а сама рефлексия является гетерархией метапроцессов.

Рефлексия раскрыта как единство разнородного, то есть как определённая, структурированная, организованная и потому целостная процессуальная система. Она не сводима к аддитивной совокупности, к агрегативной сумме составляющих её компонентов, так как здесь имеют место генеративные, синергетические, продуктивные эффекты.

Существуют теоретические предпосылки считать, что структурные особенности метапроцессов задают не только содержательные и динамические характеристики самой рефлексии, но и детерминируют характеристики продуктов рефлексирования (метарегуляции). Структурные особенности рефлексии субъекта экстраполируются с той или иной долей на структуру компонентов его «Я». Рефлексия является значимой детерминантой именно структурных изменений внутри Я-концепции.

Закономерность типа оптимума выделяется особым фактором объяснения всех детерминированных рефлексией отношений как внутри структуры метапроцессов, так и между рефлексией и внешними результатами.

Выделение описательного уровня исследования Я-концепции позволяет выразить Я-концепцию через ряд шкал второго порядка: точность, уникальность, концептуальность, когнитивная простотасложность. Это позволяет вывести функциональные закономерности между этими описательными характеристиками и уровнем выраженности рефлексии. Здесь также наблюдается закономерность типа оптимума.

Интересным результатом выступил анализ соотношения уникальности Я-концепции и рефлексии, получивший вид U-образной зависимости, близкой к тенденции. Данный результат требует дополнительных разработок, но есть предположение, что при наличии более сенситивного инструмента к параметрам уникальности (в то же время инструмент должен подходить к идеографическому подходу) Я-концепции можно получить результаты более яркие по выраженности. Пока результат можно оставить на уровне констатации и предположения относительно модерирующей функции рефлексии, которая ярче всего действует при определённом социальном давлении, что и приводит к усреднению уникальности для среднерефлексивных субъектов.

Наиболее дискуссионный результат — это соотношение внутренних и внешних взаимосвязей между структурами «Я» и рефлексии. Данные свидетельствуют о том, что при оптимальном выражении рефлексии снижается роль рефлексивного агента в структуре Я-концепции, на полюсах, наоборот, преобладает связь Я-концепции с рефлексивным блоком. Этот результат также требует проверки.

Полученные результаты на уровне конструктов Я-концепции частично подтверждают наше предположение о качественно отличной природе смысловой организации Я-концепции у испытуемых с различным уровнем выраженности рефлексии. Данное предположение нашло подтверждение на уровне актуальной саморепрезентации, где были обнаружены значимые различия в структурах полярных групп. Что касается идеального «Я», то здесь менее очевидная картина, которая, с одной стороны может рассматриваться как отрицательный, результат противоречащий основному исследовательскому предположению. Но с другой стороны данный результат становится более понятен в сочетании с межуровневыми взаимосвязями, которые показывают качественное своеобразие подхода к оценке идеального «Я» разных полярных групп испытуемых.

Наиболее интересный с точки зрения синтетичности полученного результата выступило применение математической модели установки к полученным количественным данным по методике Я-концепция. Данные также указывают на довлеющую роль зависимости типа оптимума на полученный результат, внутренний относительно фактора — рефлексия. Конечно, любая модель заслуживает право на критику, нашу модель можно подвергнуть критике относительно того факта, что анализ был проведён односторонне, а если бы была сделана попытка провести полный анализ соответствующей модели, исследование натолкнулось бы на проблему «объективной» оценки Я-концепции, последнее с неизбежностью вылилось бы в поиск объективного идеального «Я».

Резюмируя проведённое исследование, можно отметить высокую эвристичноть и перспективность поднимаемых вопросов, которые были недостаточно полно представлены ранее в эмпирике. Результатом следующих этапов должно выступить существенное дополнение в теорию как рефлексивных механизмов, так и в понимание феноменов саморепрезентации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К. А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  2. , П. В. Философия : учебник Текст. / П. В. Алексеев,
  3. A. В. Панин. Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Проспект, 2002. — 608 с.
  4. , Ю. А. Пограничные психические расстройства Текст. / Ю. А. Александровский. М.: Медицина, 1993. — 398 с.
  5. , В.В. О взаимосвязи самосознания и рефлексии в онтогенезе Текст. /В.В. Барцалкина // Проблемы логической организации рефлексивных процессов: тез. науч. конф. Новосибирск, 1986. — С. 232 234.
  6. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание Текст. / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986.-423 с.
  7. , А. А. Общая психодиагностика Текст. / А. А. Бодалев,
  8. B. В. Столин. М. — СПб.: Речь, 2000. — 440 с.
  9. , В. М. Аномалии личности Текст. / В. М. Братусь. М.: Мысль, 1988. — 304 с.
  10. , А. В. Проблемы психологии субъекта Текст. / А. В. Брушлинский. М.: ИП РАН, 1994. — 109 с.
  11. , Ф. Е. Психология переживания Текст. / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 180 с.
  12. , В. К. Психологические механизмы мотивации человека Текст. / В. К. Вилюнас. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 288 с.
  13. , Л. С. Избранные психологические исследования Текст. / Л. С. Выготский. М., 1956. — 519 с.
  14. , JI. С. Мышление и речь: психологические исследования Текст. / Л. С. Выготский. М.: Лабиринт, 1996. — 414 с.
  15. , Л. С. Собрание сочинений Текст. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1984. — Т. 4. — 376 с.
  16. , Г. В. Ф. Сочинения: в 14 т. Текст. / Г. В. Ф. Гегель. М.: Госполитиздат: Соцэкгиз, 1956. — Т. 3. — 371 с.
  17. , Г. В. Ф. Феноменология духа Текст. / Гегель. — М.: Изд-во АН СССР, 1959.-Т. 4.
  18. , Р. Избранные произведения Текст. / Р.Декарт. М.: Госполитиздат, 1950.-712с.
  19. , У. Психология Текст. / У. Джемс. — М.: Педагогика, 1991. -367 с.
  20. , Л. Дивергенция и конструкт Я Текст. / Л. Дорфман // Личность, креативность, искусство / отв. ред. Е. А. Малянов [и др.]. -Пермь: Пермский гос. ин-т искусства и культуры, Прикамский социальный ин-т, 2002. С. 141−184.
  21. , Л. Современные исследования многоаспектности Я Текст. / Л. Дорфман // Личность, креативность, искусство / отв. ред. Е. А. Малянов [и др.]. Пермь: Пермский гос. ин-т искусства и культуры, Прикамский социальный ин-т, 2002. — С. 122−140.
  22. , Л. Я. Полимодальное Я: эмпирическая верификация концептуальной модели Текст. / Л. Я. Дорфман // Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / под ред. Л. Я. Дорфмана. М.: Смысл, 2004.
  23. , Л. Я. Я-концепция: дифференциация и интеграция Текст. / Л. Я. Дорфман // Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / под ред. Л. Я. Дорфмана. М.: Смысл, 2004.
  24. , Л. Я. Полимодальное Я и локус контроля Текст. / Дорфман Л. Я., Феногентова О. П., Дзюба А. В. // XV Мерлинские чтения / науч. ред. Б. А. Вяткин, М. Р. Щукин. Пермь, 2000. — С. 72−73.
  25. , Д. И. Проблема идеального Текст. / Д. И. Дубровский. -М.: Мысль, 1983.-228 с.
  26. , И. В. Субъективность как граница: топологическая и генетическая модели Текст. / Журавлев И. В., Тхостов А. Ш. // Психологический журнал. 2003. — Т. 24, № 3. — С. 5−12.
  27. Зак, А. 3. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников Текст. / А. 3. Зак // Вопросы психологии. 1978. — № 2. -С. 102.
  28. , В. В. Субъект, личность и психология человеческого бытия Текст. / В. В. Знаков. М.: Ин-т психологии РАН, 2005. — 384 с.
  29. , Н. JI. Репертуарные личностные методики : учеб. пособие / Н. JI. Иванова. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1995. — 88 с.
  30. , Е. П. Дифференциальная психофизиология Текст. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000. — 452 с.
  31. , Е. П. Проблема способностей: два подхода к ее решению Текст. / Е. П. Ильин // Психологический журнал. 1987. — № 2. — С. 23−31.
  32. , А. В. Психология принятия управленческих решений Текст. / А. В. Карпов.- М.: Юристъ, 1998. 435 с.
  33. , А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности Текст. / А. В. Карпов. М.: Ин-т психологии РАН, 2004. — 421 с.
  34. , А. В. Метасистемная организация уровневых структур психики Текст. / А. В. Карпов. М.: Ин-т психологии РАН, 2004. — 503 с.
  35. , А. В. Психология рефлексивных механизмов управления Текст. / А. В. Карпов, В. В. Пономарева. М.: Ин-т психологии РАН — Ярославль: ДИА-Пресс, 2000. — 252 с.
  36. , А. В. Психология метакогнитивных процессов личности Текст. / Карпов А. В., Скитяева И. М. М.: Ин-т психологии РАН, 2005.
  37. , А. В. Закономерности структурной организации рефлексивных процессов Текст. / А. В. Карпов // Психологический журнал. 2006. — Т. 27, № 6.
  38. , А. В. Психология рефлексии Текст. / А. В. Карпов, И. М. Скитяева. М. — Ярославль: Аверс Пресс, 2002. — 03 с.
  39. , Т. А. Организация рефлексивных процессов в самовоспитании студентов Текст. / Т. А. Кислицына // Проблемы логической организации рефлексивных процессов. Новосибирск, 1986. -С. 196−197.
  40. Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  41. Кон, И. С. Открытие «Я» Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1978. -367 с.
  42. , А. А. Межличностное оценивание в малых группах Текст. /
  43. A. А. Кроник. Киев: Наук, думка, 1982. — 159 с.
  44. , А. Ф. Классификация личностей Текст. / А. Ф. Лаурский. -Л., 1925. 126 с.
  45. , А. Ф. Очерк науки о характерах Текст. / А. Ф. Лазурский. -М.: Наука, 1995.-271 с.
  46. , В. А. Субъект. Объект. Познание Текст. /
  47. B. А. Лекторский. М.: Наука, 1980. — 340 с.
  48. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М., 1975. — 304 с.
  49. , А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — Т. 1.-391 с.
  50. , Д. А. Очерк психологии личности Текст. / Д. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 1993.-43 с.
  51. , В. А. «Непостижимая» эффективность математики в исследованиях рефлексии (интервью с В. А. Лефевром) Текст. // Вопросы философии. 1990. — № 7. — С. 51−58.
  52. , В. А. Конфликтующие структуры Текст. / В. А. Лефевр. М. -.Наука, 1973.-231 с.
  53. , В. А. Рефлексия Текст. / В. А. Лефевр. М.: Когито Центр, 2003.-496 с
  54. , Дж. Избранные философские произведения : в 2 т. Текст. / Дж. Локк. М.: Соцэкгиз, 1960. — Т. 1. — 733 с.
  55. , Н. И. Психологические особенности развития рефлексивного знания в дошкольном и младшем школьном возрасте Текст.: дис.. канд. психол. наук / Н. И. Люрья. М., 1997. — 170 с.
  56. , М. К. Как я понимаю философию Текст. / М. К. Мамардашвили. М.: Прогресс, 1992. — 412 с.
  57. , А. Дальние пределы человеческой психики Текст. /
  58. A. Маслоу. СПб.: Евразия, 1997. — 430 с.
  59. , В. М. Самосознание личности Текст. / В. М. Медведев. -Самара: Самар. акад. культуры и искусств, 2001. 258 с.
  60. , В. С. Проблемы экспериментальной психологии Текст. /
  61. B. С. Мерлин // Проблемы экспериментальной психологии личности / под ред. В. С. Мерлина. Пермь, 1970. — С. 7−212.
  62. , В. С. Структура личности: характер, способности, самосознание Текст.: учеб. пособие к спецкурсу «Основы психологии личности» / В. С. Мерлин — науч. ред. Б. А. Вяткин. Пермь: Перм. гос. пед. ин-, 1990.- 110 с.
  63. , А. А. Рефлексия Текст. / А, А. Митюшин // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  64. , С. В. Коммуникативные и рефлексивные компоненты и их соотношение в структуре способностей Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / С. В. Михайлова. М., 1997. — 28 с.
  65. , В. С. Возрастная психология Текст. / В. С. Мухина. М.: Академия, 1998. — 455 с.
  66. , А. А. Социально-психическая адаптация личности: (формы, механизмы и стратегии) Текст. / А. А. Налчаджян. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. — 262 с.
  67. , О. С. Аффективная сфера как система организации сознания и поведения при нормальном и аномальном развитии Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / О. С. Никольская. М., 1999. — 25 с.
  68. Новейший философский словарь Текст. 3-е изд., испр. — Минск: Книжный Дом. 2003.- 1280с
  69. , А. К. Определение характеристик социальной адаптации Текст. / А. К. Осницкий // Журнал практического психолога. 1998. — № 1.
  70. , С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная категория Текст. / С. Р. Пантилеев. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 108 с.
  71. , В. Ф. Психосемантика сознания Текст. / В. Ф. Петренко. -М.: Изд-во МГУ, 1988. 207 с.
  72. , А. В. Очерк теории свободной причинности Текст. /
  73. A. В. Петровский // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева,
  74. B. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. — С. 124−144.
  75. , Ж. Избранные психологические труды Текст. / Ж. Пиаже. -М.: Просвещение, 1969. 660 с.
  76. Платон. Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор Текст. / общ. ред. А. Ф. Лосева. М.: Мысль, 1999. — 864 с.
  77. , М. Личностное знание Текст. / М. Полани. М., 1985.
  78. Психология Текст.: словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  79. , К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / К. Роджерс — пер. с англ., общ. ред. Исениной Е. И. М.: Прогресс: Универс, 1994.-479 с.
  80. , С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир Текст. /
  81. C. Л. Рубинштейн. СПб, 2003. — 508 с.
  82. , С. Л. О мышлении и путях его исследования Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во АПН СССР, 1958. — С. 99.
  83. , С. JI. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М., 1946.
  84. , Н. В. Развитие структурно-функциональных компонентов самооценки в переходный период от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту Текст.: дис.. д-ра психол. наук / Н. В. Сабельникова. М., 2000. — 245 л.
  85. , Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой Текст. / Н. И. Сарджвеладзе. -Тбилиси: Мецниереба, 1989. 204 с.
  86. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр — пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. М.: Республика, 2000. — 638 с.
  87. Сартр, Ж.-П. Тошнота: избранные произведения / Ж.-П. Сартр — пер. с фр. В. П. Гайдамака — вступ. ст. С. Н. Зенкина. М.: Республика, 1994. — 494 с.
  88. , В. И. Психология человека: введение в психологию субъективности Текст. / В. И. Слободчиков. М.: Школа-пресс, 1995. — 383 с.
  89. , В. И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе Текст. / В. И. Слободчиков // Проблемы рефлексии. -Новосибирск, 1987. С. 60−68.
  90. Словарь-справочник Текст. М.: Академия, 2000. — С. 263−271, 332−337.
  91. , Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности Текст. / Е. Т. Соколова. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 215 с.
  92. , А. Г. Сознание и самосознание Текст. / А. Г. Спиркин. — М.: Политиздат, 1972. — 303 с.
  93. , С. Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования Текст. / С. Ю. Степанов, И. И. Семенов // Вопросы психологии. 1985. -№ 3.-С. 31−40.
  94. , В. В. Самосознание личности Текст. / В. В. Столин. — М.: Изд-во МГУ, 1983.-286 с.
  95. , А. Ш. Топология субъекта (опыт феноменологического исследования) Текст. / А. Ш. Тхостов // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 1994.-№ 2. — С. 3−13.
  96. Философский словарь Текст. / под ред. В. Фролова. М.: Мысль, 1987.-588 с.
  97. , И. Г. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение Текст. / И. Г. Фихте. М.: ACT — Минск: Харвест, 2000. — 873 с.
  98. , И. Г. Избранные произведения Текст. / И. Г. Фихте. М., 1916.-523 с
  99. Франсе л ла, Ф. Новый метод исследования личности Текст. / Ф. Франселла, Д. Баннистер. М.: Прогресс, 1987. — 232 с.
  100. , И. И. Проблема самосознания в психологии Текст. / И. И. Чеснокова. М., 1977. — 144 с.
  101. , В. С. Самосознание подростков с гармоничным и отклоняющимся поведением Текст. / В. С. Чудновский,
  102. A. Ю. Кржечковский. Ставрополь, 1993.
  103. , В. Д. Ментальное развитие человека Текст. /
  104. B. Д. Шадриков. М.: Аспект Пресс, 2007. — 288 с.
  105. , В. Д. Психология деятельности и способности человека Текст. / В. Д. Шадриков. М., 1996. — 305 с.
  106. , В. Д. Способности и деятельность Текст. / В. Д. Шадриков. М., 1995. — 405 с.
  107. , В. С. Психология ограниченного субъекта Текст. / В. С. Шаров. Томск, 2000. — 380 с.
  108. , Т. Социальная психология Текст. / Т. Шибутани. М.: Прогресс, 1969. — 535 с.
  109. , Е. С. Уровневая организация системы «Я» Текст. / Е. С. Шилынтейн // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 1999. — № 2. — С. 34−45.
  110. , С. А. Я-концепция, эмпатия читательниц и близость сказочных персонажей Текст. / С. А. Щебетенко // Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / под ред. Л. Я. Дорфмана. М.: Смысл, 2004. — С. 248−278.
  111. , Г. П. Избранные труды Текст. / Г. П. Щедровицкий. -М.: Дело, 1995.-560 с.
  112. , Э. Идентичность: юность и кризис Текст. / Э. Эриксон. М.: Прогресс, 1996. — 344 с.
  113. Юм, Д. Сочинения: в 2 т. Текст. / Д. Юм. М .: Мысль, 1965. — Т. 1.- 847 с.
  114. Юнг, К. Г. Психология бессознательного Текст. / К. Г. Юнг. М.: Канон, 1994.-317 с.
  115. Allport, G. W. Pattern and growth in personality. Текст. / G. W. Allport- New York: Holt, Rinehart and Winston, 1961. — 593 p.
  116. Banaji, M. R., The self in social contexts. Текст. / M. R. Banaji, D. A. Prentice, //Annual Review of Psychology, 1994, № 45, p.297−332.
  117. Bargh, J. A. The unbearable automaticity of being. Текст. / J. A. Bargh, T. L. Chartrand,//American Psychologist, 1999, № 54, p.462−479.
  118. Baumeister, R. F. The self. Текст. / R. F. Baumeister // The handbook of social psychology / D. Gilbert, S. Fiske, G. Lindzey, New York: Oxford University Press, 1998, p.680−740.
  119. Baumeister, R. F. Self-esteem and responses to success and failure: Subsequent performance and intrinsic motivation. Текст. / R. F. Baumeister, D. M. Tice //Journal of Personality, 1985, № 53, p.450−467.
  120. Carver C.S. Attention and Self-Regulation. A Control Theory Approach to Human Behavior. Текст. / C.S.Carver, M.F. Scheier N. Y.: Springer-Verlag, 1981,-484 p.
  121. Craik, F. I. M. Levels of processing: A framework for memory research. Текст. / F. I. M. Craik, R. S. Lockhart //Journal of Verbal Learning and Behavior, 1972, № 11, p.671−684.
  122. Dixon R. A. Structure and development of metamemory in adulthadТекст. /R. A. Dixon//Journ. of Gerontology. 1983. № 38. p.682 688
  123. Duval, S. A theory of objective self-awareness. Текст. / S. Duval, R. A. Wicklund, New York: Academic Press, 1972.
  124. Epstein, S. The self-concept revisited or a theory of a theory. Текст. / S. Epstein //American Psychologist, 1973, № 28, p.405−416.
  125. Flavell J.H. Metacognition and cognitive monitoring: A New Area of Cognitive-Developmental Inquiry Текст. / J.H. Flavell // American Psychologist. 1979. № 34/10. p.906−911.
  126. Fleming, J. S. The dimensionality of self-esteem: II Hierarchical facet model for revised measurement scales. Текст. / J. S. Fleming, В. E. Courtney //Journal of Personality and Social Psychology, 1984, № 46, p.404−421,
  127. Gergen, K. J. The concept of self. Текст. / К. J. Gergen, New York: Holt, Rinehart & Winston, 1971. — 305 p.
  128. Gergen, K. J. The saturated self: Dilemmas of identity in contemporary life. Текст. / К. J. Gergen, New York, BasicBooks, 1991. — 412 p.
  129. Gergen, K. J. Singular, socialized, and relational selves. Текст. / К. J. Gergen // Trends and issues in theoretical psychology / I. Lubek, R. van Hezewijk, G. Pheterson, Ch. Tolman New York: Springer, 1995, p. 25−32.
  130. Hamachek, D. E. Encounters with the self. Текст. / D. E. Hamachek, -New York: Holt, Rinehart. & Winston, 1971.-324 p.
  131. , E. Т. Self-discrepancy: A theory relating self and affect. Текст. /
  132. E. T. Higgins //Psychological Review, 1987, № 94, p.319−340.
  133. Higgins, E. T. Social cognition and social perception. Текст. / E. T. Higgins, J. A. Bargh //Annual Review of Psychology, 1987, № 38, p.36925.
  134. Hoffman, E. The right to be human: A biography of Abraham Maslow. Текст. / E. Hoffman, — Los Angeles: Jeremy P. Tarcher, 1988. -319 p.
  135. James, W. Principles of Psychology. (Vol. 1). Текст. / W. James,-London: Macmilian, 1890/1902. 696 p
  136. Kaplan, B. Studying personality cross-culturally. Текст. / В. Kaplan, -New York: McGraw-Hill, 1961. — 687 p.
  137. Kihlstrom, J. F. Mental representations of the self. Текст. / J. F. Kihlstrom, N. Cantor // Advances in experimental social psychology / L. Berkowitz New York: Academic Press, 1984, Vol. 17, p. 1−47.
  138. Kihlstrom, J. F., Situating the self in interpersonal space. Текст. / J.
  139. F.Kihlstrom, L. A. Marchese-Foster, S. B. Klein // The conceptual self in context. Culture, experience, self-understanding Cambridge / U. Neisser and D. A. Jopling Cambridge University Press, 1997, p. 154−175.
  140. Leary, M. R. The self as an organizing construct in the behavioral and social sciences. Текст. / M. R. Leary, J. P. Tangney // Flandbook of self and identity / M. R. Leary and J. P. Tangney New York, London: The Guilford Press, 2003, p. 3−14.
  141. Leary, T. Interpersonal diagnosis of personality. Текст. / Т. Leary, New York: Ronald Press, 1957. — 224 p.
  142. Linville, P. W. Self-complexity as a cognitive buffer against stressrelated depression and illness. Текст. / P. W. Linville, //Journal of Personality and Social Psychology, 1987, № 52, p.663−676.
  143. Markus, H. Self-schemata and processing information about theself. Текст. / H. Markus //Journal of Personality and Social Psychology, 1977, № 35, p.63−78.
  144. Markus, H. Possible selves. Текст. / H. Markus, P. Nurius //American Psychologist, 1986, № 41, p.954−969.
  145. Markus, H. The influence of self-schemata on the perception of others. Текст. / H. Markus, J. Smith // Personality, cognition, and social interaction Hillsdale / N. Carter and J. Kihlstron, NY: Erlbaum, 1981, p. 233−262.
  146. Markus, H. The dynamic self-concept: A socialpsychological perspective. Текст. / H. Markus, E. Wurf //Annual Review of Psychology, 1987, № 38, p.299−337.
  147. Marsh, H. W. A multidimensional, hierarchical self-concept: Theoretical and empirical justification. Текст. / H. W. Marsh //Educational Psychology Review, 1990, № 2, p.77−172.
  148. Marsh H. W. Self-concept: Its multifaceted, hierarchical structure. Текст. / H. W. Marsh, R. J. Shavelson, // Educational Psychologist, 1985, № 20, p. 107 125.
  149. Marsh, H. W. Causal Effects of Academic Self-Concept on Academic Achievement. Structural Equation Models of Longitudinal Data. Текст. / H. W. Marsh, A. S. Yeung //Journal of Educational Psychology, 1997, № 89, p.41−54.
  150. Martindale, C. Subselves: The internal representation of situational and personal dispositions. Текст. / С. Martindale // Review of Personality and Social Psychology Beverly Hills / L. Wheeler, Sage, 1980, Vol. 1, p. 193−218.
  151. Maslow, A. H. Motivation and behavior. Текст. / A. H. Maslow, New-York: Harper & Row, 1954.
  152. Neisser, U. Concepts and self-concepts. Текст. / U. Neisser // The conceptual self in context. Culture, experience, self-understanding Cambridge / U. Neisser and D. A. Jopling Cambridge University Press, 1997, p.3−12.
  153. , E. Т. There is no problem of the self. Текст. / E. T. Olson // Models of the self Thorverton / S. Gallagher and J. Shear UK: Imprint Academic, 1999, p.49−61.
  154. Rogers, C. R. Client-Centered Therapy. Текст. / С. R. Rogers, Boston: Houghton Mifflin, 1951.
  155. Rogers, C. R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in the client-centered framework. Текст. / С. R. Rogers, // Psychology: a study of a science / S. Koch New York: McGraw-Hill, 1959, Vol. 3, p. 184−256.
  156. Rogers, Т. B. Self-reference and the encoding of personal information. Текст. / Т. B. Rogers, N. A. Kuiper, W. S. Kirker //Journal of Personality and Social Psychology, 1977, № 35, p.677−688.
  157. Shavelson, R. J. Self-concept: Validation of construct interpretations. Текст. / R. J Shavelson, J. J. Hubner, G. C. Stanton, //Review of Educational Research, 1976, № 46, p.407−441.
  158. Snyder, M. Self-monitoring of expressive behavior. Текст. / M. Snyder //Journal of Personality and Social Psychology, 1974, № 30, p.526−537.
  159. Swann, W. B. The self as architect of social reality. Текст. / W. В. Swann // The self and social life / B. Schlenker New York: McGraw-Hill, 1985, p.100−125.
  160. Taylor, S. E. Illusion and well-being: A social psychological perspective on mental health. Текст. / S. E. Taylor, J. D. Brown //Psychological Bulletin, 1988, № 103, p.193−210.
  161. Tesser, A. Constructing a niche for the self: A bio-social, PDP approach to understanding lives. Текст. / A. Tesser //Self and Identity, 2002 № 1, p. 185 190.
  162. Wellman H. M. Metamemory revised Текст. / H. М. Wellman // Contributions to human development. 1983. V. 9. P. 31 51.
  163. URL: http://www.essex.univ.psy.com.178
Заполнить форму текущей работой