Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Сущность, функции, цели, задачи и полномочия акиматов

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предполагается, что под местным самоуправлением будет пониматься система самостоятельной организации деятельности населения административно — территориальной единицы, осуществляемая в границах местного сообщества и решающая вопросы местного значения под свою ответственность в порядке, определяемом законом, другими нормативными правовыми актами и уставом местного сообщества. К примерам, так или… Читать ещё >

Сущность, функции, цели, задачи и полномочия акиматов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В условиях кардинальных экономических и политических реформ вопрос о соотношении государственного управления и местного (территориального) самоуправления обретает особую значимость. Без предоставления самостоятельности местным органам управления, без определения круга задач, составляющих исключительную компетенцию местных органов власти, без четкого разделения функций и полномочий между Центром и входящим в него территориями власть государства становится абсолютной, а потому крайне неустойчивой и неэффективной.

Одним из приоритетных направлений процесса модернизации казахстанского общества является реформирование местного государственного управления. В связи с практическими попытками реализации комплексной реформы субнациональной системы управления наблюдается рост научноисследовательского интереса к вопросам функционирования политической власти на местном уровне и становления механизмов политической социализации казахстанского общества.

Последнее предполагает как анализ проблем формирования и развития институтов гражданского общества в Республике Казахстан, так и исследование состояния и перспектив местного самоуправления.

В Республике Казахстан сегодня актуально стоит вопрос об эффективном функционировании институтов государственной власти, в том числе совершенствование организации деятельности представительных и исполнительных органов на местах, расширение их полномочий, модернизация государственного управления, способного обеспечивать согласно современным потребностям исполнение и реализацию интересов общества. Аспекты местного самоуправления в рамках конституционного, административного и иных отраслей права затрагиваются учеными Казахстана и других стран, такими как: М. Т. Баймаханов, С. З. Зиманов, С. С. Сартаев, ГС Сапаргалиев, O.K. Копабаев, JI. Т. Жанузакова, В. Н. Уваров, AJI. Таранов, А. А. Токтыбеков, Г. А. Алибаева, Г. В. Атаманчук, Д. Н. Бахрах, Ю. А. Тихомиров и др.

Цель данной курсовой работы — рассмотреть процесс реформирования системы муниципального менеджмента в Республике Казахстан.

Задачи курсовой работы:

— рассмотреть сущность и задачи местного самоуправления; - охарактеризовать систему разграничения сфер государственного управления и местного самоуправления;

— выявить проблемы и перспективы реформирования местного самоуправления в Казахстане

1. Местное государственное управление в Республике Казахстан

1.1 Сущность и задачи местного самоуправления

Региональное (местное) самоуправление основывается на праве граждан решать вопросы своего жизнеустройства самостоятельно на местном уровне, используя весь потенциал — интеллектуальный, организационный, информационный, любые ресурсы, позволяющие на подлинно демократических принципах обеспечить нормальные условия жизни.

Европейская хартия самоуправления определяет местное самоуправление как право и возможность местных органов власти определять состав и производить управление в интересах местного населения, но в рамках, установленных действующим законодательством.

Российские энциклопедисты определяют местное самоуправление как разновидность и одну из возможных форм местного управления страной, инкорпорированного в систему государственного управления страной в целом.

Но существуют и противоположные точки зрения, согласно которым местное самоуправление трактуется как одна из форм проявления общественной инициативы и сводится к необходимости минимизации роли государства в решении местных проблем. Подобное противоречие понятий является следствием стереотипа, рассматривающего государство и гражданское общество как две антагонистские формы жизнедеятельности людей, и в силу этого представляется весьма условным и искусственным, не отвечающим потребностям сегодняшнего дня. При реализации первого подхода наблюдаются такие негативные явления, как: занижение роли инициатив снизу, ущемление демократических принципов участия граждан в решении частных проблем, ставится под сомнение возможность общества к самоорганизации и самоуправлению.

В случае реализации второго подхода (как формы общественного правления при традиции централизованного административного управления страной) местное самоуправление предстает скорее в форме благих, но пустых деклараций, чем реально существующим социальным феноменом. Местное самоуправление по своей природе является властью, наиболее приближенной к населению. Это форма самоорганизации населения для решения вопросов местного значения. Но развитие самоуправления происходит в соответствии с законами государства, при поддержке государства и государственных гарантиях.

Общее понятие «местное управление» начинает вбирать в себя весь спектр вопросов, связанных с удовлетворением повседневных нужд, забот, потребностей и интересов населения. Речь идет, прежде всего, об обеспечении общественной безопасности и правопорядка, социально-экономического развития территорий, защиты населения от произвола и беззакония госчиновников различного уровня и многих других вопросов. Местное самоуправление — понятие многогранное. Нельзя провести и закрепить навечно водораздел между местным самоуправлением и государственным управлением.

Трудно порой определить, где начинаются местные дела и где они заканчиваются? Во многих случаях государство не может самоустраниться от решения задач местного значения. Но каковы пределы вмешательства государства в дела отдельных городов, районов, поселков, которых по стране сотни и в каждом из них имеются свои особенности, своя специфика? В виде общего правила, если дела местного значения финансируются и осуществляются за счет местных налогоплательщиков, то можно говорить о непосредственных (или местных) формах управления. Однако зачастую многие вопросы затрагивают интересы не только местных жителей, но и всего государства. Например, налоги, пенсии, медицина, образование, защита природной среды, обеспечение безопасности объектов оборонного значения, космодрома, атомных, тепло — и электростанций и др. Поэтому правомерно говорить о государственном управлении, когда в конкретном регионе переплетаются интересы государства в целом и местного населения. Если интересы государства, представляющего общество в целом на конкретной территории сталкиваются с интересами местного населения (например, строительство нефтепроводов, защитных сооружений, охрана лесопарковых зон расходится с планами местных органов власти использовать те же земли под индивидуальное строительство), то незамедлительно должны вступить в силу нормы законов, исходящие от имени государства. И здесь должна превалировать власть государства в лице правоохранительных органов, прежде всего прокуратуры, органов внутренних дел, несущие ответственность за правопорядок и безопасность в стране.

Местное самоуправление представляет собой власть, напрямую связанную с народом, без каких-либо передаточных звеньев. Если возникает необходимость оказать воздействие на деятельность, поведение людей, то происходит это всегда открыто. Представитель власти известен, живет среди местного населения, требования просты и прозрачны. Власть доступна и предсказуема. Действия властей угадываемы и в случае необходимости легко могут быть оспорены. Именно поэтому зачатки демократических принципов взаимоотношений людей обнаруживаются на местном уровне.

В Европейской хартии местного самоуправления, принятой 15 октября 1985 года в г. Страсбурге, неслучайно записано, что право граждан участвовать в ведении государственных дел относится к демократическим принципам, и это право наиболее непосредственно может быть осуществлено именно на местном уровне. По мнению напрасно порой иронизируют по поводу ленинской мысли о том, что государством будут управлять кухарки. Мысль эта верная в том смысле, что именно кухарки, домохозяйки, пенсионеры, малоимущие составляют большинство местного населения. Они и должны организовать свою повседневную жизнь через своих избранников путем прямых выборов.

И было бы справедливо, что именно кухарку, а не бизнесмена — громилу из числа бывших спортсменов, крышующего всех местных производителей и торговцев и держащего под страхом население всего района или города, изберут в органы местного самоуправления. И тогда именно кухарка подлинный представитель интересов местного населения будет вступать в диалог с центральной властью по поводу обустройства жизни своих односельчан.

Для существования местного самоуправления необходима экономическая основа, заключающаяся в наличии:

— собственности местного самоуправляемого сообщества;

— имущества, находившегося в государственной собственности и переданного в пользование органам местного самоуправления;

— иной собственности, в соответствии с действующим законодательством способной удовлетворять потребности местного сообщества;

— местных финансов.

Хотим мы того или нет, но уже происходят глубокие социальные процессы, связанные с отказом от опеки и вмешательства центральных органов власти в сферы, которые оперативно и без каких-либо помех могут быть решены местными органами управления. Идет ломка многоступенчатых иерархий и пирамид управления. При этом основанием отнесения того или иного вопроса к компетенции местного самоуправления является не требование сверху о децентрализации управления, а сугубо объективный критерий разграничения функций государственного управления от функций местного управления. Государство обеспечивает реализацию функций стратегического значения. Вопросы же повседневного удовлетворения социально-экономических потребностей и интересов проживающего на данной территории населения решаются на местном уровне и обеспечиваются преимущественно собственными силами. Центр может подстегнуть, ускорить, поддержать, но не инициировать процесс введения местного самоуправления.

В то же время все сказанное вовсе не означает, что на местах:

а) полностью отсутствуют механизмы государственного управления;

б) нет объектов, относящихся исключительно к компетенции государственного управления; в) местное самоуправление не регулируется Законами, исходящими от имени государства.

местный самоуправление государственный

1.2 Порядок образования, деятельности и компетенция маслихатов и акиматов в РК

Местное государственное управление в Республике Казахстан состоит из местных представительных органов и местных исполнительных органов. Оно является составной частью государства и руководствуется едиными для Республики принципами государственной деятельности. Следовательно, местное государственное управление производно от государственной власти.

Местное государственное управление Республики Казахстан является особой частью механизма государства и обладает определенной самостоятельностью. Но самостоятельность проявляется своеобразно у местных представительных органов и местных исполнительных органов в организационном и компетенционном отношениях.

Согласно изменениям, внесенным в 2007 году в Конституцию, маслихаты являются основой местного самоуправления [2]: но вместе с тем, согласно существующего закона «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» маслихат является представительным государственным органом. Экономическое развитие Казахстана, как независимого суверенного государства, перспективы выживания и процветания, как и любой страны в современном мире, зависят от конкурентоспособности на международной арене.

Конкурентоспособность страны и нации, как одна из важнейших задач, постоянно в центре внимания президента. Суть конкурентоспособности — обладание определенными конкурентными преимуществами, которые страна, каждый гражданин могут реализовать в своей жизненной практике. Местное самоуправление принадлежит к числу самых незаменимых конкурентных преимуществ современного государства. Если проанализировать любую страну, добившуюся успехов в экономике, росте благосостояния народа, не везде мы увидим развитые демократические институты, но везде развитую систему местного самоуправления. В демократическом с рыночной экономикой обществе, именно местное самоуправление, свободные выборы, позволяют мобилизовать огромный творческий потенциал, реализующийся в инициативах населения всей страны.

До настоящего времени местные органы государственной власти в лице акимов — исполнительных органов власти — представителей президентской вертикали, и маслихаты — избранные населением, являясь представительными органами власти [14], проводя в жизнь государственную политику, порой не всегда в состоянии учесть местные интересы, вследствие чего снижается качество и необходимый объем предоставляемых услуг населению. Это, прежде всего, ежедневные, насущные проблемы граждан: водоснабжение, ремонт и содержание дорог, благоустройство и освещение улиц населенных пунктов, телефонная связь, медицинское обслуживание и многие другие услуги.

Республика Казахстан — независимое унитарное государство с Президентской формой правления — имеет ряд своих особенностей в структуре государственного управления. В первую очередь, это жесткая вертикаль исполнительной власти в лице акимов всех уровней. Однако, в связи с дальнейшей демократизацией общества и модернизацией всей политической системы, существующие формы правления сдерживают дальнейшее экономическое развитие регионов и административных образований местного уровня, не укрепляют достаточно связь с населением и государственными структурами.

Сравнивая возможности установления местного управления в Республике с принципами Европейской хартии местного самоуправления, можно прийти к выводу, что ближе всего к основам создания органов местного управления у нас находятся маслихаты, поскольку они напрямую избираются населением, а основными условиями европейской хартии местного самоуправления являются [5]:

местные выборные органы;

избираемые главы исполнительных органов;

местные органы принимают собственный бюджет;

осуществление контроля над собственными доходами и ответственность за эффективное предоставление общественных услуг;

четкое обозначение расходных полномочий; право заимствования;

право правительства осуществлять контрольные функции.

По мнению А. О. Копабаевой, маслихаты — это один из конституционных институтов народовластия и одновременно они выступают субъектами местного государственного управления. Однако отдельные авторы склонны относить маслихаты, учитывая их представительный характер, к органам местного самоуправления. Согласно статьи 89 Конституции Республики Казахстан с внесенными изменениями в 2007 году, местное самоуправление осуществляется населением непосредственно, а также через маслихаты. Такое определение дает право считать, что маслихаты становятся основой местного самоуправления. Выборность, представительный характер и выражение ими воли местного населения дает основание относить их к институтам местного самоуправления. Конституция РК (ст. 86) назвала маслихаты органами местного государственного управления, финансируемыми из местных бюджетов, являющихся составной частью государственного бюджета страны. Последние изменения в Конституцию РК определили маслихаты как основу развития местного самоуправления.

Местные представительные органы — маслихаты — не являются частью системы представительных органов Республики. Парламент Республики Казахстан не связан ни в организационном, ни в компетенционном отношениях с местными представительными органами — маслихатами. Только в двух случаях, предусмотренных Конституцией, маслихаты и Парламент взаимосвязаны: маслихаты выбирают сенаторов, а Сенат Парламента может распустить маслихат. Поэтому маслихаты как представительные органы независимы от Парламента Республики.

В Законе РК «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» дано понятие местного представительного органа. Местный представительный орган (маслихат) является выборным органом, избираемым населением области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения), выражающий волю населения и в соответствии с законодательством Республики Казахстан определяющий меры, необходимые для ее реализации, и контролирующий их осуществление. Местные представительные органы должны осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан и определять меры, необходимые для реализации воли населения. В статье 86 Конституции говорится, что «маслихаты выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учетом общегосударственных интересов определяют меры, необходимые для ее реализации».

Указанное положение Конституции означает, что маслихаты:

1) выражают волю населения;

2) определяют меры, необходимые для реализации воли населения с учетом общегосударственных интересов;

3) не являются органами местного самоуправления.

Маслихаты, хотя и представляют местное население и формируются ими, выражают их волю, являются частью государственного механизма и в силу этого должны учитывать общегосударственные интересы.

1. Образование маслихатов регламентируется Конституцией РК, Конституционным законом РК «О выборах в Республике Казахстан» и некоторыми нормами Закона РК «О местном государственном управлении в Республике Казахстан». Конституция содержит несколько норм, посвященных образованию маслихатов. В них указывается, что маслихаты избираются на территории административно-территориальных единиц — области, города, района населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.

Конституционный закон РК «О выборах в Республике Казахстан» более подробно регламентирует выборы в маслихаты.

В Законе РК «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» повторяются положения Конституции и Конституционного закона РК «О выборах в Республике Казахстан» и указывается, что выборы депутатов маслихатов регламентируются законодательством Республики о выборах. В Законе отмечается, что число депутатов соответствующего маслихата определяется Центральной избирательной комиссией Республики в следующих пределах: в областном маслихате, маслихатах г. Астаны и г. Алматы — до пятидесяти; городском мас — лихате — до тридцати; в районном маслихате — до двадцати пяти. Областные маслихаты, маслихаты г. Астаны и Алматы являются государственными органами, а районные маслихаты выполняют также функции органов местного самоуправления.

2. Маслихат считается правомочным при условии избрания не менее трех четвертей от общего числа его депутатов, определенного Центральной избирательной комиссией РК.

Может произойти реорганизация административно-территориальных единиц (присоединение, слияние, преобразование, выделение или разделение). В таких случаях депутаты маслихата сохраняют свои полномочия и становятся депутатами реорганизованных маслихатов, в состав новых административно-территориальных единиц которых вошла большая часть избирателей маслихатов. Если же ликвидируется определенная административно-территориальная единица, тогда распускается соответствующий маслихат.

Маслихат считается чисто представительным государственным органом, не является юридическим лицом, т. е. не совершает какие-либо хозяйственные акции. Маслихат не вступает ни в какие хозяйственные отношения с кем бы то ни было. Он является государственным органом, решающим государственные, правовые проблемы, и должен выражать волю всего населения, независимо от социального, экономического, национального и т. д. положения граждан.

Маслихат не является постоянно действующим органом государственного управления, работает посессионно. Сессия, т. е. собрание депутатов, является основной формой деятельности маслихата. Полномочия маслихата начинаются с момента открытия первой сессии и заканчиваются с началом работы первой сессии маслихата нового созыва.

На сессии решаются вопросы, отнесенные к его ведению. Сессия маслихата правомочна, т. е. имеет право рассматривать вопросы ведения маслихата, если на ней присутствуют не менее двух третей от числа депутатов, избранных в маслихат. Очередная сессия маслихата созывается не реже четырех раз в год и ведется председателем сессии маслихата. Если возникнет срочная необходимость рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению маслихата, созывается внеочередная сессия маслихата. Внеочередная сессия маслихата созывается по предложению не менее одной трети от числа депутатов или акима. О времени созыва и месте проведения сессии маслихата, а также о вопросах, вносимых на рассмотрение сессии, секретарь маслихата сообщает депутатам, населению и акиму не позднее чем за десять дней до сессии, а в случае созыва внеочередной сессии — не позднее чем за три дня. По вопросам, вносимым на рассмотрение сессии, секретарь маслихата не позднее чем за пять дней до сессии и за три дня до внеочередной сессии представляет акиму и депутатам необходимые материалы для изучения вопросов, предложенных на рассмотрение сессии маслихата.

На срок полномочий маслихата из числа депутатов открытым или тайным голосованием простым большинством голосов избирается и освобождается от должности секретарь маслихата. Секретарь маслихата является должностным лицом, работающим на постоянной основе, и наделен следующими полномочиями: организует подготовку сессии маслихата и вопросов, выносимых на ее рассмотрение, вместе с председателем подписывает решения и другие документы маслихата, содействует депутатам в осуществлении ими своих полномочий, контролирует рассмотрение вопросов депутатов и депутатских обращений, руководит работой маслихата, представляет в маслихат информацию об обращениях избирателей и о принятых по ним мерам, организует взаимодействие маслихата с органами местного самоуправления, координирует деятельность постоянных комиссий, депутатских групп, представляет маслихат в отношениях с государственными органами, обеспечивает опубликование решений маслихата и т. д.

Решение маслихата принимается большинством голосов от общего числа депутатов маслихата. А решения маслихата должны соответствовать Конституции и законодательству.

Депутат маслихата выбирается на пять лет, и его полномочия начинаются с момента его регистрации в качестве депутата маслихата соответствующей территориальной избирательной комиссией и прекращаются с момента прекращения полномочий в связи с истечением срока.

В статье 6 Закона РК «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» излагаются вопросы общей компетенции маслихатов всех уровней: областных, районных и городских. Это не означает, что все маслихаты решают в одинаковом объеме все эти вопросы. Они решаются маслихатами в зависимости от их места в системе местных представительных органов. Эти полномочия можно разделить на две группы: полномочия по рассмотрению и утверждению вопросов, подготовленных исполнительными органами, и исключительные полномочия. К первой группе полномочий относятся:

— утверждение планов, экономических и социальных программ развития соответствующей территории, местного бюджета и отчетов об их исполнении, в т. ч. утверждение сметы расходов на содержание района в городе республиканского значения (столице), поселка, аула (села), аульного (сельского) округа; утверждение программ по охране окружающей среды и природопользованию на соответствующих территориях и расходов по охране, оздоровлению окружающей среды, а также решение иных вопросов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды;

— утверждение по представлению акима схемы управления административно — территориальной единицей;

— согласование решением сессии маслихата персонального состава соответствующего акимата по представлению акима;

— утверждение программ содействия занятости населения и борьбы с бедностью;

— утверждение по представлению акима персонального состава консультативно — совещательных органов при акимате по вопросам межведомственного характера.

Эти полномочия маслихатов дают основание сделать определенные выводы. Маслихаты правомочны активно участвовать в решении экономических, финансовых и социальных вопросов соответствующей территории и внести свой вклад в это дело. На них не просто возлагается утверждение планов и программ, но и заслушивание отчетов соответствующих должностных лиц об исполнении планов и программ и принятие решений в отношении этих лиц.

На современном этапе и особенно во всех регионах Казахстана чрезвычайно остро стоит вопрос об охране окружающей среды. Маслихаты наделены достаточными полномочиями для того, чтобы содействовать оздоровлению окружающей среды. От их активности, чувства ответственности зависят разработка и реализация программ по охране окружающей среды и природопользованию, особенно в тех местах, где усиленными темпами извлекаются природные богатства, засоряется, загрязняется и портится окружающая среда. Можно уверенно утверждать, что маслихаты в значительной степени эти свои важные полномочия не реализуют, следовательно, не выполняют волю населения и не защищают общегосударственные интересы. Подобное отношение маслихатов к своим полномочиям не поднимет их престиж.

К исключительным полномочиям маслихатов относятся:

решение отнесенных к ведению соответствующих маслихатов вопросов местного административно-территориального устройства и определение границ организации местного сообщества; рассмотрение отчетов руководителей исполнительных органов и внесение в соответствующие органы представлений о привлечении к ответственности должностных лиц государственных органов, а также организаций за невыполнение решений маслихата;

— в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях утверждение правил, за нарушение которых установлена административная ответственность;

— осуществление в соответствии с законодательством полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан;

— осуществление регулирования земельных отношений в соответствии с земельным законодательством;

— содействие исполнению гражданами и организациями норм Конституции, законов, актов Президента и Правительства, нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов.

Вторая группа полномочий, осуществляемых исключительно самими маслихатами, проявляется в организационных и нормативно-правовых формах. Маслихат вправе выразить недоверие акиму и поставить вопрос об его освобождении от должности перед Президентом, если аким назначается им, либо перед вышестоящим акимом. Закон предусматривает одно основание для выражения недоверия: двукратное неутверждение маслихатом представленных акимом отчетов об исполнении планов, экономических и социальных программ развития территории и местного бюджета. В организационном отношении маслихаты в пределах предоставленных полномочий решают вопросы административно-территориального устройства. Эти полномочия маслихатов конкретизированы в ряде нормативных правовых актов. Важное значение имеет нормотворческое полномочие маслихатов по регулированию земельных отношений в соответствии с Законом РК «О земле» и установлению административной ответственности за ряд административных правонарушений.

Акты, принимаемые маслихатом, называются решениями. Они могут быть нормативными правовыми и ненормативными.

Местные исполнительные органы — акиматы, наоборот, являются составной частью единой системы исполнительных органов, и их организация и деятельность связаны с вышестоящими исполнительными органами, а также с Президентом Республики Казахстан и зависят от них. Это, однако, не исключает определенной самостоятельности местных исполнительных органов.

Закон РК «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» принят 23 января 2001 г. В Республике Казахстан возникла своя модель местного управления, которая основана на различении государственной власти и власти местного самоуправления. До 1993 г. в Казахстане существовала советская модель, которая отрицала принцип разделения власти и основывалась на полновластии представительных органов (советов) на соответствующей территории. Местные Советы являлись частью единой системы Советов СССР. Советы снизу доверху создавали свои исполнительные органы, которые перед Советами отчитывались и отвечали. Исполнительные органы действовали по принципу двойного подчинения: соответствующему Совету (районному, городскому, областному, республиканскому, союзному) и вышестоящему органу управления (райисполкому, горисполкому, облисполкому, Правительству Республики, союзному Правительству).

Закон РК от 10 декабря 1993 г. «О местных представительных и исполнительных органах в Республике Казахстан» внес существенные изменения в название и структуру местных государственных органов.

Во-первых, были отменены названия «Советы народных депутатов» и «исполнительные комитеты» на сельском, поселковом, аульном, районном, городском и областном уровнях.

Во-вторых, местные представительные органы стали называться маслихатами, а местные исполнительные органы — местной администрацией во главе с акимом.

В-третьих, маслихаты и администрация объединялись под общим названием «местные органы государственного управления». Это означало отказ от советской теории и практики: в Советском государстве Советы как представительные органы считались органами государственной власти.

В-четвертых, объединение маслихатов и местной администрации под общими названиями «местные органы государственного управления» не означает, что они занимаются одними и теми же местными вопросами государственного управления.

В-пятых, маслихаты и местная администрация в организационном отношении отпочкованы, отделены друг от друга.

В-шестых, маслихаты являются не местными органами самоуправления, а чисто государственными органами, хотя считаются представительными органами. Экономическую и финансовую основу деятельности органов местного государственного управления маслихатов и акиматов составляют:

— местный бюджет;

— имущество, закрепленное за коммунальными юридическими лицами;

— иное имущество, находящееся в коммунальной собственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Представителями местных органов государственной власти являются акиматы.

Создаются следующие звенья акиматов: 1) областные, города республиканского значения, столицы; 2) районные (городов областного значения). Районные в городе республиканского значения (столице), городские районного значения, поселковые, аульные (сельские); аульные (сельские) окружные акима-ты не образуются.

Областные (г. Алматы, столицы), районные (городов областного значения) акиматы входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан. Областные (г. Алматы, столицы), районные (городов областного значения) акиматы имеют одну общую задачу — обеспечивать проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории. Разумеется, каждое из указанных звеньев акиматов решает эту задачу в рамках своей компетенции. Компетенция областного (г. Алматы, столицы) акимата имеет следующие направления: организационно-хозяйственное; управленческое; регулятивное; координационное и консультативное.

Областной (г. Алматы, столицы) акимат координирует работу районных акиматов по вопросам, входящим в их компетенцию, а также работу по оказанию благотворительной и социальной помощи социально уязвимым слоям населения. Районный (города областного значения) акимат является частью единой системы исполнительных органов Республики Казахстан и должен обеспечивать проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития территории акимата. Районный акимат возглавляет аким района. Городской акимат (городской аким) формирует соответствующий акимат из заместителей, руководителя аппарата акима, первых руководителей соответствующих исполнительных органов. Членами акимата также могут быть первые руководители территориальных подразделений исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета. Персональный состав акимата согласовывается на сессии маслихата района (города областного значения), согласование не должно быть формальным, ибо такой порядок установлен для повышения ответственности не только акима, но и маслихата за правильный подбор состава акимата.

Районный (города областного значения) акимат является коллегиальным органом, следовательно, вопросы обсуждаются с участием его членов, решения принимаются коллегиально. К регулятивному полномочию относится регулирование земельных отношений в пределах компетенции. К социальным относятся распределение жилищного фонда, находящегося в его ведении; участие в реализации программ содействия занятости населения и борьбы с бедностью; решение вопросов социальной защиты населения, охраны материнства и детства; оказание адресной помощи социально уязвимым слоям населения, координация оказания им благотворительной помощи и др.

1.3 Вопросы разграничения сфер государственного управления и местного самоуправления

Каким образом в Казахстане решаются вопросы разграничения сфер государственного управления и местного самоуправления? Внешне все выглядит благопристойно. Раздел VIII Конституции РК так и называется: Местное государственное управление и самоуправление (ст. ст. 85−89).

Однако не надо питать иллюзий относительно названия этого раздела Конституции. Дескать, наличие слова «местное» как бы свидетельствует о том, что речь идет о негосударственном территориальном самоуправлении. Правильнее было бы назвать так: Государственное управление и местное самоуправление. Только заключительная ст. 89 этого раздела посвящена вопросам местного самоуправления, а все остальные статьи раскрывают содержание государственного управления. Дело в том, что на всей территории Республики все местные представительные и исполнительные органы — маслихаты и акиматы являются органами государственной власти, государственного управления. Вот почему так называемое местное государственное управление, в сущности, есть государственное управление на местах. Но насколько это соответствует требованиям сегодняшнего дня, остается неясным.

Оставим пока государственное управление и обратимся к нормам о местном самоуправлении. Итак, в ст. 89 Конституции РК говорится, что местное самоуправление в Казахстане признается и обеспечивается самостоятельным решением населением вопросов местного значения. Далее отмечается, что местное самоуправление осуществляется населением непосредственно путем выборов, а также через выборные и другие органы местного самоуправления в сельских и городских местных сообществах, охватывающих территории, на которых компактно проживают группы населения.

Все, казалось бы правильно. Надо только выяснить, что такое «сельские и городские местные сообщества, охватывающие территории, на которых компактно проживают группы населения».

Как уже было сказано, в Казахстане в соответствии с Конституцией государственное управление осуществляется через местные представительные органы — маслихаты и местные исполнительные органы во главе с акимами соответствующих административно-территориальных единиц (ст. ст. 85−88). Причем, если обратиться к Закону РК «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан», в систему административно-территориальных единиц входят как регионы (область, район, аульный, сельский округ), так и любой населенный пункт с численностью не менее 50 человек. Если какое-либо крестьянское или иное население насчитывает менее 50 человек, то оно включается в состав ближайшего населенного пункта (п. 6 ст. 3). Таким образом, вся территория Казахстана находится под воздействием государственного управления. И тогда получается, что так называемые сельские и городские местные сообщества, охватывающие территории, на которых компактно проживают группы населения и где осуществляется местное самоуправление, иллюзия. Следовательно, иллюзорно, нереально все, что мы сегодня называем местным самоуправлением.

Остается только надеяться, что все сомнения относительно перспектив развития местного самоуправления развеет обсуждаемый сегодня в обществе законопроект «О местном самоуправлении в Республике Казахстан».

2. Проблемы и перспективы реформирования системы местного самоуправления

2.1 Проблемы реформирования системы местного самоуправления

На современном этапе узловой становится проблема рационального сочетания территориального (местного) самоуправления и государственного управления. При этом самостоятельность местных органов управления отнюдь не означает их полную бесконтрольность со стороны Центра.

Государству не следует опасаться расширения круга полномочий органов местного самоуправления. Они не могут быть беспредельны, ибо имеют свои пределы объекты их приложения: территория, население. Кроме того, существует законодательство, разграничивающее полномочия Центра и местных органов управления. Помимо прочего, самостоятельность и независимость органов местного самоуправления от государства условна, ибо граждане и территория, на которой они проживают, неотделимы от государства. Более того, все дела местного значения хотя и решаются самостоятельно, но в русле государственной политики, сочетая интересы своего региона, своего населенного пункта с интересами государства.

Необходимость осуществления политико-административных и конституционных реформ, отвечающих требованиям современной концепции развития местной государственной власти в контексте вхождения в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных государств мира, обозначил Президент РК Н. А. Назарбаев в качестве одного из важнейших приоритетов в развитии Казахстана: «Уже в ближайшее время политическая система Казахстана испытает серьезные новации, связанные с повышением роли и полномочии представительной ветви власти. Это касается как деятельности Парламента, так и работы маслихатов. Это большая и ответственная работа. Законы должны быть тщательно рассмотрены через призму устойчивости государства, главная ценность которого — стабильность и благосостояние народа. Демократические процессы в Казахстане должны ориентироваться на собственный путь развития с учетом особенностей страны и менталитета граждан, но каждый шаг в выбранном направлении нужно тщательно выверять.

Ведь речь идет о судьбах граждан, и о судьбах Родины. Здесь любая ошибка может стоить очень и очень дорого". Как показывает мировой опыт, реформы в этой сфере только тогда бывают успешными, когда в них принимают участие самые широкие слои населения, при этом одним из базовых условии устойчивого развития, эффективности государственного управления является политическая модернизация. Изменения, внесенные в 2007 году в Основной Закон — Конституцию РК — стало началом практической реализации демократических преобразований в обществе. Модернизация в экономике Казахстана и темпы внедрения новых моделей управления заметно опережают изменения, происходящие в политической сфере. В современных условиях большая часть политических и социально-экономических проблем, которые необходимо решать с участием государства и общества, фокусируются в системе местных органов государственной власти. Поэтому дальнейшие перспективы политической модернизации в Республике Казахстан, формирование в стране гражданского общества напрямую связаны с решением проблем и противоречий в системе местных органов власти. Осознание значения и роли местных представительных органов власти, как основ местного самоуправления, формирование и принятие гражданами либеральных и демократических ценностей и принципов, их активной социальной и экономической позиции, позволит выявить механизм обеспечения жизнедеятельности и стабильности общества.

Для современного Казахстана необходимым является изучение и рациональное исследование практического опыта развитых стран, имеющих богатые и глубокие традиции в сфере гражданского общества и местного управления, с учетом специфики нашего государства, как унитарного, целью которого является организация единого на всей территории республики политического и административного управления, последовательное перераспределение полномочий в пользу местных властей.

Теоретические аспекты проблемы децентрализации государственной власти, развитие местных органов власти и местного самоуправления имеют различные интерпретации. Анализ публикаций А. А. Таранова, А. Белиспаева, Г. Т. Телебаева позволяет сделать вывод о том, что наши ученые первостепенное внимание уделяют практическим аспектам данной проблемы.

Как, человек, проработавший в местных органах власти более 20 лет, считаю, что одним из рациональных и взвешенных подходов реформирования системы местной власти являются подходы Г. Т, Телебаева. Вызывают одобрения высказывания Г. Т. Телебаева о том, что реформа в системе местной власти является главной проблемой демократизации политической системы. Он обращает внимание на то, что в Казахстане нет ни серьезного учета региональных интересов, ни демократизма в отношениях «Центр-регион». В политической системе не хватает звена, который являлся бы важным амортизатором политической и социальной напряженности, позволяющий решать многие проблемы в рабочем порядке на низовом уровне, не допуская перерастания их в общенациональный кризис. В качестве такого амортизатора может выступить местное самоуправление.

Процесс становления системы местного самоуправления в развитых странах не был стихийным. Он был непосредственно инициирован и регулировался правительством. Следуя мировому опыту, в нашей стране образован такой государственный орган как Государственная комиссия по разработке и конкретизации программы демократических реформ, на первом заседании которой Н. А. Назарбаев заострил внимание, в первую очередь, на необходимость развития нормативной базы и социальных механизмов местного самоуправления.

В настоящее время разработка вопросов местного самоуправления как одного из важнейших аспектов развития институтов гражданского общества в современном Казахстане особенно актуальна для осуществления целенаправленной практической муниципальной деятельности. И вполне обоснованно, что рассматриваемая проблема должна быть исследована с разных научных позиций: регулирующимся феноменом, находится в существенной зависимости от государства. Но это отнюдь не административное воздействие государства на третий сектор, а всего лишь характеристика связи гражданского общества с теми условиями и возможностями деятельности, определяющимися спецификой и типом реальной политики того или иного государства.

Как отмечается в ст. 3 (п. 4) Конституции Республики Казахстан, «Государственная власть в республике едина, осуществляется… в соответствии с принципом разделения на законодательную, исполнительную и судебные ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов». Единство власти предполагает единую систему не только исполнительных, но и представительных органов. Но местное самоуправление не входит в единую систему власти, так как по статье 89 Основного закона представляет собой форму самовыражения населения с целью разрешения вопросов местного значения, организационные и функциональные вопросы таких органов устанавливаются самими гражданами.

Для сравнения: в ст. 3 Конституции Российской Федерации фиксируется, что народ, объявляемый носителем суверенитета и единственным источником власти в стране, «осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Как отмечают российские ученые, этот пункт сформулирован вполне логично, так как подчеркивает двойственность природы самоуправления, которое выступает и как элемент государства, и как элемент гражданского общества. С одной стороны, оно напрямую связано с различными государственными структурами, а с другой — является тем общественным институтом, который характеризует уровень развития социума в целом и демонстрирует возможности самоорганизации граждан страны в частности.

Но разница этих норм в том, что Казахстан является унитарным, а Россия федеративным государством. Именно унитаризм в условиях Казахстана обеспечивает единство управленческой, правовой, социально-экономической систем, а следовательно, бесконфликтность, целеустремленность и успешность проводимых реформ, является гарантией стабильности и прочности государства. В то же время унитаризм вполне совместим с принципом местного самоуправления, некоторой социально-экономической самостоятельностью регионов и ответственностью органов местного управления за решение вопросов местного значения.

Как уже было сказано, в Казахстане в соответствии с Конституцией государственное управление осуществляется через местные представительные органы — маслихаты и местные исполнительные органы во главе с акимами соответствующих административно-территориальных единиц (ст. ст. 85−88). Причем, если обратиться к Закону РК «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан», в систему административно;

территориальных единиц входят как регионы (область, район, аульный, сельский округ), так и любой населенный пункт с численностью не менее 50 человек. Если какое-либо крестьянское или иное население насчитывает менее 50 человек, то оно включается в состав ближайшего населенного пункта (п. 6 ст. 3). Таким образом, вся территория Казахстана находится под воздействием государственного управления.

И тогда получается, что так называемые сельские и городские местные сообщества, охватывающие территории, на которых компактно проживают группы населения и где осуществляется местное самоуправление, иллюзия. Следовательно, иллюзорно, нереально все, что мы сегодня называем местным самоуправлением.

Территориальное или местное самоуправление обретает характер общемировой проблемы. Практически нет такой страны, где она полностью решена. И это невозможно по определению. Разграничение полномочий, сферы ответственности, круга решаемых задач между органами государственного управления и местного самоуправления — это в значительной мере компромисс, достигаемый во имя устранения противоречий между делами, общими для государства, и делами местного характера. Разумеется, централизованное управление было бы идеальным с точки зрения единообразия требований ко всем членам общества, а также своевременности и эффективности достижения целей, решения задач, реализации функций управления. Но оно применимо для небольших государств, у которых компактная территория, общность исторических, национальных и религиозных традиций.

Если же имеются различия в нравах и обычаях, культуре народов, объединенных в единое государство, если территория охватывает несколько часовых поясов, внутренние дела государства (функции внутреннего управления) должны решаться органами самоуправления. Государство через парламент, правительство, конкретные министерства и ведомства центральных органов определяет лишь общую политику, вырабатывает стратегические задачи, общие ориентиры, оставляя за местными органами самостоятельно решать текущие вопросы. В этой связи необходимо отказаться от господствовавшей в течение долгих лет доктрины государственного регулирования по всем вопросам жизни страны. Надо усилить тенденцию перевода центра тяжести в управлении делами государства и общества на места, укрепляя институты регионального управления.

2.2 Законодательство Республики Казахстан о местном самоуправлении

В октябре 2006 года был опубликован проект Закона РК «О местном самоуправлении», который можно отнести к числу наиболее ожидаемых в обществе. И дело не только в том, что законодательное закрепление местного самоуправления прямо вытекает из Конституции Казахстана (1995 г.), сколько в том, что решение вопросов демократизации казахстанского общества во многом зависит от его принятия и содержания. Определенная работа по его обсуждению ведется в соответствии с постановлением мажилиса парламента от 4 октября 2006 года. Комитету по экономической реформе и региональному развитию поручено подготовить заключение. В настоящее время функционирует новый состав парламента, и хочется надеяться на принятие законодательства о местном самоуправлении.

Предполагается, что под местным самоуправлением будет пониматься система самостоятельной организации деятельности населения административно — территориальной единицы, осуществляемая в границах местного сообщества и решающая вопросы местного значения под свою ответственность в порядке, определяемом законом, другими нормативными правовыми актами и уставом местного сообщества. К примерам, так или иначе подходящим подструктуры местного самоуправления, с большой натяжкой можно относить такие формы, как КСК (собственники квартир) либо КТС (территориальное самоуправление), получившие определенное развитие в тех или иных регионах. В принципе, важным представляется определение основы или базы, на которую можно сделать организационную ставку. Если опираться на акиматы и систему местных государственных структур, в частности, на исполнительные органы, то такой опыт уже имеется. К решению задач и проблем на местах можно отнести положительные попытки проведения экспериментальных выборов сельских акимов (1999 г. и 2001 г.). В частности, этому способствовал Указ Президента РК «О выборах акимов аульных (сельских) округов, аулов (сел), поселков» от 23 июня 2001 года.

Вопросы местного значения, относимые к компетенции органов местного самоуправления, могут охватывать обеспечение жизнедеятельности населения аула, села, поселка, района в городе и городов, причем в части, не регулируемой органами местного государственного управления. Однако организационно, еще раз подчеркнем, возможны нюансы, которые также необходимо решить.

Самоуправление на законодательном уровне необходимо наполнить детальным содержанием, позволяющим гражданам действительно самостоятельно решать свои жизненные проблемы по месту жительства, важно дать простор для гражданской активности жителей, четкие ориентиры, формы и гарантии поддержки. Предполагается образование только одного местного сообщества на территории одной административно-территориальной единицы (кроме областных центров и городов республиканского значения). При этом под местным сообществом понимается совокупность граждан, постоянно проживающих на данной территории, в границах которой осуществляется местное самоуправление и формируются его органы.

Важно исходить из элементов понятия «местное самоуправление», причем главным представляется понятие «самоуправление», которое можно рассматривать как вид социального управления в целом. Причем важной представляется оценка местного самоуправления как способа организации местных дел, оно должно обладать всеми характеристиками управления в целом. Здесь же следует отметить и соединение элементов демократии, что отвечает задаче политической модернизации в обществе, о чем и говорил Президент страны Н. Назарбаев.

Общество нуждается в качественном управлении, и государство предпринимает шаги в этом вправлении, исходя из конституционной характеристики профессионального государства. Ряд ученых обращают внимание на то, что буквальное понимание самоуправления как самостоятельно решения людьми собственных проблем противоречит идущим процессам специализации человеческой деятельности, включая само управление. Для этого необходимы профессиональные правленцы и важно найти оптимальное соотношение как в децентрализации власти, так и разделении государственного управления и самоуправления.

В этой связи самоуправление представляется демократически организованным управлением с исполнением профессионального аппарата управления. Есть предложения подключить к становлению и местные представительные органы в лице маслихатов либо использовать их для непосредственной работы. Действительно, потенциал маслихатов может позволить в дальнейшем влиять на решение проблем социального значения путем оформления соответствующими актами. С другой стороны, не получится ли «растворение» еще не возникшего института местного самоуправления в структурах государственных?

В качестве основополагающих принципов деятельности органов местного самоуправления могут рассматриваться следующие:

— органы местного самоуправления, не входя в систему органов исполнительной власти, будут вступать во взаимодействие с ними, реализуя отдельные государственные полномочия, а также реализуя решения, принятые последними в соответствии с законами;

— финансовые средства органов местного самоуправления должны быть достаточными для реализации полномочий;

— органы местного самоуправления должны быть наделены собственной компетенцией в решении вопросов местного значения и нести ответственность перед населением соответствующей административной единицы;

— органы местного самоуправления должны действовать на основе единой организационной формы осуществления местного самоуправления:

— органы местного самоуправления должны действовать на основе коллегиальности с участием всех членов в подготовке и принятии решений:

— органы местного самоуправления должны работать открыто и прозрачно с регулярным информированием населения о проделанной работе.

Важное значение будут иметь и органы управления, под которыми предполагаются кенесы, избираемые из членов местного сообщества, и тор-ага как лицо, осуществляющее организацию исполнения принимаемых решений. Для нормального функционирования необходимо выстроить модель взаимоотношений государственных органов и органов местного самоуправления, причем первые должны создать необходимые правовые, организационные и иные условия для становления и развития местного самоуправления. Также необходимо решить вопросы финансового обеспечения важной представляется подготовка законодательства о местном самоуправлении, в которое необходимо включать положение Конституции Республики Казахстан, Закона о местном государственном управлении, нормативные правовые акты об органах муниципального управления и статусе должностных лиц, а также полномочия, задачи и ответственность указанных структур. Важно учитывать, что структура органов местного самоуправления должна определяться населением самостоятельно, то есть на местах появляется возможность разработать и внедрить также структуры, которые пригодны к работе в конкретных социально-экономических и политических условиях при учете сложившихся национальных и других традиций.

Решение данного вопроса должно связываться с принятием документа (устава) муниципального образования, в котором можно предусмотреть структуру и порядок формирования органов местного самоуправления. Однако не исключается возможность утверждения по результатам местного референдума отдельно структуры органов местного самоуправления. В этом случае представительный орган местного самоуправления, принимая устав, не вправе вносить какие-либо изменения в структуру органов местного самоуправления. При формировании структуры органов местного самоуправления, как показывает российский опыт, ключевая идея должна состоять в разделении властей: первичным органом местного самоуправления является представительный орган, а исполнительный орган ему подотчетен.

Разделение властей не означает, что между ними создаются препятствия в исполнении функций. Напротив, обе ветви власти могут взаимопроникать, взаимодополнять и взаимоуравнивать друг друга. Толкование этого понятия допускает два варианта: в широком смысле оно включает процедуру организации самоуправления, в том числе и представительного органа, в узком смысле — рассматривается как система имеющих самостоятельный статус органов, через которые на данной территории осуществляются функции и полномочия местного самоуправления.

Раскрывая вопрос о территориальной основе местного самоуправления, следует подчеркнуть, что проблемы муниципально-территориального устройства вызывают наиболее острые дискуссии, так как вопросы организации власти в государстве неразрывно связаны с его территориальным устройством, ибо функционирование государственных и муниципальных органов власти управления осуществляется в границах определенных территориальных единиц, на которые делится территория государства.

Государственная власть на местах организуется в соответствии с административно-территориальным делением, которое имеет несколько иерархических уровней, что предопределяет соподчиненность в построении единой центральной системы государственных органов.

Для определения необходимости новых подходов к местному самоуправлению необходима соответствующая программа, где можно предусмотреть самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и деятельности органов местного самоуправления, предусмотрев средства, выделяемые из государственного бюджета, добровольные сборы, доходы и выделенное имущество.

2.3 Перспективы развития местного самоуправления

Для того чтобы местное самоуправление обрело реальные черты, необходимо действующее законодательство привести в соответствие с теми положениями, которые записаны в ст. 89 Конституции. Если законодатель не внесет соответствующие поправки в нормативно-правовые акты, обеспечивающие реализацию норм, записанных в Конституции, то местное самоуправление будет оставаться кажущимся.

Каков путь внедрения системы местного самоуправления в Казахстане? Ясно, что отказываться от развития системы местного самоуправления нельзя. Как говорится, пути назад нет, ибо это выбор всех демократически ориентированных государств. Но на этом пути первые шаги должны быть направлены на решение следующих задач.

I. Принцип местного самоуправления должен быть закреплен в Конституции. И на его основе надо разработать законопроект «Об основах местного самоуправления», который бы не противоречил действующему законодательству о государственном управлении. Снять противоречия возможно только путем внесения изменений и дополнений в действующее законодательство в соответствии с нормами нового закона «Об основах местного самоуправления».

II. Необходимо определить сферу компетенции местного самоуправления. Она может быть установлена либо в Конституции, либо в Законе «Об основах местного самоуправления».

Компетенция органов местного самоуправления предполагает обладание ими полной свободы действий при реализации своих инициатив и решений, а также четкое разграничение полномочий и ответственности с органами государственного управления.

III. Должна быть достигнута полная договоренность с органами государственной власти относительно территории, на которую распространяется сфера влияния и объем полномочий органов местного самоуправления.

IV. Решение задач органов местной власти обеспечивается достижением соответствия организационных структур и ресурсов задачами местного самоуправления. Для этого местные органы власти должны самостоятельно определить структуру и административные ресурсы для обеспечения эффективного управления.

Необходимым условием успешного осуществления своих полномочий на местном уровне является наличие финансовых ресурсов.

Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставляемым им по Конституции или Закону полномочиям.

V. Должна быть четкая и продуманная система контроля за деятельностью органов местного самоуправления негосударственный статус его органов.

Это требует перехода от централизованного руководства их деятельностью со стороны государственных органов исполнительной власти к законодательному регулированию, методической поддержке местного самоуправления, формированию эффективной системы контроля над соответствием региональному законодательству решении, принимаемых органами местного самоуправления. На наш взгляд, в числе основных задач государственной поддержки местного самоуправления программа должна предусматривать следующее: — обеспечение разработки правовой основы деятельности местного самоуправления, создающей условия для выполнения его функций; - создание необходимых условий для формирования развития системы местного самоуправления;

— обеспечение постепенного перехода от централизованного государственного управления к децентрализованному управлению путем передачи муниципальным образованиям полномочий и ресурсов для самостоятельного решения вопросов местного значения;

— отработку формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— обеспечение правовых, финансовых и ресурсных гарантий прав местного самоуправления.

В целях реализации предлагаемой программы должны осуществляться:

а) оказание научно-методической помощи органам местного самоуправления и органам государственной власти по вопросам организации местного самоуправления;

б) организация подготовки кадров для работы в органах местного самоуправления;

в) создание информационных сетей местного самоуправления;

г) привлечение к сотрудничеству с государственными и муниципальными органами союзов и ассоциаций органов местного самоуправления.

Исходя из главных задач, можно предусмотреть следующие основные направления государственной поддержки местного самоуправления: — формирование финансово-экономической основы местного самоуправления; - организационно-методическая поддержка местного самоуправления и формирование системы государственного контроля над деятельностью местного самоуправления;

— информационная поддержка и информационное обеспечение деятельности местного самоуправления;

— создание системы подготовки и переподготовки кадров для органов местного самоуправления.

Делегирование государственных полномочий должно осуществляться на основе принципов:

— законности;

— соответствия моделей административной реформы;

— ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

— обеспечивает аппарат сельского маслихата и эти положения соответствуют нормам ныне действующей Конституции основного закона Республики. На районном уровне деконцентрация и децентрализация государственной исполнительной власти должна осуществляться поэтапно.

I-этап. Аким района назначается вышестоящим акимом с согласия районного маслихата, при этом маслихат должен быть наделен законодательным правом отклонять предложенную кандидатуру и вносить по предложению партийной фракции большинства депутатов «Нур Отан» свою кандидатуру на должность акима района.

П-этап. Аким района, города, избирается депутатами маслихата на альтернативной основе из двух или более кандидатур по предложениям де — путатаских партийных фракций.

На областном уровне система государственной власти сохраняется и остается прежней. Аким области назначается президентом с согласия депутатов областного маслихата.

Взаимодействие государственной исполнительной власти и местного самоуправления имеет прочное объективное основание; местная власть должна быть единой, обе системы управления призваны решать вопросы и проблемы исключительно местного значения. На I этапе предлагаемой концепции местные вопросы решают на городском, районном уровне органы местного государственного управления, а именно только местные представительные и исполнительные органы, а в низовом звене — так называемые самоуправленческие органы. Население, при определенной поддержке государства, самостоятельно решает вопросы территории, поселка, аула, села и т. д. В этом случае функции управления сельскими и городскими сообществами осуществляют «посредством самого населения», а это и есть самое настоящее самоуправление. После стабильной, устойчивой работы механизма взаимодействия всех ветвей власти и готовности населения можно перейти к реализации второго этапа развития местного самоуправления на уровне районов, городов с выборами председателей маслихатов с полномочиями представительного и исполнительно-распорядительного характера, с выполнением всех государственных услуг населению, упразднив структуры в лице акимов и акиматов на уровне районов, городов, передав все их функции маслихатам, как органам местного самоуправления.

Для Республики Казахстан, которая является унитарным государством, модернизация и суверенизация регионов, передача части властных полномочий от центра на места, разделение властей в аспекте «центр-регионы» является крайне сложным и внутренним противоречивым процессом с учетом огромной территории страны, неравномерным экономическим развитием и много национальным характером молодого независимого государства. Для того чтобы не допустить сепаратистских настроений на областном уровне, есть необходимость оставить существующие органы управления.

Заключение

В условиях кардинальных экономических и политических реформ вопрос о соотношении государственного управления и местного (территориального) самоуправления обретает особую значимость. Без предоставления самостоятельности местным органам управления, без определения круга задач, составляющих исключительную компетенцию местных органов власти, без четкого разделения функций и полномочий между Центром и входящим в него территориями власть государства становится абсолютной, а потому крайне неустойчивой и неэффективной. Полновластный Центр на обширной территории (Казахстан сегодня — это 2 млн. 725 тыс. кв. км., что соответствует пяти Франциям) не может быть высокоэффективным, поскольку невозможно учесть все условия и особенности — экономические, социокультурные, демографические, этнические и другие — территорий и регионов государства. Незнание же этих особенностей и условий, т. е. попытки во всех случаях использовать единый стандарт, единые требования в планировании и управлении порождают на местах непонимание и сопротивление (явное либо скрытое) решениям Центра. Все пороки управления из одного центра проистекают из невозможности принимать самостоятельные решения ни по одному вопросу местного значения.

В Республике Казахстан сегодня актуально стоит вопрос об эффективном функционировании институтов государственной власти, в том числе совершенствование организации деятельности представительных и исполнительных органов на местах, расширение их полномочий, модернизация государственного управления, способного обеспечивать согласно современным потребностям исполнение и реализацию интересов общества. В настоящее время ведется поиск оптимальной модели реформирования местных органов власти, на стадии становления и развития находится процесс формирования политико — правовых и экономических основ децентрализации.

Следуя принципу Европейской хартии, в местные выборные органы на уровне сельского округа необходимо, чтобы был избран маслихат сельского округа с числом депутатов от 7 до 11 человек в зависимости от численности населения округа на всеобщих выборах. Мнения о том, что в маслиха-тах всех уровней функции председателя сессии и секретаря маслихата должны быть объединены в освобожденную должность председателя маслихата, касаются и сельского маслихата. Исходя из этого, считаю, что депутаты сельского маслихата по представлению районного акима избирают своего председателя (торага), подотчетного сельскому маслихату и как депутата, подотчетного населению. Сельский маслихат во главе с его председателем имеет свой управленческий аппарат, собственность, бюджет, местные налоги и сборы, право на пользование государственными субсидиями и трансфертами для развития соответствующей территории. Сельский маслихат является юридическим лицом. Таким образом, вертикаль государственной исполнительной власти заканчивается на уровне района, при этом упраздняется должность акима и аппарат акима на уровне сельского округа, и все государственные услуги

Список использованной литературы

1. Витюк В. В. Состав и структура гражданского общества как особой сферы социума. Гражданское общество: теория, история, современность. М., 1999, с. 48−49.

2. Голенкова 3. Т. Альтернативы и перспективы развития гражданского общества в России. Гражданское общество: теория, история, современность. М, 1999, с. 7−8.

3. Гражданское общество на европейском Севере. СПб, 1996, с. 6.

4. Донаков Т. С. Некоторые проблемы правовой природы и организации местной исполнительной власти Республики Казахстан. Казахстан // Спектр, № 3 (21), 2002, с. 86.

5. Европейская хартия местного самоуправления. Реформы местного самоуправления в странах Западной Европы. (Отв. ред. Маклаков В.В.). М., ИНИОН, 1993, с. 3, п. 1.

6. Жанузакова Л. Т., монография «Конституционно-правовые проблемы организации и деятельности местных представительных органов в Республике Казахстан». Алматы — 2004 г., С. 6−10; С. 267−270.

7. Закон РК «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» от 23 января 2001 года.

8. Кожахметова А. Законодательство Республики Казахстан о местном самоуправлении // Тураби. — 2007. — № 5.-с. 64−65

9. Конституция РК от 30.08.1995 г. с изменениями, внесенными Законом РК от 07.10.1998 г. и 18.05.2007.

10. Копабаева А. О. «Конституционно-правовой статус маслихатов». Алматы-2000 г. С. 8−10.

11. Мацупа JI.B. «Маслихаты. Институциализация: Десять лет становления и развития» Костанай — 2004 год, С. 32−35.

12. Миндагулов А. Х. О развитии системы местного самоуправления в Республике Казахстан // Правовая реформа в Казахстане. — 2007. — № 2.-с. 7−10

13. МолчановМ. А. Дискуссионные аспекты проблемы «национальный интерес» // Полис, 2000, № 1. — с. 10.

14. Мусатаев С. Гражданское общество и местное самоуправление // Мысль. — 2007. — № 2.-с. 16−20

15. Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан. — Алматы: Жети Жаргы. — 2007.-544 с.

16. СоловьевЭ. Г. Местное самоуправление. Федерализм. Энциклопедия. М., 2000, с. 298.

17. Таранов А. А. Муниципальное право Республики Казахстан. Алматы — 1999, с. 47.

18. Шериязданов Б. Местная власть в Республике Казахстан и перспективы её модернизации // Саясат. — 2008. — № 7.-с. 9−13

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой