Социальная и правовая защита вынужденных переселенцев
Сложность проблемы социальной адаптации беженцев и вынужденных переселенцев требует системного подхода к своему решению с участием как федеральных органов государственной власти, так и региональных. Причем, поскольку вынужденные мигранты интегрируются в местное сообщество, региональный социум, постольку региональные органы власти несут большую ответственность за социальную адаптацию беженцев… Читать ещё >
Социальная и правовая защита вынужденных переселенцев (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение
1. Понятие «беженец» и «вынужденный переселенец»
2. Социальная проблема беженцев и вынужденных переселенцев
3. Социальная работа с беженцами и вынужденными переселенцами в России
4. Адаптация беженцев и вынужденных переселенцев Заключение Список использованной литературы
В условиях интенсивной политической ситуации в мире, проблема беженцев является одной из самых актуальных. Несмотря на то, что существуют специализированные центры психолого-педагогической помощи беженцам, многие из них остаются один на один со всеми своими проблемами в чужой стране. Получается так, что каждый вынужден сам приспосабливаться к изменившимся условиям и учиться жить в новой среде, которая далеко не всегда приветлива.
Все беженцы, независимо от их национальности, возраста, половой принадлежности и вероисповедания испытывают огромное психологическое потрясение. Основания вынужденного переселения могут быть различными, но зачастую это трудные условия: военные действия, вооружённые конфликты, национальные гонения, природные катаклизмы. Все вышеперечисленные ситуации уже сами по себе являются травматичными, а если еще к ним добавить момент переезда в другую национально-культурную среду, то здесь мы получим целый комплекс из социальной дезадаптации, психо-эмоционального напряжения и сильного стресса.
Наличие языкового барьера, «культурный шок» и существенные различия в бытовой повседневной жизни вынуждают беженцев пополнять все свои внутренние силы и резервы. А если еще брать в учет то, что многие беженцы оказываются в изоляции от родных, друзей и близких, то становится явным тот факт, что необходимые силы и резервы быстро истощаются. Здесь возникает чувство оторванности и ощущение одиночества, ненужности.
В России в настоящее время создана эффективная и целостная система социальной и правовой защиты вынужденных переселенцев. В соответствии с ней сегодня государство принимает различные меры по созданию благоустроенной жизни для беженцев после того, как их статус считается признанным.
1. Понятие «беженец» и «вынужденный переселенец»
Термин «беженцы», как сказано в БСЭ, впервые появился в международном праве после 1-й мировой войны 1914;18 для обозначения лиц, которые во время войны покинули находящиеся под угрозой занятия или занятые неприятелем территории или были высланы с этих территорий по распоряжению военных или гражданских властей. В период 2-й мировой войны 1939 — 1945 гг., в результате насильственного угона фашистской Германией с оккупированных ею территорий миллионов людей в другие страны для принудительного труда, возникла категория т. н. перемещенных лиц. После войны проблема беженцев и перемещенных лиц встала особо остро, т.к. возник вопрос о скорейшем возвращении на родину этих лиц.
Беженец — по законодательству РФ — прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.
Вынужденный переселенец — гражданин российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка, а также гражданин иностранного государства, покинувший место жительства на территории РФ по обстоятельствам, указанным выше.
Понятие «вынужденный переселенец» отличается от понятия «беженец» еще и тем, что к первым относятся жертвы не только дискриминации и преследований, но и массовых беспорядков в покинутых ими регионах, поэтому статус вынужденных переселенцев получают, например, жители Чеченской Республики, покинувшие ее в период военных действий, независимо от того, подвергались ли они лично национальной, политической или иной дискриминации.
2. Социальная проблема беженцев и вынужденных переселенцев
Именно беженцы являются той группой риска, в недрах которой зреют проблемы, приводящие к росту количества людей без определенного места жительства. Именно беженцы, не найдя себе жилья, пополняют ряды бездомных.
Конвенция 1951 г. и Протокол 1967 г. принятые ООН, определяют беженца как «лицо, которое в силу обоснованных опасений может стать жертвой преследований по признаку расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе иди политических убеждении, находится вне страны своей желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений или. не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнею места жительства в результате подобных событий, не может и не желает вернуться в нее вследствие таких опасений».
Сейчас в СНГ причин стать беженцем более чем достаточно.
По данным социологических опросов из 25 млн. русских, живущих за пределами России, около 3 млн. намерены перебраться в Российскую Федерацию.
По мнению иностранных наблюдателей, число потенциальных мигрантов из республик бывшего Союза 25 — 30 млн. человек (имеется в виду русскоязычное население).
В 1993 г. в России находилось более 320 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев, по другим данным — около 3 млн. человек. Среди сегодняшних беженцев — 80% русские. Бегут в основном высококвалифицированные кадры. Это результат не естественной, а искусственной миграции по своим масштабам и причинам. Это следствие искусственного развала СССР.
Непосредственными причинами вынужденной миграции можно считать:
1) деформацию социального самочувствия русских (русскоязычных) в бывших союзных республиках СССР;
2) политику, проводимую национально-политическими элитами в ближнем зарубежье, главная цель которой — удержание власти;
3) межнациональные конфликты, военные действия;
4) экологические катастрофы (например, Чернобыль). Бесправие, отсутствие стабильности и уверенности в личных правах и свободах толкает русскоязычное население к выезду в Россию. У возможных мигрантов в Россию есть три пути:
— вернуться в Россию;
— остаться в национальных республиках, но в юрисдикции России;
— стать гражданами национальных государств, но без потери связей с Россией.
Массовый наплыв беженцев тоже усугубляет проблему бездомности в стране.
Изначально Миграционная политика России в отношении беженцев была основана не на принципе защиты беженцев, а на защите государства от беженцев. Не замечать людей и их проблемы — основная тактика нашей власти. Наивная надежда на то, что все каким-то образом «само рассосется».
Приведенные выше цифры показывают, что по сей день сохраняются два основополагающих тезиса российской политики в отношении вынужденной миграции — это:
— полный отказ в поддержке беженцам из третьих стран и максимальное удерживание наших бывших сограждан в тех республиках, где их застал распад СССР.
Беженцы из третьих стран. Первый связан с тем, что, принимая законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», руководители государства были, кажется, искренне убеждены в невозможности притока беженцев в Россию.
3. Социальная работа с беженцами и вынужденными переселенцами в России
В России в настоящее время создана эффективная и целостная система социальной и правовой защиты вынужденных переселенцев. В соответствии с ней сегодня государство принимает различные меры по созданию благоустроенной жизни для беженцев после того, как их статус считается признанным. Все эти меры направлены, в первую очередь, на предоставление жилья, возможности трудоустройства, социальных гарантий и т. д. У многих иностранцев возникают сложности с самостоятельным поиском жилья, поэтому они размещаются в пунктах временного поселения лиц, которые ищут убежище.
Социальным педагогам и социальным работникам при работе с беженцами необходимо, в первую очередь, установить факторы и критерии их социальной адаптации в новом для них обществе.
При изучении факторов и критериев социальной адаптации беженцев акцент делается больше на оценке ценностных устремлений, жизненных ориентаций, на установлении динамики поведения на рынке труда, на выявлении их социальных предпочтений и средств самозащиты.
Как показывает практика, адаптация к новой социальной среде, новому окружению — очень болезненный и сложный для беженцев период общего процесса адаптации в новом месте, который может «затянуться» или даже вовсе не произойти по многим причинам: из-за непривычных природно-климатических условий; из-за существенных отличий от местного населения — в религии, менталитете, традициях и обычаях, а также по психологическим причинам.
Социальная работа в этом случае должна быть единой, равнодоступной, многофункциональной. Формы социальной работы призваны способствовать нейтрализации подобного рода неблагоприятных факторов, которые снижают уровень социальной адаптации беженцев.
Весь комплекс методов, используемых социальными работниками и социальными педагогами в своей работе, можно разделить на теоретические и практические.
Теоретические методы социальной работы с беженцами — это, в основном, общенаучные методы (анализ, сравнение, обобщение, индукция, дедукция и другие методы), которые зачастую используются социальными работниками и педагогами в практической деятельности в неявном виде, но имеющие прямое отношение к принятию конкретных решений в определенных обстоятельствах, к поиску практических действий, адекватных этим обстоятельствам.
К практическим методам социальной работы с беженцами следует отнести совокупность специфических процедур, технологий и способов деятельности, благодаря которым осуществляется социальная работа: биографический метод, посредством которого на основе изучения личных документов (дневников, автобиографий, мемуаров) или же с помощью интервьюирования изучаются субъективные стороны вынужденного переселения. В ситуации вынужденной миграции человека интервьюирование позволяют социальному работнику выбрать самые подходящие способы получения нужной информации о клиенте, а также о социальной помощи, в которой нуждается беженец.
Важным представляется сочетание индивидуальной, групповой, семейной, общественной социальной работы. В индивидуальной работе применяется весь арсенал методов социального работника и социального педагога: психотерапевтических, психоаналитических, психологических, возрастной психологии, социометрических, консультационно-правовых, медико-социальных. В групповой работе более продуктивны методики «группы взаимопомощи», групповая психотерапия, «группы самостоятельного опыта», поддержка соседских общностей (в местах компактного проживания беженцев).
Важным аспектом решения проблемы обеспечения адаптации беженцев является также работа с детьми-беженцами, а именно формирование у них коммуникативной межкультурной компетентности.
В процессе формирования межкультурной коммуникации детей-беженцев и детей-россиян очень важно использовать эмпатический подход, учитывая специфику данной проблемы, то есть мысленное, эмоциональное и интеллектуальное проникновение во внутренний мир человека напротив с опорой на слова: «Поступай с другими так, как они поступали бы сами с собой». В психологии этот метод носит имя метода подстройки. Он заключается в том, что одному человеку нужно подстроиться к другому (партнеру) через подражание его поведению (проникнуть в обычаи, быт). Опыт, который приобретается с помощью эмпатии, — это включение в другую культуру, позволяющее глубже и лучше понять ее этнические стереотипы.
Сегодня разрабатываются и осуществляются дополнительные меры, направленные на обеспечение надлежащих условий для успешного процесса социальной адаптации беженцев.
4. Адаптация беженцев и вынужденных переселенцев
Успешная социальная адаптация вынужденных мигрантов вносит существенный вклад в развитие экономики, социальных отношений, культуры, политическую стабильность, снижает социальное напряжение в обществе, смягчает эффект депопуляции коренного населения. Концентрация беженцев и вынужденных переселенцев различается по субъектам России, однако проблема их социальной адаптации актуальна для всех регионов страны и всего российского общества.
Социальная адаптация вынужденных мигрантов определяется как установление оптимальных отношений вынужденных мигрантов с социальными институтами, группами, органами власти на территории проживания; закрепление тенденции к партнерским отношениям с другими группами, осуществляемое на основе выравнивания показателей их социального и экономического состояния; нормализация морально-психологического самочувствия мигрантов на основе испытываемого чувства принадлежности к местному сообществу, осознания и принятия разделяемых им ценностей, убеждений, норм.
Известный исследователь К. Додд выделил 4 модели поведения вынужденных переселенцев в условиях новой жизни.
1. Flight — своеобразная попытка избежать любого контакта с местным населением и его культурой. Обычно подобная модель характерна для беженцев с низким социальным и образовательным уровнем, которые переселяются группами и создают свой микромирок. Данная стратегия не является продуктивной, поскольку возникает «эффект гетто» и вытекающие из него последствия: низкий уровень жизни, высокая преступность, бедность.
2. Fight — активный перенос своей этнокультуры. Как правило, сопровождается отторжением со стороны местного населения и межэтническими конфликтами.
3. Filter — самая продуктивная модель, заключающаяся в поиске взаимного компромисса между представителями разных культур. Взаимообмен ценностями и опытом, но сохранение своих национальных особенностей.
4. Flex — пассивное слияние с представителями местного населения, отказ от своих корней и потеря духовной связи со своим народом.
Привыкнуть к другим условиям жизни сразу непросто. Как и в любой незнакомой обстановке необходимо время на адаптацию. Тем более если речь идет о таком понятии как адаптация переселенцев.
Вынужденная миграция в России — это перемещение людей, связанное с пересечением административных границ в целях получения постоянного или временного места жительства, из-за внешних обстоятельств непреодолимой силы — нарушений основных прав человека, угрожающих его жизни и не оставляющих возможности выбора вариантов.
Под социально привлекательными условиями в нашем исследовании мы понимаем условия, способствующие оптимизации процесса интеграции беженцев и вынужденных переселенцев в местное сообщество и их социальной адаптации в целом.
Сложность проблемы социальной адаптации беженцев и вынужденных переселенцев требует системного подхода к своему решению с участием как федеральных органов государственной власти, так и региональных. Причем, поскольку вынужденные мигранты интегрируются в местное сообщество, региональный социум, постольку региональные органы власти несут большую ответственность за социальную адаптацию беженцев и вынужденных переселенцев. В связи с этим разработка и реализация программы по созданию социально привлекательных условий для вынужденных мигрантов на региональном уровне будут являться значимым и необходимым звеном комплексной миграционной политики, ориентированной на перспективу социально-экономического роста страны и благоприятное социально-демографическое развитие регионов.
Установлено, что благодаря своему выгодному экономико-географическому положению, стабильной политической обстановке, однородному национальному составу (97% населения — русские), отсутствию межнациональных конфликтов, удаленности от зоны боевых действий и от криминогенных очагов, от зон стихийных бедствий и экологических катастроф в Орловской области отсутствуют причины потенциальной миграции, а, наоборот, имеются необходимые социально привлекательные условия для беженцев и вынужденных переселенцев.
Анализ миграционной статистики показал следующее. Основными «поставщиками» мигрантов являются такие бывшие республики СССР, как Украина, Казахстан, Киргизия и Узбекистан, которые мигранты покинули по следующим основным причинам: этнические, опасения за будущее детей, экономические мотивы, изоляция, оторванность от России, отсутствие перспектив, неуверенность в будущем. Что касается межрегиональной миграции, то начиная с 1998 г. она резко возросла, и основной иммиграционный поток составили беженцы и вынужденные переселенцы. Социально-демографическая структура иммигрантов в Орловскую область несколько отличается от социально-демографической структуры коренного населения: среди иммигрантов больше трудоспособных граждан, меньше русских по национальности (88% против 97%).
Сегодня проблема адаптации беженцев наиболее актуальна в связи с вынужденным переселением граждан Украины.
Президент РФ Владимир Путин подписал закон о предоставлении беженцам в России возможности работать без получения специального разрешения. Закон освобождает иностранцев, признанных беженцами или получивших временное убежище, от необходимости получать разрешение для осуществления трудовой деятельности в России.
В вопросе трудоустройства они практически приравнены к россиянам, исключение составляют только те должности и профессии, где не допускается работа иностранных граждан.
Тема адаптации людей, получивших статус беженца, стала наиболее актуальной в 2014 году. В связи с тяжелой политической обстановкой на Украине, число обращений за убежищем в России от граждан этой страны резко возросло: с пяти обращений в прошлом году до 2,6 тысячи за март — май 2014 года.
При адаптации беженцев из Украины Россией предлагается пройти следующие процедуры.
Для подачи документов в ФМС на оформление разрешения на работу, разрешения на временное проживание, вида на жительство беженцы обязаны пройти медицинскую комиссию и получить медицинское заключение.
Правила прохождения медицинской комиссии:
медицинское освидетельствование происходит на добровольной, платной основе;
иностранный гражданин, обратившийся с целью освидетельствования, обязан предъявить паспорт, уведомление о постановке на миграционный учет. Если у иностранного гражданина отсутствует уведомление о постановке на миграционный учет на территории города или области, то он в письменной форме предоставляет достоверную информацию о месте проживания;
иностранный гражданин обязан пройти все медицинские обследования и осмотр врачей;
при прохождении обследования необходимо предоставлять достоверную информацию о состоянии своего здоровья, перенесенных и имеющихся заболеваниях;
если иностранный гражданин не владеет русским языком, он должен явиться в сопровождении переводчика либо обратиться за услугой к переводчикам «Единого миграционного центра»;
в случае выявления заболевания, указанного в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 02.04.03 № 188 (а именно: ВИЧ, лепра, туберкулез, сифилис, хламидийная лимфогранулема (венерическая), шанкроид), освидетельствуемый обязан обратиться в профильное учреждение здравоохранения для дообследования и лечения;
при выявлении заболеваний, указанных в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 02.04.03 № 188, сумма, уплаченная за прохождение освидетельствования, не возвращается.
Граждане Украины, прибывающие в город, получают бесплатную медицинскую помощь в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента.
Скорая, в том числе скорая специализированная медицинская помощь при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, также оказывается бесплатно.
Для получения скорой медицинской помощи гражданам Украины необходимо обратиться по телефону «03».
При состояниях (острых заболеваниях или обострении хронических заболеваний), не представляющих угрозу жизни пациента, граждане Украины могут, предъявив паспорт и миграционную карту, обратиться в районную поликлинику, женскую консультацию или диспансер по месту жительства (фактического проживания) для амбулаторного лечения или вызвать врача на дом из поликлиники по телефону квартирной помощи.
Беременные женщины для дородового наблюдения могут обратиться в женскую консультацию по месту временного проживания.
Обязательному медицинскому страхованию (ОМС) в России подлежат иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с федеральным законом «О беженцах».
Граждане Украины вправе обратиться за полисом ОМС лично либо через своего законного представителя в пункт выдачи полисов страховой медицинской организации, осуществляющей обязательное медицинское страхование в городе.
Документы, необходимые для получения полиса ОМС иностранным гражданам и лицам без гражданства (предоставляются оригиналы):
паспорт иностранного гражданина либо иной документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства;
вид на жительство (постоянно проживающим);
разрешение на временное проживание (временно проживающим);
удостоверение беженца;
свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем;
копия жалобы на решение о лишении статуса беженца в Федеральную миграционную службу с отметкой о ее приеме к рассмотрению;
свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ.
Право на обязательное медицинское страхование сохраняется на период действия указанных документов.
Право подать заявление на прием ребенка в детский сад или школу имеют родители несовершеннолетних детей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а также временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.
При подаче заявления родитель (законный представитель) предъявляет паспорт, документы, подтверждающие статус законного представителя ребенка. Лицо, осуществляющее прием заявления, копирует представленные документы, заверяет копии, после чего оригиналы документов возвращает родителю (законному представителю) ребенка.
Граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие на Украине и вернувшиеся в Россию, имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в полном объеме.
У граждан Украины право на пенсионное обеспечение возникает при постоянном проживании на территории России, подтверждаемым видом на жительство, выдаваемым территориальными органами ФМС России.
Лица, получившие в России статус беженца, право на пенсионное обеспечение имеют наравне с гражданами Российской Федерации на период действия статуса беженца.
На лиц из числа иностранных граждан, которым предоставлено временное убежище, право на пенсионное обеспечение не распространяется.
Для назначения российской пенсии гражданами, прибывшими с территории Украины, представляются следующие документы:
документ, удостоверяющий личность:
для иностранных граждан — вид на жительство,
для граждан Российской Федерации — паспорт гражданина Российской Федерации,
для беженцев — удостоверение беженца;
о нетрудоспособных членах семьи;
об установлении инвалидности;
о смерти кормильца (кормильцев) и родственных с ним отношениях;
документы о стаже, о среднемесячном заработке за любые 60 месяцев работы подряд до 01.01.2002;
пенсионное дело и сведения о прекращении выплаты пенсии на территории Украины, подтверждаемые органом, осуществляющим пенсионное обеспечение по прежнему месту жительства. В случае, если такие сведения о прекращении выплаты пенсии в Украине отсутствуют, гражданин, обращающийся за назначением российской пенсии, дополнительно оформляет заявление, в котором самостоятельно указывает сведения о сроках прекращения выплаты пенсии на Украине и обязуется при поступлении соответствующих сведений выплатить переполученные суммы пенсии, если такие факты будут установлены (для пенсионеров, получавших пенсию на Украине).
В случае, если гражданин не может представить документы о стаже и заработке, пенсионное дело из Пенсионного фонда Украины, ему по достижении возраста (60 лет женщинами, 65 — мужчинами) может быть назначена социальная пенсия по старости при условии подтверждения постоянного проживания на территории России или наличия статуса беженца.
Также граждане, имеющие вид на жительство или статус беженца, могут обратиться за назначением пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца независимо от возраста.
Для назначения пенсии по инвалидности необходимо представить документ об установлении инвалидности (либо пройти специальное медицинское освидетельствование на территории России, если документ об инвалидности утрачен).
Для назначения пенсии по случаю потери кормильца необходимо представить документы, подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем, документ о смерти кормильца.
Справка: размер социальной пенсии в России с 1 апреля 2014 года. Размеры приведены по состоянию на 01.02.2015:
инвалидам с детства I группы, детям-инвалидам — 10 376,86 руб.;
инвалидам I группы, инвалидам с детства II группы, детям, потерявшим обоих родителей (детям одинокой матери) — 8647,51 руб.;
инвалидам II группы, детям, потерявшим одного родителя, мужчинам по достижении 65 лет, женщинам по достижении 60 лет — 4323,74 руб.;
инвалидам III группы — 3675,20 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
беженец вынужденный переселенец адаптация
Следует отметить, что в целом правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации, определенный законодательством РФ, позволяет лицам, обладающим или желающим обладать данным статусом, реализовать весь комплекс прав человека и гражданина, закрепленный в Конституции РФ и международных договорах РФ.
Сложившаяся в России в последние годы напряженная ситуация, связанная с массовым притоком вынужденных мигрантов, развивается на фоне сложной и неблагоприятной социально-экономической обстановки. Многие семьи беженцев и вынужденных переселенцев имеют несовершеннолетних детей, причем более одной трети этих семей составляют неполные и многодетные семьи. Такие семьи, лишившиеся привычного образа жизни и воспитывающие детей в крайне стесненных финансовых и материальных условиях, при отсутствии постоянного жилья и работы, чрезвычайно уязвимы. Эти проблемы нашли отражение в Федеральной целевой программе «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев». Содержание этой программы соответствует общему смыслу государственной политики в интересах детей и согласуется с основными положениями Конвенции ООН о правах ребенка.
1. Витковская, Г. С. Вынужденная миграция: проблемы и перспективы: Монография / Г. С. Витковская. — М.: АСТ, 2012. — 429 с.
2. Дьяков, А. А. Межнациональные конфликты и проблемы беженцев / А. А. Дьяков // Этоносоциология. — 2014. — № 4. — С. 15−21.
3. Лебедева, Н. М. Социальная психология этнических миграций: Монография / Н. М. Лебедева. — М.: Социс, 2013. — 355 с.
4. Хохлов, А. А. Социальная работа с мигрантами: Монография / А. А. Хохлов. — М.: АСТ, 2012. — 396 с.
5. Юдина, Т. Н. Социология миграции: Монография / Т. Н. Юдина. — М.: Академический Проект, 2011. — 388 с.