Современная организация технологического процесса по расчету с покупателями в магазинах
Если говорить о производственных условиях труда, то можно выделить следующее: применяется оптимизация режимов труда и отдыха, современное оборудование с минимальным шумовым воздействием. Так же, большое внимание оказывает температура, влажность и скорость движения воздуха на рабочем месте. На ОАО «Детский мир» значения этих факторов соответствуют санитарно — гигиеническим нормам: влажность… Читать ещё >
Современная организация технологического процесса по расчету с покупателями в магазинах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Российский экономический университет» им. Плеханова Кафедра торговое дело Курсовая работа по дисциплине: Технологии, техническое оснащение и проектирование предприятий отрасли на тему: Современная организация технологического процесса по расчету с покупателями в магазинах Исполнитель:
Шеин Владислав Николаевич Пермь 2014
Оглавление Введение
1. Общая характеристика торгового предприятия
1.1 Анализ месторасположения торгового предприятия
1.2 Организационно-правовая характеристика предприятия
1.3 Формирование ассортимента
2. Особенности устройства и технологическая планировка магазина
2.1 Устройство и технологическая планировка магазина
2.2 Тип магазина и его специализация
3. Торгово-технологическое оборудование магазина
3.1 Мебель для торговых залов магазина
3.2 Торговый инвентарь
3.3 Контрольно-кассовое оборудование
4. Организация торгово-технологического процесса в магазине
4.1 Содержание торгово-технологического процесса
4.2 Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров
4.3 Цель и задачи хранения товаров, факторы, влияющие на хранение товаров
4.4 Технология подготовки и выкладки товаров в торговом зале
4.5 Современная организация технологического процесса по расчету с покупателями в магазинах
5. Организация труда работников в магазине
5.1 Организационная структура управления торговым предприятием
5.2 Функции и обязанности работников ОАО «Детский мир»
5.3 Организация рабочего места в ОАО «Детский мир»
6. Фирменный стиль и организация рекламы Выводы и предложения Список использованной литературы
Введение
В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля.
Розничная торговля — это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продажи в розничных торговых предприятиях в отличии от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.
Торговое обслуживание населения предполагает наличие специально устроенных и оборудованных помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учета потребительских запросов покупателей, умения предложить и продать товар каждому конкретному человеку.
Развитие розничной торговли нуждается в создании специальных служб по изучению и прогнозированию потребительского спроса, формированию оптимального ассортимента товаров, анализу и определению прогрессивных форм и методов розничной торговли на уровне региона, края, области, района при неукоснительной поддержке государственных и муниципальных органов власти в целях контроля за ходом розничной торговли, разработки новых видов изделий и товаров.
Правильная организация коммерческой работы в рамках розничной торговли способствует росту товарооборота, достаточно полному удовлетворению совокупного спроса населения и получению коммерческого успеха. Среди новых методов продажи, включающих совокупность приемов и способов реализации товаров, на первый план выступают самообслуживание, обслуживание через прилавок, по образцам с открытой выкладкой и по предварительным заказам.
Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров является функцией торгового предприятия, которое осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета. Розничные торговые предприятия в условиях функционирования рыночной экономики представляют собой самостоятельное звено торговлей и сферой услуг.
На качество торгового обслуживания существенное влияние оказывают операции с товарами до предложения их покупателям. Технология и организация приемки товаров по количеству и качеству оказывает непосредственное влияние на качество обслуживания покупателей, что является крайне актуальным вопросом на сегодняшний день.
Целью данной работы является анализ организации торгово-технологического процесса в магазине, значение, роль, а также оценка его эффективности в коммерческой деятельности.
Объектом исследования выбран магазин розничной торговли ООО «Детский мир».
Для реализации поставленной цели в работе реализуем следующие задачи:
1. изучить управление торгово-технологическим процессом;
2. проанализировать материально-техническую базу предприятия;
3. изучить показатели эффективности работы исследуемого предприятия;
4. отразить хранение товаров в магазине, изучить цель и задачи хранения товаров, факторы, влияющие на хранение товаров;
5. охарактеризовать способы хранения товаров;
6. охарактеризовать технологию подготовки и выкладки товаров в торговом зале;
7. охарактеризовать технологическую планировку его помещений;
8. выявить требования и принципы торгово-технологического процесса в магазине;
9. изучить современную организацию технологического процесса по расчету с покупателями в магазинах.
Материалом для написания курсовой работы послужили данные годовых отчетов магазина, труды ученых по данной проблеме, а также собственные наблюдения и исследования.
1. Общая характеристика торгового предприятия
1.1 Анализ месторасположения торгового предприятия Проанализируем деятельность магазина детских товаров ОАО Детский мир — Пермь.
Место расположение магазина ОАО «Детский мир — Пермь» расположен в центре города, по адресу город Пермь, ул. Революции, д. 13, ТРЦ «Семья». Время работы — ежедневно с 10:00 до 22:00. ИНН 7 729 355 029 ОГРН 1 027 700 047 100.
Группа компаний «Детский мир» лидирует в розничной торговле товарами для детей и подростков в России. В настоящее время Группа объединяет национальную сеть магазинов «Детский мир», luxury-центр «Детская Галерея «Якиманка» и компанию «С-тойз», одного из ведущих дистрибуторов детских товаров в России. Сеть магазинов «Детский мир» состоит из 156 форматных супери гипермаркетов в 76 городах России и Казахстана. Совокупная площадь торговых объектов сети — свыше 310 тыс. кв. м. Выручка ГК «Детский мир» в 2013 году составила 20,023 млрд руб., чистая прибыль — 33 млн руб. Управляющая компания Группы — ОАО «Детский мир — Центр», основными акционерами которой являются АФК «Система» (75%-1 акция) и Сбербанк России (25%+1акция). Узнаваемый бренд с более чем полувековой историей, широчайший ассортимент и оптимальное сочетание цены и качества товаров помогают Группе удерживать лидирующие позиции на рынке.
Торговая точка ОАО Детский мир — Пермь городского значения.
Расположена в центре города, в близи главной улицы города с оживленным движением транспорта. ОАО Детский мир — Пермь расположен в престижном районе города, где имеется удобная транспортная развязка, а так же удобство для пешеходов, характеризующийся большим количеством торговых точек. ОАО Детский мир — Пермь расположен в торговом развлекательном центре.
Торгово-развлекательный комплекс «СемьЯ» — Современный торгово-развлекательный комплекс регионального значения с высоким уровнем сервиса.
Торговый центр «СемьЯ» площадью 30 тысяч кв. метров открылся в Перми в 2004 году. В январе 2008 года была открыта вторая очередь ТРК «СемьЯ» площадью 45 тысяч кв.м. На его территории открылись самая большая игровая зона в городе PLAY DAY и восьмизальный кинотеатр СИНЕМА ПАРК.
1.2 Организационно-правовая характеристика предприятия Название организации: ОАО «Детский Мир» .
Организационно-правовая форма: открытое акционерное общество.
Уставный капитал предприятия разделен на 1500 обыкновенных акций имеющих равную стоимость.
Открытое Акционерное Общество «Детский Мир», в дальнейшем именуемое «Общество», учреждено в соответствии с Уставом, частью первой Гражданского кодекса РФ, принятой Государственной Думой 21 октября 1994 г., и Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N208-ФЗ «Об акционерных обществах» .
Также предприятие является коммерческой организацией, основной целью деятельности которого является извлечение прибыли. Как юридическое лицо, предприятие самостоятельно осуществляет оперативный, бухгалтерский и статистический учет и отчетность в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке.
Общество создано без ограничения срока деятельности.
Число акционеров Общества не ограничено.
Общество является юридическим лицом и действует на основании учредительных документов Общества и действующего законодательства Российской Федерации.
Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Общество от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.
Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование Общества на любом иностранном языке. Общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированные в установленном порядке товарные знаки и другие средства визуальной идентификации.
Филиал и представительство не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденного Обществом Положения. Филиал и представительство наделяются создавшим их Обществом имуществом, которое учитывается как на их отдельных балансах, так и на балансе Общества. Руководитель филиала и руководитель представительства назначаются Обществом и действуют на основании доверенности, выданной Обществом.
Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшего их Общества. Ответственность за деятельность филиала и представительства несет создавшее их Общество.
Общество самостоятельно планирует свою хозяйственную деятельность. Основу плана составляют договоры, заключенные с потребителями продукции и услуг и поставщиками материально — технических и иных ресурсов, а также решения Общего Собрания Акционеров и Совета директоров.
Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Общество не отвечает по обязательствам своих Акционеров.
Акционеры не отвечают по обязательствам Общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Основной целью Общества является получение прибыли.
1.3 Формирование ассортимента Ассортимент ОАО «Детский мир — Центр» составляет более 50 тысяч наименований товаров, представленных в сети магазинов «Детский мир», удовлетворят потребности самых взыскательных покупателей. Магазины сети предлагают покупателям полный ассортимент товаров для детей в возрасте до 10 лет и частичный от 11 до 13, включая игрушки, одежду, обувь, детское питание, наборы для творчества, школьно-письменные, канцелярские, спортивные товары, книги, а также товары по уходу за детьми.
ОАО «Детский мир — Центр», как основной торговый оператор Группы компаний, работает с 463 поставщиками, из них 78 поставщиков игрушек, 118 — книг и канцелярских товаров, 125 — одежды, 28 — обуви и 114 — товаров для новорожденных. Среди поставщиков известные отечественные производители и российские дистрибьюторы крупнейших зарубежных фирм.
Сеть «Детский мир» ориентирована на потребителей, которые заинтересованы в приобретении качественных товаров по доступным ценам.
ОАО «Детский мир — Центр» первым среди конкурентов предпринимает шаги по созданию национальной сети магазинов детских товаров, что позволяет ему рассчитывать на сохранение лидирующих позиций на рынке в долгосрочной перспективе. Фокусирование на более полном удовлетворении потребности покупателей в качественных товарах, сервисе и во всестороннем глубоком ассортименте.
Самые крупные бренды, представленные в ОАО «Детский мир — Центр» :
Pampers; Huggies; My Little Pony; Lassie by Reima; Peg-Perego; LEGO; ELC; Zapf; Tiny Love; Philips AVENT; Romer; NERF; Staedtler; Inglesina; Moxie; FurReal Friends; New Bright; Bright Starts; Shelcore; Sylvanian Families; Красная Звезда (Можга); Winx; Littlest Pet Shop; Maclaren; Britax; Bubchen; Dr Brown’s; Merries и др.
2. Особенности устройства и технологическая планировка магазина
2.1 Устройство и технологическая планировка магазина На сегодня ТРК «СемьЯ» — самый большой торгово-развлекательный комплекс города Перми общей площадью 82 394 кв.м.
ОАО Детский мир — Пермь занимает весь 4 этаж 1-й очереди ТРК «Семья»
ОАО Детский мир — Пермь расположен вблизи стадиона «Юность», парка ИМ. Горького, кукольного театра, театра «Оперы и балета» и прочего.
Для детального анализа месторасположения торгового предприятия ОАО Детский мир — Пермь проанализируем критерии, представленные в табл. 1.
Таблица 1 — Критерии оценки розничного торгового предприятия
Критерии оценки | Описание | |
1. Близость расположения к целевому сегменту рынка | Расположен в центре города в крупном торгово — развлекательном комплексе, с высокой проходимостью. | |
2. Наличие поблизости барьеров: | Наличие барьеров не обнаружено. | |
3. Дорожные условия | Дороги находятся на высоком уровне, подъехать можно с 4 сторон, имеются по периметру светофоры для пешеходов, так же дополнительно имеются пешеходные переходы. Пробки бывают редко. | |
4. Интенсивность дорожного движения: | .Интенсивность дорожного движения: высокая | |
5.Парковка для автомобилей: количество, качество (организованные / стихийные; наземные / подземные; открытые / закрытые; платные/бесплатные) | Для посетителей ТРК «СемьЯ» работает наземная и подземная парковка. Стоимость подземной парковки ТРК «СемьЯ» под продуктовым Гипермаркетом: — до 2 часов — бесплатно; — далее время тарифицируется из расчета 50 рублей за каждый последующий час пребывания, но не более 250 рублей за время простоя свыше 2 часов; — каждые последующие сутки тарифицируются по 250 рублей. Стоимость остальной подземной парковки ТРК «СемьЯ»: — до 3 часов — бесплатно; — далее время тарифицируется из расчета 50 рублей за каждый последующий час пребывания, но не более 250 рублей за время простоя свыше 3 часов; При въезде на подземную парковку необходимо получить парковочную карту, а при выезде вернуть ее в автомат-картоприемник. Открыта дополнительная наземная парковка с ул. Островского. Въезд на нее осуществляется через шлагбаум. | |
6.Въезд/выезд с парковки: простота, безопасность | Надземная парковка проста, не требует дополнительных действий, подземная парковка усложнена автоматами по выдаче и приему карт через автоматы — картоприемники. Весь периметр парковки оснащен камерами наружного наблюдения. | |
7. Интенсивность движения пешеходов | Интенсивность движения пешеходов высокая | |
8. Какая часть пешеходов посещает магазин | Показатель пешеходов посещающих магазин: значительный | |
9. Наличие остановок общественного транспорта (автобус, троллейбус, такси), удаленность от торговой точки | В близи ТРК Семья имеются остановки общественного транспорта автобусная, трамвайная, имеется маршрутное такси, а так же легкового такси. | |
10. Тротуары: наличие, качество, ширина | Тротуары имеются по всему периметру ТРК Семья, их ширина от 1,5 до 6 метров. | |
11. Пешеходные переходы: количество, качество (организованные/стихийные; регулируемые/ не регулируемые; наземные/подземные), | По прилегающей территории ТРК Семья имеются как регулируемые, так и не регулируемые пешеходные переходы. Регулируемые переходы, регулируются светофорами, а так же служба безопасности ТРК следящая за передвижением автотранспорта на территории ТРК в виде регулировщиков. | |
12.Видимость торговой точки. | Видимость торговой точки ОАО Детский мир — Пермь достаточно высока, во всем ТРК стоят обозначения и маршрут движения, так же в ТРК имеется яркая реклама и информационные материалы, указывающие на место расположения. | |
13. Окружающая обстановка. | ОАО Детский мир — Пермь занимает целый этаж 1-й очереди ТРК Семья, поэтому наличие рядом отделов отсутствует. | |
14. Характеристика торговых точек, находящихся рядом. | Все отделы ТРК Семья работают с 10 до 22, за исключением продуктового магазина Семья который работает с 8.00 до 24.00. Продукция, предлагаемая магазинами Детский мир, предназначена для родителей и детей от 0 до 12 лет. Здесь представлены все сферы «детской жизни»: от ползунков и бутылочек, автокресел и колясок, до развивающих игр и школьных парт. Принцип оформления залов основан на безопасности, современности, экологической чистоте и заинтересованности покупателя поэтому торговые точки, находящихся рядом не конкурируют с ОАО Детский мир в виду ограниченного ассортимента. | |
15. Соответствие архитектуры и рекламно-информационных материалов анализируемой торговой точки окружающей обстановке | ОАО Детский мир — Пермь соответствует рекламно-информационным материалам. Реклама ОАО Детский мир ведется в соответствии с требованиями о рекламной деятельности. | |
2.2 Тип магазина и его специализация ОАО «Детский Мир» относится к классификационной группе IH — магазины с универсальным ассортиментом в сфере розничных продаж товаров детского ассортимента.
Сеть магазинов «Детский мир» — это более 50 тысяч товаров для детей всех возрастов и на любой случай жизни. Здесь можно найти все — от детского питания и средств по уходу за новорожденными — до спортивного оборудования и интерактивных игр для подростков. В каждом магазине представлена модная детская одежда и обувь, интересные книжки и игрушки.
Численность работающих в ОАО «Детский мир» Пермь — 122 человека.
В магазинах сети «Детский мир» представлена только высококачественная продукция от производителей с безупречной репутацией.
Размеры торговой площади магазина составляют 5500 м2.
У ОАО «Детский Мир» имеются помещения для приема и хранения товаров и для подготовки товаров к продаже помещение для хранения товаров.
Подсобные помещения для:
· Хранение контейнеров обменного фонда, тары
· Хранение упаковочных материалов, инвентаря, спецодежды.
· Хранение уборочного инвентаря, моющих средств
· Помещение для механизированного прессования бумажных отходов
· Подсобные помещения для дополнительного обслуживания
· Подсобные помещения для питания персонала Служебные и бытовые помещения:
· Административное помещение
· Комната персонала
· Главная касса
· Помещение охраны
· Опорный пункт АСУ
· Гардеробные
· Туалеты для персонала Удельные показатели площадей неторговых помещений:
Приема хранения и подготовки товаров к продаже — 1260 м2 — норма 1100 м2
Подсобных 140 м2— норма 138 м2
Служебно-бытовых — 600 м2— норма 550 м2
Таким образом, можно сделать вывод, удельные показатели площадей неторговых помещений выше рекомендуемых, и составляют 1000 м2.
ОАО «Детский Мир» постоянно стремится и отслеживает следующие моменты:
· эффективное использование площади торгового зала при размещении торгового оборудования, обеспечивая тем самым свободное передвижение потоков покупателей;
· рациональная организация расчетных операций;
· обеспечение эффективного зонирования — распределения мест для различных товарных категорий, с тем чтобы обеспечить их максимальную экономическую эффективность. Весь ассортимент товаров представлен по группам: книги, одежда для мальчиков (по возрастным признакам), одежда для девочек (по возрастным признакам), обувь, одежда для новорожденных, товары для новорожденных, товары бытовой химии и средств индивидуальной защиты, детское питание, игрушки, и в зоне кассовых аппаратов кондитерские изделия для детей.
· создание эмоционально комфортной для покупателей обстановки, способствующей повышению числа покупок.
· Оформление интерьера магазина не навязчиво, в промежутках одежды имеются игрушки и товары первой необходимости.
3. Торгово-технологическое оборудование магазина
3.1 Мебель для торговых залов магазина Важная роль в рациональной организации торгово-оперативного процесса в магазине принадлежит торговой мебели. К ней относят: горки, прилавки, витрины, вешала, и другие изделия, необходимые для выполнения торговых операций приема, подготовки товаров к продаже, выкладки и продажи товаров.
Мебель торговых залов магазинов непродовольственных товаров, непосредственно для ОАО «Детский мир — Центр» :
Прилавки.
Горки.
Витрины.
Стенды.
Касса.
Столы для упаковки товара.
Вешала.
Банкетки для примерки обуви.
Примерочные кабины.
Подставки для крупногабаритных товаров.
3.2 Торговый инвентарь Торговый инвентарь — это различные инструменты, приспособления, устройства, приборы, применяемые в торгово-технологическом процессе.
Правильно подобранный для каждой технологической операции инвентарь создает удобства в работе персонала, повышает его производительность труда, снижаются издержки.
По назначению торговый инвентарь подразделяется на следующие основные группы: для вскрытия тары, проверки качества товаров, подготовка их к продаже, выкладки и рекламы, отпуска товаров, обслуживания покупателей, расчета с покупателями, уборки помещения, вспомогательных операций и личной гигиены, для тушения пожаров.
1. Инвентарь для вскрытия тары.
Молотки, клещи, гвоздодеры, а так же комбинированные: молоток-гвоздодер, молоток-гвоздодер-ножницы, молоток-топорик-гвоздодер; нож для вскрытия мягкой тары.
2. Инвентарь для проб качества непродовольственных товаров.
Измерительные линейки, штангенциркули, щит для проверки электроаппаратуры, приборы для проверки электробатарей, антенные устройства, лупы и др.
4. Инвентарь для обслуживания покупателей.
Тележки для покупателей, корзины для покупателей, приспособление для упаковки обоев, подставка для примерки обуви, кольцо для определения размеров головных уборов.
6. Инвентарь для расчета с покупателями.
Тарелки для денег, губочницы для смачивания пальцев, наколки для чеков, микрокалькуляторы.
7. Инвентарь для уборки помещений.
Мусоросборники, ведра, баки, щетки, совки, тазы.
8. Инвентарь для личной гигиены.
Умывальники для мытья рук, электрополотенца, баки для питьевой воды, кружки, стаканы.
3.3 Контрольно-кассовое оборудование Расчетные операции с покупателями играют важную роль в торгово-технологическом процессе любого магазина. От правильной их организации зависят затраты покупателями времени на приобретение товаров.
Расчеты с покупателями могут осуществляться путем приема денег непосредственно продавцом, кассиром или контролером-кассиром и одновременного учета поступившей суммы с помощью кассовой машины.
Все магазины ОАО «Детский мир» используют узел РУМС-1, состоящий из кабины контролера-кассира, механизма для автоматической выдачи сдачи разменной монетой, конвейера для перемещения товара и других устройств, позволяющих значительно ускорить расчетные операции с покупателями и пропускную способность узла расчета. Наиболее современными и перспективными являются компьютерные кассы. Компьютерная касса представляет собой компьютер со специальными интерфейсами для кассового ящика, дисплеем в две-три строки текста для покупателя, ключами ограничения доступа и специальной фискальной платой, которая фиксирует ежедневную выручку. Компьютерную кассу, подключенную к сети, можно запрограммировать для учета специфических требований магазина (цвета, размера, артикула товара и т. д.). Она может обрабатывать магнитные и микропроцессорные карты, а также собственные предоплатно дисконтные карты магазина и позволяет получить полный контроль над действиями работников. Существенно ускоряется процесс обслуживания покупателей, так как касса считывает штрих-код и только за счет этого скорость обслуживания увеличивается на 5−20%, а товарооборот в час «пик» — на 2−10%.
Все магазины ОАО «Детский мир» оснащены компьютерными кассами, способные обрабатывать бонусные карты, карты безналичного расчёта покупателей.
Бонусная карта Детского мира дает право на постоянную 5% скидку на большинство товаров сети. Исключение составляют товары для новорожденных, в том числе гигиена и косметика. Дисконтные проценты начисляются в виде бонусов и используются в размере, не превышающем 20% от стоимости покупки.
4. Организация торгово-технологического процесса в магазине
4.1 Содержание торгово-технологического процесса Завершающей стадией процесса товародвижения является торгово-технологический процесс в магазине. Он включает в себя комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций, содержание и последовательность выполнения которых зависят от типа и величины магазина, его технической оснащенности, степени подготовленности к продаже поступивших в магазин товаров и других факторов.
К основным коммерческим операциям торгово-технологического процесса в магазине относятся следующие: изучение спроса покупателей, формирование ассортимента товаров, управление товарными запасами и т. д.
Существенное влияние на структуру торгово-технологического процесса в магазине оказывает применяемые в нем методы продажи товаров. Так, применение современных методов продажи товаров, например самообслуживания, предусматривает сокращение технологических операций, выполняемых в торговом зале. Это становится возможным, поскольку часть из них (упаковка, отмеривание, взвешивание и т. п.) выполняется заранее, а в торговый зал поступают полностью подготовленные к продаже товары.
Весь торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на несколько этапов:
1) операции с товарами до предложения их покупателям;
2) операции, связанные с обслуживанием покупателей;
3) дополнительные операции по обслуживанию покупателей.
Существенное влияние на качество торгового обслуживания оказывают операции с товарами до предложения их покупателям. К ним относятся:
— разгрузка транспортных средств;
— доставка товаров в зону приемки;
— приемка товаров по количеству и качеству;
— доставка товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал (в зависимости от степени готовности товаров к продаже);
— хранение товаров;
— подготовка товаров к продаже;
— перемещение товаров в торговый зал;
— размещение и выкладка товаров на торговом оборудовании.
Операции, связанные с обслуживанием покупателей, являются наиболее важной частью торгово-технологического процесса в магазине. На этой его стадии многое зависит от профессионализма работников магазина, от их умения помочь покупателю в выборе необходимых товаров, быстро и качественно обслужить его. Эти операции включают в себя:
— встречу покупателя;
— предложение товаров;
— отбор товаров покупателями;
— расчет за отобранные товары;
— оказание покупателям дополнительных услуг.
Дополнительные операции по обслуживанию покупателей направлены на оказание различных им услуг (прием предварительных заказов, доставка товаров на дом и т. д.)
Рациональное построение торгово-технологического процесса в магазине должно обеспечить экономическую эффективность работы торгового предприятия, создать максимальные удобства для покупателей и комфортные условия для труда и отдыха работников магазина.
Рациональное построение торгово-технологического процесса в магазине должно обеспечить экономическую эффективность работы торгового предприятия, создать максимальные удобства для покупателей и комфортные условия для труда и отдыха работников магазина.
Торгово-технологический процесс включает в себя комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций, содержание и последовательность выполнения которых зависят от типа и величины магазина, его технической оснащенности, степени подготовленности к продаже поступивших в магазин товаров и других факторов.
Повторюсь, что весь торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три основные части:
§ операции с товарами до предложения их покупателям;
§ операции, связанные с обслуживанием покупателей;
§ дополнительные операции по обслуживанию покупателей
1) разгрузка транспортных средств.
Грузовые машины с товаром подъезжают со стороны двора. В магазине разгрузку транспортных средств производит грузчик или водитель, который доставил товар. Когда заведующая составляет заявку на какое-либо число, но точное время не оговаривается и машина с товаром подъезжает в течение дня. Это довольно таки неудобно т.к. для лучшей организации процессов на предприятии необходимо вести график поставки товаров, что позволяет рационально распределить рабочий день и обязанности среди персонала. Товары разгружают аккуратно, чтобы не повредить их.
Приемка по качеству может проводиться сплошная или выборочная. Сравнивается фактическое качество товаров с нормативными документами по качеству (ТУ, ГОСТ). Товар принимается органолептическими методами (вкус, цвет, запах и др.) при необходимости отправляется на экспертизу в лабораторию. Приемка товаров по качеству проводиться:
А) скоропортящиеся товары — в момент приемки по количеству не позднее 4 часов.
Б) по остальным товарам от местных поставщиков — не позднее 10 дней.
В) от иногородних поставщиков — не позднее 20 дней.
Если при приемке обнаружен не доброкачественный товар, вызывается поставщик:
— иногородний — 3 дня + время на дорогу;
— местный — не позднее следующего дня;
скоропортящиеся товары — не позднее 24 часов.
Составляется односторонний акт, товар отправляется на ответственное хранение (в отдельное помещение). Если поставщик не явился, тогда приглашают:
Инспектора государственной инспекции по качеству (Госторгинспекция);
Инспектора ЦСМ;
Бюро товарных экспертиз.
С поставщиком или с инспектором товар принимают по качеству и составляют двухсторонний акт. К акту прилагаются пломбы, упаковочные ярлыки, образцы маркировки, копии сопроводительных документов, копия удостоверения инспектора. Акт подписывается всеми участниками приемки и утверждается директором предприятия в течение трех дней.
В магазин «Детский мир» редко происходят случаи поступления некачественных товаров, так как предприятие сотрудничает с ответственными поставщиками, которые выпускают качественную продукцию.
2) доставка товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал.
После разгрузки и приемки товаров его размещают в соответствующие места, т. е. в зону хранения, непосредственно в торговый зал или в помещение для подготовки к реализации.
4.2 Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров Одной из наиболее важных составных частей технологического процесса магазина является приемка поступивших товаров по количеству и качеству. Она производится согласно нормам, установленным договором купли-продажи.
Приемку товаров в магазин осуществляют работники, на которых возложена материальная ответственность. Они должны быть ознакомлены с правилами и сроками приемки, составления уведомления о вызове поставщика, актов, претензий об обнаруженных расхождениях в количестве и качестве принимаемых товаров.
Руководство магазина обязано систематически контролировать выполнение правил приемки и своевременность документального ее оформления.
Организация приемки товаров в магазине «Детский мир» существенно не отличается от ее организации в других магазинах. Приемка товаров осуществляется по количеству и качеству товаров.
Приемка товаров по количеству необходима для установления соответствия наименования, сорта, цены товара, а так же их количества данным сопроводительных документов.
Проверка количества товаров проводится в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводительных документах. При их отсутствии приемка проводится с составлением акта, в котором указывают фактическое количество товара и делают отметку об отсутствии документов. Поступивший товар принимается в этом случае на ответственное хранение до прибытия сопроводительных документов.
В зависимости от способов доставки товаров приемка может проводиться в магазине (при централизованной доставке), на складе поставщика (при вывозе товара транспортом магазина) или на станции (пристани) назначения (если товар доставлен водным и железнодорожным транспортом).
Приемка товаров, поступивших в закрытой таре, не имеющей повреждений, обычно проводится в два этапа.
На первом этапе товар принимают предварительно на месте получения их от поставщика или от транспортных органов. Такая приемка заключается в проверке маркировки, пересчете тарных мест, определении массы брутто. При этом содержимое тарных мест по количеству единиц и массы нетто не проверяется. Товары, поступившие в стандартной исправной таре, (например, сахар, мука в мешках) принимают без перевешивания по числу товарных мест.
Окончательную приемку товаров по количеству проводят в магазине, проверяя количество единиц товара в каждом тарном месте и массу нетто.
Товары, поставленные без тары, в поврежденной или открытой таре, принимаются по массе нетто и количеству единиц в том месте, где происходит фактическая сдача их поставщиком получателю.
Приемка товаров по массе нетто и количеству тарных единиц в каждом месте производится одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортящейся продукции не позднее 24 часа с момента получения товаров.
Приемка товаров по количеству осуществляется в соответствии с правилами, установленными инструкцией П-6 «О порядке приемки продукции производственно — технологического назначения и товаров народного потребления по количеству».
Приемка товаров по количеству включает в себя проверку состояния тары, упаковки, целостности пломб и соответствия массы тары маркировке. Массу тары проверяют одновременно с массой нетто товара.
Если при приемке товаров по количеству в момент поступления товаров невозможно определить массу нетто, то проверяется масса брутто, а после освобождения тары из-под товара — масса тары. Массу нетто определяют путем вычитания из массы брутто фактической массы тары. Результаты проверки оформляются актом. Он составляется не позднее 10 дней после освобождения тары, а если тара освобождается изпод влажной продукции — немедленно по освобождении тары, если иные сроки не установлены договором. В акте указывается масса тары и рассчитанная масса нетто товара.
Расхождения, обнаруженные при приемки товаров по количеству, должны быть отражены в соответствующем акте, который составляется в день окончания приемки.
В обязанности созданной для проведения двусторонней приемки комиссии входит достоверное определение того, по чьей вине произошла недостача или образовались излишки, установление их размеров.
Приемка товаров по качеству производится в соответствии с инструкцией П-7 «О порядке приемки продукции производственно — технического назначения и товаров народного потребления по качеству».
Приемка товаров по качеству проводится с целью предотвращения поступления к покупателям товаров низкого качества. Кроме названных показателей производится так же проверка качества тары, упаковки и маркировки товаров.
Приемка товаров производится в точном соответствии со стандартами, техническими условиями, другими обязательными для сторон правилами, а так же по сопроводительным документам, удостоверяющим качество и комплектность поставленных товаров (технический паспорт, сертификат, счет-фактура и т. п.).
Если при приемке будут обнаружены недоброкачественные или некомплектные товары, то приемку приостанавливают и составляют односторонний акт, обеспечиваются надлежащие условия хранения этих товаров и вызывается представитель поставщика для участия в продолжении приемки товаров и составлении двустороннего акта. Акт о фактическом качестве и комплектности полученных товаров должен быть составлен в день окончания приемки.
Акт о скрытых недостатках товаров должен быть составлен в течение 5 дней после их обнаружения, однако не позднее 4 месяцев со дня поступления товаров на склад получателя, обнаружившего скрытые недостатки, если иные сроки не установлены договором. Если на товары установлены гарантийные сроки службы или хранения, то акт о скрытых недостатках составляется в течение 5 дней, но в пределах установленного гарантийного срока.
Акт о скрытых недостатках товаров, гарантийный срок на который исчисляется с момента их розничной продажи, может быть составлен также в период хранения до продажи, независимо от времени получения товаров.
4.3 Цель и задачи хранения товаров, факторы, влияющие на хранение товаров Хранение — этап технологического цикла товародвижения от выпуска готовой продукции до потребления или утилизации.
Цель: обеспечение стабильности исходных свойств или их изменение с минимальными потерями.
Сохраняющие факторы — это совокупность средств, методов и условий внешней среды, влияющих на надежность товаров.
Упаковка — средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара от повреждений и потерь, а окружающую среду от загрязнений.
Групповое упаковывание — упаковывание одинарных упаковочных единиц или неупакованной штучной продукции в групповую упаковку.
Комплектное упаковывание — упаковывание в одну тару или упаковочный материал различных штучных изделий или упаковочных единиц в определенном наборе.
Упаковка может быть правильной и рациональной лишь тогда, когда имеется точное представление об упаковочных требованиях, предъявляемых к товару. Необходимо детальное знание свойств товара, например таких, как физическое состояние, наружный вид, цвет, масса, затариваемое количество, поведение по отношению к физическим и химическим воздействиям и т. д.
Кроме того, к таре предъявляют определенные требования. Она должна быть прочной, достаточно легкой, чистой, сухой, не передавать товарам посторонних запахов, быть безвредной.
При транспортировании и хранении качество товаров не остается без изменений.
Транспортирование — фактор, влияющий на сохраняемость. Хранение товаров только в пути. К хранению этот фактор близок по условиям внешней среды: показателями климатического и санитарно-гигиенического режимов. Различия между ними обусловлены характером возникающих нагрузок: статических — при хранении и преобладающих динамических нагрузок с кратковременными статическими нагрузками (во время стоянок) — при транспортировании.
Такой характер нагрузки обусловливает различия в высоте и способах размещения товаров в пути и в хранилище. Так, при транспортировании высота укладки товаров должна быть меньше, чем при хранении, что снижает разрушительное воздействие динамических нагрузок, особенно на нижние слои товарной массы. При транспортировании укладка товаров в таре должна быть плотной, компактной, чтобы предупредить вертикальное перемещение товаров в пути, завал штабелей и падение ящиков при резком торможении транспортного средства. Для предупреждения этого применяют дополнительные меры: устанавливают распорки между штабелем и стенкой транспортного средства, связывают ящики и т. п.
Сроки перевозки товаров должны быть значительно меньше сроков годности и хранения, чтобы дать возможность получателю груза реализовать, а потребителю использовать товары до окончания этих сроков.
Основные назначения: перемещение товара по всем звеньям технологического цикла товародвижения, от изготовителя до потребителя; обеспечение сохраняемости груза.
В зависимости от применяемых транспортных средств различают следующие виды транспорта: автомобильный, воздушный, железнодорожный, водный, гужевой. Они отличаются скоростью перевозки, стоимостью, грузоподъемностью и др.
Условия хранения — совокупность внешних воздействий окружающей среды, обусловленных режимом хранения и размещением товаров в хранилище.
Режим хранения — совокупность климатических и санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих сохраняемость товаров.
Требования к климатическому режиму хранения включают требования к температуре, относительной влажности воздуха, воздухообмену, газовому составу и освещенности.
Освещенность — показатель режима хранения, характеризующийся интенсивностью света на складе.
На сохраняемость большинства товаров свет, особенно солнечный, оказывает отрицательное влияние, так как активизирует окислительные процессы.
Требования к санитарно-гигиеническому режиму хранения характеризуются комплексным показателем чистоты.
Чистота — состояние объектов хранения и окружающей среды, которое характеризуется загрязнениями, не превышающими установленных норм.
Размещение — наиболее значимый фактор, определяющий условия хранения, и характеризуется показателями нагрузки складов: площадью, коэффициентом загрузки, высотой размещения Ещё одним немаловажным фактором хранения является также качество труда работника на всех стадиях жизненного цикла товара.
Процесс хранения товаров начинается с размещения их на складе. Метод размещения выбирают в зависимости от задач, назначения грузов, выбранного способа хранения, необходимости максимального использования объема склада при рациональном расположении секций, предохранения товаров от повреждений, доступности любой ячейки склада для механизмов на крупных складах, быстрого нахождения необходимых товаров.
ОАО «Детский мир» использует штабельное размещение на складах и следят за тем, чтобы в складе обеспечивались нормальная циркуляция воздуха, санитарные и противопожарные требования. Штабеля размещают не ближе 0,5 м от стен и 1,5 м от отопительных приборов. Между штабелями оставляют проходы шириной около 1,5 м.
Штабельное хранение товаров, уложенных на стоечные и ящичные поддоны, позволяет рациональнее использовать помещения и применять механизмы.
Для хранения верхней одежды на складах используют механизированные вешала. Товары укладываются на стеллажи, поддоны, в штабели и т. п. Вес груза на поддоне не должен превышать расчетной грузоподъемности стандартного поддона.
При размещении товаров в помещениях размеры отступов должны составлять: от стен помещения — 0,7 м, от приборов отопления — 0,5, от источников освещения — 0,5, от пола — 0,15−0,30 м. Зазоры в штабеле должны быть: между ящиками-0,02 м, между поддонами и контейнерами-0,05−0,10 м.
Допускается устанавливать стеллажи или укладывать товары в штабели с отступом от стен и пристенных колонн, составляющим 0,05−0,10 м в случаях, когда отступы не используются для эвакуации людей.
4.4 Технология подготовки и выкладки товаров в торговом зале На уровень торгового обслуживания и эффективность работы магазина в значительной степени влияет размещение товаров в торговом зале. Схема технологической планировки магазина во многом зависит также от размещения и методов продажи товаров, в свою очередь определенные правила в размещении торгово-технологического оборудования оказывают влияние на расположение товаров в магазине.
Размещение товарных групп для каждого типа магазина в зависимости от ассортимента реализуемых им товаров и применяемых методов продажи каждой товарной группы учитывается еще при составлении технологической планировки этого магазина. При этом учитывают конструктивные особенности торгового зала, расположение окон, дверей и др.
Под выкладкой товаров понимается процесс расположения, укладки и показа товаров на торговом оборудовании. В торговом зале магазина самообслуживания товары выкладывают на стационарном оборудовании, в проволочных корзинах, в таре-оборудовании.
Важную роль в совершенствовании организации процесса продажи товаров играет правильный выбор последовательности размещения товаров в торговом зале. При этом следует различать понятия размещения и выкладки товаров.
Под размещением ассортимента понимают распределение его на площади торгового зала в соответствии с планом помещения и имеющейся площадью для выкладки товаров.
При самообслуживании всю необходимую информацию о товаре покупатель получает не от продавца, а непосредственно знакомясь с выложенным товаром, поэтому особенно важное значение приобретает обозреваемость всех находящихся в зале товаров. При размещении товаров руководствуются принципами группировки, учитывают направление движения покупательских потоков, физико-химические свойства товаров и правила товарного соседства.
Размещая товары, в торговом зале, и закрепляя за ними постоянные зоны, стремятся подбирать отдельные товары и группы товаров по принципу комплексного потребления, взаимозаменяемости или по назначению это дает возможность покупателям совершать комплексную покупку, сокращает время их пребывания в магазине.
При размещении товаров в торговом зале необходимо максимально использовать под выкладку товаров каждый квадратный метр торгового зала, облегчить доступ покупателей ко всем товарам, обеспечить быстрое их ориентирование в многообразии ассортимента, а также хороший обзор торгового зала работниками магазина с тем, чтобы оперативно следить за своевременным пополнением товаров.
При закреплении за товарными группами постоянных зон размещения учитываются следующие требования:
— зона товарных групп, которые подготавливаются к продаже в магазине, должна непосредственно примыкать к тем помещениям, в которых осуществляется подготовка этих товаров
— для товарных групп, требующих длительного ознакомления с ними покупателей, выделяют зону в глубине торгового зала, где нет основных покупательских потоков
— крупногабаритные и тяжелые товары располагают в зоне около узла расчета или близко к выходу из торгового зала
— товары, требующие частого пополнения, располагают ближе к кладовым помещениям
— выложенные товары должны обеспечивать свободный проход покупателей и доступ к ним.
Товары дорогостоящие и в мелкой упаковке располагают вблизи кабины контролера-кассира в передвижных тележках или контейнерах. Родственные, взаимозаменяемые или сопутствующие товары располагают рядом с основными.
При этом каждый товар получает свое определенное место. При выкладки товаров учитывается степень его спроса, цвет, упаковка и размеры. При размещении товаров важную роль играют приемы выкладки. Товары выкладывают рядами, штабелями, стопками, навалом, некоторые подвешивают.
Существует два основных способа выкладки товаров: вертикальный и горизонтальный. Вертикальный способ выкладки товаров предусматривает расположение однородных товаров в несколько рядов на всех полках горки сверху вниз. Этот способ обеспечивает хороший показ товаров и свободный отбор товаров покупателями, однако применение его требует большой площади, поэтому он используется только в крупных магазинах. При горизонтальной выкладке определенные однородные товары размещают вдоль по всей длине оборудования, занимая каждым товаром однудве полки. Этот способ чаще всего используется при выкладке крупногабаритных товаров, а также мелких в кассетах.
На практике чаще всего используется комбинированный способ размещения товаров, который сочетает в себе элементы горизонтальной и вертикальной выкладки.
Выкладка товаров бывает товарная и декоративная. Товарную выкладку применяют в магазинах самообслуживания для одновременного показа и отпуска товаров. Декоративная выкладка товаров, например, в виде фигурных штабелей, пирамид позволяет привлечь к ним внимание покупателей. Ее чаще всего применяют для оформления витрин, где продажа товаров производится через прилавок обслуживания.
Очень важно техническое оснащение магазина, правильно подобранный набор мебели позволяет рационально организовать торгово-технологический процесс, оптимально использовать торговые площади, повысить культуру обслуживания покупателей, способствовать повышению производительности труда работников магазина, улучшить архитектурно-художественное оформление интерьера торгового зала магазина.
Размещение и выкладка товаров в торговом зале влияет на уровень торгового обслуживания и эффективность работы магазина. Товары, имеющие одинаковое значение располагаются в одном месте для того, что было удобнее сориентироваться покупателю и продавцу. Новые товары выкладываются на видных местах, а товары, обладающие, низким спросом выкладываются с товарами, имеющими повышенный спрос. Размещение товарных групп для каждого типа магазина в зависимости от ассортимента реализуемых им товаров и применяемых методов продажи каждой товарной группы учитывается еще при составлении технологической планировки этого магазина. При этом учитывают конструктивные особенности торгового зала, расположение окон, дверей, колонн и т. д.
Под размещением ассортимента понимают распределение его на площади торгового зала в соответствии планом помещения. В магазине «Детский мир» при размещение товара учитывается направление движения покупательского потока и товарное соседство. Пополнение товарами производиться в течение рабочего дня или перед открытием магазина. Продукция в магазине размещается на пристенных горках, витринах, прилавках.
На оборудование товар размещают с применением горизонтальной и комбинированной выкладке.
Горизонтальная — однородные товары размещают вдоль по всей длине оборудования.
Комбинированная — и по горизонтали и по вертикали.
Товар должен быть выложен ярлыками, наименованием, этикетками в сторону, обращенную к покупателям. При выкладке товара учитывают цвет, объем, упаковка товаров. Ценники должны быть четко оформлены, крупно и разборчиво написана цена и наименование товаров. Они должны читаться издалека и должны быть расположены так, чтобы не загораживать товар и в тоже время ровно обращенные к покупателю. Так же в исследуемом магазине применяется декоративная выкладка. Ее применяют для оформления витрин или для показа новинок, что бы покупатель обращал внимание и заинтересовывался.
При размещении товарных групп в торговом зале магазина ОАО «Детский мир» учитывают ряд факторов:
1) частоту приобретения отдельных видов товаров и частоту пополнения товарных запасов на торгово-технологическом оборудовании по товарным зонам (зонам размещения отдельных товарных групп);
2) комплексность покупок или количество наименований товаров, приобретаемых покупателями одновременно;
3) размер грузооборота по товарным зонам;
4) напряженность покупательского потока, которая зависит от затрат времени на выбор товаров и количества покупателей, одновременно отбирающих товары;
5) форму и планировку торгового зала, архитектурные особенности помещения, размещение расчетных узлов;
6) товарные особенности отдельных групп товаров и возможность их товарного соседства, требования гигиены;
7) степень готовности товаров к продаже.
Правильное размещение ассортимента товаров обеспечивает рациональную организацию продажи, создает благоприятные условия для закупки товаров и организации работы магазина; отвечает требованиям психологии торговли, создает активный показ и предложение спроса на товары; способствует рациональному направлению потока покупателей. Физическая нагрузка на работников магазина при этом должна быть сведена до минимума.
При выкладке товаров обеспечивают максимальное использование площади и объема, полную загруженность оборудования, с тем, чтобы товары занимали все пространство между полками. Чем мельче товар, тем меньше должно быть расстояние между полками. В течение рабочего дня рабочие запасы систематически пополняют.
Все образцы товаров в торговом зале снабжают ценниками с наборными цифрами. На всех ценах обязательно указывают наименование товара. Ценники снабжают фирменными знаками.
Услуга розничной торговли — это результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров.
Магазин «Детский мир» представляет для покупателей следующий перечень услуг:
· реализацию товаров;
· оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании;
· информационно-консультационные услуги;
· создание удобств покупателям.
Процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов:
· формирование ассортимента;
· приемка товаров;
· обеспечение хранения;
· предпродажная подготовка;
· выкладка товаров;
· предложение товаров покупателю;
· расчет с покупателем;
· отпуск товара.
Магазин «Детский мир» имеет достаточно складской площади, необходимой для хранения товаров, это играет в пользу качества товаров. Продукция завозится партиями и тут же выставляется на стеллажи и витрины. Обязательным условием является наличие тары или упаковки. Перед тем как передать товары в торговый зал производится их подготовка, которая заключается в осмотре товара, освобождения его от упаковки.
Завершающей стадией торгово-технологического процесса являются операции, связанные с обслуживанием покупателей. Они являются наиболее важной частью торгово-технологического процесса в магазине. На этой его стадии многое зависит от профессионализма работников магазина, от их умения помочь покупателю в выборе необходимых товаров, быстро и качественно обслужить его. Эти операции включают в себя:
· Встречу покупателя;
· Предоставление необходимой информации;
· Помощь в выборе;
· Прощание с покупателем.
Совокупность данных операций является важнейшим составным элементом процесса обслуживания покупателей. Правильная организация показа товаров возможна только на основе хорошо продуманной схемы размещения товаров, применения современных способов их выкладки. При показе продавец уточняет запросы покупателей, обращает внимание на особенности отдельных товаров, раскрывает товароведные, эстетические свойства, качество изделий. Предлагает и показывает различные товары. Дает консультации по товарам, предлагает новинки.
· Предложение товаров и показ товара;
В свою очередь повышает культуру торговли. Она проводится при показе и отборе товаров и включает сведения о назначении товаров разных марок, способах эксплуатации и обращения с товарами, нормах потребления отдельных товаров в зависимости от конкретных условий их использования, соответствии изделий современной моде. Консультация не должна ограничиваться только сообщением интересующих покупателя сведений о товарах, но и способствовать пропаганде новых товаров, воспитанию эстетических вкусов покупателей. Продавец выявляет у покупателя намерения в отношении покупки какого-либо товара.
· Расчет за отобранные товары;
Покупатель отбирает товары, затем расчет с покупателями происходит через прилавок продавцом-кассиром.
· Оказание покупателям дополнительных услуг.
Дополнительные операции по обслуживанию покупателей направлены на оказание им различных услуг.
Рациональное построение торгово-технологического процесса в магазине должно обеспечить экономическую эффективность работы торгового предприятия, создать максимальные удобства для покупателей и комфортные условия для труда и отдыха работников магазина.
Торгово-технологический процесс в магазине состоит из периодически повторяемых операций, в чем проявляется его цикличность. В то же время торгово-технологический процесс может протекать с различной динамичностью и интенсивностью (в течение дня изменяется интенсивность покупательских и товарных потоков, расчетных и других операций).
4.5 Современная организация технологического процесса по расчету с покупателями в магазинах А) Наличный расчет Денежные расчеты с населением за товары осуществляются в ОАО «Детский мир» с обязательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев, предусмотренных «Перечнем отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин» .
При денежных расчетах с покупателями (клиентами) применяются два типа кассовых машин: электромеханические кассовые машины и электронные контрольно — регистрирующие машины (ЭКРМ). Контрольно — кассовая машина является счетно-суммирующим, вычислительным и чекопечатающим устройством.
Для ОАО «Детский мир» разрешается эксплуатация только тех типов контрольно — кассовых машин, серийные образцы которых прошли испытания в установленном порядке и внесены в Госреестр.
Ввод в эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт и списание кассовых машин должны производиться заводами — изготовителями или специализированными предприятиями, техническими центрами, наделенными соответствующими правами по данному роду деятельности.
Контрольно — кассовые машины, используемые для денежных расчетов с населением, подлежат регистрации в налоговых органах по месту нахождения предприятия.
Контроль за соблюдением правил использования контрольно — кассовых машин, за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях осуществляют налоговые службы.
Расчеты с покупателями в ОАО «Детский мир» производятся в следующем порядке: кассир, контролер — кассир четко называет сумму полученных денег и кладет их отдельно на виду у покупателя; печатает чек на контрольно-кассовой машине; объявляет покупателю общую стоимость покупок; называет сумму причитающейся покупателю сдачи и выдает ее вместе с чеком; после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в кассовый ящик.
Запрещается предлагать покупателю вместо сдачи денег какие-либо товары или требовать от него самому разменивать деньги. Расчет за все товары, приобретаемые в продовольственных предприятиях самообслуживания, производится только в едином узле расчета.
Кассир-операционист или другое материально ответственное лицо (контролер-кассир) обязаны:
— обеспечить тщательный уход и бережное обращение с машиной, содержать ее в чистоте и порядке;
— осуществлять операции ввода сумм в соответствии с руководством по эксплуатации на данный тип кассовых машин;
— для одного покупателя (клиента) определить общую сумму покупки, услуги по показанию индикатора кассовой машины или с помощью счетных устройств и назвать ее покупателю (клиенту);
— получить от покупателей (клиентов) деньги за товары или оказанные услуги согласно сумме, называемой покупателем (клиентом), обозначенной в прейскуранте на оказываемые услуги, ценнике на продаваемый товар, в следующем порядке:
А) четко назвать сумму полученных денег и положить эти деньги отдельно на виду у покупателя (клиента);
Б) напечатать чек — при расчетах с использованием контрольно — кассовой машины;
В) назвать сумму причитающейся сдачи и выдать ее покупателю (клиенту) вместе с чеком (при этом бумажные купюры и разменную монету выдать одновременно).
Г) При наличие бонусной карты «Детский мир» назвать сумму бонусов и уточнить у клиента списывать ли их, при положительном ответе списать.
Чеки контрольно — кассовых машин на приобретение товара действительны только в день их выдачи покупателю (клиенту). Кассир-операционист может выдавать деньги по возвращенным покупателями (клиентами) чекам только при наличии на чеке подписи директора (заведующего) или его заместителя и только по чеку, выданному в данной кассе.
В случае ошибки кассира — операциониста:
— при вводе суммы и невозможности погашения чека в течение смены неиспользованный чек актируется в конце смены;
— в выдаче сдачи покупателю (клиенту) при возникновении спора покупатель имеет право потребовать у администрации снятия кассы;
— составить и оформить совместно с администрацией предприятия акт по форме N 54 возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, погасить их, наклеить на лист бумаги и вместе с актом сдать в бухгалтерию (где они хранятся при текстовых документах за данное число);
— записать в «Книгу кассира — операциониста» суммы, выплаченные по возвращенным покупателями (клиентами) чекам, и количество напечатанных на день нулевых чеков;
— кассир-операционист не имеет права: снимать кассу без разрешения администрации;
— не выдавать кассовый чек покупателю (клиенту).
Кассир имеет право:
— в течение смены по указанию директора (зам. директора) изменять шифр, применять штампы и оттиски «погашено», «счет», «контроль» и т. п.;
— получать распечатки по кассовой машине;
— изменять совместно с программистом (оператором) шифр в кассовой машине.
При возникновении неисправностей кассир обязан:
— выключить кассовую машину;
— вызвать с помощью установленной в кабине сигнализации представителя администрации;
— совместно с представителем администрации определить характер неисправности;
— в случае неясного печатания реквизитов на чеке, невыхода чека или обрыва контрольной ленты совместно с представителями администрации проверить оттиски чека на контрольной ленте, подписать чек (если чек не вышел, вместо него получить нулевой), указав на обороте правильную сумму (рубли прописью, копейки цифрами) и после проверки отсутствия пропусков нумерации подписать места обрыва контрольной ленты;
— в случае невозможности дальнейшей работы из-за неисправности кассовой машины кассир совместно с представителем администрации оформляет окончание работы на данной кассовой машине так же, как при окончании смены, с отметкой в «Книге кассира — операциониста» на данную кассовую машину время и причину окончания работы.
Б) Безналичный расчет Так же в качестве оплаты покупки товара предприятиями ОАО «Детский мир» предусматривает услугу безналичного расчета.
Кредитная карточка — пластиковый прямоугольник с магнитной полосой, которая вмещает данные, необходимые для расчетов за товар. При покупке товара карточка вставляется в щель кассовой машины системного кассового терминала, имеющего связь с банком, по каналу связи сообщается номер счета владельца кредитной карточки, подтверждается его платежеспособность и дается команда на списание со счета указанной суммы (стоимости покупки). После чего карточка возвращается владельцу. При вводе кредитной карточки в машину набирается личный код, известный только владельцу.
Одним из действенных инструментов управления продажами является использование дисконтных карт. Все торговые карточки работают в рамках определенной дисконтной программы. Цель дисконтной программы — привлечь новых клиентов и удержать старых за счет предоставления им скидок при продаже товаров и услуг.
Экономика торговых карточек достаточно проста. Доходная часть формируется за счет увеличения оборота, расходная обусловлена выдачей скидок. Магазин может поставить и другие цели выпуска торговых карточек, например, имиджевого характера, удобства расчетов с клиентом, исследования покупательской активности и т. д.
Все разнообразие торговых карточек сводится к двум моделям их функционирования: расчетной и схеме лояльности покупателей.
ОАО «Детский мир» использует классическую схему лояльности, которая состоит в вычислении специальных призовых баллов, количество которых зависит от стоимости покупки, и получение разовой скидки. Карточка обычно выдается бесплатно. Ожидается, что чем больше и чаще клиент будет покупать, тем быстрее он получит скидку. Иногда вводится временной фактор — бонусы надо накопить за определенное время. В противном случае они «сгорают», и все надо начинать заново.
Бонусная карта ОАО «Детский мир» носит название Yo-Yo!
с Бонусной картой Yo-Yo!
· Клиент получает 5% в виде бонусов за каждую покупку
· Оплачивает бонусами до 20% стоимости покупки Бонусами можно оплатить все товары, включая товары распродажи, кроме товаров категорий:
· Специальные предложения
· Детское питание
· Гигиена С 23.10.2014 г. бонусами можно частично оплатить товары категорий «Косметика и Бытовая химия», «Аксессуары для новорожденных».
Срок действия бонусов, начисленных за покупки — 1 календарный год с даты их начисления.
5. Организация труда работников в магазине
5.1 Организационная структура управления торговым предприятием Руководство текущей деятельностью ОАО «Детский мир» осуществляют единоличный и коллегиальный исполнительные органы Общества — Исполнительный Директор и Правление.
Исполнительный Директор и Правление Общества, в силу своей компетенции, осуществляют оперативное руководство работой и хозяйственной деятельностью ОАО «Детский мир».
Компетенция единоличного и коллегиального исполнительных органов Общества — (распределение полномочий между Исполнительным Директором и Правлением) — определяется Уставом и Положением «Об исполнительных органах Общества», утверждаемым Общим собранием акционеров.
Исполнительный Директор и члены Правления Общества избираются (назначаются) Советом директоров Общества сроком на 1 (один) год с правом продления срока неограниченное число раз.
Исполнительный Директор осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных ему действующим законодательством Российской Федерации, Уставом, решениями Собрания акционеров и Совета директоров, принятыми ими в рамках имеющихся полномочий, а также на основании Положения «Об Исполнительных органах Общества» и договора, заключаемого с Обществом.
В том числе Исполнительный Директор:
Регулярно представляет на утверждение Совета Директоров годовые и квартальные отчеты о выполнении финансовых планов, а также годовые и квартальные балансы.
Без доверенности действует от имени Общества, представляет его в учреждениях, предприятиях и организациях, открывает в банках расчетные и другие счета, выдает доверенности.
Самостоятельно от имени Общества заключает сделки и подписывает договоры и контракты.
Совместно с Правлением определяет штатное расписание, осуществляет найм и увольнение работников Общества, за исключением членов Правления.
Принимает меры поощрения работников и налагает на них взыскания в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.
Принимает решения и издает приказы по оперативным вопросам внутренней деятельности Общества в целях выполнения решений Общего Собрания Акционеров и Совета Директоров.
Главный Бухгалтер осуществляет подбор кандидатур работников бухгалтерии Общества и представляет их на утверждение Исполнительному Директору Общества.
Сотрудники ОАО «Детский мир» подчиняются непосредственно Исполнительному Директору и действуют в соответствии с предоставленными им полномочиями.
Численность работающих в ОАО «Детский мир» Пермь — 122 человека. Планирование кадровой политики направлено на привлечение высококлассных специалистов и раскрытие их творческого потенциала, что достигается через отбор, обучение, поощрение. Отбор работников производится на основе испытательного срока. Поощрения включают как материальные выплаты, так и мероприятия морального характера.
Всем сотрудникам выплачивается заработная плата в зависимости от занимаемой должности. Оплата труда построена на основе должностных окладов и зависит от величины фактически отработанного времени и достижения конечных результатов деятельности предприятия.
5.2 Функции и обязанности работников ОАО «Детский мир»
Весь торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на несколько этапов:
1) операции с товарами до предложения их покупателям;
2) операции, связанные с обслуживанием покупателей;
3) дополнительные операции по обслуживанию покупателей.
Существенное влияние на качество торгового обслуживания оказывают операции с товарами до предложения их покупателям. К ним относятся:
— разгрузка транспортных средств;
— доставка товаров в зону приемки;
За данные операции отвечают кладовщики и грузчики.
— приемка товаров по количеству и качеству;
— подготовка товаров к продаже;
— хранение товаров;
За данные операции отвечают кладовщики и специалисты по качеству товара.
— доставка товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал (в зависимости от степени готовности товаров к продаже);
— перемещение товаров в торговый зал;
За данные операции отвечают администратор, грузчики, менеджер торгового зала.
— размещение и выкладка товаров на торговом оборудовании.
За данные операции отвечают продавцы-консультанты под руководством администратора магазина.
Операции, связанные с обслуживанием покупателей возложены на продавцов-консультантов и продавцов-кассиров, они являются наиболее важной частью торгово-технологического процесса в магазине. На этой его стадии многое зависит от профессионализма работников магазина, от их умения помочь покупателю в выборе необходимых товаров, быстро и качественно обслужить его. Эти операции включают в себя:
— встречу покупателя;
— предложение товаров;
— отбор товаров покупателями;
— расчет за отобранные товары;
— оказание покупателям дополнительных услуг.
Дополнительные операции по обслуживанию покупателей направлены на оказание различных им услуг (прием предварительных заказов, доставка товаров на дом и т. д.)
Рациональное построение торгово-технологического процесса в магазине должно обеспечить экономическую эффективность работы торгового предприятия, создать максимальные удобства для покупателей и комфортные условия для труда и отдыха работников магазина.
Рациональное построение торгово-технологического процесса в магазине должно обеспечить экономическую эффективность работы торгового предприятия, создать максимальные удобства для покупателей и комфортные условия для труда и отдыха работников магазина.
5.3 Организация рабочего места в ОАО «Детский мир»
Большую роль в системе организации труда играют условия труда работника. Условия труда представляют собой производственную среду, в которой протекает жизнедеятельность человека во время труда, от их состояния зависит работоспособность человека, отношение его к труду, состояние его здоровья. Рассмотрим условия труда работников на ОАО «Детский мир» .
Если говорить о производственных условиях труда, то можно выделить следующее: применяется оптимизация режимов труда и отдыха, современное оборудование с минимальным шумовым воздействием. Так же, большое внимание оказывает температура, влажность и скорость движения воздуха на рабочем месте. На ОАО «Детский мир» значения этих факторов соответствуют санитарно — гигиеническим нормам: влажность воздуха не превышает 75%, температура не более 30 градусов, при движении воздуха от 0 до 0,2 м/с. Для поддержания таких значений в магазине используются кондиционеры и вентиляция. Застекление окон предохраняет от вторжения потоков воздуха и ветра. Большую роль в процессе труда играет освещение. При этом необходимо учитывать, что естественный свет стимулирует жизнедеятельность организма, это говорит о том, что искусственное освещение должно быть минимальным и использоваться только при необходимости. В рассматриваемом магазине искусственное освещение используется при необходимости утром и вечером, а так же частично на протяжении всего рабочего дня (освещение витрин). Эстетические факторы, такие как использование цвета, формы и музыки в трудовой деятельности человека на ОАО «Детский мир» отсутствуют.
6. Фирменный стиль и организация рекламы Все магазины сети «Детский мир» оформляются в одном стиле. Это и униформа персонала, и зонирование торговых площадей, а также цветовое и световое оформление магазинов. В большинстве своем это синие жилетки, красные или желтые футболки.
Весь год «Детский мир» проводит крупные рекламные кампании. Регулярно устраиваются детские праздники, показы мод, конкурсы. По согласованию с поставщиком предлагаются скидки и распродажи товаров.
ОАО «Детский мир» имеет свой логотип, рис. 1.
Рисунок 1. Логотип ОАО «Детский мир»
Выводы и предложения Проанализировав деятельность торгового предприятия «Детский мир» можно сделать различные выводы и предложения по улучшению торговой деятельности предприятия.
Место расположения магазина очень удобно и выгодно, так как он расположен в центральном районе города, что способствует большей проходимости покупателей. Это увеличивает и стимулирует интенсивность товарооборота. Но к магазину следует провести подъездные пути, так как магазин таковых не имеет, что составляет большие трудности жильцам дома.
В магазине созданы оптимальные условия труда, но если их пересмотреть, то можно предложить усилить отопление в торговом зале в зимний сезон. Возможно улучшение в организации и управлении торгово-технологическим процессом.
В магазине имеются помещения для подготовки товаров к продаже.
Магазин отвечает техническим, санитарным и противопожарным требованиям. Работники магазина добросовестно и ответственно относятся к своей работе, диспетчерские службы чётко функционируют но, я предложила бы служащим повышать свою квалификацию.
В магазине широкий ассортимент товаров наилучшего качества и достаточного количества. Необходимо внедрять современные средства автоматизации и механизации, чтобы сокращать до минимума потери товаров в процессе доставки.
торговый магазин управление реклама
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 23.12.2010 № 369-ФЗ, с изм. от 21.11.2011 № 327-ФЗ)
3. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
4. Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011 — 2015 годы и период до 2020 года, утв. приказом Минпромторга России от 31 марта 2011 г. № 422
5. ГОСТ Р 51 303−99 Торговля. Термины и определения
6. ГОСТ Р 52 113−2003 Услуги населению. Номенклатура показателей качества
7. ГОСТ Р 51 773−2009 Услуги торговли. Классификация предприятий торговли
8. ГОСТ Р 51 304−2009 Услуги торговли. Общие требования
9. Дашков Л. П., Памбухчиянц В. К. Организация технология и проектирование торговых предприятий: Учебник для студентов высших учебных заведений. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. — 508 с.
10. Дашков, Л. П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: учеб.: рек. Мин. обр. РФ / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц. — 7-е, 9-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К, 2006, 2009, 2010. — 510 с.
11. Дубровин, И. А. Организация производства на предприятии торговли: учеб. Пособие: рек. УМО / И. А. Дубровин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: КноРус, 2007, 2009. 304 с.
12. Котлер Ф. Маркетинг от, А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / Котлер Ф. -М.: Альпина Паблишер, 2011. — 211 с.
13. Ламбен, Жан-Жак Менеджмент, ориентированный на рынок: пер. с англ. / Ламбен, Жан-Жак; под ред. В. Б. Колчанова. — СПб.: Питер, 2007. — 800 с.
14. Леви М., Вейц Б. А. Основы розничной торговли / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб: Изд-во «Питер». 2009;448с.
15. Организация и управление торговым предприятием: Учебник / Под ред. Л. А. Брагина, Т. П. Данько. — М.: Инфра-М, 2009.
16. Памбухчиянц О. В. Технология розничной торговли: Учебник / О. В. Памбухчиянц. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011.
17. Понкратов Ф. Г. Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. М.:ИКЦ «Маркетенг», 2004.
18. Современный супермаркет: Учебник по современными формам торговли. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Жигульского / ООО «Бизнес ту Бизнес Продакшн Груп «Би-Би-Пи-Джи», 2003.
19. Соколова М. И. Маркетинговые исследования: учеб. пособие / Соколова М. И., Гречков В. Ю. — М.: МГИМО, 2002. — 124 с.
20. Соловьев Б. А. Маркетинг: Учебник / Соловьев Б. А. — М.: Инфра-М, 2007. — 383 с. — (Учебники для программы МВА)
21. Управление розничными маркетингом / Под ред. Д. Гилберта. Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2005.
22. Технология розничной торговли: учебное пособие для образ, уч. зав. проф. образ./ под редакцией Л.А.Брагина-М.: Академия, 2004.
23. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: Учебник / Под редакцией А. Н. Неверова. Т. И. Галых. — М.: Академия. 2000, -464с.
24. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: Учебник / Н. С. Никифорова. С. А. Голубкина и др. — М.: Академия. 2000. -472с.
25. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник. / Под общ. ред. проф. Л. А. Брагина и проф. Т. П. Данько. — М: ИНФРАМ, 2002.
26. Чкалова О. В. Торговое предприятие: учеб. пособие. — М.: Эксмо, 2008.
27. Щур Д. Л. Основы торговли. Оптовая торговля. Настольная книга ру-ководителя, главбуха и юриста. — М.: Изд-во «Дело и Сервис», 1999.
28. Щур Д. Л., Труханович Л. В. Основы торговли. Розничная торговля. — 3-е изд., перераб и доп. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002.
29. Щур Д. Л., Труханович Л. В. Документация торгового предприятия: сборник форм и образцов заполнения с комментариями. — М.: Изд. «Дело и Сервис», 2007.