Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Пути и средства воспитания художественной культуры младшего школьника

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В широком смысле воспитание рассматривается как деятельность по приобщению человека к социальному опыту. Социальный опыт составляют такие компоненты, как знание, нормы морали, ценности общества, религия, наука, искусство, право, народные традиции и обычаи. Институтами воспитания в широком смысле является семья, школа, «улица» (ближайшее социальное окружении), неформальные группы, СМИ, литература… Читать ещё >

Пути и средства воспитания художественной культуры младшего школьника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Учреждение образования

" Белорусский государственный университет культуры и искусств"

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ПЕДАГОГИКЕ

Пути и средства воспитания художественной культуры младшего школьника в учреждениях социокультурной сферы Выполнила: студентка 314А гр.

Нехаенко Е.Н.

Научный руководитель:

Сперанская Г. Л.

Минск 2013

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы воспитания младшего школьника
  • § 1.1 Понятие воспитание. Его цель, задачи и проблемы
  • § 1.2 Понятие «художественное воспитание»
  • § 1.3 Пути и средства воспитания художественной культуры младшего школьника
  • § 1.4 Психологические особенности младшего школьного возраста
  • Глава 2. Исследование средств воспитания художественной культуры младшего школьника в учреждениях социокультурной сферы
  • § 2.1 Организация исследования процесса воспитания художественной культуры младшего школьника
  • § 2.2 Характеристика исследования
  • Заключение
  • Список использованных источников

Важной задачей воспитания является развитие у всех школьников самостоятельности, инициативы, активной позиции по отношению к окружающему миру.

Позиция личности — это устойчивая, осознанная система отношения личности к обществу, труду, другим людям, самому себе, обусловленная системой социальных ценностей данного общества. В школьном возрасте такая позиция только складывается, формируется. Этот процесс длительный, его течение определяется не только школой, но и семьей, влиянием всей окружающей ребенка среды. Протекает он далеко не гладко, и школе ежедневно приходится решать целый ряд сложных воспитательных проблем.

Многие важные черты духовного мира ребенка, его нравственного облика закладываются в начальных классах. Именно здесь ребенок получает основы систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли и нравственного облика. Если в воспитании детей в начальных классах упущено что-то существенное, то эти пробелы, даже если они не замечены в начальных классах, обязательно скажутся в подростковом возрасте. В этом случае придется иметь дело с процессом не только воспитания, но и перевоспитания, что значительно сложнее. Причины и источники многих успехов и неудач в воспитании подростка надо искать в реальном процессе воспитания, первых лет обучения детей в школе.

Воспитание, формирование личности ребенка осуществляется каждый день в будничной жизни. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьника стала разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений. Радостным для младшего школьника должен стать сам процесс приобретения новых знаний, познания мира с неизбежными трудностями, успехами и неудачами. Ни с чем несравнимую радость доставляют общение с товарищами, приобретение друзей, коллективные дела, игры, совместные переживания, приобщение к труду и общественно полезной деятельности.

Организуя воспитательные воздействия, педагоги должны знать внутренний мир ребенка, те изменения, которые в нем происходят под влиянием внешних факторов. Если воспитатели этого не знают, можно прямо сказать, что в значительной мере они действуют наугад, вслепую. В школьной практике постоянно происходит нравственная оценка поступков детей, их взаимоотношений в коллективе. Но отношение разных детей к одним и тем же нравственным требованиям и, соответственно, оценка их выполнения зависят от многих субъективных факторов: какие мотивы поведения и деятельности у каждого ребенка являются реально действующими, как складывается направленность его личности, насколько он умеет видеть нравственную сторону взаимоотношений и поступков людей, какие нравственные переживания были в его опыте. Исходя из этого школьник может по-разному воспринимать как смысл предъявляемых требований и оценок, так и смысл своих и чужих поступков. Так, например, при осуждении взрослыми один ребенок испытывает чувство стыда за свой поступок, он понимает, что несправедлив, сделал больно другому, не смог сдержать себя, совершил плохой поступок, что оценка взрослым его поступка справедлива; другой — только боится наказания, ему не стыдно за свое поведение, его переживания связаны главным образом с чувством страха: вдруг учитель расскажет родителям и те его накажут; третий — вовсе считает, что осудили неправильно, он обижен за себя, убежден, что его осуждают несправедливо, что его поступок единственно правильный, он просто отомстил товарищу и что так делать надо всегда. Выходит, что воспитатель воздействует на детей одинаково (осудил за плохой поступок), а каждый ребенок воспринимает его воздействие по-своему, вкладывает в ситуацию свой собственный личностный смысл. В том случае, когда понимание ситуации у педагога и ребенка едины, хотя глубина и всесторонность понимания различны, воспитательное воздействие эффективно.

Глава 1. Теоретические основы воспитания младшего школьника

§ 1.1 Понятие воспитание. Его цель, задачи и проблемы

Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира.

Я.А. Коменский

Воспитание… Довольно часто этим понятием оперируют не только педагоги, но и руководители разного уровня, политики, деятели науки и культуры, журналисты, правоведы, родители, дети и др., т. е. всё общество. Что же такое воспитание? Кто такой воспитанный человек? В чём прежде всего проявляется воспитанность человека?

В широком смысле воспитание рассматривается как деятельность по приобщению человека к социальному опыту. Социальный опыт составляют такие компоненты, как знание, нормы морали, ценности общества, религия, наука, искусство, право, народные традиции и обычаи. Институтами воспитания в широком смысле является семья, школа, «улица» (ближайшее социальное окружении), неформальные группы, СМИ, литература, музыка, рок-группа, массовая культура, общество, государство и др. Воспитание в широком смысле — это социализация человека, т. е. осмысленное усвоение им норм и правил поседения, ценностей общества, в котором живёт человек. Планомерную, регулируемую социализацию личности можно рассматривать как воспитание в узком смысле.

Воспитание в узком смысле представляет собой специально организованное целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников. Это профессиональная деятельность специалистов — педагогов, называемые воспитательной работой.

Целью процесса воспитания является развитие личности. Развитие трактуется как изменение состояния, совершенствование.

Основные задачи воспитания:

1) Развитие самосознания учащихся;

2) Развитие ценностных ориентаций воспитанников;

3) Формирование навыков культуры поведения личности;

4) Развитие эстетического вкуса человека;

5) Развитие экологической культуры как системообразующего компонента общей культуры современного человека;

6) Формирование у воспитанников гуманного отношения к людям;

7) Помощь учащимся в самореализации и др.

Сложившаяся экономическая, социокультурная ситуация в обществе. Стране и мире определяет сегодня проблемы воспитания современных школьников, среди которых:

· Низкий уровень культуры молодёжи, увлечение ею массовой культурой, утрата культурного иммунитета;

· Приоритет материальных ценностей над духовными;

· Отсутствие интереса к классике, непонимание классических произведений подлинного искусства;

· Отсутствие интереса к чтению;

· Дефицит чувств в отношениях с окружающими, равнодушие и нравственная глухота, отсутствие сострадания, эгоизм;

· Низкий уровень культуры поведения в общественных местах;

· Сквернословие, низкий уровень культуры речи;

· Неразвитый эстетический вкус;

· Широкое распространение вредных привычек: курение, алкоголизм, наркомания;

· Ранние половые связи;

· Неуважительное отношение к представителям другого пола;

· Несоблюдение правил личной гигиены и др.

§ 1.2 Понятие «художественное воспитание»

Художественное воспитание — формирование способности чувствовать, понимать, любить и оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности.

Педагогическая наука определяет художественное воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Потребность в красоте и доброте у ребенка отличается с его первых дней. Важно, чтобы с детства восприятие красоты сохранилось на всю жизнь, а для этого ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя — в природе, в деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях. В самой материальности мира, во взаимодействии его явлений заключена природная основа прекрасного. Постепенно познавая эту красоту окружающего бытия, ребенок обогащает свой внутренний мир, откликается на жизненные явления, отношения, предметы.

Воспитание художественной культуры — целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве; развитие эстетических потребностей и интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты. Эстетическое развитие — это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности.

Эстетическое воспитание неразрывно связано с художественным. Связь эта диалектична. Если эстетическое воспитание — это формирование отношения человека ко своей действительности, то художественное — становление отношения к искусству как носителю высшей эстетической ценности. Это — воспитание любви к искусству, понимания его высокого смысла и значения специфики образного воздействия. Следовательно, если художественное воспитание имеет свой особый предмет и свои конкретные задачи, то эстетическому воспитанию такие ограничения не свойственны. Его средствами могут быть не только виды искусства, но и все области практической деятельности человека (быт, труд, спорт и пр.), а также мир природы. В то же время, искусство есть одна из форм творчества по законам красоты, свойственного вообще человеку, и нельзя любить и понимать искусство, не воспринимая его эстетические воспитание немыслимо без художественных ценностей, и весь круг его вопросов теснейшим образом связан с вопросами искусства, общение с которым должно стать внутренней потребностью школьников.

Результаты художественного воспитания распространяются и оказывают воздействие на всю сложную структуру эстетического. Художественное, выступает в педагогике ядром эстетического воспитания.

Роль художественного воспитания или эстетического воспитания в развитии личности, в её всестороннем формировании трудно переоценить. Мы знаем, что ещё в древности человечество задумывалось об элементах эстетики и красоты в деятельности и жизни человека. Об этом говорится в одной притче Плутарха.

Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задаёт один и тот же вопрос: «Зачем ты везёшь эти тяжёлые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю прекрасный храм» .

Видеть в труде созидательное начало красоты — значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.

Очень велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно выполняет познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, её взглядов и убеждений.

§ 1.3 Пути и средства воспитания художественной культуры младшего школьника

Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Ещё Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на этическую сторону души, и, поскольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи.

Искусство и в особенности литература являются, могучим средством духовного возвышения человека.

" Чем больше я читаю, тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь" .

А.М. Горький

Чтобы чувствовать красоту оперного искусства, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей.

Развитие личности младшего школьника является следствием знакомства с произведениями искусства: литературы, музыки, живописи и т. д. На каждом новом этапе, более высоким уровне обучение младший школьник испытывает всё больше затруднений в усвоении эстетического в действительности. Причиной этого является неразвитость самих качеств личности, способствующих формированию познавательных процессов и составляющих единую систему, которую в целом можно назвать интеллектуальной и которая одновременно обеспечивает восприятие нового эстетического понимания, которое мало ориентирует на развитие индивидуальных особенностей ученика.

В процессе деятельности решаются следующие задачи:

передача учащимся этнопедагогических знаний об истории и культуре Беларуси (обычаях, обрядах, традициях, основах народного декоративно-прикладного искусства);

формирование способности понимать явления национальной художественной культуры и их эстетическое значение в жизни общества;

совершенствование умений воспринимать произведения искусства, получать эстетическое наслаждение от восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, высказывать эстетическое суждение, давать эстетическую оценку произведению искусства, явлению действительности;

развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся, эмоциональной отзывчивости к произведениям народного декоративного искусства;

формирование интереса к художественной культуре Беларуси, уважения и интереса к культурным ценностям других народов;

формирование эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты;

развитие изобразительных умений и навыков учащихся и их творческих проявлений, стремлений и способности художественно-творческого самовыражения в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности по продолжению народных художественных традиций;

воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству.

У детей в младшем школьном возрасте прежде всего возникает интерес и желание вносить что-то новое в свои действия, творить и украшать окружающий мир с позиции своего, пусть маленького, но эстетического опыта. Ребёнку необходимо получать удовольствие от действий, которые по его мнению, неожиданно преобразили определённый объект, а также от восприятия и передачи содержания и настроения произведения. Детское восприятие должно сопровождаться чувством радости и увлечённости.

В процессе художественного воспитания младших школьников необходимо учитывать, что ребёнок данного возраста особенно чувствителен, предрасположен к восприятию красоты окружающего мира. Именно в общении с эстетическими объектами живой и неживой природы с искусством у него возникает эстетические чувства наслаждения, которые испытывает человек при восприятии прекрасного в действительности и произведении искусства.

Потребность художественного воспитания рассматривается исследователями как «наука в удовлетворении эстетического наслаждения» (П.А. Рудик), «потребность в эстетическом переживании» (В.В. Неверов), как потребность «в эстетическом наслаждении» (К. Островский).

Учитывая то, что активно-деятельностная природа потребности наиболее ярко раскрывается в младшем школьном возрасте, под эстетической потребностью учащихся начальных классов мы понимаем свойственное ребёнку от природы стремление к прекрасному, степень которого определяется способностью личности эмоционально переживать искусство и творчески преображать окружающую действительность.

С дошкольного возраста ребёнка привлекают яркие цвета природы, картин, игрушек. Он испытывает потребность повторить увиденное: передать цвета на листке бумаги, в своём или «композиторском» варианте спеть песенку, придумать свой «секрет», которого нет ни у кого, собрать наиболее яркие карточки для игры и др.

Мир детства огромен и индивидуален для каждого ребёнка. Педагог должен помочь младшему школьнику развить и полноценно реализовать его основную потребность — творить в правильно организованной художественной деятельности.

Потребность в творчестве, выраженная не только в самореализации, но и в желании ребёнка стать создателем новых ценностей в художественной сфере, тесно связана с эстетической потребностью.

художественная культура воспитание школьник

" Художественная деятельность развивает художественно-образное мышление растущей личности, которое по своей природе является диалектическим, чуждым одномерному видению явлений. Поэтому общение с искусством, участие в художественной самодеятельности способствуют развитию школьников как субъектов познания других людей, позволяют им творчески постигать внутренний мир другого человека" [Гавриловец К.В., Казимирская И. И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. 2-е изд., переработка и доп. Мн., 1988. С. 61.]

По мнению Л. С. Выготского, творческой называется такая «деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет это созданное… какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувствами, живущими и обнаруживающимися только в самом человеке» (Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997. С. 3.)

Сфера свободного времени и досуга, в частности, всегда являлась объектом научного интереса. Философия рассматривает свободное время в качестве пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляет истоки возникновения свободного времени и его взаимосвязь с временем рабочим, его социальную ценность. Социология и экономика осуществляют количественный и статистический анализ указанных процессов, исследуют характер и содержание свободного времени личности, деятельность социальных институтов досуга по его наполнению, аксиологию досуга. Психология обращает внимание на потребности и мотивы, определяющие поведение и поступки человека в этой временной сфере.

В своей совокупности данные этих наук свидетельствуют о том, что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека.

Обоснование этого положения мы можем найти в работах древнегреческих философов и. в частности, в «Политике» и «Никомаховой этике» Аристотеля, где свободное время связывается со свободой жизнедеятельности человека.Ш. Фурье, В. Сен-Симон, Р. Оуэн выдвигали положения о необходимости увеличения свободного времени для всестороннего развития личности, Шопенгауэр назвал досуг венцом человеческого существования, так как только он делает человека полным обладателем своего «я». Саморазвитие личности, овладение ею достижениями культуры и создание культурных ценностей — все это связывалось непосредственно со свободным временем.

Несмотря на то, что свободное время представляет собой ведущую сферу жизнедеятельности человека, в которой происходит его физическое и духовное формирование и становление, в наименьшей степени ей уделено внимание в педагогике. Доминирующая роль в ней всегда отдаётся учебное деятельности, в процессе которой согласно теории педагогики и осуществляется воспитание. Вся прочая деятельность представляется как внешкольная или, согласно терминологии советского периода, культурно-просветительская работа.

По своей сути культурно-просветительная работа является педагогикой досуга.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания важна для детей всех возрастов. Но никто так не нуждается в ней, как дети дошкольного возраста. Музыкальные впечатления, полученные ими, остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь.

Роль фольклора в воспитании школьников велика: произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания учащихся. Народное творчество вбирает в себя жизненный опыт, коллективную мудрость, пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклор дает детям самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общее интересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Детям импонирует свойственная народному творчеству поэтизация природы, удивление перед ее могуществом и красотой, восхищение силой рук и ума человека. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях

§ 1.4 Психологические особенности младшего школьного возраста

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах, и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу.

