Правовое положение осужденных
Принцип законности — конституционный, он закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст. 4, 13,15,17−19 и др.), а также в ряде международных документов. В уголовно-исполнительном праве он выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Конституция Российской… Читать ещё >
Правовое положение осужденных (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ВВЕДЕНИЕ
Принятие Уголовно-исполнительного кодекса позволило не только расширить предмет правового регулирования, но и кодифицировать ранее действовавшие разнородные правовые акты, регулирующие исполнение различных видов наказания. До 1 июля 1997 года исполнение и отбывание наказания регулировали законодательные акты бывшего СССР и РСФСР, а именно: Положение о дисциплинарном батальоне Вооруженных сил СССР, Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Положение о порядке и условиях исполнения в РСФСР наказаний, не связанных с мерами исправительнотрудового воздействия на осужденных и другие довольно многочисленные нормативные правовые акты министерств и ведомств Характеризуя новый Уголовно-исполнительный кодекс, следует отметить и то, что он разработан с учетом рекомендаций международно-правовых актов. При противоречии между ратифицированными Российской Федерацией международными договорами и нормами Кодекса последние должны приводиться в соответствие с договорами Уголовно-исполнительный кодекс закрепил важнейшее положение уголовно — исполнительной политики Российского государства о направленности законодательства и практики его применения не решение задач первостепенной важности, а именно на нравственное совершенствование личности осужденного, его исправление. Достижение именно этой цели, при всех трудностях воспитательного процесса, позволяет с большой степенью вероятности гарантировать правопослушное поведение осужденного во время отбывания наказания и после освобождения от него. Именно поэтому Кодекс расширил границы применения основных средств исправления осужденных, установив, что они применяются практически в каждом наказании. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. 17.07.2015 г.) // Собрание законодательства РФ. — 13.01.1997. -№ 2. — Ст. 198.
На этом понятии основывается и перечень основных средств исправления осужденных. К их числу относятся: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Все это подчеркивает важность достижения основной задачи правосудия в широком смысле — превращение бывшего преступника в члена общества, который не будет совершать новых преступлений.
Важное значение в Уголовно — исполнительном кодексе РФ придается охране прав осужденных Там же. — С. 5. Подробно регламентируется их правовое положение, которому посвящена отдельная глава. Законодательно закреплены как обязанности осужденных, так и их права. Детально определяется и право на личную безопасность. Это касается также обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных; этого права осужденные до недавнего времени в течение многих десятилетий вообще были лишены.
1. РАВЕНСТВО ОСУЖДЕННЫХ ПЕРЕД ЗАКОНОМ — ПРИНЦИП УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА осужденный колония воспитательный исправительный В принципах уголовно-исполнительного законодательства выражаются общие принципы права, принципы отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, а также принципы, присущие данной отрасли права. В совокупности они предопределяют стратегию и направления развития, а также содержание как уголовно-исполнительного законодательства в целом, так и отдельных его институтов, обеспечивают системность правового регулирования общественных отношений, возникающих при исполнении наказаний. Наконец, они отражают общие требования обращения с осужденными, которые закреплены в соответствующих международных актах. В общей теории права принципы рассматриваются в качестве основных идей права, руководящих положений правовой системы. Особую значимость они приобретают при проведении правовой реформы, поскольку, обладая нормативными свойствами, становятся обязательными при формировании отрасли законодательства, ее институтов и норм.
Принципы уголовно-исполнительного законодательства не являются, как нередко представляют, застывшими декларативными, лишенными нормативной силы положениями. Принципы, закрепленные в ст. 8 УИК РФ, во-первых, определяют построение и содержание Особенной части Кодекса, где регулируется исполнение конкретных видов уголовных наказаний Там же. — С. 4.
Во-вторых, они влияют на содержание институтов и норм УИК РФ, а также создают ориентиры для иных законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих исполнение различных видов наказания.
В-третьих, принципы уголовно-исполнительного законодательства через систему норм и путем непосредственного действия влияют на практику исполнения уголовных наказаний, корректируя ее в пользу реализации прогрессивных идей законности, гуманизма, равенства граждан перед законом и др.
К числу общеправовых принципов уголовно-исполнительного законодательства относятся законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом. Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания представляет собой отражение межотраслевых принципов отраслей законодательства, регулирующих борьбу с преступностью. К числу отраслевых принципов относятся: рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения.
Принцип законности — конституционный, он закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст. 4, 13,15,17−19 и др.), а также в ряде международных документов. В уголовно-исполнительном праве он выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 04.08.2014. — № 31. — Ст. 4398. Принцип законности реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказание, органами государственной власти и управления, всеми организациями, хозяйствующими субъектами, должностными лицами, работниками организаций, взаимодействующих с учреждениями и органами, исполняющими наказания, лицами, осуществляющими охрану и конвоирование осужденных, общественными объединениями, принимающими участие в исправлении осужденных, отдельными гражданами, посещающими места отбывания наказания, и самими осужденными. Принцип законности нашел отражение в гл. 2 ст. 10−15 УИК РФ, определяющих правовой статус осужденных, в гл. 3 ст. 19−23 УИК РФ, устанавливающих систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание. Там же. — С. 17.
Принцип гуманизма. В уголовно-исполнительном законодательстве (праве) принцип гуманизма проявляется в различных направлениях и формах. Данный принцип в УИК РФ по сравнению с ранее действовавшим ИТК РСФСР воплощен намного полнее, что явилось следствием приведения нормативной базы России в области исполнения уголовных наказаний к мировым стандартам обращения с осужденными Там же. — С. 10. Так, из норм регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания наказания (особенно лишения свободы), убрана излишняя тюремная атрибутика, отражавшая прежде всего суровость, жесткость наказания, в результате чего были отменены многие ограничения в отношении осужденных. В Кодексе закреплено требование строгого соблюдения гарантий защиты от пыток, насилия или другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными. Существенно расширены возможности поддержания и развития социально полезных связей осужденных с родственниками и трудовыми коллективами, а также развития их полезной инициативы. Реализация принципа гуманизма поставлена в прямую зависимость от поведения осужденных, от их желания и настроения вести себя определенным образом, а следовательно, получать или нет предусмотренную законом широкую систему льгот.
Принцип гуманизма имеет и обратную сторону: он должен проявляться не только по отношению к осужденным, но и ко всему обществу в целом, обеспечивая должный порядок и спокойствие граждан, охрану их законных интересов. Поэтому в Кодексе предусматриваются меры по надежной изоляции осужденных и их охране, по пресечению различных попыток проникновения как со стороны осужденных, так и иных граждан на охраняемые территории, нападений на охрану, проносов запрещенных предметов и ряда аналогичных действий. Принцип гуманизма уголовно-исполнительного права закреплен во многих институтах и нормах УИК РФ, международных актах о правах человека и об обращении с осужденными Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30 августа 1955 г. // Международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. — М., 1990. — С. 290−311. Так, в международного пакте о гражданских и политических правах он сформулирован следующим образом: «Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности». Он отражен и в ряде статей УИК, в частности в ст. 10 подчеркивается, что «Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных…» Там же. — С. 10. В ч. 2 ст. 12 УИК РФ указывается, что «они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Там же. — С. 18. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона».
Принцип гуманизма выражается также в тех целях, которые ставит государство при исполнении наказания: исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Он реализуется также в средствах исправительного воздействия: общественно полезном труде, интенсивном психолого-педагогическом воздействии, профессиональной подготовке и общеобразовательном обучении, наряду с режимными требованиями обеспечивающими дисциплину и порядок в местах отбывания наказания и одновременно создающими условия для реализации прав и льгот осужденным вплоть до условно-досрочного освобождения. Цели гуманного отношения к осужденным отражены в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы инвалидами, женщинами, несовершеннолетними, в таких институтах этой отрасли права, как выезды осужденных за пределы мест лишения свободы (ст. 87 УИК РФ), свидания (ст. 91УИК РФ), телефонные переговоры (ст. 92 УИК РФ) и др. Там же. — С. 45.
Принцип демократизма. Принцип демократизма определяет содержание многих институтов и норм уголовно-исполнительного права. Прежде всего, он реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) подчеркивается, что «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности» Международная конвенция прав и свобод человека. Социальная значимость данного положения определяется тем, что осужденный, прежде всего к лишению свободы, существенно ограничивается в правах и поэтому особенно нуждается в соответствующей социальной защищенности. Принцип демократизма выражается в сущности организации процесса исправления осужденных, прежде всего в привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными, а также открытости деятельности учреждении и органов, исполняющих наказание, и осуществлении контроля общества за их деятельностью.
Данный принцип закреплен, в частности, в ч. 2 ст. 9 УИК РФ, в которой к числу основных средств исправления осужденных отнесено общественное воздействие на них. В ст. 23 УИК РФ закреплено содействие общественных объединений работе учреждении и органов, исполняющих наказание, участие в исправлении осужденных, а также право на осуществление контроля за деятельностью указанных учреждении и органов. Там же. — С. 24.
Этой задаче отвечают и нормы УИК РФ, направленные на обеспечение личной безопасности осужденных (ст.13), свободы совести и свободы вероисповедания (ст.14), права на подачу обращений: предложений, заявлений, жалоб и ходатайств (ст.15) и т. д. Там же. — С. 17.
Принцип демократизма проявляется и в других направлениях: в порядке подачи и разрешении жалоб и заявлений осужденных; языке обращений и переписке; контроле органов государственной власти и органов местного самоуправления; судебном и ведомственном контроле; прокурорском надзоре за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания; контроле общественных объединений.
Принцип равенства перед законом. Истоком данною принципа является конституционный принцип равенства всех перед законом, т. е. равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, принадлежности к общественным объединениям (ст. 19 Конституции). Там же. — С. 6. В Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека принцип равенства перед законом рассматривается в качестве основного принципа, согласно которому «дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения недопустима» (ст. 6) Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (заключена в Минске 26.05.1995)(вместе с «Положением о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств», утв. 24.09.1993) // Собрание законодательства РФ, 29.03.1999, N 13, ст. 1489.
В соответствии с конституционными положениями и международными правилами нормы УИК РФ не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного, должностного положения и т. д. Там же.- С. 5. Вместе с тем равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания. Они дифференцируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Для несовершеннолетних устанавливаются более льготные условия содержания. Предоставляются определенные льготы для инвалидов I и II групп, престарелых, женщин. Кроме того, условия отбывания наказания дифференцируются в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных преступлений и поведения осужденных. В данных случаях принцип равенства перед законом корректируется реализацией принципа дифференциации исполнения наказания и принципа гуманизма.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний включает рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения как следствие дифференциации и индивидуализации самих осужденных. Дифференциация осужденных осуществляется по разным основаниям на всем протяжении отбывания наказания. Они классифицируются на определенные группы в зависимости от: возраста; состояния здоровья; наличия семьи и родственников; отбытого срока наказания и поведения; досрочного (в любой форме) освобождения; уровня образования и наличия профессии и по многим другим основаниям. В науке подобных оснований дифференциации насчитывают несколько десятков (и даже сотен).
Внутри классификационных групп осужденных выделяется индивидуально личность каждого из них, определяются ее основные характеристики, как положительные, так и отрицательные качества. Задача воспитателей состоит в выявлении всех этих качеств и составлении портрета, картины личности осужденного, которая не может быть представлена лишь в одних темных тонах Долженкова Д. Г. Правовые основы социального обеспечения осужденных к лишению своюбоды. / Д. Г. Долженкова. Журнал Российского права № 5/6 2011. — С. 63. Отдельные качества личности осужденного могут быть поражены полностью, другие — частично, а третьи — вообще находятся в удовлетворительном состоянии. Задача педагогов и всего персонала УМСсоставить подробный психолого-педагогический портрет личности каждого осужденного и на этой основе разработать программу воспитательных воздействий в отношении конкретного осужденного, опираясь на положительные личностные качества и разрушая, блокируя отрицательные свойства. Во многих исправительных учреждениях вырабатываются и устанавливаются единые режимно-педагогические требования, которые весь персонал, независимо от принадлежности к конкретной службе, предъявляет к осужденным, имея в том числе и их индивидуальные воспитательные программы.
В зависимости от принадлежности осужденных к той или иной классификационной группе к ним индивидуально применяется комплекс мер принуждения, стимулирования их правопослушного поведения. Эффективность его применения зависит от многих обстоятельств, в частности, от слаженности работы персонала и его педагогического мастерства. В законодательстве указанные аспекты дифференциации и индивидуализации прописаны достаточно подробно; система стимулирования правопослушного поведения осужденных сейчас намного богаче и обширнее, чем раньше.
Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения. В Уголовно-исполнительном кодексе РФ этот принцип впервые был сформулирован и получил свою реализацию в конкретных нормах закона, хотя в ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве он находил свою реализацию, особенно после внесения изменений и дополнений в ИТК в 1992 году, в котором было существенно ограничено применение к осужденным мер принуждения при отбывании лишения свободы, а также расширены стимулы правопослушного поведения этих лиц. Рациональное применение мер принуждения закреплено в нормах, устанавливающих ответственность осужденных (ст. 29, 32, 46 и др.), основания, порядок — и условия применения к ним мер взыскания (ст. 59, 117, 119, 138, 169) Минязева Т. Ф. Правовой статус личности осужденного в Российской Федерации / Т. Ф. Минязева. — М.: Норма, 2011. — 256 С. При применении этих мер закон требует учитывать обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения (ч. 1 ст. 117 УИК РФ). Там же. — С. 87.
Принцип стимулирования правопослушного поведения отражен во многих нормах УИК РФ. Это, прежде всего, поощрительные нормы (ст. 45, 57, 71, 113, 134, 153, 167) УИК РФ Там же. — С. 81. Применительно к лишению свободы важную роль играют стимулирующие нормы, регулирующие изменение условий содержания осужденных в лучшую сторону, в частности перевод на облегченные условия содержания. К поощрительным нормам можно также отнести положения кодекса, предоставляющие возможность определенным категориям осужденных проводить отпуск или проживать за пределами исправительного учреждения (ст. 97, 121 УИК РФ). Там же. — С. 90. Рациональное применение средств исправления предполагает целенаправленное воспитательное воздействие на осужденных, организацию их труда, профессионального и общеобразовательного обучения с учетом их типологических и индивидуальных особенностей. В данном случае реализуется метод дифференцированного и индивидуализированного психолого-педагогического воздействия на осужденных.
Принцип соединения наказания с исправительным воздействием. Этот принцип был закреплен и в ранее действовавшем законодательстве, но тогда он определял собственно предмет правового регулирования, а именно лишь те наказания, которые соединялись с мерами исправительно-трудового воздействия (лишение свободы, исправительные работы и отмененные позднее ссылка и высылка).
Теперь же этот принцип относится ко всем видам наказаний (за исключением смертной казни) и иным мерам уголовно-правового характера, хотя в действительности к отдельным видам наказаний данный принцип не применяется. Но учитывая, что большинство наказаний на стадии их исполнения соединяется с мерами исправительного воздействия, этот принцип является определяющим для всего уголовно-исполнительного права. Под исправительным воздействием понимается широкий комплекс воспитательных мероприятий и воздействий: труд, обучение, профессиональная подготовка, развитие самодеятельности и многое другое, что призвано формировать позитивные свойства личности, которые в конечном итоге и говорят о степени исправления осужденных.
Статья 9 УИК РФ определяет исправление осужденных и его основные средства. Исправление осужденных — это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование право послушного поведения Там же. — С. 5. Таким образом, речь идет о нравственном исправлении осужденных, а не о просто юридическом исправлении (впредь не совершать преступлений). Основными средствами исправления осужденных закон называет: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательную работу, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональную подготовку и общественное воздействие. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения, т. е. с учетом рассмотренного выше принципа дифференциации и индивидуализации. Применительно к отдельным видам наказаний УИК РФ детально регламентирует использование тех или иных средств исправления осужденных, акцентируя особое внимание на тех из них, которые соединены с исправительным воздействием Селиверстова В. И. Уголовно-исполнительное право. Учебник. / Под ред. проф. В. И. Селиверстова. М.: 2011. — 115 С.
2. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА СОТРУДНИКОВ УИС Нормами уголовно-исполнительного права являются правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения всех видов уголовных наказаний.
Регулирование процесса исполнения наказаний, предполагает возникновение и закрепление в нормах права специфических прав и обязанностей субъектов, исполняющих и отбывающих наказания; а также установление порядка отбывания и исполнения наказания.
Поскольку регулируемый нормами уголовно-исполнительного права процесс исполнения наказания это карательно-воспитательный процесс, его целью является исправление и ресоциализация осужденного, т. е. его приспособление к нормальной жизни общества. Исполнение наказания это не только правовая, но и психолого-педагогическая категория. Такое положение определяет психолого-педагогическое содержание норм уголовно-исполнительного права. Селиверстова В. И. Уголовно-исполнительное право. Учебник. / Под ред. проф. В. И. Селиверстова. М.: 2011. — С. 17.
Характер и вид исполняемых наказаний определяет, какие стороны исполнения и насколько детально должны регламентироваться в нормах уголовно-исполнительного права, а какиене столь подробно. Так, например, исполнение наказания в виде штрафа по существу заключается в обязанности осужденного в определенный срок уплатить определенную судом денежную сумму. В данном случае законодатель устанавливает лишь, кто должен выполнить соответствующие действия, и в каком порядке они должны выполняться.
Более широкий круг правовых отношений регулируется в случаях исполнения таких видов наказания как исправительные работы или лишение свободы.
Следует отметить, что особенность норм уголовно исполнительного права заключается в том, что некоторые из них реципиированы из других отраслей права. Это прежде всего относится к нормам, регулирующим труд осужденных к лишению свободы, получение общего образования, профессиональную подготовку и др.
Необходимо также подчеркнуть, что не все нормы уголовно-исполнительного права определяют образец (модель) должного поведения, т. е. являются регулятивными. Существует группа норм, которая в общей теории права рассматривается как специализированные нормы права, которые в отличие от регулятивных и охранительных норм носят дополнительный характер, так как не содержат в себе определенных правил поведения. В уголовно-исполнительном праве специализированные нормы реализуются в форме норм-задач, норм-принципов и норм-дефиниций. К нормам-задачам относится, например, ст. 1 УИК РФ Там же. — С. 2., определяющая задачи уголовно-исполнительного законодательства РФ. К нормам-принципам следует отнести положения ч. 1 ст. 17 УИК РФ, характеризующим осужденным свободу совести и свободу вероисповедания. В норме-дефиниции ст. 9 УИК РФ дается определение понятия «исправление осужденных». При регламентации общественных отношений, регулирующих исполнение наказаний, эти нормы как бы подключаются к регулятивным и охранительным и помогают им образовать единую отрасль права. Там же. — С. 25.
Регулятивные нормы, как уже отмечалось, устанавливают права и обязанности субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. В зависимости от характера установленных прав и обязанностей они в свою очередь подразделяются на обязывающие, уполномочивающие и запрещающие (запретительные). Селиверстова В. И. Уголовно-исполнительное право. Учебник. / Под ред. проф. В. И. Селиверстова. М.: 2011. — С. 43.
Обязывающие нормы устанавливают требования совершать определенные действия. Так, в ст. 82 УИК РФ, устанавливающей требования режима в местах лишения свободы, предусмотрены изоляция осужденных и постоянный надзор за ними. Там же. — С. 46.
Уполномочивающие нормы разрешают субъектам правоотношений по своему усмотрению определять свое поведение. Примером такой нормы является, например, п. 2 ст. 103 УИК РФ, устанавливающей, что осужденные к лишению свободы мужчины старше 55 лет привлекаются к обязательному для большинства осужденных труду только по их желанию Там же. — С. 87. В литературе, в качестве разновидностей уполномочивающих норм уголовно-исполнительного права (ранее исправительно-трудового) выделяются поощрительные и охранительные нормы.
Особенность поощрительных норм состоит в том, что она предоставляет субъекту право лишь тогда, когда он сам создал для этого основание. Например, участие осужденных к лишению свободы в воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения или взысканий (п. 2 ст. 109 УИК РФ). Там же. — С. 94 Поощрительные нормы в уголовно-исполнительном праве направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения, исправление осужденных.
Охранительные нормы призваны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) уголовного наказания, а также реализации иных норм уголовно-исполнительного права. К числу таких норм относятся положения ст. 115 УИК РФ, устанавливающие меры взыскания, применяемые к осужденным в местах лишения свободы Там же. — С. 56., а также ст. 86 УИК РФ, регулирующей положения о применении физической силы, специальных средств и оружия при исполнении наказания в виде лишения свободы. Там же. — С.44.
Запретительные нормы требуют от субъектов воздержаться от указанных в них действий, например, при отбывании исправительных работ осужденному запрещено увольнение с работы по собственному желанию (п. 3 ст. 40 УИК РФ); осужденным к лишению свободы запрещается получение" приобретение, хранение и распространение изданий, пропагандирующих войну, культ насилия или жестокости и т. п. (ст. 95 УИК РФ) Там же. — С. 91.
В системе уголовно-исполнительного законодательства выделяют организационно-технические нормы, которые близки к процессуальным, но отличаются от них тем, что не предусматривают дополнительных обязанностей и прав участников правоотношений. Такие нормы сосредоточены в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений Приказ Минюста России от 03.11.2005 N 205 (ред. от 12.02.2009, с изм. от 07.02.2012) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2005 N 7161) / Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 47, 21.11.2005. В этих Правилах установлены, например, порядок предоставления осужденным свиданий и телефонных переговоров; порядок приема и получения осужденными посылок, передач и бандеролей и т. п.
Нормы права имеют характерное внутреннее строение (структуру). В общей теории права в структуре норм выделяются три ее элемента: гипотеза, диспозиция и санкция. Такое структурное разделение норм характерно и для обязывающих, запрещающих и упорядочивающих норм уголовно-исполнительного права. Гипотеза представляет собой условие или событие, при наличии которого эта норма должна применяться. Она также определяет и участников данного правового отношения. Во многих случаях гипотеза выносится за пределы текста нормы уголовно-исполнительного права, она может быть общей для ряда норм. Общей гипотезой многих норм уголовно-исполнительного права (прямо не сформулированной, но очевидно предполагаемой) является, например, то условие, что они действуют в местах лишения свободы. Долженкова Д. Г. Правовые основы социального обеспечения осужденных к лишению своюбоды. / Д. Г. Долженкова. Журнал Российского права № 5/6 2011. — С. 47. В ряде норм гипотеза содержится в самом нормативном акте. Достижение осужденным возраста 21 год, является условием его перевода из воспитательной колонии в исправительную (ст. 140 УИК РФ); в ст. 97 УИК РФ сформулированы условия выезда осужденных за пределы исправительных учреждений Там же. — С. 30.
Диспозиция нормы уголовно-исполнительного права устанавливает должное правило поведения субъектов и участников правоотношений, определяет их права и обязанности. Так, ст. 89 УИК РФ, регламентирующая порядок предоставления осужденным к лишению свободы свиданий, устанавливает, что длительные свидания с правом совместного проживания осужденным предоставляются только с близкими родственниками, а также право осужденного выходить с просьбой о предоставлении таких свиданий. Обязанность администрации исправительного учреждения не допускать таких свиданий с лицами, не относящимся к близким родственникам Там же. — С. 46.
Санкция нормы уголовно-исполнительного права содержит указанная на те правовые последствия, которые следуют за нарушение требований диспозиции нормы. Особенностью санкций норм уголовно-исполнительного права в отличие, например, от норм уголовного права является то, что они могут находиться в другой статье (например, ст. 115 УИК РФ) Там же. — С. 37., а применять за нарушение правил поведения, установленные в различных статьях Уголовно-исполнительного кодекса. Кроме того санкции, установленные в УИК, применяются только к одному субъекту уголовно-исполнительных правоотношений — осужденному. Ответственность представителей администрации и иных субъектов правоотношений за нарушение уголовно-исполнительного законодательства предусматривается иными отраслям права (административного, трудового и др.)
ЗАДАЧА Задача: Осужденному по п. «а»,"б" ч.2 ст. 158 УК РФ к 3 годам лишения свободы в ИК строгого режима Звереву С. И. поступила телеграмма о том, что его мать находится в больнице; телеграмма была заверена лечащим врачом. Осужденный обратился к начальнику отряда с просьбой разъяснить, как ему получить разрешение на краткосрочный выезд из колонии к больной матери.
Укажите основания и порядок предоставления осужденному краткосрочного выезда.
Ответ:
Краткосрочный выезд за пределы колонии, который предоставляется согласно 97 статьи Уголовно-исполнительного кодекса РФ (выезды осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений) на основании его заявления на имя начальника колонии, а также медсправки о тяжелом состоянии его матери.
Выезд данному осужденному из колонии запрещен.
Осужденным к лишению свободы, содержащимся в исправительных колониях и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным в установленном порядке в следственных изоляторах и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, могут быть разрешены выезды за пределы исправительных учреждений:
а) краткосрочные продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье), а также для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения;
б) длительные на время ежегодного оплачиваемого отпуска, а осужденным, указанным в части второй статьи 103 настоящего Кодекса, или осужденным, не обеспеченным работой по не зависящим от них причинам, на срок, равный времени ежегодного оплачиваемого отпуска.
Время, в течение которого осужденному разрешен выезд за пределы исправительного учреждения, засчитывается в срок отбывания наказания.
Порядок разрешения осужденным выездов за пределы мест лишения свободы определяется Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений Приказ Минюста России N 178, МВД России N 851 от 06.09.2012 «Об утверждении Положения об оперативном обмене информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании», (Зарегистрировано в Минюсте России 25.09.2012 N 25 525) / Российская газета, N 233, 10.10.2012.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в последние годы в России обусловили повышенное внимание отечественной юридической науки к проблемам обеспечения прав человека и гражданина. Особое место в общем комплексе правозащитных проблем в нашем обществе занимают вопросы обеспечения прав человека в местах лишения свободы.
Уголовное наказание в виде лишения свободы представляет собой одну из наиболее острых форм государственного принуждения, оказывающую существенное влияние на правовой статус определенной категории граждан Российской Федерации. Правовое положение осужденных регламентируется уголовно-исполнительным законодательством, согласно которому они не теряют гражданства Российской Федерации и, соответственно, основных прав гражданина, гарантированных Конституцией РФ Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года: по состоянию на 10 июня 2015 г. — М.: 2015. — 174 С.. Имеющиеся у граждан права и свободы важны в той мере, в какой они служат удовлетворению их реально существующих потребностей. Только они определяют выбор человеком формы своего поведения, являясь исходным пунктом и движущим фактором любой человеческой деятельности. Поэтому Уголовно-исполнительный кодекс серьезное внимание уделил регламентации правового положения осужденных, значительно расширив его и углубив, а также посвятив этому вопросу самостоятельную главу Дементьев С. И. Уголовное наказание: содержание, виды, назначение и исполнение / С. И. Дементьев, Р. А. Дьяченко, А. В. Трахов. Краснодар, 2011. 437 С.
В указанной главе, как уже писалось выше, закрепляются общие принципы определения правового положения осужденных, их субъективные права и юридические обязанности. Данная глава исходя из социально-правовой значимости отношений, входящих в ее предмет, поставлена законодателем на второе место, сразу за главой, устанавливающей общие положения. Это решение вполне закономерно и оправдан, учитывая архитектонику Конституции Российской Федерации, где глава о правовом положении человека и гражданина также расположена после общих конституционных положений и принципов.
Однако Конституция РФ не только обусловила место главы о правовом положении осужденных, но и в своих нормах определила принципы к закреплению правового статуса осужденных и его содержание.
Во-первых, не могут устанавливаться ограничения прав гражданина нормативными правовыми актами, в том числе ведомственными актами. Тем более они не могут быть предусмотрены указаниями должностных лицу персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.
Во-вторых, ограничения общегражданских прав осужденных не могут устанавливаться законами субъектов Федерации. В соответствии с положениями статьи 71 Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 04.08.2014. — № 31. — Ст. 4398.
В-третьих, ограничения могут устанавливаться в интересах обеспечения строго определенного круга социально-политических ценностей, например, защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, подводя итог всему изложенному, можно отметить, что осужденные, несмотря на совершенные ими преступления, нередко против государственных интересов, находятся под правовой и социальной защитой прежде всего Российского государства. Это не исключает защиту прав, свобод и законных интересов с помощью общественных, правозащитных организаций, однако приоритет отдан законодателем именно государственным процедурам защиты.
Кроме того, Российская Федерация берет на себя обязанность уважать и охранять права, свободы и законные интересы осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под юрисдикцией государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Нормативно-правовые акты
1. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30 августа 1955 г. // Международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. — М., 1990. — С. 290−311.
2. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (заключена в Минске 26.05.1995)(вместе с «Положением о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств», утв. 24.09.1993) // Собрание законодательства РФ, 29.03.1999, N 13, ст. 1489
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) Собрание законодательства РФ. — 04.08.2014. — № 31. — Ст. 4398.
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. 17.07.2015 г.) Собрание законодательства РФ 13.01.1997 № 2 Ст. 198.
Научная и методическая литература
1. Селиверстова В. И. Уголовно-исполнительное право. Учебник. / Под ред. проф. В. И. Селиверстова. М.: 2011. — 115 с.
2. Зубкова. М. В. Уголовно — исполнительное право России. Учебник. / М. В. Зубкова. Ростов.: 2012. — 396 с.
3. Мачульская Е. А. Право социального обеспечения. Учебное пособие. / Е. А. Мачульская. М.: 2013. — 210 с.
4. Долженкова Д. Г. Правовые основы социального обеспечения осужденных к лишению свободы. Д. Г. Долженкова. Журнал Российского права № 5/6 2011. — 154 с.
.ur