Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Философский анализ онтологических оснований предпринимательской деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рыночные преобразования в нашей стране, переход к новым формам хозяйствования, сложившаяся социально-экономическая ситуация обусловливают интерес к проблеме предпринимательской деятельности как к сложному, мно4 гогранному явлению, затрагивающему все сферы общественной жизни. Российское общество все более осознает, что предпринимательство является одним из важнейших факторов формирования… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Предметный, функциональный, исторический анализ предпринимательской деятельности
    • I. 2. Анализ определяющих аспектов предпринимательской деятельности
  • ГЛАВА II. ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ОСНОВАНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • II. 1. Противоречивость опредмечивания и распредмечивания в основаниях предпринимательской деятельности
    • II. 2. Противоречивость свободы и необходимости в основаниях предпринимательской деятельности
    • II. 3. Противоречивость общественного и индивидуального в основаниях предпринимательской деятельности

Философский анализ онтологических оснований предпринимательской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Современное общество представляет собой общество с развитой регулируемой рыночной экономикой, важнейшим компонентом которой является предпринимательская деятельность. Она выступает основным фактором динамизма рыночного хозяйства, мощным двигателем экономического и социального развития.

Превращение предпринимательской деятельности в типичный и достаточно массовый элемент современного общества явилось следствием социальных преобразований, в том числе технического прогресса, НТР. В результате, с одной стороны, были созданы чрезвычайно эффективные средства производства, с другой, — усложнились индивидуальные и общественные потребности людей. Инновационная предпринимательская деятельность позволяет обществу наиболее эффективно использовать ограниченные экономические ресурсы с тем, чтобы достичь максимально возможного удовлетворения безграничных общественных потребностей.

Многообразные индивидуальные и общественные потребности послужили толчком к расширению сферы предпринимательской активности (121, С.5−11). В настоящее время ею охвачены не только организации малого и среднего хозяйствования, но и крупные корпоративные предприятия. Своевременное реагирование на запросы общества, расширение своего рыночного участия за счет внедрения новых технологий и освоения производства новых, более совершенных, пользующихся спросом товаров обусловливают высокую эффективность деятельности рыночных субъектов хозяйствования. Инновации становятся двигателем экономического роста, повышают значимость предпринимательства в обществе.

Рыночные преобразования в нашей стране, переход к новым формам хозяйствования, сложившаяся социально-экономическая ситуация обусловливают интерес к проблеме предпринимательской деятельности как к сложному, мно4 гогранному явлению, затрагивающему все сферы общественной жизни. Российское общество все более осознает, что предпринимательство является одним из важнейших факторов формирования и развития экономики с рыночным механизмом хозяйствования, в которой есть место государственному регулированию на основе познания и использования законов рынка. Без развитого предпринимательства, для широкомасштабного становления которого ныне необходимо создать соответствующие экономические, политические, социальные, правовые и другие условия, России не выйти из глубокого экономического кризиса (99, С.45). Поэтому, в свою очередь, необходимы фундаментальные теоретические разработки в этой области.

Актуальность данного исследования, таким образом, обусловлена необходимостью осмысления феномена «предпринимательская деятельность». По мнению автора, только философский анализ онтологических оснований позволит вскрыть основные, сущностные факторы существования и развития изучаемого вида деятельности. В свою очередь, лишь выявив и проанализировав онтологические основания предпринимательской деятельности, мы сможем всесторонне и глубоко осознать данное явление во всем многообразии его проявлений в реальной практике хозяйствования.

Сложность научной разработки проблемы предпринимательской деятельности связана с дискуссионностью и недостаточной разработанностью самого этого понятия.

Вышеизложенное определило тему и предмет данного диссертационного исследования. Объектом исследования выступает предпринимательская деятельность как особый вид экономической деятельности. Предметом исследования являются онтологические основания предпринимательской деятельности.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время общепринятая, приемлемая теория предпринимательства отсутствует. Следует отметить междисциплинарный характер исследований в этой области, существование различных подходов к выявлению сущности предпринимательской деятельности. 5.

Огромный международный опыт развития предпринимательства инициировал мировую экономическую мысль на осмысление, обобщение этого опыта, на выработку экономической теории предпринимательства со всеми его компонентами, начиная с понятий «предприниматель», «предпринимательство», «предпринимательский риск» и т. д. Заметный вклад в разработку этих вопросов внесли, в частности, такие ученые, как Р. Кантильон, Д. Кейнс, И. Кирцнер, Ф. Найт, Ж. Б. Сей, А. Тюнен, Й. Шумпетер (53,74,110,124,125,130). Осмысление вышеназванных понятий, трансформация их в экономические категории, выражающие содержание реального предпринимательства как сложного и многоаспектного экономического явления, было постепенным и шло вслед и в связи с развитием потребностей экономической практики хозяйствования.

Кроме экономической теории феномен предпринимательства изучался и изучается представителями социальной психологии, в частности, американской школой в лице К. Веспера, Д. МакКлелланда, А. Мескона, X. Олдрич и других (77,134,136,141,144,145,146,149) — а также социальной философией, в частности, представителями немецкой исторической школы М. Вебером, В. Зомбартом (22,48).

В отечественной литературе как научно-теоретического, так и прикладного характера, отражавшей в целом идеологию монопольного хозяйствования, проблема предпринимательства многие годы фактически игнорировалась. Вместе с тем, с переходом России к формированию рыночных отношений появились труды отечественных авторов, таких как Л. И. Абалкин, В. С. Автономов, А. И. Агеев, П. Г. Бунич, А. В. Бусыгин, Г. В. Горланов, А. М. Емельянов, Т. И. Заславская, В. В. Куликов, А. Я. Лившиц, В. В. Радаев, Г. П. Черников, А. Ю. Чепуренко, В. М. Яковлев и другие, посвященные проблемам предпринимательской деятельности (2,4,15,23,40,44,94,95,96,97,126,127). Кроме того, стали доступными для отечественных исследователей работы зарубежных авторов, таких как П. Друкер, Б. Карлоф, Дж. Кейнс, Ф. Котлер, Р. Коуз, А. Маршалл, М. Мескон, Л. Мизес, Ф. Найт, А. Смит, Ж. Б. Сэй, А. Тюнен, Ф. 6.

Хайек, Й. Шумпетер и др. (27,39,53,61,74,81,110,119,124,130). В осмысление предпринимательства проводятся круглые столы, региональные, Всероссийские, международные конференции экономистов, социологов, политологов, философов.

Вместе с тем, в экономической науке пока нет единства во взглядах по основным вопросам теории предпринимательства. Это обусловлено следующими факторами:

1. Нет общепризнанного определения предпринимательства как особого вида экономической деятельности. Одни авторы, среди них Р. Кантильон, И. Кирцнер, Л. Мизес, сущность предпринимательства сводят только к субъективному моменту, то есть акцентируют внимание на особенностях субъекта данной деятельности (10,60,69). Другие, например, Ф. Найт, А. Смит, Ж. Б. Сэй, А. Тюнен, И. Шумпетер, напротив, сущность предпринимательства выводят из объективных условий осуществления данной деятельности (10,60,69,81,103,110,130).

2. Имеет место фактическое отождествление предпринимательства как социального слоя и как вида деятельности. В частности, в отечественной литературе научное понимание данного социально-экономического явления трактуется как: 1) экономическая категория- 2) метод хозяйствования- 3) тип экономического мышления и поведения- 4) образ жизни- 5) профессия- 6) призвание- 7) фактор производства- 8) явление культуры- 9) инструмент социального преобразования- 10) система нравственно-этических ценностей и т. д. (58,65,99).

3. Отсутствует четкое разграничение понятий предпринимательская деятельность с другими пограничными с ним понятиями. Например, у А. Хоскинга в «Курсе предпринимательства» предпринимательская деятельность отождествляется с бизнесом, а предприниматель — с юридическим и физическим лицами, занимающимися любыми видами бизнеса (124, С.8). В отечественных законодательных актах, в частности, в Гражданском Кодексе, предпринимательство также отождествляется с бизнесом вообще (30, С.8). Такое толкование в из7 вестной мере способствует развитию псевдопредпринимательства в российской действительности в настоящее время.

В связи с вышеизложенным, выявление философских оснований предпринимательской деятельности, по мнению автора, позволит, с одной стороны, дополнить основательные разработки экономической науки, с другой, — глубже осмыслить самое природу данного явления во всех его проявлениях в реальной практике хозяйствования. Философский анализ предпринимательской деятельности позволит осознать и раскрыть ее сущность как особого вида экономической деятельности. Последнее, в свою очередь, не мыслимо без выявления и анализа онтологических оснований предпринимательской деятельности.

Вышеназванные моменты обусловили постановку цели и задач данного исследования.

Цель данного исследования заключается в выявлении и анализе онтологических оснований предпринимательской деятельности. В соответствии с поставленной целью в ходе исследования решаются следующие задачи:

— определение сущности предпринимательской деятельности как сложноор-ганизованной системы;

— выявление внутренних и внешних оснований функционирования предпринимательской системы;

— исторический анализ становления и развития предпринимательской деятельности;

— исследование определяющих аспектов предпринимательской деятельности сквозь призму субъектно-объектных отношений;

— анализ противоречивости оснований предпринимательской деятельности как источника ее функционирования и развития.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологическими и теоретическими основами данного диссертационного исследования выступают важнейшие принципы диалектики, в частности, принцип противоречивости бытия и его развития, принцип системности, принцип восхождения 8 от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического в научном познании. Они позволили автору осуществить исследование предпринимательской деятельности как многомерного, многоаспектного и в то же время целостного образования.

В решении поставленных задач исследования используются методы системно-структурного и функционального анализа.

В работе используются теоретические и концептуальные разработки отечественных и зарубежных исследователей в области деятельности, предпринимательской деятельности.

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту, заключаются в следующем:

— впервые предпринимательская деятельность рассматривается с позиций системного анализа в единстве предметного, функционального и исторического подходов;

— обоснована ограниченность понимания предпринимательской деятельности при абсолютизации как сугубо субъективных, так и сугубо объективных ее сторон;

— впервые вскрыты и проанализированы определяющие аспекты предпринимательской деятельности в структуре субъектно-объектных отношений, что способствовало выявлению сущности исследуемого явления как сложнооргани-зованной системы;

— автором определены сущностные противоречия подлинно предпринимательской деятельностипроанализирована диалектика взаимосвязи опредмечивания и распредмечивания, свободы и необходимости, индивидуального и общественного в функционировании предпринимательской системы;

— предложено развернутое оригинальное определение предпринимательской деятельности, раскрывающее самое сущность этого особого вида деятельности, благодаря чему преодолевается ограниченность конкретно-экономических трактовок данного явления. 9.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Проведенный философский анализ онтологических оснований предпринимательской деятельности позволяет преодолеть ограниченность экономического подхода в изучении предпринимательства, заложить основы новой парадигмы исследования, в которой предпринимательская деятельность представляет собой сложно-организованную, саморазвивающуюся систему. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для дальнейшего развития теории предпринимательства в научной и педагогической работе, в базовых философских и экономических курсах, а также при подготовке специальных курсов по философским и экономическим проблемам, в частности, по философии предпринимательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе вышеизложенного, на наш взгляд, можно сделать следующие выводы.

Предметный, функциональный и исторический анализ предпринимательской деятельности позволяет считать, что предпринимательство есть деятельность, обладающая системностью. Это система противоречивой взаимосвязи субъективной и объективной сторон деятельности. Специфика предпринимательства, как особого вида экономической деятельности, обусловлена единством личного, экономического и организационно-управленческого моментов данной деятельности.

В связи с этим, мы понимаем предпринимательство как целенаправленную деятельность субъекта, осуществляющего новые комбинации факторов производства в рамках организуемого и управляемого им предприятия на инновационной основе, хозяйственном риске, экономической ответственности за конечные результаты с целью получения предпринимательского дохода.

В качестве субъекта предпринимательской деятельности рассмотрены индивид, социальная группа и общество с регулируемой рыночной экономикой. Объект, на который направлена экономическая активность субъекта, представляет собой товары и услуги рыночной новизны, производимые и предлагаемые обществу.

Предпринимательство как явление (процесс) выступает в качестве важнейшего источника экономического развития. Его логический вектор направлен от выяснения общих хозяйственных условий, общего политического и культурно-исторического фона к вычленению организационно-хозяйственных ролей, стратегий — содержанию особой предпринимательской функции, необходимой для успешного хозяйственного развития.

Основная функция предпринимательства состоит в постоянном реформировании процесса производства и распределения товаров путем использования.

146 разнообразных возможностей для выпуска новых или старых (но новым способом) товаров и услуг, открытия новых источников сырья, рынков сбыта, различных новшеств организации производства и обеспечения на этой основе поступательного развития общества.

Возможность и необходимость проявления экономической активности в форме предпринимательства возникает только в определенной исторической ситуации, складывающейся в результате взаимодействия всех факторов существования и развития общества.

Анализ определяющих аспектов предпринимательской деятельности позволил автору выделить и раскрыть характеристики преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной и коммуникативной ее сторон через призму субъектно-объектных отношений. В исследовании показано, что в реальности анализируемые аспекты предпринимательской деятельности выступают в разнообразных формах сцепления, скрещения, взаимодействия, образуя единую, целостную систему. На основе этого, мы предлагаем развернутую системную характеристику исследуемого явления.

Предпринимательство есть сложная деятельностная система, где процесс создания общественных полезностей направлен на извлечение предпринимательского дохода, где эффективная преобразовательная деятельность невозможна без соответствующих знаний и системы ценностных ориентаций, согласовывающей частные интересы субъекта деятельности с общественными. Общение выступает необходимым условием реализации предпринимательской идеи, впоследствии принимающей материализованную форму.

Анализ противоречивости оснований предпринимательской деятельности позволил автору выявить источник ее функционирования и развития. Анализ диалектики взаимосвязей опредмечивания и распредмечивания, свободы и необходимости, индивидуального и общественного в функционировании предпринимательской системы дает основание сформулировать определение сущности предпринимательской деятельности.

Под предпринимательством мы понимаем необходимо свободную, инновационную, предметную деятельность индивида, социальной группы, общества, направленную на преобразование экономики в соответствии с общественным должным.

Системный анализ предпринимательской деятельности, а также анализ ее противоречивости позволяют сформулировать заключительное, развернутое определение этой деятельности, которое, по мнению автора, преодолевает ограниченность конкретно-экономических трактовок рассматриваемого явления.

Предпринимательство — это необходимо свободная, инновационная, эффективная деятельность, направленная на преобразование экономики в соответствии с общественным должным. Это сложная деятельностная система, где процесс создания общественных полезностей направлен на извлечение предпринимательского дохода, что невозможно без соответствующих знаний и системы ценностных ориентаций. Необходимым условием реализации предпринимательской идеи, впоследствии принимающей материализованную форму выступает коммуникативность (общение).

Предпринимательская деятельность есть сложнейшее комплексное явление. Исчерпать все конкретное ее многообразие невозможно в рамках одного научного исследования. Исходя из этого, на наш взгляд, дальнейшее научное исследование следует вести в следующих направлениях:

— выявление сущностных связей предпринимательской деятельности с другими видами деятельности;

— определение статуса предпринимательской деятельности среди видов экономической деятельности;

— раскрытие роли и места предпринимательской деятельности в становлении и развитии общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Диалектика социалистической экономики.-М., 1981.
  2. B.C. Предпринимательская функция в экономической системе.-М., 1990.
  3. B.C. Человек в зеркале экономической теории.-М., 1993.
  4. А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры.-М., 1991.
  5. Ю.П. Содержание и структура общественных отношений /под ред. В. А. Демичева.-Саратов, 1985.
  6. И. Стратегическое управление.-М., 1989.
  7. Г. С. Общество, познание, практика.-М., 1988.
  8. В.Г. Обеспечение рациональности государственного управления,-М., 1990.
  9. С.А. Социальные источники предпринимательства /Социальные ориентиры изменяющегося общества.-М., 1992.
  10. Ю.Бартенев С. А. Экономические теории и школы.-М., 1996.
  11. Г. С. Противоречие как категория диалектической логики.- М, 1963.
  12. Г. С. Неисчерпанные возможности и границы применимости категории деятельности / Деятельность: теории, методология, проблемы.-М., 1990.
  13. Бизнес и государство: согласование социально-экономических интересов (Тезисы докладов конференций) / под ред. A.A. Иголкина, В. Н. Миронина.-М., 1991.149
  14. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М., 1973.
  15. М. Экономическая мысль в ретроспективе.-М., 1994.
  16. С., Певзнер Я. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления.-М., 1991.
  17. Ф. Игры обмена.-М., 1988.
  18. К. Представление о человеке и концепция социума: два подхода к пониманию общества // THESIS.-№ 1.-Bbin.3.
  19. A.B. Деятельность субъекта и психическая деятельность / Деятельность: теории, методология, проблемы.-М., 1990.
  20. Л.П. Человек: деятельность и общение.-М., 1978.
  21. С.Н. Очерки по истории экономических учений. Вып.1.-М., 1918.
  22. М. Избранные произведения.-М., 1990.
  23. П.Х. Предприниматель: его экономическая функция и общественно-политическая ответственность.-Минск, 1992.
  24. Г. Что и как нужно делать, чтобы стать предпринимателем.-Минск, 1992.
  25. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер.-М., 1991.
  26. Гегель. Труды разных лет.-М., 1951.
  27. Г. К. Предприниматель.-М., 1992.
  28. Е.В., Капцов А. И., Тихонравов Ю. В. Основы предпринимательст-ва.-М., 1996.
  29. В. Система советского торгового права.-Харьков, 1927.
  30. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч.1.-М.Д995.
  31. .Т. Философия о сущности человека.-М., 1973.
  32. Гэлбрейт Джон К. Экономические теории и цели общества.-М., 1979.
  33. В.Е. Грани свободы.-Львов, 1967.
  34. В.В. Теория деятельности и социальная практика. //Вопросы философии." 1996.-№ 5.150
  35. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.-М.Д995.-Т.2.
  36. М.В. К вопросу о соотношении понятий «деятельность», «активность», «поведение» // Вестник Моск. ун-та.-1975.-№ 5.
  37. О.И. Природа исторической необходимости.-Тбилиси, 1967.
  38. Д. Как создать предприятие.-Таллин, 1991.
  39. П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы.-М., 1978.
  40. Н. Развитие форм собственности на современном производстве // Мировая экономика и международные отношения.-1992.-№ 3.
  41. М.С. Человеческая деятельность.-М., 1974.
  42. З.М. Человек как философская проблема.-Тбилиси, 1970.
  43. И.Т. Деятельность и рациональность / Деятельность: теории, методология, проблемы.-М., 1990.151
  44. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег.-М., 1978.
  45. В.Ж. Деятельность и общественные отношения / Деятельность: теории, методология, проблемы.-М., 1990.
  46. Ю., Осипенко О. В тени «теневой экономики» // Молодой коммунист.- 1989.-№ 7.
  47. П. Этическая экономика как синтез экономической и этической теорий // Вопросы философии.-1996.-№ 8.
  48. А.И. Коллективная собственность и коллективное предпринима-тельство.-М., 1993.
  49. В. Феномен предпринимательства // Российский экономический журнал.-1992.-№ 4.
  50. М.А. Отражение, деятельность, познанеие.-М., 1979.
  51. В.Н. История экономических учений.-М., 1997.
  52. Ф. Основы маркетинга.-М., 1991.
  53. В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII-начала XX века . М, 1989.
  54. Е.И., Логунова Л. Б. Мировоззрение, познание, практика.-М., 1989.
  55. М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада.-М., 1992.
  56. Курс экономической теории /под ред. М. Н. Чепурина.-Киров, 1995.
  57. В.И. Полное собрание сочинений т.29, т.42.
  58. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М., 1975.
  59. А.Н. Избранные психологические произведения.-М., 1983.
  60. Е.М. Введение в историю экономической мысли.-М., 1996.
  61. Э.С. Теория культуры и современная наука: / Логико-методологический анализ.-М., 1983.
  62. Д. Человеческий фактор и производство // Социологические исследования.-1 995 .-№ 1.
  63. К., Энгельс Ф. Из ранних произведений.-М., 1956.152
  64. К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд.-М., 1995.-т.1,т.2,т.3,т.13,т.18,т.20,т.21,т.23,т.25,т.26,т.46.
  65. А. Принципы экономической науки. В 3-х т.-М., 1980−1981.
  66. Материалистическая диалектика. М: Мысль, 1991, т. 1.
  67. Мелкий бизнес в Западной Европе.-М., 1991.
  68. М.Х. Основы менеджмента.-М., 1992.
  69. Многообразие интересов и институты власти (Материалы международной теоретической конференции социологов. Москва, 15−16 июня 1993 г.).-М., 1994.
  70. Моральные ценности и личность / под ред. А. И. Титаренко, Б.О. Николаиче-ва.-М., 1994.
  71. М., Филимонов Э. Религиозный фактор в формировании экономики // Предпринимательство. Политика. Наука.-1996.-№ 1.
  72. Ф. Риск, неопределенность и прибыль.-М., 1984.
  73. Е. Фирма в рыночной экономике. Предпринимательство и предприниматели // Российский экономический журнал.-1993.-№ 8.
  74. А.Л. Деятельность, поведение, творчество / Деятельность: теории, методология, проблемы.-М., 1990.84.0гурцов А.П., Юдин Э. Г. Деятельность // Философский энциклопедический словарь.-М.Д997.
  75. С.И., Шведова И. Ю. Толковый словарь русского языка.-М., 1993.
  76. Основы предпринимательства. Экономика и организация рыночного хозяйства /под ред. Б. К. Злобина.-М., 1993.
  77. Д.И. Формирование интересов // Вестник Моск. ун-та.-1994.-№ 6.
  78. С.П. Социал-демократическая модель общественных отношений // Мировая экономика и международные отношения.-1991.-№ 5.
  79. Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления /опыт лучших компаний.-М., 1986.153
  80. Д.Н. Этика и экономика // Вестник Моск. ун-та.-1992.-№ 2.
  81. П. Д. Савченко В.Е. Проблема определения экономической сущности и содержания предпринимательства // Вестник Моск. ун-та.-1996.-№ 2.
  82. К. Открытое общество и его враги.-М., 1992.-т.1.
  83. Производство как общественный прогресс: актуальные проблемы теории и практики.-М., 1986.
  84. В.В. О некоторых чертах нормативного поведения новых российских предпринимателей // Мировая экономика и международные отношения.-1994.-№ 4.
  85. В.В. Подходы к изучению человека в социальной теории //Российский экономический журнал.-1994.-№ 8.
  86. В.В. Предприниматели о проблемах хозяйствования // Экономика и организация промышленного производства.-1994.-№ 1.
  87. В.В. Российские предприниматели: кто они? // Вестник статистики.-1993 .-№ 9.
  88. Р. Культура предпринимательства.-М., 1992. 118
  89. В. Феномен предпринимательства // Российский экономический журнал.-1995 .-№ 9.
  90. В.Н. Категориальный контекст деятельностного подхода / Деятельность: теории, методология, проблемы.-М., 1990.
  91. В.Н. Основание общей теории систем.-М., 1974.
  92. Смешанная экономика: формирование и управление.-М., 1994.
  93. А. Исследование о природе и причинах богатства народов.-М., 1993.
  94. А. Теория нравственных чувств.-СПб., 1868.
  95. Современный менеджмент: принципы и правила.-М., 1992.
  96. П.А. Человек. Цивилизация. Общество.-М., 1992.
  97. А.Г. Основы философии. Учебное пособие.-М., 1988.154
