Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление и анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия в сфере жилищно-коммунального хозяйства

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ставке оплаты для населения целесообразно предусмотреть выделение отдельной строкой платежа, характеризующего экономию в расчете на пользователя услуг. Существенный вклад в снижение себестоимости коммунальных услуг должны вносить государственные жилищные инспекции, и на первое место должна быть выдвинута ресурсная составляющая тарифа. По расчетам специалистов, на тепловых магистралях городов… Читать ещё >

Управление и анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия в сфере жилищно-коммунального хозяйства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Введение
  • 1. Организационно-правовая структура МУП «Комэнергоресурс»
  • 1.1 Общая характеристика предприятия
  • 1.2 Структура предприятия и функциональное назначение отделов
  • 1.3 Нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятия
  • 1.4 Система и методы управления предприятием
  • 2. Бюджетирование и планирование на предприятии
  • 2.1 Ответственный отдел или подразделение за данную функцию
  • 2.2 Взаимоотношения отделов предприятия при планировании и бюджетировании
  • 2.3 Формирование тарифов на услуги ЖКХ
  • 2.4 Анализ планирования финансового результата предприятия
  • 3. Отчетность
  • 3.1 Анализ финансовой и бухгалтерской отчетности
  • 3.1.1 Общая экономическая характеристика предприятия
  • 3.2 Анализ финансовой устойчивости организации
  • 3.3 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
  • 3.4 Анализ выполнения плана по поставке отдельных видов услуг/товаров
  • Заключение
  • Список использованных источников

Жилищная сфера — одна из важнейших составных частей экономики России. Эта область народного хозяйства включает в себя строительство и реконструкцию жилья, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

Без планирования работать невозможно ни одному предприятию. В связи с этим, возникла необходимость разработки новых инструментов, отвечающих целям и задачам предприятия в условиях рыночной экономики, устранить возможную неопределенность и взять под контроль состояние бизнеса в будущем.

Отсутствие планирования и бюджетирования не позволяет эффективно управлять финансами, прежде всего движением денежных средств, принимать своевременные и обдуманные в финансовом отношении управленческие решения.

В связи с этим довольно актуальной является проблема совершенствования бюджетной методики управления, позволяющей планировать и контролировать экономический результат предприятия.

Исходя из вышесказанного, целью данной курсовой работы является анализ финансово-хозяйственной деятельности и исследование системы бюджетирования в коммерческой организации на примере МУП «Комэнергоресурс» .

Для достижения поставленной цели в данной работе были поставлены следующие задачи:

* анализ финансового состояния МУП «Комэнергоресурс» .

* анализ системы бюджетирования МУП «Комэнергоресурс»

* разработка системы бюджетирования МУП «Комэнергоресурс» .

В качестве предмета проводимого исследования выбрано формирование системы бюджетирования предприятия, позволяющей повысить эффективность управления финансовой деятельности этого предприятия.

Объектом исследования в данной работе является конкретная организация — МУП «Комэнергоресурс» .

Методической основой данной работы послужили научно-практические публикации в области коммерческого, внутрифирменного бюджетирования и финансового менеджмента. В процессе исследования применялись общие методы исследования: наблюдение, формализация, абстрагирование; методы анализа финансовой отчетности; метод сравнения и другие.

1. Организационно-правовая структура МУП «Комэнергоресурс»

1.1 Общая характеристика предприятия

МУП «Комэнергоресурс» создано на основании Постановления Администрации Североуральского городского округа в июне 2012 г.

Основной целью Общества является получение прибыли.

Учредителем предприятия является городской округ.

Уставный фонд предприятия сформирован за счет имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Согласно Уставу предприятия собственником имущества является Североуральский городской округ.

МУП «Комэнергоресурс» приступило к работе на территории Североуральского городского округа в качестве ресурсоснабжающей организации, видом деятельности которой являются оказание коммунальных услуг потребителям (услуги тепло-, водоснабжения, водоотведения и услуги теплоносителя), является монополистом на территории городского округа. Основной доход предприятие получает от оказания услуг по выработке и транспортировке тепловой энергии, но предоставление этой услуги носит сезонный характер (осенне-зимний период).

Предприятие также оказывает и иные виды услуг: оказание транспортных услуг физическим и юридическим лицам, ремонт и замена технологического оборудования, водопроводных сетей, приборов учета воды и др.

В своей деятельности предприятие руководствуется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным Законом РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» .

Предприятие является юридическим лицом. Создано без ограничения срока действия, имеет круглую печать, содержащую полное наименование предприятия, имеет самостоятельный баланс, банковский счет, штампы и бланки со своим фирменным наименованием.

1.2 Структура предприятия и функциональное назначение отделов

В современных экономических условиях реализация стратегических планов предприятия предполагает решение комплекса задач, устанавливая по каждой из них цели и выделенные сроки на достижение. Благодаря пониманию данных задач удастся рассчитать необходимые виды и количество ресурсов.

Организационная структура — это состав и соподчиненность взаимосвязанных звеньев в управлении, которые включают аппарат управления и производственные подразделения.

Следует придерживаться одного из трех принципов оптимизации либо разработки организационной структуры.

1. Формирование должностей и подразделений с учетом ключевых процессов компании, взаимосвязанных между собой. Каждое подразделение должно выполнять определенные процессы, принимая участие в сквозных процессах. Чтобы использовать данный принцип, следует определить главные цепочки процессов.

2. Распределение полномочий и ролей должно быть таким образом, чтобы отвечали за результаты по всем взаимосвязанным проектам и процессам, а не по их частям. Отвечать за межфункциональные и сквозные проекты и процессы в данном случае предстоит конкретному руководителю (либо коллегиальному органу), который располагает соответствующими ресурсами и полномочиями. Обычно такой подход позволяет добиться снижения расходов на выполнение проектов и процессов, с ростом ценности продукции, устранением вероятных потерь, возникших по причине несогласованности действий участников, также борьбы между ними за статус, влияние либо ресурсы.

3. Численность и состав подразделений должны соответствовать конкретным целям компании на определенный период, основываясь на существующих ресурсах. Штатное расписание и организационная структура российских компаний зависят от конкретных целей, в том числе от стратегических. Резкое сокращение штата приводит к негативным последствиям для лояльности работников. Поэтому, когда уже определены цели на следующий период, будет целесообразным пересмотр численности и состава подразделений, с перераспределением ценных работников на важных проектах и направлениях компании.

Функциональная структура отражает разделение управленческих функций между руководством и отдельными подразделениями. Функция управления представляет собой часть процесса управления, выделенную по определенному признаку (качество, труд и зарплата, учет и т. д.).

Штатная структура определяет количественно-профессиональный состав персонала, состав подразделений и перечень должностей, размеры оплаты труда и фонд заработной платы работников.

управление отдел функциональное назначение ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА МУП «КОМЭНЕРГОРЕСУРС», 2015 ГОД Ш Директор МУП " Комэнергоресурс" :

1. Обеспечивает на предприятии соблюдение законодательства об охране труда, выполнение нормативов по охране труда, предписаний органов надзора за охраной труда.

2. Подписывает от имени предприятия коллективный договор, которым определяются мероприятия по улучшению условий и охраны труда;

3. Обеспечивает режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

4. Обеспечивает составление и своевременное представление в органы государственной статистики и вышестоящим организациям статистической отчётности по травматизму, затратам на охрану труда и материальными затратами в связи с травматизмом и профзаболеваемостью по установленным формам.

5. Обеспечивает обязательное страхование работников предприятия от несчастных случаев и случаев профессиональных заболеваний в соответствии с нормативами Мисоцтруда России, а также отраслевыми нормативами.

6. Не реже одного раза в месяц заслушивает руководителей подразделений о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, принимает решение о мерах по устранению нарушений с указанием сроков исполнения и ответственных лиц.

Ш Заместитель директора по производству:

1. Организует работу по созданию безопасных и здоровых условий труда на предприятии.

2. Участвует в работе комиссий по приёмке объектов и оборудования в эксплуатацию в соответствии с требованиями охраны труда.

3. Участвует в проверках состояния промышленной безопасности и охраны труда, осуществляет контроль за выполнением графиков их проведения и контролирует выполнение намеченных мероприятий в соответствии с требованиям охраны труда.

4. Обеспечивает своевременное сообщение о несчастных случаях на производстве, произошедших с подчинённым в установленном порядке.

5. Организует внедрение в производство новых технологий и оборудования, повышающих безопасность производства и улучшающих условия труда.

Ш Главный механик:

1. Осуществляет разработку мероприятий для включения в план мероприятий по охране труда.

2. Осуществляет надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией основного и вспомогательного технологического оборудования, грузоподъёмных машин и механизмов, грузозахватных приспособлений и тары, за техническим освидетельствованием оборудования.

3. Осуществляет контроль допуска работников подчиненных подразделений и других организаций к техническому обслуживанию, ремонту и монтажу оборудования.

4. Обеспечивает контроль над соблюдением работниками других организаций требований безопасности при организации и проведении ремонтных, монтажных и других работ повышенной опасности (огневых, газоопасных, земляных, на высоте и других).

5. Обеспечивает техническое освидетельствование оборудования, грузоподъёмных машин и механизмов, грузозахватных механизмов и тары.

Ш Главный бухгалтер:

Осуществляет ведение бухгалтерского и налогового учёта, ведение кассовых и банковских операций, предоставление отчетности в контролирующие органы.

Ш Юрисконсульт:

Осуществляет контроль за соблюдением и применением на предприятии Трудового Кодекса РФ, участвует в подготовке организационно — распорядительных документов (положений, инструкций, приказов и др.) по вопросам охраны труда и обеспечивает их соответствие действующему законодательству. Даёт правовое заключение по представленным материалам о привлечении работников предприятия к дисциплинарной и материальной ответственности за нарушение требований правил, норм и инструкций по охране труда. Представительствует от МУП «Комэнергоресурс» в соответствующих организациях по рассмотрению исков на возмещение материального ущерба и морального вреда пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также подготавливает документы для оформления доплат за утраченную в результате производственной травмы или профессионального заболевания трудоспособность.

Ш Начальник отдела управления персоналом.

1. Контролирует данные по готовности к выполнению трудовых обязанностей вновь принимаемых работников, а также работников, переводимых на новые должности, виды работ, работы по новой профессии.

2. Организует приём лиц на работу и перемещение по должности, профессии, виду работ, изменению условий труда в соответствии с требованиями отраслевых и межотраслевых нормативов по охране труда (учёт состояния здоровья, специальности, квалификации, степени подготовленности и п. п.)

3. Контролирует правильность заполнения трудовых книжек работающих в соответствии с действующими ЕТКС работ и профессий рабочих и квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.

4. Руководит разработкой правил внутреннего трудового распорядка.

5. Руководит планированием, организует работу и контроль за подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации персонала.

6. Обеспечивает своевременную подготовку показателей для составления отчетов и справок по установленным государственным статистическим и отраслевым формам.

Ш Начальник планово - экономического отдела:

1. Отвечает за формирование единой экономической политики предприятия на основе анализа состояния и тенденций развития отрасли.

2. Осуществляет экономическое планирование, направленное на эффективное использование всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг).

3. Проводит анализ экономического состояния предприятия.

4. Отвечает за формирование ценовой политики предприятия.

5. Организует обеспечение разработок программ, перспективных и краткосрочных прогнозов экономического развития предприятия.

6. Организует подготовку материалов по расчету проектов тарифов на услуги, оказываемые предприятием для представления в органы регулирования.

Ш Начальник подразделения (цеха, службы, участка).

1. Обеспечивает организацию работы с персоналом в соответствии с требованиями нормативных документов.

2. Организует обеспечение работающих спецодеждой, спец. обувью, защитными средствами, предохранительными приспособлениями, мылом и питьевой водой в соответствии с отраслевыми нормами.

3. Не реже одного раза в неделю осуществляет проверку состояния рабочих мест, инструмента, приборов, сигнализации и блокировок, ограждений вентиляционных систем, помещений и сооружений, а также безопасность их эксплуатации. Принимает меры по устранению обнаруженных недостатков.

4. Обеспечивает поддержание в постоянном, работоспособном состоянии систем и устройств для извещения, сигнализации, а также защиты от аварий, инцидентов и травматизма.

1.3 Нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятия

В своей деятельности предприятие руководствуется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным Законом РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» .

В соответствии с Уставом предприятия МУП «Комэнергоресурс» создано на основании Постановления Администрации Североуральского городского округа в июне 2012 г.

Учредителем предприятия является городской округ.

Уставный фонд предприятия сформирован за счет имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Согласно Уставу предприятия собственником имущества является Североуральский городской округ.

Основным видом деятельности предприятия являются оказание коммунальных услуг потребителям (услуги тепло-, водоснабжения, водоотведения и услуги теплоносителя), является монополистом на территории городского округа.

Предприятие также оказывает и иные виды услуг: оказание транспортных услуг физическим и юридическим лицам, ремонт и замена технологического оборудования, водопроводных сетей, приборов учета воды и др.

Предприятие является юридическим лицом. Создано без ограничения срока действия, имеет круглую печать, содержащую полное наименование предприятия, имеет самостоятельный баланс, банковский счет, штампы и бланки со своим фирменным наименованием.

В своей деятельности предприятие руководствуется утвержденной Учетной политикой, которая утверждена приказом директора предприятия. Согласно Положению об «Учетной политике» Бухгалтерский учет на предприятии ведется бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером. Ведение бухгалтерского учета с 2013 г. осуществляется в соответствии с положениями Федерального Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. (далее Закон № 402-ФЗ), Положениями о бухгалтерском учете финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Хозяйственные операции в бухгалтерском учете оформляются первичными документами, по формам, утвержденным директором предприятия и аналогичны унифицированным формам, и соответствуют положениям п. 2 ст.9 Закона № 402-ФЗ.

Регистры бухгалтерского учета создаются автоматически по формам, предусмотренным программой 1С: Бухгалтерия и утверждены директором предприятия. На предприятии проводится инвентаризация согласно Положениям по бухгалтерскому учету. Проведение инвентаризации в обязательном порядке проводится при смене материально-ответственного лица. Результаты инвентаризации оформляются согласно статье 11 Закона № 402-ФЗ.

Формирование доходов предприятия в бухгалтерском учете производится по мере оказания услуг (выполнения работ, реализации товаров), расходов — по мере их осуществления, отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они осуществлены в целях финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Амортизация основных средств в бухгалтерском учете начисляется линейным методом (исходя из срока полезного использования, утвержденного предприятием в соответствии с действующим законодательством.). Списание материалов в производство в бухгалтерском учете производится по средней стоимости материалов.

Состав бухгалтерской отчетности, периодичность и сроки ее представления определяются на основании ст. 23 Налогового кодекса РФ и ст. 14, 18 Закона № 402-ФЗ.

Ведение кассовых операций осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Лимит кассы определяется приказом предприятия на отчетный год.

Налоговый учет ведется с использованием компьютерной техники и бухгалтерской программы 1С: Бухгалтерия, формирование доходов и расходов осуществляется в соответствии с положением Налогового кодекса РФ.

Отделы предприятия в своей работе руководствуются Положениями об отделе, разработанном в соответствии с должностными обязанностями сотрудников отдела.

1.4 Система и методы управления предприятием

Система управления предприятием включает два взаимодополняющих вида управленческой деятельности: стратегическое управление, связанное с развитием будущего потенциала предприятия, и оперативное управление, реализующее существующий потенциал в получаемую прибыль. Стратегическое управление призвано обеспечить длительную жизнеспособность предприятия в изменяющихся условиях, оперативное управление позволяет использовать в полной мере существующие стратегические возможности предприятия.

В теории управления различают общие основополагающие принципы и частные — собственно принципы организации управления. Ведущими являются общие принципы, относящиеся к управлению в целом. Частные принципы призваны осуществлять отдельные функции управления.

К общим принципам управления предприятием можно отнести принципы централизации, децентрализации, сочетания централизации и децентрализации, единоначалия и коллегиальности, демократизации.

2. Бюджетирование и планирование на предприятии

2.1 Ответственный отдел или подразделение за данную функцию

На планово-экономический отдел возложены функции:

Разработка и подготовка к утверждению проектов перспективных и текущих планов экономической деятельности и развития предприятия

Разработка плановых технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат, тарифов на услуги, оказываемые предприятием.

Составление нормативных калькуляций продукции и контроль за внесением в них текущих изменений планово-расчетных цен на основные виды сырья и материалов, используемых в производстве.

Разработка мероприятий по повышению производительности труда, снижению издержек на производство и реализацию продукции, повышению рентабельности производства, увеличению прибыли, устранению потерь и непроизводительных расходов.

Разработка и доведение до структурных подразделений предприятия прогнозируемых объемов производства продукции (оказания услуг) в увязке с объемами финансирования.

2.2 Взаимоотношения отделов предприятия при планировании и бюджетировании

Для выполнения функций и реализации прав планово-экономический отдел взаимодействует:

Ш С финансовым отделом по вопросам:

ь Получения отчетов о выполнении финансовых планов; результатов финансового анализа;

ь Предоставления среднесрочных и долгосрочных планов производственной деятельности предприятия; проектов оптовых и розничных цен на продукцию предприятия, тарифов на работы и услуги; результатов экономического анализа всех видов деятельности предприятия;

Ш С бухгалтерией по вопросам:

ь Получения: данных, необходимых для экономического планирования, прогнозирования и анализа; баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств; расчетов заработной платы; предварительных расчетов амортизационных отчислений;

ь Предоставления планов производства продукции на месяц, квартал, год в целом по предприятию и по отдельным структурным подразделениям;

Ш С производственно-техническим отделом по вопросам:

ь Получения данных, необходимых для экономического планирования, прогнозирования и анализа; данных для расчетов по снижению себестоимости продукции (расчетов снижения энерго — и материалоемкости продукции, трудоемкости ее производства с приложением прогнозов изменения качества продукции);

ь Предоставления планов производства продукции на месяц, квартал, год; расчетов по снижению себестоимости продукции (расчетов снижения энергои материалоемкости продукции, трудоемкости ее производства);

Ш С отделом материально-технического снабжения по вопросам:

ь Получения расчетов потребности материальных ресурсов (сырья, материалов, оборудования, топлива, энергии и др.); данных об изменения цен на материальные ресурсы у поставщиков;

ь Предоставления планов производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) на месяц, квартал, год; расчетов необходимых объемов запасов материальных ресурсов;

Ш С юридическим отделом по вопросам:

ь Получения разъяснений действующего законодательства и порядка его применения; анализа изменений и дополнений финансового, налогового, гражданского законодательства;

2.3 Формирование тарифов на услуги ЖКХ

Конечным этапом перехода на новые условия оплаты жилья и коммунальных услуг является полное возмещение населением издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги. В этих условиях на переходный период сохраняется практика установления двух групп тарифов. Первая группа — это экономически обоснованные ставки и тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства, покрывающие затраты предприятий на их производство и реализацию, представляющие собой экономическую разновидность тарифов, получаемых предприятием вне зависимости от сложившегося в каждый конкретный период уровня ставок и тарифов для населения. Экономически обоснованные тарифы устанавливаются исходя из нормативов затрат на оказание услуг и согласованного между заказчиком и подрядчиком размера прибыли в зависимости от гарантий качества обслуживания. Вторая группа представляет собой утвержденные местной администрацией ставки и тарифы на жилищные и коммунальные услуги для населения на каждый конкретный период. Проблемам установления тарифов уделяется большое внимание, поскольку от его величины зависит благополучие коммунальных предприятий. Экономически обоснованные ставки и тарифы отражают общественно необходимые затраты на производство и реализацию этих услуг. Уровень экономически обоснованных ставок и тарифов при переходе к рыночной экономике должен диктоваться условиями рынка (специфическими для каждой территории) и устанавливаться на основе справедливой рыночной цены, учитывающей качественные параметры предоставляемых услуг, подобно тому, как, например, учитывается качество жилья в условиях его обмена, который на данном этапе в наибольшей степени отражает реальные рыночные отношения. Однако отсутствие в настоящее время в каждом населенном пункте рынка производственных услуг требует исходить при формировании экономически обоснованных тарифов из нормативных затрат на жилищно-коммунальные услуги, дифференцированных с учетом объективных природных, градостроительных и демографических условий конкретного населенного пункта, а также учитывать потребительские свойства, которые устанавливаются по согласованию между заказчиком и подрядчиком, исходя из состояния основных фондов ЖКХ. Использование нормативов затрат и возможность установления ставок и тарифов в соответствии с качеством обслуживания дает заказчику инструмент, позволяющий объективно оценить (при отсутствии рынка услуг) затраты на их производство и соответствующий этим затратам уровень потребительских свойств.

Основными целями введения экономически обоснованных ставок и тарифов являются:

перевод предприятий жилищно-коммунального хозяйства в режим безубыточного функционирования путем осуществления постепенного перехода к оплате жилья и коммунальных услуг в размере, обеспечивающем возмещение издержек, т. е. переход к оплате обслуживания в соответствии с его стоимостью;

реализация экономической оценки и стимулирования качества и надежности обслуживания в уровне тарифа, т. е. возможность оценки услуг как товара;

предотвращение установления монопольно высоких ставок и тарифов экономическими методами, обеспечение социальной защиты граждан при распределении и оплате услуг.

Рассчитанные на базе данной методики экономически обоснованные ставки и тарифы применяются для определения уровня платежей граждан на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги. При этом первые применяются для государственного и муниципального, общественного жилищного фонда, предоставленного гражданам по договору найма, а вторые — для всех видов жилищного фонда, независимо от форм собственности.

Размер указанных ставок и тарифов устанавливается в пределах сроков и уровней платежей граждан в процентах к экономически обоснованным тарифам на оплату жилья и коммунальных услуг.

В ставке оплаты для населения целесообразно предусмотреть выделение отдельной строкой платежа, характеризующего экономию в расчете на пользователя услуг. Существенный вклад в снижение себестоимости коммунальных услуг должны вносить государственные жилищные инспекции, и на первое место должна быть выдвинута ресурсная составляющая тарифа. По расчетам специалистов, на тепловых магистралях городов ежегодно теряется до 10% всей производимой в России тепловой энергии. Потери, нерациональный расход топлива как при транспортировке, так и при производстве тепла включаются в себестоимость услуги и приводят к увеличению тарифов. Однако ясно, что население не обязано оплачивать такого рода затраты.

Таким образом, уменьшение себестоимости и, следовательно, тарифов поможет привести к снижению социальных издержек. Для этого мы предлагаем введение системы учета производства и потребления энергоресурсов, что соответствует ресурсосберегающей политике реформирования ЖКХ.

МУП «Комэнергоресурс» на каждый год формирует тарифы по видам оказываемых услуг (водоотведение, теплоснабжение, водоснабжение), которые утверждаются Региональной энергетической компанией. Размер тарифа формируется за счет экономически обоснованных затрат по видам расходов на единицу продукции:

В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство подразделяется на следующие подотрасли: жилищное хозяйство, ресурсоснабжение (теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение и водоотведение), благоустройство населенных пунктов и бытовое обслуживание.

Коммунальное хозяйство подразделяется на группы объектов: санитарно-технические (водопроводы, канализация, предприятия по очистке городов); энергетические (электростанции, котельные, тепловые, электрические и газовые сети); транспортные (автобусы, троллейбусы, трамваи); объекты внешнего благоустройства (путепроводы, зеленые насаждения, мостовые, тротуары, водостоки, набережные, уличное освещение и др.).

2.4 Анализ планирования финансового результата предприятия

Свод затрат по элементам МУП «Комэнергоресурс»

№№ п/п

Наименование статей

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

декабрь

Электроэнергия

Вода

3 259

3 259

3 259

3 259

3 259

3 259

3 591

3 591

3 591

3 591

3 591

41 105

Газ природный

Уголь

Прочие материалы

5 334

Затраты на автотехнику

1 844

1 844

1 844

1 844

1 844

1 844

1 844

1 844

1 844

1 841

1 844

22 123

Фонд заработной платы

Отчисления с ФЗП

Амортизация

расходы по охране труда

Итого расходы (себестоимость)

ИТОГО РАСХОДЫ

Доход (основная продукция)

35 490

30 020

33 120

24 761

22 012

20 540

24 490

25 185

35 398

35 945

295 448

Прибыль/Убытки

1 850

2 030

2 820

— 997

— 3 620

— 3 020

— 4 010

— 1 338

1 770

2 050

20 400

Как мы видим из таблицы, запланировано снижение расходов (себестоимость продукции) после окончания отопительного сезона (с мая по сентябрь), в этот период значительно снижаются такие виды материальных ресурсов как уголь, мазут, газ, остаются неизменными такие постоянные затраты как заработная плата административно-управленческого персонала, аренда транспортных средств общехозяйственного назначения и иные затраты, прямо не связанные с оказанием услуг (постоянные затраты).

Доля расходов на оплату труда в период с мая по ноябрь составляет от 10%до 10,5% в общей сумме расходов.

Наличие постоянных затрат, то есть непосредственно (прямо) не связанных с объемом оказываемых коммунальных услуг является причиной образования убытка в осенне-летний период.

Учитывая утвержденные РЭКом тарифы, прибыль учтена только на услуги отопления. Предприятие в осенне-летний период планировало убыточную деятельность.

3. Отчетность

3.1 Анализ финансовой и бухгалтерской отчетности

3.1.1 Общая экономическая характеристика предприятия

Анализ финансового положения и эффективности деятельности Муниципальное унитарное предприятие «Комэнергоресурс» выполнен за период с 01.01.2013 по 31.12.2014 г.

Показатель

Значение показателя

Изменение за анализируемый период

в тыс. руб.

в % к валюте баланса

тыс. руб. (гр.3-гр.2)

± % ((гр.3гр.2): гр.2

Актив

31.12.2013

31.12.2014

на начало анализируемого периода (31.12.2013)

на конец анализируемого периода (31.12.2014)

Актив.

Внеоборотные активы в том числе:

41,8

26,3

6,9

основные средства

12,8

14,8

— 2178

— 6,5

2. Оборотные, всего в том числе:

58,6

75,2

+42 742

+92

запасы

3,6

2,6

+254

+12,8

дебиторская задолженность

+42 376

+101

Пассив

1. Собственный капитал

+6790

38,1

2. Краткосрочные обязательства всего

69,4

+30 371

38,6

Валюта баланса

+40 475

+52

Из представленных в первой части таблицы данных видно, что на 31.12.2014 в активах организации доля внеоборотных средств составляет одну четвертую, а текущих активов, соответственно, три четвертых. Активы организации за рассматриваемый период увеличились на 40 475 тыс. руб. (на 52%). Отмечая значительный рост активов, необходимо учесть, что собственный капитал увеличился в меньшей степени — на 38,1%.

Отстающее увеличение собственного капитала относительно общего изменения активов следует рассматривать как негативный фактор. Рост активов организации связан, главным образом, с ростом показателя по строке «дебиторская задолженность» на 4237 тыс. руб.

Одновременно, в пассиве баланса наибольший прирост наблюдается по строкам: кредиторская задолженность — 29 705. руб. (73,5%) нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) — 9312 тыс. руб. (23%) Среди отрицательно изменившихся статей баланса можно выделить «основные средства» в активе (-2178 тыс. руб.). Собственный капитал организации на 31.12.2014 составил 33 864,0 тыс. руб. Это на 8,2% превышает значение на 31.12.2013.

3.2 Анализ финансовой устойчивости организации

Показатель

Значение показателя

Изменение показателя

Описание показателя и его нормативное значение

31.12.2013

31.12.2014

1. Коэффициент автономии

0,28

0,25

— 0,03

Отношение собственного капитала к общей сумме капитала. Нормальное значение для данной отрасли: 0,55 и более (оптимальное 0,65−0,8).

2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,10

0,15

+0,05

Отношение собственных оборотных средств к оборотным активам. Нормальное значение: 0,1 и более

3. Коэффициент покрытия инвестиций

0,32

0,29

— 0,03

Отношение собственного капитала и долгосрочных обязательств к общей сумме капитала. Нормальное значение для данной отрасли: 0,85 и более

4. Коэффициент маневренности собственного капитала

0, 20

0,16

+0,4

Отношение собственных оборотных средств к источникам собственных средств. Нормальное значение: 0,05 и более.

5. Коэффициент обеспеченности запасов

— 1,86

1,81

+3,67

Отношение собственных оборотных средств к стоимости запасов. Нормальное значение: 0,5 и более.

Коэффициент автономии организации по состоянию на 31.12.2014 года составил 0,25. Данный коэффициент характеризует степень зависимости организации от заемного капитала. Полученное здесь значение свидетельствует о ее значительной зависимости от кредиторов по причине недостатка собственного капитала. За год коэффициент автономии ощутимо снизился (на 0,03).

Значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами на 31 декабря 2014 г. составило 0,15, что на 0,05 больше, чем по состоянию на 31.12.2013 года. На 31 декабря 2014 г. значение коэффициента соответствует норме.

В течение анализируемого периода наблюдалось ощутимое падение коэффициента покрытия инвестиций до 0,31 (на 0,03). Значение коэффициента на 31 декабря 2014 г. значительно ниже нормативного значения (доля собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме капитала организации составляет 31%).

Коэффициент обеспеченности материальных запасов на последний день анализируемого периода составил 1,81, что на 3,87 превышает значение на первый день анализируемого периода (31 декабря 2013 г.). По состоянию на 31.12.2014 коэффициент обеспеченности материальных запасов демонстрирует очень хорошее значение.

3.3 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

В приведенной ниже таблице обобщены основные финансовые результаты деятельности Муниципальное унитарное предприятие «Комэнергоресурс» за последний год и аналогичный период прошлого года. Как видно из «Отчета о прибылях и убытках», за весь рассматриваемый период организация получила прибыль от продаж в размере 26 582 тыс. руб., что составило 2,7% от выручки. По сравнению с прошлым периодом в текущем увеличилась как выручка от продаж, так и расходы по обычным видам деятельности. (на 27 438 тыс. руб. соответственно). Причем в процентном отношении изменение выручки (-9,5%) опережает изменение расходов (-5,5%) Изучая расходы по обычным видам деятельности, следует отметить, что организация как и в прошлом году не использовала возможность учитывать общехозяйственные расходы в качестве условно-постоянных, включая их ежемесячно в себестоимость производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг). Поэтому показатель «Управленческие расходы» за отчетный период в форме № 2 отсутствует. Прибыль от прочих операций за год составила 158 тыс. руб., что на 6 тыс. руб. меньше. При этом величина прибыли от прочих операций снизилась на 3,8% от абсолютной величины прибыли от продаж за анализируемый период.

Показатель

Значение показателя, тыс. руб

Изменение показателя

31.12.2013

31.12.2014

тыс. руб. (гр.3 — гр.2

± % ((3−2): 2)

1. Выручка

533 080

— 31 466

— 9,5

2. Расходы по обычным видам деятельности

502 470

— 27 438

— 5,5

3. Прибыль (убыток) от продаж

— 4028

— 13,2

4. Прочие доходы

— 6

— 3,8

5. Проценты к уплате

+5

+500

6. Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль и прочее

— 806

— 13,1

7. Чистая прибыль (убыток)

— 3223

— 13,1

За анализируемый период выручка снизилась на 9,5%, расходы — на 5,5%. В целом прибыль до налогообложения по данным бухгалтерского учета снизилась на 13,2%, так как прирост себестоимости на единицу продукции превышает темп прироста выручки на единицу продукции. В связи с тем, что реализация продукции — коммунальных услуг производится по утвержденным тарифам, предприятию необходимо минимизировать фактические затраты на оказанные услуги.

Оценка стоимости чистых активов организации.

Показатель

Значение показателя

Изменение за анализируемый период

в тыс. руб.

в % к валюте баланса

тыс. руб. (гр.3-гр.2)

± % ((гр.3гр.2): гр.2

31.12.2013

31.12.2014

на начало анализируемого периода (31.12.2013)

на конец анализируемого периода (31.12.2014)

1. Чистые активы

+10 100

+38,1

2. Уставный капитал

3,8

2,8

+500

+17,4

3. Превышение чистых активов над уставным капиталом (стр.1стр.2)

30,2

28,2

+9600

40,7

Чистые активы организации на 31 декабря 2014 г. намного (в 10,8 раза) превышают уставный капитал. Данное соотношение положительно характеризует финансовое положение, полностью удовлетворяя требованиям нормативных актов к величине чистых активов организации. Более того, определив текущее состояние показателя, следует отметить увеличение чистых активов на 38,1% в течение анализируемого периода. Превышение чистых активов над уставным капиталом и в то же время их увеличение за период говорит о хорошем финансовом положении организации по данному признаку

3. Выводы по результатам анализа:

По результатам проведенного анализа выделены и сгруппированы по качественному признаку основные показатели финансового положения и результатов деятельности Муниципальное унитарное предприятие «Комэнергоресурс» за год.

Среди показателей, исключительно хорошо характеризующих финансовое положение и результаты деятельности Муниципальное унитарное предприятие «Комэнергоресурс», можно выделить следующие:

чистые активы превышают уставный капитал, при этом за последний год наблюдалось увеличение чистых активов;

абсолютная финансовая устойчивость по величине излишка собственных оборотных средств;

за анализируемый период получена прибыль от продаж (26 582 тыс. руб.),

рост прибыли до процентов к уплате и налогообложения на рубль выручки организации (+9,8 коп. к — 5,8 коп. с рубля выручки за аналогичный период года, предшествующего отчётному).

Среди отрицательных показателей финансового положения организации можно выделить такие:

высокая зависимость организации от заемного капитала (собственный капитал составляет только 31%);

значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами (0,06) соответствует норме;

Среди критических показателей финансового положения организации можно выделить следующие:

значительно ниже нормы коэффициент абсолютной ликвидности;

коэффициент покрытия инвестиций значительно ниже нормы (доля собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме капитала организации составляет 28% (нормальное значение для данной отрасли: 85% и более).

3.4 Анализ выполнения плана по поставке отдельных видов услуг/товаров

Анализ выполнения плановых показателей по отдельным видам услуг за 2014 год показал, что предприятие не в полном объеме выполнен план. Одной из причин невыполнения плана является снижение объемов производства предприятиями города, и как следствие снижение объема потребляемых услуг/товаров.

Товар/услуга

План Стоимость

(тыс. руб. без НДС)

Факт Стоимость

(тыс. руб. без НДС)

% выполнения

Водоотведение

96%

Тепловая энергия

98%

Пар (промышленность)

109%

Заключение

В ходе рассмотрения организации процесса бюджетирования выявлено, что бюджетный процесс представляет собой замкнутый контур финансового управления, то есть завершение анализа исполнения бюджета текущего года должно совпадать по времени с разработкой бюджета следующего периода. Это позволяет предприятию осуществлять строгий контроль финансовых ресурсов предприятия, что важно для выхода из финансового кризиса.

Исследована технология бюджетирования на предприятии, в ходе чего установлено, что единой модели построения бюджета не существует — для каждого конкретного предприятия он будет индивидуален. Это связано с тем, что его структура зависит от того, что является предметом составления бюджета; размера организации; степени, в которой процесс формирования бюджета интегрирован с финансовой структурой организации.

Оценен уровень развития бюджетирования на предприятии МУП «Комэнергоресурс». Установлено, что, как и в других российских предприятиях до сих пор бюджетное планирование остается слабым местом управления организацией. Несмотря на немаловажную работу, которая уже проделана в области бюджетирования, существует ряд еще недостаточно разработанных вопросов, над которыми в настоящее время работают специалисты МУП «Комэнергоресурс»

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что специфика его деятельности накладывает отпечаток на структуру активов и пассивов. Более 90% стоимости имущества приходится на внеоборотные средства. Структура является стабильной, изменения, хоть и происходят, но они незначительные. Структура пассивов напротив, динамична. До последнего времени собственный капитал играл заметную роль в обеспечении деятельности, в первую очередь важным источником выступала прибыль.

Наличие дебиторской задолженности за коммунальные услуги всегда остается проблемой любого предприятия в области жилищно-коммунальной сферы. В основном это долги населения. Для погашения задолженности предприятие на постоянной работе направляет претензионные письма в адрес потребителей, иски в судебные органы для взыскания задолженности. Именно погашений задолженности зависит от своевременного погашения задолженности в государственные и внебюджетные фонды, погашения кредиторской задолженности.

Причиной образования дебиторской задолженности является снижение поступления средств за коммунальные услуги от населения, а также тот факт, что в силу специфики работы предприятия, летний период является «планово-убыточным» по причине отсутствия объемов тепловой энергии при постоянных затратах.

За счет указанных факторов минимизируется поступление денежных средств за коммунальные услуги.

По мере поступления денежных средств от населения предприятие будет производить погашение имеющейся кредиторской задолженности.

Отпуск коммунальных услуг производится по тарифам, утвержденным РЭК. Прибыль предусмотрена лишь на услуги отопления. Поэтому снижение фактических затрат и увеличение прибыли может быть спрогнозировано лишь за счет снижения температурного наружного воздуха и прочих затрат.

Утвержденные тарифы экономически обоснованы, отражают необходимые затраты на производство и реализацию коммунальных услуг (водоотведение, водоснабжение, теплоснабжение). Уровень экономически обоснованных ставок и тарифов при переходе к рыночной экономике должен диктоваться условиями рынка (специфическими для каждой территории) и устанавливаться на основе справедливой рыночной цены, учитывающей качественные параметры предоставляемых услуг, подобно тому, как, например, учитывается качество жилья в условиях его обмена, который на данном этапе в наибольшей степени отражает реальные рыночные отношения.

Алгоритм финансового планирования и прогнозирования МУП «Комэнергоресурс» позволит не только проанализировать финансовое состояние предприятия, но и спрогнозировать ожидаемые финансовые результаты.

Список использованных источников

1. Аминова З. Ф. Финансовая стратегия предприятия: формирование, развитие, обеспечение устойчивости. — М.: Компания Спутник+, 2013. — 118 с.

2. Аньшин В. М., Царьков И. Н., Яковлева А. Ю. Бюджетирование в компании: современные технологии постановки и развития: Учеб. пособие. — М.: Дело, 2015. — 240 с.

3. Бланк И. А. Управление активами. — Киев: Ника-Центр, Эльга, 2014. — 785 с.

4. Вахрушина М. Бюджетирование и управленческий контроль // Экономика и жизнь (приложение). — 2015. — № 45. — С.12 — 13.

5. Горбачева Л. Постановка системы бюджетирования // Финансовая газета. — 2013. — № 20. — С.11 — 15.

6. Ермолович Л. Л., Сивчик Л. Г., Толкач Г. В., Щитникова И. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — Минск: Интерсервисс; Экоперспектива, 2014. — 576 с.

7. Жданов С. А. Основы теории экономического управления предприятием: Учебник. — М.: Финпресс, 2015. — 325 с.

8. Зайцев М. Г. Методы оптимизации управления для менеджеров: Компьютерно-ориентированный подход: Учеб. пособие. — М.: Дело, 2013. — 304 с.

9. Исаев Д., Хомаза Д. Внедрение автоматизированной системы бюджетирования // Финансовая газета. — 2013. — № 18. — С.18 — 22.

10. Казак А. Ю., Финансовая политика хозяйственных субъектов: проблемы разработки и внедрения. — Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2003. — 412 с.

11. Керимов В. Э. Управленческий учет на производственных предприятиях. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 2014. — 160 с.

12. Кобенко А. Как добиться исполнения бюджета // Финансовый директор. — 2014. — № 6. — С.26.

13. Мезенцева Т. М., Саенко К. С., Поляков А. В. Финансовая стратегия развития предприятия: бюджетирование и трансфертные цены // Аудиторские ведомости. — 2015. — № 1. — С.12 — 25.

14. Молвинский А. Типичные ошибки при построении систем бюджетирования // Финансовый директор. — 2013. — № 6. — С.17 — 25.

15. планирования. — М.: Финансы и статистика, 2014. — с.400.

16. Сапожников E.И. Особенности бюджетирования в российских организациях // Финансовый менеджмент. — 2014. — № 6. — С.42 — 51.

17. Сергеев И. В. Проблемы финансового планирования в России // Эксперт. — 2014. — № 361. — С.14.

18. Хруцкий В. Е., Сизова Т. В., Гамаюнов В. В. Бюджетирование: магический кристалл или ритуальный танец // Инфо-бизнес. — 2013. — № 44. — С.14.

19. Чернов В. А. Финансовая политика организации / Под ред. проф.М. И. Баканова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 247 с.

20. Чернов В. А. Экономический анализ / Под ред. проф.М. И. Баканова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 686 с.

21. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С., Негашев Е. В. Методика финансового анализа. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 208 с.

22. Щиборщ К. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий России. — М.: Дело и Сервис, 2014. — 320 с.

23. Щиборщ К. В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. — М.: Изд. Дело и Сервис, 2015. — 544 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой