Управление качеством на предприятии на примере ОсОО «Риха»
Участие служащих и рабочих После вовлечения в процесс улучшения деятельности всего руководящего состава наступает пора привлечения служащих и рабочих. Это осуществляется начальником каждого подразделения, формирующим «группу улучшения работы» в составе подразделения. Как руководитель такой группы, начальник отвечает за обучение её членов применению тех методов улучшения работы, которым он уже… Читать ещё >
Управление качеством на предприятии на примере ОсОО «Риха» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСКО-РОССИЙСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТ ОТЧЕТ о преддипломной практике по специальности «Управление качеством» в ОсОО «РИХА».
Отчёт выполнил: студент группы М-5,5−1-08 Маркешин А.Б.
Руководитель практики от кафедры: ст. преподаватель Казакова Л.П.
БИШКЕК 2013.
1. Общая характеристика предприятия (ОсОО «Риха).
2. Управление производством.
3. Функция «Маркетинг и перспективы организации».
4. Функция «Стратегическое управление».
5. Функция «Управление персоналом».
6. Функция «Управленческие решения».
7. Предложения по улучшению деятельности.
1. Общая характеристика предприятия ОсОО «Риха».
ОсОО «Риха» зарегистрировано в Министерстве Юстиции Кыргызской Республики в марте 1999 года, в Ленинской налоговой инспекции.
Предприятие является обществом с ограниченной ответственностью, которое по законодательству Кыргызской Республики является независимым юридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеет печать, эмблему, символику, бланки со своим наименованием.
Также общество осуществляет свою деятельность на принципах рыночной экономики и действует в соответствии с действующими законами, нормативно-правовыми актами Кыргызской Республики и Уставом общества.
Юридический адрес ОсОО «Риха»: Бишкек, пр. Чуй, 219.
ОсОО «Риха» относится к сфере среднего бизнеса.
В начале своей деятельности данное предприятие было просто небольшим колбасным цехом, но зарегистрировавшись как ОсОО, оно расширило свою сферу деятельности.
Целью организации является качественное обслуживание покупателей и клиентов и получение прибыли от осуществления хозяйственной деятельности.
Предприятие «Риха» является одном из крупных производителей колбасных изделий в Кыргызской Республике.
11-летний опыт работы на рынке, постоянное совершенствование производства, инновационные технологии, сотрудничество с партнерами позволяют предприятию в полной мере удовлетворить потребности клиентов.
Натуральное сырье и ингредиенты, оптимальное соотношение цены и качества, экологическая безопасность и здоровое питание является решающим фактором успеха продукции ОсОО «Риха».
Предприятие располагает производственными и складскими площадями, необходимым оборудованием, транспортом, развитой инфраструктурой (подъездные пути, энергокоммуникации, линии связи и т. д).
ОсОО «Риха» иногда является участником проводимых в Бишкеке выставок и ярмарок. Продукция данного предприятия неоднократно отмечалась дипломами и грамотами.
Поставщиками сырья, продуктов, ингредиентов в «Риха» являются:
· Российская Федерация;
· Республика Казахстан;
· Китай;
· местные поставщики (производители сельскохозяйственной продукции).
Рис. 1. Доля поставщиков сырья в ОсОО «Риха».
Продукцию ОсОО «Риха» покупают (основными потребителями являются):
· индивидуальные потребители;
· предприятия общественного питания (столовые разных организаций, кафе, рестораны);
· торговые организации (сети магазинов, предприятия оптовой и розничной торговли);
· государственные учреждения (тюрьмы, колония, следственный изолятор и др.).
Организация как функция управления ОсОО «Риха» обеспечивает упорядочение деятельности фирмы. Функция организации нацелена на упорядочение деятельности руководителей и исполнителей. Если функция планирования отвечает на вопрос ЧТО, то функция организации ставит вопрос КТО и КАК будет реализовывать план организации. В ОсОО «Риха» работает 127 человек.
Организационная структура данного предприятия рассмотрена на рисунке 2.
Рис. 2. Организационная структура ОсОО «Риха».
Структура предприятия «Риха» является линейно-функциональной, так как представляет собой комбинацию линейной структуры с системой выделения определенных функций. При линейных руководителях создаются специальные подразделения (отделы, службы, хозяйства), которые помогают линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления.
Основными показателями деятельности данного предприятия могут являться следующие: объем выпуска продукции, товарно-материальные запасы, оборотные активы, прибыль предприятия и многие другие. Для удобства можно свести некоторые данные в таблицу (табл. 1):
Таблица 1.
Показатели объема выпуска продукции и прибыль ОсОО «Риха».
№ п/п. | Показатели. | 2010 год. (тыс. сом.). | 2011 год (тыс. сом.). | 2012 год (тыс. сом.). | |
1. | Объем выпуска продукции. | 2253,2. | 2748,5. | 3192,4. | |
2. | Прибыль. | 250,8. | 305,5,. | 350,8. | |
Эти показатели доказывают, что ОсОО «Риха» работает эффективно и имеет перспективу для дальнейшего развития. И так как предприятие рентабельное, то возможны пути его совершенствования и расширения сферы деятельности.
2. Управление производством Одной из основных задач на колбасном производстве является управление производством, снижение затрат на производство, разработка плана производства продукции. Это позволяет предприятию снизить уровень простоя оборудования и специалистов, сократить сроки выполнения заказов.
Система управления производством предназначена для планирования технологических процессов и материальных потоков при производстве продукции.
В плане производства предприятия содержится взаимосвязанная система плановых показателей:
· объемы и сроки производства продукции;
· номенклатура и ассортимент продукции;
· расчет производственных мощностей;
· определение потребностей в ресурсах.
Колбасное производство ОсОО «Риха».
Колбасный цех выпускает ОсОО «Риха» выпускает следующий ассортимент колбасных изделий:
· Колбаса вареная «Докторская»;
· Колбаса вареная «Столичная»;
· Колбаса вареная «Мусульманская»;
· Колбаса вареная «Чайная» и др.;
· Колбаса копченая «Сервилат»;
· Колбаса копченая «Салями»;
· Колбаса копченая «Флорентийская» и др.;
· Замороженные полуфабрикаты;
Производственный процесс организован в функциональном (технологическом) разрезе. Расстановка оборудования произведена в основном по технологическому варианту планировки. Рабочие места оснащены и оборудованы необходимым основным и вспомогательным инвентарем, с учетом требований эргономики.
В колбасном производстве используется следующее оборудование:
· фаршемесительная машина;
· мясорубка;
· подъемник опрокидыватель;
· фаршеделитель;
· формовочная машина;
· печи;
· дозаторы и охладители воды;
· холодильное оборудование;
· вспомогательное оборудование;
· инвентарь (совки для сыпучих продуктов, лопатки, дозаторы начинок и т. д.);
На перечисленном оборудовании работает высококвалифицированный персонал, прошедший специальную подготовку и обучение.
Колбасный цех может выпускать до 580 кг в час колбасных изделий. Помещение цеха отвечает всем санитарно-гигиеническим требованиям, оснащено естественной и искусственной вентиляцией, смешенным кондиционирование воздуха, необходимым освещением. В период перебоев с электричеством был закуплен мощный генератор. Подведено горячее и холодное водоснабжение, газовое и электрическое отопление. Так же в ОсОО «Риха» имеются подсобные и складские помещения.
Административная и бытовая часть сосредоточена в отдельной пристройке к самим цехам. Все производственные и бытовые помещения имеют удобный и современный дизайн. Для работников имеется мини-кухня (столовая), где они могут пообедать.
3. Функция «Маркетинг и перспективы организации».
Предприятие в современном мире может добиться успеха лишь в том случае, когда оно не игнорирует запросы потребителей. Для повышения эффективности требуется исследование и удовлетворения максимального количества требований покупателя. Маркетинг занимается исследованием поведения потребителя, которое включает его потребности и требования.
В ОсОО «Риха» недостаточно внимания уделялось вопросам маркетинга. В настоящее время в планах предприятия создать маркетинговую службу или добавить одну штатную единицу — менеджера по маркетингу. Маркетолог будет целенаправленно заниматься маркетинговыми исследованиями и рекламой продукции. Руководство с пониманием относится к существующей проблеме, так как бренд «Риха» не совсем известен многим потребителям.
Большая часть продукции идет на «городской» рынок и в близ лежащие населенные пункты (Пишпек, с. Жал, Кызыл-Аскер, с. Сокулук и др.) В центр и спальные районы идет более 50% продукции.
Вся выпускаемая продукция ОсОО «Риха» относится к средней и средневысокой ценовой группе. Именно в этой «нише» наблюдается прирост потребления колбасы высокого качества и обладающего характеристиками здорового и экологически безопасного питания. Правильное позиционирование колбасных изделий необходимо достигать через некоторые нововведения:
· инновационную упаковку;
· специально разработанный дизайт изделий.
· узнаваемый бренд (листовки, брошюры и др.).
· организацию фирменного интернет сайта;
· участие в ярмарках и выставках;
· демонстрацию готовой продукции в общественных местах;
· открытие фирменных магазинов.
Торговые площади ОсОО «Риха» имеет несколько фирменных точек реализации своей продукции.
Проведенный анализ показал, что этого явно не достаточно и созрела необходимость создания новых фирменных магазинов (ларьков) по реализации колбасных изделий.
В связи с этими проблемами, улучшение деятельности предприятия возможно по следующим направлениям:
1. Создание фирменных торговых точек.
2. Расширение сотрудничества с сетями магазинов («Народный», «Пятерочка», «7 дней», «Каныкей» и др.).
3. Сотрудничество с организациями общественного питания.
4. Освоение других регионов Кыргызской Республики по реализации готовой продукции.
ОсОО «Риха» постепенно решает данные проблемы и задачи. Их реализация требует инвертирования финансовых средств.
В перспективе предприятие должно рассмотреть расширение своей деятельности, а соответственно и ассортимента колбасных изделий.
Не стоит забывать о родственной диверсификации производства. Но для такого шага необходимо провести тщательный анализ рынка.
4. Функция «Управление персоналом».
Как говорилось ранее, в ОсОО «Риха» трудится 127 человек.
Производственный персонал высококвалифицированный, прошедший специальную подготовку и обучение к работе на современном оборудовании. Например, главный технолог прошел курсы по данному направлению в Италии.
Технический персонал также соответствует требованиям предприятия, имея соответствующее образование и подготовку. Данный персонал совершенствуется и применяет в своей работе современные инновационные технологии.
Административно-управленческий персонал также имеет соответствующую подготовку, весь имеет высшее образование.
Коллектив очень сплоченный и ответственный. Практически любой работник, даже директор фирмы может предоставить клиенту максимум информации о товаре.
Руководитель с персоналом проводит собеседования и совещания по улучшению их работоспособности и привлечению новых покупателей. Также постоянно ведется обмен опытом с другими, даже зарубежными фирмами по продаже такого же или похожего товара. Персонал не останавливается на достигнутом, и постоянно повышает свои навыки.
Делегирование полномочий в ОсОО «Риха» осуществляется по иерархической лестнице. Директор распределяет среди сотрудников задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации.
Уровень заработной платы работников постоянно растет. Все сотрудники периодически получают премии. Премии выдаются по продуктивности работы, но некоторые сотрудники могут ее лишиться из-за опозданий и других нарушений.
На фирме проводятся корпоративные мероприятия, которые поднимают дух и сплачивают коллектив.
Таблица 2.
Показатели численности персонала и средняя заработная плата ОсОО «Риха».
№ п/п. | Показатели. | 2010 год. | 2011 год. | 2012 год. | |
1. | Количество сотрудников (чел.). | ||||
2. | Заработная плата (сом). | ||||
5. Функция «Управленческие решения».
Решение — выбор альтернативы. Организационное решение — выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения в ОсОО «Риха» — обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.
Решения, которые принимаются в ОсОО «Риха» многообразны. Они различаются по ряду характеристик (рис. 5.).
Рис. 5. Основные характеристики решений Управленческие решения на фирме принимаются чаще всего единолично, но некоторые вопросы выносятся на коллегиальное обсуждение.
Если соотнести эти решения к стилям руководства, то в организации скорее всего авторитарно-демократический стиль управления (смешенный).
Но это только эффективно отражается на работе и достижениях ОсОО «Риха».
6. Функция «Управление качеством».
Функцию «Управление качеством» в компании осуществляет отдел технического контроля, основной задачей которого является обеспечение в пределах функций, прав и ответственности отдела надёжного, эффективного и своевременного контроля производимой продукции на соответствие требованиям нормативной документации и действующим программам обеспечения качества.
Также данный отдел выполняет следующие функции:
Выполнение контрольных операций по контролю продукции на всех стадиях процесса жизненного цикла в соответствии с требованиями нормативной документации.
Оформление, ведение и хранение первичной учётной документации по результатам выполненных работниками операций и процедур контроля качества продукции.
Назначение контрольных точек и методов контроля.
Выполнение контроля дисциплины на рабочих местах на соответствие внутренним требованиям компании.
Участие в проверках оборудования.
Присутствие работника отдела контроля при инспекторских проверках представителями государственных надзорных органов и аккредитованных органов по сертификации.
Представление информации по качеству продукции заинтересованным подразделениям компании по установленным и согласованным формам.
— учёта претензий и рекламаций потребителей;
— переписки с клиентами;
— рабочей документации отдела контроля в соответствии с номенклатурой дел;
— методического обеспечения контроля;
— собственной хозяйственной деятельности по обеспечению функционирования отдела;
13. Планирование работ и отчётность.
Система управления качеством документирована частично.
В компании используются статистические методы анализа качества производимой продукции.
7. Рекомендации по совершенствованию процесса управления качеством в ОсОО «Риха».
Обобщение и анализ опыта работы компании ОсОО «Риха» в области повышения качества позволили, выявить наряду с положительными сторонами и ряд недостатков. Характерными недостатками обеспечения качества продукции в компании ОсОО «Риха»" являются:
· недостаточная информация о качестве производимой продукции;
· слабая взаимосвязь между качеством продукции и стимулированием его повышения;
· осуществление не связанных между собой разрозненных мероприятий по повышению качества процессов на внутриорганизационном уровне;
· несовершенство организации работ по учету затрат и потерь, вызванных неудовлетворительным качеством выпускаемой продукции;
· слабая аналитическая работа по выявлению причин рекламаций и претензий, поиску резервов повышения качества продукции.
Недостаточное внимание уделяется также контролю за исполнением решений, принимаемых в рамках работ по повышению качества..
Направленность совершенствования действующей системы управления качеством услуг должна быть таковой, чтобы было обеспечено её функционирование на основе реального механизма управления качеством, сориентированного на производство конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей требованиям имеющихся и потенциальных потребителей.
При этом необходимо ориентироваться на использование следующих принципиально важных положений в системе управления качеством продукции:
приоритеты в системе управления качеством должны быть расставлены так, чтобы на первом месте стояло качество продукции во имя потребителя. Руководство компании должно доходчиво на основе экономического обоснования довести до сотрудников, что на первом месте стоит задача обеспечения качества, а объемы реализации — только на втором и настоять на выполнении этого подхода. Этот подход не должен ограничиваться призывом и командой.
Повсеместно и постоянно подкреплять вышеуказанный подход проведением новой инвестиционной и инновационной политики, переходя от традиционного увеличения объемов реализации к реконструкции, перевооружению и обновлению основных фондов и самой продукции, обеспечивающих существенное повышение качества продукции.
Компания обязательно должна иметь и осуществлять рациональную систему сбора, учета, обработки, анализа и хранения в течение определенного срока информационных данных о качестве предоставленных услуг компании.
Улучшение материально — технического снабжения должно осуществляться умением найти нужных поставщиков, повышением заинтересованности каждого поставщика и установлением с ними тесных контактов многопланового характера.
Управленческие воздействия должны быть эффективными и выполняться применительно ко всем стадиям жизненного цикла производимой продукции.
Создание системы непрерывного обучения в области управления качеством продукции и воспитание всех работников в духе уважительного отношения к потребителям, клиентам.
Необходимо внедрение системы менеджмента качества в компании.
В соответствии с этим должны изыскиваться пути и средства достижения заданного уровня качества..
Достижение заинтересованности руководства высшего звена..
Создание руководящего совета по улучшению качества..
Вовлечение всего руководящего состава..
Обеспечение коллективного участия в повышении качества..
Обеспечения индивидуального участия в повышении качества..
Создания групп совершенствования систем, регулирования процессов..
Более полное вовлечение поставщиков в борьбу за качество..
Меры обеспечения качества функционирования системы управления..
Краткосрочные планы и долгосрочная стратегия улучшения работы..
Создание системы признания заслуг..
Рассмотрим более подробно эти направления..
Заинтересованность высшего руководства..
Полная уверенность высшего руководства в том, что компания способна на большее по сравнению с прошлым, абсолютно необходимо для начала процесса улучшения работы. Этот процесс начинается с высокого руководства, развивается по мере появления им заинтересованности и прекращается по мере падения к нему интереса со стороны руководства..
1) Вовлечение всего руководящего состава..
Все члены руководящего состава несут ответственность за реализацию процесса улучшения деятельности. Это требует активного практического участия каждого управленца и руководителя среднего звена в рамках организационной структуры — от генерального директора до главного бухгалтера..
Каждому руководителю нужна особая подготовка для понимания новых требований к стандартам деятельности и связанных с ними методов улучшения деятельности..
2) Участие служащих и рабочих После вовлечения в процесс улучшения деятельности всего руководящего состава наступает пора привлечения служащих и рабочих. Это осуществляется начальником каждого подразделения, формирующим «группу улучшения работы» в составе подразделения. Как руководитель такой группы, начальник отвечает за обучение её членов применению тех методов улучшения работы, которым он уже обучен. Задачи группы улучшения работы — определение результатов деятельности своего подразделения и внедрения системы, непрерывно совершенствующей деятельность..
3) Индивидуальное участие..
Как бы ни были важны коллективные действия, нельзя забывать об отдельно взятом человеке. Необходимо разработать систему, способствующую личному участию, оценке и признанию результатов такого участия и вклада, вносимого каждым сотрудником в повышение эффективности и качества..
4) Группы по совершенствованию систем и процессов..
Группа по совершенствованию систем состоит из отдельных представителей каждого участвующего в процессе подразделения. Такая группа обеспечивает внедрение наиболее эффективной системы взаимодействия подразделений и такое совершенствование части процесса, которое бы не оказывало влияния на весь процесс..
5) Вовлечение поставщиков..
В современных условиях почти все предприятия и организации хотя бы частично зависят от сторонних лиц, прежде всего, поставщиков. Ни один успешный процесс улучшения деятельности не может осуществляться без содействия поставщиков..
6) Обеспечение качества функционирования систем управления..
Заключение
управление персонал качество продукция В результате прохождения практики на ОсОО «Риха» были получены основные сведения о деятельности компании, изучены основные экономические и социальные показатели, дающие общее представление о компании, а также данные, необходимые для написания дипломной работы..
Проведен анализ работы основных отделов ОсОО «Риха», изучены основные функции этих отделов. Рассмотрена деятельность отдела технического контроля, отдела бухгалтерского учета и, конечно, отдела продаж..
Также были исследованы основные направления работы отдела контроля. Из проведенного анализа можно сделать вывод об относительно успешном функционировании отдела контроля ОсОО «Риха» и выполнении им своих основных функций. Перспективы развития компании видимые руководством находят свое отражение в системе менеджмента качества, идею обязательного внедрения которой директор воспринял положительно..
В целом, компания на данный момент функционирует относительно стабильно, материально-технического обеспечение компании находится на довольно высоком уровне, правда квалификация персонала иногда оставляет желать лучшего. Впрочем, с целью улучшения квалификации персонала руководство планирует проводить различные тренинги, заставить персонал пройти курсы повышения квалификации и может быть даже пригласить специалистов со стороны. Многое будет зависеть от правильности принятого высшим руководством решения в области постоянного улучшения качества..