В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В основе такой перестройки (ее еще называют вторым физиологическим кризом) лежит отчетливый эндокринный сдвиг — включаются в действие «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые». Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость.

Глава 2. Исследование средств воспитания художественной культуры младшего школьника в учреждениях социокультурной сферы

§ 2.1 Организация исследования процесса воспитания художественной культуры младшего школьника

Исследование процесса воспитания проводилось в ГУ «Замосточский центр досуга» (а. г. Замосточье Минского района) с детьми младшего школьного возраста (6−11 лет). Наблюдения велись за детьми в кружке для рисования «Винтаж». Время работы кружка 16.00 — 18.00, когда школьные занятия уже закончились и ребёнок успел подкрепиться.

Программа кружка имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитана на 2 года обучения, разработана с учётом потребностей и возможностей учащихся. Занятия в кружке способствуют раскрытию творческого потенциала детей, их нравственному и эстетическому воспитанию.

Одна из задач кружка творчества — помочь детям по-настоящему объединиться, научиться плодотворно взаимодействовать на разных уровнях, создать психологическую основу для взаимопомощи в возрастных и житейских кризисных ситуациях.

Каждый ребёнок — это свой внутренний мир, своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, духовность и быт. Практически у всех есть способности, таланты, увлечения. Но немногие этими умениями делятся. Бывают такие ситуации, когда сделать это внутри семьи не удаётся. А это предпосылки для того, чтобы прийти на занятия в кружок, улечься и научиться, помочь другим детям.

В настоящее время невозможно представить эстетическое и художественное воспитание детей без занятий декоративно-прикладными видами искусства. В условиях коренного изменения технологического образования, дополнительное образование детей приобретает одну из ведущих ролей.

Цель программы кружка:

Создание условий для развития различных форм воспитания, для полноценного (духовного, интеллектуального) гармоничного развития, формирование творчески мыслящей личности посредством знакомства с различными видами декоративно-прикладного творчества, содействие жизненному самоопределению обучаемых и умению реализовать на практике свои художественные замыслы.

Задачи:

воспитательные

развивающие

обучающие

Детям были предоставлены отдельное рабочее место, листы формата А4, краски гуашевые, кисточки, стаканчики с водой.

В данном случае средством воспитания выступает рисование. Руководитель дала задание: нарисовать окружающую среду, как представляет её ребёнок через 50 лет, учитывая сегодняшние развивающие технологии. Задание было высказано на уровне доступном для детей этого возраста. На кону стоял вопрос: насколько зелёной видят дети нашу планету в будущем?

Детям во время исполнения задания задавались наводящие вопросы:

Что делает воздух чище?

Нравится ли выезжать с родителями на природу?

Что нравится больше: играть в компьютерные игры или на природе с друзьями?

У кого есть домашние животные и как с ними проводят время? И т.п.

На вопросы дети охотно отвечали, что говорит о комфортной атмосфере во время проведения кружка. Это очень важно.

§ 2.2 Характеристика исследования

Методики диагностирования эстетической воспитанности

При изучении воспитанности необходимо использовать не одну методику, а их систему, комплекс, в которой методы дополняли бы друг друга. В настоящее время разработано большое количество методов диагностики, но не все они применимы к детям младшего возраста. На наш взгляд наиболее приемлемыми являются: наблюдение, беседа, эксперимент, опрос.

Наблюдение

Простая и одновременно сложная, легкая, но не надежная диагностика. Она осуществляется педагогом в процессе естественно протекающей реальной жизни детей. Находясь рядом с детьми, педагог видит и слышит самые разнообразные проявления личности воспитанников, по этим наблюдениям он делает вывод. Наблюдение предполагает так же создание искусственным образом ситуаций естественного плана. Производить наблюдение в таких ситуациях профессионально интересно, потому что дети в этот момент свободны в выборе поведения.

Повседневные наблюдения за детьми всегда обладают приоритетом перед особыми методиками, как бы хитры последние не были.

Беседа

Цель — позволяет установить, в ходе непосредственного общения, психических особенностей воспитанника, позволяющий получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов.

Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа. Ведущий беседу должен тщательно продумать все аспекты той проблемы, о которой он собирается говорить, подобрать те факты, которые, возможно, будут ему нужны. Четкая постановка цели беседы помогает формулировать четкие вопросы и избегать случайных. Он должен определить, в какой последовательности будет поднимать темы или задавать вопросы. Важно правильно выбрать место и время разговора. Необходимо, чтобы поблизости не было людей, присутствие которых могло бы смутить, или, того хуже, повлиять на искренность собеседника.

При проведении беседы, особенно свободной, следует придерживаться следующих рекомендаций:

Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.

Вопросы, которые могут оказаться неприятными для собеседника или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны быть равномерно, распределяться по всей беседе.

Вопрос должен вызывать обсуждение, развертывание мысли.

Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника.

Искренний интерес и уважение мнения собеседника, доброжелательное отношение в разговоре, желание убедить, а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие не менее важны, чем умение убедительно и аргументировано говорить. Скромное и корректное поведение вызывает доверие.

Воспитатель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой неприятны собеседнику. Нежелание отвечать на вопрос должно встречаться с уважением, даже если из-за этого упускается важная для исследования информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать еще раз в иной формулировке.

С точки зрения результативности беседы лучше задать несколько мелких вопросов, чем один крупный.

В беседе с воспитанниками следует широко использовать косвенные вопросы. Именно с их помощью воспитатель может получить интересующую его информацию о скрытых сторонах жизни ребенка, о неосознаваемых мотивах поведения, идеалах.

Ни в коем случае нельзя выражаться серо, банально или некорректно, стараясь таким образом приблизиться к уровню своего собеседника — это шокирует.

Для большей достоверности результатов беседы наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться и тем самым контролировать предыдущие ответы, дополнять, снимать неопределенность.

Не следует злоупотреблять терпением и временем собеседника. Беседа не должна длиться более 30−40 минут.

Опросник

Опросник принадлежит к самым проверенным, практикуемым и освоенным методикам. Но у этой диагностики есть одна распространенная отрицательная черта. Ее эксплуатируют, когда педагог не дает себе труда творчески отбирать методики для конкретной педагогической цели, и при помощи опросника пытаются узнать у самих детей, какова мера их воспитанности. Поэтому педагоги часто прибегают к одновременному опросу родителей и детей, а также учитывают собственную оценку.

Анкетирование

Анкетирование — опросник, составленный как система вопросов, позволяющая обнаружить широкий круг отношений к какой-либо жизненной ценности. Очень часто каждый вопрос требует четкого ответа «да» либо «нет». Анкету легко общитывать и выводить общие количественные результаты именно по тому, что ответы лаконичны и единообразны по форме. Анкетирование чаще всего проводят в конце какого-то пройденного совместного периода активной деятельности, снимая результаты, хотя и очевидные, но нуждающиеся в подтверждении.

Проведение анкеты выявляет многие детали общей картины, педагогу легче понять ситуацию воспитания, но и проще прослеживать содержательные изменения в личности ребенка, тем самым открывается дорога профессиональной свободы и профессионального осмысления всего того, что производит педагог, что задумывает в своей работе, что предполагает получить в качестве профессионального продукта своей педагогической работы.

В нашей работе были использованы такие методики диагностирования как наблюдение и беседа.

Ребёнку была дана возможность выразить свою точку зрения через рисунок. Во время выполнения задания дети принимали серъёзный вид, что говорит о их понимании глобальности вопроса.

Рисунок Давыдовой Алины (в приложении) говорит о том, что девочка адекватно восприняла задание. На рисунке мы видим окружающую среду в ярких тонах. Изображены звери, которые обитают в других (более теплых) континентах, светящееся солнце, деревья, трава. Это горит о том, что Алина любит летнюю пору года, возможно глобальное потепление дало результат видение экзотических животных. Это говорит об адекватном восприятии мира. На рисунке не изображены городские объекты, что говорит о любви к природе, а не к городкой среде.

Вывод, с рисунка Давыдовой Алины видно, что девочка любит и ценит природу. В будующем видит её в гармоничном состоянии.

Рисунок Ивановой Натальи говорит о том,

Заключение

Сфера свободного времени и досуга, в частности, всегда являлась объектом научного интереса. Философия рассматривает свободное время в качестве пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляет истоки возникновения свободного времени и его взаимосвязь с временем рабочим, его социальную ценность. Социология и экономика осуществляют количественный и статистический анализ указанных процессов, исследуют характер и содержание свободного времени личности, деятельность социальных институтов досуга по его наполнению, аксиологию досуга. Психология обращает внимание на потребности и мотивы, определяющие поведение и поступки человека в этой временной сфере.

В своей совокупности данные этих наук свидетельствуют о том, что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека.

Обоснование этого положения мы можем найти в работах древнегреческих философов и. в частности, в «Политике» и «Никомаховой этике» Аристотеля, где свободное время связывается со свободой жизнедеятельности человека.Ш. Фурье, В. Сен-Симон, Р. Оуэн выдвигали положения о необходимости увеличения свободного времени для всестороннего развития личности, Шопенгауэр назвал досуг венцом человеческого существования, так как только он делает человека полным обладателем своего «я». Саморазвитие личности, овладение ею достижениями культуры и создание культурных ценностей — все это связывалось непосредственно со свободным временем.

Несмотря на то, что свободное время представляет собой ведущую сферу жизнедеятельности человека, в которой происходит его физическое и духовное формирование и становление, в наименьшей степени ей уделено внимание в педагогике. Доминирующая роль в ней всегда отдаётся учебное деятельности, в процессе которой согласно теории педагогики и осуществляется воспитание. Вся прочая деятельность представляется как внешкольная или, согласно терминологии советского периода, культурно-просветительская работа.

По своей сути культурно-просветительная работа является педагогикой досуга.

Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.

Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

Вывод: исходя из… можно… Появилось желание, интересное детство, образованность

Список использованных источников

1. Воловик, А. Ф. Педагогика досуга: учебник / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. — М.: Флинта, 1998. — 232, с.: ил. — (Библиотека педагога-практика).

2. Котикова, О. П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей, педагогов внешкольных учреждений / О. П. Котикова, В. Г. Кухаронак. — Минск: Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, 2001. — 192с.

3. Подласый, И. П. Педагогика: новый курс. В 2 кн. Книга 2. Процесс воспитания: [для студентов вузов] / И. П. Подласый. — М.: Владос, 2003. — 255, с. — (Учебник для вузов).

4. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — Изд.5. — Минск, 1998.

5. Осипова, Л.Е. Социально-культурная деятельность: теория, технологии, практика: коллективная монография [В 2 ч.]. Ч.1/Челябинская государственная академия культуры и искусств; [ред. — сост.Л. Е. Осипова; науч. ред.В. Я. Рушанин; редкол.: Рушанин В. Я. и др.]. — Челябинск: ЧГАКИ, 2005. — 280 c.; 21×15 см. — Библиогр. в подстроч. примеч. — Сведения об авторах: с.279−280.

6. Основные направления организации идеологической и воспитательной работы в высших учебных заведениях в 2008/2009 учебном году: [методические рекомендации: письмо Министерства образования Республики Беларусь, 4 августа 2008 г., № 20−12/95] / Республика Беларусь. Министерство образования // Зборнік нарматыўных дакументаў / Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. — 2008. — № 20. — С.48−64.

7. Гавриловец К. В., Казимирская И. И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников.2-е изд., переработка и доп. Мн., 1988. С. 61.

8. Бесова, М. А. Педагогика современной школы: теоретический аспект: Учебное пособие. Часть 2. / М. А. Бесова. — Могилев: УО «МГУ им. А. А. Кулешова» , — 2004 — 104 с.

9. Котикова, О. П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей; педагогическое внешкольное учреждение/О.П. Котикова, В. Г. Кухаронак; Научно-методический центр учебной книги и средств обучения. — Минск, — 2001 — 192 с.

10. Корниенко, С Г. Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города: автореферат диссертация кандидата пед. наук: 13.00.01/Кемер. гос. ун-т, — Кемерово, — 2002

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой