Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Клинико-анамнестические, функциональные и психологические критерии донозологической диагностики бронхиальной астмы у детей дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме того, отсутствие комплексности в проводимых исследованиях не позволяет выявить полный спектр внутри и межсистемных связей в формировании заболевания с многообразием патогенетических линий, каким является бронхиальная астма Известно, что в соответствии с принципом сопряженного функционирования систем организма «отклонение от оптимального уровня того или иного параметра есть стимул… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ: БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА У ДЕТЕЙ КАК МУЛЬТИФАКТАРНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
    • 1. 1. Возрастная эволюция, особенности формирования бронхиальной астмы у детей раннего и дошкольного возраста, факторы риска развития бронхиальной астмы. И
      • 1. 2. 0. сновные морфо — функциональные изменения, возникающие в организме при бронхиальной астме у детей дошкольного возраста и методологические подходы к ранней диагностике заболевания
      • 1. 2. 1. Особенности функционального состояния и взаимоотношений систем дыхания и кровообращения у здоровых и больных бронхиальной астмой детей
      • 1. 3. 0. собенности механизмов нейро — вегетативной регуляции при бронхиальной астме у детей
    • 1. 4. Бронхиальная астма у детей как психосоматическое заболевание
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОБЪЁМ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 2. 1. Определение параметров функции внешнего дыхания
    • 2. 2. Оценка вегетативного статуса
    • 2. 3. Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы
    • 2. 4. Методы психологического обследования
    • 2. 5. Статистическая обработка материала
  • ГЛАВА 3. КЛИНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБСЛЕДОВАННЫХ ДЕТЕЙ
  • ГЛАВА 4. МАТЕРИ АЛЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 4. 1. Сравнительная оценка функции внешнего дыхания у дошкольников из группы риска по развитию бронхиальной астмы, больных астмой и здоровых детей
      • 4. 2. 0. собенности вегетативной регуляции у детей дошкольного возраста больных бронхиальной астмой и с риском развития болезни по сравнению со здоровыми детьми
    • 4. 3. Особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы у дошкольников больных астмой и из группы риска развития заболевания
    • 4. 4. Особенности психологического статуса дошкольников больных астмой и из группы риска по развитию заболевания

Клинико-анамнестические, функциональные и психологические критерии донозологической диагностики бронхиальной астмы у детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

Бронхиальная астма относится к распространенным, порой трудно контролируемым заболеваниям детского возраста, имеет постоянную тенденцию к росту, нередко приводит к ограничению жизнедеятельности и социальной дееспособности, формированию инвалидности и ухудшению качества жизни (32, 33, 37, 38, 110). Поэтому актуальной, но трудно разрешимой на сегодняшний день проблемой является первичная (предупреждение риска возникновения бронхиальной астмы) и вторичная (предотвращение реализации риска) профилактика данного заболевания (18,33, 37, 38, 50, 168).

Наиболее успешной профилактика заболевания может быть в раннем или дошкольном возрасте, когда формируется предрасположенность к болезни или заболевание находится в начальной стадии своего развития. Однако, отсутствие в этом возрасте типичной клиники заболевания, малая манифест-ность симптомов, сложность определения функции внешнего дыхания (ФВД), приводят, как правило, к поздней диагностике (35, 63, 94, 96, 148, 161).

Именно поэтому, педиатрам особенно первичного звена здравоохранения, врачам общей практики необходимы сегодня современные, неинвазивные и информативные методы диагностики предрасположенности к заболеванию, методы контроля за эффективностью профилактических мероприятий и дополнительные критерии, свидетельствующие о формировании заболевания у детей раннего и дошкольного возраста.

Бронхиальная астма — заболевание, в патогенезе которого участвуют многие органы и системы. Основу патологии составляет специфическое аллергическое воспаление в дыхательных путях. Функциональное единство системы дыхания и кровообращения обуславливает то, что основные патофизиологические сдвиги происходят в кардиореспираторной системе (113, 144).

В последние годы большое внимание уделяется изучению роли центральной нервной системы (ЦНС) и особенно вегетативной нервной системы (ВНС) в этиологии и патогенезе бронхиальной астмы у детей (13, 33, 143). Многие авторы рассматривают бронхиальную астму, как психосоматическое заболевание, в генезе которого ведущую роль играет функциональная неустойчивость регулирующих респираторный комплекс подкорковых структур мозга и ВНС, связанных с врожденными или приобретенными нарушениями ЦНС (5,62, 64,113).

Однако в основном все исследования вегетативного дисбаланса и психологического статуса при бронхиальной астме проводятся у детей старшего возраста (с 7 лет), когда болезнь уже имеет «достаточный стаж» (16, 54, 59, 133).

Продолжается поиск надёжных прогностических маркёров предикторов развития и прогрессирования заболевания на базе, которых отбираются группы риска по возникновению астмы различной степени риска (38, 50, 96, 97, 117, 144). Однако, на наш взгляд, недостаточно в диагностике предрасположенности к заболеванию используются объективные (измеряемые и вычисляемые) критерии функционального состояния организма.

Кроме того, отсутствие комплексности в проводимых исследованиях не позволяет выявить полный спектр внутри и межсистемных связей в формировании заболевания с многообразием патогенетических линий, каким является бронхиальная астма Известно, что в соответствии с принципом сопряженного функционирования систем организма «отклонение от оптимального уровня того или иного параметра есть стимул к направленному перераспределению в определенных соотношениях значений всех других параметров функциональной системы» (4, 52). Именно поэтому установление множественных межсистемных взаимодействий при формировании у ребенка бронхиальной астмы в раннем и дошкольном возрасте представляется актуальным, поскольку в особенностях взаимодействия функциональных систем гомеостатического уровня раскрываются наиболее ранние, прогностически значимые признаки неблагоприятных средовых влияний, донозологических состояний, эффекты коррекционных взаимодействий. Цель исследования: разработать критерии донозологической диагностики бронхиальной астмы у детей дошкольного возраста на основании изучения нейро — регуляторных механизмов, способствующих реализации предрасположенности к заболеванию, для совершенствования профилактических мероприятий среди детей групп риска. Задачи исследования:

1.Оценить вклад атопических и неатопических (нейро — регуляторных) факторов в возникновение и развитие бронхиальной астмы у детей дошкольного возраста на различных этапах онтогенеза.

2.Изучить функциональное состояние кардио — респираторной системы у детей 3−7 лет с бронхиальной астмой в периоде клинической ремиссии и у детей из группы риска по формированию заболевания.

3.Установить особенности вегетативного статуса дошкольников, больных бронхиальной астмой в периоде клинической ремиссии и из группы риска по формированию данной патологии.

4.Выявить особенности психологических взаимоотношений в диаде «мать-дитя» в семьях дошкольников, имеющих риск формирования бронхиальной астмы и страдающих бронхиальной астмой.

5.Установить наиболее значимые клинико-анамнестические и функциональные показатели для выделения детей в группу риска по формированию бронхиальной астмы и определения степени риска развития заболевания.

Научная новизна работы. 1. Впервые дана комплексная характеристика клинико-анамнестического статуса и функционального состояния систем дыхания и кровообращения у дошкольников из группы риска по формированию бронхиальной астмы.

2.Установлены особенности состояния вегетативного гомеостаза в период формирования бронхиальной астмы и на ранних стадиях ее развития у детей 3−7 лет.

3.Впервые описаны психологические особенности дошкольников из группы риска по формированию бронхиальной астмы и показана роль семейного воспитания в развитии заболевания.

4.Предложены объективные дополнительные критерии донозологической диагностики бронхиальной астмы и разработан оригинальный дифференциально — диагностический алгоритм определения степени риска развития заболевания у детей дошкольного возраста.

Практическая значимость работы.

1.Для врачей первичного звена здравоохранения предложен оригинальный дифференциально-диагностический алгоритм для выделения детей дошкольного возраста в группы риска по формированию бронхиальной астмы с определением степени риска развития заболевания на основании данных анамнеза и объективного клинического и параклинического обследования.

2.В зависимости от степени выраженности риска формирования бронхиальной астмы предложены дифференцированные подходы к диспансеризации детей.

3.Установленные в работе высокая значимость влияния психологических особенностей ребёнка и типа семейного воспитания на риск развития и течение бронхиальной астмы позволили рекомендовать более широкое использование психотерапевтической помощи семьям детей из группы риска по возникновению бронхиальной астмы и на самых ранних этапах развития болезни.

Формы внедрения.

Разработанный комплекс методов дополнительного обследования детей с бронхиальной астмой и детей из группы риска по формированию болезни (функциональные и психологические методы) внедрён в работу поликлиник и Областного консультационно-диагностического центра г. Ярославля. Результаты исследования опубликованы в 8 научных работах и доложены на 4-х научнопрактических конференциях различного уровня. Апробация материалов диссертации.

Материалы диссертации доложены на Всеросийской конференции с международным участием «Факторы риска, адаптация, первичная и вторичная профилактика хронических неспецифических заболеваний» (Иваново, 2000) — 18-ой научно-практической конференции «Совершенствование преемственности, как важное условие повышения качества и эффективности лечебно-диагностической работы медицинских учреждений здравоохранения г. Ярославля» (Ярославль, 2001) — Межрегиональной научно-практической конференции «Психическое здоровье и социально-психологическая поддержка детей и подростков: состояние и перспективы» (Кострома, 2002) — 19-ой научно-практической конференции «Актуальные проблемы аллергологии и иммунологии» (Ярославль, 2003). По теме диссертации опубликовано 8 работ. Основные положения, выносимые на защиту:

1.На формирование бронхиальной астмы у детей дошкольного возраста, наряду с наследственной и конституциональной предрасположенностью к ато-пии, существенное влияние оказывают неблагоприятные неспецифические воздействия в раннем онтогенезе, приводящие к перинатальному поражению ЦНС.

2.Нарушение механизмов нейро — вегетативной регуляции кардио-респираторной системы у детей дошкольного возраста способствует реализации предрасположенности к возникновению бронхиальной астмы.

3.Психологические особенности личности ребёнка: повышенная тревожность и эмоциональная неустойчивость являются одними из значимых критериев донозологической диагностики бронхиальной астмы у детей 3−7 лет. Тип семейного воспитания детей группы риска и больных астмой имеет преимущественно дезадаптивный характер: в семьях детей с бронхиальной астмой, преобладает тип воспитания с доминирующей гиперпротекцией (53%), в семьях, имеющих ребёнка из группы риска, преобладает воспитание по типу потворствующей гиперпротекции (60%), в семьях, воспитывающих здоровых детей, доминирования дисгармоничных типов воспитания не наблюдается. 4. Для проведения эффективной (направленной) профилактики бронхиальной астмы у дошкольников необходимо дифференцированное выделение групп различной степени риска с учётом клинико-анамнестических данных и объективных показателей функционального состояния кардиореспираторной системы, вегетативного гомеостаза и психологического статуса.

ВЫВОДЫ.

1.На формирование бронхиальной астмы у детей дошкольного возраста наряду с наследственной и конституциональной предрасположенностью к атопии существенное влияние оказывают нарушения механизмов нейро-вегетативной регуляции кардио — респираторной системы, возникающие в результате неблагоприятных неспецифических влияний в перинатальном онтогенезе. Перенесённая тяжёлая интранатальная гипоксия у детей без атопической наследственности в 2,6 раза повышает риск развития бронхиальной астмы. Перинатальное поражение центральной нервной системы в 3,44 раза увеличивает риск формирования бронхиальной астмы у детей в дошкольном возрасте.

2.У больных бронхиальной астмой дошкольников по сравнению со здоровыми детьми имеет место достоверное преобладание, а у детей с риском формирования болезни — тенденция к преобладанию ваготонического типа регуляции исходного вегетативного тонуса (ИВТ). Смешанный тип регуляции ИВТ, установленный только у больных астмой дошкольников (в 6,5% случаев) и у детей из группы риска (в 11,5% случаев) и незарегистрированный у здоровых детей направлен на достижение функционального равновесия «напряженно функционирующих» нейро-регуляторных механизмов.

3.Асимпатикотоническая реактивность и недостаточное, вегетативное обеспечение деятельности (асимпатикотонический и гипердиастолический варианты) у больных лёгкой и среднетяжёлой бронхиальной астмой дошкольников свидетельствуют о дисрегуляторных процессах и риске истощения физиологических приспособительных механизмов и необходимости профилактических вмешательств.

4.Бронхиальная гиперреактивность у 70% детей с бронхиальной астмой и у 75% детей из группы риска по её развитию сопровождалась ваготоническим типом вегетативной регуляции. Изменение функции внешнего дыхания по обструктивному типу после функциональной пробы с физической нагрузкой является объективным дополнительным критерием высокого риска формирования бронхиальной астмы.

5. Состояние ЦГД у дошкольников с бронхиальной астмой и у детей из группы риска по её развитию в значительной степени определяется особенностями ИВТ. Выраженная исходная ваготония у части детей с бронхиальной астмой (10%) сопровождается развитием гипокинетического вариантаподдержание нормокинетическиго типа кровообращения у 41,8% детей с БА и у 40,1% детей из ГРБА происходит при повышении показателей сердечного выброса (УО и УИ) на фоне усиления симпато-адреналового влияния на сердце и сосуды.

6. Дошкольники из группы риска и страдающие бронхиальной астмой, имеют психологические личностные особенности, характеризующиеся повышенной тревожностью и эмоциональной неустойчивостью.

7. Тип семейного воспитания детей группы риска и больных бронхиальной астмой имеет преимущественно дез адаптивный характер. В семьях детей с бронхиальной астмой, преобладает тип воспитания с доминирующей гиперпротекцией (53%). В семьях, имеющих ребёнка из группы риска, преобладает воспитание по типу потворствующей гиперпротекции (60%). В семьях, воспитывающих здоровых детей, доминирования дисгармоничных типов воспитания не наблюдается.

8. Дополнительными к общепринятым критериям для выделения детей дошкольного возраста в группу риска по формированию бронхиальной астмы являются перинатальное поражение ЦНС, ваготонический и смешанный тип регуляции ИВТ, повышение показателей сердечного выброса, изменения ФВД по обструктивному типу на фоне функциональной нагрузочной пробы.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1.Для первичной профилактики формирования бронхиальной астмы у детей дошкольного возраста наряду с необходимостью соблюдения рекомендаций по снижению антигенной нагрузки в различные периоды онтогенеза имеет значение профилактика и коррекция перинатального поражения ЦНС.

2.Для выделения детей дошкольного возраста в группу риска по формированию бронхиальной астмы рекомендуется использовать дифференциальнодиагностические таблицы, содержащие диагностические коэффициенты (ДК) для клинико-анамнестических признаков и функциональных параметров, позволяющие произвести поэтапное выделение групп различной степени риска. При установлении суммарного диагностического порога, равного 30 баллам и выше по диагностической таблице 1 необходимо отнести ребёнка к группе риска по возникновению бронхиальной астмы.

Для дифференцированного подхода к ведению детей дошкольного возраста из группы риска по формированию бронхиальной астмы рекомендуется среди этих детей выделять три подгруппы, используя диагностическую таблицу 2: 1- группа высокого риска, определяется при сумме ДК «+13» и более- 2 — группа повышенного внимания диагностируется при ДК от «+13» до «-13" — 3 — группа внимания, принадлежность к которой определяется при ДК"-13» и менее.

3.При организации диспансерного наблюдения детей подгруппы высокого риска развития бронхиальной астмы следует предусмотреть аллергообследование для установления спектра значимых аллергенов, определение уровня специфического иммуноглобулина Е с последующим решением вопроса о необходимости назначения ребёнку превентивной базисной противовоспалительной терапии, а также функциональное обследование системы дыхания, системы кровообращения и вегетативного гомеостаза.

I I.

При динамическом наблюдении за детьми из подгруппы повышенного внимания необходимо, кроме клинического наблюдения педиатра проводить исследование функции внешнего дыхания с применением функциональных проб, проведение вегетологического (ИВТ, КИГ, ВР и ВОД) и гемодинамического обследования (УО и УИ) не менее 2-х раз в год с повторным расчётом диагностического коэффициента.

4.У пациентов из группы риска и больных астмой детей, имеющих отклонения в вегетативном гемеостазе (гиперсимпатикотонический вариант ИВТ с повышенной реактивностью, ваготонический вариант ИВТ с асимпатикотонической реактивностью и недостаточным обеспечением деятельности), свидетельствующие об угрозе срыва адаптационно-компенсаторных механизмов, в комплекс неспецифических профилактических и реабилитационных мероприятий целесообразно включать методы неспецифического воздействия (дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, бальнеотерапия, психотерапевтическая коррекция).

5. Семьи детей из группы риска и больных бронхиальной астмой нуждаются в консультации психолога и психотерапевтической помощи на этапе предболезни и на самых ранних этапах развития заболевания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение: Пер. с англ. М: ЭКСМО — Пресс, 2002.- 672 с.
  2. Аллергические болезни у детей. / МЯ. Студеникин, Т. С. Соколова, В. В. Ботвиньева и др.- Под ред. МЯ. Студеникина, Т. С. Соколовой. М.: Медицина, 1986.- 286 с.
  3. Г. Функция сердца // Физиология человека: Пер. с англ. В 4 т./ Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1996.- Т2, С. 354−397.
  4. П.К. Очерки физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.-447 с.
  5. Ю.Ф., Шевченко Ю. С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. СПб.: Речь, 2002. — 560 с.
  6. Ю.Ф., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. — М.: Изд-во Института психотерапии НГМА- 2000. 320 с.
  7. Атопичекий дерматит у детей: диагностика, лечение и профилактика.// Научно- практическая программа.- М., 2000. — 76 с.
  8. И.К. Клиническая эффективность лечения и диспансерного наблюдения детей с заболеваниями органов дыхания в условиях респираторного центра: Автореф. канд. мед. наук. — Иваново. 2002.- 24 с.
  9. И.К., Матвеева Г. В. Регистр детей больных бронхиальной астмой в г. Ярославле // Актуальные проблемы аллергологии и иммунологии: Сб. стат. 19-й научн. практ. конф. — Ярославль, 2003. — С.23−26.
  10. Ю.Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. -М.: Медицина, 1979. 295 с.
  11. И. Баевский P.M. и др. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. / P.M. Баевский, О. И. Кириллов, С.З. Клёцкий- отв. ред. Е. И. Соколов.-М:Наука, 1984.-221 с.
  12. И.И. Бронхиальная астма у детей. М.: Медицина, 1985. — 176 с.
  13. И.И. Современная концепция патогенеза и терапии бронхиальной астмы у детей // Педиатрия. — 1995. № 5. — С.73−76.
  14. И.И. Современные подходы к терапии бронхиальной астмы у детей // Актуальные проблемы педиатрии: Сб. статей — Казань, 1996.- С.30−33.
  15. И.И. Клиническое значение теста с физической нагрузкой // 13-ий Национальный конгресс по болезням органов дыхания. Тез конгр. — М., 2003 С. 82.
  16. Л.И. Взаимосвязь кардио респираторной системы и вегетативного гомеостаза подростков больных бронхиальной астмой. -Автореф. канд. мед. наук. — Рязань, 2000. — 24 с.
  17. A.B. Состояние динамики малого круга кровообращения у детей, больных бронхиальной астмой, и влияние гипобаротерапии // 5-ый Национальный конгресс по болезням органов дыхания. Тез конгр. — М., 1999 -С. 1479.
  18. Э.Б., Смоленов И. В. Первичная профилактика бронхиальной астмы у детей: возможности медикаментозной терапии // 13-ый Национальный конгресс по болезням органов дыхания. Тез конгр. М., 2003 — С. 82.
  19. H.A., Кубергер М. Б. Болезни сердца и сосудов у детей: Руководство для врачей: В 2 томах. — М: Медицина, 1987. 448 с.
  20. Е.В., Якушенко М. Н. Особенности вегетативных нарушений у детей 1 года жизни с аллергическими заболеваниями // 13-ый Национальный конгресс по болезням органов дыхания. Тез конгр. М., 2003 — С. 83.
  21. Т.Н. Распространённость хронического бронхита и бронхиальной астмы (данные эпидемиологических исследований) // Пульмонология. 1994. — № 1. — С. 78−83.
  22. Ц.В., Шапиро Г. Г., Клинические проявления гиперреактивности бронхов у детей //Сандоз Ревю.- 1991.- № 2.- с.12−19.
  23. В.П., Мещеряков В. В. Течение и исходы рецидивирующего обструктивного бронхита у детей раннего возраста // 7-ой Национальный конгресс по болезням органов дыхания. Тез конгр. — М., 1997 С. 82.
  24. , А.Е., Поспелов JI.E., Малиновская В. В. Иммуногенетические маркёры атопической бронхиальной астмы у детей // Российский вестник перинаталогии и педиатрии.- 1996.- № 2.- С.57−62.
  25. Болезни нервной системы: руководство для врачей: В 2 т. / Под ред. H.H. Яхно, М.:Медицина,-1995.-512 с.
  26. Болезни органов дыхания: руководство для врачей в 4-х т. / Н. Р. Палеев, A.M. Борисова, Н. К. Борисов и др.- Под ред. Н. Р. Палеева. — М.: Медицина, 1990.-Т.1.- 624.
  27. М.А. Характеристика клинико-функциональных и метаболических показателей у детей в критические периоды постнатального онтогенеза в комплексной оценке состояния здоровья: Автореф. доктора мед. наук. Иваново, 2003. — 44 с.
  28. O.K., Смирнова Г. И., Ляликова В. Б. и др. Эффективность геллариума в комплексной терапии психосоматических нарушений у детей с гастроэнтерологической патологией // Психиатрия и психофармакотерапия.-2002.-Т.4, — № 2.- С. 57−59.
  29. М.М. Факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний и методы их изучения.// В кн.: Экология и здоровье детей., Под ред. М. Я. Студеникина, A.A. Ефимовой. — М.: Медицина, 1998.-384 с.
  30. И.С., Глебовский В. Д. Регуляция дыхания. JL: Наука, 1981.- 280 с.
  31. В., Кристиан П. Психосоматическая медицина: Пер. с нем. — М: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. 488 с.
  32. Бронхиальная астма. Глобальная стратегия // Пульмонология. Приложение. 1996. -С.49−52.
  33. Бронхиальная астма: В 2 т. / Под ред. А. Г. Чучалина:. М.: Агар, 1997,432 (399) с.
  34. Бронхиальная астма: Принципы диагностики и лечения / К. Э. Кросс, X. Дон, М. Дж. Фиалков и др.- Под ред. М.Э. Гершвина- Пер. с англ. М. М. Авербаха, A.C. Белевского- Под ред. А. Г. Чучалина -М.: Медицина .-1984 -464 с.
  35. Бронхиальная астма у детей / Ю. Е. Вельтищев, С. Ю. Каганов, А. И. Клембовский и др.- Под ред. С. Ю. Каганова. М.: Медицина 1999. — 368 с.
  36. Ю.Ю. Клинико-функциональные аспекты влияния гипоксической тренировки на вегетативный статус у детей с бронхиальной астмой: Автореф. канд. мед. наук. -М., 1998.- 27 с.
  37. Бронхиальная астма у детей: диагностика лечение и профилактика: Научно- практическая программа М., 2004.- 46 с.
  38. Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика: Национальная программа М., 1997. — 93 с.
  39. И.А. Влияние неблагоприятных анте- и постнатальных факторов на формирование и течение бронхиальной астмы у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. мед. наук. Смоленск, 2003. — 18 с.
  40. А.М. Вегетативные расстройства М., 2000 — 752 с.
  41. Ю.Е. Концепция риска болезни и безопасности здоровья детей // Российский вестник перинаталогии и педиатрии (приложение). — 1994. № 2.- М., 84 с.
  42. Ю.Е. Наследственная предрасположенность к болезням, диатезы и пограничные состояния // Педиатрия. 1994. — № 12. — С. 3−9.
  43. Ю.Е. О стратегии и приорететных направлениях педиатрии // Российский вестник перинаталогии и педиатрии.-1994.- т.39.- №.1- С.2−8.
  44. Ю.Е., Святкина О. Б. Атопическая аллергия у детей. // Российский вестник перинаталогии и педиатрии.-1995.- т. 40,31. С.5−10.
  45. Ю.Е. Становление и развитие иммунной системы у детей. Иммунная недостаточность. Иммунодиатезы // Российский вестник перинатологии и педиатрии (лекция № 21). — 1996.- Приложение. — 69 с.
  46. Э. Функция сосудистой системы // Физиология человека: Перевод с англ. / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1996.- Т2, С. 398−565.
  47. М. Психосоматика. — Киев: Ника-Центр, 2002 312 с.
  48. Врождённые и наследственные заболевания лёгких у детей / Ю. Е. Вельтищев, С. Ю. Каганов, В. Таль и др.- Под ред. Ю. Е. Вельтшцева, М.: Медицина, 1986.- 298 с.
  49. Л.П., Бокслер O.A., Елкина Т. Н. Вегетативный гомеостаз в группе детей с рецидивирующими бронхолёгочными заболеваниями // Ранняя диагностика хронических неспецифических заболеваний: Сб. научных трудов. Свердловск, 1989. -т.133. — С.122−1-123.
  50. H.A. Бронхиальная астма у детей: комплексный подход к терапии // Консилиум медикум. 2001.- т.З.- № 3.- С. 133−141.
  51. H.A. Изучение влияния гипоксии на сердечно-сосудистую систему методом эхокардиографии у детей с бронхиальной астмой // 7-ой Национальный конгресс по болезням органов дыхания. Тез конгр. — М., 1997 -С.67.
  52. О.С. Особенности системных мультипараметрических взаимоотношений показателей гомеостаза у практически здоровых детей в радиоэкологически неблагоприятной среде // Российский педиатрический журнал. -1999.- № 2.- С. 18−24.
  53. Гордеев В. И, Александрович Ю. С. Качество жизни (QOL).- СПб: Речь, -2001.- 197 с.
  54. С.М. Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков // Сборник трудов. М, 1984, — С.3−11.
  55. В.А. Морфофункциональные константы детского возраста. М., 1989.-215 с.
  56. В. Вегетативная нервная система // Физиология человека: Перевод с англ. / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1996.- Т2, С. 344−379.
  57. B.C. Малые сердечные аномалии и синдром вегетативной дисфункции // Российский вестник педиатрии и перинаталогии.-2003.-№ 2.-С.9−11.
  58. Д.Н. Психосоматические расстройства у детей СПб.: Питер, 2 000 512 с.
  59. С.Ю. Решенные и нерешенные проблемы аллергических болезней лёгких у детей // Рос. Вестник перинаталогии и педиатрии. 1995.-Т.40.- № 1.-С. 11−16.
  60. Т.П. Неврология школьной дезадаптации (проспективное исследование): Автореф. доктора, мед. наук. Пермь, 2003.- 43 с.
  61. Е.А. Бронхиальная астма у детей раннего возраста и особенности её течения при горноклиматическом лечении: Автореф.канд. мед. наук. Ставрополь, 1996. — 22 с.
  62. Е.А. Изучение адаптационных реакций вегетативной нервной системы в условиях среднегорья у детей раннего возраста, страдающих атопической бронхиальной астмой // Актуальные вопросы педиатрии: Сб. научн. трудов. Нальчик, 1997.- С. 44−49.
  63. Кардиология детского возраста / П. С. Мошич, В. М. Сидельников, Д. Ю. Кривченя и др.- Под ред. П. С. Мошича В.М. Сидельникова, Д. Ю. Кривчени. Киев: Здоровье, 1986- 400 с.
  64. O.A. Динамика показателей сердечно-сосудистой системы и вегетативного статуса в раннем постнатальном онтогенезе у детей, перенёсших хроническую внутриутробную гипоксию // Российский Вестник перинаталогии и педиатрии.-1999.- № 4. С.12−13.
  65. Клиническая иммунология и аллергология В 3 т.: Пер. с нем. / Под. ред. JL Ейгера. 2-е изд. — М: — Медицина.- 1990.- Т.2 — 528 с.
  66. Н.П. Тяжёлая бронхиальная астма // Консилиум медшсум,-2002 -т. 4. № 4. — С.189−194.
  67. .А., Казанцева Л. З., Фельдман А. Е. Автоматизированный генетический регистр и компьютерная поддержка диагностических решений врача // Генетика.-! 993.- т.29.- № 10.- С.1733−1740.
  68. МН. Возрастная эволюция и исходы бронхиальной астмы у детей: Автореф .канд. мед. наук M., 1998. — 31 с.
  69. Г. Д. и др. Полисистемный саногененический мониторинг/ Комаров Г. Д., Кучма В. Р., Носкин Л.А.- M.: МИПКО, 2001. 312 с.
  70. E.H. Клинико-патогенетическое значение нарушений вегетативного гомеокинеза при атопической бронхиальной астме в детском возрасте: Автореф. канд. мед. наук. — Иваново, 1999. 19с.
  71. C.B. Автоматизированная оценка интегральной реографии у здоровых детей и при патологии сердечно-сосудистой системы:: Автореф. канд. мед. наук. СПб., 2000 — 22с.
  72. С.А. Основы психосоматики. — СПб.: Речь, 2003.- 344 с.
  73. Л.М., Савченко A.A. Клинико-эпидемиологические особенности рецидивирующего обструктивного бронхита // 10 Национальный конгресс по болезням органов дыхания. Тез конгр. M., 2000 -С. 92.
  74. П. Эмоциональное развитие детей и подростков СПб., Прайм-ЕРОЗНАК, 2004. — 643 с.
  75. Лев Н. С. Нейропептиды и бронхиальная астма / Бронхиальная астма у детей: Под ред. С. Ю. Каганова М: Медицина, 1999.- С.90−105.
  76. Лев Н. С. Особенности бронхиальной астмы у детей, перенёсших перинатальные поражения нервной системы // 7 Национальный конгресс по болезням органов дыхания. Тез конгр. M., 1997 — С. 76.
  77. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков Л.: Медицина, 1983.-255 с.
  78. C.B. Диагностика, патогенетическое значение и терапия нарушений центральной нервной регуляции у больных бронхиальной астмой: Автореф. д-ра. мед. наук. СПб., 1997. — 24 с.
  79. О.Ф. и др. Проведение и оценка бронхопровокационного теста с метахолином у детей / О. Ф. Лукина, Т. В. Куличенко, Н. В. Гончарова: Методические рекомендации. М.: 2001−14 с.
  80. Лус Л.В. Аллергия- болезнь цивилизации: эпидемиология, факторы риска, этиология, классификация, механизмы развития // Консилиум медикум.-2002. — Т 4, — № 4. С.3−13.
  81. Любан Плоцца Б. и др. Психосоматический больной на приеме у врача. / Любан — Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф: Пер. с нем. — СПб., СПб. НИИ им. В. М. Бехтерева, 1996. — 392 с.
  82. В.В. Лимбическая система головного мозга у больных бронхиальной астмой Автореф. канд. мед. наук. Пермь, 2003.- 24 с.
  83. К. Проективный рисунок человека: Пер. с англ. М.: Смысл, 1996. -158 с.
  84. В.Д., Соловьева С JL Неврозология и психосоматическая медицина М., Мед Пресс — Информ, 2002.- 589 с.
  85. О.Н., Иошпа Л. Л., Орнатекая М. М. Роль наследственности при бронхиальной астме // Врождённые и наследственные заболевания лёгких у детей./ Под ред. Ю. Е. Вельтшцева, С. Ю. Каганова, — М.: Медицина, 1986.- С.213−222.
  86. Ю.Л. Клинико иммунологическая характеристика атопической бронхиальной астмы и острого обструктивного бронхита у детей раннего возраста: Автореф. канд. мед. наук.- М., 1989.- 22 с.
  87. Ю.Л. Клинико-иммунологические особенности атопической бронхиальной астмы у детей первого года жизни // Пульмонология. —1991. — Прилож. -215 с.
  88. Ю.Л. Клинические варианты бронхообструктивного синдрома у детей раннего возраста // Материнство и детство. 1992.-№ 6−7. -С. 18−22.
  89. Мизерницкий Ю. Л О так называемых рецидивирующих бронхитах у детей //Актуальные проблемы педиатрии: Сб. научн. работ Казань, -1996-С.30−33.
  90. Ю.Л., Ружицкая Е. А., Семёнов A.B. Влияние ксенобиотиков на Е розеткообразование лимфоцитов при аллергических бронхолёгочных заболеваниях у детей // Новые технологии в педиатрии. — М., 1995.- С.40−41.
  91. Ю.Л., Царегородцев А. Д. Что скрывается за диагнозом рецидивирующий бронхит у детей // Российский вестник перинаталогии и педиатрии. 2003. -№ 6. — С.31−33.
  92. ЮО.Михайленко A.A. Клинический практикум по неврологии, -СПб: Фолиант, 2001.- 243с.
  93. Неврология для врачей общей практики / Под ред. A.M. Вейна. -М.: Эйдос Медиа, 2001. — 502 с.
  94. И2.Переверзева Н. Ю. Флоуметрические изменения при бронхиальной астме у детей по данным кривой «поток-объём»: Автореф. канд. мед. наук. М., 1990. — 20 с.
  95. В.В., Ващило Е. Г., Бубнова И. В. Особенности функциональной взаимосвязи кардиоваскулярной и респираторной системы у детей, больных бронхиальной астмой, в период ремиссии // Патофизиология и экспериментальная терапия. —1991. № 1. — С. 44−46.
  96. Н.Петрова И. В. Факторы риска и причины формирования различной степени тяжести бронхиальной астмы у детей: Автореф. канд. мед. наук. -СПб., 1998.-25 с.
  97. Г. В., Самсонов A.B., Балаболкин. И.И., и др. Новый подход к оценке гиперреактивности бронхов у детей, больных бронхиальной астмой // Педиатрия. 1994.- № 6.- С. 5−7.
  98. Пб.Попова И. В. Особенности электрокардиограммы детей с бронхиальной астмой //10 Национальный конгресс по болезням органов дыхания. Тез конгр.-М., 2000 — С. 84.
  99. A.M. Возможности коррекции факторов риска бронхиальной астмы у детей с атоническим дерматитом // Актуальные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний: Тез. докл. М.,-2003.- С.223−224.
  100. Психиатрия, психосоматика, психотерапия / Кискер К. П., Фрайбергер, Розе Г. К., Вульф Э.: Пер. с нем. М.: Алетейа, 1999. — 560 с.
  101. Психодиагностика детей / Сост. A.C. Галанов, М.: ТЦ Сфера, 2002. — 128 с.
  102. Психосоматика: Новейший справочник. — М., ЭКСМО, 2003. — 443 с.
  103. Психотерапия детей и подростков / Пер. с нем. М., Мир, 2000. — 518 с.
  104. В.И. и др. Аллергические заболевания. / В. И. Пыцкий, Н. В. Андрианова, A.B. Артомасова.-2-е изд., М.: Триада X, 1999. — 368 с.
  105. Рис Дж. Диагностические тесты в пульмонологии: Пер. с англ. — М.: Медицина, 1994.- 60 с. 125 .Родов М. Н. Генез астматического синдрома при респираторных вирусных заболеваниях у детей раннего возраста (материалы и гипотезы) -М., 1992.- 120 с.
  106. H.H., Ковалевская М. Н., Хмелькова Н. Г. и др. Возрастная эволюция хронических неспецифических заболеваний лёгких: от ребёнка к взрослому // Рос. Вестнник перинатологии и педиатрии. 1996. — № 5.- С. З-17.
  107. Б. П. Ширяева И.С. Функциональные параметры системы дыхания у детей и подростков,— М.: Медицина, 2001. 232 с.
  108. Т.В. Изменения центрального и системного кровотока у детей с бронхиальной астмой // 7- ой Национальный конгресс по болезням органов дыхания. Тез. докл. -1997 — С. 81.
  109. Т.М. Результаты динамического наблюдения за гиперреактивностью бронхов у лиц групп риска и больных бронхиальной астмой, некоторые способы её коррекции. // Тер. архив. 1991. — № 8 — С. 21.
  110. Т.Г. Комплексная реабилитация больных бронхиальной астмой с использованием резистивной тренировки дыхательной мускулатуры в условиях «Астма школы»: Автореф. канд. мед. наук. — СПб., 1996. — 19 с.
  111. МН. Сочетанное применение немедикаментозных методов терапии в комплексном лечении нетяжелых форм бронхиальной астмы у детей: Автореф. канд. мед. наук. М, 1997. — 24 с.
  112. О.И. Вегетативная регуляция у здоровых детей: Автореф. канд. мед. наук. М, 2000. — 24 с.
  113. Соловьёва Е. Ю Особенности механизмов психологической защиты у детей с бронхиальной астмой // Конгресс по детской психиатрии: Тез. докл. -М., 2001-С. 23−26.
  114. Е.М. Клинико- патогенетические варианты и основы формирования вегетативной дисфункции в раннем и дошкольном возрасте: Дис. д-pa. мед. наук. -Ярославль, 1993. 283 с.
  115. Е.М. Синдром вегетативной дистопии в раннем и дошкольном детском возрасте. Ярославль: изд-во Александр Рутман. -2003. —120 с.
  116. Справочник врача по профилактической педиатрии (для подготовки к аттестации) / Под ред. В. А. Доскина, З. С. Макаровой. М., 1995.- с. 119
  117. Стандарты физического развития детей и подростков: Метод, рекомендации для врачей педиатров // Марушков В. И., Серкова О. В., Шмонин Л. Ф. и др.- Под ред. В. И. Марушкова. — Ярославль, 1997.- 100 с.
  118. Л.В. и др. Введение в функциональную диагностику внешнего дыхания: Методические рекомендации / Стручков Л. В., Винницкая P.C., Люкевич И. А. М.: Медицина, 1996. — 72 с.
  119. М.Я., Сербии В. И. Сердечная недостаточность у детей / АМН СССР. М.: Медицина, 1984. — 256 с.
  120. В.Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства: Руководство для врачей. — М.: Медицина, 1986. — 383 с.
  121. Г. Б. Механизмы обструкции бронхов. СП б: Мед. информ., 1995.-333 с.
  122. В.А. и др. Психологическое обследование детей 4−6 лет при проведении Всероссийской диспасеризации: Метод, указания для психологов / Бадуркина О. И., Балуева Е. Б., Иванова Т. А. и др.- Под ред. В. А. Урываева.
  123. Физиологические и патофизиологические механизмы проходимости бронхов. / Г. Б. Федосеев, С. С. Жихарев, Т.Р. Лаврова- Под ред. Г. Б. Федосеева, А. Т. Жеронкина. Л.: Наука, 1984. — 280 с.
  124. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) / Под ред. Баранова А. А, Щеплягиной Л. А., М., 2000 — 587 с.
  125. В.А. Адаптация детей дошкольного возраста больных бронхиальной астмой к условиям Анапского климатического комплекса: Автореф. канд. мед. наук. — Ставрополь, 1994. -16 с.
  126. И.С. и др. Функциональные методы исследования бронхиальной проходимости у детей: Методические рекомендации / Ширяева И. С., Лукина О. Ф., Реутова B.C. -М.: Медицина 1990.- 92 с.
  127. И.С., Реутова B.C., Чугунова М. Т. Функциональные критерии диагностики бронхиальной гиперреактивности у детей // 5 ый Национальный конгресс по болезням органов дыхания. — Тез. докл.- М, 1995. -с. 1577.
  128. М. Общие принципы регуляции // Физиология человека: Пер. с англ. / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1996. — Т2. — С.334−342.
  129. Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии / М.,-«Фолиум», 1996. — 63 с.
  130. Amdekar Y.K. Natural history of asthma in children. // Indian J. Pediatr. -2001.-Vol.68, № 4.-P.3−6.
  131. Avital A., Uwyyed K., Berkman N. Exhaled nitric oxide and asthma in young children. Pediatr Pulmonol. 2001. — Vol.32, № 4. — P.308- 313.
  132. Battistini E., Gianiorio P., Girosi D. et aL Bronchial asthma in infancy and childchood. Eur. Respir. Rev. 1993. Vol.3, № 14. — P. 373−376.
  133. Bolin K., Lindgren B. Asthma and allergy: the significance of chronic conditions for individual health behaviour. Allergy 2002. Vol.57, № 2. — P. 115 122.
  134. Cserhati E., Barouni M., Mezei G. Data on the late prognosis of pediatric asthma // Schweiz. Med. Wschr. 1991. — Vol.-121. — P. 40−49.
  135. Custovic A., Woodcock A. Exposure and sensitization in infants and children. // Curr Opin Allergy Clin Immunol. 2001. — Vol. 1, № 2. — P. 125- 126.
  136. Chang A.B., Harrhy V. A, Simpson T. Cough, airway inflammation, and mild asthma exacerbation // Arch Dis Child.- 2002. Vol.86, № 4. — P.270 — 275.
  137. Chugh K. Difficult asthma // Indian J Pediatr.- 2001. Vol.68, № 4. — P.42.
  138. Dickinson A.R., Dignam D. Managing it: a mother’s perspective of managing a pre-school child’s acute asthma episode // Child Health Care.- 2002. — Vol.6, № 1. — P.7−18.
  139. Englund A.C., Rydstrom I., Norberg A. Being the parent of a child with asthma. // Pediatr Nurs 2001. Vol.27, № 4. — P.365 — 373.
  140. Ernst P., Cai B., Blais L. The early course of newly diagnosed asthma // Am J Med. 2002- Vol.112, № 1. — P. 44−48.
  141. Fleiss A. Statical Methods for Rates and Proportions. Wiley, 1981. — P.38−45. 166.175. Feldman J.M., Lehrer P.M., Hochron S.M. Defensiveness and individual response stereotypy in asthma // Psychosom Med.- 2002, 64(2): 294−301.
  142. Gupta A., Gupta R. Importance of patient / parents education in childhood asthma // Freedom of Information Act | Disclaimeri686-pc-linux-gnu. 2002 P. 10:20:00.
  143. Halken S., Host A. Prevention. // Curr Opin Allergy Clin Immunol.- 2001-Vol.l, № 3. P. 229−236.
  144. Jonsson J., Boe J., Berlin E. The long-term prognosis of childhood asthma in a predominanthy rural Swedish county // Acta Paediatr. Scand. 1987. — Vol. 76,-P. 950−954.
  145. Jones K.G., Bell J., Fehrenbach C. et al. Understanding patient perceptions of asthma: results of the Asthma Control and Expectations (ACE) survey. // Int J. Clin Pract 2002,56 (2): 89−93.
  146. Jain N., Puranik M., Lodha R. Long-term management of asthma // Indian J. Pediatr 2001. Vol. 68. -P. 31−41.
  147. Kolbe J., Fergusson W., Vamos M et al. Case-control study of severe life threatening asthma (SLTA) in adults: psychological factors // Thorax. 2002. -Vol.57, № 4.-P. 317−322.
  148. Kurukulaaratchy R.J., Fenn M., Twiselton R. et al. The prevalence of asthma and wheezing illnesses amongst 10-year-old schoolchildren // Respir Med. — 2002. Vol.96, № 3.-P. 163−169.
  149. Kurnat E.L., Moore C.M. The impact of a chronic condition on the families of children with asthma//. Pediatr Nurs. -1999. Vol.25, № 3. — P. 288 -292.
  150. Lukacs S.L., France E.K., Baron A.E. et al. Effectiveness of an asthma management program for pediatric members of a large health maintenance organization Arch Pediatr Adolesc // Med. 2002. — Vol. 156, № 9. — P. 872 -876.
  151. McConnell R., Berhane K., Gilliland F. et al. Indoor risk factors for asthma in a prospective study of adolescents. // Epidemiology. — 2002. Vol.13, № 3. — P. 288 -295.
  152. Miraglia Del Giudice M., Pedulla M. et al. Atopy and house dust mite sensitization as risk factors for asthma in children. // Allergy. 2002. — Vol.57, № 2.-P. 169−172.
  153. Martinez F.D. Development of wheezing disorders and asthma in preschool children. //Pediatrics. 2002. — Vol.109, № 2. — P. 362 -367.
  154. Novak D., Wiebicke W., Magnussen H. Die Prognose des Asthma bronchiale im Kindesalter // Wschr. Kinderheilk. 1989. — Vol. 137, N 1. — P.8 — 12.
  155. Ortega A.N., Huertas S.E., Canino G. et al. Childhood asthma, chronic illness, and psychiatric disorders. // J Nerv Ment Dis. 2002. — Vol. 190, N 5. -P.275 — 281.
  156. Petru V., Honzova S., Barnova J. Pohled na dalsi vyvj asthma bronchiall ktere vznikla v detstvi // Cs. Pediat. 1989. — Vol. 44. -P. 463- 465.
  157. Postma D., Gerritsen J. Asthma from childhood to adulthood //16 Europ. Congr. Allerol. And clin. Immunol.- 1996.
  158. Roorda R., Gerritsen J., Van- Aalderen W.M.C. Outcome of asthma from childhood to adulthood \ Atemwegs- Lungenkr. 1993. — Vol. 19, N 12. — P. 558 561.
  159. Rydstrom I., Englund A.C., Sandman P.O. Being a child with asthma. // Pediatr Nurs. 1999. — Vol. 25, № 2. — P. 593 -596.
  160. Rasmussen F., Taylor D.R., Flannery E.M. et al. Outcome in adulthood of asymptomatic airway hyperresponsiveness in childhood: a longitudinal population study // Pediatr Pulmonol. 2002. — Vol. 34, № 3. — p. 164 -171.
  161. Sethi G.R. Diagnosis and monitoring of childhood asthma // Respir Med.-2002. Vol. 96, № 4. — P. 230 -235.
  162. Shalowitz M.U., Berry C.A., Quinn K.A. The relationship of life stressors and maternal depression to pediatric asthma morbidity in a subspecialty practice. -302 P
  163. Stevens C.A., Wesseldine L.J. Parental education and guided self-management of asthma and wheezing in the pre-school child: a randomised controlled trial. // Thorax. 2002. — Vol. 57, № 1. — P. 39- 44.
  164. Valovirta E., Kocevar V.S., Kaila M. et al. Inpatient resource utilisation in younger (2−5 yrs) and older (6−14 yrs) asthmatic children in Finland // Eur Respir J. 2002. — Vol. 20, № 2. — P. 397−402.
  165. Vermeire P.A., Rabe K.F., Soriano P. Asthma control and differences in management practices across seven European countries. J J Respir Med. 2002. -Vol. 96, № 3.-P. 142−149.
  166. Vinson J.A. Children with asthma: initial development of the child resilience model. // Pediatr Nurs.- 2002. Vol. 28, № 2. — P. 149−158.
  167. Zejda J.E., Kowalska M. Predictors of persistence of remission of the respiratory symptoms in school children // Pneumonol Alergol Pol. — 2001. Vol. 69, №(9−10)-P. 545−552.
  168. Wolthers O.D. Growth Problems in Children with Asthma.// Horm Res.-2002. Vol. 57, № 2. — P. 83−87.
  169. Wood P.R., Smith L.A., Romero D., et al. Relationships between welfare status, health insurance status, and health and medical care among children with asthma. SO Am // J. Public Health. — 2002. — Vol. 92, № 9. — P. 1446−11 452.
  170. Ungar W.J., Chapman K.R., Santos MT. Assessment of a medication-based asthma index for population research // Am J. Respir Crit Care Med.- 2002. Vol. 165, № 2.-P. 190−194.
Заполнить форму текущей работой