  98. Е. Предпринимательство и право // Коммерческий вестник.-1994.-№ 1.
  99. В.А. История российского предпринимательства.-Ростов-на-Дону, 1997.
  100. Сэй Ж.-Б. Трактат политической экономии.-М., 1896.
  101. Сэндидж, Фрайбургер, Ротцелл. Реклама: теория и практика.-М., 1991.
  102. В.В. Роль организационной культуры в предпринимательской деятельности/ Проблемы управления трудовыми ресурсами на современном этапе.-СПб., 1994.-Ч.1.
  103. Тысяча лет российского предпринимательства: из истории купеческих родов.-М., 1995.
  104. Д. Психологические исследования.-М., 1966.
  105. JI. Торговец XVI столетия /Февр JT. Бои за историю.-М., 1991.
  106. В.П. Познание человека как диалектический процесс.-Воронеж, 1979.
  107. Философский энциклопедический словарь.-М., 1997.
  108. С. Государственное регулирование в современной смешанной экономике // Вопросы экономики.-1994.-№ 11.
  109. Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения.-1989.-№ 12.
  110. Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма.-М., 1992.
  111. P.O. Современный рынок. Правила игры.-М., 1995.
  112. у. Экономика и моральные ценности // Общественные науки и со-временность.-1998.-№ 4.
  113. Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха / Вып. 1. Предприниматель и предпринимательство.-М., 1992.
  114. А. Курс предпринимательства.-М., 1993.
  115. М. Инновации на предприятиях и их внедрение.-М., 1992.155
  116. А.Ю. Предпринимательский класс в возрождающейся России // Мир России.-№ 11 .-1993.-т. 1.
  117. Г. П. Предприниматель кто он?-М., 1992.
  118. B.C. Проблемы разработки понятия деятельности как философской категории / Деятельность: теории, методология, проблемы.-М., 1990.
  119. П.Н. Возможна ли этика бизнеса // Общественные науки и современность.-1997.-№ 6.W
  120. И. Теория экономического развития.-М., 1982.
  121. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия.-М.Д979.-Т.З.
  122. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности.-М., 1978.
  123. В. Юридическая личность государственного производственного предприятия.-Свердловск, 1973.
  124. Aldrich Н., Zimmer С. Entrepreneurship Through Social Networks/ Sexton P., Smilor R.(eds) The Art and Science of Entrepreneurship.-Cambridge (MS), 1986.
  125. Berthy G. Vivela propriete, 1984.
  126. Brockhaus R.H. The Psychology of the Entrepreneur /Kent C.A. et. al.(eds) Encyclopedia of Entrepreneurship .- New Jersey: Prentice-Hall. University Press, 1982.
  127. Drucker P. Enterpreneurship and innovation.-N.Y., 1995.
  128. Durkheim E. Les formes Elementaries de la vie re ligieuse.-Paris.-1912.
  129. Fridman.M. The Social Responsibility of Busness is to Increase its Protist.-In:Business Ethics: Readings and «Cases in Corporate Morality Ed.W.M. Holfman and Y.M.Moor. -N.Y, 1990.
  130. Hebert R. Link A. N. The Entrepreneur: Mainstream Views and Radical Critiques.- New York.- 1988.
  131. Kets de Vries M.F.R. The Entrepreneurial Personality: A Person at the Cross roads// The Journal of Management Studies.-February, 1977.
  132. Kirchhoff B. Entrepreneurship and Dynamic Capitalism. We stport, Conn: Praeger, 1994.156
  133. Knight F. Risk. Uncertainty and Profit.-New York.-1921.
  134. McClelland D. Achievement Motivation can be develop// Harvard Business Review.-November-Desember, 1965.-№ 43.
  135. McClelland D. Business Drive and National Achievement // Harvard Business Review.-July-August, 1962.-№ 40.
  136. McClelland D. The Achieving Society .-New Jersey.-1961.
  137. McClelland D.C. The Achieving Society.-Princeton^New Jersey: Preseton Englewood Cliffs, 1982.
  138. Philinski P. Le secteur public elergi // Analyses of Documents Economiques de la C.G.T.-1982.-№ 1.
  139. Shapero A., Sokol L. The Social Dimensions of Entrepre-neu-rship/ Kent C.A. et.al. Encyclopedia of Entrepreneurship, 1974.
  140. Weber M. Gesammelte aufsatze zur Religions-soziologie.-Tubingen.-1922.-Bd.l.
Заполнить форму текущей